Что такое совесть — определение и рассуждение

Психология совести. Вина, стыд, раскаяние (Е. П. Ильин, 2016)

Как уже было сказано ранее совесть тесно связана с душевным состоянием человека. Её проявление и то, что она будет испытывать (муки/угрызения) или какой она будет (нечистой/спокойной) напрямую зависит от поступка, каких-либо действий совершённых человеком. Как правило, к этому чувству взывают, когда человек совершил что-то плохое («Совесть у тебя есть?»). Для большего понимания того, о чём мы говорим, разместим выражения об этом чувстве на шкале окраски поступка от ужасного до правильного.

Другими словами, это индикатор понимания плохого поступка, и если всё сделано как следует, правильно — совесть успокаивается. А теперь обсудим подробнее как понять каждое из этих выражений.

Совесть — это… Определение понятия, значение слова совесть

СОВЕСТЬ
– это чувство моральной ответственности за своё поведение; внутренняя оценка своих поступков, нравственные принципы.

– это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие морально должному.

– это внутренняя оценка человеком своего поведения, самооценка, постоянный мысленный разбор успехов и неудач, достойных и недостойных (умных и глупых, правильных и неправильных и т.п.) поступков.

В словаре Ожегова

СОВЕСТЬ, -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н. Со спокойной совестью делать что-н. (будучи уверенным в своей правоте). Угрызения совести. Поступить по совести (как требует совесть). Этот поступок лежит (остается) на его совести (он несет за это моральную ответственность). Надо и с. знать (о чем-н. предосудительном: нельзя так делать, пора прекратить; разг.). И как только у него совести хватило! (как он не постыдился, не постеснялся). * Свобода совести (офиц.) — право исповедовать любую религию или быть атеистом. На совесть (сделать) (разг.) — добросовестно, хорошо. Сработано на совесть. Для очистки совести (разг.) — чтобы не обвинять потом себя в чем-н. По совести, по совести говоря, вводи, ел. — говоря откровенно. || прил. совестный, -ая, -ое (устар.).

Понятие «совесть»

Слово «совесть», видимо, происходит от «со-ведать», то есть «знать вместе с другими». Подразумевается знание о себе. Личность подконтрольна своей совести, которую не так-то просто «уговорить», «успокоить», если некто «слышит» ее осуждающий голос, испытывает угрызения совести. Можно попытаться заглушить в себе ее голос, можно на время «забыть» о ней, но полностью искоренить ее невозможно. Тот, кто живет не по совести, испытывает глубокий внутренний разлад, который, оставаясь даже неосознанным, так или иначе, нередко весьма серьезно, а иногда пагубно, сказывается на его душевном и телесном здоровье.

Смысл выражения «угрызения совести»

Угрызения совести не так страшны, как муки. Это их меньшая степень. Человек испытывает угрызения совести, когда понимает, что сделал что-то неправильное. Он винит себя и теряет к себе уважение, потому что понимает, что этот поступок не совпадает с его моральными принципами. И это неверное деяние необязательно должно быть очень значимым и серьёзным.

Многие люди чувствуют угрызения совести даже по самым пустяковым причинам. Например, сказав что-то неприличное в разговоре или, думая, что обидели кого-нибудь неаккуратно сказанным резким словом и так далее.

Истоки совести

Феномен совести подтверждает, что нравственность является органической частью человеческой личности, и поэтому можно считать вполне обоснованным определение человека разумного вместе с тем как человека морального. Люди нравственны в разной степени, но вряд ли можно найти психически нормального человека, абсолютно лишенного каких-либо моральных начал. Органичность нравственности для человека ярко выражается в том, как проявляется переживание чувства стыда: он краснеет, ему становится жарко, душно, он не знает, куда себя деть, отводит глаза и т. п.

Совесть

Фильм «Доктор Хаус»

Ты возьмешь сейчас 1 конфету себе или позже 2 конфеты — себе и подруге?

Совесть — внутренняя инстанция, заставляющая нас жить честно в отношении наших самых высоких ценностей. Человек, живущий по совести, поступит честно, даже когда ему это совершенно не выгодно.

Совесть выше порядочности: если порядочный человек ориентируется на соблюдение существующих договоренностей, то есть в отношении кого-то, то совесть, включая в себя порядочность, требует от человека верности себе, своим ценностям.

Как правило, совесть осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

Нужна ли совесть?

Да, нужна, и нужно не убивать совесть и доказывать, что она не нужна, а учиться ей пользоваться. Совесть — мощный нравственный ориентир. Компас, например, тоже ориентир и по нему легко понять, туда ли идешь или нет.

Совесть — это ориентир, только нравственный. Как метафора: для лошадей создают специальные поля, огороженные электрическим забором. Если лошадь коснется — она получит несильный, но ощутимый удар током. Неприятно и лошадь через забор не ломится. Если же такого забора не будет, очень вероятно, что лошади окажутся например на дороге, где их собьет машина или произойдет авария. Получается, изгородь с напряжением сохраняет лошадям жизнь и делает ее безопасной. Такой же изгородью для человека становится совесть. Только как и где ее ставить — решать ему.

А кстати, всегда ли совесть справляется со своей функцией? Нет, не всегда. Бывает, что совесть изначально была «настроена» на реагирование на совсем уж из ряда вон выходящие вещи (нельзя убивать, красть и прочее). И вот, человек живет, не убивает, не крадет — но висит на шее у родителей паразит-паразитом и не планирует вставать на свои ноги. И совесть его совсем не мучает. И тогда либо совесть нужно перенастраивать, либо, не смотря на то, что она молчит — тем не менее заниматься делом и учиться жить за свой счет.

Как резюме, совесть в сочетании с умом — это хороший нравственный компас. Однако ж совесть без ума, или ум без совести — это компас без стрелки или без сторон света.

Как пользоваться совестью

Основной принцип — не ждите, пока совесть ударит, думайте заранее. Совесть должна работать не в прошлом, а в будущем. Что толку мучить себя за прошлое? Будущего прошлое уже не изменит. Хороша не та совесть, которая будет глодать вас за совершенные ошибки, а хороша та, которая предохранит вас от ошибок в будущем.

Как это осуществлять?

  • Не спорить с совестью. Признать свои ошибки, спокойно, с достоинством, как минимум про себя. Лучше — написать на бумаге.
  • Подумать, что вы решите, чтобы в будущем таких ошибок не было. Сформулировать четкий, понятный алгоритм действия. Чтобы было проще, представьте, что вы собираетесь рассказать своему воображаемому или реальному ребенку. Он наверняка задаст вам много самых разных вопросов — найдите ответ и на них. Если ребенок, вы думаете, вас поймет — значит вы сформулировали хорошее правило. Лучший способ дружить с совестью — это принимать четкие, осознанные решения на будущее и им следовать. Вот если вы от них будете отклоняться, то, пожалуй, и совесть может стать хорошим помощником (а кто еще так доходчиво вам об этом сообщит??).

Функция (роль) совести

Драгоценным достоянием человечества является создание представлений о совести. Оно обязывает человека ставить себя на место своего ближнего, позволяет ему и даже понуждает его сделать все возможное для облегчения состояния и участи окружающих людей. Чувство совести обязывает человека осуществлять моральный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, контролировать свои помыслы и действия, осуществлять строгую самооценку вплоть до состояния угрызения совести.

Совесть — мерило сознательности. Разум дает один вариант поведения. Чувство — другой. И пусть разные побуждения руководят человеком в выборе решения или действия, раз в нравственном дуэте ведет совесть, исход будет правильным.

Совесть обладает воспитательным воздействием, поскольку она заставляет человека быть требовательным по отношению к самому себе, не удовлетворяться наличным состоянием.

Совесть выполняет контролирующую функцию по отношению к любым поступкам и целям индивида, его поведению. Эта функция может выражается в угрызениях, укорах, сожалении по поводу уже содеянного или выступать активным волевым элементом морального сознания (предупредительная функция), удерживая индивида от совершения каких-л. поступков или заставляя его совершить какое-л. действие, поступок. Положительной ценностью обладает именно вторая, поскольку благодаря ей удается избежать зла, любых проявлений аморализма, не уронить собственного достоинства и чести. Она также может побуждать человека к совершению конкретных морально одобряемых поступков.

Требовательна и непреклонна совесть. Она велит осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков — анализировать, взвешивать, пропускать через фильтр разума свое поведение, желания, стремления. В таком рационализме, такой рассудочности мораль предшествует расчету, а не расчет морали.

А если моральные критерии — основа, то это верная гарантия невозможности для человека ни приспособления к злу в любом его обличье, ни сделки с совестью, даже тогда, когда человек поставлен в крайне затруднительные ситуации.

одно из выражений нравственного самосознания и самочувствия личности. Совесть представляет собой своеобразный сплав рационального осознания, чувственного переживания и волевого усилия в психике человека. Совесть «включается» только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их («морально невинен»), то совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от моральных ценностей, нужно их знать и принимать как личностно значимые. Совесть наиболее остро выражает ощущение моральной удовлетворенности или неудовлетворенности («чистая» и «нечистая» совесть), выступает в форме глубоких эмоциональных переживаний личности (угрызения совести, муки совести).

Совесть сформировала у людей чувства участливости, сострадания, милосердия.

Сознание совести занимает особую роль в духовной жизни, в поведении человека. Не случайно человеку непорядочному бросают такой упрек: “У тебя совести нет!”. Совесть в таких случаях становится синонимом всей морали. Конечно, нравственный мир человека не сводится только к сознанию совести. Но очевидно, что именно совесть во взаимодействии с долгом является, пожалуй, главным регулятором движений человеческой души, стимулирует многие ее другие нравственные чувства и устремления. Совесть человека отделяет доброе от злого, порождает чувство стыда за недостойные поступки, побуждает помнить о необходимости оставить о себе добрую славу. Совесть предполагает способность человека взглянуть на себя со стороны и оценить свои поступки с точки зрения других людей.

Значение слова «совесть»

Можно долго рассуждать о том, что совестью не является. Но что же значит это слово — совесть. Что такое совесть? Каково её определение? Каково происхождение слова «совесть»? В самом слове — ключ к разгадке этого загадочного явления, которое нельзя ни увидеть, ни пощупать, ни изучить с точки зрения науки.

Слово «совесть» состоит из двух слов: «со» и «весть». Это означает — «совместная весть». И возникает вопрос: совместная с кем? Версий может быть много, но как один из вариантов — совместная со Вселенной, со всеми живыми существами в ней. А слово «весть» можно интерпретировать как «знание». Таким образом, слово «совесть» означает «совместное со Вселенной знание».

Знание о чём? Да всё о том же — о добре и зле, о нравственном поведении, о мироустройстве — список можно продолжать бесконечно, но всё это лишь словесные формулы, умственные концепции, философия. А совесть, как уже было сказано, это не книжная формула, а истинное неизменное качество человеческой души.

Порой о человеке говорят: «Ни стыда, ни совести». А можно встретить и ещё более интересный вариант, когда человек этим даже гордится. Одно время были очень модные футболки с надписью «Ни стыда, ни совести. Ничего лишнего». Так и хочется добавить — «ни мозгов». В самом деле, в современном обществе совесть для большинства давно стала балластом. Потому что она противоречит тем общепринятым концепциям, которые в современном обществе активно насаждаются. К примеру, будет ли совесть помощником на пути человеку, которую принял жизненную парадигму «бери от жизни всё» или вдохновился лозунгом «иди по головам»? Вопрос риторический.

Что такое совесть - определение и рассуждение
gudi1991.ru

Сочинение 9.3 “Что такое СОВЕСТЬ?”

(1)Был мальчишка высок и худ, непомерно длинные руки держал глубоко в карманах. (2)Голова на тонкой шее всегда немного клонилась вперёд. (3)Ребята прозвали его Семафором. (4)Мальчишка недавно переехал в этот дом. (5)Когда он проходил мимо ребят, то опускал голову ещё ниже. (6)Ребята кричали вдогонку мальчишке разные насмешливые, а подчас и оскорбительные слова. (7)Мальчишка только ускорял шаг или смотрел на них голубыми, очень большими чистыми глазами и молча краснел.

(8)Ребята решили, что Семафор для такого хлюпика слишком хорошая кличка, и стали звать мальчишку просто Сима.

(9)Однажды Сима исчез и долго не появлялся во дворе. (10)Прошёл месяц, два… (11)И вот на улице опять появился новенький. (12)Под мышкой он держал чёрный альбом для рисования и направлялся в дальний угол двора, к чужому подъезду.

— (13)Эге, Сима вылез. — удивлённо присвистнул Мишка. — (14)Пойдём поговорим с ним!

(15)3аметив надвигающуюся на него армию, Сима поднял голову, как всегда покраснел и улыбнулся робко.

— (16)Ты, — начал Мишка, — куда направляешься?

(17)Сима прижал к себе чёрный альбом и топтался на месте. (18)Ребята смеялись, а Мишка шагнул вперёд и рванул из Симиных рук альбом. (19)Сима побледнел, вцепился было в Мишку, но его тут же оттеснили ребята, которые везде сопровождали своего вожака.

(20)А Мишка уже раскрыл обложку. (21)На первой странице альбома красивыми цветными буквами было выведено: «Учительнице Марии Алексеевне от Григорьева Коли».

— (22)Подхалимством занимается… (23)Ясно! — Миша произнёс это таким тоном, будто ничего другого и не ожидал.

— (24)Отдайте альбом, — просил за спинами ребят Сима. (25)Он пытался растолкать толпу, но мальчишки стояли плотно.

— (26)Переворачивай дальше, чего ждёшь. — сказал Кешка.

(27)Дальше был нарисован парусный корабль — бригантина. (28)Бригантина неслась на всех парусах. (29)Нос её зарылся в кипящую густо-синюю волну. (30)На палубе у мачты, скрестив руки, гордо стоял капитан.

(32)Ребята насели на Мишку. (ЗЗ)Каравеллы, фрегаты, крейсеры, подводные лодки шли вперёд. (34)Бушевали акварельные штормы, тайфуны…

(35)Кешка подпрыгивал от восторга. (36)Он толкал Мишку под локоть, просил:

— (37)Мишка, дай картиночку. (38)Ну, Мишка же…

(39)Мишка закрыл альбом и посмотрел через головы ребят на художника.

— (40)Ты — подхалим, Сима, слушай… (41)Поступим по чести и совести. (42)Чтобы ты не подлизывался к учителям в другой раз, раздадим твои картинки всем, кто захочет.

(43)Мишка скомкал первую страницу с надписью, принялся вырывать и раздавать картинки. (44)Потом он подошёл к Симе и толкнул его в грудь.

— (45)Проваливай теперь! (46)Слышишь?

(47)Губы у Симы задрожали, он закрыл глаза руками и, вздрагивая, пошёл прочь.

(48)Под лестницей, в излюбленном своём месте, мальчишки снова начали рассматривать рисунки. (49)Один Мишка сидел понурясь:

— (50)Это какая учительница Мария Алексеевна? — бормотал он. — (51)Может, старенькая?

— (52)Да, она уже третий год в школе не работает, на пенсию ушла, — встряла Людмилка, Кешкина сестра. — (53)Сима болел, она узнала и пришла. (54)Два месяца с ним занималась!

(55)Мишка поднялся и стал отбирать картинки у ребят. (56)Он собрал все листы, вложил их обратно в альбом. (57)Первая страница с посвящением была испорчена. (58)Мишка разгладил её на колене и тоже сунул под обложку.

(59)На следующий день, ближе к вечеру, Сима вышел во двор. (60)0н по-прежнему шёл, опустив голову, и покраснел, когда к нему подскочили Мишка с Кешкой.

— (61)Ладно, Сима, мир. (62)Пойдём с нами плотины строить!

(63)Ребята замёрзли, перемазались, когда к ним подошла маленькая старушка в пуховом платке. (64)Она обратилась к Симе:

— (65)3астегнись, Коля! (66)Ты опять простудишься… (67)Спасибо за подарок.

(68)Сима покраснел густо и пробормотал:

— (70)Альбом! (71)«Дорогой учительнице Марии Алексеевне, хорошему человеку».

(72)Сима не знал, куда деться, он страдал.

— (73)Я не писал такого…

— (74)Писал, писал! — захлопал в ладоши Кешка. — (75)Он нам этот альбом показывал с кораблями…

(76)Мишка встал рядом с Симой и сказал глуховато:

— (77)Конечно, писал… (78)Только он, к удивлению, нас стесняется, думает, мы его подхалимом дразнить будем. (79)Чудак!

Готовое сочинение 9.3 “Что такое совесть?”

Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. Зачастую, если человек совершил плохой поступок, то его начинает мучить совесть, он переосмысливает свои действия. Докажу это примерами из текста Р. Погодина и из своего жизненного опыта.

В приведенном отрывке мальчик Мишка поступил подло: отобрал у Коли Григорьева альбом, который он собирался подарить учительнице. Мишка скомкал первую страницу альбома, вырвал из него картинки и раздал их ребятам, а самого Колю обозвал подхалимом. Но потом мальчишка понял, что поступил плохо, особенно когда узнал, что этот альбом Коля хотел подарить старенькой учительнице в благодарность за то, что она помогала ему с уроками во время его болезни. В Мишке вовремя заговорила совесть, поэтому ему удалось многое исправить.

Классическая литература предлагает нам массу примеров того, как у героев просыпается совесть после совершения дурного поступка. Исключением не стал и роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. После дуэли со своим другом Ленским Онегина начинает мучить совесть. Он сожалеет, что лишил жизни молодого, целеустремленного человека. Но, увы, исправить что-либо было уже поздно.

Таким образом, совесть – это наш внутренний судья, наш внутренний голос, который помогает нам понять, что мы совершили или можем совершить плохой поступок. Главное, вовремя прислушаться к нему, чтобы избежать негативных последствий.

sdam-rus.ru

Сочинение на тему Что такое совесть 9 класс ОГЭ 15.3

Вариант 2

Задумываются о том, что такое совесть не многие. Так как о ней вспоминают, только тогда когда она начинает тревожить. Ведь совесть мучает глубоко внутри нас за неправильные поступки и действия, которые уже сделанные и изменить не чего нельзя. Человек в этот момент начинает думать, а почему я не прислушался к своему внутреннему голосу, зачем я это делал и так далее.

У каждого человека есть свое чувство, и понимание о совести, которое развито по-своему, у кого-то в большей степени, у некоторых, к большому сожалению, оно практически отсутствует. Так как один может себя винить и не спать по ночам даже за небольшой проступок, а другой совершит, во много раз хуже действие и совсем из-за этого не будет переживать, а примет как должное, значит, так нужно было. И это не правильное понимание.

Совесть – в какой-то степени выступает в роли контролера по жизни, как внутренний судья, и она необходима, для того чтобы в жизни было как можно меньше плохих поступков. Но почему-то она начинает мучить и изводить, когда уже не чего изменить и исправить просто невозможно.

Она выступает в роле, внутреннего правосудия, который заставляет обдумывать свои поступки. Поэтому полезный совет: необходимо прислушиваться к самому к себе, перед тем, как что-то совершить плохое или незаконное, для того чтобы в дальнейшем не мучила совесть. Ведь именно благодаря совести, которая не позволяет нам совершать запретные действия, из-за которых человек начинает чувствовать себя виноватым.

Важно, идя по жизненному, пути прислушиваться к своей совести, и тогда человек не будет совершать поступков, которые противоречат нравственному жизненному пути. Так как непременно совесть, является положительной стороной человеческой души — это особое чувство ответственности за свои действия перед окружающим миром и самим собой.

Наше время

Но что может сказать сочинение на тему «Совесть» о ее значении сегодня?

Однозначно можно сказать, что ценность ее вновь в упадке, несмотря на то что еще несколько десятков лет назад она являлась наивысшей моральной нормой.

Можно ли винить в этом людей? Отчасти да. Важно отметить, что в любое время и при любых обстоятельства всегда будут существовать люди совестливые и бессовестные, и это нормально. Вопрос лишь в количестве тех и других людей.

Почему сегодня эта моральная норма перестала быть важной? Одна из причин — это моральное разложение общества в погоне за богатством. В условиях современного мира крайне непросто добиться каких-либо серьезных материальных успехов, что вынуждает людей не просто трудиться и добиваться своей цели честным путем, но и идти по головам, пренебрегая моральными ценностями.

Вариант 3

Когда мы были маленькими, нам часто говорили «У тебя совесть есть?», «Советь не замучает?» и так далее. Но мы никогда не придавали этому значение, а зачем? Но когда ты все-таки задумываешься, ты долго можешь искать ответ.

Первым делом, когда тебя спросили, ты отвечаешь ну, совесть это когда ты что-то сделал, а потом тебя мучают мысли об этом». И возможно это так и есть.

Ты совершаешь какой-либо поступок, а потом думаешь. Возможно ты мог поступить по другому или не делать этого вообще. Ты совершаешь поступок, но тебе не нравится результат.

С самого детства ты воспитываешь в себе совесть. Твои родители говорят тебе, что хорошо, а, что плохо.

Совесть помогает держать контроль над своими эмоциями. В общей сложности совесть это цепь связывающая качества, характер человека.

Чтобы ответить на этот вопрос одновременно достаточно, как и нескольких слов так и целых книг. На этот вопрос можно ответить однозначно.

Совесть это как человек, который следить за нашими поступками. Она борется со справедливостью в жизни каждого человека. Это чувство меры сказанных нами слов. Совесть самое важное чувство не дающие нам совершать ошибок в жизни.

Бывает, что ты украл, что-то соврал друзьям или родителям и тебя мучает совесть. После этого ты идешь и рассказываешь им правду, потому что именно совесть заставила тебя, сделать это.

В конечном итоге ты понимаешь, что это чувство человека, показывающее его моральные принципы. И у каждого эти принципы разные.

Когда тебя мучает совесть это самое ужасное чувство, какое может быть. Особенно это чувство возникает когда ситуацию нельзя исправить, нельзя повернуть время назад. И потом ты с болью вспоминаешь этот момент.

Аркадий Петрович Гайдар написал маленький, но чудесный рассказ «Совесть» описывающий весь стыд этого чувства. Нина не пошла на урок, решив прогулять его. Но после того как она встретила мальчика, думаю урок девочка усвоила и больше не повторит этой ошибки. Этот рассказ яркий пример того, что такое совесть он отображает все его стороны.

В конце хочу сказать, что никогда не пренебрегайте совестью, это может плохо для вас закончится, как уже могло закончиться с Ниной и с вами, если бы у вас ее не было.

Примеры из истории

Практически каждый великий человек из истории был совестливым.

Так, апостол Петр при жизни был гоним за распространение христианства римским полководцем Иродом и большую часть жизни провел за решеткой. Казнить его не могли, поскольку он был гражданином Рима.

Когда дошли слухи, что Петр учит своего лекаря христианскому учению, было принято решение его казнить.

До этого события Петр видел, как мучается сын римского полководца, и сказал, что может помочь ему, если его ненадолго отпустят из-под стражи. Он излечил сына от страшного заболевания.

Тот, понимая, что может спасти Петру жизнь, в качестве благодарности, не решается это сделать и всю жизнь от этого мучается.

Сочинение рассуждение Совесть

Совесть – страшное существо, от которого тебе никогда не будет покоя. Так я думаю.

Говорят как раз, что от всего можно всегда уйти: от законов, от полиции, от других людей, вообще. Но от себя не уйдёшь! И голос этот в твоей голове будет «пилить», что ты поступил неправильно, что нужно сделать так-то. И не только голос, а ещё могут быть сны, знаки всякие. То есть тебе всё кажется, всё напоминает, что ты неправ.

Я думаю, что частично совесть – это выученные в детстве правила. Они так глубоко вошли в наше сознание и подсознание! Их нам прямо озвучивали родители, эти правила мы встречаем в книжках, в сказках. Это о том, что нужно быть честным, помогать людям… Думаю, что совесть у нас и у африканских народов всё-таки несколько отличается.

Для некоторых нормально съесть человека и не переживать, а думать, наоборот, что помогли ему. А тут на ногу в толпе человеку наступишь, а после спать не можешь – совесть мучает. Себя ругаешь, типа, что я такой неуклюжий…

Говорят ещё, что мы можем убедить других людей, даже себя в чём-то, привести много-много аргументов, что мы поступили правильно, а вот со своей совестью нельзя договориться. Она знает, как нужно!

Тут другая мысль: совесть выражает связь человека с неким «общим подсознанием». И там только знают, как правильно. Может быть, там даже есть сущности ангельские и наоборот, которые нам подсказывают. Кстати, в мультфильмах совесть — обычно ангельская. Она подсказывает верные поступки.

Я читал рассказ Веллера о том, как один человек взял на себя вину за общее преступление, которое можно было легко скрыть. Но человека, будто бы, совесть замучила… И он хотел других тоже подставить, а они на него всю вину скинули. Тут мысль о том, чтобы не путать голос совести со своей мнительностью и подобным.

Ещё совесть – это о понимании, что не только нашими отношениями или деньгами ограничивается этот мир. Я часто думаю, что лучше я не ввяжусь во что-то, зато совесть чиста будет. Тратить свои силы, пытаясь себя, свою совесть убедить в чём-то? Плохо спать по ночам от кошмаров? Нет уж, никакие блага этого не стоят.

Главное всё-таки – гармония с собой, спокойствие, счастье. А отсюда и здоровье! А ноющая совесть – только подтачивает твой фундамент, поэтому лучше не рисковать своим эмоциональным состоянием, но и не надумывать себе ничего на пустом месте.

Примеры порядочности в литературе

Написать текст-рассуждение на тему «Что такое совесть» помогут сюжеты литературных произведений. Многие писатели затрагивают в своих рассказах эту нравственную тему. Примеры из русской литературы:

  1. В историческом романе «Капитанская дочка» юный офицер Пётр Гринёв знакомится с простым беглым казаком Емельяном Пугачёвым. А. С. Пушкин описывает, как Петя отдаёт заячий тулуп будущему народному предводителю, чем спасает ему жизнь. Во время пугачёвского бунта Гринёва арестуют и собираются казнить. Емельян признаёт в нём офицера, который помог ему добраться до постоялого двора. Бунтарь поступает порядочно, отпуская Петра.
  2. В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский ярко описал муки главного героя после совершения преступления. Родион Раскольников убивает ростовщицу Алёну Ивановну и её сводную сестру Лизавету, которая неожиданно вернулась в дом. После злодеяния бывший студент осознаёт всю тяжесть своего поступка, он понимает, что нарушил закон и должен за это ответить. Угрызения совести толкают Раскольникова к раскаянию и признанию преступления перед обществом.
  3. Отличительные черты главного героя пьесы «Горе от ума» — критический взгляд на окружающую действительность, независимость мышления, чувство справедливости. Герой А. С. Грибоедова в одиночку борется с «фамусовским обществом», произволом в отношении крестьян, старыми взглядами. Чацкий критикует лицемерие, лесть, властолюбие. Высокие моральные убеждения заставляют Александра противостоять пережиткам прошлого, срывая завесу с его изъянов.
  4. В романе «Война и мир» Долохов извиняется перед Безуховым накануне Бородинского сражения. В жёстком по натуре Фёдоре в трагический момент просыпается совесть. Позже он повёл себя как честный человек, отпустив Пьера вместе с другими пленными. В жизни Николая Ростова определяющее значение имеют честь и совесть. После крупного проигрыша Долохову в нём просыпается чувство вины. И хотя Николя обещал отцу больше не играть, тот не бросает его и спасает от бесчестья. Ростов даёт слово никогда не прикасаться к картам и вернуть деньги. Позже сын отплатит отцу тем же, приняв его долги после вступления в наследство.

Совесть, как психологическая проблема

Рассматриваемый термин считается этической категорией, но исследуется различными науками: философией, социологией, психологией. У последней к ней интерес возрастает, когда качество личности совесть преобразуется в психологическую проблему.

Так, например, швейцарский психиатр К. Г. Юнг относил анализируемую категорию к способности личности оценивать критически с позиции нравственности деяния и мысли. Он утверждал, что это осознанное следование духовной системе ценностей. Данное понятие также характеризуется наличием связи с самосознанием личности и волевой саморегуляцией.

Совесть условно можно подразделить на два яруса: субъективные ценностные суждения и объективно существующие. Муки совести появляются, когда задеваются субъективные ценности. Проще говоря то, что индивид соотносит с собственной персоной, что плохо для него и хорошо. Если нарушены объективные ценности, когда безнравственно поступает другой субъект, то сам индивид может ощущать разочарование, сожаление, может злиться, но мучиться чувством вины не будет.

Совесть выражается в различных формах: как дополнение рефлексии, в сновидениях, в качестве аффективной реакции в ходе протекания процессов психики (например, ощущение страха, возникающее, когда ситуация вступает в конфронтацию с ценностями индивида).

Глас совести может не всегда осознаваться самой личностью. Внутренний ревизор нередко вещает в сновидениях или проявляется беспокойством, тревогой, страхом, чувством вины. При этом систематические расхождения с совестью, намеренное или неосознанное пренебрежение её намёками приводит к отклонениям психосоматического характера и неврозам.

Итак, на вопрос: «что такое совесть» психология отвечает, что это личностное качество, имеющее связь с субъективным пониманием индивида собственного долга, морально-нравственных норм и ответственности перед социумом и отдельными человеческими субъектами. Совесть является продуктом социального в индивиде. Животные лишены такого качества.

Таким образом, муки совести представляют собой недовольство личности собственной персоной, разочарование в себе, ощущение вины, страх. Они являются ответной реакцией на деяния, противоречащие внутренним нравственным устоям личности.

Анализируемое качество становится психологической проблемой, когда оно трансформируется в чувство вины. Постоянные муки совести понижают самооценку, отнимают у человека самоуважение, нередко даже вгоняют в депрессию.

Совесть является частью души. Когда люди пребывают в гармонии с собственными ценностями, то испытывают удовлетворение. А когда они постоянно преступают собственные установленные грани нравственности, то их неизменными спутниками становятся страдания и терзания.

Совесть, прежде всего, выступает как добродетельное начало в личности, способствующее её нравственному самоконтролю и морально-этической самооценке, а также, её строгость и враждебность пробуждают в человеке боязнь и усиливают у него муки совести, что опасно, как уже писалось выше, возникновением психических расстройств.

Что такое совесть - определение и рассуждение
memblog.ru

Тема урока: «Совесть»

Цель и задачи урока:

  • помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе;
  • учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»;

Предметные результаты : усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

  • Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
  • Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Личностные УУД:ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность, выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты:

  • развитие рефлексии «чистая совесть»,
  • умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Ожидаемые результаты:

  • Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
  • Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
  • Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Ход урока

Самое главное украшение – чистая совесть.
Цицерон

І. Оргмомент. Мотивация.

Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

ІІ. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
— Что главное, скажите в человеке?
— Конечно, разум — первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: — Воля на пути,
(прикрепляю карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Работа в паре.

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека — совесть! (прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))

— Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

— Назовите тему урока. (Совесть).

Прочитайте эпиграф урока.

«Самое главное украшение человека – чистая совесть».
Цицерон

Какой вопрос возникает?

Совесть украшает человека?

Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

  1. Что такое совесть?
  2. Нужна ли она человеку?
  3. Что значит поступать по совести?
  4. Какая совесть бывает чиста?

(Карточки с вопросами вывешиваем под дерево?)

— Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть.

ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

  1. Работа с определениями.

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

А) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Афоризмы:

  • «Закон, живущий в нас, называется совестью».
    И. Кант
  • «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких».
    Суворов А. В.
  • «Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце».
    Пушкин А. С.
  • «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».
    Антуан де Сент-Экзюпери
  • «Совесть – это правильный суд доброго человека».
    Аристотель

Ребята работают в паре.

Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Б) Работа со словарем. (работают 2 пары детей)

1. Обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть — внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».

2. Обратимся к словарю С.И.Ожегова «Совесть -чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».

– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов, А. С. Пушкин, Антуан де Сент-Экзюпери, Аристотель.

Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)

Совестливый – поступающий по совести; добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;

2. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48.

А) — Прочитайте первый абзац статьи. Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).

— Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).

— С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

Б) — Что такое стыд?

По В. Далю «Стыд — это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка».

В) Работа с текстом учебника.

— Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

— А есть ли в их значении какое-то различие?

Работа в паре.

— Найдите и запишите в тетрадь из 1 абзаца понятия стыд и совесть.

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

— В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).
Работа с притчей. (В парах)

Прочитайте притчу и ответьте на вопрос «В чем смысл притчи?»

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Беседа по притче.

— Как поступит герой притчи?

— Почему он вернет кошелек хозяину?

— Что помогает человеку отличить добро от зла?

Конечно же, это совесть.

— В чем смысл притчи?

— Чему она нас учит?

— Ребята, зачем человеку нужна совесть? (Ответы детей).

— Мы ответили на второй вопрос урока.

«Честный и нечестный сказочный герой»

Кто из перечисленных сказочных героев был честным (хлопать в ладоши 1раз), а кто – нет (хлопать в ладоши 2 раза):

— Кот Базилио и Лиса Алиса;

— Маша из сказки «Маша и Медведь»;

Ж) Работа с текстом учебника с. 49.

Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали?

  • заставляет размышлять о своих поступках,
  • критически оценивать свои поступки,
  • напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,
  • игнорирует хитрые оправдания,
  • заставляет говорить о себе правду.

— Что значит поступать по совести?

Работа с пословицами.

  • От человека утаишь, а от совести нет.
  • Совесть без зубов, а грызет.

— Чему учат нас эти пословицы?

— А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос?

Совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно, всегда в любой ситуации остаешься ты, твой поступок, и окружающие тебя люди. Любая трудная ситуация имеет ступени решения проблемы. (ПИРАМИДА СОВЕСТИ)

Ты размышляешь над тем, что совершил.
Эта мысль тебя преследует.
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
Ты исправляешь положение.
Наступает мир с самим собой

— Совесть – это мое внутреннее «Я». Если «Я» буду жить с совестью в ладах, то в душе моей воцарится мир, мир с самим собой. Совесть – это наш внутренний судья.

и) Работа с текстом учебника с. 49.

Прочитайте 2, 3 абзацы.

— Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).

— Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).

— Прочитайте эпиграф нашего урока.

— Пусть это будет вашим жизненным кредо, то есть вашим правилом, по которому вы живете.

V. Творческое применение знаний.

1. Портрет совестливого человека.

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  • Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  • Это – человек (справедливый, добросовестный, ответственный. )
  • Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  • Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  • Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  • Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  • Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

2. Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  • Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
  • Было ли стыдно за свои поступки?
  • Всегда ли вы поступали по совести?

3. «Муки совести»

Как понять выражения:

  • меня мучает совесть;
  • бессовестный человек;
  • совестливый человек;
  • моя совесть молчит;
  • моя совесть чиста?

4. «Раскаяние»

Как вы понимаете значение слова «раскаяние».

Поясните вашим соперникам значение этого слова, опираясь на простые примеры из жизни .

5. «Совесть»

Согласны ли вы с утверждениями:

  • у всех людей есть совесть;
  • «голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка;
  • плохих людей, преступников совесть не мучает;
  • бессовестному человеку жить легче?

6. «Собиралки»

Нужно собрать пословицы (у каждой команды лежат на столе конверты со словами пословиц)

  • Без совести и при большом уме не проживешь. (русская пословица)
  • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица)
  • Вода все отмывает, кроме нечистой совести. (сербская пословица)
  • Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)
  • Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть.(цыганская пословица)
  • В ком стыд, в том и совесть. (русская пословица)

— Кто выиграл в наших соревнованиях?

— Правильно, выиграли все мы, потому что узнали много нового о себе и о совести.

— Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.

Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла.
Не допускайте грубости.
Во всём помогайте ближним.
Будьте добрым человеком.

— Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека.

— Прочтите сами, раздайте друзьям.

VI. Рефлексия.Оценка.

  • Урок сегодня был удачный,
  • Не прошёл для вас он зря.
  • Вы все очень постарались.
  • Вам понравилось, друзья?

1. Закончи предложение.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Урок дал мне для жизни…

VІІ. Итог занятия.

На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека!

VIII. Домашнее задание.

Дома вы продолжите работу по данной теме.

1) Найти 5 пословиц и поговорок о совести.

2) Подготовить ответы на вопросы и задания учебника стр. 48-49.

urok.1sept.ru

Сочинение на тему совесть

Сегодня нас ждет творческая работа над сочинением по теме совесть. Это задание встречается на ОГЭ, поэтому будет интересна для каждого школьника. К тому же, тема совести на самом деле познавательная, ведь здесь действительно есть над чем поразмышлять.

Сочинение рассуждение на тему совесть

Наверное, каждый человек за свою жизнь хотя бы один раз слышал некий внутренний голос. Кому-то этот голос слышен ежедневно, кто-то его слышит реже. В любом случае, внутренний голос всегда помогает в сложных ситуациях, подсказывает, поступать правильно. Помогает отделить плохое от хорошего и не совершать то самое плохое по отношению к другим. В своем сочинении я отмечу, что голос внутри нас и является нашей совестью. Сама же совесть — это неотделимая частичка души человеческой, что отвечает за способность к моральному контролю, заставляет каждого подумать над поступками, засомневаться в правильности своих действий. Говорят, именно совесть не дает нам спать ночами, если мы совершили что-то плохое.

Когда именно человек не может спать? Если в сочинении обратиться к аргументам и примерам из жизни, то большинству не спится, когда позарятся на чужое. Например, человек украл телефон. Если он совестливый, у него совесть лежит на поверхности души, а не спрятана глубоко внутри, то этот поступок не даст человеку покоя и он обязательно опомнится и вернет вещь. Скажете, что не у всех есть совесть, ведь многие люди совершают плохие поступки и спят спокойно. Это не так. Вряд ли они спят спокойно, ведь душа есть у каждого, а совесть, она неотделима от души. Плохие поступки таких людей объясняются тем, что их совесть спрятана глубоко, но рано или поздно, она все равно дает о себе знать.

Свое сочинение-рассуждение я хочу завершить тем, что для меня совесть ассоциируется с такими понятиями как добро, порядочность, нравственность, справедливость. Это светлое чувство, которое не допустит беды, главное прислушиваться к внутреннему голосу и следовать ему. Только тогда вы пойдете по правильному пути, сможете развиваться, совершенствоваться, и главное, спать спокойно ночами, свободно дышать и радоваться жизни.

Сочинение на тему совесть 8 — 9 класс огэ 15.3

Все люди наделены разными чувствами, поэтому мы испытываем счастье, радость, мы огорчаемся или испытываем страх, получаем восторг или другой калейдоскоп чувств, что проявляются в тот или иной момент нашей жизни. Но все же самым важным чувством человека является его совесть. То самое чувство, от которого не скрыться. Это чувство подобно правосудию, внутреннему судье, что заставляет обдумывать наши поступки. Давайте в сочинении на тему Совесть для 9 класса по ОГЭ, отвечая на вопрос пункта 15.3 попробуем познакомиться с нею поближе.

Что такое совесть?

Что же такое совесть? Как по мне, это чувство подобно небольшому червячку, который живет в каждом человеке. Он сидит тихо и никого не тревожит, но только до того времени, пока не сделаешь что-то плохое. И вот здесь просыпается совесть, и начинает грызть изнутри. От этого чувства непросто избавиться, оно мучит человека до тех пор, пока тот не поймет свою ошибку, не признается в ней, не извинится, или не попытается исправить ситуацию.

Если дать определение совести более красиво, то совесть — это регулятор поведения человека. Иногда кажется, что совесть, это некий разговор самим с собой, где решается, что такое плохо, а что такое хорошо.

Откуда же появляется совесть, ведь люди не рождаются совестливыми? Мне кажется, здесь все зависит от воспитания человека, от его родителей. Если в детстве они объяснили ребенку, как вести себя хорошо и как жить по совести, то и в дальнейшем человек не сможет быть бессовестным человеком.

Чтобы в нашем мини сочинении на тему Совесть по ОГЭ пункт 9.3 лучше понять что такое совесть, приведем примеры из литературы.

Примеры из литературы

Совесть — это нравственный ориентир, который порой позволяет обходить стороной плохие поступки. Так, если бы в произведении Евгений Онегин главный герой прислушался к внутреннему голосу, то не убил бы Ленского, ведь он изначально чувствовал, что его поступок неправильный. Вот только голос разума затмило мнение окружающих, и Онегину до конца дней придется жить с угрызением совести, а труп Ленского будет преследовать всю его жизнь.

Совесть замучила и героя Достоевского в произведении Преступление и наказание. Раскольников страдает от угрызений совести, ему стыдно за свое преступление, а значит, этот человек не безнадежен, у него все же есть совесть, которая и помогла выбрать герою правильный путь.

Совесть есть у всех, вот только не все к ней прислушиваются. Тому доказательством в нашем сочинении будет текст произведения Погодина, где он говорит о мальчиках, что издевались над Колей. Даже как-то отобрали подарок для учителя, подумав, что это подхалимство. Но это была лишь благодарность учителю за то, что она помогает мальчику не отставать от одноклассников в учебе. И вот в одном из учеников все же проснулась совесть, поэтому он решил загладить вину и помог преподнести учительнице подарок.

Примеры из жизни

Как мы уже говорили, совесть — это контролер, что стоит на страже наших поступков, и делает все, чтобы хороших было больше, а плохих стало меньше. Конечно, человек не идеален, мы все оступаемся, но главное вовремя в этом признаться, и не бояться изменить ситуацию. Кто-то может украсть, и совесть тут же начинает грызть изнутри. Кто-то видит несправедливость, но проходит мимо, не помогая пострадавшему. И угрызения совести заставляют сожалеть об этом. Мы ругаем себя за то, что вовремя не пришли на помощь. А кто-то дал обещание и не сдержал его. Кого-то обидели словами или поступками? И тут обязательно проснется совесть, ведь она помогает стать лучше, она поддерживает чистоту души, и благодаря ей жить становится намного легче, радостней и приятней.

Сочинение на тему совесть можно использовать для 8 и 9 класса

Сочинение на тему совесть 4 класс

Как-то я получил в школе плохую отметку, но не сдал дневник учителю, сказав, что забыл его дома. А вот дома на вопрос, как там в школе, я сказал, что все хорошо. Но в эту ночь мне не спалось. Я думал, как сильно огорчится мама, когда ей откроется вся правда. А ведь от правды не убежишь, как не скрыться и от голоса совести, которая проснулась во мне. Уже наутро я решил все рассказать, как есть и вы не поверите, насколько легко стало на душе. После этого случая я понял, насколько важно прислушиваться к голосу совести, которая заставляет задуматься над нашими поступками и над тем, что уже совершено. Я понял, что именно совесть делает нас порядочными, честными, справедливыми, добрыми и отзывчивыми. Но, мало быть совестным, нужно еще и поступать по совести.

Поступать по совести

Прислушиваться к своему внутреннему голосу и не совершать плохие поступки очень важно, но также важно поступать по совести, что я и стараюсь делать.

Как-то я увидел друга. Он катался на велосипеде. Все было хорошо, пока тот мне не признался в краже. Это был не его велосипед, а другого мальчика. Уже в деревне я увидел соседей, которые пытались отыскать велосипед. Сначала я хотел промолчать, мне не хотелось подставлять друга, но тогда я бы стал соучастником и не смог бы дальше спокойно жить. Ведь для меня очень важно поступать по совести. Я пошел к своему другу и попросил во всем признаться. Хорошо, что и у моего друга проснулась совесть. Он согласился не только признаться и вернуть велосипед, но и попросить прощения у соседей, пообещав больше так не поступать.

Что такое совесть - определение и рассуждение
sochinyshka.ru

COMMENTS