Что такое вера

О вере и ее роли в жизни человека

Иногда общая дискуссия может оказаться полезной для всех. Как-то я предложил аудитории высказаться, сформулировать свое представление о вере. И одна женщина сказала, что на определенном этапе жизни, когда был прожит не один десяток лет, она вдруг осознала, что чего-то в ее жизни не хватает, ощутила, что топчется на одном месте и не знает, куда идти. Знает, что надо что-то менять, но не знает что. И вот, придя однажды в храм, она вдруг поняла, что именно надо менять, ей открылось видение дальнейшей жизни, и стало легче. Она нашла ответы на мучившие вопросы. Так вот, эта внутренняя потребность – это и есть начало веры.

Есть случаи, когда это происходит от внутренней потребности, от жажды Бога – сердце начинает Его искать. Но есть и другой путь, наверное, самый простой и понятный: он кратко выражен в пословице «гром не грянет – мужик не перекрестится». То есть, поиск начинается, когда что-то рушится в нашей жизни, здоровье серьезно ухудшается, и когда уже нет надежды на какую-либо человеческую помощь – тогда человек прибегает к Богу.

Часто мы ищем удовольствий или, на языке церковном, блаженств. А ведь Господь сотворил в отношении человека две вещи: Он, во-первых, создал его вечным, и, во-вторых, создал для блаженства. Вы только представьте, как любит Бог! Какова была первопричина создания человека — ведь Бог не нуждался в нас с вами? Он вседовольный, всеведущий, бесконечный — для чего Он нас создал? Это похоже на человеческое стремление иметь детей. Для чего люди хотят иметь детей, разве они в них нуждаются? Наоборот, дети нуждаются в родителях. И ухаживать за родителями сразу после своего рождения они не смогут — наоборот, мы за ними будем ухаживать. Объяснение, почему люди хотят иметь детей, дал один православный философ: для реализации любви. Человек хочет любить. Некоторые любят детей еще до того, как они появились, любят как бы «в проекте». Так вот, единственная причина, по которой Господь сотворил нас – это Его собственная благость. Он — благой, и Он захотел, чтобы кто-то еще испытывал такую же благость, радость от жизни. Вот Он и сделал человека вечным. И тут тоже можно столкнуться с удивительной вещью: Бог человека не придумывал. Это мы, когда творим, придумываем: телегу, машину, велосипед или что-нибудь еще, а Бог не придумывает. Это парадоксально. Дело в том, что слово «придумать» значит, что когда-то о том не думал и не знал, как сделать, а потом думал-думал и додумался. А Бог, поскольку Он существо всезнающее, придумывать не может: Он уже все знает.

Между прочим, такое представление о человеке есть только в христианстве. В конфуцианстве или буддизме бог никого и ничего не творит. Мы появляемся в мире случайно, и не исключено, что в следующей жизни будем животным, растением или кусочком чего-нибудь. На востоке нет личного Бога, там пантеизм, все непонятно и случайно. Будде, например, пришлось 500 с лишним раз перевоплощаться, прежде чем он стал Буддой. Интересно, как все это можно было вообще запомнить, и куда бы он попал, если бы жил в наше время, начни он рассказывать о своих перевоплощениях…

Бог дал нам свободу идти к Нему или идти от Него, желать любить или не желать любить. «Почему Христос сам не придет?», — скажете вы. Но даже из нашего маленького жизненного опыта мы можем понять, что если самому навязываться, это не оценят, и, тем более, это недостойно Бога.

Интересно, что даже высказывание, противоположное принципам божественной жизни, безумно. Поэтому и сказал автор Псалтири еще 3 тысячи лет назад такую фразу: «Рече безумец в сердце своем: несть Бог» — то есть, нет Бога. Тут важно, что безумец рече это в сердце своем. 99% наших действий и поступков обусловлены устремлениями нашей души или сердца, а не ума. Любит человек что-то или кого-то – все делает и организует в соответствии с тем, что он желает сердцем. Желает развратной жизни – устраивает все и в этом направлении, используя свой ум. То есть ум – это инструмент, он сам по себе ни плохой, ни хороший.

Похожая ситуация складывается и с верой. Это величайший Божий дар, так говорит святоотеческая литература. Получаем мы эти дар и благодать, в том числе, через Крещение. Однако, как всякий дар, его можно растратить или загубить. Беда в том, что мы в большинстве своем живем, как придется, а ведь есть искусство бытия.

Психологический клуб «Земиус»

Что такое: Вера

Социум учит нас тому, что «магия не возможна». Поэтому человек социума тратит весь свой магический потенциал на то, что бы отрицать магию. Другими словами он не верит себе, не верит в свой магический потенциал, не верит в свои силы. И было бы хорошо если бы он этим ограничивался. Большинство людей сейчас верят в то что никакой магии нет, и что вокруг никто ничего не может. То есть люди тратят свой магический потенциал на то, что бы отрицать магию в других. Так как люди отрицающие магию не развивают свой потенциал они слабы, и помешать человеку развивающемуся (один на один) они не могут. Но дело в том, что их большинство. На планете живет 7 миллиардов людей, хорошо если наберётся с десяток миллионов верующих в себя людей. А это гораздо меньше 1% населения! То есть против одного мага выступает 100 не магов, которые своим неверием постоянно на него действуют.

Обучение магии возможно лишь по тому, что каждый человек поверивший в себя уже и есть маг. Теперь если мы с точки зрения полученных знаний вспомним слова Иисуса, то они предстанут перед нами совсем в ином свете.

«И не мечите бисера своего перед свиньями ..» — не надо доказывать что то людям которые не хотят верить или знать. «Будь у вас веры хоть с горчичное зерно, вы могли бы двигать горы» говорил Иисус. Когда же он совершал чудо, он всегда говорил «Не я тебя исцелил, вера твоя исцелила тебя». Или давайте вспомним обратный момент, когда Иисус пришёл в отсталую еврейскую деревню и никого не мог там излечить, потому что люди не верили себе. «И возлагая руки исцелил лишь не многих, неверию их дивился».

Но современные религии полностью извратили понятие Веры. Сделали они это для того что бы забирать магию своих прихожан, заставляя их верить в силу церкви. По своей сути они заставили верующих запитывать свой договор, или проще говоря они забрали силу у своих прихожан. Известный факт, что многие руководители церквей практиковали оккультизм и магию. Причём раньше они это и не скрывали. И уже после «охоты на ведьм», они стали это тщательно скрывать. Но такие «верующие» (как они сами называют себя), хотя бы не вредят окружающим магам, так как они магию не отрицают. Кстати сказать, кое кто из руководителей современных магических школ тоже пошел этим путем, переписывая история они заставляют адептов верить в неё.. .

Но здесь не нужно забывать о том, что поверить в себя это только начало пути. Помните, что против вашей веры выступает как минимум 100 человек (а то и 1000), поэтому для того что бы что то мочь в нашем мире вы должны стать минимум в 100 раз сильнее. И кроме веры вы должны развивать и своё сознание.

Запомните: Вера это середина Пути к Знанию. Процесс познания выглядит так: Доверие — Вера — Знание.

Copyright © 2017, Психологический клуб «Земиус»

Что такое вера, во что надо верить и почему вера необходима для спасения?

Все эти и многие другие вопросы встают перед человеком, и на них необходимо ответить для того, чтобы каждый смог искренне и воодушевленно сказать: «Верую!»

Именно с этого слова начинается молитвословие, которое православные христиане повторяют каждый день. Ежедневно на утренней молитве за каждой Божественной литургией мы произносим Символ веры, который является вербальным выражением нашей сердечной веры. В этом исповедании в самой краткой, простой, но очень емкой форме раскрываются основные истины христианской веры, и именно поэтому святые отцы настаивали на обязательности этой молитвы.

Но многие могут сказать: «А для чего вообще нужен разбор догм и теоретических основ, зачем ведут споры вокруг вероучительных символов, не все ли равно, как назвать то, что выходит за границы человеческого слова. Достаточно лишь придерживаться определенных моральных принципов, так сказать, быть хорошим человеком – и все будет хорошо». Но в том-то и дело, что вера человека и именно догматические положения определяют ту или иную модель его морального поведения. Например, христиане настаивают на единстве брака, а для человека, исповедующего ислам, полигамия (многоженство) является вполне приемлемой формой семейных взаимоотношений. Последователи ведической религиозной традиции отказываются употреблять в пищу мясо, не желая причинять страдания и смерть беззащитным животным, а для какого-то язычника из глуши джунглей нормой, притом религиозной, есть каннибализм.

Следовательно, то, что для одного человека является вполне приемлемым и нравственным, для другого представляется жутким кощунством и невозможной жестокостью.

Таким образом, принимая во внимание религиозную мотивацию морального поведения человека, мы можем сказать, что вера и религиозная принадлежность во многом определяют поведение человека. И потому вовсе не все равно, во что человек верит, поэтому знание, и притом знание осознанное, основ веры является не теоретической игрой, а жизненной необходимостью.

Именно поэтому так долго и непросто формировался в церковном сознании Символ веры, являющийся кратким выражением догматических основ православного христианства.

Достаточно вспомнить, что только одному слову Символа веры, термину «единосущен» – «омоусиос», были посвящены жаркие дискуссии, длившиеся около ста лет, что за верность исповеданию веры святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, пять раз смещался со своей кафедры, искал убежище в зарослях нильских камышей, спасаясь от преследователей. Ему достаточно было изменить лишь одну букву, произнести не «единосущен, а «подобосущен», сказать вместо «омоусиос» «омиусиос» – и его вера совпала бы с исповеданием власть имущих, он мог быть снова возвращен на архиерейский престол, но тогда были бы попраны основы Православия. Поэтому старец остался верен своему исповеданию.

Можно бесконечно приводить примеры верности вере, находящей свое выражение в Символе веры, только потому, что каждое слово в этой молитве, в этом исповедании – грань безупречного бриллианта, выверенная религиозным опытом многих поколений, драгоценное сокровище этого опыта, омытое слезами и кровью мучеников за веру.

Каждое слово, каждое выражение Символа веры, которое так часто кажется привычным и будничным, мимо которого наш ум порой проскальзывает, весьма значимо для нас, для нашего религиозного сознания, для правильного понимания наших взаимоотношений с Богом и Творцом, для нравственных основ нашего поведения.

Но как вера соотносится с научным знанием?

Верой в светском, нерелигиозном понимании можно назвать признание чего-нибудь истинным без фактической или логической проверки. Действительно, то, что мы не можем проверить опытным путем, принимаем на веру. Так, например, происходит со многими положениями и предположениями из мира науки, из истории нашего мира. Более того, доверие окружающим является не приобретенной за время жизни привычкой, а врожденным состоянием человеческого сердца. Маленький ребенок, безусловно, верит каждому слову близкого человека, не представляя, что что-нибудь из сказанного может не соответствовать действительности. Уже потом, сталкиваясь с проявлением греха, мы теряем природную веру, и наш ум начинает требовать доказательств, приобретаемых опытным путем. И доказательства могут лишь подтвердить или опровергнуть нашу веру.

Следовательно, было бы неправильно говорить: «Человек верит в Бога / Человек не верит в Бога». Лучше говорить: «Человек верит в то, что Бог есть / Человек верит в то, что Бога нет».

Но как же тогда соотносятся вера и знание, наука и религиозное мировоззрение? Исходя из всего вышесказанного, отметим, что вера и знание не пересекаются, а лишь соприкасаются. Там, где заканчивается область научных исследований, начинается мир веры. Вера в Бога не может противоречить научным знаниям, а наука не может опровергать веру, так как объект у них разный. Наука исследует мир, а вера – Бога, не принадлежащего этому миру, выходящему за его рамки. Именно поэтому нет и в принципе не может быть конфликта веры и разума, науки и религии. Вот почему многие выдающиеся люди верили в Бога. Вспомним Исаака Ньютона, Михаила Ломоносова, Дмитрия Менделеева или недавно умершего физика академика Бориса Раушенбаха и многих-многих незаурядных ученых, чей багаж знаний не подрывал, но укреплял и поддерживал веру в Господа.

Таким образом, мы видим, что вера не противоречит научному подходу и является врожденной способностью нашей души.

Вера – это бездоказательное принятие того или иного мировоззренческого положения. И, конечно же, вера в Бога – это живая уверенность в действительности существования Высшей Силы, обладающей полнотой всех совершенств. Невозможно доказать бытие Бога, так как Сам Бог выходит за пределы исследования, Его нельзя измерить, взвесить, поставить над Ним опыт. И это, в свою очередь, также означает, что нельзя научным путем опровергнуть истину бытия Бога, доказать то, что Он не существует.

Это удивительно разумное устроение мира наводит на мысль, что у такого мира должен быть и Премудрый Творец. Многие могут возразить: вселенная возникла благодаря так называемому Большому взрыву и Бог тут совсем ни при чем. Но откуда же взялась материя, которая сжималась до предельных размеров, а потом вдруг разлетелась в разные стороны? На этот вопрос у материалистов один ответ – материя вечна.

Следовательно, вместо Премудрого вечного Бога материалисты предпочитают верить в глупую вечную материю. Но если материя не обладает ни разумом, не желанием, то почему на Земле все так гармонично устроено? Пусть каждая хозяйка попробует опытным путем доказать или опровергнуть теорию так называемого Большого взрыва. Для этого достаточно взять немного теста и с размаха бросить его об стол в надежде, что от удара оно само образуется в пирожок, вареник или, на худой конец, в ватрушку. Любой здравомыслящий человек сразу же поймет абсурдность подобного опыта.

Более того, одной из самых главных загадок для современной науки является зарождение жизни. Ученые пришли к выводу, что возможность самозарождения жизни в результате взаимодействия сложных белковых соединений настолько ничтожно мала, что ее можно сравнить с вероятностью того, что ураган, пронесшийся над кладбищем старых самолетов, соберет новехонький воздушный лайнер, готовый сейчас же подняться в воздух. Следовательно, здравый смысл и созерцание премудро устроенного мира понуждают нас признать существование его Премудрого Творца. Этот аргумент в пользу существования Бога принято называть телеологическим.

Еще одним очень важным аргументом является космологический. Он первоначально был изложен древнегреческим философом и мыслителем Аристотелем в виде идеи о недвижимом двигателе. Этот аргумент основан на наблюдении причинно-следственной связи между явлениями в природе. Каждое происшествие, событие и явление имеют свою причину и являются причиной другого происшествия, события или явления. Следовательно, должна быть причина, причем самая настоящая, существования и самого мира, не являющаяся следствием иной причины. Этой причиной, этим сверхБытием можно признать только Бога.

Более того, одним из аргументов, подтверждающих Его существование, является отсутствие в истории мира хоть одного народа или племени, у которых бы не было малейшего представления о Господе. История не знает атеистических народов, следовательно, опыт общения с Творцом – врожденный, а не приобретенный в результате культурной деятельности человечества. А раз этот опыт врожденный, значит Бог существует.

Кроме этого, существуют также онтологические, психологические, нравственные и религиозно-опытные аргументы в пользу того, что Бог есть. И они помогают нам рационально обосновать возможность существования Творца, веры и искренне, опираясь на доводы логики, воскликнуть: «Верую!»

Протоиерей Андрей Николаиди

Автор(ы) материала

Реклама

Просмотров сегодня: 13124

Мнение редакции портала может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.

Использование материалов сайта в печатных изданиях и на интернет-ресурсах возможно только с указанием ссылки на портал.

Что такое вера

А что тут непонятного? Вера — это когда во что-либо веришь. Религиозная вера, очевидно, это феномен безосновательной веры. Что же еще? Надо же было раньше гром с небес чем-то объяснить, или таинственные ночные звуки из глубины леса или пещеры.

Странно, но неверующие люди абсолютно точно знают, что такое вера. Каких только глупостей от них не наслушаешься. Вот лишь наиболее приличные формулировки:

Подобные примеры можно умножать до идиотизма, только зачем? Обычно они сводятся к тому, что вера является комплексом аксиом (недоказываемых постулатов), на которых строится религиозное мировоззрение. Такое утверждение не есть истина и одновременно есть отрицание истины. Не лучше ли ознакомиться с мнением верующих о своей вере?

Вера — это непосредственное опытное личное переживание богообщения.

Это самое богообщение наступает не вдруг, а по прошествии некоторого пути, не очень большого, впрочем; но для того, чтобы встать на этот путь, сначала необходимо поверить, что он действительно существует. И тогда мы сможем удостовериться в этом на практике. В этом смысле гносеология веры ничуть не отличается от гносеологии других областей человеческого знания.

Христианские истины до такой степени отторгаются социальным человеком, что феномен веры начинает восприниматься как относящийся исключительно к сфере религиозной, так что и саму религию часто называют просто верой. Это справедливо, но не более, чем и в отношении к любой другой области познания.

Путь к знанию для человека всегда открывается с веры родителям, учителю, книге и т. д. И только последующий личный опыт укрепляет (или, напротив, ослабляет) веру в правильность ранее полученной информации, превращая веру в знание. Вера и знание, таким образом, становятся единым целым. Так происходит рост человека в науке, искусстве, экономике, политике.

По этим же причинам человеку необходима вера и в религии. Она является выражением духовных устремлений человека, его исканий и часто начинается с доверия тем, кто уже имеет в ней соответствующий опыт и знания. Лишь постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной духовной и нравственной жизни, по мере очищения сердца от страстей. Как сказал один из великих святых: Душа видит истину Божию по силе жития.

Христианин на этом пути может достичь такого познании Бога (и существа тварного мира), когда его вера срастворяется со знанием, и он становится “один дух с Господом” (1 Кор. 6,17).

Как во всех естественных науках вера предваряет знание, а последующий опыт подтверждает веру (ты не подойдешь к микроскопу, если сначала не поверишь, что сможешь там что-либо увидеть), так и в религии вера, исходя из глубоко интуитивного чувства Бога, приобретает свою силу только в непосредственном личном опыте Его познания.

И лишь вера в небытие Бога, во всех своих мировоззренческих вариантах, остается не только не оправданной в опыте, но и находящейся в вопиющем противоречии с великим религиозным опытом всех времен и народов. В то время как религиозные догматы подтверждаются непосредственным опытным знанием, основные аксиомы науки до сих пор не подтверждены ничем. Но мы об этом не задумываемся, нам и так хорошо.

В науке (естествознании), как и в религии, существуют такие безусловные положения — “догматы” — которые не доказываются и не могут быть доказаны, но принимаются в качестве исходных, поскольку являются необходимыми для построения всей системы знания. Такие положения называются в ней постулатами или аксиомами. Естествознание базируется, по меньшей мере, на следующих двух основных положениях: признании, во-первых, реальности бытия мира и, во вторых, закономерности его устройства и познаваемости человеком.

Рассмотрим эти постулаты.

Но даже если эти постулаты истинны (а в этом едва ли можно сомневаться), то и тогда остается важнейший вопрос, без решения которого сама постановка проблемы “наука и религия” теряет всякий смысл, — это вопрос о достоверности самого научного познания. Но это, как говорится, совсем другая история.

Register

Все права защищены. Разрешено любое некоммерческое использование материалов сайта (CC-BY-SA-3.0) без ссылки на источник.

Благодарим студию Shape5 за прекрасный шаблон.

Источники:
О вере и ее роли в жизни человека
О вере и ее роли в жизни человека Иногда общая дискуссия может оказаться полезной для всех. Как-то я предложил аудитории высказаться, сформулировать свое представление о вере. И одна женщина
http://nasemenovs.com/bogosluzheniya/propovedi/beliefvalue.html
Психологический клуб Земиус Стань мудрее и Сильнее, сделай свою жизнь разумной и простой
Вера это и есть начало магии. Точнее вера в то, что магия для тебя возможна. Человек социума тратит весь свой магический потенциал на то, что бы отрицать магию. Другими словами он не верит себе, не верит в свой магический потенциал, не верит в свои силы. И было бы хорошо если бы он этим ограничивался. Большинство людей сейчас верят в то что никакой магии нет, и что вокруг никто ничего не может. То есть люди тратят свой магический потенциал на то, что бы отрицать магию в других. Так как люди отрицающие магия не развивают свой потенциал они слабы, и помешать человеку развивающемуся они не могут. Но дело в том что их большинство. На планете живет 7 миллиардов людей, хорошо если наберётся с десяток миллионов верующих в себя людей. А это гораздо меньше 1% населения! То есть против одного мага выступает 100 не магов, которые своим неверием постоянно на него действуют.
http://zemius.ru/?q=vera
Что такое вера, во что надо верить и почему вера необходима для спасения
Все эти и многие другие вопросы встают перед человеком, и на них необходимо ответить для того, чтобы каждый смог искренне и воодушевленно сказать: «Верую!»
http://pravlife.org/content/chto-takoe-vera-vo-chto-nado-verit-i-pochemu-vera-neobhodima-dlya-spaseniya
Что такое вера
Крещеным, но непросвещенным. Православный миссионерский сайт Миссионерского отдела Московской епархии. Основная идея сайта — дать ответы на интересующие вопросы о Боге, Церкви и вере понятным современному человеку языком. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа. Ликбез. Заблуждения. Богословие.
http://missionary.su/illiteracy/1.htm

COMMENTS