Чувство одиночества психология

Психология одиночества

Глава 1. История одиночества

Глава 2. Психология одиночества

2.1. Возникновение чувства одиночества

2.3. Проблемы одиночества

Список используемой литературы

Чувствовать себя одиноким можно и в толпе, и на работе, и в семье, и даже наедине с любимым. Это чувство зависит не от окружения, не от количества друзей или недругов, а, прежде всего от структуры личности. Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрировать на примере так называемых интроверта и экстраверта.

Глава 1. История одиночества

Человек — единственное в мире существо, которое осознает, что оно не по своей воле появилось на этот свет и не по своей воле умрет. Отсюда страх смерти, осознанный или неосознанный, который является постоянным спутником человека. Страх смерти — источник, из которого черпают энергию остальные отрицательные эмоции, в том числе и чувство одиночества. Чем выше развитие человечества и человека, тем мучительней может быть последнее. Уже на первых этапах развития человечества индивид начал понимать, что он не такой, как неживая природа. Произошло отчуждение от неживой природы. И богами стали неодушевленные предметы: солнце, луна, горы, ветры и т. д. Это был этап анимизма, который воссоединял человека с неживой природой и успокаивал его.

Затем человек стал понимать, что он не такой, как другие животные. Тотемизм разрешил эту проблему, и богами стали — животные. Это объединяло и успокаивало.

Когда человек стал понимать, что он не такой, как другие люди, когда появились Я, ВЫ и ОНИ, то произошло отчуждение его от других людей. Одним источником тревоги стало больше.

Язычество разрешило эту проблему, и тогда богами стали люди. Это объединяло и успокаивало. В наиболее развитой и увлекательной форме язычество проявилось в древнегреческой культуре и мифологии, которая и до сих пор является богатым духовным источником и в наше время. Недаром один из римских императоров любил повторять, что все идеи появились в древней Греции. По-видимому, людей с выдающимися качествами было не так много, и считалось, что те, кто ими обладает, пользуются покровительством богов или ведут от них происхождение. Это герои, как правило полубоги-полулюди. Смертны, как люди, и могущественны, как боги (Ахилл, Персей, Геракл и др.).

При дальнейшем развитии цивилизации в процессе воспитания усложнилась структура личности и духовная жизнь человека. Мощь интеллекта и духа далеко превосходили возможности смертного тела. Возникло отчуждение человека от самого себя. В одном человеке — смертное тело и бессмертный дух. Появление монотеистических религий и, в частности, иудаизма и его основных ветвей: христианства и ислама, решило и эту проблему. «Я Господь, Бог твой. Не делай себе кумира. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. » Уже эти три заповеди указывали, что все мы сотворены по единому Закону Божьему, на который и следует равняться, а не творить «себе кумиров и авторитетов, которые являлись бы образцами поведения. А третья заповедь призывает заниматься своими делами, не произнося напрасно имени Бога. Это объединяло и успокаивало.

Глава 2. Психология одиночества

Можно выделить два термина одиночества: интроверт — это вещь в себе, он обращен внутрь собственной личности, а экстраверт постоянно стремится быть на людях (для таких, как говорят, на миру и смерть красна). Одиночество в толпе на самом деле возможно только для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, и что важно, его вполне удовлетворит довольно поверхностное знакомство. Именно экстраверт чаще разговаривает с незнакомыми людьми в транспорте, именно экстраверту проще всего познакомиться на улице — потому что он вовсе не претендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и пока вокруг него есть люди — от одиночества он страдать не будет. Более того, ему по большому счету даже не обязательно заводить разговор — достаточно того, что столько людей просто на него смотрят!

А вот интроверту важно иметь одного-двух 'верных друзей', желательно таких же по характеру, как он. У таких 'приятелей' сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: они сидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) — и молчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает — им ведь важен не сам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть сама возможность другу позвонить — а собственно звонить и не обязательно. Именно поэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем или иным причинам своего проверенного друга — а нового знакомого, столь же близкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведь в отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-то люди, интроверту установить взаимопонимание сложно.

Но как известно, чистых экстравертов и интровертов не бывает. Все мы в той или иной степени 'смешанные'. Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хоть раз да ощущали свое одиночество.

2.1. Возникновение чувства одиночества

Ребенок появляется на свет без чувства одиночества. Конечно, он возмущен тем, что его изгнали из внутриутробного рая, и первое, что он делает, издает крик возмущения. Но это еще не чувство одиночества.

Враждебность даже не допускается в его сознание. Возникает тревога, но и тревога вытесняется в бессознательное. Начинают формироваться различные психологические защиты, одна из которых — социально приемлемая роль. В сознании остается чувство одиночества, покинутости, непонимания, которое потом может не покидать личность в течение всей его жизни, даже если вокруг него много людей — родственников, сотрудников, друзей. «Народу много, а поговорить не с кем»,— говорил великий сатирик А. Райкин.

Но и при самом правильном воспитании чувство одиночества может не покидать человека. Таким образом, это чувство является непременным свойством личности. Мы как киты. Киты сухопутные животные. Но так сложилось, что по своему физическому устройству они вынуждены жить в воде. Но связь с сушей они не порвали. Каждые 10-15 минут они вынуждены выныривать из воды и глотать кислород. Так и мы. С одной стороны как стадные животные мы не можем жить друг без друга. С другой стороны, как личности мы практически все время испытываем чувство одиночества. И мы вынуждены общаться, вдыхать кислород общения, но все-таки ничего страшного, если мы большую часть времени живем в океане своего одиночества. От него никуда не деться, и поэтому лучше его использовать.

Духовно пустые люди стремятся к общению и хотят его больше, чем это определяется биологической потребностью. Но дело в том, что духовно зрелые люди с ними общаться не хотят, и они находят себе подобных и обмениваются пустотой. Пустым времяпрепровождением можно назвать такое, которое не сопровождается личностным ростом.

Форм такого времяпрепровождения множество: большинство наших ритуалов, дискотеки, пьянки и т. д. Это не настоящее общение. Время может пролететь быстро, но толку от этого немного, а чувство одиночества после этого становится еще более выраженным. Человек оказывается выброшенным из жизни и, естественно, рано или поздно заболеет. Нередко, спасаясь от скуки и одиночества, люди начинают путешествовать. Конечно, можно уехать на край света, то от себя никуда не уйдешь. Еще Сократ говорил своему собеседнику, что нет толку в его путешествиях, ибо он повсюду таскает за собой самого себя.

Многие скандалы и войны, если хорошо подумать, происходят из-за попытки ослабить нестерпимое чувство одиночества.

Какие же формы общения могут решить проблемы одиночества?

Интересно, что наибольший процент одиноких людей дают. большие города. Жизнь в мегаполисе разъединяет его жителей, а не сближает. По статистике в любом крупном городе очень малый процент коренных (в третьем-четвертом поколении) горожан. Все остальные — мигранты: то есть те, кто когда-то перебрался в большой город из других мест. И пусть даже они всю жизнь прожили в этом городе, пусть даже коренными горожанами стали их дети и внуки — все равно люди в семьях хранят традиции и устои, которые впитали с молоком матери на 'земле предков'. И эти традиции передают своим потомкам. То есть следующие поколения воспитываются в духе тех мест, откуда когда-то прибыли их деды и отцы. Но в каждой деревне, в каждом поселке и городке есть свои установленные нормы поведения, свой диалект, свой язык жестов и поступков, понятный только местным жителям. Поэтому у многих горожан возникают трудности с общением, с нахождением адекватного партнера. А в результате большие города побивают все рекорды по количеству одиноких людей.

Но одиночество — не всегда зло. Есть ситуации, когда людям (одним реже, другим чаще) просто необходимо побыть наедине с собой. И о проблеме одиночества можно говорить тогда, когда это состояние затягивается вопреки вашему желанию — иными словами, когда от одиночества человек начинает страдать. В обычный психологии есть понятие 'сенсорная депривация' (или эмоционально-информационный голод). Если человек лишен необходимого ему по структуре личности количества общения, необходимых жизненных впечатлений, у него могут возникнуть проблемы и психологического, и психиатрического, и соматического характера. Все потому, что он самым натуральным образом голодает по общению, по информации.

2.3. Проблема одиночества

Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством концепции, теории и исследования.

Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то».

Одиночество же — это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), константное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он — маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.

Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.

Согласно Роджерсу, одиночество — это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получиться следующая картина:

1) Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами;

2) Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования;

3) Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.

И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».

Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.

К. Мустакас, разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество (в этом его позиция схожа со взглядом на одиночество в некоторых восточных религиях). Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования». Он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.

Лучше не запускать состояние сенсорной депривации, не усугублять чувство одиночества. Ведь в запущенном состоянии любая проблема решается сложнее. У человека начинает проявляться деструкция поведения, ухудшается способность к установлению межличностных связей (иными словами, он становится абсолютно неконтактным и приобретает тяжелый характер). У людей, страдающих от сенсорной депривации, часто возникают проблемы в бизнесе только потому, что он с деловым партнером говорит о чем угодно, только не о деле. Кстати, бизнесмены, которые заключают сделку в ресторане в сопровождении спиртного, как правило, оба испытывают трудности в общении — как говорится, встретились два одиночества. Они, если не выпьют, вообще не смогут ни о чем говорить: Кстати, нередко люди вообще начинают пить, чтобы 'залить' свое чувство одиночества. Или влиться на правах равного в какую-нибудь теплую пьяную компашку.

Поэтому важно правильно определить, от какого именно одиночества, от дефицита каких впечатлений вам нужно избавиться. И неверно думать, что лучшее спасение от одиночества — знакомиться на улице или ходить в дискотеку. Более того, прежде чем обзаводиться любыми новыми знакомствами, важно утолить существующий 'информационный голод' — иначе все прочее общение будет этому голоду подчинено.

Список используемой литературы:

1. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход, Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.), 2002;

2. Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству, Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.), 2002;

3. Пузько В. И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества, Материалы научной конференции «Теология, философия и психология одиночества», Владивосток, 2005;

4. Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 2001;

5. Фрейджер Р., Фейдман Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. М., 2000;

6. Хараш А.У. Психология одиночества, Педология/новый век. № 4, 2000 г.

9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М., 2000

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?

Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Чувство одиночества психология

Психология одиночества высвечивает множество иллюзий, питающих наше сознание. Главные из них следующие: мир внутри нас пуст и неинтересен; все самое захватывающее снаружи; в сближении с людьми – весь смысл жизни.

Что с нами происходит, когда мы долго остаемся наедине с собой? Мир словно опустевает и остывает. Его, как запущенный сад, покидают радость и веселье. Поговорить, поссориться, поделиться – не с кем; развлечений, новостей, эмоций – ноль.

Возникает пугающее ощущение, что без людей каждый из нас – «темное царство». Кажется, что лучи света могут проникнуть сюда только снаружи. Лишь они могут рассеять мрак, наполнить смыслом внутренний вакуум.

Однако не слишком ли мы уповаем на внешний мир? Ведь он лишь ключ к миру внутреннему. Психология впечатлений утверждает: все, что творится снаружи, – лишь проекции в нашем сознания. Стало быть, переживания, которые нам дано испытать в компании других людей, – это плод работы нашего ума, воображения, фантазии.

Окружающие – лишь гиды, помогающие нам добраться к себе самим. Ощущение единения, испытываемое нами в обществе близких душ, возникает благодаря нашим внутренним ресурсам.

Однако в одиночестве у нас появляются проблемы с внутренней подпиткой. Мы излишне зависимы от внешних гидов-проводников. Без них мы просто испытываем психическое удушье. Психология одиночества давит на нас дефицитом впечатлений. Без них мы, как без воздуха, задыхаемся. Самые полезные и дорогие вещи нам не в радость. Даже родные стены становятся чужими.

Наше психическое содержание находится между двумя полюсами. На одном – жизнь. Там свет, тепло, любовь, умиротворение. На противоположном – смерть. Там холод, кромешная мгла, безнадега, страх. И те, и другие переживания – всего лишь искажения сознания.

Самые благостные наши впечатления связаны, как правило, с людьми: возлюбленными, родителями, детьми, друзьями. От них исходит самый яркий свет жизни. Менее теплые, но все же по-своему согревающие переживания вызывают у нас животные и любимые предметы.

А вот личности, которые почему-то нам не милы, в нашем представлении отодвигаются ближе к полюсу смерти. Свое неприятие к ним мы выражаем в тяжелой гамме чувств – отвращении, ненависти, презрении, жалости.

Вот почему мы так стремимся превратить любимых в свою собственность. Они доставляют нам самые светлые переживания. Привязываясь к ним, мы, так или иначе, попадаем в зависимость от них. Близкие отношения становятся наркотиком. Без очередной дозы наступает психическая ломка. Уже от одного предчувствия разлуки нами овладевает томительное страдание. Мы понимаем, что греемся в лучах света, которого скоро лишимся.

Одиночество похоже на приближение смерти. Из подсознания вылезают самые негативные слои подавленных переживаний. Такого состояния панически боятся закоренелые преступники, посаженные в камеру-одиночку. Там насильнику является собственное «Я» во всей неприкрытой наготе. Перед ним стоит нелегкая задача: как не лишиться рассудка ?

А вот добровольно уединяющиеся монахи обретают покой без отрицательных ощущений. Из этого следует, что психология одиночества передает не столько состояние физической изоляции, сколько является отражением внутренних переживаний субъекта. Недаром некоторые узники одиночных камер, дав выход тяжелым переживаниям, способны испытать невероятное блаженство. Одиночество перестает страшить их как дамоклов меч, а привязанность к людям существенно ослабевает.

В некоторых духовных практиках, например в психологии Ошо , переживание одиночества считается необходимой стадией очищения перед просветлением. Многие верят, что лишь в полной оторванности от мира людей можно освободить душу от мрака и превратить ее в источник внутреннего света.

Побыть дней 5-7 одному в пустой комнате необходимо каждому, кто находится в духовном поиске. Отсутствие дискомфорта при этом станет свидетельством психологической незашлакованности, чем может похвастать далеко не каждый.

Считается, что энергетическая подзарядка экстравертов происходит в движении. Этим объясняется их тяга к шуму, суете, толпе. А силы интровертов восполняются в состоянии покоя – вот они и ищут уединения. Таким образом, все мы балансируем между динамикой и статикой. Каждый из нас нуждается в своей дозе одиночества, которое позволяет привести в порядок мысли и чувства. Но, чтобы оно было в кайф и шло на пользу, с ним нельзя переборщить.

Чем же опасно затянувшееся одиночество? В этом состоянии человек легко заморачивается на негативе. Ему всерьез начинает казаться, что жизнь – штука, не имеющая никакого смысла. Подобные иллюзорные мысли находят в сознании затворника сотни подтверждений и запросто могут вызвать депрессию . Правда, оказавшись в приятной компании, он в момент освобождается от мрачного настроения, как будто вырывается на волю из темного чулана.

Однако многими замечено, что одиночество может переживаться и в близком окружении. Подобное случается, когда на пути к благостному полюсу души возникают какие-то блоки. К примеру, внутренний свет может полностью сосредоточиться на возлюбленном. Отсутствие его будет восприниматься как сплошное томление.

Нам может быть одиноко в обществе бывших друзей, которые остались на прежнем уровне личностного развития, тогда как мы далеко опередили их, стремясь к новым горизонтам на пути совершенствования. В итоге мрачный период разобщенности может привести к иным смыслам – и свет засияет с удвоенной силой.

Жители мегаполисов не понаслышке знают об одиночестве в толпе. Безликая масса похожа на полуживого монстра, равнодушно поглощающего человеческие индивидуальности. В этом людском море отдельные личности разброшены как потерянные островки.

Нередко причиной одиночества может стать и заниженная самооценка. Неуверенному человеку всегда неохота стать предметом всеобщего обсуждения. Так отшельник сам себя уверяет в собственной никчемности и сжигает мосты с близкими по духу людьми. Вырваться из этого замкнутого круга можно только одним способом – возобновив утраченные контакты, практикуя ежедневное общение.

Часто одиночество становится судьбой гордецов. Эти люди всячески подчеркивают свое превосходство над другими. Их отстраненность – намек на свою избранность, особую ценность. Это не значит, что в глубине души гордецы не страдают от одиночества. Зачастую им свойственно выражать обиду на людей, не добивающихся их общества.

В той или иной степени мы все боимся безопорного пространства, находящегося в глубинах нашей души. Бессознательно мы всячески избегаем внутренней свободы, защищаясь от нее баррикадами психического мусора. Мы боимся остаться наедине с собой, как заточения в мрачном, пустынном подземелье, грозящем неминуемой гибелью.

Мы цепляемся за суету и маяту, внешние события, как за спасательный круг, только чтобы в одиночестве не найти себя. Так мы сами делаем себя заложниками условностей, попадая в болезненную зависимость от них. А излечиться от этого можно, только оставшись тет-а-тет со своим «Я» и бесстрашно вглядевшись в него.

  • Случайные записи

  • С наступлением цифровой эры человек постепенно теряет один из самых главных навыков – умение сосредоточенно работать и концентрировать внимание. Ум все крепче опутывается цепями лени и апатии именно в тот момент, когда от него требуется стопроцентная

    Половина современных первоклассников испытывают трудности в приобретении базового навыка – чтения. У 8 % из них проблема с распознаванием слов, или дислексия, остается на всю жизнь. При обследовании у таких детей не обнаруживается психических или физ Трудности чтения, или Дислексия

    Что важнее – талант или упорство? Могут ли трудолюбие и твердость характера противостоять гениальности? Достаточно ли дара божьего для жизненного успеха? Эти вопросы хоть раз в жизни задавал себе каждый человек. Многим из нас с детства внушали: «Ты н

    Жизни без смерти не бывает. Обмануть старуху с косой никому не удастся. Она может выдать отсрочку (что происходит с героями фильма «Пункт назначения»), но победить себя не позволит никому. Рано или поздно эту истину осознает каждый. Почему же некотор

    Пациент с диагнозом «диссоциативное расстройство личности» — это человек, живущий как бы в нескольких измерениях. Подобным странностям посвятил один из своих авантюрных романов Р. Стивенсон. История об интеллигентном докторе Джекиле и его второй ипос Диссоциативное расстройство

    Доводилось ли вам наблюдать, как у собеседника или незнакомца трясется рука? Наверняка вы приняли этого человека за поклонника «зеленого змия» или завсегдатая кабинета невропатолога. Такие стереотипы нередко вынуждают подверженного тремору прятать тр

    Теория бихевиоризма переформатировала представление традиционной науки о психике. В качестве предмета исследования эта доктрина выдвинула поведение человека. Бихевиористы скептически относились к внутренним процессам. Значение для них имела только на

    Источники:
    Психология одиночества
    Проблема одиночества занимает умы людей на протяжении столетий — ее изучением занимались психологи, философы, богословы, ученые и писатели. Психология одиночества. Возникновение чувства одиночества как проявление слабой приспособляемости личности.
    http://mirznanii.com/a/199121/psikhologiya-odinochestva
    Чувство одиночества психология 1
    Психология одиночества высвечивает множество иллюзий, питающих наше сознание. Главные из них следующие: мир внутри нас пуст и неинтересен; все самое
    http://rostduha.ru/psixologiya-odinochestva/

    (Visited 3 times, 1 visits today)
  • Популярные записи:

    Как вернуть жену которая ушла к другому Как вернуть девушку, которая ушла к другому?Ссоры, неудобные вопросы без… (2)

    Характеристика на ученика с неадекватным поведением Характеристика на ученика (образцы) Характеристика на ученика - один из… (2)

    Некорректное поведение на работе Как правильно наказать сотрудника за неправильное поведение Заключая трудовой договор,… (2)

    Тревожно мнительный тип личности лечение Психо-коррекция тревожного и эмотивного характераЗаключительный пост из цикла программа психокоррекции… (2)

    Измена жены рассказы Измена жены рассказы На собственном опыте (горьком) убедился, что вычислить… (2)

    COMMENTS