Чувство такта в общении

«Культура общения. Педагогический такт как разновидность этикета»

Этикет — это особый язык общения, дающий возможность, поддерживая суверенитет каждой личности, достигать взаимопонимания и взаимоуважения, а в конечном итоге формировать ту ауру человеческой культуры, в которой только и может нормально существовать и развиваться личность.

Всякий раз, когда мы обращаемся к вопросам культуры общения, невольно возникает вопрос: этикет и культура общения — это одно и то же или нет, как они связаны между собой ? Отвечая на него, можно сказать, что этикет — это ядро, центр культуры общения, он организует и регламентирует общение по своим законам и правилам.

Само понятие «культура общения» значительно более емкое понятие, чем «этикет». Этикет представляет собой образец, идеал коммуникативного поведения, а культура общения — его реальность со всеми положительными и отрицательными проявлениями. Поэтому, строго говоря, некультурного общения нет, и не может быть. Есть лишь антиэтикетное и этикетное общение.

Практически вся наша жизнь – это встречи и общение со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношение с людьми, и результаты нашей работы.

Учащиеся высоко ценят в педагоге интеллигентность, тактичность и деликатность, умение быть вежливым, проявлять хорошие манеры; замечают, насколько его требовательность, принципиальность соблюдаются им самим в общении с коллегами, родителями, учениками других классов.

Педагогический такт проявляется в формах обращения педагога, в умении разговаривать, не задевая самолюбия учеников, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении педагога «держать себя», в оценочных суждениях, интонациях, в умении поощрять и наказывать учащихся. Педагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения с учащимся – в присутствии класса или один на один, в учебном заведении или по дороге домой; позволяет определить время общения – отреагировать немедленно или подождать, дать учащемуся возможность обдумать свой поступок; позволяет найти нужный тон разговора; помогает педагогу управлять своим состоянием во время разговора, быть внимательным, сдержанным, терпеливым и т. д. Деликатность также помогает педагогу решить самые сложные задачи построения личных взаимоотношений с учащимися.

Вербальная культура общения педагога

Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к речевым особенностям учителя. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная патетика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает недоверие к говорящему. Поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть своим голосом.

Правила речевой культуры педагога:

  1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у школьников значительного напряжения.
  2. Педагог должен говорить внятно.
  3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в мин.
  4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
  5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Невербальная культура общения педагога

Невербальное общение – это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.

Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% — невербальными средствами.

Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

Роль мимики в передаче информации

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо лектора неподвижно – теряется до 10-15% информации.

Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на многообразие текущей деятельности, непредсказуемые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной работы. Язык мимики зачастую выразительнее вербальных средств, он расширяет педагогический спектр влияний, дополняет речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых эмоциях. Учащиеся говорят про педагога: «Она нас любит», или «Она нас не любит». На вопрос: «Почему вы так думаете?» можно услышать ответ: «Так видно же по лицу».

Позитивный мимический портрет педагога складывается из расположенности к обучающимся, ожидания доброго с их стороны, веры в их благородство, интереса к тому, что они делают и говорят.

Когда учащиеся характеризуют учителя словами «Он добрый, мы к нему всегда можем обратиться», «Он строгий», «Он красивый», то имеется в виду именно такой портрет педагога.

Исследования показали, что все люди, независимо от национальности культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Интересно отметить, что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).

Выразительность пластики тела

Лицо, является главным источником информации о психологических состояниях человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контролировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть. Учащиеся легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога.

Пластика – общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика.

Открытая пластическая поза имеет для педагога чрезвычайно важное значение: позволяет ученику свободно и безбоязненно вступать с ним в общение. Открытая пластическая поза – это внешнее проявление доброжелательности по отношению к людям.

Поза, которую принимает педагог, всегда целесообразна. По ней ученики оценивают происходящее. Поэтому педагог должен «конструировать» позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе; вот он задумался; а вот удивлен происшедшим… Когда поза сознательно выстраивается как способ отражения внутренних состояний либо отношений – она приобретает содержательность. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, «окаменелости» (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). Ученики должны видеть, что педагог не испытывает стеснения, он непринужден и полностью владеет собой. Педагог, находящийся в свободной позе, по ощущениям учеников, не пугается вопросов, коллизий, сюрпризов – ему легко переключить внимание и усилия на другие объекты. Обучающиеся в таких условиях тоже спокойны и благожелательно настроены.

Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и его субъективного восприятия другими людьми. В нем проявляется поиск более легкого и менее болезненного пути к цели, что обусловливает творчество и поиск в педагогической деятельности. В числе основных составляющих элементов педагогического такта можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Необходимым качеством для учителя является педагогический такт – интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость – своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, социально полезной деятельности и т.п. Справедливый учитель – это высшая похвала педагогу; в ней выражены уважение, признание ума и человечности, доброты и принципиальности, единства личных и деловых качеств.

Проявлением индивидуальной духовной культуры педагога является творческая самоотдача, в которой собственное самоутверждение неразрывно связано со служением обществу. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности являются потребность в знаниях и признание их самоценности. Стремление к образованию, его непрерывность следует рассматривать как норму профессионального и личностного роста педагога. Познавательная активность включает в себя стремление к учению (желание, интерес), сосредоточенность на предмете познания (в области науки, производства, культуры, общественных отношений и т.д.), глубокое проникновение в сущность явлений и их взаимосвязь, свободное оперирование знаниями, самостоятельность, напряженность и интенсивность мыслительной деятельности в решении теоретических и практических задач.

Тренер-преподаватель по плаванию

Хатха-йога

Инновационные методы организации оздоровительных занятий для детей дошкольного возраста «Весёлые рыбки»

Следите за нами:

МАУ ДО «Дельфин» © 2017. Все права защищены.

О чувстве такта

С колько бы мне, по роду своей деятельности, не приходилось общаться с людьми по поводу их или чужих чувств, столько же приходится иметь дело с различными мифами и стереотипами. Возьмем, к примеру, такое чувство, как «такт», и противоположность ему – «бестактность».

Вот какие определения нам дает Интернет.

Такт – от латинского tactus — прикосновение, чувство, осязание. Чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом.

Такти?чность (такт, чу?вство та?кта, чу?вство ме?ры; лат. tactus — прикосновение, осязание, чувство) — умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Людей с чувством такта называют тактичными. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других ситуаций.

Такти чно сть – это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий начинается обида у человека, с которым мы общаемся.

М не понравилось одно определение, которое я когда-то услышал «бестактность – это леность души». С точки зрения психологии, когда мы говорим о бестактности, мы подразумеваем нарушение, вторжение в чужие границы. Бестактные люди своими словами и поступками нарушают границы окружающих людей. О чем идет речь?

У каждого из нас есть свои психологические границы, то пространство, которое мы считаем личным и готовы оберегать. В зависимости от степени близости к конкретным человеком мы впускаем его в свои границы. С этой точки зрения любой вопрос, относящийся к моим психологическим границам, можно расценивать, как вторжение в личное пространство.

Обычно, люди, задавая вопрос, или решая что-то сделать, ставят себя на место другого, оценивают, как это может быть воспринято и интерпретировано. Однако, в жизни встречаются и такие, кто мало задумывается о последствиях своих слов и действий. Народная мудрость гласит: в доме повешенного о веревке не говорят. Тем самым намекая, что любые подобные слова могут вызывать неприятные ассоциации и чувства.

Ч увство такта можно отнести и к культурному феномену. У каждого общества и национальности есть свои особенности. У одних народов при встрече принято обниматься, у других народов это может сойти за оскорбление. Нельзя не учитывать обычаи тех мест, в которых вы прибываете.

Можно составить хит-парад бестактных вопросов , которые чаще всего женщины слышат в свой адрес:

– Сколько Вам лет? Женщины по-разному переживают свой возраст, и для кого-то это может быть болезненный вопрос.

– Почему до сих пор не замужем? Интересно, в этот момент спрашивающий предполагает, что женщина должна ему поведать о всех своих неудачных отношениях, боли расставаний и разочаровании? Или рассказать о сложности нынешних отношений? А может начать доказывать, что она имеет право чувствовать себя полноценной и состоявшейся женщиной, не находясь в супружеских отношениях?

– Почему не заводите детей? Ответ подразумевает подробный эпикриз о состоянии здоровья пациентки, или красочное описание интимной жизни? На что расчет?

– А сколько ты получаешь? Сколько стоила твоя покупка? Вот-вот и потянутся чужие руки в твой кошелек, еще немного и налоговой инспектор лично позвонит к тебе в дверь.

– Почему тебе не попробовать новую диету, я знаю, она помогает? Ты что-то поправилась! Никто не спросит о том, сколько было уже неудачных попыток, какой ценой они доставались, сколько разочарования и стыда приносит с собой эта тема. Спасибо тебе, «добрый человек», гореть тебе в аду!

– У тебя был кто-нибудь до меня? Интересно, а мужчина действительно хочет услышать правду? Вот так на полном серьезе рассчитывает получить ответ?

Когда лучше выглядеть бестактным, чем пустить агрессора в свои границы.

Но есть обратная сторона медали. Порой мы так боимся оказаться бестактными , так переживаем о том, что это неверно может быть истолковано, что забываем о собственном комфорте . И снова наши психологические границы будут нарушены, но уже по нашей воле, потому что мы стыдимся показаться бестактными.

Вот один из примеров, который я услышал от одной женщины. Ее основанная проблема, как раз и состоит в том, что она не умеет отстаивать свои границы. На сеансах лечебного массажа у мужчины, она иногда чувствовала прикосновения, которые можно было бы интерпретировать как сексуальные (поглаживания ягодиц, живота, бедер). Но она боялась показаться бестактной и озвучить то, что ей неловки и неприятные такие прикосновения. Она боялась обидеть доктора, обвинив его в домогательствах. Она с удивлением для себя открыла сове право прямо говорить о том, что ей не нравится.

Другой пример уже другой женщины, которая ехала в такси курящим водителем, и открытой форточкой. Она стеснялась попросить его прекратить курить и закрыть форточку, из которой ей дуло на заднее сидение. Она так и не решилась ему об этом сказать, а вышла из такси разозленная и раздосадованная на себя, потому что вынуждена была терпеть всю дорогу.

М не довольно часто приходится сталкиваться с неумением женщин отстоять свои границы, в том числе и сексуальные. Такие женщины предпочитают заботится о душевном комфорте других, нежели о собственном благополучии . Они стыдятся прямо заявлять о том, что их не устраивает, или им не нравится. Приходится подолгу приучать к, казалось бы банальной, но очень полезной мысли: « У ТЕБЯ ЕСТЬ ПРАВО!»

Как с любым чувством, важна мера и грань, и очень плохо всякие крайности. Так и с чувством такта: важно думать о чужих границах, и не забывать о своих.

читать другие статьи на этом сайте:

Педагогический такт учителя

Общение учителя с детьми определяется прежде всего личностью педагога, его высокими нравственными качествами, любовью к детям, его духовной щедростью.

Такт в буквальном смысле слова — прикосновение, влияние. Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Такт — это форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим.

Правильно считать такт не как избежание трудностей, а как умение увидеть более краткий путь к цели. Общий такт и педагогический не одно и то же; не каждый человек тактичный, деликатный обладает педагогическим тактом.

Педагогический такт — профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Это умение учителя устанавливать педагогически целесообразный тон и стиль в общении с учащимися. Педагогический такт, как и такт вообще, предполагает наличие у учителя чувства меры, а значит, умения дозировать свои средства воздействия, не допускать крайностей в общении со школьниками.

Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность — к непослушанию, чрезмерная снисходительность — к грубости.

Педагогический такт включает в себя уважение к личности ребёнка, чуткое отношение к учащимся, внимание за их психическим состоянием. Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают её. Связь уважения и требовательности диалектична. В зависимости от уровня воспитанности личности учащегося учитель варьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от раздумья до сухости, от мягкости до строгости.

Проявление внимания, доброты, заботы должно меняться в связи с возрастом детей. Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении). Педагогический такт предполагает доверие к ученику, оно должно стать стимулом к работе учащихся. Культура общения учителя проявляется в разных формах взаимодействия с учениками: на уроке, во внеклассной работе, на досуге.

Развитие каких качеств поможет соблюдать чувство меры в общении с людьми

Здравствуйте, дорогие читатели! Еще Аристотель ввел термин «этика». Чуть позже появилась наука о морали – этикет. Нетрудно догадаться, что этот свод рекомендаций помогает наладить отношения с окружающими, получить их одобрение и, в общем-то, понравиться – достичь гармонии и расположения. Основными нормами этикета являются вежливость и тактичность. Именно о последнем и пойдет речь в этой статье.

Соблюдение чувства меры в разговоре – это и есть тактичность. И сегодня мне бы хотелось рассказать вам откуда появилось это слово, что оно означает и в чем его польза. Это актуально для современного мира, в котором так часто тактичность отодвигают на второй план, в попытке быть бойким, пробивным, активным.

Люди все чаще хотят ставить других в неловкое положение, остроумно отвечать на выпады окружающих или самостоятельно провоцировать собеседника, доминировать, вселять неуверенность и страх, дабы манипулировать и получать свою выгоду было проще. Однако, тирания не бывает вечной, так что, рано или поздно, все эти люди задумываются о том, чтобы вернуться к нормам и стать более миролюбивыми.

Почему так происходит я расскажу чуть позже, а пока о чувстве меры.

Соблюдать чувство меры в разговоре – значит быть тактичным. Вообще, слово «такт» произошло от латинского «прикосновение». В чем заключается суть этого термина? Осторожное отношение (прикосновение) к чувствам другого человека. Эти качества присущи дипломатичным, вежливым людям, умеющим молчать и не затрагивать острые вопросы, даже когда желание спросить о чем-то личном безгранично.

В жизни эти навыки пригодятся, если вы хотите понравиться человеку, добиться его расположения. Не обязательно манипулировать. Достаточно иметь хорошие приятельские отношения, чтобы он стремился помочь вам.

Не стоит задавать личные вопросы малознакомым людям или коллегам, которые не настроены откровенничать, особенно если вас окружают посторонние. Это ставит человека в неловкое положение, заставляет его судорожно искать подходящий ответ, не раскрывающий его личную жизнь.

Вежливый человек не станет задевать чувства другого человека из любопытства. Ваш собеседник может предположить, что вы интересуетесь из корыстных побуждений – хотите обсудить его проблемы с незнакомыми людьми. Еще хуже, если вы начнете давать советы, о которых вас не просили или развивать тему, о которой коллега изначально не хотел рассказывать.

Этот факт обязательно негативно отразится на ваших отношениях.

Вежливость и тактичность – это такие черты характера, которые позволяют без слов понять что, когда и кого можно спрашивать, а какие темы лучше избежать. На мой взгляд, иногда лучше недосказать и не узнать, нежели быть чрезмерно навязчивым.

Очень много интересного о тактичности и этикете вы можете прочитать в книге историка Алины Шокаревой «Дворянская семья. Культура общения. Русское столичное дворянство первой половины XIX века» .

Это действительно будет интересно. Многие правила, конечно же, не подойдут для современной жизни, но дадут вам представление о том, как существовали семьи в конце позапрошлого столетия: чем жили, как чувствовали и общались между собой, что преподавали детям и чему старались их научить.

Последнее время наблюдается такая тенденция, что на работе и в личной жизни люди не склонны проявлять терпение. Они стремятся подавлять, задавать компрометирующие вопросы, дабы показать собственную силу и некую власть. Они стремятся не к налаживанию взаимоотношений, а скорее к разрушению: вызвать страх, который у них ассоциируется с уважением.

Такое поведение в корне неправильно. В психологии оно относится к рангу деструктивных. Таким образом вам ни за что не добиться гармоничного союза, в котором два человека будут стремиться в одном направлении, поддерживая друг друга.

Негативные эмоции заставляют избегать контакта с неприятными личностями на подсознательном уровне. Нужно иметь это в виду, если забываешь о тактичности.

На этом у меня все. Не забывайте подписываться на рассылку. До новых встреч.

Этот блог читают 3879 человек, подпишись на самое интересное

Елена Зенкова, психолог

Рекомендую к прочтению

© Copyright 2016 Блог Елены Зенковой.

Дорогие друзья, я вкладываю знания и душу в свой проект. И убедительно прошу не воровать контент. Спасибо!

Источники:
Культура общения
«Культура общения. Педагогический такт как разновидность этикета» Этикет — это особый язык общения, дающий возможность, поддерживая суверенитет каждой личности, достигать взаимопонимания и
http://centr-delfin.ru/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D0%B0/
О чувстве такта
Как самому не быть и как ответить бестактной скотине? Всегда ли нужно отвечать на чужой вопрос? Разница между вежливым человеком и бестактным поведением.
http://adnosiny.by/pro-chuvstva/o-chuvstve-takta
Педагогический такт учителя
Педагогический такт учителя Общение учителя с детьми определяется прежде всего личностью педагога, его высокими нравственными качествам
http://www.dioo.ru/psihologicheskie-problemyi-uchitelya/pedagogicheskiy-takt-uchitelya.html
Развитие каких качеств поможет соблюдать чувство меры в общении с людьми
Соблюдение чувства меры в разговоре – это и есть тактичность. Вежливый человек не станет задевать чувства другого человека из любопытства. Ваш собеседник может
http://ezy-life.ru/lichnost/soblyudenie-chuvstva-mery-v-razgovore.html

(Visited 17 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как целует влюбленный мужчина Как понять, что мужчина влюблен Привет! Искренне рад, что ты… (2)

Как понять, что у мужчины наступил оргазм —… Оргазм - это стадия возбуждения, на которой уже невозможно контролировать… (2)

Эротические рассказы подростки Книги о подростках Первый поцелуй, первая робкая любовь, первая встреча,… (2)

Если мужчина спрашивает люблю ли я его Почему муж спрашивает, люблю ли я его? Бывают такие ситуации,… (2)

Три сценария отношений, которые убивают любовь Доктор психологии Арнольд Лазарус, который в течение 25 лет занимался… (2)

COMMENTS