Дебильность
Дебильность — легкая форма умственной отсталости, при которой человек практически не способен абстрактно мыслить и обобщать информацию, но при этом моторика тела находится на развитом уровне. Больные с дебильностью не могут строить самостоятельно сложные умозаключения, у них мышление развито только в наглядно-образном плане.
При дебильности больные легко внушаемы, то есть посторонние люди могут без особых усилий воздействовать на их психику и понимание определенных ситуаций. Больные характеризуются также отсутствием инциативности, волевые и нравственные качества практически не развиты или развиты слабо, не находят внутренних связей между событиями и предметами и т. д.
При диагнозе дебильности необходима терапия и специфичный образ жизни:
- корригирующая
- специфическая
- симптоматическая
- трудовое обучение (специфическое)
- специальное школьное обучение (адаптированное под особенности человека с таким диагнозом)
- психологическое воспитание
- социальная адаптация
Понятие и особенности
Дебильность — легчайшая степень олигофрении, включая имбецильность и идиотию. У ребенка с данным диагнозом снижен интеллект. Случаи дебильности — это 75 процентов всех случаев умственной отсталости. Также данный диагноз называется в медицинской литературе умственной субнормальностью и легкой олигофренией.
Дебильность дифференцируют при диагностике с пограничным интеллектом, который становится следствие замедленного психического развития ребенка. В основе последнего названного состояния могут лежать такие причины:
- физические дефекты, которые ребенок получил от рождения (наследственные факторы) или приобрел при определенных обстоятельствах в младенчестве: глухота, слепота и пр.
- неблагоприятные условия проживания малыша (неблагополучная семья и пр.)
Выше перечисленные факторы влияют на умственное развитие малыша, которое уже не может быть полноценным. Познавательные возможности такого ребенка в большей или меньшей степени ограничены.
Причины дебильности
Основные причины рассматриваемой патологии:
- вредные воздействия на формирующийся в утробе матери плод:
— корь у будущей матери
— краснуха, перенесенная беременной женщиной
- наследственные причины (микроцефалия, эндокринопатии, ферментопатии)
- лечения беременной определенными лекарствами
- вредные привычки женщины при вынашивании плода:
- гипоксия плода (нехватка кислорода)
- фетоплацентарная недостаточность
- резус-конфликт
- тяжелая черепно-мозговая травма в раннем детстве
- инфекционные поражения центральной нервной системы у маленьких детей (менингоэнцефалит, гнойный менингит, энцефалит)
- врожденная гидроцефалия
- асфиксия (удушье) новорожденного малыша
- родовая травма
Классификация
Классификация учитывает степень психических и интеллектуальных способностей больного. По тяжести дебильность бывает таких степеней:
- тяжелая
- средняя
- легкая
Виды дебильности по доминирующим проявлениям (симптомам):
- стеническая
- дисфорическая
- астеничесая
- атоническая
Проявления (признаки)
Как уже было отмечено, при дебильности человек не может овладеть сложными понятиями, не способен обобщать информацию и не владеет абстрактным мышлением, в отличие от здоровых людей. Дебилы имеют наглядно-образный тип мышления. Больные не способны вникнуть в суть ситуации, они понимают ее только по внешним явным признакам.
Если ребенку показать изображения, он их поймет. Но определить связь между ними не сможет. Дети с дебильностью не способны сравнивать предметы по их качествам. Также может быть недоразвитая речь (общее или фонетико-фонематическое недоразвитие речи).
Характеристики речи и умственного развития при дебильности:
- замедленность речи
- косность речи
- аграмматизм
- скудная лексика (небольшой запас слов)
- при легкой степени дебильности ребенок нормально ориентируется в бытовых ситуациях
- при легкой степени дебильности больной мыслит абстрактно хуже, чем здоровые дети
- проблемы в обучении
- трудности с запоминанием и применением правил написания
- трудности запоминания и передачи своими словами текста
- плохое понимание полученных заданий
- особые сложности на уроках математики
Дебильность не исключает уникальных талантов. Например, в редких случаях ребенок очень красиво рисует или поет, умеет умножать в уме большие числа или имеет прекрасную механическую память. Но такие случаи встречаются не так уж часто. Познавательная потребность детей с дебильностью сильно ограничена. То есть они практически не нуждаются в новой информации. Волевые, нравственные и эстетические свойства их развиты на минимальном уровне. Потому о полноценном мировоззрении в случаях с дебильностью говорить нельзя. Своих собственных суждений дети с таким диагнозом не имеют.
Дебилы склоны подражать другим, копируя их привычки, походку, поступки и речь. Чужие взгляды они принимают за свои. Иногда из-за легкой внушаемости дебилы идут на преступления, навязанные чьим-то злым умыслом. Характер таких детей добродушный и ласковый. Но в части случаев наблюдается и противоположное: они злые агрессивные, могут мстить и причинять боль. Вероятно усиление примитивных влечений в части случаев, включая сексуальное.
Диагностика
Дебильность подозревают в большинстве случаев после начала школьного обучения. Ребенка должны наблюдать психолог или психиатр и невролог. Если есть явные нарушения речи, необходима консультация квалифицированного логопеда. Для постановки диагноза проводят психометрию, эксперименты по классификации изображений, тесты с применением сюжетных картинок. Коэффициент интеллектуальных способностей ребенка может быть в границах 69-40%.
Что касается неврологического статуса, у дебилов нет патологических отклонений. Нарушения моторики также не фиксируют. Мимика чуть менее выразительна, чем у здоровых людей. Вероятно ограничение мелких дифференцированных движений. Чтобы оценить состояние центральной нервной системы у детей с рассматриваемым диагнозом, применяют такие методы:
- реоэнцефалография
- эхоэнцефалография
- электроэнцефалография
- магнитно-резонансная томография мозга
Как уже было отмечено, следует профести дифдиагностику с пограничной умственной отсталостью, при которой умственный потенциал находится в пределах нормы. Также следует отличать болезнь от снижения интеллекта, которое является проявлением эпилепсии у маленьких детей или шизофрении.
Лечение
Ребенок с дебильностью становится на учет к психоневрологу. Если данный диагноз является последствием эндокринопатии, ребенок также должен наблюдаться у специалиста в сфере эндокринологии. Если есть определенная причина, которая спровоцировала рассматриваемую болезнь, то не обойтись без специфического лечения.
Если у ребенка врожденный сифилис или токсоплазмоз, в таких случаях врач приписывает этиотропные средства. В случаях с ферментопатией больной должен строго придерживаться диеты, которую назначит врач. Может быть обнаружена эндокринопатия; в таких случаях актуальна терапия гормональными препаратами.
Также терапия может включать симптоматические средства:
- психотропные средства
- нейропротекторы и метаболиты
- ноотропы
- общеукрепляющая терапия
- дегидратационные лекарства
- противосудорожные медпрепараты
Если есть повышенная утомляемость и астения, больному назначаются пемолин или амфетамин — лекарства, которые стимулируют психическую сферу. Если ребенок чрезмерно эмоционально возбудим, ему врач может приписать аминазин, галоперидол или элениум.
Помимо выше названных аптечных препаратов, также нужна корригирующая терапия, включающая методики таких направлений:
- логопедические
- психологические
- педагогические
Это лечение нужно, чтобы ребенок лучше учился и вел себя, чтобы оказать ему психологическую поддержку. Для детей дошкольного и школьного возраста данная терапия нужна, чтобы обрести умения и навыки, которые нужны как для бытовой, так и для профессиональной деятельности, в которой ребенок будет принимать участие сам, без чьей-то поддержки.
Логопелическая терапия (по показаниям) может включать:
- коррекцию заикания
- лечение брадилалии
- исправление системного недоразвития речи и пр.
Социальная адаптация при дебильности
Этим вопросом занимаются специалисты таких сфер:
- психиатрия
- детская неврология
- педагогика
- социальная психология
- педиатрия
Цель должна заключаться не только в приспособлении дебилов к жизни в современном обществе, но и в профилактике вовлечения их в преступный мир, где злоумышленники могут применять в антизаконных целях послушание и внушаемость людей с дебильностью.
www.eurolab.ua
Умственная отсталость (олигофрения) — симптомы и лечение
Что такое умственная отсталость (олигофрения)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Федотова Ильи Андреевича, психотерапевта со стажем в 11 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Умственная отсталость (УО) или олигофрения — это состояние, характеризующееся нарушениями психического развития в интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и других сферах психики и приводящее к социальной дезадаптации.
Данная патология возникает у детей до трёхлетнего возраста, когда психика ребёнка должна развиваться, но в силу каких-либо внешних или внутренних обстоятельств этого не происходит, и человек останавливается в развитии на низком психическом уровне. [5] [6]
УО возникает под действием следующих факторов:
- наследственных, генетических, хромосомных — врождённые нарушения обмена веществ, синдром Дауна, Тернера, Клайнфельтера и другие;
- внешних вредных внутриутробных — сифилис, грипп, алкогольное поражение;
- послеродовых — асфиксия, черепно-мозговая травма, инфекции.
Большой диапазон причин возникновения УО делает невозможным выделение какой-либо конкретной патогенетической закономерности. Однако во всех этих случаях ввиду различных механизмов возникают необратимые повреждения головного мозга, или наблюдается изначальное недоразвитие, неправильная структура и объём мозга.
Распространённость патологии в разных странах варьируется от 0,3% до 3%. Из них на долю людей с лёгкой УО приходится примерно 70-90%, на долю людей со средней и тяжёлой степенью тяжести — 10-30%, и только 0,1% больных страдают крайне тяжёлой степенью УО. [7]
Симптомы умственной отсталости (олигофрении)
Следует понимать, что УО — это не только состояние интеллектуальной слабости. Она является комплексом патологий психики, который включает:
- недоразвитие в эмоционально-волевой сфере — эмоциональная лабильность, агрессивность, гипобулия (снижение воли), гипотимия (стойкое ухудшение настроения), безынициативность и другое;
- недостаточность абстрактного мышления — конкретизация, неспособность к обобщению;
- нарушения внимания и памяти — повышенная отвлекаемость, плохая кратковременная память;
- проблемы с речью;
- трудности с обучаемостью;
- проблемы социализации.
Нередко у больных с УО, особенно тяжёлой степени, имеются сопутствующие психотические симптомы, депрессивные расстройства, эпилептиформные приступы и неврозоподобная симптоматика.
Конечно, главным критерием в постановке диагноза остаётся уровень интеллекта (определяется, например, с помощью теста IQ или теста Векслера), однако важно оценивать развитие всех аспектов психики ребёнка (при помощи теста «ГНОМ», диагностики нервно-психического развития детей, разработанной К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухтом и Г.В. Пантюхиной). [2] [8]
Патогенез умственной отсталости (олигофрении)
Интеллект — это очень тонкая психическая функция, которая требует для своего формирования участия всего мозга. Различные факторы могут нарушать формирование высших мозговых функций и потому являются запускающими механизмами и звеньями патогенеза расстройств интеллекта. Эти патогенетические механизмы можно разделить две группы:
- Эндогенные причины:
- изменение наследственных структур (мутации) — наиболее частые причины УО. Встречаются генные мутации (изменяется внутренняя структура генов) и хромосомные мутации (изменяется структура хромосом). К таким видоизменениям относятся транслокации (обмен сегментами между хромосомами), делеции (поломки хромосом с утратой их части), дупликации (удвоение участка хромосомы) и инверсии (две поломки в одной хромосоме с поворотом участка между ними на 180°);
Чем раньше и сильнее воздействуют факторы патогенеза, указанные выше, тем раньше и сильнее нарушается развитие мозга, и тем тяжелее будет степень УО.
Классификация и стадии развития умственной отсталости (олигофрении)
В МКБ-10 [9] умственная отсталость кодируется в рубриках F70-F79:
- F70.xz Лёгкая УО (IQ 50-69, результаты теста Векслера 60-79);
- F71.xz Средняя УО (IQ 35-49, результаты теста Векслера 45-59);
- F72.xz Тяжёлая УО (IQ 20-34, результаты теста Векслера 30-44);
- F73.xz Глубокая УО (IQ [11]
Осложнения умственной отсталости (олигофрении)
УО может осложниться психическими и соматическими расстройствами.
К психическим осложнениям следует отнести другие поведенческие нарушения, которые наиболее часто присоединяются к олигофрении, а именно повторяющиеся нанесения самоповреждений. Некоторые пациенты склонны к навязчивым импульсивным поступкам (например, бьются головой о стену или часто ломают себе кости конечностей). Другие пациенты постоянно наносят себе повреждения на коже (экскориации), выдергивают волосы и т.д. Все эти поведенческие нарушения тяжело поддаются лечению. Психологическая коррекция бывает недоступна ввиду низкой обучаемости и отсутствия возможности осознавать последствия своих поступков. УО — одно из немногих абсолютных противопоказаний к психотерапии, так как психологический подход в лечении и коррекции данного заболевания зачастую бывает неэффективным.
Как соматическая патология УО могут осложнять пневмонии, кожные инфекции, пролежни и другие заболевания. Риск соматических осложнений напрямую зависит от качества ухода и надзора за такими больным. При хорошем уровне ухода люди с УО могут жить достаточно долго.
Также осложнением УО можно назвать появление тревожных и депрессивных расстройств у ухаживающих за больными с УО. Эти люди вынуждены постоянно находиться рядом с такими пациентами и наблюдать за ними. Несмотря на все их старания, люди с УО не выздоравливают, темп их прогресса в психическом и физическом плане очень медленный, а на каком-то этапе и вовсе прекращается. То, что здоровым людям удаётся освоить очень быстро и легко (например, навыки самообслуживания — есть ложкой, одеваться, убирать за собой), пациентам с УО даётся очень тяжело или же остаётся недостижимой «планкой». Для профилактики невротических расстройств у людей, ухаживающих за олигофренами, необходимо освоить основы олигофренопедагогики.
Диагностика умственной отсталости (олигофрении)
В первую очередь следует проводить тщательное обследование матери в пренатальный период для выявления хромосомных патологий:
- из анамнеза следует выяснить все хронические заболевания беременной, её наследственную предрасположенность, вредные привычки, перенесённые заболевания и операции;
- необходимо исследовать резус-совместимость матери и ребёнка;
- сделать клинические анализы крови и мочи, исключить ВИЧ-инфекцию, гепатиты, половые инфекции, грипп, герпес и другие заболевания;
- провести УЗИ-диагностику, которая позволяет выявить аномалии плода;
- исследовать α-фетопротеин — его повышение в крови матери является показанием к изучению амниотической жидкости на содержание α-фетопротеина;
- по показаниям исследуются клетки в околоплодной жидкости.
После рождения ребёнка, в первые дни и годы его жизни проводят общие анализы крови, мочи, биохимические анализы, применяют различные скрининговые тесты для выявления нарушений обмена (фенилкетонурия, тирозинемия, мукополисахаридоз, гистидинемии и другие).
Из инструментальных методов диагностики используют:
- рентгенографическое исследование черепа;
- электроэнцефалографию (ЭЭГ);
- компьютерную и магнитно-резонансную томографию (КТ и МРТ);
- эхоэнцефалоскопию (ЭхоЭГ);
- кариотипирование;
- реоэнцефалографию. [7][12]
Из психо-педагогических методов исследования применяют различные тесты на определение уровня интеллекта (в зависимости от возраста ребёнка), а также диагностические тесты на изучение общего психического развития ребёнка.
С двухлетнего возраста используют шкалу интеллекта Стэнфорда — Бине. Она оценивает коэффициент интеллекта (IQ) тестируемого. Тест состоит из четырёх частей, в которых исследуются:
- вербальные навыки;
- вычислительные навыки;
- абстрактно-визуальные навыки;
- кратковременная память.
Это не просто «сухое» тестирование, в процессе исследования специалист может наблюдать за проявлением различных качеств испытуемого (сосредоточенность, усидчивость, усердие, уверенность в себе), что также отмечается в результатах.
С пятилетнего возраста в России чаще всего используют тест Векслера.
Важно: результаты IQ в данном тесте не соотносятся напрямую с показателями IQ для классификации в МКБ-10. Из результата в тесте Векслера следует вычитать 10 и только потом обращаться к МКБ-10 для постановки диагноза. Например, если результат равен 34, то вычитаем 10 и получаем IQ = 24, что соответствует F72 — тяжёлой форме умственной отсталости.
Тест состоит из вербальной и невербальной частей, которые делятся по темам (арифметика, словарный запас, запоминание цифр, недостающие детали, кубики Кооса, складывание фигур и другое).
При обработке результатов:
- подсчитываются баллы общего интеллекта;
- подсчитываются коэффициенты на основе выполненных субтестов;
- интерпретируется индивидуальный поведенческий профиль испытуемого.
Помимо вышеизложенных тестов существует большое количество альтернативных методик:
- метод Равена;
- метод Кноблоха;
- шкала развития Бейли;
- гештальт-тест Бендера;
- Денверский скрининговый метод и другие. [1][4]
Дифференциальная диагностика
Дифференциальную диагностику проводят со следующими патологиями:
- Шизофрения с началом в детском возрасте
Детям с этим заболеванием характерно нормальное интеллектуальное развитие в первые годы жизни. У них может быть богатый словарный запас, они проявляют интерес во многих вопросах, часто фантазируют. Нарушений речи нет, но если они возникают, то не из-за нарушений общего психического развития, а по причине деформации мышления.
Характерным является нарастание гипобулии и гипотимии: если вначале ребёнок интересовался миром, проявлял много ярких эмоций, то потом постепенно становится безыдейным, безынициативным, отстранённым.
При выполнении заданий и тестов дети с шизофренией показывают нестабильность в результатах. Они способны отвечать на сложные вопросы и проваливают лёгкие тесты. Эти дети склонны к обобщению, если не учитывать частные признаки, в то время как при УО ребёнок не может выполнить задание в обобщённом плане.
- Аутизм
Примерно 70% людей с аутизмом имеют черты УО. Однако в первую очередь следует диагностировать аутизм, так как методы коррекции детей с УО и аутизмом различны.
В отличие от людей с умственной отсталость, для детей с аутизмом характерна неравномерная задержка психического развития. Причём задержка наблюдается лишь в отдельных областях психики, в остальном же психическое развитие соответствует норме. При олигофрении же наблюдается общее психическое недоразвитие.
- Задержка психического развития (ЗПР)
Это отклонение является состоянием лёгкого интеллектуального недоразвития, когда уровень мышления или эмоционально-волевая сфера и речевая функция не соответствуют возрасту. В отличие от УО оно может быть обратимым, однако если этого не происходит к 13 годам, то ставится диагноз лёгкой дебильности.
ЗПР возникает под действием наследственных факторов, внешних вредностей (черепно-мозговая травма, органическое поражение мозга, нарушение работы органов чувств) и психогенных воздействий (педагогическая запущенность, отсутствие должного ухода и воспитания). Дети с ЗПР, в отличие от детей с олигофренией, более эмоциональны, интересуются окружающим миром, обладают хорошим воображением, более обучаемы. [7]
- Деменция
Важно не путать умственную отсталость и деменцию, которая тоже характеризуется слабоумием и другими схожими нарушениями психики. Однако деменция — это состояние деградации, то есть переход из нормального состояния психики в патологическое, в то время как психика человека с УО изначально не развивалась. Следовательно, для постановки диагноза нужно учитывать возраст, в котором возникла патология. [12]
Лечение умственной отсталости (олигофрении)
Прежде чем врач выберет тактику лечения, ему следует ответить на несколько вопросов:
- Требуется ли госпитализациябольному УО?
Показаниями к стационарному лечению в случае с УО являются выраженные нарушения поведения, сопутствующая острая психотическая симптоматика, расстройства настроения и неврозоподобные симптомы. В некоторых случаях госпитализация требуется для проведения медико-психологического обследования (дифференциальной диагностики с задержкой психического развития, аутизмом и шизофренией).
- Известен ли этиологический фактор заболевания?
Владея информацией о причине возникновения УО, врач может проводить целенаправленное лечение. Например, при ферментопатиях может быть назначена диета, при патологиях щитовидной железы применяют гормональные препараты, при инфекциях — антибиотики, при интоксикациях — дезинтоксикационную терапию и далее в зависимости от конкретного случая.
- Какова тяжесть патологического процесса?
Определение степени УО необходимо для разработки тактики психолого-педагогической коррекции. Больного, в зависимости от его состояния, стараются адаптировать к окружающим его условиям, обучают необходимым трудовым и бытовым навыкам, если это возможно, и подбирают индивидуальный план обучения.
Из патогенетической медикаментозной терапии применяют такие лекарства, как «Ноотропил», «Пантогам», «Фенибут», «Нооклерин», «Церетон», «Инстенон», «Мемантин», «Церебролизин», «Кортексин», «Циннаризин», «Леводопа» и глутаминовая кислота.
К симптоматической терапии обращаются, если имеется выраженная психотическая симптоматика, нарушения поведения и депрессия. Для этого применяют «Флувоксамин», «Амитриптилин», «Феназепам», «Рисперидон», «Хлорпромазин» и противоэпилептические средства.
Не менее важна психологическая работа с родственниками. Следует объяснять родителям все нюансы поведения и возможные проблемы, обучить их правильному уходу для лучшей адаптации больного. Важно помнить, что ребёнок с УО может стать огромной стрессовой нагрузкой для родных, поэтому психотерапевтическая работа с родителями является важнейшим звеном для поддержания здоровой атмосферы в семье, что очень важно для развития ребёнка. [5] [8] [13]
Прогноз. Профилактика
Прогноз благоприятен для людей с лёгкой степенью УО. Они социализированы, могут окончить специализированное обучение, получить профессию, владеют простыми бытовыми навыками, способны помогать по хозяйству, не имеют сопутствующей психотической симптоматики.
Прогноз неблагоприятен в средних и тяжёлых случаях УО. Это связано с постоянной опекой и специальным уходом, который требуется больным, и нередкими случаями сопутствующих психотических патологий.
Профилактическая работа направлена на:
- работу с беременными и раннее выявление внутриутробных и хромосомных патологий;
- устранение внешних вредностей, способных повлиять на развитие плода и ребёнка (улучшение экологической обстановки, исключение алкоголя, наркотиков, курения, ограничение контакта с бытовой химией и другое);
- предотвращение развития осложнений во время родов (повышение доступности квалифицированной акушерской помощи, улучшение качества оборудования, повышение квалификации врачей);
- правильный уход за ребёнком для предотвращения инфекционных поражений и соматических заболеваний;
- раннюю диагностику нарушений обмена, гормональных патологий и ферментопатий. [10]
probolezny.ru
COMMENTS