Делинквентное поведение подростков, формы делинквентного поведения

Делинквентное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлено тем, что изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения детей. С каждым годом отмечается рост детской преступности. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов. Рост числа проступков, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы делинквентного поведения подростков…………………………………………………………………………5
1.1.Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности подростка………………………………………………………. 5
1.2.Условия формирования делинквентного поведения…………………. 8
ГЛАВА 2. Технологии работы социального педагога с делинквентным поведением подростков…………………………………………………………15
2.1. Индивидуальная профилактическая работа с подростками-деленквентами……………………………………………………..…………..15
2.2. Социально — педагогическая коррекция делинквентного поведения подростков………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4 курс. ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.doc

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы делинквентного поведения подростков…………………………………………………… ……………………5

1.1.Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности подростка……………………………………………………… . 5

1.2.Условия формирования делинквентного поведения…………………. 8

ГЛАВА 2. Технологии работы социального педагога с делинквентным поведением подростков…………………………………………………… ……15

2.1. Индивидуальная профилактическая работа с подростками-деленквентами…………… ………………………………………..…………..15

2.2. Социально — педагогическая коррекция делинквентного поведения подростков…………………………………………………… …………………20

Актуальность темы обусловлено тем, что изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения детей. С каждым годом отмечается рост детской преступности. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов. Рост числа проступков, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.

Отечественные и зарубежные педагоги, и психологи предпринимают попытки объяснить этиологию делинквентного поведения и найти эффективные средства его диагностики и профилактики в молодежной среде.[1] Диагностика и профилактика делинквентного поведения молодых людей и приведение его в соответствие с требованиями социальных систем и институтов всегда была в центре внимания государства, исследователей, педагогов. Умение своевременно диагностировать делинквентные отклонения у молодежи, прогнозировать возможные правонарушения и комплексом различных, в том числе психопрофилактических мер предупреждать их становится одной из важнейших задач школьных психологов и других исследователей.

Цель данной работы – рассмотрение психолого-педагогических проблем делинквентного поведения и особенности его профилактики и коррекции.

Объект исследования – подростки с делинквентным поведением.

Предметом исследования является выявление делинквентного поведение подростков, профилактика и коррекция в работе социального педагога.

1. Рассмотреть делинквентное поведение, как форму отклоняющегося поведения личности подростка.

2. Проанализировать основные условия формирования делинквентного поведения.

3. Обосновать профилактику и коррекцию делинквентного поведения подростков.

Основной метод исследования – теоретический анализ литературы по социальной педагогики, психологии, криминологии.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (21 источника) и электронных ресурсов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности подростка.

Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности[2]. В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского delinquens — «проступок, провинность». Под этим термином понимается противоправное поведение личности — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия — деликтами. Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. А. Е. Личко, введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов[3]. В. В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным[4]. Получивший широкое распространение термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным. Приведенные виды делинквентного поведения можно рассматривать и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые его проявления.

Также многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер. В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).

Среди подростков, совершивших правонарушения, А.И.Долгова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др. в свою очередь выделяют следующие три типа:

 последовательно-криминогенный — криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

 ситуативно-криминогенный — нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;

 ситуативный тип — незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний[5].

Аналогично В.Н.Кудрявцев говорит о профессиональных преступниках (лицах, регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимости от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды)[6].

Таким образом, мы выяснили, что такое делинквенотное поведение и кто такой делинквент. Выяснили, что делинквенотное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций.

1.2.Условия формирования делинквентного поведения подростков

Несмотря на разнообразные общественные меры, направленные на побуждение граждан следовать установленным законам и правилам, множество людей ежедневно их нарушают. Нередко бывает трудно понять, почему вполне обычные с виду люди вдруг совершают серьезное преступление. Чаще всего это психически здоровые личности, в том числе дети и подростки. При рассмотрении детерминации противоправных действий обычно говорят о совокупности внешних условий и внутренних причин, вызывающих подобное поведение. Безусловно, в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочетание факторов, тем не менее, можно определить некоторые общие тенденции в формировании делинквентного поведения. Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. К ним, прежде всего, относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни. Согласно Р.Мертону, некоторые люди не могут отказаться от делинквентного поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и

успеху. Людям, так или иначе «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем.

Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Его формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими. В. Н. Кудрявцев указывает на состояние отчуждения преступника от своей среды, возникающее уже в раннем возрасте. Так, 10% агрессивных преступников считали, что мать их не любила в детстве (в «нормальной» выборке только 0,73%)[7]. Следовательно, можно перечислить следующие микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:

 фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;

 физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);

 недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

 острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;

 потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

 чрезмерная стимуляция ребенка — слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;

 несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

 смена родителей (опекунов);

 хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

 нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);

 усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).

Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Делинквентное поведение закрепляется. М. Раттер указывают на четкую связь между особенностями раннего детского развития в семье и последующей степенью послушания индивида, но утверждают, что механизмы такого влияния семьи по-прежнему неясны[8]. Они также отмечают корреляцию между социальными переменами и ростом преступности, вновь подчеркивая недостаточность знаний относительно механизмов этой связи. На примере несовершеннолетних исследователи приходят к заключению, что для преступного поведения существуют множественные причины, включая влияние групп сверстников, социального контроля и социального научения, биологических и ситуационных факторов. С их точки зрения, абсурдно искать единственное объяснение или единую стратегию профилактики.

Возрастной фактор определяет своеобразие поведения на разных этапах онтогенеза. Возрастная динамика частоты правонарушений проявляется следующим образом: возраст большинства преступников колеблется в пределах от 25 до 35 лет; количество преступлений неуклонно растет от 14 до 29; максимум случаев совершения преступлений приходится на 29 лет; с 29 до 40 лет наблюдается постепенное снижение; после 40 лет преступления редки[9]. Как очевидно, что об антисоциальном поведении (в отличие, например, от агрессивного) имеет смысл говорить лишь по достигни определенного возраста, на наш взгляд, не ранее 6-8 лет. Как правило, маленький ребенок не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соотносить с социальными нормами. Только в школе ребенок впервые и по-настоящему сталкивается с принципиальными социальными требованиями, и только начиная со школьного возраста от ребенка ожидается строгое следование основным правилам поведения. Имеют место и «качественные» особенности проявления делинквентного поведения в различном возрасте. Нарушения социального поведения на ранних этапах онтогенеза, вероятно, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические реакции, носящие преходящий характер. Например, воровство ребенка пяти лет может быть связано с гиперактивностью, невротической потребностью во внимании и любви, реакцией на утрату близкого человека, задержкой в интеллектуальном развитии, невозможностью получить необходимые питание и вещи. С момента поступления в школу ситуация принципиально изменяется — начинается этап интенсивной социализации личности в условиях возросших психических возможностей ребенка. С этого времени определенные действия ребенка действительно можно рассматривать как приближенные к противоправным. В младшей школьном возрасте (6 — 11 лет) делинквентное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, лживость и воровство.

Следует отметить, что социально-экономический кризис в России способствовал росту делинквентного поведения, в том числе и в детской возрастной группе. Обнищание части населения, распад институтов общественного воспитания, изменение общественных установок — все это неизбежно приводит к тому, что асоциальный ребенок беспризорного вида становится привычным героем городских улиц. Уличное хулиганство младших школьников (кражи, аферы возле телефонных автоматов, вымогательство) сочетается с бродяжничеством, употреблением наркотических веществ и алкоголя. Очевидно, что в подобных случаях детское девиантное поведение закономерно переходит в делинквентное поведение в подростковом и взрослом возрасте. Противоправные действия в подростковом возрасте (12- 17 лет) являются еще более осознанными и произвольными. Наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кражи и хулиганство — у мальчиков, кражи и проституция — у девочек, приобрели широкое распространение новые их формы — торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностранцев. В 1998г. было зарегистрировано около 190 тыс. несовершеннолетних преступников (10% от общего числа нарушителей закона)[10]. По статистики большая часть преступлений, совершенных подростками, — групповые. В группе снижается страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе. Наиболее показательным примером группового противоправного поведения является «разгул» болельщиков после футбольного матча, среди которых молодые люди составляют большинство.

student.zoomru.ru

Делинквентное поведение подростков: Делинквентное поведение подростков

Делинквентное поведение подростков – система поступков, нарушающих правила общественного порядка. Проявляется в форме пренебрежения нравственно-этическими нормами (асоциальность), а также преступных действий, наказуемых согласно Уголовному кодексу (криминальность). Основные виды делинквентного поведения – проституция, кражи, вандализм, насилие, угон автомобилей, наркомания, участие в незаконном обороте наркотиков. Диагностикой расстройств поведения занимается психиатр, психолог. Методы обследования – клинический, психологический. Лечение основано на когнитивно-бихевиоральной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией.

Делинквентное поведение подростков

Слово «делинквентный» происходит из латинского языка, означает «проступок», «правонарушение, провинность». Основным критерием такого поведения является антиобщественный противоправный характер, нанесение вреда отдельным лицам либо обществу в целом. Термин широко применяется в социальной педагогике, психологии, социологии, криминологии. Точные эпидемиологические данные о распространенности делинквентного поведения подростков отсутствуют. Частота в популяции определяется половыми, возрастными особенностями: несмотря на рост женской преступности, противоправное и асоциальное поведение более характерно для представителей мужского пола, возраст большинства преступников – 14-29 лет.

Причины делинквентного поведения подростков

Подростковый возраст отличается стремлением к самостоятельности, социальной активности и непониманием, неспособностью нести ответственность за свои поступки. Из-за несформированности личности девушки и юноши легко поддаются постороннему влиянию, копируют поведение, подражают, увлекаются идеей риска, авантюры, быстрого получения выгоды. Наибольший рост асоциальных, противоправных действий наблюдается с 14 до 20-25 лет. Среди причин, провоцирующих делинквентное поведение подростков, выделяют:

  • Микросоциальные условия. Асоциальное и антисоциальное окружение подростков формирует соответствующее поведение. Факторами делинквентности являются алкоголизм, наркомания родителей, внутрисемейные конфликты, безнадзорность, демонстрация насилия, психологическая жестокость, отсутствие родительской любви, заботы, острая психотравма (смерть/смена родителя, изнасилование).
  • Макросоциальные условия. Повышение уровня преступности происходит при неблагоприятных экономических условиях, политической нестабильности, слабости власти, несовершенстве законодательства, социальных катаклизмах. Низкий уровень жизни, падение нравственности провоцируют делинквентность как способ достижения целей (получения материальных благ, общественного положения).
  • Конституциональные предпосылки. Социопатия формируется на основе высокой базальной агрессии, сниженной реактивности нервной системы. Данные особенности проявляются тягой к острым ощущениям, недостаточной пластичностью – способностью перенимать социально приемлемое поведение. Интенсивность, неконтролируемость влечений провоцирует эпизоды воровства, нападений.
  • Особенности мотивационной сферы. Направленность поведения подростков объясняется многообразием, противоречивостью, неопределенностью, неустойчивостью мотивов. В основе делинквентных поступков часто лежит желание показаться смелым, похвастаться, получить уважение со стороны сверстников, приобрести материальные блага, отомстить, пережить приключение. Проступки зачастую ситуативны, отсутствует четкое понимание границ социальной приемлемости.

Патогенез

Делинквентное поведение подростков возникает на базе внутреннего конфликта между желаниями, целями и необходимостью соблюдать требования общества. Неспособность правильно оценить ситуацию, поставить себя на место другого, быть ответственным за поступки становится основой для закрепления делинквентности. Внутриличностный конфликт сглаживается путем оправдания своих действий обстоятельствами, осуждения окружающих, искаженной оценки нанесенного вреда, отрицания статуса жертвы у потерпевшего. Правовая неосведомленность подростков, уверенность в безнаказанности увеличивают вероятность криминогенного поведения. С другой стороны, девиация является частным проявлением социальных взаимодействий общества. Образец поведения существует вне личности подростка.

Классификация

Разнообразие общественных норм формирует большое количество классификаций делинквентного поведения. В социально-правовой отрасли широко распространено разделение противоправных поступков на насильственные и корыстные. В психологии, педагогике, медицине учитывается степень выраженности делинквентности, характер личностных деформаций подростка. Выделяют три типа поведения:

  • Последовательно-криминогенный. Преступные действия является проявлением привычного поведения. У подростка преобладают асоциальные взгляды, установки и ценности.
  • Ситуативно-криминогенный. Преступления совершаются под влиянием внешних обстоятельств, несистематичны (от случая к случаю). Подростки ведомые, легко увлекающиеся, с неустойчивой системой ценностей.
  • Ситуативный. Неблагоприятное стечение обстоятельств приводит к нарушению моральных норм, совершению административных проступков. Проявления единичные.

Симптомы делинквентного поведения подростков

Отсутствие потребности в познании нового, самореализации, достижении целей и преобладание примитивных тенденций (секс, еда, алкоголь) определяют поведение подростков. Круг общения обычно сужен, знакомства ограничиваются местом жительства – двором, кварталом, районом. Свободное время растрачивается на посещение «тусовок», «сборищ» компании. Делинквентные подростки не ходят в спортивные секции, хотя часто имеют хорошее здоровье, физическое развитие. Им неинтересны занятия в кружках, творческих студиях. Отношения с одноклассниками не складываются.

Делинквенты негативно относятся к учебе. Неуспеваемость нарастает с начальных классов, усугубляется неблагополучными отношениями с учителями, сверстниками. Часто наблюдаются прогулы уроков, отказы от посещения школы. Досуг бессодержателен, примитивен. Подростки предпочитают потреблять легкую информацию, не требующую интеллектуальной переработки и провоцирующую бурные эмоции – комедии, боевики, ужасы, мультфильмы, юмористические и эротические фото, картинки. Поверхностные социальные контакты ориентированы на обмен мнениями о просмотренном. Нарастающая потребность в острых ощущениях способствует увлечению азартными играми, алкоголем, наркотиками.

Конкретными проявлениями делинквентности являются административные правонарушения – несоблюдение ПДД, сквернословие, нецензурная брань, оскорбления, унижение окружающих, распитие спиртных напитков, появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах. Криминальное поведение реализуется через преступления. Среди подростков наиболее распространена порча имущества – поджоги, вандализм. Реже встречаются кражи, угоны автомобилей, мошенничество, распространение наркотиков, убийства, насилие. Преступление влечет наказание – общественные работы, штраф, арест, лишение свободы.

Осложнения

Осложнением делинквентного поведения подростков является отставание в интеллектуальном и личностном развитии. Отсутствие познавательного интереса, конфликты с педагогами, прогулы школьных занятий приводят к снижению памяти, мышления, внимания, ограниченности кругозора. Педагогическая запущенность нередко дополняется органическими поражениями мозга, связанными с алкогольной, наркотической интоксикацией, черепно-мозговыми травмами. Личностное развитие тормозится, искажается, так как отсутствует устойчивая система ценностей, нет разнообразия отношений. У подростков отсутствует потребность изменять себя, совершенствовать адаптивные возможности.

Диагностика

Медицинская диагностика делинквентного поведения подростков выполняется психиатром, психологом. Кроме клинического сбора материала существуют различные опросники, карты наблюдений, планы интервью. Данные дополняются характеристиками педагогов, участковых, выписками из амбулаторной карты врачей узких специальностей. В процессе диагностики принимает участие подросток и родители. Схема обследования выглядит следующим образом:

  • Беседа, наблюдение. Врач-психиатр собирает анамнез, расспрашивает об особенностях внутрисемейного взаимодействия, асоциальных и противоправных поступках подростка, их начале, периодичности, частоте. Оценивает продуктивность контакта, особенности поведения пациента на приеме (адекватность, агрессивность, эмоциональную неустойчивость).
  • Анкетирование. Вопросы специализированных методик определяют отклонения в нравственной сфере, склонность к противоправным поступкам, аддикции, аффективное, агрессивное поведение, отклонения сексуальной сферы. Результаты могут быть сознательно искажены подростком. Используется тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению», «Склонность к девиантному поведению».
  • Психологическое тестирование. Личностные опросники, проективные методы применяются для более глубокого изучения эмоционально-волевой сферы, характерологических черт подростка. Результаты используются для постановки диагноза и подбора техник психотерапии. Применяется «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО), «Методика многостороннего исследования личности» (ММИЛ), «Тест руки» (Hand-тест), «Фрустрационный тест Розенцвейга».

Важна дифференциация делинквентного и девиантного поведения. Отличительной чертой обоих типов расстройств является то, что поступки противоречат правилам, принятым в обществе. Но при девиации действия являются безнравственными, аморальными, а при делинквентности они причиняют моральный, физический и материальный вред отдельному человеку или обществу.

Лечение делинквентного поведения подростков

Лечение является комплексным, предполагает участие психиатра, психотерапевта, психолога, социального педагога, родителей. Коррекция поведения основана на развитии позитивных личностных черт, устранении искаженного восприятия социальных ситуаций. Адаптация ориентирована на вытеснение опасных действий, стимуляцию общественно полезной активности. Распространены следующие методы помощи подросткам:

  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. Сеансы направлены на коррекцию эмоционального состояния, деструктивных мыслей и идей относительно собственного «Я», взаимоотношений в социальных группах. Психотерапевт обучает подростка рефлексивному мышлению, формирует навыки социально эффективного поведения.
  • Семейная психотерапия. Занятия с подростком и родителями проводятся в виде игр, тренингов. Цель – выработать и закрепить способы продуктивного взаимодействия. Члены семьи учатся выстраивать общение, сотрудничать, планировать досуг. Параллельно происходит выявление и коррекция поведенческих паттернов, поддерживающих делинквентность.
  • Терапия творчеством. Перспективное направление в работе с делинквентными подростками – арт-терапия. Творческие занятия позволяют открыто выразить эмоции и мысли, объективно оценить их, преодолеть отклонения мотивационно-волевой и эмоциональной сферы. Рисование, танцы, лепка, участие в театрализованных представлениях рассматриваются как альтернативный способ проведения свободного времени.
  • Медикаментозное лечение. Применение лекарств является дополнительным методом, необходимым при выраженных эмоциональных отклонениях, психопатологических расстройствах. Психиатр назначает седативные препараты, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Делинквентное поведение подростков, формы делинквентного поведения
mukpomup.ru

Делинквентное поведение: понятие, особенности. Характеристика подростковой делинквентности.

Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Особенности делинквентного поведения:

2) Делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

3) Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.

4) Поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе.

делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.

5) Противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

Характеристика подростковой делинквентности.

Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т е. наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушений и преступлений.

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей (на сленге делинквентных подростков обозначается выражением «трясти деньги» малыша заставляют прыгать, чтобы услышать, не зазвенят ли у него монеты), угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, которые потом бросают где попало. Реже встречаются мошенничество, мелкие противозаконные спекулятивные сделки («фарцовка-«), вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться «домашние кражи» небольших сумм денег.

Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины — недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85 % делинквентных подростков, по данным разных авторов, вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной — с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой.

Росту делинквентности среди подростков способствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужить армия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырех миллионов

Факторы формирования делинквентного поведения. Противоправная мотивация.

Соц.-психол. Факторы.

оценивает отклоняющееся, делинквентное поведение по уровням и критериям, соответствующим этим уровням. Рассмотрим подробнее каждый из них:

— Первый уровень — делинквентное поведение характеризуется следующими показателями. В неустойчивых ценностных ориентациях приоритетами подростка является интимно-личностное общение. Отвергаются воровство, агрессия, вредные привычки. Одновременно у подростка происходит нарушение положительных связей (самопознание, самовыражение, самоутверждение, самозащищенность). Подросток иногда не выполняет предписанные ему нормы, наблюдается вполне нормальное нарушение элементарных запретов, невыраженные аддикции вследствии кризисного периода.

— Второй уровень — «зона риска», характеризуется деформацией ценностных ориентаций. Количество социальных связей уменьшается, начинаются межличностные контакты с отрицательными неформальными группами. Употребление алкогольных напитков, воровство, уход от организованной деятельности более выражен. Велика вероятность асоциального поведения, для чего достаточно незначительного давления.

— Третий уровень — асоциальный, характеризуется большим смещением ценностей, приоритетов. Такие понятия, как труд, семья, школа, как правило, категорически отвергаются. Количество социальных связей еще более уменьшается, но одновременно увеличивается число конфликтных связей.

В.Н. Кудрявцев считает, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебных отношений к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. На фоне социальной дезадаптации личности подростка, акцентуированных черт характера, внутреннего одиночества и беспомощности происходит вхождение в преступную, «принимающую» группу и совершения правонарушения.

Социальные факторы.

недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной — с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой. Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки.

3) микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:

— фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка;

— физическая или психологическая жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);

— недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

— острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах

— потворствование ребенку в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

— чрезмерная стимуляция ребенка — слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам

— несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения;

— смена родителей (опекунов);

— хронически выраженные конфликты между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

— нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание нетребовательного отца и потворствующей матери);

— усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных или скрытых).

Макро факторы.

На уровне региона, области, страны: в крупных городах преступность выше; влияние СМИ; зависит от экономического развития; зависит от неблагоприятных периодов в стране(аномия, кризис)

Макросоциальные факторы

Районы городов(есть более опасные), уровень учебного заведения.

Биологические факторы

Биолог. предрасположенность, наследственность.

Противоправная мотивация— совокупность мотивов которые превышают мотивы не совершать преступления.(т.е. толкают на преступление)

infopedia.su

Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации

Рубрика: Психология

Дата публикации: 19.04.2016 2016-04-19

Статья просмотрена: 3888 раз

Библиографическое описание:

Акутина, С. П. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации / С. П. Акутина, А. А. Семавина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 869-872. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28702/ (дата обращения: 12.12.2020).

В статье раскрыты особенности делинквентного поведения подростков, дифференцированы понятия деликвентного и девиантного поведения. Рассмотрены особенности социально-психологической адаптации подростков и возможности профилактики их делинквентного поведения в условиях общеобразовательного учреждения.

Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, делинквент, деликт, подросток.

Глубокие экономические и социальные изменения, произошедшие в России в начале XXI века, отразились и на населении, проживающем в ней. Наряду с положительными изменениями: инновационные технологии, множество открытий, достижений, значительный социальный прогресс и др., усилились также и отрицательные направленности. К ним можно отнести: деградацию семьи как наиболее важного социального института, внезапное снижение духовности и нравственности населения, школьную и социальную дезадаптацию детей и подростков, усугубление ситуации преступной деятельности и т. д. Результатом этих изменений стало увеличение в подростковой среде делинквентных форм поведения, что приобрело в последние годы массовый характер. Под делинквентным поведением подразумевается нарушение социальных норм со склонностью к правонарушению, в особо тяжких проявлениях влекущее за собой уголовную ответственность. Таким образом, социальная значимость анализа проблем делинквентного поведения подростков становится в данное время особенно актуальной. Поэтому возникает потребность в точном представлении факторов делинквентности подростков, и какие мероприятия следует совершать для сопротивления складывающейся тревожной действительности. Исследование сущности этих явлений даст возможность выработки приемлемых способов влияния на делинквентов, будет обуславливать процессы рефлексии у них, что в конечном результате сформирует условия для овладения подростками социальных, нравственных и правовых норм.

Во взглядах зарубежных ученых XIX–XX вв. вопрос делинквентного поведения представлен в исследованиях Ф. Фелдмана, Б. Шелдона Х. Каплан, Л. Додлера, и др.

В современных отечественных исследованиях проблема делинквентного поведения отражена в трудах таких авторов как: В. Д. Менделевич, Е. В. Змановская, С. А. Кулаков, А. Е. Личко, Е. Н. Кондрат, В. И. Добреньков и А. И. Кравченко и др.

В частности, В. И. Добреньков и А. И. Кравченко пишут о том, что в социологии делинквентное поведение понимается как комплекс противоправных поступков или преступлений [2].

А. Е. Личко, говорит о том, что девиантное поведение — это более широкое понятие, которое включает в себя делинквентность. Делинквентное поведение, по определению А. Е. Личко, — «это цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т е. наказуемых, согласно Уголовному Кодексу, серьезных правонарушений и преступлений» [3].

Е. В. Змановская в своих исследованиях представляет делинквентное поведение, как поступки определенного человека, несоответствующие установленным в определенном обществе и в определенное время нормам, угрожающие благосостоянию других людей и уголовно преследуемые в крайних своих проявлениях [2].

Таким образом, как следует из приведенных выше определений, в научном обществе преобладает точка зрения, что делинквентное поведение — это разновидность девиантного поведения. Кроме того, изучение психологической и социологической литературы по данной проблематике показало, что понятие «делинквентность» проявляется в форме мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления и не влекущих за собой уголовное наказание, за исключением случаев крайнего своего проявления. Личность, демонстрирующая противоправное поведение, систематизируется как делинквентная личность (делинквент), а сами поступки — деликтами.

Делинквентное поведение как одна из разновидностей девиантного поведения подростка, выступает наиболее серьезной формой девиаций, проявляющейся во влиянии на нервную систему подростка совокупности отрицательных социально-психологических, психофизиологических причин. К ним относят: недостатки семейного воспитания, акцентуации характера, подростковый нигилизм, психологические травмы и пр., следствием чего выступают правонарушения, совершаемые с различной тяжестью.

Исследователи выделяют следующие варианты делинквентного поведения:

  1. Нежелание посещения учебных заведений, отказ от трудовой деятельности, регулярное невыполнение заданий, прогулы.
  2. Систематическое нахождение в антиобщественных и неформальных группировках.
  3. Антиобщественное насильственное поведение: драки, агрессия, порча и уничтожении имущества.
  4. Антиобщественные корыстные поступки. К ним относятся: мелкие кражи, вымогательство.
  5. Уходы из дома, бродяжничество.
  6. Азартные игры.

Делинквентное поведение подростков — прежде всего результат негативного стиля семейного воспитания. Неблагополучие семьи, школьная и социальная дезадаптация, такие трагические события в жизни подростка, как смерть одного из родителей, жестокое обращение с ребенком в семье и вне семьи — все эти причины становятся основополагающими при обсуждении деликтов подростка. Особой причиной, оказывающей воздействие на формирование делинквентного поведения подростков, выступает негативное влияние систем массовой коммуникации, а также отрицательного влияния средств массовой информации.

Для изучения делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения нами было проведено исследование среди учащихся 15–16 лет в некоторых школах Арзамасского района в количестве 28 человек.

В целях диагностики нами были выбраны следующие методики: «Шкала поиска острых ощущений, или чего вы хотите от жизни?» (М. Цукерман), «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел) и методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук).

Методика «Шкала поиска острых ощущений, или чего вы хотите от жизни?» (М. Цукерман) используется для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам.

В ходе диагностического исследования, нами были получены следующие результаты. У 16 (57 %) испытуемых был выявлен средний уровень потребностей в острых ощущениях. Что говорит о том, что подростки умеют контролировать свои потребности в поиске острых ощущений, то есть, с одной стороны — они открыты новому опыту, а с другой — собранны и разумны в необходимых моментах жизни. У 10 (36 %) учащихся наблюдается низкий уровень потребности в острых ощущениях, что свидетельствует о том, что они предпочитают устойчивость и стабильность неизведанному и неожиданному в своей жизни. У 2 (7 %) подростков был выявлен высокий уровень. Таким детям характерно желание новых, острых эмоций, что зачастую может побуждать их к участию в рискованных авантюрах.

Для того чтобы выявить учащихся, склонных к проявлениям делинквентных форм поведения, нами была проведена методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел). Она включает в себя результаты исследования по семи шкалам: шкала установки на социальную желательность, шкала склонности к преодолению норм и правил, шкала склонности к аддиктивному поведению, шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, шкала склонности к агрессии и насилию, шкала волевого контроля эмоциональных реакций и шкала склонности к делинквентному поведению.

В соответствии с темой нашего исследования, особый интерес привлекли результаты по шкале склонности к делинквентному поведению. Данная шкала определяет предрасположенность подростков к действиям, носящим делинквентный характер. Образно говоря, шкала выявляет «деликвентный потенциал», который может проявиться лишь под воздействием определенных факторов в жизни подростка. Высокий результат по данной шкале был обнаружен у 2 испытуемых (8 %), что свидетельствует о высокой готовности к осуществлению деликвентного поведения. У 8 (28 %) испытуемых был выявлен средний уровень. У таких подростков имеется наличие деликвентных тенденций, а также присутствует низкий уровень социального контроля. Низкий результат по данной шкале был обнаружен у большинства испытуемых (19 человек, 68 %). Данный результат свидетельствует о невыраженности исследуемого признака, а также о высоком уровне социального контроля.

Заключительной методикой, которую мы использовали в данном диагностическом исследовании, стала методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М. И. Рожков, М. А. Ковальчук). Ее целью является выявление подростков, относящихся к группе риска. Она включает в себя пять шкал: отношения в семье, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе и акцентуации характера.

По первой шкале «Отношение к семье» видно высокие баллы набрали 3 (11 %) испытуемых, что свидетельствуют о нарушении взаимоотношений в семье. Средний уровень был выявлен у 11 (39 %) испытуемых, а низкий — у 14 (50 %) испытуемых.

По второй шкале агрессивности высокий результат получили 2 (8 %) испытуемых, что говорит о повышенной враждебности, грубости, задиристости. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска. 8 (29 %) испытуемых нами были отнесены к среднему уровню агрессии, а 18 (64 %) подростков набрали низкий балл по данной шкале, что свидетельствует о низкой агрессивности.

По шкале недоверия к людям 3 (11 %) испытуемых получили высокие баллы. Данный результат говорит о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие подростки часто бывают пассивными и замкнутыми в общении со сверстниками вследствие опасений быть отвергнутыми. Средний уровень недоверия к людям был диагностирован у 10 (36 %) подростков, низкий — у 15 (53 %) испытуемых.

По шкале «Неуверенность в себе» 4 (14 %) испытуемых отнесены нами к высокому уровню, что свидетельствует о неуверенности подростков в себе, также о повышенной тревожности, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки, а эти подростки, могут быть отнесены к группе риска. Средние баллы получили 9 (32 %) испытуемых. К низкому уровню неуверенности в себе отнесены нами 15 (54 %) подростков.

По шкале акцентауций характера нами были получены следующие результаты:

– к гипертимному типу акцентуации характера относятся 13 (46 %) испытуемых. Особенностью таких подростков являются: почти всегда хорошим настроение, высокий тонус, активность, лидерские задатки. Но также они неустойчивы в интересах, недостаточно разборчивы в знакомствах, не любят дисциплины, однообразия, рутинной работы, бурно реагируют на события, раздражительны.

– к истероидному типу относятся 3 (11 %) испытуемых. Подростки с такой акцентуацией проявляют «нарциссизм», желают внимания, восхищения, сочувствия со стороны окружающих людей, стараются показать себя в лучшем свете, демонстративны в поведении, претендуют на выгодное положение среди сверстников, непостоянны и ненадежны в человеческих взаимоотношениях.

– шизоидная акцентуация была выявлена у 3 (11 %) учащихся. Такие ребята характеризуются замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, имеют сложности в установлении нормальных контактов с людьми, часто уходят в себя, в свой внутренний мир, в мир фантазерства и мечтаний.

– эмоционально лабильный тип был диагностирован у 5 (18 %) подростков. Такие дети крайне непредсказуемы и изменчивы в настроении. Они отличаются высокой выраженностью эмпатии, сопереживания к окружающим людям.

Таким образом, полученные нами результаты в ходе диагностического исследования свидетельствует о том, что у испытуемых наблюдается склонность к делинквентному поведению. Также у подростков было выявлено наличие агрессивности, неуверенность в себе, негативные отношения в семье, недоверие к людям, неуверенность в себе.

Поэтому одной из наиболее важных и общественно значимых задач, стоящих перед современным обществом сегодня, определенно, выступает поиск путей снижения преступности среди подростков и усиление действенности их профилактики.

Под профилактикой понимаются научно аргументированные и своевременно совершаемые действия, нацеленные на предупреждение возможных физических или социокультурных отклонений у детей группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья подростков [1].

Для определения и профилактики делинквентного поведения подростков педагогу-психологу важно научить их психологическим навыкам поведения, опыту принимать правильные решения в той или иной ситуации, чтобы в будущем стать общественно-компетентными личностями. Становление личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их отрицательных действий начинать следует с воспитания у них позитивного образа «Я», уважения самого себя, совершенствование способности к критичному мышлению, умения расставлять перед собой правильные приоритеты, а также принимать ответственные решения.

Исследуя особенности проявлений склонности к делинквентому поведению у подростков, можно выделить следующие направления профилактической работы:

– ранняя диагностика подростков, относящихся к «группе риска»;

– выявление и общественный контроль за неблагополучными семьями с негативными стилями воспитания;

– организация консультационных и разъяснительных работ с семьями и педагогами;

– организация мероприятий по устранению, переориентации взаимодействия социально и педагогически дезадаптированных подростков. Создание программ индивидуально-профилактического влияния на подростков, склонных к делинквентному поведению;

– улучшение системы правового информирования учащихся. [4].

Таким образом, делинквентные явления в поведении подростков должны прорабатываться специалистами (психологами) с применением профессиональных диагностик, которые способствуют своевременному выявлению негативных направленностей личности подростков и предупредить становление склонности к реализации деликтов. Комплексный подход в профилактической работе учителей и специалистов даст возможность компетентно проводить коррекционные мероприятия, помогающие совершенствованию социальной, педагогической и психологической адаптации подростков в социуме.

  1. Гонеев и др. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2002.
  2. Добреньков, В. И. Социология: т. 3: Социальные институты и процессы / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М.: Инфа- М, 2009. — 292 с
  3. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие / Е. В. Змановская. — М.: Академия, 2003. — 228 с.
  4. Савина Н. Н. Подростковая делинквентность: природа, причины, предупреждение / Н. Н. Савина; Российская академия наук; Институт электронных программно-методических средств обучения. Науч. изд.-Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2006. 168 с.

Делинквентное поведение подростков, формы делинквентного поведения
moluch.ru

Профилактика делинквентного поведения подростков
консультация по теме

Изменения в социально-экономической сфере в России повлекли за собой изменения и в состоянии всего современного общества. В создавшейся ситуации в особенной защите нуждаются уязвимые группы населения, к которым относятся и несовершеннолетние. Проблема девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних является одной из самых актуальных на сегодняшний день.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Меры по предупреждению делинквентного поведения подростков

Изменения в социально-экономической сфере в России повлекли за собой изменения и в состоянии всего современного общества. В создавшейся ситуации в особенной защите нуждаются уязвимые группы населения, к которым относятся и несовершеннолетние. Проблема девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних является одной из самых актуальных на сегодняшний день.

Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющееся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях (Е.В.Змановский).

Делинквентное поведение – это одна из форм девиантного поведения, которое не может быть положительным явлением, оно всегда осуждается и наказывается, такое поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.

Началом делинквентного поведения являются прогулы занятий в школе, приобщение к ассоциальной группе сверстников. Далее следует мелкое хулиганство, издевательство над более слабыми. Но такие действия подростков не могут служить поводом для наказания в соответствии с УК РФ.

Причин делинквентного поведения достаточно много. Наиболее важные из них:

  1. Макросоциальные: несовершенство законодательства; различные общественные процессы (кризис); уровень раскрываемости преступлений и др.
  2. Микросоциальные: семейное неблагополучие; негативное социальное окружение; плохие отношения со сверстниками; вредные привычки и др.
  3. Психологические: наличие наследственных болезней, психопатологий; особенности характера и темперамента личности и др.

Для решения проблемы делинквентного поведения подростка, необходимо понимать какие факторы повлияли на появления у него противоправного деяния, а затем уже можно попробовать устранить или смягчить эти факторы.

Легче помочь ребенку, когда делинквентное поведение только начало проявляться, чем тогда, когда он уже большое количество времени ведет ассоциальный образ жизни.

Огромную роль в предупреждении и смягчении проявления форм делинквентного поведения играют общественные институты: семья, школа, государство.

В школе в систему работы по предупреждению проявления делинквентного поведения у подростков входят профилактические мероприятия. Социально-педагогическая технология, используемая в профилактической работе, представляет собой комплекс мер – организационных, культурно-воспитательных и иных.

Профилактическая деятельность направлена на:

  • Формирование мотивации подростка на социально-психологическое и физическое развитие (желание вести здоровый образ жизни).
  • Формирование мотивации человека на оказание поддержки своим близким. Ведь люди легче преодолевают преграды, решают свои проблемы, если у них развита сеть социальной поддержки (семья, друзья).
  • Формирования мотивации детей группы риска и их семей на изменение своего поведения, своего образа жизни.

Важную роль в работе с девиантными подростками играют общественные организации и движения. В школе с данной группой подростков успешно могут работать:

— Школьная служба примирения.

Активисты ШСП проводят работу с подростками, помогают разрешать конфликты конструктивным и мирным путем. Главным методом работы является применение медиации. Службы примирения – это инструмент, который помогает решить задачу реагирования на противоправное поведение несовершеннолетнего. Работа медиатора направлена на воспитание ответственности правонарушителя не через наказание, а как обязательство по заглаживанию причиненного вреда.

Волонтерское движение в школе – это одна из форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Заповеди волонтеров школы:

  • Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
  • Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
  • Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
  • Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
  • Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

«Социальная гостиная» призвана оказать комплексную социально-психолого-педагогическую поддержку и помощь учащимся, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах, воссоздать утраченные эмоциональные связи и позитивное отношение родителей из социально-дезадаптированных семей к своим детям.

Основные направления деятельности:

– организация индивидуальной работы с детьми (поэтапное выполнение индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, психолого-педагогической коррекции и социально-юридического сопровождения в сложных жизненных ситуациях);

– помощь в подготовке домашних заданий, проведение дополнительных занятий по предметам, организация воспитательных мероприятий;

– восстановление нарушенных связей со школой развитие навыков общения с взрослыми и сверстниками на основе норм и правил поведения;

– профилактика отклонений в поведении;

– восстановление утраченных межличностных отношений внутри семьи;

– вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (систему дополнительного образования);

– оказание помощи родителям в воспитании детей и преодолении семейных конфликтов;

– оказание экстренной психологической помощи семьям;

– консультирование родителей по вопросам психологии и педагогики;

– организация семейных детских праздников, конкурсов, тематических вечеров.

Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков должна быть во внимании всей общественности. Для дальнейшего развития нашего общества и повышения качества жизни населения необходимо продолжать развивать направления работы по профилактике и борьбе с девиантным и делинквентным поведением подростков, продолжать совершенствовать законодательство в отношении подростков и создавать условия для организации комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель данного мероприятия — профилактика алкоголизма в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни.

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, .

Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных.

Сопровождать ребёнка в учебном процессе- это значит своевременно заметить проблемы, трудности, и показать наиболее позитивный выход из сложной, невыносимой ситуации.

Для веселия планета наша мало оборудована, Надо вырвать радость у грядущих дней, В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней. В. Маяковский («Серг.

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ.

Проблема делинквентного поведения подростков — одна из актуальных психолого-педагогических проблем современности. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой ро.

nsportal.ru

Форма работы психолога в школе с делинквентными подростками

Значимость данной темы для современной школы, в последнее время, попала в поле пристального внимания педагогов, социальных педагогов, психологов-консультантов. Но проблема делинквентности и формы работы с такими подростками в образовательных учреждениях разработаны недостаточно. Что же такое делинквентное поведение?

Деликвент (от лат. delinquens – совершающий проступок), правонарушитель; в праве термин, используемый для обозначения лиц с социально-отклоняющимся поведением. В статье педагога-психолога Алексея Гадаева “Особенности деликта подростков и пути их коррекции” приводится высказывание Моники Геретхаузер, автора книги “Коррекция поведения детей и подростков”, которая пишет, что к делинквентному поведению подростков относятся – драки, вандализм, нецензурные выражения в общественных мессах и др., т.е. все мелкие хулиганские проступки. Подростки склонны совершать делинквентные поступки. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие незрелости он еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Это дети с негативным отношением к воспитательному процессу, к нормам морали, к коллективу сверстников. У них ярко выражена отрицательная направленность. В умственном, нравственном и волевом развитии у них допущены серьезные пробелы, которые делают психику болезненной (обостренное самолюбие, нездоровые потребности и др.).

Делинквентность сама по себе не является психическим нарушением, она определяется на языке общественного порядка. Если же подростки неоднократно совершают административно наказуемые деяния и допускают такие отклонения, как прогулы школьных занятий или неповиновение авторитетам, то в соответствии с МКБ-10 (F91.2) диагностируется социализированное расстройство поведения. Существует опасность развития асоциального расстройства личности (F60.2) во взрослом возрасте. [5. с.319-320]

В основном делинквентное поведение подростков выражается в грубом нарушении соответственных возрасту социальных ожиданий, то есть его проявления должны быть гораздо более серьёзными, чем обычное ребяческое озорство или подростковое бунтарство. [4.с.223-224].

Работа с несовершеннолетними детьми, склонных совершать хулиганские проступки, в основном ложиться на плечи психолога, который проводит психологическое исследование данной проблемы и социального педагога, который информирует о социальных нормах поведения, так как несовершеннолетние правонарушители требуют особого подхода.

Такие ученики ставятся на внутришкольный учет. На них заводится социально-педагогическая карта сопровождения, в которой фиксируются следующие данные:

– информация о семье, в которой воспитывается ребенок;
– описание проблем, возникающих у ребенка со слов родителей, педагогов, психологов;
– основные черты характера.

За данной категорией детей ведется более пристальное наблюдение.

Если обучающийся совершает противоправное действие, то на него заводится личное дело, которое включает в себя:

– информацию о совершении противоправного действия;
– комплексную программу индивидуального сопровождения ребенка, разработанную социально-психологической службой школы с учетом правонарушения;
– дневник наблюдений за прохождением программы, поведением обучающегося, за его участием в школьной жизни. Таким образом, данная работа происходит поэтапно:

1 этап – привлечение ребенка к школе.
2 этап – адаптация ребенка к правилам и распорядку в школе (не курить, находиться в помещении без верхней одежды, переобуваться, находиться в трезвом виде, не грубить).
3 этап – привлечение ребенка к обучению (умение находиться на уроке в течение 40 минут, приносить школьные принадлежности, не стесняться их доставать на уроке).
4 этап – привлечение ребенка к общественной жизни школы (организация и проведение мероприятий, участие в кружках и ДО).
5 этап – удержание ребенка длительное время в рабочем состоянии.
6 этап – поддержание успешности личности ребенка.

Для решения данного вида деятельности основными функциями СПС является работа с педагогами и непедагогическими работниками школы по информированию и обучению и выработке стиля поведения с данной категорией детей.

Одной из форм работы психолога по профилактике делинквентного поведения среди школьников является информирование – предоставление информации о негативных медицинских, психологических, социальных и правовых последствиях проблемного поведения – правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков, раннего начала сексуальных отношений.

Психологическое консультирование осуществляется по трем видам:

Индивидуальное психологическое консультирование.

Групповое психологическое консультирование (подбор по возрасту, виду делинквентности и однородности изначальной проблемы спровоцировавшей появление данной делинквентности);

Семейное психологическое консультирование. Наиболее перспективным для достижения положительного результата является сочетание всех видов.

Перед началом применения психологических мер воздействия к обучающемуся необходимо провести тщательную психологическую диагностику. Важным моментом для понимания сущности делинквенции данного индивида психологу необходимо также выяснить специфику социальной ситуации его развития: структура семьи; социальный статус семьи, взаимоотношения внутри семьи, место данного субъекта в группе сверстников (лидер, отверженный, “козел отпущения” и т.д.).

Психологическая диагностика включает в себя исследование познавательной сферы учащихся, личностные опросники, с помощью которых определяется акцентуация характера, темперамент, направленность личности; самооценка, определение ценностных ориентаций, оценка эффективности процесса воспитания, изучение ведущей линии поведения; характеристику положительных качеств, на которые можно опереться; восприимчивость или сопротивляемость воспитательным влияниям (причины, характер сопротивления, испорченность отношений).

Одновременно изучаются воспитательные влияния в зоне ближайшего окружения: положительные воздействия и условия, которые надо использовать; отрицательные воздействия и неблагоприятные условия, которые надо устранить или нейтрализовать, авторитетные личности, которые могут участвовать в перевоспитании.

Так же в ходе диагностики и наблюдения определяется вид делинквентного поведения (прогулы занятий, кражи, драки, и т.п. Важно распознать факторы, провоцирующие у делинквента данный тип реагирования;

– выявить цель (что именно субъект хочет достичь при помощи данного поведения);
– выявить, идентифицировать, раскрыть суть дисфункциональной системы убеждений;
– выяснить: “Действительно ли “Это” надо? Может на самом деле надо нечто иное?”
– определить, как можно этого достичь иначе (другим, социально одобряемым и более приятным для данного индивида способом). [1]

Помимо проведения массовых общешкольных профилактических мероприятий – лекций и акций таких как “День здоровья”, “День борьбы с курением”, желательно реализовывать профилактические программы, имеющие цель – развитие личностных ресурсов школьников, повышение их социальной и психологической компетентности.

При подборе необходимых форм психокоррекционных занятий должны учитываться мнение подростков и их личный опыт. Практически невозможно достичь успеха в профилактике делинквентного поведения в том случае, если дети не обладают и определенными личностными качествами и социальными навыками, иначе они остаются закрытыми и глухими к тем идеям, которые пытаются донести до них старшие.

Неотъемлемой частью психокоррекционных занятий подростков являются упражнения, направленные в первую очередь на отработку коммуникативных навыков ( работа с голосом, выстраивание речи и т.п.), повышение самооценки, навыков уверенного отказа. Программы формирования жизненных навыков и личностного роста (тренинги общения, стрессоустойчивости, проблеморазрешающего поведения, развития самосознания и уверенности в себе, тренинги гендерной идентичности, профориентации, социально-бытовых навыков, тренинги подготовки к семейной жизни и т.п.). Обучение противостоянию негативным социальным влияниям (тренинги устойчивости к негативным влияниям социума, обучение навыкам критического мышления и безопасного поведения);

Чтобы эффективно преодолеть десоциализирующее влияние на подростка, нужно знать возможности физического и психического его развития, взаимообусловленность направленности личности положительными и отрицательными качествами, определить зону оптимального педагогического воздействия. Причем изучение отклонений и поиски путей положительного развития духовной и нравственной сферы воспитанника должны осуществляться одновременно. Индивидуальное и групповое консультирование необходимо сочетать с психологической и социальной работой с семьей.

Очень грустно понимать, что далеко не всегда можно изменить реальность, даже имея большое желание помочь, поддержать, изменить, перевоспитать, предупредить. Даже самый лучший педагог – не всесилен. Он не провидец и не волшебник. И самое большее, что он может сделать – это стать тем самым авторитетным “значимым взрослым” для трудного подростка, который способен терпеливо общаться, уважая в этом общении – и себя самого, и подростка. Думать, анализировать и искать вместе с подростком его способности и сильные стороны. И быть готовым к тому, что серьезные перемены требуют времени. Возможно, трудный подросток уже окончит школу, и полностью сменится “контекст”, в котором он существует – и только тогда станет понятно, что именно тогда, несколько лет назад была заложена основа для изменений к лучшему.

Но порой бывает так, что обстоятельства жизни подростка влияют на него гораздо сильнее, чем может повлиять самый лучший и грамотный педагог или психолог. Но даже в этих случаях нужно не отчаиваться и не отворачиваться, а продолжать верить и делать свою работу.

А.Гадаев “Особенности деликта подростков и пути их коррекции” http://www.proza.ru/2010/10/21/1425

Гидденс Э. Социология. “Эдиториал” УРСС .М. 1999.

Лаут Г.В. и др. Коррекция поведения детей и подростков. ч.2. М.: “Академия”, 2005.5.Райс 5. Ф, Должин К. Психология подросткового и юношеского возраста. “Питер”. М. 2010.

urok.1sept.ru

COMMENTS