Деловая игра

Деловая игра

Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)

История возникновения

Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М. М. Бирштейн в Ленинградском Инженерно-Экономическом Институте (ныне известном как ИНЖЭКОН). В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие).

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

Психолого-педагогические принципы организации деловой игры

  • принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения;
  • принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;
  • принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц;
  • принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.
  • принцип двуплановости; Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.
  • принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развёртывания в игровой деятельности. (Вербицкий А. А., 1991)
  • формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
  • воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
  • передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;
  • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
  • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
  • обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем(Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989):

Структура деловой игры

В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и тому подобное. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

Действующими лицами в ДИ являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Вся игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.

То, что ныне названо «играми», ещё за несколько столетий до начала нашей эры было разработано и внедрено в повседневную жизнь в системе ценностей стратагемного мышления людей и имплицировано в пласты культуры многих цивилизации [1] «Рассмотрим две модели обучения, различные по своему основному принципу: классическую дедуктивно — номологическую и индуктивную модели. Дедуктивно — номологическая модель обучения реализуется посредством следующего сценария, в начале рассматривается общая тема, затем осуществляется переход к конкретным примерам. Индуктивная модель, крайне распространена в стратагемной форме обучения и реализуется посредством другого сценария, в начале рассматривается пример, в дальнейшем из него формируется общая тема. Например: притчи. Исходя из конкретной притчи, можно получить более общий, целостный смысл. В связи с этим они получили широкое распространение в обучении, так, например, ещё Будда говорил притчами. Однако притча не содержит в себе стратегии, что ориентирует мысль в большей степени не к конкретной практике, а к общему жизненному смыслу. Стратагема же в отличие от неё, способна направлять движение мысли в конкретное заданное русло целостного смысла, а также создавать элемент общего видения центрального ядра ситуации и путей её эффективного решения» [2]

Ссылки

  1. ^ Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. М., Прогресс, 1988.
  2. ^ «20 стратагем успеха в тренинге. Русские и китайские стратагемы». А.Калашников. Речь 2007.

Wikimedia Foundation . 2010 .

ДЕЛОВАЯ ИГРА — имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Деловые… … Экономический словарь

ДЕЛОВАЯ ИГРА — ДЕЛОВАЯ ИГРА. Педагогический прием моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющих целью обучение отдельных личностей и групп принятию решений. На занятиях по языку Д. и. используется при обучении профессиональному… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

деловая игра — dalykinis zaidimas statusas T sritis Kuno kultura ir sportas apibreztis Profesines veiklos daiktinio ir socialinio turinio, kuriai nors praktikos rusiai budingu santykiu sistemos tam tikras modeliavimas. Dalykinio zaidimo uzuomazgu yra pirmyksciu … Sporto terminu zodynas

ДЕЛОВАЯ ИГРА — имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме. В Д.и. каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Д.и. применяются в … Энциклопедический словарь экономики и права

Деловая игра — – имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Деловые… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

Деловая игра — процедуры, упражнения, метод имитации выработки управленческих решений по существующим правилам в различных производственных ситуациях. Имеют целью поиск новых нестандартных решений, а также выработку новых правил … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики … Словарь-справочник по педагогической психологии

ДЕЛОВАЯ ИГРА — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловой игры представляет собой развертывание игровой деятельности участников… … Профессиональное образование. Словарь

деловая игра — метод имитаций ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субьекты, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам. * * * метод имитации… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ДЕЛОВАЯ ИГРА — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Применяется для обучения и исследовательских целей … Педагогический словарь

Деловая игра в обучении

Статья просмотрена: 4533 раза

Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 252-254.

Деловая игра – это комплексный методический прием обучения, при котором учащиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Этот процесс воспроизводится на модели, в результате чего появляются эпизоды (определенные результаты и их следствия), которые чаще всего необратимы.

Дидактическая цель преимущественно заключается в улучшении методических компонентов компетенции действия, в частности при разрешении ситуаций принятия решений при выполнении деятельности.

Методическая цель деловой игры заключается преимущественно в тренировке навыков и в экспериментировании с принятием решений и прежде всего с их последствиями, а также в нахождении стратегий решения проблемы.

Деловые игры являются воссозданиями реальных ситуаций, в которых изображаются определенные фрагменты действительности. При этом часто моделируется конфликтная ситуация из общественной или производственной действительности. Отдельные актеры при этом исполняют различные роли персонажей, чьи интересы они должны представлять.

В деловой игре действие всегда характеризуется анализом проблем, взвешиванием альтернатив, разработкой стратегий и принятием решений. Согласно этому в модели, в которой имитируется решение проблемы, необходимо выполнить упрощение до отдельных важных процессов принятия решения и тем самым до важным данных, структур и протекания действий. Лучше всего для этого подходят конфликты, которые требуют принятия решений внутри одной группы или между конфликтующими сторонами или же принятия решений, выходящих за рамки конфликта. Чтобы придать группе соответствующую динамику, нужно чтобы в деловой игре принимали участие как минимум 20 человек. Подбор игровых групп очень важен и поэтому его нужно продумать особенно тщательно. Группы должны быть смешанными по своей успеваемости. „Ключевые группы“, как например, модераторы и т.д., роль которых исполняет не преподаватель, должны при этом исполняться компетентными учащимися. Руководитель игры предоставляет участникам игры свободу действия, он позволяет идти «окружным» учебным путем и совершать ошибки. Его основная задача заключается в том, чтобы вести отдельные фазы игры и обеспечивать необходимыми материалами. Он не может оказывать влияние на решение группы, однако может внести в работу новую дополнительную информацию, материалы и предложения. Вместе с тем, он представляет группы, которые не заняты в игре, следит за соблюдением времени и соблюдением приближенности к реальности. Кроме этого, он является посредником в случае нарушения правил игры и при возникновении кажущихся неразрешимых конфликтов. Необходимые для деловой игры знания учащиеся приобретают или во время учебных занятии до игры, или в ходе игры. Последнее требует введения фазы передачи знаний. При второстепенном применении в каком-либо разделе учебной программы деловая игра может служить деятельностно-ориентированному применению ранее проработанных знаний. Деловая игра требует определенных условий в отношении помещений и времени (при необходимости, требует также технических условий), которые зачастую сложно создать в «нормальной» повседневном учебном процессе. Этот факт следует учитывать особенно при деловых играх в технических сферах.

Деловая игра разделена на семь этапов:

1. Введение в игру,

2. Информационная фаза и фаза чтения,

3. Формирование мнения и планирование стратегии,

4. Взаимодействие между группами,

5. Подготовка пленума,

6. Проведение пленума,

7. Оценивание игры.

Начинается игра с введения в игру (1), здесь представляется сама деловая игра, материалы для игры и роли. Разъясняются вопросы

Правила игры могут различаться в различных деловых играх. Следующие положения являются основными для успешного хода деловой игры: должны пресекаться деструктивные действия (воспроизводящие „угрозу применения насилия“ и т.п.), господствующее поведение, а также „неправильно понятую“ возможность реализации, которая в результате может привести к преждевременному прерыванию деловой игры. В общем, к правилам игры относятся информационные и коммуникационные формы, компетенции групп и руководство игрой, а также указания по техническому ходу игры.

В качестве примера здесь представляем проект „Загрязнение окружающей среды в городе“.

Тема: в центре этого проекта стоит вопрос, каким образом можно в городе сократить выброс вредных веществ в окружающую среду, производимый бумажной фабрикой и заводом по производству лаковых кож. Они обременяют жителей и кроме этого наносят ущерб иностранному туризму в климатическом курорте города. Поскольку оба предприятия являются главным работодателями города, нужно также принимать во внимание рабочие места.

Группы: Для этой игры предусмотрены шесть групп: руководство бумажной фабрикой, руководство завода по производству лаковых кож, городской совет общины города, местное объединение иностранного туризма, местный клуб любителей рыбной ловли и ведомство по охране окружающей среды. К этому надо добавить еще руководство игрой которое, как правило, осуществляется преподавателем.

Объем времени: автор предусматривает на всю игру шесть академических часов. Для фазы подготовки и фазы переговоров запланировано соответственно по два академических часа. Остальные два академических часа отводятся на фазу конференции. В эти временные рамки не включена анализ результатов деловой игры.

Документация для игры: кроме описания проблемы и рабочего листа (технологической карты с заданием) к игровой документации относятся ролевые карточки, информационная газета, карточки с событиями и рабочие бланки. Описание проблемы и рабочий лист, которые распределяются в начале игры, одинаковы для всех групп. Ролевые карточки описывают исходную ситуацию отдельных групп и дают указания для дальнейшего образа действий. Информационная газета дает отдельным группам дальнейшую, более глубокую специальную и профессиональную информацию о содержании игры. У руководителя игры десять карточек с событиями, которые могут применяться руководителем по мере надобности, чтобы дать новый импульс течению игры. Кроме этого к игре относятся еще и рабочие формуляры. Они должны поддержать течение игры и облегчить учащимся рабочие шаги.

Деловые игры моделируют действительность в обществе, таким образом, не всегда можно найти окончательные решения, но чаще всего достигается согласие. К сильным сторонам деловой игры относятся;

— сочетание многих учебных, организационных и рабочих методов;

— самостоятельное и социальное действие;

— учебное занятие с междпредметными связями;

— высокий мотивационный потенциал;

— одновременное содействие одаренным и более медлительным учащимся;

— способствование осознанию чувства ответственности;

— эффективный и продолжительный успех в учебе.

Как уже было упомянуто в условиях, имеются также некоторые проблемы/ограничения, которые могут возникнуть при проведении деловой игры. К ним относятся:

— большая организационная трудоемкость (затраты времени, потребность в помещениях, материальные затраты),

— отчасти исключает работу в малых учебных группах, так как отсутствует необходимая групповая динамика,

— возможно недостаточная идентификация с ролью,

— сложность соблюдения максимальной приближенности к действительности.

Сравнение с методом изучения случая и ролевой игрой

Источники:

Деловая игра
Деловая игра Деловая игра  — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/27758
Деловая игра в обучении
Научная статья по направлению Педагогика бесплатно. Тема Деловая игра в обучении, текст научной статьи из научного журнала Молодой ученый None
http://moluch.ru/archive/37/4267/

(Visited 5 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Почему женщины стонут во время секса — почему… Почему женщины стонут во время секса: результаты исследований Далеко не… (1)

Что делать если не хочется жить с мужем Как жить с мужем после его измены?Тебе это знакомо? Но,… (1)

Интимная переписка на английском Английские разговоры в постелиО любви на английском Диалоги про любовь… (1)

Почему хорошие девочки всегда одиноки? Мужская версия Почему хорошие девочки остаются одни? Казалось бы, все хотят жениться… (1)

Мужчина рак не хочет отношений Мужчина рак не хочет отношений Возвращаются ли мужчины раки к… (1)

COMMENTS