Депривация — сенсорная, социальная, материнская, эмоциональная

Депривация

Депривация (лишение) — длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека.

Выделяют следующие виды депривации (по Й. Лангмейеру и 3. Матейчику):

  • 1) сенсорная депривация;
  • 2) эмоциональная депривация;
  • 3) социальная депривация;
  • 4) когнитивная депривация.

Сенсорная депривация — лишение ребенка многообразия сенсорных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и пр.).

Эмоциональная депривация — лишение ребенка теплой эмоциональной связи с близким лицом (матерью или иными значимыми взрослыми) или разрыв уже существующей связи. Отсутствие эмоционально близких отношений приводит к нарушениям в формировании личности, задержке физического, речевого, психического развития. В более взрослом возрасте эти люди не были способны к волевому поведению и установлению эмоционально теплых отношений.

Виды нарушений взаимоотношений со значимыми взрослыми 1

Дисфункциональное отношение матери/отца к ребенку

Отсутствие одного из родителей

Воспринимается ребенком травматично вследствие неправильного поведения оставшегося родителя или иных родственников (бабушки, дедушки), проявляющегося в виде вербальной негативной реакции на отсутствующего родителя

Конфликтные отношения между родителями

Дефицит общения — физическое или психологическое отсутствие матери (отца).

Переизбыток общения — постоянное присутствие матери возле ребенка, вызванное ее психологической несостоятельностью как личности и ощущением пустоты, которую она стремится заполнить ребенком.

Формальное общение — психологическая невключенность матери (отца) в процесс ухода и воспитания. Как правило, является следствием нарушенных супружеских взаимоотношений.

Неравномерное общение — проявляется в непредсказуемом (в восприятии ребенка) чередовании двух разнонаправленных циклов: чрезмерной общительности и психологической холодности (или физическом отсутствии). Обычно неравномерное общение демонстрируют матери, в силу объективных причин не имеющие возможности уделять ребенку достаточно времени (учеба, работа) и стремящиеся восполнить недостаток внимания чрезмерным проявлением любви и ласки в возникающие свободные промежутки времени.

Социальная депривация — лишение ребенка возможности приобщения к общественным нормам и ценностям, усвоения самостоятельных социальных ролей. [1]

Когнитивная депривация — перегрузка ребенка недифференцированными внешними стимулами в результате неорганизованности и хаотичности структуры внешнего мира, без четкого упорядочения и смысла. С точки зрения Й. Лангмейера и 3. Матейчика, ребенок в результате воздействия подобной среды будет гиперактивным и иметь недифференцируемый интерес к происходящему со склонностью к поиску новых стимулов без целенаправленного выбора.

На основании вышеизложенного возможно констатировать, что основными условиями формирования психически здоровой личности являются следующие составляющие:

  • • индивидуальные качества личности (оптимизм, контроль, самооценка, «неустойчивое равновесие»), приобретаемые как в процессе воспитания субъекта, так и самостоятельного осмысления субъектом бытия и себя в нем;
  • • социально обусловленная ситуация развития (наличие положительного эмоционального фона в родительской семье, биофильная ориентация значимых взрослых, способность взрослых, занимающихся непосредственно воспитанием ребенка, предъявлять ему требования, соответствующие его индивидуальным и возрастным особенностям);
  • • характер взаимоотношений ребенка с матерью;
  • • характер супружеских взаимоотношений в родительской семье.

Основные условия формирования психически здоровой личности 1

Психолого-педагогические условия

Характеристика и обоснование значимости

Наличие положительного эмоционального фона

Развитие ребенка в среде, исполненной радости, формирует радостное восприятие жизни, способность быть и осознавать себя счастливым

Личность значимого взрослого

Биофильная ориентация (Э. Фромм) у взрослых, окружающих ребенка, способствует формированию и у него ориентации на жизнь. «Лучшее, что могут сделать родители для своих детей, — быть счастливыми» (пословица)

Предъявление требований к воспитаннику с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

Несоответствующие возрастным и индивидуальным особенностям требования значимых взрослых «погружают» ребенка в ситуацию неуспеха, которая при длительном сохранении приводит к деформации личности

1 Колесникова Г. И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 40.

Окончание табл. 9

Психолого-педагогические условия

Характеристика и обоснование значимости

Равномерное чередование психофизического напряжения с расслаблением

Ситуации «напряжения» побуждают к преодолению, действию, формируя активную жизненную позицию, веру в собственные силы, способствуют накоплению успешных стратегий взаимодействия с внешней средой. Ситуации «расслабления» создают возможности для отдыха, анализа достижений, постановки новых целей

Строго продуманная и соблюдаемая система поощрений и наказаний

Прогнозируемость ситуации — отсутствие почвы для возникновения неврозов. Кроме того, соблюдение воспитателями системы наказаний формирует у воспитанника адаптивные формы поведения, а поощрений — мотивацию достижения

На основании вышеизложенного разумно сделать следующий вывод. В основе структуры личности лежит синтез ее двойственной природы: как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности и некой духовной сущности, проявляющей себя в данных отношениях и создающей при этом взаимодействии ситуацию взаимовлияния. Развитие и становление личности подвергается неоднозначному, противоречивому воздействию со стороны общества в процессе ее социализации: с одной стороны, формирование человеческого в человеке и, с другой, — деформация пробужденного человеческого начала, в случае неадекватных, лишенных индивидуального подхода способов воздействия на него.

Фрейд был убежден, что культура порождает болезнь, невроз. Однако культура — это, прежде всего, совокупность теоретических и практических инструментов, которыми располагает человечество, чтобы поддерживать свою жизнь в определенной среде. Она позволяет человеку развивать свои способности в физическом и умственном планах, использовать их для удовлетворения своих потребностей и в то же время налагает на него ту дисциплину, ту социальность, которая приучает его к совместному проживанию. Но все эти социокультурные условия не обладают непреодолимой силой. По существу, они являются стимулами или условиями. Все зависит от того, как смотреть на вещи. И, следовательно, мы можем предположить, что влияние культуры на поведение человека, его состояние и неврозы опосредствовано мышлением, а значит, происхождение черт личности можно объяснить исходя из социального контекста.

Становление личности происходит в результате взаимодействия с социумом. Успех или неуспех в данном взаимодействии имеет если не решающее, то, в значительной мере, формирующее значение в развитии личности. При этом важно и то, что конкретно предпринял индивид на пути к достижению цели, и качество самой цели.

В последнее пятнадцатилетие психогенетики обнаружили три весьма неожиданных явления:

  • 1) у детей, растущих в одной среде, среда формирует скорее различия, чем сходства;
  • 2) многие психологические инструменты (опросники, данные, полученные методом наблюдения, и т. п.), используемые для характеристик среды, показывают неожиданно высокий уровень генетического контроля;
  • 3) при разложении фенотипической дисперсии подавляющего большинства психологических признаков, изучаемых психогенетикой, роль общесемейной среды оказывается незначительной.

Все это дает возможность сформулировать гипотезу, что люди создают или находят определенные средовые условия, соответствующие их генотипам, а не являются пассивными «жертвами» своих генов или «доставшейся» им среды. Иными словами, индивидуальный генотип оказывается «конструктором» индивидуальной среды [2] .

studme.org

Депривация и пути ее выявления

Психическая депривация – это психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) потребностей в течение длительного времени. Под понятием

«психическая депривация» подразумеваются различные влияния, которые встречаются в жизненных ситуациях.

Проявления психологической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких странностей, совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень глубоких поражений развития интеллекта и характера. Она может представлять пеструю картину невротических признаков. В зависимости от того, какая жизненная потребность оказывается неудовлетворенной, выделяются различные виды психической депривации. Не всегда удается понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и рост, и созревание нервной системы, и формирование психики.

Рассмотрим виды депривации, которые в наибольшей степени важны для диагностики развития детей и подростков.

1. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

В первую очередь для своего развития ребенок нуждается в среде, снабженной стимулами различной модальности. Нормально развивающийся ребенок стремится к определенному оптимальному уровню стимуляции, а окружающие его взрослые этот уровень ему обеспечивают, снабжая ребенка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями. Стимульный дефицит или стимульная перегрузка могут оказывать влияние и на физиологические процессы.

Данный вид депривации возникает в обедненной среде при недостатке зрительных, слуховых, осязательных и других стимулов или при расстройствах функций основных органов чувств. В обедненную среду попадает ребенок, оказавшийся в детском доме и в других учреждениях закрытого типа. Такая среда, вызывая «сенсорный голод», вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она оказывается наиболее губительной. Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки информации различной модальности, поступающей из внешнего мира, происходит активное развитие органов чувств и соответствующих структур мозга. Обедненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание мозга в младенческом и раннем возрасте. Участки мозга ребенка, которые не управляются, перестают нормально развиваться и как следствие атрофируются. Если не реализуется потребность ребенка во впечатлениях, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: несвоевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Последствия сенсорной депривации наиболее выражены у детей, от которых отказались в родильном доме. У таких детей наблюдается слабость и даже отсутствие реакции на речь взрослого, выраженная задержка эмоционального и интеллектуального развития, негативные особенности характера (дети эмоционально лабильные, нерешительные, безынициативные, нецелеустремленные).

Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики.

2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

Важной основой психической потребности ребенка является потребность дифференцированной и постоянной структуры внешних стимулов, т.е. определенного осмысленного порядка стимулов.

«С первых месяцев своей жизни ребенок проявляет данную потребность познания мира и овладения им в качестве осмысленной структуры прошлого и настоящего, ожидаемого и осуществленного. Стимулирующая ситуация отличается, следовательно, характером призыва: развитие ребенка стимулируется ею прежде всего тогда, когда она представляет условия для понимания распорядка и придает уверенность в наличии активного контроля протекающих процессов»

Двигательная депривация. Этот вид депривации связан с ограничением пространства и характерна для домов ребенка, где возможности движения ребенка длительное время ограничены рамками манежа. Уже в первые месяцы жизни при ограничении движений младенцы проявляют сильное беспокойство. Нахождение ребенка в условиях хронической гиподинамии приводит к развитию эмоциональной вялости. Симптомом двигательной депривации является также и компенсаторная двигательная активность: раскачивание тела вперед — назад, резкие беспокойные движения головы из стороны в сторону на подушке перед засыпанием, стереотипные движения руками. Эти движения достаточно быстро закрепляются и препятствуют нормальному развитию всей двигательной сферы. Таким образом, у детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа, в силу ограниченности возможности реализовать свою активность, часто наблюдается выраженная моторная отсталость.

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана.

Привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и изначальным психологическим условием для развития ребенка. Наиболее значимым взрослым для младенца при становлении первичной межличностной связи является мать. Формирование привязанности к матери жизненно необходимо для развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации.

Понятие «материнская депривация» обобщает целый ряд различных явлений. Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью, и наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери, Депривация в общении с матерью и в материнском уходе вызывает нарушения развития, невротические и аффективные расстройства, порождает у ребенка страх, агрессивность, недоверие к другим людям. Обобщенный портрет личности, формирующейся у ребенка с рождения оказавшегося в условиях материнской депривации можно представить таким образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. В отличие от ребенка, лишенного материнской заботы с момента рождения, развитие личности ребенка, имевшего мать, но потерявшего ее, идет по неврологическому типу. В этом случае вступают в действие различные защитные механизмы. Таким образом, разрыв с матерью приводит к возникновению тяжелых эмоциональных переживаний ребенка. Последствия материнской депривации и жестко регламентированного отношения к детям ярко проявляются в школьные годы. У младших школьников в общении выступают два ведущих «симптома комплекса»: «тревога по отношению к взрослым» и «враждебность по отношению к взрослым»

4. Депривация идентичности (социальная):ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.

Параллельно с развитием и укреплением эмоциональной привязанности у ребенка развивается потребность активного принятия автономной функции. Наиболее ярко эта потребность проявляется, когда ребенок начинает самостоятельно лазать, ходить, требовать удовлетворения своих желаний посредством слов. Мать ребенка постепенно перестает быть «внешним организатором» активности ребенка и превращается во «внутреннего организатора» -инстанцию «Я». Примером такой депривации могут служить «волчьи дети», «дети-маугли». Известно, что человек представляет собой единство биологического, психического и социального уровней. Благодаря общению с окружающими людьми ребенок овладевает завоеваниями культуры. Становясь сознательным субъектом деятельности, ребенок осознает себя личностью. Человек, изолированный от общества, не овладевает нормами и правилами поведения в обществе, психические процессы не развиваются.

Диагностика депривации достаточна сложна. Для этого необходимо сотрудничество целого ряда специалистов: педагога, психолога, педиатра, социального и медицинского работника.

Долговременное наблюдение за ребенком и регулярный контроль развития является действенным диагностическим инструментом, предоставляющим возможность вовремя реагировать на трудности и отклонения, возникающие постепенно на отдельных этапах развития.

Одним из важных методом выявления признаков депривации является беседа.

Как правило, очень редко дети совершенно не идут на контакт и отказываются от обследования. Если это происходит, то это свидетельствует либо о неправильном подходе психолога, либо о тяжелой личностной патологии или аффективном нарушении (депрессия, дисфория).

Использование психодиагностических методик имеет большое значение. Они подбираются в зависимости от поставленных задач. Показанием к тестированию могут служить, прежде всего, запрос учителей, родителей связи с трудностями в общении, поведении, конфликтностью, неуспеваемостью.

При семейной депривации рекомендуется определение уровень личностной тревожности, повышение которой лежит в основе многих психологических нарушений у детей. Достаточно удобной и информативной является «Личностная школа проявление тревожности» Дж Тейлора в адаптации Т.А. Немчиновой.

Для того, чтобы приблизиться к пониманию основного конфликта в детско-родительских отношениях, необходимо собрать информацию, проанализировать ее и выделить основные проблемы. Существую большое количество методик. Примером может служить: «Анализ Семейного Воспитания» (АСВ), Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП).

Наиболее распространенными являются так называемые проективные методики, в частности рисуночные тесты. Суть их заключается в том, что они дают возможность проецировать и интерпретировать реальность, вынося во вне свои переживания. Рисуночная диагностика универсальна для детей любого возраста и любой национальности. Она позволяет диагностировать не только состояние ребенка, но и выявить особенности межличностных взаимоотношений, прежде всего семейных. Наиболее часто используют следующие методики: «Дом-дерево-человек» Д. Бука, тест «Рисунок семьи» В Вульфа, «Несуществующее животное».

От своевременного выявления признаков депривации зависит и эффективность коррекционно-терапевтических и исправительных мероприятий.

urok.1sept.ru

Депривация
материал по коррекционной педагогике

Что такое депривация. Один из видов депривации-материнская депривация

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Роль социальной и психологической депривации на патологическое развитие речи у детей.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что исследование психической депривации осуществляется в рамках нескольких направлений, среди которых основными являются психоанализ (З. Фрейд, Р. Шпиц, Дж. Боулби, Э. Эриксон, К. Хорни), теория учения (Дж. Брунер, Д.Л. Гевирц, У. Деннис, Д. Хебб), гуманистическая психология (А. Маслоу), мотивационная теория (С. Проувенс, Р. Липтон, Г. Шеффер). В отечественной психологии разработкой исследуемой проблематики занимались В.С. Мухина, Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.М. Муфтеева, Л.Н Севостьянова, И.А. и Н.В. Фурмановы, В.В. Лебединский, М.И. Буянов, В.И. Лебедев, А.М. Прихожан, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.

Однако большинство этих авторов основную часть своих работ посвятили изучению материнской и эмоциональной депривации. Менее разработанными оказались аспекты влияния сенсорной, когнитивной и социальной депривации, а также их последствия.

Термин депривация происходит от латинского слова deprivatio – потеря, лишение; английский глагол to deprive означает лишить, отнять, отобрать, причем с негативным акцентом – когда имеют в виду лишить чего-то важного, ценного, необходимого.

Согласно Лангмейеру и Матейчеку, для полноценного развития ребенка необходимы:

1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и пр., их недостаток вызывает сенсорную депривацию ;

2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную депривацию;

3) социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведет к эмоциональной депривации ;

4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным целям и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию.

Понятие депривации на сегодняшний день широко используется медиками, психологами, педагогами, социологами. Этимологически данный термин восходит к латинскому слову deprivatio, означающее — потерю, лишение чего-либо. Термин депривация в самом широком смысле применяют для обозначения процессов лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Этот термин стал широко известен благодаря работам Дж. Боулби.

Дж. Боулби, в отличие от Л.С. Выготского и Ж..Пиаже, изучавших процессы интеллектуального развития, изучал проблематику эмоционального развития. Дж. Боулби был детским психоаналитиком и в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивался с факторами, приводящими к психопатологии. Его теория основана на синтезе данных современных психологических и биологических исследований с традиционными психоаналитическими представлениями о развитии.

Джон Боулби в своей работе «Материнская забота и психическое здоровье» (1951 г.) обосновал тезис о необходимости для ребенка в раннем возрасте атмосферы эмоциональной теплоты и привязанности к матери (или человеку, ее заменяющую). Ключевая идея его теории состоит в том, что мать обеспечивает ребенку островок безопасности, с которого он начинает осваивать мир, периодически возвращаясь туда, где ему комфортно и ничего не грозит. Эмоциональная привязанность младенца к матери обычно дает ребенку чувство безопасности и защищенности. Эмоционально защищенный ребенок относится к матери как к бастиону своей безопасности, куда он может периодически возвращаться .

Например, открывая новое в окружающей обстановке, дети обычно стараются оставаться в поле зрения матери. Таким образом, отношения привязанности, обеспечивающие внешнюю безопасность, открывают ребенку широкий путь к здоровому психическому развитию. Боулби утверждал, что разнообразные нарушения привязанности создают основу для развития невротической личности, так как они выводят ребенка на психологически рискованные пути развития. Так, недостаточная сформированность чувства привязанности или его расстройство может постепенно вырасти в личностные проблемы или психические заболевания.

Дальнейшее развитие теории депривации происходило в русле различных гуманитарных дисциплин: психологии, социальной психологии, педиатрии, социологии. На основании анализа современной научной литературы по проблемам депривации можно выделить два основных подхода:

I. Cоциально-психологический подход к понятию депривации;

II. Психолого-медицинский подход.

I. Социально-психологический подход к понятию депривации. Этот подход активно используется и применяется социальными психологами, педагогами, социологами, социальными работниками. В рамках данного подхода исследователи акцентируют внимание на социальной проблематике, обуславливающей процессы депривации, с одной стороны, и на психосоматических последствиях депривации при коммуникации. Направления в рамках социально-психологического подхода:

1) психологический анализ состояний депривации.

2) социально-социологический анализ депривации.

II. Психолого-медицинский подход. Этот подход активно используется в медицинской психологии, в общей психологии, в психологической педагогике. В рамках данного подхода изучаются процессы этиологии, патогенеза и реабилитации депривации и депривационных практик. Психологи и медицинские психологи выделяют следующие виды депривации : сенсорная, двигательная, социальная.

1) Сенсорная депривация — ситуация недополучения достаточного количества стимулов: зрительных, слуховых, осязательных, и др.

Условия, способствующие развитию сенсорной депривации называют «обедненной средой». Обедненная среда — это среда учреждений закрытого типа, провоцирующая сенсорный голод — среда детских домов, больниц, интернатов, и т.д.

2) Двигательная депривация связана с ситуациями ограничения движений. Такие ситуации возникают у детей и взрослых вследствие травм, болезней, инвалидности, а у младенцев — при тугом пеленании, ограничении движений с помощью специальных медицинских приспособлений (например, распорок, применяемых при младенческом вывихе бедра).

3) Социальная депривация связана с нарушениями привычных налаженных коммуникационных практик, социальных связей. Социальная депривация возникает при разрыве привычных кругов общения: у детей в условиях социальной изоляции (детский дом, больница, интернат).

На сегодняшний день тема социальной депривации недостаточно изучена в психолого-педагогической литературе. Распространенное ранее мнение о необратимости последствий депривации в раннем возрасте в настоящее время подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием социальной депривации практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта, нарушении поведения. Для ликвидации последствий социальной депривации и дезадаптивного поведения, прежде всего, необходимы устранение и компенсация вызвавших ее условий.

Среди примеров социальной депривации известны такие хрестоматийные случаи как А. Г. Хаузер, волчьи дети и дети-маугли. Все они не умели (или плохо говорили) говорить и ходить, часто плакали и всего боялись. При их последующем воспитании, несмотря на развитие интеллекта, нарушения личности и социальных связей оставались.

Учитывая важность уровня личностной зрелости как фактора толерантности к социальной изоляции, можно с самого начала предположить, что чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. В книге чехословацких исследователей И. Лангмейера и 3. Матейчека «Психическая депривация в детском возрасте» Трагические случаи из жизни современных детей, которые с раннего детства никого не видели и ни с кем не общались. Все эти дети не умели говорить, плохо или совершенно не ходили, непрестанно плакали, всего боялись. Самое страшное то, что, непрестанно плакали, всего боялись.

Анализ исследовательских работ А. Фрейд, С. Дан, И. Лагмейер, 3. Матейчик показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической работы. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое.

Психическая депривация — это «психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени».

Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его ежедневным общением с окружающей средой. Если по какой — либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте, если он изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень. При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут.

Одним фактором при возникновении психической депривации является недостаточное поступление стимулов — социальных, чувствительных, сенсорных. Предполагается, что другим фактором при возникновении психической депривации является прекращение связи уже создавшейся между ребенком и его социальной средой.

Многие ученые, такие как Мантенсори, Лангмейер, Матейчик выделяют три основных варианта психической депривации: эмоциональная (аффективная), сенсорная (стимульная), социальная (идентичности). По степени выраженности депривация может быть полной и частичной.

И. Лангмейер и 3. Матейчек подчеркивают некоторую условность и относительность понятия психической депривации ведь существуют культуры, в которых считается нормой то, что будет аномалией в другой культурной среде. Помимо этого, конечно, встречаются случаи депривации, имеющие абсолютный характер (например, дети, воспитывающиеся в ситуации Маугли).

Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлении, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.

Большой вклад в разработку этой проблемы внесла группа советских ученых, объединившихся под руководством Н. М. Щелованова. Они установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Н. М. Щелованов писал, что «если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, которую неоднократно наблюдал в яслях и домах ребенка, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.»

Клиническая картина любой из форм депривации проявляется бедностью словарного запаса, ограниченного рамками обиходно-бытовой лексики, использованием в речи преимущественно простых, неразвернутых фраз. Наблюдаются фрагментарность, разорванность семантической структуры и линейной последовательности высказываний, потеря нити изложения. Нередко имеют место нарушения звукопроизношения и аграмматизмы в речи. Эти нарушения речи, как правило, сочетаются с недостаточной сформированностью высших психических функций. Интеллектуальный потенциал детей не соответствует возрасту. Степень снижения может быть от легкой до значительной.

Как отмечают Б. Е. Макиртумов, А. Г. Кощавцев и С. В. Гречаный, «чем раньше возникла депривация, тем тяжелее возникающая патология. Для раннего возраста характерными являются преобладания расстройств эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания интеллектуального развития с преимущественным нарушением развития речи (особенно экспрессивной). Значительно чаще, чем у семейных детей, выявляются патологические привычные действия. признаки депривационной (апатической или маскированной) депрессии, явление депривационного псевдоаутизма. После 3 лет психическая патология представлена в основном характерологическими нарушениями и задержками интеллектуального развития. Во всех возрастных группах у депривированных детей отмечается малая дифференцированность и поверхностность в общении с окружающими, недостаточность развития высших эмоций — чувства жалости, сочувствия, соучастия, способности сознавать свою вину, испытовать чувства стыда, а также низкая работоспособность, расстройства внимания, памяти.

Комплексные психолого-медико-педагогические мероприятия с депривированными детьми проводятся в детских специализированных учреждениях. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, психотерапевта, психиатра. Решающее значение в развитии и формировании речевой и других высших психических функций у данного контингента детей имеет создание благоприятного социально-психологического климата в окружении ребенка. Не менее важное значение имеют организация общеоздоровительных мероприятий и проведение коррекционного обучения на фоне активизации интеллектуальной и творческой деятельности.

Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от уровня обучаемости ребенка, возможности активизации речевой деятельности, от степени улучшения общего соматического статуса и изменения социально-бытовых условий и определяется максимальным достижением результатов.

Ожидаемые результаты коррекции: развитие речевой, других высших психических функций и интеллектуальных возможностей до возрастного уровня, расширение словарного запаса и способностей к связному и последовательному высказыванию, укрепление соматического и психологического статуса.

nsportal.ru

Коммуникативная депривация

Тема 2. 1. 9: Особенности развития психики в условиях разных видов депривации.

Глоссарий: депривация; культуральная депривация; социальная депривация; сенсорная депривация; материнская депривация; Коммуникативная депривация; эмоциональная депривация; когнитивная депривация.

1. Сущность депривационных феноменов.

2. Культуральная и социальная депривация.

3. Сенсорная депривация.

4. Коммуникативная депривация. Материнская, эмоциональная, когнитивная депривации.

1. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика/ Г.И. Колес-никова.-Изд.2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс,2010.-250с.- (Высшее образование).

2. Кузнецова Л.В. Основы спец.психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведний/Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени и др.; Под редакцией. Л.В. Кузнецовой.-М.: Издательский центр «Академия»,2002.-480с.

3. Слепович Е.С Специальной психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова.-Минск: Выш.шк., 2012.-511с.

1.Депривация (лишение) – длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека.

Депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.

В определении депривации говорится о процессе блокирования потребностей, к числу которых, прежде всего, относятся потребность в двигательной активности, в новых впечатлениях — перцептивная потребность.

Особое значение в жизни человека также имеют потребности в общении, эмоциональной поддержке, самореализации, уважении, безопасности, творчестве, идентичности, интимности и пр. Невозможность реализовывать их длительное время, как правило, приводит к серьезным дисфункциям сознания.

Так, например, при резком сокращении потока внешней стимуляции, как в экспериментальных, так и в естественных условиях, могут возникать разнообразные расстройства в работе психики — изменения темпа протекания субъективного времени, нарушения восприятия пространства, трудности в произвольном контролировании мыслительных процессов, активизация внутреннего диалога, расстройства схемы собственного тела, разнообразные эмоциональные нарушения. В ряде случаев отмечается появление галлюцинаций. В зависимости от длительности пребывания человека в подобной ситуации вышеописанные нарушения могут приобретать необратимый характер.

Виды депривации (по Й. Лангмейеру и З. Матейчику):

2.

Культуральная депривация — отсутствие или лишение необходимых для развития личности культурных ресурсов, например, образования, знания, воспитания.

Социальная депривация – лишение ребёнка возможности приобщения к общественным нормам и ценностям, усвоения самостоятельных социальных ролей.

Учитывая важность уровня личностной зрелости как фактора толерантности к социальной изоляции, можно с самого начала предположить, что чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция.

3.

Сенсорная депривация – лишение ребёнка многообразия сенсорных стимулов различных модальностей (зрительных, слуховых, тактильных и пр.)

Самые простые устройства для депривации, такие, как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух, в то время как более сложные устройства могут «отключать» обоняние, осязание, вкус, температурные рецепторы и вестибулярный аппарат.

Сенсорная депривация используется в нетрадиционной медицине, йоге, медитации, психологических экспериментах (например, с камерой сенсорной депривации. Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускают процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству, галлюцинациям, депрессии и асоциальному поведению.

4.

Материнскую депривацию испытывает ребенок, которому недостает матери, например, воспитывающийся в приюте или госпитализированный ребенок, ребенок, чья мать работает, или ребенок, мать которого не обладает необходимыми родительскими навыками и пренебрегает или, возможно даже, жестоко обращается с ним.

Материнская депривация может также быть следствием обедненной среды, неуравновешенной матери, недостаточного питания или недостаточного чувства безопасности. Часто при наличии одного вида депривации имеют место и др. ее виды.

Материнская депривация может вести к обеднению опыта, получаемого из внешней среды, — разновидности культурной или сенсорной депривации.

Коммуникативная депривация

Дети, которые с раннего детства никого не видели и ни с кем не общались — не умели говорить, плохо или совершенно не ходили, непрестанно плакали, всего боялись. Самое страшное то, что, за единичными исключениями, даже при самом самоотверженном, терпеливом и умелом уходе и воспитании такие дети на всю жизнь оставались ущербными.

В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутолимая потребность любви и внимания.

Проявления чувств характеризуются, с одной стороны, бедностью, а с другой стороны, острой, аффективной окрашенностью.

Этим детям свойственны взрывы эмоций — бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств.

Следует отметить также, что они в эмоциональном отношении очень ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию, не говоря уже о ситуациях, действительно требующих эмоционального напряжения, внутренней стойкости. Психологи в таких случаях говорят о низкой фрустрационной толерантности.

В ходе изучения проблем развития и воспитания детей с нарушениями интеллекта исследователями выявлена следующая закономерность: нарушения познавательной сферы в первую очередь проявляются в виде речевого недоразвития. И, таким образом, ребёнок изначально не проявляет в достаточной мере речевой активности (первичная коммуникативная депривация), взрослые же, в свою очередь, не стимулируют речевую активность ребёнка, реагируя на его жестовые и мимические выражения каких- то требований (вторичная коммуникативная депривация).

Эмоциональнаядепривация – лишение ребёнка тёплой эмоциональной связи с близким лицом (матерью или иными значимыми взрослыми) или разрыв уже существующей связи.

Отсутствие эмоционально близких отношений приводит к нарушениям в формировании личности, задержке физического, речевого, психического развития. В более взрослом возрасте эти люди не способны к волевому ,

Когнитивная депривация– перегрузка ребёнка недифференцированными внешними стимулами в результате неорганизованности и хаотичности структуры внешнего мира без чёткого упорядочения и смысла.

В результате воздействия подобной среды ребёнок будет гиперактивным и иметь не дифференцируемый интерес к происходящему со склонностями к поиску новых стимулов без целенаправленного выбора.

lektsii.org

МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Определение, классификация.Под психической депривацией в широком смысле понимается состояние, при котором отсутствует возможность удовле­творения основных жизненных потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени. Это состояние также можно определить как биоло­гически полноценную, но психически недостаточную среду. Депривация быва­ет следующих видов: Г) аффективная (эмоциональная) — отсутствие заботы, ласки, понимания: 2) сенсорная — недостаточность внешних стимулов (зри­тельных, слуховых, тактильных); 3) социальная (безнадзорность, бродяжниче­ство). Материнская депривация — это, в первую очередь, эмоциональное ли­шение ребенка, но в происхождении этого состояния немаловажную роль игра­ет и сенсорный компонент. Известно, что мать для ребенка первых лет жиз­ни источник многочисленных сенсорных стимулов (тактильных, зритель­ных, слуховых), необходимых для нормального развития психических функ­ций. Границы же социальной депривации достаточно широки, так как послед­няя включает в себя также педагогический дефицит.

Первые описания неблагоприятных последствий ранней родительской де­привации относятся к началу прошлого века. Так, Л. Ф. Мейер в монографии «Госпитализм» среди причин младенческой смертности наряду с острыми рес­пираторными заболеваниями и кишечными инфекциями упоминает тяжелое психофизическое истощение. Гипотрофии обычно предшествовал отказ от пи­щи, рвота, а также полная потеря интереса к чему-либо, вялость, пассивность, бессонница, отставание в физическом и психическом развитии. Автор связал причину смерти младенцев с отсутствием «стимулирующего» влияния матери.

Депривация может быть полной или частичной. Выделяют 2 варианта пол­ной депривации — изоляцию и сепарацию. В первом случае речь идет о полном отстранении ребенка от социального окружения, что создает ситуацию «умст­венного голодания». Крайней степенью изоляции являются примеры т, н. «вол­чьих» детей («дети-Маугли»). Сепарация представляет собой разрыв специфи­ческой детска-материнской связи, что наблюдается при отрыве ребенка от се­мьи, длительной госпитализации, отказе от ребенка, воспитании его в закрытом детском учреждении. Частичной депривацией называется состояние, когда от­ношения между матерью и ребенком эмоционально обеднены, что обозначается также термином «скрытая» или «маскированная» депривация.

Психическая патология, возникающая под влиянием полной материн­ской депривации.В условиях полной материнской депривации наблюдаются следующие варианты психической патологии: 1) нарушение формирования личности; 2) нарушение психического и интеллектуального развития; 3) психи­ческие расстройства.

Общая характеристика депривационной патологии. Психические наруше­ния, возникшие в условиях материнской депривации. во многом зависят от времени воздействия депрнвационного фактора (чем раньше возникла депривация, тем тяжелее психическая патология). Для раннего возраста характерно преобладание расстройств эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания интеллекта с преимущественным нарушением развития речи (‘экспрес­сивной). Отмечаются патологические привычные действия (сосание одежды пальцев рук, яктация, трихотилломания, мастурбация, онихофагия), депривационная депрессия, депривационный псевдоаутизм. После 3 лет психическая па­тология в основном представлена характерологическими нарушениями и за­держками интеллектуального развития. Во всех возрастных группах отмечается малая дифференцированность и поверхностность общения, недостаточность развития высших эмоций — чувства жалости, сочувствия, соучастия, вины стыда, а также низкая работоспособность, расстройства внимания, памяти рентные установки. С возрастом к 4-7 годам характерна трансформация депри-вационных психических расстройств в виде редукции ранней патологии. Устойчивыми оказываются изменения эмоционально-волевой сферы. В частности у подростков, переживших раннюю денривацию до 3 лет, выявляются патохарактерологические изменения дефицитарного типа.

Характерный для депривированных детей симптомокомплекс в виде недос­таточности развития эмоциональной стороны личности, задержки формирова­ния психических функций, парааутистических проявлений носит название синдром «сиротства».

Нарушение формирования личности.В литературе, посвященной влия­нию депрпвации на развитие ребенка, до сих пор не существует единой точки зрения относительно возможных последствий этого состояния для формирова­ния личности ребенка и подростка. Среди западных психологов материнская депривация традиционно рассматривается как тяжелое и необратимое состоя­ние, приводящее к «аффективной бесчувственности», способствующее форми­рованию специфического типа личности, отличающего воспитанника детского заведения. Дети, лишенные материнства, описывались как «потенциальные преступники», отличающиеся повышенной жестокостью и агрессивностью, от­сутствием социально-этических норм в поведении (Дж. Боулби).

Считается, что последствия ранней материнской депривации, имевшей место до 3 лет, в дальнейшем невосполнимы. Признано, что общение с матерью в первые годы жизни является главным условием полноценного психического развития. Дети из семьи уже в 3 мес. лучше выделяют взрослого и используют более разнообразные средства общения, чем их сверстники из домов ребенка. У депривированных младенцев значительно задерживается развитие самосозна­ния (образа «Я»). Основным отличием детей, воспитывающихся вне семьи, яв­ляется недостаточность развития внутреннего плана личности. Воспитанники детских домов реже смеются, их движения скованны и маловыразительны, бед­нее словарный запас, проще и однообразнее грамматический состав речи, го­раздо меньше оценочных суждений. Считается, что у детей, растущих в дет­ских учреждениях, не просто задерживается формирование характерных для их возраста форм общения, но и развиваются принципиально иные механизмы, с помощью которых ребенок приспосабливается к окружающим условиям. Это происходит как вследствие утраты ранних эмоциональных связей с родителями, гак и вследствие того, что жизнь в детском закрытом учреждении не требует от ребенка выполнения тех функций, которыми наделены дети в обычной жизни.

Дети из домов ребенка испытывают потребность в повышенном внимании и доброжелательности, которая доминирует вплоть до конца дошкольною воз­раста. Для их сверстников из семьи характерны уже более сложные формы общения, включающие познавательные интересы, стремление к сотрудничеству с взрослыми, потребность в уважении и взаимопонимании. Поведение семейных детей более свободно и эмоционально насыщено.

Основными отличиями семейного воспитания от общественного являются следующие: 1) семейные дети со стороны взрослого испытывают больше вни­мания, которое адресовано индивидуально (личностная обращенность): 2) на­личие в домах ребенка (частая смена ухаживающего персонала) множественной привязанности; 3) контакты со взрослыми в семье эмоционально более разно­образны и насыщенны; 4) мягкое, терпеливое отношение к ребенку в семье на­ряду с жестко регламентированным детским поведением в учреждении.

В условиях полной материнской депривации отмечается очень раннее воз­никновение общения между детьми — уже на первом году жизни. Для семей­ных детей не характерен столь ранний интерес к сверстникам. В то же время общение у депривированных младенцев имеет специфику. Отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а но типу родст­венных. Это может производить впечатление видимой стабильности, защищен­ности, когда группа сверстников выступает в качестве своеобразного аналога семьи. В то же время это мешает формированию равноправных отношений.

Прогноз компенсации депривационных нарушений формирования личности зависиг от продолжительности нахождения в условиях депривации. Дети, де­привация которых длилась 3 г. и больше, демонстрируют социальные, эмоцио­нальные и интеллектуальные трудности даже после того, как они провели не­сколько лет в стабильной домашней обстановке (были усыновлены). Они с тру­дом формируют привязанность к приемным родителям,

Нарушение психического и интеллектуального развития.Около 76% воспитанников домов ребенка имеют отклонения в психическом развитии. Сре­ди них 52% — это парциальные задержки. 24% — олигофрении легкой и среднетяжелой степени.

В первые 6 мес у соматически и неврологически здоровых младенцев домов ребенка, как правило, наблюдается своевременное (или с незначительным за­паздыванием) возникновение зрительных, слуховых, двигательных реакций. Однако в последующем, после полугода, развитие резко замедляется (так назы­ваемый феномен «угасания» развития). Выявляется задержка в развитии зрительных и слуховых дифференцировок, навыков действий с предметами. Па фоне общей задержки двигательного развития преобладает отставание развития пассивной и активной речи. Голосовые проявления отличаются редкостью и бедностью артикуляций, рудиментарностью гуления и лепета, недостаточно­стью интонационной выразительности речи. Первых слова появляются достаточно поздно — после 1.5-2 лет.

В целом поведенческие реакции младенцев, воспитывающихся в условиях полной материнской депривации, характеризуются трудностью возникновения, транзиторностью и рудиментарностью проявлений, слабой выраженностью, не­достаточной развернутостью и длительностью.

V детей, находящихся в условиях полной материнской депривации, отчетли­вые признаки «дизонтогенеза отмечаются начиная с 2-х лет жизни. В поведении преобладает выраженная пассивность, пониженный аффективный резонанс бездеятельность. Характерна стереотипность в двигательной сфере — однотип­ное потирание рук, верчение головой. Выявляются особенности игровой дея­тельности — отсутствие тематических и ролевых игр. В большинстве случаев дети беспричинно перекладывают игрушки с места на место. Отмечается не­достаточность развития манипулятивной деятельности (тонкой моторики). За­держка развития речи проявляется преобладанием однословных высказываний и рудиментарных речевых форм — лепета. Наблюдается отсутствие фразовой речи. У детей недостаточно сформирован навык артикуляции, звукопроизношение отличается неточностью и бедностью используемых фонем и слогов. Недостаточно развита интонационная выразительность речи.

На 3-ем году жизни обращают на себя внимание такие особенности развития детей, как отсутствие каких-либо зачатков высших эмоций — радости, горя, со­переживания. В поведении детей и их общении с взрослыми преобладают при­митивные проявления — реакции захвата, протеста, отказа, немотивированой агрессии.

Психические расстройства,возникающие под влиянием полной материн­ской депривации.

Депрессивные состояния.Впервые депрессивное состояние, возникшее в связи с отрывом ребенка от матери, описали R.A. Spitz и K.M. WolfАвторы назвали расстройство «аналитическая депрессия» (термин «анаклинный» оз­начает связь с человеком, обеспечивающим ребенку максимальное удовлетво­рение витальных потребностей). Состояние характеризуется прогрессирующей потерей интереса к окружающему миру, исчезновением аппетита, снижением массы тела, замедлением темпа развития. В клинической картине выявляется бедность мимики младенца, вялая реакция на звуковые раздражители, двига­тельная заторможенность, крик-плач по ночам в сочетании с нарушением сна.

Аналитическая депрессия обычно возникает у младенцев в возрасте 6-11 мес спустя 4-6 нед после внезапного ухода матери. Возвращение матери в те­чение первых 3 мес приводит к быстрой редукции симптоматики. Однако раз­лука сроком более трех месяцев способствует закреплению описанных выше нарушений. Фаза сопротивления сменяется фазой истощения. Состояние стано­вится необратимым. Двигательная активность резко сокращается, появляется бессонница. Ребенок прогрессивно теряет в весе, наблюдается склонность к респираторным инфекциям и экземе. Характерна выраженная задержка и рег­ресс психического развития.

Выраженность расстройства во многом зависит от того, какими были отно­шения между матерью и ребенком до ее ухода. Аналитическая депрессия чаще развивается у детей, матери которых до разлуки с ребенком были вниматель­ными и заботливыми. Выраженность депрессии зависит также от того, насколько отсутствие матери могут компенсировать находящиеся рядом с ребенком взрослые.

Пассивность и полное безразличие к окружающему миру при анаклитичсской депрессии может быть приняты за проявление олигофрении, тяжелою ор­ганического поражения мозга, раннего детского аутизма, что делает необходи­мой дифференциальную диагностику расстройства с указанными состояниями. Анаклитическую депрессию следует также отличать от наблюдающихся в нор­ме «страхов 8 мес жизни» как возрастной фазы развития младенцев. Последние при правильном подходе могут быть преодолены. Нозологическая принадлеж­ность анаклитической депрессии до конца не ясна. Согласно описавшим ее ав­торам, это состояние можно приравнять к меланхолии взрослых. Однако анаклитическая депрессия является психогенным состоянием, а не аффективным колебанием настроения.

Различают 3 разновидности депривационных депрессивных расстройств: вегетативную, соматизированную и регрессивно-апатическую.

Вегетативная де­прессия проявляется относительно неглубоким снижением настроения в виде грусти, печали, особенностями мимики (серьезное выражение лица, отсутствие улыбки), плаксивостью. Характерны вегетативные расстройства в виде нару­шений сна, затрудненного засыпания, беспокойства во время дневного и ночно­го сна с частыми пробуждениями. Расстройства питания включают частые срыгивания, отсутствие прибавки массы тела при нормальном и даже повышенном аппетите, утрату чувства насыщения при приеме пищи. Вегетативная депрессия чаще наблюдается при прерываемой депривации, когда бросившая ребенка мать эпизодически его навещает. Быстрое возвращение матери приводит к ре­дукции вышеописанной симптоматики, в связи с чем вегетативная депрессия относится к начальному этапу депривационной депрессии.

Соматизированная депрессия проявляется психосоматическими расстрой­ствами (экзема, нейродермит, бронхиальная астма и др.), оттесняющими на второй план собственно депрессивную симптоматику. Течение заболевания за­тяжное или волнообразное. Этапу соматизированной депрессии часто предше­ствует депрессия вегетативная, но в ряде случаев она может отсутствовать. Ха­рактерным для настроения детей является оттенок равнодушия. Поведение при этом необычно спокойное с повышенной послушаемостью, молчаливостью, от­страненностью. Младенцы, как правило, перестают плакать и требовать к себе внимания, не ищут зрительного контакта с взрослыми, выглядят заторможен­ными, мало перемещаются по манежу, не замечают игрушек и не понимают ус­ловий предлагаемой им игры. При тщательном наблюдении за детьми выявля­ется классическая депрессивная триада в виде сниженного настроения, речевой я двигательной (игровой) заторможенности, в ряде случаев доходящей до сту­пора с мутизмом. На фоне этого достаточно часты явления яктапии. сосания пальцев, частей тела и одежды. Состояние может осложниться сопутствующи­ми респираторными заболеваниями, снижением массы тела, регрессом психо­моторного развития.

Регрессивно-апатической депрессии, как правило, предшествует вегетатив­ная и соматизированная. Характерным является редукция соматического заболевания и усиление регрессивной симптоматики. Тяжесть расстройства определяется состоянием ступора. Дети выглядят неподвижными, безучастными, бес­помощными, брошенными. Отсутствует прибавка роста и массы тела. Могут возникать аутоагрессивные тенденции, а также кататонорегрессивные симпто­мы — ходьба на цыпочках, манежный бег; манерность позы. Дети резко отста­ют в развитии.

Различаю; 3 фазы поведения детей в возрасте от 18 до 24 месяцев в ответ на разлучение с матерью и помещение в детское закрытое учреждение:

1. Фаза протеста — ребенок плачет и мечется, зовет мать и на основе своего прежнего опыта полагает, что она будет реагировать на его призывы. В эту фа­зу отмечаются выраженные реакции протеста и отказа. Ребенок отказывается от нищи, игрушек, общения с кем-либо из взрослых. Отмечается бессонница. Та­ким образом он протестует против ухода матери. Постоянный крик-плач явля­емся средством, с помощью которого ребенок пытается привлечь внимание ма­тери и вернуть ее. 2. Фаза истощения — ребенок примиряется с разлукой с ма­терью и перестает ее к себе призывать. 3. Фаза адаптации — ребенок приспо­сабливается к жизни без матери и пытается привязаться к кому-либо из бли­жайших ему взрослых.

Таким образом, депрессии в раннем детском возрасте имеют выраженную тенденцию к маскированности. В их клинической картине преобладают не столько аффективные нарушения, сколько соматовегетативные проявления, расстройства поведения, отклонения в развитии. Раптоидные состояния прояв­ляются стереотипной двигательной активностью. Наблюдается бесцельный бег по комнате, множество мелких лишних движений, метание из стороны в сторо­ну, сопровождающиеся криком.

У детей от 1 до 3 лет в структуре реактивной депривационной депрессии мо­гут наблюдаться психомоторные и соматоневрологические расстройства рег­рессивного характера. Наблюдаются периоды расторможенности регрессивного феномена «длительно сохраненной позы», особая осанка, полусогнутые колени, общая заторможенность до степени аффективного ступора, симптом Робинсона (сильный обхват предмета, вместе с которым можно поднять ребенка), феномен «кручения» и бега по кругу, мутизм. При длительной депрессии наблюдаются: ограничение речевой активности, замедленный темп роста словаря, задержка развития тонкой моторики. Регресс эмоционально-волевой сферы проявляется феноменом «тождества» (нежелание расставаться с привычными игрушками, предметами, симптом «стула»). Регрессивные соматовегетативные расстрой­ства проявляются снижением реакции на дискомфорт, склонностью к запорам. погере массы тела, ситуационно обусловленной задержкой мочеиспускания (элективная аффектогенная анурия), нарушением ритма сон-бодрствование, патологическими привычными действиями.

Страхи. У младенцев, воспитывающихся в условиях полной материнской депривации. отмечается повышенная склонность к возникновению страхов. Наиболее распространенные из них связаны с гиперчувствительностью к но­визне, изменчивости окружающей обстановки, появлению новых людей, не­обычных игрушек, предъявлению новых стимулов — тактильных, голосовых, зрительных. У денривированных младенцев не наблюдаются характерные для семейных детей страхи чужих взрослых. Но усилен страх изменения окружаю­щей обстановки, страх тактильного контакта (поглаживания, прикосновения. взятии на руки — ребенок съеживается, напрягается), страх визуальною кон­такта (ребенок избегает взгляда глаза в глаза), страх громкого голоса. Характе­рен также страх игрушек, выполняющих функцию «переходных объектов» (мягкие игрушки, куклы). Последние заменяются твердыми игрушками, кото­рые применяются, как правило, для неигровых целей <перемещение с помощью игрушек, стереотипные манипуляции). Страхи депривированных детей имею! некоторое феноменологическое сходство со страхами детей, страдающих ран­ним детским аутизмом. Однако у них отсутствует типичный для аутистических детей сверхценный уровень переживаний. Кроме того, страхи депривирован­ных младенцев, являются психологически понятными (компенсация -эмоцио­нального одиночества).

zdamsam.ru

COMMENTS