Десенсибилизация систематическая, специфическая — методы, техники

Десенсибилизация: описание метода и способы работы в психологии

Десенсибилизация — психотерапевтический метод, заключающийся в работе со страхами посредством снижения чувствительности к ним. Это направление используется при работе с детьми и взрослыми, основателем является Ф. Шапиро. Существует большое количество методов десенсибилизации, каждый из которых имеет свои особенности в работе и различное число этапов. В настоящее время этот способ активно применяется в поведенческом психотерапевтическом направлении и в качестве дополнения к любому другому способу психотерапии.

  • 1. Описание
  • 2. Метод систематической десенсибилизации
    • 2.1. Этапы
    • 2.2. Работа с детьми
  • 3. Специфическая десенсибилизация

    Десенсибилизация в психологии — метод психотерапии, который разработан психотерапевтом из Америки Ф. Шапиро. Этот способ позволяет лечить индивидов от ситуаций, когда они испытывают сильные эмоциональные стрессы. В рамках десенсибилизации проводится работа со страхами, тревогой, тревожностью и фобиями.

    По мнению ученого, после пережитой психотравмы человек начинает неправильно интерпретировать смыслы или сигналы, которые ассоциируются у него с травматической ситуацией. После перенесенного стресса у человека возникает автоматическая физическая реакция на какие-то стимулы (раздражители), которые напоминают о произошедшем событии. Суть десенсибилизации заключается в том, что происходит избавление от мышечных зажимов, возникающих в теле человека.

    Терапевту нужно знать, где локализуются зажимы в теле, чтобы можно было ими управлять. Они являются естественной реакцией организма на стрессовую ситуацию.

    Существует семь групп зажимов (блоков):

    1. 1. Глазные.
    2. 2. Оральные.
    3. 3. Шейные.
    4. 4. Грудные.
    5. 5. Диафрагмальные.
    6. 6. Брюшные.
    7. 7. Тазовые.

    Чем длительнее действует травмирующее событие на человека, тем больше становится мышечный зажим. Основная задача десенсибилизации заключается в устранении блоков с помощью их расслабления, особенно в момент страха. Техника включает в себя повторное проживание пугающей ситуации, при котором человек формирует навыки снятия мышечных спазмов. Работа осуществляется под наблюдением психотерапевта.

    В процессе пациент приучает свое тело к расслаблению в пугающей ситуации. Можно использовать дыхательную гимнастику, при которой человек старается сохранить ровное дыхание при влиянии негативного события. Некоторые психотерапевты применяют десенсибилизацию с помощью движения глаз.

    Эта методика предложена психотерапевтом Д. Вольпе в конце 50-х годов для преодоления состояний повышенной тревожности и фобий и означает постепенное уменьшение сенситивности (чувствительности) к предметам, событиям или людям, которые вызывают стресс. Ученый считал,что все неадекватные и не поддающиеся контролю реакции человека возникают на фоне страха или тревоги. Человек испытывает их так же ярко при воображении стрессовой ситуации, как если бы он реально попал в нее.

    Этот метод заключается в следующем: пациент расслабляется, после этого воображает различные пугающие события. Они представляются в сознании по нарастающей: от самых легких к самым устрашающим. На каждом этапе человек должен сохранять спокойствие и приучаться к расслаблению. Последняя стадия заключается в том, что пациент в самой страшной ситуации чувствует себя расслабленным.

    Данный способ не является эффективным, если больной имеет какие-либо вторичные выгоды от своего страха.

    Систематическая десенсибилизация показана при возникновении высокого уровня тревоги в ситуациях, где опасность или угроза физической, личностной безопасности отсутствует. Методика является эффективной при возникновении психофизиологических и психосоматических нарушений, таких как:

    • мигрени;
    • головные боли;
    • кожные заболевания;
    • патологии желудочно-кишечного тракта.

    Систематическая десенсибилизация применяется при нарушении поведения из-за фобий и тревоги. В этом случае до начала применения метода следует оградить пациента от повторного воздействия стресса и дать ему отдохнуть. Иногда у человека наблюдаются реакции избегания, т. е. он стремится не допустить появления негативных эмоций, избегая любых травмирующих ситуаций. Некоторые люди при возникновении страха становятся агрессивными и вспыльчивыми, ведут себя демонстративно, чтобы на них обратили внимание. Этот метод в сочетании с другими видами психотерапевтической помощи позволяет избавиться от этих симптомов.

    Работа в этом направлении проводится в три этапа.

    1. 1. На первой стадии осуществляется тренировка умения пациента переходить в состояние релаксации.
    2. 2. На втором этапе психотерапевт вместе с клиентом строит иерархию стимулов, которые вызывают у последнего тревогу.
    3. 3. На третьей ступени происходит работа со страхами.

    На этапе подготовки психотерапевт использует аутогенную тренировку, внушение или гипноз. Для работы с детьми в основном применяется внушение или игровые упражнения, которые с легкостью вызывают состояние релаксации. Построение иерархии стимулов проводится на основе наблюдения и беседы с пациентом или родителями ребенка, что позволяет выявить объекты/события, которые вызывают у пациента страхи.

    Существует два вида иерархий, каждая из которых отличается способом представления элементов:

    • иерархия пространственно-временного типа;
    • тематического типа.

    Первая характеризуется тем, что в ней находится один стимул, но с разной интенсивностью тревоги. В иерархии тематического типа стимул, который вызывает тревогу, варьируется по физическим свойствам и предметному значению. В результате построения конструируется последовательность предметов или событий, которые увеличивают тревожность и связаны с одной ситуацией.

    На последнем этапе происходит последовательное предъявление пациенту стимулов из построенной иерархии. Если тревожность возникает на самые слабые стимулы, то предъявление прекращается, а пациент снова погружается в состояние расслабления. После этого стимулы предъявляются снова с самого начала. Так продолжается до того момента, когда состояние покоя у клиента будет сохранено при представлении высшего элемента иерархии.

    При работе со взрослыми и подростками стимулы описываются, а клиент представляет эту ситуацию в своем воображении. Работа с детьми заключается в предъявлении объектов и ситуаций наглядно, в форме игры (т. е. в реальной жизни). Систематическая десенсибилизация в воображении имеет несколько недостатков. Так, она вызывает тревогу меньше, чем погружение в событие в реальной ситуации.

    При проведении этой методики с помощью представления можно вообразить ситуации, которые нельзя воспроизвести в реальной жизни. Некоторые пациенты имеют трудности в создании воображаемых событий. Именно поэтому в некоторых случаях применяют метод систематической десенсибилизации в реальности.

    У детей страхи и тревожность возникают по причине отсутствия адекватных способов реагирования и поведения в таких ситуациях. Именно поэтому применяются техники научения, т. е. осуществляется моделирование социально-желаемых образцов поведения с помощью социального подкрепления. Сначала пациент наблюдает за поведением другого человека, который не вызывает страх или испуг. Потом ребенок включается в совместную работу с ним и подкрепляются его достижения. Затем он пытается сам имитировать модель поведения под наблюдением психолога.

    Для терапии детей применяется такой вид десенсибилизации, как эмотивное воображение. Оно позволяет ребенку отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых участвует вымышленный герой. Врач направляет игру так, чтобы в образе любимого сказочного персонажа ребенок постоянно встречался с ситуациями, которые вызывают страх.

    Работа включает в себя 4 стадии:

    • на первом этапе составляется иерархия страхов;
    • на второй стадии психотерапевт в ходе беседы определяет любимого героя ребенка;
    • третья ступень — начало ролевой игры: ребенок воображает ситуацию, которая похожа на повседневную проблему, и постепенно вводит своего героя в нее;
    • на последнем этапе специалист десенсибилизирует ребенка.

    Методом специфической десенсибилизации занимался Эдмунд Джекобсон. Психотерапевт разделял сеанс на три этапа:

    1. 1. На первом происходит изучение приемов расслабления мышц. Сначала терапевт обучает клиента расслаблению рук, затем — головы и лица, шеи и плеч, спины, живота, груди и нижних конечностей. Этому этапу отводится 6-7 встреч.
    2. 2. На второй стадии происходит построение иерархии событий, которые вызывают испуг у пациента.
    3. 3. На третьем осуществляется десенсибилизация под контролем терапевта.

    За один сеанс терапевт с клиентом могут проработать около 4 ситуаций. Каждую из них человек представляет в течение 10 секунд, а потом переходит к расслаблению, которое длится небольшое количество времени (20 секунд). После проведения сеанса клиент говорит о том, смог ли он расслабиться или нет.

    Проработка ситуации движением глаз позволяет обратиться к отделам головного мозга, которые недоступны человеческому сознанию. Эта методика проводится в 8 этапов.

    • На первом этапе происходит оценка безопасности и способности клиента справиться с ситуацией. Пациент обучается способам расслабления, прорабатывает травмирующие воспоминания.
    • Второй этап характеризуется изучением способов поведения.
    • На третьем психотерапевт с клиентом выявляют отрицательное убеждение (то, которое сформировало и закрепило страх) и положительное (которое человек хотел бы иметь).
    • Четвертый этап — проведение десенсибилизации. Работа заключается в том, что пациент представляет себе травмирующую ситуацию, а после этого совершает движения глазами в одну и другую сторону. Необходимо сделать около 30 полных движений и постараться забыть о травмирующем событии. Это происходит до того момента, пока клиент не поймет, что тревожные переживания снизились.
    • На пятой ступени происходит осознание пациентом того, что он может чувствовать и вести себя иначе по отношению к своим страхам.
    • Шестая стадия заключается в выявлении зажимов в теле. Пациент повторно представляет травмирующую ситуацию и мысленно проходит от макушки до пят для определения наличия зажимов. Если они обнаруживаются, то методика движения глазами повторяется до исчезновения мышечных блоков.
    • Седьмая стадия характеризуется обучению спокойствия с помощью гипноза.
    • Восьмой этап — завершающий, характеризуется анализом всего пережитого и проработанного.

    Длительность лечения составляет 1-2 часа в день, по 2 сеанса в неделю.

    neurofob.com

    Метод систематической десенсибилизации для борьбы со страхами

    Появление метода систематической десенсибилизации

    Метод систематической десенсибилизации для борьбы со страхом разработан Джозефом Вольпе. Это южноафриканский психолог, специалист в области клинической психологии, психиатрии и психотерапии. В основу техники легло постепенное уменьшение чувствительности человека к тому, что долгое время вызывало у него страх. Это могут быть какие-либо трагические события, окружающие люди, предметы.

    Интересно! В переводе с латинского языка слово «десенсибилизация» так и переводится – понижение чувствительности. Термин нашел свое применение и в медицине. Здесь он означает понижение чувствительности к аллергенам.

    Также можно сказать, что десенсибилизация в психологии – это метод, основанный на исследованиях условных рефлексов, проведенных знаменитым ученым И. П. Павловым. По мнению Вольпе, страхи и фобии провоцируют развитие аффективного состояния. То есть, человек связывает эти негативные эмоции с любыми, даже мельчайшими признаками ситуаций, которые их вызвали в прошлом. При этом в большинстве случаев эти признаки нейтральны.

    Условным рефлексом в исследованиях Вольпе является переживание страха, которое ученый связывает с объективно-нейтральными стимулами. Устранить или погасить этот рефлекс можно, если применить позитивное подкрепление.

    У ученого была отличная возможность проверить действенность своих разработок на практике. Во время Второй мировой войны он был сотрудником военного госпиталя, где помогал солдатам в лечении посттравматического синдрома. Чаще всего это была медикаментозная терапия, которая, кстати, оказывалась малоэффективной.

    Видя это, Вольпе вместе с коллегами искал другой способ лечения неврозов. Для этого он проводил опыты на котах. Животных сажали в специальные клетки, где на них воздействовали электрическим током, громкими звуками, ярким светом. Воздействие длилось до тех пор, пока у них не развивалась паническая боязнь клетки. Коты нервничали при одном взгляде на нее.

    После появления устойчивых негативных эмоций Вольпе занялся поиском способов их устранения. Наиболее эффективной оказалась демонстрация вызывающих страх стимулов в то время, когда животное ест. Постепенно кошачью миску передвигали ближе к клетке. В конце эксперимента ее поставили внутрь. Коты перестали бояться. Они свободно находились там, где еще совсем недавно испытывали панический страх.

    Применение в учебных заведениях

    От 25 до 40 процентов студентов испытывают тревогу. Они могут страдать от низкой самооценки и вызванных стрессом симптомов в результате беспокойства во время тестов.

    Принципы систематической десенситизации могут использоваться для уменьшения их тревоги. Детям было бы полезно практиковать методы релаксации, напрягая и расслабляя различные группы мышц.

    При работе со школьниками старшего возраста и студентами объяснение сути десенсибилизации помогает повысить эффективность процесса. После того как подростки изучат методы релаксации, они могут смоделировать тревогу, которую вызывают стимулы. Эти предметы иногда включают в себя непонимание на занятиях или правильное обозначение ответов. Преподаватели, школьные консультанты или психологи способны обучать детей методам систематической десенситизации.

    Суть метода

    Итак, что такое десенсибилизация? Это разработанный Вольпе способ борьбы со страхом. Он считается одним из самых популярных методов поведенческой психотерапии. Ее суть выглядит так: во время действия порождающих страх стимулов можно развить противоположные эмоции, которые со временем этот страх нейтрализуют.

    Психологическая методика Вольпе запускает противообуславливание или механизм, при котором позитивные стимулы устраняют негативные. В эксперименте с котами это было кормление. В случае с человеком можно использовать любой метод расслабления или релаксации.

    Если во время глубокой релаксации у человека, пребывающего в расслабленном состоянии, вызвать негативные стимулы, начнется десенсибилизация. Страхи и тревоги будут поглощены положительными эмоциями.

    Джозеф Вольпе выявил множество эмоций, которые противоположны страху. Также он назвал ряд способов применения его метода десенсибилизации. На практике же ученый чаще всего использовал мускульную реакцию.

    Этапы

    Метод десенсибилизации в психологии проходит в 3 этапа:

    1. Сначала человека учат входить в состояние релаксации, расслабляться. Это возможно благодаря аутогенным тренировкам, внушению, гипнозу. В случае с детьми также применяются специальные игровые упражнения.
    2. Далее выстраивается иерархия стимулов, которые провоцируют развитие страха. Таких иерархий 2: тематическая и пространственно-временная. В первом случае стимулы различаются по физическим свойствам и предметным значениям. Во втором же стимул всего один. Но он имеет разную силу тревоги.
    3. Последний этап – собственно борьба со страхом.

    В конце, пользуясь построенной иерархией, психолог предъявляет тревожные стимулы. Процесс повторяется до тех пор, пока человек не будет оставаться в расслабленном состоянии при предъявлении даже самых сильных стимулов.

    Работая с взрослыми и подростками методом десенсибилизации, специалисты описывают ситуацию, а пациенты воссоздают ее в своем воображении. Такой подход имеет один небольшой недостаток: тревога меньше, чем воздействие этих же стимулов в реальной жизни.

    Три этапа десенсибилизации по Вольпе

    Торможение реакций страха осуществляется в три этапа:

    1. составление списка пугающих ситуаций/стимулов с указанием их иерархии;
    2. обучение какому-либо методу мышечной релаксации для создания физического состояния, противоположного состоянию при эмоции страха;
    3. собственно тренинг десенсибилизации: поэтапное предъявление пугающего стимула или ситуации в сочетании с применением метода мышечной релаксации с возрастанием степени тревожности ситуаций из списка[5].

    Во время предварительных сессий проводится тренинг мышечного расслабления, обычно по сокращенной методике Джейкобсона, заключающейся в напряжении и расслаблении отдельных групп мышц и выполнении упражнений на распознавание ощущений, связанных с состояниями напряжения и расслабления мышц. Обычно пациента просят заниматься релаксацией дома между сеансами. Существуют различия в методах, вызывающих релаксацию. Некоторые используют гипнотическое внушение или разновидность аутогенной тренировки[4].

    На последнем этапе важную роль играет вера пациента в психотерапевта, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, поскольку последние являются противообусловливающими факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому методика оказывается более эффективной при наличии хорошего контакта психотерапевта с больным, а конечный результат десенсибилизации находится в прямой зависимости от качества расслабления[7]. Сам Вольпе в своей терапии не просто применял технику реципрокной ингибиции; его взаимоотношения с пациентом всегда были дружескими и эмпатическими; он тщательно изучал историю жизни пациента; он давал интерпретации; он использовал внушение и убеждение, говоря пациенту, что если он пройдет через ряд релаксаций, то начнет чувствовать себя лучше. Таким образом, неотъемлемыми составляющими его психотерапевтических сеансов были: когнитивное научение, корректирующие эмоциональные переживания, эмпатическая природа взаимоотношений между пациентом и терапевтом, моделирование и повторение[8].

    При простых фобиях обычно проводится 4—5 сеансов, в сложных случаях — до 12 и более. В случае множественных фобий десенсибилизация осуществляется по очереди, применительно к каждой фобии. Не рекомендуется, чтобы сеансы десенсибилизации превышали 30 минут[9].

    Применение метода

    Показаниями к проведению десенсибилизации считаются несколько состояний:

    1. Одиночные страхи, в случае с которыми сложно найти вызывающий их стимул. Наглядный пример – боязнь полетов или, например, каких-либо экзотических животных.
    2. Чрезмерная тревожность в ситуациях, когда объективных оснований для появления таких эмоций нет.
    3. Какие-либо непривычные проявления страхов и фобий. Сюда относятся: нарушения сна, головная боль, мигрень.
    4. Дезорганизация. К примеру, ученик может даже наизусть выучить предмет, но так и не сможет внятно ответить на вопросы учителя или написать контрольную работу.
    5. Активные попытки избежать ситуаций, в которых возможно появление страха и тревоги. Представьте студента, который до ужаса боится экзаменов и зачетов. Но вместо того, чтобы исправно посещать занятия, он их прогуливает.
    6. Дезаптивное поведение. В травмирующих ситуациях человек проявляет агрессию, ярость, ведет себя неадекватно.

    Применять метод десенсибилизации вы можете самостоятельно в домашних условиях. Но в этом случае он подойдет для работы с легкими страхами. Для лечения сложных фобий лучше обратиться к психологам или психотерапевтам.

    Примечательно, что не всегда десенсибилизация проводится индивидуально. Она бывает групповой. Такой вид методики предложил Арнольд Лазарус. По его мнению, так можно лечить пациентов, страдающих от одной и той же фобии.

    Групповая десенсибилизация эффективна при боязни публичных выступлений, общения с незнакомыми людьми, экзаменов и других действия, касающихся взаимодействия с обществом.

    Другие варианты терапии

    В первую очередь нужно сказать, что метод систематической десенсибилизации активно используется при работе с детьми (естественно, тут лучше прибегать к профессиональной помощи). Психотерапевты чаще всего применяют методику контактной десенсибилизации. Алгоритм применения метода здесь немного дополняется.

    Ребенок, страдающий страхами, мотивируется к физическому контакту с тем, что вызывает в нем страх, а специалист дополнительно моделирует ситуацию с помощью другого человека, выполняющего конкретные действия и не испытывающего страха перед тем, что испытывает ребенок.

    Другой вариацией десенсибилизации при работе с детьми является эмотивное воображение, когда ребенок отождествляет себя с персонажами любимых сказок, рассказов, мультипликационных или художественных фильмов. Специалист моделирует ситуацию, а ребенок, вживаясь в образ своего героя, ее преодолевает.

    Помимо детской терапии есть еще и терапия групповая. Изначально систематическая десенсибилизация была сугубо индивидуальным методом, но позже доктор психологии Арнольд Лазарус предложил применять ее к работе с целыми группами пациентов, страдающих одними и теми же фобиями.

    Групповая терапия показала высокую эффективность при работе с людьми, испытывающими страх публичных выступлений, контактов с окружающими, экзаменов и других ситуаций социального взаимодействия. Результаты применения снова оказались высокими, вследствие чего групповая терапия получила широкое распространение.

    Несмотря на то, что сегодня разработано немало других техник и приемов работы со страхами и фобиями (конфронтация с подавлением тревожной реакции, имплозивная терапия Стэмпфла и другие), метод систематической десенсибилизации Вольпе относится к разряду лучших и остается на вооружении многих психотерапевтов, пусть и применяется относительно изолированно.

    Если у вас или у кого-то из ваших близких есть страхи и фобии, с которыми хочется справиться, не пожалейте времени на освоение методики Вольпе или посоветуйте это сделать. А еще обязательно почитайте нашу статью «Страх. Что с ним делать?», где, помимо научных объяснений этого феномена, мы предлагаем несколько хороших способов проработки страхов.

    Желаем вам спокойствия и уверенности в себе!

    Советуем также прочитать:

    • Терапия творческим самовыражением
    • Фобии человека и их лечение
    • Интересные и необычные факты о страхе
    • Типология страхов. Самые распространенные страхи и фобии
    • Иррациональные страхи
    • Метод изучения психологии Вундта
    • Как справиться со страхом отказа
    • Страх: психологические основы и известные научные исследования этого феномена
    • Страх. Что с ним делать?
    • Систематическая десенсибилизация Джозефа Вольпе

    Специфическая десенсибилизация

    Десенсибилизация такого типа предполагает расслабление напряженных мышц. Проводится в 3 этапа:

    1. Психолог учит пациента последовательно расслаблять руки, голову, лицо, шею, плечи, спину, живот, грудь, ноги. Этот этап длится 6-7 занятий.
    2. Как и в классическом варианте, происходит построение иерархии страхов.
    3. Специалист проводит замещение негативных эмоций позитивными.

    За одну встречу можно разобрать 4 страха. На представление каждого из них отводится 10 секунд. После 20-секундное расслабление. В конце пациент должен сказать, помогла десенсибилизация расслабиться или нет.

    Использование лекарственных средств[ | ]

    Некоторые терапевты использовали фармакологические средства или вместо оригинального метода Джейкобсона, или как вспомогательный фактор. Вольпе предлагал использовать мепробамат и хлорпромазин, а также фосфат еина. Рахман применял в лечении долантин и скополамин. Лазарус использовал для лечения детей амитал и фенилглиал. Фридман использовал быстродействующие барбитураты — натриевую соль метоксиэтана в субнаркотических дозах. Плюсы последнего метода заключаются в быстродействии, отсутствии сонливости после сеанса, возможности контролировать степень расслабления и вводить в случае необходимости дополнительные дозы. Расслабление мышц с помощью лекарств или без них является наиболее часто используемой противоположной реакцией. Более редкие техники заключаются в демонстрировании картинок, вызывающих требуемые чувства. Лазарус использовал при лечении детских фобий пищеварительные реакции. Лазарус и Абрамовиц изучали возможность использования рисунков, вызывающих положительные чувства[4].

    Движения глаз

    Психологи считают, что движения глаз можно использовать как отдельный вид стимуляции при проведении десенсибилизации. По их мнению, в этот момент с человеком происходит то же, что и во сне. Головной мозг снова перерабатывает и при необходимости нейтрализует информацию, связанную с травмирующей ситуацией. В процессе специалист получает доступ к негативным эмоциям, которые лежат глубоко в подсознании. Они трансформируются в нейтральные.

    Десенсибилизация при работе с детьми

    Десенсибилизация систематическая, специфическая - методы, техники
    gudi1991.ru

    Методы поведенческой коррекции. Метод систематической десенсибилизации и сенсибилизации.

    Методы поведенческой коррекции

    Метод систематической десенсибилизации и сенсибилизации.

    В 1958 г. Вышла книга австрийского психотерапевта Д.Вольпе «Психотерапия реципрокным торможением». В теории Вольпе речь идет о торможении тревожных реакций с помощью одновременного вызывания других реакций, которые с физиологической точки зрения являются антагонистическими по отношению к тревоге, не совместимы с ней. Если несовместимая с тревогой реакция вызывается одновременно с импульсом, который до сих пор вызывал тревогу, то условная связь между импульсом и тревогой ослабевает. Такими антагонистическими реакциями по отношению к тревоге являются прием пищи, реакции самоутверждения, половые реакции и состояние релаксации. Самым действенным стимулом в устранении тревоги оказалась мышечная релаксация. Вольпе определял невротическое поведение как закрепившуюся привычку неадаптивного поведения, приобретенного в результате научения. Принципиальное значение отводится тревоге, являющейся составной частью ситуации, в которой происходит невротическое научение, а также составной частью невротического синдрома. Тревога, согласно Вольпе, представляет собой «стойкий ответ автономной нервной системы, приобретенный в результате классического обусловливания». Вольпе разработал специальную технику, предназначенную для погашения этих условных автономных реакций – систематическую десенсибилизацию.

    Он считал что неадаптивное поведение человека(в том числе невротическое) в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх и стимулы антагонистичные страху. Произойдет противообусловливание: не вызывающий страх стимул погасит прежний рефлекс. На основании такого предположения Вольпе разработал один из наиболее распространенных в настоящее время методов поведенческой коррекции – метод систематической десенсибилизации.

    У человека одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация. Поэтому, если обучить клиента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация клиента и к реальным стимулам и ситуациям, вызывающим страх. Такова логика обоснования этого метода.

    Метод систематической десенсибилизации – метод систематического постепенного уменьшения сензитивности (т.е. чувствительности) человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность, а следовательно, и систематическое последовательное уменьшение уровня тревожности по отношению к этим объектам. Метод может быть полезен для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неуместная неадекватная тревожность.

    Сама методика относительна проста: у человека находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызывается представление о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации клиент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации: от самых легких к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх.

    Показания для применения метода систематической десенсибилизации

    У клиента отмечаются монофобии, которые не могут быть десенсибилизированы в реальной жизни из-за сложности или невозможности найти реальный стимул, например страх полета в самолете, поездки в поезде, боязнь змей и др. В случае множественных фобий десенсибилизация осуществляется по очереди, применительно к каждой фобии. Методика с большим успехом применяется при лечении таких состояний, как фобия животных, школьная фобия, страх воды.

    Повышенная тревожность, возникающая в ситуациях, когда отсутствует объективная опасность или угроза физической или личностной безопасности клиента, характеризуется достаточной продолжительностью или интенсивностью настолько, что доставляет клиенту тяжелые аффективные переживания и субъективные страдания.

    Реакции повышенной тревожности приобретают специфичность, вызывая психофизиологические и психосоматические расстройства: мигрени, головную боль, бессонницу и т.д.

    Высокая интенсивность тревожности и страхи приводят к дезорганизации и распаду сложных форм поведения. Примером может служить неспособность ученика, прекрасно знающего учебный предмет, справиться с контрольной работой или провал на утреннике в детском саду малыша, выучившего стихотворение, но не сумевшего его продекламировать в нужный момент.

    Сильное желание клиента избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с повышенной тревожностью и страхами, приводит к реакциям избегания травмирующих ситуаций как своеобразной формы защиты. Например, ученик прогуливает уроки, стараясь избежать опроса и контрольных работ при объективно-высокой степени усвоения учебного материала.

    Реакция избегания замещается дезадаптивными формами поведения. Так, при возникновении страха и тревожности ребенок становится агрессивным, возникают вспышки ярости, неоправданного гнева. В младшем школьном и подростковом возрасте могут наблюдаться обращения подростков к алкоголю, наркотикам, к побегам из дома.

    Этапы процедуры систематической десенсибилизации.

    Овладение клиентом методикой мышечной релаксации и тренировка умения клиента переходить в состояние глубокой релаксации.

    Конструирование иерархии стимулов, вызывающих тревожность и страх.

    Этап собственно десенсибилизации – соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией.

    1 этап является подготовительным. Основной его задачей является обучение клиента способам регуляции состояний напряженности и релаксации. Для этого могут быть использованы различные методы: аутогенная тренировка, косвенное, прямое внушение, а в исключительных случаях гипнотическое воздействие. При работе с детьми наиболее часто используются методы косвенного и прямого вербального внушения.

    2 этап . Задача – конструирование иерархии стимулов, ранжированных в соответствии с возрастанием степени тревожности, которую они вызывают. В связи с тем, что у клиента могут быть различные страхи, все ситуации, вызывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каждой группы клиент должен составить список: от самых легких ситуаций до самых тяжелых, вызывающих выраженный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психологом. Обязательным условием составления этого списка является реальное переживание пациентом страха такой ситуации (т.е. она не должна быть воображаемой).

    Различают два типа иерархии. В зависимости от того, как представлены элементы – стимулы вызывающие тревожность, различают: пространственно-временные и тематические иерархии.

    В пространственно-временной иерархии представлен один и тот же стимул, предмет или человек (например, доктор, Баба Яга, собака, милиционер и т.д.), или ситуация (ответ у доски, расставание с матерью) в различных временных (отдаленность событий во времени и постепенное приближение времени наступления события) и пространственных (уменьшение расстояния в пространстве) измерениях. То есть при конструировании иерархии пространственно-временного типа создается модель постепенного приближения клиента к вызывающему страх событию или предмету.

    В тематической иерархии стимул, вызывающий тревожность, варьируется по по физическим свойствам и предметному значению для того, чтобы сконструировать последовательность различных предметов или событий, прогрессивно увеличивающих тревожность, связанных одной проблемной ситуацией. Таким образом создается модель достаточно широкого круга ситуаций, объединенных общностью переживаний клиентом тревожности и страха при столкновении с ними. Иерархии второго типа способствуют обобщению умения клиента подавлять излишнюю тревожность при встрече с достаточно широким кругом ситуаций.

    Например, у клиента выявляется страх высоты. Психолог составляет иерархическую шкалу – перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у клиента страх, начиная от слабого и до сильно выраженного. На первое место может быть поставлено слово «высота» , потом вид открытой двери на балкон высотного этажа, затем сам балкон, вид асфальта и автомашин под балконом.

    В качестве примера можно привести 15 сцен из иерархии, составленной для клиента со страхом полетов в самолете:

    Вы читаете газету и замечаете объявление авиакомпании.

    Вы смотрите телевизионную программу и видите группу людей садящихся в самолет.

    Ваш шеф говорит, что вам нужно совершить деловую поездку на самолете.

    Остается две недели до вашей поездки, и вы просите секретаря забронировать билет на самолет.

    Вы в своей спальне укладываете чемодан для поездки.

    Вы принимаете душ утром перед поездкой.

    Вы в такси по пути в аэропорт.

    Вы проходите регистрацию в аэропорту.

    Вы в зале ожидания и слышите о посадке на ваш рейс.

    Вы стоите в очереди перед трапом самолета.

    Вы сидите в самолете и слышите как начинает работать двигатель самолета.

    Самолет приходит в движение, вы слышите голос стюардессы «пристегните ремни».

    Вы смотрите в окно, когда самолет начинает разбегаться по дорожке.

    Вы смотрите в окно в то время, когда самолет собирается взлететь.

    Вы смотрите в окно, когда самолет отрывается от земли.

    Перед началом десенсебилизационной работы обсуждается методика обратной связи: информирование клиентом психолога о наличии или отсутствии у него страха в момент представления ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообщает поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее –поднятием пальца левой руки. Затем организуется последовательное предъявление клиенту (находящемуся в состоянии релаксации) стимулов из сконструированной ранее иерархии, начиная с низшего элемента (практически не вызывающего тревожности) и постепенно переходя к более высоким. Предъявление стимулов может осуществляться вербально, in vivo.

    При работе со взрослыми клиентами стимулы предъявляются вербально как описание ситуаций и событий. От клиента же требуется представить эту ситуацию в воображении. Представление ситуации осуществляется согласно списку. Клиент воображает ситуацию 5-7 с. Затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации. Этот период длится до 20с. Представление ситуации повторяется несколько раз. И если у пациента тревога не возникает, то переходят к следующей, более трудной ситуации.

    При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов прекращается. Клиент снова погружается в состояние релаксации, и ему предъявляется ослабленная версия того же стимула. Идеально сконструированная иерархия не должна вызывать тревожности при своем предъявлении. Предъявление последовательности элементов иерархии продолжается до тех пор, пока состояние покоя и отсутствие малейшей тревожности у клиента не будет сохраняться даже при предъявлении высшего элемента иерархии. Посредством тренировок можно достичь такого результата, когда представление о высоте у больного с гибсофобией уже не вызывает страха. После этого тренировки переносят из лаборатории в реальную действительность.

    В течение одного занятия отрабатывается 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасающей при повторных предъявлениях ситуаций, возвращаются к предшествующей ситуации. При простых фобиях всего проводятся 4-5 сеансов, в сложных случаях – до 12 и более.

    infourok.ru

    Методы терапии. Систематическая десенсибилизация

    Метод систематической десенсибилизации заслуженно причисляют к наиболее часто используемым методам поведенческой психотерапии. По подсчетам М. Е. Венгле, больше трети публикаций на тему поведенческой психотерапии так или иначе связаны с этим методом. Начиная с 1952 г., когда (еще в Южной Африке) появились первые публикации

    Джозефа Вольпе, посвященные этому методу, систематическая десенсибилизация чаще всего используется в терапии нарушений поведения, так или иначе связанных с классическими фобиями (боязнь пауков, змей, мышей, замкнутого пространства и т.д.) или социальными страхами.

    Суть метода сводится к тому, что в процессе терапии создаются условия, при которых клиент таким образом конфронтируется с ситуациями или стимулами, которые у него вызывают реакции страха, что страх не возникнет. При многократном повторении такого рода конфронтации добиваются либо угашения реакции страха (в результате реципрокного торможения), либо ее замещения иной реакцией, со страхом несовместимой (ярости, злости, сексуального возбуждения, релаксации). Во втором случае основой десенсибилизации становится принцип контробусловливания, открытый Вольпе.

    Принципиально существуют два пути достижения десенсибилизации.

    Первый путь заключается в том, что терапевт очень бережно и осторожно изменяет некоторые характеристики ситуаций или объектов, вызывающих у клиента страх, начиная с такой интенсивности стимулов, при которой клиент сам в состоянии контролировать реакции страха. Часто при этом используют моделирование — т.е. терапевт или ассистент демонстрирует, как он сам без страха справляется с такими ситуациями. Речь здесь, таким образом, идет о том, чтобы составить иерархию стимулов, различающихся по степени опасности, и впоследствии систематически учить клиента справляться с этими ситуациями, последовательно увеличивая степень опасности.

    • 7. Дать пауку возможность поползать по кисти руки.
    • 8. Дать пауку поползать по кисти руки, потрогать его пальцем.
    • 9. Накрыть паука ладонью на своей руке.
    • 10. Поймать паука в кулак и выпустить на улицу.

    Этот план последовательно осуществляется, причем ассистент терапевта сам с улыбкой демонстрирует, как это может быть сделано. При появлении признаков панических реакций конфронтация моментально прекращается и степень опасности ситуации снижается.

    Второй путь десенсибилизации заключается в том, что ситуация, которая раньше вызывала страх, связывается с чувством, которое со страхом несовместимо, например, с чувством спокойствия. В итоге ситуации, которые раньше вызывали страх нарастающей силы, после контробусловливания начинают вызывать нарастающей силы релаксацию.

    Перед конфронтацией с опасными стимулами пациента так или иначе приводят в состояние, препятствующее возникновению страха. Для этого чаще всего используют состояние релаксации. Конечно, прежде чем использовать это состояние, пациента нужно обучить приемам релаксации (например, с использованием аутотренинга или прогрессивной мышечной релаксации по Якобсону). Иногда (впрочем, довольно редко, чтобы не возникло привыкание к внешним терапевтическим вмешательствам) в этих же целях используют гипноз или медикаменты. В работе с детьми в качестве подавляющей страх реакции часто используют чувства радости, интереса, удовольствия от пищи. В терапии взрослых в последнее время все чаще используется чувство уверенности в себе.

    Далее с клиентом оговаривают простой знак, с помощью которого он будет сообщать терапевту, что состояние релаксации достигнуто (например, клиент будет поднимать указательный палец правой руки). После этого клиент располагается в удобной для него позе, расслабляется и поднимает указательный палец. В этот момент терапевт читает первое описание (наименее страшной) ситуации. Клиент добивается релаксации, представляя себя в этой ситуации. Когда это удается, при помощи оговоренного знака клиент показывает, что можно читать следующую, более страшную ситуацию. Если расслабиться клиенту не удается, то возвращаются на ступеньку назад. Сеансы продолжают до тех пор, пока клиенту не удастся оставаться спокойным при неоднократном прохождении всей цепочки ситуаций.

    В этой стандартной форме десенсибилизации используется способность клиента к имажинации — способности живо представлять в воображении свое участие в той или иной ситуации. Предполагается, что воображаемая ситуация и реальное участие клиента в ситуации тесно связаны друг с другом. Если нам удастся добиться спокойствия в воображаемой ситуации, то это спокойствие будет перенесено в ситуацию реальную. «Чего мы боимся в реальной жизни, того мы боимся и в воображении. Следовательно, то, чего мы перестали бояться в воображении, не будет страшить нас и в реальности». Однако иногда это не срабатывает. Имажинация и реальная жизнь для некоторых клиентов означают несколько разные реальности, и приходится проводить десенсибилизацию в реальных условиях.

    Тренировка «in vivo», т.е. в реальной жизни, часто оказывается довольно сложным делом, но без нее иногда процесс терапии завершить невозможно. Используя тот же принцип, что и при имажина- тивной десенсибилизации, клиента конфронтируют с некоторыми реальными событиями возрастающей сложности, моментально уводя его из ситуации, в которой ему не удается успокоиться, либо снижая интенсивность переменных ситуаций.

    Страх управления автомобилем устраняют, добиваясь от клиента спокойствия сначала при взгляде на автомобиль или при планировании автомобильной поездки, затем просят его просто посидеть в припаркованном автомобиле, попробовать проехать по загородному шоссе на малой скорости и т.д. С клиентом моментально возвращаются на предыдущий этап, если успокоиться ему не удается.

    В качестве основного метода систематическую десенсибилизацию используют при любого рода страхах и фобиях, чрезмерных чувствах стыда или вины, сексуальных функциональных нарушениях, навязчивостях, депрессии и заикании. Часто десенсибилизация комбинируется с другими методами поведенческой психотерапии, например в тренинге социальных навыков, при терапии застенчивости или неконтролируемой агрессивности.

    После окончания терапии клиент, прошедший все этапы десенсибилизации, обычно вполне способен самостоятельно планировать и осуществлять десенсибилизацию применительно к вновь возникающим или остаточным страхам. Для этого клиент самостоятельно составляет иерархизирован- ный перечень событий или ситуаций, в которых он будет тренироваться в расслаблении. Далее он стремится к расслаблению либо представляя себе эти ситуации, либо реально в них участвуя. Если десенсибилизация проводится в отсутствие психотерапевта, то ее часто называют самодесенсибилизацией.

    studme.org

    Специфическая и неспецифическая гипосенсибилизация

    Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

    У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

    Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

    • Показания
    • Техника проведения
    • Противопоказания к проведению

    Специфическая гипосенсибилизация (или специфическая иммунотерапия) — создание устойчивости к действию аллергена, ответственного за гиперсенсибилизацию, путем профилактического введения этого аллергена в постепенно и строго индивидуально повышаемых дозах, начиная с субпороговых.

    [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]

    Показания

    Метод специфической гипосенсибилизации (иммунотерапии) применяется при невозможности полного прекращения контакта с этиологически значимым аллергеном (например, у больных с сенсибилизацией к домашней пыли, пыльце растений, плесневым грибам, бактериальным аллергенам и т.д.).

    [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17]

    Техника проведения гипосенсибилизации

    Начинают введение аллергена с очень малой дозы (1: 1.000.000 — 0.1 мл), в дальнейшем дозу постепенно увеличивают.

    • образование блокирующих антител IgG;
    • уменьшение синтеза IgЕ;
    • индукция Т-супрессоров;
    • активация полиморфно-ядерных лейкоцитов;
    • усиление фагоцитоза;
    • снижение чувствительности клеток-мишеней аллергических реакций к аллергенам и медиаторам аллергии;
    • развитие иммунологической толерантности;
    • повышение уровня IgA в бронхиальной слизи;
    • стабилизация мембран тучных клеток.

    Используемые для специфической иммунотерапии аллергены бывают различного вида (водно-солевые, очищенные аллергены, активные фракции аллергенов, химические модифицированные аллергены, обладающие усиленными иммуногенными и ослабленными аллергенными свойствами, пролонгированные аллергены).

    Специфическая иммунотерапия дает положительный терапевтический эффект при пыльцевой бронхиальной астме — у 70% больных, при бытовой бронхиальной астме — у 80-95% при длительности болезни менее 8 лет.

    У больных пыльцевой бронхиальной астмой проводят предсезонный курс лечения.

    А. Остроумов (1979) показал высокую эффективность специфической иммунотерапии с использованием очищенного аллергена из пыльцы амброзии. Очищенные аллергены лучше переносятся. С. Титова разработала технологию производства цинтанала — очищенного сорбированного пролонгированного препарата. Побочных действий у него нет, что связано с отсутствием балластных веществ.

    В последние годы создаются направленные химически модифицированные лечебные аллергены:

    • аллергоиды форматированные аллергены;
    • толерогены — аллергены, денатурированные мочевиной.

    Эти препараты вызывают стойкую супрессию IgE-антител, стимулируют образование IgG-антител. Они обладают низкой аллергогенностью и высокой иммуногенностью.

    Завершается также экспериментальное изучение аллерговакцин. Аллерговакцины — это комплексы очищенных аллергенов с синтетическими полимерами носителями. Такие препараты угнетают образование аллергических реагинов (IgE-антител), но усиливают синтез блокирующих IgG-антител. (Получен комплекс из аллергена пыльцы тимофеевки и синтетического полимера полиоксидония).

    В последние годы применяется новое направление специфической иммунотерапии — использование для лечения иммунных комплексов, состоящих из аллергенов (клещевых и пыльцевых) и специфических аутологичных антител. В процессе лечения происходит нарастание титра антиидиотипических иммуноглобулинов. Метод является безопасным, возможно снижение дозы вводимого аллергена.

    Противопоказания к проведению

    Противопоказания к специфической иммунотерапии:

    • обострение бронхиальной астмы и хронических очагов инфекции;
    • обострение сопутствующих заболеваний — сахарного диабета, заболеваний почек, печени, гипертонической болезни, ИБС, токсического зоба, заболеваний крови, системных заболеваний соединительной ткани, других аллергических заболеваний;
    • наличие необратимых изменений легочной ткани (эмфиземы, пневмосклероза), дыхательной или сердечной недостаточности;
    • длительная терапия глюкокортикоидами;
    • психические заболевания;
    • онкологические заболевания;
    • беременность и лактация;
    • активная фаза ревматизма.

    Десенсибилизация систематическая, специфическая - методы, техники
    ilive.com.ua

    Этапы процедуры систематической десенсибилизации

    1-й этап — овладение клиентом методикой мышечной релаксации и тренировка умения клиента переходить в со­стояние глубокой релаксации.

    2-й этап — конструирование иерархии стимулов, вызы­вающих тревожность и страх.

    3-й этап. Этап собственно десенсибилизации — соедине­ние представлений о ситуациях, вызывающих страх, с ре­лаксацией.

    1-й этап. Этот этап является подготовительным. Основ­ной его задачей является обучение клиента способам регу­ляции состояний напряженности и релаксации. Для этого могут быть использованы различные методы: аутогенная тренировка, косвенное, прямое внушение, а в исключи­тельных случаях — гипнотическое воздействие. При работе с детьми наиболее часто используются методы косвенного и прямого вербального внушения.

    2-й этап. Задача — конструирование иерархии стимулов, ранжированных в соответствии с возрастанием степе­ни тревожности, которую они вызывают. В связи с тем что у клиента могут быть различные страхи, все ситуации, вы­зывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каж­дой группы клиент должен составить список: от самых лег­ких ситуаций до самых тяжелых, вызывающих выражен­ный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психологом. Обяза­тельным условием составления этого списка является ре­альное переживание пациентом страха такой ситуации (т.е она не должна быть воображаемой).

    Различают два типа иерархии. В зависимости от того, как представлены элементы — стимулы, вызывающие тревож­ность, различают: пространственно-временные и темати­ческие иерархии.

    В пространственно-временной иерархии представлен один и тот же стимул, предмет или человек (например, доктор, Баба Яга, собака, милиционер и т.д.), или ситуация (ответ у доски, расставание с матерью и т.д.) в различных вре­менных (отдаленность событий во времени и постепенное приближение времени наступления события) и простран­ственных (уменьшение расстояния в пространстве) измере­ниях. То есть при конструировании иерархии пространствен но-временного типа создается модель постепенного приближения клиента к вызывающему страх событию или предмету.

    В тематической иерархии стимул, вызывающий тревож­ность, варьируется по физическим свойствам и предметно­му значению для того, чтобы сконструировать последова­тельность различных предметов или событий, прогрессивно увеличивающих тревожность, связанных одной проблемной ситуацией. Таким образом, создается модель достаточно широкого круга ситуаций, объединенных общностью пережи­ваний клиентом тревожности и страха при столкновении с ними. Иерархии второго типа способствуют обобщению уме­ния клиента подавлять излишнюю тревожность при встрече с достаточно широким кругом ситуаций. В практической ра­боте обычно используются иерархии обоих типов: и про­странственно-временного, и тематического. За счет конст­руирования стимульной иерархии обеспечивается строгая индивидуализация коррекционной программы в соответствии со специфическими проблемами клиентов.

    Например, у клиента выявляется страх высоты — гибсофобия. Психолог составляет иерархическую шкалу-перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у клиента страх, на­чиная от слабого и до сильно выраженного. На первое место может быть поставлено слово «высота», потом— вид от­крытой двери на балкон высотного этажа, затем сам бал­кон, вид асфальта и автомашин под балконом. Для каждой из этих сцен могут быть разработаны более мелкие актуаль­ные для клиента детали.

    В качестве примера можно привести 15 сцен из иерархии, составленной для клиента со страхом полетов в самолете:

    1.Вы читаете газету и замечаете объявление авиакомпа­нии.

    2.Вы смотрите телевизионную программу и видите группу людей, садящихся в самолет.

    3.Ваш шеф говорит, что вам нужно совершить деловую поездку на самолете.

    4.Остается две недели до вашей поездки, и вы просите секретаря забронировать билет на самолет.

    5.Вы в своей спальне укладываете чемодан для поездки.

    6.Вы принимаете душ утром перед поездкой.

    7.Вы в такси по пути в аэропорт.

    8.Вы проходите регистрацию в аэропорту.

    9.Вы в зале ожидания и слышите о посадке на ваш рейс.

    10.Вы стоите в очереди перед трапом самолета.

    11.Вы сидите в своем самолете и слышите, как начинает работать двигатель самолета.

    12.Самолет приходит в движение, и вы слышите голос стюардессы: «Застегните ремни, пожалуйста!»

    13.Вы смотрите в окно, когда самолет начинает разбе­гаться по дорожке.

    14.Вы смотрите в окно в то время, когда самолет собира­ется взлететь.

    15.Вы смотрите в окно, когда самолет отрывается от земли-.

    3 — й этап это собственно десенсибилизация. Перед на­чалом десенсибилизационной работы обсуждается методи­ка обратной связи: информирование клиентом психолога о наличии или отсутствии у него страха в момент представле­ния ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообща­ет поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее — поднятием пальца левой руки. Затем организуется пос­ледовательное предъявление клиенту (находящемуся в со­стоянии релаксации) стимулов из сконструированной ра­нее иерархии, начиная с низшего элемента (практически не вызывающего тревожности) и пocтепенно переходя к более высоким. Предъявление стимулов может осуществляться вербально, in vivo.

    При работе со взрослыми клиентами стимулы предъяв­ляются вербально как описание ситуаций и событий. От клиента же требуется представить эту ситуацию в вообра­жении. Представление ситуации осуществляется согласно со­ставленному списку. Клиент воображает ситуацию 5—7 с Затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релак­сации. Этот период длится до 20 с. Представление ситуации повторяется несколько раз. И если у пациента тревога не возникает, то переходят к следующей, более трудной ситу­ации.

    При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов прекращается, клиент снова погру­жается в состояние релаксации, и ему предъявляется ослаб­ленная версия того же стимула. Отметим, что идеально скон­струированная иерархия не должна вызывать тревожности при своем предъявлении. Предъявление последовательности элементов иерархии продолжается до тех пор, пока состоя­ние покоя и отсутствие малейшей тревожности у клиента не будет сохраняться даже при предъявлении высшего элемен­та иерархии. Так, переходя от ситуации к ситуации по иерар­хической шкале, клиент достигает самой волнующей и учится купировать ее релаксацией. Посредством тренировок можно достичь такого результата, когда представление о высоте у больного с гибсофобией уже не вызывает страха. После это­го тренировки переносят из лаборатории в реальную дей­ствительность.

    В течение одного занятия отрабатывается 3—4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасаю­щей при повторных предъявлениях ситуаций, возвращаются к предшествующей ситуации. При простых фобиях всего про­водится 4—5 сеансов, в сложных случаях — до 12 и более.

    Вариантом вербальной десенсибилизации в работе с деть­ми является методика эмотивного воображения. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психолог направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывающими ра­нее страх.

    Методика эмотивного воображения включает четыре ста­дии:

    1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.

    2. Выявление любимого героя, с которым ребенок легко бы себя идентифицировал. Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.

    3. Начало ролевой игры. Ребенка (с закрытыми глазами) просят вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.

    4. Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлечен в игру, в действие вво­дится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующей ситуации и т.д. При другом варианте систематическая десенсибилизация осуществляется не в представлении, a «in vivo», путем ре­ального погружения в фобическую ситуацию. Метод систематической десенсибилизации «in vivo » заключается в том, что стимулы, вызывающие тревожность, предъявляются клиенту в форме реальных физических объектов и ситуа­ций. Этот вариант представляет собой большие технические трудности, но, по мнению ряда авторов, он более эффек­тивен, может применяться для клиентов с плохой способ­ностью вызывать представления. В литературе приводится случай, когда человек, страдающий клаустрофобией, на­учился переносить возрастающее ограничение до такой сте­пени, что чувствовал себя комфортно в застегнутом на мол­нию спальном мешке. Во всех случаях стрессовая ситуация ассоциируется у пациента с мышечным расслаблением, а не напряжением. Столкнувшись с тревожными обстоятельства­ми в реальной жизни, человек должен теперь реагировать на нее не страхом, а расслаблением. В зависимости от харак­тера испытываемых клиентом трудностей в этом подходе могут чаще испытываться реальные, нежели воображаемые ситуации.

    Десенсибилизация «in vivo» в реальной жизни включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызыва­ющих страх, и собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях). В список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть много­кратно повторены в действительности.

    На втором этапе психолог сопровождает клиента, по­буждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психолога, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусовливающими факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психолога с клиентом.

    Вариантом этой методики является контактная десенсиби­лизация, которая чаще используется в работе с детьми. Также составляется список ситуаций, ранжированных по степени испытываемого страха. Однако на втором этапе кроме по­буждения психологом клиента к телесному контакту с объек­том, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирова­ние— выполнение другим клиентом, не испытывающим дан­ного страха, действий согласно составленному списку.

    Противоположной по механизму воздействия методике десенсибилизации является методика сенсибилизации.

    Она состоит из двух этапов.

    На 1-м этапе устанавливаются взаимоотношения между клиентом и психологом и обсуждаются детали взаимодей­ствия.

    На 2-м этапесоздается наиболее стрессогенная ситуация. Обычно такая ситуация создается в воображении, когда кли­ента просят представить, что он находится в состоянии па­ники, охватившей его в наиболее страшных для него обсто­ятельствах, а затем ему дают возможность пережить такую же ситуацию в реальной жизни.

    В каком-то смысле этот прием аналогичен обучению ре­бенка плавать, бросаю в воду в самом глубоком месте. Бла­годаря прямому столкновению с пугающим объектом кли­ент обнаруживает, что на самом деле объект не является таким уж и страшным. Сенсибилизация задумана как ме­тод, подразумевающий создание у человека очень высоких уровней тревожностей в интенсивной стрессогенной ситуа­ции, в то время как десенсибилизация строится на избега­нии любых факторов, вызывающих большую, чем мини­мально допустимую, тревогу.

    ИММЕРСИОННЫЕ МЕТОДЫ

    Существуют методы коррекции страхов, основанные на прямом предъявлении объекта страха без предварительной релаксации. В основе этих методов лежит механизм угаса­ния, открытый И. П. Павловым, согласно которому предъяв­ление условного стимула без подкрепления ведет к исчез­новению безусловной реакции. Эта группа методов называ­ется иммерсионными. Если в методике систематической десенсибилизации погружение в ситуацию, вызывающую страх, происходит постепенно, то в иммерсионных методи­ках подчеркивается эффективность быстрого столкновения, переживания сильной эмоции страха. Чем резче столкнове­ние сситуацией, вызывающей страх, чем она длительнее, чем интенсивнее эмоция страха, сопровождающая это стол­кновение, тем в большей степени процедуру можно назвать иммерсионной.

    В практической работе отнесение той или иной процеду­ры к иммерсионной или десенсибилизирующей во многих случаях является условным. Все методики подобного рода можно представить в виде континуума, на одном полюсе которого находится метод систематической десенсибилиза­ции, на другом— иммерсионные методы. Параметры, по которым различаются эти полюса, следующие: 1) быстрая или медленная конфронтация (столкновение) со стимулом, вызывающим страх; 2) возникновение интенсивного или слабого страха; 3) длительность или кратковременность стол­кновения со стимулом, вызывающим страх. К иммерсион­ным методам относят: метод наводнения, метод имплозии, метод парадоксальной интенции.

    Метод наводнения

    Метод наводнения заключается в том, что клиента по­буждают оказаться в реальной ситуации, вызывающей страх, находиться в ней максимально долгое время иубедиться в том, что возможные негативные последствия (например, смерть от сердечного приступа у клиента скардиофобией или отсутствие обморока у клиента с агорафобией) отсут­ствуют. Для достижения желаемого результата клиент дол­жен находиться в этой реальной ситуации как можно доль­ше, чаще и испытывать как можно более сильный страх.

    Методика эффективна при соблюдении ряда условий.

    1. Высокая активность самого клиента.

    Клиент должен являться активным участником коррекционного процесса. Для этого необходимо, чтобы перед началом работы он получил от психолога информацию о ме­ханизмах действия метода, причинах страха и т.д. Заранее обсуждаются конкретные задачи (для разрешения которых используется метод), интенсивность конфронтации со сти­мулом, вызывающим страх, преимущества быстрой или постепенной конфронтации.

    cyberpedia.su

COMMENTS