Детские страхи — коррекция, причина, диагностика, как бороться

Детские страхи — коррекция, причина, диагностика, как бороться

Дефектология Проф

Аннотация: Данная разработка предназначена как для родителей, так и для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Статья:

Детские страхи… Что же это такое и как с ними бороться? Как правило, реакция взрослых на страхи детей бывает самой разной. Одни родители начинают паниковать и сразу же принимаются давать любимому чаду успокоительные препараты. Другие попросту не обращают никакого внимания на переживания ребёнка, считая, что со временем это пройдёт само собой. Третьи же начинают ругать и даже наказывать ни в чем не повинного малыша, полагая, что все страхи он выдумал с целью получить определённые послабления в дисциплине и дополнительные привилегии.

И только малая часть родителей принимает правильное решение и обращается за квалифицированной помощью детского психолога. А ведь это абсолютно правильно, ведь игнорирование детских страхов способно значительно усугубить ситуацию и привести к возникновению такого грозного осложнения, как детский невроз, который требует серьёзного лечения, зачастую в условиях стационара. Своевременная работа психолога с детскими страхами поможет искоренить проблему в самом начале её развития.

Даже в том случае, если невроза получилось избежать, страхи у ребенка, оставленные без внимания, способны нанести значительный ущерб детской психике. Ведь очень многие комплексы и фобии, присущие взрослым людям, берут своё начало в детстве.

Выявляем причины детских страхов

Как уже было сказано, для того, чтобы успешно преодолеть страхи у ребенка, необходимо с помощью психоанализа выяснить их причины. В домашних условиях вы можете воспользоваться несколькими простыми, доступными для родителей методиками выявления детских страхов, которые дают весьма точное представление о характере проблемы:

Даже в том случае, если ваш ребёнок не обладает особыми художественными талантами, вы можете попросить его нарисовать то, что его тревожит. Однако просьба должна быть в очень мягкой тактичной форме и ни в коем случае не должна носить приказной характер. Лепка из пластилина подойдёт тем детям, которые не любят рисовать. Рекомендации родителям в данном случае абсолютно идентичны.

Если вышеназванный способ не помог определить причин возникновения детских страхов, вы можете предложить ребёнку придумать сказку, в которой будет рассказано именно о том, что тревожит малыша

Как правило, этот метод идеально подходит для определения детских страхов после пяти лет. Обязательно запишите сказку на бумагу. Во-первых, таким образом производится визуализация страхов, что является задачей абсолютно любой методики диагностики, а во вторых, может пригодиться вам в будущем, в случае повторного возникновения тревоги и страхов у ребёнка.

Ещё одним действенным способом того, как победить страхи у детей, является разговор с ребёнком на волнующую его тему. Взрослый человек, которому предстоит беседа с ребёнком, должен серьёзно подойти к этому вопросу и заранее обдумать список вопросов, которые он задаст ребёнку. Также обратите внимание, чтобы все вопросы задавались на доступном для детского понимания уровне. Не стоит торопить ребёнка с ответом, необходимо дать ему время подумать. Ни в коем случае нельзя заострять внимание на какой–либо одной причине, так как это может привести к возникновению нового страха.

Классификация детских страхов

Детские страхи у детей 3-5 лет

Для возрастной категории трёх-пяти лет наиболее характерны такие страхи, как:

Панический страх перед одиночеством;

Также в этом возрасте некоторые родители с удивлением замечают, что у их крохи появился страх замкнутого пространства, например, ребёнок может отказаться заходить в лифт или начать требовать оставить открытой дверь в спальню. Психокоррекция такого детского страха обязательна, в противном случае этот страх может всплыть во взрослом возрасте, обернувшись клаустрофобией.

Детский ночной страх в этом возрасте вызывается сказочными персонажами, так ребёнок в этом возрасте отождествляет их с вполне реальными людьми.

Страхи у детей 5-7 лет

В возрасте 5-7 лет синдромы детских патологических страхов становятся гораздо разнообразнее. Кругозор ребёнка расширяется, а вместе с ним в жизни маленького человечка могут появиться новые страхи.

К примеру, ночные страхи в 7 лет приобретают новую форму – ребёнок начинает бояться засыпать, так как во сне он видит страшные сны. А это является весьма серьёзной нагрузкой на нервную систему ребёнка, поэтому коррекция ночных страхов 7 лет просто обязательна.

Появляется боязнь перед наказанием. Как уже говорилось, это весьма тревожный сигнал о том, что с отношениями между родителями и детьми не всё в порядке. Психокоррекция детских страхов перед наказанием должна начинаться с изменения подхода родителей к процессу воспитания ребёнка. Давно признан тот факт, что физическое воздействие на малыша не приносит ничего, кроме вреда.

Под воздействием разговоров взрослых людей и просмотров телепередач у ребёнка может возникнуть непреодолимый страх перед животными, чаще всего собаками. Кстати, зачастую взрослые усиливают сей страх, излишне опекая ребёнка.

В этом возрасте ребёнок сталкивается с таким печальным явлением человеческой жизни, как смерть. Однако осознать до конца этого ребёнок ещё не может, и поэтому у малыша появляется страх перед собственной смертью, смертью родителей.

Кроме того, страх смерти у ребенка, как следствие, влечёт за собой возникновение страха перед всевозможными пожарами, стихийными бедствиями, ДТП и прочее.

Рекомендации о предотвращении детских страхов

Заботиться о психологическом здоровье ребёнке необходимо начинать ещё до его рождения

Детские психологи отмечают интересную закономерность – чем спокойнее проходила беременность, тем реже у детей в последующем возникают какие–либо детские страхи. Так что постарайтесь, как бы банально это ни звучало, меньше нервничать во время беременности.

Рекомендация для мамы: какую бы высокую должность вы ни занимали на работе, помните, что ребёнок – это не ваш подчинённый, ему нужен не строгий руководитель, а нежная и любящая мама

Замечено, что у детей властных, строгих матерей страхи встречаются гораздо чаще и в более тяжёлой форме. Лечение детских страхов очень сложное и зачастую требует применения фармакологических препаратов.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок ощущал себя заброшенным и ненужным

Даже если вы почти всё время проводите на работе или же у вас родился младший ребёнок, или по каким-либо иным причинам у вас совсем не остаётся сил, необходимо, превозмогая себя, уделять ребёнку внимание. При отсутствии адекватного лечения детских страхов, вызванных ощущением собственной «ненужности», в подростковом возрасте эта проблема может привести к возникновению у ребёнка суицидальных наклонностей.

Однако и прививать ребёнку чувство собственной исключительности также не стоит

Эгоистическое мышление также зачастую приводит к появлению страха потерять своё исключительное положение, носящему характер навязчивой идеи.

Постарайтесь не ограничивать ребёнка в общении со сверстниками – это привёдёт к появлению страхов перед школьной жизнью.

Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми

Ни в коем случае нельзя приводить в пример малышу те успехи, которых добились его сверстники. Это с большой долей вероятности приведёт к снижению у ребёнка самооценки.

Ни в коем случае не пугайте ребёнка собаками, врачами или милиционерами. Ребёнок подобные угрозы воспринимает очень серьёзно.

К страхам ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, какими бы нелепыми они не казались. Не следует ругать и наказывать ребенка за трусость. Этим вы только спровоцируете новые проблемы (недовольство собой, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей).

Говорите с ребенком о его страхах (кроме прочего, вы узнаете из таких бесед, чего он боится). Беседа должна проходить в спокойном доброжелательном тоне, без акцентирования на какой-то фобии. Попробуйте мягко переубедить ребенка, но не путем преуменьшения страха, а способом изменения к нему отношения. Используйте собственный пример, возможно, в виде рассказа о том, что вы тоже боялись этого в детстве и как вам удалось победить свой страх.

Уверяйте ребенка в том, что рядом с вами он в безопасности. Отвлеките его каким-то интересным занятием, игрой.

Не вырабатывайте у ребенка «привыкание» к страху (например, если он боится темноты, не оставляйте в темной комнате). Последствия таких действий могут быть печальными для развития и здоровья ребенка.

Главная задача родителей – помочь ребенку преодолеть страх. Избавиться от него ребенок может только самостоятельно, но без вашей поддержки ему не обойтись.

Способы коррекции детских страхов

С помощью сказок

Это методика заключается в чтении ребенку специально придуманных или тщательно подобранных сказок. Они подаются таким образом, чтобы эмоционально переживая сюжет, ребенок почувствовал себя сильным, храбрым.

Методика игры

Игра – важный вид деятельности ребенка. Психологи доказали ее терапевтический эффект. Психологически направленная игра позволяет пережить травмирующее обстоятельство в выдуманном мире. В таких условиях оно предстает значительно ослабленным, а значит, преодолевается легче.

Приведу в пример игру. (если родители активны, то можно предложить сыграть, предложен вариант игры в группе с детьми)

Игра: «У страха глаза велики»
Воспитатель: А теперь, давайте поиграем со страхом. Встаньте и представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны).
У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза).
Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки).
А затем и вовсе исчезает (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз, и никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Где он? (дети пожимают плечами). Улыбнитесь друг другу.

Терапия

В эту методику входят различные приемы оздоровления психического состояния ребенка средствами различных искусств и информации, получаемой от органов чувств:

рисунки – с помощью изображения предмета своего страха, рассматривания его мельчайших подробностей ребенок постепенно приходит к его преодолению, анализ рисунков проводится вместе с ребенком и сопровождается доброжелательной беседой, хорошие результаты дает трансформация нарисованного объекта страха (сделать его смешным);

музыкотерапия – подбор специальных мелодий, оказывающих успокаивающее, расслабляющее действие, методика часто сочетается с другими формами работы;

танцетерапия – сочетает влияние музыки и движений тела, отвлекает ребенка от страхов, учит понимать язык своего тела, формирует способность корректировать эмоции, выражать их с помощью движений;

ароматерапия – сопровождает применение других методик, заключается в подборе ароматов успокаивающих, улучшающих циркуляцию крови и познавательные процессы;

цветотерапия – суть заключается в оформлении личного, рабочего или игрового пространства в определенной цветовой гамме, применением метода достигается положительная динамика психического развития, уменьшение тревожности. Наиболее эффективным будет системный подход, но и применение отдельных методик пойдет на пользу ребенку.

www.defectologiya.pro

Детские страхи и их коррекция – почему возникают и как избавиться

Страх – это негативная эмоция, возникающая в ответ на определенную угрозу. Спецификой детских страхов является то, что, как правило, реальной угрозы нет. Это вызвано особенностями детского воображения. Детские фобии (страхи) – это следствие влияния окружения. К примеру, бурное обсуждение взрослых в присутствии детей каких-либо негативных явлений.

Просмотр фильмов ужасов вызывают ночные страхи у детей. Иногда родители думают, что малыш занимается своей игрой и не замечает, что происходит на экране телевизора.

Но в реальности ребенок впитывает в себя всю информацию, которую не всегда может отличить от вымысла. Вследствие этого возникают детские ночные страхи.

Психотерапия и психологическая коррекция детских страхов — хорошо развитое направление науки, и существует несколько теорий о том, как победить детские страхи. Описаны также их виды, причины и особенности проявления.

Интерес представляет психоанализ детских страхов, так как на практике доказывает эффективность психоаналитической терапии в работе с детьми, а также указывает на глубинные причины возникновения детских страхов.

Классификация детских страхов

Детские страхи имеют определенные особенности проявления, присущую им силу и причины появления, длительность. На основе этих факторов выделают следующую классификацию:

  1. Сверхценные страхи вызваны фантазией ребенка. Этот вид страхов самый распространенный. Малышу может казаться, что в темноте полно монстров и чудовищ. Кроха начинает опасаться за жизнь родителей.
  2. Навязчивые страхи связаны с определенной жизненной ситуацией. К примеру, ребенок однажды застрял в лифте и теперь боится в него заходить.
  3. Бредовые (необъяснимые) страхи. Причина таких страхов понять трудно. Их наличие указывает на проблемы с психикой у малыша. Например, ребенок может бояться рисовать карандашами или надевать определенную одежду. Не паникуйте, если заметили такой страх, попробуйте разобраться, в чем же причина. Возможно, однажды во время рисования карандашом ребенок упал со стула и больно ударился.

Чем полезны страхи в дошкольном возрасте

Страх возник в процессе эволюции и защищает человека от опасности. Страхи для ребёнка — это абсолютно нормально. Родители должны наблюдать за детьми и контролировать его состояние. Преодолевая свои опасения, маленький человек формируется как личность, проявляет характер, начинает понимать, что сам может решить проблему. Преодоление — самое эффективное лечение.

Инстинкт самосохранения — это врождённый рефлекс, который спасает человека в случае возникновения угрозы здоровью или жизни.

Помощь взрослых

  • Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
  • Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
  • Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
  • Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
  • Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
  • Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
  • Не транслируйте ему собственные страхи.
  • Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Страх в зависимости от возраста ребенка

  • Дети до года в норме пугаются громких звуков, резких движений, незнакомых людей и т.п.
  • В возрасте от 1 года до 3 лет появляется страх разлуки с родителями или отвержения родителей. Малыши боятся ночных кошмаров, травм, незнакомых ровесников и природных явлений.
  • С 3 до 5 лет дети начинают осознавать конечность жизни и испытывают страх по поводу своей смерти или смерти родственников. Их пугают страшные сны, огонь и пожары, ядовитые змеи и природные стихии.
  • В возрасте 6-8 лет возникает боязнь зловещих существ (призраков, ведьм), страх одиночества, физического насилия и социальные «школьные» страхи (оказаться несостоятельным, не оправдать ожидания родителей, быть отвергнутым коллективом).
  • В 8-11 лет появляется страх, что плохие поступки ребенка будут замечены другими. Дети боятся болезней, школьных неудач, грабителей, воров и хулиганов, верчения (некоторые карусели), высоты и ссор с родителями.
  • С 11 до 13 лет детей пугает возможная непривлекательность, собственные странные поступки, серьезные болезни или смерть, сексуальное насилие, критика взрослых, возможность попасть в глупую ситуацию и потеря личных вещей.

Свидетельства присутствия страха у ребенка

  • не засыпает один, не разрешает выключать свет;
  • часто закрывает уши ладонями;
  • прячется в угол, за шкаф;
  • отказывается от участия в подвижных играх;
  • не отпускает маму от себя;
  • беспокойно спит, кричит во сне;
  • часто просится на руки;
  • не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
  • отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
  • категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Диагностика детских страхов

Немаловажной составляющей частью работы психолога с детскими страхами заключается в их диагностике и установлении причин. Как правило, для детских психологов диагностика детских страхов не составляет никакого труда. Все они очень схожи между собой. У каждого психолога существует своя методика выявления детских страхов. Но в целом, по своей сути, они все очень похожи и основываются на основных типичных особенностях детской психики.

Абсолютно любая методика диагностики детских страхов ставит перед собой цель выявить не только разновидности психологической болезни, но и причину ее возникновения. Одни специалисты используют для этого рисование, другие – лепку, а третьи предпочитают беседы с малышом. Сложно назвать наилучшую диагностику детских страхов, так как все эти способы дают одинаково эффективные результаты, а при выборе метода необходимо учитывать ряд индивидуальных психологических и возрастных особенностей каждого ребенка.

Аффирмация

Аффирмация — это короткая фраза, словесная формула, регулярное повторение которой закрепляет в сознании требуемый образ или установку. Дети любят своих родителей и подражают им. Поведение и высказывания родных могут расширить кругозор маленького человека, избавить его от страхов или, наоборот, внушить беспокойство. Аффирмации для детей должны быть просты и понятны. Чтобы получить пользу, нужно на своём примере показать ребёнку, как их произносить: радостно, с энтузиазмом, улыбкой и в настоящем времени. Это своего рода игра в волшебные заклинания. Например:

  • У меня всё получается.
  • Я хорошо (учусь, рисую, понимаю).
  • Я могу сделать это.
  • Я хороший друг (подруга).
  • Я ощущаю спокойствие.

Родители сами могут придумать стимулирующие ребёнка аффирмации. Произносить их лучше перед сном, чтобы закончить день положительными эмоциями.

Коррекция детских страхов

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов:
1­-й этап – принятие заявок психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка.
2-­й этап – проведение психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.
3-­й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

4­-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий.
5­-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями.

После того, как природа детского страха стала понятной, приступают к лечению и коррекции. Психологи успешно искореняют детские страхи. Для их преодоления используются определенные методы психологической коррекции.

На выбор конкретной методики работы с детскими страхами влияет возраст ребенка.

  • Арт-терапия помогает скорректировать многие детские страхи. Рисование страха имеет смысл применять, когда он был порожден воображением, а также давних страхов, которые были вызваны пережитой отрицательной ситуацией. Предложите ребенку нарисовать то, что его пугает. Затем поговорите об этом рисунке.
  • Сказкотерапия. Эта методика предполагает чтение ребенку специальных сказок. Они подаются таким образом, чтобы кроха чувствовал себя храбрым.
  • Игротерапия. Игра – эффективный способ борьбы со страхами. Во время игры дети становятся раскованней, они увлечены игрой и тогда страх становится не так ярко выраженным и с ним легче бороться.

Похожие записи:

  1. Анонимность в психиатрииПсихиатрия представляет область медицины, деятельность которой направлена на изучение причин.
  2. Особенности шизофрении: признаки, симптомы и современные методики леченияСогласно общепринятому определению, шизофрения является душевным расстройством, при котором человек.
  3. Причины депрессии у детейДепрессия – психическое заболевание, отмеченное постоянными чувствами печали, раздражительности, потери.
  4. Невроз навязчивых состояний (ОКР): симптомы и лечениеПсихическое заболевание, проявляющееся в виде наличия навязчивых идей, мыслей, действий.

Автор: Левио Меши

Детские страхи - коррекция, причина, диагностика, как бороться
rew-med.info

Психология и коррекция детских страхов

Психотерапия и психологическая коррекция детских страхов — хорошо развитое направление науки, и существует несколько теорий о том, как победить детские страхи. Описаны также их виды, причины и особенности проявления.

Интерес представляет психоанализ детских страхов, так как на практике доказывает эффективность психоаналитической терапии в работе с детьми, а также указывает на глубинные причины возникновения детских страхов.

Дети – чувствительные и впечатлительные существа. У большинства детей в какой-то момент жизни появляются страхи – это могут быть просто мимолетные пугающие фантазии или настоящие фобии. Как быть, если ребенок боится, как проводить борьбу с детскими страхами?

Виды детских страхов

Каждый человек индивидуален в своем личном опыте, и каждое детское переживание имеет свою уникальную историю. Но есть некоторые типичные виды детских страхов, каждый из которых может быть связан с определенными внутренними или внешними обстоятельствами.

Страх перед расставанием

Психоанализ детских страхов описывает механизм сепарации как одно из базовых понятий, которое означает отделение ребенка и матери (или человека, заменяющего мать) друг от друга.

Сепарация сама по себе – здоровый и неизбежный процесс, сопровождающий взросление ребенка.

Однако, если сепарация форсируется или ребенок оказывается надолго отлучен от матери – то угроза расставания с мамой может быть чрезмерной и трудно переносимой. Сепарационная тревога проявляется также и в других страхах (у детей и взрослых), например, в страхе одиночества, отвержения, потери или смерти близких.

Страх темноты

Боязнь темноты и также боязнь фантастических чудовищ, монстров, отрицательных персонажей сказок – это нормальные страхи у детей дошкольного возраста.

С биологической точки зрения страх темноты и неизвестности вполне полезен – темнота означает отсутствие безопасности, необходимость быть на чеку.

В норме эти страхи помогают научиться справляться с пугающими фантазиями и выработать определенные защитные механизмы. Но иногда такие фантазии оказываются вовсе не безобидными – сильные страхи могут вызывать расстройства сна и поведения, нарушать эмоциональное равновесие ребенка и приводить к развитию невроза.

Неврозы, симптомом которых может быть страх темноты, у детей сравнительно легко поддаются коррекции. Но если вовремя не обратиться к специалисту, то такой невроз со временем превращается в патологический элемент личности взрослого человека и его уже совсем не так просто вылечить.

Страх физического повреждения

Классический психоанализ детских страхов считает важным явлением так называемую кастрационную тревогу, которая выражается в боязни потерять часть тела, получить физические повреждения и так далее.

Некоторые специалисты относят к этой группе страхов и психогенный запор – боязнь дефекации у детей может быть связана с восприятием содержимого кишечника как части собственного тела.

Это также вполне нормальный страх, который нуждается в коррекции только в том случае, если мешает нормальному функционированию психики ребенка.

Травматические страхи и фобии

Также часто дети боятся какого-то конкретного предмета или действия, например – собак, транспорта, детского сада или школы, воды, врачей и так далее. Как правило эти страхи связаны с каким-либо травматическим переживанием, при этом обстоятельство получения травмы может быть реальной ситуацией или увиденной в мультфильмах и даже книжках.

Сильное впечатление могут производить на детей страхи, внушаемые взрослыми или старшими сиблингами. Именно поэтому запугивание является неадекватной стратегией воспитания.

Особенно опасно внушать детям боязнь врачей («не будешь слушаться – вызову доктора, чтобы укол тебе поставил»), полицейских («тебя милиционер заберет») и других сотрудников служб, которые могут помочь в экстренной ситуации.

Способы коррекции детских страхов могут быть самыми разными в зависимости от характера и содержания страха у конкретного ребенка. Но есть более или менее общая схема того, как строится работа с детскими страхами в психологическом консультировании и психотерапии.

Основные этапы психологической коррекции детских страхов

При работе со страхами важно иметь в виду не только симптом, но и причину его появления (психологический диагноз). Это касается в особенности детских страхов, так как детские страхи развиваются легко и очень быстро.

Без проработки причины новые страхи могут возникнуть через короткое время после консультаций с психологом. Поэтому комплексный подход к лечению детского страха включает в себя несколько этапов.

Диагностика

В разных направлениях психологии диагностика детских страхов проводится с помощью разных методик. Чтобы выявить проблему, психолог может предложить ребенку поиграть с игрушками в песочнице, нарисовать рисунок или несколько рисунков, рассказать историю, ответить на несколько вопросов.

Автор: Василиса Русакова

До или после общения с малышом психолог также выслушает жалобы родителей и задаст им свои вопросы. В результате первичной консультации специалист составит представление о том, в чем заключается проблема детских страхов, каково их предметное содержание и возможно – какова причина их появления.

Эта информация позволит составить план коррекции и подобрать адекватные методики для конкретного случая. В некоторых случаях выявление детских страхов требует больше времени – например, при работе с аутичными или эмоционально сдержанными детьми.

Установление контакта с психологом

В течении первых нескольких встреч специалист налаживает контакт с ребенком, чтобы сформировать атмосферу доверия и принятия. Это необходимое условие для того, чтобы ребенок смог расслабиться, почувствовать себя в безопасности и начал свободно выражать свои чувства в присутствии психолога.

Особенно важно доверие, если специалист осуществляет психоанализ детских страхов. Для глубокого понимания символов, которые наполняют мир фантазий ребенка, необходимо стать наблюдателем и участником спонтанной детской игры.

Коррекционная работа

В некоторых случаях для осуществления коррекции достаточно предоставить ребенку безопасное пространство, где в игровой форме он сможет выразить и проработать свой внутренний конфликт.

Психоанализ детских страхов предполагает воспроизведение в игре всех амбивалентных и противоречивых чувств, которые могут мешать психике ребенка функционировать адекватно реальности.

В зависимости от того, какие именно подавленные или вытесненные эмоции отражаются в игре, психотерапевт может стимулировать отреагирование тех или иных эмоций, а также называть эти чувства для того, чтобы ребенок мог их осознать и переработать.

Завершающий этап

Если преодоление детских страхов проходит успешно, то уже через несколько встреч с психологом проявления страха становятся заметно меньше или совсем перестают беспокоить ребенка.

На этом этапе важно закрепить результат, чтобы побежденный страх не вспыхнул с новой силой через какое-то время. В первую очередь необходимо создать возможность консультирования для родителей, параллельно с коррекцией ребенка.

Большинство страхов так или иначе связаны с детско-родительскими отношениями. Поэтому говоря с родителями о том, как бороться с детскими страхами, нельзя недооценивать их роль.

На этапе коррекции процесс может значительно различаться в разных случаях по форме, содержанию и длительности. Обычно работа со страхом занимает от трех-четырех до нескольких десятков сеансов у психолога или психотерапевта.

Формы и способы коррекции детских страхов

В работе с детьми популярны такие формы работы, как:

Содержание сеансов может также быть весьма различным. Специалисты могут использовать следующие приемы и методы:

Интерпретация – объяснение ребенку его чувств и переживаний и формирование более совершенных механизмов переработки.

Отреагирование – создание безопасной атмосферы для выражения эмоций, например — подавленной агрессии и гнева.

Десенсебилизация – постепенное снижение интенсивности страха с помощью последовательного предъявления пугающих стимулов (используется для коррекции фобий).

Контейнирование – безусловное принятие чувств ребенка, с которыми он не в состоянии справиться самостоятельно.

Разумеется, это далеко не полный список приемов, которые используют детские психологи. Преодолеть детские страхи поможет консультация психолога для родителей, на которой они могут задать вопросы и получить практические рекомендации. Однако мамам и папам, которых беспокоят детские страхи и их преодоление, могут пригодиться некоторые общие советы.

Рекомендации родителям

Побороть страх намного легче, если родители помогают ребенку чувствовать себя увереннее и создают безопасную атмосферу в семье. Для того, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности, родители могут:

Быть рядом. Это особенно касается родителей маленьких детей (примерно до 5 лет), которые волнуются из-за ухода мамы на работу, неохотно соглашаются оставаться с кем-то другим, не любят ходить в детский сад. Но контакт с родителями важен абсолютно всем детям, даже подросткам. Важно не столько количество общения, сколько его качество. Чувство безопасности сопровождает близкий эмоциональный контакт – совместные игры, физический контакт (объятия, щекотка, укачивание на руках и так далее).

Исключить воспитание запугиванием. Желательно не только избегать манипуляций страхом, но и защитить ребенка от запугивания со стороны окружающих людей: воспитателей, бабушек/дедушек, старших братьев и сестер и так далее. Побеждать страхи гораздо легче вместе.

Позволить бояться. Иногда для ребенка важно просто пережить испуг, справиться с ним и развиваться дальше. Это позитивный процесс, и не стоит мешать ему. Когда ребенку страшно – замечательно поддерживать его в духе «тебе страшно, но я верю, что ты справишься». Но не стоит пытаться запретить ребенку бояться («это совсем не страшно, не выдумывай»), так как в этом случае к страху прибавится чувство вины и неполноценности.

Важно помнить, что переживания детей заслуживают внимания, какими бы нелепыми и глупыми они ни казались взрослым. Психика ребенка – это удивительный и хрупкий мир, который человек, повзрослев, носит внутри себя всю свою жизнь. Поэтому детские переживания заслуживают внимания и заботы взрослых.

infourok.ru

Что делать с детскими страхами и почему они возникают?

Страх – эмоция очень сильная, но необходимая человеку: он сопутствует инстинкту самосохранения, помогает избежать опасностей. Такой «правильный» страх – союзник человека. Но ведь существует множество «неправильных» страхов, сковывающих наш разум, мешающих спокойно жить и чувствовать себя счастливыми. Возрастные страхи, которые испытывает каждый человек на разных стадиях своего развития, могут как пройти, так и трансформироваться, перейти в более глубокую фазу. Наиболее опасны в этом смысле страхи, возникающие в детском возрасте и не проходящие по мере взросления ребенка. Они накладывают неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Поэтому родителям важно знать, что такое детские страхи, каковы их виды, особенности проявления, способы распознавания и борьбы с ними.

Виды страхов

В психологии страхи в общем понимании делятся на возрастные и невротические. Возрастные возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.

Невротические появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.

В более глубоком понимании страхи делятся на следующие виды:

  • По характеру возникновения: ситуативные и личностные. Ситуативный связан с возникновением опасной ситуации (например, падение и получение травмы), личностный определяется особенностями психики ребенка (стеснительностью, неуверенностью) и часто возникает в непривычной обстановке, новом коллективе.
  • По степени реальности: реальные и воображаемые. Реальные страхи чаще всего ситуативные, воображаемые связаны с особенностями психики ребенка.
  • По глубине протекания: острые и хронические. Острые страхи возникают в определенной ситуации, хронические – у детей с предрасположенностью к тревожности.

Возрастные страхи

Детские страхи, возникающие в определенном возрасте, являются показателем нормального психического и умственного развития ребенка. При отсутствии провоцирующих условий они сменяют друг друга, не оказывая негативного влияния на психологическое состояние ребенка.

  • С рождения до года.

Естественные страхи – боязнь громких резких звуков, незнакомцев, перемены привычной обстановки, боязнь высоты, разлуки с мамой.

  • 1-3 года.

Добавляется страх получения травмы (из-за повышения двигательной активности), природных явлений (грома, сильного ветра, грозы), боязнь оказаться нелюбимым и ненужным родителям. Возможно возникновения страха засыпания из-за ночных кошмаров (у очень впечатлительных деток), запоров, как ответа на боязнь потерять часть себя (в виде содержимого кишечника). Часто детей этого возраста пугают значимые события (развод родителей, смерть близких людей, появление младшего братика или сестрички).

  • 3 – 5 лет.

Страхи у детей этого возраста часто связаны с осознанием конечности жизни и приходом смерти. Они могут бояться тяжелой болезни, нападения бандитов, укусов ядовитых насекомых, пожаров, потопа, замкнутого пространства, темноты и обитающих в ней чудищ, монстров, кащеев и прочих злых существ.

  • 5 – 7 лет.

Добавляется страх смерти родителей, поэтому дети могут бояться всего, что с этим связано: если мама не позвонила, задержалась на работе, заболела. Причем боязнь смерти не связана с тем, умер ли кто-то из близких или знакомых в этот период, или нет.

У школьников страхи связаны, по большей части, с утверждением себя в коллективе сверстников и перед родителями: боязнь быть не таким красивым, модным, успешным или стройным, как другие, боязнь плохих отметок и наказания за них, насмешек, боязнь выходить к доске или писать контрольную работу, одиночества, крушения своих планов. Все это может трансформироваться в страх темных мест (чердаков, подвалов, тоннелей).

Причины детских страхов

Чего-то бояться, соответственно уровню своего развития – нормально. Так ребенок учится справляться со своими фантазиями, вырабатывать против них защитные реакции. Но не все эти страхи должны возникнуть обязательно: многие из них появляются из-за неправильного поведения взрослых на фоне высокой впечатлительности малыша с богатым воображением. Багаж жизненных знаний и опыта у малыша еще слишком мал, чтобы уметь объяснить те или иные явления логично. Поэтому он включает воображение, додумывает их для себя порой в самых страшных красках, впечатляется и зацикливается. Такие ситуации развиваются неблагоприятно для ребенка, мешая ему спокойно и счастливо жить, порой доводя до неврозов.

Чтобы этого избежать, родителям важно знать, какие причины могут спровоцировать появление ненужных страхов:

  • Конкретные случаи. Например, малыш может панически бояться ос или собак, если однажды его укусила оса или собака. Или бояться замкнутого пространства, если однажды застрял в лифте. Но если он никогда не сталкивался с этим, бояться ему будет нечего.
  • Воспитание на постоянных жестких запретах или угрозах. («Нельзя ходить по лужам! Нельзя столько сладкого есть!», «Если ты не пойдешь спать, позову полицейского! Если не доешь суп, тебя утащит злой волк! Не будешь слушаться, баба яга заберет!»).
  • Ограничение двигательной активности ребенка. Боясь, что малыш травмируется, мама не разрешает ему бегать, прыгать, лазать по деревьям. Не находящая выхода энергия может стать причиной повышенной тревожности и появления фобий.
  • Недостаток общения с ровесниками. Социальная ограниченность также приводит к перекосам в психическом развитии.
  • Конфликты со сверстниками, насмешки с их стороны.
  • Частые конфликты родителей. Малыш боится стать их причиной, чувствует себя виновником семейных разладов.
  • Страхи самих родителей. Если малышу демонстрируется (даже случайно) мамина боязнь мышей или сороконожек, то ребенок, скорее всего, возьмет с нее пример.
  • Гиперопека в семье. Ребенок вырастет неуверенным, безответственным, не умеющим принимать решения, не приспособленным к быту. Его будут пугать любые трудности, ведь к ним он не привык. Человек будет расти инфантильным, а это часто порождает всевозможные страхи, как повод лишний раз испытать заботу взрослых.
  • Воспитание в неполной семье, когда матери приходится брать на себя роль главы семейства. Вымотанная, постоянно уставшая от бесконечных забот, раздраженная, мама не дает ребенку так необходимого ощущения гармонии, спокойствия и защищенности.
  • Невроз. Это психическое расстройство, требующее медикаментозной терапии. На фоне неврозов часто возникают всевозможные фобии, а хронический страх может перерасти в невроз. Поэтому нельзя оставлять маленького «бояку» без внимания и поддержки.

Сила воображения

Отдельно стоит сказать о роли фантазии в закреплении страхов у детей. Затяжное переживание страхов, их переход в фобии характерен для деток тревожных, мнительных, не уверенных в себе, впечатлительных, пессимистичных, зависимых и подверженных влиянию. Именно в таких случаях невинные детские фантазии довольно быстро обретают навязчивые хронические черты.

А фантазируют дети, особенно в дошкольном возрасте, по любому поводу (это естественный этап их психологического развития): услышал страшную сказку или историю-страшилку от сверстника, посмотрел пугающий мультик или фильм, прочел книгу с ужасным сюжетом, поиграл в кровавую компьютерную игру, услышал что-то в разговоре взрослых. Даже дерущиеся во дворе коты могут стать причиной возникновения страха.

Развитое воображение работает непрерывно. Устрашающие тени от лампы, шторы, одеяла, зловещий свет полной луны, таинственные звуки за окном – именно в таких красках воспринимает мир впечатлительный малыш. И вот его жизнь наполняется привидениями, оборотнями, инопланетянами, чудищами и монстрами…

Не читайте такому ребенку на ночь сказки со злыми персонажами и оградите от просмотра телевизора в вечернее время. А то, что он все же смотрит, не должно вызывать никаких негативных эмоций. Пусть это будут добрые мультики или познавательные программы.

Особенности проявления страхов

Дети проявляют свои страхи по-разному, в зависимости от возраста и особенностей эмоционального развития. Это может быть сильный испуг, постоянная боязнь чего-то или аффективный страх – возникший на фоне эмоциональной неустойчивости. Он – самый сильный, может проявляться в виде шока, ужаса, истеричного плача.

Ребенок может пожаловаться взрослым, что боится чего-то, а может и держать все в себе (особенно, если боится быть непонятым, услышать укоры, насмешки и осуждение). Но тревожная симптоматика все равно будет присутствовать. Малыш становится пугливым, замкнутым, нервозным, апатичным, может плохо засыпать или чутко спать, постоянно будет льнуть к маме.

Скрытая тревога, не находящая выхода и понимания, самая опасная для нежной детской психики. Именно она чаще всего приводит к появлению затяжной боязни, которая малышу не подконтрольна. Это откладывает отпечаток на формировании характера ребенка, препятствует продуктивному общению с окружающими, снижает приспособляемость к изменениям внешней среды. В конце концов хронические страхи влияют на будущее ребенка: его социализацию, отношения с противоположным полом, коллегами на работе.

Взрослые, помогите!

Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?

  • Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
  • Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
  • Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
  • Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
  • Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
  • Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
  • Не транслируйте ему собственные страхи.
  • Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).

То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно.

Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.

Бывают случаи, когда родители не справляются с фобиями ребенка своими силами, он продолжает бояться. Тогда на помощь придет специалист: психотерапевт, психолог, а порой и психиатр. Обратиться к ним нужно обязательно, если у ребенка появилась тревожная симптоматика:

  • бессонница, ночные кошмары;
  • энурез;
  • нервозные привычки (обгрызать ногти, теребить пуговку, накручивать волосы на палец);
  • неконтролируемая агрессия;
  • частые истерики;
  • потеря аппетита;
  • тики, навязчивые движения;
  • заикание.

Диагностика и коррекция детских страхов

Психолог проводит диагностику детских страхов для выявления причины, их вызвавшей. Ведь только найдя и искоренив ее, можно победить в этой борьбе.

В зависимости от возраста, склонностей, умений ребенка ему могут предложить:

  • нарисовать что-то на заданную или произвольную тему (психолог смотрит на цвета, размеры, расположение частей рисунка, сюжет, четкость линий и деталей и т. д.);
  • слепить что-то – по тому же принципу;
  • придумать сказку (или закончить предложенную);
  • откровенно побеседовать о проблеме (для этого взрослый должен сначала вызвать доверие у малыша).

После этого необходима коррекционная работа с малышом по решению проблемы. Она может потребовать от 3 до нескольких десятков сеансов. Коррекция проводится в различных формах – в зависимости от склонностей самого ребенка, его возраста, степени запущенности случая и т. д.:

  • Сказкотерапия. Переживая сюжет специально подобранных сказок, ребенок чувствует себя храбрым, сильным, учится преодолевать эмоциональное напряжение.
  • Игровая терапия. Игра погружает ребенка в травмирующую обстановку в придуманном мире. Так страх выглядит намного слабее, легче поддается дальнейшей коррекции.
  • Рисование. Малыш рисует свой страх, рассматривает его с помощью психолога до малейших подробностей, делает его смешным, уничтожает.

В каждом конкретном случае эти методики могут дополняться другими:

  • танцетерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • уветотерапия;
  • арт-терапия;
  • песочная терапия и т. д.

Детские страхи - коррекция, причина, диагностика, как бороться
razvivashka.online

COMMENTS