Детский психолог в детском саду
Детский психолог в детском саду
Персональный сайт педагога-психолога
Главная
Документы психолога
Нормативные документы
Диагностика
Работа с педагогами
Работа с родителями
Работа с детьми
Родителям на заметку
Картотека игр
Папки-передвижки
Сказкотерапия
Притчи
Развивающие игры
Рекомендуемая литература
Полезные ресурсы
Папки-передвижки
Вежливые слова
Дети и компьютер
Как объяснить ребенку откуда он взялся?
Я и мое поведение. Демонстрационный материал
Эти обидные прозвища
Уроки вежливости для ДОУ
Разное
Умственное развитие
Детские истерики
Стыдить ребенка вредно
Детские чувства и эмоции
Нельзя наказывать ребенка
Родительские запреты
Родительские манипуляции
Семейные скандалы и ребенок
Не разводиться из-за ребенка
Психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Работа идет как с детьми, так и со взрослыми по выявлению проблемы и поиску решений.
Психологическое консультирование детей — это особенная форма помощи семье со стороны психолога или психотерапевта, ориентированная на преодоление жизненных трудностей детей и их родителей.
Задача детского психолога — создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы.
Цель консультирования — решить проблему, возникаюшую у ребенка и (или) воспитывающего взрослого путем анализа сложившейся ситуации, нахождения баланса во взаимоотношениях и восстановления благоприятного психологического климата в семье.
Формы работы детского психолога:
· индивидуальная (в том числе игровая, песочная терапия, арттерапия и др.) и групповая (детские тренинги);
· психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребенка и родителей)
В каких направлениях работает детский психолог:
— Детское индивидуальное психологическое консультирование;
— Психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как капризность, агрессия, замкнутость и т.д.;
— Развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по развитию памяти, мышления, внимания и т.д.;
— Индивидуальная психологическая диагностика личности ребенка, уровня психических процессов, а также уровню подготовленности к школе и профориентация старшеклассников;
— Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.
С какими проблемами работает детский психолог:
— это социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.
;- Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;
— Страхи и тревожность ребенка;
— Школьная неуспеваемость и неуспешность: не хочет учиться, не усваивает материал, неразвитость орфографической зоркости, невнимательность, испытывает трудности при решении математических задач, испытывает трудности в пересказывании текста, неусидчив, плохая работа в классе при отличной работе дома, и т.д.;
— Проблемы общения со сверстниками;
— Патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм и т.д.;
— Уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует возрасту ребенка;
— Проблемы логопедического характера (устранение психологических последствий);
— Задержка психического развития, аутизм и др.- Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.
Основные функции психолога в детском саду
Основные функции психолога в детском саду
Основные функции психолога связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.
Задачи работы психолога можно подразделить на две группы: участие в воспитательном процессе в целом, работа в направлении его «психологизации», просвещение персонала детского сада и родителей: передача знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т. п. Вторая группа задач связана с индивидуальной работой с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей. С помощью наблюдения и соответствующих диагностических методик психолог в процессе длительного изучения каждой группы детского сада определяет особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, а также оценивает индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития.
Результатами такой работы являются рекомендации для воспитателей и родителей, в том числе и по дифференциации обучения и воспитания, а в отдельных случаях — разработки приемов коррекционной работы с детьми. К этой группе задач относится и определение готовности ребенка к школе, проведение соответствующей коррекционной работы.
Участие психолога в воспитательной работе:
1) Психологическое просвещение. лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы и т. п. Начиная работу в детском учреждении, психолог информировал коллектив и родителей о своих функциях и задачах, дал представление о том, какую помощь он может оказать.
Темы консультаций и выступлений на педсоветах и родительских собраниях: «Роль природных свойств ребенка, условий его жизни и воспитания в психическом развитии»;«Психологические особенности детей разных дошкольных возрастных групп»; «Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению»; «Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка»;«Создание условий для эмоционального благополучия ребенка»; «Особенности подхода к «трудным» детям»; «Адаптация ребенка к детскому учреждению».
2) Помощь воспитателям в организации жизни детей в группе: оптимальное деление на подгруппы во время занятий, совместной и игровой деятельности. Выбор видов деятельности для того или иного ребенка.
3) Помощь в осуществлении индивидуального подхода к детям: проводимые им обследования детских групп и отдельных детей дают материал для понимания проблем, имеющихся у детей и требующих особого внимания взрослых. Психолог обращает внимание воспитателей и на тех, кто, не будучи «помехой», отличается личностным неблагополучием, — застенчивых, робких, неуспешных, одиноких. Особенности подхода к тому или иному ребенку, меры, которые должны быть приняты для улучшения его эмоционального состояния, психолог и воспитатель вырабатывают в каждом конкретном случае совместно.
4) Психолог намечает и реализовывает ряд специальных видов работы с коллективом детского сада, способствующих улучшению эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности, усталости, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми.
Адаптация детей к детскому саду.
Организация подготовки к приему новичков, помощь воспитателям в выборе методов и приемов для завоевания расположения к себе детей, выборе заманчивых игр и развлечений при приеме детей:
До поступления новичка в группу психологи воспитатель знакомиться с родителями и ребенком, стараются установить с ними контакт, узнать об условиях его развития в семье. В ознакомительной беседе с родителями узнают, каковы характерные черты поведения ребенка, его склонности и интересы.
Психолог проводит беседу с родителями об особенностях адаптационного периода, дает рекомендации по взаимодействиям с ребенком в этот период.
На основе наблюдений за вновь прибывшими детьми, психолог помогает воспитателю найти индивидуальный подход к каждому из них.
Психолог помогает воспитателям правильно подобрать игрушки и специально организовать окружающую среду в групповой комнате таким образом, чтобы они не слонялись без дела, не скучали, чтобы у них был выбор действий, чтобы они играли, рисовали, лепили, смотрели картинки, ухаживали за животными. Иными словами, создать условия для возникновения у детей потребности в содержательной деятельности.
Результатом данной работы педагога-психолога является быстрая и безболезненная адаптация детей к условиям пребывания в детском саду, снижение процента заболеваемости в этот период (по сравнению с предыдущими показателями).
Исследование и коррекция взаимоотношений детей в группе.
Важной задачей психолога является диагностика взаимоотношений детей друг с другом. Для этого рекомендуется использовать методику, с помощью которой определяются: отношение каждого ребенка ко всем детям группы, представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы, каким является каждый ребенок в глазах всех остальных детей. Можно также узнать, какие дети пользуются особой симпатией или антипатией каждого из сверстников, что именно нравится или не нравится детям друг в друге.
Анализируя протоколы, психолог делает выводы о реальном положении ребенка среди сверстников, выделяет наиболее благополучных и наиболее неблагополучных детей, наметить характеристики каждого ребенка, выявить случаи неудачно или неполно сложившихся взаимоотношений для любого ребенка.
После обследования педагог-психолог определяет основные пути коррекции взаимоотношений между детьми, дает рекомендации воспитателям и специалистам группы по организация и руководство разными видами их совместной деятельности и прежде всего сюжетно-ролевой игрой, так как повышение игровых умений, как правило, благоприятно сказывается на положении ребенка в группе сверстников.
Педагог-психолог может организовать прямую работу по обучению способам правильного общения и реагирования.
Организация разновозрастного общения.
Так как в ДОУ функционируют разновозрастные группы, работа педагога-психолога затрагивает вопросы взаимоотношений и взаимодействия между разновозрастными группами детей.
1) рекомендации воспитателям по организации жизни детей в группах: выбор методов и приемов.
2) Подготовка детей перед переходом в следующую группу, проведение специальных совместных бесед старших и младших детей.
Диагностическая работа психолога.
Организация и проведение индивидуальных обследований проводится по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Предварительно психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка. Наблюдая за ребенком в группе — за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима формирует первоначальное общее представление о ребенке.
Основная цель обследования — создать психологический портрет нормально развивающегося ребенка, который включает в себя характеристику поведения, особенности познавательного и личностного развития ребенка, и на этой основе организовать целенаправленную коррекционную работу.
Результатом диагностической работы являются рекомендации для педагогов и родителей, которые составляются на основе анализа конкретной ситуации развития ребенка. Они могут касаться коррекции познавательного развития, особенностей его эмоциональной сферы, детско-родительских отношений, взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.
Перспективы работы: продолжать работу по взаимодействию педагога-психолога, воспитателей и специалистов. Создать уголки психолога на стендах информации для родителей во всех возрастных группах. Проводить работу с родителями по информированию о работе и функциях психолога в ДОУ.
Оформление кабинета-психолога в ДОУ Оформление кабинета психолога в дошкольном учреждении должно отвечать ряду требований – это комфортность, гармоничность, доверительность.
Приглашает психолог Психолог в детском саду должен не только знать возрастные особенности психического развития дошкольников, но и разбираться во всевозможных.
Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек
Макет «Лес. Дикие животные»
Дерево «Времена года»
Лэпбук по экологии
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:
Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.
«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.
Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!
Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.
ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации
Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 — 2017
Психолог в детском саду и его функции. Консультации психолога детского сада
Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.
Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог — он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.
Трудится психолог в трех направлениях:
Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:
Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.
Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.
Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.
В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).
Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:
- логопедические проблемы;
- привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
- задержка в развитии;
- расстройства поведения;
- прочие проблемы.
С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.
Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:
- разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
- составляют график развивающих игр;
- проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
- разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
- проводят обучающую работу с персоналом;
- беседуют с родителями деток;
- разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).
Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:
- личный (беседа с каждым ребенком);
- общий (работа с детским коллективом);
- личный (беседа с каждым родителем);
- общий (с группой родителей);
- личный (с ребенком и его родителями);
- общий (с родителями и воспитателями);
- общий (с воспитателями и детьми).
В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:
- Как помочь ребенку адаптироваться?
- Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
- Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
- Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
- Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
- Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
- Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
- Многое другое.
Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.
В рамках аналитической работы психолог:
- анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
- составляет отчеты в вышестоящие организации;
- выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
- ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
- подает отчеты, предусмотренные законодательно.
Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:
- выявление проблем у деток;
- анализ проблем и принятие решения — требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
- помощь в решении конфликтных ситуаций;
- работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
- ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.
Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.
Функции психолога не распространяются на:
- Постановку диагноза детям.
- Проведение специфического лечения либо его назначение.
- Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
- Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
- Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.
Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.
Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.
Источники:
Детский психолог в детском саду
детский психолог в детском саду Персональный сайт педагога-психолога Главная Документы психолога Нормативные документы Диагностика Работа с
http://iulyaplatonowa.narod.ru/index/0-86
Основные функции психолога в детском саду
Основные функции психолога в детском саду
http://www.maam.ru/detskijsad/osnovnye-funkci-psihologa-svjazany-s-ohranoi-fizicheskogo-i-psihicheskogo-zdorovja-detei.html
Психолог в детском саду и его функции
Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми.
http://businessman.ru/new-psixolog-v-detskom-sadu-i-ego-funkcii.html