Диагностика эмоциональности русалова

диагностика эмоциональной сферы личности(моя).

Используя практикум по диагностике эмоциональной сферы личности, провела исследование, вот результаты:

-Методика диагностики эмоциональности по В. М. Русалову.

«психомоторная эмоциональность»-14 баллов(низкие значения эмоциональности),

«интеллектуальная эмоциональность»-17 баллов(низкие значения),

«коммуникативная эмоциональность»-28 балл(средние значения).

Общая сумма баллов-59. А норма 78-102, значит, у меня эмоциональность немного ниже нормы.

– Методика «Определение эмоциональности» Суворовой В. В. Я набрала 9 баллов.

Это значит, что у меня средняя эмоциональность.

– Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Переживание психотравмирующих обстоятельств: 0

Неудовлетворенность собой:6 ( не сложившийся симптом)

«Загнанность в клетку»: 0

Тревога и депрессия: 0

общая сумма баллов-6

Это значит, что фаза не сформировалась

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование:17( сложившийся симптом)

Эмоционально-нравственная дезориентация: 7 ( не сложившийся симптом)

Расширение сферы экономии эмоций: 5 ( не сложившийся симптом)

Редукция профессиональных обязанностей: 7 ( не сложившийся симптом)

общая сумма баллов-36

Это значит, что фаза не сформировалась

Эмоциональный дефицит: 0

Эмоциональная отстраненность: 13 (складывающийся симптом)

Личностная отстраненность (деперсонализация): 0

Психосоматические и психовегетативные нарушения: 3 (не сложившийся симптом)

общая сумма баллов-26

Это значит, что фаза не сформировалась

«Самочувствие. Активность. Настроение .» методика.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 34(разделить на 10=3,4)

Активность (сумма баллов по шкалам): 27(разделить на 10=2,7)

Настроение (сумма баллов по шкалам): 50(разделить на 10=5).

Значит, Настроение у меня благоприятное, а вот активность и самочувствие ниже. С этим я согласна. Так как сегодня не выспалась(вернее вчера, когда отвечала на вопросы).

Вывод, я провела 4 исследования по методикам, и поняла, что сегодня у меня настроение отличное, а вот самочувствие не очень, так как надо лучше высыпаться. Чтобы работоспособность была лучше. Еще поняла, что эмоциональность у меня ниже нормы. И я часто могу неадекватно эмоционально избирательно реагировать. Значит, есть стимул расти!

вообщем, мое видение такое. если что-то не так интерпритировала, думаю, преподаватель поправит.

evgenia.livejournal.com

Методика диагностики эмоциональности по В. М. Русалову

Данный вариант представляет фрагмент опросника формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова. Автор выделяет три вида проявления эмоциональности: психомоторную, коммуникативную и интеллектуальную. Соответственно этому в методике имеются три шкалы.

Инструкция. Вам предлагается ответить на ряд вопросов, направленных на выяснение вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» и «плохих» ответов. Поставьте крестик или галочку 1 , которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему ваше поведение:

1 – не характерно,

2 – мало характерно,

4 – характерно. Текст опросника

1.Я сильно переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал.

2. Я всегда выполняю свои обещания независимо от того, удобно мне это или нет.

3. Я огорчаюсь, когда обнаруживаю свои ошибки при выполнении интеллектуальной работы.

4. Я испытываю неудобство из-за того, что у меня плохой почерк.

5. Я переживаю, когда выполняю задание не так, как следовало бы.

6. Я сильно волнуюсь перед предстоящим экзаменом.

7. Я испытываю тревогу, переходя улицу перед движущимся транспортом.

8. Я огорчаюсь, если мне не удается что-то смастерить самому.

9. Я сильно волнуюсь перед ответственным разговором.

10. Я никогда не опаздывал на свидание или на работу.

11. При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.

12. Я часто испытываю опасение от того, что могу не справиться с работой, требующей умственного напряжения.

13. Меня часто огорчают незначительные ошибки, допущенные при решении какой-либо задачи.

14. Я огорчаюсь от того, что пишу медленно и иногда не успеваю записывать необходимую информацию.

15. Я – ранимый человек.

16. Когда я выполняю работу, требующую тонкой координации движений, я испытываю некоторое волнение.

1 Бланк для ответов должен включать в себя графу для номеров вопросов и четыре графы для балльной оценки ответов по каждому вопросу.

ficred.ru

Опросник Русалова

Опросник структуры темперамента, он же опросник Русалова, предназначен для диагностики свойств темперамента. Среди исследуемых параметров такие, как эргичность, пластичность, темп и эмоциональность. Опросник состоит из 105 вопросов, среди которых есть и те, что относятся к шкале социально-желательных ответов.

Инструкция

Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет хороших или плохих ответов. Если вы выбрали ответ «да», поставьте отметку «+» напротив соответствующего номера вопроса. Если вы выбрали ответ «нет», поставьте отметку «-» напротив соответствующего номера вопроса.

Содержание теста:

1. Подвижный ли вы человек?

2. Всегда ли вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?

3. Предпочитаете ли вы уединение большой компании?

4. Испытываете ли вы постоянную жажду деятельности?

5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?

6. Ранимый ли вы человек?

7. Часто ли вам не спится из-за того, что вы поспорили с друзьями?

8. В свободное время вам всегда хочется заняться чем-либо?

9. В разговоре с другими людьми ваша речь часто опережает вашу мысль?

10. Раздражает ли вас быстрая речь собеседника?

11. Чувствовали бы вы себя несчастным человеком, если длительное время были лишены возможности общения с людьми?

12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

13. Нравится ли вам быстро бегать?

14. Сильно ли вы переживаете неполадки в своей работе?

15. Легко ли вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

16. Трудно ли вам говорить очень быстро?

17. Часто ли вы испытываете тревогу, что выполнили работу не так, как нужно?

18. Часто ли ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?

19. Нравятся ли вам игры, требующие быстроты и ловкости?

20. Легко ли вы можете найти другие варианты решения известной задачи?

21. Испытываете ли вы чувство беспокойства, что вас неправильно поняли в разговоре?

22. Охотно ли вы выполняете сложную, ответственную работу?

23. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

24. Легко ли вы воспринимаете быструю речь?

25. Легко ли вам делать одновременно очень много дел?

26. Возникают ли у вас конфликты с вашими друзьями из-за того, что вы сказали им что-то, не подумав заранее?

27. Вы предпочитаете делать несложные дела, не требующие от вас большой энергии?

28. Легко ли вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?

29. Любите ли вы сидячую работу?

30. Легко ли вам общаться с разными людьми?

31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?

32. Все ли ваши привычки хороши, желательны?

33. Быстры ли у вас движения рук?

34. Вы обычно молчите и не вступаете контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?

35. Легко ли вам переключиться с одного варианта решения задачи на другой?

36. Способны ли вы иногда преувеличивать в своем воображении негативное отношение близких вам людей?

37. Разговорчивый ли вы человек?

38. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?

39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?

40. Беспокоят ли вас страхи, что вы не справитесь с работой?

41. Легко ли вы обижаетесь, когда близкие люди указывают на ваши личные недостатки?

42. Испытываете ли вы тягу к напряженной, ответственной деятельности?

43. Считаете ли вы свои движения медленными и неторопливыми?

44. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

45. Можете ли вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?

46. Доставляют ли вам удовольствие быстрые движения?

47. Легко ли вы генерируете новые идеи?

48. Сосет ли у вас под ложечкой перед ответственным разговором?

49. Можно ли сказать, что вы быстро выполняете порученное вам дело?

50. Любите ли вы браться за большие дела самостоятельно?

51. Богатая ли у вас мимика в разговоре?

52. Если вы обещали что-то сделать, всегда ли вы выполняете свое обещание независимо от того, удобно вам это или нет?

53. Испытываете ли вы чувство обиды оттого, что окружающие вас люди обходятся с вами хуже, чем следовало бы?

54. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?

55. Любите ли вы игры в быстром темпе?

56. Много ли в вашей речи длительных пауз?

57. Легко ли вам внести оживление в компанию?

58. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил, и вам хочется заняться каким-то трудным делом?

59. Обычно вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?

60. Бывает, что у вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?

61. Часто ли вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?

62. Любите ли вы бывать в большой компании?

63. Волнуетесь ли вы, выясняя отношения с друзьями?

64. Испытываете ли вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

65. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?

66. Склонны ли вы решать много задач одновременно?

67. Держитесь ли вы свободно в большой компании?

68. Часто ли вы высказываете свое первое впечатление, не подумав?

69. Беспокоит ли вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?

70. Медленны ли ваши движения, когда вы что-нибудь мастерите?

71. Легко ли вы переключаетесь с одной работы на другую?

72. Быстро ли вы читаете вслух?

73. Вы иногда сплетничаете?

74. Молчаливы ли вы, находясь в компании друзей?

75. Нуждаетесь ли вы в людях, которые бы вас ободрили и утешили?

76. Охотно ли вы выполняете много разных поручений одновременно?

77. Охотно ли вы выполняете работу в быстром темпе?

78. В свободное время вас обычно тянет пообщаться с людьми?

79. Часто ли у вас бывает бессонница при неудачах на работе?

80. Часто ли у вас потеют руки во время ссоры?

81. Долго ли вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать свое мнение?

82. Есть среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?

83. Обычно вы предпочитаете легкую работу?

84. Легко ли вас обидеть в разговоре по пустякам?

85. Обычно вы первым в компании решаетесь начать разговор?

86. Испытываете ли вы тягу к людям?

87. Склонны ли вы сначала поразмыслить, а потом говорить?

88. Часто ли вы волнуетесь по поводу вашей работы?

89. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

90. Держитесь ли вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?

91. Склонны ли вы преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с работой?

92. Нравится ли вам быстро говорить?

93. Легко ли вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?

94. Предпочитаете ли вы работать медленно?

95. Переживаете ли вы из-за мельчайших неполадок на работе?

96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?

97. Часто ли вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были вами допущены?

98. Способны ли вы успешно выполнять длительную трудовую работу?

99. Можете ли вы, недолго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?

100. Часто ли вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?

101. Легко ли вам, когда вам приходится говорить долго?

102. Устаете ли вы, когда вам приходятся говорить долго?

103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?

104. Нравится ли вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

105. Любите ли вы подолгу бывать наедине с собой?

Ключи к тесту

1. Шкала предметная эргичность.

Ответ «да» в вопросах 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 98.

Ответ «нет» в вопросах 27, 83, 103.

2. Шкала социальная эргичность.

Ответ «да» в вопросах 11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.

Ответ «нет» в вопросах 3, 34, 74, 90, 105.

3. Шкала пластичность.

Ответ «да» в вопросах 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101,104.

Ответ «нет» в вопросах 54, 59.

4. Шкала социальная пластичность.

Ответ «да» в вопросах 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.

Ответ «нет» в вопросах 31, 81, 87, 93.

5. Шкала темп или скорость.

Ответ «да» в вопросах 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.

Ответ «нет» в вопросах 29, 43, 70, 94.

6. Шкала социальный темп.

Ответ «да» в вопросах 24, 37, 39, 51, 72, 92.

Ответ «нет» в вопросах 5, 10, 16, 56, 96, 102.

7. Шкала эмоциональность.

Ответ «да» в вопросах 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

8. Шкала социальная эмоциональность.

Ответ «да» в вопросах 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.

9. Шкала «К»

Ответ «да» в вопросах 32, 52, 89.

Ответ «нет» в вопросах 12, 23, 44, 65, 73, 82.

Анализ теста и интерпретация результатов:

Каждый вопрос относится к одной из 9 шкал, 8 шкал содержат по 12 вопросов, девятая шкала — 9 вопросов:

1. предметная эргичность;

2. социальная эргичность;

3. пластичность;

4. социальная пластичность;

5. темп или скорость;

6. социальный темп;

7. эмоциональность;

8. социальная эмоциональность;

9. контрольная «К» (шкала социальной желательности ответов).

Обработка производится путем сравнения ответов испытуемого с ответами, данными в ключе к тесту. Каждое совпадение ответа с ответом в ключе к тесту оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале. Уровень каждого из исследуемых свойств темперамента оценивается отдельно. Показатель менее 3 баллов свидетельствует о низком уровне, 4-8 – о среднем уровне, 9-12 – о высоком уровне.

Предметная эргичность характеризует уровень потребности человека в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к умственному и физическому труду, степень вовлеченности и трудовую деятельность.

Социальная эргичность отражает уровень потребности в социальных контактах, свидетельствует о направленности на освоение социальных форм деятельности, стремлении к лидерству, об общительности и вовлеченности в социальную деятельность.

Пластичность отражает степень легкости, или наоборот, трудности переключения с одного предмета на другой, быстроты перехода с одного способа мышления на другой в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.

Социальная пластичность помогает выяснить степень легкости или трудности переключения внимания в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ и готовых форм социального контакта.

Темп характеризует скоростные особенности человека. Он свидетельствует о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

С помощью социального темпа можно установить скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.

Эмоциональность оценивает чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.

Социальная эмоциональность отражает чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.

Шкала «К» или контрольная шкала – это показатель искренности ответов — выявляет степень искажения информации о себе. Чем больше показатель «К», тем меньше искренности в ответах, и наоборот, чем он меньше, тем более достоверными считаются другие показатели темперамента. Считается, что ответы искренни и честны, если «К» не превышает 5 баллов. Результаты испытуемых, получивших высокий (7 и более) балл по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.

psychologyc.ru

Тема 10. Эмоциональные свойства человека (2ч.)

1. Изучить и уметь дифференцировать эмоциональные свойства личности.

2. Обсудить и дать анализ эссе: «Эмоциональная глубина»

Методики изучения эмоциональных свойств личности

1. Методика «Определение эмоциональности» (Суворова В. В)

Цель. Определение индивидуальных особенностей вегетативного реагирования.

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) вопросы и если описанные симптомы наблюдаются у вас, то рядом с номером вопроса поставьте знак «+». Если же у Вас какие-либо симптомы отсутствуют, то поставьте знак «-».

1. Можете ли вы сильно покраснеть от смущения или стыда так, что сами ощущаете, что щеки пылают и слезы навертываются на глаза?

2. Приходилось ли вам бледнеть от страха или огорчения?

3. Часто ли вы смущаетесь, свойственна ли вам застенчивость?

4. Легко ли вы плачете от обиды, несчастья, сопереживания или даже от радости? Могут ли у вас появиться слезы от эстетического удовольствия, когда слушаете музыку, читаете стихи?

5. Прошибал ли вас пот в неприятной или трудной обстановке?

6. Наблюдается ли у вас сухость во рту при сильном волнении? Садится ли у вас при этом голос?

7. В моменты сильного волнения или смущения не ощущаете ли вы скованности конечностей, когда ноги становятся негнущимися, «ходульными» или «ватными» и подкашиваются?

8. Не замечали ли вы дрожание пальцев рук при сильном волнении или смущении, не бывает ли у вас внутренней дрожи и ознобоподобного состояния («мороз по коже»)?

9. Вы действительно перед каждым выступлением так волнуетесь, что вам кажется, что вы все забыли?

10. Можете ли вы во время ответа на экзамене, публичного выступления потерять мысль, растеряться и замолчать?

11. Часто ли вы раздражаетесь и возмущаетесь? Можете ли, рассердившись на ребенка, сгоряча наказать его?

12. Свойственно ли вам ссориться с близкими, если вы видите несправедливость их поступков? Часто ли при этом дело кончается вашими слезами, унынием и раскаянием?

13. Вы действительно не можете отключиться от неприятностей и огорчений, не думать о них и плохое настроение всецело владеет вами длительное время?

14. Не замечали ли вы в моменты волнения или смущения излишней суетливости, двигательной расторможенности?

15. Не бывает ли у вас при волнении болей в области солнечного сплетения?

Обработка результатов опроса. За каждый утвердительный ответ начисляется по 1 баллу. Подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация. Чем большее число баллов набирает испытуемый, тем выше его эмоциональность. От 0 до 5 баллов – эмоциональность низкая, от 6 до 10 баллов -средняя, от 11 баллов и выше – высокая.

2. Методика диагностики эмоциональности по в. М. Русалову

Цель.Определить общую эмоциональность посредством трех видов проявления эмоциональности: психомоторной, коммуникативной и интеллектуальной. Соответственно этому в методике имеются три шкалы.

Инструкция. Вам предлагается ответить на ряд вопросов, направленных на выяснение вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» и «плохих» ответов. Поставьте крестик или галочку 1 , которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему ваше поведение:

1 – не характерно,

2 – мало характерно,

3 – довольно характерно,

Бланк для ответов должен включать в себя графу для номеров вопросов и четыре графы для балльной оценки ответов по каждому вопросу.

1.Я сильно переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал.

2. Я всегда выполняю свои обещания независимо от того, удобно мне это или нет.

3. Я огорчаюсь, когда обнаруживаю свои ошибки при выполнении интеллектуальной работы.

4. Я испытываю неудобство из-за того, что у меня плохой почерк.

5. Я переживаю, когда выполняю задание не так, как следовало бы.

6. Я сильно волнуюсь перед предстоящим экзаменом.

7. Я испытываю тревогу, переходя улицу перед движущимся транспортом.

8. Я огорчаюсь, если мне не удается что-то смастерить самому.

9. Я сильно волнуюсь перед ответственным разговором.

10. Я никогда не опаздывал на свидание или на работу.

11. При общении с людьми я часто чувствую себя неуверенно.

12. Я часто испытываю опасение от того, что могу не справиться с работой, требующей умственного напряжения.

13. Меня часто огорчают незначительные ошибки, допущенные при решении какой-либо задачи.

14. Я огорчаюсь от того, что пишу медленно и иногда не успеваю записывать необходимую информацию.

15. Я – ранимый человек.

16. Когда я выполняю работу, требующую тонкой координации движений, я испытываю некоторое волнение.

17. Я переживаю, когда меня не понимают при разговоре.

18. Бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

19. Я часто не могу заснуть от того, что мне не удается найти решение какой-либо проблемы.

20. Я сильно волнуюсь, когда мне приходится выяснять отношения с друзьями.

21. В разговоре я легко обижаюсь по пустякам.

22. У меня портится настроение, когда я долго не могу решить какую-либо проблему.

23. Меня огорчает то, что я физически менее развит, чем хотелось бы.

24. Я огорчаюсь, поспорив с друзьями.

25. У меня бывают мысли, которые мне не хотелось бы сообщать окружающим.

26. Я склонен преувеличивать свои неудачи, связанные с умственной деятельностью.

27. В ручном труде меня раздражают малейшие неполадки.

28. У меня часто портится настроение из-за того, что сделанная мною вещь оказывается не совсем удачной.

29. Иногда я преувеличиваю негативное отношение к себе со стороны своих близких.

30. Приступая к решению даже несложной задачи, я испытываю чувство неуверенности.

31. Я иногда сплетничаю.

32. Я переживаю из-за того, что у меня нет достаточно выраженных способностей для овладения интересующим меня ремеслом.

33. Я испытываю досаду, когда у меня не хватает ловкости в спортивных играх на отдыхе.

34. Я легко обижаюсь, если мне указывают на мои недостатки.

35. Меня огорчает, что я недостаточно хорошо владею ремеслом (рукоделием).

36. Я сильно волнуюсь во время экзамена.

37. Я основательно планирую предстоящую умственную работу, чтобы избежать возможных ошибок.

38. Когда я что-то мастерю, я обращаю внимание даже на незначительные погрешности.

39. Среди моих знакомых есть люди, которые мне явно не нравятся.

40. Я не стараюсь избегать конфликтов.

41. Я нуждаюсь в людях, которые меня ободряют и утешают.

42. Я испытываю чувство обиды от того, что окружающие меня люди, как мне кажется, обходятся со мной хуже, чем следовало бы.

Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов по той или иной шкале используется ключ. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по данной шкале.

Вопросы 2, 10, 18, 25, 31, 38 служат для проверки адекватности оценивая опрашиваемым своего поведения. Испытуемые, набравшие по этой шкале 18 баллов и больше, по инструкции автора методики, должны исключаться из дальнейшей обработки.

Шкала «психомоторная эмоциональность»: вопросы 4, 7, 8, 14, 16, 23, 27, 28, 32, 33, 35, 38.

Шкала «интеллектуальная эмоциональность»: вопросы 1,3, 5, 6,12, 13,19, 22,26, 30, 36, 37.

Шкала «коммуникативная эмоциональность»: вопросы 9,11,15,17, 20,21, 24, 29, 34,40,41,42.

Интерпретация. По каждой из этих шкал можно набрать от 12 до 48 баллов. Низкие значения эмоциональности находятся в пределах до 25 баллов включительно, средние – от 26 до 34 баллов, а высокие – 35 и больше баллов.

Суммируя баллы по всем трем шкалам, получают величину общей эмоциональности. Норма равна от 78 до 102 баллов.

studfile.net

Эмоции и чувства (162 стр.)

31. Боитесь ли вы проявить свою неосведомленность перед детьми?

32. Если вы чувствуете упрямство со стороны ученика, овладевают ли вами раздражение и злость?

33. Часто ли вы испытываете радость в течение рабочего дня?

34. Можете ли вы присоединиться к мнению, что в работе педагога больше радости, чем печали и невзгод?

35. Кажется ли вам, что в будущем работа с детьми будет приносить все больше трудностей и разочарований?

36. Любите ли вы веселую суету и оживление детей вокруг себя?

37. Часто ли вы ощущаете подавленность при подведении итогов вашей педагогической деятельности?

38. Овладевает ли вами раздражение, если, как вам кажется, родители ваших учеников вас не понимают?

39. Испытываете ли вы радость при нахождении общего языка с родителями ваших учеников?

40. Овладевает ли вами гнев так сильно, что вы долго не можете успокоиться?

41. Рискнете ли вы спорить с начальством по серьезным вопросам?

42. Бывает ли у вас чувство страха перед работой с новым для вас коллективом учащихся?

Ключ к методике:

радость – ответ “да” на вопросы № 3, 8, 13, 17, 21, 26, 33, 34, 36, 39; радость – ответ “нет” на вопрос № 23;

гнев – ответ “да” на вопросы № 6, 7, 10, 12, 15, 18, 29, 30, 32, 38, 40;

страх – ответ “да” на вопросы № 4, 11, 14, 16, 22, 24, 28, 31, 42; страх – ответ “нет” на вопросы № 1, 41;

печаль – ответ “да” на вопросы № 2, 5, 9, 19, 20, 23, 25, 27, 35, 37; печаль – ответ “нет” на вопрос № 34.

Количество баллов за каждый ответ: “безусловно, да” – 4, “пожалуй, да” – 3, “пожалуй, нет” – 1, “безусловно, нет” – 0.

Бланк для ответов:

Методика “Склонность к эйфории”

Методика взята из книги Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.

Инструкция. Вам предлагается ряд вопросов, на которые вы можете дать ответ “да” (знак “+”) или “нет” (знак “–”).

Текст опросника:

1. Вы часто бываете в таком приподнятом настроении, что забываете обо всех проблемах и неурядицах?

2. В дружеской компании вам бывает так хорошо, что вы от всего отключаетесь?

3. Вы можете завести своей энергией других, заставить действовать в едином порыве?

4. Является ли одним из любимых вами выражений “наплевать на все”, и это действительно так?

5. Вы чувствуете чаще всего неуемную энергию, которую хочется выплеснуть в радости и веселье?

6. После приема алкоголя ваше настроение резко улучшается?

7. О вас говорят, что вы экстравагантная личность?

8. Вам абсолютно безразлично, что о вас говорят посторонние люди?

9. У вас есть явные актерские способности?

10. Вам приходилось срывать аплодисменты поклонников?

11. Когда вы чувствуете, что нравитесь окружающим, то можете блистать умом и талантом?

12. Вы любите фантазировать, придумывать что-нибудь оригинальное?

Обработка данных и выводы. За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу. Если получено:

– 10-12 баллов, то это высокий уровень склонности к эйфории;

– 7–9 баллов, то средний ее уровень;

– 5–6 баллов, то низкий ее уровень;

– 4 балла и меньше свидетельствуют об отсутствии склонности к эйфории.

Методика когнитивной самооценки базальных эмоций Т. Дембо

Методика модифицирована Е. В. Трубановой (1988). Воспроизводится по книге Е. Д. Хомской и Н. Я. Батовой (1998).

Испытуемому предлагаются список, состоящий из названий пяти наиболее часто встречающихся эмоций (радость, страх, удовольствие, гнев, печаль) и частотные шкалы для каждой эмоции (“всегда”, “очень часто”, “часто”, “иногда”, “редко”, “очень редко”, “никогда”).

Испытуемый должен на этой шкале отметить частоту появления у себя каждой из базальных эмоций.

Инструкция. Отметьте на шкалах то место, которое, по вашему мнению, отражает то, как часто в жизни вы испытываете радость, страх и т. д.

Обработка данных состоит в построении усредненных гистограмм.

4. Методики изучения эмоциональных свойств личности Методика “Определение эмоциональности”

Методика предложена В. В. Суворовой (1976) и позволяет судить об эмоциональности по интегральному показателю.

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) вопросы, и если описанные симптомы у вас наблюдаются, то рядом с номером вопроса поставьте знак “+”. Если же у вас какие-либо симптомы отсутствуют, то поставьте знак “–”.

Текст опросника:

1. Можете ли вы сильно покраснеть от смущения или стыда так, что сами ощущаете, что щеки пылают и слезы навертываются на глаза?

2. Приходилось ли вам бледнеть от страха или огорчения?

3. Часто ли вы смущаетесь, свойственна ли вам застенчивость?

4. Легко ли вы плачете от обиды, несчастья, сопереживания или даже от радости? Могут ли у вас появиться слезы от эстетического удовольствия, когда слушаете музыку, читаете стихи?

5. Прошибал ли вас пот в неприятной или трудной обстановке?

6. Наблюдается ли у вас сухость во рту при сильном волнении? Садится ли у вас при этом голос?

7. В моменты сильного волнения или смущения не ощущаете ли вы скованность конечностей, когда ноги становятся негнущимися, “ходульными” или “ватными” и подкашиваются?

8. Не замечали ли вы дрожание пальцев рук при сильном волнении или смущении, не бывает ли у вас внутренней дрожи и ознобоподобного состояния (“мороз по коже”)?

9. Вы действительно перед каждым выступлением так волнуетесь, что вам кажется, что вы все забыли?

10. Можете ли вы во время ответа на экзамене, публичного выступления потерять мысль, растеряться и замолчать?

11. Часто ли вы раздражаетесь и возмущаетесь? Можете ли, рассердившись на ребенка, сгоряча наказать его?

12. Свойственно ли вам ссориться с близкими, если вы видите несправедливость их поступков? Часто ли при этом дело кончается вашими слезами, унынием и раскаянием?

13. Вы действительно не можете отключиться от неприятностей и огорчений, не думать о них, и плохое настроение всецело владеет вами длительное время?

14. Не замечали ли вы в моменты волнения или смущения излишней суетливости, двигательной расторможенности?

15. Не бывает ли у вас при волнении болей в области солнечного сплетения?

Обработка результатов опроса. За каждый утвердительный ответ начисляется по 1 баллу. Подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация. Чем большее число баллов набирает испытуемый, тем выше его эмоциональность. От 0 до 5 баллов – эмоциональность низкая, от 6 до 10 баллов – средняя, от 11 баллов и выше – высокая.

Методика диагностики эмоциональности по В. М. Русалову

Данный вариант представляет фрагмент опросника формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова. Автор выделяет три вида проявления эмоциональности: психомоторную (ЭМ), коммуникативную (ЭК) и интеллектуальную (ЭИ). Соответственно этому в методике имеется три шкалы.

Инструкция. Вам предлагается ответить на ряд вопросов, направленных на выяснение вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам на ум. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет “хороших” и “плохих” ответов.

Поставьте крестик или галочку в той графе, которая соответствует утверждению, наиболее правильно описывающему ваше поведение: “не характерно”; “мало характерно”; “довольно характерно”; “характерно”.

dom-knig.com

Методика диагностики эмоциональности В.М. Русалова. Методика позволяет определить общий уровень эмоциональности и конкретизировать, с какими именно жизненными сферами она связана, что служит для

Шкала «интеллектуальная эмоциональность»: вопросы 1,3, 5, 6,12, 13,19, 22,26, 30, 36, 37.

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М.Русалова

КОНТРОЛЬНАЯ ШКАЛА (КШ)
Контрольная шкала варьирует от 6 до 24 баллов. При значениях от 6 до 17 баллов испытуемые характеризуются более или менее адекватным восприятием своего поведения. Испытуемые с высокими значениями по данной шкале (18—24 балла) из обработки исключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная оценка поведения. В своих ответах они стремятся выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

Опросник структуры темперамента, он же опросник Русалова, предназначен для диагностики свойств темперамента. Среди исследуемых параметров такие, как эргичность, пластичность, темп и эмоциона


Социальная пластичность – содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.