Дилемма — это что такое, виды и решение дилемм

3.12. Дилеммы

Помимо разделительно-категорических и условно-категорических умозаключений, или силлогизмов существуют также условно-разделительные умозаключения.

В условно-разделительном умозаключении, или силлогизме первая посылка является условным, или импликативным суждением, а вторая посылка – это разделительное, или дизъюнктивное суждение. Важно отметить, что в условном, или импликативном суждении может быть не одно основание и одно следствие (как в тех примерах, которые мы рассматривали до сих пор), а больше оснований или следствий.

Например, в суждении: Если поступать в МГУ, то надо много заниматься или же надо иметь много денег из одного основания вытекает два следствия, что с помощью условных обозначений можно представить в виде формулы (а ? в) ? (а ? с). В суждении: Если поступать в МГУ, то надо много заниматься, а если поступать в МГИМО, то тоже надо много заниматься из двух оснований вытекает одно следствие – (а ? в) ? (с ? в). В суждении: Если страной правит мудрый человек, то она процветает, а если ей управляет проходимец, то она бедствует из двух оснований вытекает два следствия – (а ? в) ? (с ? d). В суждении: Если я выступлю против окружающей меня несправедливости, то останусь человеком, хотя жестоко пострадаю; если равнодушно пройду мимо нее, то перестану себя уважать, хотя и буду цел и невредим; а если стану всячески содействовать ей, то превращусь в животное, хотя и достигну материального и карьерного благополучия из трех оснований вытекает три следствия – (а ? в) ? (с ? d) ? (e ? f).

Если в первой посылке условно-разделительного силлогизма содержится два основания или следствия, то такой силлогизм называется дилеммой, если оснований или следствий три, то он называется трилеммой, а если первая посылка включает в себя более трех оснований или следствий, то силлогизм является полимемой. Чаще всего в мышлении и речи встречается дилемма, на примере которой мы и рассмотрим условно-разделительный силлогизм (также часто называемый условно-разделительным умозаключением).

Дилемма может быть конструктивной (утверждающей) и деструктивной (отрицающей). Каждый из этих видов дилеммы, в свою очередь, делится на две разновидности: как конструктивная так и деструктивная дилемма может быть простой и сложной.

В простой конструктивной дилемме из двух оснований вытекает одно следствие, вторая посылка представляет собой дизъюнкцию оснований, а в выводе утверждается это одно следствие в виде простого суждения. Например:

Если поступать в МГУ, то надо много заниматься, а если

поступать в МГИМО, то тоже надо много заниматься.

Можно поступать в МГУ или МГИМО.

Надо много заниматься.

(((а ? в) ? (с ? в)) ? (а ? с)) ? в

В первой посылке сложной конструктивной дилеммы из двух оснований вытекает два следствия, вторая посылка представляет собой дизъюнкцию оснований, а вывод является сложным суждением в виде дизъюнкции следствий. Например:

Если страной правит мудрый человек, то она процветает,

а если ей управляет проходимец, то она бедствует.

Страной может управлять мудрый человек или проходимец.

Страна может процветать или бедствовать.

(((а ? в) ? (с ? d)) ? (а ? с)) ? (в ? d)

В первой посылке простой деструктивной дилеммы из одного основания вытекает два следствия, вторая посылка представляет собой дизъюнкцию отрицаний следствий, а в выводе отрицается основание (происходит отрицание простого суждения). Например:

Если поступать в МГУ, то надо много заниматься, или же

надо много денег.

Я не хочу много заниматься, или же – тратить много денег.

Я не буду поступать в МГУ.

(((а ? в) ? (а ? с)) ? (¬в ? ¬с)) ? ¬а

В первой посылке сложной деструктивной дилеммы из двух оснований вытекают два следствия, вторая посылка представляет собой дизъюнкцию отрицаний следствий, а вывод является сложным суждением в виде дизъюнкции отрицаний оснований. Например:

Если философ считает первоначалом мира материю, то он материалист, а если он считает первоначалом мира сознание, то он идеалист.

Этот философ не материалист или не идеалист.

Этот философ не считает первоначалом мира материю, или он не считает первоначалом мира сознание.

(((а ? в) ? (с ? d)) ? (¬в ? ¬d)) ? (¬а ? ¬c)

Поскольку первая посылка условно-разделительного умозаключения является импликацией, а вторая – дизъюнкцией, его правила – те же самые, что и рассмотренные выше правила условно-категорического и разделительно-категорического умозаключений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

М.С. Козлова. О книге Г. Райла «Дилеммы»

М.С. Козлова. О книге Г. Райла «Дилеммы» Известно, что особое место в философском мышлении на всем пути его развития занимали характерные трудности согласования разных точек зрения на один и тот же предмет. Такие трудности в изобилии явлены в реальных спорах,

Дилеммы[2]

Дилеммы[2] Благостная тишина сопутствовала публикации двух моих книг, упомянутых во вступлении. Сейчас, на пороге ХХI века, ситуация в сущности изменилась в худшую сторону, поскольку на проблемы, которые несколько десятков лет я рассматривал в одиночестве, торопливо

Глава первая ДИЛЕММЫ

Глава первая ДИЛЕММЫ 1. Нам предстоит разговор о будущем. Но рассуждать о будущих розах – не есть ли это занятие по меньшей мере неуместное для человека, затерянного в готовой вспыхнуть пожаром чаще современности? А исследовать шипы этих еще несуществующих роз,

Глава первая Дилеммы

Глава первая Дилеммы 1 НАМ ПРЕДСТОИТ разговор о будущем. Но рассуждать о будущих розах — не есть ли это занятие по меньшей мере неуместное для человека, затерянного в готовой вспыхнуть пожаром чаще современности? А исследовать шипы еще не существующих роз, выискивать

fil.wikireading.ru

Дилемма — все о сложностях выбора

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Сегодня мы разберемся с одним из самых «обманчивых» слов, которые мы вроде и употребляем в соответствующем контексте, однако остаемся в неведении насчет его точного значения.

Главная наша ошибка в том, что мы говорим «дилемма» в случаях, когда речь идет о выборе, ограниченном всего двумя вариантами решений. Частично это верно, но все же только частично. Почему это так, читайте дальше.

Дилемма — это.

Согласно большинству академических словарей:

дилемма – это довод, положение, предположение или особая форма умозаключения, ограниченная лишь двумя взаимоисключающими посылками (то есть выбор, когда «третьего не дано»).

Об этом непосредственно говорит и само происхождение слова dilemma, обусловленное слиянием двух греч.основ – «diz» и «lemma» («двойной, дважды» и «возможность, предложение, посылка»).

В широкоупотребительном смысле под дилеммой подразумевают ситуацию, которую можно разрешить только одним из двух возможных способов, и оба одинаково проблематичны или нежелательны.

Тогда выбор осуществляется по принципу «наименьшего зла». Вот в этом нюансе и заключается неточность употребления этого слова: не выбор из просто двух решений, а выбор, так сказать, из двух зол.

В еще более густые дебри нас заводит формальная логика, которая называет леммами условно-разделительные (или противоположные) умозаключения, выступающие в роли доводов, суждений или доступных решений.

При этом непосредственно разделительная посылка может содержать как две составляющих – и тогда речь идет о дилемме, – так и три (трилемма) или больше (полилемма) составляющих.

Интересно, как этот сегмент аналитической науки преподносит определение дилеммы. Здесь по-прежнему имеет место ограниченность двумя вариантами, но выбору между ними придается крайне несущественное значение.

Получается примерно так: поскольку каждый из вариантов ведет к одному и тому же заключению, выбор между A и B, независимо от значения каждого из них, абсолютно не важен.

Дилемма – тонкости научного толкования

Сначала уточним насчет условно-разделительных умозаключений. Это лемматические умозаключения (суждения, предположения) с посылками определенного типа: одна из них представляет собой разделительное суждение, а остальные – условные альтернативы, которых может быть как две, так и больше.

В дилеммах, как мы уже выяснили, всего две посылки и, несмотря на их значение, обе ведут к одному и тому же заключению (следствию).

Что касается разновидностей дилемм, то их всего четыре – два основных вида, которые могут встречаться как в простой форме, так и в сложной:

  1. конструктивная – это созидательная дилемма, в которой оба члена (и посылка, и заключение) облечены в форму утвердительного суждения;
  2. деструктивная – она же разрушительная, когда посылка и заключение представлены как отрицательные суждения.

В простых формах дилемм в качестве заключения выступают простые суждения, а в качестве общего элемента для условных посылок – как основания, так и следствия.

В сложных формах суждение тоже сложное, но общего в условных посылках уже ничего нет – то есть сколько оснований в дилемме имеется, столько в ней может быть и следствий.

Основной принцип лемматических умозаключений можно сформулировать упрощенно: вывод будет правомерным, если направленность рассуждений стремится от подтверждения/отрицания правомерности оснований к подтверждению/отрицанию правомерности следствий.

Самые известные дилеммы

Для полилемм вообще характерна еще одна закономерность: рассуждения, осуществленные в поисках умозаключения, могут быть направлены не только от общего знания к частному явлению, но и наоборот – от конкретного знания к общему следствию.

На этом принципе, в частности, строится дедуктивное мышление, которому отводится существенная роль в общей картине нашей мыслительной деятельности.

Если допустить еще одно упрощение, то любую дилемму можно трактовать как определенный момент в критической или конфликтной ситуации, когда человек вынужден сделать какой-то выбор в пользу одной из двух возможностей, причем оба решения для него одинаково неблагоприятны.

Пожалуй, нет смысла углубляться в ситуационное разнообразие, но рассмотреть несколько дилемм из числа наиболее известных определенно стоит:

  1. Дилемма Евтифрона – двойная проблема в христианстве, сформулированная еще Платоном (IV век до н. э.) и названная так по имени главного персонажа в большинстве диалогов философа. Суть вопроса касается природы добра: Бог выбирает добро за его благость или же добро – благость, так как выбрано Богом?
  2. Дилемма заключенного – одна из концептуальных методик в теории игр, созданная для иллюстрации ситуативных вариантов. Используется в философии, аналитике, психологии, когда возникает необходимость в выяснении причин, почему кто-то поступает именно так, а не иначе.

Суть: на двоих подельников, арестованных за преступление, у полиции недостаточно улик, поэтому нужно признание. Тогда следователи делают каждому из них отдельное предложение – если он сдаст напарника первым, то выйдет на свободу.

Вопрос в том, что каждый из заключенных думает и как пытается предугадать, будет ли молчать его напарник или заговорит, чтобы получить свободу? Впрочем, посмотрите, как эту тему преподносят ютуб-эксперты:

» alt=»»>
Моральная дилемма – этическая (иногда нравственная) проблема, возникающая в острых ситуациях и требующая немедленного решения, связанного с попранием моральных принципов или этических предписаний.

С таким выбором чаще всего сталкиваются профессионалы – политики, военнослужащие, медики, пожарные, полицейские и т.д. В повседневной жизни все несколько проще, но в любом случае принятое решение обременяется негативным чувством – вины, раскаяния или сожаления.

  • Ложная дилемма – ошибочное умозаключение, выведенное из двух альтернатив, одна из которых была отвергнута как неправомерная, а вторая принимается как истинная из-за неприемлемости первой.
  • Вилка Мортона – ситуация с необходимостью выбора одной из двух неприятных альтернатив, в равной степени нежелательных и неблагоприятных для того, кто вынужден принимать решение (подробнее об этом типе дилемм читайте чуть ниже).
  • Интересно, что для решения некоторых дилемм существуют даже рекомендации для облегчения выбора.

    Специалисты советуют первым делом трезво проанализировать ситуацию и попытаться логически опровергнуть парадокс (некое противоречие).

    Если это не удалось и необходимость выбора сохраняется, нужно сосредоточиться на анализе возможностей и поиске дополнительных альтернатив. Затем трезво оцените то из решений, которое сулит вам минимум негативных последствий, и выбирайте его.

    «Дилемма» оскароносного Рона Ховарда

    Речь идет о «Дилемме» 2011 года с очаровательным «толстяком на ринге» Кевином Джеймсом и харизматичным «мастером комедийной драмы» Винсом Воном. Некоторые эксперты из мира кинематографа сходятся во мнении, что не получившая широкого признания картина определенно осталась недооцененной.

    И виноватым посчитали, как ни парадоксально, самого Рона Ховарда, имевшего неосторожность создать такие коммерчески успешные фильмы, как «Игры разума», «Аполлон-13», «Код да Винчи», «Гонка», «Нокдаун», «Подмена», «Инферно» и др. Просто на фоне этого элитного цветника «Дилемма» смотрится не ярче скромной полевой ромашки.

    Тем не менее несмотря на комедийный жанр, лента и в самом деле заставляет задуматься, а в контексте нашей сегодняшней темы еще и прекрасно иллюстрирует, что такое дилемма.

    В данном случае под угрозой оказывается многолетняя дружба двух талантливых мужчин. Жена одного из них – Женевьева – завязала интрижку с молодым оболтусом Зипом, и это стало известно Ронни, который когда-то, много лет назад, сам встречался с Женевьевой.

    И теперь Ронни проходит все круги ада, пытаясь решить, стоит ли говорить своему другу Нику эту кошмарную правду или лучше все оставить как есть?

    Беда в том, что и разоблачение, и молчание чревато кучей проблем не только для самих друзей, но и для их совместного бизнеса с блестящими перспективами.

    Дилемма - это что такое, виды и решение дилемм
    ktonanovenkogo.ru

    Условно-разделительное умозаключение (конструктивная дилемма)

    Условно-разделительным (лемматическим, лат. lemma — «предположение») умозаключением называется такое, в котором

    • одна посылка условное суждение, а
    • другая посылка — разделительное суждение.

    Лемматический или условно-разделительный силлогизм – это дедуктивное умозаключение, в котором большая посылка состоит из двух или более числа условных суждений, а меньшая – категорическое или разделительное суждение.

    Разделительное суждение может содержать две, три и большее число альтернатив, поэтому лемматические умозаключения делятся на дилеммы (две альтернативы), трилеммы (три альтернативы) и полилеммы (много предположений).

    Закономерности выводов в лемматических умозаключениях можно рассмотреть на примерах с минимумом числа условных суждений – дилеммах, поскольку все остальные виды лемматических умозаключений подчиняются тем же логическим правилам.

    Виды дилемм:

      1. конструктивная (созидательная):
        • простая;
        • сложная.
      2. деструктивная (разрушительная):
        • простая;
        • сложная.

    Конструктивной называют дилемму, третья посылка и заключение ко­торой являются утвердительными суждениями.

    Деструктивной называют дилемму, третья посылка и заключение ко­торой являются отрицательными суждениями.

    Простой называют дилемму, в которой выводом является простое суждение, а в условных посылках общими являются либо следствия, либо ос­нования.

    Сложной называют дилемму, в которой выводом является сложное су­ждение, а в условных посылках нет ни одного общего основания или общего следствия.

    Простая конструктивная дилемма

    В простой конструктивной дилемме:

    • условная посылка содержит два основания, из которых вытекает одно и то же следствие ;
    • разделительная посылка утверждает оба возможных основания;
    • заключение утверждает следствие.

    Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствия.

    Третья посылка и заключение — утвердительные суждения.

    Сложная конструктивная дилемма

    В сложной конструктивной дилемме

    • условная посылка содержит два основания и два следствия ;
    • разделительная посылка утверждает оба возможных основания.

    Рассуждение направлено от утверждения истинности оснований к утверждению истинности следствий.

    В ситуации пожара человек может рассуждать так:

    jurkom74.ru

    Этические типовые дилеммы, как с ними справляться и примеры

    этические дилеммы, также известные как моральные дилеммы, являются гипотетическими ситуациями, в которых необходимо принять решение между двумя различными вариантами. Так что это этическая дилемма, ни один из двух вариантов не должен быть приемлемым в соответствии с социальными нормами, которыми руководствуется человек.

    Этические дилеммы не могут быть решены удовлетворительно, если человек следует традиционному моральному кодексу. Когда они представлены, ни общество, ни отдельные ценности сами по себе не могут обеспечить приемлемый ответ для человека, который должен принять решение.

    Эти типы дилемм появляются в основном в таких дисциплинах, как философия, гипотетическим образом. Его главная цель — помочь воспитанному человеку задуматься о своих ценностях, этике и моральном кодексе. Тем не менее, возможно, что в какой-то момент в нашей жизни нам представят какое-то решение такого типа.

    Использование этических дилемм в качестве способа обучения восходит к таким древним цивилизациям, как Греция и Римская империя. В настоящее время они все еще используются в некоторых образовательных контекстах, но они также появляются в фундаментальных вопросах политики и повседневной жизни, поэтому понимание их и обучение их решению важнее, чем когда-либо

    • 1 Каковы этические дилеммы??
    • 2 Условия, которые должны быть соблюдены, чтобы возникла этическая дилемма
    • 3 Для чего они??
    • 4 Типа
      • 4.1 Гипотетические дилеммы
      • 4.2 Настоящие дилеммы
      • 4.3 Открытые дилеммы
      • 4.4 Закрытые дилеммы
      • 4.5 Полные дилеммы
      • 4.6 Неполные дилеммы
    • 5 Как бороться с этическими дилеммами?
      • 5.1 Устанавливает факты, окружающие ситуацию
      • 5.2. Размышлять о задействованных ценностях
      • 5.3 Выполнить план и обдумать результаты
    • 6 примеров
      • 6.1 Дилемма Хайнца
      • 6.2 Дилемма «красться»
    • 7 ссылок

    Каковы этические дилеммы??

    Этические дилеммы — это ситуации, в которых есть выбор между двумя вариантами, оба из которых морально неприемлемы для человека. Эти ситуации могут возникать гипотетическим образом, как часть философского упражнения, чтобы лучше понять этику и саму систему ценностей; или они могут появиться в реальной жизни.

    Когда возникает этическая дилемма, два возможных выбора каким-то образом противоречат либо системе ценностей человека, который сталкивается с ситуацией, либо моральным нормам общества или культуры, в которую он погружен. В любом случае, выбирать между обоими вариантами очень сложно.

    Часто моральные дилеммы ставят человека перед ситуацией проиграть — проиграть (Проигрышный). Это означает, что, независимо от выбранного варианта, будут отрицательные последствия, которые считаются приемлемыми. Однако, как правило, оба варианта имеют положительные последствия, что делает выбор еще более трудным.

    Эти дилеммы могут быть поставлены на гипотетическом уровне, в таких областях, как образование, в качестве метода обучения. Тем не менее, в реальной жизни могут также быть ситуации, которые могут вызвать моральную дилемму.

    Условия, которые должны быть соблюдены для возникновения этической дилеммы

    Есть три основных условия, которые должны присутствовать в ситуации, чтобы ее можно было считать моральной дилеммой. Первое происходит в ситуациях, когда человек, известный как «агент», должен принять решение о том, какой курс действий лучше.

    Это подразумевает, что ситуация, которая является неудобной или противоречит ценностям человека, но не подразумевает решения, не может рассматриваться как этическая дилемма. С другой стороны, второе условие связано с существованием нескольких возможных направлений действий, которые будут связаны с первым условием..

    Наконец, третье требование, чтобы ситуация считалась этической дилеммой, состоит в том, что независимо от принятого решения необходимо нарушать моральный принцип. Другими словами, в этих ситуациях нет идеального решения.

    Для чего они??

    Как мы уже видели, моральные дилеммы часто используются в качестве образовательного ресурса в классе. Они особенно используются в таких предметах, как философия или этика; и в зависимости от ситуации и контекста, они могут выполнять различные функции.

    Например, этические дилеммы очень полезны, помогая учащемуся задуматься о своих собственных ценностях и моральной системе. Когда необходимо выбрать между двумя значениями, легче понять, что считается более важным.

    С другой стороны, обсуждение моральных дилемм в группе может способствовать развитию способности к дебатам среди студентов. Для студентов очень характерно различие в том, как они поступят, так что это может привести к очень обогащающей дискуссии вокруг этих гипотетических ситуаций..

    Наконец, если в группе обсуждается моральная дилемма, учащиеся могут понять, что есть другие люди, которые придерживаются другой точки зрения. Это может быть очень полезно для продвижения таких ценностей, как терпимость и уважение.

    тип

    В зависимости от разных характеристик и переменных, обычно говорят о шести типах моральных дилемм: гипотетических, реальных, открытых, закрытых, полных и неполных. Далее мы увидим, из чего состоит каждый из них..

    Гипотетические дилеммы

    Гипотетические дилеммы — это те, в которых человек сталкивается с ситуацией, с которой он вряд ли столкнется в реальной жизни. Большинство из тех, которые используются в образовательном контексте, относятся к этой категории.

    В гипотетических дилеммах обычно представлена ​​история, в которой студент должен решить, что должен делать главный герой, основываясь на своих собственных ценностях и убеждениях. Однако в некоторых случаях студент должен ответить на основании того, что, по его мнению, он будет делать в аналогичной ситуации..

    Ситуации, поставленные в гипотетических дилеммах, не совсем невозможны, а просто необычны. Это важно, потому что, если бы ситуации были полностью вне реальности, студентам было бы намного сложнее сопереживать истории и ставить себя в шкуру главного героя..

    Настоящие дилеммы

    Во многих отношениях реальные дилеммы противоположны гипотетическим. Это либо реальные ситуации, в которых человек должен принять сложное решение, либо учебный пример, который имеет гораздо более тесную связь с собственной жизнью студента.

    В целом, реальные дилеммы обычно связаны с ситуациями, гораздо менее драматичными, чем гипотетические. Однако, из-за связи дилеммы с собственной жизнью человека, они могут вызвать гораздо более сильные эмоции.

    Когда этическая дилемма возникает естественным образом в жизни человека, последствия на психологическом уровне могут быть весьма вредными. Это потому, что человек должен принять решение, которое противоречит одной из его ценностей, которая иногда вызывает эмоциональные проблемы более или менее серьезные.

    Открытые дилеммы

    Когда возникает открытая дилемма, студенты получают всю необходимую информацию о ситуации; однако, они не объяснили, как история решена. Его цель состоит в том, чтобы побудить студентов обсудить курс действий, которому должен следовать главный герой действия.

    Этот тип этической дилеммы полезен для того, чтобы вынудить студентов принять сложное решение и выбрать, какие из их ценностей для них наиболее важны. Тем не менее, иногда они могут вызвать много споров; и если ситуация очень экстремальная, вполне возможно, что им очень неудобно отвечать.

    Закрытые дилеммы

    В закрытых дилеммах студентам рассказывают не только о том, из чего состоит ситуация, но и о том, какое решение принял главный герой этой истории. Поэтому цель учеников — спорить между собой, правильно ли поступил человек или нет, и почему.

    Закрытые дилеммы менее скомпрометированы, в том смысле, что ученики должны оценивать действия другого человека (реальные или гипотетические) вместо того, чтобы принимать собственное решение. Но по этой же причине они вызывают меньше обучения и меньше эмоциональной вовлеченности.

    Полные дилеммы

    Когда передается полная этическая дилемма, все детали анализируемой ситуации доводятся до учащихся. Таким образом, участники прекрасно знают последствия каждого из возможных вариантов.

    Таким образом, ученики не должны так много задумываться о возможных результатах каждого из сценариев и фокусироваться только на поставленной моральной дилемме. Однако часто обучение, достигаемое в ситуациях такого типа, не так полно, как в других типах..

    Неполные дилеммы

    Вопреки тому, что происходит в полных этических дилеммах, у неполных студентов не известны все последствия возможного выбора главного героя истории.

    Это подразумевает, что, прежде чем выбрать, какой путь выбрать, ученики должны использовать свое творчество и воображение, чтобы определить, что произойдет в каждом конкретном случае. Это может не только сделать их более вовлеченными в историю, но в целом улучшит обучение и будет стимулировать дебаты.

    Как бороться с этическими дилеммами?

    Мы уже видели, что большинство этических дилемм являются гипотетическими, и как таковые они не имеют реальных последствий в жизни людей, которые им противостоят. Тем не менее, что происходит, когда мы оказываемся в ситуации, когда мы должны принять решение такого рода?

    Чтобы помочь нам сделать наиболее подходящий выбор, если нам когда-либо представится ситуация такого рода в нашей жизни, были разработаны различные системы для решения настоящей этической дилеммы..

    Далее мы увидим, какие шаги необходимо предпринять, когда мы сталкиваемся с одним из этих сценариев..

    Устанавливает факты, окружающие ситуацию

    Первое, что нужно сделать, столкнувшись с этической дилеммой, — это определить, действительно ли ситуация требует принятия решения, противоречащего собственным ценностям..

    Иногда конфликт только очевиден, поэтому необходимо глубоко задуматься о том, что происходит, чтобы попытаться найти альтернативное решение..

    Задумайтесь о задействованных ценностях

    Если было установлено, что действительно существует конфликт между несколькими значениями, независимо от того, какое решение принято, следующим шагом является определение того, какие из них задействованы. Позже, когда вы действительно осознаете, что поставлено на карту для каждого варианта, вы можете принять обоснованное решение.

    Представьте, например, что человек должен заботиться о своей семье, но у него нет денег, чтобы купить им еду или получить ее. Однажды, прогуливаясь по улице, вы обнаруживаете полный кошелек с деньгами. Человек должен был бы решить, взять ли кошелек в полицию и быть хорошим гражданином, или использовать деньги других людей, чтобы заботиться о своих собственных.

    В этой ситуации мы могли бы определить, с одной стороны, ценность того, чтобы человек не использовал деньги, которые ему не принадлежат, а с другой — что он кормит свою семью. Вовлеченное лицо должно было бы подумать о том, какой из них важнее, прежде чем принимать решение.

    В предыдущем примере важно подчеркнуть, что не будет полностью правильного ответа: в обоих сценариях человек должен будет пожертвовать одним из своих ценностей, чтобы следовать за другим..

    Выполнить план и обдумать результаты

    После того, как были определены ценности, вовлеченные в конкретную ситуацию, и какие из них более важны, следующим шагом является принятие мер на основе этой иерархии. Как правило, в этих сценариях обычно очень вредно избегать принятия решения из-за страха ошибиться.

    Наконец, после того, как действие будет выполнено, необходимо подумать о последствиях, которые оно вызвало. Таким образом, если подобная ситуация возникнет в будущем, было бы возможно принять лучшее и более легкое решение.

    примеров

    Далее мы увидим два конкретных примера этических дилемм, чтобы еще лучше понять, из чего они состоят.

    Дилемма Хайнца

    Это один из наиболее часто используемых примеров моральной дилеммы. В нем Хайнц вынужден покупать лекарства для своей жены, которая умирает и не выживет без него. Однако, хотя лекарство стоит 1000 евро, единственный фармацевт, который продает его, завышал цену и просит 5000 евро..

    Хайнцу удалось собрать только 2500, и у него нет возможности получить больше денег. Хотя мужчина объясняет ситуацию фармацевту, он отказывается продавать более дешевое лекарство или разрешает ему оплатить его наполовину позже. На данный момент Хайнц планирует украсть лекарство. Что мне делать в этой ситуации?

    «Скрытая» дилемма

    Ученик старшей школы нарисовал на фасаде здания, и директор центра хочет знать, кто за это отвечает. Для этого угрожает всем ученикам в классе, в котором виновник должен приостановить учебный год, если он не был поставлен, или кто-то скажет вам, кто сделал граффити..

    Дилемма - это что такое, виды и решение дилемм
    ru.thpanorama.com

    COMMENTS