Дисграфия — виды, причины, коррекция, лечение, профилактика

Дисграфия

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в стойких ошибках. Развивается по причине несформированности высших отделов ЦНС. Заболевание не позволяет детям овладеть грамматическими особенностями языка.

Согласно статистике, дисграфия имеется более чем у 50% младших школьников и более чем у 30% учащихся среднего звена. Это характеризует форму речевого нарушения как неустойчивую. Распространенность диагноза объясняется тем, что около половины выпускников детского сада идет в школу с фонетико-фонематическим недоразвитием или общим недоразвитием речи. Данные проблемы делают процесс полноценного овладения грамотой невозможным.

В зависимости от степени выраженности расстройств процесса письма логопеды выделяют:

  • дисграфию (письмо искажается, но функционирует как главное средство общения);
  • аграфию (первичная неспособность овладеть письмом, полная утрата необходимых для этого навыков).

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны друг с другом, очень часто выявляются одновременно дисграфия и дислексия (нарушение чтения).

Виды дисграфии у младших школьников

С учетом несформированности тех или иных операций письма выделяют следующие виды дисграфии:

  • Артикуляционно-акустическая дисграфия (имеются нарушения звукопроизношения, артикуляции, фонематического восприятия).
  • Акустическая дисграфия (проблемы связаны с фонемным распознаванием).
  • Аграмматическая дисграфия (недоразвитие лексико-грамматической стороны речи).
  • Оптическая дисграфия (несформированность зрительно-пространственного воображения).
  • Дисграфия, обусловленная несформированность языкового синтеза и анализа.

Дисграфия у взрослых и детей не всегда представлена «чистыми» формами. Очень часто встречаются проблемы смешенного типа.

Современная классификация дисграфии

Современная логопедия выделяет специфические и неспецифические нарушения письма. К первой группе относятся:

  • дисграфии (дисфонологические, метаязыковые);
  • дизорфографии (синтаксические, морфологические).

Неспецифические нарушения письма связывают с педагогической запущенностью, задержками психического развития и пр.

Причины

Овладение письмом находится в тесной связи с такими процессами, как фонематическое восприятие, звукопроизношение, лексико-грамматическое развитие и др. Поэтому считается, что дисграфию вызывают причины, которые лежат в основе алалии, дислалии, дизартрии, афазии, ЗПР. Имеются в виду недоразвития или поражения головного мозга в пренатальном, постнатальном и натальном периодах, ставшие следствием:

  • патологии беременности;
  • асфиксии;
  • родовых травм;
  • неравномерного развития мозговых полушарий;
  • энцефалита;
  • менингита;
  • соматических заболеваний, негативно влияющих на нервную систему.

Среди социальных факторов, способствующих возникновению дисграфии у детей:

  • билингвизм в семье;
  • неправильная или нечеткая речь окружающих людей;
  • невнимание к детской речи со стороны родителей;
  • нехватка речевых контактов;
  • слишком раннее обучение ребенка основам грамоты.

В группу риска по дисграфии входят дети:

  • с наследственной предрасположенностью;
  • дети левши (в том числе переученные левши);
  • с разными речевыми нарушениями;
  • с конституционной предрасположенностью;
  • перенесшие нейрохирургические вмешательства.

Причины дисграфии у взрослых другие:

  • инсульт;
  • опухоль головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • нейрохирургическое лечение.

Симптомы дисграфии

Признаки дисграфии – это повторяющиеся типичные ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием норм родного языка. Дети могут изменять структуру слова, подменять звонкие звуки парными глухими, нарушать раздельность и слитность написания терминов. При этом они пишут слишком медленно и неаккуратно.

  • При артикуляторно-акустической дисграфии ошибки в письменной речи напрямую связаны с ошибками, который ребенок допускает во время устной речи. То есть он пишет слова так, как произносит.
  • При акустической дисграфии школьник правильно произносит звуки, но его фонематическое восприятие плохо развито. На письме он заменяет буквы, которые соответствуют фонематически сходным звукам (звонкие – глухими, шипящие – свистящими и т.п.).
  • При дисграфии, развывшейся на почве нарушения языкового синтеза и анализа, наблюдается нарушение деления слов на слоги, предложений – на слова. Ученик переставляет местами слоги, буквы, не дописывает окончания, соединяет слова с предлогами, но разделяет их с приставками.
  • При аграмматической дисграфии выявляются множественные аграмматизмы в письменной речи. Дети неправильно изменяют слова по падежам, числам и родам, не могут их согласовывать друг с другом. Также нарушают предложные конструкции.
  • При оптической дисграфии смешивают/заменяют на письме графически сходные буквы (вместо «л» — «м», вместо «ж» — «х»).

Часто дисграфия сопровождается:

  • неврологическими нарушениями;
  • пониженной работоспособностью;
  • гиперактивностью;
  • повышенной отвлекаемостью;
  • уменьшением объема памяти.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями

illness.docdoc.ru

Дисграфия — виды, причины, коррекция, лечение, профилактика

Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с усвоением орфографических норм.

Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем.

Некоторые специалисты считают, что эти нарушения – это не просто патологии, а дар, которым нужно уметь пользоваться. Они не являются показателем низкого интеллекта – данные затруднения могут возникнуть у детей с нормальным умственным развитием. Во время диагностики важно определить − это дисграфия и дислексия, или физиологические ошибки, которые являются нормой при усвоении письменной речи.

Этиология появления дефектов

Затруднения в освоении навыков чтения и письма обусловлены рядом причин органического или социального характера:

  • Органическое повреждение и недоразвитие корковых зон головного мозга, задействованных в процессе чтения и письма.
  • Незрелость участков коры, принимающих участие в формировании письменной речи.
  • Соматическая ослабленность ребенка.
  • Неправильная речевая среда, в которой растет ребенок.
  • Речевые нарушения.
  • Билингвизм.
  • Неблагоприятная социальная обстановка в семье.

В зависимости от этиологии нарушения составляется план коррекционной работы. Устранив причину расстройства чтения и письма, вы сможете исправить сам дефект. Каждая форма данных нарушений имеет свои специфические причины, на основе которых строится коррекционная работа.

Клиническая симптоматика

Проявления дисграфии и дислексии разнообразны, поэтому очень важно отграничить эти расстройства от физиологических ошибок усвоения письменной речи. Эти нарушения могут являться частью более сложных нервно-психических заболеваний: умственной отсталости, задержки психического развития и др. Клиническая картина представлена неврологической и речевой симптоматикой:

  • Нарушения координации движений.
  • Трудности в запоминании правил и рифм, прочитанных слов.
  • Непонимание прочитанного и написанного. При этом интеллект может быть сохранен.
  • Проблемы с концентрацией и распределением внимания, его переключением.
  • Ребенок путает стороны.
  • Во время чтения и письма возникает дискомфорт в глазах (они могут слезиться, появляется резь; ребенок может подносить книжку слишком близко или слишком низко наклоняться к тетради).
  • В процессе чтения и письма школьник быстро утомляется, может заболеть голова.
  • Школьник старается читать и писать меньше, отказы могут проявляться в виде негативных реакций: агрессии, плача.
  • Ребенок путает похожие элементы.
  • Неправильное произношение и нарушение звуко-буквенного анализа.

Главные признаки – это ошибки на чтении и письме, отличающиеся специфичностью. Если у ребенка ошибки физиологического характера, которые появляются при освоении грамоты, то при запоминании правила, они проходят. А при дисграфии и дислексии они носят стойкий и повторяющийся характер.

Классификация дисграфии

Существует множество классификаций расстройства письма. Одна из распространенных, в основе которой находятся психофизиологические закономерности формирования навыка письма:

  • Если у ребенка нарушена работа речеслуховой анализаторной системы – это акустическая форма. Причиной ее появления является недостаточная сформированность фонематических процессов. Акустическая дисграфия проявляется в виде замены и смешения букв на письме. Школьник путает букву, фонемы которых имеют схожие акустические признаки.
  • Если нарушена работа речедвигательного звена, то может возникнуть артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Школьник путает на письме буквы, фонемы которых имеют схожие артикуляционные характеристики. Если у ребенка неправильное звукопроизношение, то в начальной школе большинство учеников проговаривают про себя буквы, что может привести к такой форме дисграфии.
  • При нарушениях работы зрительного, пространственного и кинестетического анализаторов появляется оптико-пространственная форма. У школьника имеются затруднения в различении звуков на слух, нарушена пространственная ориентация буквы или ее элементов. Ребенок затрудняется в определении границ предложений и текста, видении строки и т. д.

Любая из этих форм может возникнуть как следствие речевого нарушения. Поэтому при построении коррекционной работы важно подобрать упражнения для исправления дефекта.

Какие бывают ошибки при нарушении процесса письма

Дисграфические ошибки обусловлены не только недоразвитием анализаторных систем, но и проблемами, связанными с особенностями структуры речевого дефекта.

  • Смешение букв по схожим признакам.
  • Пропуск буквы, потому что школьник «забыл» как ее писать.
  • «Зеркальное» написание буквы.
  • Пропуск элементов буквы.
  • Кинетические ошибки.

В зависимости от вида ошибок подбирают упражнения для исправления расстройства письменной речи.

Классификация дислексии

В современной логопедии имеется большое количество классификаций нарушений чтения. Одной из наиболее часто используемых является предложенная Р. И. Лалаевой. Она ее создала с учетом нарушений процесса чтения:

  • При недостаточной сформированности фонематических и фонетико-фонематических процессов появляется фонематическая форма дислексии. У школьника нет четкого звукового образа буквы. Это проявляется в замене и смешении букв во время чтения. Также может быть нарушение слоговой структуры слова.
  • Оптическая дислексия обусловлена недостаточной сформированностью зрительной анализаторной системы и оптико-пространственных представлений. Во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки. Он с трудом усваивает зрительный образ буквы и расположение элементов.
  • Мнестическая форма связана со сложностями работы процессов речевой памяти, проявляющаяся в соотнесении образов фонемы и буквы. Ребенок в течение длительного времени не может запомнить букву и ее составляющие.
  • Когда ребенок читает, но не понимает смысл прочитанного, то это проявление семантической дислексии, также известной как механическое чтение. У школьника может быть идеальная техника чтения, но он не может установить смысловые связи между словами. Или если он читает по слогам, то не может понять о каком слове идет речь, не может соотнести его с подходящей картинкой.
  • При недостаточной сформированности грамматического строя речи, морфологических и синтаксических категорий появляется аграмматическая форма. Ее характерные особенности − это неправильные окончания, нарушение норм согласования слов, трудности в словообразовании; неправильная постановка ударения.
  • Тактильная форма вызвана нарушением в работе пространственной анализаторной системы. Эта дислексия может быть только у слепых детей, пользующихся азбукой Брайля.

В чистом виде описанные формы встречаются редко. Обычно это сочетание нескольких видов. И подбирать упражнения нужно для устранения всех ошибок, возникающих во время чтения.

Особенности диагностики

Диагностику школьный логопед проводит в начале учебного года и в конце. Но диагноз дислексия, дисграфия специалист ставит только во втором классе. Потому что на первом году школьного обучения у детей могут быть физиологические ошибки, а цель логопедической помощи в первом классе − максимальная коррекция звукопроизносительной стороны речи.

Чтобы проверить освоение письменной речи, логопед использует обычную и разрезную азбуки. Он проверяет узнавание школьником зрительного образа буквы, умение ее делить на элементы. Логопед оценивает работу фонетико-фонематических процессов – это различение фонем на слух, владение звуко-буквенным анализом.

Обязательно специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи и слоговую структуру. Логопед обращает внимание на состояние моторной сферы, особенно пространственной ориентации и координации движений; сформированы ли у ребенка тонкие дифференцированные движения пальцев. Проверяет как школьник ориентируется на листе бумаги, различает ли похожие фигуры и элементы букв.

Логопед предлагает ребенку прочитать печатные и прописные буквы. Дает диктант на слух, списывание. Также он смотрит на понимание школьником прочитанного. Кроме того, проводят диагностику сформированности высших психических функций. По результатам диагностики составляется план коррекционной работы.

Логопедическая помощь при дисграфии

Ребенок должен составить из букв слово

Упражнения для исправления расстройства письма нужно подбирать в зависимости от формы дефекта. Если имеется речевое нарушение (дизартрия, алалия и др.), необходимо исправить его. Иногда нужно комплексное воздействие с участием невролога и нейропсихолога.

  • Если это акустическая форма, на уроках ребенку предлагают задания на коррекцию фонематического слуха (различение звуков в речевом потоке, разбор акустических признаков фонем – сходства и различия, работа со словами-паронимами). Предлагают задания на определение количества звуков в слове и их места.
  • Если это артикуляторно-акустическая дисграфия, в занятия включают артикуляционные упражнения. С ребенком проводят более подробный разбор артикуляции. Если есть нарушения звукопроизношения – нужна обязательная коррекция.
  • Чтобы исправить оптико-пространственную дисграфию учат различать право и лево, вверх и низ. Дают задания располагать на листах разного формата буквы или фигуры по словесной инструкции. Подробный анализ буквы: из каких элементов она состоит, в каком порядке их писать. Также ведется работа по коррекции фонетико-фонематических процессов.

Также при любой форме расстройства письма на занятиях ребенку предлагают выкладывать буквы из подручных материалов, лепить из пластилина или соленого теста. Используют прием «воздушного письма»: рукой в воздухе прописывают буквы, на начальных этапах можно проговаривать написание элементов. Обязательны упражнения на улучшение координации движений и развитие пальчиковой моторики.

Логопедическая помощь при дислексии

Задания подбираются в соответствии с формой нарушения чтения. Коррекция проводится по следующим направлениям:

  • исправление звукопроизношения;
  • работа со слоговой структурой слова;
  • работа над развитием фонетико-фонематических процессов;
  • преодоление аграмматизмов.

Предлагают задания на узнавание образа буквы в «зашумленных» изображениях. Логопед вместе с ребенком составляет схемы предложений. Просит определить звук в слове, при этом показывая изображение. Затем произносит звуки с паузой и просит назвать произнесенное слово.

Кроме того, предлагают добавить пропущенный слог или букву. Или выполнить прочитанное действие, показать на подходящую картинку. На уроках школьнику предлагают работать с различными шрифтами, чтобы сформировать зрительный образ буквы.

В современной логопедии дисграфию и дислексию продолжают изучать и подбирают эффективные пути их коррекции. Некоторые специалисты считают, что это дар, людям просто нужно научиться им пользоваться. Но это не означает, что не нужно заниматься коррекцией расстройств письменной речи. Если коррекция была начата вовремя, родители и ребенок выполняют все рекомендации специалистов, школьник сможет без особых затруднений освоить письмо и чтение.

www.defectologiya.pro

«ДИСГРАФИЯ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И КОРРЕКЦИЯ»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

консультация подготовлена для ПДС учителей-логопедов ДОО

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И КОРРЕКЦИЯ »

Учитель-логопед Луцева О.Н.

Дисграфией называется патологическое состояние, при котором наблюдается расстройство процесса письма. С этим недугом не понаслышке знакомы около 50% младших школьников и примерно 35% учащихся средней школы. Также эта патология может развиваться и у взрослых (10% всех случаев), у которых вследствие каких-либо причин была нарушена работа высших психических функций. Кроме того, данное расстройство тесно связано с дислексией – отклонением в процессе чтения, ведь и чтение, и письмо – это два компонента одного психического процесса.

В качестве самостоятельной патологии нарушения письма и чтения впервые выделил немецкий терапевт Адольф Куссмауль в 1877 году. После этого появилось множество работ, где описывались разные нарушения письма и чтения у детей. Однако рассматривались они как одно расстройство письменной речи, а некоторые ученые указывали на то, что оно вообще является признаком слабоумия и свойственно только отсталым детям.

Но уже в 1896 году терапевт В. Прингл Морган описал случай с мальчиком 14 лет, у которого был вполне нормальный интеллект, но присутствовали нарушения письма и чтения (речь шла о дислексии). После этого и другие исследовали стали изучать нарушение письма и чтения в качестве самостоятельной патологии, никак не связанной с умственной отсталостью. Чуть позже (в начале 1900-х годов) ученый Д. Гиншельвуд ввел термины «алексия» и «аграфия», обозначавшие тяжелую и легкую формы расстройства.

Время шло, и понимание природы отклонения письма и чтения изменялось. Его уже не определяли как однородное оптическое нарушение; стали использовать разные понятия: «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия»; начали выделять разные формы и классификации дисграфии (и, конечно, дислексии).

Впоследствии расстройства в процессе письма и чтения начали изучаться все большим количеством специалистов, в том числе и отечественных. Наиболее значимыми были работы невропатологов Самуила Семеновича Мнухина и Романа Александровича Ткачева. По мнению Ткачева, основу нарушений составляют мнестические нарушения (нарушения памяти), а согласно идеям Мнухина, их общая психопатологическая основа кроется в нарушении структурообразования.

В конце концов, в 30-е годы 20 века дисграфию (и дислексию) начинают изучать дефектологи, педагоги и психологи, такие как Р. Е Левин, Р. М. Боскис, М. Е. Хватцев, Ф. А. Рау и другие. Если же говорить о современных ученых и более конкретно о дисграфии, то в ее изучение значительный вклад внесли Л. Г. Неволина, А. Н. Корнев, С. С. Ляпидевский, С. Н. Шаховская и другие.

Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются. Например, вышеназванные ученые говорят о том, что расстройство письменной речи могут вызывать:

  • Биологические причины: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.
  • Социально-психологические причины: синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
  • Социальные и средовые причины: завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.

Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.

Не менее важно отметить, что дисграфии подвержены дети с разными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации. А у взрослых толчком к развитию патологии могут послужить инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства и опухолевидные процессы в мозге. Оказывая определенное воздействие на развитие человека, те или иные вышеизложенные факторы приводят к дисграфии, которая может проявляться в разных формах.

Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:

  • Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков
  • Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении
  • Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи
  • Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием
  • Особая форма дисграфии , обусловленная несформированностью языкового синтеза

На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.

Подобно любому логопедическому нарушению, дисграфия обладает рядом своих симптомов. Как правило, она дает о себе знать систематическими ошибками на письме , но эти ошибки челочек совершает отнюдь не по незнанию языковых норм и правил. В большинстве случаев ошибки проявляются в замене или смещении схожих звуков или похожих букв, пропусках букв и слогов в словах или перемене их мест, добавлении лишних букв. Также наблюдается слитное написание многих слов и отсутствие согласованности слов и словоформ в предложениях. Одновременно с этим отмечается низкая скорость письма и трудноразличимый почерк.

Но давайте поговорим о симптомах, по которым можно с определенной долей вероятности говорить о развитии дисграфии конкретного вида:

  • При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими (С-Ш, З-Ж и т.п.) и т.п.
  • При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме связаны конкретно с неправильным произношением звуков. Человек пишет точно так, как слышит. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи. Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании (например, если ребенок говорит «смишной заяс», писать он будет точно так же).
  • При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род (например, «яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь» и т.п.). Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита.
  • При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на правильные. Здесь следует разграничивать литеральную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся изолированные буквы) и вербальную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся буквы в словах). Чаще всего буквы «отзеркаливаются», в них добавляются лишние элементы или недописываются нужные, (например, Т пишется как П, Л – как М, А – как Д) и т.п.)
  • При дисграфии, обусловленной несформированностью языкового синтеза , ребенок меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает лишние, пишет предлоги слитно со словами, а приставки отделяет от них (например, «на шел», «настоле» и т.п.). Этот вид дисграфии считается самым распространенным среди школьников.

Помимо прочего, у людей с дисграфией могут быть и симптомы, не имеющие отношения к логопедии. Обычно это нарушения и расстройства неврологического характера, такие как низкая работоспособность, проблемы с концентрацией , повышенная отвлекаемость, нарушения работы памяти, гиперактивность.

Диагноз «дисграфия» ставится только в том случае, если ребенок уже владеет навыками письма, т.е. не раньше достижения 9-тилетнего возраста. В противном случае диагноз может оказаться ошибочным.

Для диагностики дисграфии консультация с другими специалистами очень важна. К таким специалистам относятся психолог, офтальмолог, невролог, ЛОР. Они помогут исключить дефекты органов зрения и слуха, а также психические отклонения. Только после этого логопед, изучив симптоматику, может установить, что развивается дисграфия и определить ее вид.

Диагностические мероприятия всегда проводятся комплексно и поэтапно. Анализируются письменные работы, оценивается общее и речевое развитие, состояние ЦНС, органов зрения и слуха, речевой моторики и артикуляционного аппарата. Для анализа письменной речи специалист может предложить ребенку переписать печатный или написанный от руки текст, записать текст под диктовку, описать по рисунку какой-то сюжет, почитать вслух. На основе полученных данных составляется протокол, и врач делает заключение.

В диагностике огромную роль играет и время, в которое она проходит. Лучше всего обращаться за консультацией в минимально возможном возрасте (лучше – в детском саду), чтобы иметь возможность начать корректировать отклонение на его ранних стадиях. В случае если в детстве необходимые меры приняты не будут, дисграфия проявит себя во взрослом возрасте, и устранить ее будет намного проблематичнее.

Коррекция и лечение дисграфии

В отличие от западных стран, где для лечения и коррекции дисграфии разработаны специальные программы, в России таких пока нет. Именно поэтому коррекционные мероприятия должны начинаться уже в детсадовском возрасте, и включать в себя особые методики и приемы, которыми владеют логопеды. А вот с помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно.

Корректирующие программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного случая и, конечно же, формы нарушения. Чтобы скорректировать отклонение, учитель-логопед разрабатывает систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка письма, проводит работу над развитием речи и ее связности. Также даются задания на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и память. Все это приводит к развитию навыка письма.

В дополнение к логопедическому комплексу врачи нередко используют лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Что касается медикаментозного лечения, то его целесообразность и эффективность остаются под большим вопросом.

Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.

Полезно играть со своим ребенком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т.к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.

Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения на развитие внимательности , памяти, мыслительных процессов, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.

Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк.

Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии

Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми младшего школьного возраста, но могут выполняться и детьми постарше:

  • Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
  • Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
  • Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
  • Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
  • Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
  • Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
  • Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.
  1. https://4brain.ru/blog/дисграфия-причины-симптомы-лечение/
  2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Издательство «Просвещение» — 1972, 206 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ветряная оспа (ветрянка) — инфекционное заболевание, отличительной особенностью которого является образование на коже специфической сыпи в виде мелких пузырьков. Переболевшие ветрянкой приоб.

Рекомендации родителям на время карантина по ветряной оспе.

Дизартрия (от греч. dys — приставка, означающая расстройство, arthroo — членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях задн.

В статье рассказывается о аутизме: причинах, симптомах, особенностях детей с данным нарушением, о методах диагностики данной категории детей.

Кризис 3-х лет — важный этап в становлении пссихического развития ребенка. Предлагаю разобраться в сути этого кризиса, как он проявляется и чем можно помочь ребенку и Вам родителям.

Данный материал предназначен для учителей-логопедов.

презентация является дополнением к консультации «Дисграфия: виды, причины, симптомы и коррекция&quot.

nsportal.ru

Причины дисграфии и методы коррекции

Дети, начинающие изучение письма, иногда сталкиваются с проявлениями дисграфии. Она проявляется уже при первых попытках письма в виде грубых ошибок. Сначала родители предполагают, что дело в банальной невнимательности ребенка, но опытные педагоги быстро отличат нарушение, называемое дисграфия.

Это отклонение в формировании некоторых функций психики, при котором наблюдаются также небольшие проблемы с речевым аппаратом. Ребенок пишет слова зеркально, допускает огромное количество грамматических ошибок. Почерк отличается неразборчивостью. Дефект больше проявляется проблемами во время письма, но связан он с нарушением работы некоторых отделов мозга, отвечающих за речь.

Общие сведения

Дисграфией называются нарушение письма в виде систематических фонетических ошибок, неправильным написанием букв. Такие ошибки являются постоянными и не связаны с владением грамматических правил русского языка.

Диктанты или изложения для детей с этим расстройством изобилуют ошибками, что снижает самооценку, мешают учиться, развиваться, общаться с одноклассниками. Такая проблема не может решиться сама собой и требует вмешательства специалистов, в том числе психотерапевтов, неврологов и других.

Согласно проведенным исследованиям дисграфия в различных стадиях выявляется у 53% учеников второго класса, 37% у учеников средних классов. На основании этих данных можно сделать вывод об устойчивости этого нарушения. В зависимости от проблем и симптоматики выделяются различные виды дисграфии, классифицирующиеся также по степени тяжести.

Патогенез и механизм возникновения

Письмо – многоуровневый механизм при реализации которого, задействованы разные системы:

  • речедвигательная;
  • слуховая;
  • зрительная;
  • двигательная.

Они последовательно переводят артикулемы в форму фонем, фонема переходит в графему, а те в кинему. Для развития письма ребенок должен обладать хорошим уровнем устной речи. На данный момент известно что, патогенез дисграфии связан с неправильной или несвоевременной латерализайией функций мозга. Эти процессы заканчиваются примерно к 6-7 годам, то есть к началу обучения в школе.

Если наблюдается задержка латерализации и одновременном наличии левшества происходят нарушения в корковом отделе. При дисграфии у ребенка наблюдается неполная сформированность восприятия, мышления, а также памяти. Могут страдать эмоционально-волевая сфера ребенка, зрительный анализ и другие стороны ребенка.

Причины дисграфии у детей

Прежде чем ответь на вопрос «дисграфия — что это», необходимо разобраться с ее причинами. Это может произойти по самым различным причинам:

  • родовые травмы;
  • инфекционные заболевания;
  • генетическая предрасположенность;
  • запущенное воспитание ребенка.

Часто дисграфия сопровождается рядом сопутствующих заболеваний, которые уже диагностированы у ребенка. Это расстройство в первую очередь проявляется в неправильном написании букв и слогов. Пациенты с таким диагнозом не в состоянии правильно грамотно писать, так как у него есть нарушения слуха, зрительные. Ребенок не может должным образом обрабатывать получаемую информацию, проводить ее синтез, анализ.

Причины дисграфии у взрослых

Причины несовершенства письменной речи у взрослых могут быть спровоцированы внешними и внутренними факторами. Основными причинами дисграфии у взрослых являются:

  • травмы головного мозга либо проведение хирургических операций;
  • опухоли мозга;
  • некоторые инфекционные заболевания, например менингококк;
  • воспалительные процессы;
  • инсульт;
  • социальные условия;
  • недостаточность кислорода в крови (асфиксия).

В качестве социальных факторов могут выступать педагогическая запущенность, неправильная речь людей окружающих ребенка, малое общение ребенка с другими детьми и взрослыми, билингвизм.

Человек с дисграфией делает систематические ошибки при написании. Они имеют устойчивый характер, при этом человек хорошо знает все грамматические правила.

Самыми основными причинами развития являются недостаточная работа речи и слуха (анализаторов). Ребенок не может самостоятельно проводить анализ речи и синтезировать ее.

Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения. Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы.

Виды дисграфии

Существуют разные виды дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая. Ребенок некорректно произносит некоторые звуки, проговаривая их по себя, он допускает грамматические ошибки при их написании. При коррекции этого вида необходимо работать над произношением звуков, слов, словосочетаний.
  • Акустическая. Звуки произносятся правильно, но могут путаться с похожими, например, заменяя звонкие звуки на глухие — б-п, д-т, з-с; с-ш, з-ж. Могут путать степень мягкости звуков.
  • Оптическая. Ребенок испытывает трудности с написанием букв, добавляет в них дополнительные элементы – черточки, точки, палочки или пропускает букву целиком.
  • Дисграфия при несовершенстве анализа и синтеза. Ребенок пропускает или повторяет слова, может менять местами буквы, слоги, слитно писать или раздельно, но неправильно.
  • Аграмматическая. Обычно выявляется в начальных классах школы. В этот период ребенок начинает писать словосочетания и несложные предложения, совершая ошибки в окончаниях, суффиксах, путать склонения, падежи, рода.

Все нарушения строя речи характеризуются проблемами с последовательностью написания слов. Письмо является процессом работы самых различных анализаторов и систем, взаимодействие которых между собой и отвечает за навыки и умение ребенка правильно писать.

Акустическая

По-другому данный вид расстройства называется дисграфией фонемного распознавания. При ней ребенок не может правильно различать звуки. Особенно часто подобное явление проявляется при обучении письму. Акустическая дисграфия имеет следующие характерные симптомы:

  • замена похожих друг на друга звуков (звонкие, шипящие, свистящие, твердые, мягкие);
  • ошибки в мягкости звуков;
  • пропускание отдельных звуков;
  • замена местами в одном слове;
  • объединение нескольких слов в одно без пробелов.

Самыми частыми ошибками являются слова «мяшик – мячик», «окун – окунь».

Оптическая

В письме чаще допускаются следующие ошибки:

  • неполное написание;
  • зеркальное написание букв;
  • наличие лишних элементов;
  • путает букву, отличающиеся одним элементом (п-т, ш-щ)
  • неспособность различать похожие по написанию буквы.

Данный вид развивается на основе зрительно-пространственных нарушений, их неполной сформированности. Ребенок может менять буквы местами.

Аграмматическая

Проявления дисграфии обусловлены общей недоразвитостью грамматического строя. Есть проблемы в морфологической и синтаксической составляющих. Симптомами этого нарушения служат:

  • трудности в логических связях между предложениями;
  • нарушения смысловой составляющей в написанном тексте;
  • пропуск предложений или его частей;
  • проблемы в логической последовательности письма;
  • ребенок не различает единственное и множественное числа;
  • замена окончаний;
  • неправильное словообразование, согласованность слов между собой;

Аграмматический тип дисграфии характеризуется неправильным использованием падежей, родов, неправильным построением конструкций, проявляющиеся в пропуске или замене предлогов и других элементов предложений. Появлению такой дисграфии способствуют речевые нарушения (алалия, дизартрия).

Артикуляторно акустическая

Артикуляторно-акустическая разновидность дисграфии у детей проявляется смешиванием букв, их пропуском, заменами, близкими по своему звучании. Симптомами могут стать:

  • неспособность проговаривать звуки и воспринимать их;
  • происходит замена фонетически близких звуков;
  • существует добавление лишних в слове букв и слогов;
  • неправильная мягкость при письме;
  • неправильное написание отдельных букв.

Эти ошибки практически не корректируются, появляясь снова каждый раз. При этом никакого значения замечания преподавателя или родителя не приносят никакого результата. Необходимо направить работу по коррекции на слуховую дифференциацию, в особенности на звонкие-глухие, мягкие-твердые звуки и правильно поставить их произношение.

Дисграфия на почве недоразвития языкового анализа и синтеза

Подобное явление – это результат нарушения анализа и синтеза речи, деления одного предложения на отдельные, составляющие слова. Присутствуют нарушения в фонетическом анализе. В целом данный тип дисграфии имеею такие симптомы:

  • ребенок пропускает буквы (дождь – дожь, мальчик-малчик);
  • происходит перестановка или добавление лишних букв и слогов;
  • слитное написание отдельных слов в виде одного целого;

Специалисты разделяют специфическое и неспецифическое нарушение письма, что связано с воспитательным, социальным, психологическим факторами. Ребенок испытывает трудности с последовательностью написания речи.

Смешанные формы дисграфии

Такой тип является одним из самых распространенных из всех дисграфий. Происходит это при наличии недостаточно сформированы несколько частей письменности у ребенка. Такое явление затрудняет и продлевает коррекционную работу с таким пациентом. Характерными особенностями такого нарушения служат объединение нескольких речевых расстройств. При этом у мальчиков это случается в несколько раз чаще чем у девочек.

Симптомы и проявления дисграфии

Установить точный диагноз дисграфии без специалиста сложно. Обычно, о ее наличии становится известно в школьном возрасте, когда ребенок пишет буквы неправильно. Часто это путают с тем, что ребенок просто не понимает грамматику языка, за что учителя снижают оценки, следовательно, ухудшается успеваемость такого ребенка.

Ошибки из-за дисграфии никак не связаны с освоением правил русского языка. Сами ошибки одинаковые, но многочисленные. Чаще всего ребенок допускает ошибки при написании слитных/раздельных слов, имеют место пропуски слогов или букв. Такие симптомы должны стать причиной для тревоги у родителя и преподавателя в школе. Дисграфия у школьников требует специальной коррекционной работы со стороны специалистов, чем быстрее будет начата такая работа, тем быстрее ребенок от нее избавиться.

Дисграфия у школьников также может стать причиной плохого почерка, непонятного для взрослых. Дети с таким расстройством имеют низкую скорость и сильную неровность письма. Высота, ширина букв постоянно меняется, даже в одном слове.

Способы диагностики

Дисграфия у младших школьников диагностируется исследованиями устной и письменной речи. Только после этого может быть назначена соответствующая коррекция. Также необходимо получить консультации невролога, офтальмолога, ЛОР. Степень сформированности определяется логопед.

Обследование ребенка состоит из нескольких этапов. Вначале проводится оценка зрения и слуха ребенка, состояние ЦНС. Далее проводится анализ моторики, артикуляции. При этом важно учитывать левша или правша. Важно провести анализ фонетического механизма, звукопроизношения, лексикона ребенка, уровень грамотности. После этого проводится исследование письма пациента.

Ребенок с дисграфией переписывает письменные и печатные буквы, слова, проводится написание под диктовку, выполняются упражнения из деформированных предложений и другие задания. После этого, учитывая всю полученную информацию выносится заключение логопеда с рекомендациями по коррекции.

Коррекция дисграфии

Коррекция дисграфии у младших школьников зависит от степени тяжести, запущенности и других индивидуальных особенностей. При правильном подходе, поддержке учителей, преодолеть это нарушение вполне возможно полностью, однако стоит запастись терпением, так как процесс этот небыстрый, сложный, кропотливый. Сложнее всего проводить коррекционную работу с детьми старшего школьного возраста. В данном случае могут быть другие сопутствующие нарушения речь и письма. Реабилитационный период в данном случае может занять длительный период и не исчезнуть в полном объеме. Коррекция зависит от вида нарушения, возраста ребенка, его физиологических особенностей.

Устранить эту проблему своими силами невозможно. Будет обязательно участие в этой работе узких специалистов, таких как нейропсихологии, психологи и другие. Речевая школа будет иметь лучшие результаты в работе с нарушениями письма.

Основную часть работы приходится на логопеда. Он составляет программу реабилитации, определяет упражнения по звукопроизношению, формированию лексико-грамматического строя, фонемного распознавания речи, моторики, психологии и других факторов коррекционной работы.

Самыми эффективными методами коррекции считаются:

  • письменные упражнения для распознавания похожих букв (при диагнозе оптической дисграфии);
  • задания для памяти, развития мышления и восприятия;
  • упражнения для развития звукового анализа в виде игр (ребусы, загадки);
  • работа по формированию лексико-грамматического строя;
  • задания для правильного понимания букв, звуков, слов;
  • постановка звуков, автоматизация речи.

Если у ребенка существуют органические причины для развития дисграфии возможно включение медикаментозного лечения. Могут быть назначены массаж, ЛФК, физиопроцедуры. Такие меры влияют на эти причины, нивелируя их значение на способность писать.

Логопедическая коррекция

Ребенок должен иметь четкую правильную слуховую дифференциацию звуков. Если это требование не достигнуто, дальнейшая коррекция не имеет смысла. Срок работы для каждого ребенка индивидуален. Занятия с логопедом могут проводится как в группах, так и с каждым ребенком по отдельности.

На занятиях дети выполняют различные задачи:

  • словесные задания;
  • наглядные занятия;
  • практические уроки.

В качестве словесных заданий используются рассказы, сказки, общение с ребенком, описание качеств и свойств отдельных предметов. Наглядные методы заключаются в наблюдении и анализе отдельных звуков, букв. На практических занятиях происходит закрепление полученных умений, знаний, навыков. Также существуют комбинированные занятия и методы.

Логопедическое занятие имеет свою структуру, зависящую от этапа. На первой ступени происходит необходимость заинтересовать ребенка, создать определенный уровень мотивации к дальнейшей коррекции. Вторая ступень – это предоставление возможности ученику получить новые знания и информацию и синхронизировать это с уже имеющимися. Третья ступень характеризуется осмыслением полученной информации и ее использованием.

Коррекция у младших школьников зависит от возраста ребенка и подбирается на основе тяжести нарушений, ее степени.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение должно назначаться исключительно специалистом. Заниматься самолечением данных расстройств может быть опасным для здоровья и жизни ребенка.

Домашние упражнения с родителями

Решить исключительно в домашних условиях проблему наличия дисграфии невозможно. Упражнения для самостоятельных занятий могут стать дополнительным решением, но не основным. Коррекция у школьников отличается своими занятиями в зависимости от возраста ребенка. Сами упражнения назначаются логопедами, и проводятся они дома под контролем и с помощью самих родителей. Существуют несколько простых, но действенных упражнений, которые можно делать самостоятельно:

  1. Упражнение лабиринт. Ребенок должен провести на бумаге линию, не допуская на ней разрывов. Ребенок двигает только руку и изменяет положение пальцев и кисти, но не сам лист.
  2. Нахождение определенных предметов или картинок. Ребенок должен их зарисовать или заштриховать.
  3. Упражнения для развития внимания при обнаружении оптико-пространственных проблем. Для этого есть задания в виде конструирования букв, символов, знаков. Можно проводить поиск букв на картинках или предметах, вставлять пропущенные слова в предложение.
  4. Упражнения для выработки четкой артикуляции проблемных звуков. Родитель вместе с ребенок ищет слова с этим звуков, учат стишки, песенки, скороговорки и другие задания. Игры для развития лексико-грамматической составляющей речи. Это могут быть «Скажи наоборот», «Найди целое».
  5. Занятия логоритмической гимнастикой (логоритмикой).

Систематическое выполнение упражнений в каждодневном режиме сократит реабилитационный период и быстрее даст первые положительные сдвиги.

Прогноз лечения

Чтобы преодолеть дисграфию необходима слаженная работе ряда специалистов. Прогноз зависит от формы, причин нарушения, своевременности начали коррекции. Лечение должно быть правильно подобрано для конкретного ребенка. При выполнении всех условий в 70-80% эта проблема полностью устранима.

Последствия при отсутствии коррекции

Игнорирование проблем с дисграфией может стать причиной серьезных проблем, таких как:

  • неспособность освоить в полной мере школьную программу, в особенности предметы «русский язык», «литература»;
  • трудности с письменными опросами;
  • интеллектуальное отставание в развитии из-за не усвоения школьных знаний;
  • тревожность;
  • мнительность;
  • коммуникативные проблемы со сверстниками и одноклассниками;
  • низкая самооценка;
  • девиатность поведения.

Необходимость написать что-либо будет вызывать у ребенка дискомфорт, страх. Могут появиться проблемы с математическими терминами и другие.

Профилактика нарушений письма у детей

Специалисты уверены в том, что предупредить дисграфию невозможно, так как полностью не изучены ее точные причины появления. Однако выявлены группы риска, чьи представители страдают от нее чаще других:

  • задержка психологического развития;
  • переученные в правши левши;
  • дети с проблемами артикуляции;
  • дети-билингвы;
  • обучение у грубых или недостаточно компетентных учителей;
  • гиперактивные дети;
  • дети, рано начавшие школьное обучение.

Дисграфия - виды, причины, коррекция, лечение, профилактика
razvivayrech.ru

Статья » Дисграфия: причины, виды, упражнения для коррекции»

Дисграфия: понятие, виды, причины, упражнения для коррекции.

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Что же такое дисграфия и как ее лечить?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо «п» пишет «б», вместо «т» — «д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого «дисграфик» не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Виды дисграфии

Артикуляторно-акустическая . Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.

Акустическая . В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).

Оптическая . Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).

Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза . Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)

Аграмматическая дисграфия . Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов («хороший кошка», «красивый солнце» и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке

Признаки дисграфии

Ошибки при дисграфии имеет следующие особенности:

-Ошибки, связанные с нарушением формирования психических функций, которые принимают участие в процессе письма. Например, способность различать фонемы на слух и при произношении, способность анализировать предложение на слова, способность понимать лексическо-грамматический строй речи.
-Существуют также ошибки, возникающие при нарушении элементарных функций. Но они не приводят к дисграфии.

-Ошибки при дисграфии сходны с ошибками физиологическими, но при дисграфии их больше, они повторяются и длительное время сохраняются.
Ошибки у детей могут возникать при педагогической запущенности, при нарушении внимания и контроля. При этом ошибки никак не связаны с нарушением формирования высших психических функций, что не приводит к возникновению дисграфии.

-При дисграфии ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции. Дети пишут «корофа» вместо «корова», «дм» вместо «дым». Обычные орфографические ошибки наблюдаются только в слабой позиции («расток» вместо «росток»).

-Дисграфические ошибки характерны только для школьников (для дошкольников они пока являются физиологическими).

-Дисграфию не рассматривают как независимое нарушение. Она часто сопровождает различные неврологические дисфункции и расстройства, патологии слухового, двигательного, речевого, зрительного анализаторов.

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что «дисграфик» очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Е. В. Мазанова в своей книге “Коррекция оптической дисграфии” для лечения заболевания предлагает проведение коррекционно-логопедической работы по данным основным направлениям: Расширение объема зрительной памяти ребенка; Овладение графической символизацией; Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза; Развитие слухового анализа и синтеза; Развитие зрительного гнозиса (узнавание цвета, величины и формы); Формирование временных и пространственных представлений; Формирование графомоторных навыков; Дифференциация букв, которые имеют кинетическое и оптическое сходство. Коррекция оптической дисграфии включает множество различных упражнений, которые способствуют вышеназванным направлениям. К примеру, для развития зрительного гнозиса специалистами рекомендуется называние контурных, перечеркнутых и наложенных изображений предметов, а также их дорисовка. Для улучшения цветового восприятия практикуются такие упражнения, как называние цветов на картинках, их группировка по цветовому фону или оттенкам, закрашивание различных геометрических фигур в конкретные цвета по заданию. Коррекция дисграфии, по Мазановой, включает также упражнения по узнаванию букв. Так, можно предложить ребенку найти определенную букву среди ряда других, определить буквы, которые расположены неправильно, определить буквы, наложенные друг на друга и т. д. Следующим этапом выступает развитие зрительной памяти и пространственного восприятия. В данном случае при коррекции дисграфии, по Мазановой, проводятся такие упражнения, как запоминание картинки или предметов, их расположение и воспроизведение через определенное время. Пространственная ориентация же требует нескольких видов ориентировки: В собственном теле (включая дифференциацию левых и правых частей); В окружающем мире; На листе бумаги.

Мазанова для коррекции дисграфии также рекомендует уделять большое внимание дифференциации букв, которая включает изолированное написание их:

Коррекция дисграфии и дислексии, как правило, делится на 4 основных этапа:

Первый этап коррекции дисграфии и дислексии предполагает выявление данных расстройств у детей с помощью диктантов, обследования состояния лексико-грамматической стороны речи и анализа его результатов. Второй этап направлен на общее развитие ручной моторики, пространственно-временных представлений, памяти и мышления. Для третьего этапа коррекции дисграфии и дислексии характерно преодоление дисграфических нарушений. Работа в данном случае реализуется преимущественно на синтаксическом, лексическом и фонетическом уровнях и нередко направлена на устранение проблем со связной речью, чтением и звукопроизношением. Последний этап методики призван оценить результаты коррекции дисграфии и дислексии, поэтому на нем обычно проводится повторная проверка навыков письма и чтения, а также анализ всевозможных письменных работ детей.

Упражнения по развитию фонематических процессов

1. Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные) .

Цель: развитие фонематического восприятия; включение в работу слухового, зрительного, тактильного, двигательного, речедвигательного анализатора.

При дифференциации согласных лучше работать в таком порядке:

услышали, произнесли, отличили, записали.

При произнесении слогов подключается движение рукой: звонкие звуки находятся вверху, а глухие внизу. На первых порах ребёнку на слух очень трудно повторить правильно за педагогом. Однако согласованная работа речи с движением руки даёт удивительные результаты.

Педагог говорит БА и показывает рукой вверх, говорит ПА — показывает рукой вниз

Зрительное и слуховое восприятие

Педагог говорит и показывает вместе с детьми БА — ПА

К зрительному и слуховому восприятию подключается речь и движение руки в воздухе

Педагог говорит, показывает рукой и просит ребёнка повторить

Концентрация внимания, память слуховая и двигательная.

Педагог показывает только рукой и просит ребёнка повторить

Внимание, двигательная память, зрительное восприятие

Педагог показывает рукой и просит озвучить и подтвердить рукой

Внимание, двигательная память, зрительное восприятие, речь

Педагог говорит, а детей просит показать рукой рисунок высказывания

Слуховое восприятие, двигательная память

Педагог просит, основываясь на слух, повторить за ним оппозиционные слоги

Слуховое восприятие, речь

2. Найди по звуку слово.

После того, как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих звуков, готовим две карточки. На одной рисуем знак » + «, соответственно эта карточка, обозначающая звонкий звук; на второй карточке рисуем знак » — «, который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или с минусом.

infourok.ru

COMMENTS