Дизартрия — лечение, симптомы, коррекция, формы дизартрии

Дизартрия

Дизартрия – это расстройство речи в целом, а не затруднение в произношении отдельных звуков, в следствии недостаточной иннервации органов речевого аппарата: связок, языка, мышц мягкого неба, губ, дыхательных и лицевых мышц. Это заболевание может иметь свои последствия в виде нарушения письменной речи, чтения и поведения.

Причины дизартрии

В подавляющем большинстве случаев (более 80%) дизартрия сопровождается ДЦП (детским церебральным параличем) и вызывается теми же нарушениями в центральной нервной системе. Эти нарушения могут возникнуть, как во время беременности, так и в первые два года жизни, а также во взрослом состоянии.

К факторам возникновения дизартрии относятся:

  • Гипоксия
  • Токсикозы во время беременности
  • Резус-конфликт
  • Болезни матери
  • Родовые травмы и патологии беременности
  • Энцефалит, менингит
  • Черепно-мозговые травмы
  • Отит среднего уха
  • Гидройефалия
  • Интоксикация организма
  • Инсульт
  • Опухоли головного мозга
  • Рассеянный склероз, атеросклероз и т.д.

Симптомы дизартрии

Дизартрия проявляется в нечленораздельности речи, когда человек произносит слова нечленораздельно, как будто с «набитым ртом», может появляться гнусавость, как при гайморите, произношение слов по слогам с периодическим их проглатыванием, нарушения ритма речи.

Дизартрия сопровождается повышенным тонусом мышц речевого аппарата, что вызывает быструю усталость. Также может возникнуть и обратное – гипотония, при которой становится вялым язык, губы, щеки, повышается слюноотделение.

При дизартрии страдает произношение всех звуков, в том числе и гласных, а также происходят нарушения речевого дыхания, которые влияют на интонации и громкость речи.

Виды дизартрии

Деление дизартрии на виды происходит по месту дислокации повреждения, по степени нарушения речи и по определяющему (наиболее выраженному симптому). Рассмотрим наиболее распространенный формы дизартрии.

Бульбарная дизартрия – развивается в следствие поражения продолговатого мозга. При данной форме дизартрии нарушается связ между мышцами артикуляции с ЦНС. В результате больному с трудом удаются правильные движения языка и губ, которые находятся в расслабленном состоянии. В целом лицо становится малоподвижным, по является повышенное слюноотделение.

Псевдобульбарная дизартрия – в более чем 80% случаев возникает в следствие ишемического инсульта головного мозга у людей старше 50 лет, либо в любом возрасте при травмах головного мозга. При заболевании выражена атрофия мышц речевого аппарата, приводящая к монотонности речи, также затрудняется жевание и глотание, повышается слюноотделение.

Корковая (кортикальная) дизартрия – нарушение лобной коры в редультате травм, опухолей или перенесенных заболевания таких, как энцеыалит или менингит, в результате которых частитчно теряются нейромедиаторные функции. При данном виде дизартрии нарушается произношение согласных и темп речи, пропадает автоматизм артикуляции, появляется гнусавость. Нарушения в лобной извилине также приводят к дисфункции других мышц организма, помимо артикуляционных.

Мозжечковая дизартрия – нарушения реичи в следствие поражения мозжечка. Это заболевание встречается достаточно редко, чаще всего сопровождает другие фирмы дизартрии. Симптомами нарушений мозжечка и его связей с другими отделами мозга является мягкость неба и языка, «пьяная речь», скандирование отдельных звуков или слогов, затухание речи в конце фразы, нарушение ударений.

Степени развития дизартрии

В логопедии дизартрия подразделяется по принципу выраженности симптомов и понятности речи для слушателей. Таким образом, специалисты выделяю 4 степени заболевания.

1 степень – стертая дизартрия. В этом случае симптомы почти не наблюдаются и в большинстве случаев выявить их может только логопед. У детей такие нарушения выявляются в возрасте около 5 лет. Симптомами стертой дизартрии могут быть: проглатывание или искажение слогов и звуков, плохая дикция, в целом невыразительная речь.

2 степень дизартрии (типичная) – когда дефекты произношения хорошо заметны, но речь остается понятной для слушателя.

3 степень (тяжелая) – речь существенно нарушана и доступна для понимания только близких

4 степень – сильные нарушения речи – полное непонимание окржающими или абсолютное отсутствие.

Диагностика дизартрии

Нарущениями речи у детей и взрослых занимаются логопеды и неврологи. Основными методами диагностики заболевания являются: ЭЭГ, электро- миография, нейрография, МРТ головного мозга.

При обследовании у логопеда происходит постановка диагноза исходя из анамнеза развития речи, произношения, дыхания, восприятия речи, артикуляции и многих других факторов, которые будут сопоставляться с данными неврологических исследований.

Лечение и профилактика дизартрии

Лечение различных видов нарушений речи всегда проходит комплексно с помощью трех основных направлений: логопедия, лечебная физкультура, медикаментозная терапия.

При постановке диагноза, логопед учитывает общую картину развития речи ребенка, а невропатолог опирается также и на анамнез беременности. При коррекции речи логопедом используются игровые методы, программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка. Важную роль в коррекции речи играет лечебная физкультура для артикуляционных мышщ и логопедический массаж. Для успешной коррекции, крайне важно выявить нарушения на ранних стадиях.

Так как дизартрия, как правило, проявляется на фоне заболеваний ЦНС, необходима медикаментозная терапия, в которой используются: ноотропные вещества, препараты для сосудов, успокоительные, лекарства, стимулирующие метаболизм.

Заметим, что тяжелая дизартрия не поддается полному лечению, в таких случаях терапия направлено на максимальное восстановление функций речи и на социализацию ребенка.

klinika-zdorovya.ru

Дизартрия

Дизартрия – это тяжелое расстройство речи, при котором она становится нечленораздельной и невнятной.

О заболевании

Дизартрия – это нарушение речевых навыков вследствие поражения речедвигательного аппарата. Локализация патологического процесса, приводящая к проблеме, может развиваться на разных уровнях нервной системы, ответственных за формирование звуков, логическую стройность рассказа:

  • ядра черепных нервов, отвечающих за нервный контроль языка, губ, мягкого неба и т.д.;
  • проводящие пути между корой и церебральными ядрами;
  • подкорковые центры;
  • мозжечок и пути, проводниковые пути от него и к нему;
  • церебральная кора.

Лечение направлено на устранение или стабилизацию фоновой патологии, которая привела к речевым расстройствам, а также артикуляционную коррекцию.

Симптомы дизартрии

Патогенетические механизмы дизартрии многоплановы и связаны с неполноценной иннервацией органов, участвующих в формировании речи. Это дыхательные мышцы, мышцы губ, языка и мягкого неба, гортань и голосовые складки. Как результат – речь становится невнятной и нечеткой.

Нарушение мышечного сокращения может быть двух видов – спастический и гипотонический вариант. Поэтому данные объективного осмотра отличаются:

  • Спазм мышц. Напряжение губ, языка, лица и шеи. Губы плотно сомкнуты. Ограничение движений при произношении звуков.
  • Гипотония мышц. Язык вялый, практически неподвижно лежит на дне ротовой полости. Рот полуоткрыт, т.к. губы не смыкаются. Отмечается повышенное слюноотделение. Из-за неподвижности мягкого неба голос приобретает носовой оттенок (становится гнусавым).

При дизартрии нарушается произношение практически всех звуков – как согласных, так и гласных. Ребенок смягчает твердые согласные. При произношении шипящих и свистящих звуков язык отодвигается не вперед, а в бок, задействуются межзубные промежутки.

Из-за комплексного нарушения иннервации изменяются и характеристики голоса. Он становится тихим, слабым, глухим, приобретает гнусавость и т.д. Дисбаланс в контроле дыхательного акта приводит к тому, что выдох укорачивается, а при произношении речи – дыхание учащается и становится прерывистым.

Из-за нечленораздельности речи ребенок не может четко дифференцировать звуки на слух. Это приводит к несформированности словарного запаса и невозможности грамматически правильно построить предложение. Поэтому так важно не упустить время и как можно раньше начать коррекцию речевых расстройств.

Причины дизартрии

  • токсикозы;
  • антенатальная гипоксия;
  • иммунный конфликт по системе АВО и резус-фактора;
  • хронические патологии у матери, вынашивающей ребенка;
  • осложненное течение родов;
  • родовые травмы;
  • роды раньше 37 недель;
  • асфиксия.
  • Все эти факторы способны привести к органическому поражению головного мозга, в т.ч. центров, отвечающих за развитие речи. Одновременно с этим нередко формируется детский церебральный паралич, причем его тяжесть коррелирует с тяжестью речевых нарушений.

    Помимо этого дизартрия может развиться в раннем детстве у изначального здорового ребенка. В этом случае причины кроются в тяжелых нейроинфекциях и интоксикациях, например, угарным газом, отравлением алкоголем и т.д., а также опухолях и травмах головного мозга.

    Диагностика дизартрии

    Ребенка с нарушением речи обследуют одновременно невролог и логопед.

    Невролог проводит объективный осмотр, оценивает выраженность рефлексов и назначает дополнительные методы диагностики. Как правило, нейросонография – ультразвуковое обследование головного мозга, позволяющее выявлять очаговые поражения. Также может проводиться реоэнцефалография и энцефалография.

    Логопедическое тестирование направлено на оценку речевых и неречевых нарушений. Неречевые параметры:

    • развитие мимической и речевой мускулатуры;
    • объем движений в височно-нижнечелюстном суставе;
    • характер дыхания и др.

    Речевые параметры оценки:

    • произносительная речь;
    • синхронность работы органов, участвующих в формировании речи;
    • правильность произношения звуков, построения предложений и т.д.

    На основании комплексного обследования определяется выраженность дизартрии. Различают 4 степени нарушений речи:

    • Первая степень (стертая форма) – речевые расстройства незаметны окружающим, выявляется только при логопедическом обследовании.
    • Вторая степень – речь понятная, но дефекты в произношении звуков присутствуют.
    • Третья степень – речь становится невнятной, понимают ее только люди из близкого окружения.
    • Четвертая степень (анартрия) – речь полностью невнятная, ее не понимают даже люди, постоянно находящиеся с ребенком.

    Лечение дизартрии

  • Неврологический вектор. Невролог проводит терапию основного заболевания, приведшего к нарушению речи. Для этого могут назначаться сосудистые препараты, ноотропы, витамины и другие. При наличии опухоли мозга, сдавливающей речевой центр, показано удаление (на этом этапе присоединяется нейрохирург).
  • Логопедический вектор. Формирование навыков правильного произношения звуков, построения предложений и т.д. Это очень кропотливая работа, которая должна продолжаться ежедневно.
  • В достижении желаемых результатов большое значение играет как можно ранее начало терапии, усердие родителей и самого пациента. Специалисты «СМ-Доктор» строят программу работы с ребенком таким образом, чтобы мотивация к достижению цели не пропадала ни на одном этапе, а только возрастала. Это и высокий профессионализм логопедов, неврологов и других участвующих врачей позволяют добиваться высоких результатов и восстанавливать внятность речи.

    Дизартрия - лечение, симптомы, коррекция, формы дизартрии
    www.smdoctor.ru

    Дизартрия: коррекция, степени, причины, симптомы

    Если у ребенка наблюдается нарушение произношения звуков и слов, это может говорить о развитии дизартрии. Согласно статистике, патология встречается у 5% детей. При заболевании ребенок может знать большое количество слов, уметь правильно строить фразы, однако понять его практически невозможно. Это происходит из-за невнятности речи.

    А теперь остановимся на этом подробнее.

    Что такое «дизартрия»?

    Дизартрия вызывает нарушение речи, при котором наблюдается ухудшение связи между ЦНС и речевым аппаратом. Суть патологии состоит в затруднении произношения отдельных звуков или слогов. Возможно их искажённое выговаривание. Однако достаточно сложно вывести, какой именно звук вызывает затруднения у ребенка. Дело в том, что нарушение затрагивают все произносительные части речи.

    У больных заболеванием речь отличается неразборчивостью и скомканностью. У детей с такой патологией может наблюдаться отставание в развитии. Это происходит из-за того, что заболевание оказывает влияние на речь и письмо. У взрослых лиц слуховое восприятие речи и нарушение письма не выявляется. Однако патология вызывает одинаковый дискомфорт вне зависимости от возраста.

    В зависимости от клинико-психологической характеристики, дети с таким заболеванием могут быть определены в неоднородного типа группу. Причем в ней отсутствует взаимосвязь между тяжестью проявлений заболевания и степенью выраженности психосоматических форм склонения. Нужно учитывать, что тяжелая форма заболевания может возникать у детей с сохранённым интеллектом. В тоже время лёгкие варианты патологии способны привести к возникновению нарушений интеллектуального развития.

    Минимальная форма дисфункции при патологии встречается достаточно часто. Она может наблюдаться в коллективах детей, которые проходят обучение в специализированных школьных и дошкольных учреждениях. В этих ситуациях, помимо недостаточности речи, присутствует нарушение интеллектуальной деятельности, внимания, памяти, а также патология волевой и эмоциональной сферы. Возможно развитие легких форм двигательных расстройств, а также замедленность формирования ряда функций высшего порядка.

    Возможно появление двигательных нарушений. Они формируются у пациентов с соответствующей функцией на более поздних сроках. Нарушение эмоциональных и волевых качеств заключается в выявлении высокой степени эмоциональной возбудимости и общей истощаемости. Это явление характеризует состояние нервной системы. Период первого года жизни у детей отличается повышенной обеспокоенностью. Они требуют постоянного внимания к себе. Такие пациенты плаксивы. Могут развиваться нарушения аппетита и сна, расстройства ЖКТ, предрасположенность к срыгиванию и рвота. Нередко такие пациенты страдают от зависимости.

    Степени дизартии

    Существует большое количество разновидностей патологии. Классификация напрямую зависит от того, какая именно часть речевого аппарата подверглась поражению. В зависимости от разновидности проблемы будет различаться и лечение, позволяющее бороться с ней.

    Артикуляционная дизартрия

    При заболевании страдает артикулярный компонент речи. Эта особенность напрямую зависит от работы мозга. Орган отвечает за координацию движений, которые совершают глотка, щеки и язык. Артикуляция может меняться при мозговых патологиях. Это приводит к возникновению заболевания.

    Бульбарная дизартрия

    Патологии появляются в результате развития заболеваний или воспалений продолговатого мозга. В результате происходит одностороннее и двустороннее поражение лицевого нерва. Причиной возникновения патологии может стать вирусное заболевание или отит. Если наблюдается одностороннее поражение, у человека присутствуют вялые параличи мышц рук, одной щеки. Всё это становится причиной возникновения нечетких артикуляций губных звуков. Если развивается двустороннее повреждение, произношение всех губных звуков осуществляется по единому целевому губному или другому звуку. Например, вместо в человек произносит ф.

    У пациента нарушено нормальное восприятие согласных. Он путает близкие по звучанию буквы. Так, вместо б человек произносит п. Дифференциация звуков не осуществляется. Характерно расстройство голоса или отсутствие звучности в нём. Наблюдается нарушение произношения, которое сопровождается назализацией, гнусавостью, отсутствием мимики и гиперсаливации. Дополнительно могут наблюдаться расстройства глотания и сосания.

    Логопедическая дизартрия

    Помимо неврологических, существует логопедическая патология. Она основывается на понимании речи ребёнка окружающими. Выделяют:

    1. Первая степень заболевания. Сюда включают стертую форму дизартрии. Дефекты удается выявить только во время проведения специального исследования.
    2. 2 степень патологии. Речь продолжает оставаться понятной. Однако дефекты заметны окружающим.
    3. 3 степень диссоциации. Детей с заболеванием могут понять только родители и их знакомые. Посторонним очень трудно разобрать, что именно говорит ребёнок.
    4. 4 степень заболевания. Речь полностью отсутствует. Или не может быть понята даже родителями.

    Различные формы заболевания проявляются по-разному. Потому в каждом конкретном случае подбирается индивидуальное лечение и подход к взаимодействию с ребёнком.

    Стертая дизартрия

    Такое название получили легкие расстройства фонетических и просодических компонентов речи. Патология обусловлена нарушениями функционирования органов, отвечающих за артикуляцию. Для дефекта характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков и некоторых автоматических групп, сложность автоматизации и маловыразительная речь. Нарушения диагностируются во время уточнения логопедического и неврологического статуса.

    Коррекция проводится с применением артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики. Дополнительно пациенту может быть назначен логопедический массаж. Очень много усилий требуется на то, чтобы автоматизировать процесс проговаривания вызванных звуков. Параллельно пациенту предстоит пройти лечение у невролога.

    Симптомы дизартрии

    Симптомы заболевания хорошо заметны окружающим. Исключение составляет только 1 степень тяжести патологии. Главным симптомом является трудная и невнятная речь. Обыватели называют такое явление кашеваркой. Его проявления обусловлены иннервацией мышц нёба. Патологии развития могут затрагивать также дыхательную мускулатуру и гортань. Иногда они отличаются дисфункцией при нормальном развитии.

    Заболевание нередко сопровождается нарушением моторики артикуляции. Это значит, что имеет место постоянное напряжение мускулов. Они всё время находятся в тонусе. Аналогичное явление касается мышц:

    • языка;
    • лица;
    • шеи.

    Наблюдается характерная плотность смыкания губ или, наоборот, их расслабление. Это приводит к тому, что рот пациента постоянно приоткрыт. Может наблюдаться обильное слюноотделение. У пациента сильно заметна назализация голосом. Если патология сопровождается мышечной дистонией, может наблюдаться изменение мышечного тонуса с низкого на более высокий.

    Затруднения в произношении звуков могут быть выражены в разной степени. Всё зависит от того, как сильно поражена нервная система человека. 1 степень патологии сопровождается незначительными изменениями речи, которые далеко не всегда заметно даже специалисту. При этом самая тяжёлая вариация патологии приводит к невозможности говорить, или к сильной неразборчивости речи.

    Все дефекты произношения при патологии отличаются стойкостью. Их достаточно сложно преодолеть. Много времени потребуется потратить на автоматизацию звуков. Их артикуляция крайне затруднена. Присутствуют проблемы и с речевым дыханием. При патологии пациент делает короткий вдох в момент произнесения слова. Когда человек говорит, дыхание учащается и прерывается. Голосовые интонации также могут нарушаться. Голос пациента становится слабым во время произношения звуков. Всё это приводит к изменению тембра. Голос становится глухим. Все звуки произносятся в нос. Речь таких больных монотонная.

    Причины и профилактика дизартрии

    Главной причиной возникновения заболевания врачи называют поражение головного мозга. В результате наблюдается иннервация артикулярного аппарата. Это значит, что органы, которые принимают участие в процессе создания речи, отличаются малой подвижностью. Такое явление затрагивает губы, голосовые связки, нёбо, язык и прочее.

    Если патология развилась у взрослых людей, нарушение письма и чтения у них не наблюдается. Эти функции сохраняются. Однако в случае, если патология поразила ребёнка, расстройства возникают и при письме и чтении. В этом случае человек изначально становится неспособным к какой-либо форме речи. Устная речь у больных с заболеванием лишена плавности. Она сопровождается изменениями тембра и сбивчивым ритмом дыхания.

    Травмы головного мозга, которые в последующем могут привести к заболеванию, способны возникнуть из-за:

    • конфликт резус факторов;
    • мать сталкивалась с сильным токсикозом во время беременности;
    • имеет место быть неправильное развитие плаценты;
    • наблюдались инфекционные болезни мозга у новорождённого;
    • роды длились слишком долго или, наоборот, протекали стремительно.

    Вышеуказанные причины появления заболевания характерны для детского возраста. Заболевание у взрослых провоцируют иные факторы. К его появлению могут привести:

    • сосудистая недостаточность;
    • развитие рассеянного склероза;
    • перенесенный инсульт;
    • воспаление головного мозга или его опухоль;
    • генетические заболевания нервной системы;
    • астенический бульбарный паралич.

    Менее распространёнными поводами для развития патологии выступают передозировка лекарственными средствами, отравление угарным газом, интоксикация вследствие употребления большого количества алкоголя или наркотиков, а также травма головы.

    Коррекция дизартрии с упражнениями

    Борьба с заболеванием должна носить комплексный характер. Чтобы добиться положительного результата, необходимо сочетать логопедическую работу с использованием лекарственных средств. Большое значение несёт массаж лица и языка, а также физиолечение.

    Подбор упражнений для пациента осуществляет врач. Часть из них можно осуществлять в домашних условиях. Процесс рекомендуется выполнять ежедневно. Так, если пациент хочет ускорить излечение от патологии, он должен ежедневно, стоя перед зеркалом, повторять движение губ и языка окружающих. Дополнительно используются приемы речевой гимнастики, в перечень которых входит:

    • оскал зубов;
    • открытие и закрытие рта;
    • вытягивание губ в трубочку;
    • удержание рта в открытом состоянии;
    • выдергивание изо рта марлевой повязки, припущенной зубами.

    Дополнительно проводится артикуляционная гимнастика. Изначально применяются пассивные методы. Они выполняются с помощью механического воздействия. А затем производится активно-пассивная гимнастика. Затем осуществляются только активные действия. Процедура выполняется под руководством логопеда. Суть пассивной гимнастики языка состоит в выведении его вперед и втягивании назад. Дополнительно можно поднимать орган вверх и опускать вниз. Эксперты советуют придавливать кончик языка к одной полости рта, затем поднимать к твердому нёбу. Пользу несут и лёгкие движения из стороны в сторону. Суть пассивной гимнастики губ состоит в собирании верхней и нижней из них вместе. Дополнительно рекомендуется вытягивать губы в трубочку. Затем пациент может поочередно поднимать верхнюю и нижнюю губу. Еще одним упражнением выступает создание разных укладов губ, требующихся для произнесения гласных звуков.

    Дизартрия - лечение, симптомы, коррекция, формы дизартрии
    zdorrov.com

    COMMENTS