Эмоциональная гибкость в жизни и в профессиональной деятельности

Гибкость эмоциональная

– степень свободы способностей ощущать в необходимой или желаемой степени весь спектр возможных эмоций вызываемых совокупностью актуальных стимулов (внутренних и внешних, от физических до духовных).

В своей работе «Эмоциональная гибкость учителя» Митина Л.М., Асмаковец Е.С. исследуя пути оптимизации деятельности рассматривают эмоциональную гибкость учителя как интегральную характеристику личности, обусловливающую эффективность педагогического труда и представляют структуру эмоциональной гибкости, как состоящую из двух взаимосвязанных подструктур: эмоциональной устойчивости (невосприимчивость к негативным стимулам) и эмоциональной экспрессивности. В соответствии с этим можно определить конкретные психотехнологические приемы направленные на развитие способности контролировать отрицательные эмоции, создавать у себя необходимое творческое эмоциональное состояние, насыщать общение положительными эмоциями и чувствами.[39]

Выделенные две подструктуры мы дополняем ещё одной – эмоциональной уравновешенностью или эмоциональным самосознанием, позволяющей увидеть эмоциональную гибкость целостностью компонентов «входа», «выхода» и «внутренности».

Эмоциональная уравновешенность часто понимается как способность подавлять сильные, как правило, негативные эмоции. На самом деле уравновешенность – это не подавление эмоций и не отсутствие их. Уравновешенность – это равновесие, то есть, «равноправие» и «сотрудничество» разных эмоций, когда ровность достигается не просто подавлением, а компенсацией и дополнением одних другими. На самом деле сильные негативные эмоции нами переживаются, только когда мы одновременно ограничивающими убеждениями и необъективными предположениями подавляем такие же сильные позитивные эмоции.

Гибкость эмоциональная проявляется в различных эмотивных феноменах: аффектах, настроениях, чувствах, и описывается отношениями трёх составляющих эмоций:

– модальности (формального качества, предметного содержания);

Гибкость эмоциональная основывается на свойствах эмоций.[40]

1. Универсальность – возможность переживать любые (разные) эмоции по поводу любой потребности.

Возможность переживания одной эмоции к разным потребностям и разных эмоций к одной потребности.

2. Пластичность – возможность переживать разные оттенки одной эмоции и даже с разными знаками, например, удовольствие от страха острых ощущений на карусели.

3. Динамичность – способность эмоций нарастать, ослабевать, изменяться в пространстве и времени по отношению к источнику и в зависимости от фазы протекания.

4. Доминантность – способность более сильных эмоций подавлять противоположные.

5. Кумулятивность – способность эмоций суммироваться, накапливаться и усиливаться при этом.

6. Адаптивность – способность притупляться в процессе привыкания (принцип десенсибилизации – обесчуствления).

7. Субъективность – способность разных людей, в зависимости от личностных особенностей, испытывать разные эмоции по отношению к одному и тому же источнику.

8. Заразительность – возможность передавать эмоции другим, «заражать» в процессе общения (паника).

9. Запоминаемость – способность эмоций долго храниться в памяти и вызываться представлениями.

10. Иррадиация – возможность распространения эмоций со стимула на всё, что воспринимается (поцеловала вдруг, и стало светлым всё вокруг, от улыбки станет мир светлей).

11. Перенос – возможность переживать стимульные эмоции по отношению к предметам, связанным с этим стимулом (отношение к письму любимого).

12. Амбивалентность – способность переживать противоположные эмоции одновременно и по отношению к одному и тому же объекту (ревность как любовь и ненависть).

13. Отражаемость – возможность одних эмоций возбуждать другие. Вывод: с эмоциями можно сделать всё, что ты захочешь.

Попробуй отреагировать разными эмоциями, выразив их словами, на следующие стимулы и запиши их. Стимулы:

– я люблю тебя, солнышко

– пошёл в жопу, чмо…

Эмоции: Твой ответ:

Как ещё ты можешь ответить? Какие чувства это вызывает? Способен ли ты предусмотреть условия, в которых полезны те или иные реакции? Способен ли ты оставаться спокойным, уравновешенным при необходимости, когда тебя раздражают, злят, смешат и тому подобное?

Когда ты выполнишь это упражнение, поймёшь: эмоции определяются не внешним событием, а внутренней позицией. Эмоции – это то, что зависит от тебя, а не от чего-то, кого-то.

Таким образом, есть поведение, есть эмоциональное отношение и есть понимание их, с одной стороны, и ценностное «Я» человека и поведение его с другой. И главное условие эмоциональной гибкости в общении – понимание разницы между моим отношением к результатам поведения человека и моим отношением к его ценной уникальной личности.

– Ты достойный и замечательный человек, и я понимаю, что ты хочешь сделать лучше, но мне не нравится то, как ты это делаешь.

– Я очень хороший, просто тебе не нравится, как я это сделал.

Доброжелательность + Критика + Помощь = Ассертивность ? уважение, доверие и благодарность

Ассертивность ? (агрессвность ? вина)

Ассертивность ? (униженность ? жалость)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

7.4. Эмоциональная связь покупателя с продуктом

7.4. Эмоциональная связь покупателя с продуктом Конечно, главным эмоциональным символом продающей идеи является «визуальный молоток». Далее предстоит приучить к нему целевую аудиторию так, чтобы впоследствии людям было достаточно увидеть «молоток», чтобы сразу же

Гибкость

Гибкость Жизнь меняется по мере изменения отношения к ней. (принцип NLP) Перемены – это книга, Которой нельзя чуждаться. Ее Дао всегда изменяется — Преобразования, движение без минуты покоя, Протекающее через шесть пустот, Поднимаясь и утопая без устойчивой

14.8.11 Психологическая (эмоциональная) реактивность

14.8.11 Психологическая (эмоциональная) реактивность Акция – реакция. Действие – противодействие. Надо – не надо. Должен – не должен. Мы люди, за которыми тянется шлейф нашего детства. Нас воспитывали, устанавливая границы нашего поведения. Мы часто слышали «надо!», и это

Почему ярость – это эмоциональная реакция?

Почему ярость – это эмоциональная реакция? Если мы не получаем уважения от других людей, то злимся, потому что недостаток (или отсутствие) уважения причиняет ущерб тому, как мы хотим видеть себя. Нас отсекают от питания – питания для нашей души. Эмоциональным ответом на

Функциональная гибкость, или гибкость в части рабочих заданий54

Функциональная гибкость, или гибкость в части рабочих заданий54 Функциональная гибкость подразумевает мобильность и способность работников выполнять меняющиеся задания. Это может быть вызвано необходимостью горизонтальной (работник берется за задания, прежде

Финансовая гибкость, или гибкость в части оплаты труда

Финансовая гибкость, или гибкость в части оплаты труда Сейчас финансовая гибкость обсуждается в основном в рамках движения от унифицированных систем к более гибким соглашениям относительно оплаты труда, в большей степени учитывающим индивидуальный вклад и

Эмоциональная вовлеченность

Эмоциональная вовлеченность Компании, которая планирует активно и последовательно действовать в социальных сетях, следует помнить, что только высокая эмоциональная вовлеченность пользователей в диалог с брендом обеспечит последнему успешное и долгосрочное

marketing.wikireading.ru

О пользе психологической гибкости

Что такое психологическая гибкость и зачем она нужна?

Постулат таков: от восприятия окружающего мира, возможностей находить глубокие взаимосвязи, радоваться моменту, принимать события правдиво и делать развивающие выводы- зависит ваш прогресс как человека, и сопутствующие “побочные” эффекты, такие как “счастье”, “радость” жизни.. В кавычки беру намеренно, чтобы было понятно, это такие термины, которые часто понимают разные люди по разному.

У человека есть установка, что его по жизни хотят все обдурить, и что жизнь это мучение. В итоге, когда какой-то человек ( даже близкий, муж или жена) делает или говорит что-то, какое-то замечание ( или вам кажется что это замечание), он или она- могут это говорить потому что любят вас и хотят сделать вас счастливей. Но поскольку установка ( или фильтр восприятия имеется), вы однозначно интерпретируете это действие как попытку обидеть, унизить, обдурить ( впишите нужное). Это проявление психологической не-гибкости.

Хотя справедливости ради стоит сказать, заранее в любом случае не известно, почему тот или иной человек может что-то говорить или делать ( заранее решать поэтому об этом, может быть серьёзной ошибкой)

При этом получается, что для проявления психологической гибкости необходимо проявлять особые коммуникативные навыки, то есть идти на контакт, выяснять что имел ввиду человек, когда делал или говорил что-то.. и это не всегда ( хотя и часто) может достигаться прямыми вопросами.

Однако, тема коммуникаций не будет рассмотрена в этой статье, оставлю на потом, сейчас еще приведу несколько примеров психологической гибкости ( и не-гибкости), чтобы вы понимали, как хитёр и опасен этот зверь.

Классический пример, подавляющее число разводов происходит как раз из-за негибкости, проявляющейся в таком виде: “я думал, что она думала, что я…” Статичное убеждение, которое проявилось из-за того, что у человека была фиксированное убеждение или установка на какой-то аспект бытия. Психолог, работающий с семейными проблемами рассказывал именно о огромном числе случаев, когда муж и жена приходили к нему на грани развода ( за рубёжом конечно, так как у нас это не принято, ха-ха!) и когда начинали выяснять, оказывалось:

“я думал, она считает меня идиотом… я думала, что он меня не уважает” но поговорить об этом и прояснить ситуацию, никто не удосужился ( или не отважился?)

Вот вам и несколько простых проверочных признаков, пройдя по которым вы пожалуй сможете понять, имеете ли вы гибкость?

1) Нахождение в моменте здесь и сейчас ( с тем что происходит). Если вы больше ориентированы на прошлое или будущее ( ой, а в прошлом было так.. почему сейчас не так..или в будущем хочу вот так..), то теряя момент с настоящем становитесь деревянной деревяшкой, которая сидит/лежит/идёт и мечтает …не замечая происходящее. такая вот аналогия или метафора смешная.

2) Самонаблюдение или самоактуализация ( способность посмотреть на себя со стороны). Кстати, отличнейший инструмент для этого- символическое моделирование. Способны вы расширенно понаблюдать за собой и подробно описать себя по всем трём этажам? ( физический, эмоционально-социальный, интеллектуально- духовный). Вот опять же ссылка на видео для понимания важности осознания себя по трём этажам

3 ) Некая общая идея которую можно прописать красной нитью в вашей жизни ( зачем живёте то?) То, что живёт глубоко в душе. Совсем смешные примеры: один человек хочет потреблять всё вокруг, другой хочет творить для питания своего эго, третий хочет творить для того, чтобы сделать жизнь вокруг “лучше”, четвертый просто любит природу и хочет быть её хранителем, у пятых цель в воспитании детей (или обучении кого-либо) и каждая из этих целей или идей согревает человека.. Если же он не знает, что ему надо и для чего живет, то какая может быть гибкость? Будет как ветром носить, туда или сюда.. Окажется в окружении людей с разными, противоположными идеями, и что тогда?

4 ) Умение находить общий язык с людьми и окружающими объектами. Может быть это несколько субъективный признак, но тем не менее.. Объяснять не буду развёрнуто, но если вы постоянно попадаете в конфликт с окружающей средой, есть большая вероятность, что имеете какие-то жёсткие фиксированные убеждения, например: “мир жесток” или ” я человек маленький, не могу ничего сделать”, и при этом, начинаете процеживать все события вокруг и явления через этот фильтр, находя ему подтверждения.. И мир становится действительно жесток..

Кстати, для “лечения” проблем, указанных в пункте 4 хорошо помогает АЯшечная коммуникация. АЯшечная коммуникация- это коммуникация от А до Я. То есть разобраться полностью от А до Я ( буква Я в данном случае это приход к общему знаменателю и завершение коммуникации, полезное для обоих сторон, для объекта и субъекта коммуникации). Это может быть и общее согласие в чём-то, и соглашение по тому или иному вопросу.. Но про АЯшечную коммуникацию пожалуй напишу уже в других статьях.. Это огромная тема для проработки. ( Кстати говоря, по хорошему АЯшечной коммуникацией NLP должно заниматься.. если рассмотреть NLP как науку, которая прослеживает взаимодействие слов-единиц смысла с мозгом человека и влиянием на мозг и сознание. То есть нейро-лингвистика. Не рассматриваю NLP- как способ манипуляции, ибо фу-фу-фу! не для этого оно было создано)

Еще хотелось бы коснуться момента важного, чем же отличается психологическая гибкость от мягкотелости, от хитрости и от умения манипулировать?

Есть принципиальные отличия и их важно понимать.

1) Мягкотелость. Человек просто сдался и позволяет другому человеку им манипулировать..или просто находя отговорки: а что я могу сделать, оставляет всё так, “как само идёт”. Просто сбрасывает с себя любые проблемы заботы, машет рукой.. А, плевать, пусть будет как будет.. При этом, в каких-то моментах человек психологически гибкий может быть похож на мягкотелого человека, но стоит понимать что это лишь в данный момент. Человек гибкий всегда понимает или хочет понять, что происходит и как привести ситуацию в гармонию, чтобы не было стороны пострадавшей.

2) Хитрость и желание манипулировать- с одной стороны даёт выгоды, возможность управлять мягкотелым человеком (см.пункт выше), но при всём при этом, это тоже не-гибкость, так как рано или поздно тот, кем манипулировали поймет это… И как думаете, что может быть? Как минимум скандал. Собственно, манипулирование это желание получить ТОЛЬКО свою выгоду, и плевать на остальных.. А бумеранг в этом мироздании никто не отменял. Не говоря уж о том, что если ты смотришь на мир как площадку для манипулирования, то не стоит удивляться что сманипулируют тобой.

Так вот, психологическая гибкость это также умение различать все эти ситуации, и ГИБКО на них реагировать, делать выводы, и действия, которые в итоге приводят к развитию по всем трём этажам-сферам ( физическая, эмоционально-социальная, духовно-интеллектуальная), видео про это выше, если кто не знает об этой концепции.

В конечном счёте, психологическая гибкость это необходимое условие и инструмент развития человека. Развития не количественного, а качественного!

Правда тут приходится снова напомнить о том, что такое развитие… Но пока оставлю эту тему без ответа, когда она появится, пожалуй или допишу подробней, или дам ссылку.

Ключ правда даю для развития, если возьмёте этот ключ в свои руки и провернёте его в замочной скважине, думаю легко сможете понять сами для себя, что есть развитие.

Казалось бы странное название, а причём тут ясновидение? Прочитайте и узнаете, общая важная концепция развития надеюсь после этого прояснится.

Эмоциональная гибкость в жизни и в профессиональной деятельности
geval.ru

Презентация Эмоции в профессиональной деятельности

Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции
  • Успейте записаться до 17 декабря!

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Тема : «Эмоции в профессиональной деятельности» Я Вас люблю, хоть я бешусь. Пусть это труд и стыд напрасный И в той глупости ужасной, У Ваших ног, я признаюсь. (А.С.Пушкин) Учитель высшей категории МБОУ-СОШ №3 г. Мценска Тюкачева Л.С.

    Сегодня В ходе занятия мы с вами Научимся узнавать, контролировать и соотносить свои эмоциональные состояния с требованиями профиля обучения и будущей профессий Проведем определение уровня тревожности и анализ результатов диагностики.

    Эмоции — переживания в форме пристрастного, сугубо личного отражения жизненного смысла явлений и ситуаций.

    Эмоции говорят о содержании личности, помогают раскрыть внутренний мир людей

    Эмоции и чувства имеют важное значение для самопознания, осознания своих особенностей, поступков, своего места в жизни, планов на будущее

    Эмоции играют регулирующую роль в контактах с окружающими

    Формы эмоциональных состояний

    Эмоциональное состояние и труд Профессии, связанные с постоянными контактами с людьми (врач, следователь, учитель, продавец), требуют от человека самоконтроля эмоциональных состояний

    Эмоциональное состояние и труд Профессии с повышенной ответственностью (водитель, летчик, инкассатор, авиадиспетчер, оператор производственных процессов) могут провоцировать эмоциональное напряжение

    Эмоциональное состояние и труд Каждому человеку, вне зависимости от избранной профессии, необходимо формировать способность контролировать и регулировать свои эмоциональные реакции

    Тест «Басса — Дарки» (беспокойство-тревожность) Инструкция: Если Вы согласны с утверждением (оно соответствует Вашему опыту или наиболее часто повторяющимся состояниям), в бланке напишите “Да”, Если затрудняетесь с ответом — впишите “Не знаю”, Если не согласны, запишите “Нет”. Работать нужно спокойно, не пропускать вопросов, представлять типичные ситуации. 1. 2. 3. 4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

    Обычно я работаю с большим напряжением. Ночью я засыпаю с трудом. Для меня неприятны неожиданные изменения в привычной обстановке. Мне нередко снятся кошмары. Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании. У меня чрезвычайно беспокойный прерывистый сон. Я хотел бы стать таким же счастливым, как, на мой взгляд, счастливы другие. Безусловно, мне не хватает уверенности в себе. Мое здоровье сильно беспокоит меня. По временам я чувствую себя совершенно бесполезным.

    11.Я часто плачу, у меня глаза на мокром месте. 12.Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь сделать что-нибудь трудное или связанное с опасностью. 13.Временами, когда я нахожусь в замешательстве, я потею, и от того я смущаюсь. 14.Я ловлю себя на том, что меня что-то тревожит. 15.Для меня неприятна ситуация с неясным исходом. 16.Даже в холодные дни я легко потею. 17.У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте. 18.Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением. 19.Я гораздо чувствительней, чем большинство людей. 20.Я легко прихожу в замешательство.

    21. Мое положение среди окружающих сильно беспокоит меня. 22. Из двух ситуаций: успеха или неудачи — я обычно предсказываю себе неудачу. 23. Я боюсь принять решение, не имея полных сведений о предстоящих событиях. 24. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно уснуть. 25. Мне приходилось испытывать страх даже тогда, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает. 26. Я склонен принимать все слишком всерьез. 27. Мне кажется порой, что передо мной такие трудности, которые мне не преодолеть. 28. Порой мне кажется, что я ни на что не годен. 29. Я почти всегда испытываю чувство неуверенности в своих силах. 30. Мне весьма тревожат возможные неудачи.

    31. Ожидание всегда нервирует меня. 32. В состоянии возбуждения всегда забываю, что хотел сказать. 33. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков. 34. Я человек легко возбудимый. 35. Я часто боюсь, что вот- вот покраснею. 36. У меня не хватит духа вынести все предстоящие трудности. 37. Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана, и я вот-вот выйду из строя. 38. Обычно мои руки и ноги достаточно теплые. 39. У меня обычно хорошее и ровное настроение. 40. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

    41. Когда нужно что-либо ждать, я могу делать это спокойно. 42. У меня редко бывают головные боли после переживаний. 43. У меня не бывает сердцебиения при ожидании чего-то трудного. 44. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей. 45. Я уверен в себе. 46. По сравнению с моими друзьями, я считаю себя вполне смелым. 47. Я застенчив не более чем другие. 48. Обычно я спокоен, вывести меня из равновесия нелегко. 49. Я практически никогда не краснею. 50. Могу спокойно спать после любых неприятностей

    Обработка результатов: 1. Подсчитайте количество ответов “Да” в первых трех колонках бланка (утверждение с 1 по 37) 2. Подсчитайте количество ответов “Нет” в четвертой колонке (ответы на пункты 38 — 50) 3. Подсчитайте ответы “ Не знаю” во всех колонках и разделите это число на два. 4. Сложите полученные три числа. 5. Сумму сравните с психодиагностической шкалой. Внесите полученные результаты в сводную таблицу Свойство Ниже среднего Средний Выше среднего Тревожность (БТ) 0 – 14 15 – 24 25 и выше

    К следующему занятию: Дайте определение «эмоции», «аффект», «настроение». 2. Подумайте и ответьте: чем отличаются эмоции флегматика от эмоций сангвиника? 3. Какие профессии предъявляют повышенные требования к эмоциональности человека. Приведите примеры.

    Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции
  • Успейте записаться до 17 декабря!

    • Все материалы
    • Статьи
    • Научные работы
    • Видеоуроки
    • Презентации
    • Конспекты
    • Тесты
    • Рабочие программы
    • Другие методич. материалы

    Презентация на тему «Эмоции в пофессиональной деятельности» создана для проведения занятия с учениками 9 класса в рамках курса «Профессиональное самоопределение подростков».

    Цель данного занятия : с формировать у учащихся умение узнавать, контролировать и соотносить свои эмоциональные состояния с требованиями профиля обучения и будущей профессий.

    Содержание: Роль эмоций в профессиональной деятельности. Понятия «эмоция», «чувство», «настроение». Эмоции – как регулятор в контактах с окружающими. Эмоциональные состояния: страсть, чувства, аффект, настроение. Особенности их протекания. Способность регулировать и контролировать эмоции

    Практическая работа: Определение уровня тревожности. Опросник “Беспокойство — тревожность». (Басса- Дарки) Анализ результатов диагностики.

    • Тюкачева Людмила СергеевнаНаписать 2454 13.01.2015

    Номер материала: 295998

    • Технология
    • Презентации
      13.01.2015 720
      13.01.2015 567
      13.01.2015 1636
      13.01.2015 1568
      13.01.2015 645

    Не нашли то что искали?

    Оставьте свой комментарий

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Эмоциональная гибкость в жизни и в профессиональной деятельности
    infourok.ru

    Эмоциональная гибкость учителя

    ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ УЧИТЕЛЯ

    Основным условием развития интегральных характеристик личности учителя, в частности эмоциональной гибкости, является развитие самосознания учителя.

    Самосознание – это динамическая система представлений человека о самом себе, осознание их своих физических, интеллектуальных и других качеств, самооценка этих качеств, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Самосознание формируется в процессе социализации, воспитания, но имеет и определенные соматические и индивидуально-природные детерминанты. С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно в них и через них проявляется человек и соответственно изменяется его самосознание. В свою очередь и самосознание служит для них обратной связью. В отличие от ситуативных Я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в данный момент времени) самосознание создает у человека ощущение своей определенности, самотождественности.

    Поскольку для понятия профессионального самосознания родовым является понятие самосознания личности, то, по-видимому, можно говорить о совпадении общих принципов развития, закономерностей, механизмов этих двух категорий. Разумеется, это не исключает, а как раз подразумевается проявление каких-то специфических особенностей развития профессионального самосознания учителя как частного случая самосознания личности в целом. Поэтому имеет смысл, исследуя профессиональное самосознание учителя, опираться на изученные свойства и характеристики самосознания личности и искать особую специфику их проявления.

    Профессиональное самосознание учителя – осознание педагогом себя в каждом их трех составляющих пространства педагогического труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения и в системе собственной личности.

    Структура профессионального самосознания учителя.

    Каждый компонент в структуре самосознания необходимо рассматривать двояко: с точки зрения динамической – протекания и развертывания процесса и с точки зрения результативной — появления и наличия определенного продукта. В когнитивном компоненте профессионального самосознания учителя необходимо различать процесс самосознания и результат — систему знаний о себе, индуцируемую в образ Я как профессионального педагога.

    Образ Я педагога является обобщенной системой представлений субъекта о себе, образующейся в результате процессов осознания себя в трех взаимодополняющих и взаимопересекающих систем: в системе педагогической деятельности, в системе педагогического общения и в системе личностного развития. Образ Я педагога имеет преимущественно когнитивный характер и является относительно устойчивым образованием, хотя, разумеется, подверженным периодическим колебаниям под воздействием внутренних и внешних фактором. Нельзя говорить о высоком уровне самосознания в случае неглубокого или неверного понимания себя педагогом хотя бы в одной из указанных выше систем. Когнитивный компонент является в структуре самосознания ведущим.

    Аффективный компонент профессионального самосознания учителя характеризуется совокупностью трех видов отношений:

    1. отношением к системе своих педагогических действий, к целям и задачам, которые педагог ставит перед собой и своей педагогической деятельности, к средствам и способам достижения этих целей; оценкой результатов своей работы;

    2. отношением к системе межличностных отношений с учениками, в которые вступает педагог в своей профессиональной деятельности; эмоциональной оценкой того, как он реализует основные функции педагогического общения – информационную, социально-перцептивную, презентативную, интерактивную и аффективную;

    3. отношением к своим профессионально значимым качествам и в целом к своей личности профессионала, оценкой уровня своей личностной и профессиональной компетентности и соответствия своему собственному идеальному Я-образу педагога.

    Одним из важнейших понятий, связанных с аффективной подструктурой профессионального самосознания учителя, является понятие самооценки.

    Самооценивание, имеющее аффективную природу, только впоследствии благодаря использованию определенных эталонов – других субъектов и их оценок, даваемых индивиду, — приобретает когнитивные качества. Результатом процесса самооценивания становится устойчивое обобщение отношение личности к себе.

    Знание о себе, о своих личных и профессиональных качествах, адекватная оценка своей профессиональной компетентности, умений налаживать эффективное межличностное взаимодействие с учениками, а также возникающее на основе этих знаний и самооценивание эмоционально-ценностное отношение к себе детерминируют поведенческий компонент профессионального самосознания учителя. Основным психологическим механизмом этой подструктуры является удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью. Под удовлетворенностью понимается соотношение между мотивационно-ценностной сферой личности учителя и возможностью успеха деятельности по реализации ведущих мотивов.

    Учитель, чувствующий удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает тревожности и внутреннего напряжения при общении с учениками. Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, он с большей готовностью, чем его коллега с неадекватной самооценкой и высокой степенью неудовлетворенности, идет на контакт с детьми, демонстрирует способность к их безусловному принятию. Тем самым педагог, испытывающий убежденность в своей личной и профессиональной компетентности, оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность.

    Существует несколько методов релаксации, и все они в той или иной степени напоминают релаксационные упражнения йогов. Среди них наиболее являются следующие:

    1. Комплекс упражнений аутогенной тренировки по Шульцу.

    2. Прогрессивная мышечная релаксация по Якобсону.

    3. Активационный релаксационный метод Махача.

    Основу этих методов составляют элементы релаксации и концентрации, а также ауторегуляционные дыхательные упражнения.

    Вашему вниманию будут предложены различные комбинации методов релаксации, которые позволяет вам продвинуться вперед и освоить ее без специального курса обучения при помощи инструктора.

    Релаксационные упражнения (методика выполнения).

    Релаксацию лучше всего осваивать в положении лежа на спине. Позже, когда первые шаги будут позади, вы сможете разучивать релаксационные упражнения и в других положениях: стоя, сидя, лежа на боку, во время ходьбы.

    Для начала несколько рекомендаций.

    1. Прежде чем разучивать упражнения, внимательно прочтите методическое руководство. Потом мысленно определите для себя, как и в каком порядке будете разучивать упражнения. Читая описание каждого упражнения, старайтесь представить, как вы будете его выполнять.

    2. По мере разучивания особое внимание уделяйте накоплению практического опыта.

    Не спешите! Релаксационный метод исключает спешку. Ни в коем случае не старайтесь доказать себе, что за один прием вы в состоянии овладеть двумя элементами, что ничего сложного в этом нет. Это буде роковой ошибкой, которая перечеркнет уже достигнутые, и только намеченные результаты.

    Сосредоточьтесь на проработке отдельных элементов упражнений, чтобы повысить эффективность его выполнения. Забудьте жизненный принцип «Все нужно делать легко и быстро». На релаксационные упражнения он не распространяется, поскольку вы осваиваете их для успокоения, а не для того, чтобы нервничать еще больше, желая скорее добиться успеха.

    3. При разучивании упражнений необходимо сосредоточиться на то, что вы делаете. Вдумайтесь и в то, что на первый взгляд кажется само собой разумеющимся, и в то, что очень трудно выполнить. Это поможет вам в дальнейшем. Если же во время релаксационных упражнений будут лезть в голову какие-то посторонние мысли, постарайтесь не обращать на них внимания.

    4. Не забывайте, что релаксацию вы осваиваете сами для себя! Разучивая релаксационные упражнения и применяя уже освоенную релаксацию, постарайтесь обойтись без зрителей. Упражняйтесь всегда с закрытыми глазами, однако веки ни в коем случае не должны быть судорожно сжаты.

    5. Расслабление – как мышечное, так и психическое – дается нелегко, поэтому основными условиями выполнения релаксационных упражнений являются терпение и упорство.

    6. Во время релаксации ваш организм находится в бодрствующем состоянии. Повторяя упражнения, сознательно контролируйте себя.

    7. Вашей целью является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное напряжение.

    8. Психическая ауторелаксация может вызвать состояние «идейное пустоты». Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу.

    9. В ходе релаксации вы можете воспринимать звуки окружающей среды. Разумеется, полностью отключиться от них просто невозможно. Однако, выполняя релаксационные упражнения, постарайтесь не замечать их – не обращать на них внимания.

    Предварительная подготовка.

    Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Подготовьте себе место для занятий на полу – ровно столько, сколько требуется для положения тела, лежа на спине. На пол постелите коврик. Во время выполнения комплекса упражнений не рекомендуется произносить вслух слова или отдельные звуки.

    Исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, стопы развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела (ладонями вверх). Голова слегка запрокинута назад ( ни в коем случае не наклонена вперед). Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.

    1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте обойти мысленно всю комнату ( вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.

    2. Внимательно следите за дыханием, пассивно осознавая, что дышите носом. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1 – 2 минут (как бы «уставившись» в одну точку). Постарайтесь не думать ни о чем другом.

    3. Сделайте не глубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, старясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

    Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела.

    Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела – с попеременным напряжением и расслаблением.
    4. Упражнения для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног – от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь почувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. При расслаблении вы ощущайте, что бедра, икры, ступни стали мягкими, как «тряпки». Повторите 3 раза.

    Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

    Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. Эти звуки для вас – всего лишь фон, не больше. Вы их « не хотите воспринимать» — у вас « нет на это времени». Сосредоточьтесь только на напряжении и расслаблении мышц ног. То же самое относится и к мыслям, которые возникают, — вы их регистрируйте, но не осознаете. Ни к коем случае не пытайтесь их побороть! Борьба эта напрасна и приводит, как правило, к обратному эффекту. Ведь мысли неотвратимы и постоянно возвращаются. Поэтому их нужно только регистрировать.

    5. Напряжение только ягодичных мышц. Сжимайте ягодицы, стараясь прочувствовать напряжение, и расслабляйте их. Повторите 3 раза. Затем полежите спокойно в течение нескольких минут.

    6. Напряжение брюшного пресса ( ни в коем случае не поднимайтесь с коврика!). Фиксируйте напряжение несколько мгновений, а затем быстро расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем полежите спокойно несколько секунд, наслаждаясь приятным ощущение расслабленного живота.

    7. Растягивание мышц грудной клетки. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание – грудные мышцы напряжены. Прочувствуйте это напряжение, а затем, сделав резкий выдох, расслабьте грудную клетку. Повторите 3 раза. Наслаждайтесь приятным ощущением расслабленных мышц.

    8. Упражнение для мышц рук. Слегка приподнимите обе руки, раздвинув пальцы как можно шире – как будто играете на пианино, стараясь охватить как можно больше количество клавиш. Фиксируйте это положение пальцев в течение нескольких секунд, стремясь почувствовать напряжение. Затем расслабьтесь, руки свободно опустите на коврик. Повторите 3 раза.

    Следя за мышцами обеих рук, стараясь вновь почувствовать напряжение. Затем расслабьтесь. Прочувствуйте тяжесть своих расслабленных рук. Повторите 3 раза.

    А теперь поднимите плечи, стремясь коснуться ими ушей. Зафиксируйте это положение на несколько секунд, стараясь прочувствовать напряжение плеч. Мысленно определите для себя, что это ощущение вам давно знакомо: напрягать плечи приходится довольно часто в течение дня, причем делаете это вы совершенно бессознательно. А это не что иное, как напрасное расходование энергии…

    А теперь расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем спокойно полежите, наслаждаясь приятным чувством расслабления.

    9. Упражнение для мышц лица. Начните с губ. С напряжением сомкните губы, фиксируя это положение несколько мгновений. Определите для себя, что и это ощущение вам знакомо. Правда, с той разницей, что напряженные губы отражают внутреннюю сосредоточенность. Затем расслабьте губы, увлажните их языком, следя за тем, чтобы язык не упирался в небо. Повторите 3 раза.

    Теперь наморщите лоб (нахмурьтесь) примерно на 30 секунд, а затем расслабьте лобные мышцы. Повторите 3 раза.

    10. В заключение мысленно «пробегитесь» по всем мышцам тела – не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

    Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго, даже очень долго лежите на спине – спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Прочувствуйте, как по всему телу растекается согревающее ощущение спокойствия, приятного расслабления. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию – и возникнет ощущение внутреннего спокойствия. Так полежите еще несколько минут. После выполнения этих упражнений вы должны чувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

    Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь, как после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений встаньте, стараясь как можно дольше сохранять приятное ощущение внутреннего расслабления.

    1. , Эмоцональная гибкость учителя. – Москва, 2001.

    2. Искусство управлять собой: Практическое руководство. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.

    Эмоциональная гибкость в жизни и в профессиональной деятельности
    pandia.ru

    COMMENTS