Эмоциональность человека и их виды

Виды эмоций

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой эмоций: Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др.

Далее рассмотрим понятие эмоций, а также их основные виды.

Понятие

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Основные виды эмоциональных реакций

  1. Аффект. Самый мощный вид эмоций. В целом, аффекты представляют собой очень и интенсивные и кратковременные эмоциональные вспышки. Данная реакция охватывает психикуиндивида в полном объеме, таким образом соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Особенность данной эмоциональной реакции состоит в том, что аффект заставляет человека выполнить какое-либо действие, при этом у последнего теряется чувство реальности, из-за чего он не может адекватно оценить данную деятельность. Объяснение данного явления состоит в том, что при аффекте наступает столь сильное эмоциональное возбуждение, которое обычно переходит уже в двигательное возбуждение. Так, могут совершаться различные неосознаваемые действия. Иногда возникает и противоположная реакция – реакция оцепенения.

Другой особенностью аффекта является изменения функционирования психических процессов. Например, переключение внимания становится крайне низким из-за того, что происходит сосредоточения на предмете, вызывающем столь сильную эмоциональную реакцию. Все остальные раздражители теряют свою силу.

Ситуации возникновения аффектов:

  • Стихийные бедствия
  • Технологические катастрофы
  • Смерть близких и др.
  • гнев,
  • ярость,
  • ужас,
  • бурная радость,
  • горе,
  • отчаяние.
  • Эмоции. Отличия от аффектов:
    • длительность (эмоции гораздо более длительные состояния)
    • особенности реакции (эмоции рассматриваются как реакция на прошлые, настоящие, реальные и нереальные события).

    Выделяют основные эмоции:

    • радость (положительное эмоциональное состояние; связано с удовлетворением актуальной потребности);
    • удивление (эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства);
    • страдание (отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей);
    • гнев (отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности);
    • отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами;
    • презрение;
    • страх (отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности);
    • стыд (отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике).
  • Чувства. Эмоции носят характер ориентировочной реакции. Это значит, что они содержат в себе лишь первичную информацию о чем-либо. Они также могут быть осознаваемыми и недостаточно осознаваемыми. В противовес им, чувства обычно более конкретны и глубоки.

      нравственные, чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.

    К нравственным чувствам относят

    1. чувство долга,
    2. гуманность,
    3. доброжелательность,
    4. любовь,
    5. дружбу,
    6. патриотизм,
    7. сочувствие и др.

    К аморальным можно отнести:

    Следует также отметить, что в разных культурах существует различная трактовка морали.

  • эстетические – эмоциональное отношение человека к прекрасному в любой области реальности.
  • интеллектуальные переживания возникают в процессе познавательной деятельности человека.
  • Настроение. Настроение, несомненно, самое длительное из эмоциональных реакций. Однако оно слабое по интенсивности. Специфика настроений – это создание общего эмоционального фона.

    Некоторые виды настроения:

    • радостное/печальное,
    • веселое/угнетенное,
    • бодрое/подавленное,
    • спокойное/раздраженное и др.

    Настроение, несомненно, зависит от многих факторов. Перечислим основные из них:

    • состояние здоровья,
    • особенности работы желез внутренней секреции,
    • тонуса нервной системы.

    Классификация эмоций

    1. По знаку: положительные (радость) /отрицательные (гнев, отвращение, стыд),
    2. По интенсивности и длительности: эмоции, чувства, настроение и др.
    3. По модальности: радость, удивление, гнев, стыд, страдание и др.
    4. По степени мобилизации организма: стенические и астенические.

    Рисунок 1. «Виды эмоций»

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    spravochnick.ru

    Мир психологии

    психология для всех и каждого

    Эмоции. Основные функции и виды эмоций.

    Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

    К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

    У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

    Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя ” и направляя ее.

    Функции эмоций.

    Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

    Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

    Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

    Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию. Мы получаем предупреждение».

    Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

    Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.

    Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.

    Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

    Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

    Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

    Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

    Виды эмоций.

    Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

    Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

    Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

    Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

    Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

    Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

    Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.

    www.psyworld.ru

    Что такое эмоции человека — отличие их от чувств, виды и функции часто используемых эмоций

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Эмоции — это то, что играет в нашей жизни немаловажную роль.

    Без них было бы очень трудно взаимодействовать с другими людьми и понимать самого себя.

    Но что же такое эмоции? Откуда они берутся, как отражаются на нашем физиологическом состоянии, какие виды эмоций различают и какие функции они выполняют?

    Ну и, наконец, Топ 10 часто используемых эмоций, которые нужно четко понимать.

    Эмоции — это.

    На простом языке, эмоции – это ситуативное проявление душевных переживаний. Это внутренний отклик на происходящие события, реакция.

    В переводе с латинского слово «эмоция» означает «потрясаю» или «волную», то есть это некий процесс, в котором человек не спокоен: оценивая нечто, он это как-то переживает.

    Состояние переживания эмоции охватывает всего человека: внутри запускаются различные органические реакции, снаружи меняется мимика, взгляд, голос, положение тела и поведение.

    Например, вам наступили на ногу и даже не извинились. В эту секунду в голове проносится тысяча разных мыслей: «Как больно! Ботинок теперь грязный! Какой наглый мужик! Мог бы и извиниться!»

    Если вы оценили произошедшее, как ущемляющее ваше личное достоинство, то в ответ можете либо обидеться, либо впасть в раздражение, промолчать или пойти в словесную (а может и физическую) атаку на обидчика. Сколько людей – столько и реакций, которые зависят от характера каждого из них.

    Эмоции бывают разных видов (радость, грусть, восторг), окрашивают наше состояние разноцветными красками – чем «богаче», опытней личность, тем больше способов реагирования он знает и тем полнее может проживать свою жизнь.

    И, наоборот, те, кто умеет только радоваться и грустить, делят мир на черное и белое, хорошо и плохо, вряд ли назовут свое существование ярким и удовлетворительным.

    Эмоции и чувства – в чем разница?

    Часто, говоря про эмоции и чувства, люди имеют в виду одно и то же. По сути, это так и есть: и первое, и второе представляют собой внутренний процесс переживания. Отличие между ними всего одно и заключается в продолжительности самого процесса:

    1. эмоция длится недолго – вы купили вещь, о которой давно мечтали. Сколько вы будете радоваться? Ну, час, два. Потом эмоция радости начнет стихать. Возможно, завтра вы начнете мечтать о чем-то другом. Или на улице вас окатила грязью проезжающая машина, вы разозлитесь или расстроитесь, но вскоре забудете про эту неприятность;
    2. чувства носят долговременный характер – это устойчивые во времени эмоции: я люблю своего ребенка со дня его рождения и буду любить всю жизнь. А еще я до сих пор злюсь на ту девочку из детского сада, которая воровала мои конфеты из шкафчика (столько лет прошло, а я все еще злюсь!). В данном случае любовь и злость – чувства, которые присутствуют в моей жизни очень долгое время.

    Эмоции имеют свойство перерождаться в чувства.

    Если речь идет о позитивном спектре переживаний, то это хорошо. Но если человек носит с собой долгое время негативные переживания, то они разъедают его изнутри, заставляют страдать, токсично воздействуют на всю его жизнь.

    Так происходит по следующей причине (возьмем ситуацию с ворованными конфетами): будучи ребенком, я сильно разозлилась, когда увидела, что мои конфеты пропали. Я сказала об этом маме и воспитателю, но никто из них не смог повлиять на ситуацию.

    Девочка продолжала воровать мои конфеты и дальше, а я ни разу не сказала ей ни слова (почему – неизвестно). Таким образом, моя эмоция злости осталась неотреагированной и трансформировалась в чувство злости, которое живет со мной уже лет 30.

    Отсюда вывод: любая эмоциональная реакция должна быть отреагирована, выражена, выведена наружу словом, действием, жестом.

    Разозлился – скажи об этом. Не можешь сказать (не всегда хочется портить отношения с другими), побей подушку, напиши гневное письмо и сожги, слепи образ обидчика и сломай его.

    Главное – покажи, как ты разозлился. Если этого не происходит, то энергия, рожденная эмоцией, остается в теле, становясь чувством, а то и гештальтом (что это?).

    Физиологический аспект эмоций человека

    Эмоции человека проживаются на физиологическом уровне. Это про то, что психика крепко связана с телом: они взаимно влияют друг на друга. Если я подумаю, что мне грозит опасность, то испытаю эмоцию страха, который повлечет за собой следующие изменения в организме:

    1. все органы чувств обострятся – например, расширенные зрачки нужны для того, чтобы лучше видеть пространство;
    2. в кровь поступит адреналин – гормон, который мобилизирует весь организм, улучшит физические показатели (выносливость);
    3. дыхание учащается;
    4. кровоток увеличивает скорость;
    5. сердце ускоряет ритм;
    6. артериальное давление растет;
    7. желудок сжимается в комок;
    8. возможен приступ диареи и т.д.

    Все эти физиологические изменения нужны для того, чтобы я смогла убежать, ведомая инстинктом самосохранения, который кричит мне: «Беги! Здесь опасно!» в ответ на мою мысль об угрозе.

    Таким образом, организм подстраивается под то, что мы думаем и как переживаем реальность.

    Именно поэтому важно соблюдать психологическую гигиену: культивировать позитивное мышление, которое влечет за собой позитивные эмоции. Спокойный, умиротворенный организм выделяет гормоны счастья и удовольствия, не болеет, способен лечить сам себя.

    Для чего они нужны (функции эмоций)

    Эмоции показывают субъективное отношение человека к другим и миру, ситуациям, явлениям, событиям, в котором кроются его потребности.

    Пожалуй, это их главная функция (сигнальная) – показать то, чего человек хочет. Помимо нее есть еще три:

    1. мотивационно-регулирующая – переживания направляют поведение человека, подсказывают, что нужно сделать и как поступить;
    2. коммуникативная – с помощью эмоций мы лучше понимаем друг друга, «считывая» внутренне состояние людей (это называется эмпатия). Наверняка вы отчетливо различаете, когда человек в гневе, радуется или грустит. Это понимание дает вам возможность составить дальнейший план действий;
    3. защитная функция – в некоторых случаях эмоции спасают нас от какой-либо угрозы. Страх заставляет покинуть опасное место. Гнев транслирует другим «Отойди, не трогай меня или получишь».

    Эмоции как маркер, который демонстрирует, что в этот момент (и не только) происходит внутри.

    Если я верю, что все люди добрые, хорошие и желают мне добра, тогда наступивший мне на ногу не вызовет у меня бурную, негативную реакцию. Это случайность, так бывает. И если он не извинился, то это не значит, что он хам. Возможно, он просто даже этого не заметил. А если бы заметил, то обязательно попросил прощения.

    Но если в моей картине мира все люди ужасные злюки и подлецы, то в вышеописанной ситуации, я обязательно подумаю о том, что на ногу мне наступили специально, жутко разозлюсь, восприняв произошедшее за личное оскорбление, и поведу себя агрессивно.

    Часто используемые эмоции являют собой психологический портрет личности: его характер, способ мышления и бытия.

    Виды эмоций

    Насчитывается множество классификаций, в каждой из которых автор выделяет свои виды эмоций.

    Например, можно разделить их на положительные, отрицательные и нейтральные. По мере интенсивности они могут быть стеническими (сопровождаться яркими проявлениями) и астеническими (низкая активность человека).

    В психологии же чаще всего упоминается следующий список:

      базовые – это те эмоции, которые присущи любому человеку, независимо от его пола, возраста, национальности, страны проживания и культурного опыта (все умеют грустить и радоваться);

    Почему важно разбирать в своих эмоциях

    К сожалению, многие люди вообще не в курсе, какие бывают эмоции и как с ними обращаться. Чем это грозит?

    Человек, не понимающий своих переживаний, не понимает себя, не слышит своих потребностей. Он не получает то, что хочет, и поэтому жизнь кажется не очень веселым мероприятием. Отсюда депрессии и другие невротические расстройства.

    Доходчивый пример на эту тему: парень волнуется каждый раз, когда ему предстоит свидание с девушкой. Его переживания настолько сильны (краснеет лицо, трясутся руки, сохнет во рту, полуобморочное состояние), что каждый раз он отказывается от встречи. Долгое время он находится в одиночестве и страдает по этому поводу.

    Если бы вышеописанный мужчина распознавал свои эмоции, он бы понял, что испытывает страх. На чем он основан? Парень боится не понравиться девушке, не хочет быть отвергнутым, ибо для него это катастрофа. Какая потребность в данный момент его заботит? Нравиться женскому полу, быть востребованным, желанным, принятым.

    Дойдя мысленно до этого, возможно, он подумал бы, что не стоит так переживать. В конце концов, девушек много, и с одной из них обязательно что-то получится.

    Часто используемые эмоции

    Существует 10 базовых эмоций, в которых желательно разбираться – осознавать и давать им выход, так как сталкиваться с ними приходится абсолютно каждому и часто:

    1. Интерес – помогает нам получать новый психический и телесный опыт. Прочесть книгу, прокатиться на велосипеде, что-то потрогать, понюхать, ощутить на вкус.
    2. Радость – эмоция, возникающая, когда нам что-то нравится— при удовлетворении потребности (мечтал получить работу – получил – радость).
    3. Гнев – реакция на невозможность удовлетворить свою потребность (от жены ушел муж, она гневается, так как ее потребность быть любимой этим мужчиной, принадлежать ему больше не удовлетворяется). Крайне точкой кипения гнева является ярость – аффективное, неуправляемое состояние, вызванное субъективным ощущением несправедливости.
    4. Удивление – призвано обратить наше внимание на конкретное явление или событие.
    5. Отвращение – реакция на чрезмерность чего-то неприятного. В этот момент человек хочет избавиться от раздражающего фактора.
    6. Презрение – эмоция, появляющаяся в ситуации, где мое виденье мира и способ жить не совпадают с теми же критериями другого человека. Таким образом, я как бы заявляю: «Я права, а ты нет!».
    7. Стыд – реакция на несоответствие моего бытия правилам общества. Стыд всегда имеет «зрителя», то есть, нам стыдно всегда перед кем-то. Даже если человек говорит, что ему стыдно перед собой – в этот момент «критик» в его голове является образом человека из его реальности (мама говорила, что так делают только нехорошие люди).
    8. Вина – аутоагрессия, осуждения себя самого. Сигнализирует о том, что человек не одобряет собственный поступок (в случае со стыдом он не одобряет себя самого, а не свои действия).
    9. Страх – возникает в ситуациях, которые могут нести угрозу для жизни или самооценки личности.
    10. Горе, печаль – способ прожить непреодолимые трудности, адаптироваться к ним.

    ktonanovenkogo.ru

    Эмоции и чувства: чем они отличаются и какими бывают

    Эмоции и чувства присущи каждому человеку. Но задумывались ли вы, что это вообще такое и в чем различия между этими понятиями? Часто они используются как синонимы, хотя с такой точкой зрения согласны далеко не все психологи, психиатры и прочие представители науки. Конечно, вопрос эмоций и чувств в психологии очень многогранен и охватить его в рамках одной статьи просто невозможно (тем более что и специалисты далеко не всегда едины во всем, что касается этой сферы). В данной статье мы разберем, что такое эмоции человека и что такое чувства, чем они отличаются и какие бывают эмоции.

    Эмоции: вопрос определения

    С разным подходом к эмоциям мы сталкиваемся уже на этапе определений. В зависимости от разбираемых теорий, взглядов и идей, психологи, психиатры и другие специалисты порой дают очень разные ответы на вопрос о том, что значит эмоция. В контексте данной статьи наиболее подходящими видятся, например, следующие определения:

    • эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей (Большая психологическая энциклопедия);
    • эмоции – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности (Психологический словарь);
    • эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям (Г. Вербина. Психология эмоций).

    Все эти определения объединяет восприятие сути эмоций как реакции на внешние события и явления. Потребности в таком контексте рассматриваются максимально широко: это как потребности в прямом смысле слова, так и желания, планы, представления о чем-либо и т.д. Так же широко понимаются события/явления: они могут происходить сейчас, мы можем только представлять их или переживать как-то иначе. Соответственно, все черты эмоций, их внешние (мимика, жесты и т.д.) и внутренние (наши отношения, переживания) проявления становятся следствием такой реакции.

    Чем эмоции отличаются от чувств?

    Так где же чувства, а где – эмоции? Согласно некоторым теориям, главное отличие эмоций от чувств связано с упомянутым выше определением. Так, эмоциями мы называем ответную реакцию на какое-либо событие или ситуацию. Например, найденная на дороге банкнота в 1 000 рублей вызывает радость, потерянная – грусть. Как правило, эмоции довольно быстро проходят, если реакция на событие/явление так или иначе сходит на нет. Вы нашли 1 000 рублей – и радуетесь. Потом отвлекаетесь – и радость уходит.

    Чувство же – это устойчивое эмоционально окрашенное отношение к какому-либо объекту/субъекту, которое не является реакцией на конкретные ситуации или события. Например, любовь к супругу/супруге, ненависть к предателю и т.д. – они постоянны во времени, хотя также способны меняться (как тут не вспомнить, что от любви до ненависти всего один шаг).

    Еще одно различие чувств и эмоций – в их характере. Чувства, как правило, касаются социальной сферы (отношений с другими людьми), тогда как для эмоций это необязательно. Кроме того, чувства привязаны к какому-либо субъекту/объекту, а для эмоций это, опять же, необязательно. Невозможно абстрактно любить или ненавидеть – только кого-то конкретного.

    Отметим, что у разных специалистов разное отношение к чувствам. Некоторые рассматривают их как высшие эмоции (мы разберем этот вопрос далее), другие же выделяют в отдельный вид эмоциональных/психических состояний. И здесь придется отметить, что в научном сообществе есть разные определения эмоциональных и психических состояний. Поэтому предлагаем принять, что чувства качественно отличаются от быстропроходящих эмоций, но к вопросу, что такое эмоциональные/психические состояния, мы обратимся в следующих материалах.

    Какие бывают эмоции? Несколько базовых классификаций

    Все специалисты согласны с тем, что эмоции можно классифицировать и разбивать на разные группы в зависимости от тех или иных их качеств и характеристик. Хотя, вопрос, как именно делить эмоции на группы, конечно, решается по-разному. Мы предлагаем остановиться на тех основных признаках и классификациях, которые наиболее полно соответствует приведенным выше определениям. И здесь можно выделить следующие виды эмоций:

    1. Положительные и отрицательные

    Конечно, в первую очередь эмоции бывают положительные (радость, любовь, восхищение, восторг, благодарность) и отрицательные (гнев, ярость, отвращение, разочарование, грусть). Другое название для того же разделения эмоций по знаку, по модальности – позитивные и негативные. Также выделяют нейтральные эмоции (интерес, любопытство).

    2. Стенические и астенические

    Эмоции и чувства не только по-разному выражаются (как внешне, так и внутреннее), но и оказывают разный эффект на наш организм, влияя на метаболизм, кровообращение, выброс гормонов и другие физиологические процессы. Эмоции способны замедлять или ускорять реакции, повышать/понижать уровень энергии и положительно/отрицательно влиять на восприятие, внимательность и многое другое. По характеру такого влияния эмоции делятся на стенические (они же активные) и астенические (они же пассивные).

    Стенические эмоции активизируют жизненные процессы (придают нам энергии, работоспособности и т.д.); астенические, напротив, угнетают. Так, радость позволяет забыть об усталости, дарит ощущение легкости, хорошее самочувствие и т.д. В свою очередь, из-за грусти у нас могут опуститься руки, уровень энергии падает, наваливается усталость.

    3. Простые и сложные

    Эмоции бывают простыми и сложными (другие названия для той же классификации: базовые/элементарные и составные). Образно говоря, сложные эмоции состоят из простых/базовых/элементарных. В свою очередь, простые/базовые/элементарные эмоции невозможно разделить на более мелкие составляющие.

    Списки простейших эмоций, конечно, также разнятся. Например, Декарт выделяет желание, любовь, ненависть, радость, печаль и удивление. К. Изард в своей книге «Психология эмоций» приводит 11 базовых, или фундаментальных, эмоций: вина, гнев, интерес, отвращение, печаль, презрение, радость, смущение, страх, стыд и удивление. А есть и такой список: гнев, печаль, радость, страх, стыд. Или такой: отвращение, печаль, радость, страх, удовольствие.

    Как видим, большинство специалистов выделяют радость как простую эмоцию, вместе с тем восхищение или нежность – составные. Печаль тоже, как правило, рассматривается как базовая эмоция, в то время как обида или раздражение – сложная. Интересно, что в большинстве списков отрицательных элементарных эмоций больше, чем положительных.

    4. Высшие и низшие

    Еще один тип эмоций – низшие и высшие. Низшие – это эмоции, направленные на удовлетворение простейших потребностей и инстинктов (радость от еды или отдыха). Тогда как высшие касаются интеллектуальных, социальных, нравственных, эстетических и иных сложных вопросов (в самом широком смысле этого слова, например, восхищение от прекрасной картины или гордость за ребенка, победившего на школьной олимпиаде). При этом существует точка зрения, что высшие эмоции – это и есть чувства, однако с таким подходом согласны далеко не все.

    experimental-psychic.ru

    Эмоции. Виды эмоций. Теории эмоций

    Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Специфика. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе. Виды:

    • эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые;
    • собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами деятельности;
    • чувства, как устойчивые эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности;
    • аффекты, представляют собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.

    Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) — форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.

    В гештальпсихологии близкое значение имеет понятие прельщение.

    Прельщение (переживание прелести – от нем. Anmutungserlebnis) — диффузный эмоциональный (чувственный) отклик на воспринимаемые или воображаемые признаки предмета, возникновение этого явления обусловлено деятельностью субкортикальных отделов мозга и вегетативной нервной системы. При его анализе существенно углубляется понимание динамики познавательных процессов. Это понятие рассматривалось в качестве теоретического конструкта в психологии В. Вундта, а особенно широко использовалось в рамках гештальтпсихологии, в частности Ф. Крюгером, Э. Вартеггом.

    Негативные эмоции (лат. negatio – отрицание и emovere – возбуждать, волновать) — форма эмоций, которая субъективно предстает как неприятные переживания. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности.

    Виды. В рамках когнитивной психологии и психотерапии (А.Т. Бек, А. Эллис) их специфика определяется через те или иные интеллектуальные действия:

    • гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели и служит для пробуждения энергии, требующейся для разрушения препятствия;
    • печаль возникает в ситуации потери значимого объекта и служит к снижению уровня энергии для дальнейшего ее использования;
    • страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения;
    • презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования;
    • застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности;
    • чувство вины устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения;
    • отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.

    Чувства — форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.

    Астенические чувства (греч. asthenes – слабый) — форма эмоций, в которых ведущими выступают такие переживания, как подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки.

    Диагностика. О переживании человеком астенических чувств можно судить по внешним признакам, например, он сутулится, его дыхание замедляется, глаза тускнеют.

    Стенические чувства (греч. sthenos – сила) — положительные эмоциональные состояния, которые связаны с повышением уровня жизнедеятельности и характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.

    Настроение (психическое состояние) — форма эмоций, которая характеризуется дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента. Основой признак того или иного настроения — эмоциональный тон, положительный или отрицательный. Настроению свойственно циклическое изменение (подъем и спад настроения), но слишком выраженные скачки могут свидетельствовать о психическом неблагополучии, в частности о маниакально–депрессивном психозе.

    Считается, что настроение выступает интегральной характеристикой системы деятельностей индивида, которая сигнализирует о процессах реализации деятельностей и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности.

    Диагностика. Изучение психических состояний осуществляется, как правило, методами наблюдения, опросов, тестирования, а также экспериментальными методами, основанных на воспроизведении различных ситуаций.

    Аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть) — форма эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций. Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов (восприятия, мышления) и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы (страх, гнев), которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект первоначально.

    Ажитация (лат. agitare – возбуждать) — психопатологическое нарушение, при котором аффективное напряжение, вызванное стрессом (авария, угроза для жизни, цейтнот), неконтролируемо переходит в движение. Характеризуется моторным беспокойством, потребностью в движении. Может сопровождаться ощущение пустоты в голове, неспособностью рассуждать и действовать логически, а также вегетативными нарушениями, такими как, учащенные дыхание и сердцебиение, потливость, дрожание рук, бледность. Выступает также как сопутствующее явление при многих психических заболеваниях (кататония, тревожный невроз, ажитивная депрессия, инволюционная депрессия, сенильный спад).

    Аффективный застой (лат. affectus – душевное волнение, страсть) (аккумуляция аффекта) — аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из–за сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойстве. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва. В течение более или менее продолжительного времени происходит накопление незначительных по силе отрицательных эмоций, после чего наступает психическая разрядка в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, который запускается без видимых причин. Но иногда может также и постепенно снижаться без каких–либо эксцессов.

    Теории эмоций

    Теория эмоций В. Вундта — теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка.

    Критика. Э.Б. Титченер показал, что эти измерения нельзя считать независимыми факторами.

    Концепция выразительных движений создана Ч. Дарвиным. Это — теория происхождения эмоций, в которой сформулировано предположение о том, что выразительные движений человека являются рудиментами инстинктивных действий живого существа, связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и т.п.

    Критика. Данная концепция не может объяснить всего богатства человеческих выразительные движений (улыбка, сдерживаемые слезы).

    Теория Джемса–Ланге разработана одновременно и независимым образом У. Джемсом и К.Г. Ланге. Это — объяснительная модель возникновения эмоций, которая представляет собой сосудо–двигательную теорию эмоций, в которой ведущую роль отводилась соматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой ощущения, вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность). Таким образом, периферические органические изменения трактовались не как следствие эмоционального процесса, а как их причина. Особенность подхода Ланге заключалась в том, что он делал акцент лишь на сосудистой системе. В ней эмоции трактовались как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудов висцеральных органов.

    Критика. Один из первых предпринял попытку экспериментальной проверки теории Джемса–Ланге Ч.С. Шеррингтон, для чего перерезал шейный отдел спинного мозга и блуждающие нервы. В результате этого показал, что отделение висцеральной нервной системы от центральной нервной системы не изменяет общего поведения животного в ответ на эмоциогенное воздействие. В дальнейшем окончательно была опровергнута У.Б. Кенноном (1871–1945), американским физиологом и психофизиологом. Им было показано, что при эмоциональном возбуждении происходит выброс адреналина, который обеспечивает мобилизацию организма к активным действиям. При этом усиливается сердцебиение, повышается уровень сахара в крови, расширяются зрачки, происходит торможение пищеварения.

    Биологическая теория эмоций разработана П.К. Анохиным. Это — теория эмоций, которая объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.

    Потребностно–информационная теория предложена П.В. Симоновым (1964 г.). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Соотношение этих переменных представлено в формуле: Э = f [П, (Ин–Ис), . ], где Э — эмоция; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин–Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени.

    Теория активации эмоций (M.B. Arnold, 1950); (G. Lindsey, 1951) происходит из более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение , которое снова проходит оценивание и очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждение аффекта.

    Двухкомпонентная теория С. Шехтера постулирует, что переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов. С одной стороны, должно быть физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать осмысленную когнитивную интерпретацию этого возбуждения в терминах эмоций. Эта теория основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.

    Дифференциация эмоций

    Базальные эмоции (греч. basis – основа и лат. emovere – возбуждать, волновать) представлены минимальным набором, на базе которого могут формироваться все другие эмоциональные процессы и состояния. Именно эти эмоции фиксируются при электрической стимуляции различных подкорковых зон мозга. К базальным эмоциям относят эмоции радости, горя (печали), страха, гнева, удивления, отвращения. В других исследованиях выделяется несколько иной набор: гнев, страх, радость, горе, любовь (эротика), нежность.

    Дифференциальная теория эмоций предложена К. Изардом (род. 1923), американским психологом. В ней выделяется три уровня эмоций: нейрофизиологический, экспрессивный, субъективный. На основе выраженности этих уровней дано описание таких фундаментальных эмоций, как: интерес–возбуждение, радость, удивление, горе–страдание–депрессия, гнев–отвращение–презрение, страх–тревожность, стыд–застенчивость, вина.

    Теория адаптационного синдрома разработана Х. Селье (1936 г.). Адаптационный синдром (лат. adaptare — приспособлять и греч. syndrome — сочетание) — приспособительная реакция организма, которая Включает в себя комплекс реакций адаптации живого организма в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Основными физиологическими проявлениями адаптационного синдрома являются: нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада, увеличение коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы, селезенки и лимфатических узлов.

    Динамика. В адаптационный синдром обычно входит три стадии:

    • на первой („стадии тревоги“), которая продолжается от нескольких часов до двух суток, оказываются пройденными две фазы — шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма;
    • на второй стадии („стадии сопротивляемости“) повышается устойчивость организма к вредоносным воздействиям;
    • после этой стадии происходит либо выздоровление, либо она сменяется третьей стадией („стадией истощения“), которая может окончиться гибелью организма.

    Стресс (англ. stress – напряжение) — состояние психического напряжения, которая обусловлена выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность, как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.

    Дистресс (греч. dys – приставка, означающая расстройство + англ. stress — напряжение) — форма стресса, которая В основе дистресса лежат попытки адаптации к неблагоприятной среде, связанные с выраженными негативными эмоциями и оказывающие вредное влияние на здоровье.

    Эмоциональные явления

    Гедонизм (греч. hendone – наслаждение) — понятие античной культуры (в частности, древнегреческой этики), которое обозначало веселье и удовольствие как принцип жизни. В философии киренаиков оно было положено в основу всего мироздания. При этом смыслом жизни признавалось не только телесное, но и духовное наслаждение.

    Атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) — понятие античной культуры (древнегреческой этики), которое обозначало душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается за счет отказа размышлять над метафизическими вопросами (о боге, о смерти, об обществе) и высказывать какие–либо суждения о них. При этом, как считалось, происходит переориентация человека на восприятие каждого момента жизни во всей его полноте и нахождение истинной радости, заключенной в нем.

    В настоящее время гедонизм становится объектом экспериментального исследования. Опыты с „расщепленным мозгом“, проведенные Р. Сперри и М. Газзанигой, показали, что с помощью электрошока или снотворного, вводимого в сонную артерию, можно отключить одно или другое полушарие головного мозга. Если отключается правое полушарие, то человека охватывает эйфория. Он становится возбужден, весел, говорлив, импульсивен и беззаботен. Но если отключается левое полушарие, то возникает депрессивное настроение, мир окрашивается в черный цвет. В нейропсихологических исследованиях Р. Дэвидсона, проведенных в этой же традиции, делается попытка локализовать способность к переживанию радости и счастья в левой предлобной доле коры.

    Ангедонизм (греч. a – отрицательная частица + hedone – наслаждение) — клиническое нарушение, выступающее как неспособность переживать радость, в том числе от секса, доставлять себе удовольствие простыми развлечениями (кино, чтение, музыка и т.д.).Часто бывает следствием тяжелых переживаний. Может выступать базовым признаком шизофрении.

    Чувство бесчувствия — психопатологическое нарушение, которое характеризуется субъективным впечатлением о собственной внутренней пустоте, смерти чувств, чувство, что больше нет чувств. Больные жалуются на то, что они не чувствуют больше любовь к своим детям, супругам, нет радости от ранее приятных занятий. При этом само это состояние может порождать мучительные эмоции. Оно выступает типичным проявлением при эндогенной депрессии, при неврозах, но также и при возникновении шизофрении и других психозов.

    Эйфория (греч. euphoria – состояние удовольствия) — радостное, веселое настроение, которое характеризуется достаточной стойкостью. В поведенческом плане наблюдается двигательное оживление, многословие, психомоторное возбуждение. Иногда не имеет объективных причин для своего появления. В этих случаях в качестве причин могут выступать олигофрения, поражения лобных долей мозга, некоторые психические расстройства.

    Вершинное переживание — понятие теории самоактуализации личности А. Маслоу, которая представляет собой глубинное переживание индивида, выступающее ключом в процессе его самоактуализации. К вершинным А. Маслоу относил такие переживания, как экстаз, восторг, любовь, наслаждение от произведений искусства и от природы.

    Катарсис (греч. katharein – очищение) — понятие, введенное Аристотелем в „Поэтике“ для обозначения очищающего действия трагедии на зрителей. Это — форма эмоций, которая представляет собой сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Для целенаправленной проработки тех или иных конфликтных ситуаций он стал использоваться в психоанализе. Считается что, за счет этого индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических симптомов.

    Фрустрация (лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, которое ообусловлено невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается, возможен полный отказ от нее.

    Стыд — негативная эмоция, которая свидетельствует о возможности потери самоуважения при его переживании акцентируется самосознание, и индивид начинает воспринимать себя как маленького, беспомощного, скованного, глупого, ни к чему не годного и не способного. Исходно, к переживанию стыда ведут ситуации социального неодобрения личности или неудач в осуществлении ею какой–либо деятельности.

    Страх — негативное эмоциональное состояние, которая Возникает, прежде всего, в ситуациях, когда мотивация избегания не может быть реализована. Возникает, если индивид имеет побуждение и осознанную цель покинуть ситуацию, но продолжает в силу внешних причин оставаться в ней. В подобных условиях локальный страх может стать генерализованным. Как показано в экспериментах И.П. Павлова и Дж. Вольпе, на основе генерализованного страха происходит научение и страх приобретает форму личностной нелокализованной тревожности, или, связываясь с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, становится фобией. По Х. Айзенку, предпосылками возникновения тревожности выступают высокие показатели таких личностных факторов, как невротизм и интроверсия.

    Фобии (греч. phobos – страх) — навязчиво возникающие состояния страха. Представляют собой один из видов невротических нарушений. Могут быть изолированными и множественными, сочетаясь с другими навязчивостями, в частности с обсессивно–компульсивными. Фобии могут быть связаны с развитием психозов, неврозов и психопатий. Виды:

    • агорафобия, страх открытого пространства, немотивированное опасение переходить улицы и площади, быть в толпе и транспорте, заставляющее больного большую часть времени проводить дома. Может выступать компонентом невротической и циклотимической депрессии;
    • гисофобия, патологическая боязнь высоты;
    • канцерофобия, страх раковой болезни;
    • клаустрофобия, страх закрытых помещений;
    • эритрофобия, страх покраснеть;
    • танатофобия, страх смерти, и др.

    Тревога — отрицательное эмоциональное переживание, которое обусловлено ожиданием чего–то опасного. Имеет диффузный характер, не связана с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.

    Характеризуется различной интенсивностью; изменчивостью во времени; наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения; сопровождается выраженной активацией вегетативной нервной системы.

    В теории Дж.А. Грэя тревога рассматривается как тормозящая система, включаемая раздражителями, сигнализирующими о врожденных биологически важных стимулах и о новых раздражителях, а также о предстоящем наказании и лишении вознаграждения. Мозговыми структурами этой системы являются септальная зона перегородки, гиппокамп и их соединение, нейрокортикальные входы в септо–гиппокампальную систему, восходящие норадренэргические и серотонинэргические входы в септо–гиппокампальную систему, дофаминэргический восходящий вход в префронтальную кору и норадренэргический холинэргический вход в септо–гиппокампальную систему.

    Виды. Выделяют состояние тревоги и личностную тревожность

    Состояние тревоги (реактивная тревога) — реакция на непосредственно действующие раздражители. Для человека в качестве актуально действующих стрессоров часто выступают социально–психологические ситуации, в которых ожидается негативная оценка, агрессия со стороны других, т.е. все то, что ставит под удар его самоуважение и престиж.

    Тревожность — черта личности, которая связана с фоновым снижением порога чувствительности по отношению к стрессорам. Индивид склонен воспринимать угрозу своему Я в самых различных ситуациях, в том числе и нейтральных, и реагировать на эти ситуации повышением реактивной тревоги.

    Проявляется в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутри— и межличностного общения, например между родителями и детьми.

    hr-portal.ru

    Эмоции – это реакции человека на значимые для него вещи: явления, события, людей и т. д. Как правило, эмоции связаны с потребностями, и в этом плане механизм их очень прост. Если какие-то обстоятельства помогают удовлетворению потребностей, то они вызывают положительные эмоции, а если препятствуют, то, соответственно, отрицательные. Другое дело, что потребности у нас бывают очень разные и отношение к вещам тоже самое противоречивое. Поэтому и эмоции у людей тоже противоречивые. Например, влюбленный молодой человек, несомненно, должен испытывать к объекту своей влюбленности самые положительные эмоции. Однако если девушка не отвечает взаимностью, то есть препятствует удовлетворению потребности, то эта влюбленность как-то уживается с раздражением, а то и с ненавистью. Особенности эмоциональной сферы личности проявляются в ряде индивидуальных характеристик, которые накладывают отпечаток на поведение в целом: уровень возбудимости, эмоциональная устойчивость, сила и глубина переживаний, экспрессивность.

    В большинстве случаев эти факторы приводят к снижению эмоционального тонуса, например, к депрессии, или к неврозам, которые проявляются в повышенной раздражительности и агрессивности. Но бывают и еще более серьезные психические заболевания. Так или иначе, это все очень неприятные явления и болезни, требующие врачебной помощи, и они уже находятся вне компетенции психолога.

    Эмоциональность человека и их виды Эмоциональность , являющаяся одной из важнейших характеристик человека, оказывает влияние практически на все аспекты его деятельности. В связи с этим выявление

    Отличительной чертой отечественной психологии в плане изучения эмоциональности является то, что были предприняты небезуспешные попытки выявить то, как эмоциональность влияет на особенности поведения, на эффективность общения и на другие виды практической деятельности. Например, О. П. Санникова показала, что широкий круг общения, большая активность общения в сочетании с ее недолговременностью характерны для лиц с положительными эмоциональными установками, а узкий круг общения, малая активность общения на фоне устойчивых отношений – для лиц со склонностью к переживанию отрицательных эмоций. М. В. Депенчук выявлено, что лица с высокой эмоциональностью хуже адаптируются в новой социокультурной среде. А. И. Палеем обнаружена связь между качественными особенностями эмоциональности, ее модальной структурой и когнитивным стилем деятельности.[11]

    Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. В психологии

    Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.