Эскапизм — что это такое, как избавиться от эскапизма?

Об эскапизме

Для начала, цитата из «Википедии»:

Эскапи́зм (англ. escape — убежать, спастись) также известен вариант произношения эскейпизм — стремление человека уйти от действительности в мир иллюзий. Часто возникает в кризисных ситуациях. Может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества, человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз.

В течение достаточно продолжительного времени эскапизм имел свое выражение в европейской культуре в форме монашеского отшельничества. Однако после появления протестантизма, в котором монашество не имеет ценности, эскапизм приобрёл форму домашнего затворничества.

Эскапизм определяется не самим поведением, а причинами, это поведение побуждающими. Любая деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс и т. д.) может стать эскапизмом, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем.

Это стремление, как правило, возникает в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, неспособностью создать адекватные отношения с окружающими.

Часто сопровождается такими чувствами как вина, бессилие, бессмысленность существования.

Ну а под катом мои размышлизмы о том, как вышеназванное соотносится с искусством.

В своем время, когда по миру распространилось повальное увлечение «Гарри Поттером», меня сага о мальчике-волшебнике оставила равнодушным. Я не увидел там ничего действительно глубокого: только красочный мир и завлекательный сюжет, под которым не было ничего нового в плане идей. Популярность романа Джоан Роулинг для меня оставалась загадкой. Если верить некоторым данным, то по совокупному тиражу в западных странах «Гарри Поттер» занимает второе место после Библии. Сама Роулинг оказалась самой богатой женщиной Англии и самым богатым писателем современности, чье состояние вплотную приближается к состояниям величайших звезд поп-музыки и кинематографа.

Как воспринимать успех «Гарри Поттера»? Лично у меня не было разумных объяснений. Я готов признать, что книга хороша в своем жанре – беллетристики, приключенческой развлекательной литературы. Но ведь были же такие книги и раньше! И такого уровня, и похожей тематики. Сам образ Школы Волшебников и Города Мудрецов – давно уже штамп и клише. Не стоит сбрасывать со счетов работу СМИ и рекламу – но опять же, 300-миллионных тиражей не достигал еще никто. Какому-нибудь Дэну Брауну это не помогло добиться сопоставимых результатов.

Но в какой-то момент я вдруг понял, в чем привлекательность «Гарри Поттера» для масс. В его нелогичности. Ведь если вдуматься, мир «Гарри Поттера» насквозь нелогичен, если сравнивать его с нашим миром. Просто мы этого не видим в сценах, происходящих в Хоггвартсе, так как для нарушения логики в этом мире есть одна очень полезная вещь: магия. Мир, где чудеса являются нормой, повседневностью – и таким образом удается покрыть любую нелогичность.

В сценах, разворачивающихся в «земном» мире, порой это вылезает. Скажем, взаимоотношения Гарри с приемными родителями, семьей Дурсли. С одной стороны, они его ненавидят, но с другой – стремятся не выпускать из своего дома. Предположим, Дурсли – патологические садисты и не отпускают Гарри в Хоггвартс в первой книге, чтобы им было, кого мучить. Но тогда почему они продолжают стремиться к этому позже, поняв, что их «кукла для битья» – волшебник, и может их заколдовать? Ведь для обывателя характерен страх перед неизведанным, и появлением в доме обывателя чего-то чуждого вызывает отторжение и желание избавиться от этого, даже ценой потери дома – лишь бы не видеть. Ладно, Джоан Кэтрин потом «для тупых» объяснила – в свое время главный маг, Альбус Дамблдор, приемных родителей надоумил и они боятся его так сильно, что предпочитают терпеть «нечисть» в своем доме. Но тогда почему Дурсли-старший препятствовал во второй книге отъезду Гарри в Хоггвартс?! Ведь, казалось бы, они должны все лето сидеть и ждать, поглядывая каждые 5 минут на часы – когда «нечисть» улетит туда, где ей положено быть и даст им вздохнуть свободно?

Этому объяснения нет.

Хотя, впрочем, есть. Это намек, подсказка для читателя: «Я расскажу Вам историю, которой быть не могло».

Чтение «Гарри Поттера» – это словно такой диалог читателя с автором.

Автор: -И тогда он сделал вот так!

Читатель: -Но это же невозможно!

Автор: -Глупенький, это в твоем мире невозможно, а в том мире такое бывает.

Читатель блаженно улыбается. Ему приятно, что где-то бывает такое, что в его жизни невозможно.

От поклонников «Гарри Поттера» часто приходится слышать следующую фразу:

-Там хорошо, там хочется жить!

Но, спрашивается, почему там хочется жить? Ведь там страшно. Это жуткий, опасный, холодный мир, вывернутый наизнанку и безжалостный к человеку. Там интересно и необычно? Но, вообще-то, в мире «Многорукого бога Далайна» Святослава Логинова тоже необычно. И в мире «Ста лет Одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса тоже очень необычно и интересно. Даже в мире «1984» Оруэлла есть своя романтика и интерес. Так что мир «Гарри Поттера» не исключение.

Но все эти миры: и Далайн, и Макондо, и Океания-1984 – объединяет между собой и с нашим миром одно: логичность.

Все они подчинены жестокой логике. В Океании эта логика возведена в ранг закона и регулируется Партией. В Далайне она отличается от нашей, но она абсолютно жесткая и неколебимая, даже неоживая природа состоит сплошь из геометрических фигур. В Макондо логика настолько твердая, что даже чудеса, которые происходят там ежедневно, подчинены этой логике, они не более чем выражение тех процессов, что происходят там. Это кошмар еще более страшный, чем отсутствие чудес.

А вот в «Гарри Поттере» чудеса на каждом шагу, но вне логики. Или даже нет, все еще глубже: логика «Гарри Поттера» основана на чудесах. Чудесная Логика вместо Логичного Чуда.

Это и делает мир «Гарри Поттера» привлекательным и заманчивым.

Нечто похожее и во «Властелине Колец», но гораздо тоньше. Мир «Властелина Колец» сам по себе достаточно логичен, как и мир «Многорукого бога Далайна». В основе логики «Властелина Колец» – четкое разделение на Добро и Зло, которого нет в нашем мире. Но история случается нелогичная: Добро побеждает Зло вопреки всякому здравому смыслу. В некотором роде, «Властелин Колец» – порождение Второй Мировой войны, когда у «добра» (а в этой войне «добро» как всегда было понятием условным, но «зло» – нацистский режим – не вызывало и не вызывает сомнений) не было никаких шансов на победу. Такое произведение могло быть написано только во время Второй Мировой, и стало откровением, пророчеством.

Видоизменение или нарушение логики характерно для всех лучших произведений жанра фэнтези. Можно вспомнить «Волшебника Земноморья» с его теорией «подлинных имен», можно вспомнить «Волкодава», где автор поднимает совершенно алогичный вопрос – «Может ли убийца быть праведником?», и на этот вопрос по итогам романа напрашивается еще более алогичный ответ.

Похожую картину мы наблюдаем и в японском аниме, которое в целом близко к европейскому фэнтези, но гораздо шире по тематике и сюжетам. В аниме «Стрелок» (Trigun) главный герой Вэш Сеющий Панику, загадочный сверхчеловек и опять же воин-праведник, среди прочих черт обладает неестественной удачей. В сериале несколько раз повторяется эпизод, когда по Вэшу в упор выпускают обойму, и ни одна пуля не попадает в цель. Да и сам образ сверхгероя, который на протяжении всего сериала палит из пистолета направо и налево, но при этом НИКОГО НЕ УБИВАЕТ, по меньшей мере невероятен. Сама ситуация: стрелок, который может победить любого врага и разрушить до основания миллионный город, но за все 120 лет своих скитаний не убил ни одного человека – это такое сопротивление логике, которого разум европейца не смог бы и вообразить.

В аниме «Евангелион Нового Поколения» главные герои – 14-летние подростки, управляющие гигантскими (около 100 метров высотой) боевыми человекоподобными роботами, сражаются с так называемыми Ангелами – существами сопоставимого масштаба.

Подобных примеров – масса, они есть в каждом аниме.

Таким образом, мы можем наблюдать, что в последние десятилетия в Европе, США и Японии сложилось целое направление искусства, в основе которого лежит алогичность. Произведения, в которых автор рассказывает абсолютно нелогичную историю так, что ее нелогичность не видна с первого взгляда. То есть превращается в средство, в художественный прием. Используемый с равной эффективностью как в «взрослой» литературе («Властелин Колец»), так и в беллетристике («Гарри Поттер»).

Я бы сказал, что все это вместе складывается в единое направление, включающее фэнтези на Западе и аниме на Востоке. Причем «восточное крыло» даже мощнее, и видимо, именно потому, что японское общество – самое зарегулированное и регламентированное на Земле.

Общее название для всех этих направлений я бы взял такое: эскапизм.

Если реализм – обнажение реальности, романтизм – ее идеализация, модернизм и авангардизм – ее изменение, то эскапизм – это дистанцирование от реальности: «Если мир считает, что я не прав – мне такой мир не нужен!».

Таким образом, эскапизм как литературное направление – это литература, основанная на протесте против логики бытия, ее неприятии. В основе эскапизма – крик «Пожалуйста, пожалуйста, хоть один раз, хоть для меня!». В основе эскапизма – страх перед тем, что все произойдет в точности так, как должно произойти.

Литература ожидания чуда. Это ощущение очень близко русскому человеку. И поэтому, думается, в России у эскапизма очень большое будущее.

varandej.livejournal.com

Эскапизм.

Существует остроумный афоризм: «Оптимист заявляет, что мы живем в лучшем из миров, а пессимист опасается, что это чистая правда».

В истории человечества не найдется времени, когда людей не посещала мысль о несовершенстве мира. А вместе с ней и желание от этого несовершенства куда-нибудь убежать. Можно искать объяснение этому несовершенству – в религии или философии, можно пытаться сделать мир лучше. Но все это требует усилий. Проще закрыть глаза, укрыться в мире фантазий, свести к минимуму контакт с неидеальной реальностью. Создать свой мир, который не будет к тебе безжалостен, где тебя ждут победы и успех, где нет дураков-начальников, хамящих продавщиц, нелюбимой работы и пробок на дорогах. Зато, возможно, есть межпланетные лайнеры, драконы, говорящие деревья или просто друзья, которые не назовут тебя сумасшедшим. Именно так все чаще рассуждают молодые. У бегства от реальности, или эскапизма, много форм и разновидностей. Побег этот не так прост и примитивен, как может показаться на первый взгляд.

Эскапизм (от англ. escape – бежать) – социальное явление, заключающееся в стремлении индивида или части социальной группы уйти от реальной действительности общепринятых стандартов и норм общественной жизни в мир социальных иллюзий или в сферу псевдодеятельности.

Эскапизм может быть физиологическим: наркотики, алкоголь, и т.д. Разумеется, если эта форма аберрации от окружающей действительности постоянно повторяется. Это самый примитивный, но и, пожалуй, самый распространенный путь. Можно дистанцироваться физически: с помощью допустим, покупки домика в деревне. Но самое занятное и разнообразное – конечно, внутренняя эмиграция, уход не только в воображаемый мир, но и в разнообразные приятные занятия. Что бы человек ни делал с увлечением – карьеру ли, качал ли бицепс или бегал по лесам с мечом, сделанным из автомобильной рессоры, – его можно считать эскапистом. Но при одном условии: если он делает это не ради результата как такового, а ради избегания чего-то беспокоящего, некомфортного. Эскапизм в каком-то смысле – протестное состояние. Хотя и неосознанное.

Есть две точки зрения на причину эскапизма. Одни считают, что виновато недоброе общество: не дает человеку возможности развиваться, вот он и начинает уходить в себя и в воображаемый мир. Реальность не соответствует представлениям человека, а человек не хочет мириться с этим, но сил изменить реальность не хватает. Порой только бегство от невыносимой реальности в свой внутренний мир способно сохранить человеку психическое здоровье. Так бывает, если реальность оказывается невыносимой – во время войн, катастроф, природных катаклизмов. Другие говорят, что общество тут не при чем – эскапист сам себе заранее так не нравится, что попросту не хочет показываться на свет божий.

Если правы и те, и другие и причина эскапизма – экзистенциальная неудовлетворенность не только своей жизнью, но и положением вещей вообще, тем, что вокруг всегда существуют и существовали нищета, боль, скорбь, несправедливость, смерть, то получается, что эскапизм – это проблема коммуникаций с миром, отчуждение и нежелание контактировать с другим, отличным от твоего. Главное для эскаписта – не смешивать «свое» и «чужое». Эскаписту комфортно вращаться только в кругу увлеченных тем же, что и он. Он не только отказывается участвовать в чем-то чуждом, он не готов никому из «чужих» объяснять, в чем ценность его мира.

Вот характерные высказывания людей, склонных к эскапизму.

Иногда после очередного тупого дня полного дерьма и жизненного неудовлетворения, хочется купить походный рюкзак со всем содержимым и просто уйти по дальше от людей, цивилизации, общества. Куда-нибудь в такую дыру где будет только земля, вода, воздух, огонь (надеюсь) и я. Где тебя будет по барабану, что ты сейчас одет в грязное, мятое тряпье пока оно будет выполнять свою функцию защиты от холода и дождя. Где тебе будет насрать на фондовые рынки, курсы валют, политику и пробки на дорогах. Где ты не будешь думать 105 раз прежде чем что-то сказать, не дай бог, не обидев людей, сказав лишнее. уйти в место, где ты будешь свободен от всего искусственного и надуманного!

Я пытаюсь не то, чтобы убежать от реальности, а с помощью любимых людей, фильмов, книг и музыки забыть, что такое реальность. Потому что реальность – это грязь, насилие и жестокость, реальность – это общественность транспорт, где сидят здоровые мужики и стоят хрупкие женщины, реальность – это когда десять бьют во дворе одного, а люди, видящие это из окон, не считают нужным просто позвонить в милицию, реальность – это диктатура, когда ты боишься на работе сказать за кого голосовал, потому что не хочешь эту работу потерять. Мне не нравится такая реальность, я понимаю, что от нее не убежишь, но ненадолго забыть о ней можно.

Человечество сотворяет мир, который это же человечество старается запрячь в социальную узду, создать множество противоречивых правил, создать множество запретов. И когда приходит критический момент, человеку хочется убежать от реальности. Это единственный путь до катарсиса. Вот почему мы так любим фильмы, игры и, кто-то, литературу.

Условия жизни большинства нынешних беглецов от реальности нельзя назвать невыносимыми. Типичный современный эскапист живет в мегаполисе, причем вовсе не на грани нищеты и выживания. У него есть более или менее нормальные жилищные условия – комната в родительской квартире или отдельная жилплощадь, пусть и съемная. Есть работа или какие-то приработки, если он студент. Катастроф и войн в непосредственной близости от него не происходит. Обыкновенная жизнь. Но именно она отчего-то оказывается такой бессмысленной и неприглядной, что человеку приятнее проводить все свое свободное время в «иных мирах», будь то мир книжный, или виртуальный, или существующий в этой же реальности, но «параллельный» ей – например, это может быть какое-то особенное хобби, коллекционирование или спорт. Есть что-то очень привлекательное в том, чтобы отгородиться от ненужного, окружить себя «своими в доску» понимающими людьми, нырнуть в «свое, родное», и пусть весь мир подождет. Особенно в последнее время.

«Убегать» от реальности можно в любую деятельность, будь то работа, чтение книг или общение на Интернет форумах. Однако человек, замеченный в явно «эскапистских» пристрастиях, например, любитель компьютерных игр, проводящий много времени в Сети, увлекающийся историей древних шумеров и коллекционирующий спичечные коробки, может оказать вовсе не эскапистом, а наоборот, самым что ни на есть активным и деятельным реалистом.

Грань между эскапизмом и вполне естественной для человека увлеченностью каким-либо предметом, действительно, тонка. Все зависит от того, какие у человека цели и мотивы. Если вы заводите собаку, потому что любите животных и хотите о ком-то заботиться – это одно, а если потому, что «собаки лучше людей, и пусть лучше моим другом будет собака, чем человек, который меня точно обманет и предаст» – совсем другое. Если вы идете смотреть фантастический фильм или играете в компьютерную игру просто чтобы отдохнуть и получить новые впечатления – никому и в голову не придет назвать вас эскапистом, а вот если жизнь этих вымышленных персонажей интересует вас больше, чем своя собственная – есть над чем задуматься.

Социально приемлемых вариантов поведения в обществе не так уж много. А потому – либо ты в обойме и живешь «как все приличные люди», либо – извини, дружок, но ты маленько не в себе. Почему у нас не допускается ни малейших отхождений от общепринятого стандарта – вопрос отдельный. Зато для тех, кто сильно или «чуть-чуть» не соответствует, есть утешительный приз. На сегодняшний день им предоставляется такое количество вариантов эскапистских занятий, что глаза разбегаются. Уйти можно куда угодно: хоть в науку, хоть в кулинарию. Создается впечатление, что для человека самая важная задача – выбрать подходящий вариант «эскейпа».

Когда речь заходит об эскапизме современной молодежи, сразу вспоминают о компьютерных играх и виртуальном общении. Отрицать, что именно Интернет стал той почвой, на которой эскапизм цветет пышным цветом, бессмысленно. Это действительно так, и в первую очередь потому, что уйти отшельником в лес трудно, а уйти в какую-нибудь SecondLife – легко. Изменить общество и страну, в которых живешь, можно, но это трудно, опасно, требует сил и времени – на это могут уйти годы, и это совершенно необязательно закончится успехом. А главное, запасной жизни не предвидится – есть только одна. Куда легче создавать собственные цивилизации на экране монитора.

Как уже было сказано, существует множество форм бегства от действительности. И хотя с появлением Интернета они пережили серьезное обновление, сами по себе они не новы. Так, и в прошлом, и сегодня, несмотря на прогнозы о том, что человечество с появлением компьютеров перестанет читать книги, одной из таких форм является чтение.

Книги издавна были тем волшебным средством, которое открывало двери в иные миры. Хотя миры эти чаще всего созданы конкретным автором, каждый читатель видит их по-своему. Всем известны выражения, которыми читатели описывают опыт по-настоящему интересного чтения – «окунулся в книгу с головой», «читал запоем, забыв обо всем» и так далее. Такое «погружение» в книгу некоторые исследователи называют иммерсией (от английского immersion – погружение). Погружение-иммерсия означает вход в особый вымышленный мир, автономный и являющийся особой непротиворечивой и самозамкнутой системой, в которую читатель или зритель может войти как сопереживающий наблюдатель – ведь изменить сюжетную линию или поведение героев он не может. Существуют и весьма интересные «иммерсивные парадоксы», давно привлекающие внимание философов и психологов. Во-первых, каким образом читателям удается вновь ощутить интерес и психологическое напряжение при чтении какого-либо текста не первый раз (ведь им уже известен сюжет и финал произведения), и, во-вторых, каким образом судьба литературных персонажей способна вызывать у читателя эмоциональный отклик с такими, напр

pikabu.ru

Эскапизм

Эскапизм – уход в небытие, в мир грёз и фантазий,

бегство от самого себя, от своих страхов и проблем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля,
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Не делайте уход от реальности самоцелью.

Не превращайте временное убежище в постоянное.

Эскапизм как качество личности – личностная особенность человека, проявляющаяся в стремлении избегать решения реальных проблем и принятия ответственности с помощью ухода от действительности в мир иллюзий, фантазий.

Жил человек, который был так обеспокоен видом своей собственной тени и так недоволен своими собственными следами, что решил избавиться от того и от другого. Метод, который он нашел — убежать от них. Так он встал и побежал. Но он все время ставил ноги (на землю) и оставлял другой след, пока тень держалась возле него без единого затруднения. Он приписал свою неудачу тому, что бежал недостаточно быстро. Так он бежал все быстрее и быстрее, не останавливаясь, пока его не настигла смерть. Ему не удалось понять, что если бы он просто остановился в тени, его тень сразу исчезла бы, а если бы он сел и оставался спокойным, не было бы больше следов.

Эскапизм происходит от английского глагола escape – убегать, спасаться. Эскапист теряется в лабиринтах своих фантазий и самоиллюзорности. Чтобы убежать от суровой реальности, человек зачастую с головой погружается в мир эйфории. Его помощниками становятся наркотики, алкоголь, виртуальный мир, секс, компьютерные и азартные игры.

Психологи считают, что эскапизм характерен не только тем, что человек избегает решения реальных проблем. Если проанализировать эскапизм как состояние сознания, то для него в первую очередь характерно временное изменение Я-концепции. Одним из эффектов этого, например, бывает повышение самооценки. Иными словами, эскапизм во многом является бегством от самого себя.

Вместо того, чтобы взглянуть своим страхам и обидам в лицо, человек бежит от них быстрее лани, не желая развиваться и работать над собой.

Посредством эскапизма человек, как правило, скрывает свои внутренние противоречия, свой махровый, закоренелый эгоизм. Так, по мнению психологов, «в некоторых семьях, где каждый наработал эгоизм и видит лишь свои желания, муж может при помощи эскапизма постоянно работать, практически не бывая дома, не видя семью, или убегать в самоиллюзорность при помощи алкоголя; жена может погружаться в сериалы, обжорство, разгул… Средством эскапизма является так называемый профессиональный спорт, которым занимается человек, тренируясь до изнеможения, ставя рекорды, которые являются ни чем иным, как эгоизмом и побегом от жизни и служения, от видения в первую очередь других и помощи им. Эскапизм может проявляться в виде ухода от мира и людей в глухие леса, в пустыню, труднодоступные регионы. Эскапизм от поиска истины отличается тем, что пророки и мудрецы всегда возвращались к людям и несли осознанное, да и уходили они за осознанием, тогда как индивидуум, накопивший эскапизм старается сбежать от мира, чтоб его никто не видел и не мешал. В физическом плане данная энергия приводит к психическим расстройствам, депрессии, суициду, наркомании и алкоголизму, сексуальной зависимости, игромании, погружению в виртуальные миры и уходу из реальности.

Очень часто люди «бегут» именно в сказочные сюжеты. Погружение в сказочную атмосферу лучше помогает забыть реальные проблемы. В сказочном мире обычно: – нет школ или университетов,

– люди не ходят на работу,

– вместо этого их обычное занятие – сидеть и курить трубку или петь песни на ветках деревьев,

– твой персонаж, на который ты себя проецируешь, не умирает,

– оказывается, что ты герой и своими действиями можешь спасти мир,

– красивым девушкам или парням нет дела до твоего социального статуса, им важен твой внутренний мир и/или твои способности,

– нет родителей, которых бы приходилось слушаться,

– государство и законы присутствуют чисто символически,

– ты имеешь удивительную способность, которой больше нет ни у кого,

– нет нужды разбираться в том, кто хороший, а кто плохой, это сразу ясно,

– никто не осмеливается высмеивать твои недостатки,

– ты возносишься над серой массой и т.д».

Психолог Анна Куновская пишет: «Человек — единственное в мире существо, способное творить и создавать нечто новое, частично или полностью отличающееся от материальной реальности. Стремление переделать или изменить окружающую реальность выливается в мечты, фантазии, сны, игру воображения и даже эскапизм — крайнюю форму углубления в виртуальный, придуманный мир… С головой уходят в фантазию те, кто переживает определенные кризисные ситуации и испытывает острую неудовлетворенность реальностью. А ведь бегство от проблем отнюдь не является их решением. Так что, если только начали замечать, что «скрываетесь» в выдумках каждый раз, как одолевают неурядицы, стараетесь как можно дольше игнорировать неприятности и увиливаете от их решения, пора бить тревогу. Как видите, сам эскапизм не так уж и плох, даже наоборот, представляет собой нечто вроде лазейки в волшебную страну сбывающихся надежд и неограниченных возможностей. Опасность таится лишь в злоупотреблении этой чудесной отдушиной. Стоит принять надлежащие меры безопасности — и можете с чистой совестью отправляться в сказочный мир, где вы и главный герой, и сценарист, и декоратор».

podskazki.info

Эскапизм: бегство от свободы и ответственности

Существуют самые разные способы ухода от реальности, которые известны давно. Многие из них очень точно описаны в литературе, однако они не дифференцированы в зависимости от природных свойств человека, а потому мало помогают в осознании проблемы.

Жизнь — сложная штука и не всегда преподносит нам счастье на блюдечке с золотой каемочкой. Иногда она требует от нас значительных усилий в преодолении трудностей. Иногда мы устаем и начинаем мечтать о мире, в котором было бы все хорошо и понятно, комфортно и беспроблемно. Уход в такие мечтания можно рассматривать как способ отдыха, сброса напряжения после кризиса, стресса, неудачи. Но потом мы собираемся с силами и вновь выходим в жизнь, чтобы продолжать творить ее дальше.

Однако для некоторых такой способ ухода от действительности становится настолько сладким и притягательным, что они не в состоянии оторваться от создаваемого ими воображаемого мира. И тогда можно говорить о явлении эскапизма — ухода от реальности, подмене ее суррогатом удовольствий. Термин этот происходит от английского слова escape, которое обозначает — убежать, спастись. Так от чего мы пытаемся сбежать и спастись? Какие «параллельные миры» мы создаем и почему? Действительно ли такой способ решения проблем помогает достичь столь желанного для нас состояния счастья? Давайте разбираться. Осознать, что это такое — эскапизм и что это за человек — эскапист, поможет тренинг «Системно-векторная психология».

Что такое эскапизм? Через тернии к звездам

Мы созданы для того, чтобы получать удовольствие. Однако мы не всегда осознаем свои истинные желания, чтобы смочь это удовольствие получить. Часто мы следуем чужим желаниям, навязанным нам воспитанием, социумом, и вполне естественно не получаем настоящего удовлетворения от их реализации. Или просто до конца не понимаем своих внутренних устремлений, страшась или осуждая их. Или встречаем сильное противодействие от окружения в реализации своих желаний и, не имея уверенности и достаточной мотивации, ломаемся и устаем. Именно тогда возникает стресс нереализации, чувство неудовлетворенности жизнью.

Не понимая, что с этим делать, человек ищет способ облегчить страдание и создает для себя мир, который не создает противоречия его ценностям и устремлениям. И делает он это, конечно, исходя из своих природных свойств-векторов. Те нехватки, которые наиболее сильно проявляются в его желаниях, могут подкрепляться созданием «параллельной реальности», которая как будто бы наполняет их. То есть в зависимости от того, какие векторы есть у человека, у него будет свой способ бегства.

Что такое эскапизм? Составить карту «параллельных миров»

Эскапизмом будет считаться осуществление таких действий, которые приводят человека к потере связи с реальностью, разрывают реальные отношения, сводят на нет творческую, созидательную деятельность человека, направленную на развитие общества, делают из него пассивного или активного потребителя удовольствий. Эта видимость легкой, комфортной жизни, полностью предсказуемой и соответствующей ожиданиям человека, останавливает его развитие. Когда нет преодоления трудностей, закалки характера, возникает скука и попытка наполниться суррогатом жизни.

Существуют самые разные способы ухода от реальности, которые известны давно. Многие из них очень точно описаны в литературе, однако они не дифференцированы в зависимости от природных свойств человека, а потому мало помогают в осознании проблемы. Если же иметь точную карту «параллельных миров», то при возникновении желания погрузиться в один из них вы сразу же сможете понять, какое ваше желание требует наполнения в реальном мире. И тогда отпадает необходимость прятаться от проблем.

Что такое эскапизм? Погружение в прошлое

Люди с анальным вектором имеют такое качество психики, как обращенность в прошлое. Они — ценители традиций, всего устоявшегося и стабильного. Они не любят изменений и новизны. Каково же им в современном, постоянно меняющемся мире! Не жизнь, а постоянный стресс. По своему складу они не городские жители — медлительные, основательные, привязанные к одному месту. Поэтому очень часто их способ ухода от реальности — бегство в глухие деревни и попытка создать там островки традиционной жизни, «как деды и прадеды наши жили». Человек с анальным вектором по натуре интроверт, поэтому его устраивает ограниченность общения, возникающая в таких местах. Конечно же, «в бега» он берет всю свою семью, потому что это также его основная ценность.

Еще один способ создать «параллельный мир» для анального человека — это жить прошлым. Раньше «и небо было синее, и трава зеленее». Все, что было в прошлом, имеет для него бо̒льшую ценность, нежели реальность сегодняшняя. Воспоминания о былых друзьях, любимых, работе становятся основным смыслом жизни для такого эскаписта. Особенно это свойственно пожилым людям, когда их востребованность в обществе сходит на нет, и они оказываются один на один со своими воспоминаниями, по сути, живя в воображаемом мире. В этом случае эскапизм — это бегство из реальности настоящего времени в дорогое сердцу прошлое.

Что такое эскапизм? Самая красивая иллюзия

Самые большие мастера по созданию вымышленных миров — люди со зрительным вектором. Обладая огромной эмоциональной амплитудой, которая не всегда находит реализацию среди людей в силу неправильного воспитания, они погружаются в самую красочную и красивую виртуальную реальность, которую только может создать человек. Ведь для этого у них есть образное мышление и склонность к фантазиям. Сегодня для зрительников существуют самые большие соблазны полностью уйти в эту реальность, ведь мир кино, телевидения, сказочной и любовной литературы, как никогда, способствует возникновению сладких мечтаний, намного более привлекательных, чем жизнь. Таким образом, для зрительного человека эскапизм — это бегство в мир вымышленных образов и ярких фантазий, по сравнению с которыми реальность кажется малоинтересной и серой.

Так, писатель и литературовед Джон Р. Р. Толкин, создатель серии книг о сказочной действительности, считал даже полезным чтение романов со счастливым концом и неожиданными спасениями героев, рассматривая их как утешение для человека творческого, для которого скучная обыденность является стрессовым фактором. До сих пор миллионы поклонников с удовольствием погружаются в сказочный мир его книг, проживая жизни вымышленных героев, практически создавая параллельную реальность.

Особый расцвет различных техник по улучшению жизни… в воображении тоже результат эскапистской деятельности людей со зрительным вектором. Позитивное мышление, техники визуализации — это арсенал тех, кто склонен рисовать свою жизнь такой, какая она должна быть. «Все будет хорошо!» — любимый девиз таких зрительников, предпочитающих мечтать о красивой и наполненной будущей жизни вместо того, чтобы делать реальные шаги для ее осуществления. Там, в мечтах, у них есть вечная любовь и потрясающие приключения и путешествия. Там, но не здесь. Удивительно, но некоторые из них даже говорят: «Пусть этого никогда не случится, но мои мечты меня греют».

Что такое эскапизм? Потребление и экстрим

Жизнь современного общества потребления и высоких скоростей абсолютно комплементарна свойствам людей с кожным вектором. Именно они могут получить столь необходимый драйв от социальной реализации сегодня. Менеджеры и банкиры, изобретатели и инженеры, спортсмены и танцоры — все это люди с развитым кожным вектором, очень востребованные в наши дни.

Однако и у них бывают стрессы и неудачи, в основном из-за неразвитости свойств или завышенных амбиций, когда они претендуют не на свою роль. У них тоже возникает желание уйти в более привлекательный мир. Одним из способов бегства для них является именно потребление, когда вся жизнь превращается в гонку за материальными благами. Кожник все тащит в дом. В зависимости от степени развитости и реализованности кожного вектора это может быть всякий хлам, до отказа заполняющий все пространство квартиры, а могут быть модные вещи и технические новинки. Когда шопинг становится наркотиком, а дом — выставкой навороченных достижений современной цивилизации, пора задуматься, а столь ли я счастлив в реальности? И что это такое, если не эскапизм, когда я «закапываюсь» в груду вещей, чтобы хоть как-то снять напряжение от жизни?

Кстати, тема эскапизма вполне обеспеченных материально людей, которые могут себе позволить создать «параллельный мир», довольно часто находит отражение в литературе. Примером может служить произведение Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века» и роман французского писателя Жориса Гюисманса «Наоборот».

Еще один способ забыться кожнику — это экстрим. Опасные виды спорта, связанные с большим риском для жизни; гонки на автомобиле на скорости, намного превышающей разрешенную; развлечения, позволяющие взглянуть в глаза смерти, — все это дает необходимый адреналин, которого недостаточно в обычной жизни скучающего кожника. Только движение по лезвию бритвы, между жизнью и смертью, становится единственным удовольствием для него, когда он ощущает настоящий вкус жизни. Все остальное кажется пресным и неинтересным.

Что такое эскапизм? Уход в небытие

Еще один большой мастер по части побега от реальности — человек со звуковым вектором. Надо сказать, что существующая материальная действительность его не привлекает в принципе. Таковы его свойства. Он нацелен на познание себя, на поиск смысла жизни, на связь с первопричиной. Внешний мир для него иллюзорен, а внутренние состояния важны чрезвычайно. Все эти свойства создают отличную почву для поиска «параллельного мира», где могли бы реализоваться его желания. А способов для этого существует великое множество. Например, компьютерные игры. Некоторые онлайновые ролевые игры заставляют игроков полностью погружаться в вымышленный мир. Увлекшиеся такими играми могут с трудом отличать, где реальный мир, а где виртуальный. Еще один способ — это наркотики, дающие переживание состояний, недостижимых в обычной жизни. Способы бегства звуковика из мира — одни из самых разрушительных, ибо у него нет ценности жизни, в которой нет смысла. Звуковой эскапист — это человек, уникальный тем, что имеет психику абсолютного интроверта, то есть «сбежать» от других людей он стремится намного чаще, чем остальные.

Не находя ответы на свои вопросы о том, как устроен этот мир, он склонен уходить в состояния, напоминающие небытие. Это может быть жизнь во сне, отшельничество, медитация. Он рационализирует, что все эти явления являются частью его поиска, однако на самом деле они лишь разрывают и без того тонкую нить связи с реальностью. Вспомните сновидящих в романах Карлоса Кастанеды. Сами для себя они были «великими магами», но так ли это было на самом деле? Все их величие оставалось в «параллельном мире».

Что такое эскапизм и как избежать бегства от реальности?

Эскапизм — это не болезнь. Этого понятия нет в медицинских справочниках. Но при определенных обстоятельствах он может стать манией, которая, с одной стороны, будет создавать ощущение иллюзорного счастья, а с другой стороны — давать неприятный осадок, что жизнь проходит мимо.

Конечно, в последней стадии увлеченности вымышленными мирами, когда человек окончательно теряет связь с реальностью, он вполне может быть удовлетворен суррогатом счастья. Однако пока еще есть смутная неудовлетворенность, пока еще не ушло желание жить — так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», нужно осознать бесплодность мечтаний и ухода в «параллельный мир».

Нужно понять свои желания и начать их реализовывать в действительности. Счастье, которое получает человек от этого процесса, не может сравниться ни с красивейшей картинкой, которую мы можем нарисовать в своем воображении, ни с «божественным» состоянием, полученным в наркотическом дурмане, ни с драйвом от очередного бесполезного подвига.

Эскапизм - что это такое, как избавиться от эскапизма?
www.yburlan.ru

COMMENTS