Факторы влияющие на самооценку человека

Какие факторы влияют на самооценку человека? Что такое самооценка?

Дальше.. . Коли нету такого “взгляда на себя”, то и мнения других по поводу тебя пролетают “мимо ушей”, не задерживаются, не имеют значения. И самооценка ни растет, ни уменьшается. Она в нуле и вполне комфортно себя там ощущает.
Но если она есть, то, очевидно, любое внимание со стороны окружающих, каждый оцененный кем-то поступок, и всякое сравненное самим собой “свое” действие с “не своим” – приведет к изменению самооценки. Либо к подтверждению, либо к поднятию, либо к ущербности.

otvet.mail.ru

Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки

Человек – часть социума, и для него важно отношение окружающих, оценка его качеств, способностей, привлекательности. Но не менее важна для нас и самооценка, отношение к себе, которое формируется у человека в течение всей его жизни. От уровня собственной оценки своих достоинств и недостатков во многом зависит и то место в обществе, которое мы занимаем, и уверенность в своих силах, и степень социальной активности.

Что такое самооценка

В психологии самооценка рассматривается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют важную роль в формировании образа собственного «Я» или Я-концепции.

Сознательно или неосознанно, но мы всегда сравниваем себя с другими и оцениваем с позиции «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оцениваются в первую очередь важные, значимые для общества качества. Например, для молодого человека дворянского сословия первой четверти XIX века было нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку, чем поручик Ржевский. А для современного человека это качество не имеет значения, поэтому и не оценивается.

Таким образом, в основе самооценки социально значимые ценности, без которых невозможно осознать себя достойной уважения личностью в данном обществе и в данное время.

Понятно, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают ситуации, когда мы довольны собой и нравимся себе, а в другое время какой-то поступок заставляет переживать острое недовольство, и мы занимаемся самобичеванием. Но самооценка как часть самосознания личности – это устойчивое образование, оно хоть и может меняться, но не зависит от ситуативного отношения к себе. Напротив, самооценка корректирует это отношение:

  • Человек с высоким мнением о себе скажет: «Как же я мог так поступить, это для меня совершенно нехарактерно», и постарается забыть об оплошности.
  • А тот, у кого самооценка низкая, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках, будет долго корить себя за них, подумает о том, что «он по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

  • нерешительность и чрезмерная осторожность;
  • зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
  • стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих;
  • комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость;
  • чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
  • мелочность, мстительность и завистливость;
  • страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Структура самооценки

В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:

  • Когнитивный компонент (от латинского cognition – знания) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с не соответствующими реальности представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.
  • Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям собственной личности. Эмоции, которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, любовь или неприятие себя.

Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:

  • несправедливые или чрезмерные наказания;
  • необоснованная и слишком частая похвала;
  • постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
  • положение «царька» в семье или любимчика в школе;
  • подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.

Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.

Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно.

Личностные факторы

На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.

Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
  • Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Коррекция самооценки

Возможность изменения своей самооценки в сторону более адекватной волнует многих людей. Особенно это характерно для зрелых и уже казалось бы состоявшихся личностей, когда человек осознает, что неправильная оценка своих сил и возможностей мешает ему достигнуть успеха и плохо влияет на отношения с окружающими.

Самооценка поддается коррекции даже самостоятельно, хоть в особо запущенных случаях требуется помощь психотерапевта или психолога-консультанта. Но проще повысить самооценку, чем снизить неадекватно завышенную. Точнее, есть условия, при которых самооценка понижается, но чаще всего они неприятные и даже травмирующие для человека.

Если же индивид осознал, что у него неадекватно завышенная самооценка, значит, смог посмотреть на себя критически, а следовательно, не такая эта самооценка у него и завышенная. В любом случае он уже на правильном пути.

Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения? Выпишете на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:

  • отношения с людьми;
  • профессиональная деятельность (или выбор профессии);
  • внешность;
  • уровень знаний, интеллект;
  • увлечения;
  • семья.

Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале. Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить. А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание.

Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Выпишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.

Как видите, ничего сложного. А если вы хотели бы «волшебную таблетку» или готовый рецепт, так их нет. Люди-то все разные, проблемы у нас тоже разные. Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:

  • Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других.
  • Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи.
  • Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет.
  • Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив. Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас.
  • Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи.
  • Будьте более открыты. Не стесняйтесь обращаться к людям за помощью и поддержкой.

Для повышения самооценки очень важно одобрение и похвалы окружающих. Поэтому найдите себе хобби или увлечения, в котором вы сможете добиться успеха, и не стесняйтесь эти успехи демонстрировать. Рисуйте, вяжите, вышивайте крестиком, собирайте картины из пластиковых пробок или фотографируйте необычные облака. И делитесь своими успехами, добивайтесь похвалы. Сейчас с развитием общения в социальных сетях это сделать совсем несложно.

psychologist.tips

Самооценка личности

Самооценка личности — это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

Содержание

5 привычек, связанных с низкой самооценкой

Самооценка личности занимает в жизни человека важную роль, так как в зависимости ее уровня человек будет чувствовать себе комфортно и уверенно, либо наоборот, неуверенно и скованно. Но не все привычки, которые возникают в процессе самооценки, могут принести пользу. Некоторые из них могут занизить самооценку человека, в то время как сам человек этого даже не подозревает.

Одной из таких привычек является привычка сравнивать себя с другими, смотреть на людей свысока. Эта привычка – признак зависимости, так как, сравнивая себя с другими, человек отрицает свою уникальность. Когда человек оценивает через себя других людей, то он может никогда не познать себя настоящего. Часто у людей имеется привычка соперничать друг с другом. Пытаясь быть лучше кого-то, человек создает ощущение того, что он хуже других. Пока эта привычка не будет устранена, человек всегда будет жить наперегонки, а самое главное, что всегда найдутся люди, которые в чем-то лучше, или у них чего-то больше.

Еще одна привычка, занижающая самооценку – привычка надеяться. Живя в ожидании чуда, человек теряет веру в себя. Это обычно приводит к тому, что у человека появляется желание найти человека, который будет за него все решать, а он только будет плыть по течению. Такие люди лишают себя возможности понять, что же такое смысл жизни.

Привычка искать одобрения тоже приводит к понижению самооценки. Когда человек не знает в себе цену, он ищет её со стороны. В поисках одобрения других людей человек совершает не то, что ему хочется, а то, что нужно для поднятия репутации. Чем больше человек получит признания, тем больше в дальнейшем он больше в нем будет нуждаться. Чтобы остановиться, человеку нужно понять, что его ценность идёт изнутри, а не оценке людей со стороны.

И последняя привычка, занижающая самооценку, – привычка манипулировать. Когда человек не верит в свои силы, то для достижения своих целей он начинает использовать других людей. Ему приходится придумывать различные уловки, чтобы призвать людей к помощи, например, давить на жалость, идти на обман, играть на чувстве вины и так далее. Когда старые уловки перестают работать, приходится искать новые. Человек теряет свою самооценку.

Какие факторы влияют на самооценку?

В течение жизни самооценка человека может меняться. Это зависит от некоторых факторов. Например, на самооценку человека влияют текущие внушения. У человека, рожденного в семье высшего общества, самооценка будет намного выше, чем у человека из обычной семьи. Также на самооценку человека влияет его успешность. Женщина, справляющаяся со своей работой, имеющая семью и достаток, будет оценивать себя достаточно высоко. Большое влияние на самооценку человека оказывают привычки и стереотипы. Если человек не верит в себя, то он будет считать себя неудачником во всех сферах, и даже не будет пытаться измениться. Физическое состояние и настроение также влияют на самооценку. Если человек болен, то его трудно убедить, что он выглядит хорошо. Влияние на самооценку оказывает отношение человека к самому себе, например, если человек на себя обижен, то его самооценка будет падать. Также на самооценку влияет его вера в свою самодостаточность. Если человек верит в свои силы, то его самооценка будет высока.

Как поднять самооценку личности?

Чтобы поднять самооценку, можно использовать некоторые психологические приемы. Для начала, человеку нужно немного изменить свою жизнь – например, открыться новым знакомствам, стараться каждый день узнавать что-то новое. Не надо бояться сделать ошибку, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Для повышения самооценки человеку нужно ухаживать за собой. Красивый и здоровый человек выглядит эффектно, у него повышается самооценка. Для поддержания самооценки можно вести дневник успеха. Такой дневник поможет вспомнить человеку свои успехи и переживания, которые их сопровождали. После некоторого промежутка времени эти переживания могут казаться смешными и несерьезными. Для повышения самооценки необходимо пересмотреть свой взгляд на мир – начать замечать в людях только хорошие поступки, думать о чем-то возвышенном и позитивном, перестать замечать негативные эмоции и переживания. Необходимо начать совершать добрые поступки, которые непременно вернуться к человеку. Добро повышает самооценку независимо от того, сделал ли человек его сам, или добро сделано для него. Также считается, что самооценку могут повышать домашние животные. Имея домашнего друга, человек может делиться с ними своими успехами и переживаниями, и не чувствовать себя одиноким.

Методы определения самооценки

Обычно психологи определяют уровень самооценки личности человека с помощью специальных психологических тестов или опросников. Человеку заранее разъясняются цели данного теста и задаются вопросы, связанные с самооценкой личности. В зависимости от ответов за каждый вопрос суммируются баллы. По итогам набранной суммы делаются выводы: низкая или высокая самооценка у человека. Такие тесты составляются опытными психологами, все вопросы и баллы за ответы взаимосвязаны между собой. Уделять внимание самооценке просто необходимо, адекватно оценивающий себя человек будет уверенным в себе, будет стремиться к росту и саморазвитию. У человека с заниженной самооценкой могут возникнуть проблемы, депрессия и замкнутость в себе.

womanwiki.ru

Факторы влияющие на самооценку человека

Несмотря на то, что термин «самооценка» в работах по психологии личности встречается очень часто, его содержание настолько аморфно и неопределённо, что далеко расходится в различных исследованиях. При этом до сих пор не разработано сколько-нибудь цельного понимания природы и механизмов оценочного процесса, структуры оценочного акта, специфики оценок разного рода и их классификации, условий формирования самооценки. Очевидно, что каждый человеческий индивидуум способен к самооценке и может сам определять пути развития своей личности [8,с.73]

Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека.

При адекватной самооценке представление людей о себе соответствуют действительности, реальности, мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Обычно такие люди могут правильно указать на свои плюсы и минусы. Адекватность самооценки непосредственно зависит от степени развитости оценочных способностей, которые нужно развивать на ранних стадиях развития самооценки. Активность, бодрость, чувство юмора, находчивость, общительность, присущи детям с адекватной самооценкой. Эти качества очень высоко ценятся сверстниками. При неадекватной самооценке представления о себе не соответствуют действительности. Люди с заниженной самооценкой видят в себе те качества, которых на самом деле у них нет, охарактеризовать себя они не могут, мнение других – основной ключ, на котором строится их самооценка.

Неадекватная самооценка делится на завышенную и заниженную. Дети с заниженной самооценкой недооценивают себя по сравнению с тем, что они в действительности представляют, видят в себе только отрицательные качества, им присуща неуверенность в себе, мнительность, пассивность, обидчивость, ранимость, замкнутость, все это приводит к трудностям в общении, взаимодействии между детьми и взрослыми, мешает устанавливать контакты и т.п.

Дети с завышенной самооценкой отмечают в себе в основном только хорошие, положительные качества, часто переоценивая себя, характеризуются самоуверенностью, высокомерием, бестактностью, не прислушиваются к мнению других. Все эти качества отрицательно воспринимаются сверстниками.

Адекватная и неадекватная самооценка делится на две группы: устойчивая и неустойчивая. Устойчивая самооценка – это та, которая не изменяется под воздействием каких либо факторов, сложно поддается коррекции. Неустойчивая самооценка более динамична, ее можно изменять, корректировать. Самооценка старшего дошкольника характеризуется неустойчивостью, и, следовательно, хорошо поддается коррекции, воздействию, благодаря чему расширяются возможности направленного формирования самооценки.

Самооценка бывает также абсолютной и относительной. Абсолютная самооценка выражается в отношении человека к себе без сопоставления с мнением других. Относительная же, наоборот, – отношение человека к себе, но уже в сопоставлении с другими.

Е.А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деятельности в формировании самооценки и уверенности в себе. В своих исследованиях она стремилась максимально приблизиться к реальным жизненным условиям. В результате своего исследования Серебрякова установила несколько видов самооценки:

· устойчивую адекватную самооценку;

· неадекватную пониженную самооценку;

· неадекватную повышенную самооценку;

Неустойчивая самооценка связана, прежде всего, с изменяющимися ощущениями уверенности и неуверенности в себе. По мере формирования самооценки, она начинает влиять на поведение ребенка старшего дошкольного возраста и определяет его реакцию на оценку взрослых. Если эта оценка высока и дает ребенку «почетное» место в коллективе, то она становится, в конце концов, потребностью. Неадекватная самооценка, завышенная и заниженная, влияет впоследствии и на поведение человека – возможно возникновение эмоциональных срывов и повышенной тревожности.

Условия развития самооценки представлены двумя основными факторами – общение с окружающими и собственной деятельностью субъекта, каждый из которых вносит свой вклад в ее ориентирование: в общении усваиваются способы поведения, формы и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация. [36, с.275].

Самооценка – достаточно сложное образование человеческой психики, она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Существует три момента, существенных для понимания процессов развития самооценки:

· Важную роль играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.

· Важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида, то есть человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

· На формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет самооценка. [24, с.142] В социальной структуре окружения индивида можно выделить несколько групп факторов, влияющих на формирование того или иного уровня самооценки.

1. Семейные факторы.

Семья является важнейшей единицей общества, какие бы формы она ни принимала. По мнению большинства психологов, именно в первые пять лет жизни формируется структура личности и закладываются основы Я-концепции. Самооценка связана с размером семьи и старшинством детей. По исследованиям С. Куперсмита около 60% детей с высокой самооценкой являлись первенцами или единственными детьми в семье. Дети с низкой и средней самооценкой, обычно, имели старших братьев или сестёр. Высокая адекватная самооценка, сформированная в семье, обеспечивает хорошее владение навыками социального общения, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребёнок приобрёл в семье способность к сотрудничеству, уверенность в своих силах и способностях. Всё это создаёт прочную основу для социального развития. Низкая самооценка связана со стремлением родителей сформировать у ребёнка способность к аккомодации, то есть приспособительному поведению. Это выражается в таких требованиях, как требование к послушанию, умение подстраиваться под других людей, зависимость в повседневной жизни от взрослых, опрятность, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. Из этого можно сделать вывод, что успешность, достигаемая умением подстраиваться под других людей, а не на основе собственных личных достижений ведёт к формированию низкой самооценки. Существует четыре типа поведения людей с заниженной самооценкой:

· заискивать, чтобы другой человек не сердился;

· обвинять, чтобы другой считал его сильнее;

· рассчитывать все так, чтобы избежать угрозы;

· отстраняться на столько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, как будто ее нет. [2, с.94].

В. Сатир выделяет две семейные системы: закрытые и открытые. Основные различия между ними – характер реакции на внутренние и внешние изменения. Части, звенья закрытой системы, неподвижны. Обмен информацией между ними не происходит. Как правило, члены такой семьи необщительны, замкнуты, имеют мало друзей и знакомых. Однако, закрытые семьи, скорее исключение, чем норма. Такие семьи появляются из определенного набора представлений о жизни. В закрытой семье люди не могут процветать, они могут только существовать. Полной противоположностью закрытой системы является открытая семья. Открытая система – система, в которой части взаимосвязаны, подвижны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации проходить внутри нее и выходить за ее пределы. В семье с открытой системой правила гуманны, а ее члены общительны, добры, раскрепощены. Соответственно самооценка в семьях с различными системами различна. Самооценка в закрытой системе низкая, очень неустойчивая и сильно зависит от самооценки других людей.

Стили общения в такой системе: обвиняющий, расчетливый, заискивающий, отстраненный, т.е. такие, которые соответствуют заниженной самооценке. Самооценка в открытой системе более адекватная, высокая, устойчивая и более зависима от внутренней оценки. [23, с.182].

Стремление родителей поставить детей в подчинённое положение ведёт к снижению самооценки, и, напротив, в семьях, отличающихся сплочённостью и солидарностью, у детей развивается высокая самооценка.

2. Социальные факторы.

Процесс развития человеческой личности не прекращается в течение всей жизни. Самооценка так же формируется в течение всей жизни человека, обогащаясь приобретенным опытом человека как в общении с другими людьми, так по отношению к себе. Межличностное общение имеет в этой связи колоссальное значение. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей, далее по цепочке – отклонения в характере самооценке. Здесь кроется опасная причина неадекватной самооценки – человек не то, что не хочет видеть свои недостатки, он просто не умеет их видеть. Общение помогает человеку увидеть свои плюсы и минусы, формирует и корректирует самооценку. Общая самооценка формируется в младшем школьном возрасте, но существует ещё также частная самооценка, которая ситуативна и колеблется у индивида в зависимости от факторов окружающей его среды. Снижение общей самооценки под влиянием неудачи сопровождается часто у людей юношеского возраста появлением мыслей о своей неполноценности и, иногда, даже мысли о смерти, а удачная проверка высоко ценимой способности вызывает значительное повышение уровня самооценки других качеств. Повышение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем понижение его в случае неудачи. Но наличие сдвигов в самооценке может зависеть от целого ряда моментов: личностных особенностей, специфических качеств, уровня уважения источника информации, сообщающем об успехе или неуспехе дела и насколько он доверяет этому источнику. Любая ситуация переживается и оценивается субъектом в свете его долгосрочного опыта и уровня прошлой самооценки. Человек с пониженной самооценкой будет переживать неудачу гораздо глубже и болезненнее, чем человек спокойный и уверенный в себе.

3. Принципы «самости»

Представление человека о самом себе во многом зависит от того, как его оценивают окружающие, в особенности, если это коллективная оценка. Под влиянием благоприятных мнений самооценка повышается, неблагоприятных, соответственно, понижается. Нередко такой сдвиг бывает устойчивым, причём заодно с главной самооценкой изменяется и те, которые напрямую не были затронуты оценкой окружающих. То есть, например, при постоянной завышенной оценке со стороны группы у человека поднимается общий уровень притязаний, выходящий за пределы оцениваемых группой качеств, отмеченных, как положительные.

· Принцип интериоризации чужих оценок – изменения, под влиянием внешних оценок, образа Я и социально-нравственных установок, более значительны, если испытуемый уверен в единодушии мнений значимых ему людей по отношению к оценке его поведения и качеств, чем в тех случаях, когда мнения расходятся. Но каждый индивид по-разному относится к чужому мнению, в силу разной чувствительности и восприимчивости, от полного безразличия, до полной перестройки собственной «самости». Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы, когда люди сначала приписывают другим то или иное отношение к себе, а затем уже принимают или отвергают его в качестве оценки, и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями.

· Принцип социального сравнения – индивид сравнивает себя не только со своим прошлым или будущим Я, а свои притязания с достижениями, но и сравнивает себя с другими членами социума. И процесс социального сравнения является двусторонним, человек воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других меряет по себе. При этом считается, что проанализировать таким образом себя гораздо проще, чем других членов социума, поэтому то, что мы называем непосредственным знанием себя можно с уверенностью назвать итогом сложного процесса атрибуции – приписывания себе определённых свойств. [21, с.113]

Ещё одним фактором влияющим, на развитие самооценки является возраст. Есть предположение, что с возрастом адекватность самооценки повышается. Самооценка взрослого человека по большинству показателей более реалистична и объективна, нежели юношеская. Дети старшего дошкольного возраста чаще оценивают себя положительно, а неудачи связывают с определенными обстоятельствами.

С возрастом происходит переход от конкретно-ситуационной к более обобщенной самооценке. Исследования в этой области показали, что детям старшего дошкольного возраста еще не доступна оценка собственной личности, уже как дети младшего школьного возраста проявляют такую способность.

С возрастом меняются и критерии самооценки. В юношеские годы внешность имеет большое значение для самооценки, тогда как взрослого человека внешность волнует гораздо меньше, на первый план выступают моральные качества, умственные способности и т.д.

Формирование самооценки начинается с раннего детства, когда мы можем говорить о закладывании в структуру личности общей самооценки, и продолжается всю жизнь, подвергаясь изменениям под влиянием внешних факторов, способствуя возникновению частных самооценок.

studbooks.net

Самооценка. Факторы, влияющие на ее формирование Человек, в отличие от животных,— существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать. Самопознание — изучение

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.

Факторы, влияющие на формирование самооценки дошкольника « Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального

В.С.Мухина пишет, чтобы у ребенка не сложилось внутреннего антагонизма по отношению к другим людям, необходимо, чтобы взрослый брал на себя ответственность за гармоничное развитие личности ребенка вопреки сопутствующим развитию негативным образованиям. Развитие воли, по мнению В.С.Мухиной, определит успех в достижении поставленной цели, это утвердит ребенка в его притязаниях на признание. Задача взрослого, как утверждает автор, «должна состоять не в ориентации на снижение притязания на признание, не в обесценивании предстоящего будущего ребенка, а в придании всем притязаниям правильного направления [17. С. 75].

Факторы влияющие на самооценку человека Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвящено значительное число работ. Разработаны особые методические процедуры изучения самооценки.

Условия развития самооценки представлены двумя основными факторами – общение с окружающими и собственной деятельностью субъекта, каждый из которых вносит свой вклад в ее ориентирование: в общении усваиваются способы поведения, формы и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация. [43, с.275].