Фасилитация это в психологии, это в педагогике, примеры фасилитации

Консалтинговая группа Донских

Принципы и правила фасилитации

Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.

Что такое фасилитация

Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.

Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.

Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.

Кто такой фасилитатор

Личность фасилитатора – уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:

    • направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
    • отбирать действительно удачные решения группы;
    • брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
    • работать с разного рода группами;
    • ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
    • сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
    • быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников – и, соответственно, быстро их преодолевать;
    • противостоять стрессу;
    • открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.

Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.

Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.

Отличие фасилитации от модерации

Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация – немецкое, фасилитация – английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:

    1. Фасилитация буквально означает “облегчение”, модерация – “обуздывание”. Модерация – более жесткая технология. У нее определен формат – беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
    2. Фасилитация – гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего. Участники не ограничены одной темой.
    3. Модерация используется в формате встречи: “обсуждение проблемы”, совещание у руководителя.
    4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.
Пять правил фасилитации

Проведение фасилитации подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач.
Существуют 5 правил фасилитации:

    • исследование процесса в противовес всеведению;
    • открытость и искренность к людям;
    • все участники процесса равны;
    • каждое мнение важно;
    • все люди умны и могут эффективно решать задачи.
Техники фасилитации

Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:

    1. Future Search (“Поиск будущего”). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
    2. Work Out (“Выход за рамки”). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
    3. Brainstorming (“Мозговой штурм“). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
    4. Polarization of opinion (“Поляризация мнений”). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
    5. Open Space (“Открытое пространство”). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:
Фасилитация в бизнесе

Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?

    1. Повышение эффективности деятельности сотрудников.
    2. Увеличение мотивации персонала.
    3. Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
    4. Создание безопасного психологического пространства.
    5. Внедрение новых технологий в бизнес.

Фасилитация это в психологии, это в педагогике, примеры фасилитации
donskih.ru

Педагогическая фасилитация

Личностно ориентированное взаимодействие — это педагогическое общение субъектов образования (пе­дагогов и обучаемых), которое создает наилучшие условия для развития учебно-профессиональной мо­тивации, придает обучению характер сотрудничест­ва, обеспечивает достижение целей и задач образова­ния, способствует развитию обучаемых и позволяет педагогу повышать свой профессионально-педагоги­ческий потенциал.

Из приведенного определения вытекают следую­щие функции педагогического взаимодействия: мотивационная образовательная (обучение и воспита­ние), развивающая, фасилитационная. Остановимся подробнее на фасилитационной функции.

Фасилитация (от англ. fasility — благоприятные условия) — усиление доминантных реакций, дейст­вий в присутствии других людей — наблюдателей и содеятелей.

Педагогическая фасилитация — это усиление про­дуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогиче­ского процесса за счет их особого стиля общения и личности педагога.

К. Роджерс выделил три условия гуманизации лю­бых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения: 1) безоце­ночное позитивное принятие другого человека; 2) ак­тивное эмпатийное слушание; 3) конгруэнтное (адекватное, подлинное и искреннее) самовыраже­ние в общении[4]. Последователи К. Роджерса под­черкивают, что обучение должно стать средством личностного роста обучаемых и педагогов. Педагогу в общении следует быть фасилитатором — человеком, облегчающим проявление инициативы и личностное взаимодействие обучаемых, содействующим процес­су их психического развития. В. Н. Смирнов указыва­ет, что феномен фасилитации возникает только в том случае, если педагог является авторитетным, рефе­рентным, признанным.

В результате педагогического взаимодействия возникают различные психологические новообразо­вания личностного и межличностного характера, ко­торые принято называть изменениями или эффекта­ми. В последнее время эти новообразования получи­ли название феноменов. Они могут иметь конструк тивный (развивающий) и деструктивный (разрушаю­щий) характер. Одним из значимых конструктивных феноменов педагогического взаимодействия являет­ся психологический статус личности, без обретения которого не может осуществляться процесс активно­го, последовательного, прогрессивного развития и са­моразвития личности. Статус характеризует не только реальное место учащегося в системе межличностных отношений, но и положение в учебной группе, семье, группах сверстников, которое он приписывает само­му себе.

Потребность в построении себя как личности, в самосовершенствовании не возникает спонтанно, она развивается в процессе педагогического взаимо­действия. Именно педагогическое влияние позволя­ет учащемуся осознать несовпадение «Я» -реального и «Я» — идеального без чего невозможно развитие. Педагогическая поддержка не только выполняет функцию защиты учащегося от неуверенности, страха невыполнения учебных заданий, но и помогает в утверждении его статуса.

Феномен авторитета педагога имеет особое значе­ние в реализации используемых им стратегий педаго­гического взаимодействия. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что педагог может быть ав­торитетным лицом для учащихся любого возраста, но основания его авторитета различны.

В процессе педагогического взаимодействия мо­гут возникать психологические феномены, зачастую не осознаваемые ни учащимися, ни педагогами. Эти воздействия можно назвать ненаправленными и непроизвольными. Нередко возникают ситуации, когда педагог тормозит активность учащихся, вызы­вая у них негативное отношение не только к себе, но и к деятельности, в которую они включены. Эти про­явления известны как феномен негативной фасилитации. Она ведет к возникновению психологических барьеров и комплексов, а затем реализуется в защитных функциях организма: повторных действиях, грубости, болтливости.

В.Н.Смирнов подчеркивает необходимость учета следующих подходов для создания на занятиях среды, оптимальной для решения образовательной задачи на основе личностно ориентированного взаимодействия педагога с учащимися:

• интерактивного, основанного на свободе обу­чающегося, решающего образовательную задачу, на обратной связи в системе «преподаватель — ученик»,
непрерывном общении преподавателя и учащихся, учете реакций обучаемых и оптимизации образовательной среды для повышения эффективности про­цесса обучения. К интерактивным методам обучения относятся, в частности, направленная дискуссия и
разнообразные по форме ролевые и имитационные игры, моделирующие ситуации, появляющиеся в процессе решения проблем;

• фасилитационного, предполагающего создание на занятиях среды, оптимальной для решения образовательной задачи на основе сотрудничества педагога с учащимися, их принятия и постоянной поддержки, веры в их способности, взаимоуважение и доверия. Фасилитационный подход содействует развитию активной личностной позиции, наиболее полному удовлетворению познавательных и творческих потребностей, а следовательно и самореализации учащихся[5].

В зарубежной психологии изучалась связь между фасилитационными способностями педагогов и уровнем их общефизиологического развития.

Установле­но, что общефизическое развитие является важным условием межличностного общения поскольку фа силитация учения требует высокого уровня психиче­ского и психофизиологического функционирования педагога. В этой связи можно предположить, что боль­шинство педагогов, характеризующихся низким уров­нем общефизического развития (страдающих, на­пример, от излишнего веса, повышенного артериаль­ного давления, сердечной недостаточности, имею­щих другие соматические отклонения), по чисто при­способительным причинам неосознанно избегают работы в напряженном режиме фасилитации учения. Анализ отечественной и зарубежной психоло­го-педагогической литературы по проблеме фасили­тации позволил определить основные концептуаль­ные положения развития педагогической фасилита­ции.

Педагоги, работающие в русле личности ориен­тированной парадигмы, допускают самостоятель­ность и ответственную свободу учащихся при состав­лении учебной программы, постановке учебных це­лей, оценивании результатов учебной работы. При этом педагог выступает не только как руководитель, но и как фасилитатор учения, т. е. человек, создаю­щий благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирующий и стимули­рующий любознательность и познавательные моти­вы учащихся, групповую учебную работу, поддержи­вающий проявления в ней кооперативных тенден­ций, предоставляющий учащимся разнообразный учебный материал.

Переход традиционно работающего педагога к та­кому новому для него стилю деятельности происхо­дит постепенно, поскольку он связан с глубокой и, следовательно, достаточно медленной личностной перестройкой и педагога и учащихся. При этом веду­щими являются не столько изменения содержания и методов преподавания, сколько становление и укрепление основных личностных установок, постоянный личностный профессиональный рост педагога-фасилитатора.

Анализ поведения учащихся на занятиях педагогов-фасилитаторов показывает, что (по сравнению с поведением на традиционных занятиях) они более инициативны в речевом общении, задают больше во­просов, больше времени заняты решением собствен­но учебных задач, обнаруживают более высокий уровень когнитивного функционирования, например, больше времени затрачивают на различные мысли­тельные действия и меньше — на мнемонические). Они также реже пропускают занятия, демонстрируют высокие академические достижения по всем учебным дисциплинам, создают меньше проблем для педагога на занятиях. Установлено, что выражен­ность всех этих различий прямо пропорциональна продолжительности работы педагога-фасилитатора с учащимися.

В исследовании И.В.Жижиной установлены следующие основные индикаторы фасилитационных пособностей педагогв: эмпатия, интроверсия – экстраверсия, лидерство, коммуникативность, рефлексия, искренность.

Опытно-поисковая работа в Нижнетагильском педагогическом колледже № 2 позволила ей определить уровень развития фасилитации у педагогов. Исследования показали, что у 14 % преподавателей высокий уровень педагогической фасилитации. Это выражается в том, что они очень критично относятся к себе, пытаются всегда выявить причинно-следственные связи явлений, хорошо работают в коллективе и для коллектива, легко устанавливают и поддерживают контакты, воспринимают студентов как значи­мых, открыты в общении, жизнерадостны, направле­ны к внешнему миру окружающих людей и событий, имеют ярко выраженные лидерские качества, доста­точно развитые деловые качества. Эти педагоги чув­ствительны к потребностям и проблемам окружаю­щих, великодушны, с неподдельным интересом от­носятся к людям, эмоционально отзывчивы, стре­мятся к поддержанию хороших отношений с людьми, всегда готовы прийти на помощь другим.

Средний уровень педагогической фасилитации отмечен у 59 % преподавателей. Это выражается в том, что педагоги не всегда контролируют свои дей­ствия и поступки, недостаточно критично оценивают их. Поведение таких педагогов устойчиво, и они не считают нужным его изменять в зависимости от ситу­ации. Пытаясь выявить причины возникшей пробле­мы, они обвиняют других и не видят, что сами явля­ются главным ее источником. Эти педагоги менее от­крыты в общении, необходимость новых контактов иногда выводит их из равновесия. У них недостаточ­но развиты лидерские качества, они склонны к по­давлению других, к конфликтам. Педагоги со сред­ним уровнем фасилитации не относятся к числу осо­бо чувствительных людей, в межличностных отноше­ниях они в большей степени склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечат­лениям, им не чужды эмоциональные проявления, но отсутствует раскованность чувств, и это мешает полноценному восприятию людей.

Низкий уровень педагогической фасилитации выявлен у 27 % преподавателей. Это выражается в том, что педагоги слышат только себя и никак не ре­агируют на окружающих, проявляют к ним эмоцио­нальную холодность, не контролируют свои дейст­вия и поступки, некритичны по отношению к себе, небрежны в отношениях с людьми, непредсказуемы в силу закрытости личности.

Обобщение результатов исследования педагоги­ческой фасилитации показало следующее:

1. Необходимо усиление психологизации содержания и технологий обучения, приведение их в соот­ветствие с данными современной психологической
пауки.

2. Наиболее благоприятные условия для реализа­ции фасилитационного подхода создаются при личностно ориентированном обучении.

Необходимо изменение представлений о педа­гогическом мастерстве как о совокупности профес­сиональных знаний, умений и навыков, развиваемых в процессе выполнения педагогической деятельно­сти и в значительной степени определяемых стажем работы как мерой педагогического опыта. Педагоги­ческое мастерство — это результат личностного роста педагога в своей профессии, совершенствования целостного творческого и личностного потенциала, неразрывно связанного со спецификой личностной позиции педагога в социально-психологическом контексте учебно-воспитательного процесса.

poisk-ru.ru

Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шахматова О. Н.

Текст научной работы на тему «Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ЗАВ. КАФЕДРОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ДОЦЕНТ

Актуальность изучения возможностей фасилитации педагога в обучении и воспитании обусловлена необходимостью активизации деятельности педагогов и учебно-профессиональной деятельности учащихся в условиях современного профессионального образования.

Центральным звеном личностно развивающего образования является формирование и развитие личности. При этом значимо не столько формирование определённых свойств, качеств, познавательных процессов, знаний, умений, навыков, сколько развитие стремления и способности к самостоятельности, саморазвитию и самореализации личности. В межличностном взаимодействии субъектов образования, педагогов и учащихся, создаются условия для развития учебно-профессиональной мотивации, придания обучению характера сотрудничества, и на этой основе достижения целей и задач образования.

Создавшееся положение актуализирует потребность исследования условий оптимального профессионального развития личности и разработку технологий, позитивно влияющих на этот процесс. Личностно-развивающее образование, помимо традиционных форм и методов, хорошо зарекомендовавших себя, предусматривает использование развивающих технологий: диалоговые лекции, моделирование профессиональных ситуаций, деловые игры, игровые упражнения, тренинги. Важная роль при реализации этих технологий отводится ведущему — педагогу. При их реализации возникает необходимость принятия педагогом новой позиции — педагога-фасилитатора.

Термин фасилитация (от англ. to facilitate — облегчать, содействовать) используется в психологии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизации и повышения продуктивности деятельности личности или группы вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей. Фасилитация может быть случайной, неосознаваемой или осознаваемой и целенаправленной, если осуществляется фасилитатором.

В теоретических и практических разработках в области обучения и воспитания К. Роджерса и других психологов гуманистического направления исследованы особенности личности, деятельности, общения и творчества педагога-фасилитатора. К. Роджерс стремился преодолеть обезличенность воспитания в учебной среде, обращаясь к

интересам обучаемого, к возможностям стимулировать и развивать именно личностный подход.

Центральной гипотезой этого подхода является то, что человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции и поведения. Доступ к этим ресурсам возможен при соблюдении трёх условий, способствующих созданию определённой фасилитационной психологической атмосферы. Этими условиями являются:

• конгруэнтное самовыражение в общении, подлинность, искренность;

• безусловное позитивное отношение и безоценочное принятие других;

• активное эмпатическое слушание и понимание.

Анализ теоретических и практических разработок в области гуманистического направления обучения и воспитания показал, что деятельность педагога представляет собой не некий определённый метод, а, прежде всего особую направленность личности, совокупность ценностей, мировоззренческие представления о жизни, о людях. Основу системы установок и ценностей педагога, по мнению К. Роджерса, составляют убеждения:

• в личностном достоинстве каждого человека независимо от возраста, уровня культурного и интеллектуального развития;

• в значимости и востребованности способности к свободному выбору и ответственности за его последствия;

• в радости обучения как сотворчества, возникающей при

условии положительных личностно окрашенных

Таким образом, если применить эту гипотезу к образовательному процессу, то для того, чтобы активизировать развитие личности, необходимо создать особую психологическую атмосферу, благоприятствующую проявлению личностной активности, или другими словами, осуществить фасилитационное педагогическое

взаимодействие. Следует отметить, что фасилитационное

педагогическое воздействие оказывает не только педагог на учащегося, но и учащийся на педагога.

Отечественные исследователи (Э.Н. Гусинский, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Куликова, А.Б. Орлов, В.Н. Смирнов и др.), основываясь на концепции К. Роджерса, определяют фасилитационное педагогическое взаимодействие как субъект-субъектное

взаимодействие, в рамках которого происходит совместный личностный рост и педагога, и обучаемого.

Педагогическая фасилитация как процесс — это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счёт их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося.

Учитель-фасилитатор — педагог, который своим присутствием и воздействием облегчает проявление инициативы, самостоятельности обучаемых, содействует процессу их психического развития и обеспечивает положительное межличностное взаимодействие.

В 2001 году преподавателями, аспирантами и студентами института психологии РГППУ было начато исследование особенностей личности и деятельности педагога-фасилитатора. Теоретической основой исследования стала концепция профессионального становления личности педагога (Зеер Э.Ф., Глуханюк Н.С.).

На первом этапе исследования изучались особенности восприятия личности фасилитатора, её перцептивнокоммуникативных характеристик, поведения. Респондентам был предложен опросник, включающий 15 полуоткрытых и открытых вопросов, а также сочинение на тему «Педагог-фасилитатор в моей жизни». Выборка составила более 500 человек. Полученные результаты позволили создать социально-психологический портрет педагога-фасилитатора, образ, сформировавшийся в сознании респондентов. Обобщённо, используя наиболее часто встречающиеся в ответах и сочинениях высказывания и характеристики, его можно представить как педагога, обладающего «приятной внешностью», «хорошим чувством юмора», «способного понять чувства и переживания учащихся, подобрать индивидуальный подход к каждому»; «относиться к учащимся с любовью и уважением», осуществлять педагогическое взаимодействие «на равных». Это профессионал в своём деле; умеет преподнести изучаемый материал в доступной форме, показать его актуальность, и заинтересовать учащихся своим предметом.

Второй этап включал в себя поиск и изучение личности и деятельности реально работающих педагогов-фасилитаторов, исследование проводилось в профессиональных лицеях городов Екатеринбурга, Челябинска, Качканара, Талицы, Ирбита.

В исследовании приняло участие 377 педагогов и учащихся. Экспертами выступали руководители учебных заведений: директора, заместители директора по учебно-производственной, учебновоспитательной, научно-методической работе и учащиеся. Для выявления фасилитационной составляющей деятельности педагогов, преподавателей и мастеров производственного обучения был разработан комплекс методик, в который вошли стандартизированная беседа, шкала экспресс-диагностики, бланк экспертной оценки, метод незаконченных предложений, личностные опросники, наблюдение. Результатом стало выделение трёх групп педагогов, которые условно получили название: педагогов-

фасилитаторов, педагогов, с ситуативным проявлением фасилитации, педагогов, у которых фасилитация отсутствует.

Значимые и интересные результаты, отражающие особенности фасилитации, были получены методом наблюдения. Методика

наблюдения фасилитационного взаимодействия педагога с учащимися была разработана с учётом теоретических подходов зарубежных (К. Роджерс, Р. Зайонк и др.) и отечественных психологов (В.В. Бойко, И.В. Жижина, Э.Ф. Зеер, С.Д. Смирнов и др.) Основой стали требования, сформулированные и предъявляемые к педагогу-фасилитатору К. Роджерсом: демонстрация доверия

обучаемым, помощь в формулировании и уточнении целей и задач обучения, поиск и опора на внутреннюю мотивацию в учении, выраженная эмпатия, эмоциональная открытость, активность в групповом взаимодействии, стремление передавать опыт. Формализованное наблюдение осуществлялось по

стандартизированной программе, элементы которой фиксировались в протоколе — бланке наблюдения. При разработке бланка фиксации результатов наблюдения фасилитационного взаимодействия на занятиях были проанализированы методика косвенной оценки межличностных отношений, предложенная Ф. Кронжетом, А. Моллером, (Техника наблюдения реальной ситуации), методика наблюдения и экспертной оценки ситуации, (Ситуационный тест Р. Бейлса).

Основываясь на выделенных В. В. Бойко конкретных признаках экспрессии уверенности — неуверенности в себе, внутреннего комфорта — беспокойства, активности — инертности, уважения -неуважения к партнёру по общению и др., были определены внешне наблюдаемые и подлежащие фиксации признаки проявления психологических свойств. В качестве специально подготовленных наблюдателей — экспертов выступали студенты 5 курса института психологии РГППУ очной и заочной форм обучения, которые проходили педагогическую и преддипломную практики в учреждениях начального профессионального образования. К началу исследования учащиеся и педагоги уже были с ними знакомы и присутствие студентов исследователей не отвлекало их внимание от педагогического взаимодействия. Наблюдатели располагались таким образом, чтобы видеть и лицо педагога, и лица учащихся. Наблюдения протоколировались: данные заносились в

подготовленный «Бланк наблюдения фасилитационного взаимодействия педагога и учащихся» способом балльных оценок, количественных характеристик признаков, записи конкретных формулировок и фактов.

Анализ фиксированных в процессе наблюдения индивидуальнопсихологических особенностей личности обосновал необходимость сформировать три группы качеств: аттрактивность, толерантность, ассертивность, наиболее важных для возникновения фасилитации. Например, в группу единиц наблюдения, характеризующих аттрактивность педагога, вошли такие полярные показатели, как «улыбка, жизнерадостное выражение лица» — «понурое, грустное выражение лица», «богатство, выразительность мимики» — «бедность мимики», «немного увлажненный приветливый взгляд» — «строгий

сухой взгляд», «темп речи, достаточный для понимания» — «слишком быстрый или слишком медленный темп» и др.

Группу единиц наблюдения, определяющих толерантность педагога, составили такие характеристики, как «терпеливо выслушивает ответы учащихся» — «нетерпимость к мнению учащихся, перебивает, пресекает их», «держится на равных» -«надменен, занимает позицию «сверху», «подбадривает, поощряет» — « не

подбадривает, не поощряет» и др.

В группу единиц наблюдения, характеризующих ассертивность педагога, отнесены такие полярные показатели, как «положение головы прямо, подбородок приподнят» — «голова опущена»; «подтянутые точные движения» — «суетливость, неточные движения, потирание рук, «хруст» пальцами»; «побудительная выразительность движений» — «отсутствие побудительности в движениях», «форма одежды скорее деловая» — «форма одежды скорее неделовая, «расслабляющая».

Педагогическая фасилитация представляет собой двусторонний процесс взаимовлияния субъектов взаимодействия (педагога и обучаемых). Следовательно, в деятельности обучаемых можно также выделить элементы, составляющие группы единиц наблюдения. Были выделены такие элементы, как активность, инициативность, внешняя выраженность интереса к материалу, активизация мышления, реализация творческого потенциала. Например, показатели активности, инициативности: «выход к доске по

собственному желанию», «желание взять задание», «желание подойти к педагогу во время перерыва» и др. Внешняя выраженность интереса к материалу фиксировалась с помощью следующих показателей: «контакт глаз с педагогом», «изменение выражения лица в ответ на слова педагога», «корпус тела и голова направлены прямо на педагога» и др. Показатели активизации мышления учащихся: «уточняющие вопросы педагогу», «просьбы дать совет, оценку», «стремление высказать свою точку зрения, мнение» и др. Показателями активизации творческого потенциала учащихся: нестандартность при выборе формулировок, техническое творчество и др.

Данные подверглись количественной и качественной обработке. Количественная обработка заключалась в подсчете среднего балла группы единиц наблюдения, присвоении соответствующего уровня проявления данного показателя (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий). Качественная обработка позволила сделать выводы о наиболее значимых характеристиках фасилитации в обучении и воспитании:

• сотрудничество: взаимодействие педагога с учащимся, а

также учащихся между собой основывается на понимании, поддержке, педагог-фасилитатор занимает позицию конструктивного решения учебных и межличностных

конфликтов, практически не прибегал к конфронтации, приспособлению, уклонению;

• собственная позиция: за каждым участником признается право на собственное мнение, позицию, педагог-фасилитатор искренне заинтересован во мнениях других, при этом не навязывает своё;

• индивидуальность и равенство: каждый субъект общения признается неповторимой личностью, педагог-фасилитатор внимательно относится ко всем учащимся, а не только к лидерам и самым активным;

• самораскрытие: педагог-фасилитатор педагогически грамотно открыто проявляет свои собственные чувства и эмоциональные переживания, снимая психологические защиты и барьеры отчужденности между участниками взаимодействия;

• организация учебной пространственной

среды: фасилитационная организация

пространства позволяет свободно устанавливать зрительный контакт, выполнять совместные действия, обмениваться вербальными и невербальными средствами коммуникации, эмоциональными состояниями, обеспечивая обратную связь и взаимопонимание.

Результаты эмпирического исследования позволили выделить фасилитацию в качество профессионально важного качества личности педагога. Это профессиональное психологическое новообразование, интегрирующее в себе индивидуальнопсихологические особенности эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сфер, проявляющееся в межличностном взаимодействии и позитивно влияющее на выполнение педагогической деятельности. С нашей точки зрения, определяющим для реализации фасилитации педагога, является развитие трёх качеств личности, к которым относится аттрактивность, толерантность и ассертивность.

Аттрактивность — стремление человека к формированию позитивного отношения к себе со стороны других людей, которое основывается на собственном положительном чувстве к этим людям, искренности, открытости, конгруентности. Положительному восприятию личности во многом способствует эмпатии. Эмпатия, проявляясь в сочувствии, эмоциональной поддержке, позволяет повысить сбалансированность межличностных отношений, делает поведение человека социально адаптированным. Толерантность -умение без раздражения и выраженной враждебности относиться к мнениям, взглядам, привычкам других людей, быть великодушным и терпимым. Постижение искусства вести диалог без назидания и безапелляционных указаний, выступает в качестве мощного фасилитационного средства. Ассертивность — комплексное чувство уверенности в себе, в собственных силах. Уверенность проявляется

как стабильное позитивное отношение к собственным навыкам и способностям.

Аттрактивность, толерантность и ассертивность — формируемые качества личности, определяющие гуманистический характер межличностных отношений, проявляющийся прежде всего в укреплении веры человека в самого себя, возможности своего профессионального развития и самосовершенствования. Реализация фасилитационно развивающего подхода делает необходимой адаптацию, модернизацию и разработку новых психологических технологий — упорядоченной совокупности действий, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата.

Психотехнологии по своим задачам, формам и методам представляют собой многообразные виды психологической помощи и поддержки, способствующие овладению новыми

профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитию личности в целом. В качестве методологических концепций, лежащих в основе разработки психотехнологий развития фасилитации педагога, можно выделить:

1. направление гуманистической психологии, базирующееся на постулате свободы и бесконечных возможностей реализации потенциала каждой личности;

2. теорию социального научения, которая рассматривает важность применения формируемых в процессе упражнений стереотипов социального поведения, имитацию и присвоение новых моделей поведения в случае положительного подкрепления;

3. нейролингвитстическое программирование, представляющее собой эффективную систему техник, обеспечивающую понимание и эффективное взаимодействие в сфере межличностного общения.

К психотехнологиям относится диалоговые лекции, диагностирующие практикумы, рефлексивные семинары, тренинги интеллектуальные, коммуникативные, сензитивные и др. Применение этих технологий в опытно-экспериментальной работе позволило разработать принципиально новую интегративную психотехнологию -диагностирующий семинар-тренинг. Основу для развития фасилитации педагога создаёт диагностика профессионально важных качеств личности, а также рефлексивный семинар -тренинг, открывающий возможности более полной реализации педагогом своих достоинств в профессиональном пространстве.

Семинар — тренинг направлен на проектирование каждым участником индивидуально ориентированных средств общения (эмпатическое понимание, умение слушать, принимать человека таким, какой он есть, анализировать личностные способности). Значительное место в тренинге уделено вербальным средствам общения: как началам классической риторики, так и новейшим достижениям нейролингвистического программирования. Благодаря

им педагоги смогут подобрать языковые средства, адекватные особенностям учащихся, овладеть искусством конструктивного общения. На занятиях предусмотрено освоение приёмов саморегуляции психических состояний. В тренинге отрабатываются методы изменения своего поведения, техники формирования новых личностных черт, контроля над эмоциями. Упражнения направлены на активизацию механизмов нестандартного социального интеллекта, новых тактик профессионального поведения. Диагностирующий семинар-тренинг относится к методам психологического взаимодействия, рассчитанным на актуализацию личностных свойств, в частности аттракции, толерантности, ассертивности, и в целом фасилитации педагога.

1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М., 1996.

2. Жижина И.В., Зеер Э.Ф. Психологические особенности педагогической фасилитации //Образование и наука. 1999. — №2(2).

3. Зеер Э.Ф. психология личностно ориентированного образования.

4. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.

5. Майерс Д.Социальная психология. СПб, 1996.

6. Орлов А. Б. Перспективы гуманизации обучения //Вопросы психологии, 1998.-№6.

7. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем //Семья и школа. 1987.-№11.

8. Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера. — Москва — Новосибирск, 1997.

9. Смирнов В.Н. Педагогические теории, системы и технологии. — М., 1997.

cyberleninka.ru

Простое руководство по фасилитации: как к ней подготовиться и чего избегать

20 Октября 2020

Что делать, если дискуссия заходит в тупик, работа стопорится, а члены команды конфликтуют друг с другом? Лучший выход — устроить фасилитационную сессию. Что это такое расскажем в этой статье.

Что такое фасилитация

«Слово «фасилитация» происходит от английского facilitate — «облегчать», которое очень точно отражает суть процесса: первая задача фасилитатора — облегчить диалог, дискуссию, помочь сделать ее конструктивной».

Психолог и основатель компании «ЭКОПСИ Консалтинг» Марк Розин

Фасилитатор — хороший переговорщик и психолог, который умеет настроить команду на общение и помогает разрешить все внутренние конфликты. Но фасилитация действенна не только в стрессовых ситуациях. Она помогает бизнесу понять, какова миссия компании, какой ее видят сотрудники, какие новые направления можно развивать.

Цели фасилитации

Согласно руководству по фасилитации Стэнфордского университета, ведущий должен:

  • помочь достигнуть взаимопонимания между членами группы;
  • держать их сфокусированными и вовлеченными в беседу;
  • сделать так, чтобы все предложения были услышаны, а члены группы чувствовали атмосферу доверия и поддержки.

Как подготовиться к фасилитации

Выберите ведущего. Важно не только то, что ваш кандидат разбирается в нужной теме и остается объективным, но и то, как его принимают члены группы.

Узнайте себя поближе. Ответьте на следующие вопросы:

  • Каковы ваши личные убеждения, ценности, стереотипы по отношению к обсуждаемой теме?
  • Можете ли вы быть объективными в этом обсуждении?
  • Какую роль вы должны на себя взять как фасилитатор?
  • Как вы можете установить доверие и открытость в группе?
  • Как вы можете показать, что проявляете уважение к чужому мнению?
  • Какие есть способы тактичного урегулирования конфликта?
  • Как сделать так, чтобы обсуждение шло гладко?
  • Как поощрить участие в обсуждении, избежав при этом доминирования каких-либо членов группы?
  • Как вы поступите, если один из участников проявит неуважение к другому?
  • Что делать, если вы не знаете, как ответить на комментарий или вопрос?

Определите цели сессии.

Сделайте план обсуждения: определите размер группы, попробуйте понять, насколько участники знакомы и близки между собой, решите, будет ли разговор в формальном или неформальном тоне. Запланируйте, когда именно вы коснетесь ключевых моментов обсуждения.

Обратите внимание на место, в котором вы планируете провести сессию: оно должно быть достаточно удобным для того, чтобы все участники могли общаться друг с другом, а не только с вами. Подсказка: люди, сидящие кругом, склонны больше разговаривать друг с другом, а не сосредотачиваться на фасилитации.

Подготовьте несколько интересных вопросов, чтобы начать обсуждение, а также материалы, которые вам могут для него понадобиться (доска, маркеры, бумага).

С чего начать сессию

Познакомьте участников с целью и структурой обсуждения, убедитесь, что все одинаково понимают, о чем будет сессия, когда она закончится и что за ней последует. Например: «Сегодня мы обсудим конфликт между отделом А и Б. Мы будем говорить в небольших группах в течение часа, затем потратим еще полчаса на общую дискуссию. Мы закончим в 17:00 и любой, кто захочет продолжить обсуждение, может остаться. Если заинтересованных будет много, мы продолжим наше обсуждение в четверг в 15:00».

Объясните свою роль фасилитатора — человека, который должен оставаться нейтральным и объективным, целенаправлено развивать обсуждение и создавать комфортную среду, в которой каждый может принять участие в разговоре. Это не означает, что вы сами нейтральны по отношению к объекту обсуждения, но, как фасилитатор, должны таким оставаться в группе.

Выберите нужный тон. Очень важно создать безопасную и открытую среду, в которой остальные чувствуют, что могут честно поделиться своими взглядами.

Например: «Я здесь, чтобы помочь вам обсудить эту тему. Мы собрались, чтобы научиться друг у друга чему-то новому, понять, как и что каждый из нас думает и чувствует. Чтобы достичь этого, мы должны постараться установить связь друг с другом. Моя задача — помочь вам провести обсуждение, в котором все мнения будут высказаны в безопасной и комфортной обстановке. Это не значит, что у нас не будет противоречий и даже некой напряженности, но я надеюсь, что вы будете открыто высказывать свое мнение. Я понимаю, что это вызов самим себе — поделиться своим наболевшим, внутренними проблемами и показать уязвимые места, поэтому каждый из участников должен следовать определенным правилам дискуссии, чтобы не задеть оппонентов».

Попросите участников представиться и немного рассказать о себе.

Установите основные правила и обязательно уточните у группы, все ли могут их придерживаться. Вот несколько вариантов:

  • Используйте я— утверждения: это покажет вашу точку зрения и удержит от обобщения того, что думают или чувствуют другие.
  • Уважайте точку зрения других людей: наша цель — не убедить остальных в вашей идее, а вынести ее на обсуждение.
  • Сохраняйте конфиденциальность: все, что высказывается на сессии, остается на сессии.
  • Избегайте ненужных разговоров и сосредоточьтесь на основном обсуждении.
  • Выражайте свое несогласие, не переходя на критику оппонента. Помните, что часто люди принимают критику на свой счет, поэтому избегайте саркастичных и уничижительных комментариев.
  • Не перебивайте друг друга.
  • Помните, что все вопросы хорошие. Задавайте их, даже если они вам кажутся глупыми или слишком простыми.
  • Не додумывайте за других людей. Переспрашивайте, уточняйте.

Во время фасилитации

Оставайтесь нейтральными. Обычно фасилитаторы не высказывают своего мнения, а помогают членам группы делиться своим. Ваша роль — способствовать обсуждению в группе, но если у вас есть ценные идеи, которые могут помочь, попросите кого-то еще выступить в роли фасилитатора, а сами примкните на время к группе.

Учитесь слушать, а не говорить. Избегайте высказывать «экспертное мнение». Даже если участники обсуждения обратятся к вам за советом, постарайтесь не давать ответ сразу, а для начала вынесите его на общее обсуждение. Постарайтесь не задевать собственных триггеров — вопросов или тем, которые вызывают у вас большой эмоциональный отклик.

Контролируйте процесс. Еще одна из ваших задач — признавать вклад участников группы в обсуждение. Благодарите за выдвинутые идеи, обращайте внимание, если человеку трудно дается участие в общем разговоре. Несколько действенных техник контроля обсуждения:

  • Предложите провести «мозговой штурм», чтобы вся группа, а не отдельные ее участники определили все «за» и «против».
  • Разделите участников на две подгруппы, попросите их развить один из аргументов «за» или «против».
  • Попросите высказать каждого свое мнение по кругу и указать, в чем именно они согласны с предыдущим оратором.
  • Следите за теми, кто не следует правилам, и перенаправляйте их обсуждение в нужное русло.
  • Помните, что люди склонны говорить абстрактно тогда, когда имеют дело с неудобными темами. Ловите такие моменты и предлагайте участникам обмениваться реальным опытом, а не строить предположения.
  • Будьте терпеливы: в общении вполне может наступить пауза, которая тоже важна для обдумывания ситуации.
  • Наблюдайте за участниками и ищите невербальные подсказки: кто говорит слишком много, кто, наоборот, отмалчивается, кто постоянно прерывает других, а кто скучает или сердится?
  • Защищайте людей и их идеи от нападок со стороны других участников. Если градус конфликта повышается, попросите всех участников согласиться не согласиться и перейдите к другой теме.

11 частых проблем

Безусловно, ни одна сессия не может пройти идеально, как бы вы ни готовились. Мы постарались разобрать несколько главных проблем, с которыми вы можете столкнуться.

  1. Никто не отвечает. Задайте еще несколько наводящих вопросов, предложите ответ и попросите согласиться или не согласиться с ним.
  2. Сессию не воспринимают серьезно. Спросите, могут ли придумать более серьезный ответ. Похвалите, когда наконец такой найдется.
  3. Говорит только один участник. Скажите: «Я хотел бы услышать, что скажет остальная часть группы». Задайте вопрос другому человеку, как только он сделает паузу, объясните, что вы цените его комментарии, но важно, чтобы у всех была возможность поговорить.
  4. Кто-то постоянно меняет тему. Скажите: «Это очень интересно, но как вы относитесь к. ». Перефокусируйте их внимание, сказав: «Я знаю, что вам нравится делиться своим опытом друг с другом, но есть некоторые проблемы, которыми я хотел бы поделиться с вами сейчас» или «Чтобы достичь нашей цели сегодня, нам действительно нужно двигаться дальше. Возможно, мы сможем вернуться к этой теме позже».
  5. Кто-то относится враждебно. Сохраняйте спокойствие. Постарайтесь найти положительное в негативных комментариях, например: «Это (интересный, уникальный, другой) способ взглянуть на эту ситуацию. Я ценю ваш вклад в эту точку зрения». Если подобное поведение продолжается, попробуйте встретиться с человеком в перерыве и скажите, что, если он решит остаться, вы хотели бы видеть его сотрудничество.
  6. Член группы унижает другого человека. Напомните группе, что нет неправильных ответов. Каждый имеет право на свое мнение.
  7. Вы застряли. Если вы или кто-то другой не знает ответа, поищите информацию в дополнительных источниках или привлеките специалистов.
  8. У вас не хватает времени. Не паникуйте и не торопитесь. Расставьте приоритеты по вопросам или пунктам. Постарайтесь обратиться к важным из них и определите время для повторного сеанса.
  9. Кто-то сомневается в ваших лидерских качествах, как в фасилитаторе обсуждения. Не занимайте оборонительную позицию. Позвольте группе выразить свое недовольство и выразите свои чувства после того, как они остынут.
  10. Люди продолжают обращаться к вам с вопросами. Перенаправьте вопрос группе и, если никто не ответил, оставьте его на будущее, когда у кого-то из участников обсуждения появится нужная информация.
  11. Возникает конфликт. Не принимайте ничью сторону. Напомните участникам, что они здесь не для того, чтобы судить других или убеждать в своих взглядах, а для того, чтобы способствовать взаимопониманию. Проговорите ключевые моменты конфликта и спросите у всей группы, как действовать дальше. Постарайтесь поставить себя на место каждого человека и понять, какое эмоциональное давление на него оказывает ситуация. Сочувствуйте словесно каждой стороне.

Фасилитация это в психологии, это в педагогике, примеры фасилитации
www.alpinabook.ru

Социальная фасилитация в обучении

Ситуации присутствия других людей неоднородны. Когда присутствующие выступают в роли «пассивных зрителей», возникает так называемый «публичный эффект влияния». Его мы можем наблюдать, когда нам приходится общаться с человеком в присутствии третьих лиц или, например, выступать перед аудиторией. Интимное общение «тет-а-тет» и общение этой же пары в присутствии третьих лиц будет существенно отличаться и по форме, и по содержанию. Выступление перед большой аудиторией также будет качественно иным в отличие от аналогичного сообщения, сделанного этим же человеком в условиях общения с собственным отражением в зеркале или в паре с близким знакомым.

С этим эффектом мы часто сталкиваемся в школьной практике. Так любой учитель, какое бы внешнее безразличие он не демонстрировал по отношению к присутствию на своих уроках посторонних (в данном случае имеются в виду все люди, кроме его учеников), всегда будет учитывать это присутствие. В итоге сознательно или интуитивно, он обязательно будет менять стилистику и содержание собственной речи, собственную жестикуляцию и свое поведение в целом. Школьник, отвечающий учителю индивидуально, и этот же школьник, излагающий тот же материал на уроке в присутствии одноклассников, будет и говорить, и вести себя по-разному. При этом не имеет существенного значения то, как мы квалифицируем поведение его одноклассников, как «пассивное» или как «активное».

Если присутствующие выполняют роли участников решения задачи, работающих индивидуально, мы имеем дело с «коакционным эффектом». Его мы можем наблюдать повсеместно в ситуациях традиционного школьного обучения. В педагогике это называется обычно «фронтальной работой». Д. Б. Эльконин, характеризуя этот способ организации учебной деятельности, отмечал, что такой вариант учебного взаимодействия можно признать коллективным по форме, но призывал постоянно помнить, что он индивидуален по результату.

Несколько иной оказывается сама ситуация взаимодействия и результат групповой активности, когда продукты деятельности каждого участника, выполненные индивидуально, становятся частью общей работы. В этом случае мы говорим уже о полноправной совместной деятельности и имеем дело также с «коакционным эффектом».

Наиболее существенные эффекты социальной фасилитации описаны психологами Ч. Бондом и Л. Титусом. Проведя теоретическое исследование методом «метаанализа», эти авторы пришли к заключениям о том, что присутствие других:

  • – повышает уровень физиологического возбуждения индивидуума (правда, происходит это лишь в случаях выполнения сложной задачи);
  • – повышает скорость выполнения простой задачи и понижает скорость выполнения сложной задачи;
  • – уменьшает точность сложного действия и немного увеличивает точность простого действия.

Традиционные способы размещения учащихся на занятиях

Еще в начальной школе всех нас познакомили с простым правилом арифметики – «от перемены мест слагаемых сумма не меняется». А известный русский писатель И. Крылов в замечательной басне «Квартет» написал о своих героях: «А вы, друзья, как не садитесь. «. Все это, безусловно, верно, применительно к неодушевленным слагаемым и негодным музыкантам, а работает ли данное правило в психологии совместной учебной деятельности?

В своих эмпирических исследованиях мы рассмотрели действие механизмов социальной фасилитации в учебной деятельности при традиционных и нетрадиционных схемах расстановки учебных мест в классной комнате. Эти опыты позволяют утверждать, что перемещения учащихся в пространстве классной комнаты на уроках дают массу интересных эффектов.

Обычно дети в школьном классе сидят так, как показано на рис. 9.1.

Рис. 9.1. Традиционное расположение учеников в классной комнате

Давайте посмотрим на эту хорошо знакомую всем схему с точки зрения возможностей организации коллективного взаимодействия детей в процессе обучения. Несложно заметить, что при таком расположении учебных мест каждый ученик способен взаимодействовать преимущественно с учителем, только с ним он может иметь полноформатный визуальный и речевой контакт. Такой вариант размещения учащихся нс способен отключить механизм социальной фасилитации, но и активного взаимодействия детей в процессе обучения он не предполагает.

Такое расположение детей в школьном классе имеет многовековую историю и тесно связано с методической стороной учебной работы, традиционно осуществляемой в условиях классно-урочной системы. Эта схема жестко закрепляет главенствующее положение учителя. Каждый ученик направлен на учителя и ограничен в возможностях взаимодействия с одноклассниками.

Кроме того, закрепленное за каждым ребенком место за той или иной партой, имеет свой социальный ранг. Так, пребывание ученика на первой или последней парте в классной комнате и по сей день отражает и определяет степень его учебной успешности, его статус в коллективе сверстников, характер его отношений с учителем.

О том, как это было раньше

В прежние времена это даже было зафиксировано в правилах и системе оценок учебной деятельности. Так, например, в одном из самых знаменитых учебных заведений России XIX в. – Царскосельском лицее действовала практика ранжирования учеников. Рассаживали их в классе соответственно учебным успехам. На первой парте всегда сидел самый лучший ученик, на второй – следующий по степени учебной результативности, а последние парты, в соответствии с этой логикой, занимали самые неуспешные ученики.

Отмечали таким же образом и тех, кто имел успехи в послушании. Самые «воспитанные» ученики лицея получали право в столовой сидеть рядом с воспитателем, раздающим еду. «Блажен муж, иже сидит к каше ближе. » – смеялись лицеисты!

Естественно, что фасилитация и здесь играет свою роль, и учащиеся испытывают положительное и отрицательное влияние присутствия других. Но все же явное или скрытое ранжирование учеников и возможность видеть лишь затылки, а не лица друг друга, существенно сдерживают возможности взаимного участия каждого из детей в равноправном учебном диалоге.

Мы неоднократно пытались организовать коллективное обсуждение учебной проблемы в условиях подобной расстановки столов в классной комнате. Результаты неизменно оказывались весьма скромными, вместо того, чтобы высказывать свою точку зрения одноклассникам и отстаивать ее, ученик автоматически налаживал визуальный и речевой контакт с учителем и адресовал свою речь только ему.

Один пример из нашей жизни

Обратимся к практике учебной работы в современных вузах. Многие, наверное, обращали внимание на то, что при подобной расстановке столов в учебной аудитории студенческий семинар вместо коллективного обсуждения легко превращается в коллективный допрос. Где профессор, как оккупант вопрошает, а студенты, как попавшие в плен партизаны, стремятся во чтобы то ни стало сохранить военную тайну. Тут в пору применять орудия пыток.

И стоит поставить столы иначе, чтобы студентам можно было видеть глаза друг друга, а профессору из вопрошающего превратиться в участника обсуждения, как все меняется. У профессора возникает другая проблема, не вынуждать отвечать, а ограничивать выступающих, чтобы каждый сумел донести свое суждение до окружающих.

Во многом сходное, но не идентичное размещение учащихся для проведения учебной работы, мы можем наблюдать при родственной классно-урочной – лекционно-семинарской форме организации учебной деятельности. Так, например, очевидно, что обычный урок имеет массу существенных отличий от классической лекции. Потому и на лекции учащиеся обычно располагаются не так как на уроке. Традиционный порядок этого расположения представлен на рис. 9.2. Он, как известно, найден в процессе многовековой образовательной университетской практики, всем хорошо знаком и совсем не случаен. В школе он иногда использовался в старших классах, но не получил широкого распространения.

Лекция

В средневековом университете лекция была основной формой организации занятий (от лат. lectio – чтение). Облаченный в мантию профессор чинно и строго читал (обычно на латыни) по книге текст и комментировал его. Сам профессор при этом обязательно располагался за кафедрой (так именовалось сохранившееся и по сей лень особое возвышение). Лекция проходила очень торжественно и была сродни священнодействию. Что вполне определенно выражено и в характере размещения студентов.

Одна из причин – отсутствие специальных помещений. Но, видимо, главной является не она, этих помещений нет, потому что даже у старших школьников возможности работать в лекционном режиме крайне ограничены.

Не менее важно и то, что размещение учащихся (студентов) было и остается не плоскостным, как при классноурочном варианте. Профессор находится внизу, а места студентов установлены на разных постепенно повышающихся уровнях (рис. 9.2). Этого требуют уже законы эргономики. Студент, сидящий вверху, может увидеть профессора, только лишь подняв глаза, при этом лишь на мгновение оторвав их от своих записей. Теоретически можно было бы сделать все наоборот, например, так как в концертном зале. Тем более что одного профессора проще поднять, на высоту, с которой он виден всем, чем последовательно поднимать несколько сотен студентов. Но тогда для того, чтобы увидеть профессора, студенту придется делать массу лишних движений. Он будет вынужден поминутно поднимать и опускать голову, что существенно повысит его утомляемость.

Рис. 9.2. Традиционное расположение учащихся на лекции

В собственной экспериментальной работе мы не отказывали себе в удовольствии поиграть с подростками в лекцию. Изменив таким образом расположение мест учащихся и методику подачи материала, можно добиваться хороших результатов только за счет одного эффекта новизны, но если к этому добавить эффекты от интенсификации процесса коллективного взаимодействия, то получается совсем неплохо. Хотя, конечно, невозможно не признать, что работать полноценно в лекционном режиме школьники долго не могут в силу известных возрастных особенностей усвоения.

Во втором классе мы провели любопытный опыт, на весь учебный день усадили детей по данной схеме. С учащимися, конечно, проводились не лекции, а обычные уроки, только схема размещения детей в пространстве была изменена. Первое, что сразу бросилось в глаза, явная оживленность детей при виде такого непривычного размещения их учебных мест. Дети переживали некоторую эйфорию и активно обменивались суждениями по данному поводу в течение длительного времени. Кроме этого, по поведению учащихся на занятии стало явно заметно, что каждый ребенок демонстрировал большую раскованность. У детей появилось ощущение свободы, а вместе с ней и некоторая вольность в поведении. Дисциплинированные второклассники, обычно примерно сидящие на уроке, поднимающие руки, чтобы сказать что-то публично, вдруг стали переговариваться друг с другом, пытаться выкрикивать с места, оспаривать и поправлять ответы одноклассников.

Фасилитация это в психологии, это в педагогике, примеры фасилитации
studme.org

Фасилитацию в школы!

Валентина Овчаренко, Красноярск

методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования,

тренер-фасилитатор

…Чтобы быть фасилитатором учения, надо обладать особым взглядом на жизнь.

Фасилитаторы – не артисты и не звезды;

это люди, ставящие на первое место потребности и интересы учащихся.

Статья адресована в первую очередь моим коллегам педагогам, работающим в сфере формального образования, которые пока не решились пустить в свою профессиональную жизнь фасилитацию.

В этом учебном году что-то изменилось. Подул едва заметный ветерок перемен. Он заставил меня несколько раз сильно удивиться.

Первый раз пришлось удивляться осенью, когда я стала участницей программы повышения квалификации, которая полностью построена на принципах и техниках фасилитации. Совершенно новый подход к повышению квалификации педагогов. Мне доверили самой учиться, а не поглощать чужую информацию. Впервые у меня не было ощущения потерянного впустую времени.

Приятное удивление вызвало у меня приглашение принять участие в подготовке и проведении корпоративных «фасилитационных сессий», направленных на совместное проектирование деятельности института, в котором я работаю.

Сильно удивилась, когда у одной из школ появился запрос на фасилитационную сессию по генерированию идей для программы развития школы. Директору была важна вовлеченность всех педагогов в процесс принятия решений.

Совсем удивилась, когда в составе экспертной комиссии проверяла конкурсные работы педагогов для регионального атласа образовательных практик. Казалось бы, где эти практики и где фасилитация! Однако как минимум в трех школьных практиках из отдаленных районов края упоминалась и описывалась технология фасилитации.

Отличная тенденция! Давайте поговорим об этом.

Что происходит в мире и в образовании

Сегодня можно с уверенностью говорить, что мы перешли в мир с новым набором правил. Современные вызовы требуют от образования — перехода в новое качественное состояние, от педагогов — освоения новых образовательных технологий.

Больше неактуально неосознанное учение, которое является принудительным, обезличенным, оцениваемым извне и направленным исключительно на усвоение предметных знаний. Востребовано осознанное, самонаправленное учение, личностно вовлеченное, оцениваемое самим обучающимся, направленное на усвоение личностного опыта.

В современном мире сделаны ставки на выпускника, имеющего целый спектр компетентностей и новых грамотностей. На первое место выходят личностные результаты и высокий личностный потенциал.

Перед образованием встают непростые задачи, чему и как учить ребенка сегодня, чтобы обеспечить ему успех завтра? Поэтому все чаще преподаватели обращаются к такому явлению, как фасилитация.

Почему именно фасилитация? Чем она отличается от преподавания?

Слово «преподавать» означает «инструктировать», «давать указания», «наделять знаниями или навыками», «заставить узнать». Больше неактуально и неинтересно указывать кому-либо, что ему следует думать или как поступать, а главное бесперспективно.

Все это делает преподавание неэффективным и сильно переоцененным как деятельность. Любой человек может воспользоваться учебником или интернетом для получения необходимой информации, что гораздо эффективнее. Преподаваемые знания быстро устаревают и изменяются уже к моменту, когда учащемуся придется применять их.

Сегодня успешным и востребованным является только тот, кто научился учиться, кто научился адаптироваться и гибко меняться, кто осознал, что успех держится не на самом знании, а на умении его добыть и применять, то есть на высоком личностном потенциале.

Это достигается при помощи фасилитации учения.

Идеи фасилитации (помощи, заботы, вовлечения, поддержки) мы находим в многочисленных трудах отечественных педагогов и психологов, таких как Б.Н. Алмазов, Т.И. Бабаева, А.С. Белкин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.О. Ключевский, И.Б. Котова, А.С. Maкаренко, О.В. Немиринский, А.Б. Орлов, Н.К. Рерих, В.Д. Семенов, С. А. Смирнов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др. Но, несмотря на это, технология фасилитации сравнительно недавно внедрилась в российскую реальность, так как потребность педагогов в развитии специальных навыков ведения групповых процессов в настоящее время только набирает обороты.

С опытом становится очевидным, что высокопрофессиональное ведение групповых процессов (таких как рабочие группы, семинары, тренинги, совещания, переговоры и др.) опирается на единый стержень, в виде базовой технологии эффективного взаимодействия с группой, выстраивания ее работы.

Давайте актуализируем определение фасилитации. Термин «фасилитация» происходит от английского глагола facilitate – «облегчать, содействовать, способствовать, помогать, продвигать». В педагогике термин используется в значении, близком к значению термина «педагогический менеджмент», то есть управление учебной деятельностью учащихся, при которой учитель занимает позицию помощника, помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать какие-либо навыки.

Фасилитация – это облегчение взаимодействия внутри группы. Это одновременно процесс и группа навыков, позволяющих эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации без потерь времени и за короткий срок обеспечить достижение такого результата, который удовлетворит конкретную группу.

Педагогическая фасилитация определяется как функция стимулирования, инициирования, поощрения саморазвития и самовоспитания учащихся в процессе учебной деятельности за счет взаимодействия педагога и обучаемого, их особого стиля общения и особенностей личности педагога.

Фасилитация — это проявление нового мышления, подлинная реформа образования, которую нельзя обеспечить ни путем совершенствования навыков и умений, знаний и способностей учителя, ни путем разработки и внедрения в процесс обучения экспериментальных программ и современных технических средств обучения.

Почему фасилитация медленно заходит в школы, несмотря на все свои преимущества и соответствие современным вызовам?

Ответ на поверхности. Одной из причин является сопротивление изменениям. Человеческий фактор.

Фасилитация в педагогике меняет не только содержание и методы преподавания, но и личностные установки педагога, которые и обеспечивают в конечном итоге образовательные результаты детей.

Как сказала одна учительница на тренинге: «Прошу не покушаться на мои личностные установки! Они формировались у меня целую вечность! Менять их вам в угоду я не собираюсь».

Педагогическая фасилитация предъявляет целый ряд требований как к процессу обучения, так и к личности преподавателя. Он должен быть способен выстраивать особый стиль общения и взаимоотношения с детьми. Педагоги, практикующие искусство фасилитации, являются мотиваторами, они предоставляют ученикам свободу и возможность учиться и, что самое важное, – учатся вместе с ними.

Внутри фасилитации находится человекоцентрированное обучение, выражающееся в глобальном доверии к человеку, мотивирующее в человеке тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал.

При работе в фасилитирующем подходе преподаватель умело управляет, направляет, поддерживает образовательную деятельность детей, используя возможности образовательной среды.

Фасилитация не просто модифицирует образовательную среду, а коренным образом преобразует ее. Сама среда становится условием «ситуации успеха».

У педагога возникает много новых задач, обнаруживаются дефициты в навыках.

Все вышесказанное требует от личности педагога кардинальных перемен. Само собой, требуется содержательная супервизия учебного материала, с которым педагог работал годами. Необходимо освоение новых методов работы с группами. Необходимым условием работы в фасилитативной технологии является совершенно новая организация образовательной среды, где развивается новая философия отношений и культура коммуникации. Где новые пространственные решения располагают к безопасной доверительной и уважительной атмосфере. Где организационно-технологический компонент среды предоставляет массу новых возможностей для развития необходимых компетентностей, новых грамотностей и личностного потенциала ребенка.

Да и сами установки, находящиеся внутри фасилитации, требуют как минимум их осознания и принятия, а как максимум освоения и применения на практике. Например:

  • создание атмосферы доверия, уважения, открытости, способствующей учению, включающей прочувствованное эмпатическое слушание, стимулирующее самонаправленное учение;
  • признание, что все участники группы изначально умны, способны, хотят, могут эффективно действовать и решать задачи;
  • понимание, что группа может принять лучшее решение, чем одиночка;
  • принятие того, что мнение каждого одинаково важно вне зависимости от его опыта и возраста;
  • осознание того, что форма работы не менее важна для результата, чем содержание/тема;
  • признание того, что участники более привержены тем идеям, в создании которых сами принимали участие;
  • понимание, что группа сама способна справляться с проблемами и препятствиями, если предоставить эффективный формат и научить ее эффективному способу;
  • использование возможного сопротивления группы как энергию для развития и получения опыта;
  • осознание того, что предоставить метод и помочь другим воспользоваться им не менее важно, чем предложить готовое решение;
  • освоение способов конструктивной обратной связи, направленной на помощь в развитии и на повышение качества и эффективности процесса образования.

Ну а задачи, которые придется решать, выбери педагог путь фасилитации, требуют отдельного внимания, они сильно выходят за рамки представления о задачах, которые решает образование сегодня.

Задачи, в решение которых вкладывается фасилитация, работают на личностные и метапредметные результаты, помогают развитию личностного потенциала ребенка. Например, фасилитация помогает ребенку в ситуации неопределенности — сделать выбор и помочь самоопределиться; в ситуации, когда необходимо двигаться к цели, — определить, осознать (принять) и скорректировать эту цель, выбрать способы действия для достижения цели, провести критический анализ собственных умений и навыков, обеспечивающих достижение цели.

Важной задачей является помощь фасилитатора в рефлексии полученного результата. Здесь важен перенос акцента с оценки на самооценку: что удалось реализовать из намеченного? Что не получилось и почему? Как можно достичь цели в следующий раз? Рефлексия усиливает креативность личности, когда отдельные идеи отбраковываются, объединяются, отшлифовываются и доводятся до необходимого качества.

Еще одной задачей является помощь в ситуации угрозы или давления. Здесь фасилитатор может помочь ребенку найти решение и сохранять себя, свои ориентиры, выстоять под тяжестью внешнего давления и свести к минимуму ущерб от вынужденных изменений.

При фасилитации преподаватель использует не догматические методы и приемы, а те из них, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале.

Фасилитация позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» с обучающимися.

Вся эта работа требует от педагогов личной вовлеченности и участия, иногда полной переподготовки, а главное, овладения всеми теми компетенциями и грамотностями, которыми овладевает ребенок. Именно это вызывает сопротивление. Именно поэтому фасилитация так сложно заходит в школы.

Что может дать фасилитация самому педагогу

И все-таки те педагоги, которые активно осваивают фасилитацию, смогут не только добиться высоких образовательных результатов и помочь детям развиваться, но и почувствуют позитивные изменения в собственной жизни!

Суть фасилитации в том, чтобы актуализировать креативность педагога, дать ему возможность привносить присущее только ему отношение к происходящему, чтобы каждый его шаг становился актом творчества.

Удовлетворение потребности в самоактуализации в известном смысле является превентивной мерой профилактики фрустрации.

Осваивая фасилитацию, педагог меняется сам. Он становится самоактуализированным. Он отличается от среднестатистического педагога качественно.

Такой педагог умеет работать в сложных командах, с людьми, чье поведение может быть другим, так как основано на иных принципах. Такой педагог готов к изменениям в меняющемся мире, а значит открыт к различным возможностям и вхождению в разные виды деятельности. Такой педагог толерантен к неопределенности, готов к риску, способен изменяться, не изменяя себе. У такого педагога есть способность действовать и ориентироваться самостоятельно, видеть результаты своих действий и корректировать их. Он может снять задачу и найти альтернативу. Такой педагог защищен от стрессов и выгорания, потому что способен сохранять себя, свои ориентиры. Он может выстоять под тяжестью внешнего давления и свести к минимуму ущерб от вынужденных изменений. Он свободен и не зависит от внешней оценки.

Место фасилитации в компетентностно-ориентированном образовании

Наиболее интенсивное развитие педагогической фасилитации происходит в специально организованной деятельности, например во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Это могут быть компетентностные тренинги, проектные школы, занятия по развитию личностного потенциала. В урочной деятельности хорошо заходят фасилитационные технологии, которые строятся на опережающей, проблемной деятельности, базируются на диалоговой, личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе.

При этом фасилитация не влияет на содержательную сторону обсуждаемых проблем, что позволяет использовать ее в разных сферах деятельности. Технология фасилитации предполагает использование как привычных фасилитационных инструментов, таких как мозговой штурм, модерация, так и элементов World Cafe («Мирового кафе»), Open Space («Открытого пространства»), парадигмы позитивных перемен и других.

Инструменты фасилитации хорошо комбинируются с методами активного обучения, такими как интерактивные игры, дебаты, дискуссии. В зависимости от поставленных цели и задач могут проводиться занятия в форме воркшопа, мастерской, круглого стола, стратегической сессии.

Фасилитация позволяет обеспечить благоприятный психологический климат в процессе обучения, пространство свободы для принятия самостоятельных решений, самоутверждение и самореализацию в учебной деятельности, развитие личностного потенциала обучающихся.

Фасилитация стимулирует и мотивирует процесс осмысленного учения. Это происходит за счет привлечения детей к целеполаганию, самопознанию, контролю и рефлексии собственной образовательной деятельности, в результате чего открываются личностные смыслы и возникает потребность в саморазвитии. Таким образом, технология фасилитации способствует переходу на качественно более высокий и соответствующий современным запросам уровень обучения. Приемы и методы технологии фасилитации позволяют организовать эффективную работу группы, облегчают взаимодействие между ее членами, стимулируют совместную выработку идей.

skolki-project.com

Фасилитация это в психологии, это в педагогике, примеры фасилитации

Библиографическая ссылка на статью:
Райс О.И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317 (дата обращения: 11.09.2020).

Термин «фасилитация» от англ. глагола «facilitate» переводится, как облегчать, помогать, способствовать. Краткий психологический словарь разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида». Таким образом, метод «Фасилитации» рассматривается,
как профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на достижение целей занятия, решения, в процессе обучения, вопросов повышенной сложности и важности. Особенное положительное фасилитирующее влияния ярко проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и “единственно
верного” решения и требующими творческого подхода. При профессиональном подходе, применение метода «фасилитации» в обучении может приводить к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности, повышению заинтересованности участников, а так же максимальному раскрытию их потенциала.

Цель применения «фасилитации» в образовательном процессе может сводиться к решению кейсов, конкретных бизнес-ситуаций, где требуется найти решения, проанализировать проблемы, собрать идеи, уточнить задачи, спланировать действия и т.д.

Организация занятий с применением метода «фасилитации» целесообразна в случаях, когда поднимаются острые темы, которые требуют конкретных решений; когда ситуацию нужно рассмотреть комплексно, с разных сторон; тогда, когда требуется организовать эффективное групповое обсуждение, где каждый участник может высказаться, поделиться идеями, опытом и предположениями.

Продукт, полученный с помощью применения метода «фасилитации», можно представить как принятое, зафиксированное на бумаге (на фотографиях, на любом другом носителе) организационное решение или предложение.

Фасилитатор — это ведущий, преподаватель, в основную задачу которого входит стимулирование, мягкое направление процесса умственной деятельности в группе обучающихся, направленное на поиск и анализ информации по конкретному
вопросу или поставленной задаче. Однако возникает совершенно закономерный вопрос о том, существует ли ринципиальная разница между понятиями «фасилитатор» и «модератор»? При условии, что и «фасилитатор»,
и «модератор» организуют работу в группе и направляют ее к достижению поставленной цели. На наш взгляд, особенностью модерирования групповых процессов является то, что модератор в большей степени должен владеть
предметной областью, в которой ведется обсуждение и больше вмешиваться в процесс, чем «фасилитатор», цель работы которого ограничивается побуждением к действию и соблюдением регламента обсуждения. Таким образом, «фасилитатор» – это нейтральный лидер, который делает процесс групповой работы легким и эффективным. «Фасилитатор» не предлагает готовых решений, не навязывает своего мнения, он предоставляет определенные средства, с помощью которых группа сама находит решение. Поэтому роль «фасилитатора» должна сводиться к выбору темы и вопросов для обсуждения, организации процесса работы, а именно созданию творческой, свободной, позитивной атмосферы.

Возможные методы фасилитации: технология “Open Space”, технология “интернациональное кафе”, динамическая фасилитация, классический мозговой штурм, метод Дельфи, стратегия Уолта Диснея, негативный мозговой штурм, фасилитированная дискуссия, технология “идея-лог”, «скампер», грейп-коктейли.

Фасилитационные сессии могут продолжаться от 4 часов до 3 дней. Размер группы: от 8 до 50 участников.

Примениение метода «фассилитации». Метод групповой работы в форме «фасилитации» актуален в обсуждении вопросов организационного развития, процессе обучения (проведении конференций, семинарских занятий), при
стратегическом планировании, анализе ситуаций или проблем, выработке новых идей, в проектной работе, и т.д.

Адаптация метода «фассилитации» к преподаваемой дисциплине.

Учебная дисциплина: «Финансы». Тема занятия: «Финансы предприятий».

Рассматриваемый вопрос темы: «разработка стратегии анализа деятельности предприятия».

Цель занятия – систематизировать знания в области «управления финансами предприятий», «разработки стратегии анализа деятельности предприятия», отработать деловые навыки принятия решений, потренироваться в
возможности анализировать полученную информацию, освоить новые модели поведения в интерактивном общении, умении аргументировано, грамотно представлять свою позицию (мнение).

Задача: «генеральный директор крупной диверсифицированной компании по строительным изделиям обратился к нам за помощью. Он просит проверить производственную деятельность компании «Керамо», выпускающего эмалированную керамическую продукцию. Эту продукцию составляют: ванны, унитазы, писсуары. Генеральный директор хочет знать, следует ли одобрить капитальные затраты в 200 млн. долларов на новые производственные мощности?!

Информация о компании «Керамо»:

  1. Это одна из семи крупнейших производителей в России (доля рынка 15%)
  2. Цены на продукцию «Керамо» долгое время оставались неизменными
  3. «Керамо» работает на уровне безубыточности, его конкуренты получают небольшую прибыль
  4. Самый крупный конкурент компании«Керамо» объявил, что намеревается построить крупный современный завод

Для повышения эффективности работы в группе воспользуемся методом «Фасилитации». Для решения «заданной ситуации» воспользуемся одним из методов фасилитации, а именно методом «Grape-коктейль». ГРЕЙП КОКТЕЛЬ (Grape-коктейль) – это инструмент, который способен решать одновременно несколько задач этапа открытия
сессии.

План работы в группе:

  • 1-й шаг: «Трейлер» – инструмент раскрытия спектра мнений по заданной теме. Выявляем направление
    «движения мысли» по заданному вопросу.
  • 2-й шаг: «MeWeUs» – техника вовлечения в обсуждение «молчаливых» и получения
    вклада каждого участника. Каждый из участников команды фиксирует письменно или устно свое
    мнение по обсуждаемому вопросу.

Время: 10 -15 минут

  • 3-й шаг: «World-cafe» – мощный метод глубокой проработки решений за счет вклада каждого. На этом этапе
    анализируем мнения участников дискуссии, обобщаем их предложения. Всю без
    исключения информацию фиксируем в таблице.
  • 4-й шаг: «IDEA-лог»— интерактивный метод, дающий максимум диалога. С помощью этого метода
    организовываем диалог в группе, обсуждаем, голосуем. В таблице оставляем самые сильные, целесообразные предложения и мнения.
  • 5-й шаг: Road-map» – техника «мягкого» структурирования и согласования плана действий. С помощью
    преподавателя-фасилитатора выявляем финальный план действий. Формируем предложение или ответ на заданный в начале обсуждения вопрос. В нашем случае мы для директора предприятия, обосновываем с экономической точки зрения, целесообразность капитальных затрат в размере 200 млн. долларов.

Время: 10-15 минут

Таким образом, целью применения интерактивных форм в обучении, в том числе и применение в образовательном
процессе метода фасилитации ставят целью активизировать учебно-познавательную деятельность, максимально раскрыть потенциала всех участников педагогического процесса. Наиболее точно суть метода «фассилитации», на наш
взгляд сформулировал Лао Цзы в своем гениальном труде «Дао Дэ Цзын», где он называет фасилитатора – «совершенномудрым», потому что «он никуда не зовет, а все идут куда нужно; он молчит, а все его слушают; он находится позади всех, а все его видят».

psychology.snauka.ru

COMMENTS