Формирование личности ребенка в семье, в общении — особенности

Влияние семьи на формирование личности ребенка

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.Семья — это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования личности. Семейная обстановка и опыт полученный в семье способствуют развитию ребенка младшего школьного возраста. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо — мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» он показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

Цель исследования:изучить воспитание в семье, как одно из условий формирования личности ребенка.

Объект исследования: личность младшего школьника в семье.

Предмет исследования: процесс воспитания в семье, как одно из условий формирования личности ребенка.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику понятия и функций семьи.

2. Изучить влияние семейного воспитания на формирование личности.

3. Подобрать методики и экспериментально показать влияние родителей на становления личности ребёнка.

Методы исследования: теоретическое изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме курсовой работы.

Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Влияние семьи на формирование личности ребенка

Ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, — это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А.Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности.

Семья является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых, от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

· демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);

· социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;

· социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;

· технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни [Телина, 2013, с. 265].

Семейная среда— первая культурная ниша для ребенка, включающая в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое. Так, например, день рождения бабушки: можно ограничиться дежурным звонком по телефону и традиционными поздравлениями, тогда педагогический эффект будет минимальным. А можно заранее вовлечь ребенка в подготовку подарка, обратив при этом внимание на то, что особенно порадует бабушку, что созвучно ее интересам. Продуманная воспитательная среда, очеловеченная домашняя среда — это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации.

В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина.

Воспитание детей в семье – дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.

Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Семья дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность [Ньюкомб, 2002, с. 346].

Необходимость семейного воспитания объясняется следующим:

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их [Азаров, 2001, с. 389].

Особенность воспитательной деятельности семьи— ее непреднамеренность, естественная включенность в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные «мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И, тем не менее, в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Это дает, как правило, хороший эффект в силу того, что родители (другие члены семьи) чувствуют настроение ребенка, знают его возможности, видят тенденции развития. Другими словами, домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, персонализировано; благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка. А активность самого ребенка, реализуясь в той или иной деятельности, — основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства и качества развиваются в процессе взаимодействия ребенка со средой, в его активной деятельности.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно и не столь «стерильно», как, например, воспитание в детском саду, где программа образовательной работы концентрирует внимание ребенка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. При таком подходе снижается способность ребенка адаптироваться к реальной жизни во всем многообразии ее проявлений, тормозится формирование иммунитета к отрицательным образцам. В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт, приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или иных явлений, объектов.

Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он остро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью.

Значение семейной воспитательной среды— определение первых контуров складывающегося у ребенка образа мира, формирование соответствующего образа жизни. С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от поколения к поколению. Наблюдается заимствование новых способов воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением личности ребенка. Это характеризует семью как фактор воспитания.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Дело в том, что сам по себе он не овладевает средствами освоения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которыми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную со взрослым. По мере овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, иногда — подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился.

Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослым иногда легче сделать что-то за ребенка, чем ждать, когда он справится с этим сам. И родители продолжают кормить ребенка с ложки, убирать за ним игрушки, одежду, вытирать ему нос… Гораздо труднее и хлопотнее придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело самого ребенка. С точки зрения воспитания первый путь неэкономичен, недальновиден, поскольку приводит к инфантилизму, к синдрому беспомощности в поведении ребенка и впоследствии — взрослого человека. Бесконечные опасения, излишняя осторожность взрослых, недостаток у них терпения и вечный дефицит времени приводят к тому, что в дошкольные годы, когда ребенку свойственна активность, стремление к самостоятельности («Я сам!»), его постоянно останавливают: «Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай!».Это сдерживает развитие самостоятельности, решительности, а, следовательно, осложнит жизнь ребенка на следующих этапах, когда он будет посещать дошкольное учреждение, пойдет в школу.

Родителям следует поддерживать каждую попытку, каждый признак самостоятельности ребенка, постепенно увеличивая нагрузку, вооружившись терпением. Если корректная помощь взрослых ребенку осуществляется без акцента на его беспомощность, без унижения его достоинства, если она своевременна и незаметна, то в структуре личности ребенка закрепляется первый элемент подлинной самостоятельности — потребность в целесообразных действиях, завершающихся практическим результатом, обладающим общественной значимостью, культурным смыслом. А это предпосылка развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности и себя как деятеля. Следует помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать мере его возможностей.

Условие благоприятности деятельности— переживание ребенком радости от ее процесса, результата, полученного продукта, поэтому одинаково пагубно скажется недооценка возможностей ребенка и его перегрузка. Так, слишком трудное задание, превышающее границы возможностей ребенка, может остаться невыполненным, что принесет ему огорчение, повлечет снижение волевых усилий. Практика показывает, что ребенок с меньшей охотой и прилежанием выполняет то, что уже освоено, «пройдено», если не внести новые элементы в его деятельность (расширить круг действий, предложить новые материалы).

Таким образом, организуя деятельность ребенка, родителям целесообразно учитывать, каким образом создать для него ситуацию успеха, благодаря которой происходит субъективное переживание приобретенных достижений, сколь бы малы они ни были. Эффективным окажется положительное подкрепление намерений ребенка, авансирование успеха, акцентирование внимания на положительных чертах ребенка, усиление мотива деятельности. Ощущение успеха создает у ребенка атмосферу эмоционального подъема, а это, в свою очередь, инициирует активность, стимулирует желание трудиться (учиться, играть).

Таким образом, семья — это главный фактор развития ребенка как личности. Успех воспитания в семье может быть обеспечен только в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье должно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

lektsii.org

Особенности развития личности в дошкольном возрасте

Развитие личности в дошкольном возрасте неразрывно связано с осознанием образа себя самого. Ребенок шаг за шагом получает представление о человеке вообще и о себе, как об одном из людей. Этому осознанию способствует включенность дошкольника в разные виды деятельности и общение.

Этапы формирования личности в дошкольном возрасте

Становление личности подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.

Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:

  1. Этап становления самостоятельности
  2. Этап формирования личностной инициативности.

Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу.

Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно. А вот налить суп в тарелку с помощью половника или приколоть булавку на кофточку – невероятно увлекательно!

Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.

На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность.

Личностные новообразования дошкольного возраста

Рассмотрим детальнее, какие новообразования формируются в личностном развитии младших дошкольников, а затем в старшем дошкольном возрасте.

Особенно заметны изменения в критические возрастные периоды. На дошкольное детство их выпадает два: кризис 3-х лет, сменяющий раннее детство на дошкольное, и кризис 7-ми лет, предваряющий школьный период.

В то время как дошкольник утверждает собственную самостоятельность, в его личностном поле закладывается еще одно важнейшее новообразование – воля.

Малыш проявляет настойчивость, чтобы ему позволили самостоятельно сделать определенное действие. Получив согласие старших, ребенок чаще всего сталкивается с новой преградой – дело не спорится! Пуговица не проходит в петлю, сумка не поднимается, башня из кубиков разваливается…

Предстоит непростая задача – не бросить дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится. Поэтому такие новообразования как самостоятельность и воля появляются на одном и том же этапе личностного развития.

Зарождение личной инициативы пробуждает формирование таких сопутствующих новообразований как целеустремленность и целенаправленность.

Инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.

В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество.

Развитие личностных особенностей в общении

Общение со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития личности детей дошкольного возраста.

Больше всего дети заняты ролевыми играми, которые подразумевают соблюдение правил, предписанных сюжетом. Прежде, чем приступить к игре, дошкольники распределяют роли, договариваются, каким правилам они будут следовать.

Это учит дипломатии в общении, развивает инициативность, но при том и умение согласовывать свое мнение с мнением других. Дошкольник привыкает учитывать интересы сверстника, да и вообще воспринимать его как личность, а не механического партнера по игровой деятельности.

Кроме деловых, закладываются моральные качества в общении со сверстниками. Дошкольник проявляет сочувствие, если другому больно, стремится оправдать друга, если ему грозит наказание.

Взрослые, с которыми взаимодействует дошкольник, показывают ему пример оценивания всего, что происходит вокруг. Они одобряют, порицают, просто выражают свое отношение. Ребенок, как губка, впитывает подобные высказывания и формирует свои ценностные ориентиры. Например, единственный ребенок в семье, в распоряжении которого находятся все игрушки, станет спрашивать разрешения у сверстника взять его машинку или куклу только в том случае, если ему объяснят взрослые.

Всех ситуаций, чему важно научить малыша, не предусмотреть. Поэтому, чем больше ребенок включен в общение, тем полнее будет накапливаться его опыт и система моральных ориентиров.

Развитие личности дошкольника в социальном отношении происходит благодаря тому, что складывается система ценностных ориентаций и норм поведения. Формируются внутренние позиции и установки. Старший дошкольник уже предполагает, как к нему отнесутся другие люди, если он сделает то или это, поступит так или иначе.

Негативное влияние отрицательного оценивания

Общение немыслимо без оценивания. А ребенку высказывания взрослых еще и помогают сформировать представления о своих возможностях. «Ты еще не можешь прыгнуть с этой лесенки, я тебе помогу», «Нельзя брать машинку у мальчика. Ты его обидишь», «Нельзя так говорить, это плохое слово». Подобные высказывания включают запреты и отрицания, но они указывают дошкольнику важные ограничения.

К сожалению, взрослые используют множество негативных оценок иного рода, которые подчеркивают неумения и недостатки ребенка. Их можно разделить на два вида:

  • Негативная оценка сделанного (плохо сложил игрушки, некрасиво нарисовал, опять пролил суп).
  • Прогнозирующее высказывание отрицательного характера (не бери, а то разобьешь; ты не сумеешь; опять упадешь).

Отрицательные оценки любого вида тормозят активность дошкольника, искажают мнение ребенка о своих возможностях, вредят формированию самооценки и ограничивают личностное развитие.

Роль семьи в формировании личности дошкольника

В семье на формирование личности дошкольника оказывает влияние всё. Начиная от структуры семьи (классический треугольник папа-мама-ребенок или отсутствие отца, наличие других детей или бабушки), стиля воспитания до принятых форм проявления эмоций.

Очевидно, что каждый ребенок нуждается в отце. Если он отсутствует, роль отца поневоле выполняют другие члены семьи. У дошкольника нарушается осознание материнских и отцовских функций, мальчики лишаются образца мужского поведения в семье. Сейчас мы коснулись только характеристик, лежащих на поверхности. Особенности семейной структуры — тема необычайно глубокая.

В некоторых семьях сложилась традиция добиваться своего капризами и обидами. Этот способ обязательно берут на вооружение малыши с темпераментом холерика. Если он результативен, капризность становится одной из главных личностных особенностей ребенка. Затем появляется проблема: как воспитывать без наказаний.

Дошкольники быстро улавливают неискренние отношения между родителями. Услышав, что мама рассказывает папе не совсем то, что было в действительности, ребенок очень скоро прибегнет к полуправде, а потом допустит и полную ложь в общении.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку, как правильно поступать. Но главным ориентиром для него будут высказывания и поступки значимых взрослых – в первую очередь, родителей, а затем старших детей, бабушек, дедушек.

Формирование личности ребенка в семье, в общении - особенности
alldoshkol.ru

Развитие личности детей дошкольного возраста: рекомендации родителям

Готовя малыша к взрослой жизни, родителям важно уделить особое внимание развития личности в дошкольном возрасте, поскольку, если момент упущен, наверстать будет практически невозможно. А ребенок вырастет неуверенным в себе, неспособным оценить произведения искусства, неинтересным для окружающих. Поэтому недостаточно научить его читать и знать счет, крайне важно уделять внимание и личностному развитию, на которое оказывает влияние среда.

Что включается в развитие личности?

Родителям и воспитателям в детских садах следует обратить внимание на такие элементы развития личности ребенка:

  • самосознание;
  • объективная самооценка;
  • нравственные нормы;
  • мотивы побудительной деятельности;
  • чувства и эмоции;
  • эстетическое восприятие.

Каждому элементу необходимо уделить особое внимание, только в этом случае ребенок вырастет гармоничной и всесторонне развитой личностью, готовой к продуктивной деятельности.

Условия развития

Развитие личности – сложный процесс, который подчиняется определенным закономерностям, но при этом происходит индивидуально. Поэтому задача родителей довольно сложна – помочь ребенку найти свой путь, но не навязывать ему свои стремления, свои интересы.

В 3–4 года ребенок вступает в новый для него период, начинает посещать детский сад, в его воспитании принимают участие теперь не только родители, но и педагоги. При этом если своевременно малыш не был подготовлен к такой перемене, у него возникнет так называемый «кризис трех лет», через который проходит огромное число детей.

Оказавшись среди ровесников, кроха попадет в новую для него среду. В этом периоде принято выделять три стадии:

  1. Адаптация. Проще говоря, привыкание к новым особенностям поведения и режиму дня.
  2. Индивидуализация. Каждый малыш находит что-то свое, пытается выделиться из числа ровесников, используя для этого либо свои достижения, либо же проказы и баловство.
  3. Интеграция. Ребенок пытается выразить свою уникальность, при этом взрослые готовы его таким принять.

Очень часто малыш подражает, как своим родителям, так и ровесникам, героям прослушанных сказок и просмотренных мультфильмов. Ребенок в силу своей возрастной специфики еще не способен многого понять, поэтому родителям важно вовремя пояснить ему нормы поведения и необходимость их соблюдения.

Особенности самосознания

Самосознание представляет собой понимание ребенком себя самого, своих качеств, отношений с окружающей действительностью. Наиболее яркой формой самосознания считается самооценка, то, как малыш оценивает свои достижения, личностные качества и возможности. Первоначально малыш не имеет возможности оценивать себя, поэтому использует позицию окружающих. Так, если мама будет постоянно говорить ребенку, что он молодец, именно такая позиция отложится у него.

Кроме того, в самосознание дошкольника следует включить:

  • понимание своего пола (ребенок осознает себя как мальчика или девочку) и соответствующее поведение;
  • понимание своего места в мире, собственной социальной позиции, чаще всего происходит это к началу младшего школьного возраста. Поступивший в первый класс ребенок уже четко осознает, что является школьником.

У ребенка появляются новые ценности, переживания, его внутренняя жизнь усложняется, меняются поступки и поведение. Очень важно помочь ему в этом непростом процессе, поскольку только так малыш сможет стать равноправным членом общества.

Чаще всего высокой самооценкой отличаются те дети, которые посещали детский сад, поскольку их деятельность координировалась профессиональным педагогом и направлялась по необходимому руслу. Однако роль воспитателя не отменяет и важности общения с родителями, родственниками, среды.

Специфика детской оценки и самооценки

У ребенка дошкольного возраста еще не сформировалось умение оценивать своих сверстников, поэтому очень часто они используют упрощенные категории и одни качества приравнивают к другим. Например:

  • плохой – это и непослушный, и невнимательный, и неумный;
  • хороший – напротив, послушный, дисциплинированный, старательный.

Именно так дети оценивают своих ровесников. Примерно с 5 лет малыши начинают использовать слова более точно, разграничивая различные проявления «хорошего» и «плохого».

Детям довольно сложно оценивать самих себя, причем как положительно, так и отрицательно, чаще всего ставят себе положительные оценки и стараются наивными способами замаскировать свои недостатки. При этом специалисты отмечают, что если кроха умеет делать что-либо хорошо, например, бегать, читать, знает счет, то он будет чувствовать себя уверенно и в самооценке, зачастую неоправданно преувеличив ее. Старший дошкольный период – время осознания собственных слабых сторон, детям уже присуща некоторая доля самокритичности.

Проблемы с самооценкой

Бывают ситуации, когда дети даже старшего дошкольного возраста не могут объективно оценивать себя, при этом выделяют завышенную и заниженную самооценку.

  • При заниженной малыш отличается скромностью, неуверенностью в своих силах, он, даже выполнив задание правильно, будет сомневаться в том, что родителю или воспитателю понравится его творение. Чаще всего в том, что у ребенка возникла такая ситуация, виноваты родители, которые постоянно обвиняли его в недостатке старания или же в плохом результате.
  • Завышенная – полная противоположность. Ребенок уверен в том, что обладает теми качествами, которых на самом деле у него нет, полагает, что любая его работа достойна всяческих похвал, самая лучшая, и очень негодует и обижается, если кто-то из взрослых с этим не согласен.

И то, и другое – результат неправильного воспитания и негативного воздействия среды.

Развитие самосознания, самооценки

В этих процессах роль родителей и семьи в целом огромна. Ребенок смотрит на взаимоотношения родителей и использует эту информацию в качестве «фундамента» для формирования собственной системы ценностей. Кроме того, мальчики нередко берут пример со своих отцов, девочки – с матерей, подражая им. Если родители излишне строги к крохе, у него возникнет низкая самооценка, неверие в собственные силы.

Напротив, гиперопека и стремление потакать всем капризам – причина завышенной самооценки, неоправданно высокого представления о собственной значимости. И такому малышу в дальнейшем будет очень трудно адаптироваться. Так, в школе из всеобщего любимца он неожиданно станет самым обычным ребенком.

Семья, в которой использовалась «политика невмешательства», станет базисом для появления сильной и независимой личности, которая привыкла добиваться всего своими силами, но не способная на сострадание, чувства, сопереживания. Конечно, бывают и исключения, обусловленные характером и темпераментом малыша, но, как правило, влияние семьи очень сильно.

Наиболее продуктивным типом семейных отношений является сотрудничество, благодаря которому ребенок становится искренним, отзывчивым и трудолюбивым.

Влияние социума

Для малыша до 2 лет особое значение имеет лишь его семья и немногочисленное ближайшее окружение – друзья, няни. Однако чем старше он становится, тем с большим количеством членов общества ему приходится контактировать. Сначала это ровесники, с которыми он играет на детских площадках, потом – воспитатели и другие дети в группе. Увеличивается число правил, которым необходимо следовать.

Появляются первые друзья, которые также оказывают свое влияние на личностное развитие дошкольника. Родителям необходимо всегда быть рядом, быть готовыми помочь, не навязывая свою позицию.

Нравственное воспитание

Это важный этап, поскольку, если ребенок не будет соблюдать принятые в обществе нормы морали, то ему будет сложно выстроить отношения с другими членами социума. Следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Отношение к стране и к миру, стремление к справедливости.
  • К родине. Ребенок должен любить свою страну, но в то же время не допускать расовой неприязни.
  • Отношение к людям. Постепенно малыш осознает себя членом огромного коллектива, понимает, что должен помогать другим, но не допускать издевательства над собой.
  • Правильное отношение к труду. В любой работе необходимо соблюдать дисциплину, свои обязанности выполнять тщательно.
  • Отношения к материальным ценностям, природе. Важно беречь то, что нам досталось от предков, уважительно относится к животным и растениям, уважать чужой труд, не мусорить на улице.
  • Правильное отношение к себе. Важно воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, но он не должен ставить себя выше других.

Добиться этого поможет планомерная регулярная работа, беседы, пояснение ребенку, почему нужно поступать так, а не иначе. И, конечно, от родителей требуется показывать положительный пример. В семье, где отец позволяет себе поднять руку на мать, не может быть и речи о формировании у ребенка нормального отношения к семейным ценностям.

Бывают ситуации, когда спокойный и послушный малыш начинает вести себя непривычным для него образом: дерзить, не слушаться, поступать назло. Причиной может быть его окружение в группе детского сада. Очень часто дошкольники начинают копировать манеру поведения лидера, ребенка, который является популярным у сверстников, но не всегда соблюдает нормы поведения. В этом случае важно пояснить малышу, что бездумно повторять нельзя, каждый должен развиваться по собственному пути.

Побудительная сфера

Дошкольное детство – период развития личности, ключевой и очень важный. Именно сейчас происходит становление основных мотивов, которые будут побуждать ребенка к деятельности. В чем же его специфика?

Появляются мотивы, связанные с тем, что ребенок стремится включиться во взрослую жизнь, стать более похожим на своих родителей или их друзей, жить, как они. Зачастую такие мотивы переплетаются с игрой, поэтому малыши часто развлекаются, играя в «Дочки-матери», «Магазин» и подобные.

Кроме того, выделим и такие мотивы:

  • Быть лучше ровесников, соревновательный элемент.
  • Установление и поддержание положительных отношений со взрослыми. Ребенку крайне важно, чтобы его выделили, похвалили, порадовались его достижениям.
  • Моральные мотивы – послушание, помощь окружающим, стремление как-то порадовать их.
  • Мотивы учения – приобретение знаний, умений и навыков.

Для дошкольника присуще не ждать похвалы, а прикладывать определенные усилия, чтобы ее получить. Кроме того, именно в этот период возникает иерархия мотивов, их соподчинение.

Эмоции, чувства, воля

Для формирования дошкольника как гармоничной личности важное значение имеет и развитие его эмоционально-волевой сферы, поэтому родителям следует учить малыша чувствовать. Помогут сказки, мультфильмы, по сюжетам которых следует побеседовать с малышом, выяснить его впечатления, понять, верно ли он разобрался с чувствами персонажа.

Начиная с 4 лет дети хорошо понимают проявления эмоций, знают, что какой-то их поступок вызовет недовольство взрослого, кроме того, ведется формирование и высших чувств. Родителям важно сейчас демонстрировать свою любовь, быть внимательным к малышу, это поможет создать положительный настрой. Однако и излишне баловать кроху недопустимо, в противном случае он может стать эгоистом.

Эстетическое воспитание

Огромную роль в личностном развитии играет воспитание эстетических чувств, которому важно уделить особое внимание. Необходимо научить ребенка понимать, ценить и создавать произведения искусства, прекрасное. При этом «прекрасное» не совпадает с понятие «красивое», это может быть нечто гармоничное, возвышенное, духовное.

Задачи эстетического воспитания дошкольника:

  • развитие у него способности к восприятию, то есть возможность замечать прекрасное в природе, искусстве, повседневности;
  • формирование эмоциональной оценки;
  • развитие потребности получать эстетическое наслаждение;
  • становление художественного вкуса, идеалов.

В итоге ребенок должен стать гармоничной личностью, готовой если не создавать собственные произведения, то хотя бы оценивать чужие творения.

Методы

Чтобы развивать в дошкольнике эстетические чувства, следует использовать всю совокупность методов:

  • личный пример;
  • посещение экскурсий, театра, выставок;
  • занятия в кружках и секциях художественной направленности.

Причем педагоги отмечают, что самым мощным мотиватором является личный пример. Глядя на родителей, которые наслаждаются красотами природы или произведением искусства, ребенок сам захочет это делать. Именно поэтому важно беседовать с ним, делиться впечатлениями, задавать вопросы. Не менее значим и привлекательный внешний вид членов семьи, мама и папа всегда должны быть опрятными, относиться друг к другу и к ребенку с уважением, соблюдать правила поведения.

Воспитание музыкального вкуса

Оно начинается с самого раннего детства, когда мама, укладывая малыша спать, напевала ему колыбельные. Далее необходимо приобщать ребенка к классической музыке, а при возникновении желания – научить его играть на музыкальном инструменте.

Другие направления

Развивать художественный вкус следует при помощи рисования, которое интересно большинству детей дошкольного возраста. При этом важно использовать различные техники:

  • рисовать красками (акварель, гуашь, пальчиковые);
  • мелками;
  • карандашами;
  • фломастерами.

Полезными будут лепка, бисероплетение, участие в импровизированных театральных постановках.

С раннего действа необходимо знакомиться со сказками, произведениями классической литературы, вести с ребенком беседы по содержанию прослушанного.

Важно и подходящим образом оформить комнату (или уголок) ребенка, где обязательно должны царить гармония и уют, порядок и атмосфера любви. Общение с животными – еще один фактор развития личности, поэтому по возможности желательно завести крохе кошку, собаку или хотя бы хомяка. Они научат его ответственности, доброте, отзывчивости.

Формирование личности ребенка в семье, в общении - особенности
razvivashka.online

Роль семьи в формировании личности ребёнка Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романенко Лариса Владимировна

В статье поднимается вопрос о важности семейного воспитания для формирования личности ребёнка, о тактиках воспитания в семье , их плюсах и минусах для становления личности ребёнка.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романенко Лариса Владимировна

Текст научной работы на тему «Роль семьи в формировании личности ребёнка»

соответственно, тоже — назад. При этом руки тянутся вперед, за ними — губы. Предлагается произнести звук с напряжением при хорошем растворе рта. Напряжение переходит на органы речи, поэтому выполнение такого рода движений помогает правильному продуцированию нужного звука. Упражнение называется «вожжи» и имитирует управление упряжкой лошадей, мчащихся вперед. Подобные кинестетические образы подобраны для каждой фонемы.

Сочетание микроматорики и макромоторики помогает созданию корректного артикуляторного образа фонем и усиливает их запоминание, поэтому как нельзя лучше способствует формированию новой фонетической системы и иноязычному произносительному навыку.

Обращение к дополнительным каналам восприятия — визуальному и кинестетическому (фонетическая гимнастика) — создает способы семантизации, не требующие перевода информации с одного языка на другой, следовательно, использование фоносемантического подхода может помочь решить проблему обучения в отсутствии общего языка.

1. Cross J. Understanding and Improving Chinese Learners’ Pronunciation of English // Speak Out! Ussue 35, May 2006. C. 16 — 21.

2. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб, 1989. 160 с.

3. Павловская И.Ю. Фоносемантический анализ речи. СПб, 2004. 291 с.

4. Павловская И.Ю., Тимофеева Е.К. Учебное пособие «Курс начального обучения произношению английского языка». Издательство «Гиппократ». СПб., 2009. 128 с.

5. Тимофеева Е.К. Методика обучения английскому произношению студентов -носителей китайского языка: дисс. . канд. пед. наук. СПб, 2011. 199 с.

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Романенко Лариса Владимировна — учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 28, г. Белгород

Аннотация: в статье поднимается вопрос о важности семейного воспитания для формирования личности ребёнка, о тактиках воспитания в семье, их плюсах и минусах для становления личности ребёнка.

Ключевые слова: воспитание, личность, семья, диктат, опека, «невмешательство», сотрудничество.

Отмечая огромное значение школы в жизни каждого человека, ответственность школьных учителей за воспитание подрастающего поколения, нельзя не подчеркнуть, что определяющую роль в формировании личности ребёнка играет семья. Успеха в нравственном воспитании легче добиться, когда в семье царят отношения любви, искренности и доверия. Тогда ребёнок чувствует, как хорошо жить на свете, какое счастье любить и быть любимым, иметь верных друзей, как приятно быть просто порядочным человеком. Поэтому важной целью воспитания современного молодого поколения должно быть развитие стремления к созданию крепкой семьи, в основе которой положено «русское начало», связанное с православным мировоззрением.

В настоящей социальной ситуации семья переживает не лучшие времена и не выполняет на должном уровне свои социально обусловленные функции. Вызванное экономическим и политическим реформированием социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства семей, разрушение нравственных норм и ценностей, криминализация общества существенно изменили социо-культурную жизнь подрастающего поколения, осложнили процесс семейного воспитания детей. Проблема снижения воспитательного воздействия семьи, её роли в формировании личности сегодня особенно актуальна. Её актуальность обусловлена неумением многих семей приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы, что приводит к дезорганизации жизни, разрушению сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. В связи с этим усиливается конфликтность между супругами, родителями и детьми, в семьях всё чаще наблюдается насилие и жестокость обращения с детьми и стариками. Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Возрастает количество детей-сирот и социальных сирот при живых родителях. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении.

Семья и ребенок — зеркальные отражения друг друга. С этим никто не поспорит. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, появляется уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в теплой, дружеской атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать, каковы их родители, в какой семье они растут и воспитываются [6].

Каковы же функции семьи? Психотерапевт Д. Фримен считает, что основными функциями семьи являются следующие: обеспечение выживания, защита семьи от внешних повреждающих факторов, забота членов семьи друг о друге, воспитание детей, создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи, поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом, социальный контроль над поведением друг друга [8].

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество [4].

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения [4]. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности. А это гарантия неудачного формирования личности.

Опека в семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя [4]. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется

гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие — гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родителей с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые никого не уважают, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество, как тип взаимоотношений в семье, предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом. [10]

Но сколько семей, столько и вариантов воспитания. В зависимости от этого происходит и становление личности. Личностью может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый.

Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе. Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности, и искоренение ошибок в воспитании является возможным.

Итак, семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Поэтому всегда необходимо помнить, что самое важное для ребенка, чтобы его любили таким, какой он есть.

1. Берне Р. Развитие Я — концепции и воспитания. М: Прогресс, 2003.

2. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М: Просвещение, 2000.

3. ЗемскаМ. Семья и личность. М: Прогресс, 1999.

4. Ковалев С.В. «Психология семейных отношений». М.: изд. «Педагогика», 1987.

5. Левкович В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребёнка // Психология личности и образ жизни. М., 1987.

6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. М., 1991.

7. Семья и формирование личности / под ред. Бодалева А.А. М: Просвещение, 1989.

8. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987.

9. Основы психологии семьи и семейного консультирования: / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

10. Филонов Г.Н. «Воспитание и демократия» // журнал «Педагогика». № 6, 2006.

cyberleninka.ru

Формирование личности ребенка в семье, в общении — особенности

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит формирование личности ребенка в семье: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских обязанностей.

Принципиальное отличие позиции старшего школьника в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы [7,135-137]

Изменяется отношение к школе — оно становится более прагматичным. Несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить ее, если в другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.

Ранняя юность — это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.

своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем.

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием [4, 345]

Ведущая деятельность

В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Изменяется отношение и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее.

Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно.

Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе.

Личностный характер мышления старшего школьника связан с тем, что в этот период формируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживание своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности.

В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы. Поэтому учителю не следует строго регламентировать процесс учения, напротив целесообразно предоставит большую самостоятельность. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность ученика.

Учебная деятельность старшеклассников определяете сложным комплексом мотивов:

  • мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);
  • мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда);
  • мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);
  • мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками).

В старших классах отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же, как и авторитарность, неприемлемо, старшеклассники ищут в учителе старшего друга и наставника.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний.

Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление только нового интеллектуального качества и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.

Центральные новообразования

Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.

Выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого [2,25] В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходней будущей профессии.

Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт, и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды мораль.

Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутренних побуждений, и действуют соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует.

Ранняя юность — это период формирования жизненных планов. Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.

Психологические особенности возраста

Центральный психологический процесс в юношеском самосознании —формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства

Взаимоотношения со сверстниками

В ранней юности человеку присуща потребность в общении:

  • интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;
  • возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.

Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Время на общение увеличивается 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди.

Появляется феномен, получивший в психологии название “ожидание общения”, выражающийся в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность в диаде.

Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам:

Во-первых, общение со сверстниками это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. В частности по вопросам пола, отсутствие которой может задержать психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся “на равных” и статус надо заслужить,человеку не удается выработать определенных “взрослых” качеств.

В-третьих, это специфический вид эмоциональна контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослых.

Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в аффилиации (потребности в принадлежности общности, включенности в группу), но и потребность обособлении. Формируется феномен неприкосновенности своего личного пространства, выражаемого в стремлении “уединиться, помечтать, побродить по городу, а потом вернуться к ребятам”. В целом, общение юношей девушек доброжелательно и избирательно, многим из н свойственна высокая конформность в силу того, что неокрепшее “Я” нуждается в сильном “Мы”.

Наряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретаем понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности.Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции.

Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Каждый родитель может подтвердить, если будет внимателен, как меняется настроение дочери от разговора “ни о чем”. Этот пустой разговор психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте.

Взаимоотношения со взрослыми

Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями.

  • выбор будущей профессии;
  • взаимоотношения с окружающими;
  • учебные дела;
  • вопросы морали;
  • о себе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоопределения).

Однако есть одна поправка общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет Доверительную форму. Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями в 29 %, преимущественно с матерями.

Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны.

  • ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  • ситуации, актуализирующие представления о себе;
  • ситуации общения.

Исследования показывают, что существует зависимость личностной тревожности от возраста: к 10-11-му классу уровень тревожности возрастает. Кроме того, выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности.

Так, наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются:

  • отсутствие позитивного интереса со стороны матери;
  • директивность матери при навязывании ребенку чувства вины;
  • враждебность отца;
  • непоследовательность в воспитании.

Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны.

  1. формирование у родителей отношения к ребенку как к личности, имеющей сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни;
  2. повышение в глазах родителей ценности общения со своими детьми, осуществление заинтересована взаимодействия;
  3. формирование системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с детьми.

Столь же актуальна и работа со школьниками по проблемам их взаимоотношений с родителями и формированию навыков конструктивного общения.

Наиболее сложными для данного возраста являются:

  • ситуации, в которых нужно самому оказать поддержку, а также принять поддержку и сочувствие от других людей;
  • ситуации, связанные с умением реагировать на задевающее, провоцирующее поведение и умением отвечать на несправедливую критику.

Отношение к себе

Главное психологическое приобретение ранней юности — обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.

Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах” действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: “Как узнать свой характер?”, “Как освободиться от дурных привычек?”, “Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?”, “Какой я человек?” и т. п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.

В юности каждому приходится неизбежно приспосабливаться и к физиологическим переменам. Гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. У девушек в этом плане индивидуальные различия довольно значительны.

Одни из них испытывают сексуальные ощущения, сходные по интенсивности с теми, что испытывают юноши. У других эти ощущении, носят более диффузный характер и тесно связаны с удовлетворением других потребностей, например в самодвижении, поддержке, привязанности, любви. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.

Любовь

В юности любовь — сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.

  • Девушки с высокой самооценкой не стремятся сделать первую любовь последней, их взаимоотношения с мужчиной менее продолжительны и не столь серьезны. Обратная картина — у их сверстниц с пониженной самооценкой.
  • Девушки, для которых взаимоотношения между родителями являются образцом их будущего супружества, гораздо реже влюбляются в школьные годы и реже стремятся к супружеству до 21 года. Девушки, которые не хотят подражать своим родителям, значительно чаще влюбляются в это время.
  • Старшеклассницы, живущие в полной семье, обычно более реалистично относятся к любви, чем те, чьи родители разведены или одного из них нет в живых

Юношеская депрессия

Специалисты по юношеской психиатрии считают, возраст 14-18 лет представляет собой критический период для возникновения психопатий, Кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые черты характера.

Например, усиление такого свойства, как гипертимность повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия.

Отмечается появление депрессивного состояния, которое продуцируется часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения. Юношеская депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до противоправных поступков. Депрессия в этом возрасте бывает двух видов.

Первый — это безразличие и чувство пустоты. При этом самочувствие таково, что возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Этот вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благоприятный исход.

Второй вид депрессии возникает вследствие полосы жизненных поражений. Старшеклассник изо всех сил старается решить поставленные задачи и возникшие проблемы, добиться значимых целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего он хочет и в какой поддержке он нуждается. Тогда приходит осознание, что его или ее потенциальные возможности ограничены, а вместе с ним мысль о самоубийстве. Примерно 20% людей в этом возрасте думают о самоубийстве.

К концу юношеского возраста на первый план выступают “кризис оторванности”, чувство изоляции от мира, одиночества, с которыми юноши и девушки не всегда способны справиться самостоятельно.

obuchonok.ru

COMMENTS