Формы мышления человека — понятие, суждение, умозаключение

Охарактеризуйте понятие, суждение, умозаключение как формы мышления.

МЫШЛЕНИЕ — психический познавательный процесс, характеризующийся обобщением и опосредствованным отражением отношений между явлениями действительности.

Существенными признаками мышления как познавательного процесса являются:

1 обобщённое отражение действительности. Благодаря мышлению человек способен постигать общие закономерности, в которых отражаются наиболее устойчивые связи и отношения между различными объектами и явлениями.

2. познание мира, опосредованное имеющимися знаниями.

3. словесное опосредование – мыслительная деятельность человека основывается на использовании понятий (обозначение явлений в словесной форме)

4. мышление направлено на решение познавательной или практической задачи, т.е. проявляется и развивается при решении проблем.

Таким образом, благодаря мышлению человек организует свою жизнь на более высоком уровне: постигает общие закономерности окружающего мира, находит решения в затруднительных ситуациях, проявляет активность во взаимодействии с миром. Это позволяет считать мышление высшим познавательным процессом.

К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, которая выражена словом или группой слов.

Например, понятие «человек» — существенные признаки: членораздельная речь, трудовая деятельность и производство орудий труда.

1. По происхождению:

Житейские — формируются с участием практической деятельности и наглядно-образного мышления (например, стол, стул, собака, дерево и т.п.). человек практически представляет себе, что означает каждое из этих понятий, и соответствующее слово вызывает у него образ той практической ситуации, в которой он имел дело с этим понятием. Поэтом человек хорошо знает содержание этого понятия.

Научные – формируются в процессе обучения (например, государство, остров, глагол, млекопитающее и пр.). Сначала словесно формируется понятие, а потом заполняется полноценным смысловым содержанием.

2. По степени отвлечённости: конкретные и абстрактные.

Разновидностью абстрактных понятий являются моральные (этические) понятия

понятия, в которых обобщён опыт отношений между людьми, сконцентрированы представления об основных принципах нравственного поведения, об обязанностях человека по отношению к самому себе, обществу, труду (например, гордость, честь, доброта, настойчивость, долг и пр.).

Моральные понятия чаще всего усваиваются в повседневной жизни, в практике общения с другими людьми, в ходе анализа собственного поведения и поступков других людей, чтения художественной литературы и т.д. У каждого человека есть моральные понятия, но они всегда правильны. Моральные понятия отличаются от других понятий тем, что они меняются от одного исторического периода к другому.

3. По общности (объёму): единичные и общие.

Суждение – это форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются какие-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. В них нередко раскрывается содержание понятия.

Логические и лингвистические суждения обычно представлены простыми предложениями. Например, Земля вращается вокруг Солнца.

1. Утвердительные — «Психика есть свойство мозга».

2. Отрицательные — это такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков («Это слово не глагол»).

3. Истинные – выражают такую связь, которая существует в действительности («Минск – столица РБ», «Земля вращается вокруг Солнца»).

4. Ложные — связь между объектами в действительности не существует (« В январе всегда лежит снег»).

5. Общие – в них что-либо утверждается (отрицается) относительно всех предметов данной группы, класса («Все рыбы дышат жабрами»).

6. Частные – утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам («Некоторые студенты – отличники»).

7. Единичные – это суждение, в котором речь идёт об одном понятии («Этот ученик плохо выучил урок»).

Способы образования суждений

1. Непосредственно — в них выражается то, что воспринимается (Например, стол коричневого цвета и мы высказываем простейшее суждение: «Этот стол коричневый»).

2. Опосредованно — путём умозаключениё и рассуждений.

Истинность суждений проверяется общественной практикой.

В суждениях человек высказывает своё мнение о данном предмете, обозначает установленные им связи предметов между собой или своё отношение к какому-либо явлению. Следовательно, в суждениях отражается не только мыслительный, но и познавательный процесс.

В суждениях выражаются и чувства человека, его намерения («Я не люблю чеснок», «Летом я уеду в Крым»).

Когда человек хочет убедить других или даже самого себя в том, что его суждение действительно истинное положение, что они правильные, он их обосновывает, приводит известные и проверенные фаты из жизни, установленные наукой законы, делает логические построения. В таких случаях имеет место рассуждение.

Различные виды суждений, их формы, особенности изучает наука логика. Психология изучает главным образом содержание суждения как формы мышления.

Умозаключение – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается логический вывод.

Например, все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца (1-е суждение). Земля – планета Солнца (2-е суждение). Значит, она вращается вокруг Солнца (3-е суждение выведено из первых двух).

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение называются посылками умозаключения. Вывод называется заключением.

Виды умозаключений

Индукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему. Например, электропроводностью обладают железо, медь, алюминий, платина и т.д. следовательно, все металлы электропроводны.

Дедукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному. Например, все металлы электропроводны. Олово – металл. Следовательно, олово – электропроводно.

Эти две формы умозаключения выступают в неразрывном единстве и составляют две стороны единого мыслительного процесса.

Аналогия — это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий, путём выдвижения догадок, гипотез, т.е. направленность мысли идёт от частного к частному.

Например, если студентка делает вывод, что она успешно сдала трудный экзамен потому, что на ней было надето зелёное платье, и, понадеявшись на это «счастливое» платье, недостаточно подготовлено пойдёт на следующий экзамен, то практика неизбежно покажет ошибочность сделанного ею умозаключения.

Таким образом, одно умозаключение может привести человека и к неправильному решению задачи. Поэтому оно требует постоянной критической проверки, которая осуществляется с помощью практики и разнообразных сопоставлений найденного ращения с другими известными фактами.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Охарактеризуйте понятие, суждение, умозаключение как формы мышления.

Охарактеризуйте понятие, суждение, умозаключение как формы мышления.

Охарактеризуйте понятие, суждение, умозаключение как формы мышления.

students-library.com

Понятие, суждение, умозаключение

Дать четкое определение понятию достаточно сложно. В любом случае в понятии выражаются общие признаки и свойства предметов определенного класса. Например, когда мы произносим понятие «ручка», мы говорим о предметах, отнесенных нами к определенному классу ручек. В понятии «ручка» мы выделили самое общее свойство этих предметов — быть средством для письма. От несущественных признаков ручек мы отвлеклись. Ручки могут быть разного цвета, художественной ценности, разной длины, но эти признаки для нас несущественны. Поэтому, когда мы образуем понятие, мы выделяем именно существенные признаки предметов определенного класса. С другой стороны, само понятие «ручка» имеет несколько значений: это может быть средство для письма, ручка ребенка, ручка двери, ручка кастрюли. Поэтому в разговорных естественных языках встречаются многозначные понятия.

В формировании понятия используются такие методы, как абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, сравнение.

Понятие как форма (вид) мысли или как мысленное образование есть результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса — ив совокупности отличительных для них — признаков [1] [2] .

Можно предложить другое определение понятия: «Понятие — способ выделения и фиксации общих существенных свойств, отношений предметов и явлений».

«Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Например, содержанием понятия “ромб” является совокупность двух существенных признаков: “быть параллелограммом” и “иметь равные стороны”».

Объемом понятия называют класс предметов, который мыслится в понятии. По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые. Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс» 1 (например, «река Обь», «российский писатель Борис Акунин»). «Объем общего понятия включает число элементов, большее единицы» [3] [4] (например, «человек», «компьютер», «животное», «насекомое»). Пустые понятия имеют нулевой объем (например, «вечный двигатель», «человек, проживший 300 лет» и др.). В научном познании используются частнонаучные (популяция, кварк) понятия, общенаучные (сила, энергия) понятия. Выделяют также всеобщие (философские) понятия («закон», «движение», «причинность», «бытие»).

К научным понятиям предъявляются требования быть однозначными, иметь только одно значение. Данное требование с большим успехом выполняется для естественных наук. Например, определения понятий «энергия», «электрический ток», «черная дыра», «клетка» одинаковы для китайского, английского или российского ученого. Наука интернациональна и интерсубъективна, поэтому среди ученых не вызывает споров понятие, например, «электрический ток» или «хромосома». Что же касается социально-гуманитарных наук, то понятийный аппарат данных наук расплывчат, полисемантичен. Например, понятия «общество», личность», «свобода», «культура» и много других насчитывают несколько определений, что вызывает сложности в научном общении и дальнейшей научной работе. Например, насчитывается свыше двухсот определений понятия «свобода», более пятисот определений понятия «культура». Данная ситуация была названа социологом Г.Г. Татаровой «методологической травмой» [5] . На эту проблему мы также указывали в одной из своих работ [6] .

Наряду с понятиями в рациональном познании выделяют также суждение и умозаключение.

«Суждение — это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, о наличии или отсутствии у них каких-либо свойств, о состоянии, виде деятельности или об отношениях между предметами» 1 .

Элементами суждений являются понятия. Приведем примеры суждений: «Некоторые вирусы вызывают заболевания», «Солнце — молодая звезда», «Все металлы электропроводны». Суждения бывают разных видов. Например, выделяют единичные, общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и другие виды суждений.

На базе понятий и суждений формируются умозаключения.

«Умозаключение — это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или определенной степенью достоверности следующее из них» [7] [8] .

Элементами умозаключений являются суждения. Приведем примеры умозаключений:

1. Все люди смертны.

2. Все студенты изучают философию.

Ни один школьник не изучает философию.

Ни один школьник не является студентом.

3. Все цветы — растения.

Все розы — цветы.

Все розы — растения.

Умозаключение состоит из посылок, заключения и логической связи между посылками и заключением. Логический переход от посылок к заключению называется выводом. При этом, если посылки истинны, заключение не может быть ложным. Выделяют разные виды умозаключений: условные, разделительные, условно-разделительные и др. [9] Формами умозаключений являются дилеммы и три- леммы.

Выделим особенности абстрактного мышления и чувственного отражения действительности с помощью табл. 4.

Сравнительный анализ абстрактного мышления и чувственного познания

Чувственное познание

Абстрактное мышление

Общие и единичные признаки предметов и явлений не разделяются

Отражаются общие признаки предметов и явлений

Существенные и несущественные признаки предметов и явлений не разграничиваются

Отражаются существенные признаки предметов и явлений

Познание действительности осуществляется непосредственно с помощью органов чувств

Познание действительности осуществляется опосредованно — с помощью рассуждений, умозаключений и разного рода приборов

studref.com

Тема 1: Формы мышления: понятие, высказывание, умозаключение

Тема 1: Формы мышления: понятие, высказывание, умозаключение.

Первые учения о формах и способах рассуждений возникли в странах Древнего Востока (Китай, Индия), но в основе современной логики лежат учения, созданные в 4 веке до нашей эры древне-греческими мыслителями. Основы формальной логики заложил Аристотель, который впервые отделил логические формы речи от ее содержания. Он исследовал терминологию логики, подробно разобрал теорию умозаключений и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления.

Логика изучает внутреннюю структуру процесса мышления, который реализуется в таких естественно сложившихся формах как понятие, суждение, умозаключение и доказательство.

Логика – это наука о формах и способах мышления.

Понятие — это форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства предмета, отличающие его от других предметов. В структуре каждого понятия нужно различать две стороны: содержание и объем. Содержание понятия составляет совокупность существенных признаков предмета. Чтобы раскрыть содержание понятия, следует выделить признаки, необходимые и достаточные для выделения данного предмета по отношению к другим предметам.

Объем понятия определяется совокупностью предметов, на которую оно распространяется, и может быть представлено в форме множества объектов, состоящего из элементов множества.

Алгебра множеств, одна из основополагающих современных математических теорий, позволяет исследовать отношения между множествами и, соответственно, объемами понятий.

Между множествами (объемами понятий) могут быть различные виды отношений:

· равнозначность, когда объемы понятий полностью совпадают;

· пересечение, когда объемы понятий частично совпадают;

· подчинения, когда объем одного понятия полностью входит в объем другого и т. д.

· объединение множеств, когда объемы обоих множеств подходят под условие.

Для наглядной геометрической иллюстрации объемов понятий и соотношений между ними используются диаграммы Эйлера-Венна. Если имеются какие-либо понятия A, B, C и т. д., то объем каждого понятия (множество) можно представить в виде круга, а отношения между этими объемами (множествами) в виде пересекающихся кругов.

Высказывание (суждение) — это форма мышления, представляемое повествовательным предложением, о котором можно сказать истинно оно или ложно.

Например, истинность или ложность высказывания: «Сумма углов треугольника равна 180 градусов» устанавливается геометрией, причем — в геометрии Евклида это высказывание является истинным, а в геометрии Лобачевского — ложным.

Высказываниями не являются, например, предложения “ученик десятого класса” и “информатика — интересный предмет”. Первое предложение ничего не утверждает об ученике, а второе использует слишком неопределённое понятие “интересный предмет”. Вопросительные и восклицательные предложения также не являются высказываниями, поскольку говорить об их истинности или ложности не имеет смысла. Высказывания могут выражаться с помощью математических, физических, химических и прочих знаков. Из двух числовых выражений можно составить высказывания, соединив их знаками равенства или неравенства.

Предложения типа “в городе A более миллиона жителей”, “у него голубые глаза” не являются высказываниями, так как для выяснения их истинности или ложности нужны дополнительные сведения: о каком конкретно городе или человеке идет речь.

Высказывание называется простым, если никакая его часть сама не является высказыванием. Высказывание, состоящее из простых высказываний, называются составным (сложным).

Простое высказывание (логическая переменная) содержит только одну простую мысль. Логические переменные обычно обозначаются буквами латинского алфавита: А, В, С,… Например, А=

Сложное высказывание (логическая функция) содержит несколько простых мыслей, соединенных между собой с помощью логических операций. Например,

Употребляемые в обычной речи слова и словосочетания «не”, “и”, “или”, “если. , то”, “тогда и только тогда” и другие позволяют из уже заданных высказываний строить новые высказывания. Такие слова и словосочетания называются логическими связками.

Например, из элементарных высказываний “Петров — врач”, “Петров — шахматист” при помощи связки “и” можно получить составное высказывание “Петров — врач и шахматист”, понимаемое как “Петров — врач, хорошо играющий в шахматы”. При помощи связки “или” из этих же высказываний можно получить составное высказывание “Петров — врач или шахматист”, понимаемое в алгебре логики как “Петров или врач, или шахматист, или и врач и шахматист одновременно”.

Истинность или ложность получаемых таким образом составных высказываний зависит от истинности или ложности элементарных высказываний.

Умозаключение. Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам логического вывода получается новое знание о предметах реального мира (вывод).

Умозаключения бывают дедуктивные, индуктивные и по аналогии. В дедуктивных умозаключениях рассуждения ведутся от общего к частному. Например, из двух суждений: «Все металлы электропроводны» и «Ртуть является металлом» путем умозаключения можно сделать вывод, что: «Ртуть электропроводна».

В индуктивных умозаключениях рассуждения ведутся от частного к общему. Например, установив, что отдельные металлы — железо, медь, цинк, алюминий и т. д. — обладают свойством электропроводности, можно сделать вывод, что все металлы электропроводны.

Умозаключение по аналогии представляет собой движение мысли от общности одних свойств и отношений у сравниваемых предметов или процессов к общности других свойств и отношений. Например, химический состав Солнца и Земли сходен по многим показателям, поэтому, когда на Солнце обнаружили неизвестный еще на Земле химический элемент гелий, то по аналогии заключили: такой элемент есть и на Земле.

Тема 2: Алгебра высказываний.

Алгебра логики отвлекается от смысловой содержательности высказываний. Ее интересует только один факт — истинно или ложно данное высказывание, что дает возможность определять истинность или ложность составных высказываний алгебраическими методами.

Простые высказывания в алгебре логики обозначаются заглавными латинскими буквами – это логические переменные:

Истинному высказыванию ставится в соответствие 1, ложному — 0. Таким образом, А = 1, В = 0.

Составные высказывания на естественном языке образуются с помощью союзов, которые в алгебре высказываний заменяются на логические операции. Логические операции задаются таблицами истинности и могут быть графически проиллюстрированы с помощью диаграмм Эйлера-Венна.

Логическая операция КОНЪЮНКЦИЯ (логическое умножение):

· в естественном языке соответствует союзу и;

· в алгебре высказываний обозначение &;

· в языках программирования обозначение And.

Конъюнкция — это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум простым высказываниям составное высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.

Формы мышления человека - понятие, суждение, умозаключение
pandia.ru

Урок информатики «Форма мышления»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (154,1 кБ)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-презентация.

Технология: личностно-ориентированная.

Время проведения: первый и второй урок по теме «Основы логики»

Цели урока:

  • Дать представление о логике как науке о законах и формах рационального мышления.
  • Формирование умений достойно оппонировать, развивать умение излагать свои мысли, умений работать самостоятельно.
  • Формирование учебно-познавательных, общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Средства обучения: Комплекс: демонстрационный экран и компьютер с ОС Windows-XP с установленным MS Office 2003

Подготовка к уроку: Презентация «Формы мышления»

План сдвоенного урока:

Ход урока

Первый урок.

1. Организационный момент.

2. Мотивационное начало урока. Постановка цели урока.

Учитель: Познание истины – одна из важнейших потребностей человека. Каждый человек и человечество в целом стремятся к истине, добру, красоте. Все люди нуждаются в истинном знании, получении новой информации о мире, где они живут. Для чего?

Предполагаемый ответ учащихся: Чтобы жить. Чтоб человек мог решать свои задачи.

Все сказанное вами справедливо. Добавлю, что истинная информация о мире нужна для того, чтобы быстро ориентироваться в окружающей обстановке, принимать правильные решения, совершать правильные действия. Круг Вашего знания по теме «Основы логики» сегодня невелик. Изобразим этот знание в виде круга. Вне этого знания всё то, что Вы пока (ещё) не знаете. Граница круга есть граница знания и в то же время граница Вашего незнания.

На доске учителем нарисовано изображение

а после появится и второе

Учитель: Сократ знал в этой области больше Вас, т.к. много размышлял, не боялся высказывать то, о чем думал Его круг знаний большой, но и граница незнания гораздо больше Вашей. Вот почему он воскликнул: «Я знаю, что ничего не знаю!»

3. Изучение нового материала.

Слайд 1 «Основы логики. Формы мышления»

В классе на экране тема урока «Основы логики».

Учитель: Человек всегда стремился познать законы правильного мышления, т.е. логические законы. Мы познакомимся с Вами с разделом информатики – логикой.И тема нашего урока сегодня «Формы мышления».

Учащиеся по ходу всей презентации делают записи в тетради.

Слайд 2 «Тема»

Учитель: Сегодня Вы узнаем, что такое понятие, суждение, умозаключение, основные свойства понятия – содержание и объем, что такое логическая форма суждения, в чем состоит основной принцип логики и что есть наука логика.

Слайд 3 «Логика»

Учитель комментирует определение логики высвечиваемое на слайде.

Учитель: Законы есть у природы, общества, любой сложной системы, и, конечно, у мышления. В Древней Греции, Древней Индии, Древнем Риме законы и формы правильного мышления изучались в рамках ораторского искусства. Применение логических приемов рассуждения позволяло ораторам более убедительно доносить до аудитории их точку зрения, склонять людей на свою сторону.

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Слайд 4 «Аристотель»

Учитель: Основателем формальной логики считается древнегреческий ученый Аристотель, который первым систематизировал формы и правила мышления, исследовал категории «понятие», «суждение», разработал теорию умозаключений, описал ряд операций, сформулировал законы мышления

Слайд 5 «Формы мышления»

Учитель: Итак, предметом исследования науки логики является человеческое мышление. Мышление всегда существует в какой-либо форме.

Учащиеся делают запись в тетрадь.

Учитель: Рассмотрим по порядку каждую из этих форм.

Слайд 6 «Понятие»

Учитель комментирует определение, учащиеся записывают определение в тетрадь.

Учитель: Существенными называют признаки, каждый из которых, взятый отдельно необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью отличить (выделить) данный предмет (явление) от всех остальных и сделать обобщение, объединив однородные предметы в множество.

Назовите признаки апельсина. Достаточно ли этих признаков, чтоб отличить апельсин от яблока? Мандарина?

Предполагаемый ответ учащихся:: оранжевый, круглый, сладкий, вкусный, по размеру как яблоко, крупнее мандарина.

Учитель: Дайте примеры понятий из разных школьных предметов. Учащиеся по очереди дают по одному – два примера понятия.

Слайд 7 «Логические характеристики понятия»

Учитель: Любое понятие имеет две логические характеристики: содержание и объем.

Примеры содержаний понятий:

«ромб» — быть параллелограммом и иметь равные стороны;

«ученик» — ходить в школу, познавать новое, иметь учителя.

Примеры объёмов понятий:

«река» — множество, состоящее из рек, носящих название Обь, Ока, Волга, Енисей и др.;

«ученик» — это множество людей, которые когда либо учились, учатся или будут учиться.

Учащиеся по очереди дают по одному – два примера содержания и объема понятия.

Слайд 8 «Круги Эйлера»

Учитель: Наглядная геометрическая иллюстрация объемов понятий и отношений меду ними была предложение математиком, астрономом и физиком Л.Эйлером и носит название круги Эйлера.

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.

Слайд 9 «Суждения»

Учитель: Вторая форма мышления – это суждение. По-другому, высказывание, утверждение. Языковое выражение суждения является повествовательное предложение.

  1. Этот апельсин сладкий.
  2. Если прошёл дождь, то на улице весна.
  3. На Луне живут лунатики, а на Марсе – марсиане.

Дайте, ребята, примеры суждений. Учащиеся по очереди дают по одному – два примера суждения.

Слайд 10 «Истинность высказываний»

Учитель: Все суждения можно поделить на простые и сложные. Простые суждения – это суждения, никакая часть которых не является суждением. Сложные суждения состоят их нескольких простых.

Примеры простых суждений:

  1. Грачи прилетели.
  2. Дважды два – четыре.

Примеры сложных суждений:

  1. Грачи прилетели, и наступила весна.
  2. Шесть делится на два и на три.

Чтобы вести рассуждения, оценивать их правильность необходимо договариваться по каждому суждению, как мы его будем рассматривать, как истинное или как ложное.

Слайд 11 «Упражнение 1»

Какие из данных предложений являются суждениями? Определить истинность суждения. Опрашиваются по очереди желающие ответить ученики, обосновывают свои ответы. Неверные ответы поправляются, верные поощряются, желательно опросить всех учащихся в группе, добиться того, чтобы все уяснили определение суждения и научились выделять суждения в тексте.

Слайд 12 «Логическая форма суждения»

Учитель: Для определения истинности сложных суждений важна форма высказывания. Форма суждения в отличие от его содержания, объективна, т.е. не зависит от тех или иных взглядов человека.

Задание 1. Определить форму суждений:

  1. Некоторые школьники – отличники.
  2. Некоторые книги имеют страницы.
  3. Некоторые планеты вращаются вокруг Солнца.

Предполагаемый ответ учащихся:: Логическая форма: Некоторые S есть P.

Задание 2. Определить форму суждений:

  1. Все медузы не имеют головы.
  2. Люди не боги.
  3. Все люди свободны.

Предполагаемый ответ учащихся: Логическая форма: Все S есть не P.

Второй урок.

Слайд 13 «Умозаключение»

Учитель: Рассмотрим третью форму мышления – умозаключение.

Учитель комментирует определение, учащиеся делают записи в тетради.

Слайд 14, 15, 16 «Примеры верных умозаключений»

Учитель: Примеры правильных умозаключений комментируем по слайдам

Вот еще примеры правильных форм умозаключений.

1) Четырехугольник, у которого все противоположные стороны параллельны, есть параллелограмм. Квадрат – это четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны. Следовательно, квадрат – это параллелограмм.

2) Все зебры полосаты. Это животное – зебра. Следовательно, это животное полосато.

Учитель: А вот примеры неверных умозаключений:

  1. Если что-то есть металл, то оно проводит ток. Алюминий проводит ток. Следовательно, алюминий — металл. (Вроде бы все правильно, но как быть, если вместо алюминия подставить «вода»?)
  2. Бутылки с ряженкой продаются в молочном отделе. Эта бутылка куплена в молочном отделе. Следовательно эта бутылка с ряженкой. (заключение не следует с необходимостью из посылок, т.к. в бутылке может быть и молоко, и кефир)
  3. Людей много. Сократ – человек. Следовательно, Сократов много. (. )

Все посылки в этих умозаключениях верны. Но форма умозаключения неверная. Поэтому и само умозаключение имеет ложное значение

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Слайд 17 «Что такое формальная логика»

Учитель: Античную логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной логикой. Это название происходит от основного принципа логики как науки, который гласит, что правильность рассуждения (умозаключения) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него суждений.

Слайд 18 «Развитие логики»

Логика изучает приемы мышления с точки зрения их структуры, законы и правила выводного знания.

Слайд 19 «Ученые»

В своем развитии логика прошла ряд этапов. Современную логику часто называют символической или математической логикой. У истоков современной логики стоит Г. Лейбниц, выдвинувший идею представить логическое доказательство как вычисление, подобно вычислению в математике. Он обосновал необходимость создания универсального языка, с помощью которого можно однозначно и точно выражать понятия и отношения, т.е. попытался разработать своего рода алгебру человеческого мышления.

Подведем предварительные итоги.

Вопрос: что есть логика?

Предполагаемый ответ учащихся: Логика – наука о законах и формах рационального мышления, методах формализации содержательных теорий.

Вопрос: Назовите формы мышления.

Предполагаемый ответ учащихся: понятие, суждение, умозаключение.

Вопрос: Раскройте форму мышления «понятие» и назовите две логические характеристики понятия.

Предполагаемый ответ учащихся: Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предметов. Характеристиками понятия являются содержание и объем. Содержание понятия – это совокупность существенных признаков, а объем – это множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия.

Вопрос: Что такое суждение?

Предполагаемый ответ учащихся: Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях.

Вопрос: Что такое логическая форма суждения?

Предполагаемый ответ учащихся: Логическая форма суждения – его строение, способ связи его составных частей.

Вопрос: Что такое умозаключение?

Предполагаемый ответ учащихся: Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений мы по определенным правилам вывода получаем суждение-заключение.

Вопрос: В чем же состоит основной принцип формальной логики?

Предполагаемый ответ учащихся: правильность рассуждения определяется только его логической формой.

Учитель: Поговорим немного об отношениях между понятиями. По отношению к друг другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые.

Слайд 20 «Отношения между понятиями»

Ранее мы уже говорили, что отношения между объемами понятий можно проиллюстрировать с помощью кругов Эйлера. Если есть два понятия X и Y, то объем каждого из этих понятий можно представить в виде круга, а отношения между этими объемами – в виде пары кругов.

Слайд 21 «Тождество»

Мы знаем, объем понятия – это множество (класс) предметов (элементов множества), каждый из которых характеризуется определенными признаками.

Вот Вашему вниманию несколько иллюстраций отношений объемов понятий.

Учитель комментирует рисунки, учащиеся фиксируют примеры в тетрадь.

Слайд 22 «Пересечение»

Учитель комментирует рисунки, учащиеся фиксируют примеры в тетрадь.

Слайд 23 «Подчинение»

Учитель комментирует рисунки, учащиеся фиксируют примеры в тетрадь.

Слайд 24 «Соподчинение»

Учитель комментирует рисунки, учащиеся фиксируют примеры в тетрадь.

Слайд 25 «Противоположность»

Учитель комментирует рисунки, учащиеся фиксируют примеры в тетрадь.

Слайд 26 «Противоречие»

Учитель комментирует рисунки, учащиеся фиксируют примеры в тетрадь.

Слайд 27 «Дополнение»

Учитель комментирует рисунки, учащиеся фиксируют примеры в тетрадь.

Далее предлагается выполнить ряд заданий для закрепления изученного материала. Работа фронтальная, ответы даются устно, в темпе, быстро. Поддерживаем активность ребят поощрительными словами. Даем возможность высказаться всем учащимся. Главное Первое задание (Слайд 28) на приведение примеров понятий суждений, умозаключений дают по очереди все учащиеся. Второе задание (Слайд 28)выполняем все вместе, т.к. оно может вызвать затруднение. Третье задание (Слайд 29) выполняет по желанию один учащийся. Четвертое задание (Слайд 30) можно решать устно и без логических форм, но после обсуждения решений демонстрируем возможные пути решения через схему (логическую форму). Проверка правильности выполнения заданий (Слайд 31-34)

Учитель: Спасибо за работу на уроке, за ваше внимание. Какие у вас есть вопросы? Запишите домашнее задание. (Слайд 35)

Учебник Н.Д. Угринович . Информатика и ИКТ. 10 класс. Профильный уровень.

§ 3.1стр. 151-156, устно отв. на вопросы в конце параграфа

urok.1sept.ru

2. Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение

2. Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение

Абстрактное мышление имеет несколько форм и этими формами являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких существенных признаках.

В разговорной речи понятие может выражаться как одним, так и несколькими словами. Например, «конь», «трактор» или «работник научно-исследовательского института», «разрывная пуля» и др.

Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях. Суждения бывают простыми и сложными. Различие между ними в том, что сложное суждение состоит из двух простых. Простое суждение: «Каратист наносит удар». Сложное суждение: «Поезд отошел, перрон опустел». Как видно, формой суждения является повествовательное предложение.

Умозаключение — это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.

Умозаключение состоит из нескольких суждений, которые расположены друг над другом и разделены чертой. Те суждения, что расположены над чертой, называются посылками; под чертой расположено заключение. Заключение выводится из посылок.

Пример суждения.

Все деревья — растения.

Понятие, суждение и умозаключение — это категории, которые немыслимы без привязки к повседневной жизни и деятельности человека. Они проходят проверку только на практике. Практика — это ежедневная общественная, материальная, производственная и прочая деятельность человека в определенных условиях. Она может быть в области политики, права, промышленности, сельского хозяйства и т. д. Иными словами, практика — это проверка теоретических знаний с точки зрения их применимости в реальном мире.

Любое изделие проходит перед началом эксплуатации такую проверку. Поезда, машины, самолеты испытываются. Теории и концепции проверяются. Определения также испытываются на практике (вспомним случай с «человеком Платона»).

Все эти трудности необходимы для достижения реального знания, истины. Истина — знание, адекватно отражающее в сознании человека явления и процессы окружающего мира.

Кроме абстрактного мышления, истину могут предоставить и ощущения, и восприятие, и представление, но их уровня познания зачастую недостаточно. Абстрактное мышление, таким образом, дает нам возможность постичь более глубокие слои истины.

Абстрактное мышление — это важнейший инструмент в руках человека, позволяющий познать неизведанное, отделить правду ото лжи, сотворить произведение искусства и совершить открытие. Это очень значимое явление, и поэтому оно имеет характерные признаки:

1) отражает особенности окружающего мира без непосредственного воздействия каких-либо явлений на органы чувств. Иными словами, человеку не всегда необходим непосредственный контакт с объектом или явлением для получения новой информации. Он приходит к этому результату, опираясь на свои знания, полученные ранее (студент математического института, решая незнакомую задачу, применяет знания, полученные ранее при решении подобных задач), на опыт (старый охотник, участвующий в облаве, догадывается, в какую сторону будет уходить зверь), на воображение (человек, никогда не бывавший на Гавайских островах, составляет представление о них по описанию собеседника);

2) это всегда обобщение явлений действительности с целью выявить существующие закономерности. Любой человек инстинктивно стремится к упрощению процесса мышления, что увеличивает его скорость и эффективность. Именно к этому результату приводит обобщение. Информация о предмете или явлении как бы сжимается, доступ к ней за счет образующихся связей в мозгу ускоряется. Иными словами, находя в процессе мышления нечто общее между разными предметами, человек как бы ставит эти предметы в один ряд. Таким образом, ему нет нужды запоминать все данные об одном предмете из ряда, а лишь его характерные особенности. Общее для всех этих предметов необходимо запомнить лишь один раз. Для подтверждения можно привести пример с автомобилем. Если попросить человека представить себе автомобиль, в его воображении возникнет объект, как раз характеризуемый общими признаками, — четыре колеса, несколько дверей, капот, багажник и т. д. Далее необходимо только конкретизировать марку, тип, принадлежность машины;

3) невозможно без непосредственной связи с языковым выражением мысли. Процесс мышления можно условно разделить на два вида — мышление без посредства языка и «внутренний разговор», т. е. протекающее в виде общения с самим собой. Как бы то ни было, нельзя не отметить, что большую часть информации, особенно сложной информации (создаваемой не на основе чувственного отражения), человек получает посредством общения, через книги, журналы, а также СМИ. Все это осуществляется преимущественно посредством разговорного (письменного) языка. Таким образом, создается ситуация, когда человек получает информацию из внешнего мира, перерабатывает ее, создавая нечто новое, и снова закрепляет. Поэтому язык выступает не только как средство выражения, но и как средство закрепления информации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Абстрактное как выражение конкретного

Абстрактное как выражение конкретного Итак, мы установили, что сознание, отражающее единичный, пусть даже неоднократно повторяющийся факт, но не улавливающее его внутреннего строения и внутренне необходимой связи с другими такими же фактами, есть познание

1. АБСТРАКТНОЕ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОНКРЕТНОСТИ

1. АБСТРАКТНОЕ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОНКРЕТНОСТИ Итак, мы установили, что сознание, отражающее единичный, пусть даже неоднократно повторяющийся факт, но не улавливающее его внутреннего строения и внутренне-необходимой связи с другими такими же фактами, есть

Понятие и суждение

Понятие и суждение 1) Я попытался вскрыть систематически основные свойства всякого смысла как такового.Смысл всякий и всегда сверхвременен; сверхпространственен; сверхпсихичен; идеален; объективен; тождественен; всеобщ; содержится во всяком мысленном акте; абстрактен;

§ 1. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

§ 1. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ Суждение как форма мышленияПознавая окружающий мир, человек раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между предметами, утверждает или отрицает факт существования предмета. Эти

a. Абстрактное произведение искусства

a. Абстрактное произведение искусства Первое произведение искусства, будучи непосредственным, есть произведение абстрактное и единичное. С своей стороны, оно должно двигаться из непосредственного и предметного модуса навстречу самосознанию, как, с другой стороны, это

§ 3. Метафизическое мышление как мышление в предельных понятиях, охватывающих целое и захватывающих экзистенцию

§ 3. Метафизическое мышление как мышление в предельных понятиях, охватывающих целое и захватывающих экзистенцию Мы остаемся при предварительном рассмотрении. Оно призвано подвести нас к задаче курса и одновременно прояснить его целостную установку. Вопреки

86. Абстрактное

86. Абстрактное Итак, можно сказать, что мир элементарной физики наполовину абстрактен, в то время как мир дедуктивной теории относительности полностью абстрактен. Видимость вывода реальных явлений из математических законов обманчива; на самом деле явления лишь

2. Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение

2. Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение Абстрактное мышление имеет несколько форм и этими формами являются понятия, суждения и умозаключения.Понятие — это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких

Первое предисловие — абстрактное

Первое предисловие — абстрактное Поскольку всякое реальное философствование — как любил повторять Мераб Мамардашвили — есть думанье (рассуждение, писание и т. д.) о сознании и, как таковое, не имеет ни начала, ни конца, всегда являясь продолжением, то и я буду, здесь

ПЕРВОЕ АБСТРАКТНОЕ ЯДРО

ПЕРВОЕ АБСТРАКТНОЕ ЯДРО Всякий раз, когда представлялся случай, дон Хуан рассказывал мне короткие истории о магах его партии и особенно о своем учителе, Нагвале Хулиане. Это были не истории в обычном смысле, а скорее описание поведения магов и особенностей их личности.

АБСТРАКТНОЕ

АБСТРАКТНОЕ Ранним утром мы вернулись в дом дона Хуана. Нам пришлось долго спускаться с горы, потому что я боялся оступиться в темноте и дон Хуан должен был то и дело останавливаться, чтобы восстановить сбитое от смеха надо мной дыхание.Я смертельно устал, но уснуть не мог.

fil.wikireading.ru

Введение

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления, с помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Отражая действительность на чувственном уровне, человек получает разнообразную информацию о предметах и явлениях окружающего мира, которые фиксируются в сознании в виде зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и иных образов[1]. Однако такой информации об объективном мире человеку недостаточно для удовлетворения разнообразных потребностей жизнедеятельности, которая требует глубокого и всестороннего знания предметов, явлений, с которыми приходится иметь дело. Исчерпывающие знания о предметах и явлениях действительности, их внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприятиях сущности, человек постигает мышлением.

Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение

Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Мышление характеризуется рядом особенностей:

— Первая особенность выражается в опосредованном характере отражения. Мыслительная деятельность человека опосредована его знаниями, личным опытом и опытом человечества. Подавляющим большинством открытий, совершенных с помощью мышления, мы пользуемся каждый день. Найденные другими людьми законы, а также личный опыт людей являются ключом к решению многих проблем.

— Второй особенностью мышления является обобщенный характера мыслительной деятельности. Мы воспринимаем единичные предметы, а мыслить при этом можем обобщенно. Область того, о чем мы мыслим, всегда шире области того, что мы воспринимаем. Для решения каждой конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, правила, законы и т.д. Особенностью зрелого мышления является движение мысли от общего к единичному и наоборот. Обобщение единичного и применение общих законов — важнейшая особенность мышления. Возможность обобщенного познания обеспечивается тем, что мышление человека отражает окружающий мир не только в образной, но и в словесной форме.

— Связь мышления с языком и речью — третья особенность мышления. Всякая мысль выражается и формулируется в речи. Чем четче мысль, тем яснее она выражается. И наоборот, чем совершеннее формулировка, тем отчетливее становится сама мысль. Связь мышления с языком и речью обнаруживает социальную природу мышления. Познание предполагает преемственность знаний, приобретенных в процессе мышления. Эта преемственность возможна в случаях фиксации, сохранения и передачи их полученных знаний сохранение возможно благодаря фиксации с помощью языка. Усвоение знаний требует мыслительной деятельности. Таким образом, мыслительная деятельность необходима и для усвоения, и для создания знаний.

— Четвертой особенностью мышления является проблемный характер. Мыслительная деятельность начинается там, где человек встречается с чем-то новым, неизвестным, т.е. в проблемной ситуации. Для возникновения мыслительного процесса необходимы умение отделить новое от известного и стремление познать это новое. Потребность в познании побуждает человека искать ответ на вопрос. Ясность искомого выражается в гипотезе. Формулирование гипотезы позволяет человеку предусмотреть направление деятельности и возможные результаты. Важную роль в стимулировании мыслительной деятельности имеют чувства (особенно чувства нового, удивления) и интересы человека, которые совместно со знаниями способствуют возникновению идей, помогают преодолевать трудности, возникающие в процессе деятельности. Осознав проблему и сформулировав гипотезу, человек начинает решение задачи, которое осуществляется с помощью мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и систематизации.

Мыслительный процесс основывается на оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действительности, признаков, общих для всех предметов, входящих в это понятие. Любое понятие относится к группе сходных предметов. Понятия бывают конкретные и абстрактные, единичные и общие. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием. [8, c. 304] Общие понятия охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и тоже название.

Единичные понятия — обозначают какой-либо один предмет, представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием.

Понятия выражаются словом. Легче овладеть словом, чем понятием, и часто владение словом маскирует невладение понятием. Усвоение понятий — это достаточно сложный процесс, который имеет несколько этапов. На первых этапах формирования понятия не все существенны е признаки воспринимаются нами как существенные (это особенно характерно для детей). Более того, то, что является существенным признаком, нами может не осознаваться вообще, а то, что является несущественным, воспринимается нами как существенное. Считается, что основой формирования понятия является практика. Усвоить понятие можно двумя путями: либо специальное обучение чему-либо, на основе чего формируется понятие, либо в процессе деятельности мы самостоятельно формируем понятие, опираясь на собственный опыт.

Усвоение понятий идет по пути обобщения. Американские психологи выделяют несколько способов усвоения понятий через практический опыт. Простейший способ они называют стратегией экземпляра (сравнение с образом в памяти).

По мере взросления человек начинает пользоваться другой стратегией — проверкой гипотезы. Он изучает известные примеры понятия, ищет признаки, относительно общие для них, и выдвигает гипотезу, что именно эти общие признаки характеризуют данное понятие. Затем он анализирует новые объекты, отыскивая в них эти критические признаки, и сохраняет выдвинутую гипотезу, если она ведет к правильной категоризации нового объекта, или заменяет ее, если она не подтверждается. Таким образом, эта стратегия основана на абстракциях. Овладеть понятием — значит не только уметь назвать его признаки, но и уметь применять его на практике, оперировать им[8]. Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями.

В современной психологии понятия «суждение» и «понимание» не являются полностью тождественными, но они самым тесным образом связаны друг с другом. Если понимание — это способность, то суждение — это результат данной способности.

Как правило, связи, которые мы отражаем в суждении, весьма разнообразны. Это определяется тем, что любой предмет объективной реальности находится в самых разнообразных связях с другими предметами и явлениями. Богатство связей предметов не всегда отражается в нашем суждении, поэтому глубина понимания различных предметов и явлений может варьировать.

Углубить понимание помогает переход от общего, недифференцированного восприятия чего-либо к осмыслению каждой его части и пониманию взаимодействия этих частей. А также осознание свойств предметов и явлений, их отношения между собой, причин и происхождения того или иного явления.

Также существенной особенностью понимания является отчетливость осознания связей и отношений и полнота осмысления того, что надо понять.

Существует несколько видов понимания: непосредственное (не требует значительных усилий, достигается сразу), опосредованное (предполагает наличие ряда умственных операций, прикладываются значительные усилия для понимания).

Суждение — отрицание или утверждение чего-либо о чем-либо. Суждения бывают утвердительные, отрицательные, истинные, ложные, предположительные. В суждениях человек высказывает свое мнение о чем-либо. Если человек хочет убедить себя или других, он начинает рассуждать, делать умозаключения.

В процессе нашего оперирования разнообразными суждениями с использованием определенных умственных операций может возникнуть еще одна форма мышления — умозаключение. Оно является высшей формой мышления и представляет собой формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся. Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления[6].

Умозаключение — это серия логически связанных высказываний, из которых выводятся новые знания. Умозаключения бывают трех видов. Индуктивные умозаключения предполагают вывод частного суждения из общего. Дедуктивные — вывод общего суждения из частных. Умозаключение по аналогии основывается на схожести существенных признаков явлений, объектов, и на этом основании делается вывод о возможной схожести и по другим признакам.

studbooks.net

COMMENTS