Формы самооценки личности

ВСЁ ОБ ИНТУИТИВНОМ ПИТАНИИ

Этим термином обозначается определенная степень ценности, приписываемую каждым индивидом к своим личностным качествам, поступкам, положению в обществе. Основным критерием оценки выступает система личных смыслов – того, что человеку кажется действительно значимым.

Термин самооценка еще интерпретируется, как состояние, при котором человек оценивает себя в различных обстоятельствах, анализирует каждое отдельное качество. Уровень самооценки определяет отношения с обществом, самокритику и требовательность по отношению к успехам или неудачам.

Нахождение в окружение людей способствует регулярной оценки себя и других представителей общества, это касается успехов в делах, учебе, отношениях, внешних данных, способностей и прочего.

Источниками для формирования того или иного вида самооценки человека выступают:
  1. Собственный образ – сопоставляются восприятие реального образа с идеальным.
  2. Притязания личности – определяется путем математического вычисления, где определяется разрыв между обособленностью и реальным положением.
  3. Интериоризация – поступление полученных от общества оценок в среду собственных.
  4. Собственные результаты – проявление самооценки происходит в сознании, где каждый индивид сопоставляет свои достижения и оценивает их самостоятельно (доволен/недоволен).
  5. Значимые люди – сравнение происходит с авторитетами и другими важными лицами, входящими в состав ближайшего окружения человека.

Виды самооценки человека: источники формирования, основные и посредственные виды и функции самооценки

Самооценка – определение термина

Источники, формирующие вид самооценки человека

Такое социальное существо, как человек, на протяжение всей свой жизни окружен как отдельными людьми (друзья, знакомые, родственники), так и общественным слоем в целом. От каждого из них исходит определенные оценки, анализы поступков, качеств или действий конкретного человека. Их совокупность играет важную роль в построении самооценки отдельно взятой личности, которая, в свою очередь, влияет на контроль и дисциплину.

Под видом самооценки человека принято считать собственную личностную оценку каждого с действительностью.

На основании этого специалисты подразделяют виды самооценки человека на следующие категории:
  1. Адекватная.
  2. Неадекватная.

Виды самооценки человека в психологии

Адекватная самооценка

Этим определением называют отдельный вид самооценки человека, подразумевающий соответствие поведения ожиданием людей и случившегося обстоятельства. Обладая такой самооценкой, индивид уверен в себе, инициативен, предприимчив, способен легко адаптироваться к разным факторам, ставить задачи и достигать успеха в них.

Адекватная самооценка показывает, что отдельная личность достигла зрелости. Чем более зрелым индивидом является человек, тем адекватнее его самооценка.

Этим термином или по-другому самолюбием называют необъективный анализ и присваивание ценностей личным качествам или способностям, сочетающиеся с ревностным отношением и чувствительностью к тому, что думают окружающие.

Самолюбие – качество, присущее каждому человеку, но у всех оно выражается по-разному. Не всегда высокая самооценка – плохое качество. Иногда, когда высокая оценка собственных способностей совмещается с привычкой для реализации поставленных целей – сильное достоинство личности. А внимательность к мнению окружающих касательно собственной персоны – полезное качество.

Однако, чаще встречаются случаи, когда индивид болезненно реагирует на критику и замечания в свой адрес. Отказ или причины, ставшие следствием ущемленного и задетого самолюбия, порождают неосознанное или вполне осознанное мщение обидчику.

Если у самолюбивого человека проявляется болезненная реакция на критику и недовольства окружающих, единственным способом побороть это является умение грамотно воспринимать критику в собственный адрес.

Если же повышенная самооценка встречается у кого-то из ближайшего окружения, то без помощи квалифицированного психолога не обойтись. Собственными силами, к сожалению, ничего не добиться. Максимум что могут сделать друзья и родные – найти подходящего врача, уговорить на посещение курсов, записать на тематические тренинги, что ускорит процесс восстановления самооценки.

Этим термином называется состояние, при котором индивид искажает реальные достижения собственными вымыслами о низком уровне своих способностей. Иногда, данный вид самооценки человека также называют комплексом неполноценности.

Индивид с подобной самооценкой часто склонен к негативным генерализациям, обвиняет себя во всех неудачах и собственные качества: бездарность, глупость, неумение справляться с трудностями, а достигнутые успехи списывает на удачное стечение обстоятельств или помощь со стороны.

Комплексы неполноценности и низкий вид самооценки человека чаще всего встречается у подростков, переживающих о своей внешности, росте, весе, одежде, фигуре и прочем. Чем дольше человек прибывает в подобном состоянии, тем реальней и адекватней становится его оценивание самого себя.

Причин, из-за которых проявляется пониженная оценка, достаточно много. Чаще всего, подобное формируется в раннем детстве под родительским влиянием и оцениванием качеств.

Влияют на снижение уровня утверждения о негодности детей, применение физической силы, прививание гиперответственности, сравнивания с отцом или матерью, что способствует формированию определенного эталона. Если удается реализоваться и достичь построенной в голове модели идеала, то личность будет хорошей и правильной, но чаще всего, достижение поставленной задачи невозможно, из-за чего у ребенка и возникает разница между тем, какой он есть, и каким должен быть. Чем больше эта разница, тем хуже/ниже анализируются и оцениваются качества.

В зрелом возрасте происходит поддержание подобного уровня тогда, когда люди уделяют внимание какому-то определенному событию, либо, когда возникает мнение, что они проигрывают на фоне окружающего социума.

Неадекватная самооценка

Неадекватной называется состояние человека, при котором он либо недооценивает собственную значимость, либо, наоборот, превозносит себя до недостижимого уровня.

Отсюда происходит подразделение на 2 вида самооценки человека:
  • высокая;
  • низкая.

Высокая самооценка

Причины возникновения высокой самооценки

Построение подобного вида самооценки человека начинается еще в детстве, когда родные сверх меры перехваливают детей. Ребенок воспринимает все похвалы в качестве реальной шкалы достижений, но в действительности его успехи не столь значимы.

В подобных ситуациях необъективная родительская оценка создает диссонанс. Когда же у детей проявляются собственные критерии оценки приходит осознание того, что родные завышали его достижения, и их оценка не соответствует реальности. В итоге это приводит к серьезной психологической травме, чем позднее пришло осознание, тем серьезнее будут последствия.

Избавление от высокой самооценки

Низкая самооценка

Причины возникновения заниженного вида самооценки человека

Повышение заниженной самооценки

В современной психологии имеется ряд техник и методик, способствующих повышению самооценки. Подбирается определенная из них в соответствии с личными особенностями каждой личности.

Однако практически все методики строятся на общей концепции:
  1. Поиск положительных качеств. Записываются 5-10 личностных качеств человека, за которые его ценят окружающие.
  2. Избавление от жалости к самому себе. На этом этапе человек должен перестать принимать факт того, что он беспомощен и неспособен справится с чем-либо. Право на ошибку есть у всех, но ответственность лежит на каждом человеке.
  3. Запись успехов. Заводится журнал, куда личность с заниженной самооценкой вписывает собственные достижения.
  4. Построение плана дел. На каждый день составляется распорядок, который позволит избежать ситуаций, выводящих из равновесия.
  5. Стимул. Каждый индивид придумывает для себя вознаграждение, которое причитается ему за выполнение действия, решение задачи и прочее.
  6. Поиск преимуществ в неудачах. В случае неудачи, человеку необходимо осознать происходящее и выявить из случившегося новые, открывшиеся в следствии преимущества. К примеру, потеря работы освобождает время для чтения, путешествий, занятий любимым делом и подобное.
Кроме базовой классификации, психологами предлагается и другое подразделение видов самооценки человека, которые основаны на различных критериях:
  1. Высокая, средняя, низкая.
  2. Конфликтная и бесконфликтная.
  3. Прогностическая, актуальная и ретроспективная.
  4. Устойчивая и неустойчивая.
  5. Общая и частная.
  6. Оптимальная и неоптимальная.

Функции самооценки

Вне зависимости от вида самооценки человека, она направлена на выполнение определенных функций. В их число входят:

Развитие видов самооценки человека осуществляется в соответствии с совокупностью анализа и оценки окружающих людей и реакции социума в целом по отношению к конкретному индивиду. Однако, важно помнить, что самооценка – непостоянная величина, а динамичная, она способна регулярна меняться под действием возникающих факторов, определенных ситуаций или жизненных обстоятельств, окружающих условий и действительностей отдельного человека.

Каждому присуще право на совершение ошибки, всегда достигать успеха – невозможно, а неудачи – не менее ценный опыт. Кроме того, каждый человек наделен собственной индивидуальностью, которая уникальна и неповторима.

Информация на сайте представлена в ознакомительных целях. Не занимайтесь самолечением.

При копировании материалов гиперссылка на сайт обязательна.

www.int-pitanie.ru

Понятие и виды самооценки личности

Статья посвящена самооценке как комплексному понятию психологии личности. Характеризуются виды самооценки человека и их особенности, приводятся общие подходы к формированию адекватного восприятия самого себя.

Содержание

Понятие в психологии ↑

Самооценка является частью самосознания человека. Она представляет собой мнение индивида относительно себя, собственной значимости, ценности отдельных сторон своей личности, а также поведения, отдельных действий и деятельности вообще.

Самооценка – целостное образование, составляющая концепции своего «Я» (Я-концепции) и самосознания человека.

Через самооценку индивид имеет возможность:

  • реализовать функцию собственной защиты;
  • осуществить регуляцию отношений с другими, личного поведения в обществе;
  • проникнуться чувством уважения к себе;
  • прочувствовать собственную автономность и относительную независимость.

Самооценка нередко приравнивается к любому личностному суждению о себе, своих характеристиках, особенностях, возрасте, планах и переживаниях. Тогда она является противоположностью экспертным (объективным) суждениям и оценкам.

Неоценима помощь самооценки в составлении прогнозов по поводу индивидуальных успехов, что проявляется как притязания человека, имеющих определенный уровень (высокий или низкий).

Источники формирования ↑

Самосознание и самооценка возникают, формируются и развиваются еще в детском возрасте, в ходе становления личности (активно это проявляется приблизительно после 3 лет).

Ребенок потихоньку начинает разбираться в своих способностях (умственных и прочих), мотивах и поведенческих проявлениях, целях, физических и духовных возможностях, отношениях с окружающими.

Формирование самооценки происходит в ходе познания самого себя. Отношение к собственному «Я» создается не сразу, а постепенно: шаг за шагом каждый индивид приобретает привычный взгляд на себя, одобряя или не одобряя те или иные проявления, поступки, мысли, отношения, результаты и прочее. Ценность и значимость собственной личности перерастает в стойкое убеждение.

Источниками самооценки, через которые она непосредственно формируется, являются:

  1. Образ себя. Создается путем сравнения составляющих «Я» индивида – реального и идеального (сопоставление между тем, каким человек есть теперь в своем восприятии и каким хотел бы стать, чтобы измениться к лучшему).
  2. Математически это определяется через величину разницы притязаний человека к его реальным результатам и достижениям. Чем этот разрыв больше, тем ниже уровень самооценки у человека, и наоборот.
  3. Переход внешних оценок индивида (со стороны социальной окружающей среды) во внутреннюю оценку самого себя – интериоризация. Каждой личности свойственно отталкиваться в оценке себя от того, как, в ее восприятии, оценивается она другими людьми.
  4. Оценка успешности собственных результатов. Здесь самооценка проявляется в сознании человека через уровень достижений и их оценивание: индивид удовлетворен/неудовлетворен достигнутым, качеством результатов – это и является меркой величины выставляемого бала в шкале оценивания позитив-негатив.
  5. Сравнение со значимыми окружающими. Ориентир оценке задают авторитетные и важные для индивида люди. Подобные оценки окружающих могут быть субъективными, но служат основой для создания идеалов и стандартов, к которым стремиться человек.

Как стать хорошей женой и мамой? Читай в статье.

Виды самооценки ↑

В психологии классификация видов самооценки разработана в зависимости от различных оснований:

  • близости к реальности – адекватная (реалистичная, оптимальная) и неадекватная (неоптимальная, склонность к завышению или занижению);
  • величины (уровня) – высокая самооценка (максимальный и приближенный к нему уровень), средняя (промежуточный уровень), низкая (минимальный уровень);
  • устойчивости – стабильная (еще имеет название «личностная») и плавающая (текущая);
  • широты охвата – общая, частная или конкретно-ситуативная.

Адекватная/неадекватная

Этот вид самооценки – результат склонности к объективному или субъективному взгляду на самого себя и собственные проявления.

Адекватная – характеризуется как оптимальное соотношение между уровнем притязаний и достижениями индивида. Обладая ею, личности удается наилучшим образом соотнести собственные силы с возможностями решить проблемы разной сложности и с запросами окружающих.

Показателями адекватности самооценки служит:

  • постановка целей, которые обязательно достигаются;
  • реалистичность в оценке определенной ситуации и своих потенциалов в ней.

Неадекватная самооценка – вне зависимости, завышенная или заниженная, – деформирует внутренние свойства психики индивида, создает препятствия личностному развитию, делает невозможным гармонизировать мотивационную и эмоционально-волевую сферу человека.

Показателями неадекватно завышенной самооценки являются:

  • переоценка собственных сил;
  • чрезмерная идеализация личного образа «Я»;
  • игнорирование неудачных действий и результатов;
  • необоснованные претензии и высокомерие;
  • безоговорочная правота и безгрешность.

Свидетельством неадекватно заниженной самооценки является:

  • отсутствие веры в свои силы;
  • робость во всем;
  • нерешительность в проявлении собственных способностей и возможностей.

Высокая/средняя/низкая

Уровень самооценки отображается величиной ее проявления в самосознании индивида:

  1. Высокая. Успешных людей, достигающих благополучия в жизни сопровождает высокая самооценка. Она служит мотивирующим и мобилизационным фактором для индивида.
  2. Средняя. Личности со средним уровнем самооценки больше, с чем смогут справиться в той или иной деятельности на себя не берут, но и планку достижений снижать не будут.
  3. Низкий уровень самооценки – результат отсутствия у личности уверенности, свидетельство безоговорочной ориентации на предыдущие неудачи или неадекватные сравнения с другими, более успешными людьми.

На чем базируется повышение самооценки у женщины? Читай здесь.

Как повысить самооценку и уверенность в себе? Ответы здесь.

Стабильная/плавающая

Данный вид самооценки указывают на уровень формирования личности:

  1. Стабильная самооценка присуща лицам с устойчивой позицией относительно своей личности и ее возможностей, здесь отображается общий уровень удовлетворенности собой и своими качествами. Такая оценка не подвержена быстрым сиюминутным изменениям и коррекциям.
  2. Плавающая самооценка отображает оценивание текущей ситуации – поступков, поведенческих проявлений, реакций, действий и т.п. Она служит подсказкой для коррекции собственного поведения как результата самоконтроля.

Общая/частная/конкретно-ситуативная

  1. Общая (глобальная) самооценка охватывает целостную личность и ее значение, касается эмоционально-ценностного уровня.
  2. Частная. Отдельные стороны индивида призвана давать частная самооценка.
  3. Оперативные самооценки (конкретно-ситуативные) проявляются при оценивании личностью обстоятельств, которые меняются в зависимости от конкретной ситуации.

Как воспитать в человеке адекватное восприятие себя ↑

Формирующаяся с детского возраста самооценка индивида должна иметь определенное направление, чтобы создать условия для оптимального ее развития. Все начинается с семейных отношений: от адекватного восприятия своего ребенка родителями и до удачных сценариев семейного взаимодействия.

Основные условия:

  • взаимное уважение (как родителей к детям и между собой, так и наоборот);
  • доверительные отношения – их нужно сознательно и последовательно формировать;
  • требовательность в разумных и оптимальных пределах;
  • любовь как безусловное и внеоценочное чувство.

Самооценка – одна из центральных категорий психологии личности отдельного индивида. Она хоть и является по сущности своей субъективным явлением, но имеет прямое воздействие на психику человека и закономерности ее функционирования: взаимоотношения с окружающими, успешность деятельности, ориентиры в жизни и пр.

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

gopsy.ru

Самооценка личности — что это в психологии

Многим известно состояние, когда человек перестает верить в свои силы. Чаще всего такие ощущения возникают при ответственном решении, в общении с начальником, проявляются в виде боязни перед публичными выступлениями. В этот момент главными для личности становятся вопросы: «Получится или нет?», «Смогу я или провалюсь?». По мнению психологов, основная причина такого состояния – низкая самооценка.

Низкая самооценка негативно влияет на психологическое состояние человека

Самооценка личности в психологии

Самооценка – это в психологии представление человека о своей значимости среди окружающих, субъективное впечатление о самом себе, личных достоинствах и недостатках. В дополнение к общему понятию рассматривается такой вопрос, какие бывают виды самооценки с точки зрения адекватности/неадекватности. При адекватном (соответствующем) принятии себя индивид находится в стабильном эмоциональном состоянии, уверен в достижении поставленных целей.

Противоположной считается неадекватная (несоответствующая) оценка. При условии завышенного уровня у индивида отмечается чрезмерная самоуверенность, негативно влияющая на его положение в обществе. При низком уровне на первый план выходят внутренние переживания индивида, неверие в свои силы, что приводит к появлению таких черт, как неуверенность и замкнутость.

Важно! Специалисты утверждают, что заниженная самооценка чаще всего родом из детства. Сами родители, порой не замечая этого, вселяют в ребенка неуверенность в своих силах, боязнь в принятии решений, неспособность найти свое место в коллективе сверстников. Наверняка, многие слышали в детстве или сами во взрослом состоянии говорили ребенку: «Тебя никто не полюбит, потому что ты не умеешь».

Считается, что взрослому человеку повысить самооценку не так просто, поэтому психологи обращают внимание на важность формирования правильного отношения к себе как можно раньше.

Определение и особенности личностной оценки

Определение термина «самооценка», помимо представления о себе, означает еще и уверенность/неуверенность в своей способности принимать важные решения. Чаще всего человек оценивает эту способность на основании произошедших событий. На первый взгляд они кажутся достоверными, но на самом деле это заблуждение. Такая оценка означает всего лишь самомнение, которое сложилось из каких-либо конкретных ситуаций. Пример – если человеку не удается выполнить большую часть задуманного, самомнение меняется в сторону снижения: «Какой я невезучий, ничего не получается».

Если план вообще не удалось осуществить, отношение к себе еще больше ухудшается. Таким образом, негативная личностная оценка складывается из-за того, что люди слишком въедливо сосредотачиваются на своих слабостях и неудачах, обесценивая положительные стороны. Наоборот, при достижении хороших результатов в своей деятельности самооценка у человека резко повышается: «Я могу, когда захочу».

Личности с адекватной самооценкой более успешны в жизни и профессиональной деятельности, чем люди с необъективным отношением к себе

Еще одной важной характеристикой самооценки является ее связь со всеми сторонами человеческого бытия, включая профессиональную деятельность и отношения с людьми. Замечено, что люди с нормальной самооценкой счастливы и жизнерадостны, быстро делают карьеру, активно решают жизненные задачи, довольны своим положением в обществе.

Важно! Исходя из того, что функция самооценки заключается в составлении мнения о себе, признание своих сильных и слабых сторон поможет индивиду не только принять себя таким, какой он есть, но при необходимости скорректировать нежелательные черты.

Главное во всем этом – понимать закон жизни: отношение окружающих к человеку и его вера в свои силы зависят от его собственного мировоззрения. Чем более личность внутренне уверена в себе, тем больше людей готово доверять такому человеку, сотрудничать и взаимодействовать с ним.

Виды и уровни самооценки личности

Изучая вопрос, что такое самооценка, надо говорить о ее структуре. С целью правильного определения позиции личности выделены следующие виды и уровни самооценки:

  • Адекватная, соответствующая двум позициям: средний уровень и выше среднего;
  • Неадекватная, с позициями завышенного или заниженного уровня.

В психологической характеристике наличие того или иного вида оценки является важным и определяющим, так как именно от ее уровня зависит, насколько личность будет здраво оценивать собственные силы, поступки, качества, действия.

К сведению. Что значит уровень самооценки, полезно знать каждому человеку, чтобы составить качественную характеристику самому себе и правильно воспользоваться своими способностями, искоренить недостатки. Практической психологией разработано много разных рекомендаций, как повысить самооценку и вывести ее на нормальный уровень.

По мнению психологов, объективно уровень определяется соотношением психических процессов: познавательного и защитного. Первый влияет на адекватность, второй в ситуациях пониженной самооценки направляется на защиту внутреннего психологического комфорта.

И завышенная, и заниженная самооценка может навредить человеку в межличностных отношениях

Важно! Многие полагают, что завышенный уровень – это хорошо, якобы он помогает полюбить себя. Однако такое мнение является ошибочным, так как отклонения самооценки в ту или иную сторону вводят человека в заблуждение относительно себя и снижают качество жизни.

Так, личности с завышенным уровнем способны переоценить собственный потенциал и считать, что окружающие незаслуженно их недооценивают. Вследствие этого они проявляют к людям высокомерие, недружелюбие, иногда агрессию. Кроме того, завышенный уровень притязаний превышает их реальные возможности и ведет к неудачам. Плохо, что у таких индивидов культивируются стремление к превосходству, неуживчивость, из-за чего многие стремятся избегать общения с ними. В подобном состоянии у индивида наблюдаются истерическое поведение и невротические реакции, в конечном итоге приводящие к неврозам.

К сведению. Специалисты отмечают, что личность с завышенной самооценкой имеет характерный внешний вид: голова высоко поднята, прямая осанка, продолжительный и прямой взгляд, командный голос.

Низкий уровень самооценки проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек становится неуверенным, никому не доверяет и, как никто другой, нуждается в постоянной поддержке окружающих.

Индивид с заниженной самооценкой часто попадает под влияние коллег или близких, идет у них на поводу. Такие личности, как правило, преувеличивают свои неприятности, становятся чрезмерно самокритичными, завистливыми, подозрительными. Нередко рассуждения о своих недостатках приводят их к мнению о себе, как неудачнике, из-за чего неправильно оцениваются лучшие качества. Заниженная самооценка начинает формироваться в детском возрасте, но нередко и во взрослом состоянии может трансформироваться из адекватной, как следствие постоянного сравнения себя и своих достижений с окружающими.

К сведению. Для внешнего вида человека с заниженной самооценкой характерны: втянутость головы в плечи, нерешительная походка, нежелание смотреть в глаза собеседнику, слабый голос или затянувшееся молчание.

По внешнему виду человека можно составить впечатление, каков уровень его самооценки

Формирование и развитие самооценки

Если рассматривать, как происходит формирование самооценки, то надо выделить наиболее важные факторы, на нее влияющие:

  • собственное отношение к окружающей действительности,
  • отношение окружения к личности,
  • успешность или неуспешность в профессии, любви или семейных отношениях.

Становление самооценки идет параллельно с развитием личности, то есть уже в раннем детстве. Главное – этот процесс происходит под влиянием оценок окружающих и личных достижений индивида, поэтому дети часто определяют свои способности и возможности так, как говорят взрослые: «Молодец, умеешь делать», «Некрасивый и неаккуратный, поэтому с тобой не дружат», находят свое место в коллективе сверстников так, как его определили окружающие.

Следующий важный этап развития самооценки – подростковый. Это трудный период в жизни подрастающего человека, так как идет пересмотр ценностей, мировоззрения, которые до этого момента были незыблемы. В подростковом возрасте адекватность самооценки постепенно увеличивается, отмечается резкий переход от недостаточно четкого видения себя к относительно полной Я-концепции. Кроме того, растет объективное осознание своих достоинств и недостатков. Начинает играть большую роль внешность. Например, в сочинениях старшеклассников часто указывается на важность внешности, как определяющего аргумента в социальном признании, в соответствие со стандартами, принятыми среди сверстников. Поддержкой подростка в этот период являются родители, учителя, одноклассники.

К сведению. Самооценка не является постоянной величиной, она подвергается влиянию жизненных обстоятельств и активных действий со стороны самой личности. Например, школьник, успешно сдав экзамен, считает себя способным. Но такая оценка может легко поколебаться при малейшем срыве в дальнейшей учебе.

Подростковый период самый сложный в становлении самооценки, так как многое зависит от мнения окружающих и внешних данных

Как отмечают психологи, осознанная и стабильная самооценка формируется в период ранней взрослости к 25 годам. К этому времени приходит осознание того, что оценки окружающих – это чужие оценки, важно иметь личное понимание себя.

Изучение самооценки личности

Мнение относительно себя можно рассматривать со всех сторон, так как разработано много различных способов, позволяющих досконально изучить, что означает та или иная самооценка. Если говорить кратко, наиболее значимыми критериями оценки являются:

  • Уровень притязаний сопоставляется с объективными результатами;
  • Идет сравнение своей личности с другими людьми.

Важно! Следует учитывать следующие условия: чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить; успех или неудача в какой-либо деятельности влияет на оценку способностей: провал снижает притязания, а успех повышает их.

Не менее важен и момент сравнения: при оценке индивид сопоставляет себя с другими людьми, примеривает к ним собственные достижения. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность.

Психология предлагает ряд методик измерения самооценки индивида, составления ее количественной и качественной характеристик:

  1. Популярное исследование Дембо-Рубинштейн рассчитано на изучение самооценки подростков, которая складывается из следующих показателей: ум, здоровье, характер, авторитет у сверстников, практические умения, внешность, уверенность в себе. Основными параметрами для получения результатов являются высота, устойчивость и реалистичность восприятия самого себя.
  2. Доступной для людей разных возрастов является методика «Три оценки», предложенная А.И. Липкиной. Аргументы самооценки, представленные в методике, помогают оценить себя и определить уровень устойчивости/неустойчивости личности.
  3. Не менее популярный тест «Оцени себя сам» помогает узнать, каким уровнем самооценки обладает человек: нормальной адекватной, неадекватной завышенной или заниженной.

Для самостоятельного изучения самооценки можно воспользоваться популярными методиками

Методика самооценки личности С.А. Будасси

Среди самых распространенных исследований самооценки личности наиболее известна методика С.А. Будасси. Она помогает количественно измерить личностную самооценку. Описание данной методики следующее:

  1. Респонденту предлагается список из 48 понятий, которые обозначают личностные качества. Из них по ранжиру выбирается 20 качеств, с наибольшей степенью характеризующих представление респондента об идеальной личности, то есть эталон.
  2. Во второй серии опроса из выбранных двадцати слов отмечаются наиболее важные качества личности, сначала предпочтительные для респондента, затем менее привлекательные.
  3. Третья серия посвящена тому, чтобы из этих же понятий проранжировать качества, которые характерны для респондента, вначале наиболее ярко выраженные, затем менее.

Метод Будасси основан на том, что статистической нормой является закономерное несовпадение Я-реального и Я-идеального. Понятие «реальное Я» – это представление личности о себе. Идеальная Я-концепция – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Рассогласованность между реальным и идеальным может стать как источником внутриличностных конфликтов, так и толчком к саморазвитию личности.

Полезно уяснить, что уровень и качество жизни человека зависят от того, какая самооценка сформировалась в процессе его становления как личности. Адекватно осознавая и принимая себя, человек может строить планы, определять свое место в обществе, тем самым регулировать уровень удовлетворенности своей жизнью.

srazu.pro

Теоретические основы изучения самооценки личности

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения самооценки личности …6

1.1. История развития взглядов на самооценку в психологии…6

1.2. Понятие самооценки и ее виды …12

1.3. Формирование самооценки… …19

1.4. Самооценка и уровень притязаний …23

Выводы к первой главе…27

ГЛАВА 2. Методы исследования самооценки…28

2.1Описание используемых методик…28

Выводы ко второй главе…31

Введение

Актуальность исследования. Изучение самооценки в связи с личностными чертами — важная часть широкого проблемного поля, связанного с изучением интраиндивидуальных взаимосвязей характеристик самосознания личности и ее диспозиций разного уровня, с попытками целостного понимания личности и на этой основе — улучшения прогнозирования ее поведения, поддержки и коррекции. Несмотря на сохраняющееся многообразие подходов к изучению и описанию личности, в психологической науке все больше заметна тенденция трактовать личность скорее как субъективный мир, структуру опыта, систему смыслов, чем как объектное описание через профиль тестовых данных. Необходимость «считаться не только с объективными индивидуальными различиями, но и с субъективным миром формирующейся личности, самооценкой, Я-концепцией» (И.С. Кон) отмечалась в разное время многими авторами, но конкретных научных данных о том, как именно первое соотносится со вторым, в каких типичных феноменах это взаимодействие проявляется, все еще недостаточно. Исследования связей черт личности и особенностей ее самооценки позволят лучше понять процессы самовосприятия, самоотношения, самопрезентации личности, сделать шаг к целостному пониманию личности в единстве когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов.

В психологии большое внимание уделено как понятию «самооценка», так и проблематике черт личности. Различные аспекты изучения самооценки рассмотрены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И. С. Кона, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.С. Шороховой, Л.В. Бороздиной, А.К. Болотовой, А.В. Захаровой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Рождерса, Р. Бернса и др. Самооценка — это сложное и многогранное понятие. Как целостная система самооценка включена во множество связей и отношений с другими психическими образованиями, в том числе с чертами личности, взаимодействие с которыми носит диалектический характер: будучи обусловленной ими, самооценка в то же время сама выступает важнейшей детерминантой их дальнейшего развития (А.В. Захарова).

Обработка и анализ результатов исследования. Выводы. Рекомендации

. зря волновались. Обработка и анализ результатов исследования. Выводы. Рекомендации После коррекционных мероприятий провели исследование на определение уровня самооценки. Результаты приведены в таблице 7. Таблица . данные в процентное соотношение (таблица 3). Таблица 3 Соотношение типов личности Тип личности Количество испытуемых Количество, % Яркий экстраверт 3 20 Экстраверт 8 .

По мнению большинства исследователей, самооценка отражает качественное своеобразие личности и характер ее взаимодействия с другими людьми. В частности, от индивидуальных различий зависит уровень осознанности и обобщенности самооценки (В.В. Столин).

Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению самооценки, конкретные связи различных ее особенностей (в том числе кросситуативной устойчивости, уровня, адекватности) с чертами личности пока исследованы недостаточно.

Объект исследования — личность как комплексное явление.

Предмет исследования — самооценка личности.

Цель — изучение особенностей, причин, формирование и уровень притязания самооценки.

Гипотеза. Самооценка важный компонент личности имеет виды, уровень притязания. Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем.

Задачи исследования:

— Рассмотреть теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки личности;

— Изучить факторы формирования самооценки личности;

— Рассмотреть методики исследования самооценки личности;

Методы исследования. В курсовой работе использовалась система методов, которая включает: теоретический анализ и систематизация подходов и эмпирических результатов, содержащихся в психологической литературе по проблеме исследования. Для исследования самооценки были использованы: методика А.И. Липкиной «Три оценки», тест «Оцени себя сам», исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

Работа состоит из 2-х глав:

Во введении обоснована актуальность проблемы, определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.

Целостный системный подход к типологии личности. Исследования особенностей воображения, памяти, мышления

. Изучение зависимости продуктивности запоминания от переживаемых чувств. Цель исследования – показать влияние чувств на запоминание. Используемые материалы. . эмоционально нейтральных слов. Попросить испытуемого дать самооценку собственной памяти как “хорошей” или “плохой . «инвариантной» базисной модели и соответствующей типологии личности, применимых для междисциплинарных задач в психологии, .

В первой главе — Анализ теоретико-эмпирических исследований самооценки, осуществляется раскрытие понятий, видов и формирование самооценки, освещение теоретических подходов к изучению проблемы.

Во второй главе — «Организационно-методологические основы исследования самооценки личности» обосновывается и описывается выборка, методы и методики исследования.

ГЛАВА I

Теоретические основы изучения самооценки личности

1.1.История развития взглядов на самооценку в психологии

Самооценка связана с идеей «Я», которая всегда эксплицитно или имплицитно присутствует в философских учениях и многих психологических концепциях. Предметом непосредственно психологических исследований проблема «Я» становится лишь в конце XIX в., и сразу начинает разрабатываться в столь разнородных направлениях, что их трудно каким-либо образом упорядочить.

Под эмпирическим «Я» (или «Мое») У. Джеймс понимает совокупность, итог всего того, что человек может назвать своим. Эмпирическое «Я» подразделяется на три части.Перваясодержит составные элементы личности, куда входят: физическое Я — телесная организация, одежда, семья, домашний очаг, собственность; социальное Я — представления и оценка других собственного «Я», социальные роли и статусы, то, чем признают данного человека окружающие; при этом каждый человек имеет столько социальных «Я», сколько существует отдельных групп, с мнением которых он считается; духовное Я— совокупность психических особенностей, склонностей и способностей (мысли, чувства, желания, ощущения).Вторая часть— это чувства и эмоции (или самооценка), вызываемые перечисленными выше составными элементами;третья — поступки человека (забота о самом себе и самосохранение).

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

. – человека. Психология разделяет человека на три “сущности”: личность, индивид, индивидуальность. Данные понятия раскрывают характерные стороны индивидуальной жизни человека. Личностью называют конкретного человека, отличающегося . взаимообусловленно и одновременно. На уровне самосознания образуется чувство внутренней цельности, константность личности, способной в каждой изменяющейся ситуации быть .

У. Джеймс выделяет трехкомпонентную структуру «Я», рассматривая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, что соответствует многочисленным современным взглядам на структуру самосознания и Я-концепции. Согласно У. Джеймсусамооценкабывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Самодовольство включает такие чувства, как гордость, высокомерие, самопочитание, заносчивость, тщеславие, а недовольство собой — скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние.

У. Джеймс признает эти чувства непосредственными, первичными дарами нашей природы, «у каждого из нас имеется еще некоторый постоянный средний тон самочувствия, совершенно не зависящий от наших объективных оснований быть довольными или недовольными». Отсюда он делает вывод, что человек, поставленный в неблагоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам. У. Джеймс подчеркивает важность выбора — выбора одной из многочисленных сторон личности. Таким образом, по У. Джеймсу, самоуважение обусловлено всецело тем, какому делу мы себя предназначим, и определяется отношением наших действительных способностей, которые обеспечивают успех, к уровню притязаний, что заложено в его известной формуле [14].

Психоаналитические теории А. Адлера и К. Хорни в большей степени связаны с понятиями Я-концепция и самооценка. А. Адлер в качестве определяющей детерминанты человеческого поведения рассматривал особую творческую силу жизни, которая выражается в стремлении к превосходству, развитию, совершенствованию. Он развивал идею о чувстве неполноценности как об основополагающем и универсальном чувстве, в основе которого лежит, в первую очередь, восприятие своей физической недостаточности, дефектности. «На протяжении всего периода развития ребенок испытывает чувство, что он уступает в чем-то как своим родителям, так и всему миру в целом. Вследствие незрелости его органов, его неопределенности и несамостоятельности, вследствие его потребности опираться на более сильные натуры и из-за часто возникающего болезненного ощущения подчиненности другим людям в ребенке развивается чувство несостоятельности, которое затем выдает себя на протяжении всей жизни». Это чувство собственной недостаточности, по А. Адлеру, нормальное человеческое чувство, характерное для всех: «Быть человеком — значит ощущать свою недостаточность». А. Адлер говорил, что каждый человек обладает творческой энергией, фактически идентичной его «Я», суть ее состоит в постоянном стремлении к достижению цели: «Мы не способны думать, чувствовать, желать, действовать, не имея перед собой цели». Именно эта цель формирует «линию жизни», «план жизни», «жизненный стиль», которому человек сознательно или бессознательно следует. Понять человека, с точки зрения А. Адлера, означает выявить, интуитивно почувствовать главную линию его жизни и цель, стоящую за ней.

Черты личности и особенности актуальной самооценки

. самооценка»: «самосознание», «Я-концепция», «Я-образ», «самоотношение», «самооценка». Показано, что самооценка включена во множество связей и отношений с чертами личности . психологических факторов, влияющих на когнитивные структуры личности // Человек. Сообщество. Управление. Взгляд молодого . жизни, с другой стороны, ориентированным на ценности самотрансценденции.При исследовании изменений самооценки .

Таким образом, А. Адлер указывает, во-первых, на важность субъективной оценки реальности, а во-вторых, включает в определение стиля жизни представление человека о себе и оценку им своих способностей и возможностей. В его концепции в неявном виде присутствует представление о самооценке как чувстве собственной ценности, возникающем в результате соотнесения реального «Я» с должным или идеальным, или, другими словами, как осознание продвижения на пути реализации жизненных целей [14].

Подход Э. Эриксона, по существу являющийся развитием концепции З. Фрейда, обращен к социокультурному контексту становления идентичности.ИдентичностьЭ. Эриксон понимает как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», который продолжается на протяжении всей жизни человека и фактически означает внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. Э. Эриксон определяет идентичность как сложное личностное образование, включающее представление о своей временной протяженности, стремление к непрерывности жизненного опыта, чувство собственной уникальности, тождественности самому себе, целостности и устойчивости собственного «Я», а также внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами. По мнению Э. Эриксона, идентичность в самом общем смысле совпадает во многом с тем, что различные авторы называют «Я-концепцией», «Я-системой» или «Я-опытом».

1 Самооценка как компонент самосознания

. других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. Самосознание и самооценка проявляются . других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. Самосознание и самооценка проявляются .

«Эго-идентичность» характеризуется по действительно достигаемому, но всегда пересматриваемому чувству реальности «я» в социальной реальности”. Внезапное осознание неадекватности существующей идентичности «Я», вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, новых условий личностного существования, — вот характерные черты динамического процесса развития «эго-идентичности».

Одним из основных подходов гуманистического направления, который оказал влияние на теории самооценки, был феноменологический подходК. Роджерса. С точки зрения К. Роджерса, основной мотив поведения человека — это стремление к самоактуализации, актуализации своего «Я», своих возможностей и способностей, ведущее к развитию самодостаточности, независимости, социальной ответственности, зрелости и компетентности.

К. Роджерс полагает, что Я-концепция, составляя сердцевину субъективного мира переживаний человека, является центральным конструктом для теории психотерапии и личности. Вместе с Я-концепцией развивается и потребность в любви или позитивном отношении со стороны окружающих. Потребность в позитивном самоотношении или самоуважении формируется на основе усвоения позитивного отношения к себе со стороны других. Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида, его непосредственными переживаниями и его потребностью в позитивном отношении к себе. К. Роджерс называет два механизма защиты существующей Я-концепции, позволяющих сохранить ложный образ «Я»: искажение восприятия и собственных переживаний и избегание осознания той части своего опыта, которая угрожает Я-концепции.

Качество личности, дающее возможность выполнять творческую деятельность на таком уровне, какой недоступен для других, называется ….

. темперамент | лабильность Качество личности, дающее возможность выполнять творческую деятельность на таком уровне, . изначальные первообразы», имеющиеся в каждом человеке, и составляют содержание … . какой недоступен для других, называется … . | одаренность+ | способность | гениальность | сензитивность | сенсибилизация

Метод, используемый для исследования самооценки .

Таким образом, в теории К. Роджерса причиной личностных нарушений, дезадаптации выступает конфликт между Я-концепцией и непосредственным «огранизмическим» опытом индивида и между Я-концепцией и собственным идеалом.

Согласно К. Роджерсу позитивное самоотношение существует тогда, когда Я-структура хорошо организована, достаточно устойчива, и в то же время обладает гибкостью, когда нет большого разрыва между реальным и идеальным «Я», когда «представление о себе обладает большим внутренним спокойствием, самопониманием и самопринятием, большей ответственностью за свои поступки».

С.Л. Рубинштейн отмечает ряд особенностей самооценки: ее неустойчивость, обобщенность, направленность преимущественно на внутреннее психическое содержание, «духовные, идеологические масштабы самооценки». Дальнейшее развитие самосознания, включенное в процесс развития личности, связано с процессом переосмысливания жизни, проходящего через весь жизненный путь человека, определяя мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.

Сознание, по С.Л. Рубинштейну, — это единство знания и переживания, так что и при осознании самого себя переживание выступает в качестве его внутреннего компонента.

Развитие самосознания, по С.Л. Рубинштейну, возможно только через взаимодействие с внешним миром, в результате взаимоотношений с другими людьми, через разнообразные связи его «Я» с другими конкретными «Я», через осознание изменений в отношениях с окружающими, через познание других людей. В результате этих взаимоотношений человек сознательно самоопределяется как «Я», как личность, что выражается в ее самосознании.

Именно в переживании выражается то или иное отношение личности к самой себе, которое, однако, С.Л. Рубинштейн отличает от самооценки. Самооценка обусловлена мировоззрением, определяющим критерии, эталоны, нормы оценки, самооценка человека определяется вкладом личности в общественное дело, тем, «что он как общественный индивид делает для общества» .

Таким образом, С.Л. Рубинштейн включил в круг проблем психологического исследования вопросы соотношения личности, сознания и самосознания, онтогенетической динамики самосознания, структуры и процессуальности самосознания, специфики самооценки по сравнению с отношением личности к самой себе; вопросы, связанные с опосредствованной природой самосознания, с определяющей ролью деятельности и реальных отношений с окружающими в его становлении, с регулирующей функцией самосознания в поведении и развитии личности [14].

Общее в позициях Мейли и Кона состоит в том, что они выделяют «Я» как субъекта, активного, действующего, а также объектное «Я». Объектом рефлексии субъекта становятся разнообразные содержания «Я». Также выделяют аспект проблемы «Я» — идентичность (самость).

Человек отражает свою тождественность, неразрывность с тем, чем он был ранее.

В процессе отражения человеком самого себя формируется Я — образ. «Наряду с „Я“ как субъектом активным, действующим и субъективным, — подчёркивает И.С. Кон, — необходимо выделять „Я“ как объект восприятия, мышления, то есть объектное, рефлексивное, категориальное Я, или образ Я, понятие Я, или Я — концепцию». И.С. Кон понимает «образ Я» как социальную установку (установочную систему), позволяющую представить его структуру не как случайный набор компонентов, а как некоторую систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков [9].

Образ Я рассматривается Чесноковой И.И.в контексте самосознания личности. Самосознание выступает как особо сложный процесс опосредованного познания личностью себя, развёрнутый во времени. Обобщённый образ Я формируется в процессе интеграции множества единичных, конкретных образов в ходе самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа. В нём отражены общие, специфические и существенные черты данного субъекта. Образ Я является определённым итогом процесса самопознания. Понятие Я влияет на мировосприятие, обусловливает основную линию поведения личности [19].

1.2. Понятие самооценки и ее виды

В психологической науке самосознаниехарактеризуется как совокупность психических процессов, по­средством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о са­мом себе складываются в определенный «образ «Я» [10].

По мнению Выготского Л.С., самосознание — это социальное сознание, перенесенное внутрь. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание — это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления [2].

Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная сторона самосознания личности.
Она— непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооцен­ки происходит регуляция личности.

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [8].
Она имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой самооценки является дифференцированная самооценка: человек четко осознаёт и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.
Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальных факторов — в первую очередь- общения ребенка с окружающим.

Реан А.А., Бордовская Н.В. и др. подчеркивают, что самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности [15].

Будучи сознательным существом, человек не просто живет и действует в реальном мире — он устанавливает свое отношение к этому миру, к вещам, его окружающим, к людям, с которыми он вступает во взаимоотношения, к деятельности, которую он выполняет. Но человек не был бы человеком, если бы ограничился этими отношениями, если бы в его жизни не существовало важнейшей стороны человеческого бытия — установления отношения к самому себе. Человек выделяет себя из окружающей природы; общаясь с другими людьми, он осознает свое Я, особенности своей личности. Как писал К. Маркс, «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека» [12].

Следует подчеркнуть большую личностную значимость самооценки. Она не просто результат анализа собственных достоинств и недостатков; самооценка тесно связана с эмоциональной стороной жизни человека. Можно с уверенностью сказать, что нет людей, равнодушных к собственной оценке своего Я. Глубокие переживания, затрагивающие самое сокровенное в душе, бывают связаны с изменением самооценки. Она непосредственно воздействует на формирование таких качеств, как самоуважение, уверенность в себе или, наоборот, неверие в свои силы и возможности. А эти качества во многом определяют успешность деятельности человека, его жизненную перспективу, раскрытие и формирование его способностей [13].

Проблема влияния отношение к себе на отношение других не может считаться решенной, ведь не было еще исследования влияния уровня самооценки на склонность чувствовать аттракцию к другим людям.
Считается, что между уровнем межличностной аттракции и уровнем самооценки существует связь, а также, что повышение уровня межличностной аттракции влияет на повышение уровня самооценки личности.
Самооценка играет важную роль в управлении объекта своим поведением, определение им своего уровня притязаний, обеспечивает уверенность в себе, и успешность своих действий. Процесс установки не является окончательным, поскольку постоянно развивается.
Целостная самооценка формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира. Это результат самопознания и самоотношения индивида. Основная функция в психической жизни личности заключается в том, что она выступает необходимой внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Она не всегда бывает адекватной, такой, что соответствует действительности. Потому что многое из того, что люди о себе думают — иллюзии, которые часто не совпадают с тем, что человек реально собой представляет [5].

Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть его Я-концепции, но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане. В случае же с самооценкой, те или иные качества рассматриваются как хорошие или плохие, субъект оценивает себя по этим качествам в сравнительном плане, как человека, который «лучше» или «хуже» других. Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности [15].

Выделяют различные виды самооценки. Она может быть устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, а неадекватная в свою очередь делится на завышенную и заниженную.

Устойчивость самооценки зависит от успеха или неудачи в деятельности и от окружающих людей. Устойчивость самооценки не меняется у человека в зависимости от ситуации, а неустойчивая повержена влиянию мнения окружающих людей, самоуважение — один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.

Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.

Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек — особенно ребенок — думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.

При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Но самооценка может быть и неадекватной — чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

На основе неадекватной завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние — аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Аффект неадекватности — это психическое состояние возникает, как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте собственных глаз, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется, и отпадает необходимость изменить ее, вплотную заняться самоуправлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности — это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно: коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения к главным, стратегическим целям, рассчитанных на всю жизнь.

Для детей с завышенной самооценкой часто характерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита — это нападение. Любят критиковать. Часто преувеличивают собственные возможности [11].

У людей с завышенной самооценкой возникают трудности общения. Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих.

Завышенная, как правило, — это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу).

Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес [1].

Самооценка может быть и заниженной, ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других.

Представления о себе, как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих [1].

Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе — оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества.
В детстве круг общения для ребенка предельно сужен. И в основном родители влияют на самооценку малыша: если они любят его, уважают, ценят его успехи, то, естественно, у ребенка формируется позитивная самооценка. Если ребенок с первых лет жизни сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, то впоследствии ему очень трудно будет избежать неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
Взрослые очень часто наивно полагают, что могут быстро и достаточно легко повысить уровень заниженной самооценки ребенка. Казалось: похвали его, предоставь школьнику «высокую» должность в классе — и все будет хорошо, ребенок станет ценить себя выше. Но если у ребенка стабильно отрицательное отношение к себе, своим способностям, реакция на доброжелательные действия может оказаться крайне негативной.

Именно в первые пять лет у ребенка в основном формируется структура личности. Именно в семье ребенок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, — сопутствует ли ему успех или неудача.

Формирование низкой самооценки. Родители заведомо снижают самооценку малыша, когда пытаются поставить его в зависимое, подчиненное положение, требуют от ребенка послушания, им хочется, чтобы он умел подстраиваться, не конфликтовал со сверстниками, был полностью зависим от взрослых в повседневной жизни. Ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, ему не хватает ощущения.

Формирование средней самооценки. У детей со средней самооценкой родители обычно занимают покровительственную, снисходительную позицию. Уровень притязаний таких взрослых не очень высок. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению.

Формирование высокой самооценки. В семье, где у детей формируется высокая самооценка, матери удовлетворены взаимоотношениями детей с отцом, в таких семьях ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Обычно один из родителей принимает основные решения, с которыми соглашается вся семья, все относятся друг к другу дружелюбно и искренне. Ребенок видит, что родителям обычно сопутствует успех, он тоже приучается настойчиво и успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и одобряют.
Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.
В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу.

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми.
И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей — явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе — «слабого», «среднего» или «сильного», задающего тон в учебе, — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже «узаконенного» деления класса по результатам учебной деятельности. «Звездами», к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем [7].

Чтобы повысить воспитательную ценность отметки, следует всегда иметь в виду, что она должна не только оценивать достигнутый уровень знаний и добросовестность школьника, но и быть стимулом раскрытия его потенциальных возможностей. Адекватность самооценки может быть затруднена и вследствие некоторых индивидуальных особенностей школьника, о чем пойдет речь ниже.

Неадекватная самооценка может быть завышенной и заниженной. В первом случае человек переоценивает себя, считает себя лучше, чем он есть на самом деле. Заниженная самооценка обычно связана с неверием в свои силы, ранимостью и тревожностью[17].

Учитывая факты, накопленные в психологии индивидуальных различий, можно сказать, что заметное влияние на формирование самооценки оказывают те индивидуальные особенности человека, которые зависят от типа нервной системы, или — по традиционной терминологий — темперамента. Люди сангвинического темперамента больше обращают внимание на свои успехи и достижения и быстро забывают о неудачах и о огорчениях. Естественно, что эти особенности могут способствовать формированию завышенной самооценки. В отношении представителей меланхолического темперамента (слабый тип нервной системы) подчеркивается, что они больше склонны обращать внимание на свои неудачи, просчеты, которые сильно переживаются ими, «застревают в сознании», становятся причиной пониженного настроения и неуверенности в себе. И хотя было бы неверно категорически утверждать, что самооценка определяется типом нервной системы человека, но и не учитывать влияния этих индивидуальных особенностей было бы неправомерно. Однако наиболее существенные факторы формирования завышенной (как и заниженной) самооценки — особенности жизненного опыта и воспитания [11].

Формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру.

Она прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка.

Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспериментальных данных. По мнению ее сторонников, уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены противоположные результаты, как считают сторонники данной концепции, являются методически некорректными. В ряде исследований показано, что у молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «трудными» подростками, Я-концепция отрицательная. В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения [15].

1.4. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации

Самооценка тесно связана суровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний назы­вают уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. У. Джеймс предложил формулу, согласно которой самоуважение прямо пропорционально притязаниям [6].

Формула свидетельствует, что стремление к повышению само­оценки может реализовываться двумя способами: человек мо­жет или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет го­товность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответ­ственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкрет­ной деятельности может быть определен довольно точно.
Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, моти­вированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расцени­вается как успех.
Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их дейст­вия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неве­рие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая рабо­та, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызы­вает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэто­му человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.
Еще одна важная психологическая особенность, которая влия­ет на достижение человеком успеха, — это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добить­ся успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.
Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения зада­чи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них раз­виты слабо.[16]
Подростковый возраст — это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. Подросток — это еще недостаточно зрелый и социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.
Самосознание — сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.
Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой самооценки является дифференцированная самооценка [18].

Особое место занимает изучение уровня притязаний как показателя самооценки. Говорится о том, что анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, его самооценку. О самооценке свидетельствует, при таком подходе, уровень трудностей выбираемых заданий. При этом, в качестве задач часто выступают учебные задания (т.к. большинство таких исследований проводятся на школьниках и студентах) и рассматривается такой параметр как адекватность-неадекватность.

Однако, в ряде работ, совпадение самооценки и уровня притязания фиксируются далеко не в 100% случаев. Н.Л. Коломинский показал, что притязания могут быть скромнее вербальной самооценки. По мнению Л.В.Бороздиной, необходимо учитывать, что более глубокое изучение рассматриваемых феноменов диктует их разделение и применение разных методов регистрации. Экспериментально показано, что самооценка и уровень притязания не всегда совпадают по высоте, устойчивости, адекватности. Случаи совпадения уровней самооценки и притязания характеризуются самоприятием, удовлетворенностью актуальным статусом. При подъеме уровня притязания относительно самооценки регистрируется недовольство собой и достигнутым результатом, намерение изменить, а иногда сломать сложившиеся положения. Заниженный уровнем притязания по сравнению с самооценкой говорит об известной осторожности субъекта, избегании риска, оберегании достигнутого.

Рассогласование самооценки и уровня притязания может быть причиной, приводящей к внутреннему конфликту, которые является одним из важных составляющих дискомфорта субъекта [3].

Выводы к первой главе

Самооценка — это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей.

Ее становление в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенными способами самооценивание, с расширением и углублением знаний о себе, с их обобщением и наполнением «личностными смыслами», с усилением их побудительно-мотивационной роли. Эмоционально-ценностное отношение к себе с возрастом так же постепенно дифференцируется и обобщается. К началу подросткового возраста роль самооценки в жизни ребенка заметно усиливается, начинается переориентация с внешних оценок на самооценку.

Переход в юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «я». Складываются относительно устойчивые представления о себе как целостной личности, отличной от других людей. Ведущим новообразованием юношеского возраста считается потребность в самоопределении, в осознании себя как члена общества.

Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая самооценка лучше — высокая или низкая, стабильная или динамичная, адекватная или критичная. Эти вопросы решаются в общем контексте развития личности и применительно к конкретным ситуациям оценивания. Самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения.

ГлаваII

Методы исследования самооценки

2.1.Описание используемых методик

Методика А.И. Липкиной «Три оценки»

Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки».

Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

— совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

-характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,

б) любая другая аргументация;

— устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы [4].

Тест «Оцени себя сам»

Исследование самооценки детей 7−10 лет можно проводить при помощи теста «Оцени себя».

Ученикам предлагается набор положительных и отрицательных качеств и шкала — вертикальная линия, в верхней части которой располагаются положительные значения, а в нижней — отрицательные.

Слова, образующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятство, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадание, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

В начале тестирования внимание детей обращают только на список оцениваемых качеств, из которых они выбирают по 5−6 самых привлекательных и самых непривлекательных. После того как эти качества отобраны (выписаны или подчеркнуты в списке), ученикам предлагают оценить себя, и объясняют принцип размещения качеств на шкале [4].

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание [4].

Выводы ко второй главе

Для диагностики наиболее значимых свойств самооценки (таких, как адекватность, дифференцированность, устойчивость, автономность) рекомендуется использовать методики: модифицированную методику Дембо-Рубинштейн «Волшебные горы» (данная методика основана на непосредственном оценивании детьми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и др.)

методику «Три оценки» (методика разработана А.И.Липкиной, и для ее реализации детям младшего школьного возраста предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Экспериментатор оценивает работу ребенка тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной); методику по изучению самооценки (этот личностный опросникпозволяет определить степень адекватности самооценки ребенка 9−17 лет).

Использование представленных методик позволяет сделать вывод об адекватности, дифференцированности, автономности, устойчивости самооценки ребенка и об уровне его притязаний.

Выводы

В психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс, в его понимании самооценка является эмоциональным компонентом. В настоящее время можно выделить три подхода к тому, чем является самооценка и как она представлена в самосознании индивида: самооценка является частью концепции «Я», как «эмоционально-ценностное» отношение к себе; самооценка понимается как когнитивная схема, которая обобщает прошлый опыт личности и организует, структурирует новую информацию субъекта о себе; самооценка — это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, оценка его с точки зрения определенной системы ценностей.

Самооценка — сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию.

С ней тесно связано такое личностное образование, как уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже остальных. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи хотят быть лучше всех.

Индивид оценивает себя двумя способами: сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами своей деятельности; сравнивая себя с другими людьми.

Она в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная характеристика была общепризнанна.

Существуют различные методики исследования самооценки личности. К ним относятся методика А.И. Липкиной «Три оценки». В данной методике определяют уровень самооценки, устойчивость или неустойчивость самооценки, аргументацию самооценки.

Также можно исследовать самооценку с помощью теста «Оцени себя сам», в которой определяют адекватную, неадекватно завышенную и неадекватно заниженную самооценку тестируемых.

Исследуя самооценку по методике Дембо-Рубинштейн также можно определить высоту самооценки: высокую, низкую, среднюю. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. М., Педагогика, 1984. — 296 с.

2. Бодалева А.А. В мире подростка- М., 1980.

3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1986.

4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Вып (1), 1989.

5. Витюк О.Ю. Межличностная аттракция как основа уровня самооценки личности // Практическая психология и социальная работа — 2007 г. № 8 — с. 56−60

6. Джеймс У. Личность. — М., 1982.

7. Зимбардо Ф. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы личности/. Самара, Изд. Дом «Бахрах», 2003 г.

8. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. — М., 1981.

9. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М., Просвещение, 1989.- 175с.

10. Кон И.С.Открытие «Я». — М., 1987с.112

11. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. — 167 с.

12. Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. — М” 1983.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2. е изд. -Т. 23.- С. 62.

14. Молчанова О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие — Москва: Флинта, 2010.- 392 с.

15. Реан А.А., Бордовская Н.В. и др. Психология и педагогика. — СПб, 2002.

16. Рогов Е.И. Психология человека. — М.; 1999.

17. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. — М” 1972.

18. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. — Ростов-на-Дону, 1999.

19. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.- 144с.

forpsy.ru

Скачать: Методические рекомендации "Формы и приемы самооценки на уроке"

*Наиболее трудным мне показалось……………………………

Самооценка личности, являясь компонентом самосознания, включает в себя оценку нравственных качеств, человеческих и физических характеристик, поступков, способностей

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле.

Виды самооценки Самооценка – это, пожалуй, одно из наиболее значимых в жизни человека качеств. Она начинает формироваться в достаточно раннем детстве и формирует дальнейшая жизнь человека. Именно

Самооценка – это, пожалуй, одно из наиболее значимых в жизни человека качеств. Она начинает формироваться в достаточно раннем детстве и формирует дальнейшая жизнь человека. Именно благодаря ей зачастую определяется наша успешность в обществе, достижения желаемого, гармоничное и бесконфликтное сосуществование с самим собой.