Гендерные стереотипы и роли — их влияние на поведение, примеры

Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции

Понятие «гендерные стереотипы»

Стойкость наших верований, представлений и мыслей дробит наш творческий потенциал, самовыражение как представителей пола и всего рода человеческого.

Френк Д. Карделл. 1

Интерес к проблеме гендерных стереотипов обозначился в западной социологии в 70-е годы и сохраняется до настоящего времени. Работы по гендерным стереотипам в трудах западных, прежде всего американских исследователей-феминистокв значительной степенистимулировали дальнейшее развитие общей теории стереотипа.

Социальный стереотип (от греч. stereos — твердый и typos — отпечаток) — стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о социальном объекте [85].

Понятие стереотипа было введено американским журналистом У.Липпманом в работе «Общественное мнение» (1922). У.Липпман понимал под стереотипами создаваемые культурой образы людей из других групп, которые призваны объяснить поведение этих людей и дать ему оценку. Он трактовал стереотипы как избирательный и неточный способ восприятия действительности, ведущий к ее упрощению и порождающий предрассудки. Вместе с тем, Липпман высказал идею о том, что стереотипы являются неизбежными, так как являются необходимым условием взаимодействия человека с окружающей действительностью и проекцией на мир его собственных чувств, ценностей.

Социальные стереотипы проявляют себя как стереотипы мышления и поведения личности. Индивид может, не имея достаточно сведений об объекте, выносить свое суждение о нем, подкрепляя это суждение чувствами и действиями. В результате вероятностный характер сведений о реальности трансформируется в категорическое суждение – так рождаются стереотипы.

В конце 70-х годов американский ученый Г. Тэшфел, обобщив теоретические и эмпирический данные в области изучения социального стереотипа, сформулировал следующие выводы.

  • Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.
  • Социальные стереотипы изменяются в соответствии с социальными, политическими и экономическими изменениями, но этот процесс происходит крайне медленно.
  • Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения у них ясных представлений о тех группах, к которым они относятся [5, с. 95].

Выполняя положительные функции, стереотипы существенно облегчают человеку жизнь. Они ускоряют восприятие, задают критерии для оценок, приобретают форму полезного знания, ориентируют в социальных ценностях. Они также лежат в основе общего взгляда людей на различные проблемы и создают благоприятную почву для взаимопонимания. Одновременно с этим, стереотипам присуща и реакционно-искажающая роль. В этом случае они сужают восприятие, формируют неточное или даже ложное мнение.

В настоящее время гендерные стереотипы, как часть социальных стереотипных представлений находятся в центре внимания ученых самых разных специальностей — социологов, психологов, политологов и т.д.

Однако, несмотря на немалое количество ценных работ, где затрагивается эта тема, серьезных трудов, в которых бы рассматривались универсальные механизмы гендерной стереотипизации и функционирования гендерных стереотипов в российском обществе, пока недостаточно.

В определении гендерных стереотипов, нет единства. Ряд исследователей в своих определениях делают упор на личностные характе­ристики мужчин и женщин.

Гендерные или полоролевые стереотипы — это схематизиро­ванный набор представлений о персональных характеристиках мужчин и женщин [123].

Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения, чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское»[53]

В другой группе определений акцент приходится на гендерные отношения.

Гендерные стереотипы – определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин [43].

Наконец, еще одна группа определений берет за основание сами концепты маскулинности и фемининности.

Гендерные стереотипы — это схематизированные, обобщенные образы маскулинности и фемининности [161].

Некоторые авторы высказывают мнения о том, что гендерные стереотипы — это в сущности социальные нормы, предписывающие различные типы поведения, убеждения и интересы людям в соответствии с их биологическим полом [135].

По мнению Рябовой Т.Б. [94] наиболее корректными является определение данное Unger R.K: «Гендерные сте­реотипы — это социально конструируемые категории «маскулинность» и «фемининность», которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным рас­пределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов; и которые поддер­живаются психологическими потребностями человека вести себя в социально желаемой манере и ощущать свою целостность, непротиворечивость» [169].

В определении указано происхождение гендерных стереотипов, они социально сконструированы. Оно охватывает содержание гендерных стереотипов — социальные представления о мужских и женских качествах, поведении мужчин и женщин, занятиях и социальных ролях. Определение отражает роль гендерных стереотипов в формировании и сохранении идентичности личности. И, наконец, оно учитывает присутствие в концепте «гендер» не только социальной, но и культурно-символической составляющей, предполагающей — соотнесение с мужским и женским началами вещей, свойств и отношений, непосредственно с полом не связанных. Например, феминизации или маскулинизации могут подвергаться нация или страна, социальный класс, политический противник [93], элементы ландшафта и т.д. В дальнейшем мы намерены придерживаться этого определения.

Классификация гендерных стереотипов

Все приведенные определения, сходятся в одном, они утверждают, что гендерные стереотипы есть ни что иное, как социальные представления общественного сознания. В связи с этим, гендерные стереотипы следует рассматривать с двух позиций: во-первых, в сознании мужчин и женщин, во вторых, в коллективном сознании.

Исследователи К. Уэст и Д. Зиммерман [103], проведя анализ содержания гендерных стереотипов, объединили их в три группы. (Таблица 1.)

Первая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главными социальными ролями являются профессиональные роли. Для женщин — семейные роли (мать, хозяйка). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин по наличию семьи и детей.

Вторая группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. Мужчине предписывается выполнение инструментальной роли, согласно которой, сферой его деятельности является творческий, созидательный, руководящий труд. Он осуществляет поддержку семьи (в основном финансовую) и обеспечивает связи между семьей и внешним миром. Удел женщин — исполнительский и обслуживающий характер труда — экспрессивная сфера деятельности, назначение которой является регулирование отношений внутри семьи, где женщине отводится вспомогательная роль жены, матери, домохозяйки.

Широкому распространению данного стереотипа в социальных науках способствовала концепция «естественной» функциональной взаимодополнительности полов. Ее авторы Т. Парсонс, Р. Бейлз, М. Мид утверждают, что, не смотря на противоположности, коими являются мужчины и женщины, они могут взаимодействовать, выполняя предназначенные им роли и достигать согласия [157].

studopedia.ru

Что такое гендерные стереотипы и как с ними бороться

Что такое гендерные стереотипы?

Гендерные стереотипы — это устойчивые, стереотипные представления общества о том, какими должны или, наоборот, не должны быть представители того или иного гендера — женщины и мужчины.

Как правило, гендерные стереотипы касаются или внешности мужчин и женщин — то есть внешних проявлений феминности или маскулинности, или распределения гендерных ролей в обществе.

А что такое гендерные роли?

Гендерные роли — это модели ожидаемого поведения женщин и мужчин в социуме в соответствии с теми социокультурными условиями, в которых они живут. То есть это особенности, которые более характерны то ли для мужчин, то ли для женщин.

Так, например, стереотипным является представление о том, что женщины должны быть нежными и хрупкими, а мужчины — сильными и не должны публично проявлять эмоции, плакать и пр.

Можно еще несколько примеров?

Самый яркий пример — это разделение мужских и женских ролей по принципу «берегиня» и «охотник». На основе этого формируются представления о распределении семейных обязанностей: якобы главная обязанность женщины — рожать детей и организовывать быт, а мужчина, в свою очередь, должен обеспечивать семью деньгами, едой.

Подобные представления закладываются с детства посредством воспитания родителей, игры и досуга: общепринятой считается мнение о том, что девочки с детства должны играть куклами, а мальчики — машинками.

Есть также и отдельная категория стереотипов, касающихся внешних проявлений «мужественности» или «женственности». Это, например, представление о том, что девушки должны любить розовый цвет и носить одежду с блестками или бантами, в то время как мальчиков традиционно одевают в синие, голубые цвета сдержанных фасонов.

Бывают ли другие ролевые модели, которые тоже являются стереотипными?

К примеру, есть несколько стереотипных ролевых моделей для женщин, например: мать, любовница-соблазнительница, карьеристка — «железная леди», женщина-украшение. В зависимости от того, к какой категории относится женщина, формируются определенные ожидания по отношению к ней.

От карьеристки, к примеру, часто ожидают, что она обладает «стальным» характером, привыкла все делать сама и не просит о помощи и часто жертвует личной жизнью ради работы. «Женщины-украшения», которые могут тратить большие ресурсы на достижение «идеальной внешности», нередко воспринимаются как «недалекие», обладающие слабым интеллектом и пр.

Подобные стереотипы существуют и относительно мужчин. Один из самых популярных на русском звучит как: «Сила есть — ума не надо». Имеется в виду, будто сильный мужчина с ярко выраженной маскулинностью — например, боксер или «качок» из спортзала — зачастую недостаточно развит интеллектуально.

Что является причиной возникновения таких стереотипов?

Часто причинами являются устаревшие представления о мире: люди формируют свои представления о тех или иных вещах, применяя знания, которые получили от представителей старших поколений. Однако мир меняется и, вполне возможно, что то, что было актуально несколько десятилетий назад, уже не является актуальным сейчас.

Так, например, ранее брюки считались сугубо мужским элементом одежды, который не могли носить женщины. Сегодня этот элемент одежды больше не является «чисто мужским» вариантом. Так же за сто лет существенно эволюционировал и женский купальный костюм: в начале ХХ века австралийскую актрису и плавчиху Анетт Келлерман арестовали за то, что она позволила себе выйти на публику в купальном костюме с обнаженными руками и ногами — до этого женщины могли купаться в платьях с длинными рукавами. Однако тогдашние понятия «нормы» и «морали» явно устарели в нынешнее время.

Эти представления о «мужском» и «женском» отличаются также и в зависимости от географических и социокультурных особенностей общества. То есть, в основе гендерных стереотипов могут быть заложены определенные народные верования, традиционные для того или иного региона представления о мире и пр. Условно говоря, представление коренных народов Африки о «женственности» и «красоте» могут отличаться от европейских представлений о тех же вещах.

И как бороться с гендерными стереотипами?

Лучший способ преодолеть любые стереотипы — продемонстрировать противоположное на конкретных примерах. Показать, что женщины так же могут быть сильными и содержать семью, а мужчины — уходить в декретный отпуск вместо своих жен. Демонстрировать это можно на любом уровне: как на уровне разговоров на кухне с друзьями, так и посредством публичных мероприятий и информационный кампаний.

Довольно распространенный способ тиражирования гендерных стереотипов в масс-медийном пространстве — это реклама. Для привлечения внимания аудитории бренды часто используют стереотипные изображения мужчин и женщин. Однако во многих странах мира с такой рекламой уже борются на законодательном уровне — путем запрета.

Так, например, в 2019 году в Великобритании впервые запретили рекламу из-за гендерных стереотипов в ней. Речь идет о рекламных видеороликах американской компании Mondelez и немецкого автопроизводителя Volkswagen. Зрители возмутились из-за того, как распределяют в этой рекламе социальные мужчин и женщин. В одной рекламе женщине отведена пассивная роль матери с коляской, в то время как мужчины занимаются спортом и покоряют космос. В другом ролике мужчин представляют как плохих родителей, которые не способны присмотреть за младенцами.

В Украине тоже можно бороться с сексистской рекламой с помощью закона. В частности, Закона о рекламе. В июле 2019 года, к примеру, из-за этого оштрафовали сеть магазинов Цитрус — судебный иск подала организация по защите прав женщин Гармония Равных. Суд этот иск удовлетворил, обязав Цитрус уплатить штраф в 6,8 тыс. грн.

nv.ua

COMMENTS