Гиперактивный ребенок

Ваш гиперактивный ребенок. Что с ним?

Ирина Лукьянова, учитель школы «Интеллекту­ал» и создатель форума для родителей детей с СДВГ (sdvg-deti.com), уверена: «Невнимательность и гиперак­тивность у таких детей – это только верхушка айсберга. На самом деле больше всего поражены воля, организо­ванность, самоконтроль, способность «себя вести». Можно сказать, что ребенок с СДВГ себя «не ведет», у него просто нет этой важной для жизни в обществе функции. Это дети «без царя в голове» – того самого царя, который управляет «внутренним государством», у них нет. Важно знать, что и психологический возраст такого ребенка на 30% меньше биологического: ему исполнилось семь лет, и он идет в школу, но на самом деле он ведет себя и реагирует на события как обычный ребенок четырех с половиной лет».

ОШИБКА №1: ВЫ НЕАДЕКВАТНО ВОСПРИНИМАЕТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА

Тут можно выделить две крайности: первая – считать, что он так себя ведет потому, что просто невоспитан­ный, «издевается», глупый и ленивый, так что надо быть с ним пожестче и посуровее. В некоторых случа­ях родители относятся к такому ребенку как к больно­му малышу, которому все нужно спускать с рук. Вторая крайность – видеть в подобных проявлениях признаки одаренности и таланта, необычности, думать, что учи­теля просто «не умеют» учить такого исключительно­го ребенка.

И то, и другое – неверно: СДВГ – это особенность раз­вития вашего ребенка, а не болезнь или уж тем более не умственная отсталость. Кстати, у мальчиков СДВГ бы­вает примерно в три раза чаще, чем у девочек, а у 40% гиперактивных детей хотя бы один из родителей – с ана­логичными симптомами. Признаки СДВГ могут про­являться довольно рано, особенно заметны становятся в дошкольном возрасте, в 4–5 лет. Ругать, усиленно вос­питывать, не обращать внимания или попустительство­вать – ничего из этого не поможет, потому что на самом деле гиперактивный ребенок вовсе не издевается и не игнорирует правила. Он просто не может их запомнить.

Чем раньше вы познакомитесь с этой особенностью, изучите ее и поймете, что можете сделать – тем лучше. Строго говоря, надо понимать лишь две вещи – что именно нарушено и чем помочь.

ОШИБКА №2: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА ВЫ ПЕРЕКЛАДЫВАЕТЕ НА ШКОЛУ

Отправляя ребенка в первый класс, вы можете предупре­дить учителя о его особенностях, но делайте это лишь в том случае, если вы уверены в профессионализме пе­дагога. До сих пор не редки случаи, когда на ребенка с СДВГ, который наблюдается у невролога или психиа­тра, навешивается ярлык «не такого», «нервного», «пси­ха», «необучаемого» – разумеется, это недопустимо ни с этической, ни с человеческой точки зрения.

Идеальный первый учитель для ребенка с СДВГ – очень спокойный, размеренный, без эмоциональных всплесков, терпеливый, систематичный и педантич­ный, при этом доброжелательный (очень важно!) и открытый, способный принять ребенка. Он не дол­жен жестоко карать за отсутствие аккуратности и прилежания, которых у вашего первоклассника, ско­рее всего, не будет. Хороший педагог начальных клас­сов это все умеет, даже если не очень четко знает, что такое СДВГ.

При этом, как ни странно, заслуженные учителя с тридцатилетним стажем работы редко находят взаимо­понимание с гиперактивными детьми. Именно от таких учителей мамы чаще всего слышат: «Я много лет рабо­таю, но такого ребенка никогда не видела».

Пусть вашей основной целью ста­нет выстраивание сотрудничества между вами, ребенком и школой. Важно оставаться при этом на сторо­не ребенка (это не значит, что его нельзя ругать, но вашу поддержку он должен чувствовать безоговорочно). А еще не менее важно научиться не посвящать школьным «разборкам» все свободное время. К сожалению, конфликты почти неизбежны: гипе­рактивные дети – не самые «удоб­ные» ученики.

Но помните, что у школы свои за­дачи – и многие из них не учитыва­ют индивидуальность ребенка, а связаны с обобщенными показате­лями, графиками и результатами. У ребенка тоже задачи свои: полу­чить максимум возможного из школьной программы, научиться общаться со сверстниками, не по­терять уверенность в своих силах. А у вас задача уже третья: вырастить счастливого, самостоятельного и ответственного человека. Так что от­правляясь общаться с учителями, заранее настройтесь на диалог и по­иск компромисса, а не на агрессив­ную защиту, сохраняйте спокой­ствие, но помните о том, зачем вы это делаете.

Возраст с 5 до 9 лет – самое подходя­щее время, когда многое можно ис­править, поработать над развитием недостающих навыков.

Обязательно обратитесь к ней­ропсихологу: он проведет специаль­ную диагностику, чтобы понять, какие именно высшие психические функции у ребенка нарушены. Не­смотря на то, что проявления СДВГ в основном одинаковые, картина на­рушений у разных детей может зна­чительно различаться, есть пробле­мы с обработкой определенных видов информации, хуже работают разные виды памяти.

Нейропсихолог не только проте­стирует ребенка, но и даст рекомен­дации, на что опираться. Возможно, у вашего школьника потрясающая зрительная память, а слуховая рабо­тает хуже, или наоборот. Зная силь­ные и слабые стороны ребенка, вы будете понимать, над чем работать, а в чем у него уже есть неплохое пре­имущество.

Поскольку у таких детей обычно страдает организация и планиро­вание, ему помогут различные «ор­ганизующие жизнь» методы. Это списки, самые разные «напоминал­ки», таймеры – особенно такие, где часы, минуты и секунды отображе­ны визуально. Ребенку необходимы четкие и понятные алгоритмы, вы­работанные совместно правила для ежедневной бытовой жизни, школьных и домашних дел. Вы бу­дете создавать для ребенка понят­ную, предсказуемую среду, посте­пенно обучать его навыкам, которых ему не хватает – и по мере их освоения он будет все более са­мостоятельным.

ОШИБКА №5: ВЫ СЛИШКОМ СЕРЬЕЗНО ОТНОСИТЕСЬ К ШКОЛЬНЫМ ОЦЕНКАМ РЕБЕНКА

Вы искренне расстраиваетесь из-за плохих оценок, жестко требуете их исправления. Но гораздо важнее на­ходиться в контакте со школой, по­нимать, что происходит. Попросите учителя учитывать особенности ре­бенка, подойти к нему более инди­видуально, объясните, что ваша об­щая задача – это научить ребенка управлять собой, а не добиться, ска­жем, идеального почерка. Да, у уче­ника, скорее всего, будет множество ошибок из-за беспечности, непра­вильного понимания задания, из-за того, что он «не услышал» – но это неизбежно.

Будет здорово, если ему разре­шат иногда вставать с места, чтобы выйти попить и размяться, позво­лят в каких-то случаях сдать мате­риал устно, а не письменно. Такие дети обычно сложно воспринимают «безличные» об­ращения учителя, адресованные всему классу сразу: «Открыли тетради, пишем». Гиперактивный ребенок просто не понимает, что и к нему эти слова относятся. Возможно, учитель найдет возможность как-то обра­тить на себя внимание, если ребенок отвлекся – не окриком «Вася, опять ворон считаешь!», а, например, тихонько постучав пальцем по парте.

Школьные неудачи гиперактивного ребенка важно рассматривать в комплексе, ведь именно СДВГ может стать причиной многих учебных трудностей. Среди них – дислексия (нарушение способности освоить на­выки чтения), дискалькулия (нарушение счета и в целом восприятия математики), дисграфия (наруше­ние процесса письма, зеркальное написание букв или цифр, написание слов задом наперед, путаница букв), дизортография (проблемы с распознаванием симво­лов и их расположением).

Вам кажется, что справиться с этим невозможно, по­тому что жизнь превратилась в сплошную борьбу – за учебу, за оценки, за организованность и вниматель­ность, за ребенка и с ребенком.

По статистике, 40% мам детей с СДВГ склонны к де­прессии, а разводы в семьях, где растет такой ребенок, происходят в три раза чаще. Очень важно научиться понимать и принимать эту ситуацию, иначе у вас про­сто не хватит сил. Вы злитесь, что ребенок «не слуша­ется» – но он делает это не из вредности. Ему и самому очень непросто быть таким: слишком близко та черта, за которой ребенок может решить, что он – сплошная проблема, от него всем плохо. Это очень тяжело, а главное, опасно послед­ствиями.

Ребенок должен видеть мамину любовь, а не убеждать­ся, что он всем мешает своей разболтанностью. Обращайте на него как можно больше «положительного внимания», отрицательного ему и так хва­тает. Реагируйте эмоциональ­но не тогда, когда он снова сделал что-то не так, опоздал, потерял, прослушал. Отме­чайте его успехи – даже са­мые небольшие, убедитесь, что его жизнь наполнена интересными события­ми и теплом.

Нормальные дети, чуть более активные и чуть менее усидчивые по факту, чем обычные детки, не более того. Так что мне кажется что тут важнее всего другое- как люди на самом деле будут относится к ним. И родители должны просто их минусы и имеющуюся у них в каком то роде реактивность обратить во благо, сделать так, чтобы было все как нужно- чтобы энергия и их жизненный потенциал на самом деле уходил в благое русло, на достижение например жизненных или каких то там спортивных целей!

Сложные дети. с которыми слжно воспитателям в д/ садах, потом учителям. Особенно если в группе или классе таких деток несколько и они объединяются. тогда как говорят, хоть завязывай глаза и беги. А родителям еще сложнее- это их ребенок, они его любят, переживают за него и он с ними все время суток. Его сложно уложить спать, сложно делать уроки, он постоянно отвлекается. Что здесь можно посоветовать, терпение и умение слушать психологов.

Прежде всего стоит тут думать что все дети обладают своим набором качеств в том числе и характера, так как у ребенка уже есть свои вкусовые пристрастия и свои особенности при сущего только ему характера и манеры поведения и на это тоже стоит делать скидку

Да мне кажется что особенную ценность и интерес она имеет применительно к родителям, которым повезло стать счастливыми обладательницами такого рода детей которым ставят диагнозах активности повышенной

Гиперактивный ребенок

Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: «Ой, что это с ним не так?» Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и «перебором»?

Активный ребенок — это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит — и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: «Какой же ты хороший, когда спишь!»

Но если это так естественно, почему неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.

Похоже на детскую игру из серии «Найди 5 отличий»…

  1. Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
  2. Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
  3. Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение.
  4. Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.
  5. Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.
  1. Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
  2. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
  3. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
  4. Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
  5. Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все «недоразумения» (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Дети с СДВГ испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный.

В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Одни считают, что СДВГ не существует вообще, другие верят, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния.

Способа излечения от СДВГ пока не найдено, а вот заниматься с детьми, тренируя их способность управлять своим вниманием и контролировать свои действия — полезно.

Особая осторожность необходима при назначении стимуляторов детям, поскольку ряд исследований показал, что их высокие дозы (например Methylphenidate более 60 mg/день) или неправильное применение вызывает привыкание и может побудить подростков использовать более высокие дозы для достижения наркотического эффекта. Согласно проводимому в США исследованию среди кокаиновых наркоманов, у лиц с СДВГ, употреблявших стимуляторы в подростковом возрасте, вероятность пристрастия к кокаину в 2 раза выше, чем у тех, кто был диагнозирован СДВГ, но не употреблял стимуляторов.

В 2010 году в Австралии было опубликовано исследование о безрезультатности и неэффективности лечения СДВГ стимуляторами. Исследование охватывало людей, за которыми наблюдали на протяжении 20 лет.

Комитет по правам ребёнка Организации Объединенных Наций издал рекомендации, в которых говорится следующее: «Комитет выражает озабоченность сведениями о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдром дефицита внимания (СДВ) диагностируется ошибочно, и что в результате чрезмерно прописываются психостимуляторы, несмотря на увеличивающееся количество свидетельств о вредном воздействии этих препаратов. Комитет рекомендует провести дальнейшие исследования в отношении диагностики и лечения СДВГ и СДВ, включая возможные отрицательные эффекты психостимуляторов на физическое и психологическое благополучие детей, а также в максимальной степени использовать иные формы улаживания и лечения при обращении к поведенческим расстройствам».

Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами — очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела». Скажите себе: «Четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными.

  • Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного — снижение самооценки у него, чувство вины, что он «неправильный» и не может угодить маме с папой.
  • Научить ребенка управлять собой — ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: «Хочешь бить — бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)». Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
  • В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
  • Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
  • Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр.).
  • В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
  • «Движение — это жизнь», недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
  • Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
  • Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть — не заставляйте его!
  • Подготовьте своему непоседе «поле для маневров»: активные виды спорта для него — просто панацея.
  • Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним («Тебе интересно это, давай посмотрим…»), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
  • Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним «рецепт» обретения внутренней гармонии — это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.
  • И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.

И все, спросите вы, а как же патологии и отклонения, которыми вас запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребенка, как бы тормозят его, но причина-то остается. Гиперактивность — это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом вряд ли удастся.

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с гипердинамическим ребенком, это его чрезмерная по отношению к календарному возрасту и какая-то «бестолковая» подвижность.

Будучи младенцем, такой ребенок самым невероятным образом выпутывается из пеленок. Только что младенчика упаковали, положили в аккуратненько застеленную кроватку, накрыли одеяльцем. Вроде заснул. Не прошло и часа, как одеяльце смято и скомкано, пеленки валяются сбоку, а сам ребенок, голый и довольный, лежит либо поперек кровати, либо вообще ногами на подушке. Оставить такого младенца на пеленальном столе или на диване невозможно даже на минуту с самых первых дней и недель его жизни. Стоит только чуть зазеваться, как он обязательно как-нибудь извернется и с глухим стуком свалится на пол. Впрочем, как правило, все последствия ограничатся громким, но коротким воплем. См. >

В первую очередь необходимо уделить внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома, в школе, детском саду. Родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. Правила поведения с ребенком мы, конечно, здесь назовем, но следовать им формально, без внутреннего убеждения и настроя — практически бесполезно. А потому, уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки, педагоги, — начните с себя. Вырабатывайте в себе мудрость, доброту, терпение и разумную строгость.

Что же следует делать конкретно? В первую очередь, запомнить, что у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук. Физические наказания для них не вредны, но, к сожалению, бесполезны. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. См. >

Воистину несчастен человек, который ни на чем не способен сосредоточиться. По мнению английской писа.

Родители нередко обращаются к врачам по поводу повышенной двигательной активности ребенка, которая т.

Если вы хотите выявить уровень импульсивности ребенка, заполните нижеприведенную анкету. Внимательно.

Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего.

К сожалению, нарушения функций центральной нервной системы (ЦНС) и, как следствие, нарушение мышечно.

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это трудности концентрации внимания, гиперактивн.

В современной педиатрии существует точка зрения, что одной из причин гиперактивности может стать неп.

Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гипера.

Ребенок живой, подвижный, активный — что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по кр.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Гиперактивный ребенок. 20.06.2010

Есть дети не просто активные, а очень активные — ни минуты не могут посидеть на месте. У чемпионки по боксу Алины Шатерниковой сын как раз такой непоседа. С проблемой гиперактивности она обратилась к доктору Комаровскому. Он расскажет, как понять, гиперактивность — это проявление болезни или просто характер, и как вести себя с гиперактивным ребенком.

опубликовано 23/06/2010 15:04

Комментарии 22

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Аленушка Россия, Домодедово

Окsаnа Россия, Магнитогорск

Живём в одной из стран западной Европы. От психологов, увы, толку не было. Сын наблюдается у детского невролога, который ему даёт "риталлин". Водим также к специалисту по психомоторике, с которым хорошие человеческие отношения, что способствует прогрессу. С таким ребёнком отношения с учителями и другими взрослыми, которые работают с детьми либо очень хорошие, либо наоборот, есть взрослые, которые просто не приемлют таких детей и от таких надо бежать. Сын не может читать и писать, как сверстники, во всём остальном мало чем отличается. Тесты у психолога показали, что у него мышление и логика намного выше среднего, а вот внимание 20% и плохая рабочая память.

10 советов по воспитанию очень хорошие.

Гость

п.с. Татьяне: правила:

2-закон постоянства правил (постоянные, конкретные, выполнимые правила)

3-порядок и безопасность

5-правило кулика (хвалите!)

6-не победа, а участие (хвалите за то он ДЕЛАЕТ)

7-ветер в паруса (найти подходящие занятия и использовать)

8-энергию в нужное русло

9-искусство собираться в поход (готовиться к любым встречам-выходам)

10-мама с папой тоже люди

Гость

Гость

Гость

Гость

Лина: ну да, видимо, силой. Или вообще не пытаться его поймать. Понятно, что во время съемок программы рев подымать не хотелось, но если с самого начала всегда вести себя с ребенком последовательно, то до таких эксцессов и не дойдет.

Я, во всяком случае, так этот эпизод поняла.

Гость

Гость

Единственное, что для меня осталось неоднозначным, это эпизод с плачущим ребенком и отпустившей его мамой. Мне кажется, что далеко не всегода стОит настаивать на своем. Например, если малыш выразил свое недовольство тем, что его пытаются накормить.

«Детский вопрос» — новая рубрика в «Школе доктора Комаровского»

Задавайте вопросы — и получайте ответы!

Болезнь «рука-нога-рот»:

как не подхватить энтеровирусную инфекцию (Библиотека)

Официальное приложение "Доктор Комаровский" для iPhone/iPad

Скачивайте наши приложения

Мы в социальных сетях:

Использование любых материалов сайта допустимо только при соблюдении соглашения об использовании сайта и с письменного разрешения Администрации

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок… Лет двадцать назад это словосочетание практически не звучало в обыденной речи. Теперь же оно у всех на слуху. Почему? Не потому ли, что количество таких детей в последнее десятилетие заметно прибавилось, и это уже становится некоей общественно значимой проблемой? Кое-где даже звучит мнение, что это некая особая «шестая раса», дети индиго. Мы решили обсудить тему гиперактивности с профессором-психиатром, доктором медицинских наук ГАЛИНОЙ ВЯЧЕСЛАВОВНОЙ КОЗЛОВСКОЙ.

Корр.: То есть, это новое явление?

Г.К.: Похоже, что так. Исследования в данной области лишь начинаются, но уже ясно, что гиперактивных детей становится все больше и больше. Особенно среди мальчиков. Они бывают подвержены гиперактивности примерно в 7-10 раз чаще по сравнению с девочками. Однако сразу подчеркну, что далеко не всегда это состояние является болезненным. Не всегда его можно расценить как синдром СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).. Сейчас к гиперактивным детям нередко относят детей просто подвижных, веселых… Знаете, такой ребенок-егоза… Мне кажется, в таких случаях это больше проблема взрослых, которые не особенно затрудняют себя в настоящее время родительскими или воспитательными обязанностями.

Корр.: Что Вы имеете в виду?

Корр.: Который нуждается в лечении?

Г.К.: Да, но как лечить его – пока толком не знают. В этом признается весь цивилизованный мир. Особенно велико число детей с СДВГ в развитых странах: Америке, Англии и некоторых других. Размах этого явления приобретает угрожающий характер: до 30-40% американских школьников, по большей части мальчиков, относят к разряду страдающих синдромом СДВГ. Я, правда, думаю, это преувеличение – та самая гипердиагностика. Но, с другой стороны, нет дыма без огня, и это пугает. У нас число детей с СДВГ тоже растет, но до Америки, к счастью, нам еще далеко.

Корр.: А как отличить излишне подвижного, суетливого ребенка от ребенка с СДВГ? Есть ли какие-то критерии, которыми могут руководствоваться родители и педагоги?

Г.К.: Типичный ребенок из группы риска по синдрому СДВГ – это «вождь краснокожих» из одноименного рассказа О’Генри. С точки зрения двух авантюристов, над которыми он издевался, мальчик безусловно относился к синдрому СДВГ. А с точки зрения его отца, который готов был подержать его десять минут, чтобы авантюристы успели добежать до канадской границы, паренек был в пределах нормы. Границу патологии и здоровья провести здесь довольно сложно. Зависит от воспитателя. Даже синдром СДВГ вполне может коррегироваться правильным обращением с ребенком. А при неправильном поведении воспитателя «пограничное состояние» ребенка может усугубиться. Хотя, конечно, есть и клинические признаки гипердинамического синдрома.

Корр.: А как тут с агрессивностью?

Корр.: Неумение терпеть, вероятно, связано с нарушениями в волевой сфере?

Г.К.: Да, терпение – самое главное проявление воли. А оно-то у гиперактивных детей напрочь отсутствует. Они часто даже не могут сдерживать позывы к мочеиспусканию. Захотелось такому ребенку в туалет – если его тут же не выпустить из класса, у него будет дневной энурез. С неумением терпеть и рассуждать связано также частое рискованное поведение гиперактивных детей. Они летят сломя голову через дорогу, не знают края… вернее, не учитывают его. Это безрассудные храбрецы. Они могут быть способны и на подвиги, но скорее, потому, что просто не предвидят, не просчитывают последствий.

Корр.: Что можно сказать об умственном развитии гиперактивных детей?

Г.К.: Интеллект у них обычно не нарушен. Если удается при помощи лекарств стабилизировать двигательную активность, то у них хорошо работают умственные способности. Таким детям легко дается математика: арифметика, алгебра. А вот геометрия идет с трудом, так как у них долго не формируется пространственная ориентировка, они долго путают понятия «лево-право», «над-под», предлоги… Гиперактивные дети хорошо играют в шахматы, поскольку видят перед собой доску, и им не надо представлять в уме перемещение фигур. В основном, у них поражено правое полушарие мозга. Поэтому, с одной стороны, им свойственна эмоциональная нестабильность, а с другой, у них склонность к конкретному, обыденному мышлению.

Корр.: В каком возрасте проявляется синдром СДВГ?

Г.К.: Порой даже внутриутробно. Повышенная подвижность плода, особенно в ночное время, может служить указанием на будущую гиперактивность ребенка. Но это все-таки исключения. Обычно же гиперактивность определяется в течение первого года жизни ребенка.

Корр.: По каким критериям мама может заподозрить, что с малышом не все в порядке?

Г.К.: Младенец с трудом выдерживает пеленание, выворачивается, протестует. Он очень подвижен и во время сна, и во время бодрствования. У него чрезвычайно выражен комплекс оживления. Вернее, двигательный компонент этого комплекса. Даже во время еды он не может угомониться. Обычно у младенца после кормления наступает состояние автаркии – эдакое полусонное удовольствие. А у гиперактивных детей состояние автаркии не наступает. Они и у груди суетятся, вывертываются, щиплются, не удерживают удобной позы. Зато у них быстро формируются двигательные навыки. Как правило, они рано научаются ползать, вставать на четвереньки, пытаются стоять.

Корр.: Гиперактивные младенцы плаксивы?

Г.К.: Нет. Они, наоборот, жизнерадостны, активны. И лишь тогда, когда этой активности не дается выхода, у них появляется гневливость, раздражительность.

Корр.: Но почему все-таки в развитых странах число гиперактивных детей неуклонно растет?

Корр.: Но ведь и тридцать лет назад детей, в основном, учили и воспитывали женщины. А такого всплеска гиперактивности не было.

Г.К.: Мне кажется, это некое накопление форм поведения. Возьмем такой пример из этологии, науке о поведении животных. Птичья стая живет в Англии. Тамошние вороны имеют свой язык, и когда их привозят в Москву, они не понимают местных, московских ворон. Но, пожив немного здесь, усваивают новые формы поведения и передают их потомству – путем научения, и, по-видимому, каким-то образом через генетическую память. Думается, накопление гиперкинетического синдрома у мальчиков есть некая этологическая реакция протеста мужского начала на женское засилье.

Корр.: А современное телевидение с обилием рекламы, компьютерные игры не могли повлиять на рост детской гиперактивности?

Г.К.: Компьютеризация, конечно, опасна. Влияние компьютера на мозг и психику людей пока изучено недостаточно, но уже ясно, что тут много негативного. Особенно в компьютерных играх. Это настоящая виртуальная деятельность. Но в отличие от деятельности реальной, она бессмысленна. Возьмите любое реальное действие: скажем, человек переставляет стулья с одного места на другое. Тут есть хотя бы какой-то результат. А компьютерные стрелялки, догонялки, бродилки никакого результата не имеют. Обучающего начала нет, творческого тоже. Подобные игры бессмысленны, построены на случайных догадках. Но при этом они затягивают, становятся навязчивым увлечением, и у человека может возникнуть даже аддикция, вплоть до игромании. Сейчас в среде профессионалов уже признано, что компьютерная зависимость – вид наркомании.

Корр.: Западные врачи говорят, что маленький ребенок испытывает двигательную депривацию, если он проводит перед экраном больше часа в день.

Г.К.: Да, это особенно актуально для Америки, где воспитание уже давно построено по типу радио-, а теперь и компьютерной няни: с ребенком разговаривают мало, стараются пораньше уткнуть его в экран, и он часами сидит, захваченный зрелищем, в одной позе.

Корр.: В Америке и дошкольники очень активно играют в компьютер. Существуют даже специальные компьютерные приставки для детей до года. У нас это пока не распространилось, хотя в Москве компьютерные игры довольно популярны уже и среди дошкольников.

Г.К.: Что ж, в случае раннего вовлечения ребенка в компьютерные игры этот фактор вполне может повлиять на развитие гиперактивности. Ведь компьютерный свет и излучение, пусть даже незначительное, действует на фронтальную, лобную кору головного мозга. А именно повреждение лобной коры поражает внимание и, соответственно, нарушает волю. Таким образом, неуправляемой становится и двигательная активность, возрастает импульсивность. То есть, двигательная активность уже развивается как бы вторично, не совместно с повышением внимания, а отдельно от него. Может быть, неслучайно в Соединенных Штатах особенно распространен гиперкинетический синдром.

Корр.: А телевизор тоже влияет? Сейчас во многих семьях он практически не выключается. А ведь тут тоже и излучение, и яркие, будоражащие психику краски, и клиповая подача материала, отнюдь не способствующая нормальному развитию внимания…

Г.К.: Да, плюс еще реклама. Просто поразительно, как маленькие дети на нее «подсаживаются». Причем, особенно реагируют на рекламу дети с тем или иным поражением нервной системы. Например, аутисты, которые вообще не могут сосредоточить внимание. Телерекламу же они смотрят очень внимательно, повторяют песенки, слоганы. А говорить при этом практически не умеют! Вообще, сейчас очень много разрушающих факторов, которые безусловно являются пусковыми, а возможно, и патогенетическими механизмами психических отклонений.

Корр.: Что делать родителям, если у их ребенка выявилась гиперактивность? Начнем с младенчества…

Г.К.: Прежде всего обратиться к невропатологу, который поможет избавиться от последствий перинатальной патологии, пропишет успокоительные микстуры, массаж.

Корр.: А массаж не растормозит малыша?

Г.К.: Нет. Он, наоборот, ускорит развитие двигательного компонента, моторики.

Корр.: Но ведь такие дети сверхподвижные. Разве моторика у них не развита?

Г.К.: Увы. Этому синдрому присуща двойственность, амбивалентность: двигательная гиперактивность и одновременно плохая координация движений, недоразвитие мелкой моторики. Активность таких детей хаотическая, не целенаправленная. Став постарше, они плохо лепят, плохо рисуют, плохо играют на музыкальных инструментах, отличаются неуклюжестью, движения у них размашистые, неграциозные.

Корр.: А как обращаться с гиперактивным младенцем?

Г.К.: Не надо сдерживать его активность. Он стремится к общению – надо дать ему такую возможность.

Корр.: Почаще брать на руки?

Г.К.: Нет. Лучше создавать ему условия нестеснения: распеленать, дать возможность продемонстрировать комплекс оживления. Если он научился ползать, пусть ползает. Научился прыгать – пусть прыгает в прыгунках. Ребенок с гиперактивностью может часами прыгать в прыгунках и не раздражать мать. Она занимается своими делами, а он рядом прыгает. Устанет, заснет, а потом проснется – и опять прыгает. Короче говоря, двигательную активность малыша стеснять не следует, но нужно за ним постоянно приглядывать. Его нельзя оставлять одного, с ним нужно почаще общаться, пытаться играть на его уровне, привлекать, развивать его внимание, направлять на какую-то целесообразную деятельность.

Корр.: От младенчества перейдем к дошкольному периоду.

Корр.: Теперь затронем школьный возраст.

Корр.: То есть, гиперактивность может порождаться не только двигательной депривацией, но и эмоциональной?

Г.К.: Конечно! Недостаток человеческого тепла, любви, нормального общения – важнейший фактор развития гиперактивности. Во многих семьях настоящего контакта с гиперактивными детьми нет. Как нет и четких, понятных ребенку требований. Родители его распускают и при этом стараются с ним поменьше общаться, не связываться, он их раздражает. Бегает там где-то – и ладно, лишь бы сам не покалечился и другим особо не мешал.

Корр.: Но, наверное, «терапии любовью» все-таки недостаточно? Вероятно, и лекарства не помешают? И какие-то специальные психолого-коррекционные меры?

Г.К.: Конечно, и в дошкольном, и в школьном возрасте детей с СДВГ надо подлечивать. А что касается психолого-коррекционных мер, то в школьном возрасте гиперактивным детям необходима дозированная спортивная нагрузка. Полезны занятия, помогающие тренировать волю: карате, ушу. Командные виды спорта типа футбола тоже хороши, но когда ребенок станет постарше. В младшем школьном возрасте гиперактивные дети плохо усваивают командные игры. Еще им очень подходят танцы, плавание, музыкальные занятия, хор. Если бы конный спорт сейчас не был таким дорогим удовольствием, то можно было бы порекомедовать занятия с лошадьми.

Корр.: Можно ли таких детей отдавать в кадетский корпус или они не выдержат нагрузки?

Г.К.: Я думаю, это неплохо, потому что в кадетских корпусах обычно мужской состав педагогов. Там таких детей знают и дают им серьезную физическую нагрузку. А приучение к дисциплине, развитие силы воли – все то, на что делается упор в военизированных учебных заведениях, – гиперактивным детям совершенно необходимо. Современная семья, особенно такая, в которой ребенка воспитывает одна мама, обеспечить это обычно не в состоянии. Вообще, таким ребятам позарез нужен мужской коллектив. В кадетском корпусе у них вырабатывается чувство иерархии, младшие привыкают слушаться старших. Для неуправляемого, непослушного ребенка с гиперкинетическим синдромом такой опыт бесценен. Важно только, чтобы не было дедовщины.

Корр.: Детям с СДВГ, наверное, лучше жить на природе? Они там чувствуют себя вольготней, чем в большом городе.

Г.К.: Да, но только если ребенок не будет там в изоляции, без сверстников. А если он сможет, живя в деревне или на даче, ходить в школу, бегать с ребятами по улице, играть – это прекрасно. Для таких детей игры типа «казаков-разбойников» очень психотерапевтичны.

Корр.: А что происходит с гиперактивными ребятами в подростковом возрасте?

Г.К.: Как правило, годам к 12-13 синдром СДВГ даже без лечения уходит, однако проявляется другая патология. Гиперактивный ребенок уже научился обращаться с обществом так же, как общество обращалось с ним, то есть, отвергать его. Поведение его становится асоциальным: проявляется склонность к деструкции, лжи, воровству, поджогам, побегам из дому. Воля не сформирована, поэтому подросток легко попадает под влияние более сильных и волевых парней. А поскольку он доверчив, простодушен, внушаем, не умеет отделить главное от второстепенного, то авторитет, под влияние которого он попал, часто бывает асоциального характера. Такие подростки – легкая добыча для криминальных структур. Очень многие из них становятся наркоманами, алкоголизируются.

Корр.: Значит, главное – следить за тем, чтобы сын не попал в дурную компанию?

Корр.: Им, наверное, особенно вредно слушать рок-музыку?

Г.К.: Рок-музыка никому не полезна. Низкочастотные ритмические удары отрицательно действуют на мозг. Но для гиперактивных ребят рок-музыка просто убийственна, ведь она возбуждает, способствует двигательной активности. А они и без того сверхвозбудимы, расторможены.

Корр.: Давайте теперь себе представим, кто может вырасти из гиперактивного ребенка. Отрицательный вариант уже ясен. А вот если его вовремя скорректировать?

Г.К.: Такие люди бывают очень трудолюбивы, неутомимы, активны, целеустремлены. Повышенная двигательная активность исчезает, сменяясь очень большой целенаправленностью. Они уживчивы, коммуникабельны. Однако какие-то признаки, по которым можно догадаться об их скомпенсированном синдроме, все равно сохраняются. Скажем, толпа ждет на остановке автобуса. Большинство стоит спокойно, а наш герой спокойно ждать не может. Он бегает взад и вперед, то и дело выглядывает на проезжую часть. Стоять в очереди для него тоже невыносимо. Он ее займет и куда-нибудь убежит. Сидя, он с трудом держит позу, наклоняется, вертится, ногами стучит, пальцами барабанит.

Корр.: А какие профессии больше подходит для таких людей? На что их нацеливать родителям?

Г.К.: Интеллект у них обычно хороший. Они могут быть учеными, математиками, бухгалтерами.

Корр.: Но ведь работа бухгалтера требует большой сосредоточенности, усидчивости!

Г.К.: Если им интересно, они могут сосредоточиться. Тут у них появляются и упорство, и педантичность, необходимые для бухгалтерской деятельности… Кроме того, человек, страдавший в детстве гиперактивностью, может быть актером, режиссером, барабанщиком. Еще им подходит работа, связанная с беготней: курьер, коммивояжер, рекламный или страховой агент, контролер. При выборе специальности нужно учитывать, что мышление у них конкретное. Скомпенсированные гиперактивные ребята, прошедшие соответствующую подготовку, могут стать хорошими организаторами, ведь они добродушные, веселые, бессеребренники, хорошо ладят с окружающими. В общем-то, это приятные люди. Если только не дать им пойти по кривой дорожке…

Источники:
Ваш гиперактивный ребенок
Таких детей заметить очень легко: шумные, непослушные, не могут усидеть на месте, не слышат взрослых. Им бывает сложно общаться и учиться, а их родителям –
http://www.goodhouse.ru/family_and_children/vospitanije/vash-giperaktivnyj-rebenok-chto-s-nim/
Гиперактивный ребенок
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/giperaktivnyy-rebenok
Гиперактивный ребенок 2
Гиперактивный ребенок. 20.06.2010 Есть дети не просто активные, а очень активные — ни минуты не могут посидеть на месте. У чемпионки по боксу Алины Шатерниковой сын как раз такой непоседа. С
http://video.komarovskiy.net/shkola-giperaktivnyj-rebenok-20-06-2010.html
Гиперактивный ребенок 3
Гиперактивный ребенок Гиперактивный ребенок… Лет двадцать назад это словосочетание практически не звучало в обыденной речи. Теперь же оно у всех на слуху. Почему? Не потому ли, что
http://www.pravoslavie.ru/36984.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Половое влечение у девочек Девочкам о мальчиках и наоборот… Мужчины и женщины отличаются друг… (7)

Приемы выявления обмана агрессивных и преступных намерений Диагностика поведения окружающих и выявление лиц, имеющих противоправные намеренияДиагностика поведения… (7)

Что происходит с парнем после первого раза Изменения в организме после первого раза интимной близостиИзменения в организме… (7)

Муж обидел и не извиняется совет психолога Как проучить мужа за обиду?И в идеальных, на первый взгляд,… (7)

Действие для девушки в вк Вопросы для девушки в игре - Правда или действие -… (7)

COMMENTS