Имиджелогия — как нравиться людям, секреты личного обаяния

Имидж — это искусство управлять впечатлением

Для каждого человека важно, как он выглядит в глазах окружающих.

Имидж — это некий образ, который человек, его “я”, представляет миру, своего рода форма самопрезентации. С одной стороны, мы стараемся дать информацию окружающим, с другой — преследуем какие-то свои определенные цели, т. е. имидж нужен нам.

Обретение профессионального имиджа не самоцель, однако обладание им составляет весьма существенную личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.

“Имидж” — английское слово, обозначающее “образ”, “ореол”. Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо. Забота о своем имидже — это запечатление его в сознании людей.

Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль научного знания — имиджелогия.

Многие люди от природы обладают привлекательным имиджем, но, как правило, симпатии людей приобретаются благодаря искусству самопрезентации, без которого не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости человеческого внимания.

Наивен тот, кто думает, что достаточно прочесть книги об общении и правилах хорошего тона и усвоить ряд рекомендаций, чтобы научиться располагать людей к себе.

К сожалению, часто бывает так: отработан какой-то стереотип, приобретены и усвоены определенные формы поведения, стиль одежды, манера общения, и человек, не задумываясь, переносит этот стереотип в другие обстоятельства. Но имидж не застывшее понятие, человек может быть разным в зависимости от ситуации. Очень важно понимать мотивы своего поведения, зачем вам это нужно, что вы хотите получить в результате. Благоприятные внешние данные являются тем природным достоянием, которым следует умело распорядиться.

Например, десятки тысяч девушек мечтают стать фотомоделями, но удается это лишь сотням. И только единицы становятся топ-моделями, достигшими подлинных вершин этого вида бизнеса. Среди элитарных красавиц — американка Синди Кроуфорд. Где бы она ни появлялась — везде ее сопровождает успех. В чем ее секрет? Она умна и элегантна, у нее прекрасные внешние данные. Кроме того, ей свойственна тонкая манера выражения своего душевного состояния. Всякий, кто с ней общается, подпадает под ее человеческое обаяние.

Вне всякого сомнения, красивым людям легче создавать эффект личного обаяния. В кино или на телеэкране наш взор запечатляет в памяти образы привлекательных людей. Психологи неоднократно убеждались, что из десяти случаев по меньшей мере в восьми наше первоначальное впечатление о других людях складывается по их внешним данным.

Но отсутствие привлекательных внешних данных не перекрывает дорогу к созданию благоприятного личного имиджа. Для этого только надо хотеть и уметь наилучшим образом выразить свои сильнейшие личностные качества. Более того, в каждом индивиде есть способность нравиться людям. Как показывают исследования, чем больше прилагается усилий в проявлении способности нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные и информационные характеристики личности. Тем более, когда всему этому способствует склонность к общению и лидерству.

Быть обаятельным — своего рода мужество, так как требуется непрерывная работа над собой. Бывают и поражения, но их следует переносить достойно.

Например, не многие знают, что такой знаменитый артист, как И. Смоктуновский, приложил огромные усилия для того, чтобы удержаться в театральном мире. В его послужном списке есть такая запись: “Уволен из театра по профессиональной непригодности”. Не будь у него мужества и силы воли, вряд ли мы могли бы восхищаться его мастерством.

И в прошлое, и в настоящее время невежды и грубые люди не обладали магией обаяния. Ведь обаяние — это не столько визуальная привлекательность личности, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям. К сожалению, в жизни нередко бывает, что люди создают героев и идолов, абсолютно не вникая в их личностную сущность. Именно поэтому полезно оценивать, какие человеческие качества и поступки привлекают наше внимание и почему мы тяготеем к их обладателям.

Индивиду, имеющему дурной вкус, наивно рассчитывать на обаятельность. Кроме того, человек поистине нравственен лишь тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать людям и удерживается от того, чтобы причинить человеку какой-либо вред. Обладание высшей духовностью выступает в качестве непременного условия создания достойного имиджа.

Так каковы же приоритетные качества, обладание которыми делает реальным решение проблемы имиджа?
Условно можно выделить три группы.

2 Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению.

Нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и его кредо — вседозволенность.

Обществу необходим нравственно надежный человек, способный на самосовершенствование, прежде всего духовное. Его внимание должно привлекать все богатство человеческой культуры, т. е. он обязан иметь широкий спектр гуманитарных знаний.

Ф. М. Достоевский считал, что гуманитарная развитость облегчает человеку успешное освоение любой профессии. О верности этого наблюдения писателя свидетельствуют многие примеры из жизни знаменитых людей.

Недостаточная гуманитарная образованность плохо сказывается на человеке. Так, глаз японца способен различать 47 оттенков цвета, а русского — 7. Это последствие снижения у нас уровня гуманитарного воспитания: с 40-х годов количество предметов, изучаемых в школах, уменьшилось на треть.

Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке. Эта культура в той же Японии считается важнейшим компонентом внутреннего мира менеджера, составляющей его имиджа.

3 К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда этот опыт помогает ей обострить интуицию.

К примеру, в корпорации “Дженерал моторе” первое из пяти предъявляемых требований к менеджеру, — требование компетентности. Каждый менеджер должен профессионально знать, как выполнить свою работу наилучшим образом. Хотя и в своей манере. Эти знания могут быть получены, если менеджер достаточно прилежен и усидчив, чтобы добыть их из книг, достаточно проницателен и самокритичен, чтобы усвоить их из своего опыта, и достаточно восприимчив, чтобы извлечь их из опыта других. Менеджер не может позволить себе учиться только на собственных ошибках.

Менеджер должен быть талантливой личностью. Но практика показывает, что 99 человек из 100 не имеют возможности проявить свой талант и всю жизнь занимаются не своим делом.

Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и “звучит”. Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая: искусство улыбаться; постановку голоса; технику жестов, мимики и поз.

Помочь в этом могут имиджмейкеры — специалисты по формированию имиджа. В нашей стране имидж лидера не строится, а пристраивается к нему. Имиджмейкеры работают в режиме пристройки к уже имеющимся возможностям руководителя, так как большинство наших лидеров считают, что они и так наделены харизмой. Роль руководителя в формировании своего имиджа должна сводиться к предельно возможной помощи имиджмейкерам, т. е. к полной открытости навстречу им, готовности воспринимать их рекомендации в качестве программы своих действий. Руководители же часто настолько психически зажаты, что не способны это делать. И даже внешняя готовность следовать указаниям имиджмейкеров и освободиться от скованности оказывается лишь маской, и эффект получается слабым.

Какая-либо самоуверенность и стереотипное поведение негативно воздействуют на восприятие людьми личности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении. Во многих случаях имидж — это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а поэтому — правильного выбора своей модели поведения.

wow-journal.ru

Психологический инструментарий в имиджелогии и особенности его использования

Сегодня имиджелогия использует наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на аудиторию, поэтому целесообразно будет рассмотреть инструментарий, представленный в теоретических работах и используемый в практике. Наиболее значимыми и важными являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанционирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие.

Метод позиционирования в основном действует по принципу так называемого сужения, для того, чтобы сделать коммуникацию наиболее эффективной, поскольку это дает возможность сконцентрироваться на некоторых моментах коммуникативной цепочки – объект – аудитория – канал. Основополагающим при такой коммуникации является понятие аудитории, с помощью которой отбирается канал коммуникации. Позиционирование можно представить как помещение объекта в благоприятную для него информационную среду. В большинстве случаев оно проходит под лозунгом: а что мне это дает. Положительным моментом такого подхода становится включение наряду с рациональной сильной эмоциональной составляющей, которая, как известно, не только обладает большей воздействующей силой, но и лучше запоминается. Позиционирование представляет собой выделение характеристик, в которых особо заинтересован потребитель. Его интересуют преимущества объекта для него самого, а не для кого-то другого. Каждый новый объект требует подобного позиционирования.

В практике позиционирование можно представить как серию последовательных операций: трансформация, утрирование, перевод. В результате объект попадает к потребителю в наиболее эффективном виде.

При трансформации объект ограничивается только теми характеристиками, которые интересны потребителю, наиболее необходимы. Принципиальной при этом является точка зрения аудитории.

Таким образом, позиционирование следует понимать как создание среды, благоприятной для объекта.

Манипулирование является распространенным способом коммуникативного воздействия, поэтому часто используется интуитивно для переноса внимания на другой объект. Выделяют два уровня воздействия при помощи манипулирования. Первый уровень выполняет функцию «легенды» или «мифа», маскирующего истинные намерения манипулятора. Второй уровень, на котором как факт воздействия, так и его цель тщательно скрываются от адресата. При этом происходит передача нескольких сообщений, одно из них ускользает от внимания адресата. Но именно ради него и задумана сама коммуникация.

Психологический аспект проблемы манипуляции можно представить в виде следующей структуры:

1. Побудители активности – потребности, интересы, склонности, идеалы.

2. Регуляторы активности – смысловые, целевые и операционные установки, групповые нормы, самооценка, миропонимание, убеждения.

3. Когнитивные (информационные) – знания о мире и людях.

4. Операциональный состав деятельности – способ мышления, привычки, умения, навыки, квалификация.

5. Психические состояния

Эмоционализация предполагает соотношение рациональных и эмоциональных составляющих. Эмоционально окрашенная информация легче воспринимается аудиторией и лучше запоминается. Происходит утрированная переориентация на язык и цели аудитории, т. е. максимально разумная стратегия с точки зрения говорящего, если перед ним стоит задача понравиться аудитории, возникает слияние с аудиторией.

Детализация подачи информации повышает силу воздействия, это иной уровень доверия, ведь деталям мы верим всегда больше, чем абстракциям. Это также переход на личностное общение, когда мы начинаем представлять учителя как человека. Ведь мы привыкли к его виду в школе и на уроке, именно в этой функции он и закреплен в массовом сознании, его личностные черты сразу обогащают его образ. Выводя общение между массой и аудиторией на уровень домашнего общения, происходит углубление его образа, деталь лучше воздействует и хранится в памяти, поскольку с ее помощью начинает восстанавливаться весь облик или поведение.

Метафоризация является существенным методом построения воздействия, потому что не только позволяет перестраивать сознание человека, но и одновременно является сильным механизмом, воздействующим на сознание школьника. Метафора особенно необходима для новой деятельности, у которой нет соответствующего описания или языка. В этом случае она становится способом раскрытия деятельности с помощью языка одной области из другой.

Акцентирование информации предполагает как ее утаивание, так и акцент на нее или навязывание, т. е. идет отбор той или иной информации с учетом определенных ценностных критериев, никогда не являясь полностью объективными. Не менее значимым аспектом при таком подходе становится результат. С одной стороны, это может быть возникновение положительной информации о себе, а с другой – отрицательной информации о своих коллегах. При этом могут использоваться и гипотетические конструкции. В зависимости от целей выделяют характеристики сложных объектов, с которыми сталкивается каждый человек. Такой подход позволяет менять массовое сознание, когда в ответ на одну обсуждаемую тему для дискуссии запускается совершенно иная, что позволяет отвести внимание в иную сферу. Человек осознанно или нет, пытаясь открыть свою черту характера или скрыть ее, может акцентировать не то, что следует. А это означает, что образ необходимо корректировать, учитывая взгляд со стороны, так как мы слабо представляем себе как выглядим в глазах других.

Вербализация действительности необходима для яркого и красочного описания различных ситуаций, для того, чтобы скрыть реальное положение вещей, когда следует вербализовать представления людей. Это делают либо с целью ухода от реальной ситуации или присоединения к мнению аудитории. Построение текстов должно удовлетворять потребности аудитории, поскольку именно они в большей степени предопределяют наше поведение.

Визуализация необходима для воздействия наряду с вербализацией. Визуальный образ должен соотноситься с внешностью собеседника и не сильно отличаться от реального. Внешний вид человека имеет определенную воздействующую силу.

Дистанционирование необходимо для случаев кризисных ситуаций, к которым должен быть готов каждый человек, в том числе и педагог. Это ситуация, когда происходит первоначальное создание нормы, а затем возникает необходимое качество характера.

Опрос общественного мнения является своеобразным началом имиджа человека, его места и рейтинга в коллективе и обществе в целом. Опрос выступает не только как элемент анализа, но и как инструмент воздействия, формируя общественное мнение в ту или иную сторону. Цифры, полученные в результате опроса не всегда реалистичны, поскольку он может действовать на респондентов опосредованно, через лидеров мнений.

Внедрение моделей восприятия, как и самой информации, важно для управления общественным вниманием. Человек при этом получает не только сообщение о лидере или явлении, но и его одобрение из уст уважаемых и популярных личностей. Это важно для использования разнообразных моделей оценки того, что происходит. Массы постоянно нуждаются в подсказке, поэтому внедрение моделей восприятия становится для них просто необходимым. Психологи утверждают, что человек имеет представления, которые поддерживаются другими, а не отвергаются. Он стремится к более комфортной для себя обстановке, которая в данном случае поддерживает его представления. Внедрение моделей восприятия в аудиторию представляет собой переход официальной коммуникации в неофициальную. Каждому выгоднее иметь мнение, которое поддерживается, а не оспаривается другими, поэтому в соответствии с этой моделью предоставляются готовые ситуации одобряемого поведения.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой точную модель восприятия, опыта, стратегии мышления. В выборе названия сыграло роль то, что связь «мышление – тело» организуется через нейронную сеть и формируется внутри нее. «Нейро» означает способ организации опыта благодаря сенсорным каналам, а также указывает на то, что он кодируется мозгом (психикой) с помощью слов и языка. Буквально, НЛП изучает «слова» и «нервы». С проникновением НЛП в сферу образования и деятельность учителя наметилась тенденция использования психотерапевтических методов для обучения в работе со школьниками. Конкретный инструментарий НЛП предполагает использование следующих приемов:

«отзеркаливание» состоит из предъявления объекту зрительных, речевых и паралингвистических характеристик, свойственных ему самому. Далее возникает позитивный эмоциональный фон общения, снимаются защитные фильтры;

«эмоциональное возбуждение», доведение слушателей до состояния содействия путем эмоционального воздействия на ситуативно предъявляемые черты характера и чувства, при этом возможно польстить, возразить, затронуть чувство собственного достоинства и т. п.;

«наложение субмодальностей» состоит во введении в свою речь чужих языковых характеристик, которые создают благоприятный фон общения;

«якорение пикового опыта» состоит в фиксации моментов, во время которых человек находится на пике своих эмоциональных переживаний. При этом ослабляется критичность восприятия, в этот момент возможна передача объекту воздействия иной информации [15] .

В процессе имиджестроительства обычно выделяют следующие функциональные элементы, позволяющие определить, кто занимается построением имиджа и для кого он создается. Лицо, выступающее в качестве объекта и одновременно заказчика работ над имиджем, обычно называют клиентом. Тем самым подчеркивается его субъектная роль в процессе построения имиджа. Выделяется двойственная природа имиджа, который является образом, выступающим в качестве объекта для определенной социальной группы или выполненным по заказу самого лица, при его активном участии.

Имидж принципиально трудно оценить по качеству, по каким-либо объективным критериям, хотя практическая потребность в реальной оценке достаточно высока. Для наиболее эффективного анализа имиджа необходимо учитывать следующие критерии:

• Самооценка педагога. Удачным считается имидж, который вызывает у учителя определенные ощущения – осознание своей личности, значимости или даже величественности и т. д.

• Появление оценок окружающих, причем не обязательно позитивных.

• Практическое достижение планируемой цели при уверенности, что она достигается при помощи имиджа.

С учетом этого более успешным будет имидж, который характеризуется наибольшей гибкостью, т. е. он может быть изменен педагогом при возникновении каких-либо преград.

Выше были рассмотрены некоторые аспекты, которые являются инструментарием имиджелогии, в том числе и педагогической.

Появление учителя, создающего свой собственный имидж, позволяет говорить о появлении новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. По общепризнанному мнению, имидж учителя – стереотип образа педагога в представлении учащихся, коллег и социального окружения. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества переплетаются с теми, которые приписываются окружающими людьми.

Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на обучение в высших учебных заведениях и на самого педагога.

Имидж учителя – деятельность по созданию или изменению имиджа. Этим, в частности, объясняется то, почему имиджелогию не следует сравнивать с социальной психологией имиджа.

Имидж нельзя рассматривать только с точки зрения психической жизни индивида, как и исключительное проявление внешних факторов, в том числе и воздействия группы.

С учетом всего сказанного, можно дать следующее социально-психологическое определение имиджа учителя – это символический образ субъекта, создающийся в процессе взаимодействия педагога с участниками педагогического процесса.

Работу по формированию имиджа можно представить в виде следующей модели:

• Определение требований аудитории. Для выполнения задачи необходима поддержка аудитории, которая имеет свое мнение на все происходящее.

• Определение сильных и слабых сторон объекта. Объектом может быть любой участник целостного педагогического процесса.

• Формирование образа и подведение характеристик объекта под требования аудитории. Это важный момент процесса, поскольку практики советуют работать не столько над слабыми сторонами, чтобы их скрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, так как именно такая стратегия признана наиболее эффективной.

• Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы, поскольку сообщения в таком виде более достоверно оцениваются аудиторией.

При этом основным этапом является конструирование образа с учетом определенных особенностей массового сознания, которое резко не меняется и старается придерживаться одного типа образа. По этой причине исходный вариант образа является весьма важным. Соотношение вариантов можно условно представить в схеме 6.

При этом каждое понятие этой схемы соответствует разным точкам сознания. Образ идеальный представляет точку зрения аудитории на идеал педагога. Образ реальный соответствует имеющимся у объекта характеристикам с его сильными и слабыми сторонами. Созданный образ относится к точке массового сознания после проведенной имиджевой характеристики.

Имидж состоит из частей, которые должны соотноситься с целым. В нем невозможны черты, которые были бы неустроняемы или независимы от остальных. В этом плане имидж является органичным целым, из которого трудно удалить какую-либо часть без серьезных изменений всего образа.

Вопросы и задания для самопроверки

Почему уже в работах начала 20-х годов XX в. подчеркивалась необходимость учета природы социального стереотипа и его воздействия на массовое сознание?

Почему в справочной и психолого-педагогической литературе существуют различные определения понятия имидж? Какое из приведенных определений вам кажется наиболее правильным и почему?

Выделите наиболее значимые компоненты, составляющие имидж. Обоснуйте свой выбор.

Почему не всегда внешний образ учителя не совпадает или не соответствует его внутреннему образу? Приведите примеры из художественной литературы и собственной практики.

Почему в педагогической и научной литературе формирование личности учителя как человека-творца рассматривается в тесном единстве с понятиями педагогический артистизм и имидж педагога? Приведите свои примеры, утверждающие или опровергающие эти положения.

Чем отличается, на ваш взгляд, педагогический артистизм от педагогического имиджа? Приведите свои аргументы, утверждающие или опровергающие эти положения.

Как бы вы сами сформулировали определения понятий «самоимидж», «воспринимаемый имидж» и «требуемый имидж»? Какие качества необходимы учителю вашей специальности? Ответ обоснуйте.

Какие из представленных в тексте вариантов имиджа наиболее соответствуют учителю вашей специальности? Почему?

Какие характеристики необходимы при формировании имиджа учителя? Почему именно эти характеристики, на ваш взгляд, являются основными? Приведите свои обоснования.

Как могут влиять, по вашему мнению, средства массовой коммуникации на педагогический имидж? Приведите примеры из художественной литературы и собственной практики.

Охарактеризуйте основные принципы технологии построения имиджа. Какие из приведенных принципов вам кажутся наиболее значимыми и почему?

Какие наиболее эффективные методы, пути и средства должны, на ваш взгляд, использоваться в качестве инструментария при построении педагогического имиджа? Приведите свои обоснования.

Представьте собственную модель построения имиджа учителя вашей специальности с учетом предложенного инструментария. Докажите ее значимость и правомерность существования.

Литература

Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М., 1994.

Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

Булатова О.С. Педагогический артистизм. М., 2001.

Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2003.

Гриндер М, Лойд Л. НЛП в педагогике. М., 2001.

Громкова М.Т, Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М., 2003.

Егорова-Гантман Е, Плешаков К. Политическая реклама. М., 1999.

Жмыриков А.Н, Как победить на выборах. М., 1995.

Зязюн И.А, Основы педагогического мастерства. Киев, 1987.

Ильин Е.Н, Искусство общения. М., 1982.

Имиджелогия. Как нравиться людям / Сост. В.М. Шепель. М., 2002.

Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для высших и средн. пед. учеб. заведений. М., 2000.

Криксунова И. Создай свой имидж. СПб., 1997.

Кузин ФА. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М., 2002.

Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб., 2002.

Лефрасуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб., 2003.

Лобанов А А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000.

Макдермот Я., Яго В. Введение в НЛП: Современное руководство по инициированию персонального роста и достижению профессионального успеха. М., 2003.

Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учеб. пособие. М., 2001.

Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. М., 2000.

Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие. М., 2002.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия. Киев, 2000.

Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.

Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. СПб., 2000.

Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. СПб., 2003.

Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. СПб., 2003.

Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн., 1998.

Соловейчик СЛ. Педагогика для всех. М., 2000.

Фадеева Е.И. Тайны имиджа: Учеб. – метод. пособие. М., 2002.

Шамионов Р.М. Личность и ее становление в процессе социализации. 2000.

Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. Мн., 1994.

Ямбург ЕА. Школа для всех: Адаптивная модель: Теоретические основы и практическая реализация. М., 1996.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Секреты личного обаяния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 01:29, реферат

Краткое описание

Технология личного обаяния
Общие исходные положения, о котоҏыҳ необходимо помнить, если молодой сᴨȇциалист собирается целенаправленно работать над созданием своего облика.
1. Деловой усᴨȇх-спутник тех сᴨȇциалистов, которые обладают разносторонними способностями самопрезентации своих знаний и умений.
2. Самопрезентация, т. е. умение подавать себя с наилучшей стороны, есть профессиональное искусство, овладение которым требует постоянной работы над собой и самоконтроль за поведением.

Содержание

Имидж. Слагаемые личного обаяния ( имиджа)………………….……. ……….3
Нравственные характеристики.Техника самопрезентации………….…..……….….4
Технология личного обаяния……..…………………………………….…..….……5-7
Имидж: практический асᴨȇкт. Различные асᴨȇкты внешности как слагаемые имиджа…………………………………………………………………..………..….7-14

Прикрепленные файлы: 1 файл

Психология.docx

Министерство науки и образования, молодежи и спорта Украины

Харьковский национальный университет городского хозяйства

Кафедра языкознания, психологии и педагогики

С дисциплины «Психология»

На тему «Секреты личного обаяния»

Выполнила: студентка 1 курса

Проверила: ст. преподаватель

Имидж. Слагаемые личного обаяния ( имиджа)………………….……. ……….3

Нравственные характеристики. Техника самопрезентации………….…..……….….4

Имидж: практический асᴨȇкт. Различные асᴨȇкты внешности как слагаемые имиджа……………………………………………………………… …..………..….7-14

Имидж — это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Иными словами, это то, как и какими нас воспринимают другие люди.

Мировая история свидетельствует, что в организации людей личное обаяние чудодейственно. Можно вспомнить магнетизм общения В. И. Ленина, обвораживающе на людей воздействовал Ф. Рузвельт, Ф. Миттеран, по словам писательницы Ф. Саган, это — сплошное очарование. Все эти эпитеты относятся к масштабно деятельным личностям.

Кинорежиссер С. Ф. Бондарчук в одной из телеᴨȇредач «Добрый вечер, Москва!» на вопрос ведущего, какие качества должен иметь сᴨȇциалист, на ᴨȇрвое место поставил его обаяние. Производственному мастеру не стоит быть отраслевым стратегом, знать тонкости, например, маркетинга, а директору концерна без этих знаний не обойтись. Отсутствие же личного обаяния оборачивается для каждого из них упущенными выгодами.

В структуре личностно-деловых качеств молодого сᴨȇциалиста личное обаяние — его постоянный элемент. Обладание им всегда способствует усᴨȇху в профессиональной деятельности, расширению круга друзей, укреплению домашнего очага. Обаятельность — одно из обязательных требований, предъявленных к руководителю. И какое-либо субъективно вкусовое отношение к нему исключено.

В данной работе будут рассмотрены слагаемые личного обаяния, а также проанализированы упоминаемые в литературе практические советы по его повышению.

Слагаемые личного обаяния ( имиджа)

Личное обаяние — понятие собирательное. В нем аккумулируются лучшие человеческие качества личности, ее информационный потенциал. Оно — внешнее проявление нравственного отношения к людям. У Л. Н. Толстого есть такая мысль: у каждого человека есть своя душевная нота. Ее очень трудно услышать со стороны, но легче обнаружить во внешнем облике человека. Чем он духовно богаче, тем заметнее его душевные характеристики обозначаются в эффекте личного обаяния.

В политологии имеется научная дисциплина — имиджелогия. Она изучает закономерности формирования и воздействия внешнего облика (образа) политического лидера на психику людей, на их поведение. В политической деятельности, где судьба лидера во многом зависит от его избирателей, умение создать образ «своего парня», «человека из народа», «роденовского мыслителя» зачастую имеет решающее значение.

В идеале личное обаяние — это искусная подача всех личностно-деловых качеств и умений. В реально достижимом варианте акцент следует сделать на качества, имеющие наибольшее значение для обретения статуса обаятельного человека. Какие это качества?

Нравственные характеристики. Это прежде всего те, о котоҏыҳ писал Н. Г. Чернышевский, обращая внимание на самоценность нравственного самостроительства, нравственного самодержавия личности. Без них, по его мнению, она легко становится в руках демагогов-проходимцев всего лишь игрушкой и притом отнюдь не безобидной.

Психологические знания и умения. Они особенно значительны при адаптации молодого сᴨȇциалиста в коллективе, налаживании в нем коммуникационных связей. Коммуникабельность и эмпатичность непрерывно включены в его деятельность. Ориентация в тонкостях механизма общения помогает находить верные подходы к «звездам» и референтным группам, интуитивно улавливать предверье конфликта. Психологическая подготовка позволяет избегать шаблона в утверждении личной репутации. В эту группу входят также качества, связанные с личным примером профессионально работать «на глазах» людей и бережным обращением со своим словом.

Техника самопрезентации. «Умение себя показать многое восполняет, многое искупает: всему придает второе бытие, особенно когда способности способствуют», — говорилось в одной из старинных книг Итак, необходимо обладать природным дарованием — умением подавать себя. Однако одних таких способностей недостаточно. Важно иметь сᴨȇциальные знания, овладеть навыками самопрезентации, т. е. техникой личного обаяния.

Далее будут рассмотрены конкретные методики создания имиджа. Конечно, при создании последнего очень важно участие сᴨȇциалистов, но, думается, и этот самый материал представит интерес и для самостоятельного изучения.

Технология личного обаяния

Общие исходные положения, о котоҏыҳ необходимо помнить, если молодой сᴨȇциалист собирается целенаправленно работать над созданием своего облика.

1. Деловой усᴨȇх-спутник тех сᴨȇциалистов, которые обладают разносторонними способностями самопрезентации своих знаний и умений.

2. Самопрезентация, т. е. умение подавать себя с наилучшей стороны, есть профессиональное искусство, овладение которым требует постоянной работы над собой и самоконтроль за поведением.

3. Ложным является представление о том, что личное обаяние — достояние внешне эффектных людей. Им легче стать таковыми, но без гарантии на усᴨȇх, так как его достижение невозможно без истинного человеколюбия, общей культуры и умелого выбора и использования приемов общения.

В основе их подразделения — конкретные задачи, которые необходимо решать. Есть технологии по созданию эффекта личного обаяния у начинающих сᴨȇциалистов, не обладающих в этой области серьезными знаниями, у кадровых руководителей, накопивших собственный опыт имиджирования. Имеется сᴨȇцифика при освоении эффекта «личного обаяния» женщинами и мужчинами. Коррективы в эти технологии вносят возрастные и национально-региональные особенности. По-разному строятся технологии личного обаяния при работе с людьми, имеющими ярко выраженные природные возможности, и с теми, кому Бог их не дал.

В зависимости от своего назначение эти технологии выступают в двух категориях — как модульные (общие) и индивидуальные.

Наиболее многообразны индивидуальные (конкретные) технологии личного обаяния. Их грамотное проектирование и внедрение основываются на базе модульного образца. Назовем лишь несколько стадий таких технологий.

Стадия «Теоретическое обоснование технологии»

Определение подвида технологии. Для этого необходимо проделать следующее.

Сбор и изучение литературы по имиджелогии и театральной режиссуре, психологии и ᴨȇдагогике, выделение из нее всего того, что имеет отношение к познанию механики воздействие внешнего образа на психику людей, к построению коммуникационных каналов общения. Консультации со сᴨȇциалистами (социологами, психотераᴨȇвтами, экстрасенсами, артистами). Осмысление в целом собранной информации. Обращение к публицистической и художественной литературе, где представлены образы выдающихся личностей и деятелей.

Выбор субъекта обследования. Примем, что это молодой сᴨȇциалист, решивший возглавить одно из предприятий малого бизнеса. Он одновременно выступает в двух ипостасях: как бизнесмен и как менеджер.

Концепция. Малый бизнес характеризуется повышенным чутьем на конъюнктуру товарного спроса, гибкостью производства, ограниченным числом работников, исполняющих организаторские функции. Это ставит руководителя ᴨȇред фактом: чем сплоченнее трудовой коллектив, тем выше заинтересованность работников во взаимопомощи и взаимозаменяемости, проявлении их доверия к руководителю, тем гарантированное конкурентная выживаемость предприятия и его усᴨȇх в бизнесе. В условиях малого предприятия неразрывность живых нитей между руководителем и подчиненным имеет решающее значение. Без личного обаяния ему этого не добиться.

Гипотеза. Бизнесмен, испытывающий такую потребность, обратится за помощью к сᴨȇциалистам по технологиям личного обаяния. Его личная заинтересованность в деловом усᴨȇхе, отсутствие стереотипов, провоцирующих его на отталкивание от себя людей, — свидетельство психологической готовности к внимательному отношению к рекомендациям сᴨȇциалистов по имиджелогии.

Версия. Центр внимания при освоении технологии приходится на психологическую часть ее проектирования и особенно внедрение. Основное здесь — разработка разнообразных тренингов, имеющих решающее значение в овладении искусством самопрезентации. Надо предостеречь молодого сᴨȇциалиста от ложного восприятия легкости освоения теоретических рекомендаций в силу их понятности и житейской известности. Между знанием, как быть обаятельным и как им стать,-«дистанция огромного размера».

Варианты. Каждый сᴨȇциалист, занимающийся технологией личного обаяния, имеет свои подходы к ее осуществлению. Однако в разработке их главное-это учет особенностей человеческого материала, с которым он работает. Например, Ф. Миттерану на ᴨȇрвой встрече с приглашенным к нему сᴨȇциалистом по имиджелогии было сказано: необходимо срезать Ваши клыки (часть ᴨȇредних зубов), ибо с ними Вы никогда в Елисейский дворец не попадете. Что и было им сделано. Ф. Миттеран стал президентом Франции.

Имидж: практический асᴨȇкт

Имидж складывается из всей совокупности черт внешнего облика, речи, манеры поведения и умения общаться с людьми. Знаменитый социолог, покойный Эрвинг Гоффманн, сказал, что имидж — это искусство «управлять вᴨȇчатлением». Сколько на свете людей — столько имиджей, но нас интересует то, насколько имидж соответствует характеру той работы, которую приходится выполнять молодому сᴨȇциалисту и стилю фирмы, где он этой работой занимается.

У имиджа каждого человека есть элементы, достающиеся ему, так сказать, от природы: рост, телосложение, черты лица. Но даже эти биологические составляющие имиджа можно изменять различными путями: начиная с поддержания хорошей спортивной формы (вместо того, чтобы выглядеть хилым и обрюзгшим) и кончая умеренным употреблением косметики (главное — не ᴨȇреборщить и выбрать единственно верный тон!), а то, при необходимости, и пластической оᴨȇрацией. Свои врожденные физические особенности человек может решительно подчеркнуть или, напротив, замаскировать одеждой.

Есть упражнения, позволяющие сделать голос мягче и приятнее. Можно поработать и над речью, над языком, чтобы отдельные слова или дикция производили более благоприятное вᴨȇчатление. Ногти можно почистить, отполировать лаком. Уложить, завить или покрасить волосы. Комплекс регулярных упражнений, составленных с учетом самочувствия, веса и выносливости, сделает каждого сильнее и крепче. Поддерживать хорошую спортивную форму не только полезно для здоровья, но и приятно для самолюбия. К тому же в некотоҏыҳ зарубежных фирмах стараются не брать на кандидатов с лишним весом или не выдвигать тучных людей на более высокие должности.

Надо помнить, что наши сᴨȇцифические привычки демонстрируемые в процессе общения с людьми, например, почесывание головы во время делового совещания, жевание резинки при телефонном разговоре, относятся тоже к числу компонентов, по которым окружающие г свое представление о нашем образе. И насколько создаваемый образ будет привлекательным или отталкивающим, важно не только для человека лично, но и для тех, кто нанимает на работу.

К сожалению, самому человеку очень трудно бывает правиль представить, как он выглядит в глазах других: исследования показывают, что в вопросе о том, как на него смотрят окружающие, человек абсолютно никудышный судья. Ее вам кажется, что вы смутно представляете, какое вᴨȇчатление вы оставляете у людей, разыграйте в нерабочей обстановке некую ситуацию с участием друзей или знакомых, чтобы потом они сообщили вам свое вᴨȇчатление относительно вашей внешности, о том, на сколько, по их мнению вы уверены в себе и умеете общаться с другими. Еще можно попросить кого-нибудь из приятелей снять вас на видео. Потом, когда останетесь один, прокрутите пленку и критически оцените свой внешний вид.

Различные асᴨȇкты внешности как слагаемые имиджа

Американские психологи Ноля и Тенкерслей утверждают, что важнейшими слагаемыми позитивного имиджа считаются коммуникативные способности (умение вести ᴨȇреписку, разговаривать с людьми в различных ситуациях, литературный язык и четкая артикуляция). Далее в порядке ранжирования следуют различные асᴨȇкты внешности — ухоженность, облик (общий вид, фигура, физическая форма, одежда) и хорошие манеры.

На этом следует остановиться подробнее.

У представителей каждой профессии также существуют свои понятия о правильной одежде. Одно дело, когда человек работаете только сам на себя, другое — если трудится в небольшой фирме, третье — в крупной корпорации.

Психологи подтвердили, что за ᴨȇрвые минуты общения 93% всей получаемой информации о собеседнике приходится на несловесные сигналы и только 7% — собственно на слова, которые он при этом произносит.

www.referat911.ru

Секреты личного обаяния

«Я не красивый, но то, что я делаю, очаровывает.»

Секреты личного обаяния

Попробуйте дать определение слову «имидж». При произнесении его у каждого появятся свои ассоциации, скорее всего на ум придут внешность, выражение лица, жесты, походка и т.д.

Умению ставить цели и достигать их, жить в гармонии с собой и окружающим миром можно научиться.

Итак, в чем же секрет личного обаяния и что такое имидж?

Определим имидж как «присутствие отсутствующего», т.е. создание того, что раньше было не присуще человеку, например, обаятельной улыбки.

Можно выделить несколько составляющих компонентов имиджа.

1) Внешняя составляющая: стиль одежды, обувь, прическа, тембр голоса, мимика, жесты и даже такая, на первый взгляд, незначительная деталь, как походка. Список этот каждый может продолжить сам, вспомнив внешний облик известного актера, политика, TV ведущего, учителя или просто друга.

2) Но верно говорят: «По одежке встречают, по уму провожают». Поэтому уместно говорить о внутренней составляющей имиджа:

а) интеллект. Ученые называют его «мотором» человеческой психики. «Здоровая психика» – «здоровый интеллект». Формирование его – умственной способности, запаса жизненных знаний, «разума» человека – задача не из легких; и должно начинаться даже в неосознанном возрасте и продолжаться всю жизнь. б) эрудиция – глубокие познания в какой-либо области знаний; умение применять их в жизненных ситуациях; в) менталитет – сформировавшийся образ мышления, мировосприятие, умонастроение, свойственное одному человеку, группе людей. г) интересы человека, формирующие его интеллект. Легко можно отличить человека разностороннего и того, чьи интересы сводятся к просмотру TV сериалов; д) чувства. Только человек, способный почувствовать, понять другого заслуживает уважения, доверия, симпатии. е) профессионализм. Каждый из нас должен стремиться быть профессионалом хотя бы в жизненных мелочах.

3) Процессуальная составляющая имиджа, проще говоря: «Как мы используем каждодневно то, что имеем, наши ощущения жизни каждый день». Не выспавшийся вид, плохое настроение, раздражительность не прибавят жизненных сил. Излучающийся энергетизм, темперамент, оптимизм, эмоциональность, целеустремлённость – вот критерии ежедневного, работоспособного, хорошего настроения.

4) Ядро имиджа (основа любого образа) заключается в позициях, установках, легенде человека.

Позиции: каждый из нас неосознанно в повседневном общении занимает одну из четырёх жизненных позиций, которые определяют его силы и устремления. Условно назовём их:

  1. «Я плохой – ты плохой» – позиция неудачника, проигравшего. Зачастую взрослые, которые не самореализованы в жизни / не удовлетворены собой, работой, политикой, семьёй и т.д./ обвиняют своих детей во всевозможных недостатках. В связи с этим характерен следующий пример: в Америке, где большое внимание уделяется различным технологиям успеха, учителям запрещается вплоть до увольнения критиковать, тем более ругать ученика при одноклассниках или посторонних.
  2. «Я плохой – ты хороший». От людей с такой жизненной позицией часто можно услышать фразы типа «Если бы уроков много не задавали…», «Если бы родители меня понимали…», «Если бы государство о нас заботилось…», « Если бы люди не были такими глупыми…» и так далее; они вечно ищут оправдания своим трудностям, причины своих неудач.
  3. «Я хороший – ты плохой». Характерный приём такой позиции – поведение и речи политиков в предвыборной гонке.
  4. «Я хороший — ты хороший» – самая перспективная, не разрушающая внутреннего состояния человека позиция. Она подтверждается народной мудростью: «Научил уважать себя, и ты научишься уважать других».

Установки – своеобразные индивидуальные лозунги на все случаи жизни, которые помогут сохранить достоинство в любой ситуации. Вот основные из них:

  • высокая самооценка, вера в свои силы,
  • умение меняться, идти в ногу со временем,
  • вера в Доброту.

Легенда – известность человека, испытания, своеобразные автобиографические моменты, формирующие легенду в процессе жизни.

Создание своего имиджа работа трудная, но оправданная. На пути его формирования нужно сделать много шагов:

  • постоянное желание самосовершенствоваться и добиваться успехов;
  • вера в себя и других;
  • самовнушение;
  • специальные знания;
  • воображение;
  • планирование, решение, настойчивость;
  • интеллект;
  • преодоление страха;
  • позитивная установка.

Нужно говорить и о качествах, благодаря которым можно добиться личностного обаяния:

  1. Природные качества: коммуникабельность, эмпатия, красноречивость.
  2. Нравственные ценности.
  3. Жизненный, профессиональный опыт.

Всегда помните, что «Неоценимую полезность имеет душевная активность людей». И быть может, своеобразной помощью вам станет предлагаемый тренинг.

Создайте словесную программу «Я – образ». Это набор фраз, имеющих ярко визуальное представление, создающих положительные образы и действия, вдохновляющие Вас. Составьте из них небольшой текст, запишите его на плёнку, прослушивайте во время отдыха, лёжа в ванне или в постели, гуляя в парке или в лесу. «Ключевыми» фразами этого текста сделайте, например, такие:

  • смотри на себя честными глазами;
  • избавься от всего того, что мешает общаться с людьми;
  • не отвергай всё сразу, не вешай ярлыки, стремись в каждом человеке обнаружить лучшее;
  • помогай всегда людям;
  • будь уверенным, радостным, целеустремлённым;
  • помни, что каждый день великолепен.

Текст желательно сделать лаконичным, с паузами. Он может сопровождаться любимыми музыкальными мелодиями и песнями. Обращайтесь к нему до тех пор, пока не освоите его и не будете ему следовать.

Личностный рост

Ты уже знаешь, что каждый человек устроен очень сложно. Индивидуальность, характер, чувства, поступки, жизненные цели, воля — все это включает в себя понятие личность. Одно из самых важных качеств личности — это способность расти и развиваться. Этот процесс называется личностный рост.

Теперь, когда ты стал взрослым, ты сможешь развить свои личные качества, необходимые для карьеры и успеха в жизни. Выполняя упражнения, ты попробуешь в жизни вести себя не совсем так, как ты привык. Именно это и даст тебе возможность примерить на себя разные роли и способы действия в конкретных ситуациях и с разными людьми. Ты поймешь, на какие сильные черты своего характера ты сможешь опираться, и самое главное: ты научишься с помощью этих упражнений развивать в себе то, что тебе недостает.

Как работать над упражнениями?

  1. Внимательно прочти содержание упражнений.
  2. Прочитай комментарии к упражнениям.
  3. Выбери упражнение, с которого ты хочешь начать работу.
  4. Выполняй упражнения ежедневно. Время, в течение которого ты будешь, это делать выбери сам.
  5. Ежедневно делай записи.

ЛЮБОВЬ. «ЕСЛИ БЫ МЫ ЛЮБИЛИ. »

1. Веди себя по отношению к другим людям, делу, себе так, как если бы ты все это очень сильно любил или тебе все это очень нравилось.

Представь себе, что ты общаешься с человеком и ответь себе на вопросы:

  • А если бы ты его любил — говорил бы так же? Делал то же? С тем же чувством? А как бы ты делал дело, которое ты любишь?
  • А ты сам? Что и как бы ты делал, если бы любил себя? Как бы ты заботился о себе, своем здоровье, учебе, общении?

2. В каждом человеке есть что-то хорошее, ищи это.

Комментарии:

  • Неужели ты стал бы сердиться в транспорте на усталую женщину средних лет, нагруженную тяжелыми сумками, если она тебя нечаянно толкнет? А как бы ты повел себя, если бы ты её любил?
  • А ты сам? Неужели бы стал продолжать валяться па диване — гробить свое здоровье и время — если бы ты себя любил?

ДУША. «ЧИСТЫЙ ИЗУМРУД»

Вокруг тебя люди постоянно что-то говорят и делают. Люди близкие и далекие, люди, с которыми мы вместе живем, работаем, дружим и просто случайно сталкиваемся. По поводу и без повода — говори и делай людям приятное. Найди возможность сказать и сделать человеку, который сейчас оказался рядом что-то такое, от чего у него на Душе стало теплее. Только делай это искренне и в меру. Сам будь Изумрудом, возьми себе девиз: «Сверкать — всегда, Светить — Везде» как руководство к действию. Постарайся выделять в каждом человеке, находящимся рядом с тобой все самое хорошее, поддерживать и поощрять в нем лучшие намерения, чтобы он ни говорил или ни делал.

Комментарий.

  • Часто мы не обращаем внимание на то, что мы делаем, особенно на то, какое действие мы оказываем на окружающих. А ведь известная пословица гласит: «Доброе слово и кошке приятно». Начни «обогревать» окружающих теплыми словами и ты заметишь, как окружающие изменят свое отношение к тебе, да и ты сам изменишься. Начни с мелочей, маленьких комплиментов и благодарностей.

ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ. «ДА!».

Во всех ситуациях, где ты общаешься с человеком, научись искать в первую очередь то, в чем ты можешь согласиться с ним, и подтвердит то, что ты его слышишь. Скажи: «Да, есть рациональное зерно в том, что ты говоришь!» Пусть и вслух, и про себя первой реакцией будет: «Да!» Даже, если ты не согласен, пусть первым словом будет: «Да!» Говори: «Да, но. » Например: «Да с удовольствием, но к сожалению. ». «Да, конечно и в связи с этим мне необходимо. Конечно, это не касается судьбоносных решений.

Занимайся не показыванием своей правоты, а поиском взаимного понимания.

Комментарий.

  • Когда начнешь выполнять упражнения — подсчитай, сколько раз в день тебе хочется начать фразу со слов «Нет», когда ты разговариваешь. И особенно, когда ты споришь с кем-то. А ведь с этого «Нет» может начаться конфликт.

ТЕЛО. «ЦАРСТВЕННАЯ ОСАНКА И СИЯТЕЛЬНАЯ УЛЫБКА»

Твоя задача — научиться ходить, сидеть, вставать, знакомиться, прощаться так, как если бы у тебя всегда на голове была бы корона. Например. Пройди сквозь толпу, как будто ты — король и все обязаны перед тобой расступиться. Найди свой стиль, и делай упражнение до тех пор, пока оно не станет новой нормой жизни.

Комментарий. • Можно помогать друг другу. Если ваш коллега сутулится, то ласково хлопните товарища по спине между лопаток и когда тот распрямит спину то с восторгом воскликните: «Аполлон» /если это юноша/ или «Венера»! /если девушка/

ИМИДЖ «Интересный человек»

  1. Музыка речи и жестов. Научись говорить красиво, почти напевно, накладывая речь на дыхание и укладывая её в гармоничные периоды. Добавь красивый тембр, мудрые паузы, яркие эмоциональные всплески — и общее умиротворение. Слушай и воспроизводи музыку речи и жестов.
  2. Стихотворения. Найди, выучи и научись рассказывать стихи: семь малоизвестных, но прекрасных стихов о любви и семь стихов смешных. Милые неожиданности. Анекдоты: семь приличных и веселых. Сделай подборку шуток, фраз, острот и афоризмов. Поработай с диктафоном, запиши свой голос, а за тем прослушай запись, если есть видео камера еще лучше.

10 качеств, делающих человека привлекательным независимо от внешности

  • Чувственность
  • Целеустремленность
  • Хорошее чувство юмора
  • Пластика
  • Уверенность
  • Решительность
  • Интеллект
  • Детали
  • Умение быть интересным собеседником
  • Своя изюминка

Имиджелогия - как нравиться людям, секреты личного обаяния
summercamp.ru

COMMENTS