Импульсивность — что это такое, причины и признаки у детей и взрослых

Детская импульсивность и агрессия: сущность, причины, коррекция.

Импульсивность (от лат. impulsus – толчок) – особенность поведения ребенка или черта его характера, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, эмоций, действовать поспешно, торопливо. Импульсивный ребенок не обдумывает своих поступков, не взвешивает возможности; он быстро и непосредственно действует и часто также быстро раскаивается в своих поступках. Ибо импульсивность обусловлена преобладанием возбуждения над торможением, слабостью нервной системы и процессов торможения.

Умеренная импульсивность детей – это нормальное явление. Но есть импульсивность аномальная, завышенная, когда эмоциональная расторможенность школьника мешает ему самому и окружающим. В этом случае используют термин «гипердинамический синдром», который предполагает неадекватное, дезорганизующее, агрессивное, травмоопасное поведение ребенка, протестное поведение (непослушание), причем все это сопровождается проблемами обучения.

Гипердинамичный ребенок ведет себя несдержанно, подвержен ситуационным эмоциональным порывам, не считается с мнением других людей. Такое его поведение часто содержит отклонения или граничит с отклоняющимся. Практика показывает, что семейные факторы, провоцирующие такое поведение, имеют значение более чем в 50% случаев.

В целом, причины детской и подростковой гипердинамичности хорошо изучены в педагогике и психологии. К ним относятся:

· возрастные особенности психического, социального, нравственного развития школьников;

· несформированность эмоционально-волевой сферы школьников, ситуативная мотивация поведения;

· неспособность связывать причины и следствия, предвидеть последствия своих поступков;

· гиперактивность как следствие преобладания возбуждения над торможением;

· богатая разнообразными впечатлениями среда, способствующая вызову и проявлению неконтролируемых порывов;

· недостатки предшествующего воспитания.

В медико-клиническом аспекте гипердинамичное поведение имеет следующие причины (Емельянцева Т.А.):

ü оппозиционное расстройство поведения и и несоциализированное расстройство («непослушное» поведение);

ü расстройства, связанные с умственной отсталостью, стереотипиями и гирердинамическим синдромом;

ü расстройства аутистического спектра;

ü тревожные/депрессивные расстройства;

Импульсивное поведение легко диагностируется визуально. Если ребенок несдержан, норовист, бежит «сломя голову» неизвестно куда и зачем, начинает что-то делать нисколько об этом не подумав, бросает начатое, пытается сразу сделать десяток дел, значит, он подвержен импульсивности. Признаки импульсивности следующие:

– неумение ждать, нетерпеливость;

– способность легко расстраиваться;

– легкая отвлекаемость внимания;

– беззаботность, легкомысленность, безответственность;

– неспособность к длительному, монотонному труду;

– страсть к новым впечатлениям;

– нежелание присушиваться к замечаниям взрослых, игнорирование требований родителей и учителей;

Обычно детская импульсивность проходит с возрастом. Но у некоторых детей привычка действовать поспешно, без обдумывания последствий своих действий сохраняется надолго, закрепляется как черта характера, переходи в инфантилизм. Наиболее импульсивных детей социальный педагог может выделить в отдельную группу и вести с ними целенаправленную коррекционную работу. Она будет заключаться в следующем:

· поощрение попыток импульсивного школьника сдерживать свои эмоции, движения, жесты и стремлений не поддаваться первым порывам;

· похвала за проявленное терпение;

· выражение надежды, что ученик сможет, если захочет, избавиться от своего недостатка, справиться с собой;

· учить умению переделывать себя маленькими этапами: не спешить с ответом или действием, подумать прежде, чем написать, уметь оценивать последствия своих поступков;

· подкреплять советы примерами из жизни известных людей, которые имели в жизни такие проблемы.

Выделяют следующие основные приемы коррекции импульсивности:

– совместные игры, требующие сдержанности непосредственных побуждений, строгого подчинения правилам игры, учета интересов других игроков;

– тренаж-приучение думать, прежде чем действовать (например, коррекционная методика «Запрещенный символ»);

– специальные упражнения по сдерживанию своих порывов;

– тренаж ответственности за свои поступки;

В целом, работа с ребенком с ОПФР, демонстрирующим гипердинамический синдром, должна опираться на следующие постулаты:

• поведенческие проблемы ребенка во многом определяются окружением;

• нужно иметь адекватные ожидания от ребенка с СДВГ, принять таким, какой он есть;

• реализация двигательной активности (не менее 2-х часов в день) — важный «лечебный» фактор для ребенка с СДВГ;

• необходимо знать, какие воспитательные мероприятия эффективны у детей с СДВГ;

• хвалить, поощрять, помогать, а не наказывать;

• родители сами имеют эмоциональные проблемы и нуждаются в помощи, поддержке: «тайм-аут» нужен и родителям;

• мотивация «помочь ребенку» всегда выше у родителей.

Агрессия – (от лат. agressio – нападение, угроза) – общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность – намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. А само агрессивное действие – это поведение ребенка, которое направлено на причинение вреда другим людям.

Агрессивное состояние ребенка сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т.п. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках и т.д. Другими словами, это умышленное действие, причиняющее душевную или физическую травму другим людям.

В процессе социализации агрессии, по мнению К. Левина, Е. Маккоби, Р. Сирса, ведущую роль играют два фактора:

снисходительность определяет поведение родителя до совершения проступка: ожидает ли родитель агрессии со стороны ребенка, в какой мере его поведение предостерегает (удерживает) ребенка от агрессивных поступков;

строгость наказания родителем агрессивного ребенка характеризует поведение родителя после совершения поступка.

Интенсивность и неадекватность агрессивных реакций ребенка с ОПФР зависят от предыдущего опыта, культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы, силы и равновесия нервных процессов, а также восприятия и интерпретации различных раздражителей, способных вызвать агрессию. На этой основе по классификации агрессивных реакций А. Басса и А. Дарки, которая помогает правильно понять те или иные поведенческие проявления, выделяются следующие виды агрессии: физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины.

Нередко агрессивные дети проявляют склонность к аффективному поведению. Отрицательные аффективные переживания вызывают соответствующие формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустой-чивость. Дети с аффективным поведением зависят от конкретной ситуации, ребенок как бы «зависает» в ней, не может из нее выйти, не помогают ни просьбы, ни порицания, ни обещания взрослых.

Кроме того, наблюдается и такая особенность – нарушение единства аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский называл единство аффекта и интеллекта непременным условием формирования детской личности). Следствием этого нарушения является то, что наличие определенных знаний не имеет решающего значения для контроля за поведением, ребенок воспринимает ситуацию однозначно и не обладает способами ее переосмысления, как следствие, не может выйти из нее и не может управлять ею.

При работе с агрессивными детьми изначально выявляется уровень агрессивности ребенка (вопросник Басса-Дарки, Фрейбургская анкета и др.). И.В. Дубровина в книге «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми» отмечает: «Если психолог приходит к выводу, что агрессия ребенка не носит болезненного характера и не наводит на мысль о более тяжелом психическом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах».

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя характерологические особенности этих детей, предлагается 7 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.

1. Консультационная работа с родителями и педагогами направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.

3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

4. Снижение уровня личностной тревожности.

5. Формирование осознания собственных эмоций, чувств других людей.

6. Развитие позитивной самооценки.

7. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способам, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом.

На первых этапах рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Представим упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.

1. Комкать и рвать бумагу.

2. Бить подушку или боксерскую грушу.

3. Топать ногами.

4. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу

5. Втирать пластилин в картонку или бумагу.

6. Посчитать до десяти.

7. Самое конструктивное — спортивные игры, бег.

8. Вода хорошо снимает агрессию.

9. Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

infopedia.su

Импульсивность — чем она плоха и как избавиться

Многим детям свойственно делать что-то, не подумав. Они отбирают игрушки у других детей, дерутся, грубят… Потом они обещают, что больше так не будут. И опять по-новой…

Но не только дети страдают от импульсивности. Взрослых это тоже касается.

Фишка со взрослыми в том, что импульсивность может “прятаться” за хорошими социальными навыками или даже «за закрытыми дверями». Сам взрослый может не осознавать, насколько он импульсивен.

Твоя склонность к чрезмерной импульсивности может саботировать твои отношения, влиять на твою карьеру и даже вредить твоему здоровью.

В этой статье речь пойдет о том, что такое импульсивность, в чем ее проблематичность, и как от нее избавиться.

Что такое импульсивность?

В психологии, импульсивностью принято считать черту характера, которая проявляется в склонности идти на поводу у своих порывов, не продумывая наперед последствия собственных действий.

Это означает, что у тебя есть тенденция принимать поспешные решения, высказывать то, о чем потом будешь жалеть, и браться за неоправданно рискованные занятия.

Если ты думаешь, что ты не импульсивна, подумай еще. Импульсивность не обязательно должна проявляться в диком, громком и безрассудном поведении, вроде пьяных танцев на барной стойке.

Со стороны импульсивные люди часто кажутся вполне нормальными, по крайней мере в большинстве сфер жизни. У них может быть хорошая работа, много друзей и пр.

Более того, их способность быстро принимать решения, в случае, если эти решения были удачны, может даже создать таким людям образ интересных и небанальных смельчаков. Иногда такой человек становится очень успешным, что еще сильнее прикрывает проблему.

Реальность такова, что импульсивная природа таких людей создает хаос в некоторых сферах их жизни, даже если этот хаос лежит «за закрытыми дверями». Этими сферами могут быть интимные отношения, финансы, пищевое поведение, а также употребление алкоголя и, иногда, даже веществ.

Как понять, страдаю ли я от импульсивности?

Психологи и специалисты по психическому здоровью используют ряд тестов для диагностирования импульсивности. Эти тесты варьируются, но в целом они проверяют такие вещи, как:

Твои привычки внимания.

  • Ты перескакиваешь с одной деятельности на другую, постоянно отвлекаясь?
  • Ты ерзаешь на лекциях, семинарах, совещаниях и пр.

То, как ты предпринимаешь действия.

  • Ты тот, кто любит действовать “экспромтом”?

Твои навыки планирования.

  • Ты планируешь такие вещи, как праздники и события заранее, или “как пойдет”?
  • Ты планируешь свой рабочий день или действуешь по ситуации?
  • Ты сберегаешь деньги или тратишь их без особых раздумий?

Твой самоконтроль.

  • Ты говоришь то, “что не имел в виду”?
  • Ты идешь на неоправданный риск, например, перебегаешь проезжую часть, не убедившись в безопасности?
  • Тебе трудно контролировать свои привычки в питании и употреблении алкоголя?

Твое умение быть последовательным.

  • Тебе удается доводить свои проекты до конца?
  • Ты склонен часто менять работы или переезжать?
  • Можно ли сказать, что ты постоянно начинаешь новые хобби?

То, как твой мозг думает.

  • Твои мысли мечутся от одной темы к другой?

То, как ты принимаешь решения и оправдываешь их.

  • Есть ли такое, что ты принимаешь решения очень быстро?
  • Сдаешься ли ты ни с того, ни с сего?

Почему я так импульсивна?

Одним из факторов является генетика. Нейробиологи обнаружили, что импульсивность связана с определенными отделами головного мозга, а особенно — с префронтальной корой.

Также значительным фактором является окружающая среда. Детская травма, как сейчас осознает научное сообщество, оказывает самое непосредственное влияние на развитие головного мозга. Многие люди, которые пережили в детстве травму, страдают от импульсивности во взрослом возрасте.

Согласно этому исследованию биполярного расстройства (импульсивность — один из главных симптомов данного заболевания), 81% участников пережили травму. При этом 71% доложили о физическом насилии, 68% — о сексуальном насилии, и 62% сообщили, что были свидетелями бытового насилия.

Также импульсивность может появиться на фоне черепно-мозговой травмы или в результате повреждения мозга от, например, нейродегенеративного заболевания.

Импульсивность и отношения

Импульсивность может наносить значительный ущерб твоим отношениям с людьми.

Она вынуждает тебя говорить вещи, не думая о последствиях. Своими словами ты провоцируешь обиду и отталкиваешь от себя тех, кого любишь. Твое поведение сбивает их с толку, его трудно понять и принять. В итоге ты можешь чувствовать себя очень одиноко и страдать от низкой самооценки и стыда.

Одним из частых проявлений импульсивности в личных отношениях является паттерн “тяни-толкай”. Это особенно касается людей с пограничным расстройством личности. Твои импульсивные выходки могут заставить тебя испытывать настолько сильное чувство стыда, что ты убегаешь. А потом ты вынужден бороться за то, чтобы вновь расположить к себе того, кого любишь.

Импульсивность даже может вынуждать тебя выбирать себе в партнеры не тех людей. Ты склонен встречаться не с теми, с кем у тебя теплая, близкая, искренняя связь, а с теми, кто будет примиряться с твоими выходками. В долгосрочном периоде это будет приводить к еще более сильному чувству одиночества, а также к депрессии.

Импульсивность на рабочем месте

На работе импульсивность может приводить к трениям в отношениях с коллегами. То и дело ты говоришь что-то, не подумав, и задеваешь кого-то за живое. Со временем это приводит к тому, что мнение о тебе в коллективе падает. Из-за этого любить работу ты будешь все меньше, а испытывать стресс и тревожность будешь все чаще.

У некоторых импульсивность на работе приводит к куда более серьезным проблемам. Возможно такое, что ты резко уволишься, только лишь из-за какого-то грубого е-мэйла. Потом ты будешь сильно жалеть о своем решении.

Или же тебя могут уволить, если твоя импульсивность пойдет наперекор правилам компании или расстроит ценных клиентов. В долгосрочном периоде это будет означать или то, что ты часто будешь безработным, или что ты будешь работать на позициях, где не придется общаться с людьми, чтобы не давать импульсивности выходить наружу. На словах ничего плохого в такой работе нет, но минимизация контакта с людьми часто может означать ограничение твоего дохода и нереализованный потенциал.

Ментальные состояния, связанные с импульсивностью

Ментальные состояния, симптомом которых является импульсивность:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Переедание.
  • Злоупотребление алкоголем, наркотиками и пр.
  • Игромания.
  • Сексуальная зависимость.
  • Антисоциальное расстройство личности.
  • Биполярное расстройство.
  • Интернет-зависимость.
  • Шопоголизм.

Что делать, если я страдаю от импульсивности?

Сама природа импульсивности — а именно отсутствие самоконтроля и объективного мышления — означает, что перестать быть импульсивным, просто “решив” перестать им быть, скорее всего, не получится.

Один вариант — обратиться к профессиональному психотерапевту. Там, возможно, тебе предложат различные техники, такие как когнитивно-поведенческая терапия, техники “майндфулнесс”, диалектико-поведенческую терапию и пр.

Но если ты не хочешь по каким-либо причинам обращаться к психотерапевту, но при этом готов поработать над собой с намерением избавиться от импульсивности и вообще стать совершенно другим человеком, читай дальше.

Как выше было написано, источником импульсивности являются детские травмы, которые тобой были когда-то пережиты. Поэтому было бы логично устранить из этих детских обид и травм заряд, чтобы они перестали на тебя влиять. Речь идет не о том, чтобы стирать из памяти свое прошлое, а о том, чтобы прошлое перестало тобой управлять, превратившись из внутренних демонов в кучку скучных воспоминаний.

После того, как прошлое будет разряжено (а это уже приведет к серьезным результатам в снижении интенсивности твоего эмоционального реагирования ), следует озаботиться проработкой импульсивности с позиции твоего поведения.

В этом плане лучшее — это окинуть свое недавнее прошлое внимательным взглядом и поискать те эпизоды, когда ты вел себя импульсивно. Параллельно следует наблюдать за своими реакциями и в настоящем. Ты со временем заметишь, что твоя импульсивность проявляется более-менее предказуемыми паттернами.

Твоя задача определить этот паттерн и расписать его как можно подробнее.

Например, ты поспешно, на эмоциях, отправила какое-то сообщение, которое не следовало отправлять, и теперь жалеешь об этом. Я советую тебе сесть и расписать этот инцидент на следующие аспекты:

  • Что во внешней среде побудило тебя отправить это сообщение?
  • Что в тебе самой побудило тебя отправить сообщение (твои мысли, эмоции в тот момент)?
  • В какой ситуации ты бы сдержалась и не отправляла это сообщение?
  • Почему ты отправила это сообщение сейчас?
  • Если ответ был “Я не подумала”, то о чем тебе, по твоему мнению, надо было подумать, чтобы не отправлять сообщение?
  • Какая была реакция человека?
  • Как ты себя чувствовала, когда отправила сообщение? Какие мысли и эмоции у тебя были в тот момент?
  • Как ты себя чувствовала, когда человек отреагировал? Какие мысли и эмоции у тебя были в тот момент?
  • Что ты сейчас испытываешь по этому поводу?
  • Если тебе стыдно, то почему? Чего ты боишься?
  • Что о тебе теперь, по твоему мнению, думает этот человек?
  • Что о тебе, по твоему мнению, он думал до этого инцидента?
  • Какой образ себя ты формируешь у других людей, когда ведешь себя таким образом?
  • Если бы ты могла вернуться назад и все исправить, что именно ты бы сделала?
  • Какие выводы можно сделать из всей этой ситуации?
  • Как ты себя обнадеживаешь в связи с этой ситуации?
  • Почему твое поведение было правильным?
  • Почему твое поведение было неправильным?
  • Какие твои убеждения привели к тому, что ты так себя повела, так себя чувствовала тогда, и так себя чувствуешь сейчас?

На последнем пункте следует заострить внимание. В основе всех глубинных негативных эмоциональных реакций лежат те или иные ограничивающие убеждения.

Я писал об ограничивающих убеждениях здесь и в этом списке ограничивающих убеждений, связанных с обидой . Советую ознакомиться, эти статьи могут навести тебя на мысли о твоих собственных ОУ.

Касаемо импульсивности, вот небольшой список ОУ, который сейчас мне пришел на ум. Если ты можешь найти в себе еще, обязательно пиши в комментариях, я их добавлю!

  • Я эмоциональный человек.
  • У меня сильные эмоции.
  • Жизнь без эмоций скучна и неинтересна.
  • Без эмоций я бы была скучна и неинтересна.
  • Если я не буду эмоциональна, то все мои заморочки утратят смысл и значение.
  • Когда тебя ничто не тревожит и не волнует — это скучно, уныло, плохо, ненормально.
  • Эмоции — это жизнь.
  • Эмоции — это краски жизни.
  • Нельзя подавлять свои эмоции.
  • Если что-то хочется сделать, значит надо это сделать, потому что я искренний человек.
  • Я искренний человек, я говорю, что думаю.
  • Если я что-то чувствую и не высказываю этого, значит, я подавляю в себе это, а это плохо.
  • Я свободен делать то, что хочу.
  • Если кому-то что-то во мне не нравится, это их проблемы.
  • Нельзя подстраиваться под понятия, желания, запросы других людей.
  • Если мне что-то не нравится в поведении других людей, надо это высказать.

Рекомендую каждый яркий эпизод, связанный с импульсивностью, расписать по схеме выше, добавив туда соответствующие ограничивающие убеждения, которые ты сможешь в себе найти. По мере дальнейшей работы над собой их будет все проще и проще отлавливать, поэтому не огорчайся, если сейчас, при мыслях о своих ОУ, ум тебе будет выдавать “белый шум”.

После того, как инцидент или проблема будет таким образом расписана на аспекты, нужно как-то разрядить полученный ментальный материал.

Я для этой цели рекомендую тебе воспользоваться самой эффективной техникой депрограммирования подсознания под названием Турбо-Суслик . Эта техника направленна на массированную проработку всего содержимого ума и скоростную прочистку мозгов от мусора, которым как раз и является все то, что ты выписала.

Прелесть этой системы в том, что она использует всю вычислительную мощь подсознания для того, чтобы проработать огромное количество твоих прошлых травм, обид, а также текущих комплексов, заморочек, ограничивающих убеждений, моделей поведения и пр., в сжатые сроки.

Кроме того, с этой системой тебе не придется перепроживать свои прошлые травмы. Поскольку всю работу по ней, фактически, выполняет твое подсознание, то тебе просто нужно указать ему на тот или иной материал (допустим, былую травму или текущую проблему в отношениях с людьми), и подсознание само в фоновом режиме все проработает.

Итогом работы по этой системе станет не просто избавление от импульсивности, а общее выравнивание эмоционального фона в сторону позитивно-нейтрального, вкупе с возросшим пониманием себя и других, а также на порядок бОльшая осознанность и здравомыслие во всех сферах жизни.

Эта система не предназначена для решения частных проблем. За этим лучше идти к психологам или психотерапевтам.

Эта система направленна на полномасштабную прочистку мозгов от мусора и прекращение траханья мозгов как такового. Итогом такой работы станет трансформация личности. То есть ты изменишься полностью, став совершенно другим человеком. У этого могут быть долгоиграющие последствия, и ты должен быть к ним готов.

Зато осознанность, чистота восприятия и трезвость мышления возрастут просто неимоверно. Если тебя именно это и интересует, и ты готов меняться полностью , то эта система — именно то, что тебе жизненно необходимо.

Подробнее прочитать о том, что это за система, с отзывами и описанием ожидаемых результатов работы, можешь здесь .

Импульсивность - что это такое, причины и признаки у детей и взрослых
bezobid.org

Импульсивность 10 методов научиться управлять ею (взрослые и дети)

импульсивность Это происходит, когда мы реагируем на внешние раздражители чрезвычайно быстро и чрезмерно, не имея возможности заранее обдумать. Хотя эту привычку можно контролировать у детей и взрослых.

Его можно определить как многофакторную концепцию, которая подразумевает тенденцию действовать по прихоти, демонстрируя поведение, характеризуемое незначительным размышлением, предвидением или рассмотрением последствий. Импульсивное поведение часто неуместно, рискованно и имеет нежелательные последствия.

С другой стороны, может быть полезный тип импульсивности, который предполагает быстрое действие без размышлений, хотя и в соответствующих ситуациях, которые имеют положительные последствия. Когда эти ситуации дают положительные результаты, это обычно рассматривается не как признак импульсивности, а скорее как скорость, непосредственность, смелость или хитрость..

Следовательно, импульсивность означает: действовать бездумно и выбирать краткосрочные выгоды вместо долгосрочных выгод.

Хотя это может быть аспект личности, он также может быть компонентом нескольких расстройств: аутизм, СДВГ, лекарственная зависимость, биполярное расстройство, антисоциальное расстройство личности и пограничное расстройство личности..

  • 1 Характеристики импульсивности
  • 2 10 методов контроля импульсивности
    • 2.1 1-Взять на себя ответственность
    • 2.2 2-Определить стимулы
    • 2.3 3-Контроль вулкана
    • 2.4 4-Задержка вашего ответа
    • 2.5 5-Использование самостоятельных инструкций
    • 2.6 6-Разработка альтернативного поведения
    • 2.7 7-Развивайте альтернативные мысли
    • 2.8 8-канальный ваша энергия
    • 2.9 9-Учись расслабляться
    • 2.10 10-Уменьшить стресс
  • 3 Ссылки

Характеристики импульсивности

Акты и импульсивные реакции являются частью человеческой натуры и могут быть как положительными, так и отрицательными.

Например, импульсивное решение о том, чтобы тормозить всухую, когда вы ведете машину, и вы чувствуете, что автомобиль на вашей стороне внезапно въедет в вашу полосу движения, может быть правильным или неправильным решением..

Будет успешным, если автомобиль на вашей стороне действительно выполнит действие, которое вы воспринимаете, и при торможении в сухом месте вы не столкнетесь с ним. Будет прискорбно, если автомобиль на вашей стороне не выполнит того действия, о котором вы думали, и, остановившись на нем, вы заставите автомобиль позади вас столкнуться с вами..

На этом простом примере я пытаюсь объяснить вам, что импульсивные реакции являются нормальными и часто необходимыми, но их перенос несет определенный риск..

И они несут в себе риск, потому что когда вы совершаете импульсивное действие, вы не используете мысль в любое время, так как реакция наступает задолго до того, как вы сможете думать.

Поэтому, когда вы выполняете действия такого типа, у вас нет времени для анализа надлежащим образом, является ли действие, которое вы будете выполнять, адекватным или нет, поэтому вы не будете знать о последствиях своего действия, пока не выполните его..

Проблема возникает, когда мы злоупотребляем импульсивным поведением и привыкли всегда реагировать поспешно. Если вы привыкли действовать импульсивно, то будете делать ставки на русскую рулетку, не зная, будет ли эта реакция правильной или нет.

Это, очевидно, приведет к проблемам, поскольку, не рационализируя реакции, они часто ошибаются..

Кроме того, импульсивное поведение очень связано с разочарованием, отсутствием контроля и агрессивностью, поэтому, если вы реагируете импульсивно, вы часто будете выполнять эти типы поведения.

Поэтому ясно одно: если мы хотим действовать надлежащим образом, вести себя соответствующим образом и избегать проблем, мы должны действовать рационально, а не импульсивно..

10 методов контроля импульсивности

Научитесь контролировать свою импульсивность и вести себя рационально с помощью десяти шагов, описанных ниже.

1-Взять на себя ответственность

Первый шаг, который вы должны сделать, чтобы контролировать свою импульсивность, это осознать, что вы должны это сделать. Под этим я подразумеваю, что вы должны знать, что у вас слишком много трудностей, чтобы контролировать свое импульсивное поведение и чрезмерно использовать его.

Если вы не знаете об этом, вы никогда не измените свое импульсивное поведение и не научитесь его контролировать. В любом случае, чтобы оставить сомнение в том, что ваше поведение слишком импульсивное или вы не можете выполнить следующее упражнение:

Когда наступит ночь, сделайте обзор всего поведения и всех реакций, которые у вас были в течение дня.

Перечислите их все и опишите, какова была ваша реакция или поведение, что вы сделали, почему и какие последствия это имело. Как только вы это сделали, просмотрите один за другим и подумайте о них.

Реакции были импульсивные или нет? Вы отреагировали очень быстро и не дали вам времени подумать о своем поведении? Поведение было соответствующим или вы могли бы сделать что-то еще? Можете ли вы придумать более тихую альтернативу реагировать?

Что вы чувствовали, когда действовали? Вы нервничали, злились или раздражались? Могли бы вы контролировать свое поведение или заметили, что в то время вы не могли больше ничего делать?

Задайте себе все эти вопросы о каждом из ваших поведений, и если ваше поведение слишком импульсивное, вы заметите это быстро.

Выполните это упражнение в течение трех или четырех дней, и если вы придете к выводу, что есть несколько моментов, в которых вы можете действовать более спокойно и рационально, переходите ко второму шагу..

2-Определить стимулы

Как только вы поймете, что должны улучшить свою способность контролировать импульсивность, вам нужно научиться определять стимулы. Для этого вы можете сделать то же самое, что мы сделали в первом пункте. Запишите на листе каждое из ваших импульсивных действий и опишите, как они были.

Когда вы это сделаете, подумайте о них и задайте следующий вопрос для каждого импульсивного действия: какой стимул вызвал мою непропорциональную реакцию??

После того, как вы сделали это с наиболее импульсивным поведением, сделайте свои собственные выводы, наверняка многие из них вы уже знали, прежде чем выполнять это упражнение:

Какие вещи провоцируют мое импульсивное поведение? Очень важно, чтобы вы очень четко понимали, что это за стимулы, знали их и знали о них.

И если вы хотите иметь возможность контролировать свою импульсивность, важно, чтобы вы знали заранее, чтобы обнаружить те ситуации риска, в которых очень вероятно, что вы реагируете импульсивно.

3-Контроль вулкана

Следующим шагом будет знать, как управлять вулканом, чтобы он не извергался, то есть иметь возможность остановить ваше импульсивное поведение в тех ситуациях, которые заставляют вас реагировать таким образом.

Чтобы контролировать свое импульсивное поведение и чтобы оно не появлялось, очень важно, чтобы вы хорошо выполнили предыдущий шаг и смогли предвидеть, что рассматриваемая ситуация может вызвать импульсивное поведение.

Если вам удалось определить ситуацию как опасную и подготовить себя к тому, чтобы не реагировать импульсивно, у вас будет много домашнего скота. И именно то, что мешает контролировать импульсивность, это то, что он мгновенен, появляется внезапно и настолько быстр, что у нас нет времени действовать до него..

Чтобы иметь возможность контролировать вулкан, вы должны уметь делать две вещи, которые позволяют вам реагировать до появления импульсивного поведения:

1. Знайте те ситуации, которые могут заставить вас реагировать импульсивно, и когда они появляются, выявляйте их и готовьтесь не реагировать импульсивно.

2. Знать внутренние ощущения, которые возникают внутри вас, когда вы злитесь (например, вулкан, когда он начинает нагреваться и производить лаву), чтобы обнаружить их, когда они появляются, и стараться не вести себя импульсивно.

4-Задержка вашего ответа

Как только вы сможете обнаружить моменты, в которые вы реагируете импульсивно, вы готовы изменить свой тип реакции.

Как мы уже говорили, главная проблема импульсивности заключается в том, что она возникает непосредственно перед мыслью, поэтому, когда она появляется, у нас нет материального времени, чтобы остановить ее мыслью..

Чтобы предотвратить это, мы должны научиться откладывать наш ответ. Это чтобы привыкнуть к тому, чтобы пройти несколько секунд, прежде чем реагировать или действовать.

Это упражнение всегда следует выполнять не только в те моменты, когда вы замечаете, что вы можете реагировать импульсивно, поскольку цель состоит в том, чтобы вы привыкли всегда реагировать с задержкой.

Если вы получите это, вашему импульсивному поведению будет гораздо труднее проявиться. Для этого вы можете сделать простое упражнение, считая до 3, прежде чем реагировать.

5-Используйте самостоятельные инструкции

Даже если вам удастся сосчитать до 3, прежде чем реагировать во всех ситуациях, ваша импульсивность может выглядеть одинаково. Упражнения, которые мы сделали до сих пор, позволяют нам выиграть время на импульсивности, но не устранить ее.

Однако, если вы зашли так далеко, у вас уже есть много домашнего скота, так как самое сложное — побороть импульсивность. Но теперь приходит важное . Что мы делаем с этим временем?

Ну, главная цель — это использовать его так, чтобы появилась наша рациональная часть, которая будет отвечать за контроль над импульсивностью. Представьте себе ситуацию, которая побуждает вас реагировать импульсивно. До сих пор мы сделали следующее:

1. Вы уже определили ситуацию как опасную, поэтому, когда вы развивались, вы готовились не реагировать импульсивно.

2. Вы заметили, как злость наполняет себя, поэтому вы подготовились контролировать вулкан, а не спешить..

3. Вы смогли сосчитать до 3, прежде чем ответить.

Но что нам теперь делать? Ну, убедите себя, что лучший способ ответить не импульсивен. Чтобы сделать это, вам нужно повторить инструкции, например:

«Прежде чем что-то делать, я подумаю об этом».

«Оправдано ли то, что я сейчас говорю?»

«Если я скажу, что я думаю, я буду торопиться?»

«Что я буду делать сейчас, это импульсивное поведение?»

6-Разработка альтернативного поведения

Импульсные реакции имеют определенное поведение, поэтому, если нам удастся выработать тип альтернативного поведения каждый раз, когда мы боимся наступления импульсивности, оно будет менее вероятным.

Например, если каждый раз, когда вы чувствуете, что злитесь, вы привыкли использовать самоинструкции и делать шаг назад, вы будете усиливать контроль над импульсивностью..

7-Развивайте альтернативные мысли

Обсуждаемые нами самоинструкции, которые вы будете использовать в чрезвычайных ситуациях, должны служить не только для устранения импульсивности, но и для развития другого мышления.

Когда вы чувствуете себя тихо дома, вам следует составить список инструкций, которые намного шире предыдущего. Цель состоит в том, чтобы вы разработали для себя ряд ключевых идей, которые позволят вам более рационально сфокусировать свою жизнь.

Для этого вы можете указать на преимущества рационального функционирования, неудобства ускорения себя, проблемы, которые вы спасли сами, поскольку вы не реагируете импульсивно, короче говоря, любая идея, которую вы предлагаете, действовать в спокойной и рациональной манере.

Эти ключевые идеи послужат укреплению вашей веры в самостоятельные инструкции и, следовательно, будут более эффективными..

8-канальный ваша энергия

Одной из характеристик импульсивности является то, что она активирует и подготавливает наше тело к немедленному реагированию на конкретную ситуацию. Однако, как мы уже говорили, это не должно быть плохо, так как импульсивность часто может быть полезна для вас..

Эта активация может быть очень полезна, если вам удастся направить ее на регулируемые действия. Кроме того, если нам удастся научиться использовать импульсивность в соответствующих ситуациях, нам будет легче контролировать ее в остальных ситуациях..

Чтобы научиться правильно направлять импульсивность, я рекомендую вам заняться каким-либо видом спорта, поскольку это наиболее подходящее занятие, позволяющее свободно контролировать импульсивность контролируемым образом..

9-Учись расслабляться

Аналогично, чтобы иметь более низкую предрасположенность к импульсивности, удобно, чтобы вы научились приобретать состояния расслабления привычным способом. Для этого я рекомендую выполнять следующее упражнение ежедневно в течение 10-15 минут:

  1. Дышите глубоко и медленно, замечая, как воздух входит и покидает ваш живот.
  2. В каждом вдохновении повторяйте слово или фразу, которая передает спокойствие как «расслабиться» или «успокоиться».
  3. В то же время представьте себе пейзаж, который передает спокойствие и безмятежность.
  4. Если вы хотите, вы можете поставить на задний план какую-нибудь расслабляющую песню с низкой громкостью.

В этой статье вы можете узнать больше техники релаксации.

10-уменьшить стресс

Если ваш повседневный день очень стрессовый, у вас будет меньше возможностей адекватно выполнять предыдущие девять шагов, которые позволят вам контролировать свою импульсивность.

Если вы замечаете, что стресс вторгается в вашу жизнь, организуйте свою деятельность и свое время и постарайтесь найти баланс, необходимый для более спокойной жизни. Сэкономьте себе моменты, чтобы отвлечься и расслабиться, и постарайтесь не делать действий без остановки.

Если вы это сделаете, вы приобретете более расслабленное общее состояние, которое позволит вам иметь более низкую предрасположенность к импульсивности.

Импульсивность - что это такое, причины и признаки у детей и взрослых
ru.thpanorama.com

Расстройство поведения у детей

Что такое Расстройство поведения у детей —

Расстройство поведения – синдром, который проявляется в устойчивой неспособности контролировать поведение, подстраивая его под принятые в данном обществе нормы и правила. В детской психиатрии эта проблема является самой распространенной, как можно судить по эпидемиологическим исследованиям.

Часто расстройство поведения у детей устойчиво, что негативно сказывается на окружающих людях. Считается, что данный синдром неизлечим. Он проявляется в поведенческих проблемах: открытом неповиновении родителям, учителям, воспитателям; агрессии и антисоциальном поведении. Не всякое непослушание можно приписывать расстройству поведения, это нормальные части развития ребенка, и по мере его взросления такое поведение угасает (при правильном воспитании). Диагноз ставят только, когда такое поведение одновременно устойчивое и чрезмерное.

Расстройство поведения может быть разным по тяжести, его рассматривают через так называемый размеренный подход. До сих пор точно не разрешен вопрос, является ли расстройство поведения психиатрической проблемой.

Что провоцирует / Причины Расстройства поведения у детей:

Влияние биологических родителей, согласно исследованиям, меньше, чем влияние приемных. Среди факторов риска – природная склонность к трудному темпераменту и неблагоприятная окружающая среда. В развитии антисоциальной личности и преступности у взрослых генетические влияния играют большую роль.

Провоцирует расстройство поведения у детей ближайшая окружающая среда и более широкая среда.

Ближайшая окружающая среда

  1. Психическое расстройство отца или матери
  2. Родители-преступники
  3. Воспитание ребенка

На формирование расстройства поведения у ребенка влияют разлады между родителями, враждебность, направленная на малыша, недостаток теплого отношения, внимания и участия. Это может быть как ответом на поведение ребенка, которое не нравится родителям, так и причиной такого поведения. Также имеют роль непоследовательная дисциплина и недостаточный надзор, которые влияют на то, что ребенок не может выучить социальные правила и подчиняться им. Важен также противоположный аспект – слишком суровая дисциплина – когда ребенку не дают права голоса и права выбора, наказывают за малейшие проступки.

  • Образцы взаимодействия родитель-ребенок

Мелкозернистый анализ Паттерсона (1994 год) выявил, что деструктивное поведение ребенка усугубляется, если оно дает ему возможность получить больше внимания, избежать неприятных требований или чаще поступать по-своему.

  • Сексуальное насилие

Более широкая среда

  • Школьное влияние

Негативно на ребенка влияют, вызывая расстройство поведения, плохо организованные и недружественные коллективы, низкие моральные принципы преподавателей, высокая текучесть кадров.

  • Более широкие социальные влияния

До сих пор точно не выяснено, являются ли перенаселенность, плохое жилье и бедность района факторами причины или маркерами других семейных или социально-экономических переменных. Расстройства поведения у детей и подростков возникают чаще в районах, где они получают почет и славу за воровство, ношение оружие, прогуливание уроков, где котируется насилие, применяемое к более слабым и младшим.

Патогенез (что происходит?) во время Расстройства поведения у детей:

Присущие ребенку механизмы

1. Конституциональные характеристики

В числе предполагаемых – дисбаланс нейротрансмитеров, избыток гормонов (особенно тестостерона) и метаболические изменения, такие как низкий холестерин. Сюда входит невозможность успокоиться после фрустрации – аномальная форма возбуждения. У некоторых детей с расстройством поведения более низкая частота сердечных сокращений и сниженный уровень возбуждения в целом.

Всё же младенцев, темперамент которых классифицирован как «трудный», впоследствии чаще направляют к врачу из-за проблем, связанных с агрессией. У детей с расстройствами неврологического развития, такими как церебральный паралич и эпилепсия, чаще бывают проблемы, связанные с неповиновением и раздражительностью, но риску тяжелого антисоциального поведения они подвержены не больше, чем другие дети.

2. Психологические процессы

Агрессивные дети в частых ситуациях принимают нейтральные слова и действия окружающих за враждебные. Они соответствующего реагируют, из-за чего ребенка в компаниях всё больше сторонятся. Это влечет за собой лишь усугубление негативного восприятия действий окружающих. Социальные навыки находятся на крайне низком уровне. До сих пор мало изучены эмоциональные процессы у детей с расстройством поведения. Но известно, что у них часто низкая самооценка, потому такие дети зачастую печальны.

Симптомы Расстройства поведения у детей:

Симптомы синдрома расстройства поведения у детей меняются по мере взросления. У тех, кто помладше, проявляются признаки оппозиционно-вызывающего расстройства. Эти признаки крайне редко проявляются у детей, не подверженных расстройству поведения.

Критерии оппозиционно-вызывающего расстройства по DSM-IV

На протяжении полугода должно проявляться минимум 4 признака из ниже описанных:

  1. Ребенок часто спорит со взрослыми
  2. Ребенок часто «выходит из себя»
  3. Ребенок часто переносит вину на другого человека
  4. Ребенок часто обижается
  5. Ребенок часто отказывается подчиняться правилам и выполнять требования взрослых
  6. Ребенок часто выявляет негодование или гнев
  7. Ребенок часто целенаправленно досаждает окружающим
  8. Ребенок часто мстительный или злобный

Критерии расстройства поведения по DSM-IV

На протяжении года у ребенка с расстройством поведения выявляются минимум 3 признака из тех, что указаны ниже:

  1. Уничтожает чужие вещи или любую другую собственность
  2. Угрожает, задирается или запугивает других детей и взрослых
  3. Часто провоцирует драки и потасовки
  4. Проникал в чужие жилища или автомобили
  5. Применял в драках серьезное оружие
  6. Лжет и обманывает других
  7. Проявляет физическую жестокость по отношению к людям
  8. Проявляет физическую жестокость по отношению к животным
  9. Часто не появляется ночью дома, никого не предупредив
  10. Участвует в кражах с применением физической силы
  11. Убегал из дома с ночевкой дважды
  12. Склонял кого-либо к действиям сексуального характера
  13. Часто прогуливает школу, начиная с возраста до 13 лет
  14. Поджигал что-либо, имея цель причинить ущерб другому человеку

Сопутствующие признаки

Психиатрические симптомы:

Комбинация невнимательности, беспокойства, общей чрезмерной активности, импульсивности.

У 1/3 детей с расстройством поведения фиксируют несчастливость, печаль и подобные эмоциональные симптомы. Часто это приводит к депрессии, умышленному нанесению вреда самому себе, попыткам суицида.

Неудачи в учебе

У многих детей с расстройством поведения низкие оценки в школе, низкие оценки их уровня работы. Часто имеются специфические дефициты обучения. Тестирование показало, что у 1/3 детей с расстройством поведения имеется специфическое расстройство чтения. И наоборот – примерно у 1/3 детей со специфическим расстройством чтения обнаруживают расстройство поведения. Обнаружено три причины таких закономерностей:

  • деструктивное поведение может негативно связываться на процессе обучения
  • дети, что неспособны понимать поставленные задачи и участвовать в занятиях, могут стать деструктивными в результате фрустрации.
  • как деструктивность у ребенка, так и проблемы с чтение, могут стать результатом гиперактивности или неподдерживающего недоброжелательного воспитания или других третьих факторов.

Плохие межличностные отношения

Деструктивные дети часто имеют низкую популярность в группах одногодок, часто они не имеют постоянных друзей. Такие дети проявляют плохие социальные навыки – не только с одногодками, но и и со взрослыми людьми. Им трудно стать полноценными участниками игры и принять все её правила. Плохие взаимоотношения со сверстниками указывают на неблагоприятный исход. согласно Международной классификации болезней МКБ-10, расстройство поведения может быть двух типов: социализированный и несоциализированный. Их делят в зависимости от того, есть у ребенка отношения с другими детьми или нет.

Существует небольшой процент детей с расстройством поведения, у которых бывают постоянные друзья, у них присутствуют альтруистические мысли и поступки, они способны ощущать раскаяние и вину, могут заботиться о других детях и взрослых. Таких детей относят к социализированному расстройству поведения, они меньше участвуют в антисоциальных поступках: приеме алкогольных напитков, прогулах, кражах, драках и проч.

Диагностика Расстройства поведения у детей:

При диагностике информацию важно получать из нескольких источников. Поскольку поведенческие проблемы могут возникать только в одной среде – дома или в школе.

Дифференциальный диагноз требует отличать расстройство поведения у детей от таких диагнозов:

  • Расстройство адаптации

Симптомы при данном диагнозе появляются сразу после пережитого ребенком стресса, такого как тяжелая утрата (смерть родственника, например), развод родителей, усыновление/удочерение, жестокое обращение или нанесение тяжелых увечий. Симптомы при этом длятся менее полугода после окончания стрессовой ситуации или ее последствий.

Гиперактивность часто путают с расстройством поведения у ребенка. Гиперактивные дети не проявляют открытого неповиновения, намеренного антисоциального поведения, агрессии по отношению к окружающим людям и предметам.

Небольшие отклонения от принятых в обществе норм – показатели нормального развития ребенка. Просто у воспитателей и родителей могут быть завышенные ожидания по отношению к малышу.

  • Субкультурное отклонение

Некоторые дети и подростки считаются антисоциальными, но не сильно проявляют агрессию, поведение не слишком вызывающе. В субкультурах (например, группках молодых людей, где одобряют курение или ношение оружия) адаптированы хорошо.

Часто данные расстройства проходят с проявлением деструктивного поведения и вспышек гнева.

Оценка

Специалисты детально выясняют тяжесть и частоту вызывающих, агрессивных и антисоциальных поступков приблизительно за 30 последних дней. Также выясняют у родителей о внимании и активности ребенка, а также о его импульсивности. Хотя импульсивность может указывать также на гиперактивность или обычные проблемы с поведением при нормальности ребенка. Собирают данные об эмоциональных симптомах, в особенности таких как печаль и несчастное состояние. Часто печаль может быть обусловлена обстоятельствами, что часто повторяются – такими как недостаточная оценка ребенка матерью, например. Потому до причин можно добраться при интервьюировании ребенка с глазу на глаз.

Следует учитывать чуткость мамы и папы по отношению к настроениям и потребностям ребенка, учитывают ли они их, и насколько учитывают. Также фиксируют эмоциональный настрой родителей и их отношение к ребенку. Также важна оценка от учителей: способен ли ребенок концентрировать ребенок, насколько он усидчив, какие отношения с одноклассниками и другими детьми и пр.

Лечение Расстройства поведения у детей:

1. Направленное на ребенка

— Модификация поведения может быть очень эффективна для изменения одного или двух специфических видов антисоциального поведения, но обычно не распространяется на все поведение.

— Индивидуальные психотерапевтические сеансы

— Тренинг социальных навыков

— Тренинг навыков решения проблем

— Лечение медикаментами, специальная диета

2. Направленное на семью

— Тренинг родителей по управлению (эффективность на высоком уровне)

Исход

У 40% детей с расстройствами поведения проблемы и нарушения взаимоотношений продолжаются и в дальнейшем. У 90% молодых совершеннолетних делинквентов в детстве было расстройство поведения.

Плохой исход прогнозируют, если:

— проблемы с поведением имели раннее начало

— проявляется большое количество симптомов

— поведение устойчиво дома, в школе и в других средах

— есть сопутствующая гиперактивность

— у мамы или папы есть психическое расстройство

— в семье есть преступники

— в семье наблюдается сильная враждебность и разлад, который сказывается на ребенке.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Расстройство поведения у детей:

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Расстройства поведения у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Euro lab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Euro lab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Импульсивность - что это такое, причины и признаки у детей и взрослых
www.eurolab.ua

СДВГ у взрослых: особенности заболевания, симптомы и способы коррекции

Многие люди считают, что синдром дефицита внимания и гиперактивность являются детскими патологиями. Но встречаются они также и у взрослых. По своей сути СДВГ является минимальной дисфункцией полушарий головного мозга, которая может возникнуть еще до того, как ребенок появится на свет. Такие отклонения излечиваются лишь в 50% случаев. СДВГ у взрослых проявляется по-разному и не всегда синдром сопровождается гиперактивностью. Люди, страдающие этой патологией, могут жить вполне нормальной жизнью, и даже не догадываться о своем состоянии. Они могут создавать семьи, воспитывать детей, заниматься теми видами профессиональной деятельности, которые не требует большого внимания и позволяют проявлять свою гиперактивность. Но своевременное выявление синдрома и его лечение может значительно улучшить качество жизни.

Основные проявления

В международной классификации болезней есть целый раздел, посвященный СДВГ. Диагнозы различаются по наличию и преобладанию симптомов патологии, но в большей части они касаются детей, поскольку большинство из этих проявлений исчезают по мере взросления. Прежде всего, это касается гиперактивности.

У взрослых людей она проявляется редко. Это объясняется тем, что организм человека полностью меняется после полового созревания, и его энергетический ресурс становится ограниченным. Но, в то же время, после совершеннолетия возникают новые симптомы СДВГ. Среди них наиболее ярко проявляется неустойчивость внимания. Таким людям очень сложно выполнять ежедневные обязанности, например, производить уборку в доме, готовить еду, сортировать вещи и раскладывать их по своим местам.

Люди с СДВГ склонны провоцировать конфликты. Постоянные ссоры становятся причиной разрушения семьи. Определить, что у взрослого человека есть СДВГ можно по таким признакам:

  • сложности с выполнением рутинных дел, таких как, уборка или готовка еды. В быту такие люди дезорганизованы, они рассеяны, легко отвлекаются на посторонние дела и постоянно опаздывают;
  • неспособность составлять и контролировать собственный бюджет, а также своевременно оплачивать коммунальные и другие счета. Люди с СДВГ не умеют копить деньги и рационально их использовать;
  • отсутствие умения выслушивать собеседника до конца;
  • отсутствие тактичности при общении с другими людьми. Человеку с данным видом расстройства сложно сдерживать спонтанные высказывания, они крайне импульсивны;
  • забывчивость, которая проявляется в невозможности регулярно принимать лекарственные препараты;
  • отсутствие интересов и хобби. Синдром дефицита внимания у взрослых проявляется в неспособности концентрироваться на работе и заниматься одним видом деятельности на протяжении длительного времени;
  • возникают постоянные трудности при планировании своей деятельности, а также при последующем выполнении задуманного. У пациентов с синдромом дефицита внимания практически всегда отсутствуют долгосрочные планы;
  • невозможность составить отчет, сделать вывод или заключение. Неспособность анализировать что-либо.

Все эти проявления заболевания негативно сказываются на работе человека. Невозможность концентрироваться на выполнении рабочих обязанностей и важных поручений не позволяет продвигаться по карьерной лестнице и достигать высот в профессии. Несдержанность и импульсивность, а также отсутствие такта, осложняет отношение с коллегами и начальством. По этой же причине могут возникать конфликты в семье с близкими людьми.

При СДВГ могут возникнуть трудности с вождением автомобиля, поскольку такие люди не могут концентрировать свое внимание на дороге, при этом замечать всех участников движения, дорожные знаки, сопоставлять картинки с зеркал обзора, оценивать ситуацию и осуществлять необходимые в этот момент действия.

Сказывается синдром и на интимной сфере, особенно это касается женщин. Достичь оргазма им при этом расстройстве практически невозможно. В ходе полового акта нужно полностью сконцентрироваться на происходящем и своих ощущениях, а СДВГ не позволяет этого сделать.

Неимоверно сложно взрослому человеку с СДВГ читать книги и смотреть фильмы, особенно если сюжет не захватывает с первых слов или секунд. У таких людей попросту не хватает терпения, они утрачивают интерес к истории уже после нескольких минут.

Диагностика расстройства

Специалисты утверждают, что СДВГ у взрослых не возникает неожиданно. Это расстройство трансформируется из детской формы патологии. Поэтому в процессе диагностики большое внимание уделяется сбору информации о наличии соответствующей симптоматики в детстве пациента. Для этого производится анкетирование обратившегося за помощью человека, членов его семьи и людей из близкого окружения. Особое внимание уделяется анализу школьных успехов пациента, а также темпов его развития и достигнутых результатов.

Параллельно со сбором информации должно проводиться общемедицинское обследование. Это позволит исключить соматические или неврологические заболеваний, имеющие схожие проявления. Исследования на различных видах томографов позволяют подтвердить наличие органических дефектов в ЦНС. Подобные изменения фиксируются при попытке человека сконцентрироваться на чем-либо. В состоянии покоя органические изменения в головном мозге не фиксируются.

Кроме того, диагностировать СДВГ у взрослых помогают различные тесты. С их помощью можно не только выявить степень умственного развития, но и получить полную картину о пациенте.

Наиболее эффективные способы лечения

Основная сложность в лечении СДВГ у взрослых связана с поздней диагностикой. Чем раньше было выявлено данное расстройство, тем легче будет проходить лечение. Но, в любом случае, оно должно быть комплексным.

Осуществлять лечение синдрома дефицита внимания может психолог или психотерапевта с обязательным назначением медикаментозных препаратов.

Ведущую роль при коррекции такого расстройства, как синдром дефицита внимания у взрослых людей, является психотерапия. Наиболее эффективную методику психотерапевт подбирает исходя из индивидуальных особенностей пациента и тяжести его состояния:

  1. Когнитивная и поведенческая терапия позволяет поднять самооценку пациента и способствует его самоутверждению.
  2. Полезны расслабляющие тренинги, используя их человек может снять груз тяжелых психоэмоциональных нагрузок.
  3. Поведенческие курсы помогают пациенту научиться организовывать свою жизнь, с максимальной пользой использовать свое время, а также распределять его между работой и отдыхом.
  4. Семейная психотерапия позволит наладить взаимоотношения между супругами, один из которых страдает СДВГ. Для нормализации профессиональной сферы используются рабочие тренинги.

Лечение лекарственными препаратами для взрослых людей строится по той же схеме, что и при терапии детской формы синдрома. Больные СДВГ не могут сами контролировать прием препаратов, в отличи от здоровых людей, поэтому в этом вопросе нужен контроль со стороны родственников.

Наиболее эффективными средствами при лечении СДВГ являются психостимуляторы. Но эта группа препаратов способна вызывать привыкание, поэтому их прием должен контролироваться специалистами. В ходе лечения синдрома дефицита внимания также могут применяться ноотропные препараты. Под их воздействием улучшается мозговая деятельность, с также стабилизируются мыслительные процессы. Рекомендовать конкретные лекарственные средства может только квалифицированный врач после того, как будет проведено тщательное обследование пациента и поставлен точный диагноз.

Медикаментозное лечение позволяет несколько улучшить способность к концентрации внимания, но оно не в состоянии решить проблемы с дезорганизацией, забывчивостью и неумением рассчитывать собственное время. Для того, чтобы лечение было успешным, нужно сочетать известные способы коррекции СДВГ у взрослых.

Дополнительные методы

Наряду с психотерапией и медикаментозным лечением можно применять и другие способы коррекции синдрома дефицита внимания. Большинство из них подходят для самостоятельно использования в качестве вспомогательных методов при комплексной терапии СДВГ.

Одним из самых простых способов уменьшения проявлений синдрома дефицита внимания является регулярное занятие спортом. В процессе выполнения физических упражнений повышается уровень серотонина, дофамина и норэпинефрина в головном мозге. Эти вещества положительно влияют на способность к концентрации внимания. Для достижения устойчивых результатов нужно тренироваться не менее 4 раз в неделю, но для этого не обязательно посещать тренажерный зал. Можно просто совершать пешие прогулки в парке.

Лечение будет более эффективным, если удастся нормализовать сон. Когда человек спит, его мозг отдыхает и расслабляется, в результате улучшается психоэмоциональное состояние. Если стабильный режим сна будет отсутствовать, то симптомы СДВГ будут проявляться с большей силой.

Также следует обратить внимание и на питание, оно должно быть сбалансированным и регулярным. Но при синдроме дефицита внимания важнее следить не за тем, что человек ест, а за тем, как он это делает. Неспособность к самоорганизации приводит к тому, что питание человека становится беспорядочным. Он может длительное время обходиться без еды, а затем поглощать ее в больших количествах. В результате ухудшается не только симптоматика расстройства, но и самочувствие человека в целом.

Устранить некоторые из симптомов СДВГ поможет йога или медитация. Если регулярно практиковаться, то можно усилить внимание, уменьшить импульсивность и беспокойство, а также избавиться от депрессии. Найти рекомендации по занятиям йогой можно в Интернете, но лучше обратиться к тренеру. Он составит наиболее подходящий комплекс упражнений (асан) с учетом вашего возраста и физического здоровья.

Заблуждения относительно СДВГ

В нашей стране взрослых с подтвержденным диагнозом СДВГ не так уж и много. Это объясняется тем, что за специализированной помощью обращаются лишь единицы людей, имеющих подобное расстройство. У нас попросту не принято ходить к психотерапевтам, психологам, и тем более к психиатрам. А вот на западе дело обстоит по-другому. Диагноз СДВГ в свое время был поставлен многим знаменитостям, которые на своем примере показывают, что данное расстройство не приговор. Синдромом дефицита внимания страдает Джим Керри, Перис Хилтон, Джастин Тимберлейк, Аврил Лавин и многие другие мировые звезды кино и эстрады. Они открыто говорят о своих проблемах, помогая тем самым обычным людям поверить в себя и начать менять свою жизнь к лучшему.

Поэтому не стоит верить заблуждению, что СДВГ – это просто «модный» диагноз, который оправдывает плохое воспитание и педагогическую запущенность. Первые научные труды, посвященные СДВГ, увидели свет еще в начале прошлого века. Существуют и другие мифы относительно синдрома дефицита внимания и гиперактивности, приведем некоторые из них:

  • диагноз СДВГ ставят практически всем детям, которые излишне подвижны и активны. На самом деле, это расстройство встречается не так уж часто. Примерно 6% населения сталкиваются с подобным расстройством, и только треть из них получает необходимое лечение. Большую часть гиперактивных детей не лечат вообще, особенно это касается девочек;
  • синдром дефицита внимания является болезнью гиперактивных мальчишек. Но это далеко не так, в большинстве случаев у пациентов с синдромом дефицита внимания гиперактивность отсутствует. Таких людей просто считают ленивыми и глупыми. Синдром очень распространен среди девочек и женщин, но, согласно статистике, его чаще диагностируют у представителей сильного пола;
  • эту болезнь придумали американцы, склонные к поиску простых решений из сложных ситуаций. Синдром встречается практически во всех странах, но не везде это расстройство достаточно изучено;
  • главная причина СДВГ – это плохие учителя, родители и отсутствие жесткости в воспитании. Семья и ближайшее окружение может сказаться на состоянии человека с СДВГ, но основной причиной расстройства являются генетические особенности или органические изменения в головном мозгу. В этом случае даже самые опытные учителя и любящие родители редко могут повлиять на поведение ребенка;
  • люди с СДВГ прикладывают мало усилий для решения своих проблем, и поэтому не стоит их оправдывать. Исследования на томографах позволили сделать вывод, что чем больше человек с этим синдромом старается, тем больше ухудшается его состояние. При попытке сосредоточится на выполнении какого-либо задания, у пациента попросту отключается лобная кора мозга.

Но самым опасным является заблуждение о том, что дети с СДВГ перерастают эту патологию, и после 12-14 лет все симптомы исчезнут. Современные исследования показали, что проявления синдрома дефицита внимания сохраняются во взрослой жизни более чем у половины всех детей, страдающих этим расстройством.

Такое большое количество мифов и заблуждений относительно СДВГ объясняются тем, что страдающие им дети и взрослые выглядят вполне нормально, они способны справляться с элементарными обязанностями. Синдром, хоть и осложняет жизнь человека, но все же не делает его тяжелобольным. Взрослые приспосабливаются к своей патологии настолько хорошо, что способны ввести в заблуждение даже самых опытных врачей. В большинстве случаев выявить отклонения можно только после тщательного компьютерного исследования головного мозга пациента.

arbat25.ru

COMMENTS