Индивидуальность человека — понятие, развитие индивидуальности

Индивид, индивидуальность, личность

Мыслители ещё с древних времён старались проникнуть в суть понятия «человек». Чтобы разобраться, они создавали различные концепции понимания его определения. В итоге пришли к общему выводу, что человек представляет собой биологическое, психологическое и социальное единство. Термин «человек» тесно взаимосвязано с понятиями – «индивид», «индивидуальность», «личность». Проведём некоторые разделения между этими терминами, чтобы понять их суть.

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Человек занимает высшую фазу в происхождении и развитии жизни. Теория эволюции человека имеет название антропогенез. Человек – это продукт природы, который тесно взаимосвязан с обществом.

Биологическая природа человека относится к высшим млекопитающим, которые появились на Земле примерно 550 тысяч лет назад. Как биологическое существо человек обладает анатомо-физиологическими задатками, то есть имеет мышечную, кровеносную и нервную систему, кроме того – половыми и возрастными особенностями. Но нервная система и процессы, отвечающие за существование, запрограммированы так, что человек может приспособиться к разным условиям существования.

К психологической природе относится наличие у человека воображения, мышления, чувств, характера, памяти.

Социальная сущность человека включает в себя моральные качества, мировоззрение, знания, ценностные установки, умения. Человек формируется социальной личностью только, тогда, когда входит в тесный контакт (общение, взаимоотношения с обществом) с другим социумом.

Отличия природы человека от животного:

  1. Человек изъясняется членораздельно и обладает мышлением. Из всех видов млекопитающих только человек умеет оценивать своё настоящее, думать о прошлом и будущем.

Правда, незначительной коммуникацией владеют и несколько видов обезьян, но они не могут передавать друг другу информацию об окружающих их предметах. Люди умеют в своей речи концентрироваться на главном.

  1. Человек может владеть творческой деятельностью, в частности:

— предвидеть развитие и характер некоторых природных процессов;

— выбирать роль в социуме, моделировать своё поведение в нём;

— проявлять ценностные отношения.

Поведение животных основано на инстинктах, изначально их природные действия запрограммированы.

  1. Человек оказывает влияние на окружающую среду – он способен преображать действительность и создавать культуру, то есть формировать духовные и материальные ценности.

У животных образ жизни устанавливается природой – они приспосабливаются к условиям окружающей среды.

  1. Человек самостоятельно умеет производить средства для материальных благ.

Некоторые животные способны владеть естественными орудиями, но изготовить средства труда не может ни один вид млекопитающих.

Итак, человек является уникальным, духовно незавершённым, универсальным и целостным существом.

  • Наличие сознания.
  • Уникальное строение организма.
  • Восприимчивость к труду.

Индивид – это представитель человека в единичном роде. Он является носителем социальных и психофизических черт человека.

Другими словами, индивид – это «человек в единичном числе».

Основные качества индивида:

  • Активность.
  • Стойкость к реальности, которая окружает человека.
  • Единство психофизического состояния организма.

Олицетворением качеств индивида служит личность.

В древности личность обозначало какой-то социальный лик, который брал на себя человек, когда играл различные роли в театре, то есть некая «личина».

Личность – это определённый человек, склонный к переживаниям, пониманию мира вокруг, имеющий сознание и налаживающий определённые отношения с окружающим социумом.

Индивидуально-психологические особенности личности

Люди отличаются друг от друга персональными свойствами, то есть чертами присущими одному индивидууму. Определение «индивидуальные особенности» обозначает психологические и соматические (от латыни «тело») определения человека: рост и фигура, формирование скелета, окрас глаз, волос и так далее.

Индивидуальная особенность личности – это мимика лица человека. Лицо человека отображает не только анатомическую, но и психологическую специфику определённого человека. К примеру, когда выражаются: «у этого человека лукавые глаза», «у вас сознательное лицо», то имеют в виду именно особенность психологического характера, присущую конкретному индивиду.

Обобщим индивидуально — психологические особенности в четыре грани личности:

  1. Качества социального характера (моральная направленность, мировоззрение).
  2. Качества биологического характера (жизненно необходимые потребности, темперамент, задатки).
  3. Индивидуальные черты, имеющие разную психическую природу.
  4. Опыт (совокупность умений, повадок и навыков).

Индивид и личность: различия

Человек рождается индивидом, статус личности уже утверждается в процессе развития. Разграничение определение индивида и личности поможет дать оценку функционирования персоны.

Итак, чем отличается индивид от личности?

  • Взаимодействие с социумом. Индивидом человек остаётся от рождения и до смерти, а личностью он формируется только во взаимодействии либо противодействии с социумом.
  • Признание. Права у всех людей равные, то есть каждый человек изначально имеет свою индивидуальность. Однако, личность имеет некие социальные преимущества: признание, власть, авторитет.
  • Достаточность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
  • Осознанность. Путь к приобретению статуса личности является осознанным действием индивида.
  • Количество. Личностей в мире насчитывается десятки миллионов, а индивидов – примерно семь миллиардов.

Человек, который отстранён от социума, очень быстро теряет свои личностные черты – начинает плохо понимать других людей вплоть до забывания языка. При этом развитие генетического кода проходит по природе независимо от жизненных перемен человека. Стать личностью, человек может, даже имея ограниченные способности.

Определение индивидуальности

А вот термин индивидуальность обозначить уже сложнее, так как кроме личностных свойств она включает в себя физиологические и биологические качества человека.

Индивидуальность – это определённый человек, обладающий особым сочетанием, отличительным от других индивидов, социальных, физиологических и психических особенностей. Их отличие проявляется в общении, поступках и активности человека.

В истории бывали такие случаи, когда человек жил и воспитывался среди животных. Такие люди теряли своё социальное начало – умение выражаться членораздельно, теряли умственные способности. Возвращаясь обратно в общество людей, не могли уже прижиться в нём. Такие случаи лишний раз доказывают, что человек, имеющий только биологическое начало, не может стать полноценной индивидуальностью.

Преображению биологического индивида в полноценную личность способствует именно трудовая деятельность. Благодаря занятию каким-нибудь делом, важным для общества, человек может доказать свою уникальность.

Индивид, индивидуальность, личность

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» эссе.

Данное изречение Асмолова Александра Григорьевича. Оно содержит в себе многозначительные и очень интересные понятия.

Другими словами это выражение можно сформулировать таким образом: от появления на свет человек считается индивидом, с каждым годом жизни он может приобрести статус личности, а вот индивидуальность ему необходимо отставать перед другими людьми. Действительно, соотношение понятий индивид – личность – индивидуальность в каждом социуме проявляются на разных ступенях его жизненного пути.

Как уже говорилось ранее, человек появляется на свет индивидом, то есть имеет свои врождённые генетические отличия. В процессе приобретения опыта, познания каких-либо умений, индивид формируется личностью. Получить статус индивидуальности можно только в соотношении социальных и биологических качеств.

Вот, к примеру, Наполеон Бонапарт от рождения был обычным представителем социума – не отличался физическими способностями и выразительностью во внешности. Однако, стал яркой личностью, так как основополагающей целью у него было именно борьба за свою индивидуальность.

Ещё можно привести пример жизненного пути популярного композитора – Людвига ван Бетховена. Бетховен был выходцем из обычной семьи и не имел особого отличия от своих сверстников. Правда, в детстве его стремились научить музыке, но особых надежд не было. Но все же он смог проявить свой уникальный талант в музыке. Помимо этого он активно участвовал в политике и социальной жизни. Он смог доказать обществу свои индивидуальные качества.

Таким образом, на основе этих фактов можно сделать вывод, что выражение: «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» в человеческой жизни очень значимо. Только лишь развитию этих понятий последовательно можно доказать обществу свою неповторимость.

Психология индивидуальных различий

Люди друг от друга различаются по характеру. К примеру, человек с сильным темпераментом обычно имеет более привлекательный вид, чем человек с вялым темпераментом.

Характер – это утверждённое психическое свойство, которое оставляет след во всех поступках человека. Характер представляет подчинённую подструктуру личности. У взрослой личности характер зачастую уже устойчив. Что же относительно подросткового характера, то он ещё не имеет стержня.

На изменение характера влияют различные жизненные факторы.

Мифы, которые касаются характера человека:

  • Характер — это биологическое проявление у человека и его изменить невозможно.
  • Характер можно воспитать и сформировать при помощи организации особой системы влияния.
  • Национальный характер, то есть это уникальное психическое свойство зависит именно от национальности людей.

Однако, надо знать, что все мифы имеют долю правды. Основой характера биологического типа служит темперамент. Его мы получает уже от рождения.

Существуют некие стандарты, влияющие на формирование национального характера. Представители одной нации убеждены, что другим присущи определённые черты в характере. Проведя некий опрос в Германии об их отношении к французам, выяснилось: одна половина немцев убеждена, что немцам в манере поведения присуще легкомыслие, а другая считает, что – любезность и шарм.

Под чертой характера подразумевают различные специфики личности человека, изменение которых наблюдается в зависимости от действий индивида.

Разделим черты характера на некоторые группы:

Первая – черты, которые формируют психологический состав личности. Сюда можно определить – принципиальность, целеустремлённость, мужество, честность и так далее.

Вторая – черты, выражающие взаимоотношения двух личностей. В эту группу можно отнести: общительность и закрытость, которая может обозначать предубеждение к окружающему социуму или внутренней сосредоточенности человека; честность или непроницаемость; корректность, тонкость, вежливость и прямолинейность.

Третья группа – черты, определяющие расположение человека к себе. Это самоосуждение и амбициозность, самоуважение, беспритязательность или тщеславие, обидчивость, эгоизм, застенчивость.

Четвёртая группа – черты, выражающие расположение человека к трудовой деятельности. Эта группа состоит из – напористости, старательности или апатии, боязни препятствий или желание к их покорению, скрупулёзность, аккуратность, исполнительность.

Индивидуальность человека - понятие, развитие индивидуальности
dizzwizz.ru

Индивид, личность, субъект и индивидуальность

Индивид, личность, субъект и индивидуальность

В психологии выделяются несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т. д.

Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (например, рост, телесная конституция или цвет глаз), но и психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).

Индивид (от лат. individuum – неделимое) – 1) единичное природное существо человек, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности, социальное существо, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности.

Важнейшей характеристикой индивида является его способность преодолевать заложенную биологическую ограниченность и при этом осознанно управлять собственной поведенческой активностью, контролируя все важнейшие психологические процессы.

К наиболее общим, позволяющим называть человека индивидом характеристикам относятся целостность его психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность.

Понятие «индивид» может употребляться в содержательной связке с понятием «личность».

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что они представляют собой два способа бытия человека, два его различных определения. Становление личности есть процесс социализации человека, освоения им родовой, общественной сущности. Становление личности связано также с принятием индивидом выработанных в обществе социальных ролей и функций, норм и правил поведения социума и т. п.

По мнению А. Н. Леонтьева, личность не является генотипически обусловленным целостным образованием, поскольку «…создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности».

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (темперамент, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Становление индивидуальности происходит в процессе индивидуализации объекта, под которой понимается самоопределение и обособление личности, оформление ее «выделенности», уникальности и неповторимости. Личность, ставшая индивидуальностью, – это своеобразный, неповторимый, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Понятие «субъект» имеет несколько толкований.

Субъект (от лат. subjectum – подлежащее) – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности (С. Ю. Головин).

«Субъект – это организм (человеческий или другой), который является участником (добровольным или нет) эксперимента. В качестве взаимозаменяемого синонима термину «другие» может применяться понятие «наблюдатель» (использовалось и иногда все еще используется для обозначения субъекта в эксперименте интроспекции или в психофизическом исследовании)» (под ред. А. Ребера).

Вообще понятие «субъект» может применяться для обозначения участника любого исследования. Использование же других терминов ограничено определенным форматом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 1. Личность и индивидуальность

ЛЕКЦИЯ № 1. Личность и индивидуальность Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в

Глава III. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО–ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава III. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО–ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В предыдущих главах книги рассмотрены два блока процессов — познавательные и мотивационные, — образующие в своем постоянном взаимодействии непосредственное содержание социально–политической

1. Личность и индивидуальность

1. Личность и индивидуальность Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его

11. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность» и их соотношение

11. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность» и их соотношение Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия «человек», «личность», «индивидуальность». При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и

20. Индивид в группе

20. Индивид в группе Ценность экзистенциальной неповторимости и креативности каждого человеческого существа раскрывается в полной мере тогда, когда происходит столкновение с другими; особенно рельефно это проявляется на границе между индивидом и его окружением. Когда

9. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

9. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г.

Индивид и личность[11] . А. Н. Леонтьев

Индивид и личность[11]. А. Н. Леонтьев В психологии понятие индивида употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к неразличению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его

ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И КАК АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ

ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И КАК АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе

Индивид, личность, субъект и индивидуальность

Индивид, личность, субъект и индивидуальность В психологии выделяются несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т. д.Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от

Индивид, личность, субъект, индивидуальность

Индивид, личность, субъект, индивидуальность Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от друга морфологическими особенностями и психологическими свойствами.Индивид (от лат. individuum – неделимое) – это единичное природное

54. Индивид. Социализация

54. Индивид. Социализация Индивид – это также понятие о человеке в биологическом аспекте. Но это понятие подразумевает биологическую основу развития личностных и индивидуальных качеств. Ведь сознание, речь, характер, способности не передаются, как генетическая

Человек как индивидуальность и как акцентуированная личность

Человек как индивидуальность и как акцентуированная личность Люди различаются между собой не только акцентуированными чертами. Даже не обнаруживая черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же несходны между собой. Имеются в виду те особенности,

Раздел 4 Личность как субъект общения

Раздел 4 Личность как субъект общения Разработка психологических проблем общения невозможна без обращения к личности и ее внутреннему миру. Общение – это процесс, в который вовлекается личность во всей своей целостности – множестве свойств и качеств. Внутренний мир

ЛИЧНОСТЬ И «ИНДИВИД»

ЛИЧНОСТЬ И «ИНДИВИД» Что же все-таки происходит с нами?Мы спасены виртуальностью или умираем вместе с ее пришествием?Как описать психологию «нового» человека виртуальных времен?Вот материал из статьи «Череп для дьявола», опубликованный в одной из самых популярных

psy.wikireading.ru

Индивидуальность. Пути развития индивидуальности.

Новые социально-политические и экономические условия развития общества, востребовавшие от своих граждан проявления активности, инициативности, ответственности и риска, актуализировали проблему раскрытия индивидуальности, как социально ценной в своей неповторимости составляющей общей ментальности народа.

Индивидуальность

В многостороннем научном наследии Б.Г.Ананьева большое внимание было уделено проблемам индивидуальности, ее природе, месте в структуре личности, индивидуальным различиям и др. Его понимание индивидуальности в значении «закрытой» системы, в рамках которой внутренне взаимосвязываются и регулируются в неповторимой гармонии своих частей свойства индивида, субъекта различных деятельностей и личности с ее многоплановыми ролями, было созвучно идеям В.М.Бехтерева и С.Я.Рубинштейна.

Индивидуальность развивается из неповторимости и своеобразия морфологических, физиологических, психофизиологических свойств индивида, проявляющихся в способностях, разуме, чувствах, побуждениях, воле, характере. На основе природной неповторимости индивидуальности в результате онтогенетического самораскрытия субъектности индивида, целенаправленной (сознательной и неосознаваемой) работы «души» формируется психическая индивидуальность. В сложном взаимодействии внутреннего и внешнего мира, природного и социального создается определенное взаимосоответствие тенденций и потенций человека, кристаллизуются индивидуально своеобразные черты самосознания и «Я-концепции», как ядра индивидуальности и личности. Во внутренний мир личности Б.Г.Ананьев включал комплексы ценностей (жизненные планы и перспективы, глубокие личностные переживания), определенные организации образов («портретов», «пейзажей», «сюжетов») и концептов, притязаний и самооценок. Степень насыщенности и напряженности деятельности внутреннего мира (переработка жизненного опыта, устойчивость собственных позиций и убеждений, пути самоопределения) является показателем духовного богатства индивидуальности, а ее жизненный путь — показатель уровня творчества и активности самовыражения. По мысли Б.Г.Ананьева, если принять, что личность — «это вершина всей структуры личностных свойств, то индивидуальность — это глубина личности и субъекта деятельности».

Индивидуальность и субъектная психическая активность

В настоящее время в связи с фундаментальной разработкой понятия «субъект психической активности» (К.Абульханова-Славская, А.Брушлинский, В.Слободчиков, В.Татенко и др.) проблемы раскрытия индивидуальности стали изучаться через механизм интенсивности и направленности субъектной психической активности человека. В этом аспекте исследований выработался теоретический подход, в соответствии с которым быть индивидуальностью — это иметь сформированное, зрелое «ядро субъектности», а быть субъектом — значит быть творцом своего жизненного пути.

Субъектная психическая активность, как внутренний творец индивидуальности, формирует неповторимую картину внутреннего мира, связанную с особенностями всех компонентов самосознания и структуры Я, и такую же субъективную картину мировосприятия и отражения мира. Поэтому влияние природной, социальной и воспитывающей среды, как правило, избирательно воспринимается индивидуальностью: какая-то информация совпадает с психологическими установками, целями, мотивами индивида, стимулируя развитие индивидуальности в определенном направлении. Иная внешняя информация или влияние не соответствуют внутренней ориентации индивида и потому оставляют его безразличным или вызывают внутреннюю реакцию сопротивления, не внося каких-либо изменений в развитие. Одним из ведущих свойств индивидуальности является ее способность сохраняться и саморазвиваться вопреки внешним влияниям, и в этом проявляется автономность ее внутреннего «замкнутого контура». Именно спонтанный характер проявления субъектной активности придает индивидуальности способность к своему сущностному, свободному и творческому самовыявлению на основе природных потенций.

Развитие индивидуальности

Обращаясь к развитию индивидуальности, В.А.Татенко выделяет два типа субъектных процессов, отражающих онтогенетическую динамику субъекта психической активности: процесс самодвижения и процесс саморазвития. Процесс самодвижения отражает онтогенетическую динамику субъектной активности в функционально-генетическом плане, который побуждает к самоосуществлению как возможности. В процессе самодвижения отсутствует разделение на цели и средства, причинно-следственные детерминации. Направляет этот процесс субъектный механизм самораскрытия на основе внутренних условий родовой программы развития. Самодвижение на определенной стадии онтогенеза становится внутренней причиной саморазвития. В нем уже сложилось ядро субъектной активности как механизм самораскрытия и операциональная система как способ саморазвития. Субъект, обусловливая развитие собственной психики, ядерным элементом которой он же сам и является, опосредованно влияет сам на себя.

Механизм саморазвития разворачивается на неосознаваемом и осознаваемом уровнях. С первого начинается саморазвитие психики плода от момента зачатия и внутриутробной жизни и длится до этапа достижения достаточной зрелости «ядра субъективности», способности к рефлексии и произвольной эмоционально-волевой саморегуляции. «Ядро субъективности», по определению В.Чудновского, есть средоточие внутренней активности, которая по мере созревания определяет весь процесс становления личности и ее внутреннего мира.

По мере созревания на соответствующих этапах онтогенеза субъекта психической активности неосознаваемый уровень саморазвития начинает вытесняться и в большей степени замещаться сознательным, целенаправленным личностным самотворчеством. Эти две формы саморазвития осуществляются на протяжении всего онтогенеза человека, вырабатывая механизмы адаптации к изменениям условий жизни, возрасту, социальным ролям и функциям. Субъект психической активности, помимо развертывания психических функций и новообразований в период роста и созревания индивида, постоянно ориентирован на поддержание психического мира индивидуальности и личности в ее социально-психологическом аспекте: обеспечение внутренней непротиворечивости «Я-концепции», избегание когнитивного диссонанса путем построения психологических защит или напряженной сознательной внутренней работы в направлении изменения иерархии потребностей, ценностных ориентаций, мотивационной сферы, желаний, стремлений в соответствии с реальными возможностями жизни.

Сознательный уровень саморазвития представлен в человеческой психике сложной операциональной структурой, которая реализуется через механизмы самопознания, практически охватывающие все познавательные процессы и механизмы их взаимодействия. В целом же саморазвитие со всеми его компонентами и формами осуществляется с помощью механизмов самодеятельности, включающих процессы самоопределения, целеполагание, выбор средств, принятие решения, оценивание, исполнение, анализ результатов достигнутого.

Индивидуальные различия в показателях интенсивности и направленности субъектной активности определяют различия в личностном саморазвитии. Можно допустить, что уровни интенсивности субъектной активности играют ведущую роль на психофизиологическом уровне структуры личности в плане влияния на скорость сенсомоторного реагирования, уровни чувствительности, психический темп, устойчивость концентрации внимания, действий, проявленность свойств темперамента, т.е. во всем том, что связано с психодинамикой.

Направленность субъектной активности в процессе саморазвития на разных этапах онтогенеза несет определенную смысловую нагрузку и влияет на качественные характеристики саморазвития, способствует развитию новых качеств, разворачивает содержательную картину психических новообразований, насыщает конкретным содержанием «ядро субъектности». Направленность субъектной активности придает процессу саморазвития индивида неповторимость и избирательность путей жизнетворчества, в основе которых лежит внутренняя картина мира.

Субъектность как фундаментальное свойство индивидуальности и личности первично формируется на основе внутренней направленности психической активности на процесс саморазвития, но позднее, по мере того, как она очерчивается в формах сознания, самосознания, рефлексии, эмоционально-волевого созревания. Она начинает сама направлять пути развития индивидуальности и личности.

Соотношение интенсивности и направленности саморазвития на уровне самосовершенствования характеризует значимость этой работы для индивидуальности и ценность личности в социуме. Развитая субъектность говорит о том, что все формы развития и уровни жизнедеятельности являются следствием внутренней работы индивида в форме целеполагания, целеустремленности, ответственности, инициативы, результатом субъектного анализа и соотношения «Я-концепции», «Я-реального» и «Я-идеального». Субъективное выделение мотивов, целей и смыслов превращает «потенциальные миры» индивидуальности в реальность. Развитие индивидуальности — это прежде всего саморазвитие индивида, нуждающееся в спонтанности, свободе, и содействовать ему можно только путем создания благоприятных условий раскрытия внутренней сущности на соответствующих этапах онтогенеза индивида.

В каком бы направлении ни возникала задача саморазвития, для индивидуальности типичной остается потребность быть самой собою, не стремиться к похожести на других, готовность найти свою колею и продвигаться ею в жизни. Путей для этого человечеством наработано много, но все они своей основой имеют некий сформулированный личностный смысл и концентрацию субъектной активности на его реализации. Практически это осуществляется путем активизации внутреннего психологического механизма совершения поступка как свободного выбора жизненно значимого действия: пробуждения потребности в самоизменении, формирования на ее основе мотива и цели саморазвития, выбора способов достижения результатов (систем, методов, методик), самоорганизации в пространстве и времени для их проработки и включения в свою жизнедеятельность как нового способа существования и, наконец, поэтапная оценка достигнутых результатов с чувством удовлетворения или неудовлетворения собой (В. Татенко).

Логика процесса саморазвития индивидуальности особая. Главная проблема состоит в том, чтобы, социализируясь, усваивать нормативное поведение общества и в то же время не утрачивать своего своеобразия. Именно это отметила Дж.Рейнуотер, говоря о том, что внутренние изменения совершаются с человеком тогда, когда он становится сам собой, а не тогда, когда он стремится быть, как другие.

Быть самим собой — значит быть своей сущностью, а сущность и личность относятся к разным психическим инстанциям, по определению А.Б.Орлова. Личность возникает и формируется в области предметного мира, существует в плане феноменов, тогда как сущность локализована на полюсе субъект-объектного взаимодействия, не имеет атрибутов и осуществляется в плане ноуменов, бытия.

Раскрытию субъектного потенциала индивидуальности помогают мировые системы эволюционного саморазвития, характеризующиеся целостностью и многогранностью влияния на уровень сознания и самосознания человека. Прежде всего эти системы выстраиваются на определенных философских и религиозных основах, устанавливающих модели моральных отношений к обществу, труду и людям.

Обязательной составляющей систем самосовершенствования являются правила психогигиены, которые дополняют методику психофизического развития рекомендациями по образу жизни, питанию, режиму дня, очищению организма и др. В правила психогигиены включается обучение правильному, здоровому мышлению, поскольку однозначно признается, что содержание и качество мыслей обусловливают состояние психофизического здоровья.

Каждая система имеет свои методы обучения управлению психической энергией, регуляцией субъектной активностью. Но при всем многообразии систем саморазвития в них есть общее, что можно отнести к закономерности. Речь идет об усиленной тренировке ряда психических процессов и состояний, определенный уровень развития которых является обязательным условием для результативности актуализации субъектного потенциала человека.

Одним из путей признается сознательная направленность субъекта психической активности на развитие представлений, которыми сопровождается выполнение любого психофизического упражнения. Идет развитие яркой образности и соответственно образного мышления как пускового механизма психической саморегуляции.

Второй важной составляющей психотренингов является выработка способности к достижению высокого уровня концентрации внимания на любом произвольно выбранном объекте и на уровне всех анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, кинестетической и др.). Особое внимание уделяется выработке дисциплины ума с помощью различных приемов контроля за ходом мыслей и остановки их потока в сознании, достижения состояния «внутренней тишины» (медитативные практики). Названные психические процессы можно считать внутренними условиями раскрытия субъектного потенциала индивидуальности. Так развиваются способности к программированию психических и физических функций.

Говоря о пользе для общества создания условий развития индивидуальности, правомерно поставить вопрос о социальной престижности и социальной защите индивидуальностей. Это проблема как психологическая, так и социальная. Психологический аспект ее состоит в том, что в системе воспитания с раннего возраста и на протяжении жизни человека должны прививаться уважение и терпимость к «непохожести», «необычности» индивидуальности в различных ее проявлениях, не переходящих моральные и правовые нормы общества. Важно понимать, что оригинальность образа жизни, поведения и мышления может быть проявлением новаторства, идеи могут опережать время или быть ценным дополнением существующих правил. И вообще, каждый человек является индивидуальностью, только с разным уровнем ее развития и проявления своей субъектности. Субъектность индивидуальностей стимулирует к совершению поступков, порождает героев, вождей, пассионариев, творческий потенциал народов.

История показывает, что взаимоотношения индивидуальностей с обществом и государством бывают сложными и конфликтными. На государственном уровне управление ориентировано на «народные массы», т.е. «среднестатистическую личность», на которую рассчитываются все влияния и мероприятия. На уровне личности поведение человека регламентировано всей системой социально-психологического взаимодействия (социальными ролями, статусом, позицией, референтной группой) и определяется, по К.Юнгу, законами «коллективной психики».

Но индивидуальность руководствуется своим отношением к коллективным процессам, отождествление с которыми ведет к ее подавлению, а нереализованная субъектная активность, уже насыщенная социальным содержанием, может обусловливать развитие непродуктивных или деструктивных форм поведения человека.

Роли индивидуальностей в развитии народов, этносов и государств посвятил свои труды Л.Н.Гумилев. Ярко выраженную субъектную активность индивидуальности он назвал пассионарностью — способностью быть энергичной, высоко привлекательной персоной, одержимой какой-то новаторской, часто патриотической идеей. Такая высокая активность индивидуальности, которая не подчиняется законам коллективной психики и несет новую идею, способна поднимать и вести за собой народы, разрушать и создавать государства, совершать перевороты и революции или же явить миру творческого гения. Пассионарии стремятся изменить окружающий мир и делают это нередко ценой собственной жизни.

Итак, развитие индивидуальности — это сложный и трудный путь самораскрытия, который происходит на протяжении всей жизни человека. Развить и сохранить свою индивидуальность — это значит пройти путь индивидуации, стать отдельным существом в своей уникальности, стать собственной самостью и самоосуществиться в жизни.

www.psyhodic.ru

Индивидуальность человека — понятие, развитие индивидуальности

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие «личность».

Определение. Человек — это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения .

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Определение. Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества .

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная сущность человека.

Определение. Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей .

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальность — это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

cito-web.yspu.org

Понятия «личность», «субъект», «индивид», «индивидуальность».

Развитие и социализация личности

Понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается другими науками, например, философией, социологией, педагогикой. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями.

Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. В содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, определяющие значимые в отношении других людей поступки. К числу личностных качеств не принято относить особенности фенотипической и физиологической организации человека, уровень развития его познавательных процессов.

Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект, личность и индивидуальность.

Индивидэто человек как природное существо, представитель Homo sapiens, имеющий конкретную биологическую сущность.

Субъектэто индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Личностьэто субъект, включенный в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего им приобретаются особые социальные качества.

Индивидуальностьэто совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Личность (англ. реrsonaliti, лат. persona – маска) – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Предметом изучения психологии личности являются внутренние закономерности, которые определяют все внешние проявления человека. Изучение детерминант поведения неизбежно ставит вопрос о структуре личности, что, в свою очередь, предполагает выделение элементов, ее составляющих, исследование свойств каждого из них и характера взаимосвязей между элементами, образующими структуру как целое.

Современные теории личности характеризуются большим разнообразием как элементов, входящих в структуру личности, так и системообразующих факторов, объединяющих элементы в систему.

Структура личности это относительно неизменные индивидуально-психологические характеристики, демонстрируемые человеком в различных обстоятельствах и в различное время.

Наиболее подробно проблема структуры личности отражена в работах К.К. Платонова. Согласно его концепции:

1) низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента;

2) второй уровень личности включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека (мышления, памяти, внимания и т.д.), зависящие как от врожденных факторов, так и от приобретенных, т.е. от тренировки, развития, совершенствования этих качеств;

3) третьим уровнем развития личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки; эта подструктура имеет социальный характер;

4) высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды и убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки; данная подструктура формируется под влиянием воспитания и наиболее полно отражает идеологию общества, в которое человек включен.

В структуре личностиС. Л. Рубинштейн различал:

направленность,

способности,

темперамент,

характер,

самосознание.

А.Н. Леонтьев считал, что личность – это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в структуру личности, а являются условием формирования направленности и воли, составляющих ядро личности.

Структура личности может рассматриваться:

– как набор определенных черт личности – устойчивых качеств
(Р. Кеттел);

– как набор стилевых характеристик, отражающих особенности межличностного взаимодействия (X. Гуф);

– как модель личностных предпочтений, отражающая уровень психосексуального развития личности (М. Крут);

– может быть описана при помощи биологически ориентированных показателей (Г. Айзенк и М. Айзенк, М. Заккерман).

Проблема структуры личности, природа ее организации и влияние на функционирование индивида являются ключевыми компонентами во всех теориях личности.

При рассмотрении вопроса формирования личности как в отечественной, так и в зарубежной психологии пользуются понятием «развитие личности».

Развитиеэто процесс закономерного необратимого направленного изменения (во времени), перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от простого к сложному, от низшего к высшему.
В результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры. Различают две формы развития:

эволюционную, связанную с количественными изменениями объекта;

революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта.

Развитие личности процесс формирования человеком собственной природы, присвоения и созидания им предметов культуры, обретения круга значимых других, проявления себя перед самим собой.

Уровень структуры личности, отражающий познание социальной организации общества, традиционно обозначается как процесс социализации. Социализация (от лат. socialis – общественный) – это особый процесс включения индивида в общество, результат усвоения и активного воспроизводства им социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Понятие «социализация» было введено в 40-е годы XX века А. Доллардом и Дж. Миллером.

Посредством социализации человек учится жить совместно с другими людьми, адаптироваться в конкретном обществе. Данный процесс предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации деятельности. Понятие социализации касается качеств, которые человек приобретает, и психологических механизмов, посредством которых достигаются их желаемые изменения. Процесс социализации может происходить как стихийно, так и целенаправленно (в результате воспитания и самовоспитания).

Направленность личности

В качестве ведущей характеристики личности выделяется ее направленность. Существуют разные определения этого понятия, например, «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).

Направленность – это совокупность устойчивых потребностей и мотивов личности, ориентирующих ее деятельность и определяющих главное направление ее поведения.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

Направленность личностиэто установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. В основе всех форм направленности лежат мотивы деятельности.

Установка готовность, предрасположенность личности к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Влечение– психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность, побуждающее человека к соответствующим действиям.

Желание– состояние осознанной, актуализированной потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

Склонность специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая предрасположенность личности к какой-либо определенной деятельности.

Убеждение– это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

infopedia.su

Реферат по психологии на тему: «Индивидуальность»

1.Понятие индивидуальность, становление личности, индивидуализация.

2. Факторы формирования индивидуальности.

3. Характеристики индивидуальности.

4. Список использованной литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

1.Понятие индивидуальность, становление личности, индивидуализация.

2. Факторы формирования индивидуальности.

3. Характеристики индивидуальности.

4. Список использованной литературы.

Индивидуальность – это единство неповторимых индивидных и личностных свойств конкретного человека. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности. «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают» [1].

Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта.

Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов. Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.

Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.

Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность. То есть в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить некоторые направления ее характеристики, по которым может быть описана индивидуальность.

Бывают люди, предпочитающие держаться на расстоянии от других, и это заметно сказывается на их поведении в коллективе. Люди с авторитарным характером считают, что должны быть порядок и различие в статусе и положении людей, стремятся к установлению иерархии отношений и использованию силовых методов в принятии решений и управлении, с готовностью признают власть и высоко ценят консервативные ценности. Любовь и вера в людей как индивидуальная черта характера оказывают сильное влияние на взаимодействие человека с окружающими. Особенно это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприятиях, способствовать развитию контактов, взаимодействий и взаимоподдержки.

Чувствительность к другим людям проявляется в способности людей сочувствовать другим, принимать близко к сердцу их проблемы, в умении поставить себя на место другого и т.п. Люди, обладающие такими чертами индивидуальности, хорошо воспринимаются в коллективе и стремятся к общению с людьми.

Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответствен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.

Самооценка, т.е. то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т.п., оказывает сильное влияние на поведение человека. Люди с более высокой самооценкой обычно добиваются большего в жизни, так как они ставят перед собой более высокие цели и стремятся решать более сложные задачи. В то же время люди с низкой самооценкой очень часто ставят себя в зависимое положение и легко подчиняются людям с более высокой самооценкой.

Восприятие риска является важной поведенческой характеристикой, наглядно отражающей индивидуальность человека. Люди, склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие решений и готовы принимать решения с меньшим количеством информации. При этом результат решения отнюдь не обязательно хуже, чем у тех, кто скрупулезно готовит решение и собирает всю необходимую информацию.

Догматизм обычно является чертой характера индивидов с ограниченным взглядом. Догматики видят окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на авторитеты как на абсолюты и воспринимают людей по тому, как они относятся к догмам и абсолютным авторитетам. Обычно догматиками бывают люди, обладающие авторитарными чертами характера. Догматики не склонны к поиску большого объема информации, достаточно быстры в принятии решения, но при этом демонстрируют очень высокий уровень уверенности в аккуратности и правильности принятых решений. Отмечено, что догматики предпочитают работать в хорошо структурированных группах независимо от того, какую позицию они занимают в группе. Отмечено также, что догматики плохо осознают то, как они проводят свое время при выполнении работы, и то, что они слабо справляются с управленческой работой.

Комплексность осознания явлений как характеристика индивидуальности человека отражает его способность разлагать познаваемое явление на части и интегрировать, синтезировать общие представления или заключения об осознаваемом явлении. Люди с высокой комплексностью осознания проявляют большие способности к обработке информации, рассматривают большее количество альтернатив и принимают более комплексные решения, чем люди с низкой комплексностью осознания. Отмечено, что руководители с высокой комплексностью осознания в ситуациях с большим разнообразием среды лучше справляются со своими обязанностями, что этот тип руководителей более склонен к широким контактам с людьми, чем руководители с низким уровнем комплексности осознания, а также то, что данные руководители стремятся к использованию разнообразных ресурсов при решении задач.

Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что его поведение зависит от него самого, то в этом случае для него характерно наличие внутренней сферы контроля (интроверты). Если же он считает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то считается, что он имеет внешнюю сферу контроля (экстраверты). Интроверты лучше контролируют свои действия, более ориентированы на достижение результатов, более активны, более удовлетворены своей работой. Им нравится неформальный стиль управления, они любят воздействовать на других, но не любят воздействовать на себя, любят занимать руководящие позиции. Экстраверты же, наоборот, предпочитают формальные структуры, предпочитают работать под директивным руководством. Если же они занимают руководящие позиции, то широко используют методы силового воздействия.

Необходимость изучения индивидуальности человека вызывается тем, что обычно делается множество неверных заключений о людях, об их характеристиках, их индивидуальности. Связано это с тем, что люди при познании других опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, создается основа для вредных конфликтов, скандалов, сплетен, трудностей в общении и взаимодействии людей.

Индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации.

Наконец, при изучении индивидуальности человека необходимо принимать во внимание его возраст. Человек проходит в своей жизни различные стадии, которым соответствует разное состояние его индивидуальности. Поэтому, делая выводы о характере человека, его персоналии, необходимо исходить из того, что его поведение очень сильно определяется тем, в какой возрастной стадии он находится. Только учет всех этих факторов в совокупности может дать ключ к пониманию характеристики индивидуальности человека.

Список использованной литературы:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности – М.,-МГУ, 1990.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб, 2000.
  3. Мережников А.П. Материалы к лекциям по курсу «Общая психология» Магнитогорск, 2008.
nsportal.ru

COMMENTS