Интеллектуализация — психологическая защита, примеры

Интеллектуализация — Intellectualization

В психологии интеллектуализация — это защитный механизм, с помощью которого рассуждение используется для блокировки конфронтации с бессознательным конфликтом и связанным с ним эмоциональным стрессом, а мышление используется для избегания чувств. Это включает эмоциональное отстранение себя от стрессового события. Интеллектуализация может сопровождать псевдорациональное оправдание иррациональных действий , но отличается от рационализации .

Интеллектуализация — один из оригинальных защитных механизмов Фрейда . Фрейд считал, что воспоминания имеют как сознательные, так и бессознательные аспекты, и что интеллектуализация позволяет сознательно анализировать событие таким образом, чтобы не вызывать беспокойства.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 В иерархии защиты
  • 3 Во время терапии
  • 4 Психоаналитическая полемика
  • 5 Дополнительные примеры
  • 6 Ссылки

Описание

Интеллектуализация — это переход к разуму, когда человек избегает неприятных эмоций, сосредотачиваясь на фактах и ​​логике. Ситуация рассматривается как интересная проблема, которая затрагивает человека на рациональной основе, в то время как эмоциональные аспекты полностью игнорируются как несущественные.

Хотя сам Фрейд не использовал термин «интеллектуализация», в « Об отрицании» он описал клинические примеры, в которых «интеллектуальная функция отделена от аффективного процесса . Результатом этого является своего рода интеллектуальное принятие подавляемого, в то время как в то же время сохраняется то, что существенно для репрессий «. В другом месте он описал (неудачный) анализ, в котором «пациентка активно задействовала свой интеллект, хотя и была абсолютно спокойна эмоционально . совершенно безразлична», при этом он также отмечал, как в обсессивном состоянии сами мыслительные процессы становятся сексуально заряженными.

Анна Фрейд посвятила главу своей книги «Эго и механизмы защиты» [1937] «Интеллектуализации в период полового созревания», рассматривая растущий интеллектуальный и философский подход того периода как относительно нормальные попытки преодолеть подростковые влечения. Она считала, что только «если процесс интеллектуализации захватывает все поле душевной жизни», он может считаться патологическим.

Жаргон часто используется как средство интеллектуализации. Используя сложную терминологию, основное внимание уделяется словам и более точным определениям, а не влиянию человека.

Интеллектуализация защищает от беспокойства, подавляя эмоции, связанные с событием. Иногда проводится сравнение между изоляцией (также известной как изоляция аффекта ) и интеллектуализацией . Первый — это диссоциативный ответ, позволяющий бесстрастно переживать неприятную мысль или событие. Последний представляет собой когнитивный стиль, который стремится осмыслить неприятную мысль или событие интеллектуально понятным образом. Таким образом, в DSM-IV-TR они упоминаются как отдельные объекты. Это позволяет рационально справляться с ситуацией, но может вызвать подавление чувств, которые необходимо признать, чтобы двигаться дальше.

В иерархии защиты

Вайльян разделил защитные механизмы на иерархию защит, варьирующуюся от незрелой до невротической и заканчивая здоровой, и поместил интеллектуализацию — например, представление акта насилия без ощущения сопутствующих эмоций — в средний уровень невротической защиты. Таким образом, как и рационализация, интеллектуализация может служить мостом между незрелыми и зрелыми механизмами как в процессе взросления, так и во взрослой жизни.

Винникотт , однако, считал, что беспорядочная забота о детстве может привести к чрезмерной зависимости от интеллектуальности как замены материнства; и рассматривал чрезмерную озабоченность знаниями как эмоциональное обнищание, направленное на заботу о себе через разум. Юлия Кристева аналогичным образом описала процесс, посредством которого «катектируется сама символика . Поскольку она не ориентирована на секс, она отрицает вопрос о половом различии».

Одним из ответов на такую ​​чрезмерную интеллектуализацию может быть чувство юмора, то, что Ричард Хофштадтер назвал необходимым качеством игривости — сам Фрейд сказал, что «юмор можно рассматривать как высший из этих защитных процессов»!

Во время терапии

Среди интеллектуальных защит против анализа — отказ принять логику эмоций, попытки опровергнуть теорию психоанализа или размышления о собственных проблемах вместо того, чтобы испытывать их и пытаться измениться.

Такая интеллектуализация терапии может быть частью более широкой маниакальной защиты от эмоциональной реальности. Еще одна трудность может заключаться в усвоении новых и незнакомых чувств, когда защита интеллектуализации начинает раскрываться.

В качестве альтернативы терапевт может непреднамеренно отвлечь пациента от чувств к простому разговору о чувствах, производя не эмоциональное, а просто интеллектуальное озарение, навязчивую попытку контролировать через размышление о потерянных чувствах как части личности. Как выразился Юнг , «интеллектуал все еще страдает неврозом, если чувство не развито».

Психоаналитическое противоречие

Теория психоанализа Фрейда может представлять собой грозную интеллектуальную конструкцию, но ее, безусловно, критиковали за проявление интеллектуальной грандиозности .

Жак Лакан, однако, защищал ее на основании ее интеллектуальности, утверждая, что вы можете «распознать плохих психоаналитиков . по слову, которое они используют, чтобы осудить все технические или теоретические исследования . интеллектуализация ». Сам Лакан, конечно, подвергался точно такой же критике: «Моя собственная концепция динамики бессознательного была названа интеллектуализацией — на том основании, что я поставил функцию означающего во главу угла».

Сам Фрейд признал, что у него было огромное желание знания; и хорошо знал, как теоретизирование может стать навязчивой деятельностью. Он, возможно, не слишком сильно не соглашался с оценкой Дидье Анзье того, в какой степени «его разработка психоаналитической теории . соответствовала установке навязчивых защит против депрессивной тревоги» — потребности Фрейда «защищаться от [тревоги] ] через такую ​​степень интеллектуализации «.

Дальнейшие примеры

Предположим, что Джон воспитан строгим отцом, чувствует себя обиженным и в результате злится. Хотя Джон может испытывать глубокую ненависть к своему отцу, когда он говорит о своем детстве, Джон может сказать: «Да, мой отец был довольно твердым человеком, я полагаю, я чувствую некоторую антипатию к нему даже сейчас». Джон интеллектуализирует; он выбирает рациональные и эмоционально прохладные слова для описания переживаний, которые обычно эмоциональны и очень болезненны.

Женщина, проходящая терапию, продолжает теоретизировать свой опыт своему терапевту: «Мне кажется, что психоанализ — это, по сути, процесс, в котором человека заставляют вернуться к инфантилизму . интеллектуальному примитивизму», — несмотря на то, что она знает, что она «не получит ответа. к этому, или, по крайней мере, не на том уровне, которого я хотел, поскольку я знал, что то, что я говорю, было «интеллектуализмом», которому она приписывала мои эмоциональные проблемы ».

ru.qaz.wiki

  • Регистрация
  • Вход

Цитатник

Шикарные акварели. Художник Paul Jackson. Художник Paul Jackson Американский художник акварелис.

АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 часть) АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (2 часть) .

АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) АКВАРЕЛИ ВИКТОРИИ КИРДИЙ (1 часть) Её (в шутку) назыв.

Викторианская вышивка в стиле Berlin Woolwork с элементами Velvet Stitch .

Мандалы древних религий, стран и народов Мандалы известны с древних времён как уникальные граф.

Метки

Рубрики

  • Творчество и Самопознание (36)
  • А настроение улучшилось!:-) (21)
  • Архитектура и скульптура (32)
  • Архитектура (22)
  • Скульптура (15)
  • Словарь терминов (2)
  • Аудиолекции (8)
  • Видео (171)
  • Всё! (825)
  • Всё о бизнесе! Идеи! (14)
  • Всё о здоровье. Лекарственные растения (1)
  • Всё о бизнесе! Истории успеха. (6)
  • Всё о взаимопонимании. Невербальное общение. (22)
  • Всё о Времени! (35)
  • Всё о Гениальности! (44)
  • Всё о Денежках! (32)
  • Всё о Здоровьи. (63)
  • Всё о Качестве Жизни. (138)
  • Всё о Красоте! (169)
  • Всё о Любви! (107)
  • Всё о природе Ума! (344)
  • Всё о Развитии! (277)
  • Всё о Счастьи и Успехе. (256)
  • Всё о Творчестве! (124)
  • Всё об Этикете! (9)
  • О самом удивительном:)) (10)
  • Дизайн (69)
  • Дизайн интерьеров (34)
  • Дизайн одежды (25)
  • История костюма. (14)
  • Жемчужины мудрости (224)
  • А. Палиенко (3)
  • Андрей Лапин (6)
  • Афоризмы, Притчи, Коаны (29)
  • Беленицкий Л.М. (3)
  • Воронов А.П. (2)
  • Гадецкий Олег (4)
  • Геше Джампа Тинлэй (9)
  • Губанов В.В. (7)
  • Далай — Лама (2)
  • Джеффри Ходсон (3)
  • Дипак Чопра (3)
  • Друнвало Мельхиседек (2)
  • Йонги Мингъюр Ринпоче (3)
  • Калинаускас И.Н. (17)
  • Карлос Кастанеда (2)
  • Кен Уилбер (9)
  • Лазарев С.Н. (11)
  • Мать Тереза (3)
  • Омраам Айванхов (4)
  • Ошо (6)
  • Паоло Коэльо (1)
  • Паттабхи Джойс (1)
  • Рамеш Балсекар (3)
  • Рами Блект (10)
  • Рейнин Г.Р. (6)
  • Руслан Нарушевич (3)
  • Сатпрем (5)
  • Свами Вивекананда (1)
  • Сергей Ратнер (1)
  • Станистав Гроф (2)
  • Торсунов О.Г. (27)
  • Экхарт Толле (9)
  • Эрих Фромм (1)
  • Юнг К.-Г. (1)
  • Живопись и графика (224)
  • Акварель (28)
  • Мастер-классы и обучающие материалы (5)
  • Импрессионизм (6)
  • Модерн, Ар Деко, Ар Нуво (10)
  • Прерафаэлиты (10)
  • Реализм (37)
  • Романтизм (65)
  • Сюрреализм (29)
  • Экспрессионизм (4)
  • Загадки, тайны, чудеса, непознанное! (80)
  • Записная книжка (52)
  • Записная книжка бизнесмена (35)
  • Записная книжка пользователя (14)
  • Заработки в интернете (1)
  • Знание (577)
  • Астрология (26)
  • Аюрведа (50)
  • Буддизм (31)
  • Ведическая культура (70)
  • Дзен (13)
  • Дзогчен (5)
  • Духовное развитие (388)
  • Закономерности, ритмы и циклы (74)
  • Законы жизни во Вселенной (35)
  • Йога (68)
  • Мантры, Мудры, Мандалы (13)
  • Медитации (25)
  • Метафизика (17)
  • Мистериософия (6)
  • Нумерология (7)
  • Руны (2)
  • Суфизм (7)
  • Теология (9)
  • Теософия (47)
  • Христианство (10)
  • Эзотерика (112)
  • Языки (25)
  • Искусство (250)
  • Драгоценные камни, минералы (16)
  • Искусство фотографии (17)
  • Музыка и Живопись. Цвет. (8)
  • История искусств (35)
  • История одной картины. (4)
  • Музеи и Картинные Галереи (15)
  • Музыка и Живопись, 1 часть. (50)
  • Музыка и Живопись, 2 часть. (50)
  • Музыка и Живопись, 3 часть. (9)
  • Фарфор, стекло (7)
  • Шедевры мирового искусства (56)
  • Ювелирное искусство (26)
  • Картина мира (93)
  • Мифология и современность (8)
  • Эко проекты — высокое качество жизни:) (4)
  • Кинематография (55)
  • Кинофестивали (1)
  • Легенды мирового кинематографа (9)
  • Философский Киноклуб (25)
  • ФИЛЬМЫ (23)
  • Фильмы Дзен (9)
  • Эссе о фильмах (8)
  • Культура и мифология (109)
  • Греческая мифология и культура (17)
  • Египет (5)
  • Кельтская культура и мифология (10)
  • Культура доколумбовой Америки. Майя,Ацтеки,Толтеки (11)
  • Легенды, сказки, мифы (17)
  • Персидско-таджикская культура и мифология (4)
  • Славянская культура (27)
  • Трипольская культура (3)
  • Культурология (76)
  • Золотой век (5)
  • Серебряный век (7)
  • Славянская культура (22)
  • Литература (95)
  • Библиотека, книги (86)
  • Люди, изменившие мир (50)
  • Великие Учителя (10)
  • Гениальные Учёные (6)
  • Гении Архитектуры (7)
  • Гении Искусства (9)
  • Гении Мира Моды (5)
  • Мистические места мира (14)
  • Музыка (190)
  • Bossa Nova (3)
  • World Music (53)
  • Блюз (6)
  • Джаз (27)
  • Жизнь и Музыка. (8)
  • Классика (45)
  • Легенды мировой музыки (80)
  • Неоклассицизм (21)
  • Нью Эйдж (26)
  • Рага (1)
  • Рок (2)
  • Соул (5)
  • Фадо (4)
  • Фолк (39)
  • Наука (300)
  • Археология, артефакты (24)
  • Типологии (14)
  • Геммология (7)
  • Диагностика (15)
  • Законы (6)
  • История (53)
  • Открытия и изобретения (14)
  • Семиотика (21)
  • Синергетика (11)
  • Соционика (14)
  • Физика (9)
  • Философия (22)
  • Человек (178)
  • Образ жизни (135)
  • Здоровье (112)
  • Питание (32)
  • Поэзия (15)
  • Природа (24)
  • Домашние растения (6)
  • Лекарственные растения (7)
  • Озеленение (9)
  • Психология (305)
  • Аналитическая психология (80)
  • НЛП (5)
  • Практическая психология (145)
  • Пси-практики (65)
  • Психологические защиты (21)
  • Тесты (7)
  • Трансперсональная психология (43)
  • Разговор по душам:-) (3)
  • Самосовершенствование (62)
  • Мастерская Творчества и Самопознания. (30)
  • В поисках целостности (22)
  • Ментальная картография (6)
  • Секреты жизни и успеха (77)
  • Женщины в жизни великих мужчин (17)
  • Секреты успеха Великих Женщин (31)
  • Стили в искусстве (48)
  • Барокко,Рококо (12)
  • Бидермейер (1)
  • Винтаж (2)
  • Готика (2)
  • Кантри (6)
  • Классицизм (20)
  • Минимализм (1)
  • Модерн, ар нуво, ар деко (13)
  • Монументализм (1)
  • Примитивизм (2)
  • Фьюжн, Эклектика (4)
  • Страны, путешествия, впечатления (108)
  • Австрия (1)
  • Америка (3)
  • Англия (3)
  • Африка (1)
  • Болгария (2)
  • Бразилия (1)
  • Голландия (5)
  • Египет (6)
  • Индия (9)
  • Иордания (1)
  • Испания (7)
  • Италия (8)
  • Камбоджа (Кампучия) (1)
  • Китай (5)
  • Клуб Путешественников! (7)
  • Скандинавия (7)
  • Франция (9)
  • Швейцария (1)
  • Япония (3)
  • Энциклопедии, словари, сборники (5)
  • Это интересно! (-: (97)
  • Головоломки,логические задачи (1)
  • Это очень вкусно! (-: (16)

Приложения

  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Онлайн-игра «Большая ферма»Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Photoshop onlineДля того чтоб отредактировать картинку совсем не обязательно иметь фотошоп на комьпьютере. Это можно сделать с помощью приложения online photoshop =)
  • Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц

Ссылки

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Психологические защиты. Интеллектуализация.

Психологический ликбез. Психологические защиты. Интеллектуализация.

Интеллектуализация – старшая и более разумная сестра изоляции.
Переживания, эмоции, чувства, аффект, как говорят психологи, тоже отделяются от интеллекта, но происходит это более тонко и изящно. Например, у психотерапевта на приеме были два человека.

Первый, использующий изоляцию, отрицет, что он вообще что-либо чувствует. Другой же совершенно спокойно разговаривает по поводу чувств, рассказывает о своих тревогах, опасениях, радостях, страхах, объясняет что они значат и с чем связаны. Но делает это таким образом, что у слушателя создается ощущение, что мысли об эмоции есть, а самой эмоции нет. «Конечно, такое развитие событий разозлило меня», — говорит он.
Мысль о чувстве теоретически допустима, но переживание самого чувства все еще заблокировано. Такие интеллектуализирующие пациенты, сидя в кресле на приеме у терапевта, рассказывают о своих чувствах тоном диктора, объявляющего прибытие поездов, а не человека, который их переживает.

Поэтому о интеллектуализации часто упоминают, говорят о сопротивлении. Это сопротивление может быть более или менее явным, но всегда оказывается способом уклониться от выполнения правила рассказывать о всех мыслях, чувствах, эмоциях, переживаниях, воспоминаниях, приходящих в голову в процессе терапии.

Как и другие защиты, интеллектуализация полезна в нужном месте и нужное время. Она предохраняет человека от переполнения эмоциями таким же образом, как изоляция сдерживает травматическую сверхстимуляцию. Человек получает возможность действовать рационально в эмоционально насыщенной ситуации. С точки зрения психологии это, свидетельствует о значительной силе Эго. В таком случае защита действует эффективно. Многие люди чувствуют себя более зрело, когда интеллектуализируют в стрессовой ситуации, а не дают импульсивный, “сопляческий” ответ.

Термин «интеллектуализация» у З. Фрейда не встречается. Одну из наиболее ясных его трактовок предложила его дочь Анне Фрейд. Она была детским аналитиком и трактовала интеллектуализацию у подростка как защитный механизм, который позволяет Я «овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя с ими. «;

Однако, если человек оказывается неспособным оставить защитную позицию в которой остается «понимание» и отметаются чувства и переживания, другие склонны интуитивно считать его эмоционально неискренним.
Отличный пример интеллектуализации – то, как Доктор Хаус, в известном сериале, поддерживает своих сотрудников и пациентов.

Секс, добродушные шутки и подтрунивание, артистизм, способность эмоционально поддержать человека в трудную минуту, связаны с эмоциями и чувствами и могут быть излишне ограничены у человека, который научился зависеть лишь от ума и интеллектуализации, справляясь с жизненными трудностями.

www.liveinternet.ru

Интеллектуализация

В психоанализе одна из наиболее ясных трактовок интеллектуализации дана А. Фрейд. Она рассматривала интеллектуализацию как защитный механизм, доводящий до крайности процесс, в ходе которого человек стремится овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими. По ее мнению, проблема заключается в том, как связать инстинктивную сторону человеческой природы с остальной жизнью, как выбрать между практикой реализации бессознательных эмоций и их отвержением.

А. Фрейд считала интеллектуализацию специфическим защитным механизмом и выделяла следующие его характерные черты:

  1. Сосредоточенность на конкретных объектах, реальных вещах в противовес объектам фантазий.
  2. Повышенное внимание к процессу рассуждения, размышления.

Дружба в подростковом возрасте основывается на желании рассуждать. Диапазон тем, интересующих молодых людей, очень широк: они обсуждают свою любовь, замужество, политические проблемы, приобретение профессии, философские проблемы смысла жизни, свободы и др.

  1. Практическое отсутствие связи рассуждений и реального поведения.

Например, у подростков романтический взгляд на любовь сочетается с неразборчивостью связей, эмпатия в процессе рассуждения – с реальным безразличием к близким, к окружающим людям. А. Фрейд объясняла данную особенность тем, что это не попытка разрешить задачу, поставленную реальностью, а скорее способ снятия напряжения, настороженного отношения к аффективным процессам и перевод их на уровень абстрактного мышления.

  1. Бегство от конфликта сменяется поворотом к нему. Это чисто интеллектуальный процесс представляет собой обдумывание и выработку множества способов для предотвращения опасности.

Кроме того, в психоанализе этот термин употребляется при рассмотрении проблемы сопротивления процессу развития личности. Здесь выделяются два возможных варианта поведения людей. Одни излагают свои проблемы исключительно в рациональных категориях. Так, при наличии проблемы выбора объекта любви рассуждают о сравнительных достоинствах брака и свободной любви; другие рассказывают о своих воспоминаниях, эмоциях, но возникает впечатление будто все происходит по заранее составленному плану. Такие люди дают оценки и истолкования, избегая тем самым вторжения в свое бессознательное.

Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте для анализа содержания эмоций ожидания, предвидения, боязни пережить разочарования. Образование механизма принято соотносить с фрустрацией, связанной с неудачами в конкуренции со сверстниками.

Патологические формы интеллектуализации обычно возникают в связи с проблемой отчуждения и манипулятивного поведения. Представители гуманистического направления в психологии Э. Шостром, Э. Фромм часто называют современного человека «озабоченным автоматом», неспособным к открытому спонтанному выражению собственных чувств и предпочитающим быть «разумно невозмутимым». В результате манипулятор может хорошо говорить о красоте пейзажа, но не испытывать эмоций при виде его.

Терапия прежде всего направлена на обучение человека контролю и управлению процессом интеллектуализации, а также на формирование способности непосредственного отреагирования, выражения собственных эмоций.

Интеллектуализацию часто сравнивают с рационализацией , так как оба являются следствием интеллектуальных процессов. Но интеллектуализация – это нейтрализация эмоции, а рационализации – это псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы личности потерей самоуважения.

Основная задача рационализации – найти весомые доказательства, оправдывающие неверные поступки личности, а интеллектуализации – обосновать свое бездействие, поставив его причины в зависимости от объективных условий.

Цель интеллектуализации – самооправдание. Защитная тактика состоит в акцентуировании или прямом приписывании собственному Я привлекательных качеств; своеобразной интерпретации личностных черт: трактовка агрессивности как активности, скупости как бережливости, эмоциональной несдержанности как принципиальности. Защита типа «кислый виноград» направлена на дискредитацию недосягаемого объекта. Это обратный механизм, по которому, например, бережливость у других лиц интерпретируется как скупость.

  • Шостром Э. Анти-Карнеги. М., 1997; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1993.
studopedia.ru

Интеллектуализация как защитный механизм психики.

Механизмы психологической защиты личности

В 1894 году данный термин ввел Зигмунд Фрейд. Первое упоминание о психологической защите встречается в его работе «Защитные нейропсихозы». Далее понятие применялось Фрейдом в ряде других исследований, направленных на описание борьбы «Я» и болезненных мыслей и аффектов.

Психологическую защиту связывают с трансформацией системы внутренних ценностей личности, которая помогает устранить травмирующие моменты. На нашем сайте вы можете также прочитать о функциях, выгодах и недостатках психологических защит. Ниже кратко описаны самые распространённые.

Виды психологической защиты

  • отрицание– искажение мировосприятия. Человек не принимает информацию, которая его тревожит. Такой способ формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно воспринимать происходящее;
  • вытеснение – считается универсальным способом освобождения от внутреннего конфликта. Происходит за счет выключения из сознания непозволительного мотива или неприятной информации;
  • проекция – заключается в неосознанном переносе на другое лицо личных чувств, желаний и влечений. Как правило, человек не хочет себе в них признаться из-за свойственной им социальной неприемлемости;
  • идентификация – перенесение на себя желаемых, но недоступных чувств и качеств, которые присущи другому человеку. В детском возрасте идентификация является простым способом овладения этическими нормами и правилами социального поведения;
  • рационализация – обманное толкование человеком своих желаний, поступков. В действительности они могут быть вызваны причинами, признание которых означало бы потерю самоуважения;
  • замещение – представляет собой смену направления действия с недосягаемого объекта на доступный. Такой прием не приводит к желаемой цели, хоть и позволяет снять напряжение за счет переноса активности в иное русло;
  • отчуждение – своеобразное обособление сознания от негативных факторов. Неприятные эмоции блокируются, стирается связь между эмоциональной окраской и событием;
  • подавление – подразумевает исключение из сознания сущности травмирующего события и эмоций. Данный механизм используется для сдерживания чувства страха, проявление которого недопустимо для позитивного самовосприятия;
  • регрессия – является своеобразным возвращением в случае проблемной ситуации к ранним или более незрелым формам поведения («я — ребенок, и вы должны мне помочь»);
  • интроекция – подразумевает символическое включение в собственный образ другого человека или объекта. Прием прямо противоположен проекции. Играет значительную роль на этапе раннего развития личности и является основой усваивания родительских ценностей и идеалов;
  • компенсация – представляет собой бессознательную попытку преодоления реальных или мнимых недостатков. Осуществляется посредством настойчивого самосовершенствования, стремления к достижению результатов;
  • реактивное образование – представляет собой процесс подмены неприемлемых для сознания побуждений, желаний и чувств. Это происходит путем вырабатывания и акцентирования внимания на противоположном отношении к ситуации или поведении.

Интеллектуализация

Главная \ Интеллектуализация

Интеллектуализация — процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.

Этот термин чаще всего употребляется в отрицательном смысле: он обозначает главным образом преобладание в психоаналитическом курсе абстрактного умствования над проявлением и признанием аффектов и фантазий.

Термин «интеллектуализация» у Фрейда не встречается, а в психоаналитической литературе в целом это понятие не получило сколько-нибудь существенного теоретического развития. Одна из наиболее ясных его трактовок принадлежит Анне Фрейд; она трактовала интеллектуализацию у подростка как защитный механизм, доводящий до крайности тот нормальный процесс, в ходе которого Я стремится «овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими»; согласно Анне Фрейд, интеллектуализация — это «одно из наиболее общих, древних и необходимых приобретений человеческого Я».

Этот термин чаще всего обозначает сопротивление процессу лечения. Это сопротивление может быть более или менее явным, но всегда оказывается способом уклониться от выполнения основного правила.

Термин «интеллектуализация» требует следующих уточняющих оговорок:

1) Не всегда легко отделить этот способ сопротивления от необходимого и плодотворного этапа, во время которого субъект пытается сформилировать и принять уже сделанные открытия, уже предложенные истолкования;

2) Термин «интеллектуализация» соотнесен с оппозицией интеллектуального и аффективного, унаследованной из психологии «способностей». Критика интеллектуализации можзет привести к преувеличению роли «аффективных переживаний» в психоанализе, к путанице между психоаналитическим и катартическим методом. Фенихель показывает четкую противоположность этих двух способов сопротивления: «В одном случае пациент всегда рассуждает разумно и отказывается иметь дело с особой логикой эмоций; в другом случае пациент непрестанно погружается в смутный мир эмоций, не будучи в состоянии от них освободиться.»

Интеллектуализацию можно сопоставить с другими механизмами, описанными в психоанализе, прежде всего — с рационализацией. Одна из главных целей интеллектуализации — отстранение от аффектов, их нейтрализация. Рационализация предполагает иное — она не требует последовательно избегать аффектов, но приписывает им скорее «вероятностные», нежели истинные, побуждения, дает им обоснования рационального или идеального порядка (например, садистское поведение во время войны может обосновываться ситуацией борьбы, любовью к родине и пр.).

Услуги психолога, психотерапевта — психолог в Москве.

Интеллектуализация: как работает этот механизм психологической защиты

Интеллектуализация в психологии – попытка бессознательно уйти от чувств, абстрагировавшись от фрустрационных факторов. Данный механизм психологической защиты считается более сложной формой изоляции. Различие заключается в том, что человек признает наличие определенных чувств, однако обесценивает их силу или влияние.

Интеллектуализация очень полезна в случае с излишним эмоциональным потенциалом. Она позволяет сохранять логику соображений и не потеряться (например, под воздействием паники).

Чтобы устранить эмоциональные переживания, человек прибегает к помощи интеллектуальных ресурсов. Таким образом он заменяет переживание эмоции размышлением о ней и анализом (например, вместо настоящей любви – беседы о любви).

Другими словами, происходит нейтрализация чувств. Нередко человек с помощью подобного приема стремится оправдать свой «побег» от реальности.

Интеллектуализация в психологии: примеры защиты

Примеры реализации данного механизма наблюдаются в нашей жизни очень часто:

  • в рассуждениях о достоинствах и недостатках объекта любви в момент необходимости выбора;
  • избыточное разъяснение причин страха. При этом непосредственно чувство анализируется как бы отдельно от человека. Он может говорить вам о своих эмоциях без каких-либо интонационных и поведенческих подтверждений;
  • услышав от собеседника «я сержусь», произнесенное совершенно спокойным тоном, или «мне страшно» от человека, который продолжает пить чай, знайте – сработала психологическая защита интеллектуализация.

По сути, и мы с вами в этот момент пользуемся интеллектуализацией – пытаемся рассказать важную информацию сдержанным языком психологических терминов

Что такое интеллектуализация?

Интеллектуализация – психологическая защита, когда человек пытается отгородиться от переживаний путем абстрагирования от них. При изоляции человек просто пытается не чувствовать те эмоции, которые в нем возникают, а при интеллектуализации человек испытывает эмоции, просто пытается их обесценить, сделать менее значимыми, снизить их силу. Это он делает путем того, что начинает рассуждать о своих чувствах, о причинах их возникновения, как они протекают.

Ярким примером является то, что люди зачастую говорят и обсуждают любовь, но так ее никогда не испытывают. Человек может избегать любви путем того, что будет ее анализировать, искать четкое определенное данному чувству, а не просто испытывать ее.

С одной стороны интеллектуализация полезна, поскольку позволяет человеку снизить внутреннее напряжение, позволить более спокойно оценить ситуацию. С другой стороны, когда возникает явный перекос в сторону интеллектуализации, тогда искажается реальное видение ситуации. В принципе все виды психологических защит направлены на то, чтобы исказить реальность, что и позволит человеку более спокойно на нее реагировать.

Почему проблемы часто не решаются, а тянутся месяцами и даже годами? Человек все чаще не решает свои проблемы, а пытается от них убежать, передать на волю другим людям или сделать вид, что ничего не происходит. Но как показывает жизнь, даже такие уловки не действуют, и человек как сталкивался с проблемами, так и продолжает с ними сталкиваться.

Чтобы решить проблему, нужно перестать о ней думать, как о проблеме, необходимо перевести ее в задачу. Другими словами, вы прекращаете жаловаться и обсуждать то, что случилось, а задаетесь вопросом: «Что мне с этим делать дальше?». Что вы хотите получить по итогам выхода из ситуации? Как вы должны действовать, чтобы решить проблему? Именно такие вопросы нужно обдумывать. Но многие люди не решают задачи, а обсуждают проблемы, не желая их решать.

Чтобы перевести проблему в задачу, нужно ее обесценить. Вспомните, как раздраженно и поглощенно эмоциями и чувствами вы себя ведете, находясь в какой-то проблеме. Вас все раздражает, вы злитесь, обижаетесь и т. д. В этот момент вы полностью погружены в неприятную ситуацию. Но невозможно искать выход из ситуации, пока вы в ней находитесь. Пока чувствами и эмоциями вы погружены в проблему, вы не можете ее решить. Но стоит вам обесценить ситуацию, то есть прекратить о ней думать, как о ситуации, которая вас чем-то цепляет, раздражает, обижает, вы тут же успокаиваетесь, выходите из нее и можете найти решение проблемы.

Обесценьте неприятную ситуацию, то есть сделайте ее фактом, событием, которое вас не тревожит, не беспокоит, не задевает ваши чувства. Да, было. Да, произошло. Что ж, теперь надо думать, что делать дальше и к какому результату идти по выходу из этой ситуации.

Люди не могут решить своих проблем, потому что они в них находятся чувствами и эмоциями. Они раз за разом вспоминают, что неприятного с ними случилось, как они себя чувствовали, что переживали. Но стоит из этого события сделать факт, который произошел с вами, но ничего в нем особенного для вас нет, как тут же вы успокаиваетесь и даже находите выходы из проблемы. Застревают люди в своих проблемах, потому что раз за разом вспоминают о своих чувствах и переживаниях, которые они испытывали при этом. Но как только человек перестает вспоминать о своих эмоциях, а просто смотрит на случившееся как на факт, событие, которое нужно как-то решить, тут же проблема превращается в задачу. Обесценьте неприятную ситуацию или проблему, и тогда вы найдете выход из нее.

  1. Человек оценивает достоинства и недостатки партнера, находясь в состоянии выбора.
  2. Человек рассуждает о страхе, который якобы испытывает.

Интеллектуализация проявляется в спокойном и безинтонационном рассуждении человека о своих чувствах. Если вы видите, что человек говорит о своей любви, при этом спокойно попивает кофе, или говорит о своем страхе, при этом спокойно клацая по своему телефону, тогда можно говорить об интеллектуализации.

Интеллектуализация сравнима с рационализацией (когда человек пытается логически объяснить какое-то явление) и противоположна аффектированию (бесконтрольному переживанию эмоций и их ярким проявлением).

Интеллектуализация – психологический вид защиты, когда человек фактически признает свои чувства, но не переживает их, а будто отдаляется, смотрит на них со стороны. В данном случае происходит искажение реальности, когда человек не в порой мере проявляет свои чувства, что искажает его реакцию на происходящее и приводит к неадекватному поведению.

Что такое интеллектуализация в психологии: подведем итоги

В статье мы подробно разобрали, что такое интеллектуализация в психологии: примеры ее работы, как она проявляется и к чему может приводить. Знание сути и механизмов работы этой и другой защит может помочь сохранению душевного спокойствия человека в различных дискомфортных ситуациях. Если он допускает мысль о своем несовершенстве и недостатках, то становится на путь преодоления возникающих противоречий.

Каждый человек использует в своей жизни различные механизмы психологических защит. Какие-то из них более “взрослые”, зрелые и приемлимые, какие-то менее. Если вам кажется, что разобраться самостоятельно не получается и хотелось бы получить профессиональную помощь, на нашем сайте вы можете записаться на консультацию психолога. Наши специалисты обязательно вам помогут!

tandem-psy.ru

COMMENTS