Интроспекция в психологии, метод интроспекции сознания

Интроспекция — это… Интроспекция в психологии

Он заключается в наблюдении собственных психических процессов без каких-либо стандартов и эталонов. Это могут быть процессы мышления, реакции на какие-то события, чувства, субъективные переживания.

Цель предмета – изучение отдельных психических проявлений, механизма их возникновения и получение эмпирических данных. Для психолога способ наблюдения за сознанием сравним с биологом, который посадил человека в исследовательскую лабораторию и попросил детально описать строение нервной системы. Иными словами, так же как мы изучаем внешний мир, самопознание позволяет изучать явления психики.

Интроспекция: Глубина Внутреннего Зрения

… Чем сильнее чувство, овладевающее человеком, тем слабее способность самонаблюдения.
Марк Агеев

  • 1.История возникновения термина
  • 2.Научный подход
  • 3.Развитие и применение
  • 4.Проблемы условий самонаблюдения
  • 5.Феномен интроспекции в будущем
  • Только интроверты могут увидеть эти скрытые изображения, благодаря их уникальной наблюдательности
  • Интроверт — кто это? Вся правда об интровертах
  • «Пятна Роршаха» или тест для психопатов
  • Кого вы видите в первую очередь? Ваш ответ покажет вашу индивидуальность!
  • Психология цвета: Как каждый цвет характеризует личность

Суть интроспекции

Метод интроспекции, по убеждению А. Бергсона, основан на метафизике. Так перед нами открываются пути нашего сознания и интуиции. На этот метод самонаблюдения опирается ретроспективная философия для того, чтобы достичь рефлекторного освобождения содержимого сознания и установления иерархии ощущений в общей структуре личности. Но при этом излишнее копание в сознании, то есть чрезмерная склонность к интроспекции, может стать причиной подозрительного отношения к миру, что довольно часто встречается у психастеников. Также замена реального и объективного мира внутренним миром присуща шизофреникам.

Научный подход

Процесс наблюдения за мышлением и эмоциями требует «включённости» и умения быть внимательным к своим ощущениям. Интроспективный метод основывается на систематическом наблюдении за собой и своими неосознанными проявлениями. Представим долгий разговор по телефону. Вы просто сидите, диалог идёт сам по себе.
Если зафиксировать своё сознание на себе, можно заметить интересные моменты:

  • Одна рука уже давно затекла от того, что вы долго держите телефон;
  • Вторая рука разрисовала ещё один лист записной книжки, ноги давно на столе;
  • Во рту уже пересохло от затянувшегося разговора, наступает усталость и желание отдохнуть.

Никаких специальных знаний для наблюдения за собой не требуется.
При этом научная психология выделяет несколько подходов для интроспективного анализа психики:

  • Аналитический подход Вильгельма Вундта
    , где бессознательная составляющая отрицается. Сознание – замкнутая система явлений, которые оцениваются субъективно и делятся на элементы. Иными словами, образ ощущений делится на части.
  • Систематическая составляющая
    ориентируется на процесс, в котором находится объект исследования. То есть человек сообщает свои ощущения, данные непосредственно сразу после эксперимента.
  • Феноменологический (целостный) приём
    , который применяли последователи гештальтпсихологии. Особое внимание здесь уделяется целостным процессам и объектам. То есть конкретный интроспективный образ рассматривается как единое целое.

Интроспекция означает только способ взглянуть на себя с непредвзятой точки зрения без конкретных выводов. Анализ лучше доверить психологу или психотерапевту.

Понятие сознания по Декарту

В природе человека проявляются два независимых и противоположных начала: тело и душа. Эти начала проистекают из двух различных субстанций: протяженной и немыслящей материи и непротяженной и мыслящей души. В соответствии с таким убеждением Декарт ввел два новых термина: сознание как выражение духовной субстанции и рефлекс, который отвечает за управление действия тела.

Именно у Декарта впервые оформляется то самое понятие сознания, которое в дальнейшем становится центральным в психологии до конца 19-го века. Однако Декарт избегал употребления слова «сознание», а заменял его термином «мышление». При этом мышление для него – это все то, что происходит внутри человека так, что мы воспринимаем его как само собой разумеющееся. Следовательно, благодаря Декарту появился метод интроспекции в психологии, понятие самоотражения сознания в самом себе.

Развитие и применение

Новый взгляд на предмет интроспекции открыли учёные Э. Берн, Л. Выготский, философ Б. Рассел, и Карен Хорни, американский психоаналитик. Она исследовала формирование личности под воздействием окружающей среды, широко изучала происхождение неврозов.
В книге «Самоанализ» Карен относит метод интроспекции к конструктивной части психологии только в том случае, если её цель служит желанию стать душевно богаче и сильнее как ответственная попытка понять и изменить себя. Абстрактный интерес к себе и своим эмоциям, самолюбование и пустое самообвинение Хорни отличает от интроспекции, называя это «бесцельной игрой ума».

Интроспекция в современной психологии возвращается как метод изучения сознания, пусть и субъективный. Особенно ярко он представлен в книгах психотерапевта Ирвина Ялома «Лжец на кушетке», «Проблема Спинозы», «Мама и смысл жизни». Автор книг в художественных образах рассказывает о частной практике. Метод самонаблюдения, на котором отчасти строится его работа с пациентами, основан на фиксации своих чувств и ощущений. Таким способом Ялом развивает чувство осознанности и наблюдения за собой, а так же помогает найти причины тех или иных явлений в психике, которые в повседневной жизни могут быть не замечены.

Термин «интроспекция

»
дословно означает «взгляд внутрь себя
». Это стратегия, при которой наблюдение за своим состоянием даёт эмпирические данные. Они поддаются вербальному описанию и сравнению с родственными показателями других людей.

Виды интроспекции

В психологии различают систематическую, аналитическую интроспекцию, интроспективную психологию и феноменологическое самонаблюдение. Систематическая интроспекция изучает стадии мыслительного процесса на основе ретроспективного отчета. Этот метод разработан в Вюрцбургской школе. Аналитический метод интроспекции был создан в школе Э. Титченера. Он основан на стремлении разделения чувственного образа на отдельные составные элементы. Феноменологическая интроспекция – это одно из направлений гештальтпсихологии. Этот метод описывает психические феномены в целостности и непосредственности для наивных испытуемых. Феноменологический метод использовался в описательной психологии В. Дильтея, а в дальнейшем его применяли и в гуманистической психологии.

Современное применение теории

Современная психология использует интроспективный анализ в существенно измененном виде. Сейчас он больше похож на самонаблюдение, не тождественное угрызениям совести и не предполагающее самоосуждения.

Так, исходные данные, полученные по результатам проведенных экспериментов, больше не воспринимаются как истинные, а лишь как первичная информация, предназначенная для дальнейшей обработки. Кроме того, психологи наблюдают не протекающий процесс, а лишь затухающий след.

Однако даже самонаблюдение используется с осторожностью, только как экспериментальная стратегия, цель которой состоит в получении эмпирических данных. При этом такое исследование может проводиться как в режиме реального времени, так и отсроченно с использованием дневников, записей, воспоминаний, мемуаров. Метод ретроспекции, разработанный Э. Тульвингом, частично используется при анализе исторических событий.

Относительно теории раздвоения сознания психологи и психиатры пришли к единому мнению: такое свойство проявляется у личностей, склонных к шизофреническим расстройствам, а также иным патологиям. Дальнейшие исследования показали, что интроспекция в очень ограниченном смысле может являться инструментом самопознания, так как позволяет человеку проанализировать собственный опыт. Главным недостатком метода интроспекции остается исключительная субъективность.

Проблема самонаблюдения

Интроспекция в психологии – это метод, признанный не только главным в области изучения человеческого сознания, но и являющийся практически методом, позволяющим анализировать непосредственное поведение человека. Такое убеждение обусловлено двумя бесспорными обстоятельствами. В первую очередь, способностью процессов сознания открываться субъекту и при этом их закрытостью для стороннего наблюдателя. Сознания разных людей разделены пропастью. И никто не может перейти ее и пережить состояние сознания другого человека, так как это делает он. Невозможно проникнуть в переживания и образы других людей.

Казалось бы, выводы относительно того, что интроспекция в психологии – это единственно возможный метод проанализировать состояние сознания другого человека, понятны и аргументированы. Все рассуждения по этому вопросу можно объединить несколькими короткими фразами: предмет психологии основан на фактах сознания; эти факты открыты непосредственно тому, кому они принадлежат и никому больше; а значит, изучать и анализировать поможет только интроспекция. Самонаблюдение и никак иначе.

Но с другой стороны простота и понятность всех этих бесспорных утверждений, как впрочем и всего вывода в общем, кажется элементарной лишь на первый взгляд. На самом деле в них скрывается одна из самых запутанных и сложных психологических проблем – проблема самонаблюдения.

Психологические теории и школы

Интроспекция в психологии – это наблюдение субъекта за собственными психическими процессами. Вопросы, касающиеся интроспекции, занимали умы многих представителей психологических школ.

Современные ученые-психологи утверждают, что и сегодня интроспекция имеет место в виде самоотчетов, психологических экспериментов и различных исследований сознания человека.

Проблемы метода

В первую очередь, стоит отметить, что данный метод не является идеальным потому, что ощущения и восприятие действительности одного человека будут отличными от ощущений другого. К тому же восприятие может меняться даже у одного и того же человека со временем.

Интроспекция – это метод наблюдения не самого процесса, а его затухающего следа. Психологи говорят о том, что при самонаблюдении достаточно не просто определить, какой момент стал переходным. Мысль несется стремительно, и прежде, чем удается сделать вывод, она видоизменяется. К тому же метод интроспекции применим не ко всем людям, сознание детей и душевнобольных невозможно изучить с его помощью.

Проблематичным в использовании данного метода в психологии является и то, что содержание не всех сознаний можно разложить на отдельные элементы и представить их в виде одного целого. В музыке, если перенести мелодию в другую тональность, меняются все звуки, но при этом мелодия остается прежней. Значит, не звуки делают мелодию, а какое-то особое отношение между звуками. Это качество присущее и целостным структурам – гештальту.

Интроспекция – это наличие осознанного переживания и отчет о нем. Таким образом Вундт определил классическое применение этого метода с психологической точки зрения. Но несмотря на то, что, согласно Вундту, непосредственный опыт влияет на предмет психологии, он все-таки разделял интроспекцию и внутреннее восприятие. Внутреннее восприятие является ценным само по себе, но к науке его отнести нельзя. А вот для интроспекции испытуемого нужно тренировать. Только в этом случае самонаблюдение принесет нужную пользу.

Как это работает?

Теория интервенции заключается в том, что планируемое, не угрожающее посредничество в негативной ситуации может положительно повлиять на результат. Вмешательства могут помочь изменить поведение, которое мешает благополучию человека, его семьи и друзей.

Цель любого вмешательства – принять меры, которые приведут к позитивным изменениям в том, как человек думает и что чувствует, а также предотвратят саморазрушительное поведение.

Интроспекция в психологии, метод интроспекции сознания
knyazhinskaya.ru

интроспекция

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

  • интроекция
  • интроспекция аналитическая

Смотреть что такое «интроспекция» в других словарях:

ИНТРОСПЕКЦИЯ — (от лат. introspecto смотрю внутрь), в широком смысле то же, что самонаблюдение; в более узком, спец. смысле то же, что аналитич. «И.» см. Интроспективная психология. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская… … Философская энциклопедия

ИНТРОСПЕКЦИЯ — (лат.). Изучение душевных явлений при посредстве самонаблюдения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТРОСПЕКЦИЯ [ Словарь иностранных слов русского языка

Интроспекция — (от лат. introspecto смотрю внутрь) метод психологического анализа . Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в… … Психологический словарь

интроспекция — самоанализ, самонаблюдение, самоуглубление Словарь русских синонимов. интроспекция сущ., кол во синонимов: 3 • самоанализ (5) • … Словарь синонимов

интроспекция — ИНТРОСПЕКЦИЯ, самонаблюдение … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Интроспекция — Интроспекция ♦ Introspection Самонаблюдение, направленное внутрь себя, своего рода самосозерцание души. Строго говоря, полная интроспекция невозможна (это, как говорил Огюст Конт, все равно что, стоя на балконе, наблюдать за самим собой,… … Философский словарь Спонвиля

ИНТРОСПЕКЦИЯ — (от латинского introspecto смотрю внутрь), самонаблюдение: наблюдение, объект которого психические состояния и действия наблюдающего субъекта; основной метод интроспективной психологии … Современная энциклопедия

ИНТРОСПЕКЦИЯ — (от лат. introspecto смотрю внутрь) то же, что самонаблюдение … Большой Энциклопедический словарь

ИНТРОСПЕКЦИЯ — (лат. introspectare смотреть вглубь) метод психологии, задача которого состоит в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания как непосредственные переживания. Хронологически… … Новейший философский словарь

ИНТРОСПЕКЦИЯ — ИНТРОСПЕКЦИЯ, интроспекции, жен. (от лат. introspicio смотрю внутрь) (псих.). Самонаблюдение; метод изучения психической жизни человека посредством самонаблюдения, применяемый в эмпирической психологии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 … Толковый словарь Ушакова

psychology.academic.ru

Интроспекция как метод психологии сознания и ее связь с экспериментом.

Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения.

Метод интроспекции («смотрение внутрь») был единственным методом психологии сознания, более того, сознание определялось через интроспекцию: сознание — это то, что человек первым обнаруживает в себе, «воспринимает непосредственно само собой» (последнее определение принадлежит Декарту. Он говорил не о сознании, а о мысли, но подразумевал то же, что мы – под сознанием. Именно этот постулат – то, что относится к психологии у Декарта. Сама его фраза «Мыслю, следовательно, существую», для которой он и дает определение мысли, относится к философии.). Таким образом, метод интроспекции и психология сознания неразделимы.

Спойлер: интроспекция себя не оправдала, потому что доводы в ее пользу были ошибочны. Ошибочные доводы выделены зеленым.

Метод интроспекции использовался, т.к.:

— сознание непосредственно открыто человеку, любой психический процесс считался осознанным

— никто, кроме самого человека не может наблюдать его сознание, сознание каждого человека — замкнутая сфера.

Джон Локк – основатель метода. (У Декарта были схожие идеи, на которых Локк, несомненно, основывался). Локк был эмпириком. Он считал, что изучение сознания должно основываться на опыте, не на рассуждениях. (Также его можно назвать эмпириком в другом смысле: он считал, что все содержание сознания («идеи») – приобретено посредством опыта, а не врожденное). Вопрос о природе души (материальная/духовная) Локк не рассматривал, т.к. это не имело значения для эмпирических исследований.

Направление в психологии, которое заложили Декарт и Локк стало называться классической эмпирической психологией сознания.

«Рефлексия – наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Локк.

1) Сознание может удваиваться:

— процессы 1 уровня – восприятия, мысли, желания,

— процессы 2 уровня – наблюдение за процессами 1 уровня.

2) Процессы 2 уровня (рефлексия) – это специальная душевная деятельность. (1 – есть у всех, включая детей. 2 – у детей нет, у взрослых – не у всех, надо развивать).

1) Психологические исследования возможны только над сами собой. (Исследовать другого можно, поставив себя в те же условия и исследуя себя).

2) В интроспекции надо упражняться. (Были курсы интроспекции, такое понятие, как «интроспекционистский стаж».)

Преимущества метода, перед другими науками в том числе (нет):

1) Нет искажений предмета познания, то есть изучаемого. (Например, свет на самом деле – электромагнитная волна, а желание включить свет – именно желание включить свет, истинный психологический факт.)

2) Известна причина того или иного явления. Причем считалось, что эта причина – истинна. (Почему я накормила котенка на улице? Потому что он вызывает у меня чувство жалости. Чувство жалости – причина, я ее знаю, и она истинная.)

Психология сознания просуществовала чуть более, чем 30 лет, (сменилась бихевиоризмом). Чем больше исследований было в этой области, чем больше становились понятны недостатки метода интроспекции и психологии сознания в целом.

1) Бессмысленность. Нельзя было применить психологию к чему-то.

2) Очевидность того, что сами основы науки ошибочны:

— результаты опытов не совпадали, могли и противоречить для разных испытуемых/авторов;

— атомистический подход не везде работал;

— нашлись нечувственные/безОбразные элементы сознания («чистые» движения мысли);

— выявились неосознаваемые причины явлений;

Интроспекция как метод себя не оправдала, потому что некоторые доводы в его пользу были ошибочны:

1) Удвоение сознания возможно(!)[1]

Но не для интроспекции. Оно подразумевает две одновременно протекающие деятельности (т.к. интроспекция – деятельность), причем обе идут в полной мере интенсивно. Но это невозможно. Чем больше человек сосредотачивается на одной, тем сильнее «тускнеет» другая (чем сильнее чувство, тем меньше возможности для рефлексии). Либо деятельности можно чередовать. Получалось, что интроспекционисты дробили процесс и наблюдали за затухающим следом, воспоминанием об акте сознания. Интроспекция à «дробная ретроспекция».

2) Причины наших поступков/мыслей/других явлений сознания нам на самом деле неизвестны в большинстве случаев. (Мы не знаем, как нам пришла в голову внезапно всплывшая мысль, или как именно я только что решил этот пример по математике, например. Я не пишу здесь про бессознательное, т.к. речь о психологии сознания).

3) Интроспекция тоже искажает факты сознания. Хотя бы потому, что они «затухают» при наличии второй деятельности. А если мы наблюдаем их ретроспекцией – мы привносим что-то от своего нынешнего состояния. Критики писали, что психологи «находили то, что искали».

Нижеследующее, а также часть про удвоение сознания – то, что можно ответить на вопрос плана «А скажите, как же тогда соотносится ваш ответ с…?»

В современной психологии нет интроспекции как метода, но есть использование фактов сознания, наблюдаемых человеком непосредственно. Речь идет о понятных нам современных экспериментах: в роли «интроспекциониста» выступает «наивный» наблюдатель, он описывает обычным языком, что он чувствует/ощущает, то есть дает речевой ответ, и эти факты сознания используются как сырой материал для дальнейших исследований экспериментатора. Это не является интроспекцией, поскольку нет попытки удвоения сознания. По этой же причине причем это не считается второй деятельностью. Используется термин «моноспекция».

Так же наблюдаемые факты своего сознания используются как «сырье» в процессах познания себя/самооценки и т.п. Помимо них используются и другие данные (оценка других).

Было две программы построения психологии как самостоятельной науки: В.Вундта и Ф.Брентано. Обе имели интроспекцию как метод, но были некоторые отличия.

infopedia.su

Метод интроспекции и проблема самонаблюдения

На протяжении длительного времени метод интроспекции был не просто глав­ным, а единственным методом психологии. Он основан на двух утверждениях, развиваемых представителями интроспективной психологии: во-первых, процес­сы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, но, во-вторых, процессы со­знания способны открываться (репрезентироваться) субъекту. Из этих утвержде­ний следует, что процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим и никем более.

Идеологом метода интроспекции был философ Дж. Локк (1632-1704), кото­рый развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Дж. Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек на­правляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство — рефлексия. Локк определял ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность».

В то же время под деятельностью ума Локк понимал мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желание.

Дж. Локк заявлял, что рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У де­тей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. Од­нако рефлексия может не развиться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над собой и не направит на свои внутренние процессы специаль­ного внимания. Исходя из данного положения, можно говорить о том, что Локк считает возможным раздвоение психики. Психические процессы, по его мнению, протекают на двух уровнях. К процессам первого уровня он относил восприятие, мысли, желания и т. д., а к процессам второго уровня — наблюдение, или «созерца­ние» этих мыслей и образов восприятия.

Другим не менее важным выводом из утверждения Дж. Локка является то, что, поскольку процессы сознания открываются только самому субъекту, ученый мо­жет проводить психологические исследования только над самим собой. При этом способность к интроспекции не приходит сама по себе. Для того чтобы овладеть этим методом, надо долго упражняться.

По сути, Дж. Локк, находясь на материалистических позициях, придерживает­ся двух принципов английского материализма ХУ1-ХУП вв., который возник и развивался под влиянием достижений в механике и физике, и в первую очередь открытий Ньютона. Первый из провозглашенных английскими материалистами того времени принципов был принцип сенсуализма, чувственного опыта, как един­ственного источника познания. Второй — это принцип автоматизма, согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы и объяс­нить их, опираясь на связи между этими элементами.

Данная точка зрения получила название сенсуалистического материализма. Несмотря на некоторую ограниченность суждений, для своего времени эта пози­ция была весьма прогрессивна, а лежащие в ее основе принципы оказали огром­ное влияние на развитие психологической науки.

Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться еще одно, близ­кое к нему течение — ассоциативное направление. Истоком этого учения являлся все тот же сенсуалистический материализм. Только если Дж. Локк больше внима­ния уделял первому принципу, то представители ассоциативного направления строили свои умозаключения на основе второго принципа. Возникновение и ста­новление ассоциативной психологии было связано с именами Д, Юма и Д. Гартли.

Английский врач Д. Гартли (1705-1757), противопоставляя себя материалис­там, тем не менее, заложил основы материалистической по своему духу ассоциа­тивной теории. Причину психических явлений он видел в вибрации, которая воз­никает в мозге и нервах. По его мнению, нервная система — это система, подчинен­ная физическим законам. Соответственно и продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд, ничем не отличающийся от такого же во внешнем, физи­ческом мире. Этот причинный ряд охватывает поведение всего организма — и вос­приятие вибраций во внешней среде (эфире), и вибрации нервов и мозгового вещества, и вибрации мышц. Разработанное им учение о вибрациях получило свое дальнейшее развитие в работах Д. Юма и послужило основой развития ассоциа­тивной психологии.

Давид Юм (1711-1776) в качестве основополагающего принципа вводит ассо­циацию. Под ассоциацией он понимает некое притяжение представлений, уста­навливающее между ними внешние механические связи. По его мнению, все слож­ные образования сознания, включая сознание своего «Я», а также объекты внеш­него мира являются лишь «пучками представлений», объединенных между собой внешними связями — ассоциациями. Следует отметить, что Юм скептически от­носился к рефлексии Локка. В своей книге «Исследование о человеческом позна­нии» он пишет, что когда мы вглядываемся в себя, то никаких впечатлений ни о субстанции, ни о причинности, ни о других понятиях, будто бы выводимых, как писал Локк, из рефлексии, не получаем. Единственное, что мы замечаем, это ком­плексы перцепций, сменяющих друг друга. Поэтому единственным способом, с по­мощью которого можно получить информацию о психическом, является опыт. Причем под опытом он понимал впечатления (ощущения, эмоции и т. д.) и «идеи» — копии впечатлений. Таким образом, труды Юма в определенной степени предопределили возникновение экспериментальных методов психологии.

Следует отметить, что к середине XIX в. ассоциативная психология была гос­подствующим направлением. И именно в рамках данного направления в конце XIX в. стал весьма широко использоваться метод интроспекции. Увлечение интроспекцией было повальным. Более того, проводились грандиозные экспери­менты по проверке метода интроспекции. Этому способствовало убеждение в том, что интроспекция как метод психологии имеет целый ряд преимуществ. Счита­лось, что в сознании непосредственно отражается причинно-следственная связь психических явлений. Поэтому если вы хотите узнать, почему подняли руку, то причину этого надо искать в своем сознании. Кроме этого считалось, что интрос­пекция, в отличие от наших органов чувств, которые искажают информацию, по­лучаемую при изучении внешних объектов, поставляет психологические факты, так сказать, в чистом виде.

Однако со временем широкое распространение метода интроспекции привело не к развитию психологии, а, наоборот, к определенному кризису. С позиции интроспективной психологии психическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, а, следовательно, наблюдал­ся отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта. Более того, по­скольку утверждалось, что психолог может изучать самого себя, то выявленные в процессе такого изучения психологические знания не находили своего практи­ческого применения. Поэтому на практике интерес общественности к психологии упал. Психологией интересовались только профессиональные психологи.

Вместе с тем следует отметить, что период господства интроспективной психо­логии не прошел бесследно для развития психологической науки в целом. В это время возник ряд теорий, оказавших существенное влияние на последующее раз­витие психологической мысли. Среди них:

• теория элементов сознания, основоположниками которой являлись В. Вундт иЭ.Титченер;

• психология актов, сознания, развитие которой связано с именем Ф. Брентано;

• теория потока сознания, созданная У. Джемсом;

• теория феноменальных полей;

• описательная психология В. Дильтея.

Общим для всех этих теорий является то, что на место реального человека, ак­тивно взаимодействующего с окружающим миром, ставится сознание, в котором как бы растворяется действительное человеческое существо.

Нельзя также не отметить роль интроспективной психологии в становлении и развитии экспериментальных методов психологического исследования. Именно в рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Кроме того, интроспек­тивная психология предопределила появление других перспективных направле­ний в развитии психологии. Так, бессилие «психологии сознания» перед многими практическими задачами, обусловленными развитием промышленного производ­ства, требовавшего разработки средств, позволяющих контролировать поведение человека, привело к тому, что во втором десятилетии XX в, возникло новое на­правление психологии, представители которого объявили и новый предмет пси­хологической науки — им стала не психика, не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Это направление получило название «бихевиоризм» (от англ. — поведение) и явилось третьим этапом в развитии представлений о предмете пси­хологии. Но прежде чем приступить к рассмотрению психологии как науки о по­ведении, вернемся к интроспекции и отметим различия в отношении к ней с пози­ции психологии сознания и современной психологии. В первую очередь необхо­димо определиться в используемых терминах.

Интроспекция в буквальном смысле означает «самонаблюдение». В современ­ной психологии существует метод использования данных самонаблюдения. Меж­ду этими понятиями есть ряд различий. Во-первых, по тому, что и как наблюдает­ся, и, во-вторых, по тому, как полученные данные используются в научных целях. Позиция представителей интроспективной психологии заключается в том, что наблюдение направлено на деятельность своего ума и рефлексия является един­ственным способом получения научных знаний. Данный подход обусловлен свое­образной точкой зрения интроспекционистов на сознание. Они считали, что со­знание имеет двойственную природу и может быть направлено как на внешние объекты, так и на процессы самого сознания.

Позиция современной психологии на использование данных самонаблюдения заключается в том, что самонаблюдение рассматривается как «моноспекция», как метод постижения фактов сознания, а факты сознания, в свою очередь, выступа­ют в качестве «сырого материала», для дальнейшего понимания психических яв­лений. Термин «моноспекция» говорит о том, что сознание — это единый процесс. Однако интроспекция как самонаблюдение за своим внутренним состоянием су­ществует, но при этом она неотделима от «экстраспекции» — наблюдения за внеш­ними объектами и поведением людей. Таким образом, самонаблюдение является одним из методов современной психологической науки, который позволяет полу­чить сведения, являющиеся основанием для последующего психологического ана­лиза.

studopedia.ru

COMMENTS