Качества личности: волевые, социально-психологические, нравственные

Волевые качества личности

Волевой человек обладает рядом характерных качеств.

Как сильная воля проявляется в характере? Какие качества являются волевыми? Как проявляется безволие?

В ряду волевых качеств на первом месте целеустремленность. Целеустремленность — это:

— умение ставить ясные цели и задачи,
— умение планировать свои действия;
— умение осуществлять намеченное, подчинять себя достижению поставленной цели, например, соблюдать строгий режим, если это необходимо для достижения цели и др.

Аристотель сказал: «Цель есть то, ради чего что-нибудь делается. ради нее делается все остальное.»

Чем отчетливее у человека цель, к которой он стремится, чем упорнее он в преодолении препятствий , тем он целеустремленнее.

Но люди по-разному упорны в преодолении трудностей. Бывает, что человек не доводит начатое дело до конца. Некоторые с энтузиазмом начинают работать, но быстро остывают. Чем сильнее препятствия, тем интенсивнее должно быть волевое усилие, тем более сильная воля требуется от человека.

Следующее важное волевое качество — настойчивость — это стойкость воли, которую проявляет человек, поставивший перед собой отдаленные цели. Чтоб отдаленные цели хорошо зафиксировать в сознании, нужно отразить их в конкретных задачах. Стремление с осуществлению отдаленных целей формирует в человеке сильную и стойкую волю.

С настойчивостью тесно связаны такие качества личности как выдержанность и терпеливость. Не следует их путать с покорностью, безинициативностью, безвольным подчинением силе обстоятельств или чужой воле. Терпеливость, выдержанность всегда связаны с инициативой, активны в достижении поставленной цели и преодолении неприятностей. Терпеливый человек знает ради чего он что-либо терпит.

Жизненно важным является такое волевое качество как самообладание. Оно важно в жизни и в любом труде, особенно для тех, чья работа связана с общением. Как бы ни был взволнован человек такой профессии, полное владение своим голосом, мимикой и пантамимикой — его профессиональная обязанность.

Самообладание состоит:
— в умении сохранять ясность мысли, т.е. оставаться внимательным, сосредоточенным на выполняемой работе, несмотря на действие сбивающих факторов. Это — умение не допускать «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач, помех, ошибок;

— также в умении владеть своими чувствами: легко повышать эмоциональный тонус в состоянии растерянности, апатии, страха и др.; снижать уровень эмоционального возбуждения при излишней радости или волнении, боли, негодовании и т.д.; а в случае удачи не проявлять излишней самоуверенности, беспечности, чувства мнимого превосходства и других нежелательных переживаний;

— и в умении управлять своими действиями: контролировать свои движения при появлении усталости, появлении болевых ощущений, недовольства собой и других неблагоприятных внутренних состояниях; в конфликтных ситуациях удерживать себя от неэтичных поступков — пререкания, грубости и т.д.

Следующие два качества могут ошибочно оцениваться как положительные.

«Упрямство есть слабость, имеющая вид силы» (В.А. Жуковский). Упрямство — качество, отличное от настойчивости. В этом случае подразумевается настойчивость при выполнении решений, принятых без достаточных оснований. Упрямый человек отстаивает свое мнение вопреки логике, разумным доводам и фактам. «Упрямый все делает по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.»( Эзоп).

Если упрямый человек определяет цель деятельности, осуществляется перевоспитание в настойчивого.

Податливость — такое качество воли, которое определяется легким изменением принятого решения под влиянием других лиц. Оно противоположно упрямству. Если упрямого человека трудно в чем-либо убедить, переубедить, податливого, напротив очень легко. Несмотря на то, что для податливого человека мнение других людей может стать определяющим фактором в принятии решения, все же решение он принимает самостоятельно.

Перевоспитание этого качества не означает переход к резкости, грубости в поведении. Можно проявлять твердость и быть вежливым в общении с другими людьми.

Если решение дается человеку в готовом виде со стороны (причем оно принимается без критики), то говорят о таком качестве, как внушаемость. Внушаемость, также как и податливость не мешает человеку быть, например, хорошим работником. Однако считается, что данную черту нужно перевоспитывать, чтоб сохранить человека от возможных вредных влияний. Перевоспитание в этом случае рекомендуется осуществлять путем укрепления воли и формированием критичности мышления.

Для человека очень важным является такое волевое качество, как решительность. Оно определяется как способность быстро оценивать обстоятельства и принимать определенные решения, причем, приняв их не колебаться, а действовать уверенно.

Решительность — важное качество, когда ситуация не терпит промедления, требует быстрой реакции.

Если у человека достаточно времени, а решение он все же не принимает или меняет на противоположное, говорят об особенно отрицательном качестве воли — нерешительности.

Если необходимо быстро принимать решение и действовать, а человек не в состоянии это сделать, говорят о состоянии растерянности. Растерянный человек либо бездействует, либо начинает разные действия и не заканчивает их. («Скорость нужна, а поспешность вредна» (А.В. Суворов)) Эти действия могут быть противоположными по смыслу. Вместо спокойного анализа обстановки и принятия решения, он может менять решения.

Рассмотренные волевые качества проявляются у каждого человека в отдельных ситуациях, но могут быть и чертой личности. Поэтому важно знать как именно ведет себя человек в ситуации принятия решения чаще всего: колеблется, или принимает решения быстро; необдуманно, а затем быстро меняет их, или принимает продуманные и точно выполняемые решения.

Выделяют также такие качества воли, как:
Исполнительность — проявляется в старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в полном завершении начатого дела.

Дисциплинированность — способность человека действовать в соответствии с нормами, правилами и законами. Выделяется трудовая дисциплина, которая развивает настойчивость, решительность, умение преодолевать свои импульсы. Таким образом обоснованная требовательность, укрепляя дисциплину, тем самым укрепляет и волю. Здесь речь не идет о так называемой «палочной» дисциплине, которая основана на страхе. Дисциплина должна опираться на понимание мотивов поведения, действий человека.

Выделяется также группа волевых качеств, связанных с поведением в ситуации опасности — это такие качества личности, как смелость, храбрость, отвага, мужество. А противоположные им — трусость, боязливость считаются проявлением безволия.

Разные формы страха по-разному, но всегда отрицательно влияют на деятельность.

В борьбе со страхом рекомендуют использовать следующее общее правило- чем более примитивна и биологична эмоция, тем меньше она поддается искоренению с помощью слов. Нельзя человека уговорить быть небоязливым. Но эмоции легко вытесняются друг другом. Испуганного человека достаточно рассердить, чтобы у него прошел испуг. Если рассерженного человека рассмешить, он перестанет сердиться.

Но опасность может вызывать и положительные эмоции стенического возбуждения. Стенический, не резко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга из подкорки и в сочетании с критическим мышлением проявляться как «разумный страх» в виде опасения, осторожности. «С благоразумием подвергайся опасностям», — говорил мудрец Биас.

Насколько трусость, робость и боязливость — отрицательные черты личности, настолько осторожность считается положительной чертой.

Положительной считается и такая реакция на опасность как разумный азарт , связанный с активизацией сознательной деятельности в момент опасности.

Определена связь между степенью активности в момент опасности и переживаниями: чем более активен человек в опасной ситуации, тем легче по субъективному содержанию его переживания.

А. Суворов говорил: «Опасности лучше идти на встречу, чем ожидать на месте».

Выделяют различные формы преодоления страха — бесстрашия, которые отличаются по своим проявлениям. Это — смелость, храбрость, отвага, мужество, героизм.

Еще Плутарх сказал: «Начало победы — смелость». При проявлении смелости страх остается, но деятельность определяется мышлением и волевыми решениями. Такой человек считается смелым, который знает , что впереди опасность и все-таки идет на нее. Он знает ради чего он подавляет страх, какой цели достигает, поступая вопреки страху. Смелость состоит в умении подавлять чувство страха: когда человек в условиях реальной физической опасности испытывает стремление к риску и желание перейти к действию. В этих условиях он мысленно отключается от переживаний, страха и целиком сосредоточивается на действии. Смелость проявляется в разнообразных видах деятельности: «смелая мысль», «смелое решение проблемы» и др. Гельвеций говорил: «Часто именно смелости мы бываем обязаны открытием величайших истин»; Гетте: «Каждый художник обладает смелостью, без которой талант немыслим.»

Храбрость — связывают со стеническими эмоциональными переживаниями возбуждения во время опасности. Храброму человеку нравится ощущение опасности. Его переживания стеничны, деятельность не дезорганизована. Но хорошо, когда храбрость основана на разумном риске: безумная храбрость также пагубна, как и безумный страх. Рекомендуется воспитывать храбрость разумным риском: совершая рискованные действия и переживая удовлетворение от их успешного выполнения.

В формировании храбрости предостерегают от следующей крайности: советуют следить, чтобы храбрость не перешла в отрицательную форму бесстрашия — удаль. Удаль определяется как храбрость, достигшая уровня аффекта, которая характеризуется потерей критичности мышления.

Психология утверждает, что воспитание храбрости- это воспитание веры в свои силы и технику. Это воспитание уверенности в большой вероятности успешного завершения любого рискованного, но посильного задания.

Существует педагогическая рекомендация- с осторожностью выбирать момент, в который можно в первый раз разрешить человеку рискнуть. Надо быть уверенным, что по уровню своих знаний, умений и опытности он подготовлен для этого риска и может самостоятельно справиться с ситуацией.

Как противоположность удали выделяется отвага. Под отвагой понимают способность на поступок. Храбрым и смелым может быть человек, отстаивающий личные интересы. Отвага же проявляется в достижении цели, осознаваемой как общее дело. У отважного человека страх преодолевается чувством долга, которое связано с мировоззрением, убеждениями человека.

Смелый человек, идя навстречу опасности, напряжен, храбрый — возбужден, а отважный — спокоен.

Мужество определяется как высшая, наиболее сложная форма бесстрашия.

«А кто опасность мужеством встречает,
Того и мысль ясна, и тверд язык.» (Софокл)
Гете говорит: «Добро потеряешь — немного потеряешь! Честь потеряешь — много потеряешь! Мужество потеряешь — все потеряешь, лучше бы тогда совсем не родиться».

Мужество обобщает ряд сторон личности человека. В различных ситуациях преобладают те или иные из этих сторон. В мужестве проявляются отвага, смелость, храбрость, а также ответственность, терпение, находчивость, решительность, самообладание, сознательность, убежденность в своей правоте, мировоззрение, инициатива , твердость воли (определяется как сопротивляемость силе единичного удара) и стойкость воли (определяется как сопротивляемость ряду последующих ударов).

В качестве примера мужественного поведения можно привести случай из мировой истории — философ Сократ спокойно смотрел в лицо смерти, простив своих врагов.

Героизм -определяется как понятие, выходящее за рамки психологии и имеющее социальное содержание. В героизме проявляется высокий уровень положительных эмоций при совершении подвигов, имеющих общественное значение.

Бесстрашие, выражающееся в храбрости, отваге, мужестве и героизме -это отчетливое проявление владения человека своими эмоциями, пример волевого поведения.

Итак, теперь можно представить себе образ волевого человека, обладающего такими качествами как:

— целеустремленность,
— настойчивость,
— терпеливость,
— выдержанность,
— самообладание,
— решительность,
— исполнительность,
— дисциплинированность,
— твердость воли
— стойкость воли,
— осторожность,
— разумный азарт,
— смелость,
— храбрость,
— отвага,
— мужество;
и его противоположность — состояние безволия, проявляется в таких качества как:

Качества личности: волевые, социально-психологические, нравственные
www.sunhome.ru

«Волевые качества человека» Исследовательская работа

Исследовательская работа

«ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА»

Социального педагога: Сорокиной Е.Н.

Введение
Глава I. Психологические особенности воли
1.1. Определение понятия «воля»
1.2. Представления о волевых качествах
1.3. Структура и общие характеристики волевых качеств
1.4. Классификация волевых качеств
1.5. Развитие воли в подростковом возрасте
Глава II. Экспериментальное исследование волевых качеств подростков
2.1 Анализ результатов, полученных после проведения методики изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.
2.2 Анализ результатов, полученных после проведения методики «Социальная смелость».
2.3 Анализ результатов, полученных после проведения методики «Самооценка силы воли».
Заключение.
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Для эффективной жизнедеятельности человека волевая регуляция играет важную роль.

Люди, обладающие ей, более эмоционально устойчивы, выдержаны, организованы, усердны достижении поставленных целей.

Но особенно важно развитие волевой регуляции в подростковом возрасте, так как в этот период осуществляется самоопределение подростка, нравственное и социальное становление.

Однако как раз про подростков принято говорить, что у них слабая воля, более слабая, чем у детей других возрастов. Подростки недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным, казалось бы, требованиям и правилам поведения. Не меняет дела и акселерация. Напротив, при ускоренном физическом и в некоторой степени, психическом развитии особенно бросается в глаза отсутствие волевых качеств.

Безусловно, развитие воли по мере взросления ребенка не идет вспять. И уровень развития воли у подростка сам по себе не становится ниже. Просто подростки живут и действуют в более сложной социальной ситуации, требующей от них более высоких форм саморегуляции, в том числе и более сложных проявлений волевого поведения, к чему они не всегда готовы.

В подростковом возрасте и учебная деятельность ребенка, и положение его среди окружающих существенно меняются. Учение (как и все другие виды деятельности, в том числе общественная и трудовая) становится более сложным, требующим значительно больших усилий, большей самостоятельности и ответственности. Отношение взрослых к подростку также меняется: они ждут от подростка более зрелого, более «взрослого» поведения, предполагающего проявление волевых качеств личности. И это понятно: ведь подросток становится и более разумным, и более сильным, и более развитым физически.

В семье повышение требований к подростку в значительной степени обусловлено реальной нуждой родителей в его помощи. В домашнем обиходе часто действительно бывает востребована физическая сила подростка, его знания и умения. Если к более младшим, детям родители обычно обращаются лишь с отдельными поручениями (вымыть посуду, подмести пол), то подросткам не так уж редко приходится нести по дому определенные постоянные обязанности. Тут, конечно, требуется значительно больше организованности, ответственности, самостоятельности.

Правда, можно наблюдать и прямо противоположную картину. Отношение родителей к подростку не меняется. Они стремятся сохранить над ним ту же власть, какая была у них прежде, хотят постоянно руководить им, лишают его самостоятельности и свободы. Обычно это вызывает у подростка резкий протест, он упрямится и даже бунтует. Подобные конфликты мешают воспитанию волевых качеств.

Огромное значение для подростка имеет то положение, которое он занимает в коллективе сверстников. Конечно, и тогда, когда он учился в младших классах, коллектив в его жизни присутствовал, но ни отношения в нем, ни «общественное мнение» еще не имели для ребенка того решающего значения, которое они приобретают теперь. Раньше во всем главенствовал взрослый, дети хотели получить ,прежде всего, его одобрение, подражали ему в своем поведении. А для подростка именно законы коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым они всячески стремятся. Но так как требования сверстников и взрослых часто расходятся, то приходится делать выбор, а всякий выбор, как известно, — важнейшая составляющая волевого поведения.

И на все это накладываются возможности и потребности самого подростка.

У подростков много новых разнообразных интересов, выходящих далеко за пределы техникума и учения. Они начинают увлекаться спортом, техникой, различными видами искусства. У них возникает интерес к другому полу, тяга к развлечениям, к времяпрепровождению в компании сверстников. Все это в какой-то степени отвлекает подростков от выполнения их основных обязанностей и создает дополнительные трудности в смысле управления своим поведением. Одновременно с этим у подростков (особенно у старших) уже складывается умение анализировать свое поведение, появляется свое личное отношение к окружающему, собственные образцы для подражания, собственные требования к себе. Причем эти требования часто не совпадают с возможностями подростков им соответствовать. В результате подростки нередко чувствуют себя людьми со слабой волей, что вызывает у них недовольство собой, чувство неполноценности. Таким образом, налицо расхождение, с одной стороны, между требованиями жизни и интересами ребенка, с другой — между его возможностями и собственными требованиями к себе. Нужен уже достаточно высокий уровень развития воли, чтобы эти расхождения преодолеть. И как раз этого уровня чаще всего подростки еще не достигают в подростковом возрасте, так как этот возраст характеризуется как переходный, сложный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления. Это трудный период психологического взросления ребёнка.

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости — возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, но в социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.

Поэтому, в этот трудный для подростка период важна поддержка и понимание со стороны взрослых. Требуется перестраивать взаимоотношения с ним так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Эти отношения необходимо строить на основе личности подростка, т.к. оно даст возможность предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации, оно поможет установить подлинные причины тех или иных особенностей, и подскажет, что можно ожидать от него в будущем. Взрослые в результате такого изучения могут вполне обоснованно и правильно установить, в каком направлении надо вести воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого подростка, какие стороны и черты личности надо укреплять, развивать, формировать. Главнейшая задача в этот период — направить активность каждого подростка в нужном направлении, на познание окружающего мира, в первую очередь других людей, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание. Изучение особенностей развития эмоционально — волевой сферы играет важную роль в воспитании подростка. Это определило актуальность темы.

Целью данной работы является исследование особенностей волевой регуляции в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. Теоретически изучить проблему развития воли в подростковом возрасте;

3. Выявить особенности развития волевой сферы в подростковом возрасте.

4. Определить мероприятия, способствующие формированию волевых качеств у подростов.

Объект исследования студенты подросткового возраста.

Предметом выступают особенность развития волевой сферы подростка 16-19 лет.

Методы: анкетирование.

Актуальность проблемы исследования воли в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования. Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками.
Многие ученые, исследующие психологию подросткового возраста, обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показать себя людьми, знающими жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражанием асоциальным формам поведения (неприятие воспитательных мероприятий).

Для подростка воля как черта характера стоит на одном из первых мест. Волевые люди становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить. Однако как раз про подростков принято говорить, что воля у них слабая.
У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.
Родители и учителя оказывают влияние на формирование личности подростка и именно поэтому пристальное внимание к вопросам формирования и воспитания воли в подростковом возрасте — важное условие эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.
Центральное место в работе занимает исследование особенностей волевой регуляции детей подросткового возраста.

Глава I. Психологические особенности воли и волевой регуляции

Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его. Многие из нас, проснувшись утром и понимая, что надо вставать, не сразу делают это и нежатся в постели хоть несколько минут. Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевые качества — это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.

Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей —это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Умение владеть своим поведением — важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, — писал Л.С. Выготский, — когда имеется налицо овладение собственным поведением».

Прежде всего, волевым актом можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И, таким образом, процессы можно разделить на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные, произвольные, т. е. целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к группе произвольных.

Ещё один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, — это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым.

«Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом»

Таким образом, мы пришли к некоторой схеме всякого действия, которое может быть названо волевым.

infourok.ru

Группа – интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты характера.

Черты характера можно классифицировать по другим признакам:

1. Моральные черты характера (правила и нормы поведения в обществе. Формы проявления: убеждения, желания, мировоззрения, идеалы, интересы, влечения. Устойчивые и неустойчивые.);

По отношению к другим людям (гуманизм, чуткость, доброжелательность, трусость, злорадство);

По отношению к самому себе (чувство собственного достоинства, скромность, гордость, самоуничижение, эгоизм, зазнайство);

Волевые черты характера;

По отношению к труду (трудолюбие, творчество, лень);

По отношению к излишествам;

По отношению к общественным и личным ценностям (аккуратность, бережливость, расточительность, неряшливость).

Существуют следующие типы характеров:

1. Импульсивно-эмоциональный, т.е. все проявления на эмоциях (это характерно для дошкольников)

2. Подражательно-стереотипный, это когда развито наглядно-образное мышление (характерно для младшего школьного возраста)

3. Рассудочно-интеллектуальный. Когда появляется чувство взрослости, стремление к самостоятельности (характерно для подростков)

4. Нравственно-волевой когда идет формирование мировоззрения (характерно для юношеского возраста)

5. Социально-практический (характерно для взрослого человека)

6. Антиобщественный тип (преступников, неформальных групп.)

Черты характера взаимосвязаны и относительно устойчивы, что дает возможность прогнозировать поведение человека.

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера, представленные А.Г.Маклаковым, таковы. Все типологии человеческих характеров исходят из ряда общих идей:

1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование;

2. Сочетание личностных черт, которые входят в характер человека не является случайным;

3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.

Не научные методы создания типологий характера – это объяснение поступков и характера человека датой рождения (гороскоп); характеристика характера по имени; физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и принадлежностью к определенному типу личности; хиромантия; Кречмер предпринимал попытки объяснить поведение человека, связав его с типом телосложения (астеник, атлетик, пикник).

Понятие акцентуаций характера было введено немецким ученым К.Леонгардом.

Дата добавления: 2017-11-04 ; просмотров: 1586 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

Морально-волевые качества: примеры и их характеристика. Какого человека можно назвать сильной личностью

Для определения морально-волевых качеств, рассмотрим каждое понятие в отдельности. Воля — это способности саморегуляции на психическом и физическом уровнях, которые со временем становятся свойствами личности. Они проявляются в конкретных ситуациях, где необходимо преодолевать трудности.

Определение

В формировании морально-волевых качеств учитываются не только нравственные установки, стремление к успеху, но и особенности нервной системы, которые являются врожденными, как то слабость — сила, инертность — подвижность.

Пример: у людей со слабой нервной системой страхи выражены сильнее, поэтому им сложнее проявлять смелость, чем сильным. То есть человек не является сильным, смелым и решительным не потому что не хочет, а потому что у него для этого мало заложенных задатков.

Хорошая новость в том, что воспитание морально-волевых качеств возможно для каждого человека.

Индивидуальный подход

Одного желания для достижения цели недостаточно, какими бы задатками ни обладал человек. В любом случае пригодятся выносливость, терпение, чуткость и мастерство.

К тому же, даже у одного человека могут по-разному проявляться волевые качества: где-то лучше, где-то хуже. Таким образом, воля в психологии — это баланс между человеком и окружающим его миром, сознательная попытка регулировать свою деятельность и поведение для преодоления всех препятствий.

Поэтому единого понятия «воли» для всех людей нет. Иначе было бы предсказуемо, что один всегда справится, а другой — всегда нет. И в этом же трюк: справиться может любой, если найдет свой баланс, сумеет собраться для получения результата.

Какого человека можно назвать сильной личностью? Это определяется двумя факторами: понятием силы и моральных качеств, как то принципиальность, дисциплинированность, организованность и тому подобными. И это уже морально-волевые качества человека.

В обычной жизни волевое поведение личности можно определить по нескольким сильным качествам, которые сочетаются с нравственными установками. Например, это может быть геройство в тупиковой ситуации, а может быть героизм в качестве самопожертвования. Поэтому важно рассматривать волю в комплексе проявляемых качеств и обстоятельств, в которых находится человек.

Классификация

Чтобы понять, какого человека можно назвать сильной личностью, выделим основные качества характера, по которым ее можно определить. И сразу оговоримся, что не бывает хорошо развитых всех характеристик у одного человека. Хотя каждую в отдельности можно тренировать, причем на любом этапе развития.

Морально-волевые качества разделяют на:

  • Устремленность к цели (упорство, настойчивость, проявление инициативы).
  • Умение владеть собой (дисциплинированность, выдержка, серьезность намерений).
  • Мужество (принципиальность, смелость и самоотверженность).

Рассмотрим моральные и волевые черты характера и их характеристики подробнее.

Целеустремленность

Это сознательное направление человека на реализацию своей цели. Может быть отдаленная цель по времени, по характеру сложностей в процессе ее достижения. Здесь проявляются такие волевые качества, как: упорство, настойчивость, терпение и независимость.

Самостоятельность

Тут подразумевается способность и желание человека действовать без чьей-либо помощи. Это один из основных критериев полноценности личности. Он проявлен в самостоятельном принятии решений, самоконтроле, реализации намеченного плана и, наконец, несением ответственности за свои поступки.

На первое место выходит роль родителей в формировании морально-волевых качеств у ребенка. Самостоятельность можно заметить в человеке даже в дошкольном возрасте.

Сначала дети используют это качество для реализации своих целей, а после – для самоутверждения. Когда ребенок подрастает до старших классов, то использует самостоятельность главным образом, чтобы испытать и познать самого себя, проверить свои возможности.

Инициативность

Это один из видов самостоятельности, выраженный в реализации таких действий, которые станут началом чего-то нового или послужат средством изменения существующего уклада.

Если развивать это качество, то оно превращается в предприимчивость. Это социальная смелость, преодоление страха нести ответственность. Это также волевая характеристика поведения личности, является мотивацией. Развитая инициативность делает человека энергичным, ищущим и творческим. Она формирует лидерские и предпринимательские качества.

Терпеливость

В общем смысле это длящееся противодействие нежелательным факторам (чаще — физиологическим (усталость, голод, боль, утомленность)), которые не дают достичь цели в отведенный отрезок времени. Качество это начинает проявляться, когда человек испытывает внутренний дискомфорт, препятствие к выполнению задачи, и начинает его переживать.

Если речь об умственной или физической работе, то появляется ощущение усталости, которая в свою очередь связана с состоянием утомления. Терпеливость можно проявить, преодолев утомление. В этом случае для продолжения эффективной работы человеку нужно приложить дополнительные ресурсы.

Время, в течение которого он может это делать, и является показателем его выносливости, оно характеризует его терпеливость. Это общая волевая характеристика, которая не зависит от типа преодолеваемой сложности. Если говорить об усилении физических качеств и морально-волевых качеств, то воля зависит также от психических параметров человека.

Упорство

Стремление достигать. В настоящий отрезок времени достичь желаемого, несмотря на все трудности и невзирая на неуспешные попытки. Это стремление достичь цели во что бы то ни стало. Пример морально-волевого качества: спортсмен, которому не дается трудный элемент. Если он не пасует после первой — десятой неудачной попытки, то проявляет тем самым упорство.

У этого качества есть и негативное проявление — упрямство. Это проявление упорства вопреки здравому смыслу. Часто человек проявляет данное качество, потому что решение принадлежит ему, а отказ от достижения цели подрывает его авторитет. Говоря о детях, — это форма протеста, вызванная желанием проявлять самостоятельность и инициативу. Иногда это грубое обращение взрослых, игнорирование их потребностей или, наоборот, потакание всем детским капризам.

Это также следствие стремления самоутвердиться, хотя рационально – бесполезная трата ресурсов. Упрямство основывается на убежденности человека в достижимости цели, вопреки чужому мнению.

Нужно учитывать, что мнение о целесообразности работы в каком-то направлении – также субъективно. По сути, оно тоже показывает упрямство, стоящее на том, что это невозможно «просто потому что».

Упрямство путают с негативным проявлением настойчивости, тогда как это негативное проявление именно упорства. Данные понятия не тождественны.

Настойчивость

Систематическое и длительное по времени появление воли на пути человека к достижению цели, вопреки сложностям и препятствиям. В большей степени это качество отражает целеустремленность личности и представляет собой целенаправленность.

Настойчивость реализуется через постоянное проявление упорства и терпения, что и приводит к путанице этих двух волевых качеств. Интеллектуальные тесты выявляют на самом деле упорство, в то время как настойчивость зависит от:

  • мотивации человека (в гораздо большей степени, чем упорство);
  • степени уверенности в способности достигнуть отдаленную во времени цель;
  • наличия волевых установок на преодоление сложностей;
  • нервной системы (в отличие от того же упорства).

И начинается она с морально-волевого воспитания еще в детстве.

Самообладание

Это составная волевая характеристика, включает в себя несколько понятий: смелость, выдержку, решительность. Она связана с саморегуляцией и самоконтролем в эмоциональном плане, а также с самоограничением в эмоциональном реагировании.

Его также определяют как способность человека не теряться в сложных или непредвиденных ситуациях, а также умение управлять своими поступками, одновременно рассудительно и сдерживая негативные эмоции. Если просто, самообладание — это власть над самим собой. И это одна из основных характеристик волевого человека.

Выдержка

Умение подавлять необдуманные, импульсивные и эмоциональные реакции, а также сильные желания и влечения, агрессию, которая может разжечь конфликт. К таким действиям волевого человека можно отнести:

  • физическое нападение (начать драку);
  • пассивно-агрессивное нападение (уходя, человек хлопает дверью);
  • вербальное нападение (оскорбление, перебранка, колкость);
  • косвенное вербальное (злость и недовольство высказаны третьим людям, за спиной у обидчика).

Также выдержку определяют как хладнокровие и самообладание в конфликте. Хотя первое может быть связано с бесчувственностью и эмоциональной невозбудимостью человека. Другое проявление выдержки — это стоицизм, способность долго переносить неприятное воздействие или даже страдания, жизненные невзгоды — длительное время.

Это качество можно обнаружить, когда подавляется неуместное или вредное желание. Выдержка — это тормозная составляющая воли (моральная устойчивость). Это также подавление спонтанности и торможение реакции и действия. Однако выдержка — это не терпение и не бесчувственность. Первое связано с выполнением действия и поддержанием активности. Второе — с психологическим устройством личности.

Несдержанность — противоположность выдержки. Бывает обусловлена соответствующим психологическим заболеванием, дурным характером.

Решительность

Способность личности в важной ситуации быстро принимать решение. При этом речь не о поспешности, когда быстрота реакции может привести к принятию и реализации необдуманного решения, что приведет к нежелательному результату. Решимость определена сразу двумя факторами: значимостью ситуации и временем принятия решения.

Это не принятие необдуманного решения без колебаний и промедлений, так как тут речь о легкомысленности. И это не принятие быстрого решения, когда человек владеет всей информацией и уверен в правильности поступка. Решительность имеет место быть, когда речь идет о неуверенности человека в данной ситуации и вероятности успеха своих действий. То есть присутствует доля сомнений, которые следует преодолеть.

Тут есть два момента, часто встречаемых в определении понятия, но по существу являющимися ошибочными:

  • своевременность. Это имеет право на жизнь, если есть четкое ограничение по времени для принятия решения. В других случаях речь о скорости принятия решения, а не о «нужном моменте» для него;
  • наиболее правильное решение. Является характеристикой адекватности понимания ситуации и информации, а также мыслительного процесса. С любой скоростью могут приниматься верные и неверные решения. Решительность связана со временем на принятие решения, когда есть выбор, хоть может быть проявлена и в ситуации, где отсутствует альтернатива, и человек точно знает, что ему нужно сделать (например, забросить штрафной мяч).

Решительность относится ко времени понимания готовности и исполнения нужного действия. У разных людей это время различно, причем стабильно.

Иногда решительностью принято называть смелость. И хоть эти понятия и коррелируют между собой, они не идентичны. В каких-то ситуациях действительно проявляются вместе, но все же являются двумя отдельными и самостоятельными качествами.

Решительность характерна минимумом времени в сложной ситуации для принятия решения, типа «готов — не готов», когда уже известно, что нужно сделать. Время принятия решения в важной ситуации и является характеристикой личности. В одной ситуации человек будет проявлять большую решительность, чем в другой, в то время как смелый человек не всегда решителен. И это различие приходит как раз из спорта. В ситуации отсутствия опасности смелости нет. Нерешительные могут проявить смелость, а решительные — боязнь.

Мужество

Синонимы понятия: смелость, самоотверженность, принципиальность. Это бесстрашие, храбрость и доблесть — способность человека подавлять инстинктивные защитные реакции организма, возникающие в экстремальных ситуациях, и управлять своим поведение эффективно.

Можно выделить отдельно три формы:

  • Смелость. Ситуация, когда человек знает об опасности, но все равно выполняет задание.
  • Храбрость. Человек испытывает эмоциональное возбуждение от ощущения опасности.
  • Отвага. Когда страх вытесняется чувством долга, и человек стремится к достижению общественно значимой цели.

Это разные состояния и цели для человека и социума, и они не относятся к личностным характеристикам человека.

Смелость

Смелость направлена на реализацию гуманных целей, на восстановление справедливости. И если эти аспекты отсутствуют, то речь уже не о смелости, а браваде, бунтарстве, авантюризме и тому подобном.

Трусость противоположна по значению смелости. Характеризуется таким состоянием человека, когда он не может совершить действие, соответствующее моральным требованиям или не способен сопротивляться соблазну поступить аморально. Это проявление малодушия.

Как правило, это происходит из-за страха — биологической реакции человека при оценивании ситуации как опасной для важных категорий (жизни, престижа), и по сути своей является естественным стремлением уйти от опасности.

Среди здоровых людей нет бесстрашных. Сила воли — не в отсутствии страха, а в решении управлять своим поведением, не поддаваясь страху и желанию избежать опасности.

Если человек не осознает опасность, то речи о смелости нет. Потому что такой человек ничего не преодолевает. Смелость в том, чтобы идти на риск даже при страхе, и управлять своим поведением вне зависимости от него. Чем меньше влияние страха на человека, тем выше его уровень проявленной смелости.

Так что смелость — это сдерживание своих защитных механизмов и продолжение осуществления своих намерений трезво и качественно, в опасных для здоровья и престижа ситуациях. Истинная смелость разумна.

Принципиальность

Это качество человека, который осознанно следует каким-то выбранным принципам (убеждений, взглядов), являющихся для него нормой поведения.

Принципиальность основывается на уверенности в своей правоте и справедливости принятых порядков. Существует свод законов, перед которым все равны. И есть люди, готовые обходить законы и правила. Они могут предлагать более выгодные условия в обмен на какую-то пользу для себя. Способность сопротивляться искушению и придерживаться общепринятого порядка — это и есть проявление принципиальности и моральной устойчивости.

И это проявление становится волевым поступком, когда принципиальность грозит человеку опасностью для жизни, здоровья и благополучия, в то время как отступление от убеждений ради выгоды скажет о беспринципности человека.

Дисциплинированность

Это стремление и осознанное желание следовать порядку. Понятие включает в себя выдержку (сдерживание побуждений, пришедших не вовремя).

Имеет моральную и интеллектуальную составляющую, так как включает в себя общепринятые нормы поведения и рациональность, применимую в ситуациях выбора. Поведение дисциплинированного человека упорядочено и совместно со всеми другими системами.

Это умение и стремление таким образом управлять своим поведением, чтобы выполнять поставленные задачи. Оно основывается на способности руководить своими желаниями и подчинять свое поведение требованиям необходимости. В сформированном виде превращается в самодисциплину.

Слишком строгая дисциплина может привести к пассивному мышлению и неспособности подстраиваться под изменяющиеся условия среды. Изначально дисциплина достигается мотивацией либо избежать наказания, либо ради своей выгоды (метод кнута и пряника).

Организованность

Умение организовывать свою деятельность в соответствии с определенными принципами и вносить порядок в свое мышление. Это самостоятельное качество воли: эффективное использование своих ресурсов (времени, сил) и способность вносить своевременные изменения в планы.

Одно из определений воли в психологии — это организованный человек, который не отвлекается на соблазны, упорядочивает свои действия и эффективно управляет собой для достижения поставленных задач.

Старательность

Стремление исполнить задание качественно и добросовестно — главная составляющая старания (или старательности, усердия). Тут и желание выполнить работу, продемонстрировать себя, честное отношение к делу — нравственные и мотивационные компоненты. Также присутствует и волевой аспект: человеку приходится преодолевать сложности, сосредотачиваться на работе и прилагать для ее выполнения волевые усилия.

Если человек проявляет эти качества не только для личных целей, но и для общественного блага, то его поступки оцениваются уже с точки зрения морали и становятся морально-волевыми. Таким образом появляется возможность удовлетворить потребность в общественном признании.

Морально-волевые качества — это общие характеристики волевого поведения, и тут трудно разделить нравственные и волевые составляющие. Потому что это не просто взаимосвязанные характеристики, но вытекающие одна из другой.

Перед каждым человеком постоянно встают задачи, для которых надо прикладывать усилия. Для получения высоких результатов и волевых — в том числе. Также как не стоит поддаваться панике и становиться жертвой своих страхов, не стоит и преисполняться лишнего оптимизма, искажающего картинку реальности.

Качества личности: волевые, социально-психологические, нравственные
fb.ru

Психологические качества личности

Развитие науки управления пришло к тому, что современный бизнесмен и менеджер должны быть высококвалифицированными специалистами в области человековедения и обладать разносторонними знаниями: по управленческой психологии; управленческой этике; социологии; производственной педагогике; деловой риторике; ортобиотике. Знание вопросов психологии управления помогает менеджеру осознавать свои личные цели, понимать и правильно оценивать себя и других людей, адекватно строить отношения с подчинёнными, руководителями и партнёрами, уметь принимать решения в экстремальных ситуациях, снимать стрессы, быть способным к личностному росту и рефлексии, доходчиво излагать свои мысли. Содержательная область психологии управления, как составной части менеджмента, включает психологию индивидуальности, психологию отношений в организации, психологию профессиональной деятельности и психологию обыденной жизни. При этом понимание природы поведения человека опирается на ту реальность, в которую он включён – на управление.

Главным компонентом психологической культуры менеджера является познание себя и другого человека. Менеджер, основываясь на умении провести психологический анализ индивидуальных особенностей человека, может гораздо более эффективно осуществлять управленческую деятельность.

Каждый человек обладает присущей только ему индивидуальностью. При этом под индивидуальностью понимаются свойства личности, обуславливающие особенности ее поведения и деятельности. Б.Г. Ананьев[14] выделяет три группы таких свойств: психофизиологические; психологические и социально-психологические. Базовым блоком в структуре личности является инди­видуальный опыт личности, в котором реализуются в знаниях, умениях, навыках, привычках и поступках свойства личности. Управляющим блоком в этой системе является самосознание. Все выделенные уровни в структуре индивидуальности ин­тегрируются в единое целое по двум признакам. Во-первых, субординационному признаку, при котором более сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе более элементарные и частные психофизиоло­гические и психологические свойства. Во-вторых, координационному признаку, при котором взаимодействие осуще­ствляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, относительную авто­номию каждого из них (рис. 16.1).

В приведённой структуре личности можно выделить следующие основные блоки: индивидуально-психологические особенности человека. К ним относятся свойства и тип нервной системы, темперамент, определяющий динамическую сторону личности, и характер, оп­ределяющий устойчивую сторону личности; общие и специальные способности человека, имеющие при­родную основу в свойствах нервной системы и задатках; структура интеллекта как целостное многоуровневое образование, складывающиеся из определенных элементов познавательной деятельности человека; направленность личности, в основе которой лежит определенная иерархия потребностей, интересов и убеждений; социальные свойства личности, включающие моральные качества и социальную активность.[15]

Рис. 16.1 – Структура индивидуальности

На основе оценки свойств личности можно составить пси­хологический портрет личности — как свой собственный, так и другого челове­ка. В психологический портрет обычно включают: темперамент; характер; способности; направленность, ее виды (дело­вая, личностная, коммуникативная); интеллектуальность — сте­пень развития и структура интеллекта; эмоциональность — уро­вень реактивности, тревожности, устойчивости; волевые каче­ства — умение преодолевать трудности, настойчивость в дости­жении цели; общительность; самооценку (заниженная, адекват­ная, завышенная); уровень самоконтроля; способность к груп­повому взаимодействию.

Психофизиологические качества человека обуславливают: тип телосложения и особенности строения и функционирования головного мозга и желез внутренней секреции. Они, в основном, формируют естественные потребности и влечения личности, обуславливая оперативность, содержание и качество принимаемых управленческих решений.

Выделяют три основных типа телосложения: пищеварительный (висциротонический эндоморф); мускульный (сомототонический мезоморф); интеллектуальный (церебротонический эктоморф).[16]

Висциротонический эндоморф выглядит округлым и мягким, с большой грудной клеткой, но с еще большим животом. У людей, с данным типом телосложения, широкое лицо, короткая, толстая шея, объемистые бедра и руки, но сравнительно маленькие ладони и ступни. Как правило, это веселые, коммуникабельные люди с легким нравом, добрые. Руководители используют преимущественно демократический стиль руководства.

Сомототонический мезоморф выглядит грубоватым и мускулистым. У него большие руки и ноги, широкая грудь и плечи, квадратный подбородок. Работники с данным типом телосложения стремятся во всем одерживать верх, они смелы, бесцеремонны, склонны к авантюрам и авторитарному стилю управления.

Церебротонический эктоморф выглядит длинным. У него тонкие кости, вялые мускулы. Он сутул, с тонкой шеей и длинными пальцами. Выглядящие так люди, как правило, нерешительны, порывисты, но предпочитают сдерживаться и не раскрывать своего отношения. Они ведут себя спокойно, избегают любых осложнений и демонстрируют либеральный стиль руководства.

Железы внутренней секреции в значительной степени определяют с какой скоростью расходуется физическая энергия и отвечают за возникновение разнообразных по силе и содержанию эмоций. Так, щитовидная железа регулирует активность и подвижность человека. При этом, одни люди могут быть очень активными, а другие вялыми. Она также регулирует объем деятельности (выносливость). Надпочечные железы позволяют человеку получить дополнительную энергию, когда он вынужден «сражаться» или «спасаться бегством». Гипофиз является связующим звеном между железами внутренней секреции и мозгом, управляет всеми другими железами.

Научение, память, мышление, сознание – являются функциями мозга. При этом наш мозг не представляет собой единый орган. Наше поведение регулируется спинным мозгом, промежуточным мозгом, полушариями головного мозга. Все они постоянно взаимодействуют, но остаются относительно самостоятельными органами, которые в силу своей самостоятельности могут даже противопоставляться. Индивидуальное развитие этих участков мозга в значительной степени предопределяет нашу личностную структуру.

Определяющее значение для поведения человека имеет головной мозг. Головной мозг дифференцирует окружающую среду, анализирует обстановку, изобретает новые программы и конструкции. При этом правое полушарие головного мозга отвечает за творчество, эвристические приемы решения задач, и импровизации и т.п., левое – за логику, рассудительность, стремление к порядку, систематизации, категоризации. Распознание доминирования того, либо иного участка мозга осуществляется на основе тестов. Правое полушарие головного мозга регулирует левую половину тела и наоборот.

Причиной многих различий в поведении является темперамент. Под темпераментом понимается индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики. Выделяют четыре основных типа темперамента: холерический; сангвинический; флегматический; меланхолический.

Холерик человек быстрый, порывистый, глубоко вникающий в дело, способный увлекать за собой людей, зажечь их своей эмоциональностью. Для него характерна большая работоспособность, одновременно он может делать несколько дел. Часто получается так, что сама смена одноного дела другим является для него отдыхом. При монотонной и другой работе он быстро утомляется, а оперативная, разнообразная работа более соответствует его характеру. С другой стороны для него характерны эмоциональные вспышки, резкие смены настроения, невыдержанность в отношениях с людьми, т.е. он позволяет себе срываться, быть не сдержанным в силу большой возбудимости. Руководитель такого типа темперамента должен научится более спокойно реагировать на рабочие ситуации, спокойно выслушивать подчиненных, не перебивая их и не раздражаясь на те их качества, которые не мешают им быть хорошими работниками; давать возможность высказываться своим сотрудникам, не подавляя их своей монологичностью.

Сангвиник человек энергичный, эмоциональный, работает быстро, живо отзывается на окружающие события. Способен к живой работе, требующей активности и смекалки, менее способен к выполнению однообразной, монотонной работы, требующей большой усидчивости, сосредоточенности. Руководитель с сангвиническим типом темперамента способен разобраться в людях, эмоционально их зажечь. Однако, при этом он склонен выпячивать свою значимость, скоропалительно принимать решения, может быть, недостаточно собран и организован.

Флегматик человек по натуре спокойный, уравновешенный, чаще всего невозмутимый, эмоциональное состояние у него обычно слабо проявляется внешне. Он работает упорно, с большой настойчивостью, четко и организованно, но любит ту работу, к которой привык. Всякие неожиданности, необходимость внезапно перестраиваться, что-то менять в работе раздражает его, выбивает из ритма. Руководитель флегматического типа должен стараться быть более оперативным, не ждать внешних стимулов, меньше углубляться в себя, развивать в себе свободную, нескованную общительность, больше интересоваться подчиненными.

Меланхолик эмоционален, легко раним, склонен сильно переживать, не любит выступать публично, не сразу сходится с людьми, в работе, по-видимому, ответственен, исполнителен, однако в условиях заметных моральных и физических напряжений ему работать трудно – сильно переутомляется, плохо переносит стрессовые ситуации. Руководитель с меланхолическим темпераментом должен развивать большую уверенность в себе, базирующуюся на опыте, знании дела. Он должен стараться опираться на актив коллектива, на лидеров коллектива, проявлять во всех вопросах больше личной активности. При общении с руководством должен использовать свои сильные качества: аккуратность, четкость в оформлении документов, логическое обоснование своих мыслей, ответственную подготовку к вопросу, знание и понимание пружин поступков и качеств отдельных подчиненных.

Способности – это совокупность природных данных человека, являющихся необходимым условием успешной деятельности. Умелое использование своих способностей позволяет человеку организовать свою работу и вовлекать людей в активную трудовую деятельность. Различают общие и специальные способности. К первым относятся такие психические свойства как внимание, наблюдательность, запоминание, творческое воображение, рассудительность и т.п. Ко вторым — способности, которые имеют значение для определенных видов деятельности (например, организаторские способности). Общие и специальные способности взаимосвязаны. Специальные способности легче и быстрее развиваются при развитости общих. Например, человек с более развитыми общими способностями имеет больше шансов стать хорошим менеджером, чем человек с менее развитыми.

Под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах поведения. Характер формируется в процессе активной общественно полезной деятельности человека, в процессе влияния семьи, школы, коллектива. В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающие отношение человека к определенной стороне жизнедеятельности: к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, инициативность, лень, пассивность и т.д.); к другим людям (общительность, чуткость, коллективизм, уважение, грубость и т.п.); к самому себе (чувство собственного достоинства, самокритичность, заносчивость, тщеславие, обидчивость и т.п.); к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.п.).

Стержнем характера являются морально-волевые качества личности.

Воля – это одна из сторон человеческой психики, обеспечивающая возможность сознательно регулировать свои действия и поступки в соответствии с поставленной целью при учете конкретно складывающихся обстоятельств. В основе деятельности менеджера лежит сознательное целенаправленное поведение. Такое поведение является волевым. Осуществляя волевое поведение, менеджер должен обладать соответствующими волевыми качествами. Важнейшие из них: целеустремленность, инициативность, настойчивость, выдержка, решительность.

Целеустремленность – способность человека подчинить свое поведение поставленным целям.

Инициативность – это особенность человека, который стремится во все этапы своей деятельности включать элементы творчества. Инициативность во многом тождественна предприимчивости, побуждает руководителя идти на известный риск, нести последствия действий, преодолевать умственное, физическое и психологическое напряжение.

Настойчивость – показатель высокой волевой активности. Настойчивые люди способны к длительному напряжению воли. Волевой натиск по мере преодоления препятствий и движения к цели у таких людей не ослабевает, а возрастает.

Выдержка (самообладание) – способность сдерживать психическую напряженность, мешающую достижению поставленной цели. Это умение владеть собой, гасить свои внутренние побуждения и не поддаваться влиянию внешних воздействий (соблазнов и неприятностей). Руководитель обязан развивать у себя выдержку, всегда удерживаться от действий, связанных с проявлением раздражения, досады, злости.

Решительность – это волевое качество, благодаря которому руководитель оказывается способным принимать решения без излишних колебаний и проволочек. В условиях становления рыночных отношений решительность приобретает все большее значение. Решительность проявляется вместе с такими качествами, как быстрота, гибкость и прогностичность.

Мыслительная деятельность – это сложный психологический познавательный процесс, включающий постоянное осмысление задач и поиск эффективных способов их решения. Важное место здесь принадлежит мышлению, памяти и воображению. Важнейшие формы мышления – это анализ, синтез, способность к обобщению.

Социально-психологические качества в отличие от психофизиологических и индивидуально-психологических являются социально приобретенными, хотя и формируются на базе первых. К ним относятся: социальные чувства; ценностные ориентации; социальные установки; притязания; стереотипы; мировоззрение.

В психологии выделяют три основных группы социальных чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических. В основе моральных чувств лежит нравственная оценка человека своих поступков (долг, честь, гордость, стыд). Интеллектуальные чувства связанны с удовлетворением творческо-познавательных потребностей (радость новатора, разочарование ученого). Интеллектуальные чувства аккумулируют умственную энергию человека, усиливают проявление способностей. Эстетические чувства выражают осознание человеком прекрасного в деятельности и в искусстве. Социальные чувства оказывают огромное воздействие на морально-психологическое состояние людей: объединяют их (или противопоставляют), способствуют совместной деятельности (или индивидуальному творчеству).

Ценностные ориентации – это относительно устойчивое, социально избирательное отношение человека к материальным и духовным благам, которые выступают для него как цель или средство удовлетворения потребностей. В формировании ценностных ориентаций социальное окружение играет решающую роль (мнение сотрудников по работе, родных, традиций в организации).

Социальная установка выражает состояние психики, которое выступает как готовность человека реагировать определенным образом в определенной ситуации. Она выступает как фактор, во многом определяющий возможность восприятия и логической обработки информации.

Стереотип – это устойчивого сохраняющиеся в сознании образы или представления, которые являются эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой оценкой. Укоренившись в сознании стереотипы нередко препятствуют процессу восприятия нового. Устаревшие стереотипы мышления особенно опасны в бизнесе и менеджменте, они как-бы «блокируют» мышление руководителей, препятствуют развитию.

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение моделей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленными этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

В основе профессионального и гражданского мировоззрения лежат личные убеждения руководителя. Оно имеет следующие основные компоненты.[17]

1. Признание самоценности человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности или к суверену.

2. Бережливое обращение с природой, активная экологическая деятельность.

3. Неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократических норм и свобод.

4. Законопочитание и законопослушание, охранительное отношение к правопорядку.

5. Постоянное стремление к овладению научными знаниями, укрепление своих умений в их различном практическом применении.

6. Неуемность в своем личностном самоутверждении, вера в себе и в людей, неиссякаемость жизненного оптимизма.

Различные профессии и должности в определённых условиях предъявляют различные требования к психологическим качествам людей. Перечень требуемых качеств определяется в профессиограмме.

Профессиограмма может быть общей и развернутой. Общая профессиограмма включает следующие общие требования личности кандидата: пол; возраст; образование; развитость процессов восприятия, внимания, памяти и мышления; устойчивость эмоциональных состояний (эмоциональная уравновешенность, утомляемость, склонность к повышенной тревожности, агрессии или депрессии); психофизиологические характеристики (темперамент, скорость реакции, потребность в общении и т.д.); характеристики личности, проявляющиеся в устойчивых чертах характера, привычках поведения, задатках и способностях; деловые качества характера; профессиональные и специальные знания, умения и навыки; общее состояние здоровья, устойчивость к профзаболеваниям. При составлении профессиограммы менеджера учитывают качества, значимые для данной профессии, основными из которых являются следующие: коммуникативные способности; готовность к разумному риску; решительность; обязательность; терпеливость; компетентность; способность к самооценке собственной деятельности; изобретательность и способность к инновациям; профессиональная интуиция.

Качества личности: волевые, социально-психологические, нравственные
zdamsam.ru

Характеристика нравственно-волевых качеств личности ребенка

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у ребенка нравственно-волевых качеств: целеустремленности, самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, решительности, дисциплинированности. Воспитание нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Ведь, как отмечают Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова, личность обладает следующими обязательными социальными качествами: индивидуальностью, разумностью, ответственностью, характером, темпераментом, активностью, целеустремленностью, самоконтролем, самоанализом, направленностью, волей. От того, как будет воспитан ребенок в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в образовательной организации, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Под нравственно-волевыми качествами личности следует понимать совокупность интеллектуального (знания, представления), эмоционального (чувства), волевого (навыки, привычки) и мотивационного (мотивы) компонентов [Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. — М.: Педагогика. — 1981. – с. 52].

Характеристика нравственно-волевых качеств:

1. Целеустремленность – это сознательная направленность личности на достижение цели. В зависимости от удаленности цели по времени и характеру затруднений в процессе деятельности целеустремленность проявляется в таких волевых качествах, как самостоятельность, инициативность, терпеливость, упорство и настойчивость [Ключникова Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5. – с. 57].

2. Самостоятельность — это желание и способность действовать без посторонней помощи. Она является одним из критериев полноценности человека и проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки. Самостоятельность начинает проявляться уже в дошкольном возрасте. Младшие дети используют самостоятельность как средство достижения своих целей, а подрастая – для самоутверждения. У подростков мотивом к проявлению самостоятельности нередко служит желание испытать себя, проверить свои возможности [Ключникова Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5. – c. 58].

3. Инициативность — частный случай проявления самостоятельности. Она выражается в почине, т. е. в таких действиях людей, которые послужили началом нового движения, изменения форм деятельности или уклада жизни. Стремление к инициативе, ставшее свойством человека, определяющим и направляющим его поступки, превращается в предприимчивость. В моральном плане она характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность. Имея в виду инициативность, говорят: «взял на себя смелость» [Ключникова Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5. – c. 60]. Поэтому инициативность является мотивационным качеством и рассматривается как волевая характеристика поведения. Инициативность делает ребенка активным, энергичным. Инициативные дети характеризуется высокими лидерскими качествами.

4. Терпеливость – это однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам, в основном физиологическим (утомлению, гипоксии, голоду, жажде, боли), препятствующим достижению цели в данный отрезок времени. Терпеливость начинает проявляться с того момента, когда человек начинает испытывать внутреннее препятствие физиологического характера (неблагоприятное состояние) и начинает его переживать. При физической и умственной работе таким переживанием является ощущение усталости. Усталость связана с возникновением состояния утомления [Ключникова Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5. – c. 61]. Терпеливость во время физической работы проявляется в преодолении утомления. Чтобы поддерживать эффективность деятельности на прежнем уровне, человеку нужно прилагать дополнительные усилия. Время, в течение которого он может это делать есть показатель выносливости и характеризует его терпеливость. Величина волевого компонента при выполнении предельного физического усилия зависит от анаэробных возможностей человека. Терпеливость является общей волевой характеристикой, независимой от вида преодолеваемой трудности.

5. Упорство – это стремление достичь «здесь и сейчас» (т. е. в данный отрезок времени) желаемого или необходимого, вопреки имеющимся трудностям и неудачным попыткам. Оно связано со стремлением, во что бы то ни стало достичь оперативной цели, например, когда спортсмен пытается выполнить трудный элемент, не поддающийся с первой попытки. Упорный человек не пасует перед неудачей. Негативным проявлением упорства является упрямство. Это проявление упорства вопреки разумным доводам, и поэтому требования и просьбы при упрямстве носят нередко формальный характер. В детстве упрямство может быть формой протеста, вызванной подавлением развивающейся самостоятельности, инициативности ребенка. Возникновению упрямства у детей и подростков способствуют грубое обращение, игнорирование их существенных потребностей или, наоборот, потакание их капризам и необоснованным желаниям [Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5. – c.61]. Упрямство рассматривается часто как негативное проявление настойчивости, в то время как оно является негативным проявлением упорства. Эта ошибка проистекает из того, что отождествляют упорство и настойчивость, между тем как между этими волевыми проявлениями имеются существенные различия.

6. Настойчивость – это длительное систематическое проявление «силы воли» при стремлении человека к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности. Настойчивость больше всего отражает целеустремленность человека, являясь одним из объективных качеств целенаправленного поведения. Реализуется настойчивость через многократное проявление терпеливости и упорства. Это приводит к отождествлению этих двух волевых качеств, что находит отражение в тестах, применяемых американскими психологами для изучения настойчивости [Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. – c. 127-128].

7. Самообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает в себя выдержку, смелость и отчасти решительность, связано с самоконтролем и саморегуляцией эмоционального поведения и с самоограничением эмоционального реагирования. Самообладание определяют как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции [Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. – c. 129]. Самообладание – это власть человека над самим собой.

8. Выдержка – это способность подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, подавлять сильные влечения и желания, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта [Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. – c. 131]. Выдержка понимается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. Выдержка также обнаруживается в подавлении желания, когда оно не уместно или вредно. В этом проявляется тормозная функция воли. Выдержка связана с подавлением спонтанно возникшей активности, с торможением действия. Не следует путать выдержку с бесчувственностью и терпением. Терпение же, наоборот, связано с волевым поддержанием активности, с мобилизацией энергии для выполнения действия.

9. Решительность – это способность человека быстро принимать решение в значимой (важной) для него ситуации. Решительность не тождественна поспешности, она характеризует быстроту принятия обдуманного решения, когда его последствия могут привести и к нежелаемому результату («Быть или не быть – вот в чем вопрос»). Решительность определяется временем принятия решения и значимостью ситуации. Некоторые полагают, что решительность – это принятие решения без колебаний и сомнений. Однако это может характеризовать либо легкомыслие человека, либо принятие решения в ситуации, когда человек твердо убежден в правильности принимаемого решения на основании полной информации об имеющейся ситуации [Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – c.85-87]. Решительность чаще всего проявляется при неуверенности человека в правильности принимаемого решения и достижении успеха.

10. Дисциплинированность представляет собой осознанное желание и стремление подчиняться порядку для пользы дела. Дисциплинированное поведение предполагает не только соблюдение заведенного порядка но и выдержку (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в неподходящий момент). Следовательно, дисциплинированность имеет моральную окраску и отражает отношение человека к общепринятым нормам поведения. В проявлении дисциплинированности выражен интеллектуальный компонент, когда решение принимается рационально, на основе опыта усвоенных правил разрешения ситуации морального выбора. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает совместную деятельность и функционирование социальных организаций. Дисциплинированное поведение приводит к формированию черт личности, в основе которых лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами. Психологической основой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять свое поведение необходимости. В своей высшей форме развития дисциплинированность становится привычкой и превращается самодисциплину [Педагогика: учеб./Л.П. Крившенко; под ред. Л.П. Крившенко. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – c. 132-134].

11. Смелость является важным нравственно-волевым качеством которое выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Ее формированию способствуют сюжетно-ролевые игры, подвижные, спортивные игры, физические упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность [Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности М.В. Чумаков // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — c. 169]. Особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Воспитатель сообщает им некоторые правила предосторожности. Важно не запугивать детей, а приучить их обдумывать свои действия.

12. Самоотверженность является экстремально сильным проявлением героизма, так как обычно сопряжена с самопожертвованием. Самоотверженность характерна для многих деятелей науки и первооткрывателей [Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности М.В. Чумаков // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — c. 170].

13. Организованность — самостоятельное волевое качество. Организованный ребенок умеет подчинять свою деятельность определенным принципам, вносить порядок в свои желания. Организованный ребенок обладает выдержкой и самоконтролем, он не идет ни на какие соблазны, отвлекающие от дела. Организованность связана с дисциплинированностью и намерением. Организованность — это умение и способность личности к упорядочиванию своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность [Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности М.В. Чумаков // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — c. 174].

14. Старательность (усердие) и энергичность. Старательность — это стремление выполнить какую-нибудь работу хорошо и добросовестно. В усердии присутствует мотивационный и нравственный компонент, желание человека выполнять работу, желание показать себя, желание не осрамиться, честно относиться к порученному делу. С другой стороны, в старательности присутствует и волевой момент: человек сосредоточивается на работе, прилагает волевые усилия, преодолевает встречающиеся трудности [Чумаков М. В. Диагностика волевых особенностей личности М.В. Чумаков // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — c. 174-175].

Таким образом, проанализировав особенности нравственно-волевых качеств личности, можно сделать вывод, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным в воспитании нравственно-волевых качеств. Следовательно, воспитание нравственно-волевых качеств в дошкольном возрасте необходимо осуществлять за счёт обогащения нравственного опыта детей путем организации коллективной жизни и деятельности ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьми, считаться не только со своими интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих.

В.Н. Петрова выделяет следующие задачи в воспитании нравственно-волевых качеств старших дошкольников [Петрова В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — с. 143]:

— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать окружающих хорошими поступками;

— воспитывать уважительное отношение к окружающим;

— научить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Воспиттывать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;

— продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения);

— воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек на танец и т.д.;

— воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков;

— воспитать умение отстаивать свои поступки и поступки других людей;

— развить стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

cyberpedia.su

COMMENTS