Как бороться с детским суицидом — советы психолога

Как вести себя с детьми, склонными к суициду. Рекомендации для родителей.

Суицидальное поведение относится к распространенному симптому подросткового кризиса. В этом периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Именно на подростковый возраст приходится пик суицидов, пик экспериментов с нарушающими сознание веществами и другой жизненно опасной активности. Причем подростки, у которых неоднократно отмечались мысли о самоубийстве, отвергали мысли о его смертельном исходе.

У младших школьников (в основном после 9 лет) суицидальная активность чаще всего бывает обусловлена не серьезными психическими заболеваниями, а ситуационными реакциями, источником которых являются, как правило, внутрисемейные конфликты либо конфликты со сверстниками. Им присущи повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решений. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других.

В подростковом возрасте возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом временного видоизменения характера («патологией идентичности» по Эриксону) почти у четверти здоровых подростков.

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность,

3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

4. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.

5. Боязнь позора, насмешек или унижения.

6. Страх наказания, нежелание извиниться.

7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

8. Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.

9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать нежелательных последствий, уйти от трудной ситуации.

10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).

Особенности суицидального поведения у детей и подростков:

1. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим аутоагрессивным поступком. Поэтому все виды аутоагрессии детей и подростков следует рассматривать как разновидность суицидального поведения.

2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.

3. Наличие взаимосвязи попыток суицида с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами.

4 . В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые протекают иначе, чем у взрослых.

Как вести себя с детьми, склонными к суициду.

· Всегда подчеркивайте все хорошее и успешное, свойственное вашему ребенку – это повышает уверенность в себе, укрепляет веру в будущее, улучшает его состояние.

· Не оказывайте давление на подростка, не предъявляйте чрезмерные требования в учебе, жизни.

· Демонстрируйте ребенку настоящую любовь к нему, а не только слова, чтобы он ощущал, что его действительно любят.

· Принимайте и любите своих детей такими, какие они есть – не за хорошую учебу, поведение и успехи, а потому, что они ваши дети, ваша кровь, ваши гены. Почти вы сами.

· Поддерживайте самостоятельные стремления вашего ребенка, не увлекайтесь его оцениванием, не судите его, знайте, что путь к повышению самооценки лежит через самостоятельность и собственную успешную деятельность ребенка.

· Тактично и разумно поддерживайте все инициативы своего ребенка, направленные на повышение самооценки, личностный рост, физическое развитие. Имейте в виду, что подросток рано или поздно должен стать независимым от своей семьи и сверстников, наладить отношения с противоположным полом, подготовить себя к самостоятельной жизни и труду, выработать собственную жизненную позицию.

· Оставайтесь собой, чтобы ребенок воспринимал вас как искреннего, честного человека, которому можно доверять.

· Проявляйте искреннюю заинтересованность в делах ребенка, имейте дело с человеком, а не с «проблемой», разговаривайте с ребенком на равных, нельзя действовать как учитель или эксперт, действовать в кризисной ситуации слишком прямолинейно: это может оттолкнуть ребенка.

· Не превращайте разговор с ребенком в допрос, задавайте простые и искренние вопросы: «Чем я могу тебе помочь?», «Что случилось?», «Что произошло?»

· Направляйте разговор в сторону душевной боли, а не от нее: именно вам, а не чужим людям ваш сын или дочь могут рассказать об интимных личных, болезненных вещах.

· Пытайтесь увидеть кризисную ситуацию глазами своего ребенка, занимайте его сторону, а не сторону других людей, которые могут причинить ему боль, или в отношении которых он может поступить так же.

· Дайте ребенку возможность найти свои собственные ответы, даже тогда, когда считаете, что знаете выход из кризисной ситуации.

· Не бойтесь показаться беспомощным или глупым в сложной ситуации: главное – будьте рядом с ребенком и поддерживайте его. Если не знаете, что сказать — не говорите ничего, просто будьте рядом!

ГУО «Гомельский районный социально – педагогический центр»

markovichi.schools.by

«Меня достала эта жизнь». Что делать, если ребёнок говорит о суициде

  • подростки
  • Партнёрский материал
  • суицид
  • психология подростка
  • родители и дети
  • инста

«Меня достала эта жизнь». Что делать, если ребёнок говорит о суициде

«Не выдумывай!», «Мне бы твои проблемы!», «Потом смеяться над этим будешь!» — все эти фразы совсем не подбадривают. Они, наоборот, могут погрузить ребенка в еще более глубокую тоску. Как понять, что у подростка есть проблемы, которыми он не хочет делиться, и распознать суицидальное настроение? Врач-психиатр и психотерапевт, руководитель Клиники психиатрии и психотерапии Европейского медицинского центра Наталья Ривкина дает подробную инструкцию.

Стоит ли обсуждать с подростком тему суицида?

Существует стереотип, что если человека спросить, есть ли у него мысли о суициде, то этим можно усугубить его переживания. Это неправда. Для многих подростков вопрос «Думаешь ли ты о том, что ты не хочешь жить?» или «Думаешь ли ты о том, чтобы уснуть и не проснуться?», наоборот, может стать той спасительной веточкой, которая даст шанс открыто и честно поговорить о том, что с ним происходит.

Как делать это правильно?

Такие непростые темы лучше обсуждать в спокойной обстановке. Точно не стоит этого делать сразу после того, как родители увидели на запястье у ребенка порезы. В этот момент подросток находится в очень большом напряжении, родители напуганы, злятся, не знают, как себя вести. Лучше честно сказать, что у вас есть вопросы, которые вы чуть позже хотели бы обсудить.

Чего ни в коем случае нельзя говорить подростку, который находится в кризисном состоянии?

Нельзя говорить, что у него нет причин для плохого настроения и что все будет хорошо. Мы очень стараемся этим поддержать наших детей, но для них это звучит как обесценивание их опыта. Самая главная фраза, которая поддерживает подростка, — «Я понимаю, как тебе сейчас трудно». Многим родителям кажется, что, произнося эту фразу, они могут сделать только хуже, но это не так.

Как нужно вести себя родителям?

Зачастую, сталкиваясь с саморазрушающим и антивитальным поведением ребенка или слыша от него слова вроде «Я хочу умереть», «Я знаю, что вы меня не любите, я хочу исчезнуть», «Меня достала жизнь», родители относятся к этому как к манипуляции. К сожалению, это не помогает поддержать подростка. Очень важно серьезно относиться к тому, что испытывает ребенок. И фразы вроде «Не смей наносить себе порезы, это очень плохо» или «У тебя все не так уж плохо, на улице весна, хорошая погода, и все будет хорошо» могут ранить подростка. Говоря так, родители показывают, что они не воспринимают всерьез его переживания.

Чем отличается желание подростка привлечь к себе внимание (в том числе родителей) от намерения покончить с собой?

На самом деле современная детская и подростковая психиатрия не разграничивает эти вещи. Любое проявление антивитального поведения расценивается психиатром как суицидальный риск. Бывает, что подросток наносит себе порезы, чтобы успокоиться, и не планирует от этого умирать. Но он может не рассчитать глубину пореза и погибнуть.

Есть крайне опасный стереотип, что подростки совершают суицидальные попытки исключительно с манипулятивной целью. Но часто причина этого более серьезна — например, депрессии и различные варианты психических расстройств, которые родители могут долго не замечать. Подросток взрослеет, и многие формы его поведения, например замкнутость, отгороженность, протест, негативизм, раздражительность, могут восприниматься как «возрастные особенности». Но когда в причинах такого поведения начинают разбираться специалисты, часто выясняется, что подросток на самом деле испытывает клиническую депрессию, у него расстройство биполярного или шизофренического спектра. И очень важно не пропустить это состояние именно в подростковом возрасте.

В каких ситуациях разговор о суициде нельзя откладывать?

Когда мы видим явные признаки того, что подросток испытывает суицидальные переживания и совершает антивитальные действия. В первую очередь это порезы на руках или ногах. В этих случаях ребенок начинает постоянно носить закрытую одежду. Важный момент: когда у родителей возникают подозрения, что ребенок думает о суициде, нужно обсудить с ним это, избегая запретов, ограничений, наказаний и уничижения его эмоционального опыта.

Что делать, если подросток уже предпринял попытку суицида?

В этой ситуации вариант только один — обращаться к врачам. Иногда родители, опасаясь социальных последствий от обращения к психиатру («поставят на учет, не сможет поступить в институт, сдать на права, клеймо на всю жизнь»), предпочитают скрывать суицидальные попытки. Но замалчивание — опасный путь, потому что суицид — это всегда последствия чего-то большего, верхушка айсберга. Если не пытаться помочь подростку в том главном, что с ним происходит — например, справиться с депрессией или преодолеть какие-то болезненные поведенческие паттерны, которые у него возникают в силу особенностей развития, — он надолго останется в группе риска.

Как его контролировать, какую помощь оказать? Куда обратиться?

Это могут быть разные варианты — начиная от скорой помощи, если ситуация экстренная, и заканчивая плановым обращением к психиатру, если, например, ребенок говорит: «Вчера выпил все таблетки от головной боли, которые нашел в шкафу, а потом испугался и вызвал рвоту». Физически ребенок в безопасности, ситуация вроде бы миновала, но это не значит, что можно оставить все как есть. Это вопрос жизни и смерти, поэтому обращение к врачу обязательно, причем именно к психиатру. После суицидальной попытки подростка могут госпитализировать в обычную клинику для оказания первой помощи, и он окажется вне поля зрения психиатров. Если это произошло и ребенка выписали без консультации психиатра, родителям необходимо сразу после выписки отвести его на прием.

Конечно, когда речь идет о госпитализации подростка после суицидальной попытки в острое отделение психиатрической больницы, он может оказаться в не очень комфортных бытовых условиях. В таких отделениях нет дверей в туалете, решетки на окнах, запрещены контакты с друзьями. Важно помнить, что это делается для защиты жизни человека. Чтобы в случае, если у него сохраняется суицидальный план, он не мог выпрыгнуть из окна или сделать что-то опасное для себя в туалете.

Как убедить подростка посетить психиатра, если он сам категорически отказывается от подобного шага?

На самом деле правильнее ставить вопрос так: как убедить родителей подростка отвести его к психиатру? Как ни странно, современные подростки гораздо более толерантны к идее встречи со специалистом, чем старшее поколение. Родители часто отрицают, что у ребенка есть эмоциональные проблемы, или не считают их важными.

Когда же родители видят проблему, но подросток по какой-то причине отказывается от помощи, аргументы для его убеждения нужно формулировать исходя из того, что беспокоит его самого. Например, он плохо спит ночью, ссорится с друзьями, не успевает в школе. Если я родитель и я хочу, чтобы мой ребенок пошел к психиатру, я, вероятнее всего, скажу: «Послушай, я вижу у тебя порезы на руке, мне кажется, что это опасно. Ты постоянно конфликтуешь с нами, нам очень тяжело. Ты стал плохо учиться. Неплохо бы об этом поговорить с психиатром». Если мы посмотрим на ситуацию глазами подростка, то увидим, что порезы на запястьях для него не проблема, а способ справиться с эмоциональным напряжением. При этом проблему он видит в чувстве тревоги, страхе, душевной боли. Именно возможность справиться с этими состояниями может стать для него поводом встретиться со специалистом.

Существует теория, что если человек совершил одну или несколько суицидальных попыток, то рано или поздно он предпримет еще одну. Это правда?

Это зависит от того, что стало причиной суицида. Действительно, ребята с психическими расстройствами будут повторять суицидальные попытки, если их болезнь продолжает прогрессировать. Это один из симптомов — такой же, как снижение настроения, нарушение мышления или галлюцинации, например. И если психическое состояние не улучшается, риск повтора суицидальной попытки остается.

Могут ли внешние источники (так называемый деструктивный интернет) влиять на состояние ребенка и спровоцировать у него суицидальные настроения?

Это серьезная опасность для ребят, у которых есть какие-то психоэмоциональные риски. То есть, если у подростка депрессия и он ищет для себя какой-то выход, он может в социальных сетях найти четкую инструкцию, что ему делать. Конечно, это опасно.

Основной способ помочь ребенку избежать опасности — честные, открытые, доверительные отношения, которые не строятся на страхе и наказаниях. Мы должны дать ребенку понять, что нам важно то, что с ним происходит. И если он испытывает эмоциональную боль (даже если нам кажется, что нет никаких причин для этой боли, потому что он живет в комфортных условиях, учится в хорошей школе и наша собственная жизнь в его возрасте была намного тяжелее, чем его), не нужно пытаться доказать ему, что эта боль не настоящая. Это то, что подросток действительно чувствует. Это очень важно признавать — с уважением, интересом и теплом.

Если что-то в поведении или настроении ребенка вас настораживает, можно проконсультироваться у специалистов клиники ЕМС. Психиатры клиники работают в составе большого многопрофильного госпиталя и умеют вовремя диагностировать и комплексно лечить подростковые депрессии, расстройства шизофренического спектра, биполярные расстройства, расстройства пищевого поведения и прочие психиатрические синдромы и состояния — как амбулаторно, так и в стационаре.

mel.fm

Первая помощь при выявлении у ребенка склонности к суицидальному поведению

Какое поведение считается суицидальным

Большинство попыток самоубийств у взрослых являются следствием серьезных психических расстройств — глубокой депрессии, шизофрении, биполярного расстройства, деменции, психопатии и других психических патологий. У подростков попытки суицида чаще всего бывают спровоцированы желанием привлечь к себе внимание. Независимо от того, что заставило человека задуматься о суициде, стремление наложить на себя руки происходит не сразу: им всегда предшествует определенный период времени, в который поведение человека из обычного становится суицидальным.

Суицидальное поведение отличается следующими признаками:

  • Несвойственная ранее усталость, вялость, безразличие или внезапное спокойствие.
  • Хронические нарушения сна, бессонница, потеря аппетита, психологические проблемы.
  • Тревожность, агрессия, страх, нарушение психологического равновесия.
  • Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.
  • Разговоры о суицидах и о смерти, повышенный интерес к случаям суицида, посещение сайтов с описаниями самоубийств.
  • Употребление алкоголя или наркотиков.
  • Приобретение средств, которыми можно совершить суицид (огнестрельного оружия, медикаментов и т.п.).
  • Предыдущие или недавние попытки совершения суицида.
  • Случаи суицида в семье или в близком окружении.
  • Наследственная предрасположенность к депрессии или психическим расстройствам.

Психологическая помощь при суицидальном поведении

Своевременная психологическая помощь при суицидальном поведении поможет не только предотвратить суицид и сохранить жизнь пациенту, но и выяснить причины, вызвавшие такое поведение. Если вы заметили в поведении кого-то из ваших близких психологический дисбаланс, описанные выше признаки или другие психологические отклонения, не теряйте времени и срочно обращайтесь за психологической помощью к психотерапевту. Чем раньше вы обратитесь за консультацией, тем легче и быстрее можно будет скорректировать поведение пациента и вернуть его к нормальной жизни. Психологическая помощь специалиста в данной ситуации заключается в ранней диагностике психосоматических заболеваний, нервно-психических расстройств и психических отклонений, обуславливающих суицидальные мысли и поступки, выяснение причин, которые могут привести к суициду, коррекция выявленных расстройств и связанных с ними психологических проблем с поведением.

Суицидальный риск бывает особенно высоким в тех случаях, если в прошлом пациент уже проходил лечение от психического заболевания, если у него раньше уже были намерения суицида или в прошлом он когда-либо отказался от лечения психиатрического заболевания или прервал его. Риск возрастает также при рецидивах психического заболевания и критических перемен в жизни такого пациента.

Суицидальное поведение подростков

Особенно важна своевременная психологическая помощь при суицидальном поведении подростков. Нельзя забывать, что в подростковом возрасте психологические мотивы, толкающие подростка к самоубийству, могут быть совершенно незначительными с точки зрения взрослых и абсолютно неадекватными относительно размера проблемы. Такие «трагедии» как двойка и угроза наказания за нее, жестокая шутка или издевательство сверстников, запрет родителей на дружбу с каким-то определенным человеком или на пользование интернетом могут резко изменить поведение подростка и привести его к импульсному решению совершить суицид.

Оценить тревожные психологические отклонения в детском и подростковом возрасте без помощи психологом или психотерапевтов довольно сложно: дети часто смешивают игру и реальную жизнь, и суицидальные намерения могут остаться незамеченными. Нужно помнить, что в группу риска входят подростки из неблагополучных семей, дети с эмоциональной неустойчивостью и повышенной внушаемостью, склонные к импульсивным и необдуманным поступкам, а также подростки, употребляющие алкоголь, наркотики и другие токсические вещества. Склонность родителей к депрессиям, психозам и другим психическим расстройствам также повышает вероятность суицида у подростка. Плохие отношения с родителями также увеличивают вероятность появления суицидальных настроений. Есть и еще один важный фактор, провоцирующий у подростков психологическую неуравновешенность и опасные психологические изменения — это интернет-зависимость. Если подросток практически перестал общаться с «реальными» друзьями и целыми днями сидит в интернете, это очень тревожный сигнал. Интернет-зависимость сродни наркотической зависимости и также может довести подростка до непоправимой трагедии.

Есть один очень важный момент: зачастую подростки воспринимают смерь нереально — не как конец жизни, а просто как переход в другое состояние, как сон, после которого можно проснуться и снова вернуться к жизни. Есть и еще один важный фактор, с которым необходимо считаться: суицидальное поведение у подростков заразительно. Если кто-то из молодежных кумиров, друзей или знакомых совершает суицид, это часто провоцирует всплеск суицидальных настроений у целой группы молодежи, и в результате может произойти целый ряд трагедий, обусловленных групповым поведением.

Если подросток начинает проявлять агрессию, замыкается в себе, теряет аппетит или перестает следить за своей внешностью, если он слишком долго сидит в интернете — это признак того, что пора обратиться к помощи психолога. Опасными признаками являются также нелюдимость подростка, отсутствие у него друзей, правонарушения, участие в неформальных группировках, неосознанные стремления причинить себе боль (грызет ногти и пальцы, выдергивает волосы, часто появляются порезы, царапины и ушибы), а также склонность к безрассудному риску — например, чрезмерное увлечение экстремальными видами развлечений. Осложнить ситуацию может сложная обстановка в семье (развод родителей, появление отчима или мачехи, конфликты между родителями или близкими родственниками и т.п.).

Признаки того, что у подростка начинает формироваться суицидальные наклонности, могут быть следующими:

  • Пассивность и безразличие к происходящему.
  • Низкая самооценка, неудовлетворенность собой, своим положением среди сверстников и своим внешним видом.
  • Неумение найти себе интересное занятие или увлечение.
  • Психологические или эмоциональные нарушения: неуравновешенность, агрессивность, импульсивные поступки, психологический дисбаланс
  • Психические нарушения: депрессии, навязчивые идеи, фобии и т.п.
  • Мрачные настроения, трагические мысли, разговоры о смерти, повышенный интерес к смертям и трагедиям в кино, литературе и новостях.
  • Негативная оценка настоящего и пессимистические настроения относительно будущего
  • Социальное отторжение (отсутствие друзей в школе, плохие отношения с родителями, издевательства сверстников и т.п.).
  • Трудности с концентрацией внимания, рассеянность, забывчивость.
  • Прием наркотиков, «спайсов», каких-либо токсических веществ или алкоголя.

Необходимо помнить, что истинную глубину проблемы может оценить только специалист, поэтому при появлении тревожных признаков у подростка не следует терять время и нужно срочно обратиться к помощи психолога. Психолог определит степень риска суицида у подростка, сориентирует его на поиски выхода из создавшейся сложной ситуации или поможет изменить отношение к тем проблемам, которые решить невозможно.

Если случилась очень острая ситуация, единственным выходом из которой подросток считает уход их жизни, то в этом случае необходима экстренная консультация психотерапевтов или психиатров, которая может потребовать психотерапевтического или медикаментозного лечения. Своевременное оказание медицинской помощи поможет не только предотвратить трагедию, но и вернуть пациента к нормальной полноценной жизни.

Попытка суицида: психологическая помощь пациенту

Профессиональная помощь суициденту — пациенту, совершившему попытку суицида — должна оказываться в экстренном порядке и включать несколько этапов. Наиболее эффективным методом выведения пациента из критического состояния являются индивидуальные беседы с психотерапевтом, который всесторонне займется психологическими проблемами пациента.

На первом этапе психологической помощи целью психотерапевта является установление эмоционального контакта с пациентом и предоставление ему возможности выговориться. Как правило, после неудачного покушения на самоубийство пациент охотно изливает свои чувства в длительном монологе, после чего его состояние становится более спокойным, и психотерапевт может перейти к следующему этапу помощи — выяснению причин, которые послужили пациенту поводом для глубокого психологического кризиса. На этом этапе задача психотерапевта состоит в том, чтобы увести пациента от суицидальных мыслей, избавить его от ощущения безысходности, поднять его самооценку и убедить его в том, что все его психологические проблемы и тяжелое эмоциональное состояние — явление временное, и все трудности, с которыми он столкнулся, преодолимы, а его уход из жизни не решит проблем, но станет тяжелым ударом для родных и друзей. После того как психотерапевт убедит пациента в том, что все его психологические проблемы преодолимы, начинается следующий этап помощи — выработка мер для преодоления кризисной ситуации.

На этом этапе психотерапевт помогает пациенту уделить особое внимание психологическим проблемам, поверить в свои силы и составить план преодоления проблемной ситуации. Конструктивный пошаговый план дальнейших действий, которые можно предпринять вместо самоубийства, поможет суициденту эффективнее преодолеть возникшие психологические проблемы и быстрее найти выход из неразрешимой, по его мнению, ситуации. Когда при помощи психотерапевта состояние пациента изменится с пассивного бездействия на попытку самостоятельного решения проблемы, психотерапевт будет всячески поддерживать.

infourok.ru

Советы психолога «Профилактика детского и подросткового суицида»

Шевченко Наталья
Советы психолога «Профилактика детского и подросткового суицида»

Консультация психолога с родителями по теме

«Профилактика детского и подросткового суицида. Советы психолога»

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с Вами о проблеме суицида. Мы часто сталкиваемся с явлениями детской и подростковой преступности, жестокости по отношению к себе и другим, к сожалению, нередко слышим про суицид.

Самоубийство, или суицид – осознанное лишение человеком себя жизни. Своего рода, саморазрушение, крайним случаем которого является суицид. В психологии саморазрушением называется агрессия, направленная на самого себя, ещё её называет аутоагрессией.

Рассмотрим возрастные особенности проявления аутоагрессии у детей и особенности поведения взрослых в таких ситуациях.

В возрасте от 0 до 3 лет дети наносят себе повреждения непроизвольно, когда взрослые стремятся жестко пресечь их агрессию по отношению к другим людям. Например, малыш в порыве обиды хочет ударить другого ребенка, отобравшего его игрушку. А родитель его прерывает и строго отчитывает. Но при этом агрессия остается невыраженной, и ребенок бьет себя

Что в такой ситуации делать родителю?

1. Не ждите, что ребенок сам успокоится. Переведите все в шутку. Пусть ребенок учится вместе с вами находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

2. Не защищайте слишком активно того ребенка, которого обижает ваш малыш. Это заставит вашего ребенка подумать, что вы против него.

3. Помогите направить в позитивное русло его агрессию (подвижные игры, рисование).

4. Помните, нежность- лучшее успокоительное! Если ребенок начинает физически вредить себе, обнимите его и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он успокоится.

Детям в возрасте от 4 до 6 лет свойственно внимательно наблюдать за поведением взрослых, а первую очередь родителей, копировать их реакции в разных ситуациях. В этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны. Они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия. (например, если ребенку не достает внимания взрослого, он может решить, что сам виноват и вел себя неправильно). Ещё одна причина аутоагрессии в этом возрасте – исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать, что будет, если расковырять ранку?

Что в такой ситуации делать родителю?

1. Чаще хвалите ребенка, поддерживайте даже тогда, когда он не совсем прав. Например, если он кого-то обидел, помогите ему извиниться.

2. Подчеркивайте значимость красоты и здоровья ребенка. Признайтесь, что очень сильно переживаете, если у него есть синяки или ссадины.

3. На собственном примере учите его проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими.

4. Избегайте самобичевания в присутствии ребенка. Иначе он будет воспринимать такое поведение, как норму и тоже будет наказывать самого себя.

Школьники в возрасте от 7 до 12 лет часто используют проявления аутоагрессии для манипуляции взрослыми. Например, для того, чтобы не ходить в школу. Многие дети неосознанно вредят себе из-за недостатка внимания и заботы.

Что в такой ситуации делать родителю?

1. Проявляйте внимание, хвалите, старайтесь поддержать ребенка.

2. Пересмотрите требования, которые предъявляете ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки. Чтобы избежать недовольства, он пытается вызвать к себе жалость.

В подростковом возрасте аутоагрессия иногда доходит до своих крайних форм, проявляется в виде суицидальных мыслей или даже попыток самоубийства.

Что в такой ситуации делать родителю?

1. Подросток, думающий о самоубийстве, считает, что он одинок. Необходимо сказать ему о том, что вы готовы поддерживать его.

2. Не ссылайтесь на религию, нормы морали, чувство долга. Дайте подростку понять, что он сам несет ответственность за свою жизнь.

3. Если ребенок не совершил самоубийство, а раздумывает над ним, значит, он хочет жить, но не знает, как справиться с трудностями. В разговоре с ним проведите аналогию с болезнью. Когда болеешь, кажется, что это будет длиться вечно. Но как только болезнь проходит, о ней очень быстро забываешь. Иначе говоря, любую проблему можно решить, это лишь вопрос времени.

4. Признайтесь о чувствах, которые возникли у вас, когда вы узнали о суицидальных мыслях подростка. Скажите, что его смерть, может вызвать у вас чувства страдания и боли.

Никогда и ни при каких обстоятельствах не следует говорить ребенку, задумавшемуся о самоубийстве:

• «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;

• «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;

• «Не говори глупостей. Поговорим о другом»;

• «Где уж мне тебя понять!»;

• «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;

• «Не получается – значит, не старался!»;

• «Все дети, как дети, а ты …»;

• «Сам виноват…не жалуйся…. бестолочь».

Лучше скажите ему:

• «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;

• «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»;

• «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;

• «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».

Помните, что причинами, подтолкнувшими ребенка к суициду, могут быть:

1. Социальная изоляция, отчуждение, непринятие в группе сверстников;

2. Самоубийства в семейной истории. Если кто-то из родственников подростка заканчивал жизнь по своей воле, это повышает общий суицидальный риск среди других членов семьи;

3. Несчастная любовь;

4. Принадлежность к некоторым субкультурам;

5. Потеря одного из родителей ввиду смерти или развода.

Стоит отметить, что 80% задумавших совершить самоубийство детей, предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Обнаружить их можно по так называемым «ключам к суициду».

Вербальные «ключи»:

Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве» или «Было бы лучше умереть» или «Я не хочу больше жить»;

Косвенные высказывания, например, «Вам не придется больше обо мне беспокоиться» или «Мне все надоело» или «Они пожалеют, когда я уйду».

Намек на смерть или шутки по этому поводу;

Многозначительное прощание с другими людьми.

Поведенческие «ключи»:

Отчаяние и плач;

Неоднократное обращение к теме смерти в музыке, живописи и литературе;

Самоизоляция от близких (семьи и любимых людей);

Рост употребления алкоголя или наркотиков;

Повышение или потеря аппетита;

Уход от обычной социальной активности, замкнутость;

Стремление к безрассудным действиям и поступкам, например, рискованное хождение по карнизам;

В прошлом суицидальные попытки;

Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка;

Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.

Работа с детьми до и после суицида сложна и индивидуальна. Самое сложное – убедить их в том, что его жизнь нужна родным и близким.

Подчеркну, что в работе с подростком, решившимся на самоубийство, необходимо участие психиатра.

Отмечу, что существует фаза постсуицида, когда велик риск повторного самоубийства. Самое опасное время — 80-100 дней после первой попытки.

Я надеюсь, что эти сведения заставят вас задуматься над актуальностью проблемы детского суицида, оглянуться на детей, будь то родные или же соседские, или вовсе незнакомые ребята, и попытаться понять, что же творится в их маленьких душах. Ведь дети – наше будущее!

Практические советы психолога в адаптационный период Практические советы психолога в адаптационный период. Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для ребенка в семье. Щадить его ослабленную.

Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни».

Советы родителям при беседе с детьми «Профилактика безопасности» Большинство «детских пожаров» случаются в дошкольном возрасте. Именно поэтому, основы безопасности и первые знакомства с огнём – закла-дывают.

Консультация «Профилактика суицида» Профилактика суицида Никто не станет оспаривать тот факт, что смерть это та дверь, через которую каждому придется пройти. Что нас ожидает.

Рекомендации педагога-психолога «Профилактика стресса. Как выйти из состояния острого стресса?» Профилактика стресса. 1. Окружающий мир — это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины стресса нужно.

Советы психолога для педагогов Советы психолога для педагогов Лето — благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей. Именно в этот период дети получают.

Советы психолога: 25 коррекционных игр с детьми Советы психолога: 25 коррекционных игр с детьми Рене Джейн, сертифицированный тренер личностного роста и магистр в области прикладной.

Советы психолога для родителей «Важные моменты в воспитании ребенка» Важные моменты в воспитании ребенка. 1. Тот, к кому ребенок привязан, утешает и придает ему сил просто фактом своего присутствия. 2. Хотите,.

Советы психолога по адаптации ребенка к детскому саду Адаптация ребенка к детскому саду, а значит к новым социальным условиям протекает подчас болезненно. Эта смена условий жизни может сопровождаться.

Советы психолога по развитию коммуникативных навыков у детей-инвалидов, не успешных в общении Важным условием социализации ребенка-инвалида, является его успешность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками оказывает влияние.

www.maam.ru

COMMENTS