Как общаться с детьми учителю

5 простых правил, как общаться с учителями в чатах

Школьные чаты порой раздражают не только родителей, но и для педагогов. Учительница русского языка и автор телеграм-канала «Садись, два!» Ляйсан Замалетдинова перечислила правила, которых стоит придерживаться вежливым папам и мамам в онлайн-общении с учителями.

Однозначных правил общения в интернете пока не существует (слишком новое это явление), но мне представляется, что главное здесь, как и в любом другом, — это уважение к собеседнику и здравый смысл. От того, что учитель переписывается в мессенджере, он не перестает быть учителем. Ваше с ним общение не меняется автоматически только потому, что происходит в интернете.

Я составляла эту памятку на основе личного опыта, но главная ее цель — не упрекнуть кого-то, а напомнить, что заботиться друг о друге и быть внимательными к собеседникам не так уж сложно.

Правило № 1. Здоровайтесь

Источник фото: mel.fm

Иногда родители могут написать: «Петя/Маша/Катя сегодня не придет». И все? Некоторые подписчики со мной спорят: мол, общение в мессенджерах — это как бы продолжающийся разговор, поэтому не нужно каждый раз здороваться.

Мне же такой подход не близок: если вы встречаете на улице знакомого человека каждый день, то приветствуете его, а не проходите мимо, потому что уже здоровались с ним на прошлой неделе. К счастью, мое мнение разделяют 75% читателей канала (в опросе приняли участие более 1000 человек).

Поэтому, если вы пишете учителю или отвечаете на его сообщение, не забывайте, пожалуйста, здороваться. Это занимает одну секунду, зато всем приятно.

Правило № 2. Выучите имя учителя

Источник фото: mel.fm

Я давно привыкла, что имя Ляйсан коверкают по-всякому: Лейсан, Ляйсян, Лейсян и даже Ляйсат. А если у тебя ещё и отчество Рафатовна, то вообще пиши пропало. Понятно, что я не самый удобный в этом смысле собеседник, но это же не аргумент, правда?

Правило № 3. Уважайте его личное время

Источник фото: mel.fm

Родители могут написать поздно вечером, ночью, в выходные… Этот вал информации, на которую нужно отреагировать, создает ощущение, что твоя работа никогда не заканчивается. Предвидя многие возражения, сразу скажу: я рада, когда родители моих учеников хотят со мной пообщаться, и всегда стараюсь идти на контакт. Меня лишь расстраивает, что сегодня общение в интернете часто сопровождается смешением рабочего и личного.

Сообщения, которые приходят от родителей поздно вечером, мне не кажутся нормой: мы не настолько близки, да и социальные роли у нас разные. И дело совсем не в том, что я не умею отключать звук на телефоне. В общем, в моих мечтах люди не ведут переписку по рабочим вопросам после 21:00, не говоря уже о выходных и праздниках.

Правило № 4. Прислушивайтесь к просьбам

Источник фото: mel.fm

«Вас много, а я одна» — фраза, которая как нельзя лучше характеризует общение родителей и учителя. Поэтому, если преподаватель вводит определенные правила общения, он делает это не из вредности. Например, если вас просят писать в мессенджер, а не на электронную почту, постарайтесь не делать наоборот.

Вот реальная ситуация: классный руководитель должен отслеживать, кто из его учеников не пришел в школу и почему. Я прошу родителей писать мне об отсутствии ребенка до начала уроков и делаю это не случайно. У меня почти нет окон в расписании, поэтому я не всегда могу бегать по школе, отмечать отсутствующих или опоздавших, а потом выяснять причины у родителей. Гораздо эффективнее, когда родители держат в голове мою просьбу и предупреждают заранее.

Правило № 5. Не звоните без предупреждения

Источник фото: mel.fm

Если вы хотите созвониться с учителем, а не писать ему сообщение, договоритесь о звонке заранее. Еще лучше, если вы при этом обозначите тему разговора. Тогда учитель сможет подготовиться (например, откроет журнал с оценками, достанет последнюю контрольную вашего ребёнка), и разговор получится продуктивный.

Вот, пожалуй, базовые правила. Они, мне кажется, работают в общении со всеми, не только с учителями. Пользуйтесь на здоровье и берегите нервы друг друга!

rebenok.by

Архивная публикация 2000 года: “Как общаться с учителями детей”

Конфликт родителей и школьных учителей — из разряда вечных песен о главном. Родители наивно полагают, что именно учителя отвечают за образование ребенка, педагоги уверены, что никакая школа не воспитает лучше, чем родные отец с матерью. Первые склонны переоценивать таланты своих отпрысков, вторые — искать в детях недостатки. Жертвами конфликтов в любом случае становятся дети. Неужели нельзя сделать так, чтобы всем было хорошо?Мы можем учиться только у тех, кого любим. Гете.

Мне пришлось довольно тесно общаться с учителями и директорами средних школ, когда я работала в Институте психологии сотворчества. У меня сложилось ощущение, что конфликты между всеми участниками образовательного процесса неизбежны, потому что у каждого из них свои цели. Судите сами: директор заинтересован, чтобы его школа по успеваемости и дисциплине выглядела не хуже других в районе и городе, проблемные дети ему ни к чему. Учителя хотят тратить на учеников как можно меньше времени, чтобы оставались силы на подработку (зарплата в школах по-прежнему невысокая). Ученики тоже бывают разные, и многие не горят желанием получать от учителей максимум знаний. Родители, несмотря ни на что, хотят видеть своих чад самыми умными и образованными.

От чего дети конфликтуют с учителями, кто виноват? Конечно, встречаются педагоги — профессиональные садисты. Но чаще всего у учителей просто мало психологических знаний. Вместо того чтобы разобраться, почему иной ребенок шалит, учитель предпочитает жестоко провинившегося наказывать.

Возможно и обратное: встречаются такие неуправляемые дети, которые понимают только приказы и наказания. Нередко у них неблагополучная обстановка дома, они нуждаются в специальной корректировке, в визите к психологу, а родители слышать об этом не хотят.

Наша школа рассчитана на этакого идеального ребенка — вменяемого, послушного, трудолюбивого. Кто в эту норму не вписывается, требуя особого подхода и повышенного внимания, оказывается очень некстати, он портит все показатели и, естественно, вызывает раздражение.

Какими последствиями школьные конфликты чреваты? Ребенок может стать неуверенным в себе, депрессивным, слишком зависимым от мнения окружающих. Либо, наоборот, в нем разовьются эгоизм, агрессия и высокомерие. Второй вариант, кстати, более благоприятен, так как через агрессивное, демонстративное поведение дети отстаивают свободу личности.

От психологических травм, полученных в школьные годы, мы страдаем всю последующую жизнь. Но, с другой стороны, комплексы — тот горючий материал, благодаря которому мы развиваемся в личностном плане. Борьба с комплексами часто лежит в основе громкого успеха.

Худой мир лучше доброй войны

Если хотите, чтобы у ваших детей было поменьше проблем с учителями, не доводите дело до конфликтов, постарайтесь заранее с педагогами подружиться.

Это в Америке, как говорят, родителям категорически запрещено заводить дружбу с учителями детей. В России совсем другие традиции — может быть, поэтому и образование наше считается получше американского.

Не жалейте на педагогов сил и времени. Отнеситесь к ним с такими же теплотой и вниманием, как к своим важным деловым партнерам. Учителя на самом деле ваши партнеры. Нередко они первыми замечают, что с ребенком приключилась беда.

Поздравляйте учителей со всеми праздниками, дарите цветы, конфеты и небольшие, в рамках приличий, подарки. Постарайтесь увидеть в них людей, проникнитесь уважением и сочувствием к их нелегкому труду. У вас от одного сорванца к вечеру голова болит, а у учителя таких сорвиголов двадцать штук.

В меру финансовых и профессиональных возможностей оказывайте помощь школе. Если вас просят прийти на урок и рассказать, к примеру, о своей работе, соглашайтесь с благодарностью. Чем большую заинтересованность в судьбе школы видят учителя, тем меньше вероятность, что они станут унижать вашего ребенка.

Вполне вероятно, это не потребует больших материальных затрат. Например, моя дочка, конфликтовавшая с учительницей русского языка, стала получать хорошие отметки, после того как я просто сходила в школу, познакомилась с учительницей, поздравила ее с Новым годом и поговорила по душам.

Обязательно посещайте родительские собрания, даже если боитесь услышать на них неприятные вещи. У вас появится возможность познакомиться с родителями других детей, у которых аналогичные проблемы. После собрания можно остаться наедине с учителем и обсудить с ним возникшую ситуацию.

Разговаривайте с педагогом не с позиции виноватого школьника, а как взрослый человек с чувством собственного достоинства. Не разделяйте проблемы на «ваши» и «наши», обсуждайте общие задачи относительно своего ребенка. Избегайте обвинений, оценок, агрессии — занимайтесь обменом мнениями, выработкой общих решений.

Ольга Усанова, ректор Института психологии и педагогики, доктор психологических наук, профессор: «Родителям надо искать любые возможности, чтобы стать с учителем союзником. Можете использовать приемы «пристройка» и «лидирование» — проявите участие и понимание позиции собеседника, вызовите его на два согласия, тогда и он скорее согласится с вашим мнением.

Если же учитель упертый и настойчиво считает ребенка плохим, то, скорее всего, он по натуре авторитарный, консервативный человек. С одной стороны, он склонен проявлять власть, а с другой — охотно власти починяется. В таком случае надо поговорить со школьным начальством — завучем или директором. И опять же не жаловаться, а советоваться».

Если педагог уж совсем непреклонный и ненависть его к вашему чаду иррациональна, смело переводите сына или дочь в другую школу. Мария Арбатова в автобиографической книге «Мне сорок лет» рассказала, что ее сыновья-близнецы меняли школы чуть ли не каждый год. На интеллектуальных способностях это если и отразилось, то позитивно — оба благополучно поступили в вузы. Зато, как считает Арбатова, с самооценкой у них все было нормально.

Да здравствует конфликт

У школьных конфликтов есть своя положительная сторона. Благодаря им дети приобретают первый социальный опыт. Ведь чаще всего что делает семилетний ребенок, если ему попалась строгая учительница? Он не восстает против нее, как заправский диссидент, а пытается подлизаться. Детская психика гуттаперчева, дети и без нашего вмешательства способны найти выход их сложных ситуаций — списать, если не знают урок, прикинуться больными, если боятся контрольной. Вспомните себя в школе, у вас наверняка были свои способы выкручиваться.

Моя одноклассница, например, абсолютно ничего не понимала в физике и обычно читала учебник на одну тему вперед. Когда учитель объяснял новый материал, она очень по делу вставляла реплики и бодро отвечала на вопросы, за что и получала пятерки.

Или вот Борис Николаевич Ельцин — когда учился в седьмом классе, восстал против учительницы, заставлявшей ребят помогать по хозяйству. Школьная администрация стала мстить, Ельцину не хотели давать аттестат об окончании семилетки — но он, упрямый и уверенный в своей правоте, дошел до горкома партии. Аттестат ему выдали — с хорошими отметками по предметам и двойкой по поведению.

Когда родители пытаются решать за детей их школьные проблемы, они наносят своим отпрыскам вред, быть может, даже больший, чем строгие учителя. Они не дают им приобрести собственный адаптационный навык.

Это совершенно не значит, что вы должны из жизни детей устраниться. Сколько бы ребенку лет ни было, пять или пятнадцать, он нуждается в вашей эмоциональной поддержке. Почаще ему напоминайте: «Что бы ни случилось, я на твоей стороне. Я тебя люблю». Если он приносит двойки, не орите, дескать, почему он такой бестолковый, а попытайтесь разобраться, что происходит и как можно ситуацию исправить. Обратитесь за помощью к психологу. Помните: любое, самое ужасное поведение вашего отпрыска — это, с точки зрения ребенка, решение психологических проблем со знаком плюс.

Как можно ребенку реально помочь? Не пытайтесь полностью подменять его: давать сдачу мальчишкам, которые его побили (лучше запишите его в спортивную секцию, где он сам научится давать сдачи), скандалить с учительницей, поставившей ему двойку.

Ваше дело обсудить проблему. Например, учительница придирается. Она ко всем придирается или только к нему, потому что он болтает на уроке и хронически не учит домашние задания? А не учит он, потому что скучно. А что, если попытаться учительницу перехитрить? Проявить к предмету неформальный интерес: заранее подготовиться, прочитать соответствующую литературу и со своих просвещенных позиций задать ей ряд вопросов. Может быть, видя заинтересованность ученика, учительница тоже начнет готовиться к урокам?

Екатерина Ильина, рекламный агент: «Не так давно школьная учительница моего девятилетнего сына пожаловалась, что он всех обижает. Я? откровенно говоря, не поверила: в чем-чем, f в излишней агрессивности Игоря уж никак обвинить нельзя. Наоборот, ему жесткости не хватает. Но перечить не стала. Зачем? Чтобы учительница потом отыгрывалась на ребенке?!

Вечером мы поговорили с Игорем. Он, естественно, переживал, начал плакать. Оказывается, он только давал сдачи — потому что это его обижали. «Знаешь,— сказала я,— не расстраивайся. Меня, например, на работе тоже иногда сильно обижают». «Правда? — изумился сын.— И что ты делаешь?» «Когда как. Иногда пытаюсь обидеть в ответ, чаще молчу. Потом время и работа все расставляют по местам, показывают, кто был прав, кто виноват».

Я не знают как именно подействовал наш разговор: может, сын изумился, что впервые столкнулся со взрослыми поблемами. Только он успокоился и на следующий день попытался со всеми в школе помириться».

Главная задача родителей в любой ситуации — любить своего ребенка и быть ему верным другом.

profile.ru

Родитель и учитель

Как наладить эффективное общение?

Многие родители не умеют общаться с учителями! Да, да, это детей на «подготовке в школе» учат, что когда Марьиванна войдет в класс, нужно встать, если хочешь ответить – поднять руку и так далее. А родителей ничему подобному не учат! Исправляем этот промах!

Родительское собрание

Родительские собрания носят информационный характер. Учитель проясняет организационные моменты, общие для всего класса и не будет на нем распространяться непосредственно о вашем ребенке. Это, во-первых, не интересно другим родителям, а, во-вторых, не вполне корректно. Если у вашего ребенка есть учебные проблемы, вряд ли вы захотите, чтобы это становилось предметом всеобщего обсуждения, правда?

” Не надо тянуть руку и спрашивать «как там мой?» или «почему за последнюю контрольную поставили тройку, я смотрел, там твердая четверка». Все это повод для индивидуальной беседы с учителем.

Вы пришли поговорить с учителем

Разумеется, желание поговорить с учителем у вас возникает. Но неплохо помнить, что, как в анекдоте, «вас много, а я одна». Если педагог побеседует с каждым родителем на протяжении часа, это уже 30 дополнительных рабочих часов в неделю! Поэтому было бы неплохо соблюдать простые правила, которые существенно облегчат жизнь и вам, и учителю.

Заранее договоритесь о времени встречи, удобном и вам, и педагогу. Не надо поджидать после уроков и на перемене, поскольку вы «буквально на минуточку». У учителя могут быть свои планы именно на эту минуточку!

Заранее сформулируйте список вопросов, адресованных педагогу. Ответ на вопрос «ну как там мой» дать непросто. Поэтому сразу обозначьте и конкретизируйте темы, которые вас беспокоят. К примеру «нам плохо дается чистописание, посоветуйте упражнения, которые будут полезны». Или «мне кажется, что мой ребенок не ладит с Вовой (Машей), не становится ли это проблемой в классе и что можно предпринять»?

Возможно, у вас есть важная информация, которую нужно сообщить учителю. Постарайтесь сформулировать ее максимально практично. Рассказ, что у школьника хронический ***ит, не произведет должного впечатления. «Ну и что?» – думает педагог, который впервые слышит о такой болезни. Поэтому пожелания должны быть конкретизированы: «не давать сладкого» или «посадить за первую парту». Если в семье есть проблемы, которые ребенок тяжело переживает (к примеру, смерть кого-то из близких родственников), об этом тоже стоит рассказать учителю.

Иногда родители полагают, что чем больше информации о ребенке они сообщат учителю, тем лучше, и составляют биографию своего чада чуть ли не с пеленок. Не нужно этого делать – ни один педагог не удержит в голове подробное досье на всех воспитанников. Сообщите то, что может быть важно учителю – о талантах и увлечениях вашего малыша. «Любит рисовать», «ходит в музыкальную школу, класс вокала», «любит животных, занимается в клубе юннатов».

«Легко обижается» , «будет делать задание, только если его развеселить» и «если он не решает задачу, нужно его еще раз попросить» – важная информация для няни, а не для педагога. Учитель – не няня!

Учитель вызвал вас для разговора

Любой родитель в этот момент сам ощущает себя немного школьником. Поэтому, увы, часто «проваливается» в одну из трех позиций.

Агрессивная: меня вызывает на бой злобный дракон, которому я должен противостоять, чтобы защитить ребенка. Лучшая защита – это нападение. Не слушать, что мне говорят, а обвинять и запугивать!

Виктимная: меня вызывает в пещеру злобный людоед, чтобы съесть вместо ребенка. Если я сразу признаю себя во всем виноватым, со всем соглашусь, буду поддакивать и просить прощения, то меня, быть может, не съедят.

Ассоциативная: «мы» получили двойку, «мы» плохо вели себя на уроке, и теперь учитель хочет обвинить «нас», что «мы» плохой ребенок и плохой воспитатель. Ведь мы с ребенком – одно целое!

Все три позиции очень непродуктивны. Помните, что вы и ваш ребенок – это два разных человека. А еще – вы не адвокат и не надзиратель при ребенке, вы его воспитатель! Если возникает проблема, ее нужно решать сообща с учителем на равных.

” Именно умение быть с педагогом на равных определяет, насколько эффективно будет ваше взаимодействие. Помните, вы теперь одна команда!

Подробно выясните, в чем заключается проблема и в чем, по мнению учителя, ее причина. Не отрицайте сразу – возможно, вы «за деревьями леса не видите». Возьмите время на раздумье, проанализируйте ситуацию, поговорите с ребенком. Возможно, это педагог чего-то не знает – например, ваш ребенок срывает урок, потому что его исподтишка дразнит одноклассник. Старайтесь избегать обвиняющих и оправдывающихся интонаций – неважно, кто виноват в возникновении проблемы, важно ее решить.

Если разговор не удался…

Возможно, вы последовали всем нашим рекомендациям, а взаимопонимания достигнуть так и не удалось. Это не часто, но бывает. В таком случае предложите педагогу совместно обратиться к третьей стороне: школьному психологу или завучу. Иногда свежий взгляд постороннего человека сам по себе гасит конфликт. Порой для оптимального решения требуется именно «административный ресурс», к примеру, перевести ребенка в другой класс, или проводить часть занятий в индивидуальном порядке.

” Не стоит обращаться «в инстанции» сразу, через голову учителя. Даже не соглашаясь с вашим мнением, он искренне заинтересован в решении конфликта.

Наконец, не нужно предлагать учителю подарки, деньги, синекуру (давайте вы будто бы будете репетитором моего ребенка, а мы вам заплатим). Учитель – не рэкетир, от которого нужно откупиться любой ценой. Учитель друг и вам, и вашему ребенку.

sibmama.ru

ученика.Как педагогу общаться с детьми? Этот вопрос встает перед каждым учителем независимо от того в первый, десятый или сотый раз он входит в класс. Взаимодействие учителя и учеников проис­ходят в р

КАК ПЕДАГОГУ ОБЩАТЬСЯ С ДЕТЬМИ.

Рассказываем, как учителю решать конфликты с недовольными родителями своих учеников.

Только, пожалуйста, не ограничивайтесь этим. Предложите перенести встречу на удобное обоим сторонам время и обязательно запишите (да-да именно ручкой или карандашом в блокноте) претензию, которую вам предъявляет родитель. Таким образом вы дадите время остыть себе и ему и выиграете время на обдумывание аргументов в пользу своей позиции.

Как научиться общаться с подростком

Проблема 3. Подросток все время обманывает.