Как помочь ребенку хорошо учиться — советы психолога

10 эффективных способов помочь ребенку в учебе

Плохие отметки детей расстраивают многих родителей. Однако любая проблема поправима, если применить важные аспекты в стимуляции к учебе.

Забудьте о допотопных наказаниях: насильно мил не будешь – эта фраза касается и учебы! Давайте поступать как мудрые, образованные и современные родители, применяя по-настоящему действенные подходы.

1. Общение с ребенком

Это важный и основополагающий пункт. Для того, чтобы ребенок развивался и прислушивался к вашим советам, нужно создать доброжелательную атмосферу в семье. Малыш должен чувствовать, что вы понимаете его. Говорите с ним больше, не только об учебе. Это поможет вам выстроить максимально эффективный план по развитию ребенка и мотивировать его.

Нередко за плохими отметками может скрываться пережитый стресс. Изучите симптомы и способы преодоления детской депрессии. Убедитесь в том, что ребенок не выявляет признаков жертвы школьных хулиганов. Необходимо задавать важные вопросы детям, помогая им раскрыться, продемонстрировать свои интересы, надежды, страхи. Умело построенный диалог поможет лучше понять своего ребенка и определиться с методикой воспитания, которая позитивно скажется на учебе.

2. Организация режима дня

Правильное расписание дня поможет ребенку развиваться максимально эффективно и спокойно.

Установленный режим дня влияет не только на общее здоровье, но и на развитие как малышей, так и подростков. Повлиять на мозговую деятельность поможет здоровый сон, прогулка на свежем воздухе, творческие занятия и чтение.

3. Развитие словарного запаса

Хороший словарный запас способствует более эффективному обучению. Для его развития родителям следует прививать ребенку любовь к чтению. Если речь о первоклашках, то неплохим вариантом станет воспроизведение сказок перед сном. Хорошо читающему ребенку важно слышать похвалу в его собственном выборе книг. Вы можете посоветовать ребенку книгу, но ни в коем случае не заставляйте читать неинтересную ему литературу из-под палки.

Естественно, есть вещи, которые сложны для понимания в юном возрасте. Старайтесь больше разговаривать и объяснять то, что детям не совсем понятно. Если вы не знаете ответов на какие-то вопросы, то изучайте что-то вместе. Так вы еще и подадите ребенку личный пример. Для развития словарного запаса также важно вести открытые диалоги с ребенком, давать ему высказывать свою точку зрения. Выучить новые слова помогут различные игры для развития речи, например, вы можете сочинить какой-то маленький рассказ вместе или поиграть в ассоциации со словами.

4. Комфортные условия для учебы

Если вы хотите, чтобы выполнение домашнего задания давалось легко и не напряженно, старайтесь создавать уютную атмосферу для этого. Поддержите детей не только морально. Следите за тем, чтобы в комнате было свежо, не слишком жарко, было хорошее освещение и удобный письменный стол, комфортный стул. Приглушайте телевизор и музыку в соседних комнатах, чтобы не отвлекать детей от выполнения домашних заданий. Если шума извне не избежать, купите беруши или звуконепроницаемые наушники.

5. Правильное питание

С помощью питания мы можем всячески воздействовать на организм. В расписании дня обязательно должны быть включены завтрак, обед и ужин. Также постарайтесь не нагружать ребенка углеводами. Для стимулирования работоспособности организма стоит употреблять продукты, содержащие цинк, магний, железо, фосфор. Употребление белка поможет физическому развитию.

Кстати! Не забывайте об употреблении достаточного количества воды.

6. Просмотр обучающих шоу

«Телевизор – зло!», — уверяют многие родители. Частенько мамы и папы наказывают отпрысков за плохие оценки, запрещая смотреть телевизор. А мы рекомендуем поступить кардинально противоположным образом. Надо лишь умело выбирать телепередачи. Чтобы обучение не было скучным и монотонным, позволяйте ребенку смотреть полезные шоу. Также, зачастую, для полноценного усвоения информации недостаточно прочтения только книги. Есть множество различных программ, которые предоставляют качественную информацию достаточно интересно. Например, с изучением истории поможет британское шоу «Страшные истории» . Некоторые преподаватели Великобритании даже задают домашние задания по нему. С физикой может помочь шоу «Наука: сделай сам» . Вы наверняка найдете что-нибудь увлекательное для ребенка в подборке развивающих детских передач.

Можно совершенно по-разному организовывать просмотр этих программ. Если ребенок интересуется английским языком, то неплохим вариантом станет просмотр шоу в оригинальной озвучке. Существует немало интересных и разных сериалов для изучающих английский язык.

7. Развитие самостоятельности

Важным аспектом обучения в целом является пробуждение таких прекрасных качеств как ответственность и дисциплинированность. Вы не сможете заставлять ребенка делать что-то постоянно и вовремя. Это не имеет практически никакого эффекта. Объясните ребенку, что он должен развиваться самостоятельно. Расскажите о всех плюсах, которые видите в этом. Выйдите на открытый и честный диалог. Дайте понять ребенку, что его развитие нужно не родителям, а ему самому. Не делайте домашнее задание за него. Пусть он сам принимает решения, даже если у него не будет получаться что-то с первого раза, ничего страшного. Ребенок должен учиться проходить некоторые жизненные неудачи. Это нормально.

8. Анализ приоритетов и выбор важных предметов

Многие родители хотят, чтобы их дети были круглыми отличниками. Нередко это приводит к плачевным результатам в будущем. Парадокс отличника состоит в том, что высокая успеваемость в школе не гарантируют успеха во взрослой жизни. Нередко отличники хорошо учатся не по своей воле, а в страхе перед наказанием и гневом родителей.

В итоге сплошные минусы:

— ребенок растрачивает силы на множество предметов, по-настоящему не углубляясь ни в один из них;

— ребенок превращается в послушного исполнителя, неспособного принимать свои решения;

— у ребенка зачастую не остается времени на детальное изучение внешкольных сфер.

Конечно, бывают исключения из правил. Тут отыгрывают роль многие аспекты воспитания.
Родительский долг состоит из бессчисленных нюансов. Один из них – помочь ребенку эффективно использовать школьные годы, нарастив базу для дальнейшей деятельности во взрослой жизни. Помогите детям найти интересные им занятия (желательно в нескольких сферах) и поддерживайте в освоении новых знаний. Не надо распылять все время ребенка лишь на получение отличных оценок по школьным предметам. Во взрослой жизни ему все эти дисциплины не понадобятся, будут нужны только некоторые. Вот на них и делаем упор. Отметки «хорошо» по другим дисциплинам более чем достаточно. И не надо закатывать истерику из-за пары троек. Важно будущее ребенка, а не «неуд» по физкультуре.

9. Переход в маленький класс

Во многих школах есть небольшие классы. Если есть возможность и желание, то переведите туда ребенка. Как педагог, вынуждена признать: наша система образования провальная. Одна из главных проблем кроется в многочисленных классах. За 45 минут урока учитель должен: провести перекличку, проверить домашку, дать новую тему, дать новое задание. На разбор вопросов учеников останется минут 5-10. А в классе-то от 30 ребят и у многих свои вопросы!

Опыт показывает, что именно в малочисленных классах успеваемость выше. В Сингапуре, к примеру, отстающих не оставляют на второй год, а просто переводят в маленький класс, где учитель успевает уделить им больше времени. Так ребята нагоняют своих одноклассников. Уже который год система образования в Сингапуре считается одной из самых эффективных в мире!

10. От теории – к практике

Сухо и скучно – так подается большинство информации в учебниках. Сплошная теория без практики не в силах продемонстрировать всевозможные интересные аспекты предметов. Покажите детям дивный мир знаний на практике. Например, визит в обсерваторию вызовет интерес к астрономии. История увлечет детей после экскурсии в замок или посещения реконструкций рыцарских турниров и прочих баталий, где дети окажутся в гуще событий, словно они отправились в прошлое на машине времени. Родители могут проводить безопасные опыты вместе с детьми дома.

Как помочь ребенку хорошо учиться - советы психолога
miridei.com

Как заставить ребенка учиться: ТОП-10 способов

Мы будем употреблять слово «заставить» в контексте «мотивировать». Как хорошие родители (а вы ведь хорошие родители, не правда ли?) вы должны понимать последствия любого принуждения. Единственное следствие – сочетание страха и отвращения, в данном случае, как к учебе, так и к агрессору. Для того чтобы «заставить» ребенка учиться необходимо поставить его в такие условия, при которых не учиться он не сможет.

Соответственно, необходимо использовать страх, лишения и агрессию. И не думайте, что он потом вам спасибо скажет – не скажет. Поэтому поговорим о том, как заставить ребенка учиться именно в плане мотивации и решения его проблем с самодисциплиной, мотивацией и психикой. Приведем советы педагогов и психологов, а также эффективные способы зарождения интереса к учебе в головах и сердцах детей.

Почему ребенок не хочет учиться? 7 главных причин

Вы не сможете решить проблему, пока не узнаете о ее причинах. Если ребенок не хочет учиться, то ему не лень – у него проблемы с поведением, психикой, волей, мотивацией или отношениями. Родители любят маскировать нежелание понимать своих детей, защищать их и выстраивать правильную коммуникацию за маской «какого-то не такого» ребенка. Худшее, что можно сделать в ситуации, когда он не хочет учиться – пытаться заставить его угрозами и тем более насилием. Тем самым вы расписываетесь в собственной несостоятельности в качестве родителя – вы попросту не можете напрячься, чтобы решить проблему и стремитесь переложить ответственность на детей.

Правильный выход из ситуации – выяснить причины возникшего отвращения к учебе, помочь найти мотивацию, добиться поднятия самооценки до адекватного уровня и установить благоприятный климат в семье.

Когда дети понимают, что их любят просто так, а не за пятерки, когда они чувствуют поддержку в неудачах и готовы вместе с вами праздновать успехи, отвращения к учебе они испытывать не будут. Гениями, возможно, тоже не будут, да и отличниками не станут. Но проявят интерес к учебе, хотя бы к некоторым предметам. Если вы готовы поступить правильно – начните с поиска причины.

7 главных причин нежелания учиться:

  1. Отсутствие мотивации. Ребенок искренне не понимает, зачем ему учиться, не видит связи между учебой и «счастливым будущим». Ему неинтересен сам процесс, у него нет никаких стимулов, ему скучно на уроках.
  2. Заболевания, психические и поведенческие расстройства. Часто учиться не хотят, например, дети с гиперактивностью, которые попросту не могут усидеть на уроках, или ребята с синдромом истощаемого внимания, которые постоянно отвлекаются и не могут сконцентрироваться даже на том, чтобы услышать педагога.
  3. Стрессы и психотравмы. В школе дети испытывают колоссальный стресс, ощущают постоянное давление. Если к этому добавить ссоры в семье или психотравмы, нанесенные, например, тяжелым расставанием родителей или потерей близкого человека, то причина нежелания учиться станет вполне очевидной.
  4. Низкая самооценка. Многим детям еще с начальной школы говорят, что они «не тянут» или откровенно называют «двоечниками». Если вы постоянно убеждаете ребенка в том, что он туповат, не удивляйтесь, если он в это поверит. Низкая самооценка ведет к потере мотивации и веры в себя: что бы я ни делал, у меня все равно ничего не получится.
  5. Зависимости и плохая компания. Даже в возрасте 7-9 лет дети могут иметь ничуть не меньше зависимостей и вредных привычек, чем взрослые. Нередко они страдают зависимостью от компьютерных игр, которая точно не устраняется отключением компьютера на неделю или месяц. Запретами не решается и проблема «плохой компании», в которую часто попадают ведомые дети или ребята с заниженной самооценкой.
  6. Сопротивление давлению. Чем больше вы принуждаете ребенка к тому, что он делать не хочет, тем больше ему это неприятно и тем больше он сопротивляется. Отчасти это даже хорошо и значит, что воля, несмотря на «старания» родителей до сих пор не была сломлена.
  7. Избыточный контроль. Делать с ребенком уроки не нужно, постоянно спрашивать о «делах в школе» не нужно, досконально проверять каждую написанную букву не нужно. Это допустимо в 1-2 классе, но в дальнейшем дети должны осознавать, что уроки и учеба в целом – это исключительно их ответственность.

Если причина нежелания учиться кроется в низкой самооценке – начните просто любить и демонстрировать свою любовь. Спрашивайте не об оценках за контрольные, а о том, как он себя чувствовал. Защищайте его, вместе радуйтесь успехам, не наказывайте за неудачи. Наказывать ребенка можно и даже нужно, но только за то, что он не выполнил своих обещаний. И точно не физически – о насилии должен забыть любой хоть сколько-то наделенный интеллектом родитель. Важно также понять, что далеко не все проблемы можно устранить самостоятельно – стоит обязательно посетить психолога, невролога и педиатра, исключить психические и медицинские причины нежелания ребенка учиться.

Какую позицию должны занять родители

Родители не могут позволить себе инфантильное поведение. Вы не можете действовать шаблонно, не можете воспитывать детей так же, как воспитывали вас. Позиция родителя в попытке понять причины плохой успеваемости и абсолютного нежелания учиться должна быть взвешенной.

Крики, ругань, оскорбления и тем более ремень можете выкинуть сразу – этими методами вы лишь расписываетесь в своей беспомощности и несостоятельности как родителя.

Адекватные родители, во-первых, любят ребенка. Во-вторых, поддерживают его, а, в-третьих, всегда ищут причины не в обстоятельствах и нерадивых учителях, а в состоянии неуспевающего ученика. Важно создать дома тот самый «тыл», где в любых ситуациях можно чувствовать себя любимым и защищенным. Важно любить его не за хорошие отметки, а просто так. Важно не заставлять ребенка учиться, а помогать ему в поиске мотивации и обеспечивать необходимую поддержку в любых ситуациях.

Если вы не справляетесь – идите к психологу. Не для того, чтобы он дал волшебную таблетку и объяснил что-то ребенку, а для того, чтобы он проанализировал ситуацию и объяснил что не так с вами. Дети во многом представляют собой продукт вашего воспитания и отношения. Поэтому в плохой успеваемости и нежелании учиться нет ничьей прямой вины. И если вы не можете помочь ему самостоятельно – не стесняйтесь обращаться к специалистам, пока еще не стало слишком поздно. Прислушайтесь к их советам и откажитесь от консервативных способов воспитания – «кнут и пряник» работают далеко не всегда.

Как заставить ребенка учиться? ТОП-10 эффективных способов

Мы представим советы от психологов и педагогов, которые помогут вам понять не как заставить учиться, а как мотивировать, пробудить интерес к урокам, повысить самооценку и стать полноценным, счастливым человеком, целостной личностью. Они кажутся простыми, но на деле таковыми не являются: не так просто перестать срываться на ребенке, когда вы сами глубоко несчастный человек. Если вы не справляетесь – обратитесь к психологу. Тогда представленные ниже советы действительно вам помогут.

Исключите медицинские и психологические причины

Существует не менее 50-ти неврологических заболеваний и психических расстройств, которые могут стать причиной низкой успеваемости. Необходимо исключить их, равно как и психотравмы. Вместе с ребенком посетите педиатра и невролога, сходите к детскому психологу. Постарайтесь обращаться не к самым доступным специалистам, чтобы позже списать все на их некомпетентность, а к авторитетным врачам и психологам, которые действительно помогут.

Заложите фундамент адекватной самооценки

Нельзя ругать за ошибки. Наказывать можно только в том случае, если он не исполнил свои обязанности – не убрал игрушки с «общей территории» (личные комнаты детей психологи советуют не трогать), не сделал домашнее задание и так далее. Но не за «двойки» и проваленные контрольные. Одновременно с этим нужно хвалить ребенка за успехи, но ничего не покупать ему за них, не давать денег. Важно любить и поддерживать юную личность, закладывая в ней адекватную самооценку. Важно беспокоиться о состоянии и самочувствии ребенка, а не о его отметках.

Объясните ребенку его обязанности

Вы не должны чрезмерно нагружать и контролировать каждый его шаг. Однако будет совершенно не лишним объяснить ему сферу новых обязанностей. Теперь помимо повседневных дел на «общей территории» он должен вовремя просыпаться, ходить в школу и выполнять домашнее задание. Это – его дела и его обязанности, а вы просто рады помочь. Если ребенок не выполняет их – попробуйте выяснить причину и устранить ее. Если вы наказываете, то делаете это правильно, говорите честно: «Я тебя очень люблю, но планшет ты не получишь, ведь ты не убрал игрушки из зала и не сделал домашнее задание».

Расскажите о настоящих выгодах учебы

Ответьте ему на главный вопрос: зачем вообще нужно учиться. Не врите ребенку и не говорите о том, что школьные «пятерки» обеспечат ему безбедную и счастливую жизнь. Вы и сами знаете, что отличники – лучшие наемные работки, а большинство успешных бизнесменов были троечниками. Стоит поговорить о реальных выгодах учебы, в частности о том, что она сделает его более свободным, даст возможность попробовать себя в самых разных занятиях, понять, что он действительно любит и выбрать профессию по душе.

Помогите обрести мечту

Мечта – мощнейшая мотивация. Поговорите с ребенком о том, что он любит делать и о том, о чем он мечтает. Примите на себя функцию стороннего наблюдателя.

Не нужно говорить о том, что картинами на хлеб не заработаешь и о том, что киберспорт это всего лишь гарантированный остеохондроз и проблемы со зрением.

Попросите чадо представить себя через 20 лет и в деталях описать то, чем он будет заниматься, как будет устроена его жизнь. Затем спросите: что нужно сделать для того, чтобы этого добиться? Наверняка успешное завершение учебы будет одним из ключевых условий. Даже если ваш ребенок мечтает прыгать с парашютом или водить мусоровоз.

Не требуйте многого

Многие родители хотят вырастить гения, выдающегося спортсмена или успешного бизнесмена. Часто они хотят реализовать в нем то, чего когда-то не смогли добиться сами. Соответственно требования к ребенку возрастают и часто он им не соответствует. А ведь детям нужно совсем немного: чтобы их любили и чтобы о них заботились. Не завышайте требования, не стремитесь вырастить из него сверхчеловека. Примите роль наблюдателя и позвольте сыну или дочери заниматься тем, что им нравится и тогда, когда им хочется. Это благотворно скажется и на учебе, и на самооценке, и на ваших взаимоотношениях.

Не сравнивайте с другими детьми

Перестаньте сравнивать ребенка с другими детьми. И совсем не важно, в каких целях. Даже если это сравнение носит характер похвалы, вы все равно вредите формирующейся личности, необоснованно завышая ее самооценку. Исключите любые сравнения из разговоров и не ставьте ему в пример каких-то людей. Единственный реальный пример для детей – это их родители или люди, которых они уважают.

Обратите внимание: не бояться, а уважают. Сравнивая с другими детьми, вы формируете заниженную (или завышенную) самооценку и закладываете множество комплексов, с которыми будет сложно справиться в дальнейшем и которые скажутся на учебе.

Подавайте пример

Вы отправляете ребенка делать домашнее задание, а сами садитесь играть в компьютерные игры, смотрите телевизор или весело болтаете за ужином? Вам не кажется это странным? Начните подавать пример. Занимайтесь саморазвитием, чтением, изучением языков. Желательно в то же время, когда ребенок делает домашнее задание, но это не обязательно. Если дети видят эффект занятий, ощущают практическую пользу вашего саморазвития – они инстинктивно начинают копировать поведение родителей и тянутся к знаниям.

Прививайте полезные привычки

Привычка узнавать что-то новое подпитывает любознательность – одно из лучших качеств в каждом человеке, которое мотивирует его развивать интеллект на протяжении всей своей жизни. Прививать полезные привычки вроде чтения и стремления к саморазвитию важно, но не менее важно сочетать их с интересами. Если он ненавидит математику – перестаньте подсовывать ему развивающие книги. Начните вместе решать логические задачки, рисовать, учить английский язык. Прививайте привычки, которые мозг отторгать не будет.

Отслеживайте позитивные изменения

Если стремления не приносят результата, то мотивация быстро пропадает. Поэтому важно отслеживать позитивные изменения. Даже при очередной «двойке» попробуйте спокойно разобрать то же самое задание. Слова: «Так гораздо лучше, ты такой молодец!» – сказанные искренне, способны воодушевить и дать детям новую мотивацию. Главное ничего не покупать и не дарить за успехи. Делайте это просто так и никак не связывайте с отметками.

Полезная литература для родителей школьников

Мы подготовили список книг, которые будут полезны всем родителям школьников. В них нет инструкций по воспитанию, но есть масса советов от педагогов и психологов, которые помогут воспитать счастливого ребенка и решить основные проблемы со школой. Наиболее полезные книги, по мнению экспертов:

  1. Д. Навара «Не кричите на детей».
  2. О. Акун, И. Пайо «Французские дети любят учиться».
  3. Р. Кавалла, А. Панарезе «Не программируйте ребенка».
  4. Л. Суркова «Ребенок от 8 до 13 лет».
  5. Д. Пеннак «Как роман».
  6. Х. Шумейкер «Домашние задания – это вредно».
  7. А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились».
  8. Я. Корчак «Как любить ребенка»
  9. Н. Юнттила «Ноль друзей».
  10. К. Аудмайер «Все на одного».

Не ищите в книгах «волшебной таблетки». Чаще в них говорится не о том, как надо делать, а о том, как делать не надо. Ваше чадо индивидуально, к нему невозможно применить универсальную инструкцию по воспитанию. Однако именно в книгах вы найдете ответы на тысячи вопросов.

Резюме

Как помочь ребенку хорошо учиться - советы психолога
info-profi.net

Как мотивировать ребёнка учиться: простые способы, которые вам помогут

Наверняка каждый родитель хоть раз задавался вопросом — как приучить ребёнка к самостоятельности без нервотрёпки и разочарований? Как научить детей с радостью выполнять домашнее задание, сделать процесс обучения увлекательным для самих детей. Наш новый блогер Анна Чиркова рассказывает, как работать с детской мотивацией.

В последние годы практика педагогов показывает, что число детей, не стремящихся к получению знаний, постоянно растёт. Она появляется даже у учащихся в начальных классах.

Нежелание учиться проявляется в том, что дети забывают выполнить домашние задания, в учебниках и на партах у них беспорядок, на уроках они рисуют, смотрят в окно, разговаривают с одноклассниками, в классе им скучно. Такие дети могут обвинять учителей в своих плохих оценках, но чаще всего неуспеваемость их совсем не волнует.

Почему дети не хотят учиться? Даже педагоги со стажем не всегда готовы однозначно ответить на этот вопрос, но мы попробуем дать максимально простые и действенные способы для мотивации вашего ребёнка.

Причины, по которым дети не хотят учиться, разные, их довольно много. Разберём некоторые из них.

Что влияет на нежелание учиться

1. Ребёнок мал для школы. Родители думают, что их дети готовы к школе, если видят, что они много знают для своего возраста. Но даже если ваш ребёнок достаточно умный, и вы думаете не водить его лишний год в детский сад, это не означает, что он психологически готов к школе. Скорее всего, ребёнок не сможет подчиняться определённым правилам. К тому же маленьким детям сложнее сидеть длительное время на уроках без движений.

2. Конфликты с учителями. Зачастую даже сами учителя не подозревают о конфликте со своими воспитанниками. Они могут заметить, что у ученика плохая успеваемость, изменилось его поведение, хотя, как кажется педагогу, конфликта как такового не было. На самом деле, ребёнок мог услышать неприятные слова в свой адрес или затаить обиду на поведение учителя. Ребёнок может чувствовать себя подавленным, ощущать страх, у него вырабатывается негативное отношение к педагогу. В большинстве случаев дети не хотят рассказывать родителям о своих страхах, связанных со школой, это консервирует конфликт и связанные с ним сложности.

3. Конфликты с учениками. Если такая проблема уже сложилась, то выровнять её без последствий для ребенка бывает очень сложно.

4. Физические дефекты. Например, заикание, дрожание конечностей и другие. Детям очень сложно свыкнуться с мыслью, что они чем-то отличаются от сверстников. Особенно тяжело становится в тех случаях, когда недостатки вызывают издевательства и смех со стороны одноклассников. Зная о своей проблеме, ребёнок не хочет становиться центром внимания, чувствовать себя униженным и лишний раз появляться в школе.

5. Внутрисемейные конфликты. Скандалы между родителями и другими членами семьи. Часто такой ребенок из-за переживаний замыкается в себе, у него пропадает не только мотивация к обучению, он редко интересуется вообще чем-либо.

6. Давление на ребенка со стороны родителей и родственников. Мы ставим детям завышенные планки, отправляя их в самые лучшие школы, где ведется обучение на более высоком уровне, записываем в различные секции. Только представьте, в какое количество секций родители пытаются отдать своих чад, не беря в расчет мнение самих детей. Родители кричат, возмущаются, ругают детей, если те приносят плохие оценки или просто не дотягивают до результатов своих одногруппников. Подумайте, возможно вы слишком давите на детей, заставляя их делать то, чего они не хотят.

Какие факторы влияют на интерес к учёбе

1. Интерес к изучаемым предметам. Часто у детей пропадает интерес к изучению некоторых предметов только потому, что они кажутся детям скучными. Однако нужно дать понять ребёнку, что на всех уроках дают нужную информацию, которая развивает разные навыки, поэтому важно изучать все предметы. Существует много дисциплин, изучение которых требует большего труда. В этом случае нужно найти другую мотивацию. Многое зависит от преподавателя, умеющего простым языком объяснять сложные вещи и так упрощать процесс изучения.

2. Способ изучения предметов. В начальных классах детям намного проще обучаться с помощью активных методов, обсуждений и игровой формы. Преподавателю стоит обратить внимание, что задания типа «переписываем учебники» и «работаем самостоятельно» снижают интерес к предмету, а творческие и различные необычные, наоборот, повышают.

3. Восприятие информации. Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Родители могут сами подбирать способы обучения ребёнка, если поймут его особенности восприятия информации.

4. Интерес учителя. Когда педагог заинтересовывает учеников личным примером, показывает положительное отношение к предмету, то дети тоже испытывают интерес к тому, что им преподают. Когда они знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, то с радостью будут ожидать этих предметов.

Какие бывают виды мотивации

Для успешного обучения мотивация является одним из самых важных условий. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные, то есть стремление больше знать, стать эрудированным;
  • коммуникативные — расширение круга общения через повышение интеллектуального уровня и новых знакомств;
  • эмоциональные;
  • саморазвитие — раскрытие своих способностей и талантов;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние — поощрения, наказания.

Кроме этого, мотивы делятся на внешние (социальные) и внутренние (познавательные). Пример внешней мотивации: «Надо сдать экзамен, потому чтобы родители не ругали». Внутренняя мотивация: «Мне очень нравятся уроки литературы, поэтому я читаю в любую свободную минуту, с каждой прочитанной книгой узнаю что-то новое».

«Не учат у нас педагогов тому, как мотивировать на учёбу каждого ребёнка»

Есть еще два вида мотивации — устойчивая и неустойчивая. Пример устойчивой мотивации: «Со дня поступления в школу рисования я ни разу не пожалела, что выбрала именно эту секцию». Неустойчивая: «Сходила на концерт, тоже захотела играть на каком-то инструменте, начала заниматься, через какое-то время бросила».

Чаще всего мотивация у детей бывает неустойчивая в силу того, что они очень эмоциональные. Новыми эмоциями и впечатлениями очень легко перебить старые

Ребенку, который не заинтересован в обучении, очень сложно применить полученные знания на практике, а отсутствие мотивации к учебному процессу приводит к хронической неуспеваемости. Почему так происходит? Часто виноваты сами родители.

Безусловно, только вы сами можете выбирать, как правильно воспитывать вашего ребёнка, но именно от этого выбора зависит его и ваша жизнь. Не все родители осознают, какие ошибки они совершают в процессе мотивации своих чад. Рассмотрим не все, но самые актуальные из них, которые встречаются среди родителей чаще всего.

1. Занижение самооценки вашего ребенка, программирование на неуспех. Такое происходит, когда вы говорите ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Подобные слова приводят к занижению самооценки, при любых неудачах ребёнок отпускает руки, завершает начатое при малейших проблемах.

2. Обман и запугивание. Если вы будете использовать такие методы, связь и доверие между вами и вашим ребёнком будет разрушены.

3. Завышенные требования, не учитывание возможностей ребенка. Родитель может думать, что ребёнок ленится или «нарочно не учится», в то время как могут быть конкретные причины (особенности умственного развития, заболевания, усталость).

4. Подарки в обмен на хорошую успеваемость. В таком методе есть много минусов. У ребенка быстро развивается привыкание получать то, чего он хочет, посредством хороших оценок. В будущем он может начать требовать вознаграждение и выполнять ваши просьбы только после получения желаемого. Такие дети нацелены только на получение презентов, а не на хорошую учебу.

5. Мотивация успехом. Зачастую родители уверяют ребенка в том, что все его действия должны быть направлены на успех и высокий статус в обществе. В будущем из таких детей вырастают люди, которые делают всё ради успеха и денег, а не потому что это приносит им положительные эмоции или направлено на помощь близким.

6. Чрезмерная нагрузка разными занятиями и секциями. Современные родители любят максимально плотно планировать график детей, чтобы те ежедневно проводили свое время с пользой. Детская психика может не выдержать такой нагрузки, так вы получите полное отсутствие интереса к занятиям.

Как повысить мотивацию к учёбе

1. Обучайте ребёнка в игровой форме

Игра — это уникальный инструмент педагогического воздействия. Если ребёнок не хочет учиться или у него что-то не получается, вы всегда можете придумать игру, при выполнении которой он сможет выполнить данные вами задания.

Это могут быть интеллектуальные игры-упражнения, игры-тренинги, основанные на соревновании. Школьникам они показывают уровень их подготовленности и тренированности. Путём сравнения с противоположной командой ученики сами видят свои пробелы в знаниях, это побуждает в них познавательную активность.

Игровая форма не предполагает стандартного оценивания ученика, поэтому можно вызвать интерес даже у отстающих детей.

2. Поддерживайте ребёнка в его увлечениях

Не навязывайте свои любимые занятия, позвольте ему заниматься своим хобби. Помогите детям открыть их скрытые таланты или развить уже имеющиеся, пусть они свободно выбирают то, что их увлекает.

3. Маленькие поощрения, а не большие награды

Поощряйте ребенка, хвалите за результат, но не стоит это делать в денежной форме и в виде дорогих подарков. Иначе настанет время, когда ребёнок захочет продать вам результаты своего труда подороже. Например, гораздо лучше работает правило «За каждое правильное задание — 1 конфетка», чем «За каждую пятерку в дневнике — торт». Конфетка — это своего рода гарантия, что трудновыполнимое домашнее задание происходит в атмосфере доверия, что само по себе уже является мотивацией.

4. Интересуйтесь тем, что ребёнок изучил в школе, а не его оценками

Покажите ему, как можно применить полученные знания, обсуждайте вместе его рассказы. Как можно чаще побуждайте ребенка к размышлению, обсуждению. Помните, что любые оценки — вещь субъективная, это не показатель знания вашего ребенка, а всего лишь его оценка со стороны педагогов.

Ребенок не обязан быть отличником, он имеет право получать плохие отметки. Если же он сам расстроился из-за двойки — поддержите и никогда не ругайте. Ведь в первую очередь вы должны быть ему другом и напарником.

5. Минимизируйте стрессы

Расскажите детям, как вы сами преодолевали трудности в школе, как справлялись со сложными задачами. Покажите, чего вы достигли сейчас, когда прошли этот путь. Вместе поговорите о своих неудачах и страхах.

Ребёнок всегда должен знать, что его услышат, а проблемы не будут преувеличены. Объясните, что стресс является неотъемлемой частью жизни, научите с ним справляться, чтобы в будущем ребёнок сам смог преодолевать его.

Мотивация к обучению развивается не за один день, иногда на это требуется много сил и времени. Если вы что-то упустили при воспитании своего ребёнка, никогда не поздно начать выстраивать ваши отношения на основе доверия и понимания.

Не мотивируйте ребёнка далекими и призрачными целями, непонятными для его возраста. Каждый родитель должен найти, в чем заключается потенциал их детей. Пробуйте раскрыть его таланты с разных сторон, давайте ему возможность проявить себя. Ищите в своих детях задатки к какому-либо роду деятельности, показывайте на своем примере, что мы всю жизнь учимся новому, что в жизни много всего интересного.

Не забывайте, что ни в коем случае нельзя бить, унижать, кричать на ребёнка, ведь школа рано или поздно закончится, а ваши отношения останутся. Согласно исследованиям Е. Н. Волковой, у большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические, эмоциональные, и другие виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память, процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, речь беднеет, появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, процессы школьной адаптации труднее протекают.

Как помочь ребенку хорошо учиться - советы психолога
mel.fm

Как сделать так, чтобы ребенок запоминал материал и хорошо учился: 11 важных условий

© unsplash.com

Какие условия необходимо создать дома и в школе, чтобы ребенок лучше понимал учебный материал, был внимательнее на уроках и запоминал больше информации? Об этом рассуждает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга», которая недавно вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

Больше движения

Элементарная зарядка по утрам, тренировки в спортивной секции или даже простые прогулки после школы помогут ребенку учиться гораздо успешнее!

С точки зрения эволюции наш мозг развивался в процессе труда и преодоления расстояния свыше 19 километров в день. Современные люди, как правило, ведут малоподвижный образ жизни. Но нам по-прежнему необходима активность.

Как показывают исследования, физическая нагрузка стимулирует работу мозга, помогает улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать новые задачи.

Нагрузки не должны быть слишком интенсивными: переутомление может нанести вред познавательной способности. Опытным путем было определено, что золотая середина — получасовые занятия аэробикой три раза в неделю.

В ходе одного эксперимента дети занимались бегом по полчаса 2–3 раза в неделю. Уже после трех месяцев их когнитивные способности значительно улучшились.

Здоровый сон

Делать уроки или (тем более!) сидеть в социальных сетях допоздна — это очень плохая идея. Нашему мозгу необходим здоровый сон, чтобы успешно учиться.

Недостаток сна ухудшает умственную деятельность по всем возможным показателям: плохо влияет на внимание, рабочую память, математические способности, логическое мышление и моторику.

Самое интересное, что негативный эффект от регулярного недосыпания накапливается. Этот факт был детально исследован в научных экспериментах. В ходе одного из них время ночного отдыха ограничили шестью и менее часами. Через пять дней когнитивные способности испытуемых оказались такими же, как после двух суток без сна, то есть снизились на 60 процентов!

Маленькие группы

Существующая система образования не учитывает, что ученики одного возраста обладают разными интеллектуальными способностями. Ведь нейронные связи каждого мозга уникальны!

Ученики усваивают определенные знания за разное время и в разной степени. Когда детей много, преподавателю трудно уследить за всеми, поэтому должны существовать пределы количества обучающихся — чем меньше, тем лучше.

Маленькие классы обеспечивают успешную работу уже просто потому, что педагог может наблюдать за каждым ребенком. Занимаясь с небольшой группой, учитель лучше видит, когда ученики ошибаются, работают ли они в полную силу и насколько хорошо был понят материал.

При прочих равных условиях меньшие по размеру классы создают более благоприятную для учебы атмосферу.

Сначала ключевая идея, потом детали

Памяти свойственно сохранять самое главное из того, с чем мы сталкиваемся. Детали же можно восстановить, если вспомнить суть.

Мозг лучше воспринимает обобщенные концепции, а не частности.

Разумеется, детальные знания имеют очень большое значение для успешного обучения в школе. Интересно, что запоминать подробности можно, опираясь на смысл.

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо усвоил материал, не начинайте с деталей. Сосредоточьтесь на ключевой идее и выстраивайте подробности вокруг основных понятий.

Поддержание интереса

Внимание — это один из секретов высокой успеваемости. Оно неразрывно связано с интересом или важностью информации. Мы замечаем все необычное, непредсказуемое, отличающееся, вызывающее эмоции. Такие сигналы обрабатываются мозгом и запоминаются намного лучше, чем нейтральные.

Чем больше внимания мозг уделяет получаемым сигналам, тем лучше кодируется и, следовательно, сохраняется информация.

На среднестатистическом уроке обучающиеся теряют интерес примерно через 10 минут. Учитель должен учитывать эту особенность. По истечении 600 секунд необходимо привлечь внимание детей эмоционально значимым стимулом, связанным с темой, — ярким образом, новостью, показательным примером, рассказом на злобу дня, историей, анекдотом или шуткой.

Маленькие смысловые блоки

Большинство преподавателей вываливают на своих учеников чересчур много информации и дают слишком мало времени для ее переваривания. Специалисты, хорошо разбирающиеся в своей теме, просто забывают, каково быть новичком.

Чтобы улучшить процесс обучения, педагог должен преподносить информацию небольшими порциями, давая детям отдых между смысловыми блоками урока. На одну идею можно потратить 10 минут. За это время необходимо сформулировать конкретный тезис, а затем ясно, точно и подробно объяснить связь между деталями и основной концепцией. Потом желательно воспользоваться ловушкой для поддержания внимания (см. предыдущий пункт) и плавно перейти к следующей мысли.

Однозадачность

Понаблюдайте, как ребенок выполняет домашнюю работу. Он слушает музыку и ведет активную переписку с друзьями? На компьютере открыто сразу несколько окон и программ, не имеющих отношения к учебе? Разумеется, в такой обстановке трудно сконцентрироваться на задании.

Ученые доказали, что мультизадачность — это миф. Мозг не способен уделять внимание одновременно нескольким разным вещам. Невозможно оставаться сосредоточенным и качественно обрабатывать информацию, перескакивая от одного дела к другому.

Постарайтесь сделать так, чтобы учащегося окружало как можно меньше отвлекающих факторов, — и его результаты точно улучшатся.

Повторение

Ученики забывают 90 процентов того, что изучают в классе, в течение 30 дней. Причем бо́льшая часть информации улетучивается из головы в первые часы после урока.

Продлить срок хранения информации можно путем ее планомерного воспроизведения через определенные промежутки времени. Количество повторений и интервал между ними критически важны для перехода из кратковременной памяти в долговременную.

В идеале пройденный материал нужно повторить еще два раза в течение суток (лучше сделать это в первые часы после урока). Потом необходимо вернуться к информации через три или четыре дня.

Для окончательного закрепления знаний желательно повторять определенные темы раз в полгода. С учетом прогресса содержание обзорного материала можно корректировать. Такой подход занимает много времени, но приносит огромную пользу при изучении любого предмета, особенно иностранных языков.

В момент обучения память непостоянна — повторения делают ее более надежной.

Снижение уровня стресса

Выброс гормонов стресса (адреналина и кортизола) — это защитная система организма. Она предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни.

Однако в современном мире стресс зачастую измеряется не секундами встречи с реальной опасностью, а часами, днями и месяцами психоэмоциональных нагрузок. В этом случае гормоны отравляют наш организм.

Слишком сильный и продолжительный стресс вредит обучению. Дети, страдающие от нервного напряжения, не очень успешны в математике и языках. Их память гораздо слабее, чем у других. Они хуже обобщают и адаптируют имеющуюся информацию к новым сценариям. Им трудно сосредоточиться.

В экстремальных условиях гормоны стресса способны даже повредить ткани головного мозга!

По наблюдениям исследователей, дети, которые постоянно наблюдают ссоры родителей или испытывают сильное психологическое давление, демонстрируют более низкую успеваемость, чем их сверстники, живущие в спокойных условиях. Так что один из важнейших факторов успеха в учебе — стабильная эмоциональная ситуация дома и в школе.

Мультисенсорная среда

Чем больше органов чувств задействовано во время учебного процесса, тем лучше запоминается информация.

В ходе экспериментов, которые проводил когнитивный психолог Ричард Майер, группы, работавшие в мультисенсорной среде, всегда демонстрировали лучший результат, чем те, кто получал информацию только по одному каналу (например, через слух или зрение).

Если хотите, чтобы ребенок лучше усвоил тему, представьте информацию не только в вербальной, но и в визуальной форме. Один из эффективных методов — использовать анимацию совместно с устным повествованием. При этом важно соблюдать принцип согласованности: посторонний материал лучше исключить.

Подумайте, как еще можно задействовать зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные стимуляторы в сочетании с традиционными способами подачи материала.

Поощрение врожденного любопытства

Дети рождаются с неутолимой любознательностью и сильным желанием изучать мир. Они с удовольствием пробуют новое, анализируют предметы и их свойства, ставят опыты (сначала незатейливые, потом более сложные).

Каждый ребенок — исследователь от природы. Все, что от вас требуется, — поощрять его стремление к познанию.

Нужно создать такие условия, чтобы ученик мог активно тестировать окружающую среду, следовать зову своего мозга, экспериментировать, наблюдать, делать собственные открытия, приобретать знания в процессе игры, применять теорию на практике и получать удовольствие от этого процесса.

Как помочь ребенку хорошо учиться - советы психолога
chips-journal.ru

Нужно ли ребенку помогать с домашним заданием? Психолог отвечает на сложные «школьные» вопросы

Что нужно делать родителям, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе?

Фото: Frank May/ТАСС

Начало нового учебного года — всегда стресс, как для ребенка, так и для его родителей. Специально для 5-tv.ru детский и семейный психолог рассказала, как родители могут помочь ребенку справиться с непростым периодом школьной жизни.

Нина Хомерики
Детский и семейный психолог, кандидат психологических наук

Как заставить ребенка учиться?

Ребенка не нужно заставлять учиться — все дети по своей природе любознательны. Если посмотреть на малышей, которые только-только познают мир, то можно увидеть, что их переполняет энергия развития, любопытство, интерес, азарт к пониманию мира. Это мощный ресурс и главная задача родителей — поддержать этот познавательный интерес и любознательность ребенка. Для этого необходимо создать благоприятную познавательную среду, в которой ребенок бы рос, развивался и получал бы от этого процесса удовольствие.

Как пробудить в ребенке мотивацию к учебе?

Проблема мотивации — очень частый вопрос на консультации у психолога. Ко мне часто обращаются с запросом «ребенок ничего не хочет, я не могу заставить его учиться», говорят об абсолютной апатии и отсутствии мотивации к учебе. Подобная проблема носит системный характер и формируется на за один день.: когда речь идет о подростке 13 лет, который ничего не хочет — это уже запущенная ситуация, нужно смотреть на то, с чего все началось. Намного проще предотвратить ошибки, чем потом их корректировать.

Основная задача начальной школы — научить ребенка учиться. Важно сохранить положительные эмоции ребенка к процессу обучения, для этого ему важно ощущать себя успешным. А таблицу умножения и алфавит он обязательно выучит. Но не любой ценой.

Сейчас много амбициозных родителей, которые стремятся дать все лучшее ребенку: определяют в гимназии с повышенным уровнем обучения, усложненными программами. Часто дети с первых классов попадают в агрессивную среду с давлением со стороны школы, со стороны родителей. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, чтобы он в своем ритме осваивал школьную программу, которая отвечала бы его возможностям.

Нужно ли помогать ребенку с домашними заданиями?

Я часто встречаю ситуации, когда родители делают домашние задания вместе с учеником, думая, что они помогают ребенку. Выполнение домашней работа — это зона ответственности ребенка. Когда родитель слишком вмешивается в этот процесс и начинает его контролировать, он оказывает медвежью услугу. Ребенок теряет чувство ответственности. У него нет возможности получить опыт, пусть даже негативный, основанный на переживании последствий от своих действий.

Родитель может и должен помочь ребенку, например, организовать процесс выполнения домашних заданий, научить самоконтролю.

Еще одна ошибка родителей — думать, что когда ребенок пошел в школу, он уже не нуждается в играх. Они убирают игрушки и их место занимают уроки и еще раз уроки. В таком случае ребенок испытывает серьезный эмоциональный перегруз. Он еще не успел перестроится, внутренняя позиция школьника формируется постепенно. Поэтому важно оставлять школьнику время для игр.

Нужно ли обсуждать оценки?

Оценки играют не очень хорошую роль, когда становятся намного важнее образовательного процесса и превращаются в самоцель. Для того, чтобы этого не происходило, я предлагаю родителям ориентироваться не на результат, а на процесс. Когда мама или папа знают, сколько усилий ребенок приложил к тому или иному проекту, даже если он получил тройку или четверку, то нужно обсуждать с ним не эту оценку, а его чувства, переживания, мысли на этот счет. Что он вложил в задачу, каким смыслом наполнена та или иная деятельность?

Что делать, если у ребенка есть сложности в обучении?

Иногда причинами являются когнитивные, интеллектуальные сложности ребенка, когда программа не соответствует его уровню возможностей. Очень частая проблема с синдромом дефицита внимания — тогда нужна определенная коррекция, помощь.

Как помочь ребенку хорошо учиться - советы психолога
www.5-tv.ru

Пять советов от психолога о том, как помочь ребёнку хорошо учиться

Первый раз в первый класс. Ребёнок открывает для себя новую ступень в его становлении как личности. Но не всегда это проходит гладко. С хорошими учебными навыками не рождаются, поэтому некоторые ученики нуждаются в дополнительной помощи, внимании и даже руководстве. Согласитесь, что родители играют огромную роль в обучении ребёнка, особенно когда он не справляется. Как помочь детям с учёбой и даже научить получать хорошие оценки в школе мы расскажем вам в нашей статье.

1. Общайтесь с ребёнком

Общение имеет основополагающее значение для развития детей. Ему важно, чтобы всё было понятным и простым. Коммуникация родителя и ребёнка — основа их отношений, она влияет и на обучение. Если малыш приходит после школы в плохом настроении, поинтересуйтесь о его проблемах. Все неприятности, которые случаются с ним в школе, могут повлиять на отвращение к учебному процессу. Беседа помогает ребёнку решить проблему, устранить раздражающий фактор и спокойно вернуться в привычный режим работы. Дети не должны бояться или стесняться рассказывать родителям о том, что происходит в школе.

2. Организация режима дня

Правильно организованный день — залог успешного и продуктивного обучения. Если вы хотите всестороннее развивать своего ребёнка и повлиять на его успеваемость в школе, тогда придётся привить его любовь и ответственность и к другим важным и полезным вещам.

Правильный режим помогает укрепить здоровье, направить энергию в нужное русло, разумно организовать деятельность человека. Но нужно помнить, что перегруженность уже влияет на состояние нервной системы. Необходимо найти золотую середину.

В расписании ребёнка должны быть следующие важные элементы: сон, прогулка, учёба и воспитание, приём пищи, игровая деятельность, саморазвитие, личная гигиена.

3. Контроль выполнения домашнего задания

В процессе обучения ваш ребёнок получает огромное количество информации. А домашнее задание закрепляет пройденный материал в памяти ученика. Но дети иногда могут быть невнимательными на уроке или просто не понять тему. Поэтому родителям необходимо помочь до конца разобраться в материале, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенным и ответственным. Вам нужно подбадривать его и создать комфортные условия для выполнения домашнего задания.

4. Правильное питание

Для любого человека правильное и сбалансированное питание является источником энергии. От этого также зависит и ваше состояние здоровья, улучшение памяти.

Не всегда дети любят кушать в столовых, поэтому покупают то, что не принесёт никакой пользы организму. Постарайтесь составить полезное меню для ребёнка и следить за его приёмом пищи.

5. Приучить ребёнка к самостоятельности

Как помочь ребенку хорошо учиться - советы психолога
gorbilet.com

COMMENTS