Как создать деловую игру

Деловая игра как один из видов игровой технологии

Развитие личности не может происходить вне развития ее активности – познавательной, коммуникативной деятельности [1]. Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение и заинтересованность в результатах образовательного процесса, являются ролевые и деловые игры. Сущность дидактической игры заключается в передаче учащимся некоторых функций (контрольной, информационной, организационной, оценивающей), традиционно выполняемых учителем. Такая организация учебного процесса очень вариативна и поэтому в зависимости от возраста, специфики учебного предмета, подготовленности учащихся, может осуществляться в различных формах (так, например, весь класс может делиться на несколько взаимодействующих ролевых групп или отдельные учащиеся наделяются индивидуальными ролями). Важно, чтобы учитель при организации и анализе проведения игры обращал внимание не на качество исполнения той или иной роли учащимися, а на степень включенности их в игру, активность, проявляемую инициативу и способность к импровизации, на возможность проигрывания (стало, быть, освоения) учащимися различных ролей и разнообразных видов деятельности.

Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра – условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры. При этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. В совместной деятельности у учащихся развиваются и навыки сотрудничества [2].

Игра лишь тогда вызывает интерес и активность учащихся, когда в ней имеется элемент неожиданности. Конечно, при этом следует оптимально дозировать элементы повторения и неожиданности, импровизации, с тем, чтобы обеспечивать развивающий эффект игры, динамику освоения конкретных способов действий [1].

В настоящее время существует значительное количество различных видов, определений и классификаций деловых игр.

Деловая игра – это воспроизведение деятельности руководителей и кадров управления, игровое моделирование систем управления.

В ходе деловой игры появляется возможность не только производится деятельность специалистов, но и выявляются проблемы и причины их появления, разрабатываются варианты решения проблем и т.д.

Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно отыскать проблему и способы ее решения.

В зависимости от функций деловые игры делят на три группы:

  1. Учебные (применяются при обучении руководителей и специалистов для развития у них навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний в своей практической деятельности).
  2. Производственные (отработка системы управления на предприятии, выработка механизмов внедрения инноваций, прогнозирование дальнейшего развития предприятия и др.).
  3. Исследовательские (используются при проверке гипотез, новых принципов организации работы, внедрения новых технологий и др.).

Ряд нововведений не внедряется на предприятии только потому, что у его работников недостаточен уровень ЗУН, отсутствует видимая потребность в его внедрении и недостаточная психологическая подготовка к восприятию и реализации нововведений [3].

Каждый участник деловой игры выступает в рамках той должности, которую он выполняет в структуре управления.

Одно из требований деловых игр – имитирование наиболее характерных элементов деятельности человека, их максимальное приближение к реальности. Это требует учета специфики и условий деятельности конкретного предприятия.

Проспект деловой игры должен быть представлен в следующем виде: название игры, учебные цели, состав участников, исходная информация, методические рекомендации и порядок проведения деловой игры, подведение итогов деловой игры.

Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:

  • рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);
  • освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных производственных проблем;
  • работы групповым методом при подготовке и принятии управленческих решений;
  • ориентации в нестандартных ситуациях;
  • концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать взаимопонимание между участниками игры.

Недостатки деловых игр:

  • относительная сложность подготовки;
  • отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;
  • отсутствие четкого алгоритма проведения игры.

Содержание деловой игры определяют участники игры.

Условия проведения деловых игр:

  • внимательность;
  • включенность в игру;
  • сопричастность, уважение точки зрения других;
  • масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);
  • самовыражение.

Перед игрой следует уточнить некоторые терминологические понятия:

Задача – поставленная цель, которую необходимо достигнуть

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения. Можно рассматривать проблему как противоречие между старыми и новыми знаниями, требованиями и т.д. [4].

При проведении деловой игры необходимо установить регламент (времени должно хватить на решение проблемы). Задача педагога: довести до сознания участников игры основные положения и выводы, дать четкое заключение, чего удалось добиться участникам игры. Незавершенность игры обесценивает всю работу по ее проведению.

Есть деловые игры, в которых участники делятся не на команды, а распределяют роли: директор, начальник планового отдела, начальники цехов и т.д. Т.е. в таких играх определяется состав действующих лиц, и устанавливаются их задачи. Дискуссия идет с учетом определенных ролей.

Сам ход игры почти ничем не отличается от предыдущей, только выступление участников игры будет соответствовать выполняемой роли.

Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы

Раздаточные материалы к деловой игре.

  1. Описание деловой игры
  2. Методические рекомендации для участника деловой игры
  3. Справочные материалы и таблицы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения.

Исходная информация может быть дана как на занятии, так и заранее. Лучше заранее, т.к. не затрачивается время на ознакомление с информацией. Педагог должен объяснить особенности игры, порядок проведения и обсуждения, объяснить критерии оценки результатов деловой игры, т.к. в ходе работы в малых группах игра носит состязательный характер.

Непредсказуемость деловой игры делает ее специфической формой познавательной деятельности. Технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов. В процессе игры учащийся осваивает опыт жизни и социальные отношения, развивается личность в целом.

Деловые игры используют в том случае, когда необходимо донести до детей процессы функционирования каких-либо систем. Уроки чаще всего носят иллюстративный характер, а в игре ученик становится лично причастным к функционированию изучаемой системы, получает возможность “прожить” некоторое время в “реальных” жизненных условиях. Преимущество деловой игры в том, что она не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, позволяя более эффективно решать поставленные задачи.

В качестве примера рассмотрим деловую игру “Сборка компьютера” (информатика), в которой моделируется работа какой-либо действительной компьютерной фирмы, занимающейся сборкой и продажей компьютеров на заказ.

Урок — деловая игра “Сборка компьютера”

Тема урока: Основные устройства компьютера.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: деловая игра.

образовательные: в игровой форме организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме: “Основные устройства компьютера”, функции основных устройств и информационное взаимодействие;

развивающие: создать условия для развития у школьников умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения; создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; развивать способность к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;

воспитательные: содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Ученикам предлагается следующая ситуация деловой игры: “В городе работает несколько фирм по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем-нибудь на досуге, например составлением кроссворда из тех слов, которые используются в работе. Затем поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование к компьютеру ему понадобится. Надо ему в этом помочь”.

Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров. Игровой моделью является рабочий день фирмы. Урок содержит два основных этапа, на каждом из которых выполняется определенное задание.

Задание 1 – решение кроссворда либо ребуса. На этом этапе учащиеся знакомятся с новыми понятиями темы и решают кроссворд либо ребус с использованием данных понятий.

Задание 2 – сборка компьютера (определение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, учащиеся узнают определение новых понятий, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания ученики должны представить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.

Рабочая группа разбивается на несколько игровых групп по 3-4 человека в каждой. Один из членов группы выбирается на роль инженера (капитана группы), другой – менеджера, остальные выступают в роли техников. Необходимо заранее пригласить двух учителей, либо старшеклассников, которые будут помогать как игрокам, так и ведущему в процессе игры: давать консультации, проверять выполнение заданий, следить за правильностью ответов и оценивать работу групп. Ведущим является учитель информатики, организовавший игру и преподающий в данном классе.

Каждая игровая группа должна иметь листочки с правилами игры, системой оценивания, карточки с кроссвордами и ребусами, карточки с изображениями комплектующих и периферийных устройств, учебник, прайс-лист, памятку по ведению беседы с заказчиком.

Эксперты должны иметь листочки с правилами игры, системой оценивания, памятку по ведению беседы с работниками фирмы.

Прайс-лист можно взять в любом магазине компьютерной техники.

Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры.

Игроки могут обращаться за консультацией к экспертам. Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы. Роль учителя в игре должна быть минимальной. В хорошо подготовленной деловой игре учитель в основном действует до начала игры. Чем меньше он вмешивается в процесс игры, тем больше в ней элементов саморегулирования и взаимоконтроля учащихся, тем выше обучающая ценность игры.

По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливается ведущий) каждый игрок получает положительную оценку.

Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:

Задание 2:

  • ориентация в материале;
  • культура речи;
  • краткость;
  • логичность и убедительность;
  • выделение существенного;
  • умение заинтересовать слушателей.

Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий – 5 баллов.

Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:

  • взаимопомощь в группе;
  • умение общаться с коллегами;
  • умение организовать работу в группе;
  • умение уложиться во времени при решении задач;
  • умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.

Количество баллов, которое начисляется за тактичное поведение во время игры, — 5, и еще несколько баллов могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов.

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

  • каждое замечание ведущего или эксперта-консультанта – 1 балл;
  • несоблюдение правил игры – 2 балла;
  • грубое нарушение – до 5 баллов.
  1. Подготовительный этап – 2 мин.
  2. Решение кроссворда – 10 мин.
  3. Сборка компьютера – 30 мин.(для каждой группы: подготовка сборки компьютера – 10 мин, разговор с заказчиком – 10 мин).
  4. Подведение итогов урока – 3 мин.

В зависимости от уровня подготовки учащихся и наличия времени игра может быть упрощена, а также сокращена по длительности.

Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперты-консультанты, ведущий.

Ведущий сообщает участникам дидактическую цель игры.

Ведущий. Каждая из ваших групп организовала общество с ограниченной ответственностью. Дайте, пожалуйста название своему предприятию.

Ребята придумывают названия своих фирм-команд.

Ведущий. У вас начинается первый рабочий день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой — попробовать решить кроссворд из компьютерных терминов.

Команды получают листы с кроссвордами. По истечении времени, отведенного на выполнение данного задания, ведущий сообщает о завершении этапа. Свои решения команды передают экспертам, которые во время выполнения игроками задания следующего этапа проверяют и оценивают работу каждой из команд.

Каждая команда получает несколько картинок с изображением комплектующих и периферийных устройств. Игроки должны подготовиться к тому, чтобы вразумительно рассказать о том, что изображено на каждой картинке, является ли изображенный предмет необходимым для работы компьютера, представить его функциональные возможности и разновидности.

Далее команды предлагают вариант конфигурации компьютера на заданную сумму (используются реальные прайс-листы) и убеждают заказчика приобрести компьютер именно такой конфигурации. В качестве заказчиков выступают эксперты. Разговоры представителей фирм-команд с заказчиками происходят по очереди, друг за другом. С каждой командой беседует один заказчик. У него есть памятка о том, как себя вести, о чем спрашивать и для каких целей требовать компьютер. Заказчик должен общаться со всеми членами игровой группы, каждый должен что-то ему объяснить. В конце данного этапа заказчик объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной фирмы.

Пример памятки для работников фирмы.

“На всю сумму, которой располагает покупатель, вам нужно предложить товар. У вас на складе в наличии остались только процессоры Celeron 1200. Пришла большая партия струйных принтеров Epson, и вам нужно их срочно продать. У вас нет колонок, есть только наушники. Оперативной памяти у вас осталась только на 512 Мб”.

Пример памятки для заказчика.

“Вам известно, что последняя марка компьютера – это Pentium IV. Вы хотите печатать фотографии, используя компьютер, слушать музыку через колонки, просматривать фильмы.

Вы спрашиваете:

  • Pentium – это название фирмы, выпускающей компьютеры?
  • Что такое память и для чего она нужна?
  • Какая разница между CD-ROM и DVD-ROM?
  • Чем отличаются большие мониторы, похожие на куб, от тонких мониторов?
  • На чем можно распечатывать плакаты больших размеров?

Вы постоянно интересуетесь, почему вам предлагают именно этот предмет, а не другой”.

Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д. Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали свое мнение об игре – о ее содержании, организации, а также внесли предложения по ее усовершенствованию.

  1. Якимнская И.С. Принцип активности педагогической психологии // Вопросы психологии.- 1989. № 6.
  2. Крюкова Е.А. Игра в системе личностно-развивающих технологий // Герялт (Просвещение). – 1998. — №1.
  3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. Для учителя.- М.: Новосибирск, 1994.- 144с.
  4. Арутюнов Ю.С. Методологические вопросы деловых игр // Применение активных методов обучения: Тез. Докл.научно-техн. Школы-семинара.- Л., 1987.- С.85
  5. Польщикова О.Н. Деловая игра на уроке информатики. .// Информатика и образование., — 2003 -№3.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Игропрактика. Создание деловых игр и симуляций.

Первый тренинг BuroAkzent по игропрактике прошел 1-3 июня 2017 года, оставив от участников самые позитивные отзывы, а у нас — уверенность в продолжении и развитии учебного курса (с отзывами первых выпускников «Игропрактики» и с видеофрагментами курса можно ознакомиться здесь).

В обновленную программу обучения были добавлены важные для отработки навыков и знаний практические блоки, и сам курс приобрел модульную структуру. Модуль №1 — курс базовых знаний и навыков создания игр. Прошедшие этот курс могут при желании продолжить обучение по Модулю №2, чтобы детально постичь механику разработки и организацию бизнес-симуляций.

9, 10, 11 ноября 2017 – курс «Создание деловых игр»

14 декабря 2017 и 9 февраля 2018 – мастерская “Игроклуб”

26 и 27 января 2018 – курс «Создание бизнес-симуляций»

9 февраля 2018 – мастерская «Игроклуб»

Ведущая тренинга: бизнес-тренер, игропрактик Светлана Долгова — 15-летний опыт разработки и проведения игр и симуляций для компаний IT, производственного и торгового секторов, с количеством участников до 500 человек.

Об одной из игр, разработанных Светланой Долговой для крупной федеральной торговой сети, вы можете прочитать в нашей публикации «Трус не играет в ритейл!»

“Мир стремительно меняется. К нам приходят работать сотрудники поколения Z. Требования к инструментам обучения, которые были бы максимально привлекательны для сотрудников и одновременно решали задачи организаций, повышаются. Поэтому большое значение приобретают деловые игры. Если раньше они использовались как составляющая тренингов, то теперь игры сами по себе становятся выделенным форматом обучения, самостоятельной формой оценки и развития сотрудников

Программа игропрактики BuroAkzent позволяет понять основные подходы и принципы создания игр и бизнес-симуляций, познакомиться с конкретными и понятными инструментами. Программа дает возможность последовательно пройти все этапы создания игр и отработать каждый этап на практике.

“Игропрактика” познакомит участников с готовыми играми и позволит понять, как готовые игры можно модернизировать под задачи своих компаний. В результате обучения каждый участник сможет создать свою игру. Дополнительный бонус, который получают участники тренинга – это членство в закрытом клубе “Игроклуб”. Будучи членом клуба, вы сможете отточить свои игры, провести “пилот”, получить поддержку наставника и обратную связь от ваших коллег-участников курса”.

Результат обучения по программе «Игропрактика. Создание деловых игр и бизнес-симуляций»

  • умение разрабатывать деловые игры и бизнес-симуляции: от идеи до расчета экономики, создания антуража и атмосферы
  • знание принципов организации и проведения деловых игр
  • способность применять креативные подходы для создания неповторимой концепции игры
  • разработанная авторская игра
  • возможность модернизировать существующие популярные игры для оценки и обучения
  • пилотный проект авторской игры и пилот в межмодульном обучении в формате игровых мастерских

Базовый курс. Создание деловых игр

Формат проведения: тренинг, продолжительность 24 часа (3 тренинг-дня)

Основные положения в игротехнике

  • Игра и игропрактика
  • Виды деловых игр: по оценке, по результату, по времени, по моделированию пространства, степени взаимодействия. Деловые игры, ролевые игры, ОДИ, бизнес-симуляции, настольные игры, метафорические игры
  • Критерии оценки качества игры – планируемый бизнес-результат игры

Деловая игра с участниками тренинга

Анализ игры и алгоритм создания игр

  • Анализ результатов и целей деловой игры
  • Возможности для усиления игры и применения для других бизнес-задач
  • Алгоритм создания игр

Выяснение потребности и прояснение запроса Заказчика игры

  • Обязательные вопросы для прояснения запроса
  • Анализ общей ситуации департамента, подразделения, ситуации на рынке для понимания потребностей Заказчика
  • Согласование с Заказчиком результата и возможных форматов/ограничений игры
  • Применение шаблона опросника для снятия запроса
  • Разбор информации участников, практика

Мини-Деловая игра с участниками тренинга

Механика и сценарий игры. Выбор формата игры

  • Основные игровые модели. Возможные варианты механики игр. Их цели и ситуации для применения
  • Корректировка механики игры с учетом: возможная или необходимая степень взаимодействия участников, особенности аудитории, количество участников игры, особенности мероприятия, в рамках которого проводится игра и другие
  • Определение главных закономерностей, связей, отношений в моделируемой деятельности
  • Форматы игр: настольная игра, игра между командами, игра между персоналиями, метафора, бизнес-ситуация, сюжетная и другие
  • Создание сценария и тайминга игры

Функционал, команды и роли участников

  • Выделение игровых единиц и их функций
  • Определение принципа и организация объединения игровых единиц
  • Распределение решений по игровым единицам
  • Определение степени взаимодействия игровых единиц

Правила игры и материалы для участников игры

  • Формирование правил и описание правил для участников игры. Разбор практических примеров правил игр
  • Проверка формулировок на пилотном проведении игры

Создание вариантов игр по одному принципу механики

  • Поиск идей для творческой «упаковки» игры, создание метафоры, фабулы игры
  • Методы по созданию креативных идей: метод 635, метод Уолта Диснея
  • Примеры творческих «упаковок» игр
  • «Вкусное» оформление проведения игры

Закрепление материала на бизнес-задачах, информации от участников. Работа в проектных группах и формирование концепции, механики, плана разработки игр.

Мини-Деловая игра с участниками тренинга

Экономика игры, как игроки поймут степень достижения результата в игре

  • Перечень решений, которые могут принимать игроки
  • Выделение параметров, связей, которые должна отразить экономика игры
  • Определение критериев выигрыша
  • Выбор единиц измерения с учетом целей Заказчика и компетенций
  • Создание системы поощрений и штрафов
  • Оценка простоты измерения во время проведения игры. Создание лога для расчетов.
  • Прогнозирование возможных результатов
  • Пилотное проведение для корректировки экономики игры

Организация проведения игры

  • Создание блок-схемы игры и графика проведения. Практика создания блок-схемы и графика проведения
  • Подготовка методических материалов, необходимые для проведения игры. Разбор примеров методических материалов игры
  • Подготовка со-тренеров для больших игр. Пример инструкций и тайминга обучения со-тренеров
  • Выбор помещения, подготовка необходимого оборудования, реквизита, создание чек-листа (разбираем пример чек-листа)
  • Создание вариантов проведения игры, если что-то пойдет не так. Разбор примеров возникающих сложностей и вариантов их преодоления
  • Отладка игры (проведение пилота)
  • Варианты оценки достижения поставленных целей. Создание участниками вариантов оценки чаще всего заявляемых Заказчиками ожидаемых результатов игры
  • Сбор обратной связи от участников игры. Разработка анкет, опросников, игровых методов обратной связи

Закрепление материала на бизнес-задачах, информации от участников. Работа в проектных группах, создание вариантов экономической модели игры, вариантов для оценки результатов игры.

14 декабря 2017 и 9 февраля 2018

Мастерская “Игроклуб”/проба “пера” для участников

  • Тренировка “пилотирования” игры
  • Выстраивание отношений с “пилотной” группой
  • Обратная связь по необходимым доработкам
  • Интегрирование результатов игр в систему обучения
  • Создание пролонгированного эффекта результата игры

Расширенный курс. Создание бизнес-симуляций

Формат проведения: тренинг, продолжительность 16 часов (2 тренинг-дня)

Система обучения, включающая игры и бизнес-симуляции

  • Бизнес-симуляция и деловая игра, отличие и сходство
  • Разработка игр и бизнес-симуляций под разные задачи бизнеса: оценка компетенций, обучение и мотивация
  • Примеры создания игр для оценки компетенций, для обучения, повышения мотивации

Бизнес-симуляция с участниками тренинга

Алгоритм создания бизнес-симуляции

  • Карта создания бизнес-симуляции
  • Формирование целей и результатов бизнес-симуляции
  • Выстраивание бизнес-процессов на структуре компании, выбор бизнес-процессов для отражения в бизнес-симуляции
  • Формирование карты потока создания ценностей на основе выбранных бизнес-процессов
  • Участники создают карту потока создания ценностей по выбранным бизнес-процессам

Создание ядра бизнес-симуляции

  • Выявление проблемных мест, требующих изменения в бизнес-процессах
  • Участники определяют на карте потока создания ценностей проблемные места
  • Закладка ядра бизнес-симуляции, создание конфликта
  • Создание блок-схемы бизнес-симуляции
  • Определение критериев результативности в каждом бизнес-процессе в привязке с реальными бизнес-показателями бизнес-процесса

Создание своей бизнес-симуляции (концепция и блок-схема)

  • Участники создают свою идею бизнес-симуляции на основе карты потока создания ценностей бизнес-процессов компании и выявленных проблемных мест
  • Участники формируют блок-схему бизнес-симуляции и определяют критерии результативности игры

Организация проведения бизнес-симуляций

  • Возможные риски, часто встречающиеся при проведении бизнес-симуляций
  • Проведение пилота и корректировка
  • Участники проводят одну выбранную бизнес-симуляцию

Закрепление достигнутых в игре результатов

  • Интегрирование результатов игр в экосистему обучения
  • Создание пролонгированного эффекта результата игры

Все участники тренинга получат качественный раздаточный материал и дополнительные материалы в электронном виде, чтобы закрепить и поддержать использование навыка в жизни.

Чтобы тренинг был максимально результативным для вас, просим после регистрации заполнить анкету.

Екатерина Вахрушева (НПФ Благосостояние) «Blended Learning в комплексных программах обучения» и Ярослав Ражев (ШТАДА Маркетинг) «Массовое обучение персонала в фарм-отрасли»

Для опытных тренеров, а также для тех, кто хочет им стать, мы создали специальный формат – Супервизорские встречи. Формат проведения: Мозговые штурмы, разбор игр и кейсов, модерация, дискуссии и, приятное дружеское общение Зарегистрироваться

Проведение деловых игр в офисной работе

Руководителю нередко приходится произвести мониторинг психологического состояния коллектива, выработать новую стратегию управления, повысить работоспособность, сформировать мотивацию или улучшить климат в рабочем коллективе. С этими и многими другими управленческими задачами хорошо могут справиться деловые игры.

Планерки и совещания, написание корреспонденции и телефонные звонки, деловые переговоры и интервью, планирование деятельности, составление графиков и отчетов – это то, что представляет рутинную часть офисной работы и на самом деле мало говорит о менеджменте компании и его сотрудниках.

Руководитель, заинтересованный в высокой производительности труда офисной работы, постоянно вынужден искать новые средства и способы мониторинга психологического и интеллектуального состояния коллектива и повышения профессиональной мотивации. Применение деловых игр справится с этими задачами.

Кроме этого, деловая игра

  • способствует формированию системного мышления и целостного представления о себе в мире и в профессии,
  • обучает коллективной мыслительной работе и навыкам взаимодействия с коллегами и сотрудниками,
  • формирует представление о формате совместного принятия решения и ценностных установках коллектива,
  • обучает методам моделирования и социального проектирования.

Деловые игры связаны с понятием игрового процесса, и в чем-то сходны с тем, что мы детстве называли играми. Деловая игра – это процесс, в основе которого лежит моделирование a) реальных ситуаций и b) возможного развития событий.

А.А. Вербицкий: «В деловой игре знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»

Деловая игра – это не просто коллективная работа, но именно командная, в которой встраиваются взаимоотношения коллег как внутри каждой группы, так и на уровне отношения команд и представителей отдельных команд.

Прежде чем говорить об организации деловой игры, необходимо назвать её специфический особенности:

  • игра имеет четкие временные рамки,
  • у деловой игры есть правила и сценарий,
  • каждый участник игры получает илии сам избирает роль и не имеет возможности быть равнодушным наблюдателем,
  • игра создает ситуацию целостно, позволяет учитывать множество факторов и аспектов (как психологических, так и профессиональных),
  • поэтому игра формирует не один навык, а их совокупность,
  • проблемное содержание игры обязательно, это может быть конфликт интересов, конкуренция или недостаток информации или иных ресурсов,
  • игра имеет итог, результат: победу или поражение, поэтому наглядно демонстрирует примеры успешного поведения и ошибки.

Нередко участники деловой игры получают более продуктивный и осознанный опыт, по сравнению с профессиональным.

Причины этого вполне объяснимы: в силу условного характера они дают возможность осуществить альтернативные варианты, формируют наглядное представление о последствиях каждого выбора, то есть увеличивают объем и охват действительности. Если в реальной жизни у нас редко складывается полная и точная картина происходящего, то в игре мы всегда может уточнить все увиденное и услышанное.

Организатор на каждом этапе игры должен помнить о 2 её аспектах: эмоционально-ролевом и инструментальном.

Инструментально организатор выполняет следующие функции: ставит цели, знакомит участников с их ролями и регламентом, предоставляет всю необходимую информацию, организует пространство, формирует и поддерживает специфический стиль общения. Руководитель направляет все силы на то, чтобы участники понимали суть, детали игровой ситуации и соглашались с её условиями. Иными словами, первая роль ведущего – поддерживать игровой план на предметом уровне.

Вторая и столь же важная его роль – обеспечение оптимальных межличностных отношений и их динамики. Это подразумевает поддержку уровня соревновательной мотивации, создание ролевого взаимодействия, сохранение позитивных межличностных отношений и недопущение конфликтов.

НО! Организатор не должен быть включен в игру непосредственно и во взаимоотношения участников. Психолог Вербицкий А.А пишет: «Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры»

Основные трудности, с которыми может столкнуться организатор деловых игр:

Как подготовить деловую игру

В основе разработки деловой игры – деятельность. Не среда, атмосфера, а цель, сверхцель, задачи, функционал, согласование различных интересов, проблемная ситуация. Сверхцель любой деловой игры – результат, а не выигрыш. События – столкновение интересов, диалог смыслов, построенный на неопределенности всего: решения, выбора, результата, смысловых позиций. Только наиболее значимые факторы требуются для постановки задач, они оговариваются отдельно, остальное остается на волю случая и свободу действия для игроков. Каждый участник имеет право принимать решения и даже обязан это делать.

Однако не забывайте! Правила должны быть жестко обозначены и границы намечены однозначно.

Условия успешности деловой игры:

  • хорошо продуманная последовательность действий,
  • ясно обозначенные роли и взаимосвязи между участниками,
  • драматизация событий (проблема, конфликт интересов, конкуренция),
  • автоматизация рутинных процессов, детализация задач (подробная методическая инструкция для проведения игры),
  • поддержка организатором высокой динамики и вообще активная роль организатора.

Количество участников деловой игры разнится: это могут быть большие группы по 50-60 человек или группы из 15-20 участников. Оптимальное количество участников в команде – 5-6 человек. Для больших деловых игр организатор обычно привлекает помощников – игротехников, которые разделяют обязанности как при разработке сценария, так при организации игры.

Согласитесь? Игроку тяжелее всего не проигрыш, а то, что нельзя продолжать игру. Анна Луиза Жермена де Сталь

Игра включает четыре этапа:

  • этап проблемизации
  • этап целеполагания
  • этап разработки и выбора решения
  • этап организационного проектирования

Первый этап ставит перед участниками игры проблему, обозначает её рамки. В этот период участники формируют взаимоотношения внутри группы и определяются в своих игровых ролях.

Второй этап называют также этапом оптимизации, он необходим для работы внутри группы, когда каждый член команды и команда в целом выстраивает рабочую коммуникацию. В этот период бурный поиск оптимальных решений проблемы, ищутся альтернативные пути и завязываются системные «профессиональные» связи.

Третий этап необходим командам для поиска ресурсов, которые бы способствовали реальному решению поставленных перед ними задач. Все нелепые предложения, неосуществимые прожекты, придуманные на втором этапе здесь, должны пройти проверку на прочность и отброшены. Зато оптимальная модель выхода из проблемы должна быть осмыслена, доработана и дополнена ресурсами.

Четвертый этап – это уже постигровое моделирование, проба внедрить полученный результат в реальную действительность.

В деловой игре формируются навыки через деятельность, профессиональное мастерство совершенствуется именно через богатый опыт, а опыт игровой проектной деятельности также работоспособен и полезен, как и любой другой. Игра развивает навыки планирования, прогнозирования, системное мышление, умения рефлексии, коммуникативные и творческие способности человека, а это и является основой для его профессионального роста.

В заключение – видеоролик, в котором удачно передана атмосфера деловой игры.

Источники:

Деловая игра как один из видов игровой технологии
Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение и заинтересованность в результатах образовательного процесса, являются ролевые и деловые игры. В работе рассматриваются теоретические вопросы проведения деловой игры и в качестве примера деловая игра "Сборка компьютера" (информатика), в которой моделируется работа компьютерной фирмы, занимающейся сборкой и продажей компьютеров на заказ.
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/510870/
Как создать деловую игру
Бюро Акцент предлагает пройти обучение созданию бизнес симуляций и деловых игр на тренинге игропрактика и бизнес-тренера Светланы Долговой. На тренинге Вы узнаете как создавать, модернизировать и применять деловые игры.
http://buro-akzent.ru/training/igropraktika.-sozdanie-delovyh-delovyh-igr-i-simulyacij.html
Проведение деловых игр в офисной работе
Организация и проведение деловых игр требуют серьезной подготовки и зависят о конкретных целей и управленческих задач
http://delovoi-etiket.ru/tehnika-obscheniya/1184-provedenie-delovyh-igr-v-ofisnoj-rabote.html

(Visited 4 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Если мужчина думает о женщине Если мужчина думает о женщинеКаждая женщина имеет свои секреты, которые… (1)

Как драться против толстого Как драться против толстого Ехал сегодня в автобусе и чуть… (1)

как не волноваться на экзамене Как не волноваться на экзамене в ГИБДД Практический каждого ученика… (1)

Потребность мотив цель Потребность мотив цель ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ Потребности – субъективные явления,… (1)

Точка g у мужчин Есть ли G-точка у мужчин? Как ее найти? О наличии… (1)

COMMENTS