Когнитивные расстройства личности — лечение, симптомы, причины

Когнитивные нарушения в общеклинической практике

A. Локшина, кандидат медицинских наук, B. Захаров, доктор медицинских наук, ММА им. И.М. Сеченова

Рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности исследования когнитивных нарушений врачами разных специальностей. Особое внимание уделено диагностике и лечению недементных (легких и умеренных) когнитивных нарушений, критериям их диагностики. Указаны простейшие нейропсихологические методики диагностики когнитивных нарушений в пожилом возрасте, описаны основные принципы лечения таких больных.
Ключевые слова: когнитивные функции, умеренные когнитивные нарушения, легкие когнитивные нарушения.

Cognitive Disorders In General Clinical Practice

A. Lokshina, MD; V. Zakharov, MD
I.M. Sechenov Moscow Medical Academy

The paper considers the problems concerning the topicality of a study of cognitive disorders by physicians of various specialties. Particular emphasis is placed on the diagnosis and treatment of non-dementia (mild and moderate) cognitive disorders and on their diagnostic criteria. The simplest neuropsychological methods for diagnosing cognitive disorders at old age are indicated. The basic principles in the treatment of such patients are described.
Key words: cognitive functions, moderate cognitive disorders, mild cognitive disorders.

Пожилой возраст является самым сильным и независимым фактором риска развития нарушений высших мозговых (когнитивных) функций. С увеличением численности лиц пожилого возраста возрастает число пациентов с когнитивными расстройствами. Достижения в области патофизиологии и нейрохимии когнитивных нарушений, а также новые данные нейрофармакологии позволяют сегодня рассматривать когнитивные расстройства как частично курабельное состояние. Поэтому представляются чрезвычайно важными своевременная диагностика и как можно более раннее начало терапии когнитивных нарушений у пожилых людей, так как при их поздней диагностике эти расстройства нередко достигают степени слабоумия.

Причин несвоевременной диагностики когнитивных нарушений несколько. Во-первых, это недостаточное понимание как врачами, так и родственниками пожилого человека природы возрастной забывчивости. Многие полагают, что снижение памяти и других когнитивных функций является нормальным в пожилом и старческом возрасте. Именно поэтому пациенты и их родственники не обращаются к врачу или, обратившись, получают в ответ: «это возрастное», «а что ж Вы хотите в Вашем возрасте?» и т.д. Между тем эффективность лечения когнитивных нарушений напрямую зависит от срока начала терапии. Очевидно, что на этапе крайне тяжелых нарушений, когда пациенты утрачивают навыки самообслуживания или перестают узнавать окружающих, возможности оказания помощи весьма невелики.

Другая причина поздней диагностики — недостаточное владение неврологами, психиатрами, терапевтами, геронтологами и врачами других специальностей ее методами. Обычный сбор жалоб, анамнеза и клинический осмотр не позволяют получить достаточную информацию о состоянии когнитивных функций. Для выявления когнитивных нарушений используются нейропсихологические методы, представляющие собой специальные пробы и задания с целью определения памяти, внимания, интеллекта и других высших психических функций. Врачи разных специальностей должны применять хотя бы самые простые нейропсихологические методы, такие как тест «Мини-Ког» (см. раздел «Диагностика») и другие скрининговые шкалы.

Своевременное выявление когнитивных нарушений — важный залог эффективности терапии, которая может предотвратить или хотя бы отсрочить наступление слабоумия. Адекватное ведение пожилого человека с начальными проявлениями когнитивной недостаточности значительно повышает качество жизни как самого пациента, так и его родственников.

Оценка состояния когнитивных функций и синдромы их нарушений
Когнитивные (синонимы — высшие мозговые, высшие психические, высшие корковые, познавательные) функции относятся к наиболее сложным функциям головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним.

К когнитивным функциям относятся:

  • гнозис — восприятие информации, способность соединять элементарные сенсорные ощущения в целостные образы; нарушение гнозиса — агнозия или, при меньшей тяжести нарушений, — дисгнозия; пациент с агнозией видит предмет, может его описать, но не узнает, несмотря на отсутствие первичных сенсорных расстройств;
  • память — способность запечатлевать, сохранять и многократно воспроизводить полученную информацию; нарушения памяти — амнезия или, при меньшей тяжести нарушений, — дисмнезия;
  • интеллект — способность к анализу информации, выявлению сходств и различий, общего и частного, главного и второстепенного, способность к абстрагированию, решению задач, построению логических умозаключений;
  • речь — способность понимать обращенную речь и выражать свои мысли вербальным образом; нарушения речи — афазия или, при меньшей тяжести нарушений, — дисфазия;
  • праксис — способность усваивать и удерживать разнообразные двигательные навыки, в основе которых лежат автоматизированные серии движений; нарушения пракиса — апраксия или, при меньшей тяжести нарушений, — диспраксия; больной с апраксией не может выполнить то или иное действие вследствие утраты навыка («разучился» выполнять те или иные действия), несмотря на отсутствие пареза, нарушений координации и других первичных двигательных расстройств.

    Монофункциональные когнитивные нарушения, т.е. изолированные афазия, агнозия, амнезия или апраксия, обычно встречаются при локальных поражениях тех или иных отделов коры головного мозга в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли и других причин. В то же время в пожилом возрасте большинство хронических прогрессирующих заболеваний головного мозга нейродегенеративной или сосудистой природы сопровождаются полифункциональными когнитивными расстройствами, когда отмечается одновременное угнетение нескольких (или всех) когнитивных функций.

    Для установления нозологического диагноза, выбора тактики ведения пациента и определения прогноза важно не только установить характер когнитивных нарушений, но и их выраженность. Согласно классификации академика РАМН Н.Н. Яхно (2005), выделяют тяжелые, умеренные и легкие когнитивные нарушения [5].

    Тяжелыми когнитивными нарушениями (ТКН) называют моно- или полифункциональные расстройства когнитивных функций, которые приводят к полной или частичной утрате независимости и самостоятельности пациента, т.е. вызывают профессиональную, социальную и(или) бытовую дезадаптацию. К ТКН относится, в частности, деменция дегенеративной или сосудистой природы. Согласно эпидемиологическим данным, деменцией страдают не менее 5% лиц старше 65—70 лет. Наличие деменции или других видов ТКН свидетельствует о значительном поражении головного мозга, которое обычно развивается в результате длительно текущего патологического процесса. Прогноз в большинстве случаев — неблагоприятный, так как ТКН чаще всего носят прогрессирующий, реже — стационарный характер [1, 2, 5].

    Умеренные когнитивные нарушения (УКН) представляют собой моно- или полифункциональные расстройства когнитивных функций, которые выходят за рамки среднестатистической возрастной нормы, но не вызывают дезадаптацию, хотя могут приводить к трудностям в сложных и непривычных для пациента ситуациях. УКН отмечаются на начальных этапах церебральной патологии. У пожилых людей распространенность УКН составляет 11—17%. Прогноз зависит от характера основного патологического процесса и ведения пациента. За 5 лет наблюдения у 50% пациентов УКН трансформируются в тяжелые, у остальных они могут оставаться стабильными или регрессировать [4, 5, 11, 12, 13, 15].

    Модифицированные диагностические критерии синдрома УКН (MCI-revised); J. Touchon, R. Petersen, 2004:

  • когнитивные нарушения (со слов пациента и(или) его ближайшего окружения);
  • свидетельства снижения когнитивных способностей по сравнению с исходным более высоким уровнем, полученные от пациента и(или) его ближайшего окружения;
  • объективные свидетельства нарушений памяти и(или) других когнитивных функций, полученные с помощью нейропсихологических тестов;
  • отсутствие нарушения привычных для пациента форм повседневной активности при возможности нарушения сложных видов деятельности;
  • отсутствие деменции.

    Легкие когнитивные нарушения (ЛКН) констатируют в случае снижения 1 или нескольких когнитивных функций по сравнению с исходным более высоким уровнем (индивидуальной нормой); ЛКН не влияют на бытовую, профессиональную и социальную деятельность, в том числе на наиболее сложные ее формы. ЛКН могут быть обусловлены физиологическим процессом старения или отмечаются на самых ранних стадиях органического заболевания головного мозга. В большинстве случаев адекватная терапия позволяет добиться уменьшения выраженности ЛКН [4, 5].

    Возраст сам по себе может быть причиной только легких и не прогрессирующих нарушений когнитивных функций. При наличии умеренных или тяжелых нарушений, а также при заметном прогрессировании когнитивной недостаточности за непродолжительный период речь идет о текущем заболевании головного мозга. В таких случаях необходимо установление точного нозологического диагноза, который базируется на клиникопсихологических особенностях имеющихся нарушений, данных лабораторных и инструментальных методов исследования.

    Диагностика когнитивных нарушений
    Учитывая высокую распространенность когнитивных нарушений в старших возрастных группах, при работе с пациентами пожилого возраста необходимо иметь определенную настороженность в этом отношении. Исследование когнитивной сферы у всех пожилых пациентов неоправданно. Однако такое исследование, с нашей точки зрения, весьма целесообразно при:

  • активных (самостоятельно излагаемых) пациентом жалобах на снижение памяти или трудности концентрации внимания;
  • свидетельствах родственников о когнитивном снижении за последнее время;
  • невозможности для пациента самостоятельно и полно изложить свой анамнез или правильно выполнять рекомендации врача;
  • симптоме «поворачивающейся головы»: в ответ на вопрос врача пациент поворачивает голову к сопровождающему его родственнику и переадресовывает вопрос ему.

    Для исследования когнитивных функций врач может использовать любые известные ему нейропсихологические методы. Врачам различных специальностей мы рекомендуем методику «Мини-Ког» (см. схему). Не отнимая много времени, данная методика в то же время является весьма чувствительной. Невозможность вспомнить после подсказки хотя бы 1 слово или ошибки при рисовании часов свидетельствуют о наличии клинически значимых когнитивных нарушений. Определить выраженность таких нарушений можно в беседе с родственниками, задавая им вопросы о степени профессиональной, социальной и бытовой адаптации пациентов.

    Методика «МИНИ-КОГ»

    1. Инструкция: «Повторите 3 слова: лимон, ключ, шар». Слова должны произноситься максимально четко и разборчиво со скоростью 1 слово в секунду. После того как пациент повторил все 3 слова, просим: «А теперь запомните эти слова. Повторите их еще один раз». Добиваемся, чтобы пациент самостоятельно вспомнил все 3 слова. При необходимости предъявляем слова повторно — до 5 раз.
    2. Инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате и со стрелками». Все цифры должны стоять на своих местах, а стрелки — указывать на 13.45. Больной должен самостоятельно нарисовать круг, расставить цифры и изобразить стрелки. Подсказки не допускаются. Больной также не должен смотреть на реальные часы у себя на руке или на стене. Вместо 13.45 можно просить поставить стрелки на любое другое время.
    3. Инструкция: «Теперь давайте вспомним 3 слова, которые мы учили вначале». Если больной самостоятельно не может припомнить слова, можно предложить подсказку. Например: «Вы запоминали какой-то фрукт . инструмент . геометрическую фигуру».

    Лечение когнитивных нарушений в пожилом возрасте
    Терапия когнитивных нарушений в пожилом возрасте преследует 2 основные цели: профилактику прогрессирования нарушений и уменьшение выраженности уже имеющихся расстройств с целью повышения качества жизни пациентов и их родственников. Лечение должно быть по возможности этиотропным или патогенетическим [3—5]. Во всех случаях целесообразны следующие мероприятия:

  • всестороннее обследование пациента, достижение максимально возможной компенсации сердечно-сосудистых и других соматических заболеваний;
  • контроль сосудистых факторов риска: артериальной гипертензии, гиперлипидемии, прием антитромбоцитарных препаратов, борьба с ожирением и гиподинамией;
  • оценка эмоционального состояния пациента и назначение по показаниям антидепрессантов, не дающих холинолитического эффекта (коаксил, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина);
  • оптимизация микроциркуляции и церебральных метаболических процессов;
  • заместительная нейротрансмиттерная терапия с целью оптимизации процессов синаптической передачи.

    Одно из наиболее важных направлений терапии когнитивных нарушений — применение препаратов, влияющих на церебральные нейротрансмиттерные системы. Когнитивные функции являются интегративными функциями головного мозга, т.е. они формируются в результате его целостной (интегрированной) деятельности. Очевидно, что в процессе такой интеграции необходимо оптимальное функционирование синапсов между нейронами, которое зависит от активности церебральных нейротрансмиттеров.

    Выбор стратегии воздействия на церебральные нейротрансмиттерные системы зависит от выраженности когнитивных нарушений. Так, применение ацетилхолинергических и глутаматергических препаратов является в настоящее время «золотым стандартом» лечения большинства наиболее распространенных форм деменции. При ЛКН и УКН более целесообразно воздействие на другие нейротрансмиттерные системы, в первую очередь — дофаминергическую и норадренергическую [3, 4, 8].

    Дофаминергическая и норадренергическая системы претерпевают значительные изменения в процессе старения мозга [7, 9, 16]. Исследования с применением позитронноэмиссионной томографии головного мозга свидетельствуют о том, что с возрастом погибают до 40% дофаминергических нейронов в стволе мозга и лимбической системе. Это сопровождается значительным уменьшением плотности рецепторов к дофамину в лобной коре, что коррелирует с возрастным снижением когнитивных функций [3, 10, 16]. С возрастом снижается активность норадренергической медиации, хотя число норадренергических нейронов не уменьшается [6]. При патологическом старении изменения дофаминергической и норадренергической систем значительно превосходят физиологические.

    В клинической практике из агонистов дофамина, которые применяются для терапии возрастных нарушений памяти и внимания, не достигающих выраженности деменции, наиболее хорошо зарекомендовал себя пирибедил (Проноран, «Сервье»). Этот препарат сочетает в себе свойства агониста дофаминовых рецепторов и антагониста пресинаптических α2-адренорецепторов, повышая активность как дофаминергической, так и норадренергической системы. Кроме того, Проноран оказывает вазоактивное действие, улучшая церебральную и периферическую микроциркуляцию.

    Эффективность применения Пронорана при УКН была доказана в двойном слепом исследовании. В работе D. Nagaradja и S. Jayshree (2001) продемонстрировано, что на фоне применения препарата когнитивное улучшение достигается в 2 раза чаще, чем на фоне плацебо [14] (см. рисунок).

    В России эффективность Пронорана в терапии когнитивных нарушений, не достигающих выраженности деменции, изучалась в 2005—2007 гг. в рамках программы «Прометей» (ПРОграМма изучЕния эффективности Пронорана при синдроме умЕренных когнитивных расстроЙств в рамках дисциркуляторной энцефалопатии).

    В 1-й части исследования «Прометей» был показан статистически значимый положительный эффект Пронорана, применяемого в дозе 50 мг/сут в течение 12 нед у 543 пациентов с ЛКН или УКН возрастного или сосудистого характера. Эффект определяли по результатам таких скрининговых нейропсихологических шкал, как краткая шкала оценки психического статуса (КШОПС) и тест рисования часов [3].

    Во 2-й части исследования «Прометей» принимали участие 2058 пациентов (1447 женщин и 611 мужчин), средний возраст которых составил 64,9±8,3 года, с диагнозом «дисциркуляторная энцефалопатия I и II стадии» и ЛКН или УКН. Пациенты принимали Проноран в дозе 50 мг/сут в течение 12 нед. Кроме того, у 49% пациентов допускалось одновременное применение других сосудистых и метаболических препаратов. Выявлены удовлетворительные переносимость и безопасность Пронорана. На фоне терапии им у большинства (не менее 85%) пациентов отмечено умеренное или значительное клиническое улучшение по данным Шкалы общего клинического впечатления. При исследовании с применением нейропсихологических шкал и Шкалы общего клинического впечатления не выявлено статистически достоверных различий между пациентами, получавшими монотерапию Пронораном и комбинированную терапию. Это свидетельствует о том, что комбинированная терапия допустима с точки зрения безопасности и переносимости, но не дает дополнительных преимуществ в плане воздействия на когнитивные нарушения [3].

    Результаты данного исследования подтвердили высокую распространенность когнитивных нарушений в повседневной амбулаторной неврологической практике. До 70% пациентов пожилого возраста, обратившихся к неврологу, имели ту или иную степень когнитивной недостаточности. Это еще раз подчеркивает важность своевременных диагностики и начала терапии когнитивных нарушений как одного из симптомов, наиболее распространенных в неврологической практике.

    Когнитивные расстройства личности - лечение, симптомы, причины
    medi.ru

    Лечение психологических расстройств личности. Симптомы

    Расстройства психологического развития

    Эти патологии в МКБ-10 включены в рубрику F80-F89. Включенные в неё заболевания начинаются всегда в детстве, в том числе в младенчестве. Для их развития требуется задержка функций развития нервной системы или её повреждение, связанное с патологическим созреванием. Они отличаются постоянным течением, рецидивы отсутствуют.

    Поражения затрагивают двигательные функции, речь, зрительно-пространственные навыки. В большинстве случаев средовые факторы при таком патологии имеют важное, но не определяющее значение. При этом этиология поражения не является точно определенной, за счет чего точное определение причин нарушения развития установить в настоящий момент не удается. К таким патологиям также сегодня принято относить аутические расстройства.

    Психологические расстройства лечение

    Лечение психологических расстройств у пациентов любого возраста может назначаться только опытным специалистом. Предварительно пациент проходит тщательное обследование состояния здоровья. Оно проводится с целью исключить возможность присутствия физиологического заболевания. Прохожую симптоматику способны провоцировать, например, эндокринные или неврологические расстройства.

    После исключения физиологических причин проводится обследование психологического состояния пациента. Важной частью становится сбор семейного анамнеза. Факт наследственного поражения психологическими болезнями в настоящий момент не подтвержден, но наблюдаются случаи семейной склонности. Медики предполагают, что они могут быть связаны с семейными привычками, наследственным складом характера.

    В терапии используются:

    • медикаментозные средства: нейролептики, антидепрессанты, стабилизаторы настроения;
    • психологические занятия, как одиночные, так и в группах;
    • показаны занятия лечебной физкультурой.

    Часто пациентам может быть рекомендовано найти дополнительное увлечение. Оно способно отвлечь больного от неприятных размышлений.

    Психологические расстройства личности

    После подтверждения диагноза патология относится к тяжелым психологическим отклонениям в психологической сфере сознания человека. Они встречаются в человеческой популярности и диагностируются у порядка 12% населения. Нарушения чаще диагностируются в представителей мужского пола.

    Характеризуются явными нарушениями моделей поведения деструктивного типа. В этот перечень не включаются расстройства личности, вызванные патологиями или травмами головного мозга.

    Согласно МКБ10 психологические расстройства делятся на:

    • Шизоидные, характеризующимися в первую очередь нарушениями контакта в социуме, склонности к отшельничеству и полной изолированности. У пациентов отсутствует должное чувство реальности. Шизоид может быть непрерывно занят нескончаемой и бессмысленной умственной работой.
    • Сопровождающиеся повышенным уровнем подозрительности параноидные расстройства. Больные отличаются повышенной обидчивостью, высоким честолюбием, неумением принимать личные неудачи. Со временем тяжесть реакции не притупляется, а проявляется регулярно все с большей силой.
    • Диссоциальные, характеризуются пренебрежительным отношением к социальным, личностным, бытовым обязанностям.
    • Эмоционально неустойчивые, при котором определяющими причинами поступков становятся инстинкты и чувства.
    • Истерические, при которых пациентам свойственна драматизация происходящего, излишняя наигранность в проявлении чувств.
    • Ананкастные, яркой чертой которых становится педантичность на уровне патологии. Мелочная скрупулезность противоречит реальной любовью к порядку.
    • Тревожные, которым сопутствует наличие постоянного ощущения страха и личностного напряжения. Личность постоянно предполагает, что с ней может произойти что-либо трагической. Сопровождается в большей части случаев комплексом неполноценности.
    • Зависимые, отличающимся склонностью личности к полному подчинению другим, патологической пассивностью, неспособностью принятия адекватных решений самостоятельно.

    К «другим расстройствам» по МКБ 10 причисляется нарциссизм, эксцентричность, инфантильность, психоневротические и пассивно-агрессивные расстройства. Также медики отдельно выделяют патологии неопределенного типа.

    Причины психологических расстройств

    В перечень провоцирующих факторов может входить:

    • тяжелый ход течения беременности у матери пациента;
    • родовые травмы;
    • присутствие генетической предрасположенности;
    • тяжелые стрессовые ситуации;
    • пережитое, в том числе в детском возрасте, психологическое или физическое насилие.

    Наличие одного или даже сразу нескольких провоцирующих факторов не является гарантией старта психологического нарушения.

    У таких пациентов к нарушениям приводят характерологическая конституция, используемая привычная модель поведения, определенная личностная структура.

    Cимптомы и признаки психологического расстройства

    В настоящий момент медики не готовы строго определить конкретные симптомы и признаки психологического расстройства личности. Проявления у каждого пациента строго индивидуальны. Но присутствуют общие моменты, позволяющие предположить необходимость обратиться за консультацией.

    По МКБ10 в число основных симптомов и признаков включается нарушение поведенческих реакций, мыслительной деятельности, действия, выходящие за признанные рамки действующих культурно-нравственных убеждений и норм. Наблюдается физическая, когнитивная и неврологическая симптоматика. Они склонны к повышенному уровню утомляемости. Они часто чувствуют себя повышено счастливыми или избыточно несчастными без присутствия определенного повода. Нарушены логические взаимосвязи.

    МКБ10 называет признаками:

    • пространственно-временную дезориентацию;
    • быстрая и беспочвенная смена настроения;
    • неадекватное отношение к собственному физическому и эмоциональному состоянию;
    • появление галлюцинаций;
    • случаи спутанности сознания;
    • спутанность;
    • испуг;
    • отсутствие реакции на происходящее.

    Часто нарушается сон. Это в равной мере способно проявляться как повышенным уровнем сонливости, так и бессонницей. Частым триггером становится подавленность, связанная с серьезным стрессом, например, потерей близкого родственника. Может наблюдаться нарушение порядка самоидентификации. Пациент создает альтернативную личность, не имеющую отношения к произошедшему. Диагностируется ослабление памяти до уровня полного её отсутствия. Нарушается мысленный процент, часто сопровождаясь бредом. В некоторых случаях больной страдает от приступов беспричинного смеха или склонностью к необоснованной повышенной плаксивости. В число психологических нарушений медики включают злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами.

    Отдельно выделяются признаки, характерные только мужчинам. Они могут быть связаны с неопрятностью внешнего вида, нарушением гигиенических норм. Мужчины особенно болезненно переживают неудачи и склонны обвинять в произошедшем весь окружающий мир. Становятся раздражительными, склонны обижать и унижать собеседников.

    Диагностика психологических расстройств

    При проведении диагностики психологических расстройств медики обязательно предварительно назначают обследование всех систем организма. Это необходимо для исключения физиологических причин появления патологии.

    Пациентам назначается ЭХО, МРТ, КТ, рекомендуется обследование у эндокринолога и невролога. Проводится изучение анамнеза заболеваний. Психологические проявления часто становятся побочными проявлениями приема некоторых лекарственных препаратов. Например, назначаемых в лечении неврологических диагнозов.

    Важной частью диагностики становится проведение личной беседы с пациентом. Рекомендуется привлечь к её проведению близких родственников и тех людей, с которыми пациент контактирует постоянно.

    Виды психологических расстройств

    В современной медицине выделяется несколько основных видов психологических расстройств, которые отличаются по симптоматике и типам проявления. Часто для устранения заболевания или перехода в состояние стойкой ремиссии в зависимости от вида требуется назначение различных вариантов терапии.

    Нервно психологическое расстройство

    Отличается проявлениями деструктивного поведения. В большинстве случаев бывает вызвано неправильной работой головного мозга. Выделяются:

    • Экзогенные или внешние причины, связанные с травмами головы, болезнями, отравлениями химическими веществами, психологическими травмами. Могут быть связаны с нарушениями деятельности сердечно-сосудистой системы, приводящими к нарушению питания кровью головного мозга.
    • Эндогенные или внутренние причины, являющиеся в большей части генетическими, вызванные нарушением в наборе хромосом.

    За счет общности психотипов часто способны передаваться от родителей к детям. В числе провоцирующих факторов некоторые заболевания, в том числе склероз сосудов головного мозга, сахарный диабет, нарушения мозгового кровообращения, инфекционные диагнозы. Могут быть спровоцированы приемом наркотических веществ и алкоголя.

    Смешанные расстройства психологического развития

    В МКБ1з классифицируются как F83. Первое проявление чаще всего отмечается в детском возрасте или младенчестве. Как правило, связаны с хромосомным или генетическими нарушениями. Сопровождаются нарушениями речи, школьных навыков. Могут быть нарушены двигательные функции. Диагностируются только в случае полного сочетания сразу нескольких психологических расстройств, отягощенных жизненными обстоятельствами.

    Специфическое расстройство психологического развития

    Сегодня эта категория патологических расстройств изучена достаточно слабо. Точный диагноз осложняется в определении за счет необоснованного сочетания нарушения должного и своевременного приобретения языковых навыков, сопровождающееся двигательными нарушениями. Но оно не признается интеллектуальным отставанием как таковым.

    Смешанные специфические расстройства психологического развития

    Также устанавливаются в случае сочетания сразу нескольких факторов, признанных в МКБ10. Страдает вербальный интеллект, отмечаются нарушения развития речевых функций. Могут отмечаться случаи дезориентации и выявляются проблем с логикой. Страдает память.

    Расстройство психологического развития у ребенка

    Диагностируются в случае сочетания у ребенка нарушения школьных навыков, слабо развивается речь, выявляются проблемы с двигательными функциями. При этом установить точный диагноз невозможно вследствие отсутствия преобладания одного из указанных нарушений.

    Дополнительно выявляется определенный уровень расстройства когнитивных функций. Минусом диагноза становится частое использование диагноза при отсутствии реальной возможности установить точную причину и ведущий преобладающий фактор. Часто таким детям ставят диагноз «задержка психического развития». Важным условием становится выявление первых признаков патологии в самом раннем, часто младенческом, возрасте.

    Ведущими причинами называют биологические факторы. В том числе негрубые тканевые повреждения мозговых структур, спровоцировавшие нарушение формирования межанализаторных связей.

    Дополнительно провокатором становится связанный с низким уровнем семьи дефицит информации. В число проявлений входит:

    • нарушение речи дислексия;
    • дисграфия, проявляющаяся в возникновении проблем с освоением навыков письменной речи;
    • расстройства счета дискалькуляции.

    Такие дети должны находиться под постоянным наблюдением психиатра. В курс лечения включаются сеансы психотерапии, назначается медикаментозная терапия. Малышам сложно осваивать программу обучения средней общеобразовательной школы. Они успешно осваивают правила получения школьных навыков в школах VIII типа. Хотя такой перевод рекомендован только в ситуациях, когда уровень патологии находится на одном уровне с умственной отсталостью.

    Отмечается четкая тенденция снижения уровня нарушений в подростковом возрасте, часто патология может быть сглажена в итоге полностью, но проблемы с когнитивной эффективностью способны остаться и во взрослом возрасте.

    Основные психологические расстройства

    В настоящий момент специалисты предполагают, что уже к 2020 году психологические расстройства способны занять пятую строчку в перечне заболеваний, приводящих к инвалидности. По мнению российских медиков, патологии могут быть диагностированы минимум у каждого жителя современной России. Примерно аналогичный уровень показателей отмечается во всех развитых государствах мира.

    Все причины возникновения таких патологий современным медикам в наши дни не известны. Проводимые исследования показывают, что в список провокаторов в равной мере может входить генетическая предрасположенность и внешние жизненные события. К заболеваниям нервной системы, приводящим к психологическим патологиям, приводят все факторы, нарушающие деятельности ЦНС.

    Несмотря на отсутствие возможности выявить точную причину старта психологических нарушений, эти патологии в наши дни успешно поддаются лечению. В зависимости от степени поражения в лечении используются только курсы психотерапии или медицинские препараты, включая нейролептики и антидепрессанты.

    В настоящий момент психиатры выделяют рост числа подтверждения диагнозов депрессивных расстройств и фобий. Часто они могут сопровождаться биполярным расстройством.

    Опасностью каждого из указанного диагнозов становится нарушение социализации пациента. Даже нарушение на самом легком уровне приводит к снижению уровня работоспособности. Больные становятся социально изолированными. Часто предпочитают одиночество, нарушаются семейные связи. Патология приводит к появлению суицидальных мыслей.

    Еще одной крупной группой являются страхи. Они устанавливаются при любом выявлении уровня панического восприятие предметов, природных явлений, событий. Современный человек часто до уровня патологии начинает бояться пауков, темноты, воды, некоторых животных. Поводом фактически способен стать любой фактор. Причем, в такой ситуации страх не вызван естественным природным чувством самосохранения. Он необъясним и появляется необоснованно. Опасение вызывает то, что в реальности грозить здоровью и тем более жизни не в состоянии.

    Количество болезней, связанных с необоснованным возникновением чувства страха, невероятно велико. В том числе многие из нас сталкиваются с их проявлениями в час пик в вагоне метро или в большом сетевом магазине. Толпы людей, которые нас здесь окружают, неприятны и здоровым людям. Но о патологии будет говорить не неприятие, а именно страх на уровне панической атаки, при котором пациент может начать задыхаться, способен упасть в обморок.

    В перечень основных патологических нарушений входит алкоголическая и наркотическая зависимости, булимия, анорексия, ожирение. Часто медики сталкиваются с патологическими нарушениями сна.

    Психологические расстройства список

    Такой список в настоящий момент невероятно широк, но специалисты выделяют наиболее крупные группы:

    • Алкоголическая зависимость, вызванная патологической страстью к употреблению спиртосодержащих напитков, часто вызванная нарушением социальной адаптации. Сюда относится также зависимости от наркотических препаратов. Прием приводит к стойким нарушениям психики.
    • Шизофрения, при которой у больного чаще всего происходят нарушения восприятия. Часто сопровождается фантастическим бредом, галлюцинациями.
    • Патологии головного мозга, чаще всего впервые проявляющиеся в детском возрасте, иногда у подростков, патология по мере взросления усиливается.
    • Нарушения, происходящие в эмоциональной сфере, которые часто называют аффективными расстройствами. В этот раздел входит диагностируемое сегодня все чаще биполярное расстройство.
    • Неврозы и многочисленные варианты фобий, возникающие при сочетании внутренних и внешних конфликтов.
    • Физиологические нарушения, связанные с патологиями пищевой, сексуальной, родовой деятельности, нарушением функции сна.
    • Нарушения, которые встречаются у взрослых людей, связанные с патологическими состояниями в области социальной адаптации, наблюдается недостаточность развития в эмоциональной сфере. Пациенты часто отрицают присутствие проблем и отказываются от любых вариантом медицинской помощи.
    • Случаи умственной отсталости. В такой ситуации страдают все сферы жизни, пациент нуждается в постоянном наблюдении, почти всегда не в состоянии самостоятельно себя обслуживать.

    Когнитивные расстройства личности - лечение, симптомы, причины
    chastnaya-psihiatricheskaya-klinika.ru

    Симптомы болезни — когнитивные нарушения

    Нарушения и их причины по категориям:

    Нарушения и их причины по алфавиту:

    • При каких заболеваниях возникает нарушение когнитивное
    • К каким врачам обращаться, если возникает нарушение когнитивное

    нарушение когнитивное —

    К когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков.

    Как в норме, так и при патологии, лучше запоминаются эмоционально окрашенные события. Поэтому, в легких случаях забывчивость касается малозначительных событий. Можно забыть, что куда положил, как зовут недавних знакомых, что нужно сделать в течение дня. Иногда бывает трудно сосредоточить внимание или подобрать нужное слово в разговоре. Часто появляются трудности ориентировки на местности или при денежных расчетах.

    В те или иные периоды жизни память и другие когнитивные способности подводят каждого из нас. Поэтому не стоит придавать большого значения единичным случаям забывчивости. Однако если забывчивость стала Вашим постоянным спутником, если она обращает на себя внимание окружающих и имеет тенденцию к нарастанию, то следует обратиться к врачу-неврологу и проверить, как работает Ваш мозг. При отсутствии лечения когнитивные нарушения могут прогрессировать вплоть до степени деменции (слабоумия).

    Нейропсихологическое тестирование — как метод объективизации нарушений памяти.
    Неврологи проверят когнитивные функции с помощью специальных методов исследования, которые называются нейропсихологические тесты. Такие тесты представляют собой специальные упражнения на запоминание и воспроизведение слов или рисунков, узнавание изображений, выполнение определенных двигательных программ, решение задач, пробы на сосредоточенность и концентрацию внимания. Такое исследование позволяет точно определить, в каком состоянии находятся когнитивные функции и имеются ли нарушения. Кроме того, данное исследование поможет подобрать максимально эффективное лечение.

    Для оценки тяжести когнитивных нарушений применяются как количественные нейропсихологические методики так и клинические шкалы, которые оценивают и когнитивные, и другие (поведенческие, эмоциональные, функциональные) симптомы деменции и нарушений памяти. Одной из наиболее полных клинических шкал, весьма часто применяемой на практике, является Шкала Общего Ухудшения (Global Deterioration Rating)

    Шкала Общего Ухудшения (Global Deterioration Rating)
    2 и 3 позиции данной Шкалы соответствуют легкому когнитивному расстройству, а 4 — 7 — деменции (согласно МКБ-10).

    1 — нет ни субъективных ни объективных симптомов нарушений памяти или других когнитивных функций.

    2 — очень мягкие расстройства: жалобы на снижение памяти, чаще всего двух видов (а) — не помнит что куда положил; (б) забывает имена близких знакомых. В беседе с больным нарушения памяти не выявляются. Больной полностью справляется с работой и самостоятелен в быту. Адекватно встревожен имеющейся симптоматикой.

    3 — мягкие расстройства: негрубая, но клинически очерченная симптоматика. Не менее одного из следующих: (а) невозможность найти дорогу при поездке в незнакомое место; (б) сослуживцы пациента знают о его когнитивных проблемах; (в) трудности поиска слова и забывчивость на имена очевидна для домашних; (г) пациент не запоминает то, что только что прочел; (д) не запоминает имена людей с которыми знакомится; (е) куда-то положил и не смог найти важный предмет; (ж) при нейропсихологическом тестировании может отмечаться нарушение серийного счета.
    Объективизировать когнитивные расстройства можно лишь с помощью тщательного исследования высших мозговых функций.
    Нарушения могут сказываться на работе и в быту. Больной начинает отрицать имеющиеся у него нарушения. Часто легкая или умеренная тревожность.

    4 — умеренные нарушения памяти: очевидная симптоматика. Основные проявления: (а) пациент недостаточно осведомлен о происходящих вокруг событиях; (б) нарушена память о некоторых событиях жизни; (в) нарушен серийный счет; (г) нарушена способность находить дорогу, осуществлять финансовые операции и.т.д.

    Обычно нет нарушений (а) ориентировки во времени и в собственной личности; (б) узнавания близких знакомых; (в) способности находить хорошо знакомую дорогу.
    Неспособность выполнения сложных заданий. Отрицание дефекта становится основным механизмом психологической защиты. Отмечается уплощение аффекта и избегание проблемных ситуаций. 5 — умеренно тяжелые нарушения памяти: утрата независимости. Невозможность припомнить важные жизненные обстоятельства, например, домашний адрес или телефон, имена членов семьи (например, внуков), название учебного заведения, которое заканчивал.
    Обычно дезориентация во времени или в месте. Трудности серийного счета (от 40 по 4 или от 20 по 2).

    В то же время, основная информация о себе и окружающих сохранна. Пациенты никогда не забывают собственное имя, имя супруга и детей. Не требуется посторонней помощи при еде и естественных отправлениях, хотя могут быть трудности при одевании.

    6 — тяжелые нарушения памяти: не всегда возможно припоминание имени супруга или другого лица, от которого имеется полная зависимость в повседневной жизни. Амнезия на большинство событий жизни. Дезориентация во времени. Трудности счета от 10 до 1, иногда также от 1 до 10. Большую часть времени нуждается в посторонней помощи, хотя иногда сохраняется способность находить хорошо знакомую дорогу. Часто нарушается цикл «сон-бодрствование». Почти всегда сохранно припоминание собственного имени. Обычно сохранно узнавание знакомых людей. Изменяется личность и эмоциональное состояние. Могут быть: (а) бред и галлюцинации, например, идеи о том, что супруга подменили, разговор с воображаемыми лицами или с собственным отражением в зеркале; (б) навязчивости; (в) тревожность, психомоторное возбуждение, агрессия; (г) когнитивная абулия — отсутствие целенаправленной деятельности в результате утраты способности к ней.

    7 — очень тяжелые нарушения памяти: Обычно отсутствует речь. Недержание мочи, необходима помощь при приеме пищи. Утрачиваются основные психомоторные навыки, в том числе навык ходьбы. Мозг больше не способен руководить телом.
    Отмечаются неврологические симптомы декортикации.

    При каких заболеваниях возникает нарушение когнитивное:

    Причины когнитивных нарушений.
    Когнитивные нарушения могут быть органическими и функциональными. Функциональные когнитивные нарушения развиваются в отсутствии непосредственного поражения вещества головного мозга.

    Причинами функциональных когнитивных расстройств могут быть переутомление, нервные стрессы и перегрузки, отрицательные эмоции. Функциональные когнитивные нарушения развиваются в любом возрасте. Они не опасны и всегда проходят или значительно уменьшаются после устранения причины нарушений. Однако в некоторых случаях функциональных нарушений может потребоваться медикаментозное лечение.

    Органические когнитивные нарушения возникают в результате повреждения вещества головного мозга тем или иным заболеванием. Органические когнитивные нарушения чаще встречаются у пожилых людей и обычно носят более устойчивый характер. Однако правильное лечение и в этих случаях позволяет добиться улучшения и препятствует дальнейшему нарастанию нарушений.

    Самыми частыми причинами органических когнитивных расстройств являются:
    1. Недостаточность кровоснабжения головного мозга.
    К недостаточности кровоснабжения головного мозга приводят такие заболевания как гипертоническая болезнь, сердечно-сосудистая патология и инсульты. Очень важно своевременно диагностировать данные заболевания и правильно их лечить, чтобы не допустить развития осложнений. Особое внимание следует уделять артериальному давлению, поддержанию нормального уровня сахара и холестерина.

    2. Возрастное уменьшение массы головного мозга (атрофия).
    При возрастной атрофии головного мозга, развиваются более выраженные нарушения когнитивных функций. Данное патологическое состояние получило название болезни Альцгеймера и является прогрессирующим заболеванием, но темпы нарастания когнитивных расстройств значительно варьируют. Как правило, симптомы нарастают медленно и в течение многих лет больные сохраняют независимость и самостоятельность. Большое значение имеет адекватная терапия данного заболевания, так как современные методы лечения позволяют добиться улучшения и длительной стабилизации симптомов.

    3. Причиной когнитивных нарушений могут быть:
    — другие заболевания головного мозга,
    — сердечно-сосудистая недостаточность,
    — болезни внутренних органов и обмена веществ,
    — злоупотребление алкоголем или другие отравления.
    В каждом случае причину забывчивости устанавливает врач-невролог в ходе всестороннего клинического и инструментального обследования.

    К каким врачам обращаться, если возникает нарушение когнитивное:

    Вы заметили когнитивное нарушение? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Euro lab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Euro lab открыта для Вас круглосуточно.

    Как обратиться в клинику:
    Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

    Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

    У Вас нарушилось когнитивное состояние? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

    Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro lab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

    www.eurolab.ua

    Симптомы нарушениий когнитивных функций

    Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

    У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

    Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

    Симптомы деменции складываются из когнитивных, поведенческих, эмоциональных расстройств и нарушений повседневной деятельности.

    Когнитивные нарушения представляют собой клиническое ядро любой деменции. Когнитивные нарушения бывают основным симптомом данного состояния, поэтому их наличие обязательно для постановки диагноза.

    Когнитивные функции (от англ. cognition — «познание») — наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется рациональное познание мира и взаимодействие с ним. Синонимами термина «когнитивные функции» являются «высшие мозговые функции», «высшие психические функции» или «познавательные функции».

    Обычно к когнитивным относят следующие функции головного мозга.

    • Память — способность запечатлевать, сохранять и многократно воспроизводить полученную информацию.
    • Восприятие (гнозис) — способность воспринимать и узнавать поступающую извне информацию.
    • Психомоторную функцию (праксис) — способность составлять, сохранять и выполнять двигательные программы.
    • Речь — способность понимать и выражать свои мысли с помощью слов.
    • Интеллект (мышление) — способность анализировать информацию, обобщать, выявлять сходства и различия, выносить суждения и умозаключения, решать задачи.
    • Внимание — способность выделить из общего потока информации наиболее важное, концентрироваться на текущей деятельности, поддерживать активную умственную работу.
    • Регуляцию произвольной деятельности — способность произвольно выбрать цель деятельности, построить программу для достижения этой цели и контролировать выполнение данной программы на различных этапах деятельности. Недостаточность регуляции приводит к снижению инициативы, остановкам текущей деятельности, повышенной отвлекаемости. Такие расстройства принято обозначать термином «дизрегуляторные нарушения».

    По определению, деменция — полифункциональное нарушение, поэтому она характеризуется одновременной недостаточностью нескольких или сразу всех когнитивных способностей. Однако различные когнитивные функции страдают в разной степени — в зависимости от причин деменции. Анализ особенностей когнитивных расстройств играет важную роль в установлении точного нозологического диагноза.

    Самым частым видом когнитивных расстройств при деменциях различной этиологии бывают нарушения памяти. Выраженные и прогрессирующие нарушения памяти сначала на недавние, а затем и на отдалённые события жизни — основной симптом болезни Альцгеймера. Заболевание дебютирует с расстройств памяти, затем к ним присоединяются нарушения пространственного праксиса и гнозиса. У части больных, особенно моложе 65-70 лет, также развиваются речевые нарушения по типу акустико-мнестической афазии. В меньшей степени выражены нарушения внимания и регуляции произвольной деятельности.

    В то же время нарушения регуляции произвольной деятельности становятся на начальных этапах основной клинической характеристикой сосудистой деменции, деменции с тельцами Леви, а также заболеваний с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев (болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона и др.). Расстройства пространственного гнозиса и праксиса также присутствуют, но имеют иную природу и поэтому не приводят, в частности, к дезориентировке на местности. Отмечают и нарушения памяти, обычно выраженные в умеренной степени. Дисфазические расстройства не характерны.

    Для лобно-височной лобарной дегенерации (лобно-височная деменция) наиболее типично сочетание дизрегуляторных когнитивных расстройств и нарушений речи по типу акустико-мнестической и/или динамической афазии. При этом память на события жизни длительное время остаётся сохранной.

    При дисметаболической энцефалопатии в наибольшей степени страдают динамические характеристики когнитивной деятельности: скорость реакции, активность психических процессов, характерны повышенная утомляемость и отвлекае-мость. Часто это сочетается с различными по выраженности нарушениями цикла «сон-бодрствование».

    Эмоциональные нарушения при деменциях в наибольшей степени распространены и выражены в начальных стадиях патологического процесса и постепенно регрессируют в дальнейшем. Эмоциональные расстройства в виде депрессии встречают у 25-50% пациентов с начальными стадиями болезни Альцгеймера и в большинстве случаев сосудистой деменции и заболеваний с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев. Весьма характерны также расстройства тревожного ряда, особенно на ранних этапах болезни Альцгеймера.

    Поведенческие нарушения — патологическое изменение поведения больного, доставляющее беспокойство ему самому и/или окружающим его лицам. Как и эмоциональные нарушения, поведенческие расстройства не обязательны для постановки диагноза деменции, но их встречают весьма часто (приблизительно у 80% пациентов). Поведенческие нарушения обычно развиваются на стадии лёгкой или умеренной деменции.

    К наиболее распространённым поведенческим нарушениям относят следующие.

    • Апатию — снижение мотивации и инициативы, отсутствие или уменьшение какой-либо продуктивной деятельности пациента.
    • Раздражительность и агрессивность.
    • Бесцельную двигательную активность — хождение из угла в угол, бродяжничество, перекладывание вещей с места на место и др.
    • Нарушения сна — дневную сонливость и психомоторное возбуждение по ночам (так называемый синдром захода солнца).
    • Нарушения пищевого поведения — снижение или повышение аппетита, изменение пищевых пристрастий (например, повышенная тяга к сладкому), гиперорализм (постоянное жевание, сосание, причмокивание, плевки, поедание несъедобных предметов и др.).
    • Некритичность — утрата чувства дистанции, нескромные или нетактичные вопросы и замечания, сексуальная несдержанность.
    • Бред — устойчивые ложные умозаключения. Наиболее типичны бред ущерба (родственники обворовывают или замышляют что-то недоброе), ревности, двойников (супруга заменили внешне очень похожим недоброжелателем), бред по типу «я не у себя дома».
    • Галлюцинации — чаще зрительные, в виде образов людей или животных, реже слуховые.

    Нарушения повседневной деятельности представляют собой интегральные результат когнитивных и поведенческих симптомов деменции, а также друие неврологические нарушения, связанные с основным заболеванием головной мозга. Под термином «нарушение повседневной деятельности» понимают расстройства профессиональной, социальной и бытовой адаптации пациента. О наличии нарушений повседневной деятельности свидетельствуют невозможность или существенные затруднения на работе, при взаимодействии с другими людьми, выполнении бытовых обязанностей, а в тяжёлых случаях — при самообслуживании. Наличие нарушений повседневной деятельности свидетельствует о большей или меньшей утрате больным независимости и самостоятельности, с необходимости посторонней помощи.

    К сфере повседневной активности относят такие виды деятельности:

    • профессиональную — способность эффективно продолжать выполнять свою работу;
    • социальную — способность эффективно взаимодействовать с другими людьми;
    • инструментальную — способность пользоваться бытовой техникой;
    • самообслуживание — способность одеваться, выполнять гигиенические процедуры, принимать пищу и др.

    Сроки развития и последовательность возникновения тех или иных симптомов деменции обусловлены характером основного заболевания, однако можно проследить некоторые наиболее общие закономерности.

    Как правило, деменции предшествует стадия умеренных когнитивных нарушений (англ. — mild cognitive impairment — MCI). Под умеренными когнитивными нарушениями принято понимать снижение когнитивных способностей, явно выходящее за пределы возрастной нормы, но не влияющее существенно на повседневную активность.

    Модифицированные диагностические критерии синдрома умеренных когнитивных нарушений (Touchon J., Petersen R., 2004)

    • Когнитивные нарушения по словам больного и/или его ближайшего окружения (последнее предпочтительнее).
    • Признаки произошедшего недавно ухудшения когнитивных способностей по сравнению с индивидуальной нормой для данного человека.
    • Объективные свидетельства когнитивных нарушений, полученные с помощью нейропсихологических тестов (снижение результатов нейропсихологических тестов не менее чем на 1,5 стандартных отклонения от среднестатистической возрастной нормы).
    • Нет нарушений привычных для пациента форм повседневной активности, однако могут быть трудности в сложных видах деятельности.
    • Деменция отсутствует — результат краткой шкалы оценки психического статуса составляет не менее 24 баллов,

    На этапе умеренных когнитивных нарушений больной жалуется на ухудшение памяти или снижение умственной работоспособности. Эти жалобы подтверждаются данными нейропсихологического исследования: выявляют объективные когнитивные нарушения. Однако когнитивные расстройства на данном этапе выражены в небольшой степени, так что не привносят значимого ограничения обычной для больного повседневной активности. При этом возможны трудности в сложных и необычных видах деятельности, но пациенты с умеренными когнитивными нарушениями сохраняют трудоспособность, они независимы и самостоятельны в социальной жизни и быту, не нуждаются в посторонней помощи. Критика к своему состоянию чаще всего сохранна, поэтому больные, как правило, бывают адекватно встревожены изменениями своего когнитивного статуса. Нередко умеренные когнитивные нарушения сопровождаются эмоциональными расстройствами в виде тревоги и депрессии.

    Прогрессирование нарушений и появление затруднений при обычных для пациента видах деятельности (обычная работа, взаимодействие с другими людьми и др.) свидетельствуют о формировании синдрома лёгкой деменции. На данном этапе пациенты полностью адаптированы в пределах своей квартиры и ближайшего района, но испытывают затруднения на работе, при ориентировании в малознакомой местности, вождении автомобиля, выполнении расчётов, совершении финансовых сделок и других сложных видах деятельности. Ориентировка в месте и времени, как правило, сохранна, но из-за расстройств памяти возможно ошибочное определение точной даты. Критика к своему состоянию частично утрачивается. Сужается круг интересов, что связано с неспособностью поддерживать более сложные в интеллектуальном отношении виды активности. Поведенческие нарушения часто отсутствуют, в то время как расстройства тревожно-депрессивного круга встречаются очень часто. Весьма характерно заострение преморбидных личностных особенностей (например, бережливый человек становится жадным и т.п.).

    Возникновение трудностей в пределах собственного дома — признак перехода на стадию умеренной деменции. Сначала возникают сложности при пользовании бытовой техникой (так называемые нарушения инструментальной повседневной деятельности). Больные разучиваются готовить еду, пользоваться телевизором, телефоном, дверным замком и др. Возникает необходимость в посторонней помощи: сначала лишь в отдельных ситуациях, а затем — большую часть времени. В стадии умеренной деменции больные, как правило, дезориентированы во времени, но ориентированы в месте и собственной личности. Отмечают значительное снижение критики: больные в большинстве случаев отрицают наличие у себя каких-либо нарушений памяти или других высших мозговых функций. Весьма характерны (но не обязательны) поведенческие расстройства, способные достигать значительной выраженности: раздражительность, агрессивность, бредовые идеи, неадекватное двигательное поведение и др. По мере дальнейшего прогрессирования патологического процесса начинают появляться трудности при самообслуживании (одевание, выполнение гигиенических процедур).

    Тяжёлая деменция характеризуется почти полной беспомощностью больного в большинстве бытовых ситуаций, что вызывает необходимость постоянной посторонней помощи. В этой стадии постепенно регрессируют бред и другие поведенческие расстройства, что связано с нарастающей интеллектуальной недостаточностью. Больные дезориентированы в месте и времени, присутствуют выраженные нарушения праксиса, гнозиса и речи. Значительная выраженность когнитивных расстройств делает дифференциальную диагностику между различными нозологическими формами деменции весьма затруднительной в данной стадии, Присоединяются неврологические расстройства, такие как нарушения походки и тазовых функций. Финальные стадии деменции характеризуются утратой речи, невозможностью самостоятельно ходить, недержанием мочи и неврологическими симптомами декортикации.

    Основные этапы развития деменции:

    • умеренные когнитивные нарушения;
    • нарушение профессиональной и социальной деятельности;
    • снижение критики, изменение личности;
    • нарушение инструментальной повседневной активности;
    • формирование поведенческих нарушений;
    • нарушение самообслуживания;
    • утрата речи, тазовые нарушения, недержание мочи;
    • декортикация.

    Характеристика основных этапов когнитивного дефицита

    ilive.com.ua
  • COMMENTS