Когнитивный диссонанс — теория Фестингера, примеры, концепция

Когнитивные теории эмоций (Фестингер, Шехтер, Сингер, Арнольд, Лазарус)

1) Эмоции не являются самостоятельным психическим процессом.

2) Эмоции вторичны по отношению к когнитивным процессам.

Эти теории появились как следствие развития когнитивной психологии и отражают точку зрения, согласно которой основным механизмом появления эмоций являются когнитивные процессы.

Когнитивные теории эмоций позволяют вырваться из порочного круга вопроса «Что первично?». В данном случае вопрос звучит так: что было вначале — телесное изменение или субъективное переживание? Для когнитивных теорий важна именно взаимосвязь познавательных и физиологических процессов, при этом они допускают, что одно и то же физиологическое состояние мы можем переживать, как различные эмоции в зависимости от когнитивных факторов, что подтверждается во многих исследованиях. (Например, состояние сна является ежедневной потребностью, но оно может возникнуть в ситуациях, когда человеку скучно).

Фестингер (Теория когнитивного диссонанса)

Любой человек стремится к сохранению достигнутой им внутренней гармонии. Существуют исключения из данного правила. (Пример: некто может считать, что дети должны вести себя тихо и скромно, однако он же испытывает явную гордость, когда его любимое чадо энергично привлекает внимание взрослых гостей). Связанные между собой установки человека всё же стремятся к согласованности. Также существует согласованность между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает. (Например, человек, убежденный в том, что университетское образование – это образец наиболее качественного образования, будет всячески побуждать своих детей поступать в университет. Ребенок, который знает, что вслед за проступком неминуемо последует наказание, будет стараться не совершать его или, по крайней мере, попытается скрыть содеянное.)

Однако наше внимание привлекают различного рода исключения из последовательного в целом поведения. (Например, человек может сознавать вред курения для своего здоровья, но продолжать курить.) При этом очень редко случаи несогласованности признаются самим субъектом как противоречия в его системе знаний. Гораздо чаще индивид предпринимает более или менее успешные попытки каким-либо образом рационализировать подобное противоречие. Курильщик может считать, что удовольствие, которое получает от курения, слишком велико, чтобы его лишиться. Привычку к курению он вполне успешно согласует со своими убеждениями. Однако иногда попытки обеспечить согласованность могут быть неудачными, что неизбежно ведет к появлению психологического дискомфорта.

Когнитивный диссонанс может пониматься как условие, приводящее к действиям, направленным на его уменьшение (например, голод вызывает активность, направленную на его утоление).

Одной из концепций, объясняющей эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов, была теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера.

Согласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, представления воплощаются в жизнь, а планы выполняются, т.е. тогда, когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным или ожидаемым, согласуются, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех условиях, когда между ожидаемыми и реальными результатами деятельности имеется несоответствие — диссонанс.

Субъективное состояние когнитивного диссонанса переживается человеком как дискомфорт, и он стремится, во что бы то ни стало как можно скорее избавиться от него. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который согласовывался бы с прежними ожиданиями.

В современной социальной психологии теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. (Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека большая роль, чем органическим изменениям).

Основная суть теории диссонанса довольно проста и в краткой форме состоит в следующем:

1) Могут существовать отношения несоответствия между когнитивными элементами.

2) Возникновение диссонанса вызывает стремление к тому, чтобы его уменьшить и попытаться избежать его дальнейшего увеличения.

3) Проявления подобного стремления состоят в изменении поведения, изменении отношения или в намеренном поиске новой информации и новых мнений относительно породившего диссонанс суждения или объекта.

Шехтер, Сингер (Когнитивно-физиологическая теория эмоций)

Стэнли Шехтер и Джеферсон Сингер в 1962 году выдвинули когнитивную теорию эмоций. Шехтер и Сингер предположили, что эмоции есть следствие познавательной интерпретации многозначной физиологической активации.

Согласно всем известным источникам по психологии эмоций в появлении эмоции участвуют два компонента:

— физиологическое состояние (в простейшем случае – возбуждение организма);

— познавательные процессы (по крайней мере, на уровне восприятия).

Благодаря этим двум компонентам данная концепция получила название «двухфакторной».После выдвижения двух составляющих Шехтер и Сингер приняли решение манипулировать этими компонентами в эксперименте как независимыми переменными. Были сформированы группы, где созданы три независимые переменные:

— состояние возбуждения, вызываемое инъекцией адреналина;

— информация, которую получают или не получают участники;

— эмоциональное состояние партнера по эксперименту.

Испытуемым была сделана инъекция гормона адреналина (первая переменная), вызывающая активацию симпатической вегетативной нервной системы. Одной половине испытуемых сообщили о том, какие симптомы вызывает инъекция, в то время как другой половине сказали, что им введен физиологический раствор (вторая переменная). Затем каждый из испытуемых по очереди попадал в помещение, где находился актер, изображавший либо гнев (он читал некое письмо и будто бы в припадке бешенства рвал его на мелкие кусочки), либо эйфорию (он читал письмо и начинал прыгать от радости) — третья переменная. Испытуемые были отделены от актера прозрачной перегородкой и поэтому не могли вступить с ним в контакт. Впоследствии эксперимента, Шехтером и Сингером были выдвинуты три гипотезы:

1) Участники, получившие возбуждающую инъекцию, но не информированные о последствиях этого, будут интерпретировать свое актуальное состояние. Так, если познавательные элементы будут предрасполагать к радости, то участники скорее будут испытывать радость, если к гневу, то, скорее всего у них тоже будет возникать гнев.

2) Если участники, получившие возбуждающие инъекции, информированы о последствиях инъекции, то в скором времени они будут ощущать ожидаемые эмоциональные переживания.

3) Если участникам возбуждающая инъекция не была сделана, то эмоции у них не будут возникать, даже, несмотря на то, что в ситуации присутствуют располагающие к этому познавательные элементы.

Шехтер считал, что висцеральная реакция вызывает эмоцию опосредованно.

Возникновение эмоций может обусловливаться словесными инструкциями и эмоциогенной информацией, предназначенной для изменения оценки возникшей ситуации.

Было выявлено, что висцеральные реакции, которые обуславливают увеличение активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения эмоционального состояния, недостаточны, так как определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность.

В соответствии с этой теорией, какое-то событие, объект или ситуация вызывают возбуждение, и у человека возникает необходимость оценить его содержание, т. е. ситуацию, которая вызвала это возбуждение (память же, потребностное состояние человека влияют на то, что он испытывает к ситуации).

На возникновение эмоций влияют:

— воспринимаемые стимулы и порождаемые ими физиологические изменения в организме;

— прошлый опыт человека;

— оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.

В пользу когнитивных теорий эмоций говорит тот факт, что висцеральные реакции, вызванные введением адреналина, зависели от ситуации эксперимента и характера инструкций. Было также показано, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в значительной степени зависит от того, как сопереживают этому человеку другие находящиеся рядом люди. Причем этот эффект зависит от того, как сопереживающий относится к тому человеку, которому сопереживает.

По мнению Шехтера, эмоциональные состояния – это результат взаимодействия двух компонентов: активации и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция. Однако проверка гипотезы Шехтера во многих случаях не подтверждала ее. (Например, приписывание причины эмоционального состояния нейтральному фактору не во всех случаях приводило к снижению интенсивности переживания. Отрицательные результаты в этих экспериментах были получены на лицах с высокой личностной тревожностью, а также на находящихся в состоянии стресса.) Данный метод не сработал и в клинике, что объясняют сильной концентрацией внимания больных на истинных причинах их болезней.

Арнольд, Лазарус (Познавательная теория эмоций)

У М. Арнольда в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. «Сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это «нечто» опасно, — и как только я представляю это, я напугана и бегу».

Таким образом, мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. Он считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать.

Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и переживается как эмоция. Оценка, по Арнольду, характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью, т. е. интуитивностью. Эта интуитивная оценка понимается автором как «чувственное суждение», в отличие от абстрактного «рефлексивного суждения».

В концепции Р. Лазаруса центральной тоже является идея о познавательной детерминации эмоций. Он считает, что когнитивное опосредование является необходимым условием для появления эмоций. Однако он критикует Арнольда за то, что понятие «оценка» остается у него субъективным и не связывается с фактами, которые поддаются непосредственному наблюдению. Это ведет к игнорированию вопроса об условиях, детерминирующих оценку. Кроме того, Лазарус не согласен с Арнольдом по поводу того, что оценка признается им чувственной (эмоциональной) по характеру.

Два положения являются главными в концепции Лазаруса:

— каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки;

— эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, каждый из компонентов которого отражает какой-либо важный момент в общей реакции.

Центральным понятием концепции Лазаруса является «угроза», понимаемая как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом. Причем предвосхищение основано на сигналах, которые оцениваются с помощью познавательных процессов. По существу, Лазарус рассматривает аффективные реакции, а не только переживание, так как для него эмоция является синдромом, включающим три основные группы симптомов – субъективные переживания, физиологические сдвиги и моторные реакции. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, т. е. процессы преодоления угрозы. Тенденции к действию по поводу наличия угрозы и ее устранения отражаются в различных симптомах эмоциональных реакций.

Таким образом, схема возникновения эмоции выглядит так:

По Лазарусу, каждая отдельная эмоция связана с различной, присущей ей оценкой. Поэтому та или иная структура эмоционального возбуждения является производной от импульсов к действию, выработанных посредством оценки ситуации и оценки возможных альтернатив действия. При этом оценка может осуществляться на любом уровне сознания. Положительным в представлениях автора является то, что детерминантами оценки являются как ситуативные факторы, так и диспозиционные, т. е. свойства личности. Отсюда одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и как следствие – разную эмоциональную реакцию.

Детальный критический разбор концепции Лазаруса дал И. А. Васильев (1976). Оценивая в целом эту концепцию как шаг вперед на пути сближения эмоции и действия, эмоциональной сферы и поведения, он делает и ряд замечаний. Наиболее существенные следующие.

1. Эмоция появляется не только в конце познавательной деятельности как ее итог, но и в ходе познавательной деятельности, способствуя ее успешности. Лазурус это игнорирует.

2. Имеется два значения понятия «оценка», в одном из которых эмоция сама выполняет оценочную функцию (эмоциональная оценка). Лазарус не соотносит свое понимание оценки с существующим в психологии, что создает неопределенность в ее трактовке.

3. Лазарус доказывает зависимость возникновения эмоций от оценки, используя в экспериментах примитивную познавательную деятельность. Поэтому действительные процессы оценки остаются в концепции автора гипотетическими.

4. Лазарус, отождествляя мотивацию только с побуждением, т. е. сузив это понятие, не совсем обоснованно критикует мотивационную теорию эмоций.

5. Если эмоция является конечным этапом процесса оценки, то остается не объясненным, для чего она нужна.

Наконец, вряд ли оправдано связывать возникновение эмоций только с познавательной активностью.

Вывод: Когнитивные теории не учитывают наличие эмоций, возникающих безусловно-рефлекторно. Биологически значимые стимулы являются источником различных эмоциональных переживаний. По крайней мере, все переживания, связанные с эмоциональным тоном ощущений (приятное – неприятное, боль и т. д.) вызывают эмоциональное реагирование сами по себе, без когнитивных процессов. Многие эмоции не требуют участия коры головного мозга и процессов осознанной переработки информации.

Таким образом, часто мы сначала ощущаем, переживаем ощущение, и только потом узнаем и понимаем то, что мы переживаем. Следовательно, путь возникновения эмоции может быть не только таким, как описывается когнитивными теориями:

poisk-ru.ru

Когнитивный диссонанс: что это простыми словами, примеры

Приветствую Вас, друзья!

Выражение «когнитивный диссонанс» весьма популярно в современном мире, и вряд ли можно найти человека, который не слышал бы его. Более того, каждый из нас на протяжении жизни неоднократно переживал это состояние. Тем удивительнее, что далеко не все правильно понимают значение данного термина. Сегодня мы устраним этот пробел и подробно разберём, что представляет собой когнитивный диссонанс с точки зрения психологии, каким он бывает, как возникает и как с ним справиться.

Что такое когнитивный диссонанс?

Когнитивный диссонанс – это ощущение сильного психологического дискомфорта, возникающее из-за внутреннего противоречия. К примеру, если обнаруживается, что какие-то убеждения, ценности, знания или идеи противоречат друг другу. Также он может возникать, если реальность начинает противоречить здравому смыслу или знаниям, которые раньше казались абсолютно точными.

Термин «когнитивный диссонанс» имеет латинское происхождение. Он образован от слов cognitio (познание) и dissonantia (несоответствие, несогласованность). Таким образом, данный термин можно перевести как «несоответствие знанию» или «несогласованность знаний».

Когнитивный диссонанс можно рассматривать как внутренний конфликт, возникающий в сознании человека, если какое-то событие или новая информация противоречит имеющимся у него убеждениям. У каждого из нас под влиянием происходящих в нашей жизни событий формируется определенный шаблон восприятия мира, в котором некоторые вещи просто невозможны. Эта особенность восприятия помогает нам понимать и систематизировать поступающую извне информацию без лишних усилий.

Если какое-то событие не удаётся адекватно интерпретировать, пользуясь имеющимися шаблонами, это вызывает когнитивный диссонанс. При этом человек испытывает настолько сильный внутренний дискомфорт, что стремится как можно скорее привести взаимно противоречащие знания к общему знаменателю. Для этого обычно принимается первое пришедшее в голову объяснение, которое может согласовать эти знания между собой.

Примеры когнитивного диссонанса

Рассмотрим несколько примеров, которые помогут лучше понять, что такое когнитивный диссонанс. Классическим примером является эксперимент Аша, демонстрирующий, насколько сильна власть конформизма над человеческим сознанием. В эксперименте участвует 1 испытуемый и несколько подсадных участников.

Все они должны по очереди ответить на один и тот же вопрос. При этом настоящий испытуемый отвечает последним, а все подсадные перед этим дают заведомо ложный ответ (к примеру, называют черный предмет белым либо наоборот). Видя, что другие называют черное белым, участник эксперимента испытывает когнитивный диссонанс. Пытаясь разрешить его, он соглашается с мнением толпы.

Впрочем, в реальной жизни и без психологических экспериментов полно типичных ситуаций, вызывающих у людей когнитивный диссонанс. Рассмотрим несколько обобщенных примеров:

  • Предательство. Если человека предает верный друг, ещё до обиды и разочарования он испытывает когнитивный диссонанс. Он не может поверить в произошедшее и пытается найти этому логичное объяснение.
  • Родительский пример. Дети часто сталкиваются с тем, что родители диктуют им определенные требования и моральные принципы, но сами их нарушают. К примеру, родители требуют, чтобы ребенок в чем-то признался, обещая не наказывать, если он будет честным. Но когда он во всём признаётся, его наказывают. В итоге он понимает, что родители его обманули, а сам он пострадал из-за собственной честности.
  • Моральная дилемма. Хирург может столкнуться с необходимостью оперировать террориста, который был ранен в результате собственного теракта. Психолог может узнать, что его пациент опасен и способен (или даже планирует) совершить убийство. Адвокат может осознать, что его подзащитный действительно виновен. У всех этих людей возникает противоречие между моральными принципами и профессиональными обязанностями.
  • «Полезная» привычка. Любой зависимый человек испытывает когнитивный диссонанс всякий раз, когда осознаёт, насколько вредна его привычка. К примеру, курильщика пугает мысль, что придётся отказаться от курения, хоть он и понимает, что это нужно. Но потом он слышит утверждение вроде «курение может защитить от старческого слабоумия» или «курение помогает не набирать вес», и с удовольствием принимает его это за истину, ведь оно помогает ему избавиться от внутреннего конфликта.

Распространенным примером когнитивного диссонанса является крушение идеалов, с которым в той или иной мере каждый человек сталкивается по мере взросления. Многие убеждения, в которые мы верим из-за своей наивности или неопытности, оказываются ошибочными или заведомо ложными. И осознав это, справиться с полученной информацией бывает действительно нелегко.

Признаки когнитивного диссонанса

Изучая данное явление, психологи выделили несколько характерных признаков, которые присутствуют всегда, независимо от природы и причины когнитивного диссонанса:

  • Человек уверен в каждом из противоречащих друг другу элементов. Поэтому противоречие вызывает у него дискомфорт, и он нуждается в том, чтобы как можно скорее нашлось простое решение ситуации.
  • Противоречие может возникать только если конфликтующие элементы связаны. К примеру, человек может хотеть возобновить романтические отношения, но при этом не готов простить своей бывшей «половинке» какой-то поступок. Также можно привести в пример человека, который хочет, чтобы родители гордились им, но в то же время не хочет радовать их, поскольку злится из-за слишком строгого воспитания.
  • Когнитивный диссонанс – это всегда сильный психический дискомфорт. Человек буквально разрывается на части и не может успокоиться, пока противоречие не будет разрешено.
  • Все мысли человека заняты поисками решения, и отвлечься от них не получается. В итоге в качестве решения приходится менять отношение к одному из конфликтующих элементов.
  • В целях избавления от когнитивного диссонанса личностные установки и взгляды могут подгоняться под уже совершенное действие.

Последний пункт подразумевает, что человек, совершивший проступок, сначала мучается, а позже пересматривает свои взгляды и убеждения, регулируя своё мышление, чтобы избавиться от конфликта. Как вариант, он может попытаться найти оправдание для своей ошибки, чтобы не жертвовать принципами.

Кто автор понятия?

Теорию, подробно объясняющую, что такое когнитивный диссонанс и каковы механизмы его возникновения, предложил американский психолог Леон Фестингер в 1957 году. Сам автор рассказывал, что к созданию данной теории его подтолкнули слухи, распространившиеся после сильного землетрясения. Проанализировав состав этих слухов, их правдоподобность и то, как легко они принимались на веру, он пришёл к выводу, что люди склонны интерпретировать получаемую информацию так, чтобы избежать внутреннего конфликта.

Суть теории Фестингера заключается в том, что каждая личность всегда стремится обеспечить максимальную связность и упорядоченность своей картины внешнего мира. При получении новой информации, человек пытается встроить её в свои убеждения так, чтобы сохранить гармонию. Если же гармония нарушается, он начинает испытывать сильный дискомфорт и не может успокоиться, пока не найдёт способ согласовать новую информацию с уже существующей картиной мира.

В рамках своей теории Фестингер сформулировал две ключевые гипотезы:

  • В состоянии когнитивного диссонанса человек делает всё, чтобы минимизировать уровень несоответствия между противоречащими друг другу установками. Как только он добивается соответствия (консонанса) между ними, психический дискомфорт уходит, и он чувствует облегчение и удовлетворение.
  • Человек, сумевший справиться с когнитивным диссонансом, в будущем стремится избегать информации или обстоятельств, вызывающих у него внутренний конфликт.

Причины когнитивного диссонанса

Факторов, способных спровоцировать данное состояние, существует достаточно много. В качестве основных причин психологи называют такие факторы как:

  • Возникшее противоречие между убеждениями, знаниями, целями, понятиями, принципами, идеями или желаниями.
  • Расхождения между личными принципами и нормами морали, навязываемыми обществом.
  • Дух противоречия, возникающий у человека и заставляющий его противиться этическим, моральным, культурным и даже правовым нормам.
  • Несоответствие полученных знаний или возникших обстоятельств уже имеющимся у человека установкам.

Как справиться с когнитивным диссонансом?

С точки зрения психологии, когнитивный диссонанс может быть спровоцирован внутренним конфликтом или внешними обстоятельствами. И если сразу понять, какую природу он имеет, справиться с ним будет гораздо проще, поскольку можно будет сфокусировать внимание на его причине и понять, как с ней поступить.

Избавиться от когнитивного диссонанса можно одним из трёх способов:

  1. Принять свои действия или новые обстоятельства, поменяв убеждения так, чтобы они соответствовали новой картине мира.
  2. Изменить своё поведение так, чтобы сохранить прежние установки.
  3. Поменять окружение (например, сменить работу или прекратить контакты со знакомыми, поведение которых не соответствует вашим взглядам на жизнь).

Обычно наша психика преодолевает противоречие, подстраивая убеждения под новые обстоятельства (то есть, первым способом). Зная все три способа, вы можете самостоятельно решить, какой вариант лучше в конкретной ситуации. Но учитывайте, что сделав выбор, сомневаться в его правильности уже нельзя.

Важно учитывать, что при этом могут возникать такие препятствия как:

  • Неудобства при смене поведения. К примеру, отвыкание от вредной привычки может быть довольно болезненным.
  • Потери при смене окружения. Если для разрешения когнитивного диссонанса вы решаете сменить место работы, это чревато снижением доходов.
  • Двойственное отношение к ситуации. Предположим, вам не нравится место, где вы встречаетесь с приятелями, но вы не хотите отказываться от встреч. При этом вы понимаете, что это единственное место, которое удобно для всей компании.
  • Невозможность изменения поведения. Отказаться от зависимости обычно очень сложно. Бывает, что человек полон решимости, а уже на следующий день понимает, что не справится. Также очень тяжело менять поведение людям, которым свойственны импульсивность и перепады настроения.
  • Невозможность изменения внешних обстоятельств. Далеко не на всё можно влиять. К примеру, не все имеют возможность поменять место жительства или работу. Ограничить общение с ближайшими родственниками тоже не каждый решится.

Во всех этих случаях остаётся лишь один вариант – изменение своего отношения к ситуации. Обычно наша психика и так разрешает когнитивный диссонанс именно этим способом. Но если заранее всё проанализировать и понять, что в этом заключается оптимальное решение проблемы, избавиться от внутреннего конфликта будет значительно легче.

Заключение

Каждый из нас стремится к внутренней гармонии. Нам важно, чтобы наши знания, взгляды и убеждения не противоречили друг другу, а дополняли и укрепляли картину мира. Когнитивный диссонанс – это состояние, возникающее при нарушении данной гармонии. Наше сознание не может принять противоречие, поэтому начинает сопротивляться и искать способ избавиться от него.

Когнитивный диссонанс - теория Фестингера, примеры, концепция
dnevnik-znaniy.ru

Реферат: Теория когнитивного диссонанса

1. Теория когнитивного диссонанса

2. Когнитивный диссонанс по Фестингеру

2.1 Общие положения

2.2 Диссонанс и консонанс

2.3 «Полезное самоуспокоение»

Список использованной литературы

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. В новейших психологических концепциях мотивации, претендующих на объяснение поведения человека, преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придается феноменам, связанным с осознанием и знаниями человека.

В классической работе Л. Фестингера, оказавшей огромное влияние на развитие мировой социальной психологии, проанализированы такие ключевые вопросы, как: теория когнитивного диссонанса, теория принятия решения, приемы психологического влияния, особенности массовидных социально-психологических явлений.

«Давно замечено, что любой человек стремится к сохранению достигнутой им внутренней гармонии. Его взгляды и установки имеют свойство объединяться в систему, характеризующуюся согласованностью входящих в нее элементов. Конечно, не трудно найти исключения из этого правила». (Л.Фестингер)

1. Теория когнитивного диссонанса

Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition — знание, dissonance – несоответствие) — социально–психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок. В теории когнитивного диссонанса считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.

Под термином когнитивный диссонанс понимается любое несоответствие между когнициями (т.е. между любыми знаниями, мнениями или убеждениями, относящимися к окружению, кому-либо или чьему-либо поведению). Появление диссонанса, являясь психологически дискомфортным, заставляет человека пытаться уменьшить его и добиться консонанса (соответствия когниций). Помимо этого при наличии диссонанса человек активно избегает ситуаций и информации, которые могут привести к его возрастанию.

Говоря о теории диссонанса Леона Фестингера, принято приводить пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно. У него возникает когнитивный диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:

1. Изменить своё поведение, то есть бросить курить;

2. Изменить знание, то есть убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны;

3. Игнорировать информацию о вреде курения.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

2. Когнитивный диссонанс по Фестингеру

2.1 Общие положения

Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: когниция – это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

Состояние диссонанса между когнициями Х и Yвозникает тогда, когда из когниции Х следует не Y. Состояние консонанса между Х и Y, с другой стороны, существует тогда, когда из Х следует Y. Человек стремится к внутренней непротиворечивости, к состоянию консонанса. Например, склонный к полноте человек решил сесть на диету (когниция Х), но не может отказать себе в любимом шоколаде (когниция Y). Человек, стремящийся похудеть, не должен есть шоколад. Налицо диссонанс. Его возникновение мотивирует человека на редукцию, снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению Фестингера, у человека есть три основных способа: изменить одну из когниций (в данном случае — перестать есть шоколад или прекратить диету); снизить значимость входящих в диссонансные отношения когниций (решить, что полнота — не такой уж большой грех или что шоколад не дает значительной прибавки веса); добавить новую когницию (например, что хотя шоколад и увеличивает вес, зато благотворно влияет на умственную деятельность).

Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге — к изменению поведения. Рассмотрим два наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивного диссонанса. Один из них возникает в ситуации поведения, противоречащего оценочному отношению человека к чему-либо (аттитюду). Если человек добровольно (без принуждения) соглашается сделать что-либо, несколько несоответствующее его убеждениям, мнению, и если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания (скажем, вознаграждения), то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению. Если, например, человек согласился на поведение, идущее несколько вразрез с его нравственными установками, то следствием этого будет диссонанс между знанием о поведении и нравственными установками, а в дальнейшем последние изменятся в сторону понижения нравственности.

Другой хорошо изученный эффект, полученный в исследованиях когнитивного диссонанса, – диссонанс после трудного решения. Трудным решением называется тот случай, когда альтернативные варианты, из которых необходимо сделать выбор, близки по привлекательности. В таких случаях, как правило, после принятия решения, после того, как выбор сделан, человек переживает когнитивный диссонанс, являющийся результатом следующих противоречий: с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное. Принятое частично плохо, но оно принято. Отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто.

Экспериментальные исследования последствий трудного решения показали, что после принятия такого решения (со временем) повышается субъективная привлекательность избранного варианта и понижается субъективная привлекательность отвергнутого. Человек, таким образом, избавляется от когнитивного диссонанса: он убеждает себя в том, что то, что он выбрал, не просто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше, он как бы раздвигает альтернативные варианты: избранное тянет вверх по шкале привлекательности, отвергнутое – вниз. Исходя из этого, можно полагать, что трудные решения увеличивают вероятность поведения, соответствующего избранному варианту. Например, если человек долго мучился выбором между автомобилями «А» и «Б», а в итоге предпочел «Б», то в дальнейшем вероятность выбора автомобилей типа «Б» будет выше, чем до покупки, так как относительная привлекательность последних вырастет.

Экспериментальное исследование одного из учеников Фестингера — Брема [Festinger, 1957] показало, что после принятия трудного решения повышается субъективная привлекательность избранного варианта и понижается субъективная привлекательность отвергнутого. Эксперимент был построен следующим образом. Испытуемых (женщин) просили оценить привлекательность различных предметов домашнего обихода таких, как секундомер, радиоприемник, настольная лампа и т. д. После этого контрольной группе один из предметов был преподнесен в качестве подарка. Первой экспериментальной группе (группа трудного решения) был предоставлен выбор между близкими по привлекательности предметами; второй (группа легкого решения) дали возможность выбрать предмет из двух сильно различающихся между собой по привлекательности. После этого испытуемых всех трех групп попросили вновь оценить предметы по их привлекательности. Результаты показали, что испытуемые экспериментальных групп (те, у которых было право выбора) изменили свои оценки привлекательности предметов, которые предоставлялись им на выбор: по сравнению с первоначальными оценками отвергнутый предмет воспринимался как относительно менее привлекательный, а избранный — как более привлекательный. Иначе говоря, привлекательность отвергнутого варианта уменьшилась, а избранного — возросла. Причем изменение в оценках привлекательности было более существенным в случае трудного решения.

Фестингер следующим образом объясняет описанный факт. После принятия трудного решения человек испытывает эмоциональный дискомфорт, который вызван тем, что, с одной стороны, в избранном варианте есть негативные черты, а с другой стороны, в отвергнутом варианте есть нечто положительное: принятое частично плохо, но оно принято; отвергнутое частично хорошо, но оно отвергнуто. Стремясь избавится от переживаемого противоречия, человек убеждает себя в том, что то, что он выбрал, не просто слегка лучше отвергнутого, а значительно лучше, он как бы раздвигает альтернативные варианты: избранное тянет вверх по шкале привлекательности, отвергнутое — вниз. Следствием этого являются изменения оценочных суждений, касающихся привлекательности альтернативных вариантов поведения.

2.2 Диссонанс и консонанс

27 августа 1957 года вышла из печати книга Леона Фестингера, называвшаяся «Теория когнитивного диссонанса».

Достаточно сказать, что концепция лидера гуманистов — сугубо умозрительная, а теория когнитивного диссонанса построена на экспериментальных данных и многократно ими подтверждена. Тут, правда, возникает одно подозрение: похоже, отечественный читатель больше любит рассуждения, чем эксперименты. По крайней мере, блиц-опрос нескольких десятков молодых коллег показал: с концепцией Маслоу хотя бы в реферативном ее изложении знакомы почти все, тогда как Фестингера мало кто читал, а многие по сей день о нем даже не слышали. Перелистывая на исходе лета страницы историко-психологического календаря, попробуем восполнить этот пробел хотя бы отчасти.

Ученик Левина, Фестингер в своих изысканиях опирался на принцип равновесия, используя его и при анализе мироощущения человека. Сам он начинает изложение своей теории с такого рассуждения: замечено, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то это противоречие он стремится как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности.

Далее Фестингер предлагает заменить термин «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс», поскольку эта пара терминов кажется ему более нейтральной, и теперь сформулировать основные положения теории. Она может быть изложена в трех основных пунктах:

а) между когнитивными элементами может возникнуть диссонанс;

б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту;

в) проявление этого стремления включает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осторожное, избирательное отношение к новой информации.

В качестве иллюстрации приводится ставший уже нарицательным пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:

а) изменить поведение, то есть бросить курить;

б) изменить знание, в данном случае — убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны;

в) осторожно воспринимать новую информацию о вреде курения, то есть попросту игнорировать ее.

2.3 «Полезное самоуспокоение»

Главный практический вывод, вытекающий из теории Фестингера, состоит в том, что любой психологический элемент субъекта может быть изменен: подвергая сомнению то, что человек думает о самом себе, можно вызвать изменения в его поведении, а меняя поведение, человек изменяет и мнение о себе. Подвергая себя самоконтролю и самоанализу, работая над самооценкой, человек развивается, растет личностно. В противном случае он отдает свою душевную работу другим, становясь жертвой (или орудием) чужого влияния. Именно об этом говорят результаты великолепно выстроенных экспериментов и его коллег.

Один из первых экспериментов по проверке теории когнитивного диссонанса был проведен Дж. Бремом. Он предлагал испытуемым сначала оценить несколько бытовых электроприборов — тостер, фен и т.п. Затем Брем показывал испытуемым два предмета из тех, что они внимательно осмотрели, и говорил, что им разрешается взять любой из них на выбор.

Позднее, когда от испытуемых требовалось дать повторную оценку тем же предметам, они с большей похвалой отзывались о выбранном ими изделии и с меньшей — об отклоненном.

В свете теории Фестингера причина подобного поведения ясна. Осуществив трудный выбор, люди испытывают диссонанс: знание негативных характеристик выбранного предмета диссонирует с фактом его выбора; знание позитивных характеристик отвергнутого предмета диссонирует с тем, что предмет не был выбран. Для уменьшения диссонанса люди подчеркивают позитивные аспекты и преуменьшают значение негативных аспектов выбранных предметов и напротив — подчеркивают негативные стороны и преуменьшают значение позитивных сторон невыбранного предмета.

«Среди психологических светил ХХ века имя Л. Фестингера — одно из самых ярких. Его остроумные эксперименты изменили облик социальной психологии. Но самое главное его достижение — теория когнитивного диссонанса». (В.М. Аллахвердов, доктор психол. наук, СПбГУ)

Список использованной литературы

1. Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия //Сост. К.В. Сельченок Мн., 1998.

2. Росс Ли, Нисбетт Л. Человек и ситуация. – М.: 2000

3. Когнитивная психология //Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова.-М.: ПЕР СЭ, 2002.-480 с.

www.bestreferat.ru

Теория когнитивного диссонанса

Теория когнитивного диссонанса была предложена Леоном Фестингером в 1957 г. Она представляет собой объяснение конфликтных ситуаций, которые нередко возникают «в когнитивной структуре одного человека» [1] . Теория ставит своей целью объяснить и исследовать когнитивное состояние, возникающее у человека, как реакция на некую ситуацию, действия индивидов или целого коллектива, то есть его внутреннее состояние и переживания.

Главные гипотезы теории Править

Леон Фестингер формулирует две основные гипотезы своей теории:

  1. В случае возникновения диссонанса индивид будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между двумя своими установками, пытаясь достичь консонанса (соответствия). Это происходит вследствие того, что диссонанс рождает «психологический дискомфорт» [2] .
  2. Вторая гипотеза, подчеркивая первую, говорит о том, что, стремясь снизить возникший дискомфорт, индивид будет стараться обходить стороной такие ситуации, в которых он может усилиться.

Возникновение диссонанса Править

Диссонанс может появиться по различным причинам [2] :

  1. из-за логического несоответствия;
  2. «по причине культурных обычаев»;
  3. в том случае, если индивидуальное мнение входит в состав более широкого мнения;
  4. из-за несоответствия прошлого опыта настоящей ситуации.

Когнитивный диссонанс возникает из-за несоответствия двух «когниций» (или «знаний») индивида. Индивид, располагая информацией по какому-либо вопросу, бывает вынужден пренебречь ей при принятии некоторого решения. Как следствие, возникает несоответствие («диссонанс») между установками человека и его реальными поступками.

В результате такого поведения происходит смена определенных (на которые ситуация так или иначе влияет) установок человека, а оправдать это изменение можно исходя из того, что человеку жизненно необходимо поддерживать согласованность своих знаний [3] .

Поэтому люди готовы оправдать свои заблуждения: человек, совершивший проступок или ошибку склонен оправдывать себя в мыслях, постепенно сдвигая свои убеждения, относительно случившегося, в сторону того, что происшедшее на самом деле не так страшно. Таким образом, индивид «регулирует» свое мышление, чтобы уменьшить конфликт внутри себя [3] .

Степень диссонанса Править

В различных ситуациях, которые возникают в повседневной жизни, диссонанс может усиливаться или ослабевать — все зависит от проблемы, которая встает перед человеком.

Так, степень диссонанса будет минимальной в случае, если человек, к примеру, подаст на улице деньги нищему, который (как видно) не сильно нуждается в подаянии. Наоборот, степень диссонанса во много раз увеличится, в случае, если человеку предстоит серьезный экзамен, а он не пытается к нему подготовиться [2] .

Диссонанс может возникнуть (и возникает) в любой ситуации, когда человеку предстоит сделать выбор. Причем степень диссонанса будет расти в зависимости от того, насколько важен этот выбор для индивида.

Ослабление диссонанса Править

Понятно, что существование диссонанса, независимо от степени его силы, принуждает человека избавиться от него полностью, а если по каким-то причинам это сделать пока невозможно, то значительно уменьшить его. Чтобы уменьшить диссонанс, человек может прибегнуть к трем способам:

  1. изменить свое поведение;
  2. изменить «когницию», то есть убедить себя в обратном;
  3. фильтровать поступающую информацию относительно данного вопроса или проблемы.

Поясним это на конкретном примере. Например, человек — заядлый курильщик. Он получает информацию о вреде курения — от врача, знакомого, из газеты или из другого источника. В соответствии с полученной информацией он либо изменит свое поведение — то есть бросит курить, потому что убедится, что это слишком вредно для его здоровья. Либо он может отрицать, что курение наносит вред его организму, попытаться, например, найти какую-нибудь информацию о том, что курение может быть в некоторой степени «полезно» (например, пока он курит, он не наберет лишний вес, как это бывает, когда человек бросает курить), и тем самым снизить важность отрицательной информации. Это уменьшает диссонанс между его знаниями и поступками. В третьем же случае он будет стараться избегать всякой информации, подчеркивающей вред курения [1] [2] .

Предотвращение появление диссонанса и его избегание Править

В некоторых случаях индивид может предотвратить появление диссонанса и, как следствие, внутреннего дискомфорта тем, что попытается избежать любой негативной информации относительно своей проблемы. Если же диссонанс уже возник, то индивид может избежать его усиления путем добавления одного или нескольких когнитивных элементов «в когнитивную схему» [2] вместо существующего негативного элемента (который и порождает диссонанс). Таким образом, индивид будет заинтересован в поиске такой информации, которая бы одобрила его выбор (его решение) и, в конце концов, ослабила бы или полностью устранила диссонанс, избегая при этом источников, которые будут его увеличивать. Однако частое такое поведение индивида может привести к негативным последствиям: у человека может возникнуть страх перед диссонансом [2] .

  1. между двумя (или более) когнитивными элементами могут существовать отношения несоответствия (диссонанса);
  2. при возникновении диссонанса индивид стремится к тому, чтобы снизить его степень, избежать или избавиться от него полностью;
  3. это стремление оправдывается тем, что человек ставит своей целью изменение своего поведения, поиск новой информации, касающейся ситуации или объекта, «породившего диссонанс» [2] .

Вполне объяснимо, что для человека намного проще согласиться с существующим положением дел, подкорректировав свои внутренние установки согласно сложившейся ситуации, вместо того, чтобы продолжать мучиться вопросом, правильно ли он поступил. Часто диссонанс возникает как следствие принятия важных решений. Выбор из двух в одинаковой мере заманчивых альтернатив одной дается человеку нелегко, однако, сделав, наконец, этот выбор, человек часто начинает ощущать «диссонирующие когниции» [3] , то есть положительные стороны того варианта, от которого он отказался и не очень положительные черты того, с чем согласился. Чтобы подавить (ослабить) диссонанс, человек старается всеми силами преувеличить существенность принятого им решения, одновременно приуменьшая важность отвергнутого. Вследствие этого другая альтернатива теряет всякую привлекательность в его глазах [3] .

mind-control.fandom.com

Когнитивный диссонанс — теория Фестингера, примеры, концепция

Леон Фестингер формулирует две основные гипотезы своей теории:

  1. В случае возникновения диссонанса индивид будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между двумя своими установками, пытаясь достичь консонанса (соответствия). Это происходит вследствие того, что диссонанс рождает «психологический дискомфорт» [2] .
  2. Вторая гипотеза, подчеркивая первую, говорит о том, что, стремясь снизить возникший дискомфорт, индивид будет стараться обходить стороной такие ситуации, в которых он может усилиться.

Возникновение диссонанса

Диссонанс может появиться по различным причинам [2] :

  1. из-за логического несоответствия;
  2. «по причине культурных обычаев»;
  3. в том случае, если индивидуальное мнение входит в состав более широкого мнения;
  4. из-за несоответствия прошлого опыта настоящей ситуации.

Когнитивный диссонанс возникает из-за несоответствия двух «когниций» (или «знаний») индивида. Индивид, располагая информацией по какому-либо вопросу, бывает вынужден пренебречь ею при принятии некоторого решения. Как следствие, возникает несоответствие («диссонанс») между установками человека и его реальными поступками.

В результате такого поведения происходит смена определенных (на которые ситуация так или иначе влияет) установок человека, а оправдать это изменение можно исходя из того, что человеку жизненно необходимо поддерживать согласованность своих знаний [3] .

Поэтому люди готовы оправдать свои заблуждения: человек, совершивший проступок или ошибку, склонен оправдывать себя в мыслях, постепенно сдвигая свои убеждения относительно случившегося в сторону того, что происшедшее на самом деле не так страшно. Таким образом индивид «регулирует» свое мышление, чтобы уменьшить конфликт внутри себя [3] .

Степень диссонанса

В различных ситуациях, которые возникают в повседневной жизни, диссонанс может усиливаться или ослабевать — все зависит от проблемы, которая встает перед человеком.

Так, степень диссонанса будет минимальной в случае, если человек, к примеру, подаст на улице деньги нищему, который (как видно) не сильно нуждается в подаянии. Наоборот, степень диссонанса во много раз увеличится, в случае, если человеку предстоит серьёзный экзамен, а он не пытается к нему подготовиться [2] .

Диссонанс может возникнуть (и возникает) в любой ситуации, когда человеку предстоит сделать выбор. Причем степень диссонанса будет расти в зависимости от того, насколько важен этот выбор для индивида.

Ослабление диссонанса

Понятно, что существование диссонанса, независимо от степени его силы, принуждает человека избавиться от него полностью, а если по каким-то причинам это сделать пока невозможно, то значительно уменьшить его. Чтобы уменьшить диссонанс, человек может прибегнуть к четырем способам:

  1. изменить свое поведение;
  2. изменить «когницию», то есть убедить себя в обратном;
  3. фильтровать поступающую информацию относительно данного вопроса или проблемы.
  4. развитие первого способа: применить критерий истины к поступившей информации, признать свои ошибки и поступить в соответствии с новым, более полным и ясным пониманием проблемы.

Поясним это на конкретном примере. Например, человек — заядлый курильщик. Он получает информацию о вреде курения — от врача, знакомого, из газеты или из другого источника. В соответствии с полученной информацией он либо изменит свое поведение — то есть бросит курить, потому что убедится, что это слишком вредно для его здоровья. Либо он может отрицать, что курение наносит вред его организму, попытаться, например, найти какую-нибудь информацию о том, что курение может быть в некоторой степени «полезно» (например, пока он курит, он не наберет лишний вес, как это бывает, когда человек бросает курить), и тем самым снизить важность отрицательной информации. Это уменьшает диссонанс между его знаниями и поступками. В третьем же случае он будет стараться избегать всякой информации, подчеркивающей вред курения [1] [2] .

Предотвращение появления диссонанса и его избегание

В некоторых случаях индивид может предотвратить появление диссонанса и, как следствие, внутреннего дискомфорта тем, что попытается избежать любой негативной информации относительно своей проблемы. Если же диссонанс уже возник, то индивид может избежать его усиления путем добавления одного или нескольких когнитивных элементов «в когнитивную схему» [2] вместо существующего негативного элемента (который и порождает диссонанс). Таким образом, индивид будет заинтересован в поиске такой информации, которая бы одобрила его выбор (его решение) и, в конце концов, ослабила бы или полностью устранила диссонанс, избегая при этом источников, которые будут его увеличивать. Однако часто такое поведение индивида может привести к негативным последствиям: у человека может возникнуть страх перед диссонансом или предубеждение, что является опасным фактором, влияющим на мировоззрение индивида [2] .

  1. между двумя (или более) когнитивными элементами могут существовать отношения несоответствия (диссонанса);
  2. при возникновении диссонанса индивид стремится к тому, чтобы снизить его степень, избежать или избавиться от него полностью;
  3. это стремление оправдывается тем, что человек ставит своей целью изменение своего поведения, поиск новой информации, касающейся ситуации или объекта, «породившего диссонанс» [2] .

Вполне объяснимо, что для человека намного проще согласиться с существующим положением дел, подкорректировав свои внутренние установки согласно сложившейся ситуации, вместо того, чтобы продолжать мучиться вопросом, правильно ли он поступил. Часто диссонанс возникает как следствие принятия важных решений. Выбор из двух в одинаковой мере заманчивых альтернатив дается человеку нелегко, однако, сделав, наконец, этот выбор, человек часто начинает ощущать «диссонирующие когниции» [3] , то есть положительные стороны того варианта, от которого он отказался, и не очень положительные черты того, с чем согласился. Чтобы подавить (ослабить) диссонанс, человек старается всеми силами преувеличить существенность принятого им решения, одновременно приуменьшая важность отвергнутого. Вследствие этого другая альтернатива теряет всякую привлекательность в его глазах [3] .

Литература

  1. 12 Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов вузов. / Под. ред. Харланова Э. М. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 303 с.
  2. 1234567 Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. / Пер. с англ.: Анистратенко А., Знаешева И. — СПб.: Ювента, 1999. — 318 с., ил.
  3. 1234 Майерс Д. Социальная психология. / Пер. с англ. Замчук З.; Зав. ред. кол. Винокуров Л. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 794 с., ил. (Серия «Мастера психологии»).

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • NetSuite CRM
  • Психостимуляторы

Смотреть что такое «Теория когнитивного диссонанса» в других словарях:

теория когнитивного диссонанса — Этимология. Происходит от греч. theoria исследование, англ. cognition знание и dissonance несоответствие. Автор. Л.Фестингер. Категория. Когнитивная теория, объясняющая особенности мотивационных процессов. Специфика. В ней логически… … Большая психологическая энциклопедия

Теория Когнитивного Диссонанса — (от англ. cognition знание, dissonance несоответствие) социально психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером , в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации ,… … Психологический словарь

Теория когнитивного диссонанса — – теория изменения и формирования установок Л. Фестингера. * * * социально психологическая теория (Л. Фестингер), обьясняющая нелогичное поведение человека в ситуациях наличия противоречивой информации об одном обьекте, предмете, человеке. От… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА — психологическая теория, связывающая самочувствие человека и его поведение с состоянием системы имеющихся у него знаний. Т.к.д. утверждает, что противоречия в знаниях человека порождают у него чувство дискомфорта и стремление во что бы то ни стало … Словарь терминов по психологическому консультированию

когнитивного диссонанса теория — см. теория когнитивного диссонанса Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

Когнитивного диссонанса теория — (лат. cognitio познавание и dissonans нестройно звучащий) одна из «теорий соответствия» зап. социальной психологии, выдвинутая учеником К. Левина Л. Фестингером (1957), к рая объясняет влияние на человеческое О. и поведени е системы когнитивных… … Психология общения. Энциклопедический словарь

КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА, ТЕОРИЯ — Теория Леона Фестингера об изменении установок, основывающаяся на представлении, что мы стремимся привести наши установки в соответствие друг с другом, чтобы устранить когнитивный диссонанс. Также называется теория диссонанса … Толковый словарь по психологии

Когнитивного диссонанса теория — (лат. cognitio – знание). Распространенная в западной социальной психологии теория, рассматривающая межличностные конфликты как неизбежность, неотъемлемую часть социального бытия, взаимодействия индивидов и групп. Считается, что конфликт… … Толковый словарь психиатрических терминов

Когнитивного диссонанса теория — [лат. cognitio познавание и лат. dissonans нестройно звучащий] одна из концепций западной социальной психологии, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером (1957) и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных… … Психологический лексикон

Когнитивного диссонанса теория — (лат. cognito лат. dissonans – нестройно звучащий) теория Л.Фестингера о причинах изменения установок. Теория утверждает, что индивид стремится привести свои установки в соответствие друг с другом таким образом, чтобы это дало ему возможность… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

dic.academic.ru

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (механизмы селекции информации)

Согласно когнитивным теориям мотивации, поведение индивида зависит от его представлений о мире и когнитивного восприятия ситуации. Начало когнитивным теориям положил Леон Фестингер (8.05.1919 – 11.02.1989). Именно ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Эту теорию Фестингер предложил в 1957 году. В основе теории лежит то, что «связанные между собой установки человека стремятся именно к согласованности» (Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. Спб.: Ювента, 1991.).

В данном реферате я рассмотрю основные опорные точки теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера. Фестингер заменяет понятие «несоответствие» на диссонанс, а «соответствие» — на консонанс. Основные гипотезы теории когнитивного диссонанса Фестингера звучат следующим образом (далее цитата):

Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, будет мотивировать индивида у попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности достичь консонанса.

В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его уменьшению, индивид будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию.Согласно данным гипотезам можно дать определение когнитивному диссонансу:

Когнитивный диссонанс– несоответствие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на уменьшение или устранение этого противоречия. В своей книге Фестингер рассматривает релевантные отношения между «элементами» (т.е. по факту, знаниями человека о предмете). «Два элемента являются диссонантными по отношению друг к другу, если по той или иной причине они не соответствуют один другому». Фестингер приводит несколько причин возникновения диссонантных отношений между элементами:

1. Логическая несовместимость. Отрицание одного элемента следует из содержания другого элемента на основании элементарной логики.

2. Культурные обычаи. Диссонанс возникает из-за того, что данная культура определяет, что прилично, а что нет.

2. Одно конкретное мнение входит в состав более общего мнения. Фестингер приводит следующий пример: демократ на президентских выборах голосует за республиканскую партию.

3. Прошлый опыт. Например, человек открывает кран с горячей водой и надеется не обжечься.

Возникновение диссонанса

Диссонанс возникает в ситуациях, когда индивид узнает новую информацию или становится очевидцем непредсказуемых событий. Фестингер утверждает, что диссонанс – это ежедневное, постоянное явление, так как на свете «очень мало на свете вещей полностью черных или полностью белых». Фестингер утверждает, что диссонанс возникает всегда, когда от человека требуется высказать мнение или сделать какой-либо выбор; «диссонанс между осознанием предпринимаемого действия и теми известными субъекту мнениями, которые свидетельствуют в пользу иного варианта развития событий». Можно привести пример из повседневной жизни: приходя в магазин, человек не может выбрать из двух одинаково хорошо известных брендов.

Степень диссонанса

Характеристики, между которыми возникает диссонансное отношение – главный фактор, определяющий степень диссонанса, по мнению Фестингера. Если два элемента – диссонантные, то степень диссонанса будет прямо пропорциональной важности данных когнитивных элементов. Другими словами, чем важнее информация для человека, тем больше будет степень диссонанса.

В реальной жизни почти не существует систем когнитивных элементов, в которой бы отсутствовал диссонанс. Почти для любого действия, совершаемого человеком, может найтись хотя бы один элемент, находящийся в диссонантном отношении с этим элементом. Из этого Фестингер делает следующий вывод: чем больше один элемент имеет диссонантных элементов, тем меньше степень диссонанса. И наоборот, если доля диссонантных элементов мала, то степень будет гораздо большей. Уменьшение диссонанса. Диссонанс действует таким же образом, как мотивы и потребности, так как порождается стремление к тому, чтобы уменьшить или устранить диссонанс. И интенсивность этого стремления зависит от степени диссонанса. Фестингер сравнивает желание уменьшить диссонанс с чувством голода. Если диссонанс возникает между двумя элементами, то этот диссонанс можно устранить изменением одного из этих элементов. «Существует множество возможных способов, с помощью которых этого можно достичь, что зависит от типа когнитивных элементов, вовлеченных в данное отношение, и от общего когнитивного содержания данной ситуации».Изменение поведенческих когнитивных элементов. Если возникает диссонанс между элементом, относящимся к знаниям об окружающей среде, и поведенческим элементом, то он может быть устранен только изменением поведенческого элемента. Самым простым способом Фестингер называет изменение действия или чувства, которое представляет этот поведенческий когнитивный элемент, ведь наше поведение и чувства напрямую зависят от новой информации. Например, если человек собрался на прогулку в солнечный день и заметил, что начинается дождь – единственное, что он может сделать – вернуться домой. Но не всегда возможно уменьшить диссонанс таким способом, так как это может повлечь еще большее количество противоречий.Изменение когнитивных элементов окружающей среды. Этот процесс является более трудным, по сравнению с предыдущим, потому что человек должен иметь «достаточную степень контроля над окружающей средой». Если изменяется элемент, а представление в сознании индивида о нем неизменно, то должны быть использованы средства игнорирования или противодействия реальной ситуации. В пример Фестингер приводит следующую ситуацию: «человек может изменить свое мнение о неком политическом деятеле, даже если его поведение и политическая ситуация остаются прежними».Добавление новых когнитивных элементов. Этот способ призван уменьшить степень диссонанса, путем добавления новых. Например, курильщик, имеющий два когнитивных диссонантных элемента: вред курения и отказ бросить курить. Он будет искать любые источники, опровергающие теорию о вреде курения (т.е. искать новые когнитивные элементы), и избегать те, которые наоборот увеличат степень диссонанса. Пределы увеличения диссонанса. Максимальный диссонанс между элементами определяется «величиной сопротивления изменению наименее стойкого элемента». Однако, даже в случае наличия очень сильного сопротивления изменениям общий диссонанс в системе может сохраняться на довольно низком уровне.

Теория подкрепления (Джозефа Клаппера)

Джозефа Клаппера беспокоило, что средний человек преувеличивает власть медиа. Несмотря на то, что многие ученые (в основном эмпирики) отвергали теорию массового общества, слишком много людей все еще полагали, что медиа обладают огромной властью. Он хотел их успокоить, показав, насколько ограниченной в действительности является способность медиа влиять на людей.

Клаппер писал, что медиа редко воздействуют напрямую и относительно бессильны в сравнении с другими социальными и психологическими факторами, вроде общественного положения, групповой принадлежности, прочных установок, образования и т.д. «Массовая коммуникация обычно не является необходимой и достаточной причиной влияния на аудиторию, а скорее действует в том числе и через цепь медиативных факторов и влияний. Эти медиативные факторы таковы, что делают массовую коммуникацию одним из составных агентов, но не единственной причиной в процессе усиления существующих условий».

Сейчас теорию Клаппера чаше называют теорией подкрепления, так как ее ключевое утверждение состоит в том, что медиа в основном усиливают (не изменяют) существующие установки и шаблоны поведения людей. СМК не подрывают социальные устои, а, напротив, выступают в роли агентов статус-кво, давая людям больше оснований продолжать верить и поступать так, как они уже делают. Клаппер утверждал, что перед медиа стоит слишком много барьеров, чтобы своим влиянием они могли вызывать фундаментальные изменения, разве только в очень экстремальных условиях.

Теперь те факторы, которые, по мнению Клаппера, являлись важными барьерами на пути влияния медиа (семья, школа и церковь), стали менее значимыми в жизни детей. По мере роста числа семей с одним родителем и с детьми «под ключом», у родителей уменьшилась возможность контролировать и сглаживать эффекты медиа. В то же время власть медиа возросла, они быстрее подстраиваются к индивидуальным вкусам и интересам. Крошечные черно-белые телевизоры, принимавшие один-два телеканала, уступили место аппаратам с большими экранами, способными настраиваться на сотни каналов.

Теория диффузии Э. Роджерса

Теория диффузии инноваций: В 1962 г. Эверетт Роджерс по-новому подошел к концепции информационного потока и его влияния на индивида, предложив так называемую теорию диффузии инноваций, которую иногда называют теорией инноваций или адаптации. Проанализировав данные большого числа эмпирических исследований, он пришел к выводу, что процесс принятия людьми новых идей и товаров включает шесть стадий: внимание, интерес, оценка, проверка, принятие, подтверждение.

Вначале о новшестве должно узнать, чаше всего из средств массовой информации, достаточно большое число людей. Потом его берет на вооружение очень маленькая группа инноваторов (2,5% населения), которые более мобильны, имеют контакты за пределами своего круга, легко воспринимают абстрактные идеи и готовы рисковать. За ними следуют ранние адепты (13,5%), в основном уважаемые люди, лидеры мнения, которые, посчитав новинку полезной, убеждают попробовать ее тех, кто прислушивается к их словам.

С включением этого раннего большинства (34% населения) степень принятия новшества выходит на среднестатистическую отметку. Потом новую идею или товар признает позднее большинство, на долю которого также приходится 34% населения. И, наконец, к новшеству меняет свое отношение группа отстающих, или поздние адепты (16%) из людей консервативных, с подозрением относящихся ко всему новому, часто испытывающих недостаток средств. Считается, что инновация признана обществом, если ее принимают от 6 до 16% населения.

В теории диффузии отчетливо видны достоинства и недостатки теории среднего уровня. Она позволяет удачно объединить огромный объем эмпирических данных, облегчает работу исследователю, но, как и теория информационного потока, построена вокруг источника, т.е. рассматривает процесс коммуникации с точки зрения элиты, которая принимает решение внедрить данную новацию. Эта теория «подправляет» теорию информационного потока за счет расширения числа участников процесса и улучшения качества стратегий преодоления барьеров на пути чего-то нового.

Согласно этой концепции роль медиа сводится к минимуму: они лишь информируют о новшествах.

Теория Роджерса стала важным шагом вперед по сравнению с ранними теориями ограниченных эффектов. Подобно другим классическим работам начала 1960-х годов, она опиралась на имевшиеся эмпирические обобщения и синтезировала их в связную глубокую точку зрения. Теория диффузии соответствовала большинству результатов опросных исследований эффектов и экспериментов с убеждением и, самое главное, была очень практична. Она легла в основу различных теорий рекламы и маркетинга, связанных с внедрением нового продукта или идеи в массовое сознание.

Исследователи установили, что принятие новации — это общий социальный процесс. Практически во всех ситуациях, когда людям приходилось принимать решения по любому поводу, они обращались к тем, чьим мнениям доверяют, за советом, который в конечном итоге определял их решения.

1. Теории ограниченного влияния СМИ:

Теория диффузии

Теория диффузии инноваций относится к сфере массовой коммуникации, однако исследования распространения инноваций проводятся также в рамках других дисциплин, таких, например, как социология и маркетинг. Согласно данной теории инновация диффундирует, т.е. распространяется в обществе по определенной предсказуемой модели, графически представленной в виде ^-образной кривой (обычная колоколообразная кривая, отражающая распространение инновации во времени).

В зависимости от особенностей принятия инноваций различают пять категорий людей, каждая из которых занимает определенную позицию на ^-образной кривой:

новаторы (люди, принимающие нововведения первыми), ранние последователи (ко-торые принимают инновацию вслед за новаторами), раннее большинство (первая массовая группа принимающих), позднее большинство (осторожные и скептики, выжидающие до тех пор, пока большая часть общества опробует и примет инновацию) и отстающие (они принимают инновацию в последнюю очередь). Большинство лидеров общественного мнения относится к группе ранних последователей.

Концепция диффузии инноваций основана на теоретических разработках французского ученого Габриэля Тарда (Tarde, 1903), автора книги «Законы имитации».

Тард выдвинул концепцию 5-образной кривой, отражающей закономерности принятия инноваций, и ввел понятие лидерства общественного мнения.

Теория диффузии инноваций тесно связана с психологией вообще и с теорией социального обучения в частности, в том числе с такими компонентами последней, как символическое моделирование, убеждение, социальное побуждение и мотивация. Подражание играет существенную роль в диффузии инноваций. С точки зрения теории социального обучения процесс распространения инноваций определяется тремя основными событиями: 1) индивид узнает об инновации; 2) индивид принимает инновацию или новое поведение; 3) индивид взаимодействует с другими индивидами в системе социальных отношений.

Весь процесс диффузии инноваций можно представить в виде четырех ключевых этапов. Это: знание или осведомленность об инновации, убеждение посредством оценки достоинств инновации, решение о принятии или непринятии нововведения и подтверждение правильности принятого решения.

Несколько научных работ выделяются среди прочих ввиду своей важности для науки вообще или для исследований медиавоздействия в частности. Сюда относится исследование распространения лошадей среди индейцев, населяющих Великие Равнины, которое проводилось К. Висслером; исследование распространения семян гибридной кукурузы в Айове и несколько исследований, в которых изучалась диффузия новостей.

Распространение новых медиатехнологий оказалось в центре пристального внимания ученых, занимающихся изучением массовой коммуникации. В будущем научные исследования в США и других странах будут изучать распространение и воздействие этих инноваций. Такие исследования будут способствовать пониманию социальных изменений и роли новых технологий в развитии общества.

infopedia.su

COMMENTS