Компенсация и гиперкомпенсация в психологии, это что такое?

Компенсация в психологии — это что такое? Виды компенсации в психологии

Многие даже и не догадываются, что глубинные комплексы из детства становятся залогом ошеломительного успеха в будущем. Сегодня мы будем говорить о психологических типах защиты, а именно компенсации и гиперкомпенсации.

Узнаем значение термина

С латинского языка – «возмещение». Компенсация в психологии – это реанимирование разрушенного баланса психических и психофизиологических процессов путем возрождения обратного рефлекса или стимула. Термин «защитные механизмы» был введен австрийским психологом З. Фрейдом в 1923 году.

Многие специалисты считают, что компенсация в психологии – это автономная модель защиты от имеющихся комплексов. Индивид будет стараться восполнить триумфом ту сферу, в которой чувствовал себя неполноценным. С положения компенсации также анализируется аморальность подростков, их поведение с враждебными противозаконными действиями, нацеленными против индивида.

Иной демонстрацией механизма защиты станет восполнение несбывшихся желаний и нереализованных событий за счет сверхреализации в иных сферах жизнедеятельности. К примеру, хилый, физически неразвитый человек, который не в состоянии дать отпор «на кулаках», обретает моральное удовольствие, унижая преследователя при помощи своего острого ума и эрудиции. Люди, которые используют компенсацию как наиболее подходящий тип психологической защиты, как правило, являются фантазерами, пребывающими в поиске идеала в разных областях жизни.

Это не что иное, как защитный механизм психики, который самостоятельно устраняет или восполняет негативные черты характера человека. Прибегая к этому методу, личность либо компенсирует отрицательные характеристики, либо развивает новые. Допустим, низкорослый человек, страдающий от этого комплекса, направляет все усилия на статусный рост личности. Добивается этой цели благодаря своей высокой мотивации.

Ученик и последователь З. Фрейда – Альфред Адлер

Альфред Адлер, как и его коллега, считал, что малыш развивается как личность до пятилетнего возраста. Но вразрез с Фрейдом рассматривал человека в контексте общественных отношений, с самого начала причисляя его к существу социальному. Полагал, что социальный фактор в развитии личности преобладал над биологическими инстинктами (как считал Фрейд). Он рассматривал индивида как одно целое с обществом.

Теория компенсации и сверхкомпенсации — его основная работа, согласно которой компенсация в психологии – это становление индивида как личности, посредством преодоления неполноценности за счет восполнения недостатков. Благодаря компенсации, как он считал, можно было возместить недостающие черты характера, действительное или мнимое психическое недомогание.

В чем смысл теории?

Он кроется в готовности и стремлении человека победить свою ущербность с помощью сверхкомпенсации. Существует вероятность нескольких исходов данного типа защиты, итог будет зависеть от уровня развитости чувства общности.

Малыш, который вырос в здоровой психологической семье и не был лишен любви, заботы и внимания, обретет развитое чувство общности. Во взрослой жизни он будет самосовершенствоваться, чтобы приносить благо социуму.

Если чувство общности не развито, сверхкомпенсация будет направлена на достижение доминирования и властвования, с целью подчинения себе социума посредством использования агрессии и других антиморальных норм поведения и средств. В качестве примера А. Адлер представил деятельность А. Гитлера и Н. Бонапарта.

Приведем пример компенсации в психологии. «Раз у меня не получается рисовать, то я приложу все усилия к новому делу, где выходит лучше, и начну заниматься химией».

А что подразумевает в психологии гиперкомпенсация?

Она предполагает усиление стараний в той же области, продолжим вышеприведенный пример: «Я начну более усердно и старательно учиться рисовать!» Наглядным примером станут успехи параолимпийцев. Люди, имеющие физические ограничения, не останавливаются, а благодаря силе воли добиваются колоссальных высот в болезненной физической сфере.

Компенсация в психологии – это восполнение, сглаживание и становление разрушенных или недоразвитых функций, реорганизация сохранных опций для реновации нарушенных, приобретение в процессе становления и обучения способов деятельности и поведения, которые будут способствовать привыканию к обществу и слиянию с ним.

Выделяют два ее типа:

  • Системная. Когда один компонент утратил свою функцию, а остальные берут ее на себя. Например, восстановление речи при ее локальном отсутствии или нарушении, это на биологическом уровне.
  • Межсистемная. Здесь наблюдается расстройство работы целой системы, а остальные компоненты берут на себя ее функции. Функциональная система перестраивается, и во взаимодействие включаются новые элементы из других нервных структур.

Повреждение какого-либо органа или функции в тандеме продолжающейся жизнедеятельности организма говорит о слаженной работе компенсаторных механизмов. В данной ситуации жизнь продолжается в новых некомфортных условиях одновременно с процессом компенсации.

Поговорим об основных категориях специальной психологии

Последняя изучает принципы психологического развития и деятельности людей с психическими и физиологическими недостатками. Итак, понятие компенсации в психологии следующее. Это процесс восполнения имеющихся расстроенных или неполноценно развитых функций, с помощью целых или реорганизации отчасти разрушенных. Поговорим о тандеме компенсации и коррекции в специальной психологии.

Дадим определение коррекции. Это процедура редактирования разных трансформированных функций человека относится к внешним воздействиям. Она подразумевает определенную методику воздействия на индивида с целью корректуры дефектов. Ее методы используются для восстановления различных нарушений функций организма.

Улавливаем разницу

Если компенсация – это в психологии процесс восполнения расстроенной или потерянной функции, то коррекция в основном определяется как корректировка различных нарушений.

Таким образом, разница между процессами определяется ступенью или выраженностью нарушений какой-либо способности. А теперь поговорим немного о компенсации ощущений в психологии.

Раскроем суть вопроса

Строки поэта Б. Слуцкого гласят, что утративший зрение, слух и осязание человек ни в коем случае не лишится чувствования и мировосприятия, потому что его естество отыщет иной путь, а тело – другие кладовые познания.

А в действительности посмотрите: человек, утративший один из каналов, связывающих его с окружающим миром, безусловно, переживает это очень тяжело, но при этом так перестраивается, что меняет все устоявшиеся принципы и привычки, образ жизни.

Это можно рассмотреть на примере великого композитора Бетховена, который в 26 лет утратил слух. Последние его музыкальные творения были пронизаны трагизмом, душевностью и болью.

Значит, в психологии компенсация – это своего рода «палочка-выручалочка», которая появляется при утрате свойств отдельных органов чувств человека. Иными словами, остальные функционирующие органы ощущений берут на себя ответственность за восстановление деятельности утративших работоспособность.

У слепых обостряются другие органы чувств. А вот люди, лишенные и зрения, и слуха заслуживают величайшего уважения. Ведь их душа – глубокая непознанная кладовая, и это достойно преклонения.

Это Николай Островский, Ольга Скороходова. Будучи малышкой, пережила тяжелое заболевание менингит и потеряла зрение и слух. Вопреки всему она научилась писать и даже читать, окончила МГУ имени Ломоносова. Стала научным сотрудником, будучи первой, достигшей этого звания, имея такой недуг. Более того, она стала ученым-дефектологом, педагогом, писателем и поэтессой. Каждая строка ее произведений была наполнена мощью и мужеством. В данном случае компенсация дарит ей новое качество – победоносную силу духа, делая ее великим человеком. Вы только подумайте, лишенная восприятия красот природы, пения птиц, шума дождя, шепота деревьев, она, как и все люди, искала любовь, стремилась к постижению красоты и бесконечности. Каждое переживание, прикосновение к живому читалось в ее стихах.

Это и есть гиперкомпенсация, которая и заключается в том, чтобы развивать данные, которые являются дефектными или слабовыраженными.

Эти и многие другие примеры легендарных личностей показывают нам позитивный результат самореализации человека. Но, к сожалению, известно и множество негативных последствий, которые выражаются во всеобщей ненависти к социуму, при этом с ощущением собственного превосходства над всеми. Такая реакция гиперкомпенсации происходит в том случае, когда самоцелью становится желание доказать значимость и полноценность путем унижения других. Это позволяет ощущать свое великолепие.

Компенсация и гиперкомпенсация в психологии, это что такое?
fb.ru

Главная

ПРОЕКТ «ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ»

Инструменты пользователя

  • Зарегистрироваться
  • Войти

Инструменты сайта

  • Недавние изменения
  • Управление медиафайлами
  • Все страницы

Боковая панель

Содержание

Защитный механизм компенсация. Гиперкомпенсация. Роль компенсации в жизни человека

Общие сведения о компенсации

Компенса́ция — защитный механизм психики, заключающийся в попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков. Термин введен Зигмундом Фрейдом и позднее стал одним из центральных понятий в индивидуальной психологии Альфреда Адлера.

К Компенсации относятся также:

Компенсация считается одной из наиболее эффективных психологических защит, характерных для социально зрелой личности.

Обычно компенсация проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности, как бы «компенсирующей» недостатки человека. Например, занятия спортом для инвалида будут являться компенсацией. Если усилия, затрачиваемые на компенсацию, оказываются неадекватно большими, то это уже называется ги́перкомпенсация. Излишняя гиперкомпенсация может причинить вред человеку.

Компенсация может сильно различаться по форме. Она может быть как социально приемлемой (слепой, становящийся музыкантом), так и нет (компенсация физической слабости злоупотреблением властными полномочиями).

Компенсация может быть:

Компенсация предназначена для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация способствует уменьшению интенсивности этих чувств, чтобы самооценка личности не снизилась. Снижение выраженности этих чувств может быть достигнуто с помощью переключения внимания человека с оценок и анализа травмирующих собственных свойств и опыта на другие, более нейтральные или позитивные качества и навыки. Возникающие положительные реакции снижают интенсивность отрицательных чувств, и человек способен деятельно проявлять себя даже при постигшей его неудаче. Чаще всего компенсация проявляется в профессиональной сфере.

Если компенсация как психологическая защита личности не сформирована, и человек не может переключиться или на другое состояние (переключение внимания на духовные принципы и переживание высших психических состояний), или на другой вид активности, то человеку сложно справиться с постигшем его разочарованием. В этом случае озможны патологические варианты компенсаторного поведения, начиная от алкоголизма и заканчивая фанатичной верой во что-либо и служением чему-либо и кому-либо.

Активная компенсаторная ориентация на свои жизненные принципы может побудить человека к изменению своего поведения и к саморазвитию.

Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей.

Компенсация — самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм.

Примеры Компенсации и Гиперкомпенсации

Пример № 1 — вместо развития недостающего качества ребёнок начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток. Например, хилый подросток вместо того, чтобы развить свои физические данные, начинает интенсивно заниматься шахматами, где у него выявились неплохие способности. В шахматах он достигнет неплохих успехов, но физическое недоразвитие сделает его несчастным и приведет к неврозу.

Пример № 2 (Гиперкомпенсации) — ребёнок старается развить те данные, которые у него слабо развиты. Например, хилый подросток идет в секцию борьбы и пытается стать драчуном, чтобы отомстить своим обидчикам. Пропорциональное развитие при этом также нередко искажается. Примером такой гиперкомпенсации может служить биография А.В.Суворова.

Пример № 3 — случай с человеком, запутавшимся в большом количестве сомнительных афёр. У него развилась почти болезненная страсть к альпинизму, в виде компенсации. Он все время искал, куда бы «забраться повыше себя». Однажды ночью во сне он увидел себя шагающим с вершины высокой горы в пустоту. Его психотерапевт сразу же увидел опасность и попытался предупредить своего клиента, убеждая его ограничить свои восхождения. Он даже сказал, что сон предвещает его смерть в горах. Но всё было напрасно. Через шесть месяцев он-таки шагнул «в пустоту». Горный проводник наблюдал за тем, как он и его друг спускались по верёвке в одном трудном месте. Друг обнаружил временную опору для ноги на карнизе, и сновидец последовал за ним вниз. Вдруг он ослабил веревку и, по словам гида, «словно прыгнул в воздух». Он упал на своего друга, оба полетели вниз и разбились.

Пример № 4. У человека не ладятся отношения с людьми. Он заводит себе собаку и все время проводит с ней. Наступила определенная компенсация. Собака, конечно, к нему очень хорошо относится, но, общаясь только с ней, он теряет последние навыки об щения с людьми и остается одиноким.

Пример № 5. Садоводством и огородничеством увлекаются пожилые люди, которые не могут уже иметь детей; работа на земле — компенсация бездетности.

Пример № 6. Человек может посвящать почти всё свое время и все душевные силы работе, работая сверх всякой меры. Работа заменяет трудоголикам семью (даже великий Микеланджело любил повторять, что его искусство заменяет ему жену, друзей, книги, искусство и путешествия). Конечно, полная самоотдача позволяет сделать блистательную карьеру и достичь социального признания. Но трудоголизм (как и алкоголизм) начинает подтачивать организм, и тогда никакая карьера не сможет сделать человека по-настоящему счастливым.

Данилов:

«Чувство вины может быть компенсацией страха ошибки. То есть человек ошибся, сделал что-то не так, и тут же сам себя начинает винить. Или человек боится сказать что-то резкое, но, наконец, набрался сил, сказал, и вместо того, чтобы себя похвалить, он начинает себя винить, потому что ему стало страшно и включился старый стереотип поведения. Не привык человек говорить прямо, или наоборот молчать, неважно. Он делает первый шаг, и всегда он этого шага будет бояться. Первые шаги всегда тяжелые. Тут же придет чувство вины. Особенно это касается чего-то резкого. Чувство вины компенсирует Эго, мол, какой я плохой, вроде и себя побил, и гадость сказал.

Вот вы конфликтовали с человеком, у вас было какое-то действие. Если убрать это действие, то у вас ничего нет. Вы часто не идете на разрешение, потому что вы компенсируете свою значимость, своё движение, свою недолюбленность в детстве через конфликт. Идёт компенсация. Чего вам не хватило, то вы и выжимаете из этой ситуации. Потому, когда вы анализируете свой конфликт, вы должны всегда выписывать свою выгоду. Не бывает такой ситуации, что человек находится в страдании, потому что ему это не выгодно.

Например, слишком затянувшиеся страдания по «ушедшему» человеку, могут компенсировать внутреннюю агрессию.

Консультации

Если данная проблема актуальна для вас или ваших близких, мешает вам чувствовать себя счастливым человеком, то мы готовы помочь вам в решении этой проблемы. Подробнее

Если вы хотите получить больше информации по данной теме, напишите нам: admin [at] verim [dot] org

Советы или рекомендации, приводимые в данном разделе, не предназначены для того, чтобы заменить собой услуги лечащего врача, психотерапевта или психиатра. Данная информация не выступает в качестве альтернативы профессиональному медицинскому лечению и не предлагает ни диагноза, ни лечения каких-либо конкретных медицинских или физиологических проблем, если они у вас есть. Если у вас есть какие-то проблемы со здоровьем, то проконсультируйтесь со своим врачом.

verim.org

Компенсация отклонений в развитии. Л.С.Выгодский о дефекте и компенсации. Компенсанаторные механизмы. Декомпенсация. Гиперкомпенсация.

Описание феномена

Психологический термин «гиперкомпенсация» ввел в науку Альфред Адлер, основываясь на принципах фикционализма. Основоположником фикционализма является философ Ганс Файхингер, утверждавший, что цели и поведение большинства людей в мире базируются на ложных социальных «фикциях» (например, «у всех людей равные возможности», «чтобы добиться успеха, нужно приложить максимум усилий»), которые не всегда соответствуют реальному положению дел.

Адлер подумал, что, поддаваясь данным фикциям, человек может достичь успеха двумя путями. В первом случае используется метод компенсации. Психология человека, использующего данную защитную форму, основывается на том, что он начинает интенсивно развивать тот навык, к которому у него есть задатки и способности, таким образом компенсируя недостатки.

Например, крепкий, здоровый ребенок начинает работать над своей физической формой, вместо того чтобы посвятить время наукам. В итоге в спорте он достигнет высоких результатов, а вот неуспешность в интеллектуальном развитии доставит ему неприятности – ему будет трудно усваивать программу и продвигаться в процессе обучения.

Гиперкомпенсация заключается в том, что человек стремится развить те данные, которые у него являются дефектными или слабо развитыми. Более всего данный феномен распространен среди людей, имеющих реальные физические недостатки. Истории известны следующие примеры.

Ольга Скороходова (1911–1982) в возрасте 5 лет после заболевания менингитом полностью потеряла зрение, а затем постепенно и слух. Тем не менее данные дефекты не помешали ей закончить МГУ имени М. В. Ломоносова и стать первым в мире слепоглухим научным сотрудником. Ольга была советским ученым-дефектологом, литератором, педагогом и создала серию научных работ, посвященных теме воспитания и обучения слепоглухих детей.

Рекомендуем: Акцентуация в психологии

Людвиг Ван Бетховен (1770–1827), талантливый композитор, который в 26 лет теряет слух. После этого он становится замкнут, угрюм, однако это не мешает ему создавать свои самые известные произведения.

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935), в 10 лет переболев скарлатиной, теряет слух, однако, несмотря ни на что, становится советским ученым-самоучкой, основоположником теоретической космонавтики и разрабатывает конструкцию первой космической ракеты.

Ник Вуйчич (1982) родился без рук и ног, однако благодаря своему упорству и вере в свои силы научился плавать, пользоваться компьютером, играть в футбол, закончил университет, создал семью и стать первым в мире мотивационным оратором по теме «Психология успеха» с синдромом тетраамелии.

Рекомендуем: Что такое дисграфия?

Майлз Хилтон-Барбер (1948) с детства мечтал стать летчиком, как его отец, однако в 21 год полностью потерял зрение из-за наследственной болезни. Тем не менее в 55 лет он становится первым в мире слепым пилотом, совершившим перелет на легкомоторном самолете из Великобритания в Австралию.

Данные примеры имеют позитивный эффект в развитии и самореализации человека, однако психология знает немало негативных последствий. Чаще всего они выражаются в негативном, ненавистном отношении к обществу и ощущении своего собственного превосходства. Подобная реакция гиперкомпенсации развивается в случае, когда желание доказать свою полноценность становится самоцелью – только унижая других, он может чувствовать свою значимость.

Рекомендуем: Как узнать свое предназначение в жизни?

Психология секса может описать один из примеров сверхкомпенсации – феномен донжуанизма. Мужчина активно распространяет о себе славу героя-любовника, неустанно завоевывает сердца женщин, однако как только дело доходит до интимной связи, он их бросает. Таким образом он компенсирует свои комплексы или физические недостатки в данной сфере.

Стадия декомпенсации [ править | править код ]

Любой компенсаторный механизм имеет определённые ограничения по степени выраженности нарушения, которое он в состоянии компенсировать. Лёгкие нарушения компенсируются легко, более тяжёлые могут компенсироваться не полностью и с различными побочными эффектами. Начиная с какого-то уровня тяжести компенсаторный механизм либо полностью исчерпывает свои возможности, либо сам выходит из строя, в результате чего дальнейшее противодействие нарушению становится невозможным. Такое состояние и называется декомпенсацией

Болезненное состояние, в котором нарушение деятельности органа, системы или организма в целом уже не может быть скомпенсировано приспособительными механизмами, называется в медицине «стадией декомпенсации». Достижение стадии декомпенсации является признаком того, что организм уже не может собственными силами исправить повреждения. При отсутствии радикальных способов лечения потенциально смертельное заболевание в стадии декомпенсации неизбежно приводит к летальному исходу. Так, например, цирроз печени в стадии декомпенсации может быть излечен только пересадкой — самостоятельно печень восстановиться уже не может.

Компенсации по системе соцобеспечения

Гражданам определенных категорий полагается социальная компенсация. Ее предоставляют в соответствии с действующим законодательством. Эта выплата призвана облегчить негативность жизненных ситуаций, в которые попадают граждане.

Кроме того, материальная поддержка оказывается тем, кто получил вред или вынужден оказывать поддержку в ущерб трудовой деятельности близким, не способным о себе заботиться.

Внимание! Законотворческая и аналитическая работа по выявлению незащищенных социально граждан ведется постоянно. То есть, указанные ниже категории граждан могут добавляться новыми.

Выплаты женщинам и лицам, получающим образование

Небольшое пособие в размере 50 рублей полагается людям, находящимся в определённых жизненных ситуациях. Их перечень установлен Указом Президента РФ № 1110 от 30.05.1994.

В частности, под его действие подпадают:

  1. Работающие мамы (иные родственники), заботящиеся о малышах до достижения ими 3-летнего возраста.
  2. Студенты и аспиранты, которым предоставлен академический отпуск по состоянию здоровья.
  3. Супруги военнослужащих МЧС и МВД, проживающие вместе с мужьями в отдаленных регионах, где не имеют возможности официально трудоустроиться.

Скачать для просмотра и печати:

Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан»

Важно! В последнем случае компенсация дает право на включение периода ее получения в пенсионный стаж.

Как получить выплаты

Для оформления компенсационных выплат необходимо обращаться:

  1. По месту трудоустройства, предоставив свидетельство ребенка о рождении. Выплаты осуществляются за счет предприятия.
  2. В администрацию учебного заведения. Предоставить следует приказ об академическом отпуске, в котором указана его причина.
  3. В органы социального обеспечения населения. При себе необходимо иметь такие документы:
  • свидетельство о заключении брака;
  • справку о факте проживания с мужем — военнослужащим (из кадровой службы);
  • трудовую книжку (при наличии).

Внимание! Законодательным актом, на основании которого проводятся начисления указанных компенсационных выплат, является правительственное постановление от 30.11.1994 № 1206.

Компенсации матерям при ликвидации предприятий

На поддержку со стороны государства имеют женщины, воспитывающие детей, если работодатель разорвал с ними договор по собственной инициативе в связи с ликвидацией предприятия.

В частности, к данной категории граждан относятся женщины:

  • заботящиеся о ребенке до 3-летия;
  • имеющие статус безработного без выплаты пособия;
  • находившиеся в отпуске по уходу за ребенком в момент увольнения.

Размер выплаты составляет 50 рублей.

Важно! Если в описанную ситуацию попадает отец, он тоже имеет право на компенсационные начисления.

Соцкомпенсации по уходу за нетрудоспособными

Если гражданин не работает в связи с тем, что осуществляет уход за нетрудоспособными лицами, он может обратиться за компенсационными выплатами.

В частности, это касается случаев ухода:

  • за престарелыми гражданами, перешагнувшими 80-летний порог;
  • инвалидами 1 группы;
  • иными пожилыми пенсионерами по показаниям органов здравоохранения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1455 от 26.12.2006 гражданину начисляется 1200 рублей. Назначением и перечислением занимается Пенсионный фонд.

Важно! Компенсационные выплаты по уходу за нетрудоспособными не ограничены:

  • родственными связями между людьми;
  • фактом проживания по одному адресу;
  • количеством нетрудоспособных на одного ухаживающего.

Родителям, заботящимся о детях-инвалидах, положено пособие в размере 5 500 рублей за каждого.

Компенсации жертвам экологических бедствий

Граждане, заболевшие под воздействие определённых природных катаклизмов, получают выплаты за счет бюджета.

В перечень катастроф входят такие:

  • авария на Чернобыльской АЭС;
  • катастрофа, произошедшая в 1957 году на производственном объединении «Маяк»;
  • испытательные работы на Семипалатинском ядерном полигоне.

Внимание! Для получения данного вида компенсаций необходимо документально подтвердить факт воздействия катастрофы на здоровье.

Выплаты переселенцам

Людям, вынужденно покидающим родные места, государство тоже помогает справиться с тяготами переселения.

Существует две категории таких граждан:

  • вынужденные переселенцы;
  • участники программы переселения.

Первой группе компенсируется потеря имущества. Малоимущие семьи могут рассчитывать на возврат денег, потраченных на билеты.

Вторая группа переселенцев получает деньги, потраченные на переезд, провоз багажа. Кроме того, им предоставляют налоговые преференции при оформлении документов на собственность на новом месте жительства.

Важно! Все выплаты производятся из средств федерального бюджета и строго контролируются. Обращаться за ними могут лишь граждане, имеющие статус переселенца.

Поддержка ветеранов

Ветераны различных категорий также имею право на получение компенсационных выплат.

Их перечень разнообразен. Конкретные выплаты зависят от категории, к которой принадлежит заслуженный гражданин. Они описываются Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ.

Например, некоторым гражданам компенсируются такие затраты:

  • на оплату коммунальных услуг (50%);
  • на приобретение средств протезирования;
  • на организацию похорон ветерана (родственникам).

Скачать для просмотра и печати:

ФЗ №5 от 12 января 1995 г. «О ветеранах»

Важно! Большинство компенсационных начислений ветеранам регулируется региональными законодательствами, выплачивается из бюджетов соответствующих уровней.

Признаки

Гиперкомпенсация имеет три основных признака:

  1. Эгоцентризм. Человек абсолютно уверен в своей правоте, не признает никакого другого мнения, исходящего от окружающих и старается всех убедить в правильности своих мыслей и поступков.
  2. Высокомерие. Человек старается показать окружающим, что он лучше, чем они, потому что проводит над собой колоссальную работу и добивается «невиданных» успехов.
  3. Хвастовство. Гиперкомпенсирующийся человек старается рассказать о своих достижениях каждому встречному, преувеличивая и приукрашая реальное положение дел.

Человек с гиперкомпенсацией чаще всего чувствует себя комфортно только в окружении тех людей, над которыми ему удается возвыситься, самоутвердиться за их счет.

Как избавиться

Гиперкомпенсация — это в психологии довольно актуальная тема еще с двадцатого века. Многие люди хотят избавиться от такого феномена. При работе с пациентами психологи используют определенную схему действий. Сначала человек должен осознать, что у него есть проблема, выраженная в неправильном восприятии себя и окружающего мира. При определении фикций нужно устранить искаженные ценности и ненужные цели.

На последнем этапе человек должен поставить себе новые позитивные приоритеты и стремления в жизни. Проделав подобную работу над собой, можно избавиться от ложного восприятия мира и не позволить неправильным установкам и искажениям действительности разрушить жизнь. Конечно, история знает и позитивные проявления гиперкомпенсации, но, к сожалению, чаще всего они негативно влияют на жизнь человека и его отношения с социумом.

Шпаргалки по специальной педагогике и психологии — файл n1.doc

приобрести Шпаргалки по специальной педагогике и психологии скачать (601.5 kb.) Доступные файлы (1):

    Смотрите также:
  • Шпаргалка по специальной (коррекцонной) педагогике (Шпаргалка)
  • Шпаргалки по специальной педагогике к госам (Шпаргалка)
  • Шпаргалка по специальной педагогике (Шпаргалка)
  • Шпоры по специальной педагогике (Шпаргалка)
  • Шпаргалка — Специальная педагогика (Шпаргалка)
  • Ответы к госам по Дошкольной педагогике, методикам, детской психологии (Шпаргалка)
  • Шелехова Л.В. Математические методы в педагогике и психологии: в схемах и таблица (Документ)
  • Шпаргалки по истории психологии (Шпаргалка)
  • Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии (Документ)
  • Назарова Н.М.(ред.) Специальная педагогика (Документ)
  • Назарова Н.М.(ред.) Специальная педагогика (Документ)
  • Селиверстов В.И. (ред) Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии (Документ)

Классификация задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и / или степень незрелости может быть также различной.

В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.

В последнее время выделяют 4 основных типа ЗПР:

1. задержка психического развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм);

2. задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери);

3. задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка);

4. задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).

гиперкомпенсация — это… Что такое гиперкомпенсация?

 гиперкомпенсация Этимология.
Происходит от греч. hyрer — сверх + cоmрensare — возмещать.
Категория.
Теоретический конструкт индивидуальной психологии А.Адлера.
Специфика.
Особая компенсация, при реализации которой не просто происходит избавление от чувства неполноценности, но достигается какой-то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим.

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

см. Комплексы неполноценности и превосходства, Работоспособность человека

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • Гилфорд (Guilford) Джой Пол
  • гипнотическая анестезия

Компенсация и гиперкомпенсация в психологии, это что такое?
gabysheva.ru

Компенсация что такое в психологии

Компенсация в психологии — это что такое? Виды компенсации в психологии

Многие даже и не догадываются, что глубинные комплексы из детства становятся залогом ошеломительного успеха в будущем. Сегодня мы будем говорить о психологических типах защиты, а именно компенсации и гиперкомпенсации.

Узнаем значение термина

С латинского языка – «возмещение». Компенсация в психологии – это реанимирование разрушенного баланса психических и психофизиологических процессов путем возрождения обратного рефлекса или стимула. Термин «защитные механизмы» был введен австрийским психологом З. Фрейдом в 1923 году.

Многие специалисты считают, что компенсация в психологии – это автономная модель защиты от имеющихся комплексов. Индивид будет стараться восполнить триумфом ту сферу, в которой чувствовал себя неполноценным. С положения компенсации также анализируется аморальность подростков, их поведение с враждебными противозаконными действиями, нацеленными против индивида.

Иной демонстрацией механизма защиты станет восполнение несбывшихся желаний и нереализованных событий за счет сверхреализации в иных сферах жизнедеятельности. К примеру, хилый, физически неразвитый человек, который не в состоянии дать отпор «на кулаках», обретает моральное удовольствие, унижая преследователя при помощи своего острого ума и эрудиции. Люди, которые используют компенсацию как наиболее подходящий тип психологической защиты, как правило, являются фантазерами, пребывающими в поиске идеала в разных областях жизни.

Это не что иное, как защитный механизм психики, который самостоятельно устраняет или восполняет негативные черты характера человека. Прибегая к этому методу, личность либо компенсирует отрицательные характеристики, либо развивает новые. Допустим, низкорослый человек, страдающий от этого комплекса, направляет все усилия на статусный рост личности. Добивается этой цели благодаря своей высокой мотивации.

Ученик и последователь З. Фрейда – Альфред Адлер

Альфред Адлер, как и его коллега, считал, что малыш развивается как личность до пятилетнего возраста. Но вразрез с Фрейдом рассматривал человека в контексте общественных отношений, с самого начала причисляя его к существу социальному. Полагал, что социальный фактор в развитии личности преобладал над биологическими инстинктами (как считал Фрейд). Он рассматривал индивида как одно целое с обществом.

Теория компенсации и сверхкомпенсации — его основная работа, согласно которой компенсация в психологии – это становление индивида как личности, посредством преодоления неполноценности за счет восполнения недостатков. Благодаря компенсации, как он считал, можно было возместить недостающие черты характера, действительное или мнимое психическое недомогание.

В чем смысл теории?

Он кроется в готовности и стремлении человека победить свою ущербность с помощью сверхкомпенсации. Существует вероятность нескольких исходов данного типа защиты, итог будет зависеть от уровня развитости чувства общности.

Малыш, который вырос в здоровой психологической семье и не был лишен любви, заботы и внимания, обретет развитое чувство общности. Во взрослой жизни он будет самосовершенствоваться, чтобы приносить благо социуму.

Если чувство общности не развито, сверхкомпенсация будет направлена на достижение доминирования и властвования, с целью подчинения себе социума посредством использования агрессии и других антиморальных норм поведения и средств. В качестве примера А. Адлер представил деятельность А. Гитлера и Н. Бонапарта.

Приведем пример компенсации в психологии. «Раз у меня не получается рисовать, то я приложу все усилия к новому делу, где выходит лучше, и начну заниматься химией».

А что подразумевает в психологии гиперкомпенсация?

Она предполагает усиление стараний в той же области, продолжим вышеприведенный пример: «Я начну более усердно и старательно учиться рисовать!» Наглядным примером станут успехи параолимпийцев. Люди, имеющие физические ограничения, не останавливаются, а благодаря силе воли добиваются колоссальных высот в болезненной физической сфере.

Компенсация в психологии – это восполнение, сглаживание и становление разрушенных или недоразвитых функций, реорганизация сохранных опций для реновации нарушенных, приобретение в процессе становления и обучения способов деятельности и поведения, которые будут способствовать привыканию к обществу и слиянию с ним.

Выделяют два ее типа:

  • Системная. Когда один компонент утратил свою функцию, а остальные берут ее на себя. Например, восстановление речи при ее локальном отсутствии или нарушении, это на биологическом уровне.
  • Межсистемная. Здесь наблюдается расстройство работы целой системы, а остальные компоненты берут на себя ее функции. Функциональная система перестраивается, и во взаимодействие включаются новые элементы из других нервных структур.

Повреждение какого-либо органа или функции в тандеме продолжающейся жизнедеятельности организма говорит о слаженной работе компенсаторных механизмов. В данной ситуации жизнь продолжается в новых некомфортных условиях одновременно с процессом компенсации.

Поговорим об основных категориях специальной психологии

Последняя изучает принципы психологического развития и деятельности людей с психическими и физиологическими недостатками. Итак, понятие компенсации в психологии следующее. Это процесс восполнения имеющихся расстроенных или неполноценно развитых функций, с помощью целых или реорганизации отчасти разрушенных. Поговорим о тандеме компенсации и коррекции в специальной психологии.

Дадим определение коррекции. Это процедура редактирования разных трансформированных функций человека относится к внешним воздействиям. Она подразумевает определенную методику воздействия на индивида с целью корректуры дефектов. Ее методы используются для восстановления различных нарушений функций организма.

Улавливаем разницу

Если компенсация – это в психологии процесс восполнения расстроенной или потерянной функции, то коррекция в основном определяется как корректировка различных нарушений.

Таким образом, разница между процессами определяется ступенью или выраженностью нарушений какой-либо способности. А теперь поговорим немного о компенсации ощущений в психологии.

Раскроем суть вопроса

Строки поэта Б. Слуцкого гласят, что утративший зрение, слух и осязание человек ни в коем случае не лишится чувствования и мировосприятия, потому что его естество отыщет иной путь, а тело – другие кладовые познания.

А в действительности посмотрите: человек, утративший один из каналов, связывающих его с окружающим миром, безусловно, переживает это очень тяжело, но при этом так перестраивается, что меняет все устоявшиеся принципы и привычки, образ жизни.

Это можно рассмотреть на примере великого композитора Бетховена, который в 26 лет утратил слух. Последние его музыкальные творения были пронизаны трагизмом, душевностью и болью.

Значит, в психологии компенсация – это своего рода «палочка-выручалочка», которая появляется при утрате свойств отдельных органов чувств человека. Иными словами, остальные функционирующие органы ощущений берут на себя ответственность за восстановление деятельности утративших работоспособность.

У слепых обостряются другие органы чувств. А вот люди, лишенные и зрения, и слуха заслуживают величайшего уважения. Ведь их душа – глубокая непознанная кладовая, и это достойно преклонения.

Это Николай Островский, Ольга Скороходова. Будучи малышкой, пережила тяжелое заболевание менингит и потеряла зрение и слух. Вопреки всему она научилась писать и даже читать, окончила МГУ имени Ломоносова. Стала научным сотрудником, будучи первой, достигшей этого звания, имея такой недуг. Более того, она стала ученым-дефектологом, педагогом, писателем и поэтессой. Каждая строка ее произведений была наполнена мощью и мужеством. В данном случае компенсация дарит ей новое качество – победоносную силу духа, делая ее великим человеком. Вы только подумайте, лишенная восприятия красот природы, пения птиц, шума дождя, шепота деревьев, она, как и все люди, искала любовь, стремилась к постижению красоты и бесконечности. Каждое переживание, прикосновение к живому читалось в ее стихах.

Это и есть гиперкомпенсация, которая и заключается в том, чтобы развивать данные, которые являются дефектными или слабовыраженными.

Эти и многие другие примеры легендарных личностей показывают нам позитивный результат самореализации человека. Но, к сожалению, известно и множество негативных последствий, которые выражаются во всеобщей ненависти к социуму, при этом с ощущением собственного превосходства над всеми. Такая реакция гиперкомпенсации происходит в том случае, когда самоцелью становится желание доказать значимость и полноценность путем унижения других. Это позволяет ощущать свое великолепие.

Итак, в нашей статье мы рассмотрели такие вопросы, как компенсация и гиперкомпенсация, привели примеры из жизни. Компенсация призвана быстро реагировать на сигнал внутренних нарушений, дабы избежать дисбаланса с окружающей средой и блокировать возможную утрату целостности.

Компенсация (в психологии)

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Компенсация (в психологии)» в других словарях:

КОМПЕНСАЦИЯ — (от лат. compensatio возмещение) в психопогии, восстановление нарушенного равновесия психич. и психофизиологич. процессов путём создания противоположно направленной реакции или импульса. В этом самом общем смысле понятие К. широко… … Философская энциклопедия

компенсация — Согласно З. Фрейду реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием соответственного энергетического заполнения вокруг травмированных элементов.… … Большая психологическая энциклопедия

Компенсация — (от греч. cоmрensare возмещать) теоретический конструкт индивидуальной психологии А. Адлера . Стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к… … Психологический словарь

КОМПЕНСАЦИЯ — (от лат. compensa tio возмещение) англ. compensation; нем. Kompensation. 1. В социологии уравновешивание неудач и неуспехов в к. л. области (или роли) достижениями и продвижением в другой. 2. В психологии восстановление нарушенного равновесия. 3 … Энциклопедия социологии

Компенсация (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Компенсация. Компенсация защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков.[1] Термин введен Зигмундом Фрейдом, а позднее,… … Википедия

Компенсация — I Компенсация (от лат. compensatio возмещение) 1) в гражданском праве один из способов прекращения обязательств (путём зачёта встречных требований (См. Зачёт встречных требований)); 2) в советском трудовом праве выплаты рабочим и служащим … Большая советская энциклопедия

КОМПЕНСАЦИЯ — (от лат. compensare уравновешивать) 1) возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долга, вознаграждение; 2) психол. понятие индивидуальной психологии, согласно которому благодаря представлениям или действиям, приводящим индивида к… … Профессиональное образование. Словарь

КОМПЕНСАЦИЯ — (от лат. compensa tio возмещение) англ. compensation; нем. Kompensation. 1. В социологии уравновешивание неудач и неуспехов в к. л. области (или роли) достижениями и продвижением в другой. 2. В психологии восстановление нарушенного равновесия. 3 … Толковый словарь по социологии

Библиография Л.С. Выготского — Библиография работ Л. С. Выготского 1915 год 1. Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира // Семейный архив Л. С. Выготского. Гомель, 5 августа −12 сентября 1915 г. Рукопись. 1916 год 2. Литературные заметки.… … Википедия

Библиография Л. С. Выготского — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Выготский, Лев Семёнович Лев Семёнович Выготский (1896 1934) советский психолог, основатель культ … Википедия

Компенсация что такое в психологии

Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях.

    Биологический, или телесный.

Психологический — чрезвычайно сложен по своему содержанию.
Он включает в себя работу защитных механизмов,
т. е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение
тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях
.
Кроме того, на этом уровне разворачивается
действие так называемых копингстратегий,
т. е. сознательных усилий личности, направленных на поддержание
позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях
.

Социально-психологический,
связанный с общественным характером человеческого бытия.
Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных
нарушений во многом зависит от характера внешней помощи,
в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

  • Социальный — его реализация связана
    с отношением в целом общества к инвалидам.
    Эти отношения во многом определяются
    национальными и религиозными традициями общества,
    способствуя или препятствуя социальной адаптации
    лиц с ограниченными возможностями.
  • Человек — существо биосоциальное, но ведущая роль в процессе становления и раскрытия человеческой сущности, бесспорно, принадлежит социальным факторам. То же самое можно сказать и в отношении компенсаторных процессов. В их реализации принимают участие как биологические, так и социальные факторы, при этом они присутствуют на каждом из перечисленных уровней, правда, в разных пропорциональных отношениях. Чем выше уровень, тем больше удельный вес социального фактора, и наоборот (схема 10.1).

    Компенсация и коррекция

      компенсация — это процесс возмещения
      нарушенной или утраченной функции
      , то

  • коррекция чаще всего определяется как
    исправление тех или иных нарушений.
  • Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности.

    Коррекция и реабилитация

    Понятие реабилитация, как и коррекция,
    указывает на систему внешних мероприятий по отношению к человеку.

      Но если коррекционные воздействия
      ориентированы весьма локально
      ,
      т. е. нацелены на исправление отдельных функций
      или сторон жизнедеятельности человека

      (например, коррекция внутрисемейных отношений), то

  • реабилитациясистема мероприятий,
    направленных на восстановление
    полноценного общественного бытия личности
    .
  • Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от того
    к какому уровню компенсаторных процессов они обращены и нацелены:

      • медицинская,
      • психологическая,
      • семейная,
      • досуговая,
      • социально-трудовая и др.

    Реабилитация и абилитация

    Весьма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от понятия «абилитация». Именно поэтому эти понятия весьма часто путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитационных. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.

      Ситуация абилитации характеризуется тем, что
      факта и момента утраты не было
      человек изначально от рождения или с раннего детства
      обладал тем или иным нарушением
      .
      Стало быть, речь не может идти о восстановлении
      ибо восстанавливать можно лишь то, что было утрачено.

  • Следовательно, абилитация
    система мероприятий, направленных
    на формирование эффективных способов
    социальной адаптации в возможных
    для данного индивида пределах
    .
  • Адаптация и компенсация

    Наконец, родственным по значению перечисленным понятиям является термин адаптация.

    • Адаптация часто определяется как
      особый процесс восстановления
      нарушенного равновесия между индивидом и средой
      путем внутренних изменений самого индивида
      .

    Компенсаторные процессы так же направлены
    на восстановление равновесия тоже путем внутренней перестройки.
    Но отличие состоит в том, что
    равновесие между индивидом и средой
    может быть нарушено за счет
    средовых изменений и изменений в самом индивиде
    .

    1. В первом случае должны сработать адаптационные механизмы,
      приводящие к изменениям, направление которых
      уводит индивида от исходного состояния,

      тем самым восстанавливая равновесие.
    2. Во втором случае включаются компенсаторные механизмы,
      приводящие тоже к внутренним изменениям
      , но
      противоположным по направлению к адаптационным изменениям.
      Компенсаторные процессы стремятся
      вернуть индивида к исходному утерянному состоянию
      .
      И чем в большей степени это удается,
      тем быстрее восстанавливается утраченное равновесие.

    Компенсация и гиперкомпенсация в психологии, это что такое?
    womandiamond.ru

    Понятия чувства и комплекса недостаточности. Компенсация и гиперкомпенсация

    ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. В индивидуальной психологии А. Адлера (1870–1937) чувство неполноценности связано с органической и функциональной неполноценностью человеческого существа.

    Одно из основных положений индивидуальной психологии А. Адлера состояло в признании чувства неполноценности как источника стремления человека к совершенству и возникновения проблем, связанных с плохой приспособляемостью к обществу. Чувство неполноценности зарождается в детстве. В основе его лежит органическая, функциональная недостаточность органов и их повреждение. Чувство неполноценности возникает также в результате различного рода поражений и неудач, ведущих к унынию, растерянности, заниженной самооценке. «Чувство неполноценности – это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь, на котором эта цель может быть достигнута».

    В понимании А. Адлера, благодаря механизмам компенсации чувства неполноценности человек может добиться значительных успехов в жизни. Но это же чувство способно породить такие внутренние силы, которые будут направлены на саморазрушение или подавление других людей. В одном случае чувство неполноценности будет стимулом для достижения успеха и самосовершенствования, в другом – источником невротического стремления к власти или бегства в невроз в силу ненормального, патологического проявления этого чувства, превращающего в комплекс неполноценности.

    « Комплекс неполноценности» ввел А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей.

    Сильное чувство неполноценности, или «комплекс неполноценности», может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, «стать таким же сильным или даже сильнее других», стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей.

    По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) — это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, которая ищет его таким образом.

    Понятие компенсации было, собственно говоря, внесено Адлером в психологию неврозов. Под компенсацией он понимает функциональное уравновешивание чувства неполноценности при помощи компенсирующей психологической системы, которую можно сравнить с компенсирующим развитием органов при неполноценности органов.

    По А. Адлеру, компенсация — избавление от чувства неполноценности в одной области с помощью усиленной деятельности в другой области; посредством снижения уровня требовательности и ухода от решения проблемы.

    Согласно учению Адлера, индивид из-за телесных дефектов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией.

    Сверхкомпенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности.

    Адлер выделял различные виды компенсации и соответствующие им «стили жизни»:

    1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.

    2. Сверхкомпенсация, которая означает односторонне приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности, формирующей личность.

    3. Уход в болезнь.

    Механизмы компенсации и сверхкомпенсации Адлер провозгласил движущими силами психического развития и доминирующими мотивами человеческой деятельности и поведения. Из этого следовало, что лежащее в основе человеческого поведения стремление к личному превосходству над другими определяет всю психику индивида, хотя сам индивид, как правило, не осознает наличие данного стремления.

    studopedia.ru

    COMMENTS