Концепции развития личности — виды, современная концепция

Концепции развития личности

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Моисеев Дмитрий Викторович

(студент гр. 15СПО2)

Педагогика как социальное явление. Социализация личности в процессе образования

(реферат по педагогике)

Проверил

кандидат педагогических наук,

профессор кафедры педагогики

И.Л. Беккер

Пенза 2016

2. Развитие личности как педагогическая проблема……….……..…. 3

3.Концепции развития личности……………………………………………4

Введение

Образование выступает как общественное явление и рассматривается как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества и переход от одного состояния к другому (в настоящее время это переход от индустриального общества к информационному). Развитие образования тесно связано с общественными условиями: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Связь образования и культуры является наиболее тесной. Это проявляется, в частности, в том, что одним из принципов образования является «культуросообразность», т. е. обучение в контексте культуры. Образование в силу его культуросообразности включает в себя обучение и воспитание, которые неразрывно связаны между собой. Функционирование и развитие образовательной системы осуществляется в педагогическом процессе, который складывается, с одной стороны, из обучения (педагогическая деятельность), с другой — из учения (учебной деятельности). Кратко охарактеризуем две стороны педагогического процесса. Педагогическая деятельность — это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие и одновременно выступающее как основа саморазвития. Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего, цель (осознанный образ предвосхищенного результата), мотивы и предметное содержание. Целью педагогической деятельности является развитие обучающихся. Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими социокультурного опыта. Основным средством педагогической деятельности являются научные (теоретические и эмпирические) знания. Учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.

Развитие личности как педагогическая проблема

Роль воспитания и обучения в формировании личности.

Проблема развития личности — наиболее сложная и дискуссионная среди проблем педагогической теории и практики. Эта проблема рассматривается многими науками.

Следует различать понятия «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность». Многие ученые утверждают, что индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают. Мы часто употребляем понятия: развитие, формирование, социализация. Они не синонимичны и их также следует различать. Развитие — это универсальное свойство природы, человека, общества. В философском понимании развитие — это высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. В психологии это понятие употребляется, когда речь идет о каком-либо изменении: прогрессивном или регрессивном. В педагогике — это качественно-количественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой.

Таким образом, развитие — это процесс количественно-качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

В течение жизни человека происходит биологическое и социальное развитие. Биологическое развитие — это морфологические, физиологические и биохимические изменения. Социальное развитие — это психические, интеллектуальные, духовные изменения.

Результатом развития является становление человека как биологического вида и социального существа.

Концепции развития личности

Процесс развития личности объясняется по-разному. Существует три концепции: биологическая, социальная и биосоциальная.

В соответствии с биологической концепцией человек — это биологическое существо. На его природной сущности, потребностях, влечениях, инстинктах строится все поведение и этим же определяется развитие, вое- питание, по их мнению, может лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

Социологическая концепция основана на представлениях о том, что человек, рождаясь как биологическое существо, постепенно социализируется под воздействием среды общества, ближайшего окружения; среда — определяющий фактор формирования личности, воспитание призвано корректировать характер влияния среды; яркое проявление биологической сущности человека говорит о низком уровне развития.

Биосоциальная концепция утверждает, что человек — существо биологическое и социальное. Психические процессы имеют биологическую природу; направленность, интересы, способности личности формируются как социальные явления в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды.

В отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочение всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог.

А.В. Мудрик условно выделил три группы задач для каждого этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т. д.). Социально-культурные задачи(познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые) специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека. Социально-психологические задачи вызваны становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы решения.

В процессе воспитания как целенаправленной социализации перечисленные задачи появляются как ответ на кризисы, возникающие в жизни и деятельности детей и взрослых (Л.И. Анцыферова). Кризисы проявляются как обострение ряда противоречий развития личности.

Формирование личности — это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития.Формировать — означает «придавать определенную форму, законченность».

Детализируя сущность развития и формирования личности, Л.И. Божович писала, что это, во-первых, развитие познавательной сферы; во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; в-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера; и наконец, развитие общественной направленности, т. е. обращенность к коллективу сверстников, усвоение тех нравственных требований, которые они ему предъявляют.

Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависят содержание образования, выбор форм и методов обучения.

Заключение

Под обучением понимается не процесс «передачи» готовых знаний от учителя ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способы осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса. Обучение не может игнорировать органическое созревание мозга, как считает американский психолог Дж. Брунер; неправильно и обратное утверждение, что органическое созревание мозговых структур происходит совершенно независимо от среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга.

poisk-ru.ru

Концепции формирования личности и ее развития

Концепции формирования личности и ее развития.

Тема формирования личности очень давно является предметом изучения таких наук, как психология, педагогика, философия и пр. Умы многих известных ученых занимали вопросы о том, как формируется личность, что движет ее развитием, и под влиянием каких факторов оно протекает. Варианты разрешения этих вопросов породили целый ряд научных концепций формирования личности. В данной статье мы с вами попробуем разобрать вопрос формирования и развития личности от теории до практических примеров, без излишнего «профессионально-научного гнета» для того, чтобы ответить на два очень важных для любого человека вопроса:

  1. Как именно я стал таким, какой/какая я есть и возможен ли у взрослого человека путь к дальнейшему совершенствованию?
  2. Как мне воспитывать своего ребенка, для того чтобы он/она стали всесторонне развитыми личностями?

Почему одни люди становятся «выдающимися личностями современности», а другие остаются серой массой «посредственных личностей»? Возможно ли, зная механизмы формирования личности, повлиять на процессы ее становления и развития, взрастив в себе или в своем ребенке ту самую, искомую «всесторонне развитую личность» или таковыми становятся только те, кто изначально обладает более высоким потенциалом, нежели большинство? С давних времен не прекращаются споры на тему первоочередности факторов, необходимых для формирования личности: является ли главной биологическая природа человека или окружающая его социальная среда и ее культура и возможности? Рассмотрим обе концепции для получения ответа на все вышеперечисленные вопросы:

Биологическая концепция формирования личности

Сторонники: Ч. Дарвин, И. Мюллер, С. Холл и др.

Социальная концепция формирования личности

Сторонники: Д. Локк, Дж. Б. Уотсон, Л.С Выготский А.С. Макаренко и др.

Начинается социализация личности в первые годы жизни человека, с освоения им общественных норм и порядков, с началом различения своей роли в социуме. Например: «Я — мальчик, сын, брат…». Или: «Я – девочка, дочка, старшая или младшая сестра, первоклассница…». А также ролей окружающих его людей: родных и близких родственников, воспитателей/преподавателей, знакомых и незнакомых людей. Далее, каждый человек постепенно определяется со своим мировоззрением, призванием, жизненным укладом и пр. Важно понимать, что социализация личности сопровождает нас на протяжении всей жизни, но самые главные ее этапы обязательно должны быть пройдены в срок. Если некоторые моменты в воспитании ребенка оказываются упущенными родителями или воспитателями/преподавателями, то у молодой незрелой личности могут проявиться проблемы с социализацией. Так, например, подростки, с которыми в школьном возрасте не проводились занятия по профориентации, могут получить впоследствии ряд определенных трудностей в определении своего профессионального направления в этой жизни. И этот груз с каждым годом будет нарастать, как «снежный ком» на протяжении долгих лет неудачных поисков себя и своего места в этой жизни.

А теперь попробуем сделать выводы и перейти от теории к практике:

Попробуем рассмотреть эдакое «социально-математическое уравнение» с несколькими переменными:

Ребенок с врожденными музыкальными задатками, а также несколько возможных социально-жизненных вариантов на пути его формирования и развития, как отдельной личности:

А: Ребенок изначально рожден в социально благополучной семье, в которой оба родителя имеют непосредственное отношение к музыкальной сфере и достигли в ней определенных высот.

Б: Ребенок изначально рожден в благополучной семье, в которой оба родителя вполне успешны, но их сфера деятельности вообще не пересекается с музыкой.

В: Ребенок изначально рожден в неблагополучной семье (возможно, в неполной), в которой родитель/и – музыканты, но не достигли успеха и разочаровались в данной сфере деятельности.

Г: Ребенок изначально рожден в неблагополучной семье, не имеющей никакого отношения к музыкальной среде.

Если один и тот же ребенок «с врожденными музыкальными задатками» впоследствии добьется признания и успеха на музыкальном поприще, в каком из вышеперечисленных случаев, развитие личности будет качественнее, а личностный рост больше?

Возможные вариации развития событий в каждом из случаев:

— В первом варианте («А») имеются все необходимые условия для развития природных способностей/наклонностей ребенка: генетика благоприятствует, социум с раннего детства соответствующий, у родителей есть опыт, связи, любовь к профессии. Скорее всего, заметив в своем ребенке музыкальные способности, они предпримут все возможные мероприятия для их дальнейшего развития и совершенствования. Вполне закономерным было бы предположить, что этот вариант наиболее благоприятен для формирования одаренной личности. Но… Успех родителей может послужить и «отпугивающим фактором», ведь постоянное сравнение и давление могут лишить уверенности в своих силах и мотивации к развитию.

— Вариант «Б» также может быть вполне благоприятным для развития врожденных способностей ребенка, но, лишь в том случае, что в данной семье вообще заметят его природную склонность и обеспечат необходимое образование, а не навяжут иную сферу деятельности, которая покажется родителям более подходящей.

— Вариант «В», в принципе, способен дать ребенку с выраженными музыкальными способностями некий «плацдарм» для получения необходимого музыкального образования. Но только при условии того, что ему (и его личности) хватит сил побороться с негативными установками родителей, разочарованных в своей сфере деятельности. А его родителям — хватит мудрости дать своему чаду пойти своей дорогой, на которой они сами отнюдь не преуспели.

-Вариант «Г» может показаться самым «провальным», но не следует забывать о том, что одной семьей социум не ограничивается и не только самые близкие люди могут помочь в развитии природных задатков.

Выводы:

Таким образом, ситуации «А», и «Б» изначально даруют больше факторов для успешного формирования личности, при минимальном ее самостоятельном участии. А варианты «В» и «Г», соответственно, даже при поверхностном взгляде, сулят гораздо больше препятствий для достижения определенного успеха в музыкальной сфере. Но не все в жизни столь поверхностно-плоско и логично и у каждого из вариантов может иметься множество «подводных камней».

Надеюсь, что ответ на вопрос: «В каком из вышеперечисленных случаев, развитие личности будет качественнее, а личностный рост больше?» понятен – это вариант «Г».

А далее – по убывающей: «В», «Б» и «А». Ибо, чем благоприятнее внутренние (наследственно-генетические) и внешние (общественно-социальные) факторы для раскрытия природных задатков, тем меньше усилий требуется для саморазвития и личностного роста.

Промежуточный итог:

Создание благоприятных условий для формирования и развития личности ребенка, безусловно, требует от его родителей/ социального окружения определенного внимания и вложений (моральных, физических, временных, финансовых и пр.). Это важно для того чтобы заметить его природные задатки, повлиять на и развитие положительных черт его характера и заложить определенные начальные мотивации для успешной реализации его способности.

А отсюда следующий возможный вопрос:

Если лично мне достались варианты похожие на ситуации: «В» или «Г» и факторы для формирования моей личности сложились самым неблагоприятным образом. Я уже вырос/выросла, мои задатки не получили должного развития в свое время. Это автоматически означает, что все потеряно и мне никогда не стать Личностью с большой буквы?

Вовсе нет, ибо формирование личности также непрерывно происходит в течение всей нашей жизни. При этом каждый человек проходит свою индивидуальную «лестницу» формирования и развития личности, на которой можно выделить три основных ступени:

— поглощение максимально возможного количества информации о мире вокруг (как правило, происходит в семье, где ребенок постигает первые азы правил и норм общения и поведения);

— повторение модели поведения, а также действий своего ближайшего окружения (сначала также семья, потом знакомство с более обширной средой — социальной: детский сад, школа, различные кружки и секции, колледжи и ВУЗы, общение со сверстниками и учителями/наставниками);

— накопление своего личного опыта (освоение новых ролей: специалиста, профессионала, супруга/супруги, родителя; этот процесс непрерывно происходит в течение всей жизни и никогда не поздно его анализировать, изменять, приумножать).

Разумеется, «на благой почве проще вырастить хороший урожай», но всегда стоит помнить о том, что «и на камнях растут деревья». Поэтому, вне зависимости от наследственных и начальных обще-социальных факторов, каждый человек все равно остается «творцом своей жизни» и способен либо загубить даже самый благоприятный для формирования и развития своей личности биологический и социальный «плацдарм», либо существенно приумножить даже то немногое, что досталось ему в качестве базы для дальнейшего развития. Желаю вам научиться грамотно использовать и развивать свои индивидуальные возможности, учитывая свои личностные и психологические особенности, применяя как позитивный, так и негативный жизненный опыт, для того, чтобы стать той самой Личностью с большой буквы!

Теоретический словарь для более детального изучения вопроса формирования и развития личности

Общие понятия о том, что такое «концепция», «личность», ее формирование и развитие:

«Концепция» (от лат. conceptio — понимание, система), определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения. Термин «концепция» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. видах деятельности.

Само понятие «личность», довольно многогранно и имеет массу различных формулировок. В структуру личности включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Общеизвестная фраза: «Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития» означает, что само понятие «личность» в отличие от понятия «человек» — это социальная характеристика человека.

Формирование личности – это процесс, который не заканчивается на определенном этапе жизни, человека, а сопровождает его непрерывно с самого раннего детства, и продолжается всю жизнь. Из множества психологических теорий личности, представленных разными специалистами в сфере психологии, можно выделить основную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя.

Биологические (внутренние) факторы – это особенности человека, которые являются заложенными на генетическом уровне (например, задатки к определенному роду деятельности или физические возможности).

К социальным (внешним) факторам относятся и окружающая среда, и воспитание, и социальный статус человека, страна, время, в котором он живет.

В соответствии с двумя противоположными полюсами факторов формирования личности, на свет появилось немало научных концепций ее формирования, большинство из которых можно условно поделить на две группы: биологическую и социальную, каждую из которых мы с вами далее и рассмотрим.

Определение «развитие личности» является неотъемлемой частью общего развития человека. В развитие человека, кроме развития личности, входит и развитие психических функций, и физическое развитие. Причем физическое, психическое и личностное развитие поддерживают и сменяют друг друга, приводя к физическому, интеллектуальному и личностному росту.

Внимание!:

Итак, «развитие» – это понятие, характеризующее качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей. Сложный динамический процесс, который как раз может быть одной из составляющих формирования личности.

Повторю на примере развития личности:

Концепции развития личности - виды, современная концепция
evgeniyafirsova.ru

Обзор теорий развития личности
статья ( класс) на тему

В данном материале в краткой форме рассмотрены основные теории развития личности. Вы познакомитесь с названиями, авторами и сущностями концепций зарубежных и отечественных теорий личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Обзор теорий развития личности

Личность человека развивается под влиянием разных факторов: взаимодействия человека с другими людьми. Посредством общения индивид получает информацию, которую он усваивает и осмысляет и которая может стать частью его собственных суждений; окружающей среды; культуры общества как результата его длительного развития.

Исследователи долгое время пытались изучать личность в развитии. Было создано много концепций и теорий в этой сфере. Основные зарубежные теории развития личности рассмотрены в данной таблице.

Зарубежные теории развития личности

1. Психоаналити-ческая теория

В основе теории Фрейда лежит конфликт между врожденными инстинктивными влечениями, главными из которых являются инстинкты жизни (эрос) и смерти (танатос), и сознательными моральными, культурно-нормированными представлениями. Теория Фрейда содержит идею развития, то есть качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. Подавленные, неосознанные желания и травмирующие воспоминания накапливаются в подсознании и являются причиной разнообразных неврозов и неприятных переживаний.

2. Эпигенетическая теория

Центральным положением его теории развития явилось то, что человек в течение

жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Концепция развития личности показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповой идентичности», которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения.

3. Теория когнитивного развития личности

Пиаже разработал теорию интеллектуального развития человека, в которой выделял следующие стадии:сенсомоторную (от рождения до 2 лет); дооперационную (от 2 до 7 лет); стадию конкретных операций (от 7 до 11 лет); стадию формальных операций (она начинается в подростковом возрасте и охватывает всю взрослую жизнь человека). С постепенным преодолением этих четырёх этапов происходит качественное изменение образа мышления ребёнка.

4. Теория нравственного развития

Кольберг исходил из того, что в психической эволюции детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами. Л. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Ж. Пиаже Л. Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайней мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Отечественные психологические теории развития личности ребенка

1. Культурно-историческая теория

Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. Л.С. Выготский вводит понятие «зона ближайшего развития» — это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

2. Теория развития личности

Опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности. Вслед за Л.С. Выготским Л.И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов.

3. Теория деятельности

Общий принцип, которым руководствовался А. Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Согласно идее А. Н. Леонтьева, новые ступени психического отражения возникают вследствие усложнения деятельности, связывающей организм с окружающей средой.

4. Теория развивающего обучения

Согласно Эльконину – Давыдову, ребенок с момента рождения является общественным существом, поскольку все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме. Присвоение ребенком достижений материальной и духовной человеческой культуры всегда носит деятельностный характер – ребенок не пассивен в этом процессе, не только приспосабливается к условиям жизни, но и выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подчеркнуть важность художественно — эстетического развития в формировании всесторонне — развитой личности, помочь родителям развивать эстетическую восприимчивость у своих детей — цель родительского с.

В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора.Приоритетными направлениями в деятельности школы стали нравственно-эстетическое, патриотическое воспитан.

Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории обще.

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но .

Развитие критического мышления через чтение при обучении младших школьниковЗадачи – научить школьников:- выделять причинно-следственные связи- рассматривать новые идеи и знания в контексте-понимать, к.

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не.

laquo;Технологическая карта логопедического занятия с использованием ТРКМ» (Теория развития критического мышления).В материале представлена технологическая карта логопедического занятия с элеме.

nsportal.ru

Основные концепции развития личности.

Формирование концепций развития личности

Процесс формирования и развития личности с давних времен изучался различными науками, такими как философия, психология, педагогика. Многие известные ученые задавались вопросом, что движет развитием личности, какие факторы влияют на ее формирование. Результатом их научных изысканий стало множество концепций и теорий, раскрывающих данную тему.

Все существующие теории, каждая с разной стороны, позволяют ответить на многие вопросы и найти причину формирования тех или иных качеств определенного индивида. Почему одни члены общества становятся успешными, а другие остаются всю жизнь в тени? Можно ли оказывать влияние на развитие, и при помощи каких методик осуществлять это влияние?

Две основные концепции и их сторонники

На сегодняшний день выделяется две основные концепции развития личности:

Биологическаяконцепция рассматривает человека как существо по сути своей природное, и любое поведение объясняет влиянием присущих ему от рождения инстинктов, влечений и потребностей.

Основными приверженцами такой теории были австрийский психолог Зигмунд Фрейд, английский натуралист Чарльз Дарвин, немец Иоганн Петер Мюллер, американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл и другие.

Социальнаяконцепция предполагает, что среда является основополагающим фактором в развитии человека, помогающем человеку социализироваться.

Именно этой теории придерживались британский педагог Джон Локк, советский психолог Лев Семенович Выготский, советский педагог Антон Семенович Макаренко и другие.

Существует так же концепция, объединяющая два описанных выше подхода – биосоциальная. Сторонники биосоциальной концепции считают, что психические процессы обладают биологической природой, а интересы и направленность формируются под влиянием среды.

Биогенетическая концепция

Основными идеями биологической концепции являются:

· психическое развитие человека обусловлено этапами исторического и биологического развития его родителей, важнейшая роль в развитии принадлежит биологическому фактору, в частности наследственности;

· детерминанта поведения – это созревание человеческого организма, а развитие – лишь комплекс количественных изменений индивида;

· наличие биологической связи между ребенком и обществом;

· воспитание и социальная среда создают условия (положительные или отрицательные) для развития наследственных черт индивида;

· недопустимо вмешательство в природу ребенка.

Эпигенетическая теория Е.Эриксона также несет в своей основе биологическую концепцию. По Эриксону развитие личности – это социальное приспособление в процессе взросления. Для него среда была лишь фактором, в котором развивается человек. Выделение и описание восьми основных стадий развития является важнейшим достижением его теории.

Знаменитая теория оперантного обусловливания Скиннера строится на основе работ И.П.Павлова, анализирующего условные рефлексы. Основа у этой теории биологическая. Несмотря на большое количество недостатков в этой концепции, а в частности занижение роли среды, социума, она имела определенные достижения:

· создание основы идеи развития личности;

· описание важности роли активности для саморазвития;

· определение роли игры в жизни ребенка, рассмотрение игры как подготовки для будущего;

· положено начало развитию теории научения личности;

· начало изучения биологического фактора в развитии личности, что явилось толчком для развития генетики и психогенетики.

Социогенетическая концепция

Социогенетическая концепция возникла в 19 веке и, по сути, явилась ответом на биологическую. Теоретические основы данной концепции заключаются в следующем:

· развитие личности – это в первую очередь результат влияния окружающей среды, который является решающим фактором в развитии;

· основой становления личности является воспитание и обучение;

· развитие предполагает усвоение опыта окружающего мира.

Основные идеи, которые рождает социальная концепция, отражаются следующими формулировками:

· ребенок в социальной концепции представляется чистой доской;

· социальные нормы усваиваются в процессе развития;

· анализ окружающей социальной среды дает знание об индивиде;

· ребенок пассивно воспринимает внешнюю среду, воздействующую на него.

Так же, как и в биологической концепции, в социальной развивается множество теорий. Одной из самых известных является теория социального научения. Ученые придерживающиеся этой теории считают, что индивидуальные различия между людьми – это результат научения. В рамках этой теории Миллер дал четкое обоснование процессам личностной социализации.

Социальная концепция получила широкое распространение в Советском Союзе в 20-30-х годах двадцатого столетия. Согласно утверждениям советских ученых только 10% в процессе развития ребенка определяется инстинктами и наследственностью. Остальные 90% — это результат влияния среды.

Говоря о социогенетической концепции нельзя не сказать о теории предложенной Выготским. Он считал среду основным источником развития личности. Два очень взаимосвязанных направления развития человека выделял Выготский. Это естественное созревание и овладение способами поведения, мышления, а также культурой. Личность для Выготского – это социальное понятие.

Основным достижением социогенетической концепции можно считать выяснение значимости среды для становления и развития личности.

Типологии личности.

Типология личности — фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы». Следует отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.

Как видно из краткого обзора классификаций темперамента и характера, при выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.

Одна из таких попыток была осуществлена Иваном Петровичем Павловым, который, наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. В основе павловской типологии лежит соотносительное участие первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.

По Павлову, представители мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типа преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве. В противоположность скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко оказываются «романтическими натурами».

Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие — шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.

Другой пример системной разработки проблем типологии личности — теория психологических типов К.Г. Юнга. Юнг связывал типологические различия с двумя факторами: 1) преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида; 2) доминирование одной из основных психических функций.

В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств. Интроверт — это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.

Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно сменяют друг друга, чередуются, подобно фазам систолы (сокращение сердца, тогда кровь нагнетается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца вследствие расслабления его мышц, сердце «отдыхает»). Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).

Второй значимый фактор дифференциации психологических типов — максимальная выраженность одной из четырех психических функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две — остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне. В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.

По данному критерию выделяются следующие типы:

мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный.

Каждый тип может быть интровертированным или экстравертированным, поэтому всего Юнгом детально описаны восемь возможных типов личности.

Типологии личности могут строиться по самым разным критериям, например, по характеру направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров и убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения.

К данной группе относятся «идеологические» типологии, в частности, классификация Эдуарда Шпрангера. В ней выделяются шесть типов личности, на основе шести универсальных ценностных ориентаций. Выделенные Шпрангером ценности присущи в определенной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. У различных людей наблюдаются те или иные комбинации приведенных ниже ценностей, с преобладанием какой-либо одной из них.

Теоретическая. Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины.

Экономическая. «Экономический» человек, в первую очередь, ценит то, что полезно и выгодно,

Эстетическая. Такой человек преимущественно ориентирован на совершенную форму и гармонию.

Социальная. Наивысшей ценностью для «социального» человека является любовь и признание людей.

Политическая. Доминирующий интерес политического типа — впасть. Ему соответствует «человек силы».

Религиозная. Люди этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого, управляемого высшими силами, Богом, абсолютом или первопринципом.

Аналогичного аксиологического (ценностного) подхода придерживался и Гордон (Уиллард) Олпорт, полагавший, что типы личности должны определяться в соответствии с различиями в ценностных системах разных индивидуумов. По Олпорту, ценности можно представить, как наиболее сложные, глубинные личностные черты или диспозиции, служащие главным критерием отнесения человека к определенному типу.

Другими примерами типологии, могут служить классификации, построенные на основе различий в профессиональных ориентациях, или социально-психологические классификации, в которых критерием выступают социальные роли личности, стиль лидерства (классификация К. Левина) и т.д.

Специфика современных разработок проблем психологической типологии в отечественной науке (исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, А.И. Крупнова и др.) заключается в стремлении анализировать личность не как автономный комплекс устойчивых свойств, но в плане личностной активности, носящей типологический характер, в свете сложного отношения «человек — жизненный путь». В этом направлении создаются качественно новые типологии: инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.

Концепции развития личности - виды, современная концепция
studopedia.net

Основные концепции развития личности

Существуют три концепции соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности: биологическая, социологическая, биосоциальная

Представители биологической концепции, считая личность сугубо природ­ным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд, Дж. Дьюи, Э. Торндайк, А. Кобе и др.). Их взгляды сводятся к следующему:

· человек – сугубо природное существо;

· духовные свойства личности имеют биологическую основу;

· развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться;

· воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

Представители социологической концепции считают:

· человек рождается как существо биологическое, однако в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение;

· среда является определяющим фактором формирования личности;

· воспитание призвано корректировать характер влияния среды;

· чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. п.

Представители биосоциальной концепции считают:

· человек – существо и биологическое и социальное;

· психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу;

· направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Биологический и социальный факторы воздействуют на человека одновременно и комплексно. На основе различных концепций развития личности формируются педагогические теории, в которых разрабатываются методы, средства и формы воспитания и обучения.

studopedia.ru

Современные концепции развития личности

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяются три основных направления — биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Все явления общественной жизни (стачки, забастовки, революции), как считают представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от рождения заложено стремление к нападению, жестокости, бунтарству. Однако реальная жизнь показывает, что люди часто действуют даже против своих жизненных потребностей, выполняя долг патриота, борца и просто гражданина.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в достижении, признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание — быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость — свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л. С. Выготского, — это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности — творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности — социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия и в понимании сущности развития личности в отечественной и зарубежной педагогике. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса исходит из положений диалектического материализма, который рассматривает развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:

противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется — противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим — развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и «сопротивлением материала» (А. С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

Сущность процесса воспитания и его место в общей структуре целостного педагогического процесса

10. Воспитание – управление развитием человека как субъекта деятельности. Воспитание – процесс формирования культуры отношений человека. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях [1]. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления — подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.

Педагоги первых послереволюционных лет, исходя из требований новой, социалистической, школы, пытались по-новому раскрыть понятие процесса воспитания. Так, П.П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо — человек, животное, растение.

А.П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека (одних людей) на другого (других) в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.

Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П.П. Блонский и А.П. Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в названных концепциях выступал преимущественно как объект воспитания. В дальнейшем эти видные педагоги пришли к определению сущности воспитания как общественного явления.

Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 1920-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.

Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его под заданный шаблон, авторитаризм педагогов.

В конечном счете это привело к построению такой системы воспитательной работы в образовательных учреждениях, которая характеризуется рядом черт, снижающих эффективность ее внеклассного влияния:

· объектная направленность воспитания, при которой школьник выступает главным образом в качестве объекта воздействия со стороны взрослых. При этом подавляются внутренние силы саморазвития и самовоспитания человека;

· стандартизация внеклассного процесса как следствие упрощенной трактовки понятия «личность», сведения ее к некоей усредненной совокупности качеств, детерминированных социальным заказом. Была сведена на нет практика изучения ребенка, выявления его природных задатков, физиологических и психологических особенностей. Воспитательный процесс без учета половозрастных и индивидуальных особенностей ребенка превратился в унифицированный конвейер, деформирующий человека;

· формализм и мероприятийность воспитания (обязательность для всех «эстафет», «маршрутов», «заветов»);

· авторитарный стиль воспитания, основой которого являются словесное воздействие, требование, насилие, преобладание монолога воспитателя, вызывающие, как правило, внутренний, а нередко и внешний протест и сопротивление молодых людей;

· разрыв обучения и воспитания, подход к ним как к двум параллельным процессам, нерациональный подбор базового компонента общего среднего образования, слабо учитывающий основные накопления общечеловеческой культуры, его низкая гуманитарная и воспитательная насыщенность; взгляд на воспитание как на сопутствующую учению второстепенную деятельность;

· нарушение преемственности в организации учебно-внеклассного процесса в семье, детских дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, ПТУ, вузе;

· слабая координация деятельности учебных заведений, внешкольных учреждений, средств массовой информации в воспитании подрастающих поколений.

Необходимо отметить и тот факт, что педагогическая наука нередко видела свои функции лишь в «онаучивании» решений государственных и партийных органов, в выработке рекомендаций по поддержанию образовательного процесса в рамках заданного стандарта. Преодоление названных черт воспитания требует разработки концепции гуманистического воспитания.

megalektsii.ru

Современные концепции развития личности

Караковский. Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова. В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Системно-ролевая теория формирования личности ребенка

Создателем системно-ролевой теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Основные идеи этой теоретической концепции были изложены автором в книге «Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов», изданной в 1991 году Всесоюзной ассоциацией работников профессионального образования.

Понятие «воспитание». Профессор Н.М. Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности, — по его мнению, — это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.

Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка

Данная концепция разработана коллективов ярославских и калининградских ученых (М.И. Рожков — научный руководитель, Л.В. Байбородова, О.С Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.). Основные ее положения были изложены в 2000 голу в учебном пособии «Организация воспитательного процесса в школе».

Понятие «воспитание». В этой концепции воспитание представлено как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий дня развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Формирование образа жизни, достойной Человека.

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя — Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книге «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника». С уверенностью можно сказать, что в названии концепции слились воедино главные научные идеи и богатейший, уникальный опыт практической деятельности автора.

Понятие «воспитайте». В лю6ой концепции воспитания существенны два момента: во-первых, определение понятия воспитания и, во-вторых, целы воспитательного процесса.

Профессор Н.Е. Шуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Воспитание ребенка как человека культуры

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской.

Понятие «воспитание». Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом.

Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

Эту концепцию разработал ярославский профессор Герман Константинович Селевко. Ее основные положения представлены в книге «Руководство по организации самовоспитания школьников».

Под самовоспитанием понимается «процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в кагором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности».

Воспитание на основе потребностей человека.

Эту концепцию разработал ижевский ученый Валерий Петрович Созонов. Воспитания как деятельности педагога, направленной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

  • 1) в творческой деятельности;
  • 2) быть здоровым;
  • 3) в защищенности, безопасности;
  • 4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе;
  • 5) в смысле жизни;
  • 6) в самореализации (самоосуществлении);
  • 7) в удовольствии, наслаждении.
vuzlit.ru

Современные концепции развития личности

Развитие личности определяется системой отношений, интегрированной в концепции [1] .

  • 1. Психодинамическое направление в теории личности Зигмунда Фрейда. Основано оно на идее о том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, источниками которого является сфера неосознаваемых побуждений. В психической жизни
  • 3. Фрейд выделял сознательный, предсознательный и бессознательный уровни:
    • (1) сознательный уровень образуют ощущения и переживания, которые человек осознает в данный период времени. Незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания, чтобы в данный период не переживалось в сознании человека. Это результат избирательной сортировки, в значительной степени регулируемый внешними сигналами. Так что определенное содержание осознается лишь в течение краткого периода времени и быстро переходит на предсознательный (бессознательный) уровень (по мере того, как внимание человек перемещает на иные сигналы).

    Вывод: сознание охватывает часть всей информации, хранящейся в головном мозге;

    • (2) предсознательный уровень включает весь опыт человека, который не осознается в данный период, но может вернуться в сознание;
    • (3) бессознательный уровень составляет самую значительную область разума человека, являя собой хранилище примитивных инстинктов, эмоций, побуждений, воспоминаний, которые угрожали сознанию и были подавлены и вытеснены на бессознательный уровень.

    Вывод: неосознаваемое во многом определяет повседневное поведение человека.

    Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус и ввел в анатомию личности три структуры — Ид (полностью неосознаваемая сфера примитивных, инстинктивных и врожденных аспектов личности, органично связанных с инстинктивными биологическими побуждениями, наполняющими поведение человека энергией, не подчиняющимися правилам), Эго и Супер-Эго (действуют на всех трех уровнях сознания).

    • 2. Аналитическая теория личности Карла Густава Юнга. Он утверждал, что душа состоит из трех взаимодействующих структур — эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного:
      • (1) эго — центр сферы сознания и основа самосознания, включающий в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря чему человек чувствует свою целостность;
      • (2) личное бессознательное охватывает воспоминания и конфликты, прежде осознававшиеся, а теперь подавленные и забытые. Юнг ввел понятие комплекса как скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или наследственного бессознательного опыта. Комплексы возникают из-за обычных поводов и сильно влияют на поведение человека;
      • (3) бессознательное составляет самый глубокий слой в структуре личности и представляет собой хранилище скрытых следов памяти человечества. В этом слое отражены мысли и чувства, общие для всех людей. Юнг высказал гипотезу, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов — архетипов. Под архетипами он понимал врожденные идеи (воспоминания), которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом (универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие). Юнгом описаны архетипы героя, матери, ребенка, мудреца, Бога, Солнца, смерти и др.

      Для педагогики важны архетипы — персоны (публичное лицо человека), тени (темная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и, наоборот, внутренний образ мужчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг нее организованы другие элементы).

      Вклад Юнга в психологию — выведенные им две основные эгонаправленности — экстраверсия и интроверсия. В классификации психологических типов из-за врожденной разницы людей в темпераменте, сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в их деятельности, которые заставляют людей воспринимать и специфически реагировать, выделяются два устойчивых типа — экстраверт и интроверт.

      Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию (либидо) вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Такой тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту — другим людям, предметам, благоустройству и внешним манерам. Он прекрасно ощущает себя во внешней среде, при взаимодействии с другими людьми, но становится беспокойным и даже заболевает в одиночестве, однообразной среде, рутине.

      Интроверт характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, связывая свою психическую энергию и внутренний мир (мысли, фантазии, чувства). Он успешен наедине с собой, когда не надо приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Как правило, интроверт — собственник компании, живет в своем «мирке», но быстро замыкается в больших группах. Педагог должен учитывать, что экстраверту интроверт может казаться зацикленным на своей персоне, а интроверту экстраверт — мелочным, пустым, приспособленцем, лицемером.

      • 3. Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера основана на четырех принципах:
        • (1) человек един, самостоятелен и целостен;
        • (2) человеческая жизнь — динамическое стремление к превосходству;
        • (3) индивидуум есть творческая и самоопределяющаяся сущность;
        • (4) индивидууму присуща социальная принадлежность.

      Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать детское чувство собственной неполноценности и, переживая ее, в течение жизни борются за превосходство. Каждому человеку присущ свой уникальный стиль жизни, а его поведение подчинено собственным жизненным целям. Это проявляется в установках личности и ее поведении, при решении трех основных задач жизни, связанных с работой, дружбой и любовью. В связи с этим Адлер выделял следующие типы установок, сопутствующих стилю жизни:

      • (1) управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром);
      • (2) берущий (паразитизм по отношению к внешнему миру, отсутствие социального интереса, низкая активность);
      • (3) избегающий (отсутствие активности и социального интереса, бегство от решения жизненных задач);
      • (4) социально полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других, заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовность обеспечивать благоденствие других).
      • 4. Диспозициональное направление, представленное трудами и идеями Олпорта, Кеттеля, Айзенка, составляют две идеи:
        • (1) люди обладают набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (демонстрируют определенное постоянство в поступках, мыслях и эмоциях);
        • (2) нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

      По Олпорту, личность есть динамическая организация психофизических систем в индивиде, определяющих характер его поведения и мышления, его уникальное приспособление к среде. Выделяется такая черта личности, как ее предрасположенность вести себя аналогично в широком диапазоне ситуаций.

      Олпорт различал индивидуальные (личная диспозиция или морфогенная черта) и общие черты (собственно и есть черта). Различие между ними в том, что личные диспозиции в отличие от черты определяются как принадлежащие индивиду. Основываясь на общих чертах, можно осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов (групп индивидов). Однако черты и личные диспозиции хотя и существуют в человеке, но непосредственно не наблюдаемы, а потому должны быть выведены из его поведения.

      Гипотеза Олпорта — это некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности человека в единое целое — «проприум», означающее позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человека, охватывающее все аспекты его личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Он выделил семь аспектов развития проприума: ощущение своего тела, ощущение самоидентичности, чувство самоуважения, расширение самости, образ себя, рациональное управление самим собой, про- приативное стремление.

      Подход Рэймонда Кеттела основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Личность — это то, что позволяет предсказать поведение человека в данной ситуации; сложная и дифференцированная структура черт, где мотивация преимущественно зависит от субсистемы «динамических черт» (черта — наиболее важное понятие Кеттела). Для него центральным является различие поверхностных и исходных черт (исходные черты более важны, чем поверхностные). Динамические черты он разделил на три группы: аттитъюд, эрг и чувство.

      Теория типов личности Айзенка основана на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы (представляют собой множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов), черты личности, привычные и специфические реакции. Он подчеркивал, что большинство людей не подпадают под крайние категории, основу структуры личности составляют два типа (суперчерты): ин- троверсия — экстраверсия и стабильность — нейротизм (представляемый в виде «круга Айзенка»).

      5. Гуманистическое направление представлено группой психологов во главе с Абрахамом Маслоу (он назвал это направление психологией третьей силы, противопоставляя ее бихевиоризму и психоанализу) и отражает экзистенциальный взгляд на человека. Основные принципы направления: трактовка личности как единого целого, бесполезность исследований на животных, восприятие человека — в своей основе существа положительного и созидательного, акцент на изучение психического здоровья человека.

      Теория Маслоу описывает мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (основные) потребности должны быть разумно удовлетворены, прежде чем потребности высшего порядка станут доминантой побудительных сил в поведении человека. Иерархия потребностей в порядке доминирования: физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.); потребность в безопасности (стабильность, порядок); потребности в любви и принадлежности (семья, дружба); потребность в уважении (самоуважение, признание); потребность в самоактуализации (развитие способностей).

      Эмпирические исследования Маслоу сконцентрированы на концепции самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди — «цвет» человечества, живут полной жизнью, достигают потенциального уровня личностного развития и характеризуются такими качествами: эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность; центрированность на проблеме; независимость (потребность в уединении, автономия, независимость от культуры и окружения); свежесть восприятия; вершинные переживания; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократический характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность (творческие способности); сопротивление окультуриванию.

      6. Феноменологическое направление Карла Роджерса отражает психологию личности и базируется на положении о том, что поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Считается, что люди способны устраивать свою судьбу и по сути целеустремленны, заслуживают доверия и самосовершенствуются.

      С точки зрения восприятия человека субъективную реальность составляет личный мир его переживаний, центральное место в котором принадлежит Я-концепции. Элементами Я-концепции являются условия ценности и потребность в позитивном внимании, в соответствии с которыми люди в основном и ведут себя. Если возникает угроза, то человек ощущает несоответствие между ней и общим организмическим переживанием, пытается защитить целостность своего Я с помощью искажения или отрицания восприятия.

      Для Роджерса важны: открытость переживания (способности человека переживать то, что происходит у него внутри без чувства угрозы), организмическое доверие (способности полагаться на свои внутренние переживания и чувства при принятии решений), эмпирическая свобода (субъективное чувство, что можно жить как хочешь), а для характеристики полноценно функционирующего человека — креативность (способности творить, продуцировать идеи, результаты и способы решения проблем).

      • 7. Типологические модели акцентуаций характера и психопатий К. Леонгарда включают десять типов акцентуированных личностей, разделенных на две группы акцентуации:
        • (1) характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый);
        • (2) темперамента (аффективный, гипертимический, дистимиче- ский, тревожно-боязливый, циклотимический).

      По Леонгарду, люди отличаются акцентуированными и особенными индивидуальными чертами (относятся к разным психическим сферам: направленности интересов и склонностей, ассоциативноинтеллектуальной, чувств и воли). Зная отдельные черты, можно проследить их сочетаемость.

      studref.com

      Теории личности в психологии

      Личность – это сформированный индивид той или иной эпохи с определёнными социально — психологическими свойствами. Во всех эпохах разделение личностей происходило по классовой структуре, то есть каждая личность занимала какую-то ступень в социуме. Это и материальная, и политическая позиция субъекта общественной организации, сюда относится также и род занятий, и моральное сознание и строение обязанностей, прав человека. Теория личности состоит из гипотез её формирования.

      Современные теории личности условно поделим на два основных класса:

      1. Теории личности, где человек рассматривается как индивидуальность. Сюда можно отнести теории А. Маслоу, Э. Эриксона, Дж. Келли.
      2. Теории личности, изучающие классы людей. Сюда можно отнести теории К. Юнга, Г. Айзенка, Г. Олпорта.

      При описании основных теорий личности будет использован учебник Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.

      Теории личности в психологии

      Психодинамическая теория

      Мясищев В. Н. в своей направленности психологии настаивает на том, что единство личности заключается из этапов её формирования, динамики нрава, её структуры. Строение личности является одним из определений согласно Мясищеву В. Н. её целостность, то есть особенности личностных качеств связаны с её побуждениями.

      Согласно Мясищеву В. Н. вопросы, которые касаются строения личности, определяются сочетанием видов деятельности, зависящих от среды существования и определённого исторического периода, её стремлений и нужд.

      Основателем этой теории является Фрейд Зигмунд. Этот австрийский учёный утверждал в своём психоанализе, что у личности отсутствует свобода воли. Внутреннее состояние человека имеет субъективное начало. То есть человек является заложником своего внутреннего состояния, истинность его действий завуалировано поведением. Узнать чёткую и правдивую информацию о личности можно, благодаря применению специальных приёмов.

      В теории личности Фрейда определяется три её модели:

      1. Ид — «оно» — это некое строение личности, которая основана на бессознательных побуждениях. Эта инстанция функционирует только в совокупности с гормоном удовольствия.
      2. Эго — «я» — эта инстанция состоит из осознаваемых направлений психики человека, то есть это наши познания окружающей среды. Эго обслуживает инстанцию ид, а также является её регулятором с супер эго.
      3. Супер эго — «сверх я» — это инстанция личности, основанная на моральных ценностях и установках социума, в котором существует человек.

      Аналитическая теория

      В основу формирования личности Юнг вкладывает психологические принципы, приобретённые с рождения. Человеку передаётся через поколения уже сформированные идеи – «архетипы». К примеру, концепции добра и зла универсальны для всех народов. Однако, существуют архетипы нестандартного характера. Юнг утверждал, что смысл жизни заключается в дополнении врождённых концепций персональными и развитыми архетипами.

      По его мнению, формирование личности длится всю жизнь. В первичной структуре личности преобладают бессознательные (врождённые) архетипы. На перемены поведения человека влияют эти врождённые факторы, при этом его воля ущемлена.

      Некоторые архетипы человека имеют реализованные психологические качества, называемые чертой характера. К примеру, такие концепции, как:

      — «персона» — это чувства, которые мы предъявляем на показ;

      — «тень» — это искренние чувства, которые мы утаиваем от других;

      — «анимус» — характеризует нашу мужественность и смелость;

      — «анима» — этот архетип характеризует такие душевные качества, как внимательность, нежность.

      В аналитической концепции выделяют такие сферы личности:

      1. Бессознательная коллегиальная. Такое строение личности хранит в себе историческую наследственность человечества.
      2. Бессознательная персональная – это строение сочетаний комплексов или чувств, которые вытесняются из разума человека. К примеру, человек в своём функционировании всю психологическую энергию затрачивает на достижение власти.
      3. Сознательная персональная. Эта инстанция является основой самосознания, то есть она состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, поэтому мы и считаемся осознанными личностями.

      Гуманистическая теория личности

      Деградация личности случается, когда останавливается её трудовая деятельность. Такое явление считается следствием коренных перемен в способе жизни, статусе в социуме человека. Такое внезапное блокирование ценностей может повлиять на глубокие перемены в личности.

      По мнению Роджерса К. цель в жизни заключается в реализации своих врождённых потенциалов, то есть, чтобы стать полностью сформированной личностью, человек должен познать себя.

      Теория развития личности по Маслоу А. основана на двух типах потребностях – это «дефицитарные» и «ростовые». Первые прекращают своё действие после их воздаяния, вторые после реализации усиливают своё действие.

      Маслоу выделил пять ступеней побуждений:

      1. Нужда физиологическая (нужда в питании и отдыхе).
      2. Нужда в безопасности (необходимость в работе, недвижимости).
      3. Нужда в принадлежности, то есть потребность в образовании семьи.
      4. Нужда в самоуважении.
      5. Нужда в само актуализации.

      В гуманистической теории акцентируются следующие модели личности:

      • «реальное Я» — сочетание настроений, ощущений, размышлений на сегодня.
      • «идеальное Я» — сочетание настроения, чувств, размышлений, которыми человек стремится овладеть для достижения своего персонального резерва.

      Целостную личность определяют:

      • Простота и натуральность поведения.
      • Многократные переживания предельно допустимых чувств.
      • Эффективная оценка реальности.
      • Откровенное желание оказать помощь всему человечеству.
      • Направление на преодоление трудностей.
      • Завышенные моральные ценности

      Итак, личность – это внутреннее осязание человеческого «я», а строение личности – это сочетание «идеального и реального Я».

      Когнитивная теория

      Эта теория похожа на гуманистическую, однако, некоторые отличия имеются.

      Основателем этой модели считается Дж. Келли. По утверждению, этого психолога человек желает знать, что с ним происходит сейчас и что свершится в будущем.

      Келли убеждён, что для определения личности важно социальное окружение. Когнитивная модель концентрируется на норове человека и влиянии на него духовных процессов.

      Основным структурным элементом этой теории считается личностный «конструкт». В каждой личности содержится система таких конструктов, которую можно поделить на два блока:

      1. Система «ядерных» конструктов. Ими человек руководствуется при взаимодействии с другим социумом.
      2. Система периферических конструктов. Сюда относятся остальные персональные качества.

      Функционирование двух систем конструктов составляет целостность личности. Существует когнитивно-сложная и простая личность.

      Когнитивно сложная личность различается от когнитивно простой следующими показателями:

      • Быстрее преодолевает стресс.
      • Завышенное самомнение.
      • Имеет улучшенное психическое состояние.
      • Лучше приспособлена к возникающим ситуациям.

      Поведенческая теория

      В этой модели есть два течения – рефлекторное и социальное. Социальное течение возглавляют психологи Дж. Роттер и А. Банудра, а рефлекторное – Б. Скиннер и Дж. Уотсон.

      Основным источником формирования личности в освоении обоих направлений считается среда, в которой он обитает. Личность – это продукт обучения.

      Банудра считает, что уверенность личности в том, что она может, а что нет, формируют следующие условия:

      • Прошлый опыт.
      • Само убеждение. К примеру, «Я это сделаю!»
      • Приподнятое эмоциональное настроение (любовь, музыка, алкогольные напитки).
      • Подражание и моделирование поведения других личностей.

      Концепции развития личности - виды, современная концепция
      dizzwizz.ru

COMMENTS