Конфликты в межличностных отношениях

Конфликт в межличностных отношениях.

Конфликт в межличностных отношениях. — раздел Психология, Психология как наука, ее предмет Межличностный Конфликт – Открытое Столкновение Взаимодействующих Субъектов На.

Межличностный конфликт – открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами.

Классификация межличностных конфликтов:

1. По направленности: Общественные или идеологические; Профессиональные; Бытовые.

2. По мотивам: Положительно направленные (реальные или иллюзорные); Отрицательно направленные (реальные или иллюзорные).

3. По постледствиям: Положительные; Отрицательные;

4. По полезным представлениям конфликтующих: Внутриролевые; Межролевые.

5. По эмоциональной силе воздействия на конфликтующих: Сильные (затрагивающие социальный статус, честь, престиж, достоинство личности); Слабые (не затрагивающие честь, достоинство личности и т.п.)

6. По объёму (масштабу) воздействия: Широкие (затрагивающие интересы больших групп людей); Локальные (не выходящие за сферу интересов конфликтующих).

7. По длительности течения: Кратковременные; Зажатые; Разовые; Повторяющиеся.

8. По форме проявления: Внутренние; Внешние; Организованные; Неорганизованные; Преднамеренные; Спонтанные.

9. По источнику возникновения: Объективные; Субъективные.

Эта тема принадлежит разделу:

Малая группа небольшое количество людей от до человек которые выделяются по следующим общим для них признакам. наличие общего дела цели деятельность и т п. личное знание друг друга.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Конфликт в межличностных отношениях.

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Психология – наука о душе. Появилось в XVI в. от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука). Психология – это наука, которая изучает факты, механизмы и закономерности ра

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающи

Основными задачами истории психологии можно выделить: 1. Необходимость в изучении закономерностей развития знаний о всех моментах психики; 2. Необходимость раскрытия взаимосвязи н

В структуре характера выделяют две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Когда мы анализируем структуру характера, содержание ее отн

Психика – это отражение субъектом объективного мира. Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. Психологиче

Акцентуации – чрезмерно выраженные отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. По степени выраженности можно выделить два вида

Сознание – высшая форма психического отражения объективной действительности, присущая только человеку, обдумывание и запоминание своего внутреннего психического опыта, оценивание его значения для с

Общение – это социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции общественного опыта, культурной информации и организации совместной деятельности. Общен

Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы про

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения: 1. Прагматическая – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной

Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки. Основные методы: Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не из

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. 1. По содержанию оно может быть: 1.1 Материальное (обмен предметами и продук

Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых

Индивид – это телесное бытие человека, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. Индивиды отличаются друг от друга не только морфоло

Групповая динамика – процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление (Курт Левин). Групповая динамика рассматривает развитие отношений в гр

Известный советский психолог К.К. Платонов на основе критерия соотношения социального и биологического выделил в структуре личности ее различные подструктуры или уровни: 1) биологически обусловл

Ощущения – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при соответствующем возд

Официальные – отношения, которые регулируются должностными обязанностями, закрепленными законодательно. Неофициальные – в основе лежат личные симпатии и антипатии людей, не и

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Восприятие

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации. Свойства памяти: 1. Запоминать (новую инфо

Конфликт – процесс развития и разрешения противоречия. Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие по устранению причин или по коррекции поведения участни

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Особенность мышления – обобщённость и опосредованный харак

Психология управления – раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления – анализ психологических условий

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта. Виды воображения: Активное воображение – пользуя

Руководитель (менеджер) – ключевое звено в кадровой системе. Руководитель достигает цели совместной деятельности благодаря тому, что умножает свои физические и интеллектуальные силы за счёт

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Функции внимания:

Стиль руководства – манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации. Основные стили руково

Генетические факторы – тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от родителей. — Факторы, возникающие во время беременности. Во время пренатального

Лидерство – это способность влиять как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидерство – это естественный социально-п

Социализация личности – процесс активного ее включения в общественную жизнь. Выделяют пять основных стадий социализации: 1. Первичная социализация – стадия ад

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации: 1) Идентификация – это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее у

Принятие решения – это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и вы6op средств для реализации данной цели. Принятие упра

Просоциальное поведение – поведение человека среди людей, бескорыстно направленное на их благо. Просоциальное поведение определяют как действия с намерением помочь другим, не рассчиты

Управленческое общение – атрибутивное свойство человека, основной способ его жизнедеятельности в обществе, вызванный необходимостью осуществления управленческой функции с учетом обратной свя

Все социальные изменения, происходящие в обществе, взаимосвязаны, взаимообусловлены и приводят к направленным сдвигам в состоянии общества, называемым социальными процессами. Соц

Организация – это сложная, открытая, управляемая, динамическая система с целенаправленным действием. Организация как объект управления представляет собой группу людей, деятел

Все организации имеют общие для всех сложных организаций характеристики: 1. Ресурсы, (люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация). 2

Интерес – специфическая форма проявления познавательной потребности человека. Интерес обеспечивает направленность личности на осознание смысла и целей деятельности, тем самым способствующая ориенти

Потребность – специфическая сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем в окружающем мире.

Педагогика – отрасль науки, которая раскрывает сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности и которая разрабатывает практические пути и способы их

Интересы – это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склоннос

Педагогика (греч. «пайдос» – дитя, «аго» – вести – детовождение) – наука о воспитании людей. Педагогика – наука о воспитании, обучении и образовании как подрастающих поколений, так вз

Оценка личности (personality assessment) – измерение черт личности на протяжении времени. Самооценка личности – умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе крити

Образование как социальный феномен – это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными зна

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия обучаемого и обучающего с целью усвоения системы знаний, умений, навыков и развития способностей обучаемого. Обучение направлено н

Воспитание – это общественное явление воздействия общества на личность, влияние на человека всех формирующих его факторов (отождествляется с социализацией). Воспитание – целе

Характеристика основных эмоциональных состояний: Валентность. Это так называемый тон эмоций: они могут быть отрицательными и положительными. Интересен тот факт, что о

Впервые термин "психологическая защита" был введен в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом. Работа А. Фрейд, "Психология Я и защитные механизмы" издана в

Самообразование – процесс самосовершенствования личности, система личностных ценностей, приемов самосовершенствования, способов и возможностей свободного выбора ответственных решений в непре

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Некоторые свойства темперамента

Творческий потенциал (лат. potentia – сила) – совокупность способностей индивида, необходимых для творческой деятельности. Структура технологии развития творческого потенциала ли

Темперамент – динамика психической деятельности человека, которая одинаково проявляется в любой деятельности, независимо от ее целей, содержания, мотивов. Сангвиник. Л

Инженерная психология – научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектировани

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Новости и инфо для студентов
Соответствующий теме материал
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто

Информация в виде рефератов, конспектов, лекций, курсовых и дипломных работ имеют своего автора, которому принадлежат права. Поэтому, прежде чем использовать какую либо информацию с этого сайта, убедитесь, что этим Вы не нарушаете чье либо право.

Введение

Сейчас можно лишь удивляться, сколь долгим и тернистым был путь к очевидным истинам о невозможности абсолютно бесконфликтного развитии общества, зная, что любое новое возникает через отрицание, через отражение этого отрицания в сознании людей со всеми вытекающими отсюда страстями, эмоциями, приписыванием мотивов.

Конфликты возникают во всех сферах общественной жизни — будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека. Бесконфликтность это иллюзия, утопия и уж тем более не благо.

Конфликты в межличностных отношениях. Классификация конфликтов и причины их возникновения. Конфликтные типы личности

конфликт разрешение столкновение противоречие

Конфликт (лат. столкновение) означает столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мыслей или взглядов участником взаимодействия. Причинами конфликта могут быть:

· информация неполная, искаженная, обнародование и распространение нежелательной информации, слухи, разночтения одной и той же информации;

· представления и ценности — культурные, религиозные, убеждения, недостаток общей культуры;

· структура отношений: нарушение порядка соподчинения, нечеткое распределение прав и обязанностей, нерациональность структуры управления, несовершенная система учета труда;

· эмоциональность отношений: неудовлетворенность сторон отношениями друг с другом, негативные приемы контактов, манипуляции в общении;

· поведение — психологические характеристики, вызывающие эмоциональный протест у партнера, различия в тактике поведения, психологическая несовместимость партнеров.

Склонность и предрасположенность к конфликтным ситуациям с другими людьми могут создавать индивидуальные особенности личности (черты характера) человека. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:

1. неадекватная, завышенная или заниженная, самооценка своих возможностей и способностей;

2. стремление доминировать там, где это возможно и невозможно; сказать свое последнее слово;

3. консерватизм мышления, взглядов, убеждений;

4. излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях;

5. критический настрой, особенно необоснованный и неаргументированный;

6. определенные эмоциональные качества (акцентуации характера, тревожность, агрессивность, раздражительность, подозрительность и другие подобные черты).

Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, то, по поводу чего возникает конфликт. Объект чаще всего связан либо с какой-то объективной невозможностью удовлетворить интересы, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Следующий элемент конфликта — цели, которые ставят перед собой конфликтующие стороны и достижение которых они считают для себя привлекательными; субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

Конфликт предполагает наличие оппонентов (лат. противополагающий), конкретных лиц или групп людей, являющихся его участниками. И, наконец, в любом конфликте важно отличать непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

Пространственные границы конфликта определяются местонахождением его участников (квартира, дом, работа, регион и т.д. и т.п.). Временные параметры конфликта связаны с его продолжительностью, включая начало и конец.

Важно помнить, что попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликтов в зависимости от критериев, берущихся в качестве основы.

1. Внутриличностный конфликт вызывается различными психологическими факторами внутреннего мира личности, часто кажущимися или являющимися несовместимыми: потребностями, интересами, желаниями, чувствами, мотивами (к примеру, необходимость соблюсти данное слово и невозможность сделать это из-за препятствий, преодолеть которые человек не в состоянии).

Внутриличностный конфликт наиболее полно исследован в общей психологии, патопсихологии и психоанализе. Существенный вклад в разработку этого типа конфликта внес советский психолог А.Р. Лурия, разработавший сопряженную моторную методику, и немецко-американский психолог К. Левин. Последний разработал классификацию внутриличностных конфликтов, включающую три основных типа:

· конфликт типа «приближение — приближение», когда человеку приходится выбирать между двумя в равной степени привлекательными, но требующими противоположных действий альтернативами;

· конфликт «приближение — удаление», когда одна и та же цель оказывается обладающей в равной степени привлекательностью и непривлекательностью;

· конфликт «удаление — удаление», здесь человек вынужден выбирать между двумя в равной степени непривлекательными альтернативами.

Особый случай внутриличностного конфликта представляет «конфликт ролей», когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивы» требования: как хороший семьянин (отец, муж) человек должен проводить вечера дома, а положение руководителя может обязать его задерживаться на работе.

Межличностный конфликт — наиболее распространённая форма конфликта в организациях. Это, как правило, борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, вакантное место, рабочую силу, при этом каждый считает, что в ресурсах нуждается больше всего именно он. Межличностный конфликт может также проявиться в столкновении различных типов характера, темперамента, порождающих напряженность в человеческих отношениях вплоть до «взрыва».

Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Другой распространенный конфликт этого типа — между группой и руководителем при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за некомпетентности специалистов, особенно при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповые конфликты возникают между различными (формальными и неформальными) группами в организации, между высшим и более низкими уровнями руководства. Конфликтующие группировки преследуют несовместимые цели и препятствуют друг другу на пути их осуществления. Членам другой группы приписывается в этом случае негативное поведение, дается им и группа отрицательная оценка по сравнению с более высокой и положительной оценкой своей группы, возлагается на чужую группу вся ответственность за негативны события.

Социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, преследующих свои различные, противоположные цели, интересы, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга. Это предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое противоборство.

2. Возможны также классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные: они в среднем составляют 70-80% от всех конфликтов. Признаком классификации здесь выступает направленность коммуникаций, осуществляемых в момент конфликта.

Несмотря на специфику и многообразие, конфликты имеют в целом общие стадии протекания:

· подпочвой конфликта всегда есть предконфликтная ситуация, которая характеризуется накоплением и обострением противоречий, расхождением целей, интересов сторон. Конфликтная ситуация может существовать объективно, может создаваться субъективными действиями одной из сторон на основе выделения своего особого интереса. Это латентная (скрытая) фаза конфликта. Для того чтобы конфликт получил развитие, необходим:

· инцидент, действия одной из сторон по достижению своей цели во вред интересам другой стороны. Конфликт переходит из латентной стадии в

· основную фазу — конфликтное поведение: прямые или косвенные действия по блокированию достижения другой стороной ее целей. Начинается с осознания своих верно или ложно понятых интересов, понимания необходимости борьбы и психологической готовности к ней. На этой стадии проявляются и используются все ресурсы каждой из сторон, что приводит или к усилению конфликта или переоценке ценностей каждым из участников (свои силы и ресурсы, то же другой стороны, сложившейся ситуации в конфликтных действиях). В результате происходит выбор стратегии дальнейшего поведения: продолжение конфликта, его ужесточение и достижение цели любой ценой или частичные уступки и поиск путей разрешения. Конфликт переходит в:

· стадию разрешения. Разрешение конфликта возможно при выполнении пяти необходимых условий:

1) определить проблему как достижение цели, а не процесс решения;

2) выбор решения, приемлемого для обеих сторон;

3) сосредоточение внимания на говорящем, его сообщении, а не на личностных качествах его;

4) создание и сохранение атмосферы доверия, взаимного уважения обмена информацией и усиления взаимного влияния;

5) формирование позитивного отношения к другой стороне (снятие угроз, агрессивности, демонстрация симпатии и эмпатии, изменение в лучшую сторону своего мнения о другом);

· послеконфликтная стадия характеризуется окончательным устранением противоречивых целей и интересов, снимается полностью социально-психологическое напряжение и эмоции, прекращается любая борьба.

Поскольку в реальной жизни не так просто выяснить истинную причин» конфликта и найти адекватный способ его разрешения, целесообразно ознакомиться с разработанной К.У. Томасом и Р.X. Килменном стратегией поведения в конфликтной ситуации, определяющей соответствующие способы решения конфликта. Стиль поведения в конкретном конфликте, замечают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. В графической форме эти стратегии отри жены в так называемой сетке Томаса-Килменна.

Исследователи указывают на пять основных стилей поведения при конфликте:

· стиль конкуренции или соперничества наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. По статистике более 70% всех случаев в конфликте — это стремление к одностороннему выигрышу, победе, удовлетворению в первую очередь своих интересов. Этот стиль эффективен в том случал, когда одна сторона обладает определенной властью, авторитетом, уверена в правильности своих аргументов, имеет возможность использовать власть. Этот стиль не может быть использован в близких, личных отношениях, поскольку кроме чувства отчуждения, он больше ничего вызвать не может;

· сотрудничество — наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем достаточно эффективный при разрешении конфликтных ситуаций. Преимущество его в том, что вы находите наиболее приемлемое для обеих сторон решение и делаете из оппонентов партнеров. Выигрывают обе стороны, поэтому они более склонны выполнять принятые решения. Стиль сотрудничества наблюдается в тех случаях, когда у сторон тесные длительные взаимоотношения, есть время работать над проблемой, обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать другую сторону, они обладают равной властью и авторитетом. Такой подход ведет к успеху в делах и личной жизни;

· стиль компромисса находится в центре сетки Томаса-Килменна. Суть его в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. Он несколько похож на стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне. Такой стиль эффективен тогда, когда стороны хотят придти к решению быстро, их может устроить временное решение, и они могут воспользоваться кратковременной выгодой, обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы и хотят сохранить взаимоотношения;

· стиль уклонения обычно реализуется, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон, проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права, либо сторона просто не желает тратить время на решение проблемы. Стиль применим, когда приходится иметь дело с конфликтной личностью;

· стиль приспособления, означающий совместные действия с другой стороной, но при этом одна сторона не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания ситуации, не отказываясь от своих интересов, а как бы отставляет их в сторону на некоторое время. Этот стиль используется в том случае, когда исход дела чрезвычайно важен для одной из сторон и она желает охранить хорошие отношения со своим партнером.

Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликтов не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или другой выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, в реальности оказываются неодинаковыми. В повседневной жизни эти различия могут приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам. В психологии выделяют следующие типы конфликтных личностей:

· «демонстративный» — чаще всего холерик с завышенной самооценкой, кропотливой систематической работы не любит, любит быть на виду, не ходит от конфликтов и в конфликтной ситуации чувствует себя неплохо;

· «ригидный» (косный) — люди этого типа не умеют перестраиваться в изменившейся ситуации, честолюбивы, подозрительны, проявляют болезненную обидчивость, повышенно чувствительны к мнимым или действительным несправедливостям;

· «педант» скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, придирчив, свои неудачи и просчеты переживает вплоть до болезни, зануда, отталкивает от себя людей;

· «неуправляемый» — импульсивен, недостаточно контролирует себя, поведение непредсказуемо, агрессивен, из прошлого опыта извлекает мало уроков;

· «бесконфликтный» — неустойчив в оценках и мнениях, обладает повышенной внушаемостью, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, излишне стремится к компромиссу, не обладает достаточной силой воли. В конфликтной ситуации или в общении с таким человеком уже нельзя изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его психологические особенности. Если нельзя «подобрать ключик» к нему, остается одно — единственное средство — считать такого человека стихийным бедствием.

Конфликты в межличностных отношениях. Классификация и причины возникновения конфликтов

Конфликты в межличностных отношениях.

Понятие конфликта принадлежит как обыденному сознанию, так и науке, наделяющей его своим специфическим смыслом. В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий.

Слово конфликт происходит от латинского conflictus – столкновение. Столкновение – это чаще всего описываемая и встречающаяся форма контактов между людьми. Общение в форме столкновения является результатом индивидуальных различий между людьми и возникает тогда, когда поступки индивидов – участников одной ситуации имеют аналогичную направленность. Столкновения имеют различные формы и часто бывают следствием несовпадения установок, чувств, стремлений, целей, моделей поведения и способов мышления.

Сегодня многие – особенно западноевропейские конфликтологи высказывают мнение, что едва ли будет создана единая универсальная теория конфликта, приложимая к разнородным конфликтным явлениям. При анализе и сравнении разных определений конфликта можно выделить основные его характеристики:

1) биполярность – столкновение двух начал, их противостояние;

2) активность – взаимодействие, направленное на преодоление разделяющего их противоречия.

3) субъектность – наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта.

Т.о., конфликт – это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом (субъектами).

Наиболее продолжительными и развитыми в науке являются философско-социологическая и психологическая исследовательские традиции в изучении проблемы конфликта. Психология сосредотачивает своё внимание на двух вопросах: 1) на анализе вторичных психологических аспектов в каждом конфликте (например, на степени осознания конфликта его участниками); 2) на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами.

Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей — столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) нарушает интересы другой стороны.

Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

Конфликт — это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликты можно классифицировать: по объему, по длительности протекании, по источнику возникновения.

По объему конфликты подразделяют на:

Внутриличностные конфликты — возникают в результате того, что общественные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями человека, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности (потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.)

Межличностной конфликт -вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый

распространенный тип конфликта. В основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, материальные средства и т.д.

Конфликт между личностью и группой — проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и деятельности. Этот конфликт в организации возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповые конфликты -конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрации и профсоюза), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.

Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша.

По длительности протеканияконфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные.

Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.

По источнику возникновенияконфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные.

Объективным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности личности или группы.

Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения стремлений, желаний, интересов человека.

Субъективные факторы приводят потенциальный конфликт в реальный.

В зависимости от характера влияния конфликта на личность или группу выделяются конструктивные, стабилизирующие и деструктивные конфликты.

Стабилизирующие конфликты направлены на устранение отклонений от нормы и закрепление признаков устоявшейся нормы. Конструктивные конфликты способствуют повышению стабильности функционирования группы в новых условиях за счет перестройки ее функций и структуры. Деструктивные конфликты способствуют разрушению устоявшейся нормы и возвращению к старым нормам или углублению проблемной ситуации. Участники деструктивных конфликтов затрачивают свою энергию на то, чтобы контролировать друг друга или оказывать друг другу противодействие.

В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

Реалистические конфликтывызваны неудовлетворением определенных требований участников илинесправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ инаправлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликтыимеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие, становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации — создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами само регуляции эмоциональных состояний в общении.

Существование различных классификаций конфликтов в современной психологии говорит о том, что к конфликтам относят разноуровневые явления широкого диапазона. Однако проблемное поле их исследования остается не вполне определенным: наряду с конфликтами, имеющими конкретных субъектов взаимодействия, классификации могут включать явления, не принадлежащие конкретной социальной структуре (конфликт культур у А.Г. Здравомыслова), а также те, социальный характер которых нуждается в обосновании (зооконфликты у А.Я. Анцупова и А.И. Шилова).

Причины возникновения конфликтов.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта, и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

Важную роль в возникновении конфликта играет конфликтоген («способствующий конфликту») – это слова, действие (бездействие), способные привести к конфликту.

КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) представляет собой столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, включает в себя субъектов возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Социально-психологический анализ позволяет выделить четыре типа конфликта:

· Внутриличностный – сторонами конфликта могут выступать две или более составляющих одной и той же личности, например, отдельные черты, типы или инстанции; в этом случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека;

· межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями, при этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок;

· личностно-групповой конфликт зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;

· межгрупповой – в этом случае может происходить столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.

В динамике конфликта выделяют следующие четыре стадии:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация не сразу осознается людьми, поэтому ее можно назвать «стадией потенциального конфликта».

2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Для того чтобы конфликт был осознан, необходим инцидент, т.е. ситуация, при которой одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

3. Переход к конфликтному поведению. После того как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. При переходе конфликта из потенциального в актуальный он может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный, стабилизирующий или неконструктивный.

Конструктивным межличностным конфликтом считается тот, при котором оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов, отношений и не касаются личности противоположной стороны. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. К.У. Томас и Р.X. Килман выделили следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации:

· сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

· компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

· избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем;

· приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами;

· конкуренция – соперничество, открытая борьба за свои интересы.

Неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

4. Разрешение конфликта является заключительной стадией его протекания. Оно возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов. Разрешение может быть частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается) и полным (когда конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений). Таким образом, можно назвать четыре возможных типа разрешения конфликтов:

полное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации – например, пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту;

частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях;

полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального изменения образов конфликтной ситуации;

частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения противоречия изменения образов в конфликтной ситуации.

Источники:
Конфликт в межличностных отношениях
Конфликт в межличностных отношениях. Психология Психология как наука, ее предмет. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c14/41isn/p20/
Конфликты в межличностных отношениях
Введение Сейчас можно лишь удивляться, сколь долгим и тернистым был путь к очевидным истинам о невозможности абсолютно бесконфликтного развитии общества, зная, что любое новое возникает через
http://studbooks.net/905239/psihologiya/konflikty_mezhlichnostnyh_otnosheniyah_klassifikatsiya_konfliktov_prichiny_vozniknoveniya_konfliktnye_tipy_lichnosti
Конфликты в межличностных отношениях 1
Конфликты в межличностных отношениях. Классификация и причины возникновения конфликтов Конфликты в межличностных отношениях. Понятие конфликта принадлежит как обыденному сознанию, так и
http://allrefrs.ru/1-12650.html
КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
КОНФЛИКТЫ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) представляет собой столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций,
http://studopedya.ru/2-7162.html

COMMENTS