Конформизм и нонконформизм — понятия, феномен конформизма

КОНФОРМИЗМ И НОНКОНФОРМИЗМ

КОНФОРМИЗМ И НОНКОНФОРМИЗМ

Конформизм — изменение поведения или убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение. Явление конформизма связано с группой, с тем, как может группа влиять на отдельного человека. Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы, он получает поддержку и одобрение. Наоборот: если он идет против течения, то встречает недовольство, отвержение, ненависть. Таких людей называют нонконформистами. По большей части они лидеры, генераторы идей, новаторы. Если человек является лидером в коллективе – то ему будет позволено небольшое отклонение от общего поведения.

Нонконформист предлагает новые идеи, идет нехоженой тропой. Подобный образ мыслей не приносит популярности. Сначала его не воспринимают или считают идиотом, но через некоторое время люди принимают эти новые решения и спокойно пользуются всеми благами цивилизации. Так устроен мир: сначала ненависть, насмешки, негодование, потом любопытство, а следом – бурный восторг и почитание. Нонконформист сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества. Конформистов же большинство и, скорей всего, человек часто просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое. «Иногда несгибаемая позиция – результат паралича» (Станислав Ежи Лец). При этом возможны следующие варианты отношения к данной проблеме:

1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

2) вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «белой вороны»);

4) осознанное, свободное отвержение групповых норм и ценностей с учетом возможных последствий (вплоть до ухода из группы).

Важно иметь в виду, что все эти варианты дают возможность человеку определиться, найти свое место в группе – или в рядах законопослушных, или в рядах местных бунтарей. Исследования показали, что второй вариант поведения человека по отношению к группе очень распространен. Вынужденное принятие человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего положения в ней получило название конформизма.

Конформизм – это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.

Конформизм в общем смысле определяется как пассивное, приспособленческое принятие групповых стандартов в поведении, безоговорочное признание установленных порядков, норм и правил, безусловное признание авторитетов. В таком определении конформизм может означать три разные явления:

• выражение отсутствия у человека собственных взглядов, убеждений, слабохарактерность, приспособленчество;

• проявление одинаковости в поведении, согласие с точкой зрения, нормами, ценностными ориентациями большинства окружающих;

• результат давления групповых норм на индивида, когда он начинает думать, действовать, как остальные члены группы.

Конформизм повседневно существует в малых группах на работе, в группах по интересам, в семье и воздействует на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения. Ситуационное поведение индивида в условиях конкретного группового давления называют конформным поведением.

Степень конформности человека обусловлена и зависит, во-первых, от значимости для него высказываемого мнения: чем оно важнее для него, тем ниже уровень конформности. Во-вторых, от авторитета тех, кто высказывает те или иные взгляды в группе: чем выше их статус и авторитетность для группы, тем выше конформность членов этой группы. В-третьих, конформность зависит от количества лиц, высказывающих ту или иную позицию, от их единодушия. В-четвертых, степень конформности определяется возрастом и полом человека – женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети более, чем взрослые.

Исследования показали, что конформность – явление неоднозначное, в первую очередь потому, что уступчивость индивида не всегда свидетельствует о действительных переменах в его восприятии. Различают два варианта поведения: рационалистический, когда мнение изменяется в результате убеждения индивида в чем-то; мотивированный – если он демонстрирует изменения.

Конформное поведение человека можно рассматривать как негативное по своей сути, означающее рабское, бездумное следование групповому давлению, и как сознательное приспособленчество индивида к социальной группе. Можно выделить два типа конформного поведения:

• внешнее подчинение, проявляющееся в сознательном приспособлении к мнению группы. При этом возможны два варианта самочувствия индивида:

1) сопровождается острым внутренним конфликтом;

2) происходит без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта;

• внутреннее подчинение, когда часть индивидов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его и за пределами группы. Существуют следующие виды внутреннего подчинения:

1) бездумное принятие неверного мнения группы по принципу «большинство всегда право»;

2) принятие мнения группы посредством выработки собственного объяснения сделанного выбора.

Таким образом, конформность к групповым нормам в одних ситуациях фактор позитивный, а в других – негативный. Следование некоторым установленным стандартам поведения важно, а иногда просто необходимо для эффективных групповых действий. Другое дело, если согласие с нормами группы приобретает характер извлечения личной выгоды и превращается в приспособленчество.

Конформность – очень важный психологический механизм поддержания внутренней однородности и целостности группы. Это объясняется тем, что данный феномен служит поддержанию группового постоянства в условиях изменения и развития группы. Одновременно он может быть и препятствием развития личности и социальных групп.

Явление конформизма исследовалось многими учеными. Были проведены эксперименты по выявлению группового давления. Например, эксперименты про отрезки, когда человек под влиянием группы давал заведомо ложный ответ. Вспомним «третью волну» – сила в единстве. Группа дает своим членам защиту и одобрение. В группе человек получает поддержку, но как только он отклоняется от нормы поведением или высказываниями – сразу попадает в опалу и может быть исключен из группы. Конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную роль в социализации личности. С одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства. С другой стороны, конформность мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Однако человек не может быть только конформистом или нонконформистом, это зависит от ситуации и решаемого вопроса. Хотя встречаются и упертые, которые придерживаются своего мнения всю жизнь, а также товарищи, готовые свою правду отстаивать кулаками. Кроме того, человек не склонен к конформизму, если проблема касается его, затрагивает важные интересы, особо значимые моменты. Тогда он будет отстаивать свои позиции.

Для чего нужен конформизм? Как можно использовать это явление?

Управление подразумевает работу в группе и с группой. Члены группы отличаются друг от друга личностными, физическими и умственными способностями. У каждого свои интересы, возможности и таланты. При решении любого вопроса возникают варианты решения. Каждый волен согласиться или не согласиться с принимаемым решением. Но кто-то примет самостоятельное решение, а кто-то проголосует, как большинство. «Как все» – основное оправдание, писал Лев Толстой. В то же время при обсуждении другого вопроса человек, голосовавший «как все», предложит иной вариант. Основы конформизма закладываются в детстве (например, такие «истины», как «не высовывайся, живи как все»). Общество навязывает нормы и установки. Я считаю, что должен быть выбор, и решение человека – это его решение. Если правильно воздействовать на человека, – то даже навязанные решения он будет считать своими. Иногда хватает небольшого намека, маленькой детали – и человек принимает навязанное решение. Конформисты помогают принимать коллективные решения, но они никогда не станут лидерами, генераторами идей, чемпионами. Наоборот, человек предлагающий новые идеи, идущий на риск и нередко отвергающий устоявшиеся принципы отношений в группе, как правило, становится лидером. Люди, отстаивающие свои позиции и придерживающиеся своего мнения (нонконформисты), всегда остаются в меньшинстве. Однако меньшинство в той или иной мере влияет на группу.

Чтобы определить, как влияет мнение меньшинства на группу, проведено много опытов. Одно время преобладало мнение, что индивид в основном поддается давлению группы. Но некоторые опыты показали, что исследуемые, имеющие высокий статус, мало меняют свое мнение, и групповая норма отклоняется в их сторону. Если исследуемые в конфликтной ситуации находят социальную поддержку, их настойчивость и уверенность в отстаивании своих идей увеличиваются. Важно, чтобы индивид, отстаивая собственную точку зрения, знал, что он не один. Вопреки функционалистической модели группового влияния интерационистическая модель строится с учетом того, что в группе под влиянием внешних социальных перемен соотношение сил постоянно меняется, и меньшинство может выступить в группе проводником этих внешних социальных влияний. В связи с этим выравнивается ассиметричность отношения «меньшинство – большинство».

Термин «меньшинство» в исследованиях используется в буквальном его смысле. Это та часть группы, которая имеет меньше возможности влияния. Но если численное меньшинство сумеет навязать свою точку зрения другим членам группы, то сможет стать большинством. Для влияния на группу меньшинство должно руководствоваться следующими условиями: последовательность, стойкость поведения, единство членов в конкретный момент и сохранность, повторение позиции во времени.

Последовательность поведения меньшинства производит заметное влияние, поскольку сам факт стойкости оппозиции подрывает согласие в группе. Меньшинство, во-первых, предлагает норму, противоположную норме большинства; во-вторых, оно нарочно демонстрирует, что групповое мнение не является абсолютным.

Чтобы ответить на вопрос, какой тактики должно придерживаться меньшинство, чтобы сохранить свое влияние, Г. Мюньи провел эксперимент, общая идея которого состоит в следующем: когда речь идет о ценностной ориентации, группа делится на большое количество подгрупп со своими разнообразными позициями. Участники подгрупп ориентируются не только на эту группу, а и на другие группы, к которым они относятся (социальные, профессиональные).

Для достижения компромисса в группе определенное значение имеет стиль поведения ее членов, разделяющийся на ригидный и гибкий. Ригидный – это бескомпромиссный и категорический, схематический и суровый по высказываниям. Такой стиль может привести к ухудшению позиции меньшинства. Гибкий – мягкий в формулировках, в нем проявляется уважение к мнению других, готовность к компромиссам, и он является более эффективным. При выборе стиля следует принимать во внимание конкретную ситуацию и задачи, которые предстоит решить. Таким образом, меньшинство, используя различные методы, может значительно увеличить свою роль в группе и приблизиться к поставленной цели.

Процессы влияния большинства и меньшинства отличаются формой проявления. Большинство сильно влияет на принятие его позиции индивидом, но при этом круг возможных альтернатив для него ограничивается предлагаемыми большинством. В этой ситуации индивид не ищет других решений, возможно, более правильных. Влияние меньшинства, менее сильно, но при этом стимулируется поиск различных точек зрения, способствующих проявлению разнообразных оригинальных решений и повышающих их эффективность.

Влияние меньшинства вызывает большую концентрацию, познавательную активность членов группы при расхождении взглядов; возникающая стрессовая ситуация сглаживается за счет поисков оптимального решения.

Важным условием влияния меньшинства является последовательность его поведения, уверенность в правильности своей позиции, логической аргументации. Восприятие и принятие точки зрения меньшинства происходит значительно медленнее и труднее, чем у большинства. В наше время переход от большинства к меньшинству и наоборот происходит очень быстро, поэтому анализ влияния меньшинства и большинства более полно открывает особенности группового динамизма.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

47. Конформизм и групповое давление

47. Конформизм и групповое давление Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.Виды конформизма:1) уступчивость или внешний публичный

Конформизм: спасаем лицо, соблюдаем приличия, обретаем — знания

Конформизм: спасаем лицо, соблюдаем приличия, обретаем — знания Помните Харви — студента, который уверял, что доволен своим учебником, услышав, как книгу хвалят его однокурсники? Поведение Харви было проявлением конформизма, который можно определить как изменение

Глава двенадцатая Исследование социальных мотивов: власть, конформизм и подчинение

Глава двенадцатая Исследование социальных мотивов: власть, конформизм и подчинение Я полагаю, в жизни каждого человека в определенный период, а в жизни многих людей — во все периоды с младенчества и до глубокой старости, один из самых важных элементов — желание быть

Глава 6. Конформизм

Глава 6. Конформизм Вам наверняка знакома такая ситуация: как только оратор, высказывавший спорные идеи, или музыкальный ансамбль заканчивают выступление, фанаты, сидевшие в первых рядах, встают и начинают хлопать в ладоши. Поклонники, сидящие чуть дальше, следуя их

НОНКОНФОРМИЗМ

НОНКОНФОРМИЗМ Здоровый ребенок. Высокая самооценка ребенка–циклотимика, его вера в себя приводят к развитию у него независимого мышления и нонконформизма.Здоровый ребенок любит игру и легко включается в нее. Ему нравится надевать маски, становиться другим.

НОНКОНФОРМИЗМ

НОНКОНФОРМИЗМ Ребенок–циклотимик является нонконформистом в силу своего свободолюбия и независимости. Малыш–шизоид сопротивляется социальным правилам и нормам потому, что он их не понимает. При всем своем интеллекте он не может разобраться в простейшей социальной

Конформизм и «племенная» форма

Конформизм и «племенная» форма Итак, мы пришли к выводу, что нам нужны дополнительные правила. Строгий этикет в одежде прошлого не сменился полной анархией в области моды. Хоть журналы мод и регулярно провозглашают, что «сегодня можно носить все», это абсолютно не так.

psy.wikireading.ru

Социально-психологическое влияние: конформизм, внушаемость, подчинение

Социальное влияние имеет место, когда в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого человека, чем с собственным первоначальным ответом, т. е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.

Следует различать конформность и внушаемость. Конформность — подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Внушаемость, или суггестия — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

  • внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция) — мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы;
  • демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей), при сохранении собственного мнения в глубине души (внешняя, публичная конформность).

Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под влиянием каких факторов человек уступает группе?

  1. Прежде всего влияют характеристики самого человека: в подростковом, юношеском возрастах конформизм самый высокий, потом снижается. После 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне. У женщин конформизм выше, чем у мужчин, но не всегда: если обсуждаемая проблема относится к разряду стереотипно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, высокий уровень конформности наблюдается у сотрудников, вовлеченных в постоянную групповую деятельность, а у военных он выше, чем у инженеров.
  2. Влияют характеристики самой проблемы, характеристики стимульного материала: чем сложнее, амбивалентнее стимульный материал, тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) увеличивают способность к сопротивлению групповому давлению.
  3. Влияет и размер группы. Ранее предполагали, что увеличение размера группы приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер. Когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого конформность увеличивается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3-5-7 человек), после чего не растет, но и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как независимые друг от друга. Таким образом, на конформность действует прежде всего количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется групповому давлению.
  4. Влияют взаимоотношения человека и группы на уровень конформности (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять общее решение, конформность возрастала). Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если человек хочет, ищет принятия себя группой, он чаще уступает группе, и наоборот, если не дорожит своей группой, то более смело сопротивляется групповому давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться мнению группы — ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены групповому давлению индивиды со средним статусом, лица полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению

В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода (Фестингер), современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает. Поэтому он полагается на мнения других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать более точным образом реальности («большинство не может ошибаться»).

С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, хочет избежать конфликтов, избежать санкций при отклонении от принятой нормы, хочет поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.

Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает:

  1. как механизм сплочения человеческих групп, человеческого общества;
  2. механизм передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, социальных установок.

Чрезмерно выраженный конформизм — явление психологически пагубное. Человек, как флюгер, следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо человек реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует» в данный момент, в угоду «сильным мира сего». По мнению психологов, многие советские люди были сформированы в направлении такого повышенного конформизма.

Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, как протест подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм — это родственные свойства личности, это свойства положительной или отрицательной подчиненности влияниям на личность группы, но именно подчиненности. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и поведением конформиста.

Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение — избирательное отношение человека к любым влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют ли они убеждениям человека, соответствуют ли они целям и задачам содержания деятельности группы, т. е. решение принимается человеком самостоятельно со всей личной ответственностью за его последствия.

Чем определяются взаимоотношения человека и группы? С одной стороны, стабильность группового существования влечет за собой унификацию, уподобление, схожесть индивидов, входящих в группу, т. е. группе присуще стремление к уравновешиванию своих компонентов. С другой стороны, каждый член группы может рассматриваться как источник преобразования мнений других членов группы, т. е. и меньшинство способно повлиять на большинство в группе, так как не только люди адаптируются к социальной среде, но и индивиды адаптируют социальную среду к своим взглядам.

При каких условиях меньшинство может преобразовать позицию большинства? Сами по себе меньшинства — как в деловых, так и в социальных ситуациях — могут быть разными:

  1. меньшинство, чья позиция не отличается по существу от большинства, а лишь является более радикальной;
  2. позиция меньшинства противостоит позиции большинства.

Чтобы меньшинство преобразовало мнение большинства, необходимо чтобы меньшинство было принято в группе, входило в состав группы, а не отторгнуто, не изгнано из нее; чтобы меньшинство имело возможность достаточно открыто высказать свою позицию. В этом случае происходит следующая динамика внутригрупповых влияний:

  1. вначале у большинства складывается ощущение, что «они» (меньшинство) — «ненормальные»,
  2. позже возникают сомнения, которые адресуются самой проблеме, самому стимулу. Может, существуют внешние объективные причины, которые заставляют «их» говорить «не то»?
  3. позже этап сомнений в собственной позиции, т. е. пересмотр своих способностей адекватно определить правильный ответ.

Этот социокогнитивный конфликт и порождает пересмотр мнения большинства в случае, если не поступает реальное жизненное подтверждение правоты позиций большинства. Если же в данный момент поступает дополнительная информация о частичной неправильности позиции большинства, процесс пересмотра мнений происходит быстрее, причем даже не обязательно, чтобы правота позиции меньшинства была подтверждена вескими реальными аргументами.

Если «меньшинство» получает официальную власть или возможность широкой пропаганды своих мнений, процесс трансформации, изменения, пересмотра позиции большинства происходит интенсивнее. Если меньшинство изгнано из группы или лишено возможности высказывать свою позицию, групповое мнение большинства долго лидирует в группе.

Распространенная форма социального влияния — повиновение, подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом. Если исключить фактор опасности для человека получить социальное наказание в случае неподчинения лицу с более высоким статусом (в этом случае человек в целях самозащиты стремится к минимизации неприятностей и наказаний для себя, выбирая стратегию подчинения), какие еще факторы могут усиливать тенденцию к подчинению?

В экспериментах американского психолога Стэнли Милгрема испытуемые в роли «учителей» наказывали током «учеников» — жертв, и большинство испытуемых продолжали принимать участие в эксперименте даже при видимых сильных болевых ощущениях, обмороках «жертвы». Почему люди остаются участвовать в эксперименте? У них могут быть два типа психологического состояния взаимодействия:

  1. автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит,
  2. человек представляет себя как занимающего определенную ступень в иерархической лестнице, и потому полагает, что ответственность за его поведение несет индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии, феномен «диффузии ответственности» или «атрибуции ответственности», приписывания ее другому лицу, а не себе.

Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринимали экспериментатора как человека, который занимает более высокий статус. Значит экспериментатор несет ответственность за все происходящее. Такая внутренняя позиция человека приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занимающих более высокий социальный статус, даже если указания этих лиц противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.

www.klerk.ru

Социальное влияние: суггестия, конформизм, нонконформизм

Социальное влияние – форма межличностного взаимодействия, в результате которого повторный ответ человека на проблему более сближается с ответом другого человека, чем с собственным первоначальным ответом. Таким образом, поведение одного человека становится подобно поведению других людей.

Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого, чем с собственным первоначальным, т. е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.

Механизмами, реализующими социальное влияние, являются: конформизм, нонконформизм и суггестия.

Суггестия (внушаемость) – непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы, когда он и сам не замечает, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой.

Конформизм – сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. В подростковом, юношеском возрасте конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне, причем у женщин конформизм выше, чем у мужчин. Различают: а) внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция) – мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек соглашается; б) демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов).

Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под влиянием каких же факторов человек уступает группе?

1) Прежде всего, влияютособенности самого человека: в подростковом, юношеском возрастах конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого на устойчивом уровне, причем у женщин он выше, чем у мужчин, но впрочем не всегда. Если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, он высок у музыкантов из оркестра (70%), а у военных выше, чем у инженеров.

Влияютхарактеристики самой проблемы, стимульного материала: чем он сложнее, амбивалентнее, тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) увеличивают способность сопротивляться у давлению группы.

Влияети масштаб группы.Вначале предполагали, что увеличение его приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого конформность усиливается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3 — 5 — 7 человек), после чего не растет, да и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как независимые друг от друга, т. е. на нее действует количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения, человек более смело сопротивляется его давлению.

Влияютвзаимоотношения человека и группы (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять общее решение, конформность возрастала). Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если он этого хочет, то чаще уступает группе, и наоборот: если не дорожит ей, то смелее сопротивляется давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться ее мнению, ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены их давлению индивиды сосредним статусом; лица из полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению.

В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода (Леон Фестингер), современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнения других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», он идет на это потому, что хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, избежать конфликтов и санкций за отклонение от принятой нормы, поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.

Чрезмерный конформизм — явление психологически пагубное. Тогда человек, как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует, в угоду «сильным мира сего». По мнению западных психологов, многие советские люди сформированы в направлении такого повышенного конформизма.

Положительное значение конформизма состоит в том, чтоон выступает механизмом сплочения человеческих групп, человеческого общества и механизмом передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, установок.

Нонконформизм – опровержение человеком мнения большинства, протест подчинения, кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и поведением конформиста.

Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение — избирательное отношение человека к влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют ли они убеждениям человека.

По психологическим характеристикам различают:

1) группы членства;

2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они являются источником положительных и негативных образцов, а также норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Чем определяются взаимоотношения индивида и общности? С одной стороны, стабильность существования в группе приводит кунификации, уподоблению, схожести индивидов, входящих туда, т. е. группе присуще стремление к гомеостазису, к уравновешиванию своих компонентов. С другой стороны, каждый член группы может рассматриваться как источникпреобразования мнений других членов группы, т. е. и меньшинство способно повлиять на большинство, поскольку не только индивид адаптируются к социальной среде, но и наоборот: адаптирует среду к своим взглядам.

При каких условиях меньшинства может преобразовать позицию большинства? Сами по себе они бывают разными:

· меньшинство, чья позиция не отличается по существу от большинства, а лишь является более радикальной;

· позиция меньшинства противостоит позиции большинства.

Для преобразования меньшинством мнения большинства, необходимо, во-первых, чтобы меньшинство было принято в группе, входило в ее состав, а не оказалось отторгнутым, изгнанным. Во-вторых, иметь возможность достаточно открыто высказать свою позицию. В этом случае происходит следующая динамика внутригрупповых влияний: сначала у большинства складывается ощущение, что «они» (меньшинство) – «ненормальные», а потом возникают сомнения, которые адресуются самой проблеме, самому стимулу. Тогда появляется сомнение: «Может, существуют причины, внешние объективные причины, которые заставляют «их» говорить «не то»?»

Так возникает этап сомнений в собственной позиции, т. е. пересмотр своих способностей адекватно определить правильный ответ. Вот этот социальный и когнитивный конфликт и порождает пересмотр мнения большинства в случае, когда не поступает реальное жизненное подтверждение правоты его позиций. Если же получена дополнительная информация о частичной неправильности позиции большинства, процесс пересмотра мнений, перевеса их на сторону меньшинства происходит быстрее. При этом даже не обязательно, чтобы правота позиции второго была подтверждена вескими реальными аргументами. Если «меньшинство» получает официальную власть или возможность широкой пропаганды своих мнений, процесс трансформации, изменения, пересмотра позиции большинства происходит интенсивнее. Если же меньшинство изгнано из группы или лишено возможности выражать свою точку зрения, групповое мнение большинства долго остается главенствующим.

Распространенная форма социального влияния – повиновение, подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом. Если исключить фактор опасности получить неприятности, социальное наказание при неподчинении лицу с более высоким статусом (в этом случае человек в целях самозащиты стремится минимизировать неприятности и наказания для себя, выбирая стратегию подчинения), то следует задаться вопросом: какие еще факторы могут усиливать эту склонность подчиняться?

В экспериментах американского психолога Стенли Милграма испытуемые в роли «учителей» наказывали током «учеников» – жертв, и 66% испытуемых продолжали принимать участие в эксперименте даже при сильных болевых ощущениях, обмороках «жертвы». Почему они не отказались от эксперимента?

При взаимодействиях у человека возникают состояния двух типов:

· автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит;

· человек представляет себя как занимающего определенную ступень в иерархической лестнице, включенным в иерархическую систему, и потому полагает, что ответственность за его поведение несет индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии, — это феномен диффузии ответственности, или атрибуции ответственности, приписывания ее другому лицу, а не себе.

Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринимали экспериментатора как человека, который обладает более высоким статусом, и, значит, именно этот человек несет ответственность за все происходящее. Такая внутренняя позиция приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занимающих более высокое социальное положение, даже если их указания противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

cyberpedia.su

Феномены конформизма и нонконформизма в контексте «Критической теории» Текст научной статьи по специальности « Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андрамонов Д.К.

В статье представлены различные концепции дихотомии конформизм / нонконформизм в теоретических построениях представителей франкфуртской социологической школы (« критическая теория »). Конформизм и нонконформизм рассматриваются на уровне стратегии как две противоположные тенденции социального и политического поведения. Отображается эта противоположность в терминах идеологии (как концепции «ложного сознания»), власти и отчуждения .

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Андрамонов Д.К.

PHENOMENA OF CONFORMISM AND NON-CONFORMISM UN THE CONTEXT OF «CRITICAL THEORY»

Different conceptions of conformism / non-conformism dichotomy in theoretical constructs of Frankfurt Sociological School (« critical theory ») are presented in the following article. Conformism and non-conformism are considered on the level of the strategy as two opposite trends of social and political behavior. This opposition is reflected in ideology terms (as a conception of «false consciousness») and in terms of power and subtraction .

Текст научной работы на тему «Феномены конформизма и нонконформизма в контексте «Критической теории»»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 1 (43) ■ Часть 4 ■Январь

6. Силади Акош. Малая война русских государств. //Ельцинщина. Будапешт: Музы, 1993. С. 22-53.

7. Силади Акош. Беда и катастрофа в России. // Конец Ельцинщины. Будапешт. 1999. С. 12-40.

8. Чаба Ласло. Пиночет — в России? //Ельцинщина. Будапешт: Музы, 1993. С. 12-21.

1. Biro Zoltan S. Bor’ba za vlast’: El’cin i parlament — ili el’cinovskaja shkola prihoda k vlasti. //El’cinshhina. Budapesht: Muzy, 1993. S. 12-21.

2. Kraus Tomash. El’cinizm na vesah istorii. //Konec El’cinshhiny. Budapesht. 1999. S. 127-165

3. Kraus Tomash. O el’CINIZME. //El’cinshhina. Budapesht: Muzy, 1993. S. 75-103.

4. Svak Djula. Vmesto predislovija: El’cin i Petr Velikij? //El’cinshhina. Budapesht: Muzy, 1993. S. 7-11.

5. Svak Djula. Vmesto predislovija: Prezident Boris — Car’ Boris. // Konec El’cinshhiny. Budapesht. 1999. S. 7-11.

6. Siladi Akosh. Malaja vojna russkih gosudarstv. //El’cinshhina. Budapesht: Muzy, 1993. S. 22-53.

7. Siladi Akosh. Beda i katastrofa v Rossii. // Konec El’cinshhiny. Budapesht. 1999. S. 12-40.

8. Chaba Laslo. Pinochet — v Rossii? //El’cinshhina. Budapesht: Muzy, 1993. S. 12-21.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / SOCIOLOGY

DOI: 10.18454/IRJ.2016.43.102 Андрамонов Д.К.

Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования ФЕНОМЕНЫ КОНФОРМИЗМА И НОНКОНФОРМИЗМА В КОНТЕКСТЕ «КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

В статье представлены различные концепции дихотомии конформизм/нонконформизм в теоретических построениях представителей франкфуртской социологической школы («критическая теория»). Конформизм и нонконформизм рассматриваются на уровне стратегии как две противоположные тенденции социального и политического поведения. Отображается эта противоположность в терминах идеологии (как концепции «ложного сознания»), власти и отчуждения.

Ключевые слова: конформизм, нонконформизм, массовое общество, критическая теория, идеология, отчуждение.

Samara Regional Institute of Improvement of Professional Skill and Retraining of Education Workers PHENOMENA OF CONFORMISM AND NON-CONFORMISM UN THE CONTEXT

OF «CRITICAL THEORY»

Different conceptions of conformism/non-conformism dichotomy in theoretical constructs of Frankfurt Sociological School («critical theory») are presented in the following article. Conformism and non-conformism are considered on the level of the strategy as two opposite trends of social and political behavior. This opposition is reflected in ideology terms (as a conception of «false consciousness») and in terms ofpower and subtraction.

Keywords: conformism, non-conformism, mass society, critical theory, ideology, subtraction.

. .'[у’ритическая теория» представляет собой совокупность междисциплинарных подходов к анализу общества «^^и культуры, общим моментом для которых является оценка негативных сторон социокультурной реальности в духе «диагноза современности», и явная или неявная политическая ангажированность исследователя. Сам термин отсылает нас к деятельности основателей франкфуртской социологической школы Т. Адорно и М. Хоркхаймера. В контексте данной статьи под «критической теорией» мы будем понимать весь комплекс идей авторов, близких данному направлению мысли. Роль базовых социальных категорий, используемых в критической теории, играют массы, массовое общество и массовая культура. Кроме того, франкфуртцы часто прибегают к марксистской терминологии: «отчуждение», «идеология», «ложное сознание», «эксплуатация» и т.д. Используя язык Маркса, «критическая теория» описывает уже далеко не марксистскую реальность, а современное постиндустриальное общество. Впрочем, доминирующей идеей франкфуртцев остается разоблачение идеологии капиталистического строя.

Феномен конформизма играет существенную роль в теоретических моделях критической теории. Франкфуртские социологи рассматривают конформизм как негативное явление и описывают его через термины «идеологии» и «отчуждения». С точки зрения Адорно и Хоркхаймера, к состоянию всеобщего отчуждения привели неконтролируемый рост производства ималоконтролируемые последствия технического прогресса, что порождает «самоотчуждение» индивидов, вынужденных и телесно и духовно формировать себя в соответствии с мерками технической аппаратуры».[1, С. 46]. Конформизм как поведенческая тактика является следствием этого вынужденного самоотчуждения. «К конформизму вынуждают конкретные условия труда в обществе, а не сознательные воздействия, способные лишь добавочно оглуплять угнетенных и отвращать их от истины». [Там же С. 54] Адорно и Хоркхаймер осуществляют весьма категоричную критику буржуазной власти как тотализирующего все общество принципа — «Эта сила «тотального», выступает одним из основных инструментов манипуляции и «производства сознания» [2, С. 210]. Заметим, что в их программном труде «Диалектики Просвещения» термин «нонконформизм» не фигурирует, но сама риторика, на наш взгляд, имеет нонконформистскую окраску.

Развивая идеи Адорно и Хоркхаймера, Герберт Маркузе прибегает к созданию концепта «одномерного общества», по сути общества тоталитарного типа. Он отмечает, что уже к началу Первой мировой войны техническая рациональность играла все большую роль в социальных процессах. Именно стремление к унификации общественно —

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 1 (43) ■ Часть 4 ■Январь

политического пространства породило тоталитаризм как общеевропейскую норму. Маркузе и Адорно видели тоталитарные тенденции не только в фашистском и коммунистических режимах, но и в западном либерально-демократическом обществе. Такой взгляд основан на специфическом понимании «тоталитарного», которое «. здесь означает не только террористическое политическое координирование общества, но также не террористическое экономико-техническое координирование, осуществляемое за счет манипуляции потребностями посредством имущественных прав» [4, С. 4]. Расширяя объем понятия «тоталитарного», Маркузе указывает, что «тоталитаризму способствует не только специфическая форма правительства или правящей партии, но также специфическая система производства и распределения, которая вполне может быть совместимой с «плюрализмом» партий, прессы, «соперничающих сил» и т. п.» [Там же]. Исходя из этого, условно можно выделить две обозначенные Маркузе формы тоталитарно-репрессивной организации: явную и неявную. Фашизм и коммунизм относятся к первой, в то время как либерально-демократический режим ко второй. В известной книге «Одномерный человек» (1964) под «одномерностью» Маркузе понимает конформизм как склонность каждого из членов современного общества некритически следовать за большинством Более того, либеральное общество, с точки зрения Маркузе, есть «общество без оппозиции». Согласно его мнению, нонконформизм как форма социального поведения там практически невозможен в силу самого характера общества, в котором «сводится на нет» внутреннее измерение сознания за счет подавления его критических функций. [4, С. 8]. Тем не менее, Маркузе предполагает наличие таких общественных сил, которые могли бы изменить социальную ситуацию коренным образом. В «одномерном человеке» он высказывает две противоречащие друг другу гипотезы: «(1) что развитое индустриальное общество обладает способностью сдерживать качественные перемены в поддающемся предвидению будущем; (2) что существуют силы и тенденции, которые могут положить конец этому сдерживанию и взорвать общество»[9, С. XVIII]. То сеть, «общество без оппозиции» не является таким уж безнадежно конформистским.

Феномен конформизма занимает центральное место в творчестве еще одного представителя франкфуртской социологической школы и неофрейдизма — Э. Фромма. Будучи психоаналитиком, Э. Фромм обращает внимание на следующую тенденцию в психоаналитических практиках современного ему общества, которая «наглядно стала проявляться как в акцентировании внимания многих психоаналитиков на проблемах адаптации человека к существующим условиям жизни, так и в определении психического здоровья с точки зрения способности индивида адаптироваться к нормам и требованиям общества» [3, С. 9]. Фромм критикует классический психоанализ за эти адаптивные, в его интерпретации — конформистские задачи. Разумеется, критика нацелена в сторону общества, которое порождает болезненную зависимость личности от коллективного одобрения. С точки зрения Фромма, личность в такой ситуации подвергают сильному давлению, что не способствует развитию «желаемых качеств». Фромм — наиболее яростный противник существующих общественных порядков, при этом в отличие от остальных мыслителей, чьи идеи мы отнесли к «критическому» дискурсу, Фромм убежден в возможности осуществления социальной альтернативы. Он, наблюдая «ложное сознание» западного общества, порочность системы усматривает прежде всего в идеологии, влиянию которой подвержена и наука: «Нетрудно понять, почему социальные науки никогда не ставили в центр своего внимания вопрос об оптимальных условиях, необходимых для развертывания личности. К сожалению, за редким исключением, обществоведы выступают как апологеты, а не как критики существующей социальной системы. Это связано с тем, что (в отличие от точных наук) результаты социальных исследований почти не имеют значения для функционирования общественной системы. Даже напротив, ошибочные результаты и поверхностные выводы часто бывают гораздо желательнее (для реализации идеологических задач), чем правда, которая всегда является своего рода «динамитом», угрозой существующему status quo» [7, С. 236]. Конформизм Фромм-психолог рассматривает в качестве следствия поражения личности перед давлением общества, как один из психологических механизмов «бегства от свободы», который в современном обществе стал основным способом воспроизводства социального. «Именно этот механизм является спасительным решением для большинства нормальных индивидов в современном обществе. Коротко говоря, индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным «я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием». [6, С. 182]. Негативные черты общества Фромм усматривал в экономической организации западных стран. Подобно Марксу он полагал, что капитализм в конечном итоге приводит к отчуждению не только в экономическом, но и в психосоциальном смысле. Социальную и индивидуальную альтернативу Фромм видел в необходимости развития в структуре личности таких качеств, как автономия и независимость. В итоге должен был получится нонконформистский (в смысле автономный) по отношению к status quo и гармоничный во всех отношениях человек, осознающий к тому же свои «истинные потребности». Ориентация на обладание, характерная для капиталистического общества должна быть заменена ориентацией на бытие, о чем Фромм писал в книге «Иметь или быть?» (1976)[См. 8]. Похожие взгляды можно обнаружить в творчестве американского социолога Д. Рисмена. Он также указывает на высокую степень конформности и отчуждения в современном обществе, при этом, выделяя в качестве особого социального типа «автономную» личность, то есть личность, неподверженную массовой конформности. [5, С. 122].

Итак, дискурс феноменов конформизма/нонконформизма, который формирует «критическая теория» (назовем этот дискурс — критическим), во-первых, отличается от других социально-теоретических и социально-философских дискурсов более радикальной постановкой проблемы власти. Но отношения господства и подчинения в данном случае рассматриваются через понятия «идеология», «гегемония», «ложного сознание», «массовое общество».В этом контексте конформизм представляет собой следствие навязывания субъекту определенный тип ценностно -нормативных установок. Критический дискурс анализа явлений конформизма/нонконформизма в таком случае явно имеет «левую» политическую ангажированность и предстает в виде «диагноза современности». Другими словами -здесь критика имеет конкретного референта в современных формах общественно-политической организации. Итак, мы можем констатировать наличие прямой аксиологической посылки, согласно которой практически любая

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 1 (43) ■ Часть 4 ■Январь

современная форма социального порядка репрессивна, а, следовательно, практически любая форма противостояния ему служит делу эмансипации. Конформизм и нонконформизм в рамках критической теории рассматриваются в качестве двух разнонаправленных тенденций, разнонаправленность их имеет стратегический характер, но в отличие от привычной и традиционной точки зрения именно конформизм представляет собой иррациональный и социальнобезответственный тип поведения. Следуя этой логике, нонконформизм оказывается таким типом социального поведения, основания которого связаны со свободой личности. Таким образом, нонконформизм в контексте критической теории несет в себе противоположную конформизму положительную аксиологическую посылку.

1. Адорно. Т. Хоркхаймер. М. Диалектика Просвещения. М.: Медиум, 1997 — 312 с.

2. Жукоцкая А.В. Феномен идеологии. Самара: 2009. 272 с.

3. Лейбин В. Предисловие/ Фромм Э. Гуманистический психоанализ. СПб.: Питер, 2002, 544 с. С.9

4. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: «REFL-book», 1994, 368 с.

5. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество. // Социс, 1993, № 3. С. 121 — 129

6. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Аст: Астрель 2012, 284 с.

7. Фромм Э. Гуманистический психоанализ. СПб.: Питер, 2002, 544 с.

8. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. М.: Айрис-пресс 2004, 384 с.

9. Юдин А. Введение: Общество без оппозиции/ Маркузе Г. Одномерный человек М.: «REFL-book», 1994, X — XXI c.

1. Adomo. T. Horkhajmer. M. Dialektika Prosveshhenija. M.: Medium, 1997 — 312 s.

2. Zhukockaja A.V. Fenomen ideologii. Samara: 2009. 272 s.

3. Lejbin V. Predislovie/ Fromm Je. Gumanisticheskij psihoanaliz. SPb.: Piter, 2002, 544 s. S.9

4. Markuze G. Odnomernyj chelovek. M.: «REFL-book», 1994, 368 s.

5. Rismen D. Nekotorye tipy haraktera i obshhestvo. // Socis, 1993, № 3. S. 121 — 129

6. Fromm Je. Begstvo ot svobody. M.: Ast: Astrel’ 2012, 284 s.

7. Fromm Je. Gumanisticheskij psihoanaliz. SPb.: Piter, 2002, 544 s.

8. Fromm Je. Imet’ ili byt’? Radi ljubvi k zhizni. M.: Ajris-press 2004, 384 s.

9. Judin A. Vvedenie: Obshhestvo bez oppozicii/ Markuze G. Odnomernyj chelovek M.: «REFL-book», 1994, X — XXI c.

Подольская К.А.1, Гибадуллина А.И.2

1Магистрант 1-го года обучения, 2магистрант 2-го года обучения, Башкирский государственный университет РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ:

Целью данной работы является: описание региональной системы социального сопровождения замещающих семей в Республике Башкортостан и разработке предложений по ее оптимизации.

Ключевые слова: замещающие семьи, центры сопровождения замещающих семей, дети-сироты, этапы социального сопровождения замещающих семей, формы жизнеустройства детей-сирот.

Podolskaya K.A.1, Gibadullina A.I.2

Undergraduate student, 2undergraduate student, Bashkir State University REGIONAL SYSTEM OF SOCIAL SUPPORT FOR FOSTER FAMILIES: THE DIRECTION

The purpose of this article is to describe the regional system of social support for the foster family in Bashkortostan and the development ofproposals for its optimization.

Keywords: foster family, center support of foster families, orphans, stages of social support for foster families, form of living arrangement for orphans.

Центры сопровождения замещающих семей, созданные в ряде регионов РФ, осуществляют комплексное социально-правовое и психолого-педагогическое сопровождение детей, воспитывающихся в замещающих семьях, позволяющее предотвратить возможные возвраты детей в государственные учреждения.

В ведении Управления по опеке и попечительству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан находятся: (1) «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья» городского округа г. Уфа РБ; (2) «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» городского округа г. Уфа РБ; (3) «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Журавушка» городского округа г. Уфа РБ; (4) «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Саторис» городского округа г. Уфа РБ; (5) «Социальный приют для детей и подростков» городского округа г. Уфа РБ; (6) «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» городского округа г. Уфа РБ.

По итогам проведенного анализа были выявлены следующие проблемы функционирования региональной системы сопровождения замещающих семей: (1) не все центры оказывают сопровождение на всех этапах формирования замещающих семей; (2) слабое взаимодействия со СМИ; (3) недостаточная прозрачность: отсутствие ежегодных аналитических отчетов о деятельности центров; (4) нехватка квалифицированных кадров в центрах сопровождения замещающих семей; (5) не все центры могут оказать помощь при обращение к ним замещающих родителей с детьми, имеющими проблемы в психо — физическим развитием; (6) узкая локализация центров сопровождения замещающих

cyberleninka.ru

Что такое Конформизм

Конформизм — это приспособленческое поведение человека в обществе. Тенденция пассивно, бездумно, без какой-либо критики принимать существующие правила/мнения, под реальным или воображаемым давлением отдельного авторитетного индивидуума или целой группы.

Конформист — это личность, которая, без каких-либо сомнений или размышлений, следует обычаям/принципам группы, общества, церкви и т. д.

Конформный человек стремится быть и думать «как все», даже когда он один. Привычки, интересы и личная жизнь такого человека зависят от мнения его близких. Эти люди становится ему примером для подражания. Он ориентируется на них, когда определяет свои жизненные ценности.

Синонимы конформизма — приспособленчество, беспринципность, бесхарактерность. Антоним — максимализм.

Примеры конформизма

Примером из жизни можно назвать такую ситуацию, когда в рабочий коллектив приходит новый сотрудник, а там большинство людей курят. Он может не иметь этой вредной привычки, но там это считается нормой, он начинает курить вместе со всеми т. к. хочет завязать знакомства.

Как пример из литературы можно привести произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума». В нём писатель рассказывает о том, как все люди жили в Москве по принципу пассивного приспособленчества и пресмыкательства (конформистское поведение).

Автор рассказывает о тех событиях, что начали происходить, когда единственный позитивный герой А. А. Чацкий стал высказывать правду в лицо. Это обществу не понравилось, его называют сумасшедшим и он вынужден уехать.

Конформизм и нонконформизм

Нонконформизм — это активный отказ соответствовать установленным правилам социума (законам, традициям и т. д.). Считается антонимом конформизма, но это не совсем так.

Конформисты и нонконформисты похожи тем, что оба решают зависимо. За конформиста решает общество. За нонконформиста — то же самое общество, только он делает всем наперекор (если все пойдут направо — он пойдёт налево, если все налево — он наоборот).

Примером нонконформизма можно считать ситуацию, когда свободомыслящий хиппи отказывается устроиться на обычную работу.

Конформизм и конформность

Конформность — это тяготение к конформизму (т. е. к модификации своих суждений согласно тому, что господствует в окружающем индивида обществе).

Конформное поведение — человек пренебрегает собственной индивидуальностью (мечты, круг интересов) и придерживается ожиданиям близких.

Конформист — это тот, для кого типичны конформизм или конформность.

Психология конформизма

Болельщик вместе с сотнями других вскакивает со своего кресла во время гола, и это то же самое «стадное чувство», именуемое в психологии «конформизмом».

Конформизм может нести:

  • негатив (например, когда человек начинает курить);
  • позитив (например, когда люди следуют правилам общества, таким, как ходить одетыми и не нападать друг на друга);
  • а иногда он нейтрален (например, одеваться в белое на игру в теннис).

Но если человека называют конформистом, ему это не понравится, т.к. в этом обычно существует неодобрение.

Виды конформизма

Конформизм делится на:

Внешний и внутренний

Внешний (публичный конформизм или уступчивость) — человек подчиняется только внешне (чтобы избежать проблем, например, с властями), его внутренние убеждения остаются неизменными.

Внутренний — у человека действительно меняются взгляды, он внутренне принимает мнения группы.

Пассивный и активный

Пассивный конформизм — на человека оказывается давление извне.

Активный — человек сам пытается понять и сделать то, что от него ждут.

Осознанный и бездумный

Осознанный — когда человек осознаёт, что делает; это редкое явление может быть ответом на негативный жизненный опыт противостояния обществу.

Бездумный — обычное «слепое» приспособленчество без критики; человеку не хватает уверенности в себе.

Смотрите также значения Релятивизма и Социологии.

www.uznaychtotakoe.ru

Что такое конформизм и нонконформизм — велика ли разница между конформистом и нонконформистом

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аристотелю приписывают фразу о том, что человек — социальное животное. Как это связано с конформизмом?

Все просто — существуя в социуме, все мы в большей или меньшей степени склонны следовать правилам своей референтной группы, разделять идеи большинства, приспосабливаться к окружающей действительности.

Все это признаки конформиста.

*Кадр из экранизации альбома «The Wall» группы «Pink Floyd», 1982 год

На мой взгляд, исчерпывающе раскрыл суть этого понятия Чарльз Диккенс:

— При всех обстоятельствах лучше держаться вместе с толпой.
— А если имеются две толпы?
— Кричите вместе с той, что побольше.

Конформизм — это.

Конформизм (от латинского conformis — подобный, сообразный) — понятие, относящееся к этическим нормам, социальной психологии и политическим взглядам человека. Ближайший синоним — приспособленчество.

В самом общем смысле конформизм — это коррекция поведения или мировоззрения под влиянием чужого мнения.

Конформист пассивно плывет по течению, согласен с политикой партии и не имеет собственной точки зрения на происходящее. Вернее имеет, но эта точка зрения влита ему в уши пропагандой, друзьями, авторитетными людьми, традициями.

Есть и другой вид конформизма, когда человек вынужден подчиниться мнению большинства, затолкав поглубже свои убеждения. Такое формальное согласие приводит к внутриличностному конфликту.

Конформизм — это еще и подчинение стадному инстинкту.

Механизм конформного поведения знаком каждому из нас — вспомните, как мы все переходим дорогу на красный свет, если остальные пешеходы уже пошли, игнорируя запрещающий сигнал.

*Опасное для жизни проявление конформизма

Эксперимент Соломона Аша

Проблему конформизма поднял в 50-е годы XX века американский психолог Соломон Аш, проведя один из самых громких экспериментов в социальной психологии.

*Эксперимент Аша: найдите два одинаковых отрезка.

Собиралась группа добровольцев, среди которых все, кроме одного человека, были в сговоре с Ашем. Участникам показывали две карточки: на одной изображался отрезок-эталон, а на другой — три отрезка разной длины. Нужно было определить, какой из трех отрезков соответствует эталону.

Ответ очевиден, когда вы один сидите перед монитором. Чудеса начинаются, когда все кругом в один голос дают неправильный ответ.

Не будем углубляться в алгоритм проведения эксперимента, но его результаты поразительны: 75 % ничего не подозревающих испытуемых хотя бы один раз, не поверив своим глазам, повторили неправильный ответ большинства.

А 32 % предавали себя снова и снова, каждый раз называя неверные отрезки. Причем, метания начинались, когда в группе становилось больше трех участников.

Эксперименты Соломона Аша выявили две причины конформизма:

  1. Человек не хочет идти против общественного мнения;
  2. Человек верит, что большинство информировано лучше него.

На конформное поведение влияют три фактора:

  1. Социальная поддержка — если из группы хотя бы еще один выражает несогласие с мнением большинства, показатели проявления конформизма падают.
  2. Эмоциональная связь с группой — чем привлекательней для человека группа, тем охотнее он подстраивается под нее, искренне разделяя идеи большинства.
  3. Размер группы — чем больше толпа, тем выше вероятность, что человек проявит себя конформистом.

Быть конформистом — это естественно, но не всегда хорошо

В психологии принято считать, что конформизм — это свойство личности, а конформность — это модель поведения, склонность к проявлению конформизма.

В целом понятия находятся в одной плоскости, но среди психологов более распространено использование термина конформность или конформное поведение, а у социологов (это кто?) и политологов (это кто?) в ходу слово конформизм.

Феномен политического конформизма в том, что, с одной стороны, он только на руку власти, а с другой, именно в социологии понятие имеет флер презрительного и негативного смысла.

Кто такой конформист в политическом и социологическом аспекте? Это «хамелеон», «приспособленец», конъюктурщик, тот, про кого говорят «на лету переобулся».

*Пропаганда всегда опирается на конформизм

Человеческая склонность к конформному поведению в исторической ретроспективе спровоцировала чудовищные беды — от средневековой охоты на ведьм до распространения «коричневой чумы» фашизма в XX веке.

Но и на бытовом уровне слепое следование хайпу (это как?) часто несет негативные последствия: вспомним чуть ли не эпидемию анорексии (это что?) среди девочек-подростков, моду на синтетические наркотики, снюсы и прочую дрянь.

Нонконформизм — это.

Девиз нонконформиста: «А король-то голый!»

*Иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена «Новое платье короля»

Если конформизм — это подчинение давлению большинства, то его противоположная сторона — нонконформизм — это независимость собственного мнения, устойчивость к внешнему давлению. Умение отстаивать свою позицию, не поддаваться влиянию толпы говорит о зрелой личности.

Такая точка зрения верна только отчасти. При более пристальном взгляде оказывается, что нонконформист — это, по сути, зеркальное отражение конформиста, и еще неизвестно, кто из них лучше.

Между этими двумя моделями поведения больше общего, чем различного.

Конформист под влиянием толпы меняет свои взгляды и подстраивается, а нонконформист под тем же влиянием толпы начинает сопротивляться.

Апофеоз (это что такое?) нонконформизма — нигилизм (это что?), отрицающий ценность всех и вся.

С одной стороны, нонконформист не соглашается с коллективным заблуждением и обличает голого короля, как тот мальчик из знаменитой сказки Андерсена, но с другой, он же может в пику обществу отрицать любые нормы, нарочито противопоставлять себя группе, действуя по принципу «назло маме отморожу уши». Задумайтесь над словами популярной песни Андрея Макаревича:

«Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под вас».

Эта позиция нонконформиста звучит довольно самонадеянно.

«Каждое общество почитает своих живых конформистов и своих умерших нонконформистов».
Миньон МакЛафлин, американская писательница

Особенно остро проявляются противоречия конформизма и нонконформизма в подростковом возрасте.

*Парадокс — нарочито демонстрируя оригинальность, подростки мимикрируют под свою референтную группу

Бедных подростков просто разрывает между двумя полюсами. Они ужасные конформисты, потому что больше всего на свете хотят полностью слиться со своей референтной группой и не отсвечивать, иначе заклюют, забуллят.

При этом они ужасные нонконформисты, потому что правила, насаждаемые обществом взрослых, родителями, они считают какой-то дичью и готовы до посинения доказывать, что вокруг одни дураки.

Конформизм — это хорошо или плохо

Конформизм — если не ругательное слово, то уж точно термин с оттенком презрения и осуждения. В обществе, возводящем на пьедестал индивидуальность и ценность личности, не комильфо (это как?) быть конформистом и придерживаться взглядов толпы.

Негативная коннотация, очевидно, относится в большей степени к пониманию конформизма как нежелания отстаивать свои принципы. Когда человек плывет по течению, но внутренне не согласен с происходящим, — это предательство себя.

Но есть и обратная сторона медали. Человек не может существовать в социуме и не подстраиваться под правила.

Именно конформизм лежит в основе эволюции.

Все мы с детства знакомы с цитатой Дарвина «выживает сильнейший», но не все знают, что это очень неточный перевод фразы «survival of the fittest». Дарвин имел в виду совершенно другое — в процессе эволюции выживает наиболее приспособленный.

Конформизм и нонконформизм - понятия, феномен конформизма
ktonanovenkogo.ru

COMMENTS