Копинг стратегии у подростков, поведение в стрессовых ситуациях

Копинг стратегии у подростков, поведение в стрессовых ситуациях

Совладание личности с трудными жизненными ситуациями (копинг-поведение, от англ. «to cope» – справляться, совладать с чем-либо) изучается с 50–60 гг. XX в., в зарубежной и отечественной психологии. В 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» использовал понятие «копинг» для описания стратегий совладания со стрессом и с другими вызывающими тревогу событиями [5].

В различных теориях копинг-поведения выделяют следующие базисные стратегии:

1. Стратегия разрешения проблем – это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

2. Стратегия поиска социальной поддержки – это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

3. Стратегия избегания – это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем [6].

В последние годы проблема преодоления сложных жизненных ситуаций активно исследуется в процессе самых разных видов деятельности и на разных этапах онтогенеза.

Исследователи установили возрастные закономерности развития копинг – стратегий. Другими словами, в использовании копинг-стратегий существует определенная возрастная динамика – с увеличением возраста повышается вероятность использования активных проблемосовладающих поведенческих стратегий.

Подростковый возраст, это один из периодов в развитии человека, которому свойственны беспокойство, противоречивость чувств, тревога, агрессивность, меланхолия. Подростки сталкиваются с различными трудными жизненными ситуациями: проблемы, связанные со здоровьем, финансовые проблемы, межличностные проблемы, проблемы, связанные с обучением в школе и т.д.

Исследование Фроловой С.В. показало, что как в младшем, так и в старшем подростковом возрастах наименее представленными в поведенческом репертуаре совладания с кризисными ситуациями оказываются стратегии сотрудничества и альтруизма, придание смысла происходящему, поиск эмоциональной поддержки и эмоциональная разрядка. Автор предполагает, что такие поведенческие возможности еще не развиты у подростков. Это отражается на качестве социально-психологического взаимодействия в трудных ситуациях [6].

Эффективность совладания с неблагоприятными жизненными событиями зависит не только от удачного выбора стратегии, но и от индивидуальных особенностей личности, в частности от уровня жизнестойкости личности. Жизнестойкость определяется как интегральная личностная черта, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей. Жизнестойкость включает в себя три компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска, которые развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее [2].

Цель данного исследования состояла в выявлении различий в стратегиях преодоления трудных ситуаций подростков с различным уровнем жизнестойкости.

Гипотеза исследования: чем выше уровень жизнестойкости у подростков, тем больше они склонны к активным и просоциальным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций, чем ниже уровень жизнестойкости у подростков, тем больше они склонны к пассивным, асоциальным стратегиям преодоления.

В исследовании приняли участие подростки, мальчики и девочки 12–13 лет, учащиеся шестых, седьмых классов средней общеобразовательной школы г. Владикавказа.

Материалы и методы исследования

В эмпирическом исследовании использовался следующий методический инструментарий:

1) опросник жизнестойкости (С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева), выявляющий общий показатель жизнестойкости и показатели отдельных компонентов – вовлеченности, контроля и принятия риска.

2) личностный опросник «SACS» (С. Хобфолла в адаптации В.А. Чикер), выявляющий стратегии и модели копинг-поведения. Опросник выявляет следующие девять моделей поведения: «ассертивные действия», «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки», «осторожные действия», «импульсивные действия», «избегание», «манипулятивные действия», «асоциальные действия», «агрессивные действия», которые соотносятся с активными, пассивными, просоциальными, асоциальными, прямыми и непрямыми стратегиями преодоления стрессовых ситуаций.

При обработке данных использовались статистические методы: Т-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции r-Пирсона.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе измерения уровня жизнестойкости подростков, мы получили результаты, согласно которым в исследованной выборке 46,3 % подростков имеют высокий и выше среднего уровень жизнестойкости и 53,7 % подростков имеют уровень жизнестойкости ниже среднего и низкий. Таким образом, выборка была разбита на 2 группы по уровню жизнестойкости путем сравнения полученных показателей каждого респондента со значениями жизнестойкости по критерию возраста (средние по возрастным группам), которые приводятся в описании методики С. Мадди [1, с. 19].

Сравнив по уровню жизнестойкости мальчиков и девочек, мы выявили, что уровень жизнестойкости в целом у мальчиков чуть выше, чем у девочек, особенно по компоненту «принятие риска». В табл. 1 приведены средние значения по уровню и компонентам жизнестойкости в исследованной выборке.

Средние значения по методике С. Мадди в группах мальчиков и девочек с высоким и низким уровнем жизнестойкости

мальчики с высоким и выше среднего уровнем жизнестойкости

девочки с высоким и выше среднего уровнем жизнестойкости

мальчики с низким и ниже среднего уровнем жизнестойкости

девочки с низким и ниже среднего уровнем жизнестойкости

applied-research.ru

Копинг-стратегии как способ борьбы со стрессами

Стрессы в нашей жизни являются явлением довольно частым. Переносят, ощущают их и говорят о них практически все люди. Причиной этого явления сегодня является всё, с чем ежедневно сталкивается человек, начиная с работы и семейных отношений и заканчивая обстановкой в стране и в мире вообще. Но организм человека устроен таким образом, что постоянно нуждается в равновесии. А происходящее в жизни, в том числе и отношение людей друг к другу, это равновесие систематически нарушает, вследствие чего организм просто вынужден работать на пределе своих возможностей, стремясь, одновременно с этим, поддерживать баланс всех физиологических и психических процессов, другими словами, функционировать практически без отдыха. Хорошая же новость состоит в том, что человек в состоянии преодолевать стрессовые ситуации практически любой тяжести, нейтрализуя давление, оказываемое на него внешними обстоятельствами. Но прежде чем мы расскажем о том, как обычно это происходит, скажем ещё несколько слов о стрессе.

А если эта тема кажется вам интересной, и вы хотите развиваться в ней еще больше, рекомендуем наш курс «Психическая саморегуляция», где вы научитесь реальным практическим техникам самомотивации, борьбы со стрессом и социальной адаптации, чтобы всегда контролировать свое эмоциональное и психическое состояние.
Узнать больше о курсе

Общая характеристика стресса

Стрессовое состояние характеризуется как напряжённое физическое и психическое состояние организма. Вообще, в минимальных дозах стресс нужен организму для поддержания его оптимального режима работы, но чрезмерных количествах он крайне отрицательно сказывается на благополучии и эффективности человека, вызывая, таким образом, психосоматические заболевания.

Основоположником учения о стрессе является канадский патолог и эндокринолог Ганс Селье, согласно идеям которого, стресс является стимулом для достижения организмом устойчивости в ответ на воздействие негативных факторов.

Селье выделял два вида стресса:

  • Эостресс – стресс, вызывающий положительный эффект
  • Дистресс – стресс, вызывающий отрицательный эффект

Состоит стресс из трёх фаз:

  • Фаза тревоги
  • Фаза сопротивляемости
  • Фаза истощения

Интересно то, что люди, обладающие устойчивой психикой, имеют возможность преодолевать стадию тревоги, тем самым избегая появления стресса.

Если же говорить о настоящем времени, то стресс выделяют эмоциональный и информационный. Первый связан с эмоциональной составляющей жизни человека, а второй – с огромным количеством информации, которое на него обрушивается. Но, каким бы ни был стресс, его воздействие на личность в большинстве случаев одинаково. В процессе изучения влияния стресса на человека и встал вопрос о его совладании с трудными жизненными ситуациями, и появилась теория копинга.

Теория копинга

Теория копинга, как вопрос о взаимодействии человека с проблемами в жизни, появилась в психологической науке во второй половине XX столетия. А само понятие «копинг» (от английского «to cope» — совладать, справляться) было введено известным американским психологом Абрахамом Маслоу.

Под копингом принято понимать постоянно меняющиеся поведенческие и когнитивные попытки человека справиться с особыми внутренними или внешними требованиями, оценивающимися как напряжение или превышающими возможности индивида преодолеть их. Говоря более простым языком, копинг – это такая форма поведения, которая отражает готовность человека к решению жизненных проблем; такое поведение, которое направлено на то чтобы приспособиться к обстоятельствам, и которое подразумевает уже сформированную способность применять конкретные средства для преодоления стресса. Выбор активных действий повышает вероятность устранения человеком воздействия источников стресса на свою личность.

Детали данного навыка переплетаются с «Я-концепцией», эмпатией, условиями среды и локусом контроля. Согласно представлениям Абрахама Маслоу, копинг-поведение – это противоположность экспрессивному поведению.

Копинг-стратегии

Всего выделяется несколько копинг-стратегий, т.е. стратегий совладающего поведения:

  • Разрешение проблем как основной этап
  • Активные действия
  • Косвенное воздействие
  • Совладание

Поговорим о них более дательно.

Разрешение проблем

К разрешению проблем можно отнести также избегание проблем и поиск социальной поддержки. Копинг-поведение здесь реализуется через использование стратегий, берущих за основу ресурсы личности и среды. Одним из наиболее важных ресурсов среды является социальная поддержка, а к личностным можно отнести позитивную самооценку, оптимистическое мировоззрение, потенциал к эмпатии, интернальный локус контроля, способность к межличностному взаимодействию и некоторые другие психологические структуры.

Когда источник стресса воздействует на человека, происходит первичное оценивание, исходя из которого, определяется тип ситуации – благоприятный или угрожающий. С этого момента начинают формироваться механизмы индивидуальной защиты. Процессы, характеризующие совладание личности с неблагоприятной ситуацией, являются частью эмоциональных реакций, от которых зависит эмоциональная стабильность. Направляются они на удаление, устранение или уменьшение действующего источника стресса, который на этом этапе оценивается вторично. Результат вторичной оценки заключается в том, что человек выбирает одну из трёх дальнейших стратегий поведения.

Активные действия

Активные действия человека направляются им на уменьшение или устранение опасности. К таковым можно отнести бегство или нападение, наслаждение или страдание, принятие или противостояние и т.п.

Косвенное воздействие

Косвенное или мысленное воздействие без активного вмешательства обусловлено внешним или внутренним торможением, каковым может являться вытеснение, когда человек просто уходит от проблемы, переоценка, когда человек переосмысливает проблему, переключение на другую форму деятельности, подавление, изменение направленности эмоций для их нейтрализации и т.п.

Совладание

Совладание происходит, как правило, без участия эмоциональной составляющей, но только в том случае, когда угроза для человека не оценивается им как реальная, например, когда он не соприкасается с предметами, не взаимодействует с людьми и т.д.

Каким был ни был защитный процесс, он всегда будет направлен на избавление человека от рассогласованности его побуждений и разобщённости чувств, предохранение его от получения и осознания болезненных и отрицательных эмоций и устранение напряжённости и тревоги.

Максимальная защита, дающая наибольший результат, в то же время является лишь мизерной долей того, на что вообще способно копинг-поведение. Эффективное применение копинг-стратегий способно повысить способность человека к адаптации, но лишь тогда, когда копинг-стратегии применяются осознанно, активно и в зависимости от конкретной ситуации.

Критерии эффективности копинг-стратегий

Есть довольно обширное количество классификаций копинг-стратегий, но все они основываются на трёх базовых критериях:

  • Эмоциональном или проблемном
  • Когнитивном или поведенческом
  • Успешном или неуспешном

Немного подробнее о каждом из них.

Эмоциональный или проблемный критерий

Копинг-стратегия, исходя из первого критерия, может быть либо эмоционально-сфокусированной, т.е. направленной на управление эмоциональными реакциями, либо проблемно-сфокусированной, т.е. направленной на решение проблемы или изменение ситуации, инициировавшей стресс.

Когнитивный или поведенческий критерий

Копинг-стратегия, исходя из второго критерия, может является скрытым внутренним копингом, когда проблема решается посредством воздействия на восприятие, или же является открытым поведенческим копингом, когда основной упор делается на изменение поведения.

Критерий успешности или неуспешности

Копинг-стратегия, исходя из третьего критерия, может быть успешной – использовать конструктивное поведение, чтобы преодолеть стрессовую ситуацию, или же неуспешной – использовать неконструктивное поведение, которое стрессовую ситуацию преодолеть не позволяет.

Любую копинг-стратегию, которой пользуется человек, можно оценить, основываясь на вышеназванных критериях даже по той простой причине, что оказавшийся в стрессовой ситуации человек может применять как какую-то одну, так и сразу несколько копинг-стратегий.

Копинг стратегии у подростков, поведение в стрессовых ситуациях
4brain.ru

Копинг стратегии у подростков, поведение в стрессовых ситуациях

Автор: Комарницкая Светлана Олеговна

Организация: МОБУ «Лицей №3»

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Оренбург

Современный человек повсеместно сталкивается со стрессом и противостоит ему. Воздействие одной и той же стрессовой ситуации, оказывает на каждого индивида различное влияние. Стресс может оказывать как конструктивное, так и деструктивное воздействие на деятельность человека, включая даже полную ее дезорганизацию. Для того, чтобы предотвратить подобного рода воздействие и обеспечить поддержание внешнего и внутреннего благополучия личность применяет копинг-стратегии, направленные на устранение ситуации психологической угрозы и стресса. Особенно остро стрессовым воздействиям подвержены подростки в силу своих возрастных и психических особенностей. Поэтому изучение способов совладающего поведения в подростковом возрасте приобретает особую актуальность.

В результате проведенного теоретического анализа мы пришли к следующим выводам.

Подростковый возраст — это критический период развития личности, во время которого происходит значительная перестройка структуры личности подростка, его отношения к самому себе, сверстникам и взрослым людям. Все происходящие изменения, соответствие или несоответствие стандартам, принятым в данной группе в этот период, осознаются подростком и глубоко переживаются. Это может усугубить общую неуравновешенность и привести к возникновению множества психологических проблем. Умение противостоять им во многом определяется степенью стрессоустойчивости подростка. В литературе подчеркивается, что стрессоустойчивые подростки выбирают конструктивные способы решения возникающих трудностей, а подростки с низким уровнем стрессоустойчивости деструктивные способы [1].

Стрессоустойчивость — системная динамическая характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности [2]. При воздействии стресса на человека с пониженным уровнем стрессоустойчивости происходят нарушения во всех сферах жизнедеятельности человека. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском ресурсов, помогающих личности в преодолении стрессовых ситуаций, эти ресурсы во многом определяются реализуемыми личностью копинг-стратегиями.

Копинг-стратегии — это непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека [3].

Среди всего многообразия способов поведения человека в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные (адаптивные, функциональные, эффективные) и неконструктивные (дезадаптивные, нефункциональные и неэффективные) копинг-стратегии [2].

Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление травмирующих обстоятельств, в результате чего возникает чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. К конструктивным копингам относятся: достижение цели собственными силами; обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем; тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения; изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором); изменения в себе самом, в системе собственных установок и привычных стереотипов [3].

Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «отодвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия. К неконструктивным копингам относятся: механизмы психологической защиты; импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, необъяснимые объективными причинами; агрессивные реакции и т.п. [3].

Целью данной работы является изучение копинг-стратегий подростков с разным уровнем стрессоустойчивости.

Мы предполагаем, что подростки с высоким уровнем стрессоустойчивости будут склонны применять конструктивные (адаптивные) способы совладания со стрессом, а нестрессоустойчивые подростки – неконструктивные. В нашем исследовании, направленном на изучение копинг-стратегий подростков с разным уровнем стрессоустойчивости приняли участие 37 человек, средний возраст которых составляет 14,6 лет, из них 18 девочек и 19 мальчиков.

В качестве диагностического инструментария выступили методика изучения стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона и опросник стратегий импунитивного поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях А.А. Васищева.

Для подтверждения достоверности полученных данных был применен t-критерия Стьюдента.

В результате изучения стрессоустойчивости подростков были получены следующие данные. Высокий уровень стрессоустойчивости наблюдается у 19% испытуемых, они характеризуется высоким контролем эмоций, низкой подверженности стрессовым воздействиям и адекватным отношением к стрессу. Они способны справляться с трудностями сами, подвергают анализу трудности и причины их возникновения. Могут долгое время работать с большим напряжением сил. При возникновении стрессовых ситуаций способны легко адаптироваться к ним.

Для большинства испытуемых (46%) характерен средний уровень стрессоустойчивости, который проявляется в адекватном отношении к стрессу, но в тоже время обнаруживается подверженность стрессовым воздействиям.

Низкий уровень стрессоустойчивости наблюдается у 35% испытуемых. Для подростков с низким уровнем стрессоустойчивости характерна подверженность стрессовым воздействиям и необъективность оценки стресса. При воздействии стрессоров они испытывают тревогу, не способны справиться с поставленной задачей, не успевают принимать адекватные решения в требуемом темпе.

Для нашего исследования по изучению копинг-стратегий значимыми являлись группы испытуемых с высокими и низкими показателями стрессоустойчивости.

Изучив копинг-стратегии в группе стрессоустойчивых подростков, мы выяснили, что наиболее предпочитаемыми из них являются поиск помощи, настойчивость и юмор. Поиск помощи предполагает обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем (родителям, друзьям, психологам или другим специалистам). Настойчивость проявляется в том, что подростки упорно стремятся к достижению поставленной цели, не отступая и прикладывая усилия, чтобы добиться намеченного. Стратегия юмора предполагает переосмысление проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон.

Наименее предпочитаемыми стрессоустойчивыми подростками копинг-стратегиями являются – уход, фантазии и нерешительность. Фантазия позволяет достичь желаемого хотя бы в воображении, а возникающие при этом положительные эмоции дают силы для существования в трудных жизненных ситуациях. Однако, следует отметить, что фантазирование может привести к избеганию реальности и неспособности перейти к реальным действиям при решении возникающих проблем. Стратегия ухода предполагает стремление подростка избегать возникающих стрессовых ситуаций и самоизолироваться, т.е. отдалиться от других, что часто связано с ожиданием возможного осуждения со стороны окружающих. Нерешительность проявляется в стремлении отложить принятие решения либо не принимать его совсем.

Изучив копинг-стратегии в группе нестрессоустойчивых подростков, мы выяснили, что наиболее предпочитаемыми из них являются самообвинение, отрицание, осторожность. Самообвинение характеризуется повышенным чувством вины, стремлением принять чрезмерную ответственность за происходящее на себя, представлением о том, что источником стрессовой ситуации является сам подросток. Отрицание – это отказ принять тот факт, что случилось стрессовое, травмирующее событие, т.е. информация, которая угрожает самосохранению, самоуважению или социальному престижу личности подростка, не воспринимается. Отрицание как неконструктивная копинг-стратегия характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности. Осторожность проявляется в желании не совершать опрометчивых поступков, обдумать ситуацию и принять взвешенное решение.

Наименее выраженные копинг-стратегии нестрессоустойчивых подростков – самоизменение, позитивное мышление и контроль эмоций.

Самоизменение как стратегия совладающего поведения предполагает рассмотрение возникающих стрессов как источника личностного роста, приобретения ценного жизненного опыта и изменения к лучшему. При этом самовосприятие изменяется в сторону представления о себе как о более сильном, уверенном и зрелом человеке. Позитивное мышление – стремление увидеть в любой ситуации плюсы, положительные стороны. При этом отметим, что данная стратегия может быть эффективной в случае, если от человека мало что зависит. Однако, она может стать деструктивной, если потерять концентрацию в нужный момент и перестать реагировать на стрессоры. Контроль эмоций предполагает подавление эмоциональных реакций человеком. Данная стратегия позволяет рационально подойти к преодолению стрессовой ситуации и не чувствовать боли, тревоги и других негативных переживаний, однако, злоупотребление контролем эмоций может привести к эмоциональной отстраненности и несвоевременному реагированию на стресс.

Проведенный статистический анализ позволил нам утверждать, что подростки с высоким уровнем стрессоустойчивости более склонны применять конструктивные копинг-стратегии, а нестрессоустойчивые подростки – деструктивные. Т.о. гипотеза нашего исследования подтвердилась.

В качестве ближайших перспектив исследования считаем целесообразным разработку программы по развитию у подростков эффективных способов совладания со стрессом.

  1. Абрамова, С.М. Возрастная психология. М., Высшая школа, 2001. 319с.
  2. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336с.

Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных/ под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. 319 с.

www.pedmasterstvo.ru

Особенности копинг-поведения в подростковой среде.
статья по психологии (8 класс)

В статье рассматриваются особенности поведения подростков в стреввовых ситуациях и их способы реагирования и совладания со стрессом.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Особенности копинг-поведения в подростковой среде.

Подростковый возраст можно назвать переходным периодом от детства к взрослости. Важнейшая психологическая особенность его – зарождающееся чувство взрослости, сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью, повышенной возбудимостью, конфликтностью, чувством тревоги, резкой сменой настроения, повышенной эмоциональностью.

Ведущей деятельностью этого возраста становится общение и проблемы, вызывающие стресс у подростков чаще всего связаны сним. Именно в подростковом возрасте происходит формирование копинг-стратегии, как важной составляющей личности.

Копинговые стратегии — это приемы и способы, которые использует человек , чтобы справиться со стрессом .Понятие бъединяет когнитивные(интеллектуальные), эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы совладать со стрессом.

Стресс — это дискомфорт, испытываемый человеком, при резких изменениях в окружающей среде.

Все поведенческие копинг-стратегии делятся на адаптивные, неадаптивные и относительно адаптивные.

Адаптивные: проблемный анализ, установка собственной ценности, сохранение самообладания, протест, оптимизм,сотрудничество,обращение,альтруизм.

Неадаптивные варианты копинг-поведения

растерянность,игнорирование, подавление эмоций,покорность, самообвинение,агрессивность, активное избегание, отступление.

Относительно адаптивные варианты копинг-поведения-

относительность, придача смысла, эмоциональная разрядка, пассивная кооперация, компенсация, отвлечение, конструктивная активность(путешествия).

Эффективным будет применение всех трех видов стратегий.

Особенности копинг-поведения подростков заключаются в повышенном эмоциональном уровне реагирования на стрессовые ситуации.

Эмоциональные копинг-стратегии проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуации, приводящих к переживаниям раздражения, протеста, плача, злости или к подчеркнутому оптимизму.

Поведенческие стратегии проявляются в смене самой деятельности или изменении ее форм. Например, выход из поля травмирующей ситуации (уединение, покой) или смена вида активности с психической на физическую (спорт, прогулки).

У подростка чаще еще не сформирован свой индивидуальный стиль совладания со стрессом, однако приоритетную тенденцию развития получают копинг-стратегии поиска социальной поддержки и стратегии избегания. Развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта.

Исследование особенностей копинг-поведения в подростковой среде проводилось в ноябре 2019г. на базе МБУ ДО «Центр технологического обучения» г.Пензы. среди учащихся 8-х классов. В исследовании приняли участие 79 подростков.

Исследование проводилось в форме тестирования (Тест Хайма борьбы со стрессом).

Анализируя полученные данные, можно выделить следующие закономерности и особенности использования копинг-стратегий у подростков.

Во-первых, подростки используют как адаптивные(такие, которые позволяют найти наилучший выход из сложной ситуации), так и неадаптивные варианты поведения.

К первым относятся:

— среди когнитивных копинг-стратегий -проблемный анализ -формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них«я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось» ;

— среди эмоциональных копинг-стратегий –оптимизм –«я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации»;

— среди поведенческих – сотрудничество «я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей».

К относительно адаптивным копинг-стратегиям, которые используют подростки, относятся следующие:

— среди когнитивных- относительность-«я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои -это просто пустяк»; придача смысла- «я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам»; установка собственной ценности «в данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными»;

— среди поведенческих- отвлечение-«я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях».

Среди неадаптивных вариантов копинг-стратегий, подростки чаще всего выбирают такие, как:

— подавление эмоций «я подавляю эмоции в себе», эмоциональная разрядка «я впадаю в отчаяние, плачу и рыдаю»;

— отступление «я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой», активное избегание «стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих проблемах».

Рекомендации по результатам проведенного исследования

Таким образом, особенностью копинг-стратегий в подростковой среде относится повышенный эмоциональный уровень реагирования в стрессовой ситуации.

Использование адаптивных копинг- стратегий подростками способствует формированию успешной социально-психологической адаптации, как в школьной среде, так и вне школы. Следует отметить, что именно подростковый возраст отличается недостаточной сформированностью адаптивных копинг-стратегий по причине возрастных особенностей и, связанных с ним особенностей подросткового поведения(вспыльчивость, импульсивность, слабый контроль эмоций и поведения, резкие колебания самооценки). Вследствие чего необходимо знакомить подростков с эффективными и адаптивными копинг-стратегиями с целью формирования копинг-поведения через совершенствование поведенческих навыков, в том числе развитие навыков саморегуляции:

1. Способы управления дыханием.

2. Способы управления мышечными зажимами (релаксация).

3. Способы, связанные с воздействием слова (самопрограммирование)

4. Способы самоодобрения (самопоощрения)

5. Способы снятия напряжения самоприказом (аутогенная тренировка).

Данные способы развивают навыки саморегуляции и управление эмоциями.

Формирование умения управлять своим эмоциональным состоянием способствует развитию адаптивных копинг-стратегий у подростков и, соответственно, успешной социализации в обществе.

nsportal.ru

Особенности копинг-стратегий подростков

Подростковый возраст выступает периодом, когда ребенок интегрируется в общество как потенциальный взрослый, когда он рассматривает окружающую его среду как дорогу в самостоятельную жизнь. В этот период происходит активное обучение применения разнообразных шаблонов поведения и защитных механизмов, применяемых в трудных ситуациях.

Изучением ситуаций, встречающихся в обычной жизни подростков и так или иначе вызывающих стрессовое состояние, занималась Е.Н. Туманова. Среди стрессовых возбудителей, на которые впоследствии у подростков возникает реакция совладания, она выделяет семейные отношения (ссоры в семье, детско-родительские конфликты), конфликтные взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со значимыми взрослыми (конфликт с учителем, с тренером), учебная деятельность (систематическая неуспеваемость, неудачи в контрольных работах), здоровье (болезни, травмы) [32, 41].

Не смотря на то, что подростковый возраст характеризуется стремлением ребенка к свободе, стремлением к самостоятельному решению задач и вопросов, наблюдается высокое применение подростками копинг-стратегий, направленных на поиск социальной поддержки и одобрения со стороны взрослого [18, 329]. Исследования Д. Шек показали, что роль эмоциональной социальной поддержки для ребенка усиливается по мере нарастания трудности стрессовой ситуации, найденная поддержка смягчает воздействие стресса на организм ребенка, сохраняет его здоровье и благополучие, при этом способствуя дальнейшему развитию совладающего поведения [24, 702]. Так, находясь в условиях семейного конфликта, подросток может искать поддержки со стороны значимых взрослых, которыми могут стать, например, учитель или тренер.

Так же, согласно Е.А. Сабировой и И.Ф. Сибабулиной, одной из специфических черт копинг-стратегий подростков является направленность на получение удовольствий как способ ухода от возникающих трудностей [26, 101]. Такая стратегия свидетельствует об инфантилизме, нежелании ребенка принимать ответственность на свои плечи и активно решать проблему, эта стратегия имеет пассивный характер и выбирается подростком как наименьший путь сопротивления.

М.В. Кондратьевой была установлена взаимосвязь между успешностью ребенка в учебной среде либо ученической среде и применяемыми копинг-стратегиями [28, 287]. Она определила, что подростки с хорошей успеваемостью с высокой выраженностью применяют копинг-стратегии, направленные на активное разрешение проблем, и с меньшей выраженностью применяют стратегии поиска социальной поддержки. У подростков со средней успеваемостью ведущую роль занимают стратегии поиска социальной поддержки, менее часто выражено применение стратегий активного преодоления трудностей и низко выражены стратегии избегания. У подростков же с худшей успеваемостью наиболее всего выражена стратегия избегания. М.В. Кондратьева объясняет это тем, что не успешным ученикам мешают хорошо учиться внутренние травмы и барьеры, вследствие чего они выбирают для себя наиболее адекватный и легкий способ решения проблемы – уход.

Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский разработали теоретические модели копинг-поведения подростков [24, 703].

Модель активного адаптивного функционального копинг-поведения характеризуется сбалансированным использованием соответствующих возрасту копинг-стратегий с преобладанием активных стратегий, направленных на разрешение проблем и поиск социальной поддержки, преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудач, готовность к активному противостоянию среде. Психологический фон для преодоления стресса обеспечивают следующие личностно-средовые копинг-ресурсы: позитивная Я-концепция, развитость восприятия социальной поддержки, интернальный локус контроля над средой, эмпатия и аффилиация, относительно низкая чувствительность к отвержению, наличие эффективной социальной поддержки.

Модель пассивного, дисфункционального копинг-поведения характеризуется преобладанием пассивных копинг-стратегий над активными, дефицитом социальных навыков разрешения проблем, интенсивным использованием детских копинг-стратегий, не соответствующих возрасту. В качестве ведущей используется копинг-стратегия «избегание». Преобладает мотивация избегания неудачи. Неготовность к активному противостоянию среде, подчиненность ей; негативное отношение к проблеме, оценка ее как угрозы; псевдокомпенсаторный, защитный характер поведения, отсутствие направленности на стрессор, как причину психоэмоционального напряжения. Низкая эффективность функционирования блока личностно-средовых ресурсов: негативная, слабо сформированная Я-концепция, неразвитость восприятия социальной поддержки, эмпатии, аффилиации, интернального локуса контроля. Относительно высокая чувствительность к отвержению.

Модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения предполагает развитие двух полярных (позитивного и негативного) вариантов копинг-поведения, имеющих различную эффективность взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов. Характеризуется неустойчивой, негативной, искаженной Я-концепцией, неравномерно распределяемым низким уровнем восприятия социальной поддержки, отсутствием расхождения между реальными и идеальными компонентами самооценки.

Выводы по первой главе

Понятие «делинквентное поведение» является относительно новой категорией в русле современных социальных наук. Первые работы о делинквенции относятся к XIX веку и принадлежат Э. Дюркгейму, который в теории аномии уделил особое внимание противоправному, противозаконному поведению и определил его как отклоняющееся от нормы антиобщественное поведение индивида, воплощенное в его поступках, наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Следующие масштабные исследования делинквентного поведения относятся к 50-м годам XX века. В это время появляется теория делинквентных субкультур А. Коэна, которая официально вводит в науку термин «делинквентное поведение». Р. Мертон в исследовательских работах дает свое определение делинквентному поведению, понимая его как вид противоправного поведения, сущность которого состоит в стремлении «выброшенного» из общества человека к доходу, потреблению и успеху, которых он не может достичь законным путем. В русле теории стигмации Г.Беккер под делинквентами понимает людей, совершающие криминальные действия разного характера.

Изучив взгляды зарубежных ученых на делинквентное поведение, мы можем определить, что они рассматривают делинквентность как одну из форм девиантного поведения, отличающуюся нарушением норм права.

Отечественные работы по изучению делинквентного поведения появляются в 50-х годах XX века. Анализ этих работ показывает нам, что в отечественной науке нет единого понимания понятия «делинквентность». А.Е. Личко, Я.И. Гилинский, В.С. Афанасьев понимают делинквентное поведение как незначительные противоправные действия, не нарушающее норм уголовного права. В то время как А.В. Хомич, Г.А. Кривонос, В.В. Королев определяют делинквентное поведение как поведение преступное, за которое предусмотрено уголовное наказание. Е.В. Змановская объединяет эти две точки зрения и говорит, что делинквентное поведение связывается не только с проступками и преступлениями, а с правонарушениями вообще.

Сегодня за рубежом понятие «делинквентное поведение» применяется по отношению к несовершеннолетним, совершающим противоправные действия. А в России большинством авторов делинквентное поведение принимается как асоциальное противоправное поведение, не заходящее за рамки преступного, и проявляется в нарушении административных, дисциплинарных и уголовных норм.

Делинквентное поведение неразрывно связано с копингом, копинг-поведением и копинг-стратегиями. Эти понятия тесно взаимосвязаны и определяют собой совладание человека с фрустрирующими для него событиями.

Впервые упоминания копинга относятся к середине XX века и связаны с именем Л.Мерфи, которая понимала под копингом стремление индивида решить определенную возникшую перед ним проблему, а под копинг-поведением адаптивное поведение личности, направленное на решение этой проблемы.

Дальнейшее изучение копинг-поведения можно рассматривать в русле трех подходов. Первый подход представлен психологами неопсихоаналитического направления, разграничивающими копинга и механизмов психологической защиты и понимающих копинг как процесс, характеризующийся целенаправленностью, гибкостью и актуальностью в выборе действий по совладанию со стрессом. Психологическая защита же очередь, представляют собой пассивные и ригидные формы, искажающие или вытесняющие реальность. Второй подход раскрыт в работах A.G. Billings и R.H.Moos, которые рассматривают копинг как относительно постоянную предрасположенность (черту личности) отвечать на стрессовые события определенным образом. В русле этого подхода выделяется три вида механизмов совладания с ситуаций, которые рассматриваются как копинг-стратегии. Копинг-стратегии первого вида нацелены на оценку и преодоление стресса, копинг-стратегии второго вида направлены на совладание со стрессом, копинг-стратегии третьего вида нацелены на эмоции. Наиболее раскрытым считается третий подход, представленный работами R.S. Lazarus и S. Folkman, которые понимают под копингом стремление к решению проблем, которое проявляет индивид в ситуации (связанной с опасностью или большим успехом), имеющий условия для активизации адаптивных возможностей, с целью сохранения физического, личностного и социального благополучия. В работах R.S. Lazarus и S. Folkman представлена трехфакторная модель копинг-механизмов, включающих в себя копинг-стратегии, копинг-ресурсы и копинг-поведение. Особое внимание авторы уделили изучению копинг-стратегий, которые понимаются ими как реакция личности на возникающую опасность с целью её преодоления. Ими было выделено четыре группы копинг-стратегий, которые отличаются проблемно-ориентированной или эмоционально-ориентированной направленностью. Помимо прочего существуют другие классификации копинг-стратегий, например классификации П. Тойса, К. Гравер.

Наиболее подвержен влиянию делинквентной среды человек в подростковом возрасте, который для человека выступает кризисным периодом, характеризующимся значительным прорывом подсознательных, трудно контролируемых или вовсе неконтролируемых импульсов, что способствует утрате чувства безопасности и комфорта, нарушению внутреннего равновесия, возрастанию тревожности и усилению бессознательных страхов. Это создает опасность выбора преступной линии поведения, так как адекватное восприятие реальности для подростков затруднено в связи с происходящими в них изменениями и сложными процессами становления.

Особыми характеристиками подросткового возраста являются поведенческие реакции, которые в отечественную психологическую науку ввел психиатр А.Е. Личко. Он выделяет шесть видов подростковых поведенческих реакций (реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения («хобби-реакция»), реакция компенсации и гиперкомпенсации, реакция имитации, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением). Также психологами выделяется ещё и реакция оппозиции. Каждая из этих реакций при определенных условиях может стать отправной точкой подростка в делинквентную среду.

В жизни подростка возникают различные стрессогенные и травмирующие события, например, трудности в семье, в общении со сверстниками, в отношении со значимыми взрослыми, в учебной деятельности, в физическом здоровье. Тяжелые для ребенка события вызывают защитную реакцию совладания, которая проявляется в виде копинг-стратегий. Копинг-стратегии подростков имеют свои специфические возрастные особенности, например, поиск социальной поддержки, направленность на получение удовольствий как способ ухода от возникающих трудностей, направленность на активное решение проблем.

infopedia.su

COMMENTS