Коррекция самооценки дошкольника

Как повысить самооценку ребенка: полезные советы для родителей

Развитие самооценки ребенка дошкольного возраста – важный этап развития личности. Родители ошибочно полагают, что малыш 5-6 лет не способен глубоко рассуждать о своей личности. Именно дошкольный возраст определяет направление, уровень активности человека. Однако немногие дети умеют оценивать себя правильно. На формирование мнения влияют родители, сверстники, окружающие взрослые. Качество межличностных взаимоотношений создает условия для развития у дошкольника завышенной, адекватной, низкой самооценки.

Особенности формирования самооценки

Специалисты подтверждают, что дошкольный возраст – это период, когда малыш начинает анализировать свое поведение. Появляются возможности реалистично оценивать свои поступки, затем соотносить их с мнением окружающих. Под влиянием взрослых дошколенок складывает представление о своих способностях, изучает социальные ценности, проводит сравнение между своими действиями и действиями других людей. На этих факторах складывается та или иная самооценка ребенка. Для помощи своему ребенку родителям необходимо узнать подробнее, что влияет на формирование самооценки:

  • Мнение взрослых – чем меньше ребенок, тем выше авторитет взрослого. Отсутствие жизненного опыта заставляет малыша полностью доверять словам родителей, поэтому критика по поводу своего поведения не воспринимается всерьез. Родители! Дети принимают близко к сердцу все слова близких. Как бесконечная похвала оказывает отрицательное влияние на ребенка, так и постоянная критика лишает дитя возможности реально оценивать собственную личность.
  • Определенный жизненный опыт – у детей старшего дошкольного возраста восприятие оценок родителей становится более осознанным. Накапливается индивидуальный опыт, который помогает дошкольнику прислушиваться к мнению окружающих и в соответствии с ними оценивать свои действия. Некоторые родители, представляя себе, каким вырастет малыш, предъявляют завышенные требования. Часто эти представления отличаются от физических, умственных способностей ребенка. Родители! «Завышенные стандарты» формируют у чада неуверенность, детскую застенчивость, что принижает его самооценку. Помните, что ваш ребенок – неповторимая личность.
  • Общение между ровесниками играет важную роль для становления самооценки. При выполнении совместной деятельности у детей проявляются способности, которые зачастую скрываются при общении со взрослыми: умение придумывать игры, распределять роли, знакомиться, устанавливать контакты. Коллективное общение снижает детский эгоцентризм, способствует установлению адекватной самооценки. Успех ребенка среди сверстников повысит его самооценку.
  • Уровень умственного развития – используя сверстников как «сравнительный материал», ребенок учится давать оценку поступкам других детей, наблюдая за ними со стороны, в дальнейшем он сможет адекватно относиться к своим. Родители! Научите ребенка критически оценивать свои поступки.

Признаки завышенной самооценки

Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми. Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах. Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада. Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

  • конфликтность;
  • отсутствие способности воспринимать критику;
  • требовательность;
  • стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
  • высокомерность;
  • неусидчивость.

Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:

  • Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Попадая в среду сверстников, малыш перестает ощущать себя «самым лучшим», становится «одним из многих». При осознании этого факта начинается внутренний конфликт. Повышенная самооценка может резко стать пониженной.
  • Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Обладая задатками лидера, ребенок не способен завоевать уважение сверстников. Возникают конфликты, дошкольник старается «подмять» детей, отвергающих его идеализированный образ. Нередко применяет насилие, чтобы наказать других за собственные неудачи. Пытается обесценивать достижения остальных ребят, завидуя чужим успехам.
  • Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.
  • Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Ощущая вседозволенность, дети отказываются выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, пока их требования не будут выполнены.

Важно! Родителям необходимо понимать, что появление повышенного самомнения у чада является сигналом для посещения психолога. Необходимо вовремя откорректировать поведение, иначе проблема усугубится. Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении.

Заниженная самооценка дошкольников

Низкая самооценка детей старшего дошкольного возраста встречается редко, являясь отклонением формирования личности. Особенности таких ребят проявляются в поведении:

  • очень часто им присуща застенчивость, замкнутость, неустойчивый эмоциональный фон, например, они могут неожиданно расплакаться;
  • стараются избегать ответственных решений, принимают заведомо простую позицию;
  • при публичных выступлениях показывают более низкие результаты, чем выполняя индивидуальную работу;
  • почувствовав неудачу, прекращают выполнять какую-либо деятельность;
  • у них мало друзей, так как они стараются избегать больших компаний.

Неуверенные дети часто имеют неблагополучные семьи, низкий социальный статус. Это вызывает постоянные насмешки сверстников, определяет их в категорию отверженных. Неправильная оценка личности может возникать вследствие постоянной негативной обстановки, которую создают сами же родители. Например, мама постоянно одергивает кроху, ругает за любые промахи и шалости, сомневается в его способностях. Малыш уверен – если он плохо справился с одной задачей, другую задачу также не выполнит. Дети, обладающие заниженной самооценкой, имеют следующие проблемы:

  • конфликтуют, общаясь со сверстниками;
  • имеют слабое развитие личности;
  • у них часто проявляется озлобленность, враждебность.

Важно! Взрослым следует помнить: старший дошкольный возраст – это период, когда каждое грубое слово, необоснованная критика может губительно повлиять на социализацию. Ребенка нужно любить, поддерживать, принимать все его качества, помочь избавляться от отрицательных.

Особенности адекватной самооценки

Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности – умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу,
поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:

  • ответственность;
  • способность высоко оценивать окружающих;
  • уверенность;
  • принципиальность;
  • отстаивание собственных интересов.

Особенности поведения при адекватной самооценке:

  • Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
  • Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
  • Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.

Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.

Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку

Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе – это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:

  1. Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
  2. Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок – очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
  3. Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
  4. Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
  5. Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
  6. Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.

  • Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание – меньше.
  • Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал – пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию. Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.

    Способы правильного поощрения дошкольника:

    • хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
    • родители должны оценивать только поступки;
    • использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
    • давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, самостоятельность чада;

    Важно! Для того чтобы сохранить адекватную самооценку дошкольника, родители могут хвалить его при посторонних, но наказывать разрешается только наедине!

    Как определить самооценку дошкольника

    Диагностика самооценки помогает определить проблемы развития личности, самопознания детей старшего дошкольного возраста. Вовремя обнаруженные отклонения оценки от нормы легко корректируются. Методика «Лесенка» является известным способом диагностики типа самооценки дошкольника. Тест помогает выявить отношение к себе, а также определить, как, по его мнению, его оценивают окружающие. Такое тестирование вполне доступно и родителям. Его можно провести в игровой форме.

    Для проведения теста потребуется лист бумаги, нарисованная лестница из семи ступеней, фигурка мальчика или девочки, карандаш. Нужно попросить детей расположить фигурку напротив той ступеньки, которую захотят выбрать. Ребятам нужно озвучить следующие условия:

    • первая ступенька – самые лучшие ребята;
    • вторую заняли хорошие ребята;
    • третью ни плохие, ни хорошие;
    • четвертую – больше плохие, чем хорошие;
    • пятую – плохие;
    • шестую – очень плохие;
    • седьмую заняли худшие ребята.

    Выбранная ступенька будет являться показателем самооценки. Интерпретация результатов теста:

    1. первую – вторую ступеньку выбирают дети, обладающие завышенной самооценкой;
    2. третья ступенька говорит об адекватной самооценке;
    3. четвертая – шестая показывают заниженную оценку;
    4. седьмая – крайне заниженную.

    Результаты методики помогают раскрыть детские внутренние проблемы, провести коррекцию самооценки, развить умение правильно оценивать собственную личность.

    Полезные советы родителям

    Для того чтобы дошкольник адекватно оценивал собственные способности, родители должны придерживаться следующих правил:

    1. Нельзя проводить сравнения Распространенная ошибка семьи – проводить аналогию между детьми. «Посмотри, Вася прекрасно учится», «Катя дома убирает, ты – разбрасываешь вещи». Подобные замечания развивают чувство неуверенности, ущербности. Нужно замечать сильные стороны крохи, подчеркивать их. Например, «Вася отлично знает математику, ты – русский язык», «Катя убирает, а ты замечательно моешь посуду».
    2. Нужно реально оценивать достижения Чрезмерная похвала способна привить ребятам зависимость от оценки. Критикуя, можно развить комплекс неполноценностей личности. Нельзя занижать способности, но и нельзя их завышать.
    3. Принятие границ малыша Под этим определением понимается широкий спектр особенностей личности. Родители должны уважать чувства, мысли собственного чада, бережно относиться к игрушкам, иной собственности. Принимать друзей, интересы, увлечения. Следует понимать – малыш может иметь плохое настроение, быть злым, расстроенным. Уважительное отношение родителей способствует формированию адекватной самооценки дошкольников.
    4. Быть примером Дети старшего дошкольного возраста выбирают идеал – маму или папу. Ребята отмечают, как родители относятся сами к себе. Считает мама себя красивой? Уважительно разговаривает папа? Дети сразу замечают внутренние проблемы взрослых, заимствуют, повторяют особенности поведения родственников, считая их правильными. Членам семьи рекомендуется заниматься самоанализом, выполнять обещания, заботиться, делиться достижениями. Внутри семьи формируются основные ценности, которые перенимает дитя. Кроме собственной деятельности дошкольника, самооценку формируют поступки, разговоры, действия родителей. Данные факторы влияют на успешное развитие личности, эффективность построения взаимоотношений, подражание положительным примерам.

    myintelligentkids.com

    Коррекция самооценки детей старшего дошкольного возраста

    Тема самооценки из области психологии является одной из самых актуальных. В процессе становления личности самооценка имеет очень важную роль, ведь именно она указывает на индивидуальный уровень развития человека. Именно самооценка регулирует поведение человека и его поступки, отражает внутренний мир индивидуальности.

    Самооценка ребенка в дошкольном возрасте

    Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать себя и окружающих, особенности человеческих отношений. В этом возрасте очень важно заложить основы правильной самооценки, умение адекватно рассматривать собственные силы и возможности. Только тот ребенок, который обладает нормальной самооценкой, сможет наладить контакт со сверстниками, ставить перед собою разумные цели и достигать их. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться личностные качества человека, ребенок начинает усваивать всеобщие человеческие нормы и правила.

    Формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте

    Психологи утверждают, что очень важную роль имеет старший дошкольный возраст (дети, возраст которых от 5,5 до 7 лет). Именно в этот период у малышей формируются основные поведенческие механизмы, закладывается основа будущего индивидуума. Ребенок начинает понимать мотивы своих действий, у него зарождается ряд новых социальных потребностей:

    1. уважение и признание со стороны взрослых;
    2. признание одногодок;
    3. коллективные занятия;
    4. принятие другими личного мнения.

    Ребенок старшего дошкольного возраста начинает формировать личную систему ценностей, всеобщих норм и правил.

    В этом возрасте малыш формирует свой личный образ. В его основу входит индивидуальный опыт ребенка и информация, которую он получает от окружающих. Дошкольники учатся налаживать контакт с другими детьми, сравнивают себя с ними, сравнивают личный результат деятельности с результатами окружающих. Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста познает, в первую очередь, самого себя, а уже потом – окружающих.

    Именно в этот период развития у малышей появляется самосознание. Задание взрослых – правильно организовать деятельность своего ребенка. Это поможет ему правильно оценить себя и свои возможности. Именно то, чем ребенок занимается чаще всего, является источником развития его самосознания.

    Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что основной фактор, который существенно влияет на формирование индивидуальности ребенка в период старшего дошкольного возраста является именно игровая деятельность. Именно этим занятием ребенок увлечен больше всего. Игра являет собою особую форму деятельности, которая направлена на воссоздание и дальнейшее усвоение общественного поведения.

    В этом возрасте малыш четко понимает мотив своих действий и результат, который может за ними следовать. Это связано с развитием самосознания. Он начинает понимать и анализировать собственное поведение, ребенок хорошо замечает отношение к себе окружающих, его причину. Более всего самосознание проявляется с помощью самооценки.

    К окончанию старшего дошкольного возраста малыш в полной степени осознает собственную индивидуальность, у него формируется личное самосознание, он может реально себя оценивать и анализировать собственные действия, поступки и переживания.

    Каждые родители должны помнить, что самооценка их ребенка зависит во многом именно от их оценки. Если вы постоянно унижаете малыша оскорбительными фразами, то не ждите, что с возрастом он сможет реально себя оценивать. Плохие высказывания со стороны родителей хуже всего влияют на малыша. При этом ни в коем случаи нельзя и перехваливать свое чадо. Это может привести к самовлюбленности. Родители должны создавать оптимальные условия для деятельности малыша, при необходимости нужно его хвалить, а при нехороших поступках можно и поругать. Помните, все должно быть в меру.

    Если у ребенка сформируется правильная самооценка, в будущем он запросто сможет критически относиться к высказываниям окружающих. Он будет различать, где правда, где лесть, а где элементарное зазнайство.

    Важную роль при формировании самооценки и ее формировании имеет общение с детьми такого же возраста. Так ребенок учится анализировать поведение других. Это помогает ему видеть реальный результат собственной деятельности. Другими словами, общение со сверстниками помогает формировать умение анализировать других, что в дальнейшем стимулирует развитие адекватной самооценки.

    Очень часто встречаются дети старшего дошкольного возраста, самооценка которых завышена. Чаще всего, это связано с тем, что ребенку сложно выделить реальный результат собственной деятельности. Малышам нереально сложно признаться, что он сделал что-то хуже других.

    Постепенно самооценка приближается к реальности. Ее формированию способствуют игры, у которых есть ряд правил, нарушение которых может стать причиной наказания. В таких условиях ребенку проще сравнить себя с другими малышами.

    Основа адекватной самооценки – умение замечать собственные ошибки, исправлять их и контролировать свое поведение. Это имеет очень важную роль для дальнейшего развития индивидуальности.

    www.detki55.ru

    Коррекция самооценки дошкольника

    · Не будем ссориться.

    · Я умею владеть собой.

    Темы и содержания занятий могут быть изменены либо проведение занятия по очередной теме может быть отложено. Это зависит от эмоционального состояния группы, пришедшей на занятие, качества внимания и поведения детей. Иногда полезнее выслушать и понять проблемы детей, возникшие до занятия или уже во время его. Быть понятым – очень важно для ребенка! Другие дети, слушая обсуждение происходящего, лучше начинают понимать, что произошло, и как они могут помочь, тем самым учатся приходить к пониманию людей, с которыми они должны иметь дело.

    Учебно-тематический план с целями по каждой теме и содержанием занятий, методические разработки к занятиям представлены в приложении 1-3.

    Ожидаемые результаты: Программа направлена на воспитание у детей уважения к себе и к окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника или партнера по игре и занятиям. Основная идея опирается на тот факт, что когда человек уверен в себе и находится в “согласии с самим собой” – принимает себя – он принимает и понимает других, а это, в свою очередь, способствует развитию позитивной самооценки, снижению тревожности и благоприятному общению с окружающими. Программа “Согласие” помогает понять, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и, что эмоциональные переживания зависят, подчас, не от ситуации, вызвавшей эти переживания, а от того, как к этой ситуации относиться. После проведения занятий по данной программе предполагается, что самооценка у детей будет адекватной.

    Рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста затрагивают вопросы оптимизации родительско-детских отношений, оптимизации отношений ребенка со сверстниками, расширения и обогащения индивидуального опыта ребенка, развития способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков. Оценочные воздействия взрослого влияют на становление самостоятельности и самооценки ребенка. Для достижения более адекватной самооценки родителям и педагогам необходимо знать, что доброжелательное отношение к ребенку, создание фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности и адекватной самооценки.

    Начали своё первое занятие с родителями лекцией на тему «Самооценка и её развитие». Далее были проиграны жизненные ситуации, отражающие детско-родительские отношения. Родители увидели себя «со стороны.

    Первая половина второго занятия состояла из лекции о влиянии родительского отношения на самооценку ребёнка. Затем были предложены игры, проигрывание которых на занятии, а затем и дома с детьми, влекло за собой улучшение детско – родительских отношений, и, следовательно, становление адекватной самооценки у ребёнка. В заключении занятия были даны памятки – рекомендации родителям по оптимизации детско – родительских отношений.

    Мы играли с детьми, используя жизненные ситуации и вне занятий. Дети приходили в группу с уже готовой ситуацией, которую проговаривали и решали на месте. Ребятишки с завышенной самооценкой уже играли и дружили с ребятишками с заниженной самооценкой.

    Чтобы почувствовать себя в роли лидера, детям с неадекватной низкой самооценкой была предложена игра «Жмурки». С детьми мы играли в «Жмурки» с завязанными глазами. Когда «Жмуркой» бывали дети с низкой самооценкой, они важно выхаживали, ища убегающих, и звонко смеялись, когда ловили кого – нибудь. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

    Дети с завышенной самооценкой в ходе игр меняли своё поведение на адекватное. А ребятишки с низкой самооценкой были рады, что их заметили, и старались выполнять все замечания ведущего. Мы старались, чтобы дети с неадекватной завышенной самооценкой учились уступать товарищам по игре и по – доброму относиться к ним. А дети с неадекватной низкой самооценкой почувствовали себя нужными, важными и значимыми.

    Таким образом, нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста. В ходе практической деятельности происходила реализация следующих задач: знакомить детей с особенностями и возможностями человеческого общения; развивать способности к произвольней психической саморегуляции и самоконтролю, возможности управлять своими эмоциями, действиями; помочь детям приобрести навыки и умения, необходимые для адекватного поведения в обществе. Материал программы рассчитан на 25 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 20-30 минут. Основные методы, используемые при проведении занятий: наблюдения, рассматривание рисунков и фотографий, свободное и тематическое рисование, упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера), этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций, импровизации, игры: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, игры с правилами; сочинение историй; чтение художественных произведений, беседы.

    Оценка эффективности проведенных мероприятий

    Цель контрольного этапа экспериментального исследования состояла в исследовании коррекционного воздействия на уровень самооценки у дошкольников.

    Нами была проведена контрольная диагностика по методикам: методика «Лесенка» С.Л. Дембо-Рубинштейн; методика «Рисунок человека» (Карен Маховер). Количественный анализ позволил представить следующие результаты (см. приложение 3, таблицу 2).

    Проведенная психологическая коррекция позволила повлиять на уровень самооценки (его адекватность) у дошкольников. Так 31% дошкольников имеют неадекватно заниженную самооценку. 13% дошкольников имеют неадекватно завышенную самооценку

    У всех детей произошли позитивные изменения в развитии эмоциональной сферы и сферы общения. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:

    1. Уровень адекватной самооценки повысился на 36%.

    2. В рисунках детей преобладают позитивные цвета и тематика; нет или присутствует незначительное количество признаков заниженной самооценки и тревожности.

    3. Судя по высказываниям воспитателей и родителей, дети стали более самостоятельными, уверенными в себе, повысилась их познавательная активность Они свободнее выражают свои эмоциональные состояния, делятся своими личными проблемами, переживаниями потребностями Значительно улучшились их коммуникативные навыки.

    4. Уменьшилось количество конфликтных ситуаций в группе.

    Качественный и количественный анализ результатов тестирования на контрольном этапе подтверждается статистической обработкой результатов (см. приложение 5).

    Таким образом, у детей произошли позитивные изменения в развитии эмоциональной сферы и сферы общения. Уровень адекватной самооценки повысился на 36%. Поставленная гипотеза была подтверждена методами качественного, количественного и статистического анализа. Эффективность коррекционно-развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей дошкольного возраста обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, снижение тревожности и благоприятное общение с окружающими.

    studbooks.net

    Рекомендации педагогам Как повысить самооценку учащегося

    РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    Как повысить самооценку у учащихся.

    Самооценка играет важную роль в нашей жизни, определяя, чего мы ждем от себя и от окружающих, и чего мы в конечном итоге сможем добиться. Что такое самооценка, какая она бывает и из чего складывается — на эти и другие вопросы вам поможет ответить эта статья.

    Самооценка, как видно из названия, отражает ваше отношение к самому себе, показывая, каким вы себя видите своим внутренним взором, как оцениваете свои способности, достижения, какое место отводите себе в обществе и в жизни в целом. Самооценка тесно связана с таким понятием, как уровень притязаний, т.е. то, чего мы хотим добиться и на, что рассчитываем. Чем выше самооценка, тем больших достижений мы ждем от себя, тем на более сложные задачи замахиваемся, и тем больших результатов, в конечном итоге достигаем.

    Самооценка может быть заниженной, адекватной и завышенной.

    Заниженная самооценка означает, что мы не вполне объективно оцениваем себя и свои способности, преуменьшая их значимость. Люди с заниженной самооценкой часто объясняют свои достижения удачно сложившимися обстоятельствами, сводя роль собственных усилий до минимума. По их словам, в их успехе «виноват» друг, вовремя пришедший на помощь, удача, которая помогла вытащить нужный билет, учитель, научивший их какому-то особому приему. В общем, все, кто угодно, только не они сами.

    Да, так говорят и люди, желающие казаться скромными. Отличие в том, что люди с заниженной самооценкой искренне верят в незначимость собственных усилий. Кстати, такие люди, совсем, не умеют принимать комплименты. Они стесняются, краснеют, оправдываются, пытаются доказать, что сказанное об их достоинствах явно преувеличено, даже могут высказывать недоверие и демонстрировать агрессивное неприятие. В общем, какова бы не была форма их реакции, суть ее одна — они не принимают комплимент на свой счет, относя его на склонность говорящего заблуждаться или преувеличивать.

    Адекватная самооценка — отражает умение человека воспринимать себя и свои достижения с достаточной степенью объективности. Это отнюдь не значит, что такой человек всегда абсолютно уверен в себе и своих силах. У него тоже бывают взлеты и падения, но в целом, если спросить его, доволен ли он собой, то ответ его будет положительным. Такой человек не будет стремиться достигнуть намеченной цели любой ценой. Его также сложно бывает заставить совершить необдуманные поступки путем провокации.

    Помните, как поступал герой фильма «Назад, в будущее», когда ему говорили «Слабо тебе?». Он тут же пытался доказать, что не слабо и постоянно попадал в какие-то передряги. Так вот, человеку, имеющему адекватную самооценку не нужно никому ничего доказывать. Он знает себе цену и оценивает себя по своей собственной шкале, отметая все напускное и ненужное.

    Да, человеку с адекватной самооценкой также важно мнение окружающих, но воспринимает он его лишь как еще один фактор, но отнюдь не самый значимый. И рассматривает он это мнение в общей совокупности и временной перспективе. Т.е. он не делает выводы по одному неосторожно сказанному слову, а собирает информацию из нескольких источников и за какой-то период времени. Конечно, делает он это не целенаправленно и не вполне осознанно, но, тем не менее, постоянно.

    Это как с погодой, мы всегда знаем, какая сейчас погода, хотя редко об этом задумываемся целенаправленно. И если летом температура резко упала, мы, ведь не делаем вывод, что уже наступает осень? Точно также и человек по резкому порицанию своих поступков со стороны других не делает вывод, что он плох в целом, но понимает, что что-то он сделал неправильно, чем и вызвал неприятие окружающих.

    Человек же с заниженной самооценкой в подобной ситуации сделает вывод, что он плох сам по себе. Он подумает, что он плохой человек, а не то, что он ошибся, поступил неправильно, и это вполне можно исправить при желании. Т.е. его восприятие критики будет более генерализованным, обобщенным.

    А еще такие люди «коллекционируют» свои неудачи, мысленно постоянно к ним возвращаясь, рассматривая их еще и еще раз с разных сторон. Часто говорят себе: «Ах если бы…» При этом, как правило, они не делают выводов на будущее, и вновь попадая в подобную ситуацию, могут совершать те же ошибки. А что касается успехов, то они не замечаются ими, как случайные, не вписывающиеся в их картину себя.

    Завышенная самооценка подразумевает склонность человека преувеличивать собственные способности и достижения, часто преуменьшая при этом способности других, хотя последнее и не обязательно. Человек с завышенной самооценкой не склонен замечать роль посторонних факторов, приведших его к успеху. Как правило, он считает, что всеми достижениями в своей жизни обязан лишь себе самому, в то время как его неудачи — результат стечения обстоятельств или злой воли других людей.

    И вообще, он склонен отбрасывать свои неудачи и оплошности, как нечто несущественное, не имеющее к нему никакого отношения. Он очень плохо реагирует на критику, агрессивно отстаивая свои позиции. Да, критику никто не любит. Но люди с завышенной самооценкой ее совсем не приемлют, почти свято веря в собственную непогрешимость. Им просто жизненно необходимо быть всегда правыми! А все потому, что где-то глубоко в душе они вовсе не так уж уверены в собственном превосходстве.

    Завышенная самооценка часто является компенсаторной реакцией на базовое чувство собственной неполноценности.

    Особого внимания, со стороны педагогов, заслуживает заниженная самооценка. Ниже даны рекомендации, которые помогут педагогам повысить самооценку учащихся.

    1. Учащийся должен учиться, оценивать сам себя.

    Выполняя задания на уроке, подросткам предлагается оценить их самим до того, как отдать на проверку педагогу. После того, как работы проверил и оценил педагог, обсудить случаи несовпадения оценок, выяснить основания, на которых строили самооценку подростки, и показатели, по которым оценивал работы педагог. Привлечение подростков к оценке результатов своей деятельности постепенно приводили к тому, что количество несовпадений уменьшиться. (Это показывает практика психологов, работавших с коррекцией самооценки). Этот эксперимент свидетельствует о том, что включение ученика в оценку достигаемого им результата играет важную роль как в усвоении требований, которым должны удовлетворять выполняемые учебные задания, так и в формировании у него критического отношения к получаемому результату, верного представления об уровне своих учебных достижений. Важно не оставлять это несовпадение без обсуждения даже если оно вызывает конфликтные ситуации, споры, необходимо привлечь остальных учащихся к обсуждению, а не ограничиваться соотношением ролей учитель-ученик.

    1. Не нужно сравнивать подростков между собой.

    В процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях неминуемо складываются условия, стимулирующие постоянное сравнивание одного ученика с другим. Но в процессе сравнивания достижения и неудачи каждого становятся известными всем остальным. Постоянное подчёркивание недостатков одних и достоинств других неблагоприятно сказывается на личном развитии подростков. У тех, кого демонстрируют, как образец возникает чувство превосходства над другими, у других, которыми постоянно недовольны – теряется вера в себя. Важно чтобы у подростка развивалось чувство собственного достоинства. Наиболее предпочтительные варианты работы в этом случае, когда успехи одного подростка сравниваются с неуспехами другого, с тем лишь различием, что составляют равного с равным ему по возможностям (способностям), но в силу определённых личностных качеств достигающим в учении других результатов. В этих случаях все оценки, замечания высказываются с целью показать, что отставание или успех в учении зависят от отношения к работе. Либо другой вариант: когда каждого подростка на протяжении года сравнивают только с ним самим, не вынося это на всеобщее обсуждение, и не сопоставляя его результаты с другими. Сравнение учащихся не должно носить случайного, стихийного характера. Его следует «грамотно» применять как способ воздействия на учебную деятельность, личностное развитие и совершенствования личности подростка.

    1. Неуспевающий в роли «учителя».

    Изучение неуспевающих и недисциплинированных подростков показывает, что их плохое поведение является чаще всего реакцией на неуспех, формой протеста против сложившегося отрицательного отношения к ним со стороны учителя и сверстников. Утрата позиции в коллективе влечёт за собой изменения и в самой личности подростка, ведет к нарастанию неуверенности в себе и снижению самооценки. Работа с такими подростками должна вестись на изменение его социальной позиции через организацию новой деятельности. Как пример можно предложить подростку оказывать помощь другим. В психологическом плане это означает резкое изменение социально-личностной позиции подростка, характера его деятельности и отношения к себе. Из ставшей привычной для него позиции слабого, отстающего, ущербного он сразу становится в позицию более сильного, знающего, способного обучать другого и самостоятельно оценивать его достижения. Здесь можно преследовать две цели:

    1.создаются объективные предпосылки для повышения самооценки, уверенности в себе, укрепления чувства собственного достоинства.

    2. роль «учителя» ставит неуспевающего перед необходимостью самому овладеть тем учебным материалом, которому он должен обучить другого, причём так, чтобы суметь объяснить другому суть задания и приёмы его выполнении

    1. Типичные ошибки, допускаемые педагогами в общении с учащимися , которые резко отрицательно сказываются на формировании подростковой самооценки:
      • Снижение оценок за дисциплину – оценка должна соответствовать действительным знаниям, а особенности поведения подростков- это прежде всего особенности данного возраста, которые педагог должен учитывать в своей работе.
      • Важно не только какую оценку поставил педагог, но и что он при этом сказал: подросток, прежде всего, должен знать чего от него ждёт учитель? Не захваливать легко успевающих, но поощрять хотя бы малейшее продвижение старательного, трудолюбивого. Помнить что положительная оценка- это ориентация на положительное в учащемся.
      • Педагогический такт! – не снисходительность – а прежде всего требовательность к личности, не унижение – а уважение к личности, не презирать – а уважать личность, взывать к достоинству и открывать перед подростком возможность стать другим, верить в растущего человека и его возможности.
      • Обращение свысока – лучше сотрудничество, помощь и поощрение самостоятельности мышления.
      • Безличность образования – от этого страдают учащиеся с недостаточной внешней и внутренней мотивацией, они не воспринимают лицей, следовательно, необходимо больше уделять времени общению с подростками, например, регулярное проведение проблемных классных часов, организация внеурочной деятельности, и т. д. Это дает возможность более тесного общения с учащимися, более доверительного взаимодействия.
      • Ограниченность одним предметом – самооценка подростка во многом определяется уровнем интеллектуального развития. Человек с широким кругозором и умственной пытливостью склонен проявлять любознательность не только к научно-техническим, художественным или другим предметным знаниям, но и к человеку, его психологии и поведению, познанию законов формирования человеческих отношений. Поэтому важно расширять кругозор подростков, воспитывать в них любопытство и жажду знаний.

    Рекомендации

    по формированию адекватной самооценки у детей

    Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: “Я самый лучший”. При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

    Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам. Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки “Я плохой”, “Я ничего не могу”, “Я неудачник”.

    При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

    Приемы для повышения самооценки ребенка:

    Выслушивать мнение ребенка, его позицию, как имеющую право на существование, но при этом просить обосновать.

    Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует разъяснить ему причину и способы исправления сложившийся ситуации.

    Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

    1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.

    2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.

    3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

    – Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.

    – Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.

    – Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.

    -Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

    Для развития адекватной самооценки у ребенка:

    – Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.

    – Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.

    – Поощряйте в ребенке инициативу.

    – Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).

    – Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.

    – Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.

    – Анализируйте вместе с ребенком его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.

    – Старайтесь принимать ребенка таким, какой он есть.

    ovsanka.schools.by

    Коррекция неадекватной самооценки дошкольников Личное самосознание, в том числе самооценка, является новообразованием детей старшего дошкольного возраста. Ребенок осознает свои действия,

    Современный подход к проблеме психокоррекции неадекватной самооценки в дошкольном возрасте позволяет использовать игру как метод развития личностного самосознания на основе коммуникативной деятельности.

    Коррекция самооценки дошкольника Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как

    Ребёнку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

    Коррекция самооценки дошкольника Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый… и т.д.). Низкие же самооценки характеризуют

    Игра с флажками.