Космополит — кто это такой, определение, история появления

Космополитизм

Космополитизм (от др.-гр. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, гражданин мира, человек космоса — вселенной) — идеология, рассматривающая жителей Земли вне зависимости от гражданства или какой-либо родовой принадлежности.

Другие определения Править

Космополитизм имеет несколько определений, зависящих о политических предпочтений того или иного пространства и времени, зачастую входящих друг с другом в противостояние:

  1. расширение идеи отечества на весь мир; в основе космополитизма лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов и стран, как частей единого целого человечества; христианство по своему идеалу космополитично. Неправильно понимается космополитизма как противоположность патриотизму. Космополитизм не исключает любви к родной стране и родному народу; он даёт лишь высшее мерило для оценки, что истинное общественное благо заключается в соответствии всечеловеческим интересам. (Словарь Брокгауза и Ефрона)
  2. идеология так называемого «мирового гражданства»; реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет. (БСЭ)
  3. теория и идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода. (Словарь по общественным наукам)
  4. идеология, которая под прикрытием понятий «мирового государства» и «мирового гражданства» отвергает правонаций на самостоятельное существование и государственную независимость, проповедует отказ от национальных традиций и национальной культуры, от патриотизма.
  5. идеология так называемого «мирового гражданства», которая общечеловеческие интересы и ценности ставит выше интересов отдельной нации.

Определение космополитов Править

Космополит, гражданин Мира — поэт Погребной-Александров.

Космополит — свободный и независимый от местечковых амбиций и влияния человек, с пониманием относящийся к любым предпочтениям или пристрастиям отдельных личностей, чем оказывает уважение в первую очередь индивидууму, а не его территориальной или партийной принадлежности; не признающий каких-либо привилегий по расовому, политическому, национальному и (или) иным признакам. Космополит не приемлет унижения, преследований и ущемлений в правах по вероисповеданию, цвету кожи (глаз, волос), физическим и умственным недостаткам, убеждениям или заблуждениям, личным пристрастиям, не оказывающим отрицательного насильственного влияния и давления на других людей, увлечениям и традициям. Космополит, отметая явно устаревшие традиции, принимает и распространяет новое, что может оказаться лучшим, удобным и прогрессивным. Никогда не навязывают своего мнения, а лишь сравнительными примерами предлогают познать и понять возможные ошибки. Проявление космополитизма прослеживается в сообществах с разнообразными культурными традициями и (или) с явно выраженными тенденциями к отрыву от традиции устаревающего прошлого (учёные, спортсмены, деятели искусств и т. д.).

Вместе с тем имеется мнение, что есть такая категория космополитов, как воинственные космополиты. Эти люди пытаются навязать свою точку зрения тем, кто по их мнению ещё не настолько продвинулся в своей цивилизованности, что до сих пор пребывает в пелене национальных традиций, государственных границ и явно расовых предрассудков. Воинственные космополиты, якобы, навязывают обществу свою точку зрения на общественные отношения и государственное устройство, зачастую делая это насильственным путём.

Но насильственного космополитизма не существует и это значение, зачастую, подменяется и применяется к понятию неонацизма (исключительности нового объединения народов по какому-либо признаку в новое целостное государство).

Космополиты не приверженцы рабской и услужливой идеологии, не стремятся к управлению, влиянию или владычествованию — навязыванию своей идеологии или своего мнения, их не привлекают выборы или назначение на высокие должности, они вне всякой зависимости насильственного объединения и не пропагандируют свою исключительность или приоритеты перед другими людьми ни в каком виде.

Одна из форм стихийного космополитизма — глобализация бизнеса и интеллектуальной собственности, свобода информации и её доступность для любого гражданина мира любого государства (Интернет, электронные энциклопедические словари, кино и телевидение, радио и т. п.), свобода на перемещение и проживание граждан в любой точке планеты, объединение государств.

Первые древние проявления космополитизма просматриваются в ненасильственном объединении племён, родов и сообществ различных народов по идеологическому, экономическому или религиозному признаку по необходимости выживания в диких природных условиях и обычаях, что являлось противоположностью воинственного или обманного образования в княжества, империи и государства по семейно-родовому или национальному признакам.

История Править

Diogenes (Jean Leon Gerome 1824—1904).

Впервые космополитом провозгласил себя киник Диоген. В дальнейшем для киников космополитизм означал превалирование интересов личности над государственными.

Упадок политической жизни греческих городов после пелопоннесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии было далее развито стоиками, особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своём смысле космополитизм вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии, а также в политике папской теократии.

В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства — Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла), выражал идеи свободы индивида (Г. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, И. Кант, И. Г. Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций — от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

С конца XVIII века главными проповедниками космополитизма стали иудеи и сходные им по духу члены масонских лож. Космополитизм стал одной из важных составляющих иудейско-масонской идеологии в борьбе с национальными государствами и патриотизмом.

В отечественной истории термин «космополитизм» известен в уничижительном смысле в рамках словосочетаний «борьба с космополитизмом», «безродный космополитизм», связанных с одноимённой идеологической кампанией в СССР в 1947—1953 годах.

Космополитизм, патриотизм и интернационализм Править

Современный безродный космополит — Валерия Новодворская.

Крайний космополитизм призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. «Единство человеческого рода» — вот главная его идея. Космополитизм противоречит интернационализму в том, что считает нации пережитком, вторичными как по отношению к индивидууму, так и по отношению к человечеству в целом.

Весьма часто космополитизм берётся лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое понимание часто рассматривается как неправильное. Некоторые считают, что мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, например, к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. По их мнению, вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и решительное преимущество должно здесь, по их мнению, принадлежать благу целого человечества, будто бы включающему в себя и благо каждой части.

По мнению космополитов, современное общество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы теряют статус автономных самодостаточных единиц. Космополиты не ассоциируют понятие «Родина» с политическим режимом или общественным строем, ставят права и интересы личности выше прав и интересов государства, считают, что государство было в своё время создано для защиты прав своих граждан и должно отстаивать их интересы, а не граждане должны жертвовать чем-то ради неведомых им интересов государства.

Безродный космополит Править

Бывший коммунист, Лейба Бронштейн (Лев Троцкий), ставший безродным космополитом.

Бранное выражение «безродный космополит» появившееся в конце 1940-х годов в советском партийном и пропагандистском лексиконе и применявшееся к интеллигентам, сочтённым представителями антипатриотических влияний (отнюдь не только к евреям[1]). Его автор — А. А. Жданов, советский государственный и партийный деятель, член Политбюро (один из инициаторов преследования А. Ахматовой и М. Зощенко). В январе 1948, выступая на совещании деятелей советской музыки в ЦК КПСС, он говорил:

«Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину означает… потерять своё лицо, стать безродным космополитом.»

«Эти критики утратили свою ответственность перед народом; являются носителями глубоко отвратительного для советского человека, враждебного ему безродного космополитизма; они мешают развитию советской литературы, тормозят её движение вперёд. Им чуждо чувство национальной советской гордости.»

writers.fandom.com

Что такое космополитизм

Космополитизм (греч. kosmopolites — космополит, гражданин мира) — идеология так называемого мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства.

Этот идеал выражал идеи свободы индивида и ставил интересы граждан выше интересов нации (Г.Лессинг, И.В.Гёте, Ф.Шиллер, И.Кант, И.Г.Фихте).

Главная идея космополитизма — единство человеческого рода. Современное общество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы теряют статус автономных единиц.

В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций — от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

В отечественной истории этот термин известен только в отрицательном смысле как «борьба с космополитизмом», «безродный космополитизм» и связан с идеологической кампанией 1947-1953 годов.

Эта кампания провозглашала обязательность советского (а по существу русского) патриотизма, подчеркивала национальные корни и отрицание всего иностранного, необходимость борьбы с низкопоклонством перед Западом, приобретала откровенно антисемитские черты.

В период этой кампании до конца правления Сталина несколько десятков человек было расстреляно по «делу» Еврейского антифашистского комитета, сотни отправлены в лагеря, тысячи лишены работы и каждый вечер в страхе ожидали ареста.

Константин Симонов так объяснил причины антикосмополитической кампании: «Контраст между уровнем жизни в Европе и у нас, с которым столкнулись миллионы воевавших людей, был нравственным и психологическим ударом, который не так легко перенести нашим людям. «.

Сталин почувствовал в воздухе нечто, потребовавшее по его мнению немедленного закручивания гаек. Кампании важно было дать старт, а там народ сам разберется, что к чему, что следует делать с безродными космополитами (то бишь евреями).

Автором выражения «безродный космополит» явился А.А.Жданов, член Политбюро, организовавший преследования А.Ахматовой и М.Зощенко и внедривший репрессии за инакомыслие в среде ученых и деятелей культуры.

По его инициативе в СССР проводились кампании борьбы с «антипатриотизмом», «очернением русского народа», «низкопоклонством перед Западом», подчеркивалось превосходство «русского национального характера», «исконно русских земель», «прогрессивная роль завоеваний русских царей» и т.п.

Такие идеологические установки приводили к замалчиванию достижений иностранных ученых и изобретателей, к прямым фальсификациям, сказывались на качестве научных трудов, изучении опыта зарубежных стран, приводили к «проработкам», доносам, увольнениям с работы.

В «очернении» русского народа и русской культуры в основном обвинялись ученые и деятели культуры еврейского происхождения. От них требовали раскрыть псевдонимы, указывать свои действительные (еврейские) фамилии.

До конца правления Сталина десятки людей были расстреляны по делу Еврейского антифашистского комитета, сотни отправлены в лагеря, тысячи лишены работы и каждый вечер в страхе ожидали ареста.

Еврейский Антифашистский комитет был объявлен органом вражеской агентуры, большинство его членов арестовано. Были расстреляны многие заметные деятели еврейской культуры (не являвшиеся членами Антифашистского комитета).

Инсценировалось, как автомобильная катастрофа, убийство народного артиста СССР С.М.Михоэлса, — двоюродного брата одного из арестованных, главного терапевта Красной Армии генера-майора медицинской службы М.С.Вовси.

Были ликвидированы все учреждения еврейской культуры: газета «Эйникайт» — орган ЕАК, еврейское издательство «Дер Эмес» (Правда), отдел Еврейской культуры при Академии Наук УССР, альманах «Геймланд» (Родина) в Москве и «Дер штерн» (Звезда) в Киеве, Еврейские театры ГОСЕТ (Государственный еврейский театр) в Москве, еврейские театры в Минске, Одессе, Черновцах, Биробиджане, — везде в пределах территории СССР.

Громкий процесс врачей должен был стать сигналом для массовых антисемитских кампаний и депортации всех евреев в Сибирь. Было подготовлено письмо, подписанное видными деятелями советской культуры, суть которого сводилась к следующему:

«Мы, видные деятели культуры, призываем советское руководство оградить предателей и безродных космополитов еврейского происхождения от справедливого народного гнева и поселить их в Сибири».

В начале 1953 года началась подготовка к депортации всех советских евреев в Сибирь и на Дальний Восток, где к тому времени уже были построены концлагеря.

Весной 1953 выселение евреев началось. Первыми были выселены евреи из подмосковного района Давыдково.

В 1952 — начале 1953 гг. органами госбезопасности было начато «дело врачей-отравителей»
— против группы московских медиков, преимущественно причастных к лечению высших должностных лиц СССР, обвинение их в покушении на убийство Сталина, убийства Жданова, Димитрова и других.

Утверждалось, что арестованные действовали по заданию «еврейской буржуазно-националистической организации «Джойнт». К утверждениям в «предательстве» добавилось новое слово — «сионизм».

«Дело врачей» разрабатывалось органами МГБ еще с 1952 года под руководством подполковника М.Д.Рюмина. Героем, изобличившим убийц в белых халатах, советская пропаганда представила Лидию Тимашук — врача Кремлевской больницы, обратившуюся в ЦК с жалобой на неправильное лечение пациентов. Ее наградили орденом Ленина.

«Дело врачей» вызвало преследование и увольнение с работы не только евреев, специалистов самых разных профессий, но даже их родственников. Готовились региональные дела, подобные московскому «делу врачей» на Украине и в других союзных республиках.

После смерти Сталина кампания борьбы с «безродным космополитизмом» была свернута. Было прекращено и «дело врачей». В конце марта 1953 года все арестованные были освобождены и восстановлены на работе, а подполковник Рюмин расстрелян. Указ о награждении Лидии Тимашук отменен 7 июля 1954 года.

proza.ru

Что такое космополиты. по истории

Что такое космополитизм
Космополитизм (греч. kosmopolites — космополит, гражданин мира) — идеология так называемого мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства.

Этот идеал выражал идеи свободы индивида и ставил интересы граждан выше интересов нации (Г. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, И. Кант, И. Г. Фихте) .

Главная идея космополитизма — единство человеческого рода. Современное общество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы теряют статус автономных единиц.

В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций — от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

В отечественной истории этот термин известен только в отрицательном смысле как «борьба с космополитизмом», «безродный космополитизм» и связан с идеологической кампанией 1947-1953 годов.

Эта кампания провозглашала обязательность советского (а по существу русского) патриотизма, подчеркивала национальные корни и отрицание всего иностранного, необходимость борьбы с низкопоклонством перед Западом, приобретала откровенно антисемитские черты.

В период этой кампании до конца правления Сталина несколько десятков человек было расстреляно по «делу» Еврейского антифашистского комитета, сотни отправлены в лагеря, тысячи лишены работы и каждый вечер в страхе ожидали ареста.

Константин Симонов так объяснил причины антикосмополитической кампании: «Контраст между уровнем жизни в Европе и у нас, с которым столкнулись миллионы воевавших людей, был нравственным и психологическим ударом, который не так легко перенести нашим людям. «.

Сталин почувствовал в воздухе нечто, потребовавшее по его мнению немедленного закручивания гаек. Кампании важно было дать старт, а там народ сам разберется, что к чему, что следует делать с безродными космополитами (то бишь евреями) .

Автором выражения «безродный космополит» явился А. А. Жданов, член Политбюро, организовавший преследования А. Ахматовой и М. Зощенко и внедривший репрессии за инакомыслие в среде ученых и деятелей культуры.

По его инициативе в СССР проводились кампании борьбы с «антипатриотизмом», «очернением русского народа», «низкопоклонством перед Западом», подчеркивалось превосходство «русского национального характера», «исконно русских земель», «прогрессивная роль завоеваний русских царей» и т. п.

Такие идеологические установки приводили к замалчиванию достижений иностранных ученых и изобретателей, к прямым фальсификациям, сказывались на качестве научных трудов, изучении опыта зарубежных стран, приводили к «проработкам», доносам, увольнениям с работы.
В «очернении» русского народа и русской культуры в основном обвинялись ученые и деятели культуры еврейского происхождения. От них требовали раскрыть псевдонимы, указывать свои действительные (еврейские) фамилии.
До конца правления Сталина десятки людей были расстреляны по делу Еврейского антифашистского комитета, сотни отправлены в лагеря, тысячи лишены работы и каждый вечер в страхе ожидали ареста.

Из истории известно, слово космополит в СССР было чуть ли не ругательным. В наши дни – это название едва ли не самого популярного в мире женского журнала. Кто такие космополиты? Быть ими хорошо или плохо?

Греческое слово kosmopolites буквально означает «гражданин мира» , от kosmos – «мир, вселенная» + polites – «гражданин» . Космополиты – люди, считающие своим отечеством весь мир и не признающие разделения по национальностям. Существует целая идеология – космополитизм, – заключающаяся в отказе от национальной самобытности, национальных традиций и культуры и выдвигающая идеи единого мирового государства и гражданства.

Вскоре после Великой Отечественной войны в Советском Союзе развернулась патриотическая кампания, провозглашавшая своими целями создание национальной социалистической культуры и борьбу с «низкопоклонством перед Западом» . Именно тогда и появилось выражение «безродные космополиты» , которым стали называть всех, кто подозревался в содействии «тлетворному влиянию Запада» .

Кроме того, термин космополиты существует в биологии, где означает группы животных или растений, обитающих практически по всему земному шару (например, отряд воробьиных) .

otvet.mail.ru

COMMENTS