Креативность — что это означает, развитие креативности личности

Из чего состоит креативность: 7 качеств для неординарного мышления

Как развить творческий потенциал? Исследование американского психолога Скотта Кауфмана

Рискну предположить, что статьи, лекции и тренинги на тему «Как научиться креативно мыслить» встречались практически любому. «Креативный» склад ума ценится, и в любой ситуации для проблемы стараются найти не просто решение, а «креативное» решение. При этом креативность — не то, чему можно научиться, просто захотев этого. Однако творческие люди действительно обладают рядом личностных характеристик, которые можно развить в себе и которые на самом деле важны и для душевного благополучия в целом.

Американский психолог Скотт Барри Кауфман и журналистка Каролин Грегуар в книге «Созданный творить» (Wired to Create) анализируют исследования креативности, чтобы понять, какие же качества играют основную роль в творческом мышлении. Вот основные из них.

Увлеченность

У американского писателя XIX века Генри Дэвида Торо, известного в первую очередь благодаря книге «Уолден, или Жизнь в лесу», в которой он описал свой опыт двухлетнего затворничества в хижине на берегу озера, есть отличное высказывание про счастье: «Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо». Креативность — такая же бабочка, готовая присесть на наше плечо, как только мы прекратим погоню. Творчество происходит с нами, когда мы занимаемся чем-то, к чему лежит наше сердце, — то, что в английском языке называется passion, а в русском — «энтузиазм», «азарт», «жажда творчества». Именно увлеченность — первая из характеристик, присущих творческим людям.

Искренняя увлеченность чем-то, будь то стрельба из лука, коллекционирование марок, изготовление сложных коктейлей в домашних условиях, пробуждает в нас стремление добиться в выбранной сфере вершин мастерства, однако стоит помнить о том, что увлеченность, как выяснили канадские исследователи, бывает двух видов: гармоничная и навязчивая.

Гармоничная увлеченность — это внутреннее побуждение творить или действовать, стремление вырасти в определенном направлении над собой. Такой творческий путь характеризуется положительными эмоциями, радостью и энергичностью. Конечно, и на этом пути случаются остановки, откаты, падения и даже выгорание, но в целом он прям и позитивен.

Навязчивая увлеченность — это принуждение творить. Речь не идет о какой-то внешней силе, дело в ожидании внешних наград в виде признания окружающих и ощущения собственной исключительности. В таких случаях страх проиграть, оказаться хуже, чем кто-то еще, отравляет творческий процесс. Что делать, если у вас как раз навязчивая увлеченность? Поискать новое увлечение. А если его нет на примете, то, советует Кауфман, не забывать делать перерывы почаще — отдых позволит с искренним энтузиазмом возвращаться к делу, а также немного поработать над мыслительными паттернами. Если говорить вместо привычных «я должен» и «мне надо» выражения в духе «я хотел бы», «я стремлюсь», человек начинает перестраиваться. Звучит странновато, но это работает. По крайней мере, есть исследования, подтверждающие, что это помогает сделать страсть более гармоничной.

А что, если вы понятия не имеете, как найти свое увлечение? Большинство людей, которых мы привыкли считать творческими, обнаружили предмет своего увлечения еще в детстве или отрочестве. Но желание впустить в свою жизнь новое увлечение может прийти в любой момент жизни. Главное — не быть снобом и разрешить себе увлекаться любыми вещами, которые могут вас расшевелить. За этим придут и новые знания, и новые знакомства, и новые возможности. На днях мне попалась на глаза история виртуальной знакомой о том, как несколько лет назад друг повел ее на Измайловский блошиный рынок с целью найти ей хобби, которое добавило бы ей радости в жизни. И пока он пытался заинтересовать ее то тем, то этим, взгляд ее упал на фарфоровую доску для сервировки сыра — и она обрела в своей жизни новое увлечение. Сегодня в ее коллекции более 100 штук, включая дореволюционные.

Игра воображения

Вторая и очень важная характеристика творческих людей — это способность к игре воображения. Психологи говорят, что игры, когда человек представляет себе что-то, сами по себе являются творческим действием, потому что в процессе мы создаем нечто из ничего — точно так же, как это делают художники, писатели, музыканты. Именно поэтому наблюдения за детьми в процессе игры — отличная возможность увидеть своими глазами, как происходит творческий процесс.

К сожалению, по мере того, как мы взрослеем, игры с воображением либо исчезают из нашей жизни полностью, либо занимают в ней непозволительно малую долю. По замечанию драматурга Джорджа Бернарда Шоу, «мы не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть». Между тем, исследование, проведенное в Университете Иллинойса, показало, что игривость позволяет нестандартно мыслить и лучше справляться с тем стрессом, который есть в нашей жизни. Она дарит нам креативность, энергичность и в целом более высокий уровень удовлетворенности жизнью. Игру и веселье можно впустить в свою жизнь практически любым способом — катание на качелях, танцы до упаду (если это то, что приносит вам удовольствие), открытие новых для себя мест, дурашливое поведение. Даже если вам кажется, что «взрослые» будут на вас неодобрительно коситься, помните, что польза, которую вы извлечете из подобного поведения, будет значительно выше смущения, которое вы можете испытать.

Мечтательность

Третья характеристика креативных людей — то, что по-русски называется «витанием в облаках», «строительством воздушных замков» и просто «фантазерством». Этот процесс позволяет нам связать между собой прошлое и будущее, строить долгосрочные планы. То, насколько настойчиво наш ум «уплывает вдаль», указывает на то, что, с точки зрения подсознания, данный мыслительный процесс — сейчас самый важный. Жаль, что наше подсознание не всегда объективно оценивает ситуацию.

А американский психолог Джером Сингер писал о том, что грезы запускают в нас так называемый инкубационный период творческих решений. Именно в момент, когда мы погружены в себя, а не в проблему, которую нужно решить, к нам приходят самые вдохновенные решения — и это, опять же, верно как для писателя, бьющегося над описанием важной сцены, так и для менеджера, ищущего новый подход к сотрудникам.

Как же войти в это состояние? Согласно отдельным исследованиям (но не очень серьезным), людям часто приходят в голову новые идеи, пока они принимают душ, а некоторые специально используют душ с целью генерации новых мыслей и смыслов. В душе нет практически ничего, что могло бы отвлечь, вода как бы отделяет нас от остального мира — и все это создает подходящую атмосферу.

Еще одним доступным каждому решением являются прогулки, желательно, конечно, на природе. Именно на прогулках многие идеи приходили в голову Николе Тесле, Иммануилу Канту, Чарльзу Дарвину. Немало ходили Вирджиния Вулф, Генри Дэвид Торо, Аристотель, Ницше, Фрейд, Хемингуэй, Диккенс, Бетховен и много кто еще. И польза ходьбы уже подтверждена исследованиями, которые показали, что творческие проблемы действительно могут решаться в процессе ходьбы, особенно на лоне природы. Это становится возможным из-за происходящих в мозгу физиологических изменений, повышающих уровень медитативных размышлений и улучшающих настроение.

Терпимость к одиночеству

Четвертая характеристика творческой личности — это готовность работать, творить, а иногда и жить в одиночестве. Зачем одиночество творческим личностям, понятно — оно позволяет максимально близко познакомиться с самим собой и тем дает нам возможность творить. Но умение и готовность проводить время в одиночестве важны и для людей, чьи творческие устремления менее выражены — и причина тут та же. Познать себя — значит обрести смысл и душевное благополучие. Английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт называл способность к одиночеству «одним из важнейших признаков зрелости в эмоциональном развитии».

Когда мы находимся в одиночестве, наш мозг работает по-другому, нежели когда мы слушаем лекцию, едем за рулем или еще каким-либо образом вынуждены обращать внимание на окружающую среду. В этот момент система «управляющего внимания» нашего мозга работает в противодействии системе воображения. Но когда нам не нужно внимательно следить за происходящим, система «управляющего внимания» как бы отходит в тень и начинает сотрудничать с системой воображения. Работая вместе, когда мы находимся в одиночестве и погружены в себя, эти системы выстраивают фундамент для развития когнитивного контроля, саморегуляции, управления эмоциями — и дарят нам возможность проникнуть в суть занимающих нас вопросов. Так что, оставшись в одиночестве, постарайтесь воспользоваться ситуацией.

Интуиция

Характеристика номер пять — интуиция. С точки зрения психологии, интуиция — это работа нашего бессознательного, и за последние 35 лет когнитивные психологи провели множество исследований, призванных пролить свет на возможности бессознательного. Эти исследования привели к возникновению теории двойственного мышления, подразумевающей наличие двух систем обработки информации — сознательной и бессознательной, — которые находятся в постоянном взаимодействии, помогая нам думать, рассуждать и создавать. Первый тип включает в себя интуицию, эмоции, скрытое обучение, эвристику (когда мы мысленно срезаем угол, действуя на основании более раннего знания), автоматические ассоциации на основе прошлого опыта и эволюционировавшие инстинкты. Мысленные процессы второго типа требуют от нас больших усилий и контроля и играют важную роль в ряде навыков, которые люди привыкли ассоциировать с интеллектом, таких как размышления, рациональность, причинно-следственные умозаключения, наблюдения за реальностью (и способность отличать воображение от реальности).

Несмотря на то, что общество ценит в первую очередь рациональный, «осознанный» ум, исследования показали, что бессознательное может быть более быстрым, чем осознанные системы мышления. Такие «неосознанные» процессы мышления помогают нам усвоить новую информацию и связать ее с существующим знанием. Именно бессознательное дарит нам инсайты — неожиданные сдвиги в том, как мы понимаем какую-то вещь. Инсайты приводят к научным открытиям, но это далеко не единственное их применение. Проблемы, которые мы решаем в жизни, далеки от аналитических, рациональных проблем, с которыми нас учат работать в школе. Они требуют участия умственных процессов бессознательного, рождающих инсайты.

Интуиция есть у каждого из нас, просто у кого-то она изначально более развита, а у кого-то могла затихнуть за годы, когда к ней не прислушивались, но это означает лишь то, что «натренировать» интуицию может любой человек. Отличным первым шагом в этом направлении может стать медитация, которая помогает очистить ум. Кроме того, интуиция говорит с нами посредством не только мыслей, но и соматических ощущений, языком тела. То, что в русском называется «внутреннее чутье» или «шестое чувство», в английском известно как gut feeling, поэтому, оказываясь в ситуации, требующей от вас принятия решения, прислушивайтесь к тому, что говорит вам ЖКТ — чувствуете ли вы себя расслабленно или вам так и «крутит кишки»? Ну и, конечно, как известно, все мы сильны задним умом, но если вы регулярно сталкиваетесь с какими-то предчувствиями, начните себя проверять. Записывайте свои предчувствия, чего бы или кого бы они ни касались, записывайте и ощущения, которые вы испытываете в процессе. Это поможет вам не только определить, насколько часто ваша интуиция оказывается верна, но и в каких случаях она нередко ошибается, а это тоже очень важно.

Открытость новому

Открытость новому опыту и переживаниям — шестая характеристика, важная для творчества — и для всех нас. Психологи считают, что открытость новому опыту — стремление осознанно познать свой внутренний и внешний мир — наилучшим образом способна предсказать творческие достижения человека. Подобная открытость может демонстрировать себя множеством способов — кто-то обожает решать сложные проблемы, кто-то просто любит учиться, кто-то задает важные вопросы и стремится познать смысл жизни, кто-то плачет в опере от красоты.

Открытость новому опыту напрямую связана с нейромедиатором дофамином. Несмотря на его репутацию «гормона счастья», дофамин весьма опосредованно связан с удовольствием и удовлетворением. Он мотивирует нас к изысканиям, заставляет чего-то хотеть. Вполне возможно, что это эволюционная характеристика, ведь стремление к разведке нового, способность адаптироваться к новой среде и процветать перед лицом неизвестности дарят нам важные преимущества, помогающие выжить. Если пойти еще дальше и связать страсть к изысканиям чего угодно и инсайты, из которых рождаются идеи, можно сказать, что дофамин — это то, без чего невозможны фантазия и изобретательность. Открытость новому опыту позволяет нам строить новые связи и обогащать свою «библиотеку» опыта — и эти связи, в свою очередь, именно то, что помогает нам творить.

Какие из этого можно сделать выводы, имеющие отношение к нашей обычной жизни? Открытость опыту означает, что мы позволяем себе испытывать новые переживания — и иногда они могут быть травматичными. Новые переживания ведут к улучшению гибкости мышления и креативности. Но чтобы «прокачать» эту открытость, вам не обязательно отправляться в путешествие автостопом: новая дорога домой с работы, новая группа людей, новое хобби — все это может положительно сказаться на креативности. Открытость кажется мне еще очень важной характеристикой сама по себе: благодаря ей мы готовы по-новому смотреть на мир, выслушивать разные точки зрения, не застывать в консерватизме, пока мир вокруг нас меняется.

Осознанность

Мы подошли к седьмой характеристике — осознанности. По словам гарвардского психолога Эллен Ланджер, осознанность — это внимание, обращенное на происходящее. В ходе своих новаторских исследований в 1970-х годах она стала одной из первых, кто показал, что тренировка осознанности ведет к измеряемым улучшениям когнитивных функций человека. Творчество само по себе является практикой осознанности, потому что заставляет замечать новое в заинтересовавшей нас теме.

Если собрать воедино выводы всех исследований, проведенных по теме осознанности за последние 50 лет, то список когнитивных и психологических преимуществ, ассоциирующийся с ней, окажется очень длинным. В нем окажутся улучшение внимания и способности концентрироваться на задаче, эмпатия и сострадание, способность к самоанализу, саморегуляции, улучшение памяти и способности к обучению, эмоциональное благополучие, избавление от стресса, тревожности, депрессии и проблем со сном. Другими словами, осознанность нужна всем, и если из семи перечисленных характеристик необходимо было бы выбрать для себя только одну, она, несомненно, стала бы отличным выбором.

Креативность - что это означает, развитие креативности личности
reminder.media

Креативность

Слово «креативность» произошло от английского «create» – творить, создавать. Понятия «креативность» и «творчество» иногда используются в речи как слова-синонимы, но между ними есть разница.

Креативность – это способность создавать оригинальные идеи, решать стандартные задачи нестандартным образом. Творчество – это создание уникального, авторского творения, продукта творчества.

Креативность рождает идеи, творчество претворяет их в жизнь.

Природа креативности

Креативность – это характеристика мыслительной деятельности, генерирующей абсолютно новые, уникальные идеи. Креативное мышление – способность мыслить творчески, креативно.

Умение видеть проблемную ситуацию нестандартно, с новой стороны, под другим углом говорит о том, что человек использует креативный подход в мышлении. Креативное мышление – основа творческого процесса.

Если у человека есть врожденный талант, то креативность определена генетически и физиологически. Творческий человек всегда мыслит креативно. Креативность и творчество сочетаются в личности и обуславливают друг друга.

Традиционно способность мыслить нестандартно и творчески определяют как функцию правого полушария головного мозга. Если правое полушарие доминирует над левым, у человека правополушарный тип мышления, определяемый как «Художник».

В детстве, когда еще не усвоены нормы, правила, шаблоны и стандарты мышления, люди мыслят креативно. У детей хорошо развито внимание, воображение, смекалка. Они выдумщики и фантазеры. Во взрослом возрасте люди чаще копируют и воспроизводят уже имеющиеся идеи, отказываясь от собственных.

Взрослым людям нужно активизировать творческое мышление, которое часто подавляется логикой, чтобы открыть и реализовать скрытый личностный потенциал.

Креативность помогает в личной жизни справляться с трудностями и кризисными этапами, в профессии – стать успешным и востребованным специалистом.

Творческое мышление обязательно для специалистов сферы искусства и культуры и ценится в других сферах человеческой деятельности.

В сферах жизни, где присутствует конкуренция, креативность ценится как возможность выгодно выделиться, найти нужную нишу в обществе. Она прописывается в резюме, отзывах, рекомендациях, при составлении психологического портрета как важная личностная характеристика.

Творческая креативность прогрессивна, конструктивна и позитивна. Итогом творческого процесса становятся открытия, изобретения и рационализаторские предложения.

Характеристика творческого мышления

Создание новых идей невозможно без участия в процессе мышления других психических познавательных процессов.

Креативность обуславливают три психические процесса:

Воображение. Способность создать образ, визуализировать идею и управлять ею. Творческий человек мыслит образами, сопоставляет и изменяет воображаемые картины. Они рождаются в сознании человека, словно сами по себе, когда он вдохновляется идеей создать нечто новое. Но любой мыслительный образ это продукт деятельности мозга, даже если она бессознательная.
Внимание. Креативный человек любознательный, умеет заинтересовываться. Он видит нестандартно привычные вещи потому, что рассматривает их внимательно, подробно, полноценно. Творческие способности можно развивать только тогда, когда присутствует живой интерес к конкретному виду деятельности.
Память. Творческий процесс предполагает багаж знаний и опыта, которые можно вспомнить и проанализировать. Прошлый опыт накладывает отпечаток на настоящее. Скрытые в глубинах памяти воспоминания неожиданно всплывают, преобразовываются и дополняются творческими идеями.

Развивая воображение, внимание и память, человек развивает креативность и творческие способности.

Креативность включает особенности творческого мышления:

беглость – это скорость мышления, генерация множества идей в короткий промежуток времени;
оригинальность – способность мыслить неординарно, по-новому;
гибкость – умение использовать разные способы генерации идей и быстро переключаться;
открытость и восприимчивость – готовность воспринимать и изучать новую информацию;
образность – способность создавать целостные идеи, единый образ, картину;
абстрактность – способность обобщать, создавать сложносоставное общее на основе частного и простого;
детальность – способность подробно изучать, детализировать изучаемый объект;
вербальность – способность рассказать, обозначить словами идею;
стрессоустойчивость – способность придумать нечто новое в стрессовой, необычной ситуации.

Эти критерии креативности отличают ее от шаблонного, типичного мышления.

Развитие креативности

Креативность мышления и творческое отношение к жизни помогают оптимистичнее и легче смотреть на мир. Креативность развивает личность, интеллект, эмоционально-волевую сферу, способности.

Развитие креативности предполагает желание развиваться, испытывать себя в творческой деятельности, заниматься тренировкой познавательных процессов (внимания, воображения, памяти).

Упражнений по развитию креативности множество. Классический пример: придумать как можно больше новых функций определенного предмета. Как и где еще можно использовать вилку, чашку, карандаш и другие бытовые предметы? Придумывая варианты, включить фантазию и отключить логику.

Творчество алогично, удивительно, восхитительно, и иногда кажется бессмысленным.

Творческий человек отключает внутренний контроль, выходит за рамки привычного, ловит всплывающие в сознании мысли, чувства, образы и преобразовывает их в идеи.

Упражнения, развивающие креативность:

Связать несвязное. Выбрать наугад два случайных предмета и попытаться найти сходство между ними. Какой один предмет получится при слиянии двух? Как им пользоваться? Можно соединять два разных, случайно выбранных слова и составить связный рассказ.
Несуществующее животное. Это проективная методика, которая диагностирует качества личности и уровень креативности. Нужно нарисовать животное, которого нет в природе, «сотворить» новое существо. Если тренироваться рисовать нечто новое, неизвестное, фантастическое, развивается креативность мышления.
Письмо наоборот, чтение или произношение слов с конца в начало. Это популярная детская игра. Слово «творчество» превращается в «овтсечровт». Чем длиннее слово, тем сложнее выполнять задание.

Интересный факт. Люди, пишущие левой рукой чаще, чем те, кто пишет правой, становятся творческими личностями. Так как левую часть тела контролируется правое полушарие, если писать левой рукой, развивается образное мышление, воображение, интуиция.

Чтобы стать креативным человеком нужно учиться находить новое в привычном, почаще фантазировать, мечтать, воображать.

Креативность - что это означает, развитие креативности личности
sunmag.me

Креативность личности

Вы здесь

Креативность (от лат creatio — созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. Для содействия развитию творческого мышления могут использоваться ученые ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью к интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют задавать множество вопросов.

Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей, а в 6 лет уже наблюдается спад. Спад творческих проявлений к 6 годам, при активизации интеллектуальной активности, считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастания свойств критичности и рассудочности в сознании ребенка.

Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда; для ребенка важно, чтобы среда содержала образцы креативного поведения, его результаты и предметно-информационную обогащенность. Для формирования креативности необходим определенный (оптимальный) уровень социализации, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации, но при этом — минимальную представленность поведенческих стереотипов (пятилетние дети). Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно- личностном, затем — на продуктивном (поведенческом) уровне. В результате огромной работы исследователи креативности установили, что она проявляется неравномерно, с интервалом в четыре года (5, 9, 13, 17 лет).

Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы:

  1. развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период (3-5 лет). В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности;
  2. подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой деятельности, как ее дополнение и альтернатива.

Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. ИНДИВИД либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.

Креативность более, чем интеллект, определяющийся факторами среды. Творцом и интеллектуалом не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. В первую очередь на эту способность влияет, конечно же, общение со взрослыми, обладающими развитыми способностями, общение же с низкоинтеллектуальными людьми, приводит к противоположному результату. Интересно, что к развитию креативности могут приводить и неблагоприятные общие факторы, к примеру, разлад семейных отношений: необходимость общаться с родителями, неладящами между собой, требует недюжинных проявлений интеллекта, в том числе и креативности. Этим объясняется то, почему в неблагоприятных семьях бывают на удивление развитые дети. Несомненно, что в таких случаях очень важен генотип ребенка.

Большинство психологов согласны, что креативность — это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Сегодня, разработано множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворяло бы всех исследователей.

Креативность часто рассматривают как нечто противоположное обыденности, предполагающее нестандартные подходы. Ч. Спирмен считал, что это — «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». У. Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления».

По мнению Е. Торренса, креативность — это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению.

Дж. Гилфорд выделил основные параметры креативности:

  1. беглость — способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени;
  2. гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую;
  3. оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;
  4. разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи;

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить:

  • вербальную креативность;
  • образную креативность;
  • отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления личностные опросники, анализ результативности деятельности С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что его креативные способности не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.

psyera.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ КОМПОНЕНТ СТРУКТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

Творческие способности

— способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы, причём, как правило, неспециализированными инструментами или ресурсами. Имеется также в виду способность к смелым, нестандартным решениям проблем.

Креативность с точки зрения психологии[ | ]

По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путём вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.[источник не указан 3828 дней

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:

  • вербальную креативность
  • образную креативность
  • отдельные креативные способности: беглость — этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.
  • гибкость — этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.
  • оригинальность — этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
  • способность видеть суть проблемы.
  • способность сопротивляться стереотипам.

Что такое креативность, и насколько она присуща каждому человеку?

Вы считаете себя творческим человеком? Вы играете на барабанах или отлично рисуете акварелью? Сочиняете песни или увлечены оригами? У многих людей присутствует заблуждение, что креативность – это врожденный талант, присущий лишь ограниченному кругу людей, а все остальные, к сожалению, не обладают какими-либо выдающимися способностями. Но это далеко не так! Итак, что же такое креативность?

Каждый может быть креативным человеком!

Дело в том, что у каждого есть врожденные творческие способности. Креативность – это навык, который можно развить. Как? Начните с более широкого определения понятия креативности. Это не только искусство или умение нешаблонно мыслить. Это скорее умение, помогающее вам находить варианты новых решений для различных задач. Таким образом, если вы сталкиваетесь с какими-либо проблемами, которые нуждаются в их разрешении, то креативность – это неоценимый навык. Скажем, вы работаете в отделе продаж. Наличие креативности поможет вам найти новые способы подхода и охвата потенциальных клиентов. Или, может быть, вы преподаватель. Значит, вы должны постоянно искать новые способы передачи знаний своим студентам.

Как «работает» креативность?

Давайте развенчаем ещё одно заблуждение о креативности: якобы она применяется только для создания совершенно «новых» или «оригинальных» вещей. Опять же, это не так. Потому что ничто и никогда не бывает совершенно новым или оригинальным. Всё, включая произведения искусства, не появляется из ничего. Оно появляется из вдохновения. Это означает, что творческий порыв объединяет старые и знакомые вещи, чтобы получить их новый смысл или ценность. С этой точки зрения вы можете увидеть много креатива на практике. Скажем, композитор может быть вдохновлен определенными стилями музыки, инструментами и ритмами, чтобы написать новую песню. Смысл в том, чтобы объединить разные идеи, найти что-то общее в различиях и создать из этого совершенно новую идею.

Креативность появляется на основе желания, подкрепленного решимостью

Еще одно заблуждение о креативности состоит в том, что для этого вы должны находиться в каком-то необъяснимом «творческом» состоянии. Реальная креативность не связана с возгласом «эврика!» в случае появления случайных идей. Чтобы быть по-настоящему креативным человеком, вам нужно понимать свое направление. Вы должны задать себе вопрос: «Какую проблему я пытаюсь решить?» И только зная ответ на этот вопрос, вы можете начать «напрягать мышцы» творчества. Нередко креативные порывы ассоциируются с определенным образом мышления, работой правого полушария, с интуицией и воображением. Однако, чтобы извлечь максимальную пользу из творчества, вам нужно использовать оба полушария вашего мозга: правое и левое. Это может показаться вам удивительным, но креативность имеет много общего с решением задач, что, по своей сути, включает логику и анализ. Не «отбрасывайте» работу левого полушария, креативность требует от них обоих работы в унисон. Например, когда вы ищете новые идеи, левое полушарие усилит концентрацию внимания и фокус на чем-либо, а правое полушарие поможет вам собрать и исследовать полученную информацию. И когда вы решите попробовать эти новые идеи, правое полушарие выдаст вам инновационные решения, а левое полушарие поможет вам оценить и настроить эти решения для их лучшей реализации на практике. Поэтому логика и творчество действительно работают сообща, а не одно за счет другого.

Креативность – это умение

Это не какой-то врожденный или природный талант, который есть у избранных людей. Это означает, что креативность и новаторство можно практиковать и совершенствовать систематически. Любое умение и навык необходимо изучать и тренировать. Именно благодаря регулярной практике ваша креативность проходит через различные этапы оттачивания мастерства. Это означает, что вы можете стать все более и более творческим человеком! Если вы никогда не думали, что креативность имеет к вам хоть какое-то отношение… подумайте еще раз! Вы можете использовать творчество в любом аспекте своей жизни. Оно поможет вам вырваться из рутины, выведет вас из зоны комфорта и вдохновит вас расти, развиваться и пробовать новые вещи.

Начните находить связь, соединять разные точки и собирать всё в цельную картину! Креативность – это умение объединить старые идеи, чтобы получить свежую, инновационную и весьма ценную идею.

Смотрите также: Высказывания старейшего в мире психотерапевта — Ирвина Ялома, которые действуют как холодный душ.? Как прокачать потенциал и реализовать себя?

gudi1991.ru

Урок 5. Развитие креативности

На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре:

И о том, как развивать эти характеристики, вы узнаете ниже:

Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

Продуктивность

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров. По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве – в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность». В настоящее же время термин «продуктивность» используется для оценки творческого потенциала человека, являясь отражением его способности к производству объектов творчества.

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере личностного роста. Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

Также стоит отметить, что продуктивность является не врождённым свойством личности, а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность – это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

Гибкость мышления

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход. Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты. Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Особой важностью гибкость мышления обладает для творческих людей, т.к. позволяет им постоянно черпать новые идеи. Если же говорить о научной деятельности и процессе обучения, то обсуждаемое нами качество делает их в разы эффективнее. То же касается и бизнеса: если человек не обладает способностью мыслить быстро и гибко, то и успех будет маловероятен. А вкупе с такими качествами как дипломатичность и сговорчивость гибкий ум позволяет избегать любого рода конфронтации, конфликтных ситуаций, а также разрешать споры и грамотно вести переговоры.

Оригинальность мышления

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми. Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, противостоять стрессам и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

Навык решения сложных проблем

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие – аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации. Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению. В отдельных же случаях, которых, к слову заметить, в настоящее время становится всё больше и больше, самое подходящее решение может быть найдено исключительно при творческом подходе.

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством – учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Упражнения на развития качеств креативности

Для более удобного восприятия материала мы разделим список рекомендаций и игр на блоки, благодаря чему, если таковы ваши намерения, вы сможете перейти к развитию конкретного навыка, минуя остальные.

Рекомендации по развитию продуктивности

Повысить свою продуктивность можно, следуя следующим рекомендациям:

  • Ставьте чёткие цели
  • Постоянно отслеживайте результаты своих действий
  • Ведите свою деятельность в надлежащим образом организованном пространстве
  • Умело распоряжайтесь своим временем
  • Сначала всегда делайте важные дела
  • Помните о том, что 20% действий дают 80% результатов, и наоборот
  • Заполняйте свободное время полезной деятельностью
  • Занимайтесь планированием
  • Повышайте свои профессиональные навыки
  • Уделяйте достаточное внимание отдыху

К играм на повышение продуктивности можно отнести такие как «Мафия» (словесная ролевая игра), «Покер» (знаменитая карточная игра), «Монополия» (одна из самых популярных экономических игр) и другие. Кроме того, развитие продуктивности тесно связано с вашим ассоциативным мышлением.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Рекомендации по развитию гибкости мышления

Сделать своё мышление более гибким вам помогут следующие советы:

  • Откажитесь от любых стереотипов и шаблонов, которые ограничивают ваше мышление
  • Регулярно пересматривайте свои собственные убеждения, взгляды и принципы
  • Не зацикливайтесь на прошлых поражениях, победах и достигнутых результатах
  • Читайте больше разноплановой литературы
  • Применяйте различные стратегии поведения в повседневной жизни
  • Используйте специальные методики по активизации мышления (например, эту)
  • Стремитесь к получению нового опыта, эмоций и впечатлений
  • Извлекайте опыт из ошибок
  • Расширяйте кругозор
  • Учитесь смотреть на вещи и проблемы с разных ракурсов

К играм, развивающим гибкость мышления, можно отнести различные головоломки (например, эту), ребусы, кроссворды, логические и психологические игры и т.д.

Рекомендации по развитию оригинальности мышления

Повлиять на своё мышление, сделав его оригинальным и непохожим на мышление других людей, можно, прибегнув к следующим советам:

  • Избавьтесь от любых предрассудков в своём сознании
  • Развивайте свой творческий потенциал и креативность
  • Стремитесь к постоянному узнаванию новой информации
  • Работайте над своей продуктивностью (применяйте рекомендации, указанные выше)
  • Развивайте ассоциативное мышление
  • Общайтесь с интересными и необычными людьми
  • Всегда ищите несколько вариантов решений проблем и разрешений ситуаций
  • Систематически решайте специальные задачи на нестандартное мышление
  • Изучайте биографии и автобиографии знаменитых людей
  • Применяйте в своей деятельности метод «Мозгового штурма»

К развивающим оригинальность мышления играм можно отнести игры наподобие «Впиши слова», «Друдлы», «Данетки», а также всевозможные шарады, головоломки, ребусы, лабиринты и т.д.

Рекомендации по развитию навыка решения сложных проблем

Что же касается развития навыка решения сложных проблем, то здесь мы может дать следующие рекомендации:

  • Не задавайте вопрос: «А смогу ли я?» — вместо этого спрашивайте себя: «Хочу ли я? Как я могу решить проблему?»
  • Ищите в каждой поступающей проблеме положительные стороны
  • Воспринимайте проблемы как возможность развиваться и личностно расти
  • «Копайте» глубже – ищите суть проблемы
  • Будьте открыты новым возможностям, даже самым экстраординарным
  • Развивайте творческий потенциал и креативность мышления
  • Решайте проблемы по мере их поступления, одну за одной, расставляя приоритеты
  • Культивируйте позитивное мировосприятие
  • Ведите здоровый образ жизни
  • Если вы не знаете, что делать – просто отправляйтесь спать

Среди игр, которые позволяют человеку развить свой навык решать проблемы, выделяются экономические, психологические, интеллектуальные и любые другие игры, которые максимально приближены к реальности. Смело берите себе на вооружение «Монополию», «Имаджинариум», «Activity», «Миллионер» и т.п.

В заключение хочется лишь добавить, что при помощи информации, представленной в этом уроке, вы сможете не только развить своё креативное мышление, но и улучшить множество других своих личностных качеств, которые, несомненно, пригодятся вам в вашей жизни и работе.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

4brain.ru

Что такое креативность, как ее развить и где применить

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Креативность стала «модной фишкой».

Это понятие используют как личностную характеристику, ею гордятся и оправдывают какие-либо поступки, а еще это пункт во многих резюме.

Есть стойкое убеждение, что без нее сегодня не обойтись, однако познания здесь ограничиваются невнятным «что-то, связанное с творчеством».

Выясним, что такое креативность, и как правильно употреблять это слово, дабы не прогадать.

Креативность — это.

Изначально этот термин был введен американским психологом Джоем Полом Гилфордом в середине XX века.

Понятие «креативность» восходит к латинскому creative – «творческий», creatio – «создание». Оно является калькой с английского «creative» (творчество), если переводить дословно, получится коряво звучащее слово «творческость» («созидательность», как меня поправили).

Эта игра слов неспроста: понятия «креативность» и «творчество» – как две сестры-близняшки, которые во многом похожи, но отличаются характерами.

У первой «сестрички» он в значительной степени прикладной, связан с целенаправленной деятельностью и волевыми усилиями. Творчество же ассоциируется со свободой и отсутствием жестких рамок.

В широком смысле креативность — это способность к нестандартному, остроумному, смелому решению проблем, созданию нового продукта при помощи неспециализированных ресурсов или инструментов.

В повседневной жизни встречается близкое по значению понятие – смекалка.

Есть разные точки зрения по поводу возникновения креативных способностей. По одной из версий они формировались постепенно, на протяжении длительного периода в результате изменений, происходивших у человечества (культурных, демографических, т.д.).

Есть мнение, что способность мыслить креативно внезапно появилась примерно 50 тысяч лет назад в результате генетической мутации.

Что такое креатив

В 90-е годы прошлого века с легкой руки рекламщиков в русском языке появилось звучное слово, родственное рассматриваемому понятию – «креатив». Оно ассоциируется с потоком творческих идей в привязке к рекламным текстам, слоганам и тому подобным вещам.

Однозначного определения, что такое креатив, нет. Изначально он набрал популярность, заменив русский аналог – «выдумку». Под этим словом понимают также продукт человеческой деятельности, созданный особенным способом, с использованием новых подходов и творческих решений.

В бизнесе (как правило, рекламном) креатив – это решение задачи нестандартным способом, оригинальная идея, решающая проблему заказчика.

В этом случае он является реально ощутимой единицей, которую можно измерить в ROI – коэффициенте окупаемости инвестиций на создание креативной рекламы.

Креативный человек с точки зрения психологии

В качестве личностной особенности креативность активно изучается в психологии. Специалисты пытаются выяснить, почему для одних не является проблемой мыслить в нестандартном ключе, а у других не получается отойти от шаблонных схем.

Психологи пришли к выводу, что креативный человек выделяется такими свойствами:

  1. Достаточный уровень интеллекта. Показатель IQ ниже 105 баллов среди таких индивидов встречается редко, но и высокий интеллект (IQ>120) часто сопровождается снижением креативности. Специальные тесты показали, что самый оптимальный уровень интеллекта здесь — чуть выше среднего.
  2. Гибкость мышления, позволяющая умело действовать в ситуациях неопределенности, способность выйти за рамки установленного, придуманного, написанного ранее.
  3. Установка на творчество как жизненный принцип, внутренняя движущая сила, благодаря которой креативность проявляется во всех областях жизни.

С точки зрения психологии, креативный – это нестандартно мыслящий человек, умеющий видеть проблему под разными углами.

При принятии решений интуиция для него не менее важна, чем логика. Он необязательно творец в общепринятом смысле, пишущий картины, стихи, музыку. Креативным можно назвать не только Ван Гога или Кафку, но и домохозяйку, придумавшую новый суперспособ мытья посуды.

Как развить креативность

У человека, занятого одним и тем же видом деятельности (а таких большинство), «включается» однонаправленное линейное мышление, губительное для креативности.

Но все можно изменить, для этого есть несложные приемы.

  1. «Разблокировка» мозга. Просмотр фильмов, передач, отличающихся от привычных, прослушивание музыки, не слышанной ранее.
  2. Смена жизненного уклада. Даже поменяв рабочую руку во время чистки зубов или привычный маршрут от дома до работы, можно заставить мозг работать иначе.
  3. Новая деятельность. Необычный мастер-класс, курсы сомелье (это как?), групповые занятия по зумбе или сайклингу прокачают «дремлющие» уголки мозга.
  4. «Подзарядка» чужим креативом. Подойдет концерт экспериментальной музыки, авторские театральные постановки, картины экспрессионистов…

Есть специальные упражнения на развитие способности мыслить креативно. Их реально «вписать» в ежедневный распорядок дня.

  1. Открыв холодильник, вместо того чтобы вцепиться зубами в батон колбасы, нужно оценить содержимое и придумать новое блюдо из имеющихся продуктов. Даже если, кроме упомянутой колбасы там будет подвядший салатный листик и 3 оливки – это отличный повод «прокачать» креативные способности.
  2. Зафиксировав в воображении белый лист, мысленно написать при помощи цветных красок свое имя, «потрогать» надпись, почувствовать текстуру, запах. В завершение – стереть.
  3. Поразмышлять о проблеме, которую предстоит решить, в ритме танца – в спонтанном движении, стараясь перевести роящиеся в голове мысли на язык тела. Это называется «станцевать проблему».
  4. Взяв книгу или словарь, наугад выбрать 2 слова, а затем найти (или придумать) нечто общее между ними. Возможно, родится невероятная и даже сумасшедшая история.

Отличные способы «прокачки» креативности – изучение иностранных языков, путешествия, иначе говоря – постоянное расширение кругозора. Например, при обнаружении колбасы «Докторская» в холодильнике – немедленно выяснить, откуда пошло такое название.

Креатив в профессиональной сфере

Высоко ценимый во многих профессиях, креатив имеет немалое прикладное значение. Фотограф, маркетолог, дизайнер, организатор мероприятий, SMM менеджер – список специальностей, где требуются творческие личности, можно продолжать долго.

Есть расчеты, показывающие, что в недалеком будущем до 60% профессий станут невостребованными – людей заменят роботы. Только те области, где требуется креативное мышление, искусственный интеллект не сможет заменить.

В штате рекламных агентств, дизайн-студий и других подобных мест часто имеется «профильная» должность – креативный директор. Он руководит арт-группами, генерирует идеи, отвечает за финальный творческий продукт.

Креатив стал «штампом» в резюме самых разных специальностей, от генерального директора до менеджера. Что работодатели подразумевают под этим качеством, и как избежать ошибок, заполняя эту графу?

  1. Главное – не переусердствовать, делая ставку только на креативность. Практика показывает, что большинство работодателей относятся к этому качеству с долей скепсиса. К примеру, бренд-менеджер – это, прежде всего, человек, владеющий технологиями продвижения бренда, и только потом – креативная личность.
  2. Заявление о способности неординарно мыслить должно подкрепляться реальными творческими достижениями (как вариант – привести в качестве примера собственноручно придуманный слоган или логотип).
  3. Предпочтительна расшифровка понятия с указанием конкретных умений и навыков. «Могу разработать нешаблонную стратегию позиционирования товара» – эта фраза убедит потенциального работодателя, что перед ним сотрудник-находка, надо брать.

Не каждая должность предполагает наличие креатива у того, кто ее замещает. Бухгалтер-креативщик, скорее всего, не порадует работодателя.

Подмена понятий

Слово «креативность» вкупе с однокоренными «родственниками» (креатив и др.) часто используют не к месту, поэтому оно приобрело другие значения, в частности, стало синонимом нелепости, несуразности.

Это необоснованная подмена. Например, человеком, облачившимся в одежду странного вида, может руководить стремление к оригинальности, отсутствие вкуса или чувства меры, но точно не креативность.

Это понятие употребляют для оправдания ошибочных решений, поступков, действий. Неудачная стрижка, плохо сшитый костюм, неверно оформленный документ – повод услышать: «Ничего, зато креативно

Встречается и иронический подтекст. К примеру, коллега повесил над столом плакат странноватого содержания. Что сказать по этому поводу? – «Креативно!». Желая подчеркнуть «скромность» результатов творческого процесса, говорят: накреативил.

Заключение

Быть креативным – значит, обладать многими преимуществами: уметь находить неожиданные решения, прослыть интересным собеседником, а главное – обладать терпимостью к окружающим, понимая, что у каждого человека свое видение мира.

Креативность - что это означает, развитие креативности личности
ktonanovenkogo.ru

Что такое креативность?

1,0,0,0,0 —>

2,0,0,0,0 —>

  1. Содержание:
  2. Что такое креативность?
  3. Откуда произошло это понятие
  4. Особенности креативного мышления
  5. Механика работы креативного ума
  6. На этот счёт есть одна история.
  7. Препятствия на пути развития креативного мышления у человека.
  8. Почему это важно?
  9. Как прокачать в себе креативные способности?
  10. Простой рецепт гениальности:
  11. Ну а теперь самое главное

Содержание:

3,0,0,0,0 —>

4,0,0,0,0 —>

5,0,0,0,0 —>

6,0,0,0,0 —>

7,0,0,0,0 —>

8,0,0,0,0 —>

9,0,0,0,0 —>

Что такое креативность?

Итак, креативности можно дать много разных определений, на протяжении десятилетий психологи и исследователи разума ведут споры на эту тему.

10,0,0,0,0 —>

Однако если заглянуть в суть, то креативность это способность находить новые решения известным проблемам.

11,0,0,0,0 —>

13,0,0,0,0 —>

14,0,0,0,0 —>

Это краткое и емкое определение передает всю суть и также ту роль, которая играет креативность в жизни человека. Она необходима для того чтобы выйти за рамки шаблонов и создать какой-то новый вариант, открыть новый путь.

15,0,0,0,0 —>

Теперь более емкое определение :

16,0,0,0,0 —>

Креативность это свойство ума, которое присуще каждому человеку, но в процессе воспитания и развития, у большинства людей эти способности находится в неактивном состоянии.

17,0,0,0,0 —>

Неизмеримая величина, с английского переводится как творческие способности и возможности человека. Проявляется во всех аспектах повседневной деятельности, начиная от каких-то изобретений, выхода из сложных ситуаций, бизнеса, творчества, успеха в жизни и в карьере и заканчивая отношениями.

18,0,0,0,0 —>

19,0,0,0,0 —>

В современном обществе, наряду с качественным образованием, востребованы люди с креативным и творческим складом ума, которые способны выходить за рамки привычных решений.

20,0,0,0,0 —>

Соответственно развитие в себе способности нестандартно мыслить, неминуемо приводит к улучшению качества жизни, карьерному росту, к освоению новых профессиональных областей, для бизнеса и успеха в жизни креативность необходимое условие.

21,0,0,0,0 —>

Креативный человек имеет ряд преимуществ, он более интересен, может находить решения сложных вопросов, неординарные способы и подходы к достижению целей.

22,0,0,0,0 —>

Особенно это может проявляться в бизнесе и маркетинге, там где много конкуренции и схожести между различными конкурентами, нахождение альтернативных решений и нетривиальных подходов, дает возможность вырваться вперед и опередить других.

23,0,0,0,0 —>

24,0,0,0,0 —>

25,0,0,0,0 —>

Откуда произошло это понятие

Всегда проводилось много различных исследований на проверку IQ, на этот счёт существует множество различных тестов и методик и результаты измеряются в баллах.

26,0,0,0,0 —>

И, казалось бы, что у тех, кто обладает самый высоким уровнем интеллекта, и самый высокий шанс достичь успеха в жизни.

27,0,0,0,0 —>

Однако это не так.

28,0,1,0,0 —>

Благодаря исследованиям было выявлено, что успех в жизни, решение сложных задач, нахождение новых идей, слабо связано с высоким интеллектом, то есть высокий IQ не гарантирует успеха.

29,0,0,0,0 —>

Также и получалось в жизни, люди у которых был высокий уровень интеллекта не всегда добивались успеха, однако люди с более низким уровнем интеллекта достигали гораздо большего успеха.

30,0,0,0,0 —>

Вот тогда-то исследователи и создали такое понятие как креативность.

31,0,0,0,0 —>

Приведу один пример.

32,0,0,0,0 —>

Однажды, произошел такой случай, который наглядно демонстрирует силу креативного мышления.

33,0,0,0,0 —>

Компания по производству кетчупов решила увеличить доходы. Стандартным решением в такой ситуации было увеличить рекламные расходы, что, по мнению аналитиков, привело бы к росту доходности на 4-5%. Это совершенно немного и такой рост был далек от тех задач, которые стояли перед компанией.

34,0,0,0,0 —>

Совет директоров, что называется, занялся мозговым штурмом, они искали решения, но не могли ничего придумать нового.

35,0,0,0,0 —>

36,0,0,0,0 —>

Однако один инженер предложил на первый взгляд простое, но по сути гениальное решение.

37,0,0,0,0 —>

Его предложением было просто увеличить размер отверстия на бутылке.

38,0,0,0,0 —>

Логика была проста, чем больше выходное отверстие, тем больше кетчупа будет тратиться людьми, тем быстрее кетчуп закончится, а человек пойдёт в магазин, покупать новый.

39,0,0,0,0 —>

Это решение не требовало увеличение рекламных расходов, но применив его на практике, они получи рост выручки до 40% .

40,0,0,0,0 —>

Это и есть один из примеров креативного подхода, когда мы отходим от стандартных и шаблонных вариантов и находим то, что просто и гениально одновременно.

41,0,0,0,0 —>

42,0,0,0,0 —>

Особенности креативного мышления

Можно развивать в себе.

43,0,0,0,0 —>

Здесь вся соль в нейронных связях. Приведу простой пример.

44,0,0,0,0 —>

Если мы начинаем активно пользоваться калькулятором, решая с его помощью любые арифметические задачки, которые нам попадаются.То постепенно можно заметить, что способность разума решать простые арифметические задачи значительно снижается.

45,0,0,0,0 —>

Такое можно наблюдать у иностранных студентов, различных европейских вузов, где использование калькуляторов даже на экзаменах является нормой.

46,0,0,0,0 —>

В этом случае происходит такая ситуация:

47,0,0,0,0 —>

Разум всегда находится в режиме экономии и когда он видит, что какая-то способность практически не используется, то он начинает сокращать ресурсы в этом направлении. И нейронные связи, отвечающие за эту способность постепенно затухают.

48,0,0,0,0 —>

То же самое происходит и с креативным мышлением, если мы по жизни никак его не развивали и никак не пытались его применять в решении задач стоящих перед нами. То естественно предположить, что нейронные связи у нас, отвечающие за этот тип мышления очень слабые.

49,0,0,0,0 —>

Творчество и креативность не одно и тоже. Хотя в целом они похожи.

50,0,0,0,0 —>

Творческие процессы целиком завязаны на вдохновение автора, когда же человек начинает креативно мыслить, то он преследует определенные результаты. Его мышления является продуктивным и прагматичным. Оно мало имеет общего с вдохновением.

51,0,0,0,0 —>

Развивается в любом возрасте, как говорится, учиться никогда не поздно.

52,0,0,0,0 —>

И этому есть ряд примеров:

53,0,0,0,0 —>

54,0,0,0,0 —>

55,0,0,0,0 —>

Механика работы креативного ума

Можно сказать, что есть традиционные и нетрадиционные способы решения проблемы. Люди, которые мыслите традиционно, они начинают вспоминать свой опыт, то чему их учили, то так как обычно поступают другие люди. И основываясь на этих данных, они находят ответ на вопрос, который им нужно разрешить.

56,1,0,0,0 —>

Однако. Это не единственный вариант мышления. Можно мыслить более продуктивно.

57,0,0,0,0 —>

Креативные умы, решают проблему иначе. Они анализируют ситуацию и смотрят какие могут быть применены для решения проблемы методики и подходы, какими разнообразными способами можно прийти к результату. Также то, как можно иначе сформулировать вопрос, такой подход позволяет найти большее количество вариантов.

58,0,0,0,0 —>

Креативно мыслящий человек не концентрирует свое внимание на шаблонных методах, он генерирует множество идей, он создает множество альтернативных решений, и способов найти ответ. В общем целый арсенал идей.

59,0,0,0,0 —>

На этот счёт есть одна история.

Однажды у Эйнштейна спросили, чем он отличается от обычного человека.

60,0,0,0,0 —>

Он дал интересный ответ, что если человеку дать задание найти иголку в стоге стена, то он, найдя иголку, успокоится. А Эйнштейн же напротив, продолжит искать, пока не найдет все возможные иголки.

61,0,0,0,0 —>

Вот здесь налицо разница в подходах мышления.

62,0,0,0,0 —>

Эта короткая история, учит нас то, как надо мыслить. Недостаточно найти только один вариант, только одну иголку, нужно отыскать все возможные варианты, все иголки какие только могут быть.

63,0,0,0,0 —>

Вот очевидная разница между умом гения и обычным человеком.

64,0,0,0,0 —>

Развить в себе креативное мышление это простой способ улучшить свою жизнь.

65,0,0,0,0 —>

В интернете можно встретить предложения, типа: заработай без вложений. Но на проверку, все эти предложения оказываются пустыми обещаниями и обманом. Развивать же мышление можно не вкладывая денег. Достаточно просто поработать над собою.

66,0,0,0,0 —>

Читайте по теме:

67,0,0,0,0 —>

68,0,0,0,0 —>

В этом плане можно вспомнить фильм «Области тьмы».

69,0,0,0,0 —>

Там главный герой получил таблетки, которые активизировали работу и благодаря этому он смог изменить свою жизнь, зарабатывать больше и у него появилось много всяких приключений в жизни. Довольно интересный фильм при случае обязательно посмотрите.

70,0,0,0,0 —>

71,0,0,0,0 —>

Препятствия на пути развития креативного мышления у человека.

Если будет судить рыбу по ее способности лазить по деревьям, то она всю жизнь проживет с верою свою глупость

73,0,0,0,0 —>

74,0,0,0,0 —>

Желание быть таким как все, не выделяться, быть похожим на других.

75,0,0,0,0 —>

Такой подход формирует шаблонное восприятие и нейронные связи, отвечающие за создание новых вариантов отличных от тех которые уже существует, слабеют. Это проблема идет из детства, когда детей учат быть как все.

76,0,0,0,0 —>

Или когда идеи ребенка были вытеснены сверстниками или отвергнуты родителями. Поэтому никто не хочет быть белой вороной, особо выделяется среди других и здесь появляется желание быть похожим на остальных.

77,0,0,0,0 —>

Цензура. Внутренняя критика своих идей.

78,0,0,0,0 —>

В этом случае человеку сложно воспринимать всерьез свои идеи, так как его внутренний цензор их подавляет. Это также идёт из детства, когда людей воспитывают слишком жёстко, авторитарные родители, которые им всё начинают запрещать.

79,0,0,0,0 —>

Постепенно это входит в привычку и появляется множество внутренних запретов и формируется внутренний цензор, которые все начинает запрещать. Происходит неосознанно.

80,0,0,0,0 —>

Нетерпеливость. Желание как можно скорее решить задачу.

81,0,0,0,0 —>

Многие творческие решения не приходят мгновенно, они требуют некоторого времени, когда человек привык к скоростному решению проблем, то ему сложно быть креативным.

82,0,0,0,0 —>

Трудность отказа от привычных методов и подходов.

83,0,0,0,0 —>

Говорят, что привычка вторая натура. И разум наш активно поддерживает такую систему, привычки становятся нормой, они становятся укладом мышления.

84,0,0,1,0 —>

И когда перед нами вопрос, для решения которого нужно найти новые идеи, мы начинаем склоняться к похожим друг на друга решениям, к шаблонам, к нашему привычному опыту.

85,0,0,0,0 —>

Такая тенденция не позволяет найти новые идеи, так как они находятся за гранью шаблонов, они там, где нет у нас никакого опыта.

86,0,0,0,0 —>

Почему это важно?

87,0,0,0,0 —>

Развитие современной цивилизации создает совершенно новые требования к человеку. Постепенное внедрение искусственного интеллекта делает будущее очень туманным для тех, кто не способен творчески мыслить.

88,0,0,0,0 —>

По некоторым расчётам до 60% профессии будут не востребованы, вместо людей будут использоваться роботы. Только область, в которой нужны творческие решения, не сможет полноценно заменить искусственный интеллект.

89,0,0,0,0 —>

Поэтому сейчас важность приобретает не только хорошее образование, но и способность к продуктивному, креативному мышлению, это и будет определять успех.

90,0,0,0,0 —>

Ну и прикладное применение состоит в том, что вы сможете решать самые разные задачи и видеть то, что раньше для вас была недоступно. Успех, бизнес, решение сложных вопросов, всё это станет вашим новым уровнем.

91,0,0,0,0 —>

И здесь не нужно думать на предмет того надо ли мне креативное мышление или не надо, это как размышлять над тем нужен ли мне успех в жизни или нет. Вы просто обязаны достичь успеха и здесь не о чем сомневаться, а нужно только действовать и делать ставку на свое развитие и интеллектуальный рост.

92,0,0,0,0 —>

Как прокачать в себе креативные способности?

93,0,0,0,0 —>

Это достаточно сложный вопрос и качественного решения в одной статье описать невозможно. Самый лучший вариант, это пройти хороший тренинг по развитию креативности. В этом случае вы сможете получить актуальные знания. А также методики и приемы и упражнения, которые вам помогут перейти на новый уровень мышления.

94,0,0,0,0 —>

Но главное понять, что научиться креативному мышлению может любой.

95,0,0,0,0 —>

Это самый правильный и объективный подход, который можно только найти. Но если бы только в начале пути, я могу дать вам пару советов, которые, безусловно, Вам помогут.

96,0,0,0,0 —>

Проявляете независимость суждений, пытаетесь отходить от шаблонного мышления, думайте в направлении новых перспектив.

Вы уже прочитали высшие о тех препятствиях, которые мы вы можете встретить. Если у вас есть что-то из этого, то соответственно стараетесь это преодолеть.

98,0,0,0,0 —>

Новые знания являются сырьем, это кирпичики, это строительный материал для новых идей. К тому же есть расхожее выражение, как: изобретать велосипед.

100,0,0,0,0 —>

То есть вы можете искать решение, которое уже давно найдено, поэтому кругозор может выручить в самых разных ситуациях.

101,0,0,0,0 —>

Нужно просто проявлять любознательность, читать книги, как это ни странно звучит в наше время, в котором люди привыкли проводить время в телефоне и в социальных сетях. Но чтение разной литературы, в том числе художественный, позволяет расширить ваш кругозор и в конечном итоге помогает быть более умным.

102,0,0,0,0 —>

103,0,0,0,0 —>

Простой рецепт гениальности:

Знания плюс особенности мышления и генерация новых идей, а потом проверка их на практике.

104,0,0,0,0 —>

Тренируйте свое мышление и развивайте в себе позитивный настрой, не позволяйте негативным мыслям убивать ростки новых идей.

Вот теперь, вы знаете секрет гениев.

106,0,0,0,0 —>

Ну а теперь самое главное

В этой статье очень много разной информации, которая может помочь вам изменить мышление и жизнь.

107,0,0,0,0 —>

Главное её внедрять и использовать, а не просто пропускать мимо глаз.

108,0,0,0,0 —>

Особенно важно научить хорошо думать подрастающее поколение, чтобы они могли принимать в своей жизни грамотные и взвешенные решения.

109,0,0,0,0 —>

Я надеюсь, что эта информация вам поможет и в последующих статьях более подробно по раскрою тему креативного мышления.

110,0,0,0,0 —>

111,0,0,0,0 —> p, blockquote 112,0,0,0,1 —>

dramtezi.ru

COMMENTS