Кризис 7 лет у ребенка — как вести себя родителям

Кризис 7 лет. Рекомендации для родителей.
консультация по теме

Консультация для родителей:

Кризис 7 лет

Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития — кризиса 7 лет.
Развитие малыша происходит неравномерно и представляет собой чередование кризисных и спокойных (летических) периодов, которые поочередно сменяют друг друга.
Каждый новый этап развития неизменно начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят практически все дети соответствующего возраста.
Кризис 7 лет не первый: в своем развитии ребенок уже прошел несколько подобных кризисов — кризис новорожденности, кризис первого года и трех лет.

Начало кризиса семилетнего возраста обычно совпадает с моментом поступления ребенка в школу.
Обычно старшие дошкольники стремятся поскорее начать обучение в школе и всячески торопят этот момент.
Благодаря занятиям в детском саду, ознакомительным посещениям школы и общению с друзьями, которые уже стали школьниками и демонстрируют перед малышами свою взрослость , дети к б—7 годам хорошо знакомы с особенностями и правилами школьной жизни.
Ребенок понимает, что обучение в школе накладывает на него новые обязанности, но он готов выполнять их, поскольку ему хочется скорее почувствовать себя взрослым.

Стать школьником означает для него прикоснуться к жизни взрослых, через это он получает возможность почувствовать себя полноценным членом общества.
С приближением момента поступления в школу ребенок начинает воспринимать себя не просто как Таню или Сережу, у него появляется восприятие себя как ученика, участника школьной жизни, то есть малыш впервые начинает осознавать свое общественное Я .
Все это определяет появление у ребенка новой психологической характеристики — уважения к самому себе.
Однако некоторые дети не проявляют желания учиться в школе, не хотят уходить из детского сада, желая по-прежнему оставаться маленькими и беззащитными.

Почему же это происходит?
С одной стороны, причиной этого явления может стать позиция взрослых, окружающих ребенка.
Ни для кого не секрет, что многие из нас недовольны сегодняшней жизнью и своим местом в ней.
Нередко это чувство недовольства родители пытаются компенсировать с помощью детей.
Как часто можно услышать от мам, приводящих своих малышей на консультацию к психологу перед поступлением в школу: Мой Саша очень умный и сообразительный мальчик, я думаю, что он будет учиться лучше всех в классе!
Нередко такие родители не видят имеющихся проблем развития ребенка, не воспринимают даваемые учителями и психологами рекомендации, считая, что их малыш лучше всех .
При этом они ругают ребенка, когда он делает что-то не так, не понимая, что малыш не может научиться всему и сразу, ему надо приложить массу усилий, чтобы в действительности оказаться таким, каким его хотят видеть мама и папа.
Конечно, неплохо, когда родители поддерживают своего сына или дочку, формируя у него положительную оценку.
Хуже, когда эта поддержка абсолютизируется, когда ребенок в самом деле начинает воспринимать себя особенным, самым хорошим и умным.
В этом случае у малыша может сформироваться боязнь оказаться несостоятельным, страх не оправдать те огромные надежды, которые на него возлагаются.

С другой стороны, причиной снижения стремления детей учиться в школе может стать и то, что современные программы обучения и воспитания в детском саду становятся все более приближенными к школьным.
Уже в садике ребенок начинает привыкать к урокам и учительнице, которая приходит заниматься к ним в группу, к школьному режиму дня.
В этом случае поступление в школу перестает восприниматься ребенком как нечто особенное, он теряет интерес к этому, у него снижается стремление примерить на себя новую роль — роль школьника.

Итак, самоуважение — основное новообразование кризиса 7 лет .
Старший дошкольник начинает стремиться к участию в жизни не только своей семьи, но и общества в целом, а наиболее близкий и доступней в его восприятии способ реализации этого стремления — поступление в школу.
Вот почему большинство детей с нетерпением ждут этого момента, с удовольствием играют в школу и по несколько раз в день перебирают купленные мамой и папой школьные принадлежности.
Шести-семилетний ребенок стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что он многое знает и понимает, он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим.
Дети этого возраста любят надевать взрослую одежду, часто примеряют мамины туфли или папину шляпу, девочки, когда поблизости нет мамы, пытаются использовать ее косметику.

Как правило, все это вызывает недовольство родителей, они постоянно одергивают малыша, призывая его не мешать маме или папе, вести себя прилично.
Таким образом, мы с вами, уважаемые родители, вольно или невольно подавляем потребность ребенка ощущать себя взрослым и уважать самого себя.
Это происходит потому, что взрослые в своем внутреннем восприятии малыша, как правило, отстают от его реального развития, т. е. наш малыш кажется нам более слабым и менее самостоятельным, чем он есть на самом деле.
Бессознательно мы с вами хотим, чтобы ребенок все время оставался таким же маленьким и беззащитным, каким он был, когда лежал в своей колыбельке, и мы стремимся всячески оградить его от трудностей и превратностей жизни, подавляя его способность и потребность быть самостоятельным.

Таким образом, в восприятии ребенка себя и восприятии его родителями имеется довольно значительный разрыв.
Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, демонстрировать окружающим свое мнение, ребенок ищет новые способы реализации возникшей потребности.
Он обнаруживает, что не может просто так выразить и высказать то, что он думает, поскольку, делая это, он вызывает чувство недовольства у взрослого.
Не получая возможности говорить прямо, ребенок начинает кривляться, капризничать, привлекая к себе внимание взрослых доступными ему способами.
Здесь проявляется еще один разрыв, характерный для кризиса 7 лёт.
С одной стороны, ребенок хочет казаться взрослым и самостоятельным, с другой, — использует для этого детские формы поведения (кривляние, капризы и т. п.).
Такие реакции психологи называют регрессивными формами поведения .

Если вы стали замечать, что ваш 6-7 — летний ребенок все чаще привлекает к себе внимание, становится капризен и раздражителен, при этом стремится участвовать во всех ваших делах и разговорах, можно предположить, что малыш вступает в очередной кризисный период своего развития.
Мы думаем, что вы, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, уже имеете определенный опыт общения с ребенком в периоды кризиса и знаете, что все эти явления абсолютно нормальны и, более того, необходимы для дальнейшего психологического развития малыша.
Тем не менее мы возьмем на себя смелость дать вам несколько несложных рекомендаций, как общаться с ребенком в этот непростой для него период, и они, мы надеемся, помогут вам наиболее быстро и безболезненно преодолеть имеющиеся трудности.

  • Поощряйте самостоятельность и активность ребенка , предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
    Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях.
  • Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем .
    Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.
    Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно.
    Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.
  • Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним .
    Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
  • Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи .
    Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
  • Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.
    Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
  • Отвечайте на вопросы ребенка .
    Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них.
    Ведь 6—7-летний возраст — это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ.
    Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
  • Будьте последовательны в своих требованиях.
    Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца.
    В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении.
    Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования.
    Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки — и тогда все усилия пойдут насмарку.
  • Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
    Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.
  1. Блонский П.П. психология младшего школьника / под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марциновской. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 575 с.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 225 с.
  3. Корнеева Е.Н. Детские капризы: Что это такое и как с этим справиться. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 177 с.

Как справиться с кризисом семи лет

(рекомендации для родителей)

  1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  3. Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  4. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Напомним, симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции. Главное при этом — не негативная симптоматика, а стремление ребенка к новой социальной роли и социально значимой деятельности. Если закономерных изменений в развитии самосознания не происходит, это может свидетельствовать об отставании в социальном (личностном) развитии. Разумеется, не всегда послушание и покладистость 6-7-летнего ребенка являются показателями задержки в развитии, это может быть проявлением флегматического типа темперамента либо результатом продуманного

мудрого воспитания. Дети 6-7-летнего возраста с отставанием в личностном развитии характеризуются некритичностью в оценке себя и своих действий. Они считают себя самыми хорошими (красивыми, умными), в своих неудачах склонны обвинять окружающих или внешние обстоятельства и не осознают свои переживания и побуждения.

Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знания и представления о себе (Кто я?) — и оценочную, или самооценку (Какой я?).

Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.

nsportal.ru

Кризис 7 лет у детей, как вести себя родителям

Кризис 7 лет у детей, как вести себя родителям, советы.

К такому явлению как переходный возраст, родители морально стараются подготовиться заранее, а вот о том, что у детей бывает кризис в возрасте 6-7 лет, знают немногие, однако не заметить его невозможно.

Изменения у детей происходят не только во внешнем виде, но и в эмоциональном плане тоже. При этом у всех это происходит по-разному.

У некоторых детей метаморфозы проходят постепенно, а у других поведение меняется буквально на глазах. Образно говоря, если вчера ребёнок был спокойным, то сегодня он уже может быть задирой. Также имеется ещё ряд проявления кризиса у детей в возрасте 7 лет:

  • Попытки подражать поведению старших.
  • Открытое непослушание и периодическое игнорирование каких-либо просьб или указаний взрослых людей.
  • Приступы гнева, проявляющиеся без особых причин, когда ребёнок начинает психовать, кричать или ломать игрушки и по другому выражать недовольство или же, наоборот, появляется чрезмерная замкнутость.
  • Нередко дети в период кризиса паясничают и передразнивают своих родителей.
  • Перестают быть усидчивыми, особенно сильно это заметно у детей, которые всегда вели себя спокойно.
  • Могут начать активно заискивать перед старшими.
  • Зачастую дети сравнивают себя с другими и даже недооценивают себя.

В вышеперечисленном списке указаны только основные признаки появления кризиса у детей в семилетнем возрасте. Как правило, когда родители замечают подобное поведение у своего чада, они нередко приходят в замешательство.

Пытаются разобраться с тем, как вести себя с ним в сложившейся ситуации. Об этом и пойдёт речь в данном материале.

Причины возникновения кризиса

Уже начиная с 3-х лет, можно заметить, как малыш начинает постепенно отделять себя от родителей. В возрасте 7 лет ребёнок начинает лучше осмысливать свои действия и поступки и именно в этот период происходит становление его собственно «Я».

Можно выделить несколько основных причин нетипичного поведения вашего чада:

  1. Малыш начинает активно анализировать собственные чувства и старается разобраться в своём эмоциональном состоянии. Осмысленно подходит к разделению событий, вызывающих у него негативные или позитивные чувства. Но до конца, всё же, не может самостоятельно справиться с переживаниями. В связи с этим, начинает проявлять упрямство, агрессивность и начинает больше капризничать;
  2. В возрасте 7 лет у малыша возрастает потребность в новых познаниях и открытиях. Поэтому, нередко, детских развивающих игр ему становиться недостаточно, и он начинает копировать поведение взрослых;
  3. Поступление в школу также является одной из причин, из-за которой у детей начинается кризис. Ведь перед ним появляются новые обязательства и новые знакомства.

Что делать родителям

Когда появляется вопрос про кризис у детей 7 лет, как вести себя родителям, в первую очередь не нужно паниковать, но и закрывать глаза на данную ситуацию также не стоит. Помните, это неотъемлемая стадия развития малыша.

Родителям в такой период достаточно придерживаться нескольких простых правил:

  • Не ограничивайте свободу своего чада. Ему необходимо самостоятельно научиться разбираться в собственных переживаниях. Задача родителей заключается в ненавязчивом направлении малыша и про легкий контроль также не стоит забывать.
  • Усиленная опека малышу в 7 лет, тоже, не особо нужна. У него должно появиться чувство самостоятельности.
  • Не нужно упрекать своё чадо в том, что у него что-то не получается. И уж тем более не нужно обсуждать и осуждать его действия с подругами и знакомыми. Так, повышается риск утраты доверительных отношений со стороны малыша.
  • Перед тем как отправлять своё чадо в учебное заведение, стоит сначала его немного к этому подготовить. Старайтесь ложиться спать и вставать пораньше, а перед тем как отвести его в школу, организуйте совместное посещение его будущего учебного класса и представьте ему классного руководителя.

Кроме всего вышеперечисленного, имеется ещё ряд рекомендаций, с которыми стоит ознакомиться.

Рекомендации специалистов

Чтобы кризис у детей в семилетнем возрасте прошёл более гладко стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Приказы постарайтесь заменить поучительную историю или игру. Если постоянно говорить малышу, что он должен или обязан что-то сделать, то не удивляйтесь его истерикам и крикам со словами «не хочу», или «не буду».
  2. Обязательно признавайте право малыша на настроение. У детей, как и у взрослых, бывают перепады в эмоциональном состоянии. Спустя некоторое время осторожно поинтересуйтесь в причине плохого настроения. Зачастую с этим связаны проблемы в общении со сверстниками в школе.
  3. Не пытайтесь заставлять малыша оправдывать ваши мечты и надежды. Нередко, после поступления в школу родители, не считаясь со своим чадом, начинают буйно фантазировать о том, кем в будущем он станет. Ребёнок сможет и без этого самостоятельно со временем выбрать свой жизненный путь. Лишая его этой возможности родители оказывают дополнительное психологическое давление, а в некоторых случаях и вовсе могут сломать.
  4. Зацикливание на оценках и достижениях малыша, тоже не всегда уместно. Конечно, стоит следить за тем, каких успехов он достиг, и какие оценки получает. Но ещё нужно уделять внимание и его социальной жизни в школе. Интересуйтесь о том, с кем общается и дружит. Как проводит перемены и во что играет.
  5. Старайтесь выполнять обещания данные ребёнку. В семилетнем возрасте нужно прививать малышу понятие ценности обещаний. Если по каким-то причинам вы не можете выполнить обещанное, тогда стоит объяснить причину или оговорить время, когда у вас получится это сделать.
  6. Откажитесь от телесных наказаний. Они не несут никакой педагогической ценности, ровно так же, как и психологическое давление. Даже если он выполнит всё, что от него требуют, то не поймёт, зачем это надо было делать.
  7. Общайтесь с малышом и давайте ему возможность дискутировать. Но в процессе выражения его мнения учите правильной аргументации.
  8. Перед поступлением в школу, давайте малышу разнообразные задания и в игровой форме обучите его буквам и цифрам.

Кризис 7 лет у детей, как вести себя родителям, заключение

Кризис 7 лет у ребенка - как вести себя родителям
elenaprekrasnaya.ru

Кризис 7 лет у ребенка. Что это такое и каковы причины? Четырнадцать советов родителям

Старший дошкольный возраст (6–7 лет) традиционно выделяется в психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование «кризиса семи лет». Он был описан в литературе раньше остальных и всегда связывался с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Что же происходит с ребенком и как ему помочь?

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.).

Как проявляется возрастной кризис 7 лет?

Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности:

  • нарочитость
  • нелепость
  • искусственность поведения
  • паясничанье
  • вертлявость
  • клоунада.

Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

Каковы причины кризиса?

К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным. Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, и неустойчивость, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения. Со временем это все пройдет. Останется же способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции, свобода конструировать свое личное отношение к различным жизненным ситуациям. Останется внутренний мир личности, мир чувств, пространство внутренних действий и работы воображения.

Кризис семи лет подготавливается всем предшествующим развитием ребенка в стабильном возрасте. Тем самым, генезис переходного периода оказывается связанным с центральным психологическим новообразованием стабильного периода развития, которое, по мысли Л.С. Выготского, ответственно за «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений «Я».

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.

Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.

Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

Как справиться с кризисом семи лет? Советы для родителей

  1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
  3. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  4. Измените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  5. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  6. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  7. Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
  8. Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
  9. Поощряйте общение со сверстниками.
  10. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
  11. Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
  12. Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
  13. Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спецкласс с повышенной нагрузкой, параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
  14. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Надеемся, что эта информация поможет вам пережить кризис 5-7 лет ребенка без особых проблем.

  1. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие. Челябинск, изд-во ЮУрГУ, 2000. 32 с.
  2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с. (Подготовка детей к школе)
  3. Урунтаева. Г.А. Психология Дошкольника: Хрестоматия. М.: ,1997
  4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов – н/Д:, 2005
  5. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988.

Кризис 7 лет у ребенка - как вести себя родителям
pedsovet.su

Кризис 7 лет у ребенка: как вести себя родителям?

А ведь родители готовы на все, чтобы у ребенка было счастливое детство, и он был окружен заботой, любовью и вниманием.

Что же за метаморфозы периодически случаются с подрастающими личностями? Эти возрастные переходные периоды носят название кризисов, и один из самых сложных считается кризис 7 лет.

Для ребенка это очередная ступень развития, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблема с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе.

Как понять, что ваш сын или дочь переживают кризис? Как найти общий язык со своим ребенком и как себя с ним вести в этот непростой период?

В 6-7 лет у ребенка меняются условия жизни – он начинает ходить в школу. Ребенок приобретает новый социальный статус – ученик и член коллектива. Ему приходится приспосабливаться к новой роли и вступать в новые отношения. Это приводит к изменению привычных стереотипов поведения и представлений о мире, которые сформировались ранее. Игровая деятельность у него заменяется на учебную, а вместо родителей и воспитателей детского сада рядом оказываются строгие учителя. Изменяется привычный распорядок дня и появляется ответственность. Такие перемены, конечно, не могут пройти без последствий, хотя кризис может оказаться и незамеченным, поскольку он менее бурный по сравнению с предыдущими. Обычно у детей в этот период жизни появляются нервозность, беспокойность, замкнутость и скрытость. В связи с изменениями внутреннего мира ребенок теряет свою непосредственность. Это приводит к тому, что у него могут появиться манерность, кривляние и натянутость в поведении, что отражает его внутреннее состояние. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, и с этим связаны все вышеперечисленные проявления. Он начинает взрослеть, и у него формируется внутренняя мотивация, поступки становятся более осознанными и обдуманными, меньше совершается импульсивных действий. Ему приходится, часто вопреки своим желаниям, посещать уроки, выполнять домашнее задание, меньше играть и отдыхать, что задает ориентир в жизни на данном этапе.

После преодоления кризиса у многих детей младшего школьного возраста улучшается успеваемость. Помогите ребенку приспособиться к новому образу жизни, поддерживайте и любите его, помогайте формировать адекватную самооценку. Вскоре он привыкнет к новой роли и начнет справляться.

Часто дети имеют хорошие знания при подготовке к школе, но оказываются психологически не готовыми к школьной жизни, что вызывает немало проблем с успеваемостью и взаимоотношениями в коллективе.

Иногда дети становятся непослушными, неуправляемыми. Они не принимают новых условий и требований и вступают в открытый конфликт с родителями.

В связи с посещением школы у ребенка изменяется самооценка. Раньше он положительно себя оценивал независимо от ситуации, а теперь у него появляется идеальное представление о себе (кем бы ему хотелось быть) и реальное (кто он на самом деле). Это корректирует самооценку и устанавливает планку стремлений. У некоторых детей несоответствие Я-реального и Я-идеального приводит к уязвленному самолюбию и формированию комплекса неполноценности.

К ребенку-школьнику меняется отношение взрослых. Он тоже начинает менять свое поведение в присутствии родителей и посторонних людей, формирует представление о них. В 7 лет у ребенка появляется хитрость, которая носит больше игровой характер и редко приводит к серьезным поступкам. С ее помощью ребенок пытается получить какую-то выгоду для себя или нарушить ранее установленные правила, например он может зайти в ванную, побыть там некоторое время, поиграть в воде и вернуться к столу с грязными руками. Если родители обратят на это внимание и попросят хорошо помыть руки, то он это выполнит.

В кризисный период ребенок в ответ на критику родителей может обидеться, заплакать, так как ранее к нему предъявляли другие требования и только хвалили. Он страдает от непонимания, потому что еще не готов к таким переменам.

Семилетние дети расширяют круг интересов и задают родителям вопросы о политике, жизни, рождении человека, семейных отношениях и на разные другие темы. Получая от взрослых информацию, они не только воспринимают все на веру, но и пытаются анализировать. Таким образом они стремятся больше узнать об окружающем мире и найти в нем свое место. Родителям нужно отвечать на все вопросы так, чтобы это было понятно ребенку, имело отношение к правде, и он удовлетворил свой интерес. Отговорки «тебе еще рано знать…», «ты еще маленький…» только вредят отношениям с детьми.

Ребенку в этом возрасте необходимо предоставлять больше самостоятельности. Он уже многое может делать без помощи и контроля взрослых. Обычно в этом возрасте у детей появляются новые домашние обязанности – купить хлеб, помыть обувь, постирать мелкие вещи. Если не заставлять ребенка это делать, а поощрять его инициативу, то он с радостью выполнит все сам.

Самостоятельность проявляется у ребенка и в новых занятиях – изготовлении поделок из разных материалов, вязании, шитье, конструировании и т.п. При этом для него важен не только процесс выполнения работы, но и ее результат. Он радуется успеху и огорчается, если что-то не получается.

В этот период у ребенка формируется отношение к самому себе, другим людям и миру, что отражается на всей его дальнейшей жизни. Малышу необходима поддержка со стороны близких. Он начинает осмысливать эмоции и понимает собственное состояние. Он уже ориентируется в своих переживаниях, и если какие-либо ситуации повторяются, то он их анализирует. Родители могут помочь ребенку приспособиться к новой жизни, почувствовать себя более уверенным, способным и трудолюбивым. Им необходимо проявлять терпение, любовь, заботу и доброжелательность, тактично и справедливо давать оценку его действиям, подчеркивать положительное в его поведении. Важно также признавать в ребенке независимую личность и уважать его.

Материал подготовлен по данным: М.П. Луганская, Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем самостоятельность». Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем сайте.

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

Кризис 7 лет у ребенка - как вести себя родителям
www.kp.ru

Кризис семи лет

Кризис семи лет – этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Характеризуется стремлением ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность. Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, утратой наивности и непосредственности. Диагностика выполняется психологом, детским психиатром. Используется метод беседы, наблюдения, рисуночные тесты. В лечении ребенок не нуждается. В рамках психологического консультирования родителям дают рекомендации об изменении отношений, поведения с целью коррекции негативных кризисных симптомов.

  • Причины кризиса семи лет
  • Патогенез
  • Симптомы кризиса семи лет
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Рекомендации при кризисе семи лет
  • Профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Взрослея и развиваясь, ребенок переживает стабильные и кризисные периоды. Первые отличаются спокойным течением, постепенным усовершенствованием имеющихся способностей. Кризис сопровождается качественными изменениями психики, затрагивающими личность, социальные отношения. У семилетних детей игровая деятельность сменяется учебной, расширяется круг общения, формируется социальная роль – ученик. Признаки кризиса – непослушание, упрямство, раздражительность – проявляются с 5 до 8 лет. Продолжительность переходного этапа составляет 6-9 месяцев. К завершению формируется «внутренняя позиция школьника», представление ребенка о социальной роли (ожиданиях, отношениях, деятельности).

Причины кризиса семи лет

Кризис семи лет совпадает с началом школьного обучения – внутренние изменения психики сопровождаются сменой социальной ситуации развития. Ребенок испытывает потребность осваивать социальные роли, значимую в обществе деятельность (учебу). На начальном этапе важны внешние атрибуты «взрослости». Малыш отстаивает право выбирать, самостоятельно оценивает ситуацию, принимает решения. Содержание, смысл поступков остаются скрытыми. Отсутствует понимание ответственности, последствий, возникают конфликтные ситуации с учителями, родителями.

Вторая особенность кризисного периода – необходимость принять правила, запреты, права, обязанности ученика. Исследование границ дозволенного выполняется «методом проб» – ребенок игнорирует, отрицает, противостоит требованиям взрослых. Выраженность симптомов кризиса зависит от психологических особенностей членов семьи, методов воспитания. Кризис остро переживается возбудимыми детьми, при гиперопеке и авторитаризме матери, отца. Третья особенность – освоение новой роли сопровождается отвержением прежней. Став учеником, ребенок отказывается выполнять привычные дела – играть с младшей сестрой, рано укладываться спать. Разрешение кризиса происходит вместе с освоением содержания (смысла) учебной деятельности, взрослости.

Патогенез

Изменения кризисного этапа имеют физиологическую основу – в 6-7 лет активно развиваются лобные доли коры больших полушарий, отвечающие за произвольность: умение планировать, контролировать выполнение действий, прогнозировать последствия. Сохраняется подвижность процессов возбуждения-торможения, проявляющаяся непоседливостью, гиперактивностью, эмоциональной лабильностью. На уровне психики происходят следующие изменения: переживания становятся осмысленными, обобщаются, образ «Я» разделяется на внутренний (самооценка) и внешний (оценка окружающими). Ребенок выстраивает собственную систему ценностей, дифференцирует «плохо» – «хорошо», «правильно» – «неправильно». Происходит становление представления о себе как о личности в социуме. Активно осваиваются ролевые отношения с педагогами, сверстниками. Кризисные симптомы наблюдаются в ходе освоения новой позиции (ученик, школьник).

Симптомы кризиса семи лет

Основными проявлениями кризиса являются капризность, негативизм, непослушание, раздражительность. Подражая взрослым, ребенок манерничает, кривляется. Движения, фразы не соответствуют возрасту, становятся нелепыми, нарочитыми, утрированными. Дословное повторение родительских слов, интонаций, жестов – апробирование атрибутов взрослости. Стремление изменить существующие правила поведения, способы взаимодействия с членами семьи сопровождаются частыми спорами, игнорированием просьб старших. После обращения взрослого ребенок выдерживает паузу, оттягивает выполнение неприятных обязанностей, выбирая тактику (сопротивление, подчинение). Он сравнивает права и обязанности родственников, обнаруживая несправедливость, открыто выражает недовольство, упрямится (отказывается спать, гуляет без шарфа, как папа).

Поведение детей отличается непослушанием. Отказ от привычных требований, обязанностей объясняется изменением социальной позиции – был ребенок, стал ученик. Малыш выбрасывает игрушки, отказывается от любимой еды (нравится сок – пьет чай «как мама»), не следует установленному режиму. Своеволие проявляется сопротивлением вопросам, просьбам взрослых. Формирование самооценки происходит через одобрение/осуждение окружающих. Ребенок часто спрашивает мнение старших о результатах труда – просит оценить рисунок, поделку, качество уборки, красоту выбранной одежды. Критика формирует неуверенность, пассивность, безынициативность.

Осложнения

У первоклассников приобретают значимость проблемы адаптации, психологической готовности к школе. В норме кризис и начало обучения совпадают, ребенок легко приспосабливается к незнакомым условиям, быстро осваивает социальную позицию школьника. Дети с затянувшимся, запаздывающим кризисом испытывают трудности перехода от дошкольного детства в младший школьный возраст – ведущей деятельностью остается игра, принимаются внешние признаки роли ученика, но сохраняется сильная эмоциональная привязанность к матери. Вынужденное посещение школы провоцирует реакции активного/пассивного протеста (нарушения поведения), развитие невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Диагностика

Диагностика кризиса семи лет проводится психологами и педагогами, при выраженных поведенческих и эмоциональных отклонениях может потребоваться консультация врача-психиатра. Стандартное обследование осуществляется клиническими методами, дополнительно выполняется оценка психологической подготовленности к школьному обучению. Полный комплекс обследований включает:

  • Беседу с родителями. Опрос родителей остается наиболее информативным методом исследования детских кризисов. Специалист расспрашивает о проявлениях переходного периода, изменениях поведения ребенка, процессе адаптации.
  • Наблюдение. Иногда симптомы проявляются в течение консультации. При взаимодействии ребенка с родителями определяется негативизм, упрямство, своеволие – не садится на указанный стул, не реагирует на предложение вести себя тише, демонстративно отворачивается при просьбе поговорить с врачом.
  • Опрос ребенка. Вопросы касаются психологического компонента школьной готовности: «Хочешь ли ты пойти/ходить в школу? Почему?». По развернутости, направленности ответа оценивается сформированность позиции школьника.

Дифференциальная диагностика с эмоциональными, поведенческими нарушениями проводится при тяжелом течении кризиса. В таких случаях к обследованию подключается детский психиатр, который на основании данных анамнеза делает вывод о возможном расстройстве. Дополнительно может потребоваться комплексное психологическое тестирование (познавательная, эмоционально-волевая сфера), инструментальные обследования (ЭЭГ, МРТ головного мозга).

Рекомендации при кризисе семи лет

В период кризиса происходят изменения поведения, образа жизни, самоощущения ребенка. Взрослым следует выработать новые способы семейного взаимодействия, пересмотреть свое отношение к будущему ученику, заранее начать подготовку к учебному году. Данные меры позволят ускорить переходный этап, скорректировать негативные кризисные проявления. На консультациях психологи рекомендуют родителям:

  • Соблюдение режима. Необходимо за 4-6 месяцев до начала учебы выработать привычку рано ложиться спать и просыпаться. Важно чередовать прогулки, игры, учебные занятия.
  • Знакомство со школой. Рекомендуется посетить здание учебного заведения до первых занятий. Ребенок станет более уверенным, спокойным.
  • Обозначение прав, обязанностей. Непослушному ребенку нужно пояснить – у всех есть обязанности. Будущий школьник должен понять, что требования родителей основаны на доверии, расширяют его права, увеличивают ответственность.
  • Предоставление свободы. Должны существовать способы реализации самостоятельности. Пример: уборка в комнате обязательна, но ребенку разрешено выбрать время, способ.
  • Разрешение на ошибку. Не стоит предотвращать прогнозируемые негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для жизни, здоровья). Анализ результата научит предвидеть проблемы, нести ответственность за собственные поступки (вечером выбрал игры вместо домашнего задания – утром получил двойку).

Профилактика

Кризис 7 лет у ребенка - как вести себя родителям
www.krasotaimedicina.ru

COMMENTS