Личностные качества

Личностные качества

Существует три уровня организации НИР в народном хозяйстве: академии наук, вузы и научно-производственные комплексы (табл).

Одним из важнейших и сложных вопросов научных исследований является вопрос о выборе приоритетных направлений. Он важен потому, что научно обоснованная целенаправленность научных исследований – решающее условие их успеха. Как свидетельствует история науки, прорывы ее отдельных дисциплин обусловлены именно тем фактом, что направление исследований было выбрано верно и оно сохранялось на протяжении многих лет, несмотря на временные трудности и неудачи

Организация прикладного исследования (в отличие от фундаментального) в гораздо большей степени основана на регламентированных процедурах. И первым ее этапом является разработка и утверждение задания на выполнение научно-исследовательской работы. При этом проводится информационная подготовка (сбор и изучение литературы, патентной и научно-технической документации, российского и зарубежного передового опыта), прогностическая оценка значимости объекта исследования и его возможных направлений, наивысшего мирового уровня в этой области, прогноз затрат, результатов и эффективности.

Личностные качества и некоторые закономерности их формирования

Развиваясь, отношения личности становятся привычными и закрепляются в виде феномена личностных качеств.

Сложившееся качество личности при этом представляет собой отношение в трех формах: убеждение (рациональное отношение); стереотип поведения (привычка); чувство, переживание, мотив деятельности. Если какой-либо из этих форм в определенном качестве нет, то соответствующее отношение (и, соответственно, качество личности) неполное, возможно, оно только складывается.

Главная характеристика любого личностного качества – это его устойчивость: человек проявляет сформировавшееся у него личностное качество в привычных и изменяющихся условиях.

При этом, говоря о развитии личностных качеств в процессе воспитания, следует иметь в виду следующие закономерности.

1. Закономерность обратного влияния. Сначала психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды в результате закрепления привычного отношения к тому или иному явлению, той или иной ситуации как ответ на них. Но, возникнув таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие человека. В результате возникшее качество "подтягивает" за собой новые отношения, качества и потребности ребенка. Развитие личностного качества начинается с формирования простейших его элементов и черт поведения. В дальнейшем они усложняются, интегрируются, наполняются чувствами, потребностями, обрастают ритуалами.

2. Закономерность взаимосвязанности качеств. Как правило, каждое личностное качество связано с целым рядом близких ему по смыслу, родственных качеств. Можно утверждать, что автономного, самостоятельного качества в полном смысле этого слова не существует. Рассмотрим ряд личностных качеств младшего школьника.

Легко убедиться, что любое из этих качеств разворачивает веер взаимосвязанных с ним понятий. Например, анализируя такое качество, как ответственность, мы обязательно обратимся к таким качествам, как активность (пассивная личность не проявляет себя как ответственная), внимательность (ее отсутствие создает условия для безответственного поведения), дисциплинированность (вряд ли можно недисциплинированного человека считать ответственным), компетентность, критичность, рассудительность, решительность, требовательность (к себе), участливость, честность, чувство собственного достоинства и т.д.

3. Закономерность генерализации. Личность понимается в психолого-педагогической науке как некоторая целостная структура, поэтому в процессе воспитания нельзя произвольно отсекать изучаемое явление (процесс, свойство, качество) от личности в целом, от ее направленности, от системы ее отношений к действительности, от ее переживаний и поступков. Иначе говоря, из этого положения вытекает, что в воспитании личности необходимо постоянно иметь в виду то, какую функцию то или иное качество выполняет в сложной системе взаимодействия человека с окружающей его действительностью.

Это явление носит название генерализациираспространение влияния формирующегося качества на дальнейшее развитие личности в целом. Если школьник овладел привычкой добросовестно выполнять домашнее задание, то это положительно скажется на дисциплинированности, внимательности, рассудительности, самостоятельности. Явление генерализации справедливо не только по отношению к положительным качествам, но и к отрицательным. Так, безответственность, закрепляясь как качество, может привести к возникновению лживости, трусости, грубости и т.п.

Наличие явления генерализации в воспитании позволяет сделать важный вывод: следует добиваться формирования положительных, социально одобряемых качеств личности ребенка, способных стать стержнем личностного развития. И, наоборот, заметив проявление того или иного негативного качества, следует постараться его устранить, чтобы оно не стало ядром семейства негативных качеств.

4. Закономерность этапности. Мы рассматриваем позицию школьника в воспитании как субъектную, предполагая, что ребенок – активный деятельный участник процесса воспитания своих личностных качеств. Эта позиция предполагает, что ребенок понимает, какие именно качества ему следует воспитать и зачем, хочет их развить у себя, имеет представление об их содержании, стремится к их проявлению в повседневной жизни. Однако реально младший школьник может работать над формированием двух-трех личностных качеств, – большее их количество он просто не в состоянии и удержать в памяти. Отсюда следует требование этапности и конкретизации в воспитательной работе: в каждый определенный период времени выдвигаем на передний план задачу формирования одного-двух личностных качеств. Однако при этом воспитатель не должен забывать и о других качествах, ведь человек не воспитывается по частям (А. С. Макаренко).

Личностные качества людей

Личностные качества любого человека никак не связаны с образованием и работой, а вот индивидуальность формируется под действием личностных факторов. Они генетически заложены в каждом человеке, их коррекция изредка возможна в маленьких пределах.

Базовые личностные качества проявляются в особенностях темперамента и самооценке.

Личностные типы разделяются на: экстравертов, интровертов, эмоционально-стабильных и эмоционально-неустойчивых людей.

Экстравертам нужна постоянная стимуляция, они раскованны, вспыльчивы, чрезмерно веселы, слишком общительны и имеют склонность к риску.

Интровертам не нужны внешние стимулы, они берут силу изнутри, не общительны, замкнуты, медлительны, но имеют богатый внутренний мир.

Эмоционально-стабильные личности уравновешенны, не бросаются в крайности, имеют стойкий характер.

Эмоционально-неустойчивые люди находятся в постоянном напряжении, чего-то боятся, волнуются, слишком чувствительны к своим ошибкам.

К сожалению, очень редко бывает, когда личностные качества человека совпадают с требованиями профессиональной деятельности, ведь от этого зависит уровень освоения профессии. Не существует одинаково важных качеств для определенной сферы деятельности.

Наиболее важными личностными качествами считаются самостоятельность, трудолюбие, обязательность, надежность, уравновешенность, энергичность и инициативность. Такими качествами обладают все успешные люди, которые многого добились в своей жизни.

Главное, чтобы каждое качество личности было сбалансировано, иначе оно обретет противоположный смысл.

Выделяется целый ряд негативных качеств личности, мешающих гармоничному существованию: грубость, высокомерие, нетерпеливость, вспыльчивость, раздражительность, поспешность, жадность.

В течение всей жизни человека формируются личностные качества, обретающие постепенно более четкие границы. Влияние оказывает внешняя среда, социальное положение и образ жизни.

Личностные качества психолога

Профессиональные и личностные качества в деятельности психолога часто бывают тесно связаны. Профессия накладывает отпечаток па образ жизни и личность психолога, а личностные особенности отражаются в предпочитаемой сфере и видах психологической деятельности. Одни психологи предпочитают научные исследования, другие — преподавание психологии, третьи — практическую психологическую работу. Кто-то чувствует себя в душе психоаналитиком, а кто-то — убежденным гештальт-терапевтом. Но главное, что делает человека психологом, — это умение видеть мир психологически и психологическая направленность ума. Иметь психологический взгляд на мир — это способность подвергать психологическому анализу различные жизненные ситуации, поступки людей, особенности их взаимоотношений.

В практической психологии личность психолога является инструментом его работы и порой играет очень существенную роль, не менее значимую, чем психотерапевтические техники. Об этом мы говорили в предыдущих главах.

Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Как сказал один студент, "у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация — чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска".

Как считал В. Н. Дружинин, психолог-практик, в отличие от исследователя, является личностью, способной хорошо адаптироваться к социальной

среде. Он успешно взаимодействует с людьми и полагает, что их можно изменить в лучшую сторону. Понимая их проблемы, он, однако, не всегда обращает внимание па различия между собой и другими людьми.

Ларошфуко писал: "Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного — все люди на одно лицо". Поэтому кажется очевидным, что не может быть успешного психолога без высокого интеллекта.

Рассмотрим исследования, которые выявили особенности личностных характеристик, свойственных психологам.

Р. Кеттел с коллегами, например, проводил изучение психологических качеств, которые отличают психологов-исследователей от психологов- практиков. С помощью 16-факторного личностного опросника, который позволял построить "профессиональные портреты", изучалась зависимость эффективности их профессиональной деятельности от личностных черт. Эта зависимость выразилась в следующих формулах:

Эффективность = 0,72A + 0,29B + 0,29Н + 0.29N;

Эффективность = 0,31A + 0,78B + 0,47N

где A — готовность к контактам; N — умение поддерживать контакт; B — общая интеллектуальность; H — ненасыщаемость контактами с другими людьми [1] .

Психолог-практик нуждается в человеческом общении, люди ему не надоедают, а контакты с ними никогда не утоляют жажду общения. Для успеха его профессиональной деятельности это важные факторы.

Психологи-исследователи не любят интенсивное общение, и соответствующие факторы мало влияют на успех их профессиональной деятельности. В то же время "общая интеллектуальность" оказывается очень важным для них фактором.

Таким образом, есть основания полагать, что существует как сходство, так и различие в личностных качествах, важных для таких видов деятельности психолога, как научные исследования и практическая психологическая работа. Каждый из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.

Анализ литературы, проведенный Т. А. Верняевой, и ее эмпирическое исследование [2] показали, что для психолога-исследователя необходимы те же общие свойства личности, которые необходимы для ученых любой фундаментальной науки. Специфика заключается лишь в выраженности коммуникативных качеств, что связано с общей установкой психологов на изучение человека. В силу того что в большинстве исследовательских ситуаций в психологии требуется взаимодействие психолога-исследователя и испытуемого, они оказываются необходимыми.

Практическая психология требует от психолога гораздо больше профессионально специфических качеств. По данным Н. А. Аминова и М. В. Молоканова [3] , для психолога с практической ориентацией оказались характерными.

• выраженная готовность к контактам;

• умение поддерживать контакты, т.е. стрессоустойчивость в процессе общения;

• умение контролировать свое поведение, т.е. сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения;

• опора на себя в принятии решений.

Перечень профессионально важных личностных качеств практического психолога, по данным Т. А. Верняевой [4] , включает: доброжелательность, ответственность, оптимизм, организованность, любознательность, наблюдательность, настойчивость, терпеливость, привлекательность, общительность, внимательность, самообладание, тактичность, чуткость, альтруистичность, вежливость, гуманность, отзывчивость, объективность, интеллигентность, динамичность, гибкость поведения, высокий уровень общего и социального интеллекта, рефлексию, сензитивность, умение слушать, креативность, умелое владение невербальными средствами общения, открытость, непринужденность, естественность и искренность в эмоциональных проявлениях, устойчивость к стрессу, эмоциональную стабильность и некоторые другие характеристики.

И. В. Сыромятников выявил, что успешных психологов характеризуют высокие показатели и по шкалам интеллектуальности, общительности, эмоционально-волевой устойчивости, дипломатичности, проницательности, смелости, самоконтроля, доброжелательности, эмпатии, корректности, порядочности, терпимости [5] .

Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют талантом общения. Структура "таланта общения" включает в себя пять блоков качеств личности:

1) способность к полному и правильному восприятию объекта, наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации;

2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные па глубокой общей эрудиции и гуманистической направленности;

3) способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь;

4) способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей;

5) способность управлять самим собой и процессом общения, умение быть внимательным, слушать, тактичность, умение устанавливать контакт, вызывать доверие, обладание чувством юмора [6] .

Важность наличия этих способностей говорит о том, что профессиональная деятельность практического психолога по своей сути является взаимодействием.

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах, как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний и профессиональной деятельности. К числу необходимых личностных проявлений практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию.

К значимым волевым качествам, необходимым для успешной работы психолога-консультанта, относятся настойчивость, терпеливость, самообладание, уверенность. В противном случае он не заслужит доверия клиента. В то же время важно, чтобы у психолога не было чрезмерной самоуверенности и уверенности в непогрешимости своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивают клиента.

Психолог должен иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. Каждому психологу важно знать меру своей некомпетентности. Это стимулирует к саморазвитию. Необходимо понимать возможные пути и способы компенсации собственных личностных недостатков.

Представляют интерес данные табл. 13.1, которые суммируют результаты, полученные разными авторами и ассоциациями относительно свойств личности консультантов, способствующие или препятствующие их профессиональному успеху.

Результаты исследований свойств личности консультанта [7]

Свойства личности консультанта

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США

Проявление интереса к людям и терпение в общении с ними; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие к людям

В документе не перечислены

Комитет по надзору и подготовке консультантов США

Доверие к людям; уважение ценности другой личности; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; понимание профессионального долга

В документе не перечислены

Чуткость, объективность, гибкость, эмпатия, отсутствие собственных серьезных проблем

Авторитарность, пассивность, зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическая установка в отношении денег

Восприятие пациентов как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, отождествление себя с людьми

В документе не перечислены

Внимательность; умение выслушивать; теплота; сердечность; умудренность в дружеских советах

В документе не перечислены

Симпатичный человек; откровенность и открытость чувствам других; способность отождествляться с самыми разными людьми; теплота, но не сентиментальность; нет стремления к самоутверждению, однако есть свое желание и способность его защитить; умение служить клиентам

В документе не перечислены

Окончание табл. 13.1

Свойства личности консультанта

Открытость собственному опыту, аутентичность, развитость самосознания, сила личности и идентичности; толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, глубина отношений с другими людьми, постановка реалистичных целей, эмпатия

В документе не перечислены

Личная зрелость, социальная зрелость, зрелость

В документе не перечислены

Высокий уровень развития социального интеллекта, социальная слабость

В документе не перечислены

Было обнаружено, что различия между "хорошими" и "плохими" психотерапевтами (психологами-консультантами) объясняются специфической организацией их личностной сферы. При преобладании в личностном профиле психотерапевта таких факторов, как общительность и смелость, расчетливость и общая интеллектуальная одаренность, можно ожидать большего успеха в психотерапии.

Причем оказалось, что индивидуально-психологические характеристики психологов определяют предпочитаемый ими стиль психотерапии. Выяснилось, что при высоких показателях коммуникативной компетентности (способности психолога-консультанта устанавливать и поддерживать межличностные отношения) он предпочитает использовать приемы клиент-центрированной терапии. При высоких показателях макиавеллизма (умения консультанта контролировать содержание и атмосферу социального взаимодействия) проявляется тенденция к использованию приемов бихевиоральной терапии (способов контроля и ограничения поведения пациента) [8] .

Эти данные согласуются с результатами других исследователей. В проведенном в Калифорнии исследовании психологических консультаций несовершеннолетних преступников выяснилось, что психотерапия тревожных молодых людей с чувством вины и ощущением неадекватности лучше удается более общительным психологам-консультантам, проявляющим интерес к чувствам подростка.

Напротив, в работе с неразговорчивыми правонарушителями, конформными в отношении норм своей субкультуры, или с несовершеннолетними преступниками, демонстрирующими манипулятивное поведение, большего эффекта достигают психологи-консультанты, которые ориентируются на внешний контроль поведения и ограничения, а не на внутренние переживания пациентов [9] .

Особую значимость в профессиональной деятельности практического психолога имеет социальный интеллект. Исследования подтверждают это, по крайней мере на примере военного психолога [10] . Полагаем, что в других сферах практической психологии это также проявляется. Структура социального интеллекта психолога имеет трехкомпонентный состав и включает когнитивный, эмоциональный и коммуникативно-организационный компоненты. Наглядное представление о структуре социального интеллекта психолога можно получить из табл. 13.2.

Структура социального интеллекта военного психолога [11]

Знание специальных правил поведения

Память на имена и на лица

Рефлексия поступков других людей

Формулирование планов собственных действий

Рефлексия собственного развития

Умение слушать собеседника

Умение понимать язык жестов

Способность к само- регуляции

Умение объяснять п убеждать других

Открытость в отношениях с окружающими

Способность и готовность работать совместно

Способность к коллективному взаимодействию

Выявлено, что коммуникативно-организационный компонент играет определяющую роль в структуре социального интеллекта военного психолога. Другие компоненты — эмоциональный и когнитивный — в различном сочетании и проявлении дополняют первый. Показано, что неуспешные психологи имеют недостаточно развитые компоненты социального интеллекта.

Это исследование показало, что профессиональная деятельность военного психолога с приобретением опыта практической работы становится более успешной. Повышается и уровень развития социального интеллекта. При этом специальное психологическое образование психолога, профессионально ориентированный тренинг способствуют более высокому уровню развития социального интеллекта.

Одинаково ли успешны в профессиональной психологической деятельности мужчины и женщины? Исследование Малебашевой выявило гендерные различия в стиле профессиональной психологической деятельности военных психологов. Гендерная дифференциация проявилась в иерархии психологических факторов, выборе модели взаимодействия и преобладающей эффективности профессиональной деятельности в одной из профессиональных сфер.

Были выявлены четыре основных фактора, обусловливающих эффективность в работе практического психолога:

• коммуникативность, проявляющаяся в таких личностных качествах психолога, как готовность к контактам, наблюдательность, общительность, проницательность, свободное владение речью, сензитивность, умелое владение невербальными средствами общения, умение слушать, эмоциональная заразительность, эмпатия, развитая рефлексия;

• притягательность, включающая такие личностные качества, как альтруистичность, вежливость, внимательность, гуманность, доброжелательность, естественность в эмоциональных проявлениях, интеллигентность, искренность, корректность, непринужденность, обаяние, оптимизм, открытость, ответственность, отзывчивость, порядочность, привлекательность, тактичность, терпеливость, чуткость, юмор;

• адаптивность, интегрирующая такие личностные качества, как гибкость поведения, динамичность, дисциплинированность, инициативность, креативность, настойчивость, ненасыщаемость контактами, опора на себя в принятии решения, организованность, психофизиологическая активность, работоспособность, самоконтроль, самообладание, устойчивость к стрессу, умение поддерживать контакты, целеустремленность, эмоциональная стабильность, терпимость;

• интеллектуальность, включающая аналитический склад ума, общую и социальную интеллектуальность, компетентность, кругозор, любознательность, объективность.

В результате данного исследования выяснилось, что иерархия факторов эффективности профессиональной деятельности отличается у мужчин и женщин — военных психологов. Успешную деятельность военного психолога — женщины определяет в большей степени комплекс таких психологических факторов, как "коммуникативность", "притягательность", "адаптивность", в меньшей степени — "интеллектуальность". У военных психологов — мужчин эффективность профессиональной деятельности в большей степени обеспечивается такими факторами, как "интеллектуальность", "адаптивность", "коммуникативность", и в меньшей — фактором "притягательность" [13] .

В той же работе было выявлено, что мужчины военные психологи по структуре и иерархии психологических факторов эффективности профессиональной деятельности в больше мере относятся к группе "психологи-исследователи", а женщины — к группе "психологи-практики".

Это создает предпосылки для более успешного решения психологами- женщинами профессиональных задач, составляющих сферу оказания психологической помощи военнослужащим и членам их семей; различные виды консультирования, психологической реабилитации, психологического просвещения, психодиагностики.

Вместе с тем факторный "профиль" военного психолога — женщины обусловливает ее меньшую предрасположенность к решению задач, составляющих сферу психологического обеспечения боевой готовности, боевых задач, боевой подготовки, несения боевого дежурства и караульной службы.

Военные психологи — женщины предпочитают консультационную модель профессионального взаимодействия, состоящую в фасилитации самопознания и саморазвития клиента, сопровождении клиента в достижении целей его собственного развития, содействии его продуктивному существованию в конкретных обстоятельствах жизни, увеличении количества степеней свободы в выборе клиентом вариантов поведения, суждений, оценок, отношений.

В работе утверждается, что условием, повышающим естественные преимущества военного психолога — женщины в решении профессиональных задач в сфере психологической помощи и компенсирующим недостатки в сфере психологического обеспечения воинской деятельности является организация полноценной профессиональной военной подготовки этой категории специалистов. Показано, что повышения эффективности профессиональной деятельности военного психолога — женщины можно достичь путем развития у нее личностных качеств, составляющих факторы "интеллектуальность" и "адаптивность", овладения ею педагогической моделью профессионального взаимодействия и изменения самовосприятия и самопрезентации как военного психолога.

Психология скоро достигнет таких высот, что у каждого человека будет свой личный психолог, а у каждого психолога — свой личный психиатр.

Сам себе психолог — это как сам себе стоматолог: больно, неудобно и чревато осложнениями.

Профессиональный опыт формирует у психолога определенные качества личности, навыки и привычки. Поэтому он чувствует себя гораздо более уверенным, чем начинающий психолог. Однако большой стаж самоотверженной и ответственной работы может принести психологические проблемы самому психологу. Рассмотрим синдром сгорания и коммуникативной перегрузки в профессиональной деятельности психолога.

У всех ли возникает синдром сгорания? Какие факторы на эго влияют? В исследованиях показано, что:

• у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин;

• прямой зависимости "сгорания" от удовлетворенности зарплатой не найдено;

• если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее;

• испытывающие недостаток автономности (сверхконтролируемость) больше подвержены "сгоранию";

• наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу Л: агрессивно, в соперничестве, несдержанно, добиваясь своей цели любой ценой;

• к "сгорающим" относятся также трудоголики.

"Сгорающие" характеризуются определенными личностными чертами. Они сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся идеалисты, ориентированные на людей, и одновременно неустойчивые, иитровертированные, одержимые гуманной миссией своей работы.

В заключение нужно отмстить, что психолог в профессиональной деятельности не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу необходимо формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

Источники:
Личностные качества
личностные качества Существует три уровня организации НИР в народном хозяйстве: академии наук, вузы и научно-производственные комплексы (табл). Одним из важнейших и сложных вопросов научных
http://aspirantura.ws/kachestva-issledovatelja.htm
Личностные качества и некоторые закономерности их формирования
Личностные качества и некоторые закономерности их формирования Развиваясь, отношения личности становятся привычными и закрепляются в виде феномена личностных качеств . Сложившееся качество
http://studme.org/1350011724103/pedagogika/lichnostnye_kachestva_nekotorye_zakonomernosti_formirovaniya
Личностные качества людей
Женщины наравне с мужчинами имеют возможность самореализации не только в общественной и семейной жизни, но и в профессиональной сфере. В стилях женского и мужского руководства есть заметные различия,
http://www.justlady.ru/articles-128242-lichnostnye-kachestva-lyudey
Личностные качества психолога
Личностные качества психолога Профессиональные и личностные качества в деятельности психолога часто бывают тесно связаны . Профессия накладывает отпечаток па образ жизни и личность
http://studme.org/85702/psihologiya/lichnostnye_kachestva_psihologa

(Visited 9 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Смешные фразы для бота Разработчик создал бота для «ВКонтакте», распознающего голосовую речьРазработчик создал бота… (1)

Интрига для девушки смс Оригинальные смс девушке Оригинальные смс девушке Слишком оригинальные смс девушке,… (1)

Жена хочет третьего в постель вконтакте Жена хочет попробовать секс в 3? Как быть? Как реагировать… (1)

Смешные фразы для доната Звуки для донатов в стриме скачать и слушать онлайнЗвуки для… (1)

Зацикленность на одной мысли Зацикленность ЗацикленныйКаждый обычный материалистичный человек зациклен на себе… Зацикленность на… (1)

COMMENTS