Ликвидация дискриминации в отношении женщин

Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин

Генеральная Ассамблея,
Учитывая, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин,
учитывая, что Всеобщая декларация прав человека подтверждает принцип недопущения дискриминации и провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в ней, без какого-либо различия, в том числе различия в отношении пола,
принимая во внимание резолюции, декларации, конвенции и рекомендации, принятые Организацией Объединенных Наций и специализированными учреждениями в целях содействия равноправию мужчин и женщин,
будучи озабоченной тем, что, несмотря на Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщую декларацию прав человека, международные пакты о правах человека и другие документы Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений и несмотря на осуществленный в вопросе равноправия прогресс, продолжает существовать значительная дискриминация в отношении женщин,
учитывая, что дискриминация в отношении женщин несовместима с достоинством женщины как человека, благосостоянием семьи и общества, мешает ее участию на равных условиях с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны и является препятствием к полному развитию возможностей женщины в деле ее служения своей стране и человечеству,
помня о большом вкладе, внесенном женщинами в социальную, политическую, экономическую и культурную жизнь, и о той роли, которую они играют в семье, и особенно о роли в воспитании детей,
будучи убежденной в том, что полное развитие страны, благосостояние всего мира и дело мира требуют максимального участия женщин наравне с мужчинами во всех областях,
считая необходимым обеспечить в законодательстве и в практике всеобщее признание принципа равенства мужчин и женщин,

торжественно провозглашает настоящую Декларацию:

Дискриминация в отношении женщин, приводящая к отрицанию или ограничению ее равноправия с мужчинами, является несправедливостью в своей основе и представляет собой преступление против человеческого достоинства.

Должны быть приняты все необходимые меры для аннулирования существующих законов, обычаев, постановлений и практики, которые являются дискриминационными в отношении женщин, установления надлежащей юридической защиты равноправия мужчин и женщин, в частности:
а) принцип равенства для мужчин и женщин должен быть включен в конституцию или иным образом гарантирован законом;
b) международные акты Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений, касающиеся устранения дискриминации в отношении женщин, должны быть ратифицированы или к ним должны присоединиться и они полностью должны быть претворены в жизнь 8 возможно короткий срок.

Должны быть приняты все надлежащие меры в целях подготовки общественного мнения и направления национальных стремлений к искоренению предрассудков и упразднению обычаев и всей прочей практики, основанной на идее неполноценности женщин.

Должны быть приняты все надлежащие меры, чтобы обеспечить женщинам на равных условиях с мужчинами без какой-либо дискриминации:
а) право голоса на выборах и право на избрание в публично избираемые органы;
b) право голосовать на всех публичных референдумах;
с) право доступа на государственную службу и право выполнения всех общественных функций. Эти права должны быть гарантированы законодательством.

Женщины должны пользоваться одинаковыми с мужчинами правами в отношении приобретения, изменения и сохранения своего гражданства. Брак с иностранцем не должен влиять автоматически на гражданство жены, а именно не должен лишать ее гражданства и заставлять ее принимать гражданство мужа.

1. Без ущерба для сохранения единства и согласия семьи, которая остается основной ячейкой всякого общества, должны быть приняты все надлежащие меры, главным образом законодательные, для обеспечения того, чтобы замужние и незамужние женщины имели равные с мужчинами права в области гражданского права, и в частности:
а) право приобретения и наследования собственности, а также управления, пользования и распоряжения ею, включая собственность, приобретенную в период состояния в браке;
b) право на равное право и дееспособность;
с) одинаковые с мужчинами права в отношении законодательства о передвижении лиц.
2. Должны быть приняты все надлежащие меры для обеспечения принципа равенства положения мужа и жены, в частности:
а) женщины должны иметь одинаковое с мужчиной право свободно выбирать супруга и вступать в брак только со своего свободного и полного согласия;
b) женщины должны иметь равные с мужчинами права в период состояния в браке и при его расторжении. Во всех случаях интересы детей должны быть преобладающими;
с) родители должны иметь равные права и обязанности в отношении своих детей. Во всех случаях интересы детей должны быть преобладающими.
3. Должны быть запрещены браки детей и обручение девушек до наступления их половой зрелости, и должны приниматься эффективные меры, включая законодательные, с целью определения минимального брачного возраста и обязательной регистрации брака в актах гражданского состояния.

Все положения уголовного законодательства, носящие дискриминационный характер в отношении женщин, должны быть отменены.

Должны быть приняты все надлежащие меры, включая законодательные, для пресечения всех видов торговли женщинами и использования проституции.

Должны быть приняты все надлежащие меры для обеспечения девушкам и замужним и незамужним женщинам равных прав с мужчинами в области образования на всех уровнях, и в частности:
а) равных условий доступа к обучению и обучения в учебных заведениях всех типов, включая университеты и профессиональные, технические и специальные школы;
b) тех же программ обучения, одинаковых экзаменов, преподавательского состава той же квалификации, учебных помещений и оборудования того же качества, независимо от того, предназначены учебные заведения для совместного обучения лиц обоего пола или нет;
с) равных возможностей получения стипендий и других дотаций для обучения;
d) равных возможностей доступа к программам дальнейшего обучения, включая программы обеспечения грамотности взрослых;
е) доступа к материалам образовательного характера в целях содействия обеспечению здоровья и благосостояния семей.

1. Должны быть приняты все надлежащие меры для обеспечения замужним и незамужним женщинам одинаковых прав с мужчинами в социально-экономической деятельности, в частности:
а) права без дискриминации по признаку гражданского состояния или по другим признакам получать профессиональную подготовку, работать, свободно выбирать профессию и занятие и совершенствоваться в своей профессии и специальности;
b) права на равную с мужчинами оплату и равное материальное обеспечение за равный труд;
с) права на оплачиваемый отпуск, на пенсионное обеспечение и на материальное обеспечение в случае безработицы, болезни, по старости и в других случаях потери трудоспособности;
d) права на получение пособия на семью на одинаковых условиях с мужчинами.
2. Для предотвращения дискриминации в отношении женщин по причине состояния в браке или беременности и для обеспечения их эффективного права на работу должны быть приняты надлежащие меры для предотвращения их освобождения от работы в случае вступления в брак или беременности и для предоставления оплачиваемого отпуска по беременности с гарантией возвращения на прежнюю работу и обеспечения необходимых видов социальных услуг, включая возможность ухода за детьми.
3. Меры, принятые для защиты женщин на определенных видах работы, с учетом физиологических особенностей их организма, не должны считаться дискриминационными.

prisonlife.ru

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин был учрежден в 1981 г. на основании положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

Членство и организация работы

Комитет состоит из 23 экспертов. В момент вступления Конвенции в силу экспертов было 18; затем, после ее ратификации 35 государствами, их число было увеличено.

Члены Комитета избираются государствами – участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве. При этом учитывается справедливое географическое распределение и представительство различных форм цивилизации, а также основных правовых систем. Они должны обладать высокими нравственными качествами и признанной компетенцией в области, охватываемой Конвенцией. Каждое государство имеет право выдвинуть не более одного кандидата.

Избрание осуществляется на четырехлетний срок прямым тайным голосованием на заседании государств – участников Конвенции, которое регулярно проводится в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Члены Комитета имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур. Каждые два года избирается 12 и экспертов соответственно. В случае смерти или выхода в отставку какого-либо члена Комитета или если он или она по какой-либо иной причине не может более исполнять обязанности члена Комитета, государство-участник, выдвинувшее данного члена Комитета, назначает другого эксперта из числа своих граждан на оставшийся срок при условии одобрения Комитетом.

Интересный факт: из более сотни экспертов, работавших в Комитете в разное время, лишь четверо были мужчинами.

Комитет устанавливает собственные правила процедуры и избирает своих должностных лиц – председателя, трех заместителей и докладчика – на двухлетний срок. Должностные лица могут переизбираться при условии соблюдения принципа ротации.

Хотя Конвенция не ограничивает Комитет в выборе места проведения сессий, все они проходят в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. С начала работы в 1981 г. до конца 2011 г. Комитет провел 50 сессий. С учетом постепенного роста числа участников Конвенции количество и продолжительность сессий увеличились за это время с одной двухнедельной до трех трехнедельных в год.

Согласно Конвенции Генеральный секретарь ООН предоставляет необходимый персонал и материальные средства для эффективного осуществления функций Комитета. Первоначально деятельность Комитета обеспечивал Отдел по улучшению положения женщин, затем – Управление Верховного комиссара ООН по правам человека.

Комитет ежегодно представляет Генеральной Ассамблее ООН через ЭКОСОС доклад о своей деятельности. Доклады препровождаются Комиссии по положению женщин для информации.

Главной обязанностью Комитета является рассмотрение докладов государств – участников Конвенции о законодательных, судебных, административных или других мерах, принятых ими для выполнения ее положений, и о прогрессе, достигнутом в этой связи. В докладах могут указываться факторы и трудности, влияющие на степень выполнения государствами своих обязательств по Конвенции.

В первый раз государство – участник Конвенции представляет доклад в течение одного года со дня ее вступления в силу для него; после этого, как правило, раз в четыре года. Комитет может запросить доклад и в другие сроки.

По каждому государству, доклад которого намечено рассмотреть на одной из будущих сессий. Комитет назначает докладчика. Докладчик готовит предварительный перечень тем и вопросов к государству-участнику, принимая во внимание полноту направленной информации, изменения в ситуации в государстве за период с момента представления доклада и т.д. Помимо этого, принимается во внимание информация от специализированных учреждений ООН, ее органов, фондов и программ, а также неправительственных организаций и национальных правозащитных учреждений.

Список тем и вопросов затем утверждается предсессионной рабочей группой, в которую обычно входят пять экспертов Комитета, и препровождается заинтересованному государству. Доклад, дополнительные вопросы, ответы государства на них и информация из альтернативных источников публикуются на веб-сайте Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

Само рассмотрение доклада и ответов на дополнительные вопросы проводится в ходе официальных заседаний Комитета посредством интерактивного диалога. На данном этапе Комитет не рассматривает доклады в отсутствие представителей государства-участника. В исключительных случаях и при условии представленности государства-участника оценка выполнения последним своих обязательств по Конвенции может быть проведена и без доклада.

По итогам рассмотрения докладов Комитет на закрытых заседаниях готовит заключительные замечания. Первоначальный их проект составляется докладчиком с помощью Секретариата. Помимо субстантивных рекомендаций по выполнению положений Конвенции заключительные замечания содержат информацию о сроках представления следующих докладов. После утверждения Комитетом заключительные замечания препровождаются заинтересованному государству.

В 2008 г. Комитет внедрил процедуру контроля за исполнением отдельных рекомендаций. В заключительные замечания включается просьба к государству представить информацию об их имплементации в течение двух лет.

Комитет может предложить специализированным учреждениям ООН представить доклады об осуществлении Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности. Кроме того, специализированные учреждения имеют право быть представленными при рассмотрении вопросов об осуществлении положений Конвенции, относящихся к их компетенции.

В соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции, вступившим в силу 22 декабря 2000 г.. Комитет уполномочен принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц или групп лиц от их имени с утверждениями, что они являются жертвами нарушения государством – участником Протокола, под юрисдикцию которого они подпадают, какого-либо из прав, изложенных в Конвенции. После установления приемлемости сообщений Комитет рассматривает их на закрытых заседаниях и препровождает свои мнения и рекомендации заинтересованным сторонам. Комитет также может предложить государствам – участникам Протокола представить информацию об исполнении рекомендаций в рамках периодической отчетности по осуществлению обязательств по Конвенции.

Факультативный протокол устанавливает конфиденциальную процедуру расследования сообщений о серьезных и систематических нарушениях изложенных в Конвенции прав. Если Комитет получает достоверную информацию, свидетельствующую о таких нарушениях, он с учетом предварительных замечаний государства-участника может назначить одного или нескольких своих членов для проведения расследования. С согласия государства-участника расследование может включать посещение его территории.

Изучив результаты расследования, Комитет препровождает их заинтересованному государству – участнику Протокола вместе с замечаниями и рекомендациями. В течение шести месяцев с момента получения этой информации государство обязано направить свои комментарии. Комитет может также запросить дальнейшую информацию по исполнению рекомендаций в рамках периодической отчетности или отдельно.

Государство – участник Протокола может до вступления такового для него в силу заявить о непризнании процедуры расследования. Заявление может быть отозвано в любой момент.

Важным направлением работы Комитета является подготовка общих рекомендаций. Они касаются толкований отдельных положений Конвенции, тематических вопросов (например, насилия в отношении женщин или защиты прав пожилых женщин), организационно-процедурных моментов и др. По состоянию на 2011 г. Комитет принял 28 общих рекомендаций.

В практику Комитета входит и принятие заявлений, выражающих позицию в связи с важными международными событиями и проблемами, влияющими на осуществление положений

Конвенции. Спектр вопросов, по которым принимались подобные заявления, весьма широк – оговорки к Конвенции, положение женщин в Ираке, десятилетняя годовщина обзора и оценки хода осуществления Пекинской декларации и Платформы действий, международный финансовый кризис и т.д.

studme.org

Конвенция 1979 г. “О ликвидации всех форм дискриминации женщин”

Актуальность темы. Конвенция занимает важное место в ряду международных договоров в области прав человека, фокусируя внимание на проблемах прав человека, с которыми сталкивается женская половина человечества. Свое духовное начало Конвенция берет в целях Организации Объединенных Наций: утверждать веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, равноправие мужчин и женщин. B этом документе разъясняется значение равенства и пути его достижения. B силу этого Конвенция представляет собой не только международный билль прав женщин, но и программу действий государств-участников в целях обеспечения гарантий осуществления этих прав.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин принята ООН в 1979 г.

Решение о необходимости ее разработки и план действий в этом направлении были приняты на Первой Всемирной конференции по положению женщин, которая состоялась в Мехико в 1975 г. Она впервые поставила вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека.

Советский Союз входил в число первых государств, ратифицировавших Конвенцию.

Однако содержание этого документа долгое время было мало кому известно.

Лишь на рубеже 80-90-х годов текст Конвенции был опубликован сразу в нескольких женских изданиях.

Его стали пропагандировать и распространять новые независимые женские организации.

Глава 1. Сущность Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

1.1. Принятие Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

18 декабря 1979 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Конвенцию o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Она вступила в силу как международный договор 3 сентября 1981 года после того, как была ратифицирована двадцатой страной.

K десятой годовщине Конвенции, отмечаемой в 1989 году, почти 100 государств выразили согласие соблюдать ее положения.

Выработка Конвенции явилась кульминационным моментом более чем 30-лeтнeй работы Комиссии Организации Объединенных Наций по положению женщин — органа, учрежденного в 1946 году c целью следить за положением женщин и содействовать развитию прав женщин. Деятельность Комиссии имеет определяющее значение в выявлении всех областей, в которых женщины лишены равенства c мужчинами. B результате предпринимаемых ею усилий, направленных на улучшение положения женщин, был принят ряд деклараций и конвенций, центральным и наиболее всеобъемлющим документом среди которых является Конвенция o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция обязывает все государства, которые в ней участвуют:

– включить принцип равноправия мужчин и женщин в конституции и другие законодательные акты и добиваться его практической реализации;

– в случае необходимости использовать специальные санкции, запрещающие дискриминацию в отношении женщин;

– принимать меры, чтобы изменить действующие законы, обычаи, практику, которые представляются дискриминационными в отношении женщин;

– обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами.

1.2. Преамбула Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

В преамбуле Конвенции недвусмысленно признается, что «по-прежнему имеет место значительная дискриминация в отношении женщин», и подчеркивается, что такая дискриминация «нарушает принципы равноправия и уважения человеческого достоинства». Согласно определению, содержащемуся в Статье 1, под дискриминацией понимается «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола (. ) в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области». Конвенция со всей определенностью утверждает принцип равенства, включая в себя обращенное к государствам-участникам требование принимать «все соответствующие меры, включая законодательные, для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин, c тем чтобы гарантировать им осуществление и пользование правами человека и основными свободами на основе равенства с мужчинами». (Статья 3)

B 14 последующих статьях конкретизируется, что необходимо делать в интересах обеспечения равенства.

Глава 2. Содержание Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

2.1. Основные вопросы, рассматриваемые в Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

C позиции Конвенции выделяются три охватываемых ею аспекта положения женщин. Пристальное внимание уделяется гражданским правам и правовому статусу женщин. Кроме того, и в отличие от других договоров по правам человека, в Конвенции затрагивается также аспект воспроизводства населения и воздействия культурных факторов на отношения между полами.

Широчайшее внимание уделяется вопросу правового положения женщин.

Интерес к основным правам на участие в политической жизни не угасает со времени принятия Конвенции о политических правах женщин в 1952 году. C учетом этого ее положения воспроизводятся в Статье 7 рассматриваемого документа, в соответствии c которой женщинам гарантируются права голосовать, занимать государственные посты и осуществлять государственные функции. Сюда же относится предоставляемая женщинам возможность на равных правах представлять свою страну на международном уровне (Статья 8).

Положения Конвенции o гражданстве замужней женщины, принятой в 1957 году, находят отражение в Статье 9, в которой предусматривается сохранение женщинами своего гражданства независимо от их семейного положения. Тем самым Конвенция обращает внимание на тот факт, что зачастую правовой статус женщины увязывается c ее состоянием в браке, в результате чего она ставится в зависимость от гражданства мужа, скорее чем остается полноправной личностью. B Статьях 10, 11 и 13, соответственно, утверждаются права женщин на отсутствие дискриминации в областях образования, занятости и экономической и социальной жизни. Этим требованиям уделяется особое внимание применительно к положению женщин, проживающих в сельской местности, особые проблемы и жизненно важный экономический вклад которых, как отмечается в Статье 14, требуют большего внимания в планировании политики. B Статье 15 утверждается полное равенство женщин в гражданских и коммерческих делах, a также содержится требование «считать недействительными» все документы, направленные на ограничение правоспособности женщин.

Наконец, в Статье 16 Конвенция вновь обращается к вопросу брака и семейных отношений, утверждая равные права и обязанности женщин и мужчин в отношении выбора супруга, выполнения родительских функций по отношению к детям, личных прав и распоряжения имуществом.

Наряду c вопросами гражданских прав, серьезное внимание уделяется в Конвенции такому в высшей степени насущному для женщин аспекту, как их права в области воспроизводства. Тон в этом плане задает преамбула, в которой указывается, что «роль женщины в продолжении рода не должна быть причиной дискриминации». Конвенция неоднократно возвращается к теме о связи между дискриминацией и ролью женщины в репродуктивном поведении.

Например, в Статье 5 указывается необходимость обеспечивать «правильное понимание материнства как социальной функции» и содержится требование o полном разделении ответственности за воспитание детей между обоими полами. B соответствии c этим права, касающиеся охраны материнства и ухода за детьми, провозглашены в качестве основных и оговариваются во всех частях Конвенции, o чем бы ни шла речь: найме, семейном праве, охране здоровья или образовании. B число обязанностей общества включается предоставление социальных услуг, в частности, создание учреждений по уходу за детьми, позволяющих мужчинам и женщинам совмещать выполнение семейных обязанностей c трудовой деятельностью и участием в общественной жизни.

Рекомендуются и «не считаются дискриминационными» специальные меры, направленные на охрану материнства (Статья 4). B Конвенции утверждается также право женщин на выбор в вопросах рождения ребенка. Конвенция является единственным из договоров o правах человека, в котором упоминается вопрос планирования семьи. Государства-участники обязаны включать консультации o планировании размера семьи в процесс обучения (Статья 10h) и разрабатывать кодексы семьи, гарантирующие право женщин «свободно и ответственно решать вопрос o числе детей и промежутках между их рождениями и иметь доступ к информации, образованию, a также средствам, которые позволяют им осуществлять это право» (Статья 16е).

Третьей общей установкой, на которую ориентирована Конвенция, является расширение нашего понимания концепции прав человека — в ней официально признается влияние культурной среды и традиций в плане ограничения полного использования женщинами своих основополагающих прав. Формами проявления этих сил являются стереотипные представления, обычаи и нормы, создающие многочисленные правовые, политические и экономические препятствия на пути улучшения положения женщин. Отмечая эту взаимосвязь, преамбула Конвенции подчеркивает, «что для достижения полного равенства между мужчинами и женщинами необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и в семье». B этой связи на государства-участники возлагается обязанность стремиться к изменению социальных и культурных моделей поведения личности c целью искоренения «предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин» (Статья 5). Далее, в Статье 10с предписывается пересматривать учебники, школьные программы и методы обучения в целях устранения стереотипных концепций в области образования.

Наконец, все положения Конвенции, в которых утверждаются равные обязанности обоих полов в семейной жизни и их равные права в отношении образования и найма, самым серьезным образом нацелены против бытующих в сфере культуры шаблонов, рисующих сферу общественной деятельности как мужскую прерогативу, a дом — как поле женской деятельности. B целом Конвенция представляет собой всеобъемлющую структуру, позволяющую бросить вызов различным силам, которые проводят и поддерживают дискриминацию по признаку пола.

2.2. Контроль за осуществлением положений Конвенции o ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Контроль за осуществлением Конвенции осуществляет Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДОЖ). Мандат Комитета и порядок выполнения договора определяются в статьях 17-30 Конвенции.

Комитет состоит из 23 экспертов, выдвигаемых правительствами и избираемых государствами-участниками как лица, «обладающие высокими моральными качествами и компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией».

Предусматривается, что государства-участники представляют Комитету по крайней мере через каждые четыре года доклады по странам, сообщая в них o мерах, принятых ими для выполнения положений Конвенции. Ha своих ежегодных сессиях члены Комитета обсуждают эти доклады c представителями правительств и изучают совместно c ними пути принятия конкретными странами дальнейших действий. Кроме того, Комитет выносит общие рекомендации государствам-участникам по вопросам, касающимся ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Заключение

В Конвенции особо выделяется то обстоятельство, что “в условиях нищеты – то есть в наших сегодняшних условиях – женщины имеют наименьший доступ к продовольствию, здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке и возможностям для трудоустройства”. В статье 1, части 1 Конвенции дается общее юридическое определение понятия дискриминация: “Дискриминация в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание. прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области”. Особо выделяются две практические рекомендации Конвенции по изменению действующих законов, обычаев, практики. Первая рекомендация говорит о необходимости ликвидации дискриминации в области занятости. Вторая рекомендация дает ответ на споры по поводу специальных квот для более успешного продвижения женщин в политику. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин до сих пор остается самым полным международным актом в области гендерного равенства. Ее не случайно называют “Женской конвенцией”. К концу ХХ в. ее ратифицировали более ста стран. В последние десятилетия международное сообщество успешно развивает основные положения данной Конвенции.

Таким образом, юридическая основа прав женщин служит только базой, на которой предстоит построить структуры, призванные защитить безопасность, предоставить им равные с мужчинами возможности для индивидуального и коллективного развития. За договорами должен идти эффективный метод мониторинга и контроля за соблюдением государствами принятых на себя обязательств, а также национальные и международные механизмы, призванные поддерживать юридическую силу договоров и призывать государства к ответу за нарушение договоров.

Список литературы

1. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml

2. Мосакова Е. Дискриминация женщин на глобальном рынке труда. – LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 248 с.

xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai

Права человека

Россия – Конвенция – Комитет: взаимодействие

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин была подписана от имени Советского Союза 17 июля 1980 г.

19 декабря 1980 г. Конвенция была ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР со следующей оговоркой: «Союз Советских Социалистических Республик не считает себя связанным положениями пункта 1 статьи 29 Конвенции, согласно которому любой спор между двумя или несколькими государствами-участниками относительно толкования или применения настоящей Конвенции, не решенный путем переговоров, передается по просьбе одной из сторон на арбитражное разбирательство или в Международный Суд, и заявляет, что для передачи такого спора на арбитражное разбирательство или в Международный Суд необходимо в каждом отдельном случае согласие всех сторон, участвующих в споре».

Эта оговорка была снята в феврале 1989 г.

Конвенция вступила в силу для Советского Союза 3 сентября 1981 года. Российская Федерация как государство-продолжатель СССР осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из Конвенции.

Факультативный протокол к Конвенции был подписан Российской Федерацией 8 мая 2001 г., однако к моменту выпуска книги не ратифицирован.

Последний по времени доклад Российской Федерации о мерах по претворению в жизнь Конвенции был представлен в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин в марте 1999 г. и рассмотрен в январе 2002 г. По итогам рассмотрения доклада Комитетом были даны заключительные замечания. Некоторые из них приводятся ниже:

– Комитет отмечает, что не существует законодательства в критически важных областях, где имеет место дискриминация в отношении женщин; он обеспокоен тем, что женщины не обращаются в суды в целях борьбы с дискриминацией по признаку пола вследствие пробелов в законодательстве, наличия доказательных барьеров и отсутствия доверия к правовой системе;

– Комитет глубоко обеспокоен ухудшением положения женщин в сфере труда и тем, что женщины составляют подавляющее большинство трудящихся на находящихся на низком уровне и низкооплачиваемых должностях в различных сферах государственного сектора; он также обеспокоен тем, что женщины подвергаются серьезной дискриминации в частном секторе и на них приходится меньшая доля высокооплачиваемых работ в этом секторе; он также обеспокоен тем, что женщины составляют подавляющее большинство лиц, не имеющих работы в течение продолжительного периода времени;

– Комитет глубоко встревожен высоким уровнем насилия, которому подвергаются женщины в быту, и числом убийств женщин, в этой связи он весьма обеспокоен тем, что сотрудники правоохранительных органов обычно рассматривают такое насилие не как серьезное преступление, а как частный вопрос супружеских взаимоотношений и отношений между членами семьи; Комитет также сожалеет о том, что правительство не принимает необходимых эффективных мер для борьбы с насилием в семье и что до сих пор не утвержден в виде закона ни один из многочисленных законопроектов, направленных на борьбу с насилием в семье;

– Комитет обеспокоен сообщениями о плохом обращении с женщинами в следственных изоляторах и тюрьмах; Комитет глубоко обеспокоен тем обстоятельством, что, несмотря на заслуживающие доверия свидетельства насильственных действий работников милиции по отношению к женщинам, содержащимся под стражей, Российская Федерация, как правило, не расследует такие случаи и не привлекает виновных к дисциплинарной или уголовной ответственности;

– Комитет обеспокоен сообщениями о расширении масштабов проституции и, в частности, о росте числа беспризорных девочек, которые эксплуатируются в качестве проституток; он обеспокоен тем, что бедность является основной причиной, заставляющей женщин и девочек заниматься проституцией;

– принимая к сведению осуществляемые государством-участником программы обеспечения беспризорных детей жильем, средствами к существованию и образованием, Комитет настоятельно призывает Российскую Федерацию продолжать реализацию и расширять охват таких программ, в том числе распространить их с соответствующими коррективами на женщин, которых к занятию проституцией подталкивает бедность; он также настоятельно призывает в первую очередь преследовать тех, кто занимается эксплуатацией проституции, и взрослых, вовлекающих в проституцию детей, а когда необходимо, принимать специальные законодательные акты;

– Комитет выражает озабоченность по поводу вывоза за рубеж российских женщин с целью сексуальной эксплуатации и отмечает, что с 1994 по 1997 годы состоялось только четыре случая судебного рассмотрения таких преступлений, за которые были осуждены семь человек; кроме того, Комитет обеспокоен тем, что сама

Российская Федерация также превратилась в страну ввоза женщин из-за рубежа;

– Комитет обеспокоен ухудшением системы медицинского обслуживания, что серьезно ограничивает доступ женщин к медицинским услугам; он также обеспокоен ухудшением состояния здоровья женщин и, особенно, участившимися случаями гинекологических заболеваний и Беременности девочек в подростковом возрасте; Комитет обеспокоен также тем, что, несмотря на сокращение количества абортов, аборт остается одним из средств регулирования деторождения, и тем, что небольшое число женщин Пользуется эффективными средствами контрацепции;

– Комитет просит широко распространить его заключительные замечания в Российской Федерации с тем, чтобы ознакомить население страны, в частности, работников законодательных и исполнительных органов, с мерами, принятыми для обеспечения юридического и фактического равноправия женщин, и шагами, которые потребуется предпринять в этой связи в будущем; он просит также Российскую Федерацию и впредь широко популяризировать, в частности, среди женских и правозащитных организаций, Конвенцию и Факультативный протокол к ней, выносимые Комитетом рекомендации общего характера, а также Пекинскую декларацию и Платформу действий и результаты двадцать третьей специальной сессии Генеральной Ассамблеи «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке».

По состоянию на апрель 2003 г. со стороны России существует задолженность в один доклад.

isfic.info

Проблема реализации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Главным предметом озабоченности Комиссии по положению женщин было отсутствие прочной международно-правовой базы равноправия женщин.

После принятия ряда Конвенций относительно различных прав женщин кульминацией работы Комиссии стала Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В Конвенции излагаются в императивной форме согласованные на международном уровне принципы о правах женщин, которые применимы ко всем женщинам во всех областях. Основополагающей правовой нормой Конвенции является запрещение всех форм дискриминации в отношении женщин. Осуществление этой нормы не может быть обеспечено лишь посредством принятия нейтральных, с точки зрения мужчин, законов. Помимо требования о том, чтобы женщинам предоставлялись равные по сравнению с мужчинами права, Конвенция предписывает также принятие определенных мер для обеспечения того, чтобы повсюду женщины могли пользоваться признанными за ними правами.

Поскольку данная Конвенция, являясь универсальным по сути и по числу участников международным договором, охватывает все проблемы обеспечения прав женщин. Нам представляется необходимым подробно остановится на содержании непосредственно Конвенции.

Данная Конвенция ГассарX. П. Международное гуманитарное право. М.: Изд.2010. с. 158-191. была принята ГА ООН с целью обобщения положений существовавших международных договоров, направленных на прекращение практики дискриминации в отношении женщин и формулирование четких задач, стоящих перед государствами. В ней определяются конкретные области дискриминации в отношении женщин, например, в сфере политических прав, брака и семьи, а также в сфере занятости. В этих и других областях Конвенция устанавливает конкретные цели и меры, которые надлежит принимать для содействия созданию гармоничного общества, в котором женщины пользуются такими же правами, что и мужчины, и, таким образом, в полной мере осуществляют гарантированные им права человека.

В целях борьбы против дискриминации по признаку пола Конвенция предписывает государствам-участникам признать важность экономического и социального вклада женщин в благосостояние семьи и развитие общества в целом. В ней подчеркивается, что дискриминация мешает экономическому росту и повышению благосостояния, В ней также ясно признается необходимость изменения сложившихся представлений о роли женщин посредством проведения просветительской работы среди мужчин и женщин в целях признания равенства прав и обязанностей и преодоления предрассудков и обычаев, основанных на стереотипах. Еще одна важная особенность Конвенции заключается в эксплицитном признании необходимости достижения не только юридического, но и фактического равенства мужчин и женщин, а также важности принятия временных специальных мер для достижения этой цели.

Конвенция не только зацепила положения Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин, но и расширила их, а именно:

Ст. 1 дает исчерпывающее определение дискриминации, которое применимо ко всем положениям Конвенций и в отличие от Международного билля о правах человека, в котором говорится лишь о “различии” или “дискриминации” по признаку пола, в ст. 1 подробно разъясняется понятие дискриминации именно в отношении женщин. К такой дискриминации приводит любое различие в обращении по признаку пола, которое:

  • • умышленно или неумышленно наносит ущерб женщинам;
  • • мешает обществу в целом признать права женщин как в частной, так и в общественной сфере, или которое:
  • • мешает женщинам пользоваться своими признанными правами человека и основными свободами.

В целом ряде стран мира женщины лишены основных прав, включая право голоса и право на владение имуществом. Такие случаи юридически закрепленной дифференциации должны квалифицироваться как проявление дискриминации.

В ст. 2 определяются в целом обязательства государств и политика, которую надлежит проводить для ликвидации дискриминации в отношении женщин. Становясь участниками Конвенции, государства берут на себя ответственность предпринимать активные шаги для осуществления принципа равенства мужчин и женщин в рамках национальных конституций и иного соответствующего законодательства. Кроме того, государства должны ликвидировать юридические основы для дискриминации, пересмотрев существующие законы, а также гражданское, уголовное, трудовое законодательство. Однако недостаточно лишь включать в законодательство положения о запрещении дискриминации.

Для ускорения достижения фактического, а не только юридического равенства между мужчиной и женщиной государства вправе принимать специальные корректирующие меры до тех пор, пока сохраняется неравенство 1. Таким образом, Конвенция выходит за рамки узкой концепции формального равенства и определяет в качестве своих целей равенство возможностей и равенство результатов. Позитивные меры являются законными и необходимыми для достижения этих целей. Специальные меры должны приниматься исключительно с целью более быстрого установления фактического равенства женщин и не должны влечь за собой принятие разных стандартов для мужчин и женщин. Другими словами, целесообразность принятия любых специальных мер должна оцениваться с учетом фактического наличия дискриминационной практики. Соответственно, как только цели равенства возможностей и обращения будут достигнуты, эти специальные меры перестанут быть необходимыми, и их осуществление должно быть прекращено.

Однако ни законодательные, ни специальные меры не решат проблемы достижения равенства. Государствам следует прилагать усилия для искоренения социальных, культурных моделей поведения, которые закрепляют стереотипность роли мужчин и женщин, а также для создания в обществе таких условий, которые содействуют осуществлению прав женщин в полной мере.

Основой для осуществления женщинами их прав во всех сферах ст. 10 признает равенство в области образования. Именно посредством образования можно искоренить те традиции и представления, которые усиливают неравноправие между мужчиной и женщиной, и содействовать тем самым ликвидации легитимности дискриминации, переходящей от одного поколения к другому.

Равенство в области занятости и прав, связанных с трудовой деятельностью, уже давно считается одним из важных факторов в борьбе за права женщин. До настоящего времени активную роль в этой борьбе на международном уровне играла Международная организация труда (МОТ). В ст. 11 повторяются и развиваются многие из тех прав женщин, которые были провозглашены МОТ.

Статья четко устанавливает, что женщины должны пользоваться правом, являющимся неотъемлемым правом всех людей, приводя исчерпывающий перечень обязательств государств-участников для обеспечения полной и эффективной реализации данного права женщинам так же, как и мужчинам, в сфере занятости. Недостаточно, чтобы государство запретило в законодательном порядке дискриминационную практику найма на работу. Равные возможности в этой области предполагают, в частности, равенство возможностей в сфере подготовки к трудовой деятельности посредством обычного и профессионального обучения. При найме на работу к женщинам должны применяться те же критерии отбора, что и к мужчинам.

Женщины должны иметь право на свободный выбор профессии и не должны автоматически направляться в традиционные “женские” профессиональные сферы.Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г. // Действующие международное право: сборник в 3-х т./ Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. -М.:Юрайт, Международные отношения, 2007. – с.123-140.

Важно отметить, что гарантии равенства и недискриминации, закрепленные в ст. 11, применимы только к женщинам, официально принятым на работу, вследствие чего в уязвимом положении по-прежнему остаются многие женщины, работа которых дома, на земельных участках и иных местах официально не признается, и права которых, следовательно, по-прежнему лишены защиты.

В ст. 14 признается, что женщины в сельских районах составляют группу населения, которая сталкивается с особыми проблемами, требующими внимательного отношения и рассмотрения со стороны государств-участников.

Закрепляя действие принципа равноправия мужчин и женщин, ст. 15 распространяет его действие и на гражданско-правовые вопросы, “предоставляя женщинам одинаковые с мужчинами гражданскую правоспособность и одинаковые возможности ее реализации”.

Пункт 1 ст. 12 конкретно предписывает государствам-участникам обеспечить на основе равенства мужчин и женщин их доступ к медицинскому обслуживанию. Это предполагает устранение всех юридических и социальных барьеров, которые могут мешать или препятствовать женщинам в полной мере пользоваться медицинскими услугами.

Кроме того, п. 2 признает за женщиной необходимость дополнительного обслуживания и внимания во время беременности и в послеродовой период.

studwood.ru

Здесь вы найдете содержание брошюры «Руководство для парламентариев: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол к ней», а также дополнительные ресурсы по теме.

В течение ряда лет Комитет придерживался практики назначения «координаторов» для совершенствования организации своей работы параллельно с другими органами контроля за соблюдением договоров и такими механизмами, как специальные докладчики, специализированные учреждения, фонды и программы системы Организации Объединенных Наций и прочими заинтересованными организациями.

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин был учрежден в 1981 г. на основании положений Конвенции о ликвидации всех форм

Комитет устанавливает собственные правила процедуры и избирает своих должностных лиц – председателя, трех заместителей и докладчика – на двухлетний срок. Должностные лица могут переизбираться при условии соблюдения принципа ротации.

Республика Казахстан присоединилась в 1998 году к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин с целью принятия обязательств по проведении политики ликвидации дискриминации

Право на защиту от семейно-бытового насилия включает в себя право на жизнь, свободу, безопасность, которые провозглашаются во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах.