Логическое мышление, игры на развитие логического мышления

Игры для развития логического мышления

Для чего нужно умение логически мыслить?

Логическое мышление – это мыслительный процесс, во время которого применяются взаимосвязи и определяются закономерности.

Целью данного типа мышления, является достижение вывода, основанного на имеющейся информации.

  • Развитие логического мышления, ведет к общему интеллектуальному росту человека.
  • В социальной сфере, индивид, с развитым логическим мышлением, доступно и грамотно способен передать собственные мысли и доводы.
  • В стрессовой ситуации, способность логически мыслить, помогает легкому принятию правильных решений.
  • Умение строить логические взаимосвязи, основываясь на полученной информации, помогает росту в карьере и успехам в учебе.

Какой бывает логика?

Логическое мышление делится на три вида: образное, вербальное и абстрактное.

Образное мышление: строится на визуализации задачи. Этот вид сравним с воображением, когда мысленно представляется картинка с рядом последовательных действий, в зависимости от ситуации. Это самое востребованное мышление в жизни человека, так как позволяет «проигрывать» в голове все варианты развития событий.

Вербальное мышление: проявляется в речевом общении. Здесь важно умение построения логических цепочек, а также грамотная и связная речь.

Абстрактное мышление. Многие логические конструкции, содержат абстрактные модели несуществующие в природе. Пример такого мышления математика, где объясняются явления, которых нет в физической природе.

Методы развития логического мышления.

Настольные игры. Игры для ума, учат строить логические цепочки: мыслить над каждым действием, продумывая последствия принятого решения. К таким играм относятся: шахматы, шашки, монополия. В этих играх, без серьезного «мозгового штурма» победы не достичь. Регулярное время препровождение за настольными играми, поддерживают личностный рост человека, налаживают контакт между людьми, и держат мыслительный процесс в тонусе.

Логические задачи. Это самые доступные тренировки для развития мышления. Их легко найти в интернете, а в печати, издано множество сборников ребусов, головоломок, загадок и текстовых задач. Даже карточные пасьянсы и, любимая многими, игра маджонг, так же способствуют развитию мозговой деятельности.

Мы подготовили ряд заданий, на основе давно зарекомендовавших себя логических задач.

Для прохождения заданий, Вам понадобится только листок бумаги и ручка. Удачи!

Игра развивающая логическое мышление

Возраст: от 3 лет и старше.

Во время игры развивается логическое мышление и создаются причинно-следственные связи.

Задача: внимательно изучить сюжет картинки и выбрать, из предложенных вариантов, недостающий предмет.

Кроме того, картинки можно использовать и как раскраски для детей.

Художник: Матюгина Александра

Возраст: от 4 лет и старше.

Во время игры развивается логическое мышление и создаются причинно-следственные связи.

Задача: внимательно изучить предложенные картинки и назвать какое слово загадано.

Кроме того, картинки можно использовать и как раскраски для детей.

Художник: Матюгина Александра

Возраст: от 5 лет и старше

Цель игры: развитие визуального и интуитивного мышления, а также умения систематизировать.

Задача:

Вариант 1: выбрать из предложенных вариантов подходящую фигуру в пустую клетку.

Вариант 2: продолжить логическую цепочку.

Игра развивающая логическое мышление

Возраст: от 3 лет и старше

Помимо внимательности, игра развивает логическое мышление и воображение.

Рекомендовано детям младшего школьного возраста, в качестве умственной разминки.

Задание: на картинках изображены сюжеты известных сказок, но в этих сказках, пошло что-то не так. Все перепуталось, появилось то чего быть не должно, а нужное пропало. А вот что именно не так- предстоит определить Вам.

Кроме того, иллюстрации можно использовать в качестве раскрасок для детей.

Художник: Матюгина Александра.

логическая игра «один лишний»

Возраст игроков: от 5 до 10 лет

Игра способствует развитию логического мышления.

Подходит в качестве развлечения во время занятий.

Есть два варианта игры:

  1. Список слов- из которых требуется найти лишнее
  2. Картинки изображающие объекты, из которых требуется выбрать лишнее.

Важно не просто назвать лишний предмет, но и объяснить свой выбор.

matugin-eidos.com

Игры на развитие мышления

Мышление – инструмент, который есть у каждого человека, решающего различные задачи в жизни. Мышление можно развивать, менять его скорость, глубину, свободу, осмысленность. Также мышление может становиться более интересным и позитивным.

Мышление может мыть образным и логическим. Образное мышление отвечает за визуализацию решаемой задачи. Например, когда нужно добраться из дома до магазина. Мы мысленно представляем себе путь и в нашей голове формируется карта маршрута. Соответственно, логическое мышление отвечает за логику. Используя логическое мышление, мы выбираем в какой именно магазин пойдем исходя из того что нам нужно купить и куда потом пойти.

Мозг нуждается в постоянной тренировке, чтобы поддерживать его мыслительную деятельность, иметь хорошее мышление и память. Регулярные тренировки могут улучшить показатели мышления, а лучше всего проводить тренировки в игровом виде! И приятно и полезно.

Игры на развитие мышления

Чтобы мозг работал хорошо — его нужно регулярно тренировать, и лучше всего для этого подходят специальные развивающие игры и курсы.

Анаграммы

Анаграммы развивают мышление, внимание, концентрацию, скорость мысли, скорочтение. В этой игре Вам предстоит выбрать 1 вариант из 4, в которым перемешаны только те буквы, которые входят в состав данного слова. В каждом раунде дается новое слово. Помните, что время ограничено! Чем быстрее вы будете искать ответ – тем больше очков получите в конце игры.

Пятнашки

Пятнашки – это отличный способ развить мышление! Вам нужно расставить номера костяшек друг за другом сверху вниз, слева направо, следовательно, пустой квадратик должен быть снизу справа. Игра поможет вам развить логическое мышление, внимание, память. Также Вы сможете развивать возможность просчитывать ходы вперед без ошибок. Сыграем?

Игра «Быстрый счет»

Игра «быстрый счет» поможет вам усовершенствовать свое мышление. Суть игры в том, что на представленной вам картинке, потребуется выбрать ответ «да» или «нет» на вопрос «есть ли 5 одинаковых фруктов?». Идите за своей целью, а поможет вам в этом данная игра.

Игра «Угадай операцию»

Это одно из лучших упражнений для развития мозга, потому что вам потребуется вставить правильно математические знаки, чтобы получить нужный результат. Каждый следующий уровень тяжелее предыдущего, а значит, что хорошая тренировка мозга вам обеспечена. Представленное упражнение поможет вам развить устный счет, логику и скорость мысли.

Игра «Геометрические приключения»

Эта классная игра поможет Вам улучшить Ваше внимание, реакцию и мышление. Вам нужно только лишь отвечать на заданные вопросы словами «да» и «нет». Прекрасный пример игры для развития мышления, и внимания. Проверим, какого ваше мышление и внимательность?

Игры на логику и мышление

Игра «Упрощение»

Игра «Упрощение» — замечательный тренажер, не только устного счета, но и логики. Вам встретятся примеры и простые и сложные. Но не все так сложно на самом деле, просто нужно догадаться, как упростить или найти ответ из предложенных ответов. Для этого вам и придется рассуждать логически!

Шахматы

По истине, гениальная игра, в которой вам потребуется логика, умение выстраивать стратегию, предугадывать последующие ходы соперника. Да, в эту игру вам нужно играть с кем-то. Шахматные баталии разворачиваются на доске, поделенной на 64 клетки черного и белого цветов. У каждого соперника в распоряжении 16 фигур, каждая ходит в соответствии с правилами шахмат.

Цель игры – не оставить ходов противнику, то есть. поставить мат королю. Очень полезное занятие, которое поможет вам улучшить свою память, логику, способность выстраивать стратегию, способность предугадывать ходы противника, просчет на несколько ходов вперед. Игра заканчивается, если король не может ходить и находится под ударом вражеской фигуры. Это шикарная игра для развития мозга. Если вы не умеете играть в шахматы, то рекомендую научиться играть в нее, как можно скорее.

Игры на логику и мышление для детей

Чтобы ребенок был сообразительным и умным, нужно развивать его логику и мышление с малых лет. А что ребенок любит делать в детстве? Играть, конечно. Предлагаем Вам следующие игры:

Подберите 2-4 слова или 2-4 картинки, которые будут связаны одним смыслом или логической цепочкой. Здесь ребенок начнет применять логику, чтобы понять, что их объединяет. Игра очень интересная, а порой и познавательная, ведь всегда можно узнать, что то новое. Например: собака, ошейник, будка. Ошейник одет на собаку, которая сидит в будке.

Возьмите 4 пары картинок (которые объединены опять же смыслом), разделите их на 2 группы и предложите ребенку найти по смыслу картинку из 2ой группы для первой, то есть собрать 4 пары. Например, первая группа: коляска, замок, карандаш и нитки. Вторая группа: иголка, точилка, ребенок, ключ. Думаю понятно, что парами будут: коляска – ребенок, замок – ключ, карандаш – точилка, нитки – иголка.

Напишите (или составьте картинками) профессию и 6-8 предметов, часть которых относится к данной профессии, а часть – нет. И дайте задание ребенку найти предметы, которые нужны этому человек. Повторите с различными профессиями также.

Игры на стратегическое мышление

Как же его развивать? Отвечу очевидно: выполнять стратегические задания или играть в подобные игры.

Что такое стратегия? Это совокупность действий, которая приведет игрока/человека к выходу/концу/завершению задания или игры. Например, мы уже рассказали про стратегическую игру «шахматы». В шахматах возможно огромное количество ходов, совокупность которых и приведет вас к победе или проигрышу, вот это и называется стратегией. Только от игрока зависит, какой исход будет, а именно от его стратегии.

Еще одной известной стратегической игрой будут шашки. Шашки более простые по сравнению с шахматами, но опять же победить можно лишь при помощи стратегии, которая будет лучше, чем у противника.

Навыки стратегического мышления отлично совершенствуются в логических и тактических играх.

Курсы для развития и тренировки мышления

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и т.д? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Заключение

В заключении подытожу выше сказанное и сделаю небольшой список:

  1. Мышление – главная составляющая умного и рассудительного человека.
  2. Развитие мышления возможно при помощи упражнений и игр, а также вне зависимости от возраста.
  3. Настольные игры, такие как шахматы и шашки помогают улучшению стратегического мышления.
  4. Любые игры развивающие мышление, хоть немного, но влияют на стратегическое мышление.
  5. Развитие мышления не занимает много времени, но требует регулярной тренировки.

Логическое мышление, игры на развитие логического мышления
cepia.ru

Как развить логику у взрослого человека с помощью игр, книг, фильмов и т.д

Прожить без логики в нашем мире совершенно невозможно, ведь благодаря логическому мышлению человек может найти выход из трудной ситуации, просчитать и спланировать свои действия на несколько шагов вперед, быстро и без особого труда добиться успехов в любой сфере.

Людей, которые родились со способностью логически мыслить, можно назвать настоящими счастливчиками. Но далеко не всем так везет. Отчаиваться все же не стоит, ведь логику можно развить. Как же это сделать? Сейчас разберемся.

Зачем взрослому человеку развивать логику?

Человек, который умеет логически мыслить, сможет докопаться до истины, ведь он, имея даже неточную и неполную информацию, сумеет сделать правильные выводы. Благодаря логике вы не только получите общие знания, но и ознакомитесь со всеми нюансами изучаемого предмета.

Рациональное познание мира и причинно-следственный анализ – вот основа логического мышления. Логическое или аналитическое мышление, в отличие от эмоционального, всегда опирается на доводы и аргументы. Поэтому выводы, сделанные при помощи логики, ценятся намного больше, чем выводы, сделанные при помощи эмоций и чувств. Эмоции и чувства могут меняться, аргументы и доводы же являются константой.

За логику отвечает левое полушарие головного мозга, а за эмоции и творческий потенциал – правое. Если мечтаете развить логику, вам необходимо развивать левое полушарие вашего мозга. Хотя сделать это в первые годы жизни намного проще и легче, во взрослом возрасте также можно изменить тип мышления. Нужно всего лишь проявить самообладание и запастись терпением.

Человек, которые умеет логически мыслить, может:

  • свести количество жизненных и профессиональных ошибок к минимуму;
  • легко найти безопасный и простой выход из затруднительной и невыгодной для него ситуации;
  • быть на несколько шагов впереди всех конкурентов, врагов и недоброжелателей, у которых с логикой есть определенные проблемы;
  • грамотно, предельно ясно и четко излагать свои мысли;
  • без труда найти необходимые аргументы, которые убедят окружающих людей в его правоте;
  • избежать самообмана и не стать жертвой обмана со стороны чужих людей;
  • четко, конструктивно и быстро находить правильные ответы на вопросы оппонентов;
  • увидеть и устранить ошибки, которые допускают окружающие люди.

Логика пригодится вам в любом виде деятельности. Не важно, являетесь ли вы руководителем большой компании или занимаетесь уборкой, без логики жить очень тяжело.

Какие игры помогут развить логику?

Существует несколько видов игр, которые помогут вам развить логику и весело провести время!

Шахматы

Шахматы – это игра, которая основывается на логическом мышлении. Игрок должен продумывать свои действия на несколько шагов вперед, иначе он никогда не сможет выиграть партию.

Шашки

Многие люди считают, что шашки – это упрощенная версия шахмат. Если выиграть шахматную партию вам пока не под силу, то можно начать с шашек! Правила этой игры предельно просты, но все равно вам придется хорошенько подумать, чтобы стать победителем.

Реверси

Если в шахматы вам играть пока сложно, а шашки не привлекают, то оптимальный вариант для вас – относительно молодая игра реверси (другое название – отелло), которая с каждым днем становится все популярнее среди молодежи. Купите настольную версию игры или играйте онлайн!

Нарды

Еще одна отличная игра, которая позитивно влияет на развитие аналитического мышления и позволяет расслабиться после тяжелого рабочего дня. Чтобы выиграть, вам необходимо бросать кости и передвигать шашки так, чтобы быстрее оппонента пройти полный круг по доске и первым завести шашки в «дом».

Головоломки, ребусы, сканворды, кроссворды, судоку

Многие люди думают, что кроссворды, судоку, сканворды, головоломки, ребусы – это детские развлечения, обращать внимание на которые взрослому человеку совсем несолидно. Но данное утверждение не соответствует истине! Они отлично помогают развивать логику и интеллект.

Ассоциации

Возьмите первое пришедшее вам в голову слово и попытайтесь найти к нему как можно больше ассоциаций. Можно играть как самостоятельно, так и с компанией друзей.

Скрэббл

Цель игры – выложить слова из имеющихся букв. Игра чем-то напоминает наш «Эрудит», но с более лояльными правилами. Скрэббл развивает память, логику, расширяет кругозор.

Интересные упражнения для развития логики

Анаграммы

Решение анаграмм – веселое и полезное времяпрепровождение. Анаграмма – это слово, буквы в котором переставлены в произвольном порядке. Чтобы решить анаграмму, вам необходимо узнать первоначальное слово. К примеру, ЯЦКФТЕИДНИИАИ (идентификация), ОЯЬТРКС (яркость), ЕСЦОНЛ (солнце).

Специальные задачки

Логические задачки поднимут настроение и помогут развить аналитическое мышление. Ищите их в интернете, покупайте сборники (они продаются в книжных магазинах). Начинайте с легких задачек и постепенно повышайте уровень.

Вот пример задачки легкого уровня: «Петя каждый день сбривает бороду, но борода с его лица никуда не девается. Почему?». Ответ: «Профессия Пети – брадобрей, он сбривает чужие бороды».

Составление головоломок, ребусов, кроссвордов

Надоело развязывать кроссворды, ребусы, головоломки, которые придумали другие люди? Пришло время заняться этим самостоятельно!

Поиск альтернативных вариантов

Поиск альтернативных вариантов помогает развить логическое мышление. Придумайте 5 – 8 способов необычного использования какого-нибудь предмета, 5 – 8 способов выйти из абстрактной критической ситуации, 5 – 8 способов отпроситься с работы пораньше или попросить прибавку к жалованию.

Развиваем логику у взрослого человека: несколько полезных советов

Заниматься развитием логического мышления необходимо каждый день, а не два-три раза в год, когда уж совсем нечего делать. Если у вас не всегда хватает времени на игры или выполнение упражнений, то вам следует:

· читать триллеры и детективы. Качественные детективные произведения написаны людьми, которые имеют очень развитое аналитическое мышление. Чем больше таких качественных книжек вы прочитаете, тем легче вам будет логически мыслить.

Если вы никогда не читали детективы, то пришло время познакомиться с культовыми романами Агаты Кристи, Артура Конана Дойла, Рекса Стаута, Жоржа Сименона, Эдгара Алана По, Патриции Мойес, Дика Фрэнсиса, Кристиана Шарье, Джона Кризи. Если вы хотите не только насладиться непредсказуемым расследованием, но и пощекотать себе нервы, то книги Стивена Кинга – это именно то, что вам нужно!

· смотреть детективные фильмы и сериалы. Если времени на чтение книжек у вас совсем нет, то можете посмотреть полнометражный или многосерийный детектив. Это очень помогает развить логику. Многие люди, которые раньше никогда не могли угадать, кто же окажется убийцей, после просмотра десятого, пятнадцатого или двадцатого фильма безошибочно определяли персонажа, который совершил преступление.

Начните с таких фильмов как «Семь» (1995 год), «Остров проклятых» (2010 год), «Молчание ягнят» (1991 год), «Десять негритят» (1988 год), «Омерзительная восьмерка» (2015 год), «Бункер» (2011 год);

· придумывать объяснение своим действиям. Выполняя привычное для вас действие, подумайте, зачем вы это делаете, как именно вы это делаете, что случится, если вы перестанете выполнять данное действие, какие последствия будут, если вы совершите ошибку и т.д.;

· выходить из зоны комфорта. Развитие – это практически всегда вызов самому себе. Пока вы не выйдете из зоны комфорта, вы не сможете гармонично развиваться. Если желаете развивать оба полушария вашего мозга, то вам следует постоянно пробовать что-то новое. К примеру, если вы правша, то попытайтесь научиться писать левой рукой. Если же вы левша, то попробуйте написать хотя бы одно предложение правой рукой;

· совершать каждодневные прогулки. Чем больше времени вы будете проводить на свежем воздухе, тем активнее будет развиваться не только логическое, но и другие виды вашего мышления;

· постоянно менять вид деятельности. Научно доказано, что беспрерывное выполнение одного действия больше часа негативно влияет на мозг. Чтобы активизировать развитие логического мышления, чередуйте умственные и физические виды деятельности.

Логика играет очень важную роль в жизни человека. Она способствует построению успешной карьеры, помогает нормализировать общение с разными людьми, отстоять и аргументировать свою точку зрения, осознать объективность и истинность происходящих вокруг событий. Поэтому не ленитесь заниматься развитием логического мышления!

Логическое мышление, игры на развитие логического мышления
bestlavka.ru

Логические игры

Сегодня, даже не выходя из дома, каждый, кто имеет доступ к Интернету, сможет занять себя в часы досуга, разрешив несколько головоломок со спичками, или отгадав парочку загадок. Находкой для родителей станут детские онлайн игры, которые с пользой для мышления и ума помогут занять девочек и мальчиков всех возрастов. В целом, логические игры – отличная образовательная стратегия, помогающая стимулировать обучение. Поэтому мы решили написать о них более подробно.

Оглавление:

Геймификация

Геймификация (игрофикация) – термин лишь недавно пришедший с английского языка в русский. В самом широком понимании это – использование игровых подходов и игровой механики в неигровых ситуациях для повышения степени вовлеченности и решения поставленных задач. Методы геймификации стремятся воздействовать на естественные склонности человека к конкуренции, достижениям, самовыражению. Сегодня этот принцип широко распространен в маркетинге и онлайн торговле для привлечения и удержания клиентов.

Игрофикация учебного процесса является также прогрессивным направлением в образовании ХХІ века. Речь идет не только о классическом образовании, но и об обучающих программах повышения квалификации и онлайн курсах. Например, корпорация «Microsoft» выпустила игру «Ribbon Hero 2», как сопутствующий своему пакету офисных программ продукт. Игра была призвана помочь пользователям научиться эффективно использовать MS Office и стала одним из самых популярных проектов Microsoft Labs. «KhanAcademy», известный образовательный Интернет-портал, также широко практикует игры в своих программах. Не отстает и Нью-Йоркский департамент образования, который успешно реализует идею школы «Quest to Learn», где весь процесс обучения происходит с помощью игр.

В то же время, применение игр в процессе обучения чему-либо – не изобретение современности, хотя последняя и шагнула несколько вперед в этом отношении, значительно расширив возможности их применения. Еще в начале XVII века Я. А. Коменский обратил внимание на важность дидактической игры. Сегодня ученые располагают подтвержденными экспериментально сведениями о том, что практика обучения с привлечением логических и других игр на мышление способствует повышению интереса к предмету, росту продуктивности, активности и сообразительности. Но игра важна не только поэтому. Жизнь учит нас, что теория без практики ничего не стоит. По сути, игра как раз и предназначена для того, чтоб показать как «работает» знание и научить его применять.

Также нужно упомянуть и тот факт, что логические, психологические и другие игры важны не только в процессе обучения детей. Они широко применяются на тренингах, семинарах по повышению квалификации и эффективности для взрослых, поскольку позволяют сразу увидеть практическую пользу от полученных знаний. Используют игру и в других областях – многие работодатели, желая выявить лучших кандидатов при трудоустройстве, предлагают игровой конкурсный отбор, где нужно решить предложенный кейс (наиболее известный пример – корпорация Google Inc.). Даже в маленьких компаниях резюме зачастую проверяют и, чтобы выяснить наличие указанных аналитических способностей, HR-менеджер может предложить разгадать загадку или головоломку.

В это слабо верится, но взрослые часто не могут сделать то, с чем ребенок справляется за несколько минут. Поэтому, не только для профессионального развития, но и для саморазвития в целом, решение самых простых задачек на логику и мышление играет важную роль. Оно помогает отточить такие полезные навыки как память, внимание, устный счет, развить творческие способности.

Онлайн-игры

В этом блоке мы собрали некоторые игры, головоломки и задачи, реализованные в качестве онлайн флеш-приложений. Помимо того, что это удобно, здесь представлен широкий выбор логических игр, подходящих для всех возрастов и тренирующих разные навыки.

Головоломка «6 лягушек»

В основе этого приложения – достаточно известная математическая головоломка про 6 лягушек. Суть в том, чтобы поменять 3 зеленых лягушки местами с 3 коричневыми. Эта online флеш игра может показаться многим детской и легкой, но, попробовав выполнить условие, свое мнение они, как правило, меняют. Утверждается, что человек со средним показателем IQ (100-110 баллов) должен находить ответ за 3 минуты.

Развивает: логическое мышление, навыки устного счета.

«Пятнашки»

Пятнашки – нестареющая классика, логическая игра, достойно занимающая свое место рядом с кубиком Рубика. Перейдя по ссылке, вы сможете сыграть в online флеш игру на основе этой всемирно известной головоломки, которая в механическом варианте знакома не одному поколению. Несмотря на то, что сегодня появилось множество вариантов пятнашек, классический остается наиболее популярным и любимым.

Развивает: абстрактно-логическое и пространственное мышление, память, внимательность.

Поймай кота

Игра «Поймай кота» – отличная игра для проверки вашей способности решать нестандартные задачи, а также хорошая возможность потренировать свои навыки поиска креативных решений. Эта online флеш игра, разработанная знаменитой японской дизайнерской лабораторией Gamedesign, выглядит достаточно просто, но выиграть в нее бывает сложно. Убедитесь сами: попробуйте не упустить кота за игровое поле.

Развивает: творческие способности, умение находить нестандартные решения.

Квадрат

Головоломка «Квадрат» – это простая онлайн флеш игра для тренировки интеллектуальных навыков, которая подойдет как взрослым, так и детям. В игре 9 уровней, объединенных в 3 блока в соответствии с их архитектурой и сложностью. Задача игрока – зачеркнуть одной ломанной непрерывной линией все пустые ячейки квадрата – выполняется не так легко, как может показаться на первый взгляд. Убедитесь сами.

Развивает: пространственное и абстрактно-логическое мышление, память.

Судоку

Судоку – оnline флеш игра на основе знаменитой головоломки с числами. Она была популяризована в 1986 г. японским журналом «Nikoli», впервые регулярно начавшим ее печатать, но всплеск международного признания пришелся на 2005 г. С тех пор головоломки судоку заняли прочное место в печатных журналах и газетах, выходят отдельными сборниками, стали видом досуга и интеллектуального спорта.

Развивает: логическое мышление, память, внимание, навыки устного счета.

Больше интересных и полезных игр и головоломок ищите в специальном разделе нашего блога.

Некомпьютерные игры и головоломки

Несмотря на информационный век, многие логические игры остаются для поклонников любимыми в их физическом воплощении. Это связано с тем, что некоторые из них не получили качественных аналогов в облике компьютерных программ, а в другие намного интереснее и приятней играть «вживую», общаясь и переживая. Вот примеры таких игр, в которые можно сыграть с друзьями и получить не только удовольствие, но и пользу.

Шахматы

Шахматы – это не только спорт, но и наука, и даже искусство. Многие видные политические деятели и полководцы http://4brain.ru/liderstvo/cases.php страстно любили играть в шахматы, а их биографы отчасти этим фактом объясняли успех, которого они достигли. Действительно, шахматы – это не только самая старая и известная логическая игра, а и упражнения в тактике и стратегии, требующие и развивающие наблюдательность, терпение и комбинационное зрение. Больше об этой гениальной игре читайте в Википедии.

Кстати, есть версии и для менее терпеливых поклонников шахмат, буллит и блиц, где партия длится не больше 15 мин. Также известно множество шахматных задач и головоломок, придуманных любителями этой игры. Попытаться решить одну из самых популярных – задачу 8 ферзей – вы можете у нас на сайте.

Шашки

Для многих знакомство с шахматами началось именно с игры в шашки. Правила в них более простые, а в разновидность шашек – русские шашки – можно играть на шахматной доске 8х8. Этот вариант был наиболее известен в СССР, но в мире насчитывается большое количество поклонников разных вариаций игры: от международных, где используется игровое поле 10х10, до национальных шашек (английских, американских – pool checkers, чешских, турецких и других). Количество игроков также варьируется от 2 до 4.

Несмотря на то, что играть в шашки не сложно, а партии в них не длинные, для победы нужна внимательность, стратегическое и тактическое мышление. Кстати, правила игры в разные шашки можно легко найти в Интернете, так что смело принимайтесь за освоение новой версии, когда стандартная русская вам надоест.

Крестики-нолики

Благодаря своей простоте, граничащей с гениальностью, крестики-нолики и сегодня остаются одной из любимых игр всех скучающих на парах, уроках, конференциях, совещаниях. Это «сетевая» логическая игра на двоих эпохи, когда о компьютерах даже не слышали, остаётся популярной и любимой. Так что, если у вас с другом/подругой выдалась свободная минутка, берите чистый лист, ручку, чертите игровое поле и принимайтесь за сражение. На этой и этой страницах мы, к слову, собрали рекомендации к тому, как выиграть в крестики-нолики.

Головоломки и задачи со спичками

Головоломки со спичками уже давно используются в качестве задач для развития логики и творческого мышления. Популярность подобных заданий обусловлена удобством использования и доступностью материала, из которого составляются занимательные геометрические и арифметические фигуры. Разгадывать такие головоломки можно дома, на работе, на улице или в дороге: достаточно найти ровную поверхность для выкладывания нужных схем из спичек. Логические игры на перекладывание спичек бывают простыми и сложными, поэтому они подходят как для детей младших классов (несмотря на то, что «спички детям не игрушка»), так и для взрослых.

У нас на сайте вы можете проверить свои силы онлайн в нескольких видах таких головоломок: с геометрическими фигурами и математическими выражениями.

Коллективные логические игры

На протяжении многих лет на ТВ остаются популярными разные интеллектуальные шоу и состязания, самые известные из которых – «Что? Где? Когда?», «Самый умный» и другие. Они позволяют нам узнавать много нового и интересного, обогащать свои знания. Но перенести их в жизнь в первоначальном виде и сыграть с друзьями не всегда удается. Тем не менее, полезным и забавным будет, если, как во взрослой компании, так и с детьми, вы просто предложите разгадывать детские загадки или логические задачки посложнее.

Логическое мышление, игры на развитие логического мышления
4brain.ru

Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста

К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.

Известный психолог Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.

У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, форсируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных.

Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что не мало важно для развития детей, — но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.

К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.

Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: ирга, труд, систематические занятия учебного типа.

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и , казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. У детей этого возраста наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. На это указывают в своих трудах известные психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин. Ж. Пиаже считает, Что мышление дошкольников по природе алогично, т.к. “не обременено знаниями”.

Но в настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:

  • терпение;
  • умение играть и верить в игру;
  • умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
  • умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
  • творчество.

В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.

Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

Понимание грамматической конструкции предложений.

“Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?

“Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).

Узнавание предметов по заданным признакам.

Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

«День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда.»

Сравнение двух или более предметов.

  • Чем похожи эти слова:
    • кошка, книга, крыша;
    • число, весло, кресло;
  • Назовите общие признаки:
    • яблока и арбуза;
    • кошки и собаки;
    • стола и стула;
    • ели и сосны;
    • голубя и дятла;
    • ромашки и гвоздики.
  • Чем отличается:
    • ручка от карандаша;
    • рассказ от стихотворения;
    • сани от телеги;
    • осень от весны;
    • дерево от кустарника;
    • лиственное дерево от хвойного дерева.
  • Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.

    В первом и втором ряду по 5 картинок:

    К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

    Пример: стрелка – часы; колесо — ?

    Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.

    колесо – круг, ковер — ?
    белка – дупло, медведь — ?
    магазин – продавец, больница — ?
    день – обед, вечер — ?
    охотник – ружье, рыбак — ?
    слово – буква, дом — ?
    лес – деревья, поле — ?
    палец – кольцо, ухо — ?
    море – капля, толпа — ?
    цветок – бутон, листок — ?

    Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

    ночник, торшер, свеча;
    слива, яблоко, персик;
    брюки, шорты, юбка;
    корова, лошадь. Лев;
    елка, береза, сосна;
    картофель, морковь, огурец;
    петух, гусь, воробей;
    коза, свинья, корова.

    Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.

      • покупать –
      • открывать –
      • помнить –
      • встречать –
      • толстый –
      • мелкий –
      • полный –
      • знаменитый –
      • голодный –
      • брать —

    К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.

    Пример: умный друг – глупый враг.

    тихий плач –
    радостная встреча –
    вспомнить радость –
    светлый верх –
    темное прошлое –
    слабый мороз —

    Логические задачи:

    • Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
    • На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
    • Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
    • Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
    • На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
    • Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
    • Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

    Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.

    по рисунку

    • по изложенному в стихотворении:

    Сел воробушек на дом,
    Провалилась крыша.
    Под березою с котом
    Пляшут польку мыши.
    Рыбка с мостика нырнула,
    Вскрикнула и утонула.
    Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала,
    Возле речки, ну дела,
    Серого обогнала!
    Сидела кошка в птичьей клетке,
    А птичка съесть ее хотела,
    Но кошка прыгнула на ветку
    И, прочирикав, улетела.

    Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

    • ваза хрустальная, а стакан легкий;
    • зебра полосатая, а леопард злой;
    • холодильник белый, а ковер мягкий;
    • огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

    “Отвечай быстро”. Цель — упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

    Таблица, разделенная на 9 клеток.

    В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.

    Вопросы по таблице:

    • Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
    • Сколько всего птиц в таблице? Назови их.
    • Кого больше зверей или насекомых?
    • На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?
    • Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?
    • Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

    Игры и игровые упражнении дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

    1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
    2. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Дом печати, 1994.
    3. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры, тесты. – Волгоград: Братья Гринины, 1998.
    4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
    5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.
    urok.1sept.ru

    Электронное образование Республики Татарстан

    • Главная
    • Организации по районам
    • Нижнекамский
    • Детские сады
    • МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33 г. Нижнекамск РТ»НМР РТ
    • Академия для родителей/Әти-әниләр өчен академия
    • Игры на развитие логического мышления

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №33» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

    Визитная карточка

    Игры на развитие логического мышления

    Дидактические игры на развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста.

    Дидактические игры для развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста.

    В своей работе с детьми дошкольного возраста очень часто использую игры на развитие логического мышления. Часто придумываю их сама, они несложные, но в то же время развивают память и логическое мышление детей.

    Эти игры помогут детям закрепить понятия «цвет и форма», повторить геометрические фигуры, делают детей внимательнее и учат логически мыслить.

    Вот, например дидактическая игра «Платье для мамы» для 2-ой младшей группы. Перед детьми заготовка платья для мамы. Его нужно украсить. Кружки раскрасить красным цветом, а квадраты синим.

    «Раскрась бусы» — нужно раскрасить, кружки чередуются: красный, синий.

    Дети с удовольствием раскрашивают.

    Учебно-методический материал по теме:
    Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления

    Мышление — одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

    Выделяют три вида мышления:
    1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
    2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
    3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

    Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

    На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления — наглядно-образное . Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

    К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

    Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

    Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

    Особенности мышления у детей с ЗПР

    Мышление ребенка с задержкой психического развития в возрасте 5-6 лет находится на уровне его житейского опыта. Он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает выделение существенных признаков предметов, объединение различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д. Все эти навыки у детей с задержкой развития сформированы значительно хуже, чем у сверстников.

    Игры и упражнения.

    КТО, ЧТО ЛЮБИТ?
    Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить».

    НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
    Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты.

    Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт — . птицы — .

    КЛАССИФИКАЦИЯ
    Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

    НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
    Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

    НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
    Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».

    Примеры:
    Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
    Храбрый, злой, смелый, отважный;
    Яблоко, слива, огурец, груша;
    Молоко, творог, сметана, хлеб;
    Час, минута, лето, секунда;
    Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
    Платье, свитер, шапка, рубашка;
    Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
    Береза, дуб, сосна, земляника;
    Книга, телевизор, радио, магнитофон.

    ЧЕРЕДОВАНИЕ
    Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

    СЛОВА НАОБОРОТ
    Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой — маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый — грустный, быстрый — медленный, пустой — полный, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый, сильный — слабый, тяжелый — легкий, трусливый — храбрый, белый — черный, твердый — мягкий, шершавый — гладкий и т.д.

    БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ
    Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить.

    Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

    СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)
    Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

    Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

    Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

    УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ
    Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

    РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ
    Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

    ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
    Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

    Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера — иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» — и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

    Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

    Пришел я на речку. Смотрю — сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду — и уплыла.

    НЕЛЕПИЦЫ
    Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

    1) Игра «Догадайся»

    Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.

    Восп.: Догадайтесь, что это может быть?

    Дети: Машина, велосипед …

    Восп.: А какой еще транспорт вы знаете?

    (приемы – синтез, классификация)

    2) Игра «Что забыл художник?»

    Восп.: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?

    Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок,

    На ковре не раскрашены некоторые полоски …

    (приемы – анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом).

    Таким образом, логика, пусть не в чистом виде, а в виде простейших ее форм и приемах имеет весомое место в дошкольной системе образования

    4. Особенности развивающей среды в средней группе.

    Игра – как ведущий вид деятельности.

    Одной из особенностей средней группы является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста все отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени.

    Исходя из этого, развивающая среда должна обязательно включать в себя игровой материал разного уровня сложности.

    Для I уровня (младший – средний возраст) рекомендуется иметь лото, парные картинки, магнитную, крупную и гвоздиковую мозаики, набор кубиков из 4 – 9 штук, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат»), игры с элементами моделирования и замещения, легкий модульный материал, строительные наборы (напольные, настольные).

    Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, шнуровки (с «пришиванием», составлением узора). С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров.

    II уровень (средний – старший возраст). Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы), на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена примерно 1 раз в 2 месяца).

    15% игр должно быть предназначено для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

    Для развития воображения будет лучше, если вместо некоторых реальных предметов предложить предметы – заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры – «овощи», брусок – «утюг», палочка – «градусник», коробка – «телевизор».

    Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами побуждают у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» — место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств (шумовые предметы, баночки с запахом и т.д.)

    Игры с песком, водой, глиной, красками, пеной, зеркалом организуется в специальном месте для детского экспериментирования.

    Средний возраст – начало сензитивного периода развития знаково – символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать все можно не только словами, но и графически.

    Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.

    Младшие дошкольники играют чаще в одиночку, но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, воображение, память, мышление.

    К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в этих играх — имитация определенных действий и отношений, выделение правил игры и следование им.

    В старшем возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что – полезное, нужное в быту. В игре ребенок учится пользоваться предметами домашнего обихода, учится планировать свои действия. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции.

    «Большое значение игры в развитии личности ребенка – дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствуются в игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре сознает свое «я», учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели.

    Игра, следовательно, является школой такой деятельности, в которой необходимость выступает не как внешняя, навязанная извне, а как желанная… Она является прототипом будущей серьезной деятельности. » (Д.Б. Эльконин)

    edu.tatar.ru

    COMMENTS