Лучшие методики раннего развития

Лучшие методики раннего развития

Выбор методики раннего развития ребенка

Сегодня все популярнее становятся методики для раннего развития малышей. Буквально с 1-2 лет детей уже можно учить. Что это дает? Самим детям — возможность развиваться, удовлетворять свой интерес. В этом возрасте у крох очень много вопросов. Можно научить их самих искать ответы, используя подручные средства, специальные развивающие игрушки. Конечно, методик много. Какую выбрать родителям? Чаще всего методики раннего развития предлагают основываться на интересах и увлечениях малыша.

Активным детям тяжело усидеть на месте – лучше всего предложить им программу с элементами спортивных игр. Для тех, кто более усидчив, есть варианты глубокого раннего развития. У ребенка всегда должен быть выбор. Родителям нужно об этом помнить, не заставлять его заниматься тем, что не вызывает интереса. Особенно в 1-2 года, когда всякий интерес приходит интуитивно. Все методики частично или полностью игровые, ведь для ребенка игра — самый захватывающий и привлекательный вид деятельности.

За многие годы психологи, воспитатели, педиатры придумали сотни возможностей для развития детей. Это разнообразные занятия, техники творчества, игровые методики, особые игрушки. Можно выделить пять самых удачных методов, которые уже десятилетиями получают одобрение по всему миру. Некоторые из них более популярны, а другие лишь легли в основу новых методов воспитания детей.

Их общая особенность — раннее развитие. Начинать заниматься с ребенком на основе этих методом нужно именно в раннем возрасте. Профессиональные педагоги знают, что развивать ребенка необходимо, но лишь с учетом всех особенностей его личности, характера. В 1-2 годика характер уже проявляется. Принуждать малыша к обучению просто глупо. В 1-2 или 3 годика кроху нужно именно заинтересовать, увлечь, показать, что обучение может быть веселой игрой. Для криков и наказаний тут места нет. Иначе можно навсегда отбить у ребенка интерес к обучению.

Мария Монтессори построила очень удачную модель развития любого ребенка. Самое главное, по ее мнению, не навязывать малышу то или иное занятие, а дать право выбора. Он сам подбирает себе «путь». Все, что тут делают воспитатели и родители — организовывают комфортную, позитивную среду. Малыш чувствует себя в безопасности, у него есть достаточно материалов для творчества, игры, познания мира. Все игрушки здесь особенные. У детей они стимулируют интерес к тому, как устроен наш мир. В процессе игры кроха может научиться самостоятельно узнавать цвета, времена года, цифры, буквы и многое другое.

Единственный недостаток метода — он разработан по общей модели, но подойдет не всем. Активные и гиперактивные малыши просто не могут так долго концентрировать внимание. Методика подходит лучше для менее подвижных, вдумчивых детей. Хотя раннее развитие по этому принципу влияет благотворно на всех. Активные дети просто меньше времени проводят с обучающими материалами, но это не значит, что они чем-то хуже, глупее.

Известные всем психологам и дефектологам «кубики Зайцева» легли в основу этого метода. Сразу хочется отметить, что их чаще используют для развития и социализации детей с психологическими проблемами. Начинают ими пользоваться не раньше 2 лет. Кубики, музыкальные записи, разные таблицы помогают вывести малыша на общение, повторение слов и слогов. Так можно развивать детей с аутизмом, некоторыми неврологическими нарушениями.

Метод иногда используют просто для обучения чтению. Развитие слуха и повторения происходит быстрее. В школах этому не учат – тут фонетический разбор слова, который детям становится непонятным. Это большой минус, ведь школьная программа пока что одна для всех.

Общая подготовка ребенка по методике Никитиных становится все популярнее. Особенно хорошо она подходит для детей активных. Это комбинация спортивной, творческой и интеллектуальной деятельности. Для каждого ребенка предложен ряд заданий, где нужно проявлять все эти три направления. Если сейчас задание слишком тяжелое (например, еще недостаточно физической силы, гибкости, ловкости), то его отложат, но не забудут. Малыш вернется к выполнению задачи позже.

Таким образом, развитие проходит по спирали. Чтобы выполнить новое задание, нужно успешно справиться с предыдущим. Система Никитиных представляет собой набор спортивных и развивающих заданий, расположенных в порядке возрастания их сложности. Взрослый не должен давать способа решения поставленных задач. Большой плюс – это наличие спортивной программы в данном методе. Она присутствует далеко не везде. А вот минус тут серьезный: этот метод не учитывает индивидуальные особенности ребенка.

Отличный метод для помощи детям с врожденными проблемами ЦНС. Хотя его можно использовать и в комбинации с любой из методик раннего развития. Он основан на подсознательном запоминании информации. Малышу показывается множество карточек, картинок с полезным содержимым. Они демонстрируются быстро, всего на 2-3 секунды. Ежедневное повторение ведет к тому, что на подсознательном уровне у ребенка формируется запоминание, складывается база знаний.

Затем детям предлагают пройти тест. Активного запоминания этой информации не было, но тесты проходятся довольно хорошо. Мозг запомнил и теперь выдает эту информацию без какого-либо повторения. Единственный минус методики — слишком большой объем информации. Это бывает не очень полезно для мозга. Разрешается проводить такие занятия для детей с 3 лет.

Очень простой метод. Кроху учат именно тому, что ему хочется знать в данный момент. Если есть вопрос, значит, нужно приложить все усилия, чтобы дать правильный ответ. Раннее развитие по методу Лупан было опробовано ей на собственных детях. Затем она предложила внедрить его в один детский садик. Метод был очень популярным раньше, сейчас – чуть меньше, используется лишь как дополнение к иным методикам.

Для его реализации родителям почти ничего особенного не нужно. Например, малыш расспрашивает родителей про растения, деревья. Его отводят в парк и там учат отличать разные виды деревьев, рассказывают про смену времен года. Малыш интересуется животными — его ведут в зоопарк. Родители рассказывают, показывают – малыш запоминает. Метод хорош, ведь удовлетворяет интерес детей показательно. В раннем возрасте малышу тяжело описать, как выглядит тигр или слон. Поход в самый простой городской зоопарк тут же снимает проблему – малыш получает исчерпывающий ответ.

Недостаток метода именно в его простоте. К сожалению, не у всех родителей хватает терпения на такую воспитательную работу. Раннее развитие по методу Лупан тоже проводится частично. В садике у малышей есть возможность рассматривать книги, смотреть небольшие фильмы по интересующей теме.

Часто родители преследуют цель «развивать любой ценой». Для детей это не лучший вариант, ведь самое главное — найти то, что малышу интересно, что его привлекает. Заниматься дома с малышом довольно просто, как может показаться. Сейчас много книжек по воспитанию, и любая мама может пройти короткий курс по одной из методик, перечисленных выше. Если вы не так уверены в себе, то лучше водить малыша в школу развития, садики, основанные на одной из этих методик.

Раннее развитие должно проводиться очень аккуратно, человеком, который точно знает, что делает. А именно — воспитателем, психологом, хорошо знакомым с возможностями ребенка в возрасте 1-3 лет. Они не станут перегружать его знаниями, а смогут правильно дозировать нагрузку. Развитие происходит постепенно.

В возрасте 3 лет у ребенка сегодня большие возможности. Предлагаются разные группы:

  • изучение иностранных языков;
  • спортивные секции (не только общее развитие, но и подготовка к серьезному спорту);
  • «подготовка к школе»;
  • художественные секции;
  • музыкальные классы и т.д.

Лучше всего начинать вводить занятия постепенно. Не нужно заниматься всем сразу. Другое дело, что малышу нужно дать попробовать разные виды деятельности. Нет ничего страшного, если вы сходите в разные кружки: посетите спорт, музыку, художественную школу. Так малыш увидит, к чему у него сейчас есть тяга, интерес. Не стоит ругать его за то, что, например, спорт его не интересует вовсе. Сосредоточьтесь на том, что привлекает малыша сильнее всего.

Дети, которых с малых лет научили интересоваться жизнью, учиться самостоятельно (а именно это и есть цель раннего развития), потом расширяют круг интересов. Оптимально в этом возрасте посещать кружок развития и еще 1-2 секции в неделю.

Лучшие методики раннего развития. Какую выбрать?

Самые эффективные методики раннего развития, плюсы и минусы каждой методики. Скачать бесплатно методику Луплан, Домана, Монтессори, Ибука. Все о лучших методиках раннего развития ребенка читайте здесь!

Ниже представлены самые популярные и эффективные методики раннего развития, их плюсы и минусы.

Также, здесь вы можете скачать бесплатно методики раннего развития Сесиль Луплан, методику Глена Домана, методику Марии Монтессори и методику Масару Ибука.

Принципы методики Сесиль Луплан: По методике Луплан, самые лучшие учителя для ребенка – его родители, а обучение должно приносить радость и ребенку, и родителям. Учиться детям должно быть легко и интересно.

Дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса, т.к. чрезмерная опека может навредить ребенку и заглушить его способности. Необходимо чаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами, поощрять развитие двигательной активности. Сесиль Лупан настаивает на параллельном физическом (акцент на плавании) и интеллектуальном развитии.

+ гармоничное раннее развитие ребенка сразу в нескольких областях: физическое (плавание, верховая езда, танцы и т.д.), умственное (логика, письмо, чтение, счет, языки), эстетическое (музыка, рисование, поэзия), здоровая психика;

+ развивает общительность, адекватное восприятие себя и окружающего мира;

+ тесное общение ребенка с родителями.

– требуются запасы терпения, веселости и общительности от родителей.

Принципы методики Глена Домана: Каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности. Начинайте обучение как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить. Наиболее интенсивной обучающая программа должна быть до 3 лет, так как именно до трех лет у ребенка наивысшая активность мозга, и он не нуждается в дополнительной мотивации.

+ ранние физические упражнения способствуют быстрому развитию мозга;

+ у ребенка будут обширные знания в разных областях;

+ формируется фотографическая память.

– отсутствуют игры, песни, сказки;

– не учит систематизировать, анализировать информацию;

– нет заданий на развитие фантазии и образного мышления.

Принципы методики Марии Монтессори: Ребенок — личность с момента своего рождения. Ритм, продолжительность работы и вид учебного материала ребенок выбирает сам. Нет соревнования, сравнения с другими детьми. Все в этой методике стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию.

+ развивает речь и мышление через сенсорику;

+ ребенок становится самостоятельный, дисциплинированный, быстро принимает решения, независим в оценках, уверен в своих силах, воспитан, хорошо ориентируется в бытовых ситуациях;

+ отсутствие принуждения и соперничества.

– отсутствие игры, творчества;

– не учит общаться, взаимодействовать в группе.

Принципы методики Масару Ибука: Способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в первые три года его жизни. У детей нет четких, устоявшихся представлений о том, что “трудно”, а что “легко”, поэтому учить ребенка английскому или японскому языку, знакомить с музыкой Баха или детскими песенками можно одновременно. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоить в детстве; ни один ребенок не рождается гением, и ни один — дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.

+ индивидуальный подход: система занятий для каждого ребенка разрабатывается индивидуально, исходя из его предпочтений и возможностей;

+ методика позволяет воспитать разносторонне развитого человека: физически подготовленного, владеющего живописью, языками, музыкальными инструментами и при этом сохраняющего вкус к жизни;

+ тесное общение ребенка с родителями.

– у методики Масару Ибука нет четких инструкций.

Лучшие методики раннего развития: как воспитать вундеркинда

Надо признать, что далеко не все дети рождаются вундеркиндами. Скорее, наоборот: можно выделить лишь единицы детей, которые проявляют необыкновенные способности с раннего детства. Значит ли это, что остальные безнадежны? Конечно же, нет! Каковы же лучшие методики раннего развития?

Методика Монтессори – «помоги мне это сделать самому»

Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем лучше он будет усваивать все и стремиться к познанию нового. Для этого разработаны различные методики, которые успешно применяются уже не первое десятилетие на практике. Одной из лучших методик раннего развития и, пожалуй, одной из самых известных является методика Марии Монтессори, которая была разработана еще в середине 19-го века.

Мария Монтессори – первая в Италии женщина – доктор медицины. Она много работала в детском саду, занимаясь больными и ослабленными детьми. Чтобы детки не отставали от своих сверстников, она сама придумывала игрушки, которые помогали бы им развивать различные навыки.

Итогом ее работы стала разработка педагогической системы, суть которой заключается в саморазвитии ребенка. Идея системы – создать вокруг ребенка специальную среду, в которой он будет самостоятельно жить и учиться. В этих условиях ребенок формирует моторные и сенсорные навыки, совершенствует физическое состояние, учится упорядочивать и сопоставлять самые разнообразные предметы и явления, приобретает знания и умения на собственном опыте.

Цель учителя при этом – наблюдать за ребенком и помогать только в случае крайней необходимости. Основной девиз учения Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

На данный момент можно приобрести множество игровых и дидактических материалов, основанных на методике Монтессори. Это материалы по развитию речи, сенсорике, практической жизни, письму и чтению, математике. Но подавляющее большинство игр направлено на развитие образного мышления. Основным отрицательным моментом методики Монтессори является неумение взаимодействовать в группе.

Педагоги-новаторы, родители семерых детей Борис и Елена Никитины, разработали свою уникальную методику, которая также считается лучшей для раннего развития ребенка. Все принципы этой методики были апробированы на своих детях.

Их игры рассчитаны на совместные занятия родителей с детьми, точнее, совместные игры, которые варьируются в зависимости от конкретной ситуации и возраста. Как правило, это разнообразные головоломки, которые направлены на то, чтобы распознать и достроить различные образы.

Они способствуют образному и логическому мышлению. Каждая из игр — это определенный набор задач, которые ребенок будет решать с помощью всевозможных деталей – кубиков, квадратов, кирпичиков, картонных фигур и т.д.

Отрицательные стороны такой методики: дети занимаются исключительно тем, что им интересно, в них не воспитывается целеустремленность и усидчивость, не вырабатывается стремление преодолевать трудности.

Довольно оригинальная, созданная более столетия назад австрийским педагогом Рудольфом Штайнером вальдорфская методика также признана лучшей методикой раннего развития, хотя она и основана на принципах, в корне отличающихся от других методик. Согласно ее учению ребенок должен как можно дольше, минимум до 7 лет, жить в собственном, образно-сказочном мире.

То есть, главный акцент в ней делается на творческом, физическом и духовном развитии. Развитие интеллектуальных способностей оставляется на более поздний период. Дети участвуют во всевозможных праздниках, спектаклях, обучаются различным ремеслам, причем работают исключительно с природными материалами.

Исходя из этой методики «мертвые» игрушки — из пластмассы или других полимеров — не дают ребенку жизненные силы, а отнимают их. Также согласно методике рекомедуют убрать из дома компьютер и телевизор, так как они являются источниками дополнительного стресса и совершенно ненужной информации.

Отрицательные стороны такой методики: ребенок практически оторван от современных реалий, знания ребенка и его умения зависят от уровня подготовки самого учителя, колоссальные отличия от программы в традиционных школах.

Эта методика была разработана военным врачом Гленом Доманом, который на протяжении многих лет работал с детьми, имеющими травмы мозга. Ее суть можно изложить несколькими словами: при стимулировании одного из органов чувств человек может добиться значительного усиления активности мозга в целом. То есть, если почти слепой ребенок-инвалид мог после интенсивных занятий видеть очертания предмета, то уже вскоре он начинал двигаться, хотя и по чуть-чуть — мозг заработал и пошла цепная реакция.

Затем методика была применена и к здоровым детям. Глен настаивал, что с ребенком необходимо заниматься с самого рождения, тогда с каждым разом он будет усваивать все больше и больше информации. На карточках больших размеров писали всего по одному слову и показывали ребенку на 5-10 секунд. Так, чтобы он мог просто охватить глазами показанное. На протяжении дня это делалось до 10 раз. В итоге информация усваивалась ребенком свободно.

По его мнению, чем раньше обучить ребенка цифрам, тем быстрее и самостоятельнее он откроет для себя сложение и вычитание, а впоследствии умножение и деление. И так во всем: в обучении языкам, химии, физике и т. д.

Есть в этой методике и отрицательные стороны: ребенок выступает только в качестве пассивного слушателя, в ней отсутствует творческое начало и не учитываются стадии развития.

Известный педагог-новатор Николай Зайцев призывает отказаться от традиционного принципа обучения чтению, так как это негативно воздействует на психомоторное развитие и здоровье ребенка. О «кубиках Зайцева» слышали, наверное, многие родители, но не все пытались применить их на практике.

Суть этой методики проста: ребенок с момента рождения произносит не отдельные буквы, а только слоги. Соответственно, ему проще выучить слог, чем отдельную букву. Тем более, в игровой форме. Играя с кубиками, дети быстро запоминают написание слогов или сочетания букв, а затем могут самостоятельно составлять слова – от простых к сложным.

Методика Зайцева неудобна тем, что после ее применения в школе ребенку приходится переучиваться. Также существует проблема пропуска гласных при письме. На самом деле методик раннего развития еще довольно много. В каждой из них есть свои недостатки, хотя преимуществ все же больше.

Наверное, в идеале было бы взять лучшее в каждой из них и применять все это в комплексе, всесторонне развивая ребенка. К сожалению, в современных реалиях позволить себе такое могут только единицы, так как придется полностью все время посвятить ребенку, что практически невозможно. Но ведь попытаться стоит?

Источники:
Выбор методики раннего развития ребенка
Раннее развитие малышей начинается с 1-2 лет. Сейчас ребенок готов к исследованию мира. Многое можно выучиться, если правильно подобрать методику развития. Главное, не перегружать детей в этом возрасте.
http://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/vybor-metodiki-rannego-razvitiya-rebenka.html
Лучшие методики раннего развития
Лучшие методики раннего развития. Какую выбрать? Самые эффективные методики раннего развития, плюсы и минусы каждой методики. Скачать бесплатно методику Луплан, Домана, Монтессори, Ибука. Все о
http://nanny.aimwi.com/early-development/
Лучшие методики раннего развития как воспитать вундеркинда
Лучшие методики раннего развития: как воспитать вундеркинда Надо признать, что далеко не все дети рождаются вундеркиндами. Скорее, наоборот: можно выделить лишь единицы детей, которые проявляют
http://megapoisk.com/luchshie-metodiki-rannego-razvitija

(Visited 1 times, 1 visits today)